Машиностроение 
4.02.2016

Минпромторг РФ в Казани: Может начаться процесс деиндустриализации...

Рустам Минниханов за рулем XRAY, Адиль Ширинов в эмоциях от Explorer и дебют Альберта Каримова

Российский автопром сегодня загружен всего на 40%. Что будет, если опуститься еще ниже?.. Почти тотальная господдержка и экспортоориентированное производство — вот главные лекарства для российских производителей, говорили на стартовавшем вчера в Казани автомобилестроительном форуме. Как узнали корреспонденты «БИЗНЕС Online», КАМАЗ нацелился на рынки Ирана, Индонезии, Египта, а Ford-Sollers рассчитывает на широкие продажи Transit и смело заявляет о запуске в российское производство новых моделей.

«ПОЛИТИЧЕСКИЕ РАЗНОГЛАСИЯ? У НАС ЭТОГО НЕТ»

Довольно бравурно, то есть в противовес ситуации на авторынке, стартовал накануне на «Казанской ярмарке» второй международный форум автомобилестроения — TIAF. Участников и гостей со сцены приветствовали гендиректор ассоциации европейского бизнеса Франк Шауфф, гендиректор «Мессе Франкфурт Рус» Ойген Аллес (все зарубежные VIP-гости, кстати, прекрасно говорили по-русски) и президент Татарстана Рустам Минниханов. «Мы пригласили европейских коллег, несмотря на все политические разногласия — у нас этого нет», — привычно сделал оговорку о внешнеполитической обстановке президент.

Перед пленарным заседанием главные лица форума традиционно прошлись по выставочному залу, в котором друг напротив друга расположились новые модели от Ford-Sollers и АвтоВАЗа. Президент с гостями удостоили вниманием каждую машину, внимательно осмотрев кабины белоснежных Ford Explorer и Transit, а под конец обхода Минниханов посидел за рулем шоколадного цвета XRAY и ярко-салатовой Vesta. Надо отметить, что вазовский кроссовер смотрится неплохо... Параллельно в дальней части зала проходил один из отборочных туров Worldskills, где с десяток рабочих трудились у токарных станков и демонстрировали открытый шиномонтаж. Там Минниханов перекинулся парой слов с одним из рабочих, уважительно пожав ему руку.

Пленарная часть прошла, как говорится, без огонька, хотя, казалось бы, ситуация в отрасли благоприятствует проявлению эмоций
Пленарная часть прошла, как говорится, без огонька, хотя, казалось бы, ситуация в отрасли благоприятствует проявлению эмоций

FORD ПРОДОЛЖАЕТ АДАПТИРОВАТЬСЯ В РОССИИ

Пленарная часть прошла, как говорится, без огонька, хотя, казалось бы, ситуация в отрасли благоприятствует проявлению эмоций. Впрочем, директор департамента транспортного и специального машиностроения минпромторга РФ Александр Наумов попытался организовать что-то вроде контрастного душа. Для начала он решил погрузить аудиторию в отчаяние: «Если меры господдержки мы продолжать не будем, ожидаем, что производство в 2016-м упадет до 800 тысяч автомобилей и может начаться процесс деиндустриализации». Однако Наумов тут же обнадежил, что минпромторг намерен пролонгировать меры поддержки автопрома по программам обновления парка колесных транспортных средств, льготных лизинга и автокредитования, стимулирования спроса на газомоторные автобусы и на технику для коммунального хозяйства. Будут и субсидии производителям.

Александр Наумов обнадежил, что минпромторг намерен пролонгировать меры поддержки автопрома
Александр Наумов обнадежил, что минпромторг намерен пролонгировать меры поддержки автопрома

Наумов отметил, что сегодня загрузка производственных мощностей автопрома — 40%. «Опуститься ниже мы не можем», — констатировал он. Что же делать, чтобы удержать спрос на рынке не ниже прошлого года? Едва ли не главная надежда — на экспорт. «Сегодня уникальная ситуация, — уверен Наумов. — Благодаря девальвации рубля, организации глубокой переработки наши продукты становятся очень конкурентоспособными на рынках. Надо этим воспользоваться и перейти к экспортоориентированному производству». В этом смысле перспективными видятся рынки Ближнего и Дальнего Востока, Латинской Америки.

Исполнительный директор, первый вице-президент Ford-Sollers Адиль Ширинов полагает, что, вероятнее всего, рынок останется на отметке в 1,5 - 1,6 млн. авто. А далее он заявил, что его компания и вовсе будет запускать новые продукты (какие — пока секрет), как обычно, максимально адаптированные для России. Он напомнил, что в 2015 году завершился 4-летний первый этап долгосрочной стратегии Ford-Sollers на российском рынке. За это время она инвестировала в России на $1,5 миллиарда. В прошлом году компания запустила пять новых моделей, три из них — в Татарстане: Fiesta, новые Transit и Explorer. Плюс осенью в ОЭЗ «Алабуга» введен в строй завод двигателей. «Сегодня мы уже достигли 45-процентной локализации двигателя», — похвастался Ширинов и тут же намекнул на то, что, коль отрасль будет зависеть от господдержки, внимание должны обращать в первую очередь на компании, которые инвестируют в местную экономику, повышают уровень локализации.

Вице-премьер правительства РТ — министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов рассказал, что падение в автомобилестроительной отрасли РТ (например, «КАМАЗов» — упало на 28%) было компенсировано на других направлениях. Он сообщил, что индекс промпроизводства РТ в 2015 году не снизился, в отличие от общего уровня РФ и составил 100,4%. Общий объем отгруженной продукции — 1 трлн. 856 млрд. рублей, примерно 370 млрд. из которых приходятся на долю машиностроения... К слову, модератор — управляющий директор AZ Enterprise Алекс Загускин поздравил Каримова с публичным дебютом в должности вице-премьера и министра.

ТЯЖЕЛЫЕ ВРЕМЕНА — ЭТО НОРМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

Большая часть пленарной сессии была посвящена родному КАМАЗу. О ситуации с продажами грузовиков отчитался гендиректор внешнеторговой компании КАМАЗ Рафаил Гафеев. «Почти трехкратное падение рынка грузовых автомобилей началось с 2012 года и не могло не сказаться на результатах работы компании, — преамбула была стандартной. — За три года КАМАЗ потерял чуть более трети своего производства. По результатам прошлого года тенденция падения стабилизировалась, а в этом мы планируем даже небольшой рост. Времена не тяжелые — они должны восприниматься как нормальная ситуация».

По его словам, в 2015 году в условиях общего падения российского рынка КАМАЗ увеличил на нем свою долю: «По результатам прошлого года мы достигли 51 процента на рынке грузовых автомобилей, на следующий планируем достижение 54 - 55 процентов». Такого результата КАМАЗ рассчитывает достичь, в частности, за счет изменения структуры каналов продаж. В 2015 году 72% автомобилей продавалось через дилеров, 17% — через заводы-изготовители спецтехники (ЗИСТ) и 11% — корпоративным клиентам. КАМАЗ рассчитывает в этом году нарастить продажи корпоративным клиентам до 15%, а через ЗИСТ — до 25%.

Челнинский автогигант планирует серьезную экспансию за границу
Челнинский автогигант планирует серьезную экспансию за границу

Помимо этого, челнинский автогигант планирует серьезную экспансию за границу. «В прошлом году реальные продажи конечным клиентам по экспортным рынкам выросли почти на 20 процентов, — поделился позитивом Гафеев. — Что особенно приятно, нам удалось почти в два раза увеличить долю продаж в дальнее зарубежье». Объем продаж КАМАЗа с использованием страховых инструментов государственного страхового агентства «ЭКСАР» составил $15 млн., и в этом году его планируется увеличить как минимум в два раза, а то и в 6 - 7. Приоритетными рынками зарубежных продаж Гафеев объявил Иран, Индонезию, Перу, Египет и Узбекистан.

СОКРАЩЕНИЯ РАБОЧИХ НЕ БУДЕТ

После главной сессии форума Ширинов в спокойной обстановке пообщался с журналистами, ответив на вопросы о татарстанских и прочих производствах Ford-Sollers. По его словам, компания достигла доли локализации на российском рынке не менее 45%. Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», он рассказал, что новый завод двигателей, запущенный в прошлом году в «Алабуге», с октября успел произвести 1000 двигателей в тестовом режиме и в этом году планирует «разогнаться». Правда, до каких объемов, Ширинов не уточнил, напомнив лишь, что проектная мощность завода составляет 105 тыс. двигателей с возможным дальнейшим увеличением до 200 тыс. двигателей в год.

Площадки Ford Sollers в Набережных Челнах и Елабуге остаются ключевыми для компании, и в этом году снижать объемы производства на них было бы неправильно
Площадки Ford-Sollers в Набережных Челнах и Елабуге остаются ключевыми для компании, и в этом году снижать объемы производства на них было бы неправильно

Площадки Ford-Sollers в Набережных Челнах и Елабуге остаются ключевыми для компании, и в этом году снижать объемы производства на них «было бы неправильно», заверил Ширинов. На этих заводах работают более 3 тыс. человек, в прошлом году им проиндексировали зарплату. Принудительных сокращений в этом году не будет, добавил оптимизма первый вице-президент.

Из всех моделей Ford, запущенных в производство в Татарстане, наиболее успешным Ширинов считает Transit, рассказал он «БИЗНЕС Online»: «Transit пользуется огромной популярностью в России. И с учетом дилерской сети, и с учетом стоимости владения. Я ответил не интуитивно, не с точки зрения эмоций, а так это, конечно, Explorer, особенно Sport... С точки бизнеса — это Transit. Да, мы запустили Fiesta — это бюджетный автомобиль, но недостаточно бюджетный, — продолжил Ширинов. — А у Transit большое будущее, и это будет один из фундаментальных проектов, который даст большой толчок к развитию елабужской площадки дальше».

Читайте также:

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (30) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    4.02.2016 08:11

    Очнитесь, процесс деиндустриализации идет с 91 года!!

    • Анонимно
      4.02.2016 11:21

      В точку! Причем здесь сослагательное наклонение? "Может начаться..." Да уже заканчивается! Еще несколько лет и останется только труба и все то, что ее обслуживает. А территория всей страны, видимо, будет сдана в аренду кому-нибудь.

    • Анонимно
      4.02.2016 12:36

      В Татарстане он не так ярко выражен

      • Анонимно
        4.02.2016 14:34

        Попробуйте посчитать, сколько бывших заводов перешло в собственность одного только Семина.
        Не говоря про другие.

      • Анонимно
        4.02.2016 15:00

        Надо снять розовые очки, перестать слушать местные новости и посмотреть в окно - там-то и будет выражение.
        Мегга-мебель (ex- КЗПУ), штаб квартира ASG - это бывший завод ЭВМ, площадь Вахитова - все объекты на месте бывших производств, управление Росреестра - территория бывшего завода Теплоконтроль, завод Точмаш - все в аренду сдается, завода нет. Список можно продолжать и продолжать
        Ярко выражен

    • Анонимно
      4.02.2016 18:27

      Сам очнись. Ты проспал момент, когда у нас большое количество заводов построили.

  • Анонимно
    4.02.2016 08:33

    Несмотря на вложения Ford наверно уйдёт, бездарный модельный ряд и конские цены этому весьма этому поспособствуют.

  • Анонимно
    4.02.2016 08:56

    Привез бы Форд новый Edge, установил бы двигатели 200 и 249 л.с. и продавал бы по приемлимой цене!

  • Анонимно
    4.02.2016 10:17

    "Надо просто выучиться ждать, надо быть спокойным и упрямым" (С)... это я про цены на нефть естественно

  • Robert
    4.02.2016 10:40

    уже не первый кризис, но не могут руководители понять, что кроме автомобиля. что-то надо еще рядом призводить. Серьезное. Тот же Камаз на базе своих или покупных движков мог бы делать мобильные насосные установки например или еще что-то. Тупость однако просматривается

  • Анонимно
    4.02.2016 11:15

    Каримов старается конечно, говорит о "желаемых" цифрах, расширению....но ни на Алабуге, ни в иных Промпарках нет на сегодняшний день переспектив, не пойдет сейчас инвестор в Россию. И свой предприниматель не может развить свои идеи, без админресурса.
    Даже с ним, и то, чего стоит задекларированный проект в ОЭЗ Алабуга по выпуску аккумуляторных батарей, его защитили перед Президентом, прошли все инстанции, но воз и ныне там.

  • Анонимно
    4.02.2016 12:29

    Ну какой, к черту, экспорт автомобилей? Господи, да проходили уже этот этап. В годы СССР жигули продавали в ФРГ по цене 300 марок за автомобиль. А в Китай, на Кубу, в Египет и во Вьетнам вообще в качестве братской помощи передавали или за бесценок. Понятно, что никакого экономического эффекта это не приносило, кроме убытков. Зато внешне это выглядело так: валютные поступления, экспорт, репутация наших авто и т.д.
    Ну и что, хотим повторения такой экономики? Делать из своих ресурсов товары, которые потом продавать за бесценок? Это равносильно сразу продаже ресурсов за бесценок, без промежуточных мучений в виде производства...

  • Анонимно
    4.02.2016 12:32

    Российский автопром, европейский автопром, японский автопром - в какой ни плюнь, везде идет спад

  • Анонимно
    4.02.2016 13:19

    Поймите, что проблема не в инвестициях. У людей просто нет денег на обновление авто.

  • Анонимно
    4.02.2016 14:29

    не должно быть ни одной импортной детали на авто если хотим поднять российский автопром! иначе будем зависеть от курса и цены авто соответсвенно! а зарплата то в рублях! прямая зависимость.

  • Анонимно
    4.02.2016 14:30

    при наличии комплектующих только российских и зарплат наших хватит на покупку авто.

    • Анонимно
      4.02.2016 18:03

      Не верно в корне! Импортные комплектующие дешевле наших (даже со всеми таможнями), а их качество существенно выше. Если делать автомобиль с одинаковым качеством, то цена российского автомобиля в 1,5-2 раза превзойдёт цену иномарки.
      Проблема заложена глубже и она обширнее, чем многие думают.

      • Анонимно
        5.02.2016 09:29

        Без структурных и внутриполитических реформ не оботись, т.к. даже исполнения договоров с исполокомом на подряд на пару миллионов имеет множество рисков, и лишь лоббисткие силы могут помочь в обход. А прямой здоровый механизм должен строиться на балансе политических сил, которого в утилитарной системе вертикали нет. От этого все риски в экономике, проще говоря беспредел.

  • Анонимно
    4.02.2016 16:40

    С колен встает наш автопром!

  • Анонимно
    4.02.2016 17:47

    Татарстан входит в будущее семимильными шагами

  • Анонимно
    4.02.2016 21:51

    толку то от того что то один чиновник то другой садится за руль...вон машинки гибдд -мерседесы

    • Анонимно
      5.02.2016 08:42

      развитие автопрома в регионе важная область. Это рабочие места и поступления в бюджет

  • Анонимно
    4.02.2016 22:05

    "Участников и гостей со сцены приветствовали гендиректор ассоциации европейского бизнеса Франк Шауфф, гендиректор «Мессе Франкфурт Рус» Ойген Аллес (все зарубежные VIP-гости, кстати, прекрасно говорили по-русски)! А я вот только что предыдущую публикацию в БО прочитал, где разгорелся спор о том, зачем татарам учить русский язык. А мы тут о де-индустриализации спорим? Хотят быть богатыми, состоятельными, поэтому и работают, языки учат, едут в другие страны строят заводы и, соответственно, получают прибыль. То что Президент РТ шевелистся, даже бегает очень хорошо. Вот так бы другие чиновники крутились. Но вот те-же Главы администраций районов даже с ЖКХ продвинутся не могут. Многие сельхоз. земли по десятку лет не обрабатываются. А посмотрите какие документы выпускают в администрациях, мэриях. Без слёз их не прочитаешь. Сплошная безграмотность, халатность, равнодушие к жителям. Да, нужно признать, что Казань стала много лучше, опрятнее. А другие насел.пункты? Заинск, Елабуга, Кам.Поляны, Чистополь ... Время то уходит.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль