Общество 
28.03.2018

Виктор Волков: «Версию о поджоге активно продвигала дирекция КАМАЗа. Но я больше скажу...»

Экс-начальник пожарной охраны автогиганта о том, как 25 лет назад тушили главный пожар в истории Татарстана. Часть 2-я

Виктор Волков, руководивший пожарной охраной Челнов и КАМАЗа в 1993 году, в интервью «БИЗНЕС Online» приоткрыл некоторые неизвестные ранее предпосылки пожара на заводе двигателей. Как выяснилось, за некоторое время до ЧП была отключена одна из систем пожаротушения, а автоматы защиты «загрублены», что дало огню лишние 15 минут. «Бесконтрольность развращает руководителей — вот почему сегодня горят рынки и гибнут люди», — убежден Волков, чьи слова звучат по-особенному на фоне трагедии в Кемерово.

Виктор Волков: «Если бы были перегородки, стены, огонь был бы локализован, а тут распространению ничто не препятствовало. При этом сигнал в пожарную охрану поступил только в 19.00. Потеря 15 минут сыграла решающую роль» Виктор Волков: «Если бы были перегородки, стены, огонь был бы локализован, а тут распространению ничто не препятствовало. При этом сигнал в пожарную охрану поступил только в 19:00. Потеря 15 минут сыграла решающую роль» / Фото: Влас Мысько

В 18:41 ОТКЛЮЧИЛСЯ КАБЕЛЬ, В 19:00 ПОСТУПИЛ СИГНАЛ ПОЖАРНЫМ

— Виктор Георгиевич, какими силами вы, как начальник гарнизона, располагали в 1993 году и какие задействовали 14 апреля?

— Я руководил и камазовскими, и городскими подразделениями. Городских было всего три части, максимум по 70 человек в каждой — они мало что могли дать. В основном задействован был наш отряд, который охранял все промышленные объекты — КАМАЗ, ГЭС, ТЭЦ, КамГэс... У меня было около тысячи человек персонала, одних офицеров — 350 человек. В общей сложности у меня было 11 частей, с учетом Заинска, где располагались две части, и Камских Полян — одна часть. Девять подразделений в Челнах. В тушении были задействованы примерно 400 человек, около 100 в смену, потому что у нас была четырехсменка. Но вообще, на случай пожара на особо важных объектах имеется расписание: на такой-то объект выезжает такая-то часть в таком-то составе. На каждый завод автоматически подается вызов №2, при том что самый серьезный — это вызов №3. В тот день поступил сигнал о том, что слышны хлопки и взрывы. Что там взрывается — неизвестно: может, граната, может, упало что-нибудь. По второму номеру, если не ошибаюсь, выезжают три части со своими цистернами. По прибытии офицер — начальник караула оценивает обстановку и уточняет номер вызова. Такова уставная тактика тушения.

— Вы помните, как все началось?

— У меня есть поминутное описание и пожара, и действий — его писали для следствия. В 18:41 главная понизительная подстанция ГПП-14, которая вне корпуса запитана от ЛЭП, идущих с ТЭЦ, зафиксировала отключение кабеля резервного питания, подключенного к ГПП-12, которая «благодаря» проектировщикам располагалась внутри завода двигателей. В ГПП сходятся все контрольные и силовые кабели завода. Спустя две секунды прошел аварийный сигнал на диспетчерский пульт всего КАМАЗа. Через две минуты стали отключаться ячейки фидеров — это разветвители сети. Началось тотальное отключение всех кабелей — замыкания, которые в таком масштабе возможны только под воздействием температуры. Корпус и кровля завода построены на металлических фермах, по их нижнему поясу проложены продольные и поперечные лотки с кабелями на всю длину и ширину. Из строя первыми вышли кабели, питающие все оборудование. Распространение огня было столь стремительным, потому что они охватывают всю площадь завода и дают большую температуру. При замыкании силового кабеля она поднимается до 1500–4000 градусов, даже бетон отслаивается. Кабель загорается там, где изоляция послабее, очаги могут возникать на расстоянии сотни метров друг от друга. По полу лотки уложены в штробы, в каждом лотке по 20–50 кабелей, которые с пола поднимаются по стенам к фермам, откуда до кровли несколько метров. А на кровле — пенополистирольный утеплитель, который горит, как керосин. Американцы называли его напалмом, а у нас он по ГОСТу считался «трудносгораемым» — на каком основании эксперты сделали такое заключение, я не знаю.

«Струя воды из ствола, хоть лафетного, хоть ручного, бьет на 20-30 метров, до внутренних площадей не добивает, и подойти нельзя — температура слишком высокая. Я сразу, на автомате понял, что корпус сгорит» «Струя воды из ствола — хоть лафетного, хоть ручного — бьет на 20–30 метров, до внутренних площадей не добивает, и подойти нельзя — температура слишком высокая. Я сразу, на автомате понял, что корпус сгорит» Фото: vestikamaza.ru

— Как огонь перекинулся с кабелей на кровлю?

— Они просто снизу подогрели пенополистирольный утеплитель так, что он воспламенился, расплавился и потек, как магма. Кровельные слои выглядели так: металлический гофролист, на нем рубероид для защиты от конденсата, затем слой пенополистирола, снова рубероид и сверху — гравийная защита. Утеплитель потек по гофре во все стороны, а потом вниз по периметру.

— Это, наверное, не в одно мгновение произошло?

— Сигнал о пожаре тоже не сразу поступил. В 18:53 сработала дистанционная защита на ТЭЦ, отключились ЛЭП, и главный силовой трансформатор оказался обесточен, вместе с ним и противопожарная автоматика завода. Автоматика — это две станции пожаротушения. В них и насосы, и разводка на разные системы тушения — водяную, пенную, дренчерную... В корпусе было свыше 400 установок систем тушения, и все они оказались неработоспособны. Завод двигателей был самым насыщенным пожароопасными веществами корпусом из всех камазовских. Обработка коленвала, например, проходит в керосиновой среде — в цеху вечно стоял керосиновый пар. Вытяжка забирает пары, они идут по воздуховоду, в котором копятся отложения. С этих воздуховодов в нужных местах керосиновый или масляный конденсат просто стекал. Вот такая обстановка. Кроме того, завод был уникален своей площадью, которая никак не разгораживалась — это было огромное единое пространство, ветра гуляли. Он же был рассчитан на выпуск 250 тысяч двигателей от и до, на одной площадке. Из-за этого завод содержал множество уникальных решений с точки зрения пожарной безопасности, потому что нормативы не предусматривали таких площадей. Всякая противопожарная система рассчитана на определенную площадь защиты, в 2–10 раз меньшую, чем нормы завода двигателей. Приходилось как-то компенсировать. Если бы были перегородки, стены, огонь был бы локализован, а тут распространению ничто не препятствовало. При этом сигнал в пожарную охрану поступил только в 19:00. Потеря 15 минут сыграла решающую роль.

— Отчего так поздно пришел сигнал?

— В этот день на заводе двигателей проводили учения по гражданской обороне, поэтому люди сначала не реагировали на хлопки — думали, что это в рамках учений.

«Завод был уникален своей площадью, которая никак не разгораживалась — это было огромное единое пространство, ветра гуляли» «Завод был уникален своей площадью, которая никак не разгораживалась — это было огромное единое пространство, ветра гуляли» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПОЖАРНЫЕ НАСТАИВАЛИ, ЧТО В ТАКИХ МАСШТАБАХ ТАКОЙ УТЕПЛИТЕЛЬ ПРИМЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ...»

— Где этот сигнал застал вас?

— Я в тот день ближе к шести вечера уехал из отряда — на следующий день был юбилей у моей жены, и мне нужно было заехать в гараж на ЗЯБе, собрать из погреба на стол. Я как раз закрывал гараж, когда мне по рации поступило сообщение. Взглянул на горизонт — огонь и черный дым. Это было примерно в 19:05. Из гаража я помчался прямиком на завод, смотрю — горит кровля, корпус тоже горит, сильно задымлен. Бойцы тушат. Как начальник отряда, я организовал штаб, распределил боевые участки, поставил задачи. Однако площадь корпуса — 44 гектара, охватить участками ее было невозможно. Шесть подразделений — это 12 машин. Вдоль корпуса я их расставил, а на торцы не хватило. Через четыре часа, около полуночи, приехал замначальника управления государственной противопожарной службы МВД РТ Исхак Низамутдинов, по уставу он принял на себя руководство. Еще через час приехал начальник управления Николай Красько, руководство перешло к нему. К утру приехал начальник ГУПО МВД России Владимир Дедиков. В общем-то, к полуночи, к приезду первых руководителей, кровля уже практически сгорела. Внутри корпуса площадь горения определить было невозможно — непонятно, где огонь, а где просто дым. Повсюду завалы.

Значит, если бы сигнал поступил на пульт пожарной охраны сразу, в 18:45, был бы шанс потушить?

— Возможно. Мы бы успели до отключения электричества, а значит, как минимум не пришлось бы вручную, цепями поднимать электрические ворота, да и внутренние гидранты еще не вышли бы из строя. Мы в свое время с боями добились устройства внутреннего пожарного водопровода, к нему и стремились. Подняли ворота — в корпусе темно, фонари в дыму почти бесполезны. Языки пламени где-то видны, но откуда они идут — непонятно. Добрались до гидрантов, а они без воды... Соединительные фланцы трубопровода деформировались и вода пошла своими путями. Потом оказалось, что она залила подвалы. А у нас в цистерне — 2–2,5 кубометра воды, на три-четыре минуты работы ствола, больше ничего нет.

— Когда вы прибыли, что делали работники завода?

— Дело в том, что 19:00 — это время пересменки. Большинство уже вышли из корпуса и смотрели. Начальник караула организовал эвакуацию из кабинетов и каптерок, никто не погиб. Когда американцы узнали о пожаре, они двум вещам удивились больше всего. Во-первых, тому, что мы использовали «напалм» — пенополистирол, который у них к тому времени был повсеместно запрещен. Во-вторых, удивились тому, что мы спасли людей, да еще и всех! И бóльшую часть оборудования.

«Многие из личного состава были награждены медалями за отвагу, а генерал, который оценивал результаты тушения, сказал, что мы делали все, как полагается по боевому уставу. Он тоже был награжден» «Многие из личного состава были награждены медалями за отвагу, а генерал, который оценивал результаты тушения, сказал, что мы делали все, как полагается по боевому уставу. Он тоже был награжден» Фото из архива Виктора Волкова

— Вы знали о свойствах пенополистирола?

— Конечно. До пожара мы испытывали макет фрагмента кровли, который полностью соответствовал материалам крыши — тот же утеплитель, пароизоляция... Поджигали его со всех сторон.

— Кому вы докладывали о результатах этих испытаний?

— Вы знаете, до пожара проверялось выполнение предписаний по КАМАЗу и процентов 40 противопожарных мероприятий не было выполнено. А о результатах испытаний мы везде докладывали — и гендиректору КАМАЗа, и в наше республиканское управление. Я даже пытался в главк написать — это главное управление пожарной охраны МВД России. Потом получил по шее за то, что миновал непосредственное начальство. Инерция, боязнь испортить отношения — все это работало. Мне-то волноваться было не о чем, у меня были прекрасные отношения с Бехом (Николай Бех, гендиректор КАМАЗа в 1987–1997 годах прим. ред.). Он, кстати, когда вернулся из Москвы, сразу подошел ко мне, спрашивает: «Слушай, тебе эти генералы не мешают?» Прямо при них.

— Говорят, о свойствах этого утеплителя было известно еще на стадии строительства.

— Да, наш главк еще в 1973 году выходил и на Совет министров СССР, и на Госстрой. Пожарные настаивали, что в таких масштабах такой утеплитель применять нельзя. Ответ был — все уже запроектировано и распланировано, менять ничего не будем. К тому моменту бóльшая часть кровли была уложена, а на оставшейся площади решили сделать противопожарные шестиметровые пояса из негорючих минераловатных плит. Этими поясами разделили утеплитель на ячейки, но наши испытания потом показали, что это бесполезно — огонь при пожаре снизу преодолевал шестиметровый разрыв. Если бы горело сверху, где гравийная защита, пояса помогли бы, но при пожаре снизу, при подогреве профнастила, они не давали никакого эффекта.

«Если бы такая ситуация повторилась, действия были бы те же самые. Что бы мы ни делали — боевые участки снаружи малоэффективны, а внутри расставить их обстоятельства не позволяли» «Если бы такая ситуация повторилась, действия были бы те же самые. Что бы мы ни делали — боевые участки снаружи малоэффективны, а внутри расставить их обстоятельства не позволяли» Фото: prav.tatarstan.ru

«ВПЕРЕДИ ОГНЕННАЯ СТЕНА, ТЕЧЕТ ЭТОТ «НАПАЛМ» И ПОДЖИГАЕТ ВСЕ, ЧЕГО КАСАЕТСЯ...»

— Откуда вы в итоге взяли воду?

— С наружных гидрантов. В принципе, на всех заводах стоят только наружные гидранты, для «движков» мы добились исключения, хотя оно и не помогло в итоге. Но от уличного гидранта нужно тянуть магистральную линию на 150–200 метров — надо соединять рукава, а это уже пять-семь лишних минут на развертывание. При этом длина корпуса — 1300 метров, вдоль него нужно постоянно двигаться, опережать огонь, создавать ему преграду.

— В наружных гидрантах запас воды не ограничен?

— Он ограничен диаметром водопровода. В нашем случае диаметр трубы был большим, кажется, 400 миллиметров, но проблема в том, что и внутренние поврежденные гидранты питались от него. Вода уходила в подвалы, давление оставалось критически низким. Мы неоднократно просили станцию очистки воды поднять давление, но их возможности тоже ограничены. Вы понимаете, масштаб завода ведь подразумевает увеличение всего — и диаметра трубопровода, и давления в нем, и количества машин... Всего.

— Огонь при этом распространялся только за счет потоков расплавленного пенополистирола и кабелей?

— Еще по воздуховодам, насыщенным маслами и керосином. Тяга в них хорошая. Развитие пожара продолжалось часами, а металлу ферм при таких температурах достаточно 15–20 минут для деформации. Поэтому кровля постепенно сползала вниз. Бойцы рассказывали: впереди огненная стена, течет этот «напалм» и поджигает все, чего касается. Мы подавали стволы в основном на оборудование. Кровлю, конечно, тоже тушили, но там своя специфика. По кровле огонь шел со скоростью около 8 метров в минуту. Мы не успевали перемещаться за ним, ведь пока поднимешь на подъемнике рукав, пока определишь позицию — и вот боец идет на фронт пожара, а у него уже сзади горит. Приходится эвакуировать личный состав на другой пост, а это снова время.

—  Какой была интенсивность горения на второй, на третий день?

— После полуночи горело уже в основном внизу — в цеху, и начиналось горение в подвалах, куда огонь прошел по вентиляции и технологическим проемам. Со второго дня и до конца, до 19 апреля, горели именно подвалы. Это два широких тоннеля глубиной до 9 метров, которые тянутся вдоль всего корпуса с обеих сторон и соединены поперечными проездами. Туда сверху, от станков, уходила металлическая стружка, стекало масло в накопительные емкости на постаментах. В подвалы заезжали грузовики, забирали масло, стружку везли на переработку, на литейку. Там были и вспомогательные помещения, работали операторы, стояло оборудование. Целый городок, только без окон. Освещения нет, вентиляция полуразрушена, воды набралось полтора метра. Дым стоит, не выходит, а горение продолжается за счет подтока воздуха под воротами на нулевом уровне. Мы попробовали подавать воду через технологические отверстия из цеха, однако проемы не совпадали с очагами горения. В некоторых случаях мы даже долбили железобетонное перекрытие, чтобы добраться до горящих маслобаков и стружки.

— Заходить не пробовали?

— Пробовали, одевали людей в гидрокостюмы, но там же завалы, а идти надо со стволом — протащить рукав было нереально. Попытались пройти на лодках, но тоже не смогли из-за завалов. Когда не получилось тушить струей, опробовали распыляющие стволы — без эффекта. Тогда стали подавать пену. Для пены нужен пенообразователь, который смешивается с водой. За 5–10 минут пена разрушается. Пеной, как правило, тушат как раз резервуары с нефтепродуктами — она гасит огонь не только температурой, но и перекрытием кислорода. Однако и для пенной атаки нужны каналы подачи, она не заполнит все пространство — разрушится. Кроме того, свой пенообразователь мы использовали в первый день. Просим с соседних гарнизонов, просим у ТЭЦ. С ТЭЦ пришла всего тонна или две. Выкачали, что могли, из ближайших гарнизонов, и в итоге тысячу тонн получили через Башкортостан, железнодорожным транспортом, но уже на третий день. Подогнали состав цистерн на ветку кузнечного завода, оттуда закачивали в свои цистерны и перевозили к месту пожара. С третьей пенной атаки мы добились результата, полностью потушили и начали откачку воды из тоннелей. Но мы использовали так много пенообразователя, что после откачки воды в отстойник на Орловском кольце в нем погибла вся микрофлора. Она нужна для очистки канализационных и технических стоков перед сливом в Каму. Потом прудонакопители восстанавливали, но какое-то количество нефтепродуктов все равно попало в реку.

«Личный состав пострадал, мы же там сутками находились, смену боевого расчета производили прямо на объекте. Бойцы проверялись потом в онкологии, а для города — кто ж его считал, экологический ущерб...» «Личный состав пострадал, мы же там сутками находились, смену боевого расчета производили прямо на объекте. Бойцы проверялись потом в онкологии, а для города — кто ж его считал, экологический ущерб...» Фото: vestikamaza.ru

— Аж из Башкортостана везли химию? Неужели во всем Татарстане не нашлось пены?

— Из Оренбурга. У нас и Нижний Новгород в тушении участвовал, не говоря обо всех соседних гарнизонах. Мы вообще мобилизовали всех, задействовали около 30 основных машин, плюс спецтехника: коленчатый подъемник, автолестница, автомобиль порошкового тушения, автомобиль связи и освещения, рукавный автомобиль — это еще десятка полтора машин. Вся округа поучаствовала, только из кабмина и обкома никого не было. Хотя ведь крупнейший пожар, трагедия для города и для всей страны. А расстояние, конечно, играет важнейшую роль. Это ведь мы добились расположения частей в непосредственной близости от корпусов. На стадии проектирования в 1972 году я посмотрел проект — на территории КАМАЗа проектировщики хотели посадить всего одну часть, хотя радиус выезда при камазовской категории опасности не должен был превышать 1,5 километра. Я тогда замерял маршрут: по общим дорогам мы могли приехать на пожар не быстрее, чем за 10 минут. Поехал в московский главк, а они там не представляли, что такое КАМАЗ. Перечеркнули мои схемы. Я потом спрятал перечеркнутые листочки, поехал в ленинградский проектный институт, доказал им и заставил запроектировать еще три пожарные части на территории.

АВТОМАТЫ БЫЛИ «ЗАГРУБЛЕНЫ», СПРИНКЛЕРНАЯ СИСТЕМА ОТКЛЮЧЕНА

— Вас не наводят на мысли о поджоге все эти «удачные» совпадения: и пенополистирол, который нашим американским коллегам был хорошо знаком, и пересменка в момент возгорания, и учения, из-за которых люди не сразу поняли, что происходит, и отключение противопожарной автоматики?

— Версия такая была, ее очень активно продвигала дирекция КАМАЗа. Даже поговаривали, что бикфордовы шнуры были вмонтированы в кровлю. Но дирекции нужно было уйти от версии с замыканием кабелей, ведь за их обслуживание отвечает свой главный энергетик. Тем не менее окончательное заключение делала московская исследовательская лаборатория. Они построили макеты с лотками, провели испытания, результат был аналогичным. Энергетики настаивали, что после замыкания пожар не должен был распространяться, раз автоматы выключились. Но ведь автоматы должны срабатывать до возникновения огня — для них есть своя предельная температура. Следовательно, автоматы были «загрублены», то есть перенастроены на бóльшую силу тока, чем положено для защиты. Температура поднялась до горения, а автоматы все выдержали, дав возможность кабелям первые минуты оставаться под напряжением и загореться.

«Сейчас пожнадзор имеет право на проверку жилого дома раз в 10 лет, промышленного объекта — раз в 4-5 лет, в зависимости от опасности производства» «Сейчас пожнадзор имеет право на проверку жилого дома раз в 10 лет, промышленного объекта — раз в 4–5 лет, в зависимости от опасности производства» Фото: prav.tatarstan.ru

— Мне кажется, этот факт только усиливает версию об умысле.

— Я вам больше скажу. До сих пор никто об этом не знал, но сегодня людей, которые могли бы понести ответственность, уже нет в живых. Над ГПП с их масляными трансформаторами, над кабелями и над всем корпусом есть еще спринклерная защита. Она нужна для защиты кровли в районе ГПП-12 и по всей разводке кабелей в корпусе. На оросителе вода под напором, и стоит замок, рассчитанный на определенную температуру плавления, по принципу предохранителя — при нагреве он разрушается и выпускает воду. Так вот, над ГПП тоже стояла защита, но еще до пожара руководство завода перевело ее на ручное включение и воды в системе не было. Завод тогда вышел с ходатайством на меня, как начальника отряда, об отключении защиты над этой ГПП. Мол, мы переведем на ручное управление, дадим инструкции сотрудникам... Я согласия не дал, потому что человеческий фактор — это не для сферы безопасности. Тогда они пошли в обход, сразу в Казань, в главное управление. Не знаю, каким образом, но согласование они получили и пришли ко мне с подписью одного из моих руководителей.

— Зачем руководству завода нужно было отключить ороситель?

— Спринклерная система характерна ложными срабатываниями. Датчик под кровлей несколько раз срабатывал — то ли от сотрясений, то ли от температуры, то ли замок разрушался по каким-то причинам, неизвестно. Подстанцию заливало, а это неприятно. Раз сработало, другой — вот они и решили эту систему выключить.

— Если бы спринклерная система была включена, пожара не случилось бы?

— Возможно. Все зависит от скорости огня и от качества срабатывания системы, потому что она тоже бывает с дефектами. Один распылитель вскрылся, другой — нет, факторов много...

— Некоторые эксперты считают, что ущерб можно было сократить, если бы начали взрывать очаги пожара по периметру, но никто не взял на себя ответственность за решение...

— Задним умом много предложений было. Но пожар-то был не только по поверхности кровли, горело и внизу. Вообще, во время пожара невозможно заминировать крышу, это же работа для саперов, как бы они туда попали? Где взяли бы взрывное устройство, бикфордов шнур? Там за четыре часа все сгорело. Пытались и вертолет вызвать, сверху тушить. Вертолет только на вторые сутки появился, привез кого-то — и все. Что он сделает?

— Вы сказали, что спасли бóльшую часть оборудования. Сколько примерно?

— У меня есть журнал, в котором сказано, сколько чего спасено. Около 80 процентов оборудования и около 60 процентов строительных конструкций.

— Каким образом спасали станки — их же нельзя было выволочь из корпуса?

— Но мы же их тушили, снижали температуру. Выгорала кабельная оснастка, а механизмы, если не деформировались, если пусковая аппаратура сохранилась — значит, рабочие. Станки восстановили. Примерно в половине корпуса оборудование было сохранено полностью, потому что ветер гнал пламя со стороны города в сторону кузнечного завода. Поэтому, когда корпус восстанавливали, на некоторых его площадках уже начиналась работа.

«До пожара мы испытывали макет фрагмента кровли, который полностью соответствовал материалам крыши. О результатах испытаний мы везде докладывали. Потом получил по шее за то, что миновал непосредственное начальство» «До пожара мы испытывали макет фрагмента кровли, который полностью соответствовал материалам крыши. О результатах испытаний мы везде докладывали. Потом получил по шее за то, что миновал непосредственное начальство» Фото из архива Виктора Волкова

«Я СРАЗУ, НА АВТОМАТЕ, ПОНЯЛ, ЧТО КОРПУС СГОРИТ...»

— Сейчас, оглядываясь назад, вы бы действовали так же, как и тогда?

— Если бы такая ситуация повторилась, действия были бы те же самые. Что бы мы ни делали — боевые участки снаружи малоэффективны, а внутри расставить их обстоятельства не позволяли.

— Значит, вы сразу поняли, что завод сгорит дотла?

— Я сразу увидел, что имеющихся сил и средств нам не хватит. От соседних гарнизонов на самом деле помощи было немного. Заинск прислал одну машину, Нижнекамск — две, Мензелинск, Менделеевск, Елабуга — по одной машине. Они ведь тоже высылают по расписанию, оставить свой объект без защиты не могут. Кроме того, к моменту их прибытия пожар развернулся так, что толку уже не было и от них. Струя воды из ствола — хоть лафетного, хоть ручного — бьет на 20–30 метров, до внутренних площадей не добивает, и подойти нельзя — температура слишком высокая. Я сразу, на автомате, понял, что корпус сгорит.

— Некоторые еще говорят, что учения прошли так успешно, что пожарные это дело отметили и на пожаре некоторые были подшофе...

— Ну что вы. Во-первых, учения на заводе двигателей проводились по линии гражданской обороны, от отряда участвовало, может быть, одно отделение. Это была такая условная работа, имитация — это все ерунда. Это не боевые учения, что там отмечать? Боевые учения — это настоящий огонь, температура.

— Среди пожарных не было пострадавших?

— Травмы были, конечно. Два или три человека отравились ртутью от лопнувших ламп освещения. Ранения не тяжелые. Человек ведь идет в темном подвале с фонарем, не знает, что на него может сверху упасть. Даже внутри корпуса — фрагменты кровли падают, стекло... Были порезанные, ушибленные.

— Как оценили работу вашей команды по результатам?

 Многие из личного состава были награждены медалями за отвагу, а генерал, который оценивал результаты тушения, сказал, что мы делали все, как полагается по боевому уставу. Он тоже был награжден.

«Чтобы остановить распространение огня в таких условиях, необходимо прибытие и развертывание в течение четырех-пяти минут определенного количества сил. Мы подсчитали — наш отряд пришлось бы увеличить как минимум втрое, а то и больше» «Чтобы остановить распространение огня в таких условиях, необходимо прибытие и развертывание в течение четырех-пяти минут определенного количества сил. Мы подсчитали — наш отряд пришлось бы увеличить как минимум втрое, а то и больше» Фото: vestikamaza.ru

— А вы?

— Меня обошли. Оценка моей деятельности формировалась позже, по анализу и всего произошедшего, и профилактических мероприятий на заводах. Кроме того, было ведь возбуждено уголовное дело, которое расследовало ответственность каждого связанного лица, а я, как руководитель, за все отвечал. А когда моих ребят наградили, уголовное дело еще продолжалось, оно длилось около полугода или больше. Что потом, отдельно посылать на награждение? Не так уж важно это было.

— Вы отмечали в своем рассказе отравления ртутью, горение масла, попадание нефтепродуктов в Каму... Каковы были в целом экологические последствия пожара?

— Личный состав пострадал, мы же там сутками находились, смену боевого расчета производили прямо на объекте. Бойцы проверялись потом в онкологии, а для города — кто ж его считал, экологический ущерб... Информация если и была, то она никуда не просочилась, была закрыта КГБ. Всем было запрещено говорить об этом, фотографировать. Видеозапись, сделанная нами на пожаре, сохранилась чудом. Думаю, она единственная, но распространять ее не хочу.

«СЕЙЧАС НА КАМАЗЕ ЕСТЬ ОТРЯД, НО ЭТО УЖЕ ГРАЖДАНСКИЕ...»

— Какие выводы были сделаны после этого ЧП? В первую очередь КАМАЗом — на других заводах были предприняты какие-то дополнительные меры безопасности?

— По большому счету, никаких. Спустя пять-шесть месяцев после пожара мы писали докладную записку гендиректору и в управление пожарной охраны — практический расчет сил и средств, необходимых для тушения таких площадей, как на КАМАЗе, при скорости распространения огня 6–10 метров в минуту, огнеопасной кровле, полностью открытой площадке без перегородок, уязвимой системе тушения... Чтобы остановить распространение огня в таких условиях, необходимо прибытие и развертывание в течение четырех-пяти минут определенного количества сил. Мы подсчитали — наш отряд пришлось бы увеличить как минимум втрое, а то и больше. Мы сказали: надо увеличивать личный состав и приближать части к объектам. На Западе дежурные части располагаются прямо в производственных корпусах, так и должно быть. Но реакции на наши предложения не было. Сейчас на КАМАЗе есть отряд, но подчинен уже вневедомственной охране — это гражданские.

«Когда моих ребят наградили, уголовное дело еще продолжалось, оно длилось около полугода или больше. Что потом, отдельно посылать на награждение? Не так уж важно это было» «Когда моих ребят наградили, уголовное дело еще продолжалось, оно длилось около полугода или больше. Что потом, отдельно посылать на награждение? Не так уж важно это было» Фото из архива Виктора Волкова

— Не только ведь количеством можно бороться, но и менять материалы, устанавливать перегородки, которых вам так не хватало, — таких действий тоже не предпринималось?

— Перегородки никак не сделаешь. Производство — как единый конвейер через все цеха. Пенополистирол использовать перестали, но в отношении ограничения распространения пожара на сегодня решений так и нет.

— С какими ЧП в России, на ваш взгляд, сравним этот пожар?

— До КАМАЗа была «Бухара», хлопчатобумажный комбинат — с тем же самым кровельным покрытием. Сгорел полностью. В Харькове был пожар — не помню, какой завод сгорел, но тоже построенный с пенополистиролом.

— Какова сегодня противопожарная обстановка на промышленных производствах?

— Производства разные — и их опасность, и меры профилактики, я не берусь судить в целом. Да и на КАМАЗе актуальной ситуации не знаю, но не думаю, что были приняты какие-то кардинальные меры. Нет никакой гарантии, что это не повторится. Нас руководители КАМАЗа убеждали постфактум, что снаряд в одну воронку дважды не падает. Я не согласен, мне такая трактовка непонятна. Знаете, когда мы работали, у нас было французское спасательное оборудование для разрезания и поднятия плит — сейчас отечественное, которое объективно хуже. Спустя лет пять после отставки подъехал я в место дислокации отряда — никакой новой техники не увидел, все наоборот. Был у нас 66-метровый коленчатый подъемник, таких даже в Москве не было — КАМАЗ заказывал в Финляндии. Он не столько для КАМАЗа нужен был, приобретался больше для города, потому что до 16-го этажа достает. Сейчас нет, максимум 55 метров. Автолестница была немецкая, 44 метра — нет ее, продали. Возьмите ТЭЦ — опасный и единственный объект теплоснабжения для всего города, резервную так и не достроили. На ТЭЦ был коленчатый подъемник на шасси трейлера, на гусеничном ходу, который мог преодолеть защитную земляную обваловку. Сейчас его нет, а из-за обваловки в случае чего ни один другой подъемник к резервуару с нефтепродуктами не подойдет. Мы пробовали разные шасси, ни один не подходит. Я считаю, зря пожарную охрану передали из МВД в МЧС, это разрушило и дисциплину, и весь порядок. Все-таки МЧС — министерство наполовину гражданское. Раньше мы проверяли объекты по необходимости, безо всякого графика. Сейчас пожнадзор имеет право на проверку жилого дома раз в 10 лет, промышленного объекта — раз в 4–5 лет, в зависимости от опасности производства. Раньше любой мой инспектор мог прийти в любой момент, составить акт и оштрафовать, и люди держали хозяйство в порядке, а теперь они знают, что пожнадзор придет года через четыре. На мой взгляд, такая бесконтрольность только развращает руководителей — вот почему сегодня горят рынки и гибнут люди.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (53) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
28.03.2018 09:13

Очень интересно, когда из первых уст.
помню пожар, многие челнинцы ездили, смотрели издалека. Горело долго. И чудо, что не погиб тогда никто. Ходило много слухов, которые не подтверждены и не опровергнуты до сих пор. В том числе о том, что пожаром скрыли случаи массового воровства на заводе. Начало 90-х было временем, когда воровали даже не машинами - вагонами. Отец работал на КАМАЗе, правда не на этом заводе и не самым большим начальником, уволился примерно за полгода до пожара - не мог воровать. Массовые посадки разных уровней стрелочников были.
Вообще это интересная история. Многое в те годы разрушили и жаль, что мало где публикуется... Спасибо за статью, за историю, к которой большинство челнинцев были причастны так или иначе. Очень долго после пожара город не мог восстановиться, сколько ушло с завода в челноки, сколько уехало из города...

  • Анонимно
    28.03.2018 08:08

    Всё это на нашем здоровье теперь..

  • Анонимно
    28.03.2018 08:32

    Слова профессионала. Только кто к ним будет прислушиваться?

    • Анонимно
      28.03.2018 09:46

      Профессионала???
      Он был руководитлем пожарной охраны! А это не только ликвдация возгорний, но и ПРОФИЛАКТИКА!

      Все было отключено, материалы не те... А кто должен был надзирать за этим? Кто?

      Устроили внутренний противопожаный водопровод с гидрантами, и закольцевали его с наружным. Видите ли - настояли они, а догадаться раскольцевать их не догадались. И тем самым навредили - будь наружные гидранты с хорошим давлением, не теряй они давление на прогоревшие гидранты внутри - может и залили бы огонь сразу.

      Прфессионал? Нет. Не профессионал. Нет таких у нас в стране. И не было. Система не та

      • Анонимно
        28.03.2018 15:20

        На самом деле всё гораздо проще и банальнее. Что бы тут не писали, силы затеявшие эту "операцию" всё предусмотрели и продумали: в цехе было залито масло, системы пожаротушения были "обезврежены", созданы все условия для нанесения максимального ущерба для завода.
        Заказчиками затеи были иностранные грузовые автопроизводители, чтобы обеспечить себе благоприятный вход на рынок и укрепления в нём, пока Камаз "зализывает" раны.
        Не случайно после этой трагедии западные автопроизводители сразу же так любезно протянули нам руку помощи и вошли в состав акционеров.

        • Анонимно
          28.03.2018 19:20

          Яснно дело - это ответ америкосов на то , что мы срубили сних бабло на строительство этого Камаза - за молчание по поводу их кинопостановки о высадке на Луну .

        • Анонимно
          20.05.2018 11:33

          Ну куда ж без Обамы ??

  • Анонимно
    28.03.2018 08:40

    Одним словом ПЕРЕСТРОЙКА от созидания к разрушению , всё под предлогом для народа , во благо народа .

  • Анонимно
    28.03.2018 08:45

    кто ответил за сгоревший завод

  • Анонимно
    28.03.2018 09:13

    Очень интересно, когда из первых уст.
    помню пожар, многие челнинцы ездили, смотрели издалека. Горело долго. И чудо, что не погиб тогда никто. Ходило много слухов, которые не подтверждены и не опровергнуты до сих пор. В том числе о том, что пожаром скрыли случаи массового воровства на заводе. Начало 90-х было временем, когда воровали даже не машинами - вагонами. Отец работал на КАМАЗе, правда не на этом заводе и не самым большим начальником, уволился примерно за полгода до пожара - не мог воровать. Массовые посадки разных уровней стрелочников были.
    Вообще это интересная история. Многое в те годы разрушили и жаль, что мало где публикуется... Спасибо за статью, за историю, к которой большинство челнинцев были причастны так или иначе. Очень долго после пожара город не мог восстановиться, сколько ушло с завода в челноки, сколько уехало из города...

    • Анонимно
      28.03.2018 09:59

      У Шашурина на канале, есть видео на эту тему, конкретные имена фамилии и их мотивация..

  • Анонимно
    28.03.2018 09:30

    Двигатели куда делись? Хорошая статья будет у БО!

    • Анонимно
      28.03.2018 11:30

      Да, про вывезенные двигатели на промплощадке никто не говорит. Потом вдруг открылось ООО с бывшими руководителями ЗД. И начало продажу, сборку и обслуживание ДВС.

  • Анонимно
    28.03.2018 09:36

    Мурат Сиразин!
    Прочитал Оправдания главного пожарного Камаза и скажу так в пожаре виноваты не только те кто поджег,но и диверсанты кто был среди пожарных кто давал разрешение на проектирование завода и кто его защищал от пожара!
    Я уже писал почему строители на Вазе в кровле использовали Пеностекло не горючее,на КАПО в Казани Пеностекло,а Этот Товарищ боясь за шкуру ушел в кусты и не встал грудью против пенополистирола!
    Вообще пожарными начальниками нельзя ставить кончивших Ивановское пожарное училище,а только кончивших строительные институты,а Потом второе образованиеПожарное училище! Как можно было спроектировать и допустить к эксплуатации цех ,где свободно парит керосин и все попадает в вентиляцию,как можно прокладывать кабеля примыкая к горючей кровле,почему в рабочее время не произошло отключение электричества на заводе,почему в дренчерной системе не было воды,почему гидранты были алюминиевые внутри и поэтому они расплавились,почему не было задвижек,которые должны были перекрыть наружный водовод от внутреннего чтобы вода не уходила через расплавившиеся гидранты внутри!
    !

    • Анонимно
      28.03.2018 09:56

      Много чего было нагромождено. Жаль, что уроки никто не извлекает

    • Анонимно
      28.03.2018 12:48

      УСЫ ГРУДИНИНА

      Мурат - абый, "бирюлинский партизан", Вы во всех сферах специалист? Искренне завидую!

      • Анонимно
        28.03.2018 22:05

        Выпускники КИСИ этим все сказано, уровень инженерной подготовки очень высокий.

  • Анонимно
    28.03.2018 09:46

    Мурат Сиразин!
    В продолжении темы что за детский лепет насчет пенообразователя? Он видите ли только первый раз при пожаре понял что он не для чего не годен! Почему потому что во всех пожпоных частях был Ивановский пенообразователь ПО3к,который не для чего не годится,пена не стойкая,имеет малый срок хранения,вонючий и все нормальные пожарные части применяли Кохтла ярвенский ПО3ф ,который имел стойкость пены 60 минут и там делался еще МОрпен для тушения танкеров,который даже разбовлялся на морской воде! Все крупные объекты пожароопасные военные,атомные станции обеспечивались только этими пенообразователями и почему Виктор Волков не знал непонятно! Более того он трое суток вез из Уфы железной дорогой пенообразователь когда весь завод уже сгорел,когда Пожарная охрана республики знала что у меня на производстве был всегда запас его более ШЕСТЬДЕСЯТ ТОНН и все нормальные пожарники республики выливали хреновый пенообразователь и покупали у меня хороший,чтобы не ехать в Эстонию,а я получал жд цистернами и применял его в производстве негорючих пенопластов!

  • Анонимно
    28.03.2018 09:52

    Все складывается из мелочей. Никто из тех кто должен за что-то отвечать, ни за что не отвечает. Вот маленький пример который подтвердит любой житель Казани, снег идет, а его не убирают, не убирают на дорогах, не убирают во дворах. И так растает. И так во всем. не проверяют объекты, не соблюдают законы, не исправляют недостатки, не лечат людей, не дают квоты, не подписывают бумаги, не раскрывают преступления. Или наоборот, если кто-то указывает на что-то власти/руководству говорят своим подчиненным задавите его, пусть молчит. все боятся потерять то, что имеют, что большой начальник, что простой рабочий. И лишь маленькая кучка бузотеров пытается жить по правилам и по чести. но система их методично выдавливает и съедает. Поэтому путь один. Начать соблюдать законы и жить по совести и чести. В первую очередь верхушке. И потом начать требовать то же самое со своих подчиненных. И все наладится. Дети перестанут гибнуть, больные вылечатся, самолеты перестанут падать, и санкции пойдут только на пользу. Иначе, остается уповать только на Божью кару. Да, она есть. И она порой страшней, чем потеря доходов... Ведь если не ты, то твой род за все ответит.

  • Анонимно
    28.03.2018 09:53

    Мурат Сиразин!
    И последнее Виктор Волков вскользь упомянул про дружбу с Бехом и то что была версия поджога бикфордового шнура сунутого в Напалмовый утеплитель и я думаю он как и Хаматовские сотрудники 6 отдела кого КГБ тогда посадила на год в тюрьму за то что они вышли на тех кто поджег завод и кто заказал поджег! А то что он тут расписывает просто все были непренужденными диверсантами ,благодаря кому и сгорел завод и думаю кто поджигал знали кто Пожарные на заводы и что они не хрена не потушат завод!

  • ПанАлекс
    28.03.2018 10:03

    Этот "профессионал" о стольком умолчал!
    1. Умолчал о том, что пожарные в то время полностью подчинялись "суверенному" Шаймиеву, который решал кому давать или не давать деньги и сотрудники фед. органов получали в последнюю очередь!
    1.2 Умолчал о конфликте между "суверенным" Шаймиевым и "федеральным" КАМАЗом - ВС и президент РТ вынесли решение об акционировании КАМАЗа, по которому все акции принадлежат РТ. КАМАЗ же ответил, что он союзная - федеральная собственность и не позволил ввести "суверенитет" на отдельно взятом КАМАЗе.
    2. Конечно же он "умолчал" о множестве фактах, которые противоречат официальной версии, которую он так подробно описал.
    Во-первых, "официальная версия" не подтверждена опытным путем, хотя комиссия во главе с директором ЗД Конопкиным 6 раз пыталась поджечь в соответствии с "официалкой" - ни разу не загорелось!
    Во вторых Волков уже не умалчивает а намеренно искажает "кровельный" вопрос - почему он не упомянул, что по технологии кровля заполнена керамзитом и водой, точнее она всегда влажная, то есть поджечь такую кровлю очень сложно?
    3. Он опять умолчал а КТО кроме пожарных мог отключить пожарную автоматику и воду? Почему центр управления пож. автоматикой сгорел первым?
    4. Работая с бывшим гл. энергетиком КАМАЗа Кузнецовым узнал много деталей, о которых нигде не упомянулось. Например завод еще горел, а руководители (включая упомянутого) уже собирали письменные показания со свидетелей. Например с бригады кровельщиц, которые указали совсем другое место начала пожара на кровле...
    И что примечательно, так это моментальная реакция сотрудников "суверенной" прокуратуры, которая как будто зная заранее подготовила документы на задержание всех руководителей ЗД и КАМАЗа. Но по заверению бывшего гл. энергетика, они успели спрятать часть показаний работников (делали в 6 экз.).
    Потому схема с осуждением руководителей и протаскиванием "суверенного акционирования" не удалась!
    И конечно же 5е - почему сотрудники ОБОП завели уголовное дело именно с названием "поджог" и зачем сотрудникам "суверенного" КГБ, подчинявшиеся только казанскому кремлю, пришлось арестовывать весь состав группы ОБОП, расследующего это дело, и продержать их 1,5 года в КПЗ без каких либо оснований!
    Так что Волков одно из лиц, прямо или косвенно ответственного за произошедшее.

    • Анонимно
      28.03.2018 11:56

      6 управления обоп, не 5 .

    • Анонимно
      28.03.2018 12:57

      Прокуратура, не КГБ же!

    • Анонимно
      28.03.2018 16:38

      Паналекс! Вы укажите честно свою личность.Хотелось бы встретиться с Вами и уточнить Ваши познания в строительном деле и ППА.Что Вы "лепите" про кровлю,какой керамзит?Или Вы не отличаете керамзит от гравия -что был на утеплителе,сверх рубероида.А тем более заполнена водой-это вообще "бред".А про отключения автоматики-в Вашем понятии это что?И каким образом к этому причастны пожарные?Вы знаете как она работает,кто ее обслуживает?Вы сначало с этим разберитесь а потом коментируйте. С Уважением Волков.

      • ПанАлекс
        28.03.2018 20:08

        Ага, значит версия про ваше соучастие в операции под предлогом пожара перевод КАМАЗа в собственность удащливых не бред? Спасибо!

      • Анонимно
        28.03.2018 22:09

        Татарин Злой
        Какие могут быть познания в строительстве у бухгалтера? Правильно, никакие.
        Но все-таки вы зря на него бочку катите- это великий и ужасТный Пан. Он щас махом обоснует, что Вы агент Вэнгарда и госдеповский сотрудник. А в свете последних событий это чревато...

        Да, кстати! БО, а организуйте баттл между Паном и Волковым. Хотелось бы посмотреть и посмеяться...

  • Анонимно
    28.03.2018 10:26

    За кемеровский трц виноват премьер Медведев . Да и Его слова хватить " кошмарить бизнес" наши " начальники " поняли правильно и вот и итог ! Такие объекты по пять раз месяц надо проверить. Кстати может и не к месту прошу извенить , но общепит тоже надо проверить . Не справки , антисанитария , работают больные люди . Недавно видел официант гриппует но работает . На вопрос почему работаете ?, " шеф заставляет ' . Это нормально,?

  • Анонимно
    28.03.2018 10:27

    Мурат Сиразин!
    Я уже писал Что мною был построен единственный цех в СССР по производству битумно кукерсолевой мастики,Кукерсоль я брал в Эстонии,асбестовое волокно в городе Асбесте,а битум варили у нас через овраг и я первый начал применять газовые горелки при ремонте кровель кстати из за чего и сгорел АДМИРАЛ,так как кровля самовозгорелась от нагрева опять же пенополистирол,а потом пожарные с вертолета бухнули 5 тонн воды на кровлю и рухнула кровля и огонь пошел внутрь раздавив людей кто спасал свое имущество! Так вот до пожара ко мне приехал делец одной строительной ремонтной фирмы в Челнах и говорит мне мы с главбухом ,главным инженером создали кооператив по вашей технологии и по воскресеньям будем ремонтировать кровли Камаза,а то они после дождя бегут и может быть короткое замыкание и на этом бабло большое заработаем! Я говорю ты Строитель по образованию,говорит нет,главный инженер Строитель говорит нет,про главбуха я не спрашивал! Говорю дурень нельзя мою технологию применять там ,так как утеплитель там ПЕНОПОЛИСТИРОЛ! Объяснил как надо работать и он у меня автоцисцернами битумовозами возил эту мастику,но ее мазал и клеил на нее рубероид без огневых работ и это было за несколько лет до пожара!

  • Анонимно
    28.03.2018 10:41

    Из интервью Волкова: "Сейчас на КАМАЗе есть отряд, но подчинен он уже вневедомственной охране — это гражданские"
    Не соответствует действительности. ФГУП и его пожарное подразделение, обслуживающее КАМАЗ, входят в состав военной организации Росгвардия.

    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/377045

  • Анонимно
    28.03.2018 10:49

    Мурат Сиразин!
    И еще расскажу смешной случай!Я Был депутатом Верховного совета РТ и председателем подкомиссии по гласности и СМи без отрыва от производства,где работал Начальником Татарской ПМК при Агропромстрое! Так Вот Удащливые во главе с Сабировым премьер министром купили в Испании завод ПЛАСТБАУ за Суверенитетские деньги,блатных сынков посадили в руководство завода,,купили наших проектировшиков и те построили в Атарах мощный завод! Технология заключалась в том что горючий пенополистирол снаружи и снутри стен обкладывали металлической сеткой и торкрет бетоном накидывали бетон и таким образом делали каркас стены,перекрытия,полов и покрытия !То есть получался очень теплый дом,причем очень дешевый и быстровозводимый,но пока он не сгорит,и люди в нем задохнутся даже если он и не загорится от испарения стиролов! Так Вот два дня поили журналистов на презентации завода,а на третий день повезли нас депутатов и тоже начали поить всех шампанским! Я приехал туда чуть не набил морду проектировщикам завода ,причем с Нашего Агропромстройпректа,которые год проходили стажировку с женами в ИСПАНИИ перед проектированием и поехал в Вечерку к редактору Хасбулату Шамсутдинову! Ворвался к нему в кабинет, а он еще был мой сосед по подъезду ,наехал на него типа ты что печатаешь восторженные статьи про эту дрянь! ОН меня выслушал и говори мы же журналисты ,а не строители давай статью и мы твое мнение тоже напечатаем и я написал сразу и вечером статья вышла! В республике был ШОК! Шаймиев утром начал сессию с обсуждения статьи,сам смотрит на меня и кричит как это сколько валюты угробили на этот завод,мне даже меллиоратору понятно что так строить НЕЛЬЗЯ! И Завод потом тихо тихо растащили и конечно как и при пожаре на Камазе виновных не наказали,но правда медали по моему как на Камазе за пожар не дали!И это было до пожара на Камазе! Почему Врлков утверждает что никто Из Обкома не приехал на пожар! Не было в 93 году уже КПСС,а Шаймиев видимо знал почему сгорел Камаз и кто его поджег!

  • Анонимно
    28.03.2018 10:50

    Я как-то общался с очевидцами пожара, пожарными. Детали, которые привел Волков сходятся. Действительно, были учения с частью кровли, которую поджигали. Скажу даже, что это было в Елабужском районе, где разметили эту часть кровли. Но какое-то странное было "совпадение": через две недели после этого полевого эксперимента, на Заводе Двигателей пожар пошел именно по самому плохому сценарию - в глубине кровли полыхнул пенопласт, который разогрел находящийся сверху битум. Добраться до огня было нереально. И он шел внутри кровли с огромной скоростью, а горящий битум рекой стекал вниз. Так же имеется устойчивый слух, что перед пожаром на заводе были похищены тысячи двигателей.

    • Анонимно
      28.03.2018 11:46

      Это не слух, хищение проводились до пожара и камазы выезжали за территорию и пропадали.

  • Анонимно
    28.03.2018 11:30

    Мурат Сиразин!
    Времена изменились сейчас! Помню раньше как только свежую вечерку Хасбулат посылал вечером в Зал с депутатами и парламентский корреспондент Вечерки,а ныне зам редактора Бизнес онлайн Елена Чернобровкина в перерыве раскладывала по креслам газету и все Начиная с президента Шаймиева,который в углу сидел под президентским флагом читали новости что на самом деле происходит в Республике! Сейчас тоже все читают БО и около 150 тысяч постоянных читателей,но никто не бежит исправлять ситуацию в республике после выводов четвертой власти из БО,а некоторые даже еще изощреннее начинают просто тупо воровать среди чиновников и оборотней силовиков кто эти безобразия не замечает пока кого то не убьют или не устроят пожар удашливые или не украдут сумму превышающую бюджет республики, но все потом кричат что это рука Москвы!

  • Анонимно
    28.03.2018 11:39

    Весь рассказ похож на очередную попытку оправдаться во что бы то и стало.

  • Анонимно
    28.03.2018 11:45

    Интересное делоЕсть ещё один ньюанс, в те года, камащы выезжали с завода и расстворялись на просторах нашей великой родины, и расследовал это дел 6 управление мвд, которое подчинялась напрямую РФ , а не РТ.

    Так вот после пожара на камазе были проведены следственные мероприятия и выявилось отсутствие оплавов двигателей на полу в цехе готовых двигателей.

    А вот дальше, началось самое интересное, всех тех кто расследовал это дело посадили в сизо в плоть до начальника 6 управления, кроме трёх сотрудников, двух бывших в командировке и одного попавшего в больницу с инфарктом. Потом были обыски, ничего не нашли и по истечению трёх лет сотрудников поосидевших в сизо, выпустили на свободу.

    Дело развалились за это время. Самое , что интересное искали часть дела в котором проводились ОРМ по камазу и которое открывало свет не только на причину пожара, но и на многие вещи ведущие к раскрытию хищений камазов и тех людей кто это позваляля делать, а в дальнейшем просто замел следы спалив завод.

    Тема очень интересная, до сих пор никто не знает где материалы орм 6 отдела обоп. Вот если они всплыли бы сегодня - очень много было стало ясно, и почему главного бухгалтера КАМАЗа убили и кому это было на руку.

    • Анонимно
      28.03.2018 12:25

      Мурат Сиразин!
      Я как председатель комиссии по гласности Верховного Совета на меня тогда вышел капитан Ануфриев из 6 отдела и просил меня взять интервью в Сизо с Хаматовым и его коллегами в сизо и интервью вышло в Комсомолке,но Ануфриев потом был Убит хайдеровскими,начальник 6 отдела Хаматов погиб в автокатастрофе ,но все те кто воровал и поджигал многие умерли и самое страшное срок давности прошел этого преступления,а все кто воровал Камазы с завода все долларовые миллионеры и им никакое расследование не нужно! Замели следы пожаром и разбежались все и отомстили тем до кучи кто не только нефтянку и нефтехимию захватил, Но и хотел Камаз присуверенитетить,но камазы и двигатели по наворовали вдоволь все тогда и те и эти!

  • Анонимно
    28.03.2018 11:48

    Мурат Сиразин!
    Я может повторяюсь ,но скажу о профессионализме пожарных я всегда был не в восторге и как они тушат и как ведут профилактику и особенно участвуют в проектировании сооружений,что и Камаз,и Адмирал и Кемерово наглядно доказало! У нас в Киси я помню курс по пожарной и технике безопасности читал Профессор из строителей,который долго работал в Норильске и он тогда сказал так ,что мне запомнилось на всю жизнь! Будите строителями и проектировщиками если план не выполните орден и премию не дадут,а если кто погибнет при пожаре или за нарушения техники безопасности то ВАС Посадят! А почему у Пожарных не так и не сажают и еще ордена дают?

  • Анонимно
    28.03.2018 11:48

    Хотелось бы что бы ребят с 6 обоп все таки реабилитировали, ведь они ж за правду были! А их посадили.

    Отличный материал получиться БО. Поинтересуйтесь

  • Анонимно
    28.03.2018 11:50

    Тоже рассказывали, что вцехе готовый продукции следов плавления двигателей не было, как буд-то пусто было.

  • Анонимно
    28.03.2018 11:59

    С 6 управлением пыталось договориться мвд РТ, но ребята на отрез не захотели менять дело, за что и попали в сизо на три года не на 1,5

    • Анонимно
      28.03.2018 12:36

      Мурат Сиразин!
      Никто с Хаматовым даже не пытался договариваться! Он в свой отдел предателей и оборотней не брал и поэтому их взяли по навету бандитов у кого крыша была КГБ и ни за что посадили А дело все развалили кто воровал с Камаза и запчасти,машины,и двигатели и кто заметая следы поджог завод двигателей,чтобы он Бабаевским не достался!

  • Анонимно
    28.03.2018 12:43

    И давить пытались и обыски проводили, и нашрадное орудие изымали

  • Анонимно
    28.03.2018 13:12

    Недавно печатали мемуары Беха,в том числе и о пожаре на ЗД,о «героизме» руководства завода двигателей,которое быстро затопило подвал и тем самым локализовало распространение огня...Что-то «героев» этих событий стало много...

    • Анонимно
      28.03.2018 19:45

      Да, со слов Беха подвал затопили намеренно)
      А оказалось, гидранты прогорели))))

  • Анонимно
    28.03.2018 15:08

    "Заказ" на поджог исходил от иностранных автопроизводителей грузовиков, чтобы сломать рынок, поскольку Камаз на тот момент представлял самую серьёзную конкуренцию на постсоветском пространстве и странах соцлагеря. У бедных на тот момент стран не было средств покупать дорогие грузовики, а у Камаза было всё: и дилеры, и з/ч, дешевизна, и неприхотливость.

    • Анонимно
      28.03.2018 16:59

      Завод восстановили через год, если были бы такие радужные перспективы уже 96 году вышли бы на прежний режим. Причина в том что Камазы - даже дещевые не нужны стали. Строит перестали, армия развалилась, сельское хозяйство нищие. Какими бы нечистоплотными оказались в дальнейшим тогдашнее руководство Республики, но они спасли Камаз и город.

  • Анонимно
    28.03.2018 16:15

    Уважаемый Ирик Муртазин у меня словарный запас поменьше чем утебя но два слова скажу. Пока ты му солищь разную ерунду ты сначало заезжай суще твующую пожарную часть посмотри переговори с пожарными потом будещь рассуждать. Если сравнить пожарную часть в СССР и сейчас это разные подразделения. Уже за 20лет мы стобой дорогой друг потеряли 50 процентов штатной численности личного состава и 65 процентов техники ведомственных пожарных частях. Также 100процентов сельских населенных пунктах. Что ты хочещь сказать виноваты пожарные им что дают и тем работают. Они пожарные наемные правильно пайми и за 14 15тыс рублей работают, что ты от них хочещь взять. Даже в городских пожарных частях на сегодящний день 20,25 процентов некомплект , министерство не разрешает принимать людей. Помоги если ты такой умный. Вы депутаты приняли такие законы вот сейчас пожинаем Ваши плоды. Не умничай лучше предложи дельные советы, итак без тебя тошно, не суй нос куда тебя непросят. С приветом пенсионер!

  • Анонимно
    28.03.2018 17:03

    Вот где правда. давно надо было интервью взять1 бех не всю правду сказал. А кто воровал сухими вышли. И органы свои были.

  • ПанАлекс
    28.03.2018 20:17

    Конечно слухи слухами, особенно про "исчезнувшие" движки Если кто не помнит, то к 1993 г. КАМАЗ выдавал даже больше продукции чем в СССР. Движков кажется порядка 150 тыс. в год. Или 12 тыс. в мес. То есть на самом заводе тысяча- полторы. Если вопрос ставят, что якобы пожар сделали, чтобы скрыть хищения, то это несерьезно - реально расхищалось куда больше чем могло быть списано "при пожаре". Хотя сам работал на ЗРД (участок УЦРТС) и воочию видел сотни обугленных движков, которыек туда привезли для очистки и восстановления. Кстати вонь была знатная!

  • Анонимно
    6.04.2018 14:16

    У господина Волкова, как минимум, две неточности (неправды) :
    1. он не организовывал тушение пожара, а сам лично с брандспойтом в руках тушил пожар, наверное, от бессилия. Я подъехал на авто КАМаз со стороны ПРЗ и разгрузил у его ног около 100 пожарных рукавов собранных на агрегатном заводе.
    2. Азат Габдуллин через года 3-4 после пожара дал команду, хранимые на складах оборудование, вывезти в металлолом, а основная масса была закопана в землю, не менее 60 процентов оборудования. Так что, наверное, спасли процентов 20, а не 80 оборудования.

  • Анонимно
    6.04.2018 14:27

    Устраивать пожар , для того, чтобы скрыть хищения - это абсурд! Время было такое, когда все отпускалось с предприятий, согласно письмам подписанным руководством, а затем выставлялись счета и акцептовывались или не акцептовывались и оплата не поступала и все съедала инфляция. ( В принципе, "чеченские и дагестанские авизо")

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль