Бизнес 
4.06.2010

Леонид Барышев: «Инвестирую туда, где слаб административный ресурс»


ЭКСЦЕНТРИЧНЫЙ БИЗНЕСМЕН ИЗ ЕЛАБУГИ ХОЧЕТ ПРЕВРАТИТЬСЯ ИЗ "ДОЙНОЙ КОРОВЫ В СВЯЩЕННУЮ"

Либеральный манифест с говорящим названием "Бизнес не корова, хватит доить" опубликовал в свежем номере журнала "Деловой квартал – Нижний Новгород" глава "Эссен Продакшн АГ" (брэнд "Махеевъ") Леонид Барышев. Напомним, предприниматель уже стал своеобразным символом оппозиции татарстанским властям благодаря демонстративной перерегистрации своей компании в Самарскую область в разгар кризиса и победе на выборах в Госсовет РТ над кандидатом Единой России. Судя по всему, работа над имиджем продолжается. "БИЗНЕС Online" публикует статью полностью.

НЕЛЬЗЯ "ВСТАВАТЬ" БЛИЗКО К МОСКВЕ

С точки зрения инвестиционной привлекательности Россия устраивает многих: рынок хороший, развивающийся. Зарубежные инвесторы созрели для вложений в экономику нашей страны, но часто не могут понять, как действовать.

Недавно я присутствовал при разговоре крупных инвесторов, когда один бизнесмен поделился своей формулой выбора региона для инвестиций. Для этого важно, чтобы была хорошая логистика, наличие транспортных узлов и ресурсов, развитая инфраструктура, в том числе таможня.

Сам же регион он выбирал по принципу "где слабее административный ресурс". И в этом случае лучше там, где недавно сменился глава или где уже руководит молодой, не связанный с внутренними элитами лидер, который ориентирован на создание имиджа региона, а не на укрепление собственной власти.

Следующая позиция — удаленность региона от Москвы как минимум на 12 часов езды. "Нельзя "вставать" близко к Москве, потому что если "заказ" на тебя поступит из Москвы, то в запасе есть 12 часов для того, чтобы оперативно среагировать", — аргументировал он. Это логика инвестора, который вложил в развитие своего бизнеса более $500 млн.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЛАССО ДЛЯ ИНВЕСТОРА

Мне, как предпринимателю, эти позиции близки. Развитые логистика и таможня — техническая основа для ведения бизнеса. Соглашусь и с тем, что там, где слабый административный ресурс, работают законы. Когда нормативные акты местных властей исполняются лучше и быстрее, чем Конституция или Гражданский кодекс, рано или поздно на инвестора накинут административное лассо.

Нередко чиновники, избалованные тучными годами, считают, что бизнес — это дойная корова. Очень часто коллеги рассказывают о том, как им предлагают подписать инвестиционные соглашения, где оговариваются так называемые добровольные инвестиции на нужды города или региона. Это утяжеляет нагрузку на рентабельность проекта на десятки процентов и, в конечном счете, делает инвестиции бессмысленными или рискованными. Мне кажется, что главная задача властей в посткризисный период — превратить предпринимателей из "дойных коров" в "священных".

Нужно перестать раздавать бесплатные деньги направо и налево. Уже сейчас становится невыгодно быть талантливым предпринимателем и очень выгодно быть талантливым попрошайкой у антикризисной кормушки. Выборочная поддержка особо лояльных предпринимателей подрывает основы честного рынка и конкуренции, начисто лишая мотивации остальных участников к инвестициям. Не говоря уже о коррупции вокруг любой халявы.

ВСЕ ИЩУТ КАКОЙ-ТО СОБСТВЕННЫЙ ПУТЬ

Из анализа региональных законодательных инициатив у меня создается впечатление, что каждый регион заинтересован в улучшении системы инвестирования по-своему. Все ищут какой-то собственный путь, что в итоге усложняет процесс инвестирования.

Например, в Ульяновской области создали инвестиционную корпорацию, которая инвесторам, вложившим более 200 млн. рублей, возвращает в процессе реализации инвестиционного проекта все затраты, связанные с покупкой земли, налогом на имущество, затратами на присоединение и согласование. Правильная вещь, но она реализована в маленьком регионе за счет местного бюджета.

Думаю, депутатам Государственной Думы РФ следует мониторить удачные "изобретения" местных регионов и пытаться их тиражировать путем создания федеральных законов. Если, к примеру, акт нельзя провести на федеральном уровне, пусть дадут возможность остальным регионам с ним ознакомиться. Между регионами должен идти постоянный обмен информацией.

Принцип равных возможностей — это основа рыночной экономики. Задача властей не в спасении единичных субъектов бизнеса, а в создании прозрачных и понятных правил игры для всех участников, независимо от величины бизнеса или близости к власти.

У ВЛАСТИ КЛИН БУДЕТ ПОБОЛЬШЕ…

Напомним, в июне исполняется ровно год с того момента, как Леонид Барышев объявил о перерегистрации своей компании в Самарскую область и спровоцировал публичный конфликт с татарстанскими властями. Увод активов из Татарстана сопровождался шумной PR-кампанией с пресс-конференциями и размещением материалов на коммерческой основе. Один из совладельцев компании Вадим Махеев заявил, что "оставаться в Татарстане для компании было бы самоубийством".

 

Увещевать бизнесмена, портящего имидж республики, пытался сначала глава минэкономики РТ Марат Сафиуллин, давший по этому поводу специальную пресс-конференцию. Чуть позже с отповедью выступил первый вице-премьер РТ Равиль Муратов объяснивший поведение елабужского бизнесмена тривиальным нежеланием платить налоги:

"Там налоговые службы обнаружили конвертную систему оплаты труда. Это ведь наши налоги! И перевод компании в Самарскую область не спасет. Мы проверим и опубликуем результаты. А у него есть конкуренты, есть банки, есть инвесторы. А какой инвестор придет, и какой банк даст ему деньги, когда власть занесла над ним свой меч? Я далек от мысли, что мы будем кого-то запугивать, но мы будем поступать именно так. 

Если бы он сказал: мы поняли, все поправим, дайте нам срок – в этом случае мы бы ответили: "Все нормально, работайте, проблем нет". А он говорит, что все не так и хорошо было бы, чтобы я принес ему извинения. Я принесу извинения… Но только перед людьми, работающими на предприятии, за то, что мы не доглядели, что у них налоговые отчисления не производятся, не перечисляются средства в пенсионный фонд, что НДФЛ мы не получаем, и что в Госжилфонд они не платят. Это такая позиция: "Что они мне сделают! Я в Самару уеду!"… 

У русских есть поговорка: клин клином вышибается. Так вот, у власти клин будет побольше… Отчасти в том, что происходит, есть и наша вина, наша неоправданная лояльность. Просто до каждого доходить времени нет, чисто физически невозможно", - заявил в интервью нашей газете Равиль Муратов.

 

БИЗНЕС Online

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (28) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    4.06.2010 00:00

    Правильно пишет Барышев! Недавно об этом Полонский тоже очень яко высказался в лицо Суркову. Всех задавили и удивляются, почему бизнес сидит на чемоданах...

  • Анонимно
    4.06.2010 00:00

    Не думаю, что сотрудники аппаратов ветвей Татарстанской власти не знакомы с удачными нормативными актами других регионов, с законами Сингапура. Депутаты ГС РТ также знакомы со многими удачными примерами. Но далеко не все из них будут восприняты в РТ. Не все из них позволяют получать административную ренту. Примеры. Региональные надбавки к пенсиям в Москве. В Пермском крае: субсидии родителям, чьи дети не попали в детский сад в размере немного меньшем, чем затраты муниципалитета на одно место в дет саду; у родителей есть выбор – отдавать в сад или получать компенсацию. Необходима общедоступная для ознакомления и пополнения база эксклюзивных удачных региональных законов, нормативных актов, управленческих практик для того, чтобы можно было лоббировать их принятие в Татарстане и в других регионах.

  • Анонимно
    4.06.2010 00:00

    Правительство республики потеряла удачного предпренимателя в лице Махеева. Нужно прислушиваться к его словам а не говорить вот мы на него надавили а он нас не послушился. Стоит появится мало мальскому успешному человеку так пытаются сразу надоить с него денег. Это клановая политика Республики уже давно не нравится населению. Так и до народных волнений не далеко...

  • Анонимно
    4.06.2010 00:00

    Товарищ сделал бырыши, а теперь учит нас всех жить. Раньше все было хорошо? А что изменилось? Пусть расскажет, как ему Гафуров помогал, и как землю в городах под супермаркеты давали.

  • Анонимно
    4.06.2010 00:00

    да у нас всегда рыльце в пуху, что у бизнеса, что у второй стороны.вот и ушла часть налогов, это же лучше чем то что он платил чуток в конвертах...щас зато вообще ничего не платит в регион

  • Анонимно
    4.06.2010 00:00

    А сами-то вы что можете!?Только завидовать и злословить. Адело построить не пробовали?Небось еще богатенькими стать хотите.

  • Анонимно
    4.06.2010 00:00

    Г-ну Барышеву глубокий респект. Настоящий селф-мейд бизнесмен. Со своим кодексом чести и принципами. С ним и его командой лично я бы поработал с большим удовольствием и без опаски кидка.Гафуров ему помогал?)))) Ну.. такое только не очень компетентный в вопросе человек может написать.Конечно же, господин Муратов, причиной его ухода из региона стал недополученный НДФЛ с работяг, ага. А никак не бесконечные надои местных и региональных чинуш. Господин Муратов, а про историю с продавливанием интересов Нэфиса в споре за хитовый продукт - майонез на перепелином яйце вы случаем не слышали? Лоббированием КЖК вы тоже, конечно же, не занимались? Да что это я пишу такое.. Вы же чиновник! Вам же нельзя интересы бизнес-структур продавливать! (Вам можно только неугодным проверками и судами грозить)

  • Анонимно
    5.06.2010 00:00

    не думаю, что нша власть "чише" чем крупный бизнес как правило они срошены.Но наступает момент когда бизнесу противно делиться с властью, вот тогда и накидывают лассо....Правильно и сделалчто ушел в Самару, там точно делиться ни с кемне надо, а секономленые деньги уйдут на выплатуНДФЛ....

  • Анонимно
    5.06.2010 00:00

    В ТО ВРЕМЯ КАК ГОСПОДИН МУРАТОВ БУДЕТ БЕГАТЬ ИРАЗМАХИВАТЬ КЛИНОМ, ДОКАЗЫВАЯ ЧТО ТАТАРСТАНСКАЯ ВЛАСТЬ СИЛЬНЕЕ ЧЕМ СРЕДНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ЕЩЕ ДЮЖИНА УСПЕШНЫХ КОММЕРСОВ В ДРУГИЕ РЕГИОНЫ УБЕЖИТ, ТАК СКОРО ЕМУ НЕ ПЕРЕД КЕМ БУДЕТ ВАЖНИЧАТЬ)

  • Анонимно
    5.06.2010 00:00

    Нет, богатенькими не хотим стать. Как в таком случае в угольное ушко пролезешь? Надо быть не богатым, а счастливым. Не воевать со всеми подряд - конкурентами, чиновниками, женщинами -сторожами на пляже и прочее и прочее, а дело свое делать хоршо во благо людей и своей земли.

  • Анонимно
    5.06.2010 00:00

    Не думаю, что зарплата в конвертах первична.Просто не поделился с кем надо,а потом и зарплату в конвертах нашли.Эка невидаль,зарплата в конвертах,не он первый, не он последний.А налоги-то все таки убежали.

  • Анонимно
    5.06.2010 00:00

    Позиция господина Барышева понятна. Философия тоже. В логике ему не откажешь. Однако если на минуту задуматься и попытаться ответить на вопрос: хотел бы я жить в регионе, где власть слаба, а бал правят такие господа-миллионеры-нувориши, то ответ очевиден. Нет, конечно, и нет. Цель барышевых - это только прибыль. Любой ценой. Поэтому нужен над ними контроль. В отсутствии самосознания в обществе, зрелости, в отсутствии нормальных рычагов контроля, общественных авторитетов, продажности закона, такие господа должны знать свое место. Наша власть тоже не подарок. Но на данном этапе уж лучше авторитаризм местной власти, чем "власть капитала" в исполнении таких миллионеров. И потом удивляет хор поддержки этого господина. А чем он собственно знаменит, хочется спросить? Что сделал в своей жизни? Какой важный продукт он производит? Если вы скажете, что речь идет о майонезе, который восстанавливается из концентрата, который он импортирует (это звучало в интервью этого предпринимателя), то картина очевидна. Кстати, надо еще проверить, насколько полезно то, что мы едим под видом майонеза... Талант у нашего героя не предпринимательский в смысле того же Форда, это не созидатель, а обыкновенный ловкий человек, который не растерялся в новых условиях. Это финансист, торговец, маркетолог. Это тоже уважаемые профессии и умения. Их нужно ценить, но они должны знать свое место в обществе. Не диктовать нам свои правила. А жить по правилам, которые общество устанавливает.

  • Анонимно
    5.06.2010 00:00

    to Сторонний и другие неравнодушные - А давайте ка поддержим команду Барышева-Махеева на муниципальных выборах осенью! По предварительной информации предпринимателя-единоросса (которого "доят" и в интересах партии и, что неудивительно, в интересах физлиц партии) "махеевцы" выдвигаются по всем округам Челнов. А для близорукого Наблюдателя, что не видит что именно "господа-миллионеры-нувориши" и управляют и госаппаратом и экономикой и монополией в энергетике и ЖКХ и монополией на получение прибылей и сверхприбылей, для которых Барышев и Махеев "рожей не вышли".

  • Анонимно
    5.06.2010 00:00

    Я сам предприниматель. И уже давно за ЕР не голосую. За них голосуют только СЛЕПЫЕ. Если в нашем округе будет достойный кандидат не от ЕР, то обязательно встанем на его сторону. И не я один.

  • Анонимно
    5.06.2010 00:00

    А чем вы знамениты? Вы создали производственную или торговую компанию? Вы рискнули все что у вас есть?Нет, вы знамениты маразматичным словоблудием на кухне, ожиданием подачки в виде хорошей, но не всегда соответствующей вашим умениям и знаниям, зарплаты! Вы - настоящий совок!

  • Анонимно
    6.06.2010 00:00

    Немного темная история с судебным разбирательством... Во-первых, непонятно, что за права "Махеев" делил с "Казанским жировым комбинатом"...и почему Сафиуллин не хотел расскрывать сути спора..., во-вторых, сумма иска впечатляет - 2 млрд..., на такие деньги можно не только детдомам помочь...(как обещал Казанский жировой комбинат: "...мы направим на благотворительность: поддержку детских, спортивных и иных социальных учреждений"), но и построить их с десяток..., что в свою очередь, впечатляет, поскольку, как может какой-то там жировой комбинат такими деньгами разбрасываться просто так..., пусть даже на благие цели... Плюс к этому, то, что "Махееву" переезд производства в Самару выгоднее, чем оставаться в Татарстане, наталкивает на мысль, что в этой истории действительно не все так просто, как пытаются предствить Сафиуллин и Муратов... Вот мне поэтому стало интересно узнать, во-первых, кто владеет портфельными долями акций ОАО "Казанский жировой комбинат" и кто входит в состав его совета директоров...и как согласно уставу распределяется прибыль, и во-вторых, перечислили ли они обещанные 2 млрд. руб на счета социальных учреждений..., или все таки что-то осело... и на др. счетах... , а может даже в карманах конкретных физических лиц...

  • Анонимно
    6.06.2010 00:00

    На дополнительных выборах в Зеленодольске в Госсовет РТ в октябре 2009, команда Леонида Барышева выдержала настоящий бой с избирательными комиссиями. Барышев победил, ему удалось нейтрализовать и предупредить противоправные действия членов избирательных комиссий. На выборах произошло два значительных происшествия. На избирательном участке 1524 команда Барышева обнаружила примерно в 16 часов во время голосования фальшивый, уже полностью заполненный список избирателей с проставленными подписями избирателей. Были вызваны работники прокуратуры. На участке 1531 представители другого кандидата, противника Барышева, при подсчете голосов без видимых поводов неожиданно напали на журналиста, производившего видеосъемку, я был свидетелем этого нападения. Оба случая расследовали правоохранительные органы. Но результаты действий или бездействий правоохранительных органов ДО СИХ ПОР НЕ ИЗВЕСТНЫ. Об этих эпизодах писала бизнес-газета

  • Анонимно
    7.06.2010 00:00

    Даже СЛЕПОМУ видно, что из Татарстана бегут предприниматели. Причем, русские. Об этом принято стыдливо умалчивать, но это так. Умных, образованных людей достала аульная клановость - "Ты чей будешь?" Взгляните на тех, кто восседает во власти и рулит финансовыми потоками. Сплошные "титульные" особы, причем не самого лучшего пошиба. Вот в чем первопричина экономической "эмиграции" из республики.

  • Анонимно
    7.06.2010 00:00

    В истории с Нэфис как раз все понятно. Нэфис действительно первым выпустил перепелиный майонез, и дело даже не в том, что выпустил, а в том, что вложился в него. На одну рекламу по первому каналу эти 2 миллиарда и ухлопал. Ну, и как у нас принято, конкуренты тут же присели ему на хвост. Я не знаю, насколько там у Нэфиса все шито-крыто с юридической точки зрения, но чисто по-человечески понять можно. А Барышев кроме самого себя вообще никого не видит и не учитывает..

  • Анонимно
    7.06.2010 00:00

    Не надо ля-ля. Или говоря по русски, не надо с больной головы валить на здоровую. Капитал там работает, где ему хорошо. В республике функционируют десятки (!) тысяч предприятий МСБ. Вполне успешно. Их учредили люди самых разных национальностей.Лично я знаком с десятками бизнесменов. Никто никуда не бежит, потому что никто нигде никого не ждет. А случай Барышева другой. Это как Ходоковский. У которого пробемы не потому, что он наполовину еврей. Или Гуцериев - ингуш.

  • Анонимно
    7.06.2010 00:00

    Мне не очень интересно, что там с нэфисом и перепелиным майонезом. Очевидно, что бизнес - особенно крупный, уходит из РТ. Т.е. то, чем как раз наши власти педалировали, когда практически забивали на малый бизнес, обернулось им с другой стороны. Махеевъ, Соллерс, кто следующий?

  • Анонимно
    7.06.2010 00:00

    Алтынбаев тоже в одно время оппозиционером выступил. и что? мой прогноз - максимум 5 лет и в Татарстане не будет ни производства майонеза, ни гипермаркетов Эссен. понятно, что у Барышева и ко своя правда.но мы же в Татарстане живем. и еще - надо любить дом, в котором живешь. иначе зачем здесь жить?

  • Анонимно
    7.06.2010 00:00

    Я понимаю, что в вас говорит какая-то невыраженная обида. Но будем объективны. Махеев никуда не ушел из РТ, весь его бизнес здесь. Колесо крутится, деньги текут рекой. Поо Соллерс вообщее помолчим. Они увели корейские джипы на Дальний Восток, потому что получили под это от властей 5 ярдов. Но в ферале вместе с Фиатом анонсировали суперпроект на 2 млрд. евро. Кто уходит то? И не путайте пиар, и жизнь. Махеев впутавшись в историю противовтояния с Нефисом серьезно наследил и испортил репутацию у властей. Поэтому сейчас вынужден занимать либеральную позицию. А на самом деле это акула. Пальцы в рот не клади.

  • Анонимно
    7.06.2010 00:00

    барышев молодец, в свое время он неплохо попользовался поддержкой властей, тепрь ушел туда, где выгоднее на данный момент, здесь к нему привыкли, там, наверное, с распростертыми объятиями приняли и еще не беспокоят. ну он же не дурак, он делает бизнес и все тут. елабуге он помогает будь здоров. вот детские площадки во дворах начал устанавливать. ну и что, что скоро выборы, площадки ведь и после выборов останутся, детишкам-то от этого только лучше. очевидно, что везде бизнес приплачивает власти, без этого никак. и что бы мы тут не обсуждали, барышев будет там, где выгоднее. не факт, что через некотрое время он не полюбит читинскую, например область. где бы он ни был, он елабуге помогает неплохо. по поводу пальца в рот не клади - согласна, он такой. надо будет, проглотит, не поперхнется. таким, вероятно, и надо быть. А с нафисом его борьба мне очень понравилась, следила, аж удовольствие получала

  • Анонимно
    7.06.2010 00:00

    Барышевы это мелочь пузатая по сравнению с Таифом! Вот если им Муратов хвост прижмет.То тогда можно будет говорить о бегстве капитала из Республики!Но им разве прижмешь?Сами кому хочешь хвосты под откусают!

  • Анонимно
    8.06.2010 00:00

    да нет никакой обиды. Просто факт есть факт - есть отличная поговорка: сто лягушек сдохнут одновременно с меньшей вероятностью, чем одна лошадь... руководство республики сделало ставку на лошадей. Малый бизнес особо никому не нужен. Тут нет обиды - одни голые факты.Т.е. вы считаете, что наезд Муратова на Барышева, Компрессорный завод и др. это нормально? Когда власть начинает открыто говорить, что у нее клин побольше. Я бы на месте Барышева давно уже свалил... Это же ведь не частное лицо такие вещи говорит - государственный деятель.

  • Анонимно
    8.06.2010 00:00

    "ну и что, что скоро выборы, площадки ведь и после выборов останутся, детишкам-то от этого только лучше."Все верно, лучше делать какие-то осязаемые дела, чем просто в предвыборной гонке языком молоть, как многие у нас делают...обещать. В Зеленодольске Барышев сделал много добрых дел, залатал дороги, ремонтировали и т.д., даже такая помощь городу всегда лучше, чем просто болтология о добрых делах.Сейчас вон церковь строят. Молодцы, уважуха им всем.

  • Анонимно
    8.06.2010 00:00

    Так вот Вы какой, Равиль Муратов...Может,и "кузькину мать" им всем покажете? ;)

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль