Общество 
30.04.2014

Как Алина Кабаева оказалась главным лоббистом Татарстана

Бывший главный налоговик РТ Ринат Хайров и экс-глава Нурлата Фатих Сибагатуллин неожиданно оказались аутсайдерами среди своих коллег по Госдуме от РТ

В распоряжении «БИЗНЕС Online» оказался полусекретный рейтинг лоббизма депутатов-единороссов, представляющих РТ в российском парламенте. Как рассказал накануне на встрече с ними спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, в результате их усилий в этом году Татарстан получит 46,8 млрд. рублей по различным федеральным программам, тогда как заявлялся на участие на сумму в 56,4 миллиарда. Как выяснилось, лучшими лоббистами оказались Алина Кабаева, бывший шеф «Нижнекамскшины» Радик Ильясов, аграрий Айрат Хайруллин, депутат Александр Сидякин и совладелец ГК «Нэфис» Ирек Богуславский.


.
В ОАО «Нэфис» прошла встреча Госсовета РТ с депутатами Госдумы РФ. Основной вопрос - аспект привлечения средств федерального бюджета в экономику РТ

«ТЕМПЫ НЕ СБАВЛЯТЬ, СВОЮ ТАТАРСТАНСКУЮ ДОЛЮ ВЫТАСКИВАТЬ»

Самым эффективным из 15 депутатов Госдумы от РТ оказалась, как это ни странно, известная в прошлом гимнастка Алина Кабаева. Заявившись в различные федеральные программы, она принесла в 2014 году в бюджет Татарстана 8,1 млрд. рублей. Это следует из справочных материалов, предоставленных участникам совещания председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина с депутатами Госдумы РФ по вопросу привлечения в Татарстан средств по различным программам. Мероприятие прошло вчера на ОАО «Нэфис». Газета «БИЗНЕС Online», исходя из этих данных, составила своеобразный рейтинг эффективности депутатов.

Кабаевой и ее рабочей группе одним из немногих была утверждена вся сумма финансирования, на которую она претендовала.

На втором месте — экс-гендиректор «Нижнекамскшины» Радик Ильясов, который претендовал на получение по различным федеральным программам, субсидиям и субвенциям 7,1 млрд. рублей, но ему было утверждено 6,5 млрд., что тоже неплохо.

На третьем месте стоит Айрат Хайруллин. Он принес в бюджет республики чуть больше 6 млрд. рублей, но заявлялся на 6,3 млрд. рублей.

Крепкие «середнячки» — Александр Сидякин (4,9 млрд. рублей), Ирек Богуславский (3 млрд.) и Альфия Когогина (1,1 млрд.). Отметим, что именно супруга гендиректора ОАО «КАМАЗ» Сергея Когогина получила самый большой разрыв между той суммой, на которую заявлялась, и той, которую утвердили, — в 6 раз меньше.

На последнем месте рейтинга — член комитета Госдумы по обороне Ринат Хайров: бывший главный налоговик республики смог привлечь лишь скромные 91,5 млн. рублей. Впрочем, рейтинг лишь промежуточный, до конца года ситуация может измениться. Однако тенденция, как говорится, налицо.

Не так много «принесли» Марат Бариев и Ильдар Гильмутдинов — 158,7 млн. рублей и 602 млн. соответственно. Очевидно, это связано с тем, что они курируют в основном спортивные, молодежные программы (Бариев — первый зампредседателя комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи, Гильмутдинов — член комитета по образованию), финансирование которых в связи с прошедшей Универсиадой было сверхнасыщенным в прошлом году. Поэтому пока тут сказался эффект «выжженной земли».

Подобные совещания Мухаметшин, который курирует работу депутатов Госдумы по привлечению финансовых средств в РТ, проводит ежемесячно (следующее состоится в конце мая). Они, как правило, проходят за закрытыми дверями, хотя, как показало вчерашнее совещание, минэкономики и депутатам есть о чем рассказать и чем похвалиться. Министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов, который выступал с основным докладом, сообщил, что всего республика заявилась по различным госпрограммам, субсидиям и субвенциям на 56,4 млрд. рублей. Утверждено было 46,8 млрд. или 83% «намерений» республики (в течение года цифра может еще вырасти). При этом министр напомнил, что во вторник утром президент РТ Рустам Минниханов провел заседание экономического совета, где были рассмотрены и замедляющиеся темпы роста экономики, и «вопросы эффективности, модернизации республиканских производств». «В этой связи вопрос с привлечением бюджетных средств в экономику Татарстана приобретает самое что ни на есть актуальное значение», — подбодрил депутатов министр.

Из утвержденных 46,8 млрд. рублей 21,5 млрд. уже пришли в бюджет республики. Самый большой транш — на федеральные автодороги: 6,2 миллиарда. Субвенции на оплату ЖКХ — 4,1 миллиарда. Дотации на обеспечение сбалансированности бюджета — 2,3 миллиарда. Содействие реформированию ЖКХ — 1,8 миллиарда. Содействие занятости — 1,6 миллиарда. «Вроде бы не плохо, но речь о данных на 1 апреля, — прокомментировал Мухаметшин и поставил задачу. — Темпы не сбавлять, свою татарстанскую долю вытаскивать».

.
Александр Сидякин не согласен с некоторыми данными министра экономики РТ

КАКИМИ ПУТЯМИ В ТАТАРСТАН ПРИХОДЯТ ДЕНЬГИ

Однако с некоторыми данными министра не согласился Сидякин: «Второй раз подряд вы говорите, что мы не участвуем в программе по социальной поддержке граждан (ее курирует Сидякин авт.). Это просто какое-то недоразумение, потому что в прошлом году 5,8 миллиарда рублей по ней получили, на этот год заявлено 6,5 миллиардов — это наша поддержка детей-сирот, по ЖКХ. Все идет через эту программу». «Это субвенции, это не госпрограммы, — парировал министр. — А те цифры, которые вы назвали, они учтены, но в самой программе надо участвовать». «Реальные же деньги пришли в Татарстан, надо разобраться, по каким именно ФЦП они пришли», — поставил точку в споре Мухаметшин.

В ответ Шагиахметов напомнил, что представителей Татарстана нет в важных комитетах: по бюджету и налогам, а также по экономической политике, а вот ряд комитетов представлен сразу несколькими депутатами от РТ, что не очень эффективно. Больше всего их в комитете по промышленности: Виктор Пешков (КПРФ), Когогина и зампредседателя комитета Богуславский. Дублируются народные избранники от РТ в комитете Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству: Ришат Абубакиров и Сидякин (зампредседателя); в комитете по обороне — Тимур Акулов и Хайров; в комитете по физической культуре, спорту и делам молодежи — Кабаева и Бариев (первый зампредседателя).

«Понятно, что есть свои правила и порядки, но комитет по бюджету и комитет по экономической политике как бы заполучить... Чтобы наши представители из первых уст могли информировать нас по всем вопросам?» — спросил министр. Мухаметшин ответил, что «вопрос оказался не таким простым», поскольку там «сложная партийная система». Тем не менее дублирующих депутатов Мухаметшин пообещал каким-то образом развести.

.
Мидхат Шагиахметов: «В экономике мы ощущаем сдержанные темпы роста ВРП по итогам первого квартала в 1 процент, объем промышленного производства — около 1 процента»

«ТАКИХ, КТО ВСЕРЬЕЗ ЗАНИМАЕТСЯ ДЕНЬГАМИ, ТАКИХ ТОЛКАЮЩИХСЯ СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЬШЕ В МИНФИНЕ»

Довольно тревожно прозвучал призыв министра экономики активнее внедриться в программу поддержки моногородов, которая, как сказал Мухаметшин, «еще не запущена, но уже объявлена». «В экономике мы ощущаем сдержанные темпы роста ВРП по итогам первого квартала в 1 процент, объем промышленного производства — около 1 процента, сельское хозяйство на уровне прошлого года, поэтому нам надо найти поддержку наших городов, которые имеют признаки монопрофильности», — заявил Шагиахметов.

Куратор этой программы — Когогина. На встрече она не присутствовала по причине командировки, и председатель парламента даже заявил, что пошлет ей срочное сообщение с заданием — состыковаться с профильным министерством, создать рабочую группу, чтобы «не опоздать в последний вагон». «Таких, кто всерьез занимается деньгами, таких толкающихся становится все больше в минфине», — заявил Мухаметшин.

В конце совещания Шагихаметов сообщил, что в апреле правительство России утвердило в новой редакции 34 госпрограммы, их общая сумма финансирования составит несколько триллионов рублей. Этот факт министр попросил депутатов принять к сведению. В целом работу по привлечению федеральных средств в Татарстан Мухаметшин назвал удовлетворительной. «Не могу сказать, что положение трагичное — задача выполняется. Но над новыми программами надо серьезно работать», — сказал председатель парламента, призвав активнее «нажимать на педали». Отщипнуть хотя бы кусочек от запланированных триллионов — это того стоит.

.
Ряд комитетов Госдумы РФ представлен сразу несколькими депутатами от РТ, что не очень эффективно

УЧАСТВУЕМ В ПЕРВЫХ РЯДАХ ВЕЗДЕ, ГДЕ ХОТЬ ЧТО-ТО ВЫДЕЛЯЕТСЯ В РЕГИОНЫ

Александр Сидякин — депутат Госдумы РФ:

— С предыдущими годами сравнивать поступления в Татарстан нельзя, потому что ранее были универсиадские деньги и тягаться с таким объемом сложно. Но если сравнивать с субъектами Российской Федерации, мы опережаем всех по участию в ФЦП. Мы стараемся в первых рядах участвовать во всех возможных федеральных программах, по которым хоть что-то выделяется в регионы.

Очень плохо, что остановилась программа «Чистая вода», которая предусматривает замену инфраструктуры по водоотведению и водоснабжению. Мы должны найти механизмы получения инвестиций в эту сферу, а инвесторы не хотят идти в эту сферу, особенно в малые города. Либо «Чистая вода» будет реанимирована, либо надо будет искать механизмы по кредитованию малых городов.

Марат Галеев — председатель комитета Госсовета по экономике, инвестициям и предпринимательству:

— Оба направления одинаково важны: и федеральное законодательство, которое отстает по ряду направлений от жизни, и лоббирование федеральных программ на территории республики. Здесь нет чего-то менее или более важного. Методика лоббирования программ складывалась не с первого созыва Государственной Думы. Раньше ведь этих программ и не было. С их появлением Татарстан весьма активно включился в работу, и на уровне правительства работает, и подключает депутатов. Технология работы татарстанских депутатов выработалась жизнью уже во второй или третий созыв. Но законотворческая работа, на мой взгляд, не менее важна, в отдельных случаях даже более важна, но все зависит от времени и места.

Я бы не стал выделять кого-то из депутатов. Это команда, каждый имеет свои сильные стороны. Например, сегодня (во вторникприм. авт.) я общался с Александром Сидякиным, он в комитете по жилищно-коммунальному хозяйству лоббирует интересы и инициативы республики по ряду законов в сфере ЖКХ. Республика в реформах ЖКХ более продвинута, потому что мы начали их с 2004 года — и модернизацию, и программу капремонта. Кстати, программа капремонта была утверждена президентом России по предложению Татарстана. У нас наработан ряд жизнеспособных моделей. Сидякин активно использует предложения, вырабатываемые в республике, для лоббирования их в законопроектной работе. Хайруллин поддерживает интересы аграриев, у него есть определенные результаты по привлечению средств. Ильдар Гильмутдинов работает по вопросам культурной автономии татар, активно работал по крымским делам. Алина Кабаева курирует спортивные вопросы, поддержку молодежи, развитие физкультуры. Ирек Богуславский — по промышленности. У каждого есть своя «фишка».

Ильдар Гильмутдинов — депутат Госдумы РФ:

— По программам год на год не приходится. Например, в этом году для всех регионов сократили участие в программе «Чистая вода». Говорят, средства уйдут на поддержку наших крымских друзей, на строительство водопровода. Но появляются новые программы, например, по моногородам, будет программа поддержки малых городов. Татарстан будет в них участвовать.

Сергей Сергеев — профессор кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета:

— Я считаю, что работа депутатов прежде всего и во все времена — это все-таки работа над законами. И вторая сторона деятельности депутатов — это лоббирование. В данном случае лоббирование региона. Я думаю, что у разных депутатов разные «весовые категории» и разные возможности лоббирования. Один в важном комитете сидит, у него больше возможностей, у другого — меньше. Собственно говоря, татарстанская система лоббирования основана на том, что депутаты закреплены за определенными министерствами и ведомствами и работают непосредственно по тем федеральным целевым программам, которые те или иные ведомства проводят. Кстати, в работе известного эконом-географа Натальи Зубаревич говорится: сколько перечисляется регионам по разным целевым программам, строго говоря, вообще подсчитать невозможно. Это тоже важный показатель, но этим не исчерпывается участие депутата, тут какие-то более интегральные вещи нужны. А что касается самого эффективного депутата... Наиболее известен, в том числе и благодаря вашему изданию, Айрат Хайруллин.

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ им. Туполева:

— Никого не нужно в этом смысле называть эффективным депутатом. Потому что у нас искаженная практика работы депутата. В нормальной федерации определенный, заранее оговоренный процент всех налогов остается в регионе, данный регион на эти налоги и живет. А у нас, к сожалению, унитаризм, при котором центр собирает все налоги, а потом выдает любимчикам — побольше, другим — поменьше. И если считать, что они у нас «выбивалы», а не депутаты, которые должны принимать законы, расширяющие наши права, то, конечно, тогда получается что в этой системе суперунитарного государства они очень эффективны. А если реально подходить к тому, каким должно быть наше управление, то у нас должна быть структура федеративная, при которой должен быть заранее оговоренный процент оставляемых в регионе. А депутаты должны писать законы. А законы писать никто из наших депутатов не умеет. Они даже не знают, что это такое. Они даже не читают те законы и бюджет, которые принимаются. Так что они свои функции не выполняют. А у них должны быть три функции: законотворчество, контроль за исполнением законов и представительство народа, чем они тоже не занимаются. Выбивание средств — это не представительство народа. У нас искаженная структура. В советское время были такие доставалы, которые ездили по всем регионам, снабженцы. Вот снабженцами они и являются. Но это же не политика. А они входят в ветвь власти и даже не знают об этом.

Объемы привлекаемых средств в 2014 году
в разрезе рабочих групп

Депутат

Финансирование (млн. рублей)

Заявлено

Утверждено

1

Кабаева А.М.

8 168,1

8 168,1

2

Ильясов Р.С.

7 139,5

6 505,7

3

Хайруллин А.Н.

6 297,7

6 056,8

4

Сидякин А.Г.

5 952,7

4 977,3

5

Богуславский И.Б.

3 351,7

3 093,2

6

Когогина А.Г.

6 608,2

1 140,4

7

Абубакиров Р.Ф.

660,3

660,3

8

Гильмутдинов И.И.

1 392,6

602,5

9

Галимарданов М.М.

575,2

486,9

10

Сибагатуллин Ф.С.

875,6

409,8

11

Бариев М.М.

158,7

158,7

12

Хайров Р.Ш.

209

91,5

Должны ли депутаты заниматься привлечением денег в Татарстан? (30.04.14-01.05.14)
12%Не верю, что депутаты могут быть эффективными финансовыми лоббистами
29%Депутаты должны заниматься законотворчеством, а не финансами
38%Пока законы пишутся в аппарате Кремля, депутатам остается только деньги выбивать
21%Деньги в Москве должны выбивать министры
Ваш голос учтен
Предприятия: Нэфис Косметикс
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (40) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    30.04.2014 08:16

    Молодец Кабаева, вот сказала-сделала не то что пиар леди с КАМАЗа которая только и умеет обещания раздавать и госзаказом от оборонки хвалится, который и без ее участия дан от минобороны, а денег камаз в нее вбухал на продвижение в госдуму 1,5 млрд.р за столько лет и невернула своим просиживанием

    • Анонимно
      30.04.2014 14:58

      вы совершенно правы - Анна Маратовна супер-молодчина! Ну кто же сможет отказать ей, такой красавице?!А для некоторых типа "хозяина ВАМИНА" - это золотой парашют за былые заслуги по освоению бюджета. Иптэш Мингазов пошел туда только ради депутатской неприкосновенности и уже четвертый год живет только личными проблемами. А вообще таких безликих людей от Татарстана там еще много, которым нечем отчитаться перед избирателями, кроме командировочных расходов

  • Анонимно
    30.04.2014 08:28

    Уважаемая А. Кабаева или ее представители, пролоббируйте пожалуйста хотя бы 50 млн. на ремонт дорог в г. Нижнекамске, а то местный мэр совсем не профпригоден.

    • Анонимно
      30.04.2014 09:36

      Поддерживаю, дороги в Н-камске просто ужас.А власти НИЧЕГО не делают для исправления данной ситуации.

  • Анонимно
    30.04.2014 08:37

    Кабаева?! Начинаю верить невероятное

  • Анонимно
    30.04.2014 08:41

    Пора Сибагатуллину делом заняться, а не презентациями ненаписанных книг.

  • Анонимно
    30.04.2014 09:03

    Подскажите, где приемная депутата от РТ Кабаевой А.М.?

  • Анонимно
    30.04.2014 09:08

    Ничего себе Кабаева!

  • Анонимно
    30.04.2014 09:14

    Кабаева это наш проект. А то всякое про нее говорили ,а оказалось что очень даже с пользой вышло для нас. Только почему полу секретный отчет? Депутаты народные и все должно быть гласно.

  • Анонимно
    30.04.2014 09:15

    Хайров подсказчик Сердюкова!

  • Анонимно
    30.04.2014 09:16

    Странно, почему удивляетесь плохой работе Сибагатуллина?Человек только на себя работает. Пережиток прошлого.

  • ЧеКа
    30.04.2014 09:20

    Недавно здесь на сайте БО Метшиным задан был вопрос какой следующий драйвер роста привлечь в Казань уровня 1000-летия и Универсиады. Предлагаю всем лоббистам Татарстана (от президента и до депутатов) попробовать привлечь в Казань центр (столицу) создаваемого ЕВРАЗЭС. Насколько пока известно каждая из трех сторон (Москва,Минск,Астана) пытаются создать его у себя и определенности пока не достигнуто. Как компромисс и географически удобно , Казань вполне могла бы быть штаб-квартирой ЕВРАЗЭС..

  • TatarIN.NET
    30.04.2014 09:35

    Цифра в 21 млрд. явно завышена. В бюджет на 1 апреля поступило порядка 5 млрд. рублей.Ставить в заслугу депутатам поступление субвенций не совсем правильно - субвенции передаются на реализацию федеральных полномочий, финансовое обеспечение которых прямая обязанность федерального бюджета и их объемы рассчитываются не от "хотелок и умений" депутатов, а по нормативам утверждённым на федеральном уровне.

  • Анонимно
    30.04.2014 09:36

    Что значит принесли? Откуда? Чье принесли? Вот если б контроль организовали за тем,куда все это девается - цены б не было!!! Алина- молодец!.....Когда кончится имитация борьбы с коррупцией,начнутся реальные поСАДКИ, тогда и заживем...

  • Анонимно
    30.04.2014 09:38

    Ильясов - лоббист???)))) какая смешная шутка!!!))))

  • Анонимно
    30.04.2014 09:43

    Нижнекамцы в сентябре есть у Вас шанс. Т.к выборы в Госсовет РТ. Но вот и не выбирайте Метшина . Если он не смог все дороги ремонтировать в городе. Этот шанс кого выбирать нам дается 1 раз за 5 лет. Я просто не пойму главы городов и районов они что соревнуются между собой у кого на территории самые плохие и разбитые дороги и дворы. Какой город впереди интересно.

  • Анонимно
    30.04.2014 09:55

    По эффективности первое место с Кабаевой разделяют Абубакиров Р.Ф. и Бариев М.М. - у них эффективности факта к заявленной сумме тоже 100%!

  • Анонимно
    30.04.2014 09:58

    Алина наше все! Спортсменка,красавица и умница!

  • Анонимно
    30.04.2014 09:58

    В Нижнекамске застой,чем занимается мэр?когда власти республики обратят внимание на ситацию в городе? не понятно...

  • Анонимно
    30.04.2014 10:07

    Что-то Фатих булдыралмый!

  • Анонимно
    30.04.2014 10:18

    Какая эффективность от Вагиза Мингазова с Батиным,вот еще один вопрос. Или там одно уклонение от судебного преследования???

  • Анонимно
    30.04.2014 11:04

    Сибгатуллину Ф.С. пора начинать писать мемуары о том как он с Ельциным в 90е суверинитет в Мамадыше за рюмкой чая получил, Тукаевскую премию экспронтом выдадут!

  • Анонимно
    30.04.2014 11:07

    а что будет с Мингазовым после 14.09.2014г.? советником к ГОССОВЕТНИКУ?

  • Анонимно
    30.04.2014 11:09

    а почему Лихачева нет ?

  • Анонимно
    30.04.2014 12:09

    Маладис Алина, Татарстанда тагын матур кызлар бар эле, жибэрэргэ кирэк)

    • Анонимно
      30.04.2014 14:16

      Нэмэкэйгэ кирэк ул мэскэу кызлары,бездэ болай да алар муеннан,чибэр татар кызлары.

  • Анонимно
    30.04.2014 12:13

    Молодец Владимир Беляев. Все точки расставил где надо.

  • Анонимно
    30.04.2014 16:45

    Что за голосование у вас одномтороннее такое, БО? Где пункт "Да должны"? Формально автор считает, что это не работа депутатов и предлагает 4 варианта ответа на опрос, которые это мнение поддерживают.

  • Анонимно
    30.04.2014 17:36

    Стыдоба! Кто сколько принес в клювике - это основной критерий оценки деятельности депутата? Эта практика ведет страну в тупик. Если депутат голосует не так как надо, а по убеждению, то в Москве ему не дадут денег для региона. Депутат вынужден голосовать не по совести. Впрочем, в такие ситуации наши депутаты не попадают.

  • Анонимно
    30.04.2014 18:16

    Неважно как выбрали,важно как посчитали.ЦИК РТ

  • Анонимно
    30.04.2014 20:05

    Моногорода хорошая мысль! Для жителей устойчивая работа и для республики хорошо!

  • Анонимно
    30.04.2014 20:41

    А сколько они отстегнули москвичам за такие "подарки" Татарстану?

  • ЧеКа
    1.05.2014 11:11

    Если бы точно знать с кем она завтракает..И тогда уже или хвалить или ругать - типа могла бы и больше выбить)...

  • Анонимно
    1.05.2014 21:31

    Побольше бы таких Алин. Но к сожалению, она одна

  • Анонимно
    24.09.2014 09:58

    Всё не так, не так ребята!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль