Общество 
16.03.2018

Николай Бех: «Помню, как во время пожара на завод приходили люди и плакали»

Экс-гендиректор КАМАЗа о том, с чьей помощью спасал автогигант в 90-е, как акционировал его и почему ушел с 0,0016% акций в кармане. Часть 1-я

Через месяц исполнится 25 лет со дня пожара на заводе двигателей КАМАЗа — события, во многом повлиявшего на судьбу Набережных Челнов и российского автопрома. «БИЗНЕС Online» начинает цикл публикаций об этом событии с интервью Николая Беха, в тот период возглавлявшего автогигант. Спустя много лет он рассказал, как ЧП отодвинуло грандиозные планы на 10–12 лет, что думает о Сергее Когогине и временах, когда завод делал 128 тыс. грузовиков в год, а не нынешние 38.

Николай Бех: «КАМАЗ построил за свои деньги и школы, и детские сады, и трамваи. Каждая семья связана с заводом. Другого пополнения бюджета в Набережных Челнах нет» Николай Бех: «КАМАЗ построил за свои деньги и школы, и детские сады, и трамваи. Каждая семья связана с заводом. Другого пополнения бюджета в Набережных Челнах нет» Фото: Ольга Вандышева

«ТОГДА МЫ ДАЖЕ НЕ МОГЛИ ПРЕДПОЛОЖИТЬ, ЧТО БОРОТЬСЯ С ПОЖАРОМ ПРИДЕТСЯ 7 ДНЕЙ» 

— Николай Иванович, какими были ваши первые мысли и действия, когда вы услышали о том, что горит завод двигателей?

— В тот день, 14 апреля 1993 года, я был в командировке в Москве. Где-то в семь-полвосьмого вечера мне позвонил дежурный и сообщил о пожаре. Я тут же вызвал камазовский самолет, позвонил руководителю российской пожарной охраны, рассказал о случившемся и о том, что срочно лечу в Набережные Челны. Он сказал, что полетит со мной. Мы прилетели ночью и сразу же направились на завод. Пожар уже разгорелся, но мы думали, что потушим быстро, потому что до этого у нас было много небольших возгораний. Да и пожарные расчеты приехали буквально через 20 минут. Тогда мы даже не могли предположить, что бороться с пожаром придется 7 дней. Остановить его удалось только 21 апреля. Конечно, состояние было ужасное. Тем более что в 1990 году КАМАЗ стал акционерным обществом. Появились самостоятельность, деньги, мы разработали стратегическую программу развития, создали фонд для ее реализации. Было много планов. И вдруг такая беда. Помню, как во время пожара на завод приходили люди, как плакали. Страшная картина. Это же моногород. Все зависят от КАМАЗа. Работников на заводе 100 тысяч. Плюс семьи. Вот и весь город. Не дай бог такое кому-нибудь пережить. Я в 1999 году учился в Академии Генштаба — нам показали снимки этого пожара из космоса размером метров на 15. Столбы дыма. Это, конечно, ужасно. Но самое главное, что за время пожара и при восстановлении завода не погиб ни один человек. Я считаю, что нас Бог спас. Это очень важно. 

— Было много версий о причинах возгорания — от правдоподобных до фантастических. Какой версии придерживаетесь вы?

— Произошло короткое замыкание на подстанции ГПП-12, оно пробило броню кабеля, произошло возгорание, огонь выбросило на крышу. Начал плавиться битум. А учитывая то, что там быстровоспламеняющаяся кровля, пожар начал быстро расползаться. Эта версия утверждена в официальном акте. А разные домыслы обсуждать не стоит. Абсолютно точно могу сказать, что вины предприятия не было. Заключения о том, что мы что-то недосмотрели, нет. 

— Как развивалась ситуация в первое время, каковы были действия ваши и вашей команды?

— Конечно, первая задача заключалась в том, чтобы остановить пожар. Но беда была в том, что в то время на кровле всех крупных предприятий использовался очень горючий материал, поэтому пожар, попавший на крышу, как я уже сказал, распространялся очень быстро. А завод двухэтажный. Корпус гигантский. Больше километра длиной, 500 тысяч квадратных метров. Внизу еще подвал 9 метров, а там были маслобаки для станции испытания двигателей. Если бы эти баки взорвались, от завода бы вообще ничего не осталось. Но хорошо сработали и директор Конопкин Виктор Владимирович, и главный инженер Сережа Галкин. Они вовремя залили подвал и обесточили завод. Приняли экстренные меры. Очень здорово сработали все пожарные. Сначала это были заводские и городские, потом подключилась республика, потом Башкирия, Удмуртия. Все сработали блестяще. Через два-три дня после начала пожара стали приезжать ученые, которые предлагали разные способы тушения. На второй день приехал Шойгу Сергей Кужугетович. Он только недавно возглавил госкомитет по ЧС и оказал нам огромную помощь. Когда начался период восстановления, он тоже помогал с поставками и материалов, и оборудования. Эмчээсовцы сделали большой заказ, и мы начали строить для них машины. Но это было потом. А после того как потушили пожар и разобрались, оказалось, что более 50 процентов оборудования пришло в негодность. 

Разбор завалов после пожара на заводе двигателей КамАЗ Разбор завалов после пожара на заводе двигателей КАМАЗа Фото: Михаил Медведев/ТАСС

«ЧАСТЬ ОБОРУДОВАНИЯ РАЗДАЛИ ПО ЗАВОДАМ АВТОМОБИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ — НА ВАЗ, ГАЗ. ВСЕ ОТКЛИКНУЛИСЬ. ВСЕ ПОНИМАЛИ, ЧТО ЭТО ОБЩАЯ БЕДА»

— И что вы предприняли в этой ситуации?

— То, что осталось, мы распределили по своим заводам. Отдали им, чтобы они оборудование отремонтировали и на нем целый год изготавливали детали. Нам повезло, что рядом был завод по ремонту двигателей. Часть оборудования раздали по заводам автомобильной отрасли —  на ВАЗ, ГАЗ. Все откликнулись. Все понимали, что это общая беда. Для нас было главным не остановить выпуск автомобилей, потому что основные деньги мы получали от продажи «КАМАЗов». Кредиты и другая финансовая поддержка — ничто по сравнению с теми средствами, которые завод получал от продажи продукции. В результате главный конвейер мы не остановили. Конечно, в то время он работал не с таким темпом и скоростью, но мы без перерыва продолжали укомплектовывать автомобили двигателями: сначала за счет собственных запасов, потом нам очень помогли силовые ведомства. Например, у министерства обороны на складах тогда было огромное количество запасов двигателей и запчастей для «КАМАЗов». И я подписал с министром обороны Павлом Грачевым, главой МВД Анатолием Куликовым, командующим погранвойсками Петровым договоры о том, что они отдадут нам свои запчасти под гарантии возврата. Это была колоссальная помощь. Надо отдать должное силовикам, которые поверили руководству завода, несмотря на сложный период для страны и искореженную 68-тысячную глыбу железа, что все будет восстановлено и мы обеспечим возврат заимствований. Наши станции техобслуживания тоже имели огромное количество запасных частей для ремонта старых двигателей, которые мы также ставили на «КАМАЗы». И я давал расписки потребителям с обязательствами о том, что после восстановления бесплатно заменим эти двигатели на новые. Но заменить в итоге пришлось немногим более тысячи. Остальные работали до конца на отремонтированных без всяких вопросов. А мы уже в том же году, в декабре, начали делать новые двигатели. 

— То есть ваша команда действовала слаженно? 

— Да, мы создали штаб по восстановлению. Возглавил его Поляков Виктор Николаевич, бывший министр автомобильной промышленности СССР. Большая фигура. По мощи и глубине я его могу сравнить только с Косыгиным Алексем Николаевичем. Благодаря своему имени Поляков помогал очень многим. Например, нам нужны были какие-то комплектующие, за которые мы не могли заплатить, он звонил на разные заводы, они нам их присылали по просьбе Полякова. Большой вклад внесли строители, монтажники, для которых КАМАЗ был родным. Самая большая благодарность рабочим. Тогда были перебои с зарплатой, другие трудности. Людей приходилось перекидывать с завода двигателей на другие заводы, чтобы они помогали делать объемы. Но наши работники все это пережили. Специалисты не уходили. Трудились по 12–16 часов. Все руководство КАМАЗа работало без требования всяких премий и доплат. Патриотизм был потрясающий. Государство в то время было очень слабое, в стране сложнейшее финансовое положение. Во власти в основном либералы, которые много говорили, но достаточной практикой не обладали. Несмотря на это, большой вклад в восстановление завода внесли республиканские власти. Они нам помогали решать и социальные вопросы, и финансовые, гарантии за нас давали. Мы с Минтимером Шариповичем под ручку ходили к Черномырдину со всякими просьбами, и к его первому заму Лобову, и в Госдуму. И я очень благодарен Минтимеру Шариповичу за поддержку. 

«Большой вклад в восстановление завода внесли республиканские власти. Мы с Минтимером Шариповичем (второй слева) под ручку ходили к Черномырдину (в центре) со всякими просьбами» «Большой вклад в восстановление завода внесли республиканские власти. Мы с Минтимером Шариповичем (второй слева) под ручку ходили к Черномырдину (в центре) со всякими просьбами» Фото: ©Александр Макаров, РИА «Новости»

«КАМАЗ СПАСЛА ПОМОЩЬ СИЛОВИКОВ И КРУПНЫХ ПОСТАВЩИКОВ РЕСУРСОВ»

 А кто еще сыграл ключевую роль в ликвидации пожара, организации восстановительных работ в первые дни и годы строительства нового завода? Известно ли вам, где сегодня люди, которые входили в вашу команду, чем они занимаются?

— Виктор Николаевич Поляков, к сожалению, умер. Технический директор Вадим Николаевич Паслов — тоже. Зам по экономике Леонид Нафтольевич Комм, коммерческий директор Сигал Владимир Борисович, члены совета директоров Юрий Борисов, Нурмухаметов Наиль Саитович — с ними мы постоянно переписываемся, встречаемся по торжественным датам. Так сложилось, что практически все живут в Москве. Правда, Нурмухаметов в республике, работает в сфере нефтехима в Нижнекамске. Строители. Виктор Батенчук умер. Гольдберг Юрий Максимович — главный монтажник — жив. Ему 94 года. Я ему говорю: «Вам надо шашку и седло, коня не надо, вы и так проскачете». Светлейшая голова. Виктор Ельцов, который потом стал генеральным директором «КамГЭСэнергостроя», сейчас работает в Казани. Александр Евдокимов, тоже гендиректор «КамГЭса», — в Набережных Челнах. 

— Какие организации стали основными партнерами КАМАЗа в тяжелые времена после пожара?

— КАМАЗ спасла помощь силовых министерств и крупных поставщиков ресурсов. В 1993 году инфляция была больше 100 процентов, кредитов никто не давал. И в этот период мы создали интересную ассоциацию — «КАМАЗ-содружество». В нее вошел Большаков Алексей Алексеевич, это заместитель премьер-министра России, Анатолий Дьяков — президент РАО «ЕЭС России», Вагит Алекперов — это «Лукойл», Вяхирев Рэм Иванович — «Газпром». Мы подписали документ, по которому они нам предоставляли свою продукцию, а мы через три месяца рассчитывались автомобилями. «Лукойл» давал светлые нефтепродукты, РАО «ЕЭС» — лимиты по электроэнергии, «Газпром» — лимиты по газу. После этого мы приезжали, например, на Магнитогорский комбинат и под эти лимиты получали металл для производства. Живыми деньгами мы тогда платить не могли, потому что они нужны были для восстановления завода и на покупку оборудования. Таким образом «Лукойл», РАО «ЕЭС», «Газпром» кредитовали КАМАЗ, чтобы мы могли рассчитываться с поставщиками. А для них не было никакой разницы, платить за нефтепродукты, газ, электричество деньгами или получать их в обмен на свои материалы. Приезжало очень много людей с Запада с предложениями помощи. Все наши предприятия предоставляли специалистов. Нам верили на слово и помогали ресурсами и средствами. Да, это был тяжелый период. Но в то же время было всеобщее единение, как всегда бывает у нашего народа, когда беда. Кстати, когда в 1993–1994 годах гоночная команда КАМАЗа участвовала в ралли «Париж – Дакар», к ним в разных городах подходили люди, выражали слова поддержки, а потом присылали нам какие-то небольшие деньги.

— Какие еще структуры финансово поучаствовали в судьбе КАМАЗа в те годы? В каких пропорциях?

— На следующем этапе нам здорово помогла компания IMAG. Управляющий директор Акимов Андрей Игоревич (сейчас он председатель Газпромбанка), его зам Медведев Александр Иванович (сейчас он вице-президент «Газпрома»), Ожерельев Олег Иванович (бывший помощник Горбачева) привлекли западных партнеров — американский инвестиционный фонд KKR и другие. Это было очень важно, потому что в то время даже наши банки без гарантий серьезного партнера кредитов не давали. А мы — благодаря западным партнерам — их получили. Европейский банк развития дал 100 миллионов долларов, японский банк «Эксимбанк» — 150 миллионов, наш ВТБ — 176 миллионов. Эти кредиты позволили с учетом наших запасов за короткий срок запустить производство. 

Технический директор Вадим Николаевич Паслов Технический директор Вадим Николаевич Паслов Фото: Михаил Медведев/ТАСС

«БЕЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ KKR КАМАЗ НЕ СМОГ БЫ НИ КРЕДИТЫ ПОЛУЧИТЬ, НИ ВОССТАНОВИТЬ ЗАВОД ДВИГАТЕЛЕЙ. Я В ЭТОМ АБСОЛЮТНО УВЕРЕН»

— А как фонд KKR стал акционером КАМАЗа? 

— Хочу еще раз подчеркнуть, что это был тяжелый 1993 год. Министр финансов Борис Федоров говорил тогда о том, зачем нам тратить деньги и восстанавливать завод двигателей: мол, купим двигатели за рубежом. Мы же поставили задачу восстановить производство. Остановка производства двигателей автоматически останавливала литейный завод на 75 процентов, на 60 процентов — кузнечный завод. Но если до пожара у нас была достаточная прибыль и мы обходились собственными силами, то теперь нам необходимы были внешние заимствования. Для этого надо было получить аудиторское заключение одной из пяти мировых фирм. Однако на внешнем рынке КАМАЗ мало знали. В основном мы поставляли продукцию в страны СНГ. С зарубежными банками не работали. Западный финансовый опыт был для нас непонятным. А фонд KKR за свои деньги нанял фирму для аудита. Было сделано заключение, нам выдали гарантии для получения кредитов. Под имя KKR на КАМАЗ приехали и компании, которые потом стали нашими партнерами. А мы предоставили этому фонду право на приобретение акций. Сейчас у KKR, по-моему, 6 процентов акций КАМАЗа. Не знаю, оказывает ли этот фонд сегодня какую-то финансовую помощь заводу или нет, но тогда он сыграл одну из ключевых ролей. Без привлечения KKR КАМАЗ не смог бы ни кредиты получить, ни восстановить завод двигателей. Я в этом абсолютно уверен.

— В какую сумму оценивается ущерб от пожара? Сколько в целом стоило последующее восстановление?

— Общие затраты сложно оценить. Мы закупали оборудование по ценам другого порядка. Был определенный дисконт. При восстановлении завода было много внесено изменений в конструкцию. Наши собственные средства никого не интересовали, потому что акционерное общество — это не государственное предприятие. И никто не интересовался, сколько мы потратили.

— А как впоследствии КАМАЗ рассчитывался со своими кредиторами?

— Все, кому мы поставили машины с ремонтным двигателем, были на учете. Когда начали выпускать новые двигатели, мы обращались в эти организации и сообщали, что они имеют право поставить бесплатно новый двигатель. Но они понимали, что для нас важна каждая копейка. Потом мы со всеми рассчитались. Хотя сегодня в шутку бывший глава минстанкопрома СССР Николай Паничев говорит, что я ему должен 8 миллиардов рублей: я, мол, тебе на 8 миллиардов отремонтировал оборудования. Конечно, в 1996–1997 годах нам страна через Госдуму кое-какие долги списала. На сегодня нет людей или предприятий, оказавших нам помощь, с которыми мы бы не рассчитались.

— Как развивались отношения КАМАЗа с Cummins Inc.? Почему эта компания стала стратегическим партнером КАМАЗа? Рассматривался ли после пожара вариант установки двигателей Cummins на грузовики?

— Было несколько вариантов. Немцы, Cummins. Был техсовет минавтопрома. Нам нужен был не один двигатель мощностью 220 лошадиных сил, а несколько — от 180 л. с. до 500 л. с. Кстати, сегодня на КАМАЗе делают двигатели в 450 л. с. и планируют сделать в 800 л. с. Такой линейки у немцев не было. А нам нужно было универсальное оборудование. И по решению научно-технического совета министерства был рекомендован Cummins. Мы подписали соглашение о создании совместного предприятия. Это было в 1992 году. Потом, когда случилась эта беда, была идея восстанавливать завод двигателей под двигатели Cummins. Мы получили кредит в 150 миллионов долларов в Японии. Закупили оборудование. Но совместное предприятие «Камминз Кама» на 25 тысяч автомобилей в год было сделано уже после того, как я ушел.

То есть после 1993 года КАМАЗ получал помощь от Cummins?

— Конечно. Я сейчас вспоминаю, как мы с руководством компании сидели круглосуточно в Лондоне, в гостинице, писали с президентом Cummins Генри Шахтом разные договоры. Это было в 1992–1995 годах. 

«Людей приходилось перекидывать с завода двигателей на другие заводы, чтобы они помогали делать объемы. Специалисты не уходили. Трудились по 12-16 часов» «Людей приходилось перекидывать с завода двигателей на другие заводы, чтобы они помогали делать объемы. Специалисты не уходили. Трудились по 12–16 часов» Фото: ©С. Соловьев, РИА «Новости»

«49 ПРОЦЕНТОВ АКЦИЙ КАМАЗА ПРИНАДЛЕЖАЛО КОЛЛЕКТИВУ...»

— Что вы считаете своим главным достижением за время управления КАМАЗом?

— Главным достижением я считаю то, что мы акционировали завод. Из-за чего мы это начали делать? В то время КАМАЗ давал такую же прибыль, как ГАЗ, ЗИЛ и АЗЛК.

— Вместе взятые?

— Да. Но нам оставляли только 3 процента прибыли. Более того, у нас забирали 70 процентов амортизационных отчислений, что вообще нонсенс. Станки ведь изнашиваются, нужны были средства для ремонта или покупки новых. А у нас львиную долю денег на это забирали. И когда я пришел к Николаю Рыжкову (бывший председатель Совета министров СССРприм. ред.) и сказал, что мы хотим акционироваться, он спросил: «Зачем? Как такое огромное государственное предприятие вы хотите сделать частной собственностью?» Но я рассказал, что мы не можем развиваться, потому что у нас отнимают все деньги. Он сказал, что этого не может быть, позвонил министру и спросил, как же так. Тот говорит: «КАМАЗ строила вся страна. А сейчас мы хотим, чтобы КАМАЗ отдавал деньги на то, чтобы поддержать старые заводы». Рыжков же ответил: «Старым заводам вы таким образом не поможете, а КАМАЗ угробите», — и подписал разрешение на акционирование. Помог нам и тот факт, что я в то время был народным депутатом СССР и мог заходить в любые кабинеты. В конце концов в 1990 году нам удалось акционироваться. 51 процент акций тогда принадлежал государству, 49 процентов — коллективу. Потом мне дали право управлять половиной госпакета. Получалось, что у государства осталось 25,5 процента. Благодаря этому мы начали создавать фонд для развития, разработали стратегическую программу. 

Акционировав завод, мы диверсифицировали его экономику. До этого был государственный план, под него выдавали материальные ресурсы, ты не мог сделать сверх плана даже 10 машин. Не было возможности получить автомобили и для собственных нужд. Все они жестко распределялись: 40 тысяч забирала армия, 38 тысяч — госагропром, 15 тысяч шли на экспорт, еще 15 тысяч — на стройки. Остальные расписывались по регионам. Поэтому в конце года генеральному директору приходилось объезжать все металлургические комбинаты. Например, приезжаешь на Новолипецкий завод и предлагаешь подписать соглашение: «Вы нам даете металл на 2 тысячи машин, а мы вам — 30 машин». Благодаря этому мы производили дополнительные «КАМАЗы». Часть из них надо было поставить на заводы, которые дали металл, а с остальными мы поступали по собственному усмотрению. А когда завод стал акционерным обществом, все машины оказались в нашем распоряжении, мы сами их продавали, в том числе на экспорт. Началась другая жизнь, другая экономика, другие возможности. Раньше государственная цена на автомобиль составляла 14,6 тысячи рублей, а после акционирования о какой цене договоришься с потребителем, за такую и продашь. Если бы не этот пожар, я даже не представляю, что было бы с КАМАЗом. Например, концерн Volvo нам предлагал сделать совместное предприятие. У них не было двигателей, они их покупали у немцев. А мы с нашими объемами могли делать и для них. К тому же у нас была привлекательная цена, а у них — рынки. Сегодня же автомобиль, который мы продавали за 14,6 тысячи рублей, стоит 1 миллион 600 тысяч. Цена примерно одинаковая что на «КАМАЗ», что Volvo. Может быть, Volvo немного дороже. 


«И С ГОРОДОМ, И С РЕСПУБЛИКОЙ ВСЕГДА БЫЛИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

— Были ли еще какие-то проекты, которые вам не удалось реализовать из-за пожара?

— У нас была огромная программа стратегического развития с привлечением западных компаний для разработки самых прогрессивных автомобилей, двигателей, коробок передач, систем и прочего. Много разных идей. Хотели, например, строить маленький автомобиль на 1,5 тонны, но из-за пожара от этой идеи отказались. Были планы по созданию автомобиля с 6 кузовами. Главный конструктор Рамиль Азаматов предлагал делать новую кабину. Но сейчас ее уже делают. Многие задуманные 25 лет назад конструкции реализованы. Четыре года назад восстановили совместное производство с Cummins. Делают прекрасные двигатели. Есть и другие совместные предприятия, но из-за пожара они были отодвинуты на 10–12 лет.

— Каковы были взаимоотношения завода и муниципальной власти до этого ЧП и как на них повлиял пожар?

— Отношения были очень дружеские. У нас никогда не было никаких споров, скандалов. И с городом, и с республикой всегда были замечательные отношения. Когда Минтимер Шарипович стал секретарем обкома, мы с ним постоянно ездили в загранкомандировки. КАМАЗ очень активно участвовал в жизни республики. Мы давали машины на уборку урожая, строили жилье, дороги... В период строительства завода, насколько я знаю, были какие-то противоречия. Но в мой период (а я приехал на завод в 1980-м и уехал в 1997-м) — никогда. 

— То есть пожар не стал поводом для раздора?

— Наоборот. Эта беда нас только сплотила. КАМАЗу не приходится жаловаться. И республика, и город шли нам навстречу. Например, когда у нас не было денег, мы платили налоги в бюджет какими-то услугами.  

— Почему вы покинули КАМАЗ в 1997 году? Это была личная инициатива или вам «помогли» уйти? Кто именно?

— Это было обоюдное решение. И мое, и руководства республики. С одной стороны Москва хотела объединить АЗЛК и ЗИЛ. Юрий Лужков предложил мне стать генеральным директором нового холдинга. Потом мои дочки учились в Москве. С другой стороны, республика очень много вложила в КАМАЗ и хотела поставить к управлению заводом своих людей. Совокупность этого всего создавала сложную ситуацию, был непростой характер взаимоотношений. И мы договорились разойтись. 

— То есть с Шаймиевым отношения в тот период были  сложные? 

— Они всегда были такие. Дружба дружбой, но... К тому же в то время республика становилась самостоятельной, благодаря Минтимеру Шариповичу Татарстан получил много возможностей. Руководству республики нужен был контроль за всеми активами. 

— А как сложились ваши профессиональные отношения с Равилем Муратовым? 

— Мы были друзьями, дружили семьями. А когда возник вопрос, кто должен меня заменить, неожиданно поставили Муратова, хотя он не имел никакого понятия об автомобильной промышленности. Просто умел ездить за рулем. Но его назначили все-таки не генеральным директором, а председателем совета директоров. Для этого в меньшей степени надо быть специалистом. Я понимал, почему назначили на эту должность вице-премьера правительства. Это был период, когда республика, как я уже сказал, получила очень много прав, появились собственные средства. С другой стороны, были социальные напряжения, надо было, чтобы руководителем КАМАЗа был татарин. 

— Как вы оцените вклад Муратова и его команды?

— Это он пусть скажет. Сейчас мы с ним помирились, говорить что-то плохое о нем я не хочу.

«У завода был колоссальный вес и значение. У меня была прямая связь с руководителями страны, республик, областей. Но мыслей о каком-то личном обогащении нам даже в голову не приходили» «У завода был колоссальный вес и значение. У меня была прямая связь с руководителями страны, республик, областей. Но мысли о каком-то личном обогащении нам даже в голову не приходило» Фото: ©Владимир Акимов, РИА «Новости»

«ГОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЗАВОДОМ, БЫЛИ ЛУЧШИМИ»

— Не жалеете, что ушли с КАМАЗа?

— Конечно, по прошествии стольких лет я корю себя за то, что ушел оттуда. Годы, связанные с заводом, были лучшими. При всем том хорошем, что есть у меня сейчас. А у меня 6 внуков — самая большая радость в жизни, у дочерей прекрасные семьи, каждую субботу и воскресенье они ко мне приезжают. У меня все нормально, материальные вопросы решены. В Москве много разных дел. Я издаю два журнала по литейному производству, 15 лет был вице-президентом РСПП, являюсь председателем совета директоров кучи компаний. Уже 15 лет возглавляю организацию «Звезда-энергетика». Сначала был генеральным директором, теперь президент. Мы делаем электростанции. Все хорошо. Вот сегодня Васильеву Льву Борисовичу, первому генеральному директору КАМАЗа, исполняется 93 года. Мы все едем его поздравлять. Очень много друзей, с которыми познакомился в те времена, живут в Москве. Мы собираемся, проводим вместе все праздники. Но все равно 17 самых лучших лет жизни были отданы КАМАЗу. 

— Значит, ностальгия по тем временам у вас все-таки есть? 

— Ну что вы?! Я пришел на КАМАЗ в 1980 году. Четыре года работал директором литейного завода. На нем тогда была самая сложная ситуация. До этого был главным инженером литейного производства на ВАЗе. На КАМАЗ ехать не собирался, но меня пригласили. Со мной говорили президент, министр, генеральный ВАЗа и гендиректор КАМАЗа Лев Васильев. Время было такое, что особо не спрашивали, хочешь или не хочешь. И вот когда я приехал на КАМАЗ, мы революционно поменяли виды чугунов, что сразу убрало напряжение на заводе. И через три года литейный стал одним из лучших заводов. И потом надо представлять возможности гендиректора КАМАЗа в то время. Мы делали 128 тысяч машин в год. Огромное количество. У нас было 170 автоцентров по всей стране — в каждом крупном городе. Директора автоцентра в шутку называли третьим секретарем горкома партии, потому что тогда не было маленьких и средних машин, были только «КАМАЗы». У завода был колоссальный вес и значение. У меня была прямая связь с руководителями страны, республик, областей. Но мыслей о каком-то личном обогащении нам даже в голову не приходило. Когда я ушел с завода, у меня было 0,0016 процента акций КАМАЗа. Это смешно, при том что члены совета директоров имели право купить 10 тысяч акций по итогам года, а председатель — 15 тысяч. У меня же 126 тысяч акций. Сегодня каждая стоит 1 доллар. То есть за 20 лет работы я заработал 126 тысяч долларов. 

— Сегодня вас что-нибудь связывает с Набережными Челнами? Остались ли у вас в Татарстане родственники, друзья?

— У меня там много друзей и тех, кто меня помнит. В том числе те, кого я с ВАЗа притащил на литейный завод. Был еще период, когда я работал в Елабуге генеральным директором строящегося тракторного завода. Со многими поддерживаю человеческие отношения. Мне часто звонят бывшие сотрудники завода, обращаются с какими-то просьбами. Например, звонит как-то Галина Ивановна Панкова, она была председателем бригадиров КАМАЗа, и говорит: «У нас дом залило, помогите, пожалуйста». Кто-то просит 100 тысяч на операцию. Я посылаю. Или вот понадобилась реконструкция литейного завода — я собрал всех, кто занимался реконструкцией. Поддерживаем отношения с главным конструктором. Ребята из нашей команды «КАМАЗ-Мастер» меня приглашают, когда уезжают и когда приезжают. Сделали мне копии всех своих кубков, на всех моих юбилеях бывают. 

«Сергей Когогин серьезно разобрался с внутренним и внешним рынками, понял, что надо делать, чтобы его сохранить» «Сергей Когогин серьезно разобрался с внутренним и внешним рынками, понял, что надо делать, чтобы их сохранить» Фото: «БИЗНЕС Online»

«КОГОГИН — ПРОГРЕССИВНЫЙ ЧЕЛОВЕК. НОРМАЛЬНО УПРАВЛЯЕТ КАМАЗОМ. ПОЛЬЗУЕТСЯ АВТОРИТЕТОМ»

— Как вы оцениваете периоды Ивана Костина и Сергея Когогина? 

— Я считаю, что Костин ситуацию не ухудшил. Не знаю, почему он ушел. Не скажу, что он сделал что-то не так и его убрали. Может быть, ему такую зарплату установили на «Мотовилихинских заводах», куда его пригласили, что он не мог отказаться. Когогин — прогрессивный человек. Нормально управляет КАМАЗом, пользуется авторитетом. Сейчас вот стал сопредседателем предвыборного штаба президента. Завод на хорошем счету у руководства страны. Министр обороны очень доволен работой с КАМАЗом. С Когогиным мы тоже поддерживаем нормальные отношения. Он серьезно разобрался с внутренним и внешним рынками, понял, что надо делать, чтобы их сохранить. Конечно, сегодня другие объемы. Мы делали 128 тысяч автомобилей в год, а сейчас КАМАЗ выпускает только 38 тысяч. Но Когогин в сложной ситуации нашел выход. На ремонтно-инструментальном заводе делают оборонную технику. Находятся в тренде. С конструкторами хорошо работают. Закончили инженерный центр.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы КАМАЗа на рынке сегодня?

— Лично я выдвигал свои предложения. Допустим, литейный завод. Самое главное достижение КАМАЗа. Там колоссальные мощности. Он может производить 416 тысяч тонн чугуна, 90 тысяч тонн стали, 56 тысяч тонн цветного литья, точное стальное литье. Под миллион жидкого металла. Столько КАМАЗу не надо. Я говорил руководству КАМАЗа: «Сегодня у вас председатель совета директоров — Чемезов, у него 800 заводов. Сделайте литейный завод самостоятельным, чтобы он был для всех. Его можно полностью загрузить, а стоимость литья — уменьшить в два раза. Так можно восстановить завод». Но пока это не реализуется.

— А когда вы это обсуждали с руководством КАМАЗа?

— Года два назад, когда они думали, что делать с литейным. Хотели даже закрыть его, а литейное производство развернуть на базе кузнечного завода. Но мы доказали, что это абсурд, что литейное оборудование и производство устроены совершенно по-другому. Там должны быть другие корпуса, тяжело нагруженные, там должны быть металлические колонны, верхняя разводка металла. Все это невозможно сделать в корпусе кузнечного завода. Со мной согласились, хотя мое предложение не получило развития. Но я думаю, к этому все равно придут, потому что это уникальный завод. Он номер один в стране по литейному производству. Его надо модернизировать. 

— «Город — это КАМАЗ» — насколько эта формула, на ваш взгляд, справедлива была до, после пожара и в настоящее время?

— Я считаю, что она всегда была справедлива. КАМАЗ построил за свои деньги и школы, и детские сады, и трамваи. Каждая семья связана с заводом. Другого пополнения бюджета в Набережных Челнах нет. Его полностью обеспечивает КАМАЗ. Ситуация такая же, как в Тольятти и во всех других моногородах, где есть градообразующие предприятия. Правда, в Челнах не достроен стадион и много других социальных объектов. Их надо было возводить одновременно с заводом, как это делали в Тольятти. Но, к сожалению, ничего нового в Челнах не появилось. 

— Какой вы видите стратегию развития города? Способны ли Челны снять зависимость от КАМАЗа? 

— Когда мэром города был Халиков, была придумана интересная вещь. Завод по ремонту двигателей, завод запчастей — эти отдельно стоящие корпуса очень большие, по 100 тысяч квадратных метров. Столько заводу не нужно было. И КАМАЗ отдал городу эти корпуса, в которых были сделаны центры развития. Там запустили энергетику, воду, полы сделали, остеклили и сдали площади в аренду малому бизнесу (индустриальный парк КИП «Мастер» — прим. ред.). Завод освободили от налогов и очень быстро окупили затраты. Город зарабатывал на этом несколько миллиардов. Я считаю, что это очень правильное направление. Есть очень хороший пример в Елабуге, где площади тракторного завода превратили в экономическую зону. КАМАЗ тоже надо присоединить к экономической зоне. Все корпуса, которые сегодня не нужны, так как завод в четыре раза меньше выпускает автомобилей, надо высвободить и сделать зонами для развития малого бизнеса. 

А что лично для вас значит КАМАЗ?
13%Промышленная гордость России и Татарстана
34%Символ свершений советской эпохи, когда в чистом поле вырастали современные города
10%Динозавр из прошлого с неопределенным будущим
5%Победитель ралли «Дакар»
34%Производитель грузовиков, выживающий за счет помощи государства
4%Ничего не значит
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (101) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
16.03.2018 08:13

Вопрос только один хочу задать, возможно ответ получу. На заводе двигателей оставались готовые двигатели. Сколько их было и куда они исчезли?

  • Анонимно
    16.03.2018 08:13

    Вопрос только один хочу задать, возможно ответ получу. На заводе двигателей оставались готовые двигатели. Сколько их было и куда они исчезли?

    • Анонимно
      16.03.2018 09:07

      У концерна Volvo не было двигателей...

    • Анонимно
      16.03.2018 09:13

      Незадолго до огня были похищены десятки тысяч камазов. Спустя десятилетия переименовали улицу Эсперанто в честь человека, который был участниоком цепочки хищения.

    • Анонимно
      16.03.2018 09:48

      Ты еше спроси куда золто партии делось? Или куда деньги от нефти и газа уходят? И почему мы в самой богатой стране мира так бедно живем ? 1% не в счет

      • Анонимно
        16.03.2018 10:37

        09.48 А конкретно и по существу? Куда все делось? А ваши вопросы риторические. Взгляните на нашу республику -5 % богатеи. Вот и вся выручка нефти. А остальные честные трудолюбивые труженики просто живут и выживают

      • Анонимно
        16.03.2018 13:10

        Ответ на ваш вопрос ниже- 12 32. Все воруют!

    • Анонимно
      16.03.2018 10:28

      Вывозили вертолётами тысячи двигателя на соседнюю площадку и успешно было все продано ..

    • Анонимно
      16.03.2018 11:12

      Надо бы еще у Шашурина взять интервью. Тоже ведь при деле был.
      А.Поц.

    • Анонимно
      16.03.2018 17:23

      вопрос не продуман до ответа--- "вывезли" кто и куда- неведома

    • Анонимно
      21.03.2018 12:27

      я непоссредственно устранял последствия пожара на заводе двигателей. так вот обгоревшие движки там были. прямо на конвейерной ленте и стояли

  • Анонимно
    16.03.2018 08:21

    Соскочил ' Господин Бех повезло , настали 90-е , не до него было. Сейчас времена другие , может возобновить " следственные действия"? Там очень мног " белых пятен" .

  • Анонимно
    16.03.2018 08:29

    Большая потеря для КамАЗа его уход... мы Вас помним, уважаем Николай Иванович

    • Анонимно
      16.03.2018 12:32

      Были единицы таких людей, которые уважают господина Беха, но им самое место за решеткой...
      У меня отец и мать работали на КАМАЗе, с 93 по 97 год задержка зарплаты была около трёх лет, мы радовались когда за счёт зарплаты выдавали тушенку из сои, мы реально голодали... чтоб дети не умерли с голоду отец воровал в карманах запчасти с завода (это копейки), и из за этого даже условный срок получил... и весь город жил так...

  • Анонимно
    16.03.2018 08:29

    МЧС-овцы сделали большой заказ, и мы начали строить для них машины.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/375601
    Зачем же так? Они сделали все что могли..

  • Анонимно
    16.03.2018 08:30

    Абсолютно точно могу сказать, что вины предприятия не было. Заключения о том, что мы что-то недосмотрели, нет.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/375601
    то бишь гори оно огнем сколько хошь, а мы будем со стороны наблюдать...
    Даже такое заявление ставит много вопросов..

    • Анонимно
      16.03.2018 08:43

      Помню как выкупали акции КАМАЗ_а, которые были только для работников завода, в зависимости от стажа работа, и стоили недешево. Это было накануне пожара. После того как спалили завод эти акции ничего не стоят- просто бумажки. Зато отдельные люди стали во главе этого гиганта что строила вся страна.,и практически теперь собственниками достояния страны которой уже нет. Значит кому то это было выгодно. Пожарные приехали на тушение без воды, вертолетам с нижнекамска тушить тоже не дали. Следователя что вел это дело тоже отстранили т.к правды не надо знать всем..

      • Анонимно
        16.03.2018 09:31

        Сейчас можно говорить что угодно. Но то что все это было не просто так - ясно. Очень старательно обходит острые темы. Очень профессиональный пожар, долго долго тушили и самое главное - вовремя случился этот пожар

        • Анонимно
          16.03.2018 10:31

          Не верю, чтоб проектировщики на кровлю такого завода заложили горючий утеплитель. Может в процессе строительства произошла подмена утеплителя на более дешевый и соответственно горючий?

          • Анонимно
            16.03.2018 11:01

            Мурат Сиразин!
            Я как строитель который занимался на субподряде и кровлями тоже по
            всей стране заявляю! На Автовазе на кровлю клали по требованию итальянцев Фом глас,то есть вспененное пеностекло не горючий материал! На 22 заводе клали тоже пеностекло из Гомеля в цеху где собирали ИЛ :72,а вот на Камазе клали пенополистирол и как где нибудь происходил пожар в стране его запрещали,а потом снова разрешали! Он был дешевле,его заливали битумом и тремя слоями рубероида и поэтому не удивительно что весь завод сгорел! Достаточно было в кровлю сделать ломом дырку,вставить фитиль и все горело синим пламенем как и на Адмирале в Казани !Пенополистирол до сих пор не запрещен в строительстве и его сейчас кладут не только на кровлю,но и в стены и в полы причем и в элитных коттеджах!

            • При пожаре горит всё, даже так называемый базальтовый "негорючий" утеплитель.

              • Анонимно
                16.03.2018 12:56

                Мурат Сиразин!
                Господин Сухов , Базальтовый утеплитель на фенольном связующем правда горит,но есть такие которые не горят на неорганических связующих! Я в свое время разработал утеплитель ,когда работал директором крупного завода в Ульяновске и возил образцы в Германию на Выставку и немцы мне сказали, что он если будет аналогом негорючих утеплителей в Европе и дешевле на 20% ,то мы его у Вас купим! Но он оказался в разы дешевле и мафия пенополистирольная и базальтовая перекрыла нам дорогу,чтобы мы не обвалили
                рынок стройматериалов
                в МИРЕ,а образцы этого материала лежат у меня в столе и он не тонет и не горит и вечный
                как фрмгласс,и дешев в
                изготовлении и
                можно его возить как полуфабрикат в
                Европу и там на стройке вспучивать и заполнять кровли и самонесущие стены и полы и
                тогда воздух возить не надо
                как сейчас возят легкие утеплители и сырье есть даже в ТАТАРСТАНЕ для его изготовления!

                • Анонимно
                  28.04.2018 10:32

                  Уважаемый, добрый день, если Вы обладаете технологией производства конкурентного утеплителя, почему вы скромно молчите, поделитесь идеей, найдутся люди с желанием ее воплотить в жизнь

              • Анонимно
                16.03.2018 13:28

                Горит все, даже метал, и кирпичи.

      • Анонимно
        17.03.2018 10:49

        А Вы не замечаете, что всё что должно загореться загорается вовремя.

  • Анонимно
    16.03.2018 08:42

    Если бы Бех остался на КАМАЗе то предприятие сейчас процветало бы, КАМАЗы были бы главным автомобилем на дорогах. Вроде два директора Бех и Когогин - одинаковые возможности. НО Бех построил 90% школ, восстановил завод, а Когогин все в свою собственность прих......

    • Анонимно
      16.03.2018 09:46

      Беха в те годы звали Брех,а Алтынбаева Балтынбаев

    • Анонимно
      16.03.2018 09:53

      В дополнение к 16.03.2018 08:42 И совершенно бросили рабочий Коллектив. Людей создававших КамАз. Разве не подлость бросить пенсионеров КамАза без социальной поддержки. Людей строивших и запускавших завод, которые выкупали акции на свои заработанные деньги в рассрочку с удержанием из зарплпаты. бесплатно не выдали ни одну акцию.

    • Анонимно
      16.03.2018 10:57

      Так понимаю, что завод полностью восстановили опять таки американцы. Их деньги, их технологии, их оборудование. Правда потом их удачно задвинули. Они и двигатели мощные создали для авто, на которых кстати, все военные ездят. Если бы в то время не дали бы денег, не было бы и завода? Это к тому, как нам американцы вредят.
      А.Поц.

    • Анонимно
      16.03.2018 12:20

      Завода точно не было бы.

    • Анонимно
      16.03.2018 15:32

      не перегибайте, не Бех строил, а страна под названием СССР строила.

      • Анонимно
        16.03.2018 19:37

        Вот именно- он пришел директором в 1980г на литейный завод камАза.

  • Анонимно
    16.03.2018 08:43

    Жили хорошо при нём только очень узкий круг людей, другим ничего. И не пишите, что мол сейчас так же, нет не так

  • Анонимно
    16.03.2018 08:50

    "Когда я ушел с завода, у меня было 0,0016 процента акций КАМАЗа. Это смешно". ... т.е. для руководителя 90-х это смешно, что не присвоил завод?

    • Анонимно
      16.03.2018 09:00

      Это дело чести. И разрыва в зарплате в миллион руб между руководителем и рабочим не было. Согласны?

    • Анонимно
      16.03.2018 09:21

      Это сейчас "мастерство" руководителя определяется по тому, как быстро и "без шума и пыли" он положит в свой собственный карман возглавляемое им же самим предприятие. Раньше было не так.
      Свой карман с государственным путать было опасно и не принято среди порядочных людей.

    • Анонимно
      16.03.2018 12:21

      Не дали присвоить.

  • Анонимно
    16.03.2018 08:52

    Был пожар, республика существенно вложилась в восстановление. Получила в итоге возможность поставить к управлению своих людей.
    И это все на волне суверенитета.
    Так кому был выгоден пожар?Неужели хитрый лис всех переиграл?

    • Анонимно
      16.03.2018 09:13

      Пожар был выгоден многим, но только не команде Беха

      • Анонимно
        16.03.2018 11:52

        Пожар был выгоден в первую очередь иностранным конкурентам - требовалось освободить захватываемый российский рынок.

  • Анонимно
    16.03.2018 09:02

    Средняя скорость движения на трассах выросла, теперь все едут около 80-90 км/ч, не так как в прошлые времена, когда плелись под 60-70 км/ч. Вопрос: нет ли здесь зависимости с сокращением производства и последующим уменьшением количества камазов на дорогах?

    • Анонимно
      16.03.2018 11:26

      До пожара на Камазе на дорогах страны ездили старенькие ивеко и маны только до Москвы, после пожара сплошные грузовые иностранного производства. А всего -то у того КамаЗа нужно было сделать более комфортабельной кабину, ее и сейчас практически не поменяли. О пожаре показывали фильм Артема Боровика- вскоре Артем погиб. А фильм найти не удается. Может кто-то ссылку даст?

  • Анонимно
    16.03.2018 09:05

    ...А когда возник вопрос, кто должен меня заменить, неожиданно поставили Муратова. Хотя он не имел никакого понятия об автомобильной промышленности. Просто умел ездить за рулем.(с)

    Вот так и живем: Вице-премьеру нравится ездить за рулем, Министр образования в детстве хорошо сочинения писал на заданную тему, Министр труда и занятости наверное любил скворечники делать, Министр здравоохранения любит чистоту и белый цвет, а Министр МВД видимо в солдатики любил играть...

    • Анонимно
      16.03.2018 11:33

      Главное быть и входить в клан, для клана обязательно иметь титульную нацию. Все остальное неважно. Даже если в голове опилки.

  • Анонимно
    16.03.2018 09:22

    Все как-то гладко с его слов:"в пожаре никто не виноват, мы не виноваты"... Камаз и 80е и в 90е был не в лучшем положении. Пожар просто отвлек внимание от истинных проблем на Камазе в то время.

  • Анонимно
    16.03.2018 09:25

    Мурат Сиразин!
    Группа Хаматова из 6 отдела знала кому нужен был пожар и почему его подожгли,но их чтобы не раскрутили дело самих тогда посадили 4 человека и тогда ко мне пришли честные милиционеры из отдела по оргпреступности и попросили пройти к ним в камеру и взять интервью и я тогда был председатель комиссии по гласности ВС РТ и гарантировали мой проход тайным,так как все понимали что
    арест организовала мафия через КГБ! Я им сказал давайте дам журналиста из комсомолки и он прошел все горячие точки,а мне говорят нельзя если будет провал его посадят,а Вы депутат и имеете право проходить в любое заведение Татарстана! После статьи в Комсомолке их выпустили,но копать дальше не стали уж очень известные люди были тогда замешены в этом поджоге и БЕХ ВСЕ ЗНАЕТ!

    • Анонимно
      16.03.2018 10:14

      Мурат Сиразин!
      Я уже писал как то в БО ,что мне пришлось по работе поехать в Самару и встретил там руководителя местного Агропромстроя и он увидев мой депутатский татарский значок мне заявил ,что такой мафии как у Вас в Татарстане даже узбекам не снилась! Я спрашиваю почему? И он рассказывает мне историю получения по фондам 100 камазов для их объединения! В начале года приезжает к ним представитель камаза и говорит завтра мы Вам отгрузим эшелон50 камазов,но вы напишите письмо что вы просите в счет своих фондов отдать 50 камазов вот в эту организацию! Мой коллега послал этого гонца на три буквы! В конце года они сумели получить всего 17 камазов и мой коллега поехал в Челны и заходит в очень высокий кабинет и рассказывает о проблемах с получением Камазов,а тот тоже рассказывает о проблемах завода и это было еще до пожара!Потом звонок раздается и хозяин кабинета выходит куда то и попросил подождать! Из комнаты отдыха выходит тот же гонец и говорит завтра мы отгрузим Вам 33 камаза,но нужно такое же письмо! Он его опять послал,тот его обозвал придурком и вышел в Приемную! Заходит хозяин и мой коллега спрашивает кто ко мне сейчас подходил и он по громкой связи спрашивает секретаршу кто заходил в кабинет мой! Та отвечает кроме Вашего гостя из Самары там никого не было! Я помню работал в Высокой горе и там были мощные склады с Камазами и я как то к хозяину подошел с письмом купить 2 камаза по 1 миллиону рублей,но тогда рыночная цена уже была их 27 лимонов! И он мне говорит,правда он недавно умер: Мурат я дам тебе три Камаза,но нужно вот этому человеку быстро построить коттедж и вот проект! Ты же строитель начальник ПМК и в деньгах выигрыешь! Тогда я послал его уже! Шашурин шумит на своем сайте в контакте до сих пор, что у него сперли пять тысяч Камазов за которые он заплатил! Короче поджог был не просто так кто то и заметал следы и одновременно мстил!

      • Анонимно
        16.03.2018 11:52

        Мурат Сиразин!
        Конечно Беху обидно что его отодвинули от камаза завода,но он не договаривает многого! Именно тогда до пожара начали создавать первоначальный капиталл наши миллиардеры УДАЩЛИВЫЕ! Я помню без подготовки включили после обеда в повестку сессии ВС
        РТ вопрос о создании в Татарстане Госснаба и задача которого было обязать все предприятия Татарстана 10% продукции сдавать туда,потом создавались тайные склады по всей республике,где замораживались цены на продукцию и потом после передержки,камазы ,нефтехимия,полиэтилен ,трубы и т.д. уже через подставные фирмы продавались по рыночным ценам! Я тогда выступил на сессии и назвал коммунистов Жуликами,кто это предлагает и меня хотели исключить за эти слова из КПСС,но потом узнали что я не коммунист! Конечно мафия Камаза тоже была обижена , что их начали двигать в сторону!

  • Истинная история КАМАЗА с его трагическими этапами - истинная история Татарстана эпохи лихолетия! Придут времена и эта история будет написана без всяких влияний и манипуляций региональной и центральной власти!
    Данный материал - лишь потуги к продвижению Истины.
    И эта Истина кому-то понадобилась. Будем наблюдать.

    • Анонимно
      16.03.2018 13:04

      Мурат Сиразин!
      Никаких потуг к продвижению истины и в помине нет ,уважаемый Рамиль ! Все участники проглатывания суверенитета будут молчать до конца ,да и Бех Пургу пустил в этом интервью!

    • Анонимно
      17.03.2018 11:07

      Нельзя написать историю которую не надо писать. Например: история России сколько раз переписывалась. Монголо-татарское иго, монголо-татарское иго в школе нам вешали, а сейчас сами русские говорят, что не было ига. ( смотри ЮТ). Вся история это сказки для "взрослых".

  • Анонимно
    16.03.2018 10:02

    Если бы машиностроение приносило больше дохода чем нефтехимия, удащливые бизнесмены подмяли бы под себя КАМАЗ, а так им приходиться заниматься нефтехимией НКНХ, КОС.

    • Анонимно
      16.03.2018 11:56

      Удащливые бизнесмены это всего лишь менеджеры настоящих владельцев.
      А истиным владельцам нужны в первую очередь сырье и ресурсы, а не автозавод, у которого на тот момент не было рыночной перспективы.

  • Анонимно
    16.03.2018 10:03

    Да, махина!таких людей сейчас не делают

  • Анонимно
    16.03.2018 10:05

    Стратегия эффективного рукоаводства:
    Украл - сожги место преступления,
    Надо освободить землю - сожги место проживания.
    А царь не в курсе) круговое замыкание)

  • Анонимно
    16.03.2018 10:07

    Это была диверсия.
    Против России и в угоду ее врагам.
    Так предатели создавали капиталы.

  • Анонимно
    16.03.2018 10:31

    Накануне пожара проводились на заводе противопожарные учения. Все противопожарные системы работали. И бац, завод сгорел

  • Анонимно
    16.03.2018 10:39

    в России все равно приходят времена,
    когда страна узнает / своих героев и
    их сугубо "шкурные" поступки прихватизация ,
    вывод в юрики Кипр, а физики Вергины/,
    у многих не получилось.......,
    горели заводы, Парламент, субъекты РФ и СССР,
    а наши герои в Лондоне кто фрак ,
    кто-то и другой/ костюмчик примерил/....

  • Галеев Зуфар
    16.03.2018 12:21

    С 1987 г. до 1993 г. принимал участие в исследованиях. Были огромные планы по созданию системы профориентации молодёжи в начале в Автозаводском районе, а потом и во всём городе. К сожалению, исследования и работа не была доведена до конца.
    В 1990 - 1993 гг. участвовал в социологических исследованиях. Что запомнилось люди. Живые и искренние, честные и правдивые.
    Запомнились кафе. Своим ассортиментом и качеством приготовления. Может потому, что в Казани я редко ходил в кафе, больше в столовые.
    В целом скажу, что тогда заводчане мне понравились. Многие проявляли, с одной стороны, надежду на перемены к лучшему, а с другой - обнаруживалось недоверие к "дельцам", которые стали "прилипать" и "снимать сливки".

  • Анонимно
    16.03.2018 13:15

    Повезло КаМАЗу что он в Татарстане родился. Внимание ему много. На месте других уже ничего или музеи

  • Анонимно
    16.03.2018 13:22

    Спасибо большое, Николай Иванович! На 100 процентов честно. Ни слова неправды: что в оценках ситуации, что в оценках людей, что в профессионализме, и о том, что на КамАЗе большинство людей работало не ради обогащения ( в первую очередь, несомненно, Вы). Бех Николай Иванович - ВЕЛИКИЙ Человек! Меня лично в Вас поражало то, что услышав (увидев) человека, Вы запоминали имя и отчество человека навсегда. Здоровья Вам и долгих лет жизни. С уважением, Сенатулла Шакуров

  • Анонимно
    16.03.2018 13:41

    сейчас не этого - надо думать о выборах. Обиды забудем. Когогин отвечает за достойную явку.

  • Анонимно
    16.03.2018 13:46

    Я-Овчаренко Анатолий Дмитриевич,бывший работник Генеральной Дирекции КАМАЗА ,прежде всего поздравляю бывшего Генерального директора автогиганта Льва Борисовича Васильева с Днем рождения,желаю ему счастья и жизни до ста лет и далее.Без него,без секретаря горкома партии города Набережные Челны Раиса Киямовича Беляева вряд бы мы так скоро построили город на Каме и автогигант.Когда весной 1973 года на месте первого завада РИЗ стояли еще фундаменты,я проводил экскурсию американцев,один из сенаторов сказал мне,что если через десять лет первый автомобиль сойдет с конвейера,то от вступит сразу в нашу партию КПСС.16 февраля 1976 года я с группой своих товарищей столкнул плечом первый автомобиль КАМАЗ с конвейера.
    Завод двигателей горел два раза,хотя на на нем установлена прекрасная французская противопожарная система защиты,но не была она заполнена водой.Когда однажды на улице Центральной города горел продуктовый магазин \жители получали продуктовые талоны\ пожарные не могли тушить его,машины были без воды,а шланги были дырявые.Магазин сгорел дотла,хотя рядом была река Мелекеска.
    Когда Бех был еще директором Литейного завода,он заваливал дороги отходами формовочного производства .Это были золотые отходы,так как в состав их входило сырье,которое завозилось из Чехословакии. После того,как я по заданию правительства написал текст Закона о кооперации в СССР и мы провели всесоюзные съезды кооператоров страны,это дало возможность создать и ОАО ПО "КАМАЗ". Создав свой кооператив"Буревестник" мы предложили технологию переработки отходов литейного производства в кирпич марки 700 прямо в одном из- цехов завода,но Бех не поверил в нашу идею.

    • Анонимно
      16.03.2018 14:39

      а может это и хорошо что вы не бывший директор кооператива Буревестник, а остались просто бывший работник Генеральной Дирекции КАМАЗА.
      Здоровья вам

    • Анонимно
      16.03.2018 16:23

      На одной из профсоюзных конференций предложили руководству построить себе дома их этого кирпича и жить там. А потом этот кирпич предложить другим. А два образца этих домов из этого кирпича до сих пор стоят перед литейным.

    • Анонимно
      16.03.2018 19:56

      Бывшие Работники Дирекции, в основном писаки и , по современному менеджеры, почему-то сейчас активизировались. При всём к вам уважении все, что произошло с КамАЗом и городом это результат в том числе и вашей деятельности. Где вы были лет пять назад , хотя бы.

  • Анонимно
    16.03.2018 15:40

    А мы уже в том же году, в декабре, начали делать новые двигатели.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/375601
    А зачем тогда на Камазы несколько лет ставили движки ЯМЗ? Или я что-то путаю, поправьте, если не прав. В статье не упоминают

  • Анонимно
    16.03.2018 15:45

    К слову о "японском кредите" на 150 млн. Вот что Сергей Когогин говорил в 2013 году:
    "Кредитом в 150 миллионов долларов предприятие распорядилось абсолютно бездарно. Завезенное тогда оборудование до сих пор стоит в ящиках невостребованное, а мы за него платим, к счастью, долг реструктуризирован на долгий срок".
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/76770

  • Анонимно
    16.03.2018 15:59

    Красный директор Бех! Ходил как царь батюшка! на этом и погорел, во всех смыслах!

  • Анонимно
    16.03.2018 16:16

    потом ликвидаторы медленно умирали, наглотавшись всякой дряни ...(((
    и вообще: эмульсию, нефтепродукты, гудрон водой не тушат ...
    экономить на содержании электрики - себе в убыток...

  • Анонимно
    16.03.2018 16:21

    ....."А для них не было никакой разницы, платить за нефтепродукты, газ, электричество деньгами или получать их в обмен на свои материалы"........Наивный или недоговаривает.....ТАк РОДИЛИСЬ множество ОПГ........!

  • Анонимно
    16.03.2018 16:28

    Николай Ивановичу благодарны воины-интернационалисты со всей округи-Удмуртии, Башкирии. Татарстана, Оренбуржья. Самары, Ульяновска, Чувашии, Марийской республики. Отовсюду приехали, устроились на работу и получали обещанные партией и правительством квартиры. Спасибо Вам!

  • Анонимно
    16.03.2018 16:36

    Такие люди, как Николай Иванович, и есть соль земли русской!

  • Азат Д
    16.03.2018 16:36


    Капитализация КамАЗа 37 млрд. 0.0016% акций, это 60 млн.
    Не плохая прибавка к пенсии.

    • ПанАлекс
      16.03.2018 22:15

      Должен вас огорчить - те 0,0016% акций стоят всего тысяч 100-500. При реструктуризации акций в начале 2000х акции "размыты" и номинал снизился к нынешнему при обмене, после чего РФ получило подавляющую долю. Но вот как Когогин и Ко химичили с акциями, которые потом купил сам КАМАЗ, с миллиардными доходами дельцов и убыткам КАМАЗа - об этом немало написало БО.

  • Анонимно
    16.03.2018 17:25

    Думаю, что на фоне тех, кто в 90-е из воздуха делал миллиарды и попадал на райский остров Форбс, в т.ч. в РТ, Бех скромнейший из скромнейших, и только подонок мог написать, что он несет пургу.

    • Анонимно
      16.03.2018 18:40

      Мурат Сиразин!
      Уважаемый мафиози и не подонок!Вы наверно правы Бех не знал как делались махинации с продажами камазов и запчастей мафией на заводе и поэтому он белый и пушистый!

  • Анонимно
    16.03.2018 18:54

    Голову не морочьте людям, что Бех построил школы. Школы строились в советское время за счет государственных средств Строить по титулу Камаза не значит он построил. Во первых строил Камгэсэнергострой.За счет кого я уже сказал

    • Анонимно
      17.03.2018 09:48

      бывший камазовец - молодой специалист
      И чего мы только не строили с отрывом от основного производства : завод, садики, школы, дороги , только озеленение города во время субботников ...ни какой спецодежды и техники безопасности - всё на принудительном энтузиазме , старье в кабинетах отсиживалось ...(((

  • Анонимно
    16.03.2018 20:01

    Что строил Бех? Все это блеф.

  • Анонимно
    16.03.2018 20:05

    Надо напомнить, что именно в 90-е, когда, как написал автор одного из комментов, камазовцы "реально голодали", появился знаменитый боровецкий поселок, который построили люди, работавшие на том же заводе, но при этом явно не голодали

    • Анонимно
      16.03.2018 21:39

      Когда КамАЗу надо было платить кредиты,все поняли автогигант банкрот!
      Татарстанская делегация поехала в США в ККR ,чтобы решить, вернее заняться реструктуризации долгов.Когда поднялись в офис компании,то их принял Н.Бех...

  • ПанАлекс
    16.03.2018 22:08

    Лучше не буду обвинять Беха в обмане читателей. Достаточно вспомнить про 6 официальных попыток комиссии, возглавляемой директором ЗД инсценировать условия возгорания для подтверждения официальной версии - ни разу опытным путем не удалось подтвердить эту сомнительную версию пожара! Но ведь, как и в случае с оф. версией обрушения "башен-близнецов" в 2001, главное - Бумага, с подписями и печатями!
    Была и другая версия - но весь состав Отдела по борьбе с организованной преступностью во главе с майором, официально расследовавшие дело о поджоге ЗД КАМАЗа были арестованы КГБ РТ (полностью независимая от Москвы структура, работавшая на руководство "суверенного" Татарстана, причем даже название в РФ поменяли на ФСК, а в РТ - все еще КГБ) по надуманному предлогу - якобы те, с полгода назад избили каких то уголовников-рецидивистов, после чего борцов с ОПГ продержали 1,5 года без суда и следствия в СИЗО. Понятно, что дела, которые они расследовали, были закрыты. В суде выяснилось, что никаких оснований держать в тюрьме не было - якобы обвинения основывалось на записи прослушки т/ф, который и так была незаконна, да и КГБшники запись "потеряли".
    Кстати любопытны и другие фигуранты дел, расследуемых ОБОПовцами - но там лучше помолчать, потому что такие люди даже БО "закопают"...

  • Анонимно
    18.03.2018 21:10

    Да-а-а, все таки мы когда нибудь узнаем, как это мог металообрабатывающее предприятие(завод двигателей) сгореть дотла. Что там могло гореть(про крышу я уже слышал), и главное никого не наказали.... И гланое местные сказочники все замалчивают.......

  • Анонимно
    10.05.2018 21:55

    После того как Бех возглавил литейный завод через год были видны позитивные сдвиги. Я помню его молодым умным энергичным руководителем. Таких людей не хватает сейчас в руководстве страны.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль