Новый поворот в борьбе с серым рынком труда внес в Госдуму РФ Ильдар Гильмутдинов. Знаменитый лозунг времен борьбы с тунеядством «Кто не работает — тот не ест» в его исполнении получил новое прочтение в виде лишения медицинской страховки. Как рассказал Гильмутдинов «БИЗНЕС Online», инициатива поможет сбалансировать региональные бюджеты: только в РТ программа ОМС стоит 38 млрд. рублей. Эксперты восприняли идею неоднозначно — по их мнению, такой закон вряд ли имеет перспективы в Госдуме.
Ильдар Гильмутдинов предложил лишать полиса обязательного медицинского страхования тех россиян, которые не работают по трудовому договору |
«ПОЧЕМУ МЫ ДОЛЖНЫ ЗА НИХ ПЛАТИТЬ?»
Депутат Госдумы от Татарстана Ильдар Гильмутдинов предложил лишать полиса обязательного медицинского страхования (ОМС) тех россиян, которые не работают по трудовому договору, получают зарплату в конвертах и, соответственно, не отчисляют страховые взносы на медицину. Фактически это новая версия идеи борьбы с тунеядством, которую вбросили в публичное пространство накануне Первомая. Вместе с тем инициатива татарстанского депутата имеет принципиальные отличия и не нуждается в возрождении самого понятия «тунеядец».
«Речь идет о тех безработных, у которых есть все возможности работать. У нас появилась сейчас категория людей, которые не работают, потому что это выгодно, скажем так. А сами занимаются бизнесом, не платят ни налогов, ничего, плюс получают от государства поддержку, в данном случае оплату за ОМС», — рассказал депутат в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». Свою инициативу Гильмутдинов оформил в виде поправок к федеральному закону «Об обязательном медицинском страховании в РФ» и внес в электронную базу документов нижней палаты парламента.
На сегодняшний день за работников в систему ОМС платит работодатель в виде страховых взносов в размере 5,1% фонда оплаты труда. За неработающее население деньги перечисляют региональные бюджеты. Согласно законодательству к неработающим относятся дети, пенсионеры, студенты, те, кто занят уходом за детьми до трех лет, инвалидами, пожилыми людьми, а также безработные, зарегистрированные в службе занятости. Кроме того, к этой категории отнесены, за исключением военнослужащих, те граждане, которые не работают по трудовому договору и не зарегистрированы в органах занятости. Именно эту, последнюю, категорию граждан и предлагает исключить Гильмутдинов.
«В связи с наличием граждан трудоспособного возраста, не работающих по основаниям, не связанным с какими-либо ограничениями для осуществления ими трудовой деятельности, субъекты Российской Федерации несут повышенную нагрузку на бюджеты регионов», — говорится в пояснительной записке к законопроекту депутата.
По его подсчетам, бюджет Татарстана выделяет около 12 млрд. рублей в виде страховых взносов почти за 2 млн. человек, среди которых есть как дети, пенсионеры и прочие социально уязвимые категории, так и те, кто попросту никак и нигде не оформлен. А это, уверен депутат, несправедливо. «Вот мы с вами налогоплательщики, заплатили налоги в бюджет, а часть уходит на таких людей, которые могли бы работать, но не работают. Почему мы должны за них платить?» — спрашивает Гильмутдинов.
Он уверен, что своей инициативой поможет региональным бюджетам сэкономить существенную сумму. «Речь идет даже о нескольких миллиардах. Смотрите, по нашим данным, по республике несколько сот тысяч граждан не оформлены, соответственно, цифра существенная», — размышляет депутат. Более того, Гильмутдинов уверен, что своим предложением простимулирует тех, кто не работает, трудоустроиться, а также поможет вывести значительную часть людей из теневой экономики.
Действительно, стоимость программы государственных гарантий на каждого татарстанца — около 11 тыс. рублей в год. Об этом в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» рассказала руководитель ГУ «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РТ» Алсу Мифтахова. В том числе по программе обязательного медицинского страхования — более 8 тыс. рублей в год. За неработающих трудоспособных татарстанцев платит республиканская казна. Всего же бюджет территориального фонда ОМС в Татарстане в 2014 году — 38 млрд. рублей. Уточнить, сколько же таких граждан в РТ, не удалось: в фонде не смогли оперативно прокомментировать инициативу депутата.
ИДЕЯ ЗАЛОЖЕНА ХОРОШАЯ, НО...
Настороженно отнесся к предложению Гильмутдинова депутат Госдумы Валерий Трапезников — член комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов.
«Думаю, что шансов у законопроекта нет, — считает он. — Хотя в нем заложена хорошая идея: кто не работает — тот не ест. Как говорит вице-премьер Ольга Голодец, 18 миллионов трудоспособного населения не платят налоги. Естественно, это неправильно. Думаю, можно внести корректировки, посмотреть. Но вот так, с листа, принимать не стоит. Опять же если взять наши южные регионы: Дагестан, Чечню — там 60 - 70 процентов безработных. Они хотят работать, но рабочих мест нет. Поэтому принимать закон «Кто не работает — тот не лечится» неправильно».
С идеей Гильмутдинова также не согласен его коллега по Госдуме, зампредседателя комитета по охране здоровья Олег Куликов. «Инициатива полностью нарушает 41-ю статью Конституции, в которой каждый гражданин без всяких исключений имеет право на бесплатную медицинскую помощь. Поэтому это никак не вяжется», — заявил он «БИЗНЕС Online». По мнению Куликова, порой не сами люди виноваты в том, что нет рабочих мест в населенных пунктах. «Часто матери по истечении трех лет остаются воспитывать детей, потому что нет дошкольных учреждений во многих населенных пунктах. Очень много причин, которые не дают оснований такой закон принимать, тем более он нарушает Конституцию РФ», — добавил Куликов. В минздраве РФ, как пишет «Коммерсант», также заявили, что инициативу депутата, если она поступит, будут рассматривать исходя из «верховенства ст. 41 Конституции РФ».
Впрочем, сам Гильмутдинов полагает, что своим законопроектом главный закон страны никак не нарушает. «Пожалуйста, они все в системе ОМС остаются, но должны будут либо сами платить, либо устраиваться, тогда за них работодатели вынуждены будут платить, чего мы и добиваемся», — отмел он возражения коллег в разговоре с «БИЗНЕС Online».
Не согласен с идеей и предправления ТПП РТ Шамиль Агеев. По его мнению, эта инициатива не основана на глубоком и всестороннем анализе. «Вначале надо создать систему, чтобы человек мог нормально работать и учиться, чтобы были посильные налоги, медицинское обслуживание и разумные патенты для бизнеса, — заметил Агеев. — Мы никогда не полагаемся на официальную статистику — у нас очень глубокий серый рынок безработных. Ощущение такое, что многие сейчас вынуждены работать на двух-трех работах плюс платить безмерные отчисления. К сожалению, без серого рынка наша продукция не будет конкурентоспособной».
Шамиль Агеев: «У нас очень глубокий серый рынок безработных. Ощущение такое, что многие сейчас вынуждены работать на двух-трех работах плюс платить безмерные отчисления» (фото: tatarstan.ru) |
«СОЛИДАРНОСТЬ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭГОИЗМ»
Впрочем, эксперты все-таки расходятся во мнениях. Поддержал депутата автор первой программы ОМС в 1993 году, профессор, доктор экономических наук Владимир Гришин. «Депутат говорит: кто не участвует в экономических отношениях с государством, пусть сам себе покупает страховку либо не претендует на бесплатное здравоохранение. Тогда это действительно облегчит участь системы медицинского страхования, — прокомментировал он. — Вам будут рассказывать, что богатый платит за бедного, здоровый — за больного. Это все правильно, так и должно быть, но у нас в стране почему-то не действует. Такая солидарность превращается в экономический эгоизм. Поэтому я депутата поддерживаю. Мы выяснили, что у нас 20 миллионов не платят страховые взносы — нонсенс какой-то».
Сам Гришин заявил, что еще в 2008 году предлагал ввести персональные взносы за каждого застрахованного в размере 30 тыс. рублей в год. Тогда бы, уверен он, система ОМС была бы отлажена. «Одни работают и платят взносы, а другие не участвуют в отношениях с государством, зато требуют гарантии по Конституции. Вот что происходит», — добавил эксперт.
Кроме того, он уверен, что поправка Гильмутдинова Конституцию не нарушает, а чтобы это было наверняка, предложил оставить бесплатной только экстренную и скорую помощь. «Бывают ситуации, когда у человека и полиса нет, а он попадает в аварию, тогда сделаем так, что скорая помощь будет бесплатной всем и всегда, а плановые и другие виды помощи — покупай страховку. Мы не говорим, что ему отказываем, но будь добр тоже поучаствовать в экономических отношениях с государственной системой. Вот о чем идет речь. Страхование строится только на покупке страховки, страховой программы, другого не дано!» — считает Гришин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 249