Строительство и недвижимость 
18.04.2014

Ильдар Халиков: «Что еще должен сделать Комаров для того, чтобы проект государственно-частного партнерства все-таки реализовался?!»

Как татарстанский премьер подогрел мечты альметьевского бизнесмена

Тема строительства российского участка магистрали «Европа — Западный Китай» на открывшемся вчера в Казани международном форуме инвесторов дорожной инфраструктуры зазвучала с удвоенной силой. Обеспокоенность торможением мегапроекта со стороны России уже высказывает Казахстан, который готов завершить свой участок «Шелкового пути» к 2015 году. Причины затягивания вопроса в отсутствии правил игры на поле государственно-частного партнерства (ГЧП). Между тем вопрос скорейшего строительства дороги резко актуализировался на фоне геополитических изменений, связанных с событиями на Украине.


.
«Отповедь» Ильдара Халикова на форуме весьма напомнила трехгодичной давности речь президента РТ Рустама Минниханова, обращенную к руководству минтранса РФ

В ПЕРЕДОВИКАХ — КАЗАХСТАН И КИТАЙ, А РОССИЯ...

Более 150 участников собрались вчера в Казанской ратуше на открытие II международного форума инвесторов и операторов дорожной инфраструктуры. Несмотря на сложную политическую ситуацию, своим присутствием мероприятие почтили эксперты и инвесторы из Франции, Испании, представители Европейского банка реконструкции и развития и другие международные эксперты в области дорожной инфраструктуры. Со стороны татарстанских властей в форуме участвовали премьер-министр РТ Ильдар Халиков, министр транспорта и дорожного строительства Ленар Сафин, федеральный центр представляли помощник президента РФ Игорь Левитин (экс-министр транспорта РФ) и помощник министра транспорта РФ Дмитрий Твардовский. Организовал мероприятие «Автодор» (государственная компания «Российские автомобильные дороги» создана в 2009 году) при поддержке министерства транспорта РФ.

Председатель правления «Автодора» и модератор форума Сергей Кельбах определил его площадкой для подведения итогов первого года деятельности национальной ассоциации инвесторов и операторов дорожной отрасли. Что это за ассоциация, похоже, широкой общественности пока не известно. Во всяком случае даже представители самого «Автодора» на просьбы журналистов прояснить данный момент ничего внятно сказать не смогли. Впрочем, чуть позже Кельбах в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» сообщил, что организация создана буквально вот-вот: «Ассоциация инвестиционно-строительных и финансовых компаний, работающих на рынке ГЧП , была создана в декабре прошлого года, но к ее созданию мы готовились целый год. В ней пока состоят 9 компаний федерального уровня. Необходимость ее создания возникла потому, что необходимо было выработать единые правила, единые подходы, стандарты как для строительных компаний, так и для банков, и для страховых компаний». Именно тема государственно-частного партнерства стала главной на форуме, участники которого делились опытом развития рынка инвестиций в дорожную отрасль на фоне отсутствия внятных правил игры на федеральном уровне. Ведь до сих пор не принят федеральный закон о ГЧП, в стране действует лишь ряд региональных нормативных актов.

Одним из мегапроектов, который должен быть реализован в рамках ГЧП, — это строительство автобана «Европа — Западный Китай», известного еще как «Шелковый путь». Напомним, общая протяженность коридора по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Казань — Оренбург — Актобе — Шымкент — Алматы — Хоргос — Урумчи — Ланьчжоу — Ляньюньган составляет 8,5 тыс. километров. Из них 2,3 тыс. проходит по территории России, 2,8 тыс. — по Казахстану, 3,4 тыс. км — по Китаю. Казахи трудятся вовсю, Поднебесная свой участок уже почти построила, зависла только российская часть проекта — из-за отсутствия госфинансирования и заинтересованности частных инвесторов. Как заявил член Совета Федерации Олег Еремеев, казахстанские коллеги очень беспокоятся по поводу такой десинхронизации работы. «Они обещают к 2015 году тот участок, который подходит к границе России, в Оренбургской области завершить, и надо попытаться этот вопрос обсудить — деятельность «Росавтодора», «Автодора» и наших партнеров в Казахстане была более приближена во временном режиме», ­ — заявил он, отметив, что на фоне сложившейся геополитической обстановки этот вопрос необходимо актуализировать. Это понятно: вектор интересов России в последнее время серьезно сдвинулся в сторону Азии.

.
Модератором форума выступил председатель правления «Автодора» Сергей Кельбах (слева). Среди участников — помощник президента РФ Игорь Левитин (справа)

Для Казани эта тема особенно актуальна: именно по территории Татарстана проходит немалая часть российского отрезка «Шелкового пути» — 300 километров. Причем половину его ведет за свой счет частный инвестор — владелец альметьевской группы «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров.

ВОПРОСЫ ХАЛИКОВА ПОСТАВИЛИ В ТУПИК «АВТОДОР»

Первая часть мероприятия уже подошла к завершению, когда неожиданно в разговор включился татарстанский премьер: «Хотелось бы два вопроса задать. Первый. Мы видим, что строительство новых дорог не всегда ведет к снижению дорожно-транспортных происшествий. Одновременно мы имеем примеры, когда это снижение существенно. Хотелось бы, конечно, чтобы какие-то рецепты были предложены. Потому что когда появляются новые современные трассы и на этих дорогах происходит существенный рост ДТП и смертей от ДТП, то возникает вопрос: почему это происходит и как этого избежать?» Вопрос был задан по адресу — «Автодор» выполняет функции госзаказчика при проектировании, строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.

Второй вопрос Халикова прозвучал более жестко: «Я задаю этот вопрос уже в течение четырех лет. Что нужно сделать, чтобы частный инвестор шел в строительство дорог? Наш татарстанский частный инвестор уже несколько миллиардов вложил. Фоат Фагимович, я про вас говорю! — обратился Халиков в зал к Комарову и продолжил. — Вот он миллиарды вложил и этим говорит: «Я делаю первые шаги, надеюсь, это увидят, надеюсь, это услышат, будет встречный шаг, готов вкладывать еще, увидят, как у нас налажено взаимодействие по дорожной инфраструктуре страны, и тогда, если появится какой-то такой механизм, придут не десятки, а сотни миллиардов рублей». Что еще должен сделать Комаров для того, чтобы поддерживаемая всеми тема государственно-частного строительства дорог все-таки реализовалась?»

.
Сергей Кельбах: «Главное — мы перебрасываем мостик в регионы. Татарстан пока не участвует в ассоциации (национальной ассоциации инвесторов и операторов дорожной отрасли — прим. ред.), но мы не зря форум проводим здесь»

Проникновенный спич Халикова несколько смутил Кельбаха: «Оба вопроса и важные, и интересные, и действительно еще не исследованные — нет однозначных ответов. Мы обязательно включим их в перечень тех вопросов, над которыми будем работать. И завтра мы, по крайней мере, сможем сформулировать основные постулаты, что нам надо сделать для того, чтобы была четкая, ясная, понятная картина по этим вопросам», — обтекаемо ответил модератор форума. Но Халикова такой ответ явно не устроил.

— Давайте уж и у Фоата Фагимовича спросим, сколько сегодня вложено его денег в дорогу, — предложил премьер.

— 12 миллиардов, — послышалось из зала.

— Вот, — удовлетворенно кивнул глава правительства РТ, — а он все продолжает ждать встречных движений.

— Важно, чтобы у него появилось много таких последователей, — оптимистично заметил на это предправления «Автодора».

.
Фоат Комаров (слева) уже вложил в строительство дорог 12 миллиардов

Впрочем, в кулуарах Кельбах все же объяснил «БИЗНЕС Online», почему татарстанские строители отрезка «Шелкового пути» все-таки могут надеяться на участие государственных средств и других инвесторов. Главная надежда, по Кельбаху, — членство в национальной ассоциации инвесторов: «Главное — мы перебрасываем мостик в регионы. Татарстан пока не участвует в ассоциации, но мы не зря форум проводим здесь».

Комаров же, вдохновленный позицией премьера, в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заметил: «Ильдар Шафкатович прямо спросил об участии федеральных ресурсов, и, думаю, каждый такой шаг приближает к вводу в эксплуатацию нашего отрезка». Однако, по мнению бизнесмена, пока не будет достроен отрезок Москва — Санкт-Петербург, говорить о каких-то других проектах некорректно: «Когда будет на выходе отрезок Москва — Санкт-Петербург, станет актуальным и наш участок до Казахстана. Мы думаем, что один-два года максимум и уже начнется финансирование, что максимально ускорит реализацию нашей дороги».

.

Напоследок отметим, что «отповедь» Халикова весьма напомнила трехгодичной давности речь президента РТ Рустама Минниханова, обращенную к руководству минтранса РФ. «Наш предприниматель господин Комаров уже выдыхается, но живет какими-то надеждами, — рассказал тогда глава РТ о строительстве татарстанского отрезка «Шелкового пути». — Я не знаю, как ему это удается».

Сегодня форум продолжит свою работу.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (4) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    18.04.2014 10:36

    а евреям частные партнёры не нужны при стротительстве инфраструктуры. Это же потом доходами надо делиться.

  • Анонимно
    18.04.2014 10:41

    > Когда будет на выходе отрезок Москва — Санкт-Петербург, станет актуальным и наш участок до КазахстанаГлавное асфальт до Алексеевского довести, а до Москвы и Питера уж как-нибудь по существующим путям

  • Анонимно
    19.04.2014 07:11

    А где, можно узнать официальную информацию о состоянии строительства на сегодняшний день? Участок по территории РФ 2300 км, сколько км сделано по участкам Санкт-Петербург - Москва из 700 км, Москва - Казань из 800 км, Казань- Оренбург из 700 км, Оренбург - граница РФ из 100 км?

  • Анонимно
    20.04.2014 23:33

    Да какая разница каким образом они строят дороги, главное что строят и достаточно высокого уровня

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль