Лихорадка по поводу преподавания татарского языка перекинулась на систему дошкольного образования. Под давлением республиканской прокуратуры новый министр образования и науки РТ Рафис Бурганов отменил методрекомендации по организации обучения детей татарскому и русскому языкам у дошколят от 2013 года. Накануне в минобрнауки на эту тему прошло совещание, но, по словам собеседников «БИЗНЕС Online», никакой ясности по-прежнему нет.
Рафис Бурганов подписал документ, согласно которому методические рекомендации минобра РТ по организации обучения детей татарскому и русскому языкам в дошкольных образовательных организациях признаны «не подлежащими применению»
«ДО ПРИНЯТИЯ МЕР ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ НЕ ДОШЛО»
Накануне, по информации «БИЗНЕС Online», должна была разрешиться интрига вокруг изучения татарского языка в дошкольных учреждениях РТ. В министерстве образования и науки Татарстана прошло совещание по этому вопросу, на которое собрали методистов детских садов со всей республики. Все они ждали четких разъяснений: в каком количестве, как и когда можно обучать детей второму государственному языку республики и можно ли вообще.
Сам этот вопрос стал актуальным после того, как 27 декабря новый глава минобрнауки республики Рафис Бурганов подписал документ, согласно которому методические рекомендации минобра РТ по организации обучения детей татарскому и русскому языкам в дошкольных образовательных организациях от 8.11.2013 признаны «не подлежащими применению».
Поводом, как нетрудно предположить, стала позиция прокуратуры РТ. Старший помощник прокурора Татарстана по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев подтвердил «БИЗНЕС Online», что надзорное ведомство сыграло свою роль в появлении этого документа. «После выхода публикаций в СМИ с жалобами родителей на добровольность изучения татарского языка в детских садах мы заинтересовались этой ситуацией. Профильным отделом прокуратуры республики была начата проверка, в ходе которой истребованы необходимые документы, даны поручения прокурорам на местах. Но до принятия мер прокурорского реагирования не дошло, так как министерство образования Татарстана само дезавуировало свои методические рекомендации», — сообщил он.
Таким образом, теперь татарский язык в детсадах оказался в подвешенном положении. Согласно методичке 2013 года, обучение родному (татарскому) языку начиналось с первой младшей группы (с двух лет) и проводилось воспитателем по обучению детей татарскому языку три раза в неделю в форме игры в рамках режима дня. То есть без проведения отдельных занятий, между делом, в игровой форме.
Начиная со средней группы вводится специальный предмет — обучение детей татарскому и русскому языкам. В садиках роль школьных уроков выполняют так называемые НОДы (непосредственная образовательная деятельность) — занятия в небольших группах продолжительностью 15 - 30 минут. В соответствии с СанПиНом их должно быть не больше 14 в неделю.
Чтобы три раза в неделю преподавать детям языки, документ времен Энгеля Фаттахова, подписанный его заместителем Данилом Мустафиным, предписывает убрать в «режимные моменты» другие предметы. В средних группах это «Лепка/аппликация», «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора», «Рисование». В старших и подготовительных группах это «Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность», «Рисование» и «Формирование целостной картины мира».
Хотя в отмененной методичке речь формально идет об изучении и русского языка, не секрет, что по факту эти три занятия в основном использовались для татарского. Это и понятно: великий и могучий из жизни ребенка и так никуда не денется. К тому же есть отдельные обязательные предметы, направленные на развитие речевых и коммуникативных навыков, а также чтение русской литературы, так что пострадает именно татарский.
Теперь татарский язык в детсадах оказался в подвешенном положении
«НИКАКИХ ДОКУМЕНТОВ НЕ ДАЛИ, А НАМ НУЖНЫ ЧЕТКИЕ ИНСТРУКЦИИ»
Что фактически изменилось после письма Бурганова? Официально управления образования на местах отправляли за комментариями в головное министерство, а в неофициальных разговорах сетовали на царящее в образовательных учреждениях непонимание ситуации.
С отменой рекомендаций 5-летней давности никаких новых документов дошкольные учреждения Татарстана не получили. Само письмо было подготовлено начальником отдела дошкольного образования управления общего образования минобрнауки РТ Эльвирой Измайловой. Она отказалась отвечать на вопросы «БИЗНЕС Online», отметив, что без соответствующего указания не имеет на это права. «Все вопросы через пресс-службу», — ответила она. А также недавно назначенный первый заместитель министра образования РТ Ильсур Хадиуллин, который и отвечает в ведомстве за образовательную сферу, вечером в пятницу через пресс-службу министерства передал просьбу журналистам «не торопиться» с вопросом.
Этот комментарий появился уже после того самого совещания с методистами детских садов республики. Как оказалось, ни на какие важные вопросы оно не ответило. По словам одного из участников встречи, решений нет, бумаг нет, все остались в недоумении. «Совещание было, но картина ясной не стала. Никаких документов или регламентов не дали, а нам нужны четкие инструкции, потому что вопрос связан с прокуратурой и все хотят четко знать, как поступать, чтобы не наломать дров и не усугубить ситуацию», — сказал наш собеседник.
Если обратиться к документам, то положение дел выглядит очень схожим со школьным. Существует ФГОС для дошкольного образования, утвержденный в 2013 году. В нем прописано, что учебных план учреждений должен минимум на 60% состоять из обязательной инвариативной части. В ней никаких национальных особенностей нет по определению, она едина для всей страны.
Вариативная часть программы «должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов». И только она может быть «ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность».
Эти формулировки можно трактовать по-разному, но в пределе просматривается тот же путь, что и в школах: изучать язык можно, но по письменному заявлению родителей.
Обучение родному (татарскому) языку начиналось с первой младшей группы (с двух лет)
«РУССКИЕ ДЕТИ ПРИ ВИДЕ МЕНЯ ПОДБЕГАЮТ И ЗДОРОВАЮТСЯ ПО-ТАТАРСКИ: «ИСӘНМЕСЕЗ!»
Не удивительно, что ситуация вокруг изучения татарского языка в образовательных учреждениях продолжает оставаться нервозной, отсюда желание наших собеседников, непосредственно задействованных в этой истории, давать комментарии исключительно на условиях анонимности.
Так, преподаватель татарского языка одного из детских садов Буинского района рассказала «БИЗНЕС Online», что пока все осталось на своих местах. Да, методические рекомендации отменены, но на то они и рекомендации — обязывающей силы они не имеют, каждое ДОУ само разрабатывает и утверждает свой план.
«Пока ничего неизвестно, мы видели письмо, но новой сетки расписания пока не было, как не было и каких-либо других указаний о том, как преподавать татарский язык. Да мы же его и не обучаем, мы играем! Все занятия проходят в игровой форме: мы то как котята мяукаем, то в собачек превращаемся, дети очень любят эти занятия! Русские дети при виде меня подбегают и здороваются по-татарски: „Исәнмесез!“ Да и со стороны родителей мы никогда никаких претензий не слышали, все очень довольны», — говорит она.
По словам собеседницы «БИЗНЕС Online», изменения коснулись лишь самого процесса обучения языку. «Если раньше группу делили на две подгруппы — татарский язык преподавался как татарский для русскоязычных детей и как родной для татар, а, согласно ФГОСу, нельзя делить детей на подгруппы, нам говорят, что мы будем и в дальнейшем так же обучать, но только для всей группы в целом», — объясняет она.
Ту же саму информацию подтвердила нам преподаватель одного из детских садов Кировского района Казани. «Пока мы преподаем татарский язык по-прежнему — три раза в неделю. Изменение коснулось лишь того, что одно занятие вывели в режимный момент, два остались в основном расписании. Это произошло в октябре-ноябре, когда начался шум вокруг преподавания татарского языка в школах. Это означает, что два занятия мы проводим четко по расписанию в отведенные дни и определенное время, а третье занятие проходит после тихого часа: я захожу к детям, когда они играют, и общаюсь с ними на татарском языке, провожу какие-то игры».
При этом педагог замечает, что к татарскому языку и раньше со стороны руководства детского сада «было наплевательское отношение». «Несмотря на то, что у нас было четкое расписание, уроки татарского ставили по-всякому: то когда учитель музыки заболел, то взамен еще какого-нибудь предмета», — говорит она. При этом она добавила, что недовольства со стороны родителей по поводу изучения их детьми татарского языка никогда не было. «Родители тоже переживают, все хотят, чтобы татарский язык преподавался, они хотят, чтобы их дети знали язык, все у меня интересуются, что будет с ним дальше. Я всем отвечаю, что пока ничего не ясно», — добавляет наш собеседник.
Такая же картина и в одном из татарских детских садов Советского района Казани: занятия пока продолжаются, но что будет дальше, ни заведующая, ни воспитатели не знают. Однако руководитель дошкольного образовательного учреждения бодро заявила, что если будет указание исключить татарский язык из программы, то она это непременно сделает.
Если обязательное обучение татарскому языку всех детей будет отменено, логичный выход — дать тем родителям возможность выбрать специализированный татарский детсад или татарскую группу
ФОРМАЛЬНО ТАТАРСКИЕ ГРУППЫ
Если обязательное обучение татарскому языку всех детей будет отменено, логичный выход — дать тем родителям возможность выбрать специализированный татарский детсад или татарскую группу.
Однако пока что эта форма, уверяет наши собеседник, зачастую существуют лишь формально. «Половина, а иногда и больше детей в таких группах русские, воспитатели — русские. И часы татарского языка у них не отличаются от обычных групп. Если уж эта группа называется татарской, пусть там будут татарские дети и татароязычные воспитатели, учебные планы на татарском, все занятия на татарском. Все занятия там идут на русском языке», — недоумевает преподаватель.
«Мы на методобъединениях татарских воспитателей и педагогов этот вопрос неоднократно поднимали, проверка приходит, все всё видят, но закрывают на это глаза, никаких изменений не происходит. Нам сказали, что это зависит от наших заведующих. Но все смотрят на это сквозь пальцы», — сетует она.
Наталья Реснянская: «У нас татарский преподавался два раза в неделю и продолжает преподаваться»
«БЫЛИ ВЫДЕЛЕНЫ ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ, НО МЕТОДИКА ОСТАВЛЯЕТ ЖЕЛАТЬ ЛУЧШЕГО»
Не изменилось преподавание татарского языка и в одном из самых известных частных детских садов Казани. Директор центра «Егоза» Наталья Реснянская рассказала «БИЗНЕС Online», что не планирует отменять татарский язык в своем учебном заведении, хотя и замечает, что ни один язык — ни татарский, ни марийский, ни любой национальный язык — не внесены во ФГОС, поэтому законодательно его здесь не обязаны преподавать.
«Но во многих частных детских садах идет преподавание татарского языка, по крайней мере, шло, потому что дальше дети шли в школы, а они, как правило, не частные, и татарский являлся там обязательным. И для того чтобы удовлетворить запросы родителей, татарский язык преподавался. А что касается других языков, например английского, китайского, то во многих садиках они преподаются, это увеличивает привлекательность детского сада. У нас татарский преподавался два раза в неделю и продолжает преподаваться, единственное исключение мы делаем для приезжих семей, которые не планируют жить в Татарстане, потому что нагружать ребенка лишней информацией не имеет смысла», — рассказала она.
«Если вы дома не говорите на татарском языке, то требовать каких-то результатов бессмысленно. Нужна языковая среда!»
При этом Реснянская посетовала на методику преподавания татарского языка: ситуация ничуть не лучше, чем в школах. «Я сама нахожусь в общественном совете при министерстве образования РТ, за последние пять лет на разработку программ, пособий были выделены очень большие деньги, были выпущены очень красочные учебники, особенно для дошкольников, плакаты, но сама методика и подготовка специалистов оставляют желать лучшего. Специалистов для дошкольников вообще по пальцам пересчитать. Мы работаем 15 лет, и преподавание татарского языка у нас идет с самого начала, за все это время было два человека, которые могут преподавать, делают это правильно, и у них есть результат», — отметила директор «Егозы».
Впрочем, она говорит о том, что даже два-три занятия в неделю в садике ничего не дают сами по себе. «Когда к нам приходят родители и говорят: „Мы хотим, чтобы ребенок говорил на татарском языке“, — я всегда отвечаю, что если вы дома не говорите на татарском языке, если вы дома не поддерживаете языковую среду, то требовать каких-то результатов бессмысленно. Нужна языковая среда!» — уверена Реснянская.
* * *
Пока что вынужденный шаг Бурганова с отменой методических рекомендаций уберег детсады от того, что в конце прошлого года пережили школы — грозных предписаний на имя каждого заведующего, визитов людей в синих мундирах в сами учреждения. Однако если в самое ближайшее время не будет выработана единая политика, а в адрес прокуратуры будут идти родительские жалобы, такой сценарий не исключен. Похоже, 100 дней молчания и покоя, о которых новый министр просил на брифинге в кабмине на этой неделе, ему не светят.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 675