Старая элита 
23.01.2016

Гумер Усманов: «У нас в республике жизнь ключом била... Как нефть!»

Как чак-чак и спартаковские унты помогли построить мост через Волгу. Часть 2-я

«БИЗНЕС Online» продолжает публикацию очерков о руководителях республики советского периода. Прежде чем стать у руля республики на посту первого секретаря Татарского обкома КПСС (29 октября 1982 года - 23 сентября 1989 года), Гумер Исмагилович Усманов в течение 16 лет возглавлял ее правительство, успев за это время «выбить» у Екатерины Фурцевой симфонический оркестр и дирижера Натана Рахлина.

Гумер Усманов
Гумер Усманов

«ТАК ВЫ И ЕСТЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА?»

«Ничто так не сближает людей, как баня и больница, — рассказывает об истории появления своего интервью с Гумером Усмановым Николай Сорокин, работавший многие годы собственным корреспондентом ТАСС в республике. — Там все равны. Судьба свела нас, бывшего секретаря ЦК КПСС Гумера Исмагиловича Усманова и рядового журналиста, в одной клинике, в соседних палатах. Времени было достаточно, и мы коротали его в беседах, воспоминаниях...»

Декабрь 1966 года. В приемной Екатерины Фурцевой, министра культуры СССР, полно приезжих.

— Товарищ Усманов, заходите, — командует стальной голос секретарши. Гумер Исмагилович несколько растерянно останавливается в дверях, обитых кожей. В дальнем углу кабинета замечает он женщину в голубом костюме.

— Подождите, молодой человек, я жду председателя правительства Татарстана, — останавливает она Усманова своим бархатным голосом.

Усманов топчется на полпути, а потом, сообразив, говорит:

— Мы с вами созванивались... Я из Казани, Усманов.

— Так вы и есть председатель правительства Татарстана?

— Да-да...

Екатерина Алексеевна заливается девичьим смехом, с интересом осматривает Усманова. А ему не до смеха, привела его в Первопрестольную большая нужда. Татарстан бьет рекорды по добыче нефти. Скоро будет новый рекорд — 100 миллионов тонн нефти за год.

В Альметьевске прошло всесоюзное совещание с участием председателя Госплана Николая Константиновича Байбакова. Потом состоялся концерт. Историк Булат Султанбеков рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что после него министр культуры республики Булат Гизатуллин обратился к премьеру Усманову чуть ли не с упреком:

— Как будем отмечать праздник нефтяников? Опять с татарской гармошкой?

«Вот тогда и зародилась идея о собственном симфоническом оркестре, — читаем в газете «Республика Татарстан. — Усманов (в свои 34 года он тогда действительно был самым молодым в СССР руководителем регионального правительства) позвонил в Москву министру культуры России Кузнецову, который поддержал просьбу татарстанцев, но признался, что это не в его компетенции, и посоветовал обратиться к Фурцевой. Екатерине Алексеевне тоже понравилась идея. Нажала клавишу громкоговорителя:

— Послушайте, тут нужно помочь хорошему региону — просят создать симфонический оркестр. Сможем найти смету?

Екатерина Фурцева
Екатерина Фурцева

Получив утвердительный ответ, начали согласовывать штат.

— Вам нужен хороший дирижер, — говорит Фурцева. — Есть один — Натан Рахлин, живет в Киеве, вряд ли переедет. Хотя он сейчас в ссоре с руководством Украины. Сумеете создать ему условия?

— Условия создадим — нет вопросов! — оживляется Усманов.

Фурцева также помогла раздобыть лучший американский рояль «Стенвей».

Через месяц Натан Рахлин переехал в Казань. Вначале у них не ладилось с Назибом Жигановым. Но великие люди выше мелких ссор, вскоре их отношения вылились в творческую дружбу: опытный дирижер дал путевку многим произведениям композитора в российское и мировое искусство...».

Усманов никогда не считал развитие культуры в республике вопросом второго плана. «Мы построили в те годы концертный зал Казанской консерватории. На берегу озера Кабан поставили новое здание Татарского театра имени Камала. Популярный у казанцев Дворец спорта и Дворец культуры химиков в сквере с корабельными соснами тоже возведены в те годы... Мы открыли музей изобразительных искусств, построили Выставочный зал союза художников. Музей Тукая открыли. Представить трудно — у нас в республике не было музея Тукая!»

Натан Рахлин
Натан Рахлин

«МОЖЕТ, ГДЕ-ТО И БЫЛ ЗАСТОЙ, НО НЕ У НАС»

Усманов стал председателем Совета министров ТАССР в мае 1966 года. Его предшественника, опытного руководителя Абдулхака Абдразякова, назначили заместителем министра сельского хозяйства СССР. «Я долго размышлял после того, как стало известно, что Абдразяков перейдет работать в Москву: кого же вместо него рекомендовать? — рассказывает в своей автобиографической книге Фикрят Табеев, в то время работавший первым секретарем Татарского обкома КПСС. — Я решил сделать ставку на молодых. Ситуация тех дней этого требовала. Гумеру Исмагиловичу в то время было всего 34 года. Я следил за его ростом, давал возможность проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения. Он был прекрасным специалистом в вопросах сельского хозяйства. Память у него была исключительная, все новое он схватывал, как говорится, на лету. Несомненно, большой опыт руководства Усманов приобрел, работая в районном звене. В 1960 - 62 годах был секретарем Чистопольского горкома КПСС. В 1962 - 65 годах руководил одним из крупных в республике Набережночелнинским производственным колхозно-совхозным управлением. После этого в течение двух лет возглавлял Буинский райком КПСС.

В своем выборе я не ошибся. Гумер Исмагилович был сильным председателем Совета Министров Татарии. И по прошествии многих десятилетий придерживаюсь того же мнения. Мы с ним очень много лет рука об руку руководили большой республикой. Именно в период нашей совместной работы в республике свершались большие дела». И сам Усманов подчеркивал, что в течение 15 лет, что они проработали вместе, всегда находили общий язык.

Гумер Исмагилович был сильным председателем Совета Министров Татарии
Гумер Исмагилович был сильным председателем Совета Министров Татарии

Как-то на вопрос корреспондента газеты «Татарский мир» о том, что годы его премьерства называют застойными, Гумер Исмагилович даже возмутился: «Может, где-то и был застой, но не у нас в республике. У нас жизнь ключом била... Как нефть! Нефть — это особая история, это второе рождение республики. О нефти могу рассказывать очень много. Вот смотрите, мы первыми в стране у себя в республике добыли 100 миллионов тонн в год. Как раз 30 декабря 1970 года откачали последние тонны в счет этих рекордных 100 миллионов. А уже 14 мая 1971 года нас поздравляли с добычей миллиарда тонн с начала разработки нефтяных месторождений. В 75-м поставили новый рекорд — 103,7 миллиона. Никто его больше не повторил. 2 октября 1981-го объединение «Татнефть» добыло второй миллиард. Вот, скоро будет третий... Нефть, как мощный локомотив, тащила экономику республики в гору, вверх. «Оргсинтез», «Нижнекамскнефтехим», «Нижнекамскшина» — все эти крупнейшие предприятия появились в республике, потому что здесь была нефть. Мосты через Волгу, через Каму и Вятку мы построили благодаря нефти. Республика наша тогда по экономическим показателям обогнала Литву, Латвию и Эстонию вместе взятых! КАМАЗ благодаря нефти возвели».

«КРУПП НЕ НАШЕЛ У НАС НЕФТИ, А МЫ — НАШЛИ!»

Когда возводили камский автогигант, союзное руководство в ущерб социальным вопросам торопило со сроками. «Мне говорили: надо быстрее делать машину! Все остальное — побоку, потом сделаем, — продолжает Усманов. — А я сопротивлялся, на потом не соглашался, бумаги не подписывал. Тогда меня очень сильно поддержал Князев Сергей Львович, секретарь обкома по нефтяной промышленности... На одном совещании меня вовсю костерили, а Сергей Львович говорит: «Как вам не стыдно, все набросились на Усманова... Правильно он делает! Фикрят, поддержи!» Табеев засмеялся. Понимал — ему отвечать. Ладно, говорит, Гумер, ты все правильно делаешь, поддерживаем тебя... Вот так мы и смогли построить новый город в Челнах удобным для его жителей, с подземными переходами, с широкими проспектами...

А вот метро в Казани строили не для людей, а для политики. Но само метро — оно нужно, его надо строить дальше. В Казани каждый год добавляется больше чем 10 тысяч автомобилей, город задыхается от обилия транспорта. Без метро никак. Другое дело, что станции надо строить там, где они нужны, удобны людям».

«Рано тогда начинался мой рабочий день. Я на работу раньше всех приходил. У меня уже данные были на столе — отовсюду. Но я никаким цифрам не верил, сам лично перепроверял, с людьми сам разговаривал. Всю республику не то, что объехал, — я пешком прошел всю республику и пол-России... И никогда не было у меня привычки с собой десятки министров возить и торжественно разрезать ленточку на открытии каждого ларька... Это не в моем характере».

Что касается цифр, то недоверие Усманова голым показателям было достаточно оправданным: «Вот пишут, что получили урожай по 50 центнеров с гектара, а уже в январе ходят, концентраты просят — животных кормить нечем... А нам показатели завышать было невыгодно. Скажем, хлеб. Для того, чтобы вас не запутать, я цифры округлю. Возьмем два миллиона гектаров зерновых. По 20 центнеров получили урожай, по две тонны, это четыре миллиона тонн. Из этих четырех миллионов мы должны были 800 тысяч тонн оставить на семена. Колхозникам и рабочим совхозов отдать до 350 тысяч тонн. Третий канал расхода — на корм животным, четвертый — сдача хлеба государству. Мы старались не о рекордных урожаях заявить, а, наоборот, спрятать хлеб. Не себе же в кошелек брали — кормили республику... У нас были корма! У коровы где молоко? На языке. Мы довели до 426 тысяч голов дойных коров и доили по 3300 литров от коровы. Не знали, куда масло девать!»

«Нефть — это второй этап индустриализации республики, — вспоминал Гумер Исмагилович в канун своего 70-летия. — Немецкие, французские, другие иностранные концессионеры, как ни бились, задыхаясь от близкого запаха таинственной кладовой, не сумели найти нефтяной клондайк на Волге. А он, оказывается, был рядом, всего в нескольких километрах от их поисковых скважин. В Тетюшском районе до сих пор сохранились следы буровых — почерневшие рельсы с вензелями немецкого магната Круппа, забитые в толщу земли почти век тому назад. Удача улыбнулась нашим ученым и специалистам к концу Великой Отечественной войны. В 70-е годы годовая добыча нефти в Татарии превзошла 100 миллионов тонн. Как грибы стали расти нефтяные города в республике — Альметьевск, Лениногорск, Бугульма, Азнакаево, Заинск, Бавлы, Джалиль. Прокладывались дороги, из землянок поднималось село».

Но не все радовались большой нефти, некоторые были недовольны тем, что она «выкачивается по-разбойничьи», «увозится за границу», что все Закамье ночами залито огнем — горели сотни факелов. От интенсивной добычи попутный газ так и пер из недр, страна не знала, куда его девать, и газ просто-напросто сжигали. Как-то один японский специалист заявил в Нижнекамске: «Подарите мне хоть один факел, и я стану вечным миллионером». Никому не достались эти факелы, бесследно сгорели миллиардные сокровища страны.

Фикрят Табеев (в центре) и Гумер Усманов (второй справа) на трибуне на площади Свободы во время проведения демонстрации 1-мая
Фикрят Табеев (в центре) и Гумер Усманов (второй справа) на трибуне на площади Свободы во время проведения демонстрации 1-мая

«Да, это было расточительство, — признается Гумер Исмагилович. — Если по справедливости, то надо было не добывать, а закачивать в татарстанские недра сибирскую нефть — здесь, в центре страны, обеспеченной транспортом, ее в любое время можно извлечь потом. А если перерабатывать это сырье, оно бы становилось дороже в десятки, сотни раз. Но страна, изнуренная и обескровленная войной, тогда в основном жила только за счет татарстанской нефти. Потому Москва с постоянным напором требовала: давай нефть, давай больше!

Руководство Татарстана неоднократно в течение ряда лет выходило с этой проблемой в Москву с тем, чтобы создать производства по переработке нефти. Но там нас и слушать не хотели. Единственный, кто понимал проблему, — это Николай Байбаков: «Вы не на 100, а на 200 процентов правы, — соглашался он. — Но нас нужда заставляет...»

Конечно, если весь мир вооружать, никакой нефти не хватит. Зря СССР втянулся тогда в соревнование с империализмом по гонке вооружений. Среди стран Варшавского договора основную нагрузку по этой части нес как раз Советский Союз. К сожалению, эту инерцию, взятую перед Второй мировой войной, не смогли мы преодолеть и после войны. Наштамповали танков больше, чем во всем мире! Теперь их некуда девать. Вывоз сырой нефти — это глупость. Правильно делает нынешнее руководство Татарстана, «Татнефти», взяв основное направление не на экспорт углеводородного сырья, а на его глубокую переработку».

СТРАСТИ ПО КАМАЗУ

«Для строительства КАМАЗа выбирали место тщательно, — рассказывал Усманов в интервью газете «Республика Татарстан». — Совет министров СССР во главе с Алексеем Николаевичем Косыгиным хотел разместить автозавод в Красноярском крае, а министерство автомобильной промышленности и ЦК КПСС — в Татарстане. Потому что, доказывали они с нашей подачи, в Татарстане в ходе освоения «Второго Баку», как называли тогда нефтяную промышленность республики, создана солидная строительная, монтажная база, выросли стратегически мыслящие кадры. И вот собралось специальное заседание политбюро. Ведет его Михаил Андреевич Суслов. Докладывает министр автомобильной промышленности Александр Михайлович Тарасов. Очень квалифицированно, коротко и емко докладывает, что самое выгодное место под строительство — это Татарстан. Приводит аргументы: база, кадры, транспортный узел, средняя полоса, значит, дешевле обойдется строительство, эксплуатация. Начались прения. Дмитрий Полянский, первый заместитель Косыгина, подходит к Суслову и говорит:

— Тут нечего решать, Тарасов уже без политбюро решил. — И передает Суслову фото. На нем изображен камень, вокруг которого стоят руководители Татарстана, минавтопрома, а на камне написано: «Здесь будет сооружен Камский автомобильный батыр».

— Тарасов, как это объяснить? — не без раздражения спрашивает Суслов.

«Для строительства КАМАЗа выбирали место тщательно, — рассказывал Усманов
«Для строительства КАМАЗа выбирали место тщательно», — рассказывал Усманов

Татарстанцы действительно обошли «все нижние чины» руководства страны: отдел машиностроения ЦК КПСС, автопром, Госплан, Госснаб и другие ведомства, которые и вершили тогда все дела в стране. Тарасов легко вышел из трудного положения:

— Михаил Андреевич, мы выбирали 20 возможных мест по стране, — сказал он, не моргнув глазом. — Такие же фотографии мы можем представить вам с каждого места. Это не решение автопрома, а творчество местных фотографов.

Суслов, помявшись, выдавливает:

— Татарстанский вариант, пожалуй, можно одобрить.

Позже мы выяснили, как это фото попало в руки Полянского. Оказывается, незадолго до заседания политбюро в Набережные Челны инкогнито приезжал один из помощников Косыгина по фамилии Добринец. Сказал, что проездом, интересуется проектом стройки. Ему показали фотографию. Он попросил ее на память. Так фото дошло до политбюро. Руководство Татарстана, прежде всего первый секретарь обкома Фикрят Табеев, не только хотело, но всеми методами боролось, чтобы посадить автозавод на земле республики. Были не только желания, но и возможности — строились нефтехимкомбинат, Нижнекамская ГЭС. Это надо представить, какое бремя добровольно взвалил на себя Татарстан, ведь одновременно с гигантами индустрии намечалось строительство городов с населением в сотни тысяч человек. Строили небывалыми темпами — ежедневно осваивалось по миллиону рублей капиталовложений — это по курсу рубля 70-х годов (тогда рубль официально стоил дороже доллара). И республика не прогадала: сегодня КАМАЗ и Нижнекамский нефтехимкомбинат — ведущие предприятия в Татарстане и России.

ЕЛАБУЖСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ПРОТИВ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Не успели остыть страсти по КАМАЗу, как Татарстан затевает новую стройку — Елабужский тракторный завод. Тогда, в начале 80-х, страна была озабочена продовольственной программой. Колхозы и совхозы перестали наращивать производство продукции, производительность безнадежно падала, потому что села оголялись, люди убегали в города. На селе некому было работать. Остались только пенсионеры и пьяницы. Страна, имеющая самую обширную в мире пашню, лучшие черноземы, стала продуктовым наркоманом — год от года все больше закупает зерна, мяса, других продуктов из-за рубежа. В стране растет дефицит на продукты, всюду очереди, прилавки пустеют, вводятся система талонов, спецраспределители для чиновников. Руководство страны, чтобы поправить положение, решает повысить сельскую производительность труда за счет увеличения выпуска пропашных тракторов. На территории Башкирии, в городе Нефтекамске решением партии и правительства намечено строительство крупнейшего в стране тракторного завода. А строить поручено объединению «Камгэсэнергострой», дислоцированному в Набережных Челнах.

Однажды утром в Казань первому секретарю Татарского обкома партии Усманову звонит Михаил Горбачев, тогда второй секретарь ЦК КПСС, курирующий сельское хозяйство:

— Товарищ Усманов, с каких пор ты стал противником продовольственной программы?

— У нас в республике все в порядке, — отвечает Усманов.

— Я не про вашу республику, а имею в виду решение политбюро о строительстве тракторного завода. Почему строителей не направляете? Шакиров, сосед, к вам обращался? Как нет? Я подскажу ему.

На другой день в Татарский обком звонит первый секретарь Башкирского обкома Шакиров:

— Пришли, пожалуйста, начальника стройки.

— Пришлем.

Евгений Никанорович Батенчук, начальник стройки КАМАЗа, съездив в Башкирию, рассказывал:

— Шакиров ничем не хочет помочь: говорит, вам ЦК поручил, вы и стройте... Там нет никакой строительной базы, нет кадров. Если все возить из Набережных Челнов, то надо построить мост через реку Белую, на что уйдет два года, или возить стройматериалы через башкирский город Октябрьский, а это круг в 750 километров. Словом, стройка в Башкирии обойдется на 3 миллиарда дороже и растянется на три года дольше.

Мы предложили свою площадку — в Елабуге, где готовилась площадка под авиационный завод, который из-за начала строительства КамАЗа решили перенести в Ульяновск.

С таким обоснованием Усманов приезжает в Москву. Его встречает Горбачев и с ходу идет в нападение:

— Ты что, против решения ЦК? Тебе надоело работать в обкоме? Решено же строить тракторный в Башкирии!

Усманов был знаком с Горбачевым еще раньше, когда тот работал в Ставрополье, не раз встречались на партийных застольях, но близко так и не смогли сойтись.

— В Елабуге стройка пойдет быстрее и дешевле, — парирует Усманов. — Если вы против, то я пойду к Черненко.

— Иди. Но только не говори, что был у меня. — Чего-чего, но хитрости Горбачеву не занимать. Дело может пострадать, а себя в обиду не даст.

На другой день совещание по вопросам развития сельского хозяйства страны открывает Константин Устинович Черненко, тогдашний Генеральный секретарь ЦК КПСС. Открыл и ушел. Тогда Усманов идет к нему в кабинет и показывает свои наработки.

— Надо поддержать, — сказал Черненко и тут же написал поручения Байбакову (Госплан), Воронину (Госснаб), Непорожнему (минэнерго), Ежевскому (министерство тракторной промышленности), Полякову (минавтопром): «Анализ Татарского обкома заслуживает уважения и поддержки. Прошу в 10-дневный срок внести предложения».

Строительство КамТЗ начинается в тех же темпах, как и на КАМАЗе. Если бы не развал Союза, то, по словам Усманова, завод в Елабуге «стал бы заводом заводов»...

СТАЛИ БЛИЖЕ БЕРЕГА

Аналогично пробивался мост через Волгу. Долгие годы на просьбы Казани Москва отмахивалась, предлагала несерьезные варианты: проложите между двумя железнодорожными мостами в Зеленодольске перемычку, как в Ульяновске, или постройте автодорогу к будущему мосту в Чебоксарах. Все это не устраивало Татарстан. Помог случай. В сооружении КАМАЗа участвовало и министерство транспортного строительства СССР. Курировал стройку заместитель министра Николай Ильич Литвин. Однажды Усманов повез его в Зеленодольск, где три парома не справлялись с переправой через Волгу, очереди автомобилей по обоим берегам вырастали до трех километров, а зимой работали через переправу короткие поезда-вертушки.

— Обратитесь к министру, я вас поддержу, — пообещал Литвин. Министром был Кожевников, жесткий и чуткий одновременно, жена у него оказалась татаркой. Чак-чак, прихваченный на всякий случай, стал лучшим подарком, размягчившим душу старика.

— Мост нужен не столько Татарстану, сколько Союзу, — настаивал глава республики.

— Если найдете деньги, я построю, — заявил Кожевников.


Строительство моста через Волгу (фото главного инженера строительства Николая Голубева, источник: vuchich.livejournal.com)

Усманов на радостях пригласил министра в Татарстан, на что он ответил с грустью: «Я не транспортабельный», — и показал опухшие ноги. На «Спартаке» ему сшили унты из собачьей шкуры, после чего он от души поблагодарил казанцев: «Совсем другую жизнь почувствовал».

Теперь Казань соединена с Москвой, Ульяновском и другими городами прямым, как стрела, километровым мостом через Волгу.

Завершив переправу на Волге, руководителям Татарстана удалось перевести строителей на Каму. Здесь нам долго не везло, но руководству Татарстана удалось найти уникальный документ — постановление Совнаркома от 1936 года, подписанное Молотовым и с резолюцией Сталина «Утверждаю» о строительстве железной дороги Казань — Бугульма с мостовым переходом через Каму. Уже начали сооружать земляные насыпи близ Сорочьих Гор, но война вынудила прекратить строительство. Зимой 1941 - 42 годов была проложена рокадная железная дорога Казань — Ульяновск, чтобы спасти окруженный фашистами Сталинград. Теперь через Каму сооружен мостовой переход длиной 15 километров.

Подготовил Михаил Бирин

Продолжение следует.

Читайте также:

Гумер Усманов: «Я не хотел работать секретарем. Быстро уволился и подался в Казань...». Часть 1-я

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (48) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    23.01.2016 10:00

    Да , когда Усманов возглавил республику - была передовая . Нет , такой порядок был . Как он успел ? Пшеничные поля - как будто там не поля , а океан был . Не одного сорняка не был . Все бесплатно было . Сейчас и техника впереди , покупает - что делает не понятно ? Про нефти разговора не был тогда . Председатели колхоза - и боялись и уважали - день и ночь работали . Везде порядок был . Работал не для себя , не для родственников , а республику . А после его семейные подряды начало ! И до сей день процветает эти семейные подряды во всех сферах .

  • Анонимно
    23.01.2016 10:07

    В Елабуге строили КамТЗ, правда не знали какой трактор будут производить. А может танки хотели и атомную электростанцию под это дело начали строить.

  • Анонимно
    23.01.2016 10:13

    Усманов пожалуй единственный из татар, вышедший на всесоюзный уровень.Прочитал очень интересную книгу Султанбекова о нем.Особенно впечатлили включенные в нее воспоминания О.Морозова, питомца Усманова, работавшего его помощником в ЦК. Там есть эпизод когда "железный Гумер" не смог сдержать слез когда в Камбодже они были в музее геноцида и увидели снимки тысяч людей убитых по приказу Пол Пота ударами мотыги по голове, патроны экономили сволочи.И особенно сцены его конфликта с Горбачевым после которого он ушел из ЦК, хотя тот уговаривал остаться.Недавно был в Чистополе и видел мемориальную доску Усманова на здании техникума который он окончил и дом отца, подаренный им городу. Достойны был человек во всех смыслах.

  • Анонимно
    23.01.2016 10:22

    После Усманова надо обязательно написать о его предшественник Мусине. Тоже человек интересный: окончил знаменитый МЭИ, руководил многие годы ТЭЦ, 18 лет горкомом в Казани и всего три года обкомом.Ушел из жизни всего в 50 с небольшими.Живу на улице его имени.

  • Анонимно
    23.01.2016 10:44

    Табеева - сын тоже в г. Минзеленск практику проходил . У меня дядя работал СМУ - начальником .и он у него проходил практику . А сейчас , только знает деньги считать !

  • Анонимно
    23.01.2016 11:13

    БФС без устали рекламирует свои "интересные" книги, но судя по горстке комментариев к этой статье, ностальгируют по ним только несколько пенсов на скамейке да еще неграмотная "моя папа". В Татарстане были реально великие люди: Карл Фукс, Сергей Дьяченко, Кекин, Шамов, Асгат Галимзянов и многие другие, не ангажированные КПСС люди. О них читать будет гораздо интереснее, чем про партхозактив, приведший СССР к краху

    • Анонимно
      23.01.2016 17:28

      Наивный взгляд. Какая эпоха - такие и люди. Руководители Татарии для того времени не могли быть другими. Но это были масштабные личности, которые как могли трудились на благо народа. Достойный след оставили и наследство, которое до сих пор проедаем.
      Казанец

      • Анонимно
        23.01.2016 19:24

        Для какого народа? В Казани тогда мяса не было, нищая нефтяная республика. Заложенные этими деятелями с чак-чаками и собачьими унтами в виде взятки объекты подорвали экологию закамья. Там уже онкология зашкаливает, а Вы им гимны поете без остановки. 2 человека сильное государство не развалят никогда. Надо было о народе думать, а не разжигать мировой пожар на планете. Нефтяные деньги республики шли ни подъем уровня жизни папуасов в Африке, но только не татарам. Прекратите врать!

        • Анонимно
          24.01.2016 07:46

          19.24.Впечатление, что этот комментун,обвиняющий автора и газету в "гимнах" явно был двоечником в школе, или, что то у него с головой.Только три замечания этому агрессивному невеже. 1. Папуасы в Африке не водятся. Спросите у внуков, они наверное географию знают и объяснят где живут папуасы.2. Два человека обладавшие неограниченной властью, выполнявшие задание запада и подкормленные им, не только ликвидировали СССР и партию, но Ельцин немедленно доложил об этом президенту США. Хоть газеты почитывайте, а не только стучите по клаве разную чушь. 3.К "мировому пожару" руководители Татарии никакого отношения не имели, и сколько могли пытались, нередко успешно, уменьшить нагрузку центра на бюджет республики. Особенно успешно это делали Игнатьев, Мусин и Усманов.Впрочем этому "дремучему" объяснять бесполезно, очевидно у него генетический сбой. Пишу для вменяемых читателей, которых судя по комментам, подавляющее большинство. И вообще БО газета для умных.Но очевидно для контраста пропускает и таких комментунов, как 19.24.В назидание другим, учитесь мол, а то такими же неграмотными позорниками станете как он.

  • Анонимно
    23.01.2016 11:42

    О 11.13.Этот тип постоянно вылезает охаивая руководителей прошлого, очевидно сам из обиженных ими "пенсов" или их потомок.Не знаю, кто такой БФС, но автор публикации, журналист "Вечерки", гавриловской эпохи, Бирин, хорошо делает, что "без устали рекламирует" достойных людей. Что касается безграмотных суждений этого типа о том, кто привел к краху СССр то комментировать их не следует.Добавлю по усмановской теме, если бы прислушались к таким как Усманов,то развала СССР и КПСС не произошло бы. Но Горбачев и Ельцин выполнили "задание" и второй сразу же доложил об этом президенту Бушу.В КП недавно опубликовали рассекреченный разговор его с президентом США. Противно читать, впечатление: холоп докладывает барину и удостоился похвалы: " Спасибо Борис".

  • Анонимно
    23.01.2016 11:58

    Зимой 1941 - 42 годов была проложена рокадная железная дорога Казань — Ульяновск

    . А мы всм хотим 5й год построить и не можем

  • Анонимно
    23.01.2016 12:37

    Краху привели не они ! Молчи уж ! Не показывай свой безграмотность !!!

  • Анонимно
    23.01.2016 12:37

    11.58.Дорогу рокадную в рекордный срок построили силами зеков, и мобилизованных окрестных крестьянок и подростков. Стоила она сотни жизней умерших от болезней и недоедания.И вообще непонятно при чем тут тема статьи?

  • Анонимно
    23.01.2016 14:48

    "Как грибы стали расти нефтяные города в республике — Альметьевск, Лениногорск, Бугульма, Азнакаево, Заинск, Бавлы, Джалиль". а сейчас это унылые , депрессивные городишки.

  • Анонимно
    23.01.2016 15:36

    Я была ученицей, в Азнакаево с симфоническим оркестром приехал Натан Рахлин. Мы с классом ходили на концерт, места оказались на передних рядах, Натана Рахлина и его слова, что приглашен для нефтяников помню хорошо.Концерт оставил неизгладимое впечатление.

    • Анонимно
      23.01.2016 16:42

      Натан Рахлин и Фуат Мансуров два великих дирижера работавших в Казани.Оба связаны с именем Жиганова. Сейчас неплохо смотрится Сладковский, тем более он хорошо вписался в рыночные отношения и оркестр не бедствует.

  • Анонимно
    23.01.2016 20:01

    Народ не слепой . Усманов - он единственный сильный уважаемый народом руководитель Татарстана !

  • Анонимно
    23.01.2016 20:25

    А БФС единственный историк такого народа. Свое надо писать, Михаил, а не чужое перелицовывать

  • Анонимно
    23.01.2016 20:40

    А на старости лет о нем все забыли, кроме Ахметова Марата Готовича, который поддерживал его до последних дней жизни. И именно о нем он всегда говорил с благодарностью как о честном, ответственном человеке на трудном и неблагодарном поприще....

  • Анонимно
    23.01.2016 20:59

    Он правильный путь показал . Сегодня Татарстан процветает 80 процент -его заслуга !

  • Анонимно
    24.01.2016 08:10

    Для 20. 40.Насчет Ахметова М.Г. вы правы, он даже организовал установку мемориальной доски в Чистополе на здании техникума который Усманов окончил и пригласил его на ее открытие.Но не все выдвиженцы такие. Один шустрый кооператор средней руки, которого он сделал министром, и выдвинул еще выше, оказался весьма неблагодарным, как и еще два - три выдвиженца. Но он выдвинул сотни людей которые его помнят, в том числе и М.Ш.Шаймиев, помогавший ему скрасить последние два десятилетия жизни.А О.Морозов даже написал очень теплые воспоминания о нем, которые я только, что прочитал в книге об Усманове.Так, что порядочных людей намного больше чем их антиподов, вроде названного выше кооператора.

  • Анонимно
    24.01.2016 11:06

    Догадываюсь о том, кто неблагодарный человек. Мне о нем и родственники Усманова говорили.Бог ему судья.Он свое еще получит.

  • Анонимно
    24.01.2016 12:05

    При Усманова - лучше жили чем сейчас . У власти были только грамотные . Родственников не собирал . Жили прекрасно . Все было . А сейчас все родственники . Это родственники везде устроились . Только космонавтом почему - то не стали они !!!

    • Анонимно
      24.01.2016 16:13

      "Моя папа", грамотные и сейчас у власти. Такие как Вы и гуру с цифрами вместо мозгов пасутся в комментариях, потому что больше ничего не умеют. Готовы кильку в томатном соусе жрать ежедневно, только бы весь мир оружием и бомбами завалить. При Усманове мы были нищими, рвали пуговицы в трамваях и отдавали нефть бесплатно Москве. Сейчас во дворах Казани негде иномарку припарковать, люди с руками и головой живут своим трудом неплохо. Вас не переделать, паситесь с миром в инете, но поучайте только ваших паучат

  • Анонимно
    24.01.2016 13:02

    12.05. Вы правы в главном.Жена Усманова, всю жизнь проработала преподавателем математики в медучилище, сын рядовой врач, дочь -доцент математик.Хотя при его то власти мог бы сделать их кем угодно. Вон Табеев, жене под кафедру "иголко - лечение" о котором все сейчас забыли, целое здание напротив оперного театра передал.Человек действительно, даже по тем довольно суровым временам, весьма скромный. И терпеть не мог попыток выдвинуть по приятельским или родственным соображениям. Тут бывал порой крут.

  • Анонимно
    24.01.2016 15:55

    Сегодняшнему руководству далеко до Усманова.

  • Анонимно
    24.01.2016 18:14

    "Мы довели до 426 тысяч голов дойных коров и доили по 3300 литров от коровы. Не знали, куда масло девать!» По отчетности в республике все было, и мясо. и масло, а вот факты: уже осенью 1975 начались перебои и очереди за маслом, про мясо не говорю, его давно не было, зато был поезд Татарстан для возврата части этих продуктов из центра на родину.

  • Анонимно
    24.01.2016 18:42

    В 1975 г. в Татарии рулил Табеев, который готов был все отправить, что бы выслужиться. Тем более ему за Камаз обещали Героя соц. труда дать.Был грустный анекдот - его спросили как будете улучшать снабжение казанцев продуктами? Ответ - пустим еще один поезд Казань -Москва, а потом еще один добавим. Ездили за курами в Новочебоксарск и Йошкар - Олу.Помню студенческие годы, все купе были забиты колбасой, курами, бананами и пр. которые везли из Москвы. Впрочем почти такое же было везде, а не только в Казани. Может за исключением Средней Азии, Закавказья и Прибалтики.Те жили получше.

  • Анонимно
    24.01.2016 18:43

    То, что во время его руководства был совершён большой экономический рывок в Республике - очевидно. Нынешнее руководство, считаю, достойно развивает и реализует тот потенциал, который был заложен в те годы. Насколько знаю, к Усманову с большим реальным уважением относятся и Премьер и Президент РТ.

    • Анонимно
      24.01.2016 19:30

      К сожалению не относятся, а относились. Усманов умер 24 февраля прошлого года и похоронен на татарском кладбище на одной из боковых аллей рядом с женой. В газете Звезда Поволжья видел снимок могилы. Думаю, что летом правительство установит достойный памятник.Он его заслужил.

    • Анонимно
      24.01.2016 23:47

      ПОПЫТКА обелить продолжается. Мифы: 1 Самый высокая должность для татарина. Вспомните историческую контекст - престарелое политбюро, каждый искал себе подобного, но молодого. Вот и появился там Усманов, не по деловым качествам, а по отсутствии человеческих качеств. Так и использовали в грязных разборках, после и выкинули. Я не думаю, что будучи там он поднял авторитет татар, скорее опустил. Не зря, после него МШШ активно начали использовать в московских играх. Здесь хоть какая то польза была не только его семье, но и чуток республике. 2. Об уважении МШШ и РНМ к Усманову- это все элементы одной цепи, одной вертикали - нельзя вытаскивать ни одного, иначе может все обвалиться, вот и кукушка хвалит петуха.
      3. Отрадно, что сегодня за рулем Татарстана РНМ, прежде всего опережающий своих предшественников (кроме ИГНАТЬЕВА) в человеческих качествах, в деловых многократно.

  • Анонимно
    24.01.2016 21:44

    Ой без грамотный . Во дворе все машины - иномарки куплены на кредит . Это ты купил наверно на длинные деньги . Вся молодежь в кредите . Тебя меня не решать о грамотности . Мы жили и работали во время Усманова . Поэтому я это время хорошо знаю . Он был замечательным руководителем Татарстана . Он работал для простого народа . Я эту систему хорошо знаю , муж работал начальником управления района . Но некто в кредите не был . Ты научись уважать достойных людей !

  • Анонимно
    24.01.2016 22:41

    Этих лидеров - хорошо знает только Жители Татарстана . Тебя не стоит - ты не знаешь их . Это тебя не У...... !

  • Анонимно
    24.01.2016 23:09

    Трудом живем и жили но иномарку не могли купить .

  • Istorik
    25.01.2016 00:12

    Минтимер Шаймиев во время похорон не преминул напомнить, что Усманову пришлось работать "в условиях жесточайшей централизованной власти". При премьерстве Усманова Татарстан обеспечил добычу первой и второй миллиардной тонны нефти, а плодородные земли северо-востока республики были превращены в масштабную строительную площадку. Лучшие ресурсы, большая часть экономического потенциала республики отправлялись туда. ТАССР, на территории которой был возведён гигантский промышленный комплекс, "обогнала по экономическим показателям Литву, Латвию и Эстонию, вместе взятые".

    Однако - в результате: Татарстан имел в своей собственности чуть более 2% экономики республики, скудные расходы превышали доходы бюджета в 2,5 раза, снабжение товарами народного потребления сильно отставало от большинства соседних регионов, а столица республики, которую захлестнула волна молодёжного бандитизма (так называемый "казанский феномен"), не могла себе позволить полноценного развития социальной инфраструктуры. Умирал татарский язык, в удручающем состоянии находилось развитие национальной культуры. Квазифедеративная модель государственного устройства страны не могла позволить значительно изменить ситуацию - даже если представить, что власти республики тогда работали над этим всю стандартную для той поры 80-часовую рабочую неделю.

    По сути, он оказался последним первым секретарем обкома в историческом понимании этого слова - после него период безальтернативных назначений из Москвы закончился. Следующий первый секретарь Шаймиев был избран уже в ходе альтернативных выборов на пленуме, обойдя московскую креатуру, а через год эта должность перестала быть первой в руководящей иерархии.

    Нужно отдать должное Усманову: он не стал препятствовать бурному обсуждению вопроса о применении татарского языка, начавшемуся ещё в 1987 г., а затем и дискуссии о статусе республики. Обновлённая им обкомовская команда (в состав которой вошли, к примеру, Олег Морозов и Василий Лихачёв), сразу пошла на диалог с разными общественными силами - например, и с теми, кто формировал ВТОЦ, и с теми, кто оппонировал тоцевцам.

    Обкомовская элита быстро прошла эволюцию от неприятия существующих проблем, связанных со статусом республики, к идеям суверенитета и обретения республикой союзного статуса. В последний год руководства республикой усмановская команда добилась того, чтобы войти в состав пилотных регионов, где внедрялся региональный хозрасчёт. Общественность добилась того, чтобы о "бесправном Татарстане" заговорили в Прибалтике и на Дальнем Востоке, в союзном парламенте и коридорах Старой площади.

    Именно под началом Усманова Татарстан стал готовиться к повышению статуса республики - чаяния общественности были основательно подкреплены научной аналитикой и социологическими исследованиями.

    Начав политическую перестройку в Татарстане, Усманов не воспользовался главными её экономическими итогами - переделом социалистической собственности и приватизацией.В 59-лет он стал "пенсионером всесоюзного значения", еще раз доказав, что уехавший в Москву назначенец из Татарстана, теряет свое влияние здесь, а Москва быстро пережевывает судьбы и отправляет в политическое небытие даже сильных людей.

    Сегодня мало кто может ответить на вопрос "кто же был до Шаймиева?" - и это касается не только молодого поколения. Здесь нет ничего удивительного: в условиях, когда продвижение и преподавание политической истории Татарстана практически сведено к нулю, а татарстанская гражданская идентичность (идентичность именно Республики Татарстан, а не какого-нибудь Казанского края) выставляется неким несущественным приложением, имена и дела, которые сегодня "на слуху", быстро забываются потомками....

    • Анонимно
      25.01.2016 00:54

      Очень глубокий и в целом объективный анализ. Чувствуется, мысль профессионального человека (историка), который не понаслышке видимо знаком со многими упомянутыми великими деятелями.

  • Анонимно
    25.01.2016 01:07

    Многословно но в целом достаточно верно показана траектория политической карьеры Усманова. Наверное товарищ - эфэнде прав говоря, что практически "сведено к нулю" изучение политической истории Татарстана, особенно в переломные годы, добавлю не только в вузах, но и в школах. А еще недавно выпускалась целая линейка учебных пособий по истории республики.Жизнь Усманова, это драма человека видевшего пути перестройки, требовавшего на самом высоком уровне повышения статута республики до уровня союзной но не сумевшего, или не захотевшего вписаться в последующие перемены и рыночную экономику.

  • Анонимно
    25.01.2016 09:16

    23.01.2016 19:24 Вряд ли Вы ему что-либо докажете. Он всех этих безобразиев не видел, поскольку в очередях не стоял и на столе у него были не "100 блюд из картофеля". Замените специфические словечки в его речи: "комментун" на "пентагон", "либерастов" на "вражеские происки", Обаму и Буша на Рейгана. Сразу поймете, на каком фронте этот товарищ доблестно сражался. Еще бы он не ругал Ельцина и Горбачева - от такой кормушки отцепили.

  • Анонимно
    25.01.2016 12:34

    Двум стебунам. 1.Усманов в "обеливании" не нуждается.Ушел он из ЦК, хотя Горбачев три раза отвергал его заявление, не желая участвовать в ликвидации СССР.Отдал элитную квартиру в Москве, хотя мог зацепиться за столицу как некоторые "бывшие" и уехал домой.2.То, что называют таких либерастами и комментунами, это еще мягко, заслуживаете более короткого слова из четырех букв, но его модератор не пропустит.3.Что касается виляния обоих перед Ельциным и Горбачевым, очевидно что то получили при прихватизации, а мнение о них читайте прессу и интернет.В КП приведен документ о том как Ельцин докладывал Бушу о выполнении "задания" по развалу СССР и получил от "хозяина" одобрительное: "Спасибо Борис".Для меня других характеристик о том кем он был тогда не нужно.

  • Анонимно
    25.01.2016 12:58

    Тогда кормушки не кому не нужен был . Зарплата - для руководители довольно высокая была . И это хватало . И отдыхали , каждый год .

  • Анонимно
    25.01.2016 13:55

    Да , я без грамотная . Но в стране много грамотных руководители . Есть , президент Татарстана , есть президент России , депутаты - они заботятся . Все создают . Силы страны - именно в таких - простых народов . Если надо помощь - всегда помогут . Они действительно работает для таких как я .

  • Анонимно
    25.01.2016 17:05

    И я без грамотная всегда буду права перед грамотными .

  • Анонимно
    25.01.2016 17:21

    Хорошо, что на форуме много порядочных людей, дающих отпор тем кто привык только ныть и ругать советскую власть

  • Анонимно
    26.01.2016 19:06

    Купил в "Хэтере" книгу об Усманове.Интересны не только размышления автора и написанное самим Усмановым.Не менее ценны воспоминания людей знавших его особенно помощника в ЦК Морозова и секретаря райкома, а теперь министра с.х. Ахметова.

  • Анонимно
    27.01.2016 16:55

    А у вас нет иномарок на улице , только в Казани ? Какие цифры не нравится ?

  • Анонимно
    27.01.2016 17:28

    О реплике 16.55.Непонятно, что этот эфэнде хотел сказать. Внятнее надо писать.

  • Анонимно
    28.01.2016 18:08

    Ты не читай мои комментарий . Я всегда правду пишу , понял . И не оскорбляй .

  • Анонимно
    28.01.2016 18:17

    Я государстве не работаю , грамотность не не надо мне , грамотный человек не реагирует он на без грамотных людей . Просто не читай .

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль