Общество 
25.09.2015

«Часто я отказываюсь использовать учебник, ибо там, как ни крутите, слишком много воды»

Рустам Минниханов готов ежегодно проводить федеральный конкурс «Учитель года» в столице Татарстана

Сегодня президент РТ Рустам Минниханов и министр образования и науки России Дмитрий Ливанов торжественно открыли финальные соревнования «Учитель года России-2015», на которые республика потратила 21 млн. рублей. Наш корреспондент побывал на торжественном мероприятии и узнал, что блогер «БИЗНЕС Online» стал причиной проведения конкурса в Казани, а также выяснил, как правильно преподавать историю и как сделать профессию учителя популярной среди мужчин.

«АЛЛА НИКОЛАЕВНА, МЫ БЛАГОДАРНЫ ВАМ»

Сегодня в столице Татарстана славили педагогическую профессию, причем на самом высоком уровне. Церемония открытия финала конкурса «Учитель года России-2015» проходила в театре им. Камала, а среди ее гостей были президент РТ Рустам Минниханов и федеральный министр образования и науки Дмитрий Ливанов. Примечательно, что сам известный конкурс проводится в 26-й раз, а День учителя в нашей стране отмечается в этом году в юбилейный, 50-й раз.

Все испытания первого и второго очного туров конкурса можно увидеть в прямой трансляции на сайте форума. Три дня в рамках тура №1 конкурсантам в количестве 78 человек будут давать уроки по предметам. По итогам жюри определит шорт-лист из 15 финалистов, которым предстоит пройти через испытания второго очного тура: «Мастер-класс», «Образовательный проект» и «Педагогический совет». Исходя из данных тендера, размещенного минобразом РТ в конце августа, в качестве подарков всем финалистам достанется по планшету со встроенной памятью не менее 16 Гб и глянцевым экраном.

«В связи с традицией проводить смотр лучших учителей на родине предыдущего победителя, в этот раз выбор пал на столицу Татарстана, — отметил министр образования РФ Ливанов. — Учительница биологии из Нурлат Алла Головенькина стала лучшей в конкурсе в прошлом году». Федеральный чиновник отметил, что приехавшие со всей страны педагоги уже стали лучшими в своих регионах и показали высочайший уровень профессионализма. Но еще предстоит сложный и интересный финал. Когда ведущие торжественного открытия стали перечислять те регионы, преподаватели из которых прибыли в Казань, стало понятно, что участвует в смотре творческой педагогики вся Россия, начиная от Камчатки и Калининграда, заканчивая Крымом и Севастополем.

«Алла Николаевна, мы благодарны вам», — отметил достижения педагога из Нурлат и по совместительству блогера «БИЗНЕС Online» в ответной речи Минниханов, обращаясь к прошлогоднему учителю года. — Если бы не ваша победа, мы бы такого количества талантов у нас не увидели. И нам важно показать, что такое Татарстан! Я уверен, что мы создадим все условия, чтобы конкурс был и интересным, и продуктивным. Вдруг, если так окажется, что в следующем году опять придется всероссийский конкурс проводить в Казани, мы сильно возражать не будем».

Слева направо: Дмитрий Ливанов, Рустам Минниханов и Алла Головенькина

2 октября в ТРК «Корстон» будет объявлена пятерка лучших учителей России. А завершится многоступенчатый и длительный конкурс 5 октября в Москве в государственном Кремлевском дворце. Дело в том, что министр Ливанов пообещал в прошлом году, что отраслевой праздник педагогов будет отныне всегда отмечаться в Кремле, поэтому вручение хрустального пеликана — главного приза — будет проходить именно там. Редактор «Учительской газеты» Петр Положевец, которому предстоит вести московскую церемонию, отметил, что «мы не хуже военных, налоговиков и работников других профессий, которые отмечают отраслевые праздники с размахом». Кстати, помогать в конферансе ему будет та самая Головенькина, из-за которой и случился весь этот «сыр-бор» в Казани.

Нужно отметить, что минобраз РТ на проведение конкурса потратил 21,8 млн. рублей — на организацию заключительного этапа «Учителя года России-2015». Согласно техническому заданию, размещенному ранее на сайте госзакупок РТ, количество участников (имеется в виду не только конкурсанты, но и жюри, и т. п.) — 180 человек, которых в Казани на 9 дней заселят в гостиницы классом не менее четырех звезд с трехразовым питанием. В информации приводится даже меню завтраков, обедов и ужинов. Также известно, что передвигаться в свободное от конкурса время все участники будут на комфортабельных автобусах, и организаторы обещают им экскурсии в Кремль, Свияжск, Раифу, а также походы в местные театры.

Согласно документу, опубликованному на сайте госзакупок, подрядчик должен обеспечить сопровождение конкурсантов и по Москве на автомобиле не ранее 2005 года выпуска и не менее С класса с ж/д вокзала, автовокзала, аэропорта до места проживания и обратно. При этом никто из государственного Кремлевского дворца не уйдет без букета живых цветов.

Минобраз РТ на проведение конкурса потратил 21,8 млн. рублей

ЖЕНЩИНАМ-ПЕДАГОГАМ ЛУЧШЕ, ЧЕМ МУЖЧИНАМ

Каждый из участников приготовил свою индивидуальную программу, по которой будет проводить уроки. «У жюри есть свой оценочный лист, и мы не сможем далеко откланяться от него, выставляя оценки», — рассказала в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» москвичка Юлия Макасиева, одна из членов жюри. «Главное, чтобы участник все сделал красиво, во всех смыслах слова. В плане глубины, передачи того, что он умеет, чтобы через выполнение конкурсных заданий чувствовалась любовь к профессии», — дала совет Макасиева.

По словам учителей, чтобы попасть в финал, нужно потратить массу энергии и сил, и некоторые опасаются, что после таких бурных событий в их творческой карьере может наступить опустошение. Но каждый спасается от этого по-своему. «Моя семья — лучший релаксатор, — говорит учитель английского языка из соседней Чувашии Светлана Ильина. — Дети, объятия мужа — и понимаешь, что ты не только успешный учитель, но и успешная мама и любимая жена. Это очень важно в нашей работе, и мне почему-то кажется, что женщинам-педагогам немного легче, нежели мужчинам». Кстати, конкурс по-прежнему преимущественно имеет женское лицо — из 78 участников только треть составляют представители сильной половины.

«Мужчинам нужно дать почувствовать себя именно как мужчине в педагогике, — говорит Андрей Пархоменко, приехавший из города Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа. — Профессия учителя все-таки женская, и мужчины-педагоги часто вынуждены мимикрировать. Мужики подтянутся в учителя тогда, когда почувствуют свою гендерную принадлежность в отрасли, и это действительно очень важно». Сам он приехал на север с Украины, из Черниговской области, на время, на заработки, но так и остался в непривычном для себя климате, и теперь 30 лет преподает музыку. «Тут не только мы обучаем, но и идет непрерывный процесс самообразования, — заявляет Пархоменко. — Каждый приехал из своего региона, со своими находками и опытом, а те, кто организуют конкурс и судят его, вдыхают в нас новую жизнь. Я даже после летнего установочного семинара в Москве в сентябре зашел в класс и по-другому начал работать. После такого общения появляется другой взгляд на общение с детьми и на саму профессию. Педагогика не стоит на месте, нам необходимо самим меняться, чтобы в бурно меняющемся времени наших непостижимо меняющихся детей все-таки связать с традициями, культурой и дать вектор на дальнейшее будущее».

Есть свои секреты и у Максима Ряписова из Камчатского края, поселка Термального. Он совмещает сразу три предмета — ОБЖ, обществознание и историю, но на конкурс приехал как историк: «Если предмет напичкать большим количеством понятий и дат, дети будут очень плохо его усваивать. А когда ты выстраиваешь понятийный аппарат в удобном восприятии, то все нормально. Поэтому стараюсь в своей работе использовать информационные технологии и различные гаджеты. Детям всегда удобно, планшеты и сотовые всегда находятся под рукой, дети знают, где нужно что посмотреть и проанализировать. Сложность в том, как огромный объем информации уместить в доступный для понимания ребенка формат». Учитывая непростую сегодняшнюю политическую обстановку и то, как по-разному трактуются события даже недавно минувших лет, педагог с Камчатки выработал для себя определенную структуру преподавания. «Я стараюсь не делать однозначных выводов по поводу практически всех исторических событий. Дети должны воспринимать альтернативные точки зрения, знать, что может быть и по-другому, с разных сторон взглянуть на проблему, — говорит Ряписов. — Поэтому часто я отказываюсь использовать учебник, ибо там, как не крутите, слишком много воды».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (27) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    25.09.2015 19:46

    Все правильно делает президент, ставка на образование - это ключ к будущей конкурентоспособности. Но тянет назад минобр, нужны свежие кадры, думающие, владеющие передовыми технологиями развития детей и талантов. Казанец

    • OPEN
      25.09.2015 20:39

      Смысла нет в образовании.Смысл в правильной семье и правильном клане.

      • Анонимно
        25.09.2015 20:57

        Вы думаете без хорошего образования дети Шаймиева смогли бы пробиться список миллиардеров Форбса ?

        • Анонимно
          25.09.2015 21:52

          Почитайте биографии форбс РТ и их университеты и вам все станет понятно))

        • Анонимно
          25.09.2015 21:55

          Уверен! А вот Цукерберг или Гейтс уверен не стали бы тк чтобы в США стать богатым надо много знать и много работать а у нас чтобы стать богатым надо просто быть сватом братом или соучастником садоводческого кооператива

          • Анонимно
            26.09.2015 06:47

            Гейтс сам ушел (или выгнали) с 3-го курса колледжа.Его еле уговорили взять диплом этого университета только когда ему было около 60 лет.Всех гениальных студентов Казанский университет изгнал - Л.Н.Толстого, В.И.Ульянова-Ленина и др.Это было в 19 веке.Сейчас уже изгоняют не гением, а просто талантливую молодежь.Пробиться к грантам, т.е. по современному "к науке", может только "крепкий" середняк.

    • Анонимно
      26.09.2015 08:03

      Общие слова, самые общие.Эти слова можно было говорить и 10 лет назад, и 50 лет назад , и 100, и 150 лет назад.И можно будет говорить и через 10 лет, и через 50 лет, и..."Передовые технологии развития детей" это что?Электричество, розги или мини юбки и глубокие декольте учительниц третьего возраста?Или массовое "соблазнение" (а попросту изнасилование) американскими учительницами второго возраста учащихся подростков и юношей?Вы владеете этими "передовыми технологиями"?Поделитесь ими, пожалуйста, с обществом.Конкретное что нибудь скажите, пожалуйста, не чиновническое.Что конкретно по Вашему мнению надо делать?А то "минобр" виноват...Если бы это было так, то это было бы самое простое...

    • Анонимно
      26.09.2015 14:33

      все правильно говорите, на это нужно акцентировать внимание

  • Анонимно
    25.09.2015 20:17

    Если честно, не знаю как можно проводить такие конкурсы. Например, учитель истории. Как оценить его педагогические способности? Только по отзывам кого-то? Но у нас в стране десятки тысяч учителей истории. Тоже относится к другим предметам. Ну, ладно, можно оценить учителя по математики или физики. Попали раза два его ученики на всероссийскую олимпиаду и заняли там какие-то места. Можно по химии также оценить. И все равно эта оценка будет не объективной. Может устраивать конкурс школ по числу выпускников, поступивших и окончивших вузы, число выпускников, защитивших диссертации. Тогда это как-то объективно. А уж внутри школы можно и премии для тех, кто там уважаем. Ботаник

    • Анонимно
      25.09.2015 21:00

      все правильно каждый преподаватель по своему трактует ту или иную фразу в гуманитарном предмете и передает её ученикам.В точных предметах,такого нет.Галям

    • Анонимно
      26.09.2015 06:41

      молодец садись ботаник.но нам нужен конкурсе

  • Анонимно
    25.09.2015 20:27

    Фаттвхова оставили министром. Изменений не ждите.

  • Анонимно
    25.09.2015 20:32

    Уже риторический вопрос:"...как сделать профессию учителя популярной среди мужчин.Мужчин уже практически не осталось в школах.И все прекрасно знают почему (деньги далеко не главная, хотя и важная причина).Очень скоро не останется мужчин и в университетах.И будем "глубокомысленно" задаваться вопросом:"...как сделать профессию профессора популярной среди мужчин?".

    • Анонимно
      25.09.2015 22:22

      Павлик Морозов тоже возмущен-мыслимое ли дело,сдавать приходится родную мать,на которую записано все хозяйство-з мерса,50 земучастка, 35 квартир и номер банковского счета,где лежат отцовские 362 миллиона!И это всего навсего из-за какого то родительского сбора на ремонт кабинета истории! Продолжительность жизни учителей-мужчин,если серьезно Вас интересует?Особенно факты смертности в 35-45 лет.в сравнении...Говорят статистика по РТ есть!знакум

  • Анонимно
    25.09.2015 20:39

    Кто назначил Фаттахова? Так непохоже на стиль Минниханова, стремящегося к новым открытиям, разработкам.

    • Анонимно
      25.09.2015 21:16

      Ув. Энгель Навапович, не огорчайтесь. Это пишут те бездарные, продажные кадры, которые многие годы под прикрытием кого-то сидели и подсиживали в аппарате...Сейчас от них спрос появился, салы-то в кумгане нет,что делать остается...С огромным уважением, АФМ. С праздником Дня учителя! От строителей!

      • Анонимно
        25.09.2015 22:46

        Неужели и в Аппарате Минобра под прикрытием есть сидящие и подсиживающие министра?Я думал,что только в нашем роно сидит товарищ с непонятным,явно не с мужским "началом".,сидит,потомучто есть прикрытие. Не знаю,какой он министр,но Главой был человечным!И помнят его многие здесь.знакум

        • Анонимно
          26.09.2015 07:31

          Уважаемому "знакуму".В образовании и науке основными работниками являются женщины.В дошкольном, начальном и среднем образовании женщин абсолютное, подавляющее большинство.В высшем образовании и науке женщин уже более 60% (в КФУ около 80%, в некоторых его институтах более 90%).Руководят (по крайней мере номинально) до сих пор образованием и наукой мужчины.Хороший руководитель должен прекрасно разбираться в психологии подчиненных, в данном случае женщин.Волей-неволей руководители мужчины "потихонечку" "пропитываются" женской психологией.Попробуйте десятилетиями руководить женским коллективом - начальной или средней школой, кафедрой, гуманитарным факультетом или вузом.Путей только два - или руководитель мущчина "проникается" женской психологией, или подчиненная женщина "проникается" мужской психологией и "трансформируется" в "мужика в юбке" (хотя большинство женщин уже давно носят бывший атрибут мужчин - брюки) - помощницу (ка) номинального мужчины руководителя.Так или иначе, "нормальным" мужчинам с "нормальной" мужской психологией в "женском" Министерстве образования и науки (имеется виду весь почти 10 миллионный коллектив) очень "неуютно".Так, что описанная Вами ситуация в "вашем роно" типична для всей системы образования и науки РФ.Более того, современный капитализм как раз проходит ярко выраженную "женскую" стадию, характеризующуюся в первую очередь тем, что все усилия общества направлены в первую очередь на удовлетворение женских потребностей.Почему?Это уже другая тема разговора и обсуждения.

          • Анонимно
            26.09.2015 10:48

            УВ.Вы хоть чуточку догадываетесь,как ВЫ мне напомнили мои школьные годы-учителей-фронтовиков,которые дали мне не только образование,они научили меня к труду!Водить трактор,работать с мотопилой,строгать и многому лругому!И как мне в жизни ВСЕ это пригодилось!Когда налаживал газовый котел,спросили газовики,где мол этому научился.Ответил,что в КГУ!!!Шутил,всему учили фронтовики.Главное они всем закладывали МУЖСКОЕ НАЧАЛО!знакум

            • Анонимно
              26.09.2015 21:08

              Все верно.Согласен с Вами.Педагоги-фронтовики учили Вас труду, "водить трактор,работать с мотопилой,строгать и многому другому".И все это Вам в жизни пригодилось.В Вашей жизни.Но жизнь изменилась.И сейчас не надо уметь водить трактор, работать мотопилой и тем более строгать...Все эти навыки для современного мужчины бесполезны...Поэтому и были "вытеснены" из школы мужчины.Мужские навыки "не в почете" в современной жизни...В современной жизни важнее "услужить" работодателю, т.е. иметь навыки секретарши.А этим навыкам лучше обучают женщины.И в КГУ (КФУ) в том числе...

              • Анонимно
                26.09.2015 21:51

                КАКАЯ жестокая ПРАВДА!Спасибо Вам за эту иронию-ПРАВДУ!Жаль,мужчин настоящих становится все меньше.В современной жизни,к большому сожалению,важнее не только "услужить" работодателю,но вовремя предавать!!!...Спасибо!знакум

  • Анонимно
    25.09.2015 21:00

    Фаттахов мозг и сила.

  • Анонимно
    26.09.2015 08:59

    Пока для оценки педагогической деятельности учителя приоритетным показателем будет участие и победы в конкурсах, олимпиадах и т.п. выставочных мероприятиях, уровень образования будет падать, если не сказать больше - деградировать. Ведь пока учитель отдает все силы и время (по их же словам) на подготовку к мероприятию (а это в основном оформление красивых бумажек и разучиванием лучшего варианта ответа на банальные вопросы жюри), его ученики оторваны от учебного процесса. В лучшем случае сидят (именно, сидят) с подменным учителем, которому за доп. нагрузку не то что никто не доплатит, спасибо никто не скажет. Эта же моя реплика касается показателя по т.н. "стобальникам ЕГЭ". В подавляющем большинстве случаев школьный учитель к 100 баллам по ЕГЭ "своего" выпускника никакого отношения не имеет. 100 баллов - это на 50% заслуга самого выпускника, а на 50% - везение попасть на адекватного эксперта.

    • Анонимно
      27.09.2015 13:08

      Для развития образования нужен спрос. В СССР нужен был спрос, поскольку страна была закрыта.Последние 25 лет спроса не было.Все высокие технологии покупались. Был только спрос на умельцев продавать.Кстати,их при плановом СССР не было.Сейчас с санкциями (закрытостью) пришло осознание, оказывается у нас нет уже инженеров, образование куда-то исчезло...И опять виновата женщина! Придет мужчина в школу, ничего он там вам не сделает!Проблема глубинная, она заключается в полной деморализации общества. Т.е у общества нет четко ориетированных и соблюдаемых критериев, что - хорошо, или плохо.Хороший учитель должен быть моральной оценкой. А любую попытку измерить его хорошести в количественном плане на данном этапе извратят, напишут любой отчет, нарисуют любой диплом олимпиад...

      • Анонимно
        27.09.2015 17:37

        Согласен!Вот и Перельман,доказавший гипотезу ПУАНКАРЕ-задачу тысячелетия уехал из Страны и успешно трудится в Швеции!А ведь он "ТВОРЕНЬЕ" Советской школы!Ему предложили в Петербургском ВУЗе работу на 17 тысяч!В свое время уехал В,В,Леонтьев-ВЕЛИКИЙ экономист мира!Прошло 100 лет почти-а что изменилось?На талантов истинных спроса нет?Обидно!знакум

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль