Общество 
6.04.2018

Рафгат Алтынбаев: «Огромный завод сгорел, словно корова слизнула»

Экс-мэр Челнов о том, как в автограде появились 54 тыс. безработных, что он обещал Шаймиеву и как спорил с КАМАЗом. Часть 3-я

После пожара на КАМАЗе мэру Челнов Рафгату Алтынбаеву, по его собственным словам, пришлось стать антикризисным менеджером. В интервью «БИЗНЕС Online» Рафгат Алтынбаев вспоминает о том, как он предлагал не заниматься восстановлением сгоревшего завода, а перенести производство на другую площадку. По его мнению, из-за стройки КАМАЗ потерял время и упустил рынок в пользу иностранных конкурентов.

«Я проработал всего один год до того, как сгорел завод двигателей, и мне не довелось насладиться всем букетом возможностей. По сути, я оказался кризисным управляющим» Рафгат Алтынбаев: «Я проработал всего один год до того, как сгорел завод двигателей, и мне не довелось насладиться всем букетом возможностей. По сути, я оказался кризисным управляющим» Фото: «БИЗНЕС Online»

«БЕХУ Я СРАЗУ СКАЗАЛ, ЧТО НА ЕГО МЕСТЕ НЕ СТАЛ БЫ ВОССТАНАВЛИВАТЬ ЗАВОД ДВИГАТЕЛЕЙ...»

— Рафгат Закиевич, когда вы услышали о том, что горит завод двигателей, какими были ваши первые мысли, действия?

— Я как раз был в отпуске, и о пожаре узнал из теленовостей к вечеру. Позвонил Минтимеру Шариповичу (Минтимер Шаймиев — президент РТ в 1991–2010 годах — прим. ред.). Он говорит: ну что тут сделаешь, нет смысла возвращаться и смотреть на пожар, поехал отдохнуть, так отдохни. Однако тревога оказалась сильнее, я вернулся в город. Завод, если помните, горел несколько дней. Все сгорело дотла, станки расплавились — нет завода. На плечи мэрии, конечно, легла большая ответственность. Кто-то может оспорить, но, по моим подсчетам (а считал я по-разному), практически 54 тысячи человек оказались на рынке труда. На самом заводе двигателей около 17 тысяч человек работали. Плюс производственная цепочка. На всех работы было найти невозможно. Их, конечно, не увольняли, но работы-то все равно не было. Сначала не меньше месяца планировали восстановление, потом начали расчищать площадку — кто там работал? Одни грузчики. Люди получали две трети от оклада, без премий, без всего, они вынуждены были искать ниши.

— Какими идеями вы ответили на этот вызов непосредственно после пожара?

— Вернувшись в Челны, я первым делом пришел к Николаю Ивановичу Беху. Я ему сразу сказал, что на его месте не стал бы восстанавливать завод двигателей. Был завод по ремонту двигателей. Как сейчас помню — требовалось достроить сколько-то испытательных станций и другие участки и цеха, и можно было собирать на этой площадке двигатели. Однако решили построить новый завод и за время восстановления упустили рынок. Пришли «МАЗы», Iveco, MAN. Когда сборку двигателя перезапустили на новом заводе, он уже не соответствовал евростандарту. Разработкой нового мотора в тот период никто не занимался и восстановить потерянный рынок было очень сложно. Грузовиков до пожара выпускали по 100 тысяч и больше. Сейчас сколько выпускают? Что-то около 50 тысяч (в 2017 году КАМАЗом было реализовано 38 тысяч грузовиковприм. ред.). Если бы мы пошли по пути развития ЗРД, мы были бы сегодня аксакалами. Между прочим, когда новый завод двигателей за огромные средства построили, ЗРД перестал быть нужным. Это разве по-хозяйски?

«Все сгорело дотла, станки расплавились — нет завода. На плечи мэрии, конечно, легла большая ответственность» «Все сгорело дотла, станки расплавились — нет завода. На плечи мэрии, конечно, легла большая ответственность» Фото: vestikamaza.ru

— Кроме ЗРД варианты были?

— Я предлагал еще функции завода двигателей раскидать по всем заводам. У всех есть то или иное оборудование. Еще предлагал сделать так: берем какой-то станочный цех, от которого былых объемов уже не требуется, и сдаем станки в аренду, чтобы рабочие прямо в цеху могли пользоваться ими и зарабатывать для себя. Без объемов люди уйдут с завода, а станки все равно будут простаивать. Придет время — переключим людей обратно. Но руководитель КАМАЗа тревожился, что имущество начнут растаскивать. Я Беху говорю: а ты и металл им дешевле дай, КАМАЗ ведь у металлургов по оптовым ценам закупает. Но нет, опасения пересилили.

«Я ПООБЕЩАЛ: МИНТИМЕР ШАРИПОВИЧ, ЛЕТ НА ШЕСТЬ Я ВАМ ОБЕСПЕЧУ СОЦИАЛЬНОЕ СПОКОЙСТВИЕ И СТАБИЛЬНОСТЬ...»

— В итоге вопрос занятости вам пришлось решать самостоятельно? Как именно?

— Так вышло, что мы к этому были отчасти готовы. Еще когда я работал председателем исполкома Автозаводского района, потом вторым секретарем горкома, я старался внедрять политику диверсификации. Еще до пожара я понимал, что нарастить бюджетные возможности города можно только через малый и средний бизнес. КАМАЗ сколько давал налогов — столько давал и больше дать не мог. С другими предприятиями то же самое — иных источников не было. Когда я стал мэром, возникла идея создать управление по развитию малого и среднего предпринимательства. На тот момент в России подобных структур не существовало. Я поступил так, как всегда делаю: поставил себя на место бизнесмена и прикинул: что бы я попросил у мэра? Набросал список желаний, затем посмотрел на него глазами мэра: а что из этого я могу? Мог дать налоговые льготы. Я собрал в ДК «Энергетик» всех руководителей МСП, которые уже работали, и выложил им свою программу. Идея была проста. Приходит человек, хочет создать бизнес. Вскоре он понимает, что с него тут за что-то возьмут, там возьмут, и на запуск предприятия уже ничего не останется. Плюс надо преодолеть уйму административных препон. Тогда я решил сократить все службы, которые доили МСП, создал вместо них регистрационный центр — тоже первый в России.

«Еще предлагал сделать так: берем какой-то станочный цех, от которого былых объемов уже не требуется, и сдаем станки в аренду, чтобы рабочие прямо в цеху могли пользоваться ими и зарабатывать для себя» «Еще предлагал сделать так: берем какой-то станочный цех, от которого былых объемов уже не требуется, и сдаем станки в аренду, чтобы рабочие прямо в цеху могли пользоваться ими и зарабатывать для себя» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Каким было льготирование по налогам?

— Первая категория предпринимателей — это те, кто хочет создать свой бизнес. Те, кто уже чем-то занимается, но еще не встал на ноги — вторая категория. Если с них брать налоги, развиваться они будут долго, могут и обанкротиться. Третья категория — это практически готовые налогоплательщики, но их нужно было какое-то время поддержать, что бы они твердо встали на ноги. Льготы мы дали всем на три года — по налогам на землю и на прибыль. С каждым мы заключали договор, четко прописывая, что он будет делать в течение года, и каждый квартал предприниматель приходил с письменным отчетом о том, на что он потратил свою экономию на налогах. Если он купил не средства производства, а что-то лишнее — сразу до свидания. Все равно для бизнесмена это было лучше, чем кредит в банке, все были довольны. Мы занимались этой программой самостоятельно на уровне города, я ни с кем не согласовывал ее внедрение. Поэтому к моменту пожара у нас уже был задел для поступлений в бюджет, и с трудоустройством было не так сложно, как могло бы быть.

— Вы могли бы оценить эффект от этой политики — на основе бюджетных поступлений, например, или показателей безработицы после пожара?

— Мы удержали город на том же уровне соцобеспечения, каким он был до пожара. Елки и Сабантуи проводились такие же, если не лучше, чистота и порядок в городе сохранялись, все работало четко. Я об этом никому не рассказывал, но, когда после пожара мы летали с Минтимером Шариповичем в Венгрию и Грецию по вопросам снабжения республики, он задал мне вопрос: «Рафгат, как жить дальше будем?» К тому времени малый бизнес давал в бюджет примерно 25 процентов. Я знал, что образовавшуюся яму в какой-то мере удастся заполнить и ответил: «Минтимер Шарипович, лет на шесть я вам обеспечу социальное спокойствие и стабильность. За это время республика должна все сделать, чтобы поднять КАМАЗ». Четверть акций КАМАЗа держал Татарстан, правительству сам бог велел поднять завод. Кто как справился, я рассуждать не хочу, но я свою часть выполнил. 

«Мы удержали город на том же уровне соцобеспечения, каким он был до пожара. Елки и Сабантуи проводились такие же, если не лучше, чистота и порядок в городе сохранялись, все работало четко» «Мы удержали город на том же уровне соцобеспечения, каким он был до пожара. Елки и Сабантуи проводились такие же, если не лучше, чистота и порядок в городе сохранялись, все работало четко» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Под стабильностью вы имели в виду настроение народа, терпение или реальное социальное обеспечение?

— И настроение, и чтобы проблем не было ни в системе образования, ни в здравоохранении, ни в других социальных сферах. Это я пообещал. Если бы тогда не был заранее определен курс на развитие МСП, город оказался бы в гораздо более тяжелом положении.

«КОГДА Я НА РЕСПУБЛИКАНСКОМ МЕРОПРИЯТИИ СКАЗАЛ, ЧТО В ЧЕЛНАХ САМЫЙ ДЕШЕВЫЙ ХЛЕБ, НА МЕНЯ ПОСМОТРЕЛИ КОСО...»

— Кроме программы развития МСП были еще какие-то меры, не столь глобальные? Как удалось избежать социальных всплесков в первые месяцы?

— Мы эту программу к тому времени вели уже пару лет. Быстро переориентировались. Конечно, создание новых предприятий было не единственным направлением. Я с первых дней руководства занимался проблематикой цен — работал над снижением себестоимости товаров, выпускаемых в нашем городе. Молокозавод, хлебозавод, мясокомбинат, пищекомбинат, рыбзавод, совхоз «Весенний», птицефабрика — всех и не упомнишь, с кем мы вплотную работали. Я, как мэр, всю свою команду настраивал на то, чтобы снижать себестоимость. Мы твердо рекомендовали директорам предприятий устраивать артезианские колодцы, собственные источники энергии и теплового обеспечения, обеспечивать хлебозавод пшеницей собственного производства... Особенно мы настаивали на углублении переработки сырья. Взять мясокомбинат: конечно, можно шкуру снять, потроха и субпродукты выкинуть, но без глубокой переработки сырья себестоимость продукции будет выше, а соответственно, и цена конечного продукта. Ходил по магазинам, смотрел ассортимент. Взять молочную продукцию: сметаны и кефира было по два вида, стало по три-четыре. Директорам я объяснял: для человека что важно — сытым быть! Конечно, хочется и сервелат, и икру, но если таких возможностей нет (а семейный доход в то время снизился), тогда обеспечь необходимым. Если между кефиром с жирностью 2,5 процента и 1,5 процента разницы на вкус нет или сметана что 10, что 15 процентов — одинаковая, то зачем поднимать жирность на 5% с ростом цены?

«У нас же не было до этого онкологического центра, а потом, через какое-то время после пожара, когда я уже уехал, целую больницу отдали» «У нас же не было до этого онкологического центра, а потом, через какое-то время после пожара, когда я уже уехал, целую больницу отдали» Фото: vestikamaza.ru

— Были какие-то четкие критерии для коррекции себестоимости?

— Я учил директоров следить за средним уровнем зарплаты. Говорил им: смотрите статистику, какое число работников получает до стольких-то рублей, какое — до стольких-то, продукцию выпускайте исходя из этих данных. Как-то приехал вместе с директором мясокомбината в магазин, говорю: дайте мне вот этот сервелат. А колбаса уже зеленеет по краям, продавец давать не хочет. Не переживай, говорю. А директору: скажи мне, сколько ты чего выпускаешь? Столько-то тонн сервелата, столько-то докторской. А сколько населения в городе? Какая у них средняя зарплата? Сколько людей могут купить сервелат? Так почему ты делаешь сервелата больше, чем позволяет покупательская способность? Положил ты этот сервелат на витрину, он там и портится. В моем понимании руководитель города или области должен так работать. Чтобы люди чувствовали, что о них заботятся. Конечно, частный бизнес — самостоятельный, но власть все равно есть, и она должна думать о людях, должна анализировать, почему товары не по карману. Есть структуры, которые могут в этих вопросах разобраться. Когда на одном из республиканских мероприятий я сказал, что у нас в Челнах самый дешевый хлеб, знаете, как косо на меня посмотрели? Я сижу, думаю: хорошо ведь, если народу лучше. А ко мне вопрос: как так, почему не согласовал?.. Оказалось, не все думают так, как я.

— Были ли тогда реальные шансы уйти от экономической доминанты КАМАЗа?

— Совсем уйти, конечно, невозможно, это же крупное производство, под него все здесь и строилось. Если в хозяйстве сдохла одна из десятка овец, это не страшно, но если корова — это уже сложно пережить. Мы стремились наращивать поступления в бюджет и добивались этого.

— Вам удалось довести долю МСП в бюджете до 25 процентов. Вы к этой цифре стремились?

— Мы хотели больше, 35–40 процентов. Но я проработал всего один год до того, как сгорел завод двигателей, и мне не довелось насладиться всем букетом возможностей. По сути, я оказался кризисным управляющим.


«ХУЖЕ ВСЕГО БЫЛО ТО, ЧТО КАМАЗ РАСПРОДАЛ ДЕТСКИЕ САДЫ»

— Одним из маркеров того периода стали камазовские талоны — как они помогали жить?

— Талоны — это период до пожара. В эпоху бартера был торговый центр «Аргамак-КАМАЗ», который получал грузовики и продавал их взамен на товары народного потребления, а камазовцы покупали их на талоны. Но после пожара бартер как раз остановился, ведь машин-то уже почти не выпускали. «Аргамак» работал потому, что денег в стране не было. Благодаря этой системе люди как-то были обеспечены.

— Вам приходилось общаться с людьми, какая была информационная политика?

— Медиаресурсами я занялся тоже до пожара. Когда стал мэром, было, в общем-то, два федеральных канала и одно проводное радио. При нашей команде появилось городское телевидение, потом филиал «Эфира», потом СТС, несколько радиостанций. Каждый понедельник я проводил совещание, во вторник его транслировали. Сказал себе: Рафгат, спрашивать можешь жестко, но чтобы «запикивать» было нечего. Народ ждал эту передачу, знал, что команда живет их проблемами. Я старался объединить людей вокруг своей команды того периода, и люди нас понимали, за что я благодарен челнинцам.

— Правда ли, что у вас с Бехом был конфликт из-за налогов?

— Конфликта не было, но разные точки зрения были. Естественно, КАМАЗу после пожара было тяжело, и мы вместе искали решения. Кстати, льготы, которые мы ввели для бизнеса, распространялись и на КАМАЗ.

«В эпоху бартера был торговый центр «Аргамак-КАМАЗ», который получал грузовики и продавал их взамен за товары народного потребления, а камазовцы покупали их на талоны» «В эпоху бартера был торговый центр «Аргамак-КАМАЗ», который получал грузовики и продавал их взамен на товары народного потребления, а камазовцы покупали их на талоны» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Когда КАМАЗ начал избавляться от непрофильных активов, процесс перевода Нового города на баланс муниципалитета сложно проходил?

— Это должно было случиться в любом случае, даже если бы пожара не было. Действительно, это был сложный период. Я ведь сам способствовал тому, что КАМАЗ стал первым в России акционерным обществом. Но когда КАМАЗ начал передавать нам социальные объекты, жилые дома, сети, дороги, по закону он должен был довести их до нормативного состояния. Я жестко стоял на этом, не давал им спихнуть все на город. Тогда премьер-министром был Мухаммат Сабиров, он, наверное, раза по два в неделю приезжал поговорить. «Рафгат, ну возьми ты этот фонд». Я ему отвечал: сегодня вы меня уговариваете, а завтра я останусь с этим плюхаться в одиночку. За счет нашей принципиальной позиции многие вопросы все-таки были решены. Я жестко настаивал, чтобы руководство КАМАЗа или средства выделяло, или само приводило объекты в нормативное состояние. Это не значит, что мы друг друга не уважали, но спорили много. Что-то, конечно, пришлось забрать с долгами, в плохом состоянии, но хуже всего было то, что КАМАЗ распродал детские сады. Мы не могли на это повлиять, а республика посмотрела как-то сквозь пальцы. Теперь их возвращают и восстанавливают.

—- Сколько ресурсов потребовалось в итоге на восстановление инфраструктуры и как они изыскивались?

— Потихоньку. И КАМАЗ постепенно заработал, и республика сколько-то помогала.

«Когда КАМАЗ начал передавать нам социальные объекты, жилые дома, сети, дороги, по закону он должен был довести их до нормативного состояния. Я жестко стоял на этом, не давал им спихнуть все на город» «Когда КАМАЗ начал передавать нам социальные объекты, жилые дома, сети, дороги, по закону он должен был довести их до нормативного состояния. Я жестко стоял на этом, не давал им спихнуть все на город» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДЛЯ ЧЕЛНОВ НЕ БЫЛО НИКАКИХ «ЛИХИХ 1990-Х»

— Правда ли, что за детские сады и какие-то иные объекты приватизации шли бизнес-войны в тот период?

— Я никаких войн не видел. Город ведь ничего не продавал, при мне — ни одного квадратного метра помещений. Ходоков было много, но я знал, что все будет востребовано. Думал о тех, кто придет работать после нас, и, самое главное — о горожанах.

— А люди упоминают даже о криминальных разборках за объекты приватизации...

— При мне — нет. Тогда и психология была другая. Сейчас все называют 1990-е годы «лихими». Для Челнов не было никаких «лихих 1990-х». УВД контролировало ситуацию, а мы многое сделали для УВД. Это и фонд «Правопорядок», и многое другое. Когда мне говорят сейчас про «29-й комплекс», про «48-й» — ничего про них слышно не было тогда. Если бы что-то происходило — я бы об этом знал и мне хватило бы пяти минут, чтобы все оказались передо мной, и я бы со всеми определился, как быть. И с милицией в том числе. Это сейчас взаимодействия нет, каждый сам по себе. Если бы тогда я узнал, что кто-то из правоохранительных органов связан с криминалом, он бы в течение суток был уволен и привлечен к ответственности. Вот когда я ушел — тогда да, и Фабера убили, и еще кого-то, а при мне такого не было. Не было! Я знаю 1990-е годы не как разгул преступности, а как время падения экономики страны и созидательной деятельности города, несмотря на пожар на КАМАЗе.

«Это сейчас взаимодействия нет, каждый сам по себе. Если бы тогда я узнал, что кто-то из правоохранительных органов связан с криминалом, он бы в течение суток был уволен и привлечен к ответственности» «Это сейчас взаимодействия нет, каждый сам по себе. Если бы тогда я узнал, что кто-то из правоохранительных органов связан с криминалом, он бы в течение суток был уволен и привлечен к ответственности» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Говорят также, что пожар вызвал серьезные экологические последствия.

— Исключить это было невозможно — всякое оборудование несет определенные экологические риски. Самой крыши с ее утеплителем уже достаточно было, чтобы повлиять на экологию. Статистику я не помню, но писали тогда, что в Набережных Челнах был самый высокий рост онкологии в стране. У нас же не было до этого онкологического центра, а потом, через какое-то время после пожара, когда я уже уехал, целую больницу отдали. Онкология же сразу не проявляется. Но я могу сказать, что мы занимались экологией как нигде в другом месте. При мне была создана экологическая милиция — мы купили им машины, и они четко следили за чистотой в городе, свалки были исключены. За счет фонда «Правопорядок» мы дали милиции возможность набрать этот штат, но подчинялся он нам. Как и вся милиция, впрочем...

— Ваше мнение: пожар был диверсией или случайностью? И действительно ли не было жертв?

— Не было, это точно. Проблем ведь с эвакуацией тоже не было — пока крыша горела, все покинули здание. Мне тогда объясняли, что взорвался масляный трансформатор, который находился на крыше завода двигателей. Вот так я знаю, однако знаю и другое — никого не наказали. Большого расследования не было. Огромный завод сгорел, словно корова слизнула.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (94) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
6.04.2018 08:40

Сначала все что могли украли, а потом сожгли. Многие из начальства средней руки завода двигателей разбежалось по России и миру, купили по домику и неплохо устроились для того времени. Причем уезжали срочно и быстро. А горожане остались с всплеском онкологических заболеваний и безработицы. На Камазе зарплату не платили по 8-9 месяцев, выживал кто как может. Н верьте ни одному слову этого человека! Может быть он и не виноват в произошедшем, но уж точно не такой мудрый и справедливый, каким себя сейчас выставляет.

  • Анонимно
    6.04.2018 08:14

    Так и нет ответа на вопрос об исчезновении двигателей. Они тоже сгорели?

    • Анонимно
      6.04.2018 08:40

      Сначала все что могли украли, а потом сожгли. Многие из начальства средней руки завода двигателей разбежалось по России и миру, купили по домику и неплохо устроились для того времени. Причем уезжали срочно и быстро. А горожане остались с всплеском онкологических заболеваний и безработицы. На Камазе зарплату не платили по 8-9 месяцев, выживал кто как может. Н верьте ни одному слову этого человека! Может быть он и не виноват в произошедшем, но уж точно не такой мудрый и справедливый, каким себя сейчас выставляет.

      • Анонимно
        6.04.2018 10:04

        Этот человек на корню рубил всякий бизнес в городе. Невозможно было при нем вообше работать.

        • Анонимно
          6.04.2018 11:13

          При Алтынбаеве был расцвет предпринимательства, приезжие из других городов только удивлялись количеству ИП, заправок и возможности в развитии. Его потом просто задушили, и преследовали все предприятия связанные с ним и его людьми, можно один только пищекомбинат вспомнить.

          • Анонимно
            6.04.2018 11:49

            Бенщин кстати был самый дешевый в Татарстане. И заправки цивильные стал ставить Челнынефтепродукт. Была тогда такая сеть заправок

          • Анонимно
            6.04.2018 14:46

            Ну зачем вы врете ? При нем бизнес убегал из города. Он никому не двал толком развиваться..

        • Анонимно
          7.04.2018 06:55

          На корню это сейчас бизнес поручили, а тогда все только развивалось, самое начало, можно сказать, и Алтынбаев делал все для этого развития.

      • Анонимно
        6.04.2018 11:56

        Боготворить его не надо конечно. Но в тех условиях и при тех возможностях, он работал очень эффективно. Надо отдать должное. Хотя и "косяков" конечно было достаточно.

      • Анонимно
        7.04.2018 07:24

        "Сначала все что могли украли, а потом сожгли... Не верьте ни одному слову этого человека"
        Вы собственно кто такой, чтобы подобную ложь анонимно писать?
        Таких грамотных и честных управленцев как Алтынбаев еденицы. Человек сделал невозможное тогда и для челнинцев, и для республики, и его заслуга даже не оценена по-достоинству, и никем он себя не выставляет, а напротив, многого что делал нужного и ценного для народа, не говорит. Все бы такими были, не было бы сейчас такого бардака кругом. В ваших словах ничего кроме злобы не читается.

    • Анонимно
      6.04.2018 09:01

      Их и не было...специально подожгли...

    • 1. Исторически, крупнейшие мировые зарубежные и ключевые автозаводы никогда не сгорали до тла. На Западе это серьезная проблема национальной безопасности. Случай с КАМАЗом, на мой взгляд - диверсия и чьи-то происки.
      2. В настоящее время, технологии таковы, что пожары уже не проблема. Голова Змей Горыныча опять вырастит.

      • Анонимно
        14.07.2018 03:07

        Да будь я хоть негр преклонных годов, и то, без труда и без лени, я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин!!!(Маяковский). Человеку с высшим образованием стыдно делать такие ошибки.

  • Анонимно
    6.04.2018 08:26

    Рафгат Закиевич это ЧЕЛОВЕЧИЩЕ . Много что сделал для Города и для Республики. Жаль что сейчас не у дел !!!

    • Анонимно
      6.04.2018 09:49

      Здрасьте, а ничего что у него собственный банк в Москве?

      • Анонимно
        7.04.2018 06:52

        Банк это не то, его дело работать на благо народа и республики, здесь он был бы намного полезнее.

    • Анонимно
      6.04.2018 11:39

      На фоне Шайхразеева , конечно.

  • Анонимно
    6.04.2018 08:28

    Из него получился бы хороший руководитель РТ.

    • Анонимно
      6.04.2018 08:54

      Мужик хороший, креативный. Но вряд ли. Не политик. До Бабая ему все-таки далеко было

    • Анонимно
      6.04.2018 09:56

      согласен
      менталитет подходящий,
      судя по интервью для него аул это высшая ступень человеческого развития

      • Анонимно
        7.04.2018 06:58

        Значит отлично. Аул наоборот показатель качества и харизмы любого татарина. Все великие татары родом из аулов.

    • Анонимно
      7.04.2018 06:51

      Да, хорошо бы его в руководители РТ.

  • Анонимно
    6.04.2018 08:32

    Алтынбаев один из лучших мэров Челнов. Денег в городе не было, а проспекты блестели - ни снега, ни грязи. И весь порядок держался за счёт авторитета мэра.

    • Анонимно
      6.04.2018 08:51

      Да. Порядок был. Несмотря на тяжелые времена. И развитие норода было. Теде торговые сети челнинские тогда начинали работу и были на высоте. И гораздо современней чем в Казани было.

  • Анонимно
    6.04.2018 08:35

    В нашей стране честные, грамотные хозяйственники не нужны. Боятся!

  • Анонимно
    6.04.2018 08:51

    Много таких талантливых руководителей слил Шаймиев.

  • Анонимно
    6.04.2018 08:55

    Лукавит мэр насчет лихих 90-х... Все он знал, но город, в то время, был в такой дыре, что просто было не до ОПГ. Почитайте книгу "зАЗЕРКАЛЬЕ" Ю.Удовенко - там все подробно описано.

    • Анонимно
      6.04.2018 10:12

      Тогда во власти кримианала, рвавшегося к власти были не только Челны с знаменитым 29 кварталом ,щупальцы которого дошли потом до столицы республики, но и сама Казань. Шаймиву пришлось прнимать чрезвычайные меры, чтобы хоть немного разрядить обстановку.

    • Анонимно
      7.04.2018 07:03

      Вы поменьше страшных книжек читайте. Жил в те годы в Челнах - ничего такого уж масштабного в плане ОПГ не было, ни в какое сравнение с тем что в Казани творилось, так что не надо "ляля".

      • Анонимно
        7.04.2018 17:05

        все правильно с 92 по 94г. 29-ки подмяли всё под себя, устранили всех значительных конкурентов и уехали в мск.

  • Анонимно
    6.04.2018 08:55

    Алтынбаев был наиболее реальным кандидатом в премьеры, а потом, возможно и выше, тем более его поддерживал, всесильный тогда, глава администрации президента Халяф Низамов.Но многих казанских чиновников и баев испугал этот самородок, и в результате их совместной операци он, как и Низамов, был устранен.Из тех кто создавал Челнинский гинант его имя стоит рядом с Раисом Беляевым.

  • Анонимно
    6.04.2018 09:01

    Спасибо Алтынбаеву.Р за то что в трудные годы он так много сделал для города, стиль руководства и масштабы мышления у него высокого уровня. После него были и есть только временные , которые только о собственной наживе и думают, как фараоны что у них будет вторая жизнь с награбленным богатством.

  • Анонимно
    6.04.2018 09:07

    Во многом в этом деле сам Алтынбаев виноват. Надо было идти в Премьеры РТ, что предлагал Шаймиев. А так как руководитель Алтынбаев был одним из сильнейших в Татарстане и мог еще много принести пользы.

  • Анонимно
    6.04.2018 09:30

    Теперь руководители другие совсем! Главная задача у большинства - набить карманы! Они не виноваты, виновата система, которую построили сами. В этой системе ЭЛИТЕ по другому нельзя, уволят. Вот и идет соревнование - кто больше наворовал? О народе НИКТО и не думает, держат его на подсосе, чтобы он не "вякал". Такое общество не имеет права на существование, все это временно! Но мало кто знает, сколько это протянется?

  • Анонимно
    6.04.2018 09:33

    Алтынбаев возил руководителей за границу, чтобы те смотрели, как живут люди, и понимали, куда идти к чему стремиться. Жесткий и справедливый был. Верните его в мэры Челнов.

  • Анонимно
    6.04.2018 09:40

    мудрый старик. не зря героя дали. Сгорело бюджетообразующее предприятие в моногороде, а он... "ну что тут сделаешь, нет смысла возвращаться и смотреть на пожар. Поехал отдохнуть, так отдохни". Однако... а как же режим ЧС, создание правительственной комиссии, разработка плана по недопущению и т.д.

  • Анонимно
    6.04.2018 11:03

    толковый мужик был Алтынбаев!!! жил в обычном многоквартирном доме!!!

    • Анонимно
      6.04.2018 11:51

      Бывало пешком на работу ходил. В принципе и недалеко было мин15

    • Анонимно
      6.04.2018 15:15

      В том, где сейчас 5-звёздочный СПА отель РАССТАЛ? Да, в обычном

    • Анонимно
      6.04.2018 19:10

      Толковый или нет это вопрос. А почему был? Он вроде и поныне живет и здравствует

      • Анонимно
        7.04.2018 07:07

        В Татарстане же нет его. И жаль! Может и проблему свалок без мсз бы решил и не переживали бы сейчас так люди.

  • Анонимно
    6.04.2018 11:09

    "Я ему сразу сказал, что на его месте не стал бы восстанавливать завод двигателей."

    Все у нас чиновники знают: как Камаз спасать, как людей занимать сдачей в аренду им станков. Поэтому, видимо, когда слетают с работы, нигде не могут ничего полезного сделать.

  • Fandas Safiullin
    6.04.2018 12:31

    «Сначала все что могли украли, а потом сожгли. Многие из начальства средней руки завода двигателей разбежалось по России и миру, купили по домику и неплохо устроились ... Н верьте ни одному слову этого человека! Может быть он и не виноват в произошедшем, но уж точно не такой мудрый и справедливый, каким себя сейчас выставляет».

    А Вы попробуйте опровергнуть хотя бы одно слово, как Вы выразились, «этого человека»! Не получится у Вас ничего. Вы сами знаете об этом, и потому прячетесь за «Анонимно».
    Рафгат Алтынбаев не был ни хозяином, ни одним из руководителей завода КАМАЗ.
    Ваши обвинения: «украли», «сожгли», «разбежались», «купили по домику», «устроились» — по адресу.
    Я могу много чего добавить к тому, что натворили хозяева Автозавода, у меня не менее десятка жестких депутатских запросов по КАМАЗу и столько же выступлений на сессиях ВС РТ.
    Алтынбаев был успешным руководителем огромного города, на которого обрушилась катастрофа. В один день десятки тысяч жителей рабочего города остались без работы!
    Попытайтесь представить груз отвественности и, казалось бы, безвыходной остроты и тяжести возникших проблем.
    1993-й и далее годы — это ещё не «тучные годы» в стране с широкими потоком нефтедолларов. Помощь городу — погорельцу со стороны была, мягко говоря, очень далеко недостаточна.
    Рафгат Закиевич, понятно, не обо всем сказал, как приходилось «выкручиваться».
    Не сказал он и том, чего он не делал: в те бедственные годы он не клянчил помощи.
    Очень жаль, что труд Рафгата Алтынбаева по выводу крупнейшего моногорода из тяжелейшего кризиса до сих пор по достоинству не оценен. А его ценнейший опыт умелого руководства в беспримерно сложной ситуации остается невостребованным.

    Алтынбаев сам не напомнил и я чуть не забыл упомянуть его активную связь с различными общественными организациями, его умение во-время, ещё в «зародыше» снимать общественное напряжение в городе.
    Он не только не запрещал разные собрания и митинги, а бесплатно предоставлял им актовый зал администрации города для разных общественных публичных мероприятий. Порой с самыми острыми вопросами в адрес властей города.
    Это его идея — создание в городе разных и взаимно дружных и очень активных национально-культурных общин города.

    • Анонимно
      6.04.2018 16:43

      Правильно написали, Фандас абый! Жаль, что Р.З.Алтынбаева власти республики отодвинули в сторону и хотят использовать его потенциал на благо Татарстана. Не по-хозяйственному это, личные амбиции ставить выше интересов республики.

  • Анонимно
    6.04.2018 12:45

    Не часто, но Сафиуллин пишет и правду, без нациоеалистичекой болтовни и байрамовщины.В данном случае сказанное им об Алтынбаеве, близко к истине, ново для меня и его сообщение, что он стоял у истоков создание позитивно ориентированных национальных общин. Разгул кашаповщины -байрамовщины начался после ухода из Челнов Беляева и Алтынбаева.

  • Анонимно
    6.04.2018 14:27

    "Он говорит: ну что тут сделаешь, нет смысла возвращаться и смотреть на пожар, поехал отдохнуть, так отдохни"
    Хорошо отдохнул? Как в последний раз наверное.

    • Анонимно
      11.05.2018 10:28

      В том то и дело Алтынбаев говорит: "Однако тревога оказалась сильнее, я вернулся в город."

  • Анонимно
    6.04.2018 14:28

    Алтынбаев давно заслужил звание Почетного гражданина города Набережные Челны.

  • Анонимно
    6.04.2018 14:41

    УМНЫЙ МУЖИК......Про станки чтоб не стояли прям в точку.

  • Анонимно
    6.04.2018 15:25

    При всех его достоинствах не забуду ему аварию на пр.Х.Туфана

  • Анонимно
    6.04.2018 15:32

    Почему Нижнекамску не везет с мэрами.Никто и не спрашавает сейчас у мэра, сколько рисков можно добавить городу без необходимой суммы на безопасность нефтехимического города.Хотят новые хозяева попасть опять в форбс и режут на все в десятки раз.Город в большой опасности и мэру нипочем.

    • Анонимно
      6.04.2018 20:50

      Тамошние владельцы заводов не дают этого сделать мэру Нижнекамска. Так как это уже частные заводы

  • Анонимно
    6.04.2018 16:32

    Не зря боялись от Алтынбаева. Он и как руковадитель и как человек отличный . Уважали и будем уважать вас Рафкать Закиевич! Про вас много хорошого будет писать и говорить , всему свое время. Здоровья вам . Мы вас любим. Вы не зря старались . История всех на место поставить!

  • Анонимно
    6.04.2018 16:40

    Помню Алтынбаева, люди правы, в 90-е когда вся Россия только входила в какашки, он управлял городом и город действительно был чистый, криминала было много(время такое было, а сейчас еще больше) бизнесу помогал как мог, а не как надо, но и нынешние руководители не особо заботятся о бизнесе.

  • Анонимно
    6.04.2018 16:56

    Самый лучший Руководитель! Вытащил город в такие времена! Спасибо Вам и Здоровья!

  • Анонимно
    6.04.2018 17:12

    У Алтынбаева огромный талант руковадителья. Надо использовать его в пользу РТ.

  • Анонимно
    6.04.2018 17:16

    Алтынбаев...это ЧЕЛОВЕК с большой буквой!!!Для Челнов он сделал очень много...один из лучших мэров города!Жаль что он ушел..и не нашли ему достойную должность в правительстве...реальный кандидат на президента Татарстана был и есть!!!Город был чист..был порядок.Сажал с собой в автобусы с лопатами зимой и на чьей территории не был убран снег..высаживал на месте и заставлял убирать!так же и летом..с метлой....Молодец мужик!!!

  • Анонимно
    6.04.2018 20:30

    Это мужественный, справедливый человек .как он поддержал бизнес- я врач лечебник -пришла в комиссию с документами за 1 час дали разрешение на частный прием по гомеопатии. /в одной из поликлинок где вела прием по совместительству,за аренду не платила/, с небольшим гонорраром удалось выжить ,когда была задержка зарплаты... а когда переехала в Казань......ходила по инстанциям и перестала-....хорошо хоть по основной специальности устроилась официально...Аллах исэнлек бирсен,имнлек ,успехов ,удачи,,,,

    Ахиетзянова А.Х. жительница Челнов 1989-1999гг.

  • Анонимно
    6.04.2018 22:02

    Не знаю, не знаю.... Сколько себя помню, тяжело было жить и тогда и сейчас не легче. Жизнь в Челнах, это борьба на выживание, мэры приходят и уходят, а я 40 лет бьюсь, как рыба об лед, что бы можно было бы хоть как то просуществовать. Дочь выучила, отправила в большой город, подальше от этой безнадеги. Какие елки и сабантуи? О чем вы? Выходной не могу взять, работаю как лошадь, остановится нельзя ни на день, платить за все надо. Налоги, лекарства для родственников, квартплаты, обещают на домашних животных налоги ввести...

  • Анонимно
    6.04.2018 22:29

    Здоровья вам Рафкат Закиевич!

  • Анонимно
    7.04.2018 02:50

    И как же он наполнял бюджет, если снимал налоги? Налогов нет - а бюджет есть? Фокусник. А не помнит, как наоборот добавлял местных налогов на предпринимателей и они стали перерегистрироваться в других регионах? Как деньги с предпринимателей собирали наличкой на всякие сабантуи, новые годы с иллюминацией? Просто ездили и требовали наличку? А о какой социальной стабильности можно было говорить, если учителям месяцами не платили зарплату, и они устроили дважды - единственные в стране - забастовки? А как устроил эксперимент с пэтэушницами, принятыми в школы классными руководителями на места учителей с высшим образованием? Потом долго пришлось исправлять результаты этого эксперимента... Пусть расскажет про склад под мэрией. И как начали строить за счёт городского бюджета (!) один универсам (и это тогда, когда вся торговля уже была в руках предпринимателей) , а потом он оказался приватизированным и стал принадлежать его семье... В конце концов всё-таки ему пришлось бежать из города...

  • Анонимно
    7.04.2018 07:43

    КРАСИВО ВРЁТ ! Я ВЫРОС В ЧЕЛНАХ ВМЕСТЕ С ГОРОДОМ ! УЕХАЛ В 98 . ЗАВОД НАМЕРЕННО СОЖГЛИ ! ЛИХИЕ 90 БЫЛИ ОЙ ЁЁЙ !!! ВОРОВАЛОСЬ ВСЁ !

  • Анонимно
    7.04.2018 08:04

    Зачем вытаскивать на поверхность " сбитых летчиков" типа Алтынбаева или Исхакова? Ну кому интересно слушать полководцев,проигравших свои битвы? Им да,хочется постоянно о себе напоминать ,это понятно и все.

  • Анонимно
    7.04.2018 08:49

    В это 90 , скажем по своему революционные годы становления дикого капитализма- Алтынбаев был блестящим руководителем,хотя я и тоже из числа тех. кого он как бы задел,но спустя годы могу утвержать,это самый достойный мэр Челнов. Субьективно и на расстоянии могу говорить,чем то похож Магдеев...

  • Анонимно
    7.04.2018 09:16

    Похоже действительно человек достойный, - судя по комментам... количество негативных оценок личности/деятельности сильно меньше позитивных, в отличии от статей про большинство других татарстанских деятелей.

  • Анонимно
    7.04.2018 11:18

    Как лет через десять оценят нынешнюю власть? не думаю что будет много хорошего сказано о нынешнем мэре. Связывать с Профит_ом что строит уродливые и некачественные многоэтажки, да точечное строительство и ужасная раскраска фасадов. Да часть дорог отремонтировал, но их же лет через снова надо будет латать от дыр.

  • Анонимно
    7.04.2018 11:38

    Рафкат Закиевич , как бы о нем не говорили, в памяти Челнинцев того времени запомнился как положительный персонаж.

  • Анонимно
    7.04.2018 13:12

    Алтынбаев был руководителем моногорода , который имел трудности роста, но к которому было приковано внимание руководства страны, и члены Политбюро и министры, минуя Казань , прямиком летели в Челны.Намного труднее,Магдееву когда звездный час прошел и надо думать о выживании моногорода, это не Казань, которая в центре внимания республиканских и федеральной власти на самом высоком уровне.

  • Анонимно
    7.04.2018 13:23

    Проектная мощность по выпуску двигателей была на 250 тысяч ,первая очередь состояла из импортного оборудования .а вторая из отечественного и оно было под конкретный двигатель . Основу составляли автоматические линии и специальные станки под конкретные детали и производить в других цехах без данного оборудования ,это детский лепет ,можно на коленке делать несколько штук с плохим качеством .

  • Анонимно
    7.04.2018 13:52

    завод сожгли специально конкурентов было много и кто хлынул на рынок Камаза там надо и искать но ни кто этим не занимался кому Татарстан нужен был Ельцин в то время и Россию разграбил с Чубайсом Гайдаром . Госбезопасность была на нуле. Посмотрите материалы расследования причины пожара и все поймет даже ребенок .

  • Анонимно
    8.04.2018 10:55

    При Р.З.Алтынбаеве Н.Челны был настоящим чистым городом(в центре и на окрайне).Потому что он сам лично держал под контролем.А сейчас стало хуже чем г.г. Казань,Бугульма(эти города всегда считались самыми грязными). Вот что значит стиль работы руководителя!Про этого многократно отмечались выше прочитанных комментариях и часто можно слышать в разговорах населения нашей республики.Уход с поста Мэра Р.З.Алтынбаева народ воспринял очень болезненно , и считают до сегоднешного дня большой потерью для г.Н.Челны!

  • Анонимно
    8.04.2018 13:32

    Наверное Казань стала намного чище и благоустроеннее при Метшине. Он правильно использут огромный поток денег вкладываемый в город в связи с федеральнымии и мировчми проектами, последний из которым ЧМ18. В 2019 г.предстоит мировой чемпионат по рабочим профессиям, и это почетно и сулит новые преференции.Ведь Казань не только место сабантуев и родина чак -чака, но и город высоких технологий.Недостатком или упущением, является, указанная Миннихановым, недопустмость застройки центра безлиикими многоэтажками.Последний пример попытка изуродовать ,единственный сохранившийся, с нетронутой флорой и фауной, участок берега Казанки в районе улицы Хакима, 18 этажной башней-монстром, с довольно смутным назначением, на деньги одного из богатейших кланов республики.Но после гневного предупреждения Президента им предстоит закрыть эту аферу.

    • Анонимно
      8.04.2018 17:40

      Денег много было в Казань привлечено при подготовке к Универсиаде. Большой задел в развитии города и региона

  • Анонимно
    8.04.2018 16:38

    Елки и Сабантуи проводились такие же, если не лучше,
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/377993

  • Анонимно
    15.04.2018 11:06

    Рафкат Закиевич это наш герой Татарстана. герой России. Честь и хвала, здоровья и счастья ему ! Знал его просто как Человека , как руководителя. Если сейчас были бы выборы, я и многие мои товарищи отдали бы за него голос на пост руководителя города, республики и даже России. ОН БЫ СПРАВИЛСЯ НА ЛЮБОМ ПОСТУ. Всех Вам благ Рафкат Закивич ! С уважением челнинец и группа товарищей !

  • Анонимно
    4.05.2018 23:20

    Врет и не краснеет! Лихих 90-х не было в Челнах?! Пусть он в глаза любому это скажет, кто вырос в Челнах в 90-х. На улицу нельзя было выйти спокойно!

  • Анонимно
    26.06.2018 08:12

    Он много выступал по местному радио! Мы были молодые, но все равно понимали что город был чистым, снег убирали! Кроме него и нынешнего мэра (Наиль Гамбарович) никто за чистотой города не следил! А это говорит о многом! Значит человек способен работать на благо общества! А наверху должны быть только созидательные и культурные люди! Нынешним мэром Челнинцы тоже довольны! Спасибо ему за ухоженный город зимой и летом! Вот бы еще навел порядок при капитальном ремонте жилых многоквартирных домов! Там очень много воровства!

  • Анонимно
    3.07.2018 16:07

    С года 93-94-го Челны называли городом "бандитов и проституток" и не надо песен о предпринимательстве, люди просто выживали, многие на коленке делали запчасти для КАМАЗОВ, многие за бесценок продавали квартиры, которые вообще-то никто и не стремился покупать, и уезжали из города, чтобы заработать. Кто-то конечно и процветал, в том числе и автор этой статьи, за бесценок скупая квартиры, производственные площадки, расхищая бюджетные средства, всё было раза в два-три хуже чем в других городах. Бандиты ничего и никого не боялись, проститутки толпами стояли через каждые 40-50 метров на проспекте Мира, со всей России свозили в Челны. А вы тут город от снега чистили, потому и чистили за любую работу хватались и за любые копейки пахали. А кто-то в 93 семейный банк открыл, не подскажете кто и на какие-такие деньги?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen