Общество 
18.02.2017

«Карамзин, Ключевский, Соловьев выключили татар из мировой истории. Это несправедливо...»

Как на юбилее Института истории им. Марджани Равиль Муратов расшифровал знаки Путина, а Михаилу Козловскому открыли глаза на его настоящую прародину

Накануне сразу двойной юбилей отметили татарстанские VIP'ы в новом здании Института истории им. Марджани — 20-летие самого учреждения и 70-летие его директора Рафаэля Хакимова. Здесь вспоминали революционные 90-е, 1000-летие Казани и недавний громкий презент Владимира Путина первому президенту Татарстана. Очередная порция фирменных шуток от Минтимера Шаймиева, какой из подарков особенно порадовал Хакимова и почему журналистам не удалось пообщаться с гостями — об этом в материале «БИЗНЕС Online».

... Институт истории им. Марджани переехал в здание с интересным прошлым. Здесь бывал Петр Первый, находился взаперти юный Ленин. Да и известные татары тут хорошо «посидели»... / Фото: Ирина Ерохина

«ДЛЯ ФОНДА НЕЛЬЗЯ ПАРУ КОМНАТ АРЕСТОВАТЬ?»

Институт истории им. Марджани накануне официально отметил свое новоселье. Из Кремля институт начал переезжать недавно в здание с интересным прошлым. Здесь бывал Петр Первый, находился взаперти юный будущий вождь мирового пролетариата Владимир Ленин. Да и известные татары тут хорошо «посидели». Создатель национальной организованной преступности Шакур Рахимов (Шакур-карак), писатель Хасан Туфан, а революционер Мулланур Вахитов и вовсе был расстрелян в сегодняшнем здании Института истории. Новоселье решили совместить с расширенным заседанием ученого совета, посвященного 20-летию создания организации. Его бессменному директору Рафаэлю Хакимову, который 12 февраля отметил свой юбилей, в 1997 году было 50. Теперь он признается, что два десятилетия назад начать работу было ой как нелегко. «Тогда было тяжело — новые взаимоотношения, я был советником по политическим вопросам президента Татарстана, на этом фоне и директор. Это была одна из многих тех задач, которые мне ставились. Тяжело в каком плане? Это новая структура, история у нас не только такая масштабная, но еще и спорная с точки зрения российской истории, внутренних наших татарских отношений. Поэтому выбрать главную линию и ее выдержать — здесь надо было иметь определенную политическую волю, чтобы сказать нет», — говорил Хакимов «БИЗНЕС Online» перед началом мероприятия.

А высокие гости потихоньку тем временем, что называется, подтягивались. Из членов правительства РТ первой пришла министр труда Эльмира Зарипова, за ней культурный босс республики Айрат Сибагатуллин, для министерства которого Институт истории им. Марджани — партнер: «Большой юбилей, институт занимается пропагандой нашей истории, я не могу представить себе историю народа без института. Мы совместно работаем с ними — цели едины».

Что там татарстанское министерство, дружественная Турция сотрудничает с Хакимовым. Пришедший на юбилей генеральный консул Турхан Дильмач рассказал о совместном проекте с институтом: «Есть хорошее произведение — исторический атлас „Тартарика“. Сейчас мы его переводим на турецкий язык. Половина закончена — текстовая часть, сейчас нужно карты перевести, потом в этом году, даст Аллах, в Турции и здесь пройдет торжественное мероприятие, дадим старт печати. Это произведение и для нас очень важно. Так как его содержание — часть нашей общей тюркской истории. С многоуважаемым господином Хакимовым постоянно встречаемся, сотрудничаем».

... Минтимер Шаймиев поздравил «такого молодого юбиляра», имея в виду то ли институт, то ли его директора, потом заинтересовался древней картой Тартарии, такую же ему подарил Владимир Путин

Далее подъехали руководитель минобрнауки республики Энгель Фаттахов, помощник президента РТ Равиль Муратов, вице-премьер Василь Шайхразиев, а руководитель архивного комитета Татарстана Ирада Аюпова, поднявшись на второй этаж, обняла Хакимова и с ходу подарила какую-то карту — древнюю, видимо.

Между тем все ждали главного гостя — государственного советника Татарстана Минтимера Шаймиева, который подъехал аккурат за пять минут до начала заседания ученого совета. Сперва, пожав руку Хакимову, поздравил «такого молодого юбиляра» имея в виду то ли институт, то ли его директора, потом прошелся по коридорам, где на самом видном месте висел указ с подписью президента Татарстана Шаймиева о создании Института истории им. Марджани. «Подпись точно моя, а что написано, не знаю», — шутит Минтимер Шарипович. Основатель научного института восхитился дореволюционными фотографиями на стене, а по поводу старинной схемы здания, когда она была еще тюрьмой, деловито поинтересовался:

— Для фонда («Возрождение», которое курирует Шаймиев прим. ред.) нельзя пару комнат арестовать?

— Для фонда? Арестовать? — удивился Хакимов

— Нет, арестовать — это не для нас, — парирует первый президент республики и приступает к рассматриванию древней карты Тартарии.

Артефакт внимательно разглядывал кремлевский фотограф Михаил Козловский. «Что, интересуешься, где твоя историческая родина? У европейских евреев, ашкенази, она одна — Хазария, раньше ведь и Каспийское море Хазарским называлось», — подсказывает Хакимов. Проходя возле отдела новейшей истории, Рафаэль Сибгатович предложил Минтимеру Шариповичу зайти туда, мол, там и вас изучают. Оказалось, что комната заперта, а госсоветник даже порадовался этому: «Рано еще писать историю!» Тут Шаймиеву намекают: время поджимает, люди в зале заждались. Реакция первого президента мгновенная, он спрашивает у председателя государственного комитета по туризму Сергея Иванова: «Ты ведь позже меня пришел?» Услышав что-то невнятное из уст немного растерявшегося главного туристического лица республики, госсоветник облегченно сказал под хохот сопровождающих: «Сошлемся на тебя, скажем, что министра ждали».

... Завершилось знакомство с институтом в кабинете директора, где над креслом висит портрет его отца — татарского литератора Сибгата Хакима

Завершилось знакомство с институтом в кабинете директора, где над креслом висит портрет его отца — татарского литератора Сибгата Хакима. Шаймиев, как оказалось, хорошо знал и его, и супругу Муршиду. Спросил у собравшихся, мол, такая песня есть, которая начинается словами «Ал Мөршидә, гөл Мөршидә». Никто не смог вспомнить слова, лишь министр образования и науки Татарстана напел ее мелодию. На что много чего повидавший Муратов похвалил Фаттахова: «Сразу видно, оба актанышские!» Еще немного побродив по коридорам института, VIP'ы направились в зал — куда, собственно, они и были приглашены на заседание ученого совета.

«НЕТ, РЕБЯТА! ТУТ ЖЕ ЕСТЬ ЕЩЕ 1000-ЛЕТНЯЯ КАЗАНЬ»

Здесь нарисовалась не менее интересная картина. Гости, уже занявшие свои места, после получасового ожидания начали изнывать от духоты. Когда кто-то из молодых сотрудников института попытался открыть окно в целях запуска в помещение свежего воздуха, один из старших коллег в буквальном смысле закричал: «Окна открывать нельзя!» На что заместитель начальника управления образования Казани Марат Лотфуллин под громкий смех зала отшутился: «Вдруг гранату кинут!» За это же время собравшиеся, среди которых большинство — ученые мужи, успели обсудить и нынешних министров — бывших своих студентов, назвав одного из них «бестолковым», и про главного по туризму Иванова пошутили: «Он нам выдаст коллективную путевку... на Колыму».

Но вот высокие гости прошли в актовый зал. Первым слово дали виновнику торжества Хакимову, который признался, что 20 лет назад и сам не осознавал, насколько решение о создании отдельного Института истории важно. «Нам нужна своя история, правдивая история, в учебниках, в кино татар представляли в негативном виде. Очень много было писем и выступлений, что нужно обелить татар. Мы старались это сделать и в какой-то мере это выполнили, опираясь на международные научные сообщества. Мы смогли историю татар, Татарстана и даже Евразии написать. Семитомник истории татар уже переведен на английский язык, и после праздников мы будем представлять его международному научному сообществу», — подвел краткий итог работы института Хакимов.

«История — это не только наука, это еще один признак государственности, это обоснование государственности, это самосознание людей, которые должны гордиться своей республикой, своим прошлым. Наша историческая наука непростая, но очень интересная, она достойна того, чтобы ею гордиться, и я думаю, что Владимир Путин не случайно подарил карту Тартарии, чтобы мы задумались, какая же это была история, насколько она была масштабная, насколько глубокая», — сказал директор Института им. Марджани. К слову, к теме необычного подарка президента России на 80-летие первому президенту Татарстана вернутся еще не раз. Поделился главный историк Татарстана и своими планами — это презентация книг об истории татар на английском языке в Оксфорде: «Чтобы в Европе изменилось отношение к татарам». После этого Хакимов занял место слева от трибуны и в окружении цветов на протяжении двух часов выслушивал воспоминания и добрые пожелания в свой адрес.

Несмотря на то, что желающих поздравить юбиляра было много и каждому был отведен регламент в три минуты, первый президент Татарстана, чьим советником на протяжении почти 20 лет был Хакимов, говорил привычно долго. «Я знаю, что я много сегодня говорю. Я даже не знаю, когда закончу», — сразу предупредил он публику. И начал вспоминать: «Было рискованно. Это были революционные времена, вы [Хакимов] сыграли огромную роль в становлении современного Татарстана. Обо всем не расскажешь, но... Решение о том, чтобы иметь отдельный Институт истории, себя оправдало. Тогда не было времени оценить это. Приняв декларацию о суверенитете, мы должны были основательно взяться за свою историю. Раньше мы побаивались своей истории, мы сейчас себя по-другому ощущаем благодаря работам и трудам Хакимова. Как приподняли роль истории и самих себя, у нас самоощущение другое сегодня, мы другие. Это трудно осознать, еще сложнее об этом говорить, но мы подняли сами себя благодаря этим трудам. Мы такие, какие мы есть. Мы до конца еще не раскрылись, мы на этом пути, и это прекрасный процесс».

«Представьте себе — 1000-летие Казани. Сейчас об этом стараются не вспоминать там, где не надо. Да и где надо даже. Потому что страна готовилась праздновать 800-летие Москвы, и вдруг, я не хочу сказать «эти татары», это мы, татары, сказали: «Нет, ребята! Тут же есть еще 1000-летняя Казань, — вспомнил еще одну страницу из новейшей истории Татарстана Шаймиев. — Это состоявшийся величайший акт в нашей истории. Как попало взяться неумелыми руками за историю нашего народа невозможно, потому что она уже признана. Вот в чем выражается величие этих дел!» — высокопарно резюмировал госсоветник РТ.

. Равиль Муратов: «Институт был подарком всем нам, подарком республике, подарком всей нации. Было непросто, но мы остались целы»
Фото: prav.tatarstan.ru

«ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИСТОРИИ ТАТАР В ОКСФОРДЕ — ПОКАЗАТЕЛЬ ТОГО, ЧТО САМЫЙ ПЕРВЫЙ ИНСТИТУТ МИРА И ИНСТИТУТ ИСТОРИИ КАЗАНИ — РАВНЫЕ СОТРУДНИКИ»

Вспомнил о становлении института и помощник президента Татарстана Муратов. «Институт был подарком всем нам, подарком республике, подарком всей нации. Было непросто, но мы остались целы, — вспомнил 90-е Муратов и добавил. — У нас, кроме Института истории, есть еще другие гуманитарии. Но им, к сожалению, достичь таких высот, как вам, не удалось».

«Президент РФ Путин, вручив Минтимеру Шариповичу в Кремле карту, заставляет нас не задуматься — это уже руководство к действию! Я долго думал и осознал: представляете себе, лидера нации пригласил в Кремль руководитель государства, подарил ему карту... Я считаю, что это очень хороший, добрый сигнал», — вернулся ко дню сегодняшнему Муратов.

Экс министр образования РТ Наиль Валеев назвал перевод истории татар и Золотой Орды на английский язык подвигом, который останется в истории. «Начиная с Карамзина, хоть он и Кара-Мурза — Черный Князь, Ключевский, Соловьев выключили татар из истории Руси и мировой истории. Это несправедливость. А теперь вот и карту подарили — благословили Минтимера Шариповича на этот подвиг. Уже нужно вставлять татар обратно в мировую историю. Среди других народов мира татары должны занять свое место, очень значимое, очень важное. Я думаю, история татар и Золотая Орда, которая будет презентоваться в начале апреля в Оксфорде, — это показатель того, что самый первый институт мира и Институт истории имени Марджани Казани — равные сотрудники. Это огромное дело — мир признает этот институт».

Обращаясь к личным качествам Хакимова, Валеев отметил, что он непростой человек и не доступен для всех: «Хотя его статьи в „БИЗНЕС Online“ отчаянно смелые, на которые никто больше не решается, он единственный, который получает сотни критических и положительных отзывов».

. Нагрудный знак за заслуги в образовании вручил Хакимову министр образования республики Фаттахов
Фото: prav.tatarstan.ru

Человеком-энциклопедией назвала Хакимова вице-мэр Казани Любовь Андреева. Как оказалось, она консультируется каждый раз с ученым перед тем, как ее шеф Ильсур Метшин собирается в заграничную командировку: «Например, я звоню ему и спрашиваю: завтра мэр едет в Барселону, там он встречается с мэром Парижа, что рассказать о взаимоотношениях Парижа и Татарстана? Я ожидаю, что он попросит перезвонить мне завтра, а он с ходу читает мне лекцию, что я даже не успеваю записывать. И так практически каждую неделю».

Были и такие неожиданные подарки — самовар на углях, подаренный всемирным конгрессом татарФото: prav.tatarstan.ru

Нагрудный знак за заслуги в образовании вручил директору института министр образования республики Фаттахов. Поздравляя юбиляра, главный по образованию гордо заявил: «Большинство присутствующих здесь не знает, но Институт истории — это единственный институт, учредителем которого является министерство образования РТ». Фаттахов также рассказал о совместных проектах с институтом в доведении правдивой истории татар до школьников — это и новые учебники, и олимпиада по истории татар. Подчеркивая значимость этих проектов, на слове «олимпиада» Хакимов попросил гостей поаплодировать.

... После торжественной части гостей пригласили попить чаю Фото: prav.tatarstan.ru

Поздравительную телеграмму в адрес института прислал и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, а также директор Института кавказских, татарских и туркестанских исследований Магдебурга (Германия) Мисте Хотопп-Рикке, выступавший в прошлом году против ликвидации кафедры татароведения в КФУ на страницах нашей газеты. Признался в любви и уважении к академику Хакимову и генеральный консул Турции в Казани Дильмач, как всегда выступавший без переводчика. Практически на чистом татарском он отметил, что активно занимается популяризацией татар в Турции. Среди многочисленных картин и книг, принесенных в подарок Хакимову, один из подарков — самовар на углях, подаренный всемирным конгрессом татар, — юбиляр не хотел выпускать из рук. Говорят, главный татарский историк очень любит чай.

Но потчевали ли чаем гостей сегодня, корреспонденту «БИЗНЕС Online» узнать не удалось. Приглашенные ранее на VIP-фуршет журналисты столкнулись с широкоплечими охранниками первого президента Татарстана, которые не дали проникнуть прессе в трапезную по распоряжению личного пресс-секретаря Шаймиева Нурсии Шайдуллиной. Увидев надвигающуюся толпу журналистов с фото- и видеокамерами, она воскликнула: «Они что, будут снимать, как он ест?» В виде компенсации журналистам были вручены флешки с полным сборником 7-томника истории татар в электронном виде, а также новая книга Хакимова «Каково быть татарином», которая только-только вышла из типографской печи.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (219) Обновить комментарииОбновить комментарии
Буре
18.02.2017 12:24

Желаю чтобы институт Институт истории им. Марджани перерос в дальнейшем в Институт истории всего большого тюркского мира.
Единый центр тюркского мира должен быть .
И Казань достойный кандидат.
Единая история тюрков должна быть.
Ей тоже должен кто то заниматься.

  • Анонимно
    18.02.2017 11:50

    Молодцы! Спасибо Хакимову Р.С. за смелость! Спасибо Шаймиеву М.Ш.за создание и поддержку института истории татар. Огромной важности дела!

    • Анонимно
      18.02.2017 15:39

      ЛГУНЫ ИСТОРИИ!!!! У нас как всегда - написали историю так как нужно - ни слова правды для вознесения великого татарского народа. Не стыдно?

      • Анонимно
        18.02.2017 16:01

        Гордимся Хакимовым и институтом, который он возглавляет. Спасибо вам за огромную работу. А на злопыхателей внимания не обращайте. Только " Мертвого льва не кусают".

      • Анонимно
        18.02.2017 18:51

        Это вы про Киевскую Русь, которая вдруг стала иметь отношение к Московии вспомнили или про то как русские хана Батыя записывают в свои?

        • Анонимно
          18.02.2017 19:09

          " или про то как русские хана Батыя записывают в свои?" Это кто это Батыя в свои записывает?

      • Анонимно
        20.02.2017 14:21

        А чего им стыдится? Им и так понятно, что в России и в мире их труды уважаемые историки вниманием не удостоят, а в РТ все схавают, товар хороший, пиши, что татары центр вселенной и получай денежки и гос. привилегии.

    • Анонимно
      19.02.2017 22:53

      Мы, Татары ОБЯЗАНЫ знать свою историю. Я очень рад что у нашего народа растет самосознание. И будем изучать свою назло всем злопыхателям!

    • Анонимно
      20.02.2017 00:16

      ОЧЕНЬ СИМВОЛИЧНО - ТАТАР, ИХ ИСТОРИЮ И ИСТОРИКОВ В "ТУРЬМУ"! СТОЛЬКО ЛЕТ ДО ЭТОГО ЗАМУЧИЛИ ТАМ В ТЮРЬМЕ - РАКОВОВОМ КОРПУСЕ, ВО МНОГОМ ОБРЕЧЕННЫХ ОНКОБОЛЬНЫХ.
      ВМЕСТЕ ТОГО ЧТОБЫ ОТДАТЬ ПОД МУЗЕЙ ИМПЕРСКОГО, СОВЕТСКОГО ТОТАЛИТАРИЗМА ЭТО ПРОКЛЯТОЕ ЗДАНИЕ, ТУДА САЖАЮТ БЛАГОРОДНЫЙ ИНСТИТУТ.
      БЕЗБУЛДЫРАБЫЗ, ОДНАКО....

  • Анонимно
    18.02.2017 11:52

    С праздником, коллеги!

    • Анонимно
      18.02.2017 13:01

      А где коллеги-академики поздравляющие хакимова из других стран? Или хотя бы городов?

  • Буре
    18.02.2017 11:52

    Поздравляем Рафаэля Сибгатовича!
    Алга! Впишем золотыми буквами историю татар в мировую историю!

    • Анонимно
      19.02.2017 10:49

      Золотыми буквами какого алфавита записана история татар в мировую историю?

  • Анонимно
    18.02.2017 12:02

    Поздравляю.
    И уважаемого Рафаэля Сибгатовича, и весь институт, и всех любителей истории.
    Краевед-любитель.

    • Анонимно
      18.02.2017 12:29

      Вот и будьте любителем. Таким же как Хакимов. Физик- историк.

    • Анонимно
      19.02.2017 15:07

      Его "история" - очень на любителя, Вы верно заметили. Профессионалы его даже не комментируют.

      • Анонимно
        19.02.2017 18:02

        Что за таинственный список профессионалов? Вы всегда на них ссылаетесь, но ни разу не перечислили фамилии. Почему?

        • Анонимно
          20.02.2017 11:24

          да потому , что это такие же профессионалы - фантасты .

  • Анонимно
    18.02.2017 12:12

    Рафаэль эфенде, с юбилеем и с юбилеями поздравляю! Рада, что к 70 летию такой итог жизни(не последний, естественно). Спасибо вам огромное за ваши поиски, труды, и дай Аллах вам крепкого здоровья, долголетия в кругу близких по духу людей. Ф.Г.

  • Анонимно
    18.02.2017 12:17

    Интересный междусобойчик. Министр образования РТ (механизатор по образованию) прославившийся тем, что выступал против того, что бы много людей имело высшее образование, отставной пенсионер, сам виновник торжества и фигуры рангом меньше. А где собственно историки? Почему представителей Университета там не видно, МГУ или часто упоминаемого Гарварда?

    • Анонимно
      18.02.2017 12:29

      Ревность страшная "штука".

      А научная ревность - просто застилает глаза и мутит мозги...

    • Анонимно
      18.02.2017 12:31

      И сколько вип-персон в зале

    • Анонимно
      18.02.2017 12:36

      Кто пишет историю, тот и присутствует.

    • Анонимно
      18.02.2017 13:07

      Гарвард ни при чем. Существует договор с Нью-Орлеанским университетом (США).
      Одному богу ведомо, о чем они там договаривалиь, коли сожалеют, что не приняли латиницу.

      • Анонимно
        18.02.2017 15:31

        Ежели вспомнили БОГА,то пишите это слово с большой буквы.По поводу латиницы,то я считаю,отказ от перехода на него верхом недальновидности и трусости.

        • Анонимно
          18.02.2017 15:58

          Это фразеологизм, типа
          богом обиженный
          богом убитый
          бог миловал
          клянусь богом.
          С переходом на латинский вы сразу становитесь латинянами, а ваша территория -зоной интересов англо-саксов. Сначала убедитесь, что выживете, потом про смелость и дальновидность потолкуем.

          • Анонимно
            18.02.2017 23:19

            Изволите пугать?
            Вот это, точно, и не предусмотрительно и не дальновидно!
            С пожеланиями проветрить голову.
            Фома (Неверующий)

        • Анонимно
          18.02.2017 17:23

          бог- это не имя собственное

        • Анонимно
          18.02.2017 18:54

          Никто еще ни от чего не отказался. Это вопрос времени и только. Я вот пишу на татарском латиницей, чего и вам желаю. Нам никто не может запретить ;)

          • Анонимно
            18.02.2017 19:05

            Хотите на уроках истории учить, что во Второй Мировой победили американцы?

            • Анонимно
              19.02.2017 21:13

              Великую Отечественную войну наши отцы и деды выиграли во многом благодаря помощи США.

              • Анонимно
                19.02.2017 21:47

                Да ладно вам . Прямо из годепа? И без пиндосов СССР справился. Да, тяжелее и медленнее. Слетелись союзники к дележу пирога.

            • Анонимно
              20.02.2017 20:34

              /Хотите на уроках истории учить, что во Второй Мировой победили американцы?/
              По политическим и экономическим результатам они и победили.

          • Анонимно
            18.02.2017 19:24

            Вот и я говорю, человек без родного языка-призрак, наваждение, член секты.

          • Анонимно
            18.02.2017 19:57

            Язык это стержень на который нанизываются: стихи, литературные произведения, науки. Без собственного языка вы ассистент, не более того.

          • Анонимно
            19.02.2017 08:06

            вот только почитать что-то на латинице проблематично.

          • Анонимно
            19.02.2017 15:10

            Пора уже на арабском письменность переходить.

            • Анонимно
              19.02.2017 21:16

              Арабский язык имеет корни от кимакского языка, т.е. татарского

    • Анонимно
      18.02.2017 13:35

      Историки появятся тогда, когда карта Великой Тартарии будет не только у уважаемого М.Шаймиева, но и на стенах высших учебных заведений страны.

    • Анонимно
      18.02.2017 16:40

      "А где собственно историки? Почему представителей Университета там не видно, МГУ или часто упоминаемого Гарварда?" ОЧЕНЬ ВЕРНЫЙ ВОПРОС! А ГДЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ ОТ ВЕДУЩИХ ИСТОРИКОВ РОССИИ???

      • Анонимно
        18.02.2017 17:37

        там, где им и положено. не знает российская и мировая наука нашего великого "Историка" Хакимова. звЯзда

        • Анонимно
          18.02.2017 18:23

          Успехов вам ,Рафаэль Сибгатович и всему вашему коллективу. Спасибо , что написали Историю татар. Унышлар сезгэ!

      • Анонимно
        18.02.2017 19:14

        а зачем они нужны?

      • Damir Nabi
        18.02.2017 22:02

        Ведущий Историк России это Рафаэль Хакимов !, а от второстепенных московских-питерских, которые клеветали татар, которым отняли пищу не стоит ожидать и не нужно.

        • Анонимно
          18.02.2017 23:46

          Быть историком России не есть почетно, бери выше масштабы.

        • Анонимно
          19.02.2017 04:47

          Ведущий Историк России это Рафаэль Хакимов !" Ну вот и хорошо! Теперь благодаря какому то DAMIR NABI все знают что Хакимов ведущий историк России!)))

      • Анонимно
        19.02.2017 21:19

        Они заняты изучением своей истории. Слишком много вопросов по поводу Куликовской битвы, Рюриковичей и т.д. История похожая на сказку требует особой заботы.

    • Анонимно
      18.02.2017 16:49

      Не Гарвард, а Оксфорд

      • Анонимно
        18.02.2017 20:01

        Один черт. Сфера влияния Римского права и больше никакого.

      • Анонимно
        20.02.2017 19:37

        Между прочим, международную конференцию по истории Золотой Орды в Оксфорде будет проводить Альянс татар Европы, Хакимов почему-то этого не договаривает.

  • Буре
    18.02.2017 12:24

    Желаю чтобы институт Институт истории им. Марджани перерос в дальнейшем в Институт истории всего большого тюркского мира.
    Единый центр тюркского мира должен быть .
    И Казань достойный кандидат.
    Единая история тюрков должна быть.
    Ей тоже должен кто то заниматься.

    • Анонимно
      18.02.2017 13:16

      Заработаете- будет.

    • Анонимно
      19.02.2017 13:47

      Ещё немного и Казань такие как вы готовы провозгласить Центром мира вообще!Всё что способствует дружбе народов России и только это приемлемо. Избыточное национальное чванство ,которое прослеживается в бесконечных эпитетах и само восхвалениях,дело вредное для народа и государства.Народ умнее он в эти ваши слегка закамуфлированные игры в хороший национализм и исключительность татарской нации не играет в отличии от вас уважаемые любители истории....

      • Анонимно
        19.02.2017 18:06

        А чего вас так задевает, что татары ,впервые с 1552, года написали СВОЮ историю. а не следуют официальным мифам? Каждый народ имеет право на свою историю и на свой взгляд на неё. Вы так и не поняли , почему от России сбежали все национальные союзные республики? Ни один народ не хочет быть серой безликой массой. Но у вас это похоже мечта.

      • Анонимно
        19.02.2017 21:24

        Дружба народов в вашем понимании, это когда все коренные народы РФ ЗАБУДУТ СВОИ ИМЕНА, все станут Иванами да Марьями, русской национальности и православными.

      • Анонимно
        20.02.2017 00:22

        ДОРОГОЙ, когда Вы научитесь назвать правильно свое государство - оно называется РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ! Россия это только в кавычках - сколько можно мыслить в масштабе кавычек.

  • Анонимно
    18.02.2017 12:27

    Великий русский историк, потомок татарских мурз Николай Карамзин писал историю России, как продолжение истории Монгольской империи, опираясь на уникальный Лицевой летописный свод.

    Целые страницы "Истории государства Российского" это переложение на современный язык летописи, которая в центр всех исторических событий с 1230-х ставит чингизидов.
    А Москву считает законной наследницей монгольских столиц - азиатского Каракорума и европейских Сараев.

    • Анонимно
      18.02.2017 18:27

      А был ли НиколайМихайлович татарином?
      Мурза́ — аристократический титул в тюркских государствах, таких как Казанское, Астраханское, Крымское ханство и Ногайская Орда, высший слой тюркского дворянства, соответствующий русским князьям.

      • Анонимно
        20.02.2017 21:58

        мурза это сыновья князя от слова амирзаде сын амира ( бей) правителя определенной территории. так же как ханзаде сыновья хана. не надо путать дворян с мурзами , дворянин дворовой человек князя мог стать любим тот же Меншиков или Разумовский , а мурза это по крови.

      • Анонимно
        7.10.2018 19:02

        Столицей Великой монгольской империи при Хубилай-хане стал Бежин (Хан-Балу) или Пекин.

  • Анонимно
    18.02.2017 12:28

    Танцы с татарским бубном за счёт налогоплательщиков продолжается

    • Анонимно
      18.02.2017 18:01

      Звонок с ТФБ им ни о чем не говорит. Им нужен колокол

    • А чем вам не нравится татарский бубен? Чем танцы с православным бубном за счет налогоплательщиков лучше? История это то, что нацию делает нацией.

      • Анонимно
        18.02.2017 23:16

        Нацию делает умение обрабатывать все материалы, наличие всех профессий, наук, искусств, единый язык, единая история.

  • Анонимно
    18.02.2017 12:29

    Вторые выходные нас настойчиво долбают с заслугами Хакимова на ниве истории. Что хотите этим сказать, уважаемые? Что-то опять затеваете? Или знак благодарности за политику и разработку идеологии суверенитета? Так это не актуально, если вы не в анабиозе и у вас нет провалов памяти. На счет последнего - не уверен. Точно. Есть

    • Анонимно
      19.02.2017 21:28

      Не используйте биологические термины, если не знаете их значения.

  • Анонимно
    18.02.2017 12:31

    Этот "историк" Хакимов может много порассказать о взаимоотношениях Казани и Парижа. Мэру надо быть очень осторожным. слушая его. Он же в кабинете Петра 1 сидит. А что не Наполеона?

  • Анонимно
    18.02.2017 12:32

    О какой нации говорится, когда говорят об институте как о подарке?

  • Анонимно
    18.02.2017 12:34

    про путевку на колыму - здесь они в яблочко

    • Анонимно
      18.02.2017 21:36

      Кто не рискует, тот не пьет шампанское.

      • Анонимно
        18.02.2017 22:27

        Правильно. Или на кону монетка с трехысячелетием или шампанское на Колыме!

        • Анонимно
          18.02.2017 23:47

          Зачем на Колыме, в Казани уже пили шампанское, у будем пить.

  • Анонимно
    18.02.2017 12:48

    классное фото - где Бабай и книга "История татар". Просто шедевр

  • Анонимно
    18.02.2017 12:53

    С юбилеем уважаемый Рафаэль -абый.Нужно набратся сил и приступить к исследованию и системному анализу роли крещеных татар -потомков Великого булгара в становлении монархий западной европы и активной позиции при основании рыцарских орденов-крестоносцев.Большое число рыцарей это наши пращуры,которые впоследствии вернулись на историческую родину и составляли личную охрану татарских ханов.

    • Анонимно
      18.02.2017 13:36

      Вы сделали мой день!
      Такого я еще не слышал))
      А в Иерусалим с крестовыми походами тоже ваши предки ходили?

      • Анонимно
        18.02.2017 14:36

        Поддерживаю! Чуть не упал с кресла!)

        • Анонимно
          18.02.2017 23:33

          "...Едет царь Атилла
          гуннов предводитель....." - "включите"
          голову, чтобы не падать (а то больно будет)!

      • Анонимно
        19.02.2017 09:22

        Ближневосточный поход монголов под командованием Хулагу (1256—1260) — один из крупнейших завоевательных походов монгольской армии, направленный против иранских исмаилитов-низаритов, халифата Аббасидов, сирийских Айюбидов и мамлюков Египта; поскольку большую роль в действиях против ближневосточных мусульман сыграли центральноазиатские христиане-несториане, а союзниками монголов были участники Седьмого крестового похода, некоторыми историками назван Жёлтым крестовым походом.

    • Анонимно
      19.02.2017 13:54

      Вот что называется крыша поехала! Гордость так и прёт за великую историю!Ещё немного и татары открыли Америку и первыми обогнули земной шар на конях!

  • Анонимно
    18.02.2017 12:54

    Этого послушать, так все великие были только татарами. Ему дай задание, он и у Обамы татарские корни найдет.

  • Анонимно
    18.02.2017 12:57

    Языка нет- народа нет! Что есть? Секта?

  • Анонимно
    18.02.2017 13:17

    Если это тот самый Муратов - икробосс, который завалит черной икрой мировой рынок,(о этом грандиозном проекте был материал и в БО) мог бы по баночке, небольшой конечно, презентовать всем присутсвющим.Так и не понял из текста,он, что помощник Президента по икре что ли? Высоко взлетел бабай.

    • Анонимно
      18.02.2017 17:19

      Его надо главным по тарелочкам назначить. Время пришло уже

  • Анонимно
    18.02.2017 13:30

    "...нужно обелить татар. Мы старались это сделать и в какой-то мере это выполнили"
    Историки уже пишут труд: "История приватизации общенародной собственности Татарстана 1989-2005 годы". Вот эта история действительно нуждается в обелении. Вот этой истории действительно надо побаиваться.

  • Анонимно
    18.02.2017 13:38

    Хакимов волевой мужик, молоток- татарин, чтобы про него не писали завистники и "великодержавники". Успехов в дальнейшей работе по изучению нашей истории!

  • Анонимно
    18.02.2017 14:07

    В связи с юбилеем института всем сотрудникам дали бы премии. Они этого заслужили . Если татар и Татарстан начали узнавать в мире здесь заслуга их огромная.

    • Анонимно
      18.02.2017 15:30

      Попробуйте поехать зарубеж и не важно на восток или на запад, и скажите там, что вы из Татарстана. Люди переспрсят вас : "Из Казахстана? " Так что еще очень много времени пройдет прежде чем нас будут знать

      • Анонимно
        18.02.2017 17:28

        А Вы попробуйте сказать, что вы -татары, про них-то многие знают ,в отличие от булгар.

      • Анонимно
        18.02.2017 19:17

        ничего научатся, узнают о Татарах и Татарстане, никуда не денутся))

      • Анонимно
        18.02.2017 21:06

        Изобретите порох, бумагу или колесо, радио, автомобиль и все будут о вас знать

        • Анонимно
          18.02.2017 22:02

          Всех татар из-за колониализма записывали и записывают в русские. Пришло время миру узнать о Татарах и Татарстане, мы одна часть наций мира, такие же как французы, русские, японцы и так далее.

          • Анонимно
            19.02.2017 09:45

            Территория современного Татарстана была колонией? Приведите пожалуйста факты этого, желательно в исторических документах и цифрах в соответствии с определением и понятием "колониализм" и "колония".

          • Анонимно
            19.02.2017 09:51

            Прошу вас привести конкретные примеры колониального отношения России к территории и жителям территории современного Татарстана в соответствии с понятием и определением "колониализм". Спасибо!

            • Анонимно
              19.02.2017 17:20

              Из недр Татарстана выкачали свыше 3 млрд тонн нефти на сумму в 1 триллион долларов. А народу ничего не досталось.

              • Анонимно
                19.02.2017 18:09

                А что, разве запрет татарам селиться близ рек, запрет заниматься кузнечным делом, ущемление ислама, жизнь в городах в татарских гетто -это не колониализм?

              • Анонимно
                19.02.2017 20:10

                в чем конкретно заслуга Татарстана в освоении нефти? Или в производстве КАМАЗА, кроме территории?

                • Анонимно
                  20.02.2017 00:42

                  Действительно, какие могут быть заслуги у колониального народа перед метрополией?

                • Анонимно
                  22.02.2017 11:13

                  20:10 Вопросы у вас какие-то не вполне адекватные. Вы посмотрите, кто на предприятиях нефтянки работает. Там "местных" большая часть. И на КамАЗе тоже.
                  Более того: в ХМАО, ЯНАО и других нефтегазовых предприятиях, разведке полно "наших". В передачах федеральных ТВ каналов регулярно интервью специалистов "в поле" с татарскими фамилиями. Разумеется, и другие есть.

              • Анонимно
                19.02.2017 21:55

                А народу и сейчас ничего. И сейчас мы чья колония?

        • Анонимно
          19.02.2017 10:24

          А зачем "изобретать велосипед"? Это уже всё изобретено.

      • mad big
        19.02.2017 18:10

        Это точно! Со мной так не раз было.

    • Анонимно
      18.02.2017 16:27

      Когда 10 лет назад отмечали юбилей был такой заместитель директора как Султанов Фарид Мирзович. Кстати доктор наук. На десятилетие всем сотрудникам при его непосредственном участии были подарены часы с логотипом института. Каждому дали грамоту. В этот раз сэкономили даже на картоне. Ладно не пригласили заслуженного человека, а он в своё время почти подарил помещение новому институту, Сегодня о нём забыли. Забыли пригласить и авторов семитомника. Забыли учёных. Забыли по сути простых сотрудниках, которые в отличие от этих засаленных рях взаправду писали и работали.

      • Анонимно
        18.02.2017 20:58

        Неправда. Все сотрудники получили те или иные поощрения. Грамоты были в большом количестве от Министерства образования, Министерства культуры, ВКТ и других ведомств. Все "простые сотрудники" присутствовали и были в хорошем, праздничном настроении.
        Большинство казанских авторов семитомника были на празднике, а кто не пришел, видимо не посчитал нужным.

        • Анонимно
          19.02.2017 08:50

          Именно неправда то, что пишете. Не все достойные получили, а скорее всего специально не отмечены из-за симпатий и антипатий руководства института и их приближенных. В институте на самом деле гнусная атмосфера лизоблюдства.а попробуй скажи об этом - начинают приспешники клевать рядовых сотрудников

          • Анонимно
            19.02.2017 09:36

            Опять неправда и просто клевета на институт. Это видимо такое оригинальное поздравление: без всяких доказательств обвинять сплоченный и успешный коллектив в "лизоблюдстве", в "гнусной атмосфере", преследованиях.
            В институте нет приспешников, а есть команда партнеров, выполняющая серьезные задачи.

            • Анонимно
              19.02.2017 10:57

              Что, поставлена задача реагирования на все нежелательные отклики? вот это и есть клевание и лизоблюдство. Про партнерство Вы попробуйте завтра зайдя к Хакимову рассказать. Куда он Вас отправить с этим партнерством?

              • Анонимно
                19.02.2017 12:32

                Это не отклик, а сплошные ругательства.
                Не ругайтесь, попробуйте зайти к Хакимову и просто поговорить. Может быть после этого ваша непонятная враждебность исчезнет. Поверьте в институте рады всем.

            • Анонимно
              19.02.2017 11:45

              И вообще земля плоская и покоится на трех слонах, которые как устанут передают ее черепахе! Это будет итогом "исследований" Хакимова!

  • Анонимно
    18.02.2017 14:27

    История встает в рост.Радостные событейние времена.
    Для будущих поколений проделана большая работа.

  • Анонимно
    18.02.2017 14:38

    Подскажите где можно купить семитомник на флешке

    • Анонимно
      18.02.2017 16:19

      а разве в инете нет этого семитомника?

    • Анонимно
      18.02.2017 16:30

      "сразу двойной юбилей отметили татарстанские VIP'ы , Из членов правительства РТ первой пришла министр труда Эльмира Зарипова, за ней культурный босс республики Айрат Сибагатуллин, далее подъехали руководитель минобрнауки республики Энгель Фаттахов, помощник президента РТ Равиль Муратов, вице-премьер Василь Шайхразиев, руководитель архивного комитета Татарстана Ирада Аюпова, все ждали главного гостя — государственного советника Татарстана Минтимера Шаймиева" Вот вам и элита Татарстана, именно они и определяют кадровую и идеологическую политику Татарстана, кстати, все только татары!



      • Анонимно
        18.02.2017 17:23

        Чем вас не устраивает наша элита? В ней есть есть еще много разных людей, не только татар. Например, Роман Шайхутдинов (не татарин), Минсвязи,Песошин (1-й вице-премьер), Хохорин (МВД), Николаев (СК), Геллер (закупки), Кудрявцева (ЦЭСИ), Здунов (Минэкономики), Терентьев (главный идеолог, "местный Сурков" из АП), Кондратьев (исполком ЕР), Леонов (главный спортсмен), Калинкин (исполком Казани), Варакин (гл аппарата Казани) и еще много много кто есть. И все работают дружно, без розни той, что вы имели ввиду.

        • Анонимно
          18.02.2017 18:36

          молодцы а такие как хакимов сеют рознь между народами. не улавливаете

        • Анонимно
          18.02.2017 18:46

          Как может развиваться татарский язык и культура, если идеологом развития РТ является русский человек?

          • Анонимно
            18.02.2017 19:10

            Вот так и развивается...) а как вы сами думаете?
            При Шаймиеве было два идеолога в аппарате - Хакимов и Терентьева. Сейчас первого нет, зато есть Терентьев. Один.

          • Анонимно
            18.02.2017 19:10

            "если идеологом развития РТ является русский человек?" Это кто такой?

            • Анонимно
              18.02.2017 20:15

              «Карамзин, Ключевский, Соловьев выключили татар из мировой истории"
              Теперь с татарами окончательно покончит Терентьев

        • Анонимно
          18.02.2017 19:40

          " Хохорин (МВД), Николаев (СК" а эти каким боком к Татарстанской элите приписаны? Это федеральные чиновники!

          • Анонимно
            19.02.2017 09:23

            да для них всё едино. не об элитах разговор

            • Анонимно
              19.02.2017 10:27

              Так они же на территории Татарстана работают, а не в других субъектах. Хотя могли на место них и татар назначить. И должны были.

              • Анонимно
                19.02.2017 12:39

                Когда группировки силу наберут как в 90- е, тогда снова Галимова придётся просить порядок навести

              • Анонимно
                19.02.2017 17:23

                Татарам нет доверия со времен Ивана Грозного, об этом и Столыпин, и Знаменский, и Ильминский писали.

                • Анонимно
                  19.02.2017 18:10

                  А чего тогда заливаете, что в России нет колониализма?

  • Анонимно
    18.02.2017 14:40

    Взглядыи ценности мусульманского ученого-просветителя Марджани и взгляды института (носящего имя Марджани) никак не совпадают (вернее, даже антогоничгы в идеологическом плане).

  • Анонимно
    18.02.2017 15:23

    Вообще, клише - Золотая орда появилось в 15 веке, когда никакой орды то не было, так что сам себя не похвалишь никто и не вспомнит

    • Анонимно
      18.02.2017 19:31

      Правильно, это русские так назвали - Золотая Орда. А на самом деле государство называлось всегда по нашему, по татарски - УЛУГ УЛУС, в которую входил и Московский Улус.

    • Анонимно
      7.10.2018 19:12

      Золотая - вовсе не от слова золото. На самом деле слово по-монгольски звучало как золтон, которое можно перевести как удачливая, успешная. Золто - удача, везение

  • Анонимно
    18.02.2017 15:25

    Шаймиев М.Ш.,Хакимов Р.Х.-уже в Будущем,что является Великой Мечтой Человека наделённого Разумом.Они вышли за рамки отца,своих детей и семей.Они будут Жить,и их будут Чтить,как Великих Татар.Как государственников,как историков.История принадлежит поэтам,писал Пушкин А.С..Мы стали свидетелями,как Шаймиев создавал Государство,Хакимов писал Историю.Уникальный Случай.Они Бессмертны.

    • Анонимно
      18.02.2017 18:09

      Социальная группа власть - жизнь в параллельной реальности

    • Анонимно
      18.02.2017 19:44

      Как бессмертны герои "Истории одного города" Салтыкова-Шедрина

      • Анонимно
        19.02.2017 10:30

        Ну Салтыков-Щедрин , в своем бессмертном произведении описал как раз историю Руси, начиная с приглашения Рюрика- " земля наша обильна, но порядка в ней нет". И ничего на Руси не изменилось со времен Рюрика. Всё также" земля наша обильна, но порядка в ней нет".

        • Анонимно
          20.02.2017 11:47

          В эталонном Никоновском тексте написано так - ...земля наша обильна , но порядника в ней нет ... Чувствуете , разница какая - порядок то был всегда , но опытного управленца - порядника в тот период ( впрочем как и сейчас ) было сложно нанять ! Хорошо , что Рюрик подписался . Он кстати никакой не викинг был , а Варяг . Варяги -древнейшая и сильнейшая славянская северо западная народность .

  • Анонимно
    18.02.2017 15:28

    Историю татар в 7 томах можно бесплатно скачать на официальном сайте: татаровед.рф

  • Анонимно
    18.02.2017 16:13

    Спасибо авторам и БО, очень интересная (неформальная) статья о двойном юбилее.

  • Анонимно
    18.02.2017 16:18

    "В связи с юбилеем института всем сотрудникам дали бы премии." А почему вы решили что там без премий обошлись?)))

  • Анонимно
    18.02.2017 17:27

    Действительно,что там Карамзин и Ключевский перед Хакимовым?! Так,мелкие сошки.....Смешно даже сравнивать....

  • Анонимно
    18.02.2017 17:28

    Карта Великой Тартарии и современные "татары" ничего общего. Небыло никаких мифически татар и нет. Неужели не понимаете что народ населяющий нынешние Земли есть народ БОЛГАРСКИЙ! Намек на это от Путина В,В, И Шаймиев об этом знает. Так что в скором времени народ вновь станет Болгарским и Земля будет Вновь Волжская Болгария!

  • Анонимно
    18.02.2017 17:47

    Да, наши птеродактили политики и истории в отличной форме) Здоровья вам и долголетия!

  • Анонимно
    18.02.2017 18:21

    Карамзин и его произведение никогда историческим не было сам он популяризатор истории и его труд нечто художественное-популярное мало основанное на фактах а только на умозаключениях автора

    • Анонимно
      18.02.2017 18:37

      почти как труды хакимова

      • Анонимно
        18.02.2017 19:06

        К Хакимову даже близко не стоит.

        • Анонимно
          18.02.2017 23:18

          Это точно,Хакимову до Карамзина,как до Луны пештом.Хотя тот тоже не историк,а писатель на исторические темы.

          • Анонимно
            19.02.2017 17:25

            Писателем был его отец, а сын так уж, увлечен писательством, но на писателя никак не тянет.

            • Анонимно
              19.02.2017 18:11

              А чего вы Хакимова постоянно оскорбляете? Он вам дорогу перешел ?

              • Анонимно
                19.02.2017 20:12

                его взгляды и пропаганда. у нас длинная память -никто не забыл его реакцию на норд-ост, например

                • Анонимно
                  19.02.2017 22:00

                  Спасибо. Еще и Косово. Оскорбляь не хоу.. Но тот еще субчик

                  • Анонимно
                    20.02.2017 15:44

                    Мне абсолютно наплевать на вашу память. Мне нравится, что делает Хакимов для татарского народа.
                    К тому же , мы ведь не суем везде упыря ивана4 , хотя память у нас тоже хорошая.хорошая.

  • Анонимно
    18.02.2017 18:50

    Фантазии, усиленные заказом определенных кругов, - это ничего, если для внутреннего ползования, но это выходит во внешние круги, а это путь к национализму, умноженному на религиозный фанатизм. Неужели Украины мало. На самом деле скоро Хакимовым будет доказано, что Великий Рим основали татары. Абсурд,усиленный невежеством.

    • Анонимно
      18.02.2017 19:16

      А чего у вас аргументы однотипные? То же самое пишите и про Украину, и про Прибалтику ,и про Татарстан. Каждый раз сами придумаете - сами напишите, и в следующих коментах сами опровергаете.

    • Анонимно
      18.02.2017 19:18

      Без Татар нет прошлого у других народов населяющих от моря до моря.

    • Анонимно
      18.02.2017 19:51

      Ввлерий Чудинов прочитал надписи, что Рим основал Рюрик. Против надписей не попрешь, что написано на камне не вырубишь топором.

    • Анонимно
      18.02.2017 23:21

      Ну Рим не Рим,а Черное море точно татары выкопали,назло Древним украм,но не успели докопать до Средиземного

      • Анонимно
        19.02.2017 10:33

        А когда это Рюрик татарином успел стать? Вы же вроде его в варяги записали? И при чем тут татары, если речь шла о Риме? Как раз про копание Средиземного моря это к русским и Чудинову стоит отнести. А татары там совсем ни при чем.

  • Равиль Муратов за родственника пришёл хлопотать?

    • Анонимно
      19.02.2017 01:24

      19.40.Муратов пришел за родственника похлопотать? ОН мог это сделать не приходя сюда, его пока еще в кабинеты пускают, вон даже производство черной икры доверили, а это экспорт не хуже нефти. Лишь бы вместо икры Тура не получилась.

  • Анонимно
    18.02.2017 20:21

    Все, что пишет Хакимов - это комплекс национальной неполноценности. Какое отношения мифическая Тартария имеет к казанским татарам, потомкам чувашей-булгар? Прямыми наследниками Золотой Орды являются казахи, ногайцы, в меньшей степени узбеки, башкиры, крымские татары. Достаточно посмотреть на родовой состав этих народов: роды барын, кунгарт, мангыт, табын, минг и др. у всех них есть. Но их нет и никогда не было у казанских татар. Все, что написал институт Марджани за последние 20 лет скоро окажется в помойке.

    • Анонимно
      18.02.2017 20:57

      почему изучение собственной истории это комплекс неполноценности? глупости пишете только

      • Анонимно
        18.02.2017 22:05

        Если бы только речь шла об изучении собственной истории. Но ведь Хакимов затаскивает в татары всех подряд - башкир, кряшенов, нагайбаков, сибирских и крымских тюрков, причем, вопреки их воле.

      • Анонимно
        18.02.2017 22:36

        Это не изучение.Что угодно , но не наука. В действительности они позорят татар

    • Damir Nabi
      18.02.2017 21:57

      Тебя охватила отчаяние и ужас от того что пришла конец «ЧЕРНЫМ ЛЕГЕНДАМ» о Татарах ? Коленки дрожат ? И с этого времени невозможно будет писать всякие подделки о татарах, а что написали не только за последние 25 лет, но и за последние 300-500 лет придется выкинуть в топку ! О ужас какой ! ))
      Что это значит : ПОКАЗАТЕЛЬ ТОГО, ЧТО САМЫЙ ПЕРВЫЙ ИНСТИТУТ МИРА И ИНСТИТУТ ИСТОРИИ КАЗАНИ — не только РАВНЫЕ СОТРУДНИКИ !!! но и у них ОДИНАКОВЫЕ взгляды на Всемирную Историю и на Историю Татар в частности.
      И ОТСЮДА СЛЕДУЕТ, что придется заново переписать свои истории что для России-Московии что для Казахстану, Кыргызстану, и всем другим.
      Они этому не могут радоваться, но придется признать и переписать по ОБРАЗЦУ

    • Анонимно
      18.02.2017 23:30

      Вся проблема в современных татарских историках,которые просто не знают и знать не хотят разницу ,в написании и значении слова Тартария ,в древности и сейчас.Тем паче 99% древних карт есть свежие подделки.Многие буквы и знаки были удалены из языков в 19 веке ,и надписи, на типа старинных картах,выполнены по современному.

      • Анонимно
        19.02.2017 20:56

        Или вы ссылаетесь на источники, при карта Тартарии, либо вы только что это придумали.

  • Анонимно
    18.02.2017 20:54

    А сегодня уже вы сами татар исключаете из развитой светской общности нормальных республик. Вестись на средневековые заморочки - это не есть хорошо ни для религии, ни для народа.

  • Анонимно
    18.02.2017 21:30

    Уже на помойке ,крымские татары знать не хотят о каком либо родстве с Казанскими Татарами.Это здешние хотят ,чтобы они ради приличия сказали:Да, вроде родственные. То же самое Сибирские Татары.

    • Анонимно
      18.02.2017 22:04

      вранье, сибирские татары не отделяют себя от нас, мы - Татары!. Крымские считают нас за братский народ

  • Анонимно
    18.02.2017 22:24

    Путин знатный юморист.
    Подарил Берлускони куртку из комплекта официальной эксклюзивной экипировки сборной России по борьбе.
    Президенту Египта автомат Калашникова.
    Китайцам Йотафон-2.
    Монахам Шаолиня уменьшенную копию Царь-пушки.
    Герхарду Шредеру серебряную фигурку хозяйки Медной горы.
    Мутко - англо-русский словарь.
    А Бабаю карту Тартарии.
    Я бы, после такого подарка, очень внимательно изучил значение слова "Тартария", и стоит ли ставить знак равно со словом "Татария".

    • Анонимно
      18.02.2017 23:44

      Эка, как Вас закорежило, - поберегите уж себя!

    • Анонимно
      19.02.2017 18:39

      22:24 Вы почитайте произведения Е. П. Блаватской (урожденная фон Ган). У неё неоднократно упоминается Татария в ареале северной Евразии. А Елена Петровна жила в 1831-1891 гг.

  • Анонимно
    18.02.2017 22:41

    А вы тут многие прогибаетесь,доказываете о мнимом родстве с крымскими татарами .А сейчас слово дадим Татарину из Крыма . Вот что сказал Заур Смирнов — Как вы считаете, Татарстан расценивает Крым как младшего брата или как партнера?

    — Я думаю, у Татарстана и Крыма очень давняя история взаимоотношений, я бы сказал — многовековая. Сегодня лидеры наших субъектов помимо партнерства еще и большие друзья. Я знаю, что с большим трепетом относится к Крыму Рустам Минниханов. В самые трудные для нашей республики времена он приезжал и оказывал нам поддержку. Я сам лично его много раз встречал, у меня с ним хорошие отношения. Этим я очень горжусь. //// И где ВЫ тут ,в каком месте видите слово БРАТСКИЙ НАРОД???

    • Анонимно
      18.02.2017 23:19

      у меня друзей крымских татар много , от них знаю. А Сибирские Татары с нами один народ, никогда не слышал разделения, как бы вам ни хотелось этого. а свои цитаты оставьте себе, я тоже могу выборочно цитаты приводить

      • Анонимно
        19.02.2017 22:05

        Верхушка была родней, а народы разные. Цари с немцами были братьями, но мы же не родственники

      • Анонимно
        20.02.2017 08:27

        (((((у меня друзей крымских татар много , от них знаю.)))))))Что от них знаете ????Что на свете есть народ ,под Названием Крымские Татары??

    • Анонимно
      19.02.2017 09:27

      фамилиЁ, кстати, очень татарская

  • Анонимно
    18.02.2017 23:03

    На Руси было много всяких завоевателей и где они сейчас? Русь вечная. Русь была до орды, о чем свидетельствуют многочисленные памятники истории, Русь осталась и после орды, а орда канула в вечность и памятников от нее нет. Так была ли орда такой уж развитой или всего лишь кочевым племенем?

    • Анонимно
      19.02.2017 10:38

      Корону придержи, а то вдруг свалится от былого величия...

      • Анонимно
        19.02.2017 11:51

        Не переживай, он же не один. Мы поддержим, если валится начнёт..

        • Анонимно
          19.02.2017 18:18

          Да-да. Займитесь всей кучей держанием короны.
          Больше ведь у вас ничего не получается . Заодно можно и статарми, и с другими коренными народами поругаться. Вдоль границы уже со всеми поругались.ь. Даже с белорусами умудрились. Осталось внутри страны врагов себе нажить.

          • Анонимно
            19.02.2017 23:50

            Не путайте политиков и народ, это разные понятия. И начните с себя учиться "дружно жить". Не на словах, а на деле. Знаю что говорю.
            Ну и хотелось бы услышать, что у Вас хорошо "получается". Наверное бедность победили, коррупцию, производство развивается семимильными шагами? Может с долгами рассчитались с федералами? Нет? Так в чем Ваша исключительность? Только не надо сейчас рассказывать что "всё было бы хорошо, да вот Иван Грозный, Сталин, Обама виноваты". Самим то не смешно?

            • Анонимно
              20.02.2017 15:50

              А татары очень толерантный народ. Даже в ущерб себе. Приезжайте в Татарстан и убедитесь в этом. А русские , в своих областях ксенофобы. Про побежденную бедность и коррупцию , развитие производства семимильными шагами приведите свой пример не национальных республик. А потом уже требуйте от колонии какого-то процветания. Да, а вы не знали что в РФ все регионы в долгах? Это для вас будет открытием. Даже город -паразит и тот имеет долги.

    • Анонимно
      20.02.2017 12:06

      Орда - порядок , приказ - таково было первоначольное значение этого слова . Кстати, в английском -ордер -так и осталось ! Так вот , под словом Орда , понимался в то время тот порядок жизни на тех территориях . И уж потом , много позже , Романовы исказили значение этого слова на современное его значение - беспорядочная неудержимая толпа кровожадных завоевателей !

      • Анонимно
        20.02.2017 13:59

        Какой"ордер"?-лол,что?)))))Фоменко перечитали?)))))))))


        Татары разделяются на орды (hordae) (НГ называют свою страну или царство ордой), первое место среди которых и славой и многочисленностью заняла Заволжская (Sawolhensis, Sawolskhi) орда, так как говорят, что все остальные орды получили начало от нее. [“Орда” же на их языке значит “собрание” или “множество” 598. Впрочем, всякая орда имеет свое название, а именно: Заволжская, Перекопская (Praecopensium), Ногайская (Nahaisensium) и многие другие 599, которые] все исповедуют магометанскую веру
        Сигизмунд Герберштейн.


        Павел Иовий: «Вместо городов имеют они обширные становища, не обведенные ни рвами, ни насыпями, но защищаемые бесчисленным множеством всадников, вооруженных стрелами. Татары разделяются на орды; это слово на их языке значить собрание народа в одно целое, на подобие Государства. Каждою ордою управляет особенный вождь, избираемый по знатности рода или по воинским доблестям… Татарских орд, как известно, находится бесчисленное множество, ибо Татары владеют обширными степями, простирающимися до самого Китая (Cathayum), знаменитой страны на берегах Восточного океана» [6.17].


        Рубрук: «Отсюда двор(Бату-Хана) на их языке называется ордой, что значит середина, так как он всегда находится по середине их людей, за исключением того, что прямо к югу не помещается никто, так как с этой стороны отворяются ворота двора» [6.9].


        Ц. ДЕ БРИДИА: «Стойбища кана и принцев называются по-татарски орды. Городов они не имеют, но в различных местах они устраивают стойбища [наподобие городов]. Есть у них один город, который называется Каракарон, возле которого наши братья были в полдня пути, когда они находились в Желтой Орде, то есть лучшем дворе императора» [6.15].

        Чан Чунь : «Мы вступили в становище и тут оставили телеги; на южном беpегу были тысячи телег и юpт… Оpда, по-нашему сказать, походный двоpец. Колесницы и юpты оpды имеют величественный вид; такого великолепия не было у дpевних Шаньюй» [2.5].

        • Анонимно
          20.02.2017 14:17

          А здесь кто-то хвастался,что ими были построены 200 городов.

          • Анонимно
            20.02.2017 15:53

            А зачем в песках и непригодных для жилья местах строить города? А вот вдоль Идели и других рек, эти 200 городов и построили.

          • Анонимно
            20.02.2017 22:49

            Более 200. Половина так назывемых русских городов - бывшие татарские.

      • Анонимно
        20.02.2017 20:51

        /Орда - порядок , приказ - таково было.../
        Родственное слово /урта/-середина,срединный путь /юрта/-дом, ставка, /эйрят/,- учи /ерет/-двигай. По-украински /уряд/ - правительство.

  • Анонимно
    19.02.2017 12:45

    Другу -чувашину, кандидату технаук лет 15-20 назад пришло приглашение стать академиком чувашской академи ...:)
    Сейчас был бы Президентом или директором института механики, если бы не послал их тогда:)
    Договор имел бы с Оксфордом или как там его Гарвардом:)
    Юбилей отмечал бы, ученых из сельхозтехники пригласил бы:)

    • Анонимно
      19.02.2017 17:30

      У чувашей нет денег содержать Академию, потому у них ее и нет. Так что, вашего друга никуда не могли пригласить, врать не надо.

  • Анонимно
    19.02.2017 14:43

    Карамзин, Ключевский, Соловьев выключили татар из мировой истории. Это несправедливо..

    Татарские историки выключили угрофиннов из истории Булгара, тоже не справедливо

    • Анонимно
      19.02.2017 16:42

      на сегодняшний день всё адекватно. статьи А.П.Смирнова, П.Н.Старостина, Е.П.Казакова, других ученых никто не отвергает. ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ! мы где-то здесь, мы рядом с вами! @ кин, не татарин

  • Анонимно
    20.02.2017 16:42

    Мазуринский летописец: «Лета 6995 (1487) года июля в 9 день воеводы же великого князя Данил Холмский и прочие воеводы же болгарский град Казань взяша и царя Казанского Алегама поимаша и с царицею, и матерь ево, и братию ево, и сестры ево изымаша, и всех их привели к великому князю на Москву»
    В Большой печати Ивана Грозного нет татарской печати а есть Болгарская. Иван Грозный взял Казань и покорил народ Болгар что получил титул царь Болгарский и Царь Казанский и всё татарского народа он не покорял так как не было и не проживало такого народа в Казани.

    • Анонимно
      20.02.2017 17:21

      У Грозного много титулов было помимо этого,гуглите!))))

      А вы знали,что дома булгар были из камыша?

      Арабский географ XI века ал-Мукаддаси в книге «Ахсан ат-такасим фи марифат ал-акалим» («Лучшее разделение для познания климатов», 985 г.) пишет: «Болгар лежит на обоих берегах (реки) и строения там из дерева и камыша. Сувар: этот город также лежит на Волге, что тамошние строения суть войлочные юрты…»

  • Анонимно
    20.02.2017 18:53

    Побольше бы пассионариев - настоящих созидателей! Их сейчас так мало...

  • Анонимно
    20.02.2017 20:21

    Рукопись XIX в. Архив Казанского Института Языка и Литературы и Истории им.Ибрагимова.(КИЯЛИ). Коллекция 39. опись1 единица хранения 16.. На титульном листе рукописи надпись «Болгар йортонда» -т.е. книга написана в «Булгарской стране». Стр.5 «Конлэре бер кон Болгар йортонда вар иде…» - «Однажды в Булгарской стране жил…»

  • Анонимно
    20.02.2017 20:53

    /Как приподняли роль истории и самих себя, у нас самоощущение другое сегодня, мы другие. Это трудно осознать, еще сложнее об этом говорить, но мы подняли сами себя благодаря этим трудам. Мы такие, какие мы есть. Мы до конца еще не раскрылись, мы на этом пути, и это прекрасный процесс/
    Золотые слова, прекрасные дела, хорошие люди.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль