Банки 
24.06.2009

Ильдар Галяутдинов, Акибанк: "Мы усилили требования к заемщикам"

Челнинский Акибанк адаптируется к новой экономической реальности. В кризис его руководство делает ставку на консерватизм, но надеется, что в ближайшее время на финансовом рынке как   в экономике в целом начнется оживление. О нынешнем положении банка   и его планах рассказал председатель правления Ильдар Галяутдинов.

- Ильдар Хайдарович, годовое собрание акционеров - важное событие для ОАО "Акибанк". Участники удовлетворены результатами деятельности банка за 2008 год?

- Думаю, да. Итоги работы Акибанка в прошлом году были неплохими. По многим показателям банк продемонстрировал рост свыше 30%. У нас выросли активы, более чем на 22% увеличилась прибыль (325 млн. рублей). Более того, мы регулярно выплачиваем дивиденды, а это могут позволить себе далеко не все банки в нынешней ситуации.

Положительную динамику годовых показателей не испортил нам и сложнейший IV квартал прошлого года. Нас, как и всех, коснулись общие проблемы: это и паника среди вкладчиков, и резкое ухудшение экономической ситуации. Однако достаточно консервативная политика банка, которой мы традиционно придерживаемся, полностью оправдала себя, особенно в период кризиса. Поэтому мы уверенно пережили волнения населения. Нами не было допущено ни одного простоя банкомата из-за отсутствия в нем денежных средств, ни одного отказа в выдаче средств со вкладов. И в последнем квартале 2008 года банк работал с прибылью.

- Как вам работается в 2009-м? Внес ли кризис коррективы в планы Акибанка на нынешний год?

- В 2009-м мы продолжаем наращивать активы. Объем кредитных вложений за пять месяцев нынешнего года вырос более чем на 10%. Это при том, что в целом по банковской системе России идет снижение объема выдаваемых ссуд. Конечно, мы, как и все банки, вынуждены увеличивать резервы: финансовое состояние заемщиков - и экономики в целом - значительно ухудшилось. Этого отрицать нельзя. У нас неплохая динамика по депозитам: потери, которые мы понесли в результате оттока вкладов в октябре, восстановлены. Мы не обещаем клиентам заоблачных процентов. Ведь чтобы предлагать ставки, например, под 20% годовых в нынешних условиях, нужно выдавать кредиты под 27-28%. Это очень большой риск. Мы предлагаем средние по рынку условия для вкладчиков - зато надежные и удобные. Первый квартал мы закончили с хорошей прибылью - она превысила аналогичный показатель прошлого года на 14,7%. Акибанк занял третье место по прибыли среди самостоятельных кредитных организаций республики.

Часть своих планов на 2009 год мы, безусловно, скорректировали, однако не в ущерб качеству обслуживания клиентов. Особый акцент мы всегда делали на техническую оснащенность. Продолжаем развивать инфраструктуру обслуживания банковских карт. В конце прошлого года в рамках начала эмиссии и эквайринга банковских карт международных платежных систем VISA, MasterCard всем своим клиентам - держателям карт STB произвели бесплатный выпуск карт Electron международной платежной системы VISA International. Кроме того, закупили и начинаем подключать так называемые "электронные киоски" наподобие тех, где принимаются платежи за мобильную связь. Через них будет осуществляться дистанционное обслуживание клиентов. Начнем устанавливать их в Набережных Челнах, затем - в Казани, Уфе и других городах нашего присутствия. Принципиальное отличие новых терминалов от аналогов в том, что помимо наличных средств они будут принимать к оплате и пластиковые карточки.

В этом году мы открыли уже два дополнительных офиса: один - в Казани, другой - второй по значимости после головного - в Набережных Челнах. Важным достижением в области поддержки эффективного взаимодействия с клиентами можно считать начало работы контактного центра. Кроме того, мы поэтапно внедряем СRM-систему с последующим расширением ее функционала. Все это поможет нам качественно продвинуться в розничном бизнесе.

- Сказался ли кризис на количестве обращений в Акибанк за кредитами?

- Число обращений физлиц, как и предполагалось, значительно уменьшилось. Это обуславливается не только ужесточением требований банков к заемщикам. Люди сами стали более ответственными. Теряя работу, зарплату, уверенность в завтрашнем дне, они уже не решаются обращаться в кредитные организации.

Был период, когда заметно снизилось количество обращений юридических лиц. Сейчас, наоборот, идет активизация. Предприятия постепенно адаптируются к новым экономическим условиям: люди ищут новые сегменты, новые сферы приложения сил, новые рынки. В какой-то мере этому способствовала и девальвация, когда товар, произведенный в России, оказался более конкурентным по ценовым характеристикам.

- Ухудшение экономической ситуации и, как следствие, снижение активности бизнеса отразилось каким-то образом на клиентской базе банка?

- Несмотря на сложную экономическую ситуацию, в этом году снижение количества открываемых счетов не произошло, нам удалось сохранить сформированную клиентскую базу и достигнутые темпы ее увеличения. Я уже отмечал, что Акибанк проводит достаточно консервативную политику. Мы усилили требования к заемщикам, но вместе с тем делаем все возможное, чтобы приходить на выручку своим клиентам. И клиенты, надо сказать, отвечают нам пониманием. Мне кажется, во многом оправдала себя и политика диверсификации нашего кредитного портфеля по отраслям промышленности и сельского хозяйства. Каждый сектор экономики реагировал на кризис по-разному. И тот факт, что кредитный портфель Акибанкаа был достаточно равномерно распределен по различным отраслям экономики, позволил нам не только сохранить, но и нарастить клиентскую базу. Помимо отраслевой, мы придерживаемся еще и региональной диверсификации.

Диверсификация рисков - особенно в кризисные времена - себя оправдывает. Мы всегда уделяли большое внимание риск-менеджменту. Целый департамент в Акибанке занимается прогнозированием развития ситуации в тех или иных сегментах рынка.

- Заметную долю в кредитном портфеле банка традиционно занимают промышленные предприятия и сельхозпроизводители. Поддержка агропромышленного сектора экономики - это социальная позиция Акибанка?

- Не нужно забывать, я - в первую очередь банкир. И, вкладывая деньги в проект, я должен руководствоваться не только политикой социальной ответственности… Меня как руководителя одного из крупнейших банков республики должна волновать главным образом оправданность кредитных вложений. Только тогда возможно выполнять обязательства перед всеми, кто доверяет нам свои сбережения.
То, что сегодня делается на "Камском беконе", "Челны-Бройлере", на комбинате хлебопродуктов - это появление новых форм аграрной экономики. Другими словами, мы наблюдаем появление индустриально-аграрных производств (подчеркиваю: не аграрно-индустриальных, а наоборот!) благодаря внедрению самых передовых технологий.

Более того, в ЗАО "Агросила Групп" идут дальше: там уже обсуждают вопросы создания инновационных точек роста. То есть речь идет не только о модернизации за счет готовых западных технологий и оборудования, но и о внедрении инноваций - как российских, так и зарубежных. Это касается и производства кормов, и внедрения новых культур, и создания ветпрепаратов, адаптированных к микрофлоре конкретных ферм. Это все интересно и к тому же позволяет оптимизировать процессы, минимизировать долю ручного труда и получать неплохой доход в перспективе.

- В конце прошлого года одной из самых острых проблем для банков стал так называемый "кризис доверия", когда фактически прекратилось межбанковское кредитование: кредитные организации не доверяли денег друг другу…

- Постепенно доверие восстанавливается. Но я хочу сказать, что работу на межбанковском рынке мы не прекращали: как сами предоставляем кредиты на МБК, так и привлекаем их в случае необходимости. Акибанк традиционно был банком-"донором" рынка МБК и остается им сегодня. Другое дело, теперь мы работаем с теми, кому доверяем. Активная работа у нас идет с тремя крупными российскими банками. Ну и, конечно, мы размещаем свободные средства - а это достаточно большие суммы - на депозитах Центрального банка, чтобы в случае непредвиденных разворотов экономики у Акибанкаа всегда была "подушка ликвидности". Мы постоянно "мониторим" ситуацию на рынке и считаем для себя более безопасным создавать резервы, чтобы моментально реагировать на все изменения, происходящие на рынке.

- Новые экономические условия дают и новые возможности. Какие планы Акибанк строит на ближайшую перспективу?

- От своих планов, повторю, мы не отказываемся. Другое дело, что некоторые "территориальные" проекты, связанные с вхождением банка в новые регионы, оказались отложенными на полгода-год. Тем не менее в регионах традиционного присутствия Акибанка - в Набережных Челнах, Казани, Уфе - мы продолжаем комплексное развитие. Сейчас это более целесообразно, нежели открытие инорегиональных филиалов.

Потенциал Акибанка на банковском рынке не исчерпан. Впереди - новые возможности по развитию бизнеса. Любой выход из кризиса - это начало роста и потребность в новых ресурсах, прежде всего - денежных. Мы это понимаем. Кризис для бизнеса, оставшегося на плаву, - это перспектива, потому что предприятие получает возможность подрасти: расширить объемы производства, привлечь дополнительные рабочие руки, модернизировать оборудование. А Акибанк готов им в этом помочь. Поэтому мы ситуацию особо не драматизируем - переждем и нынешние трудности.

Время и Деньги

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (0) Обновить комментарииОбновить комментарии
    Оставить комментарий
    Анонимно
    Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
    [ x ]

    Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

    Это даст возможность:

    Регистрация

    Помогите мне вспомнить пароль