Общество 
20.04.2018

Равиль Муратов: «Мы очищали КАМАЗ как авгиевы конюшни»

Бывший первый вице-премьер РТ и председатель совета директоров КАМАЗа о спасении автозавода от кабального кредита. Часть 5-я

«БИЗНЕС Online» продолжает публикацию серии интервью, приуроченную к 25-летию пожара на заводе двигателей КАМАЗа. На этот раз своими воспоминаниями поделился Равиль Муратов, который в 1997 году сменил Николая Беха на посту председателя совета директоров КАМАЗа. Он рассказал ранее неизвестные подробности того, как с помощью зарубежных СМИ удалось убедить инвесткомпанию «ККР» отказаться от кабального договора и своих претензий на акции автозавода.

Равиль Муратов: «Если ты видишь, слышишь, знаешь, но молчишь и ничего не делаешь, кому ты нужен?»Фото: prav.tatarstan.ru

«ЕСЛИ БЫ ЗАХОТЕЛИ СДЕЛАТЬ ДИВЕРСИЮ, ЕЕ ПО-ДРУГОМУ МОЖНО БЫЛО БЫ ОРГАНИЗОВАТЬ»

— Равиль Фатыхович, ровно 25 лет назад произошел пожар на заводе двигателей КАМАЗа. Как вы узнали об этом ЧП?

— Из сообщений в СМИ, как и все другие.

— Вы же тогда уже работали первым вице-премьером правительства РТ?

— Да.

— Как вы восприняли это происшествие?

— Ну как, сначала надо было выяснить масштабы пожара, какой ущерб нанесен. Ну а потом уже все пошло-поехало. Все силы, которые у нас были, мы туда подтянули. Сначала там загорелись крыша, кровля, а потом пожар распространился внутрь здания. Пока кровля полностью не сгорела, пожар не смогли остановить.

— Все-таки, по вашему мнению, это был несчастный случай или поджог?

— Просто где-то замкнуло, перемкнуло.

— То есть это не диверсия?

— Да нет, какая диверсия? Чтобы залезть туда на крышу, где-то устроить там пожар — кому это нужно? Если бы захотели сделать диверсию, ее по-другому можно было бы организовать, изнутри, не внешне...

— Не те материалы использовались для кровли, да?

— На то время применяемые при строительстве материалы были сертифицированы.

— Вы на место выезжали тогда?

— Нет, не выезжал. Дальше там расследование проводилось и все прочее, я в эту комиссию не входил.

«КТО ЖЕ ЗНАЛ, ЧТО ВСКОРЕ ОБРУШИТСЯ СПРОС НА ГРУЗОВИКИ И ВОССТАНОВЛЕННЫЙ ЗАВОД ДВИГАТЕЛЕЙ ОКАЖЕТСЯ НЕВОСТРЕБОВАННЫМ»

— Каковы последствия пожара на КАМАЗе?

— Во-первых, сам пожар остановил технологическую цепочку производства грузовиков на камском автозаводе. Во-вторых, было принято решение восстановить предприятие, что впоследствии привело к огромной кредитной нагрузке. Задним умом, знаете, все умными становятся. Руководство завода — все молодцы, они быстро восстановили производство двигателей за счет кредитов. Но кто же знал, что вскоре обрушится спрос на грузовики и восстановленный завод двигателей окажется невостребованным.... В итоге КАМАЗ через пару лет попал в классические «ножницы» — надо отдавать кредиты, а поступления от продаж грузовиков резко упали... Пришлось много сил потратить на реструктуризацию задолженности КАМАЗа, конвертации долгов в акции.

— Решение о восстановлении завода принималось руководством КАМАЗа или в казанском Кремле?

— Руководство КАМАЗа само принимало решения. Это же крупное акционерное общество, оно было первым в Советском Союзе. На КАМАЗе всегда были и сейчас есть очень высокие специалисты в сфере управления производством или персоналом. Любого из топ-менеджеров КАМАЗа возьми — он может возглавить федеральное министерство. У меня с Николаем Ивановичем Бехом были великолепные отношения, мы были большими друзьями в те годы. Но так судьба сложилась, что мне в 1997 году пришлось его заменить на посту председателя совета директоров, что наложило какие-то отпечатки на нашей дружбе.

«У меня с Николаем Ивановичем Бехом (на фото) были великолепные отношения, мы были большими друзьями в те годы. Но так судьба сложилась...» «У меня с Николаем Ивановичем Бехом (на фото) были великолепные отношения, мы были большими друзьями в те годы. Но так судьба сложилась...» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Есть мнение, что Николай Бех был смещен под давлением республики в связи с тем, что у него и казанского Кремля было различное понимание планов спасения КАМАЗа. Это так?

— Да какие разные понимания? Рынок упал, кредиторы начинают диктовать свои условия. Когда ты становишься заложником своих принятых решений (в данном случае я про Беха говорю), сложно из них самому выходить. У Минтимера Шариповича была встреча с Николаем Ивановичем — первый разложил ему ситуацию по полочкам. Предложил ему на замену одну кандидатуру на должность председателя совета директоров, вторую, третью. Но у Беха были по ним возражения. Когда Шаймиев называл мою фамилию, Николай Иванович промолчал. Вот так я и возглавил совет директоров. Я Николая Ивановича просил: давай вместе будем работать. Предложил ему пост заместителя председателя совета директоров...

«ПРИШЛОСЬ ЧЕРЕЗ АНГЛИЙСКИЕ И АМЕРИКАНСКИЕ СМИ НАДАВИТЬ НА ККР, ЧТО ТАКАЯ ОПЕРАЦИЯ СМОТРИТСЯ НЕ ОЧЕНЬ ХОРОШО»

— Когда вы пришли на завод, какие перед вами задачи ставились?

— Тогда ко мне зашел советник премьер-министра РТ по вопросам промышленности Назип Талипович Киреев, который входил в совет директоров КАМАЗа, и сказал, что есть угроза потери всего камского автозавода.

Речь шла о том, что американская инвесткомпания «ККР» может получить более 50 процентов акций КАМАЗа. Было известно, что стратегия этой инвесткомпании состоит в том, что она старается получить контроль над компаниями, которые стоят на пороге краха, дробит их на части, проводит реструктуризацию, особо не прикладывая больших сил и усилий, затем снова их выводит на рынок и продает по более высокой стоимости.

«Мы остановили конвейер на 9 месяцев. В то время была очень странная ситуация по реализации грузовиков — там были цены пяти форматов» «Мы остановили конвейер на 9 месяцев. В то время была очень странная ситуация по реализации грузовиков — там были цены пяти форматов» Фото: Владимир Зотов

В свое время ККР предложила руководству КАМАЗа свои услуги в привлечении банковских кредитов на восстановление завода после пожара, за что получила 16 процентов акций КАМАЗа. Кроме этого, ККР имела опцион на 36 процентов акций в случае успешного привлечения кредитов. Надо отдать должное, они сумели собрать деньги: 100 миллионов долларов от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), чуть более 200 миллионов долларов — от российских банков. Таким образом, ККР могла претендовать на 52 процента акций камского автозавода.

Нам пришлось через английские и американские СМИ надавить на ККР, что такая операция смотрится не очень хорошо. Я, будучи председателем совета директоров, пару раз ездил на переговоры с руководством ККР, убеждал их, что давление на камский автозавод плохо отразится на их репутации. В результате все три собственника ККР согласились вернуть акции завода. Помню, вместе с делегацией КАМАЗа приехал на встречу с собственниками ККР, они спрашивают: кому передать акции предприятия? Мы говорим: возвращайте самому автозаводу.

И потом пошли вот эти все дела по реструктуризации задолженности, очень все тягучие, сложные. Все время приходилось пугать банкротством.

— Кого пугать?

— Кредиторов.

— Вы даже в какой-то момент остановили завод — и он 9 месяцев не работал впервые в истории...

— Да, мы остановили конвейер на 9 месяцев. В то время была очень странная ситуация по реализации грузовиков — там были цены пяти форматов. Я помню цифру — только что выпущенный с конвейера грузовик стоил 90 миллионов неденоминированных рублей, а на рынке его можно было купить на наличку за 20 миллионов. При этом на сером рынке, по нашей оценке, было 20 с лишним тысяч новых «КАМАЗов». Задача была — уничтожить этот серый рынок.

Поэтому мы остановили конвейер. Это было нечто. Я помню, ведущий Николай Сванидзе пригласил меня на свою телепередачу «Зеркало недели» и там меня пытал: «Все, КАМАЗу конец? Когда его банкротом объявят?» Я ему отвечал, что нет, у нас есть планы по запуску главного конвейера и мы обязательно вернемся на рынок.

«Когда я был председателем совета директоров КАМАЗа, вместе с внешними производствами на автозаводе работало около 80 тысяч человек» «Когда я был председателем совета директоров КАМАЗа, вместе с внешними производствами на автозаводе работали около 80 тысяч человек» Фото: Владимир Зотов

«ПО ГРАНИ ПРОШЛИ»

— Какие последствия были бы в случае полного краха КАМАЗа, как вы считаете?

— Набережные Челны стали бы российским Детройтом. Видели, что сейчас Детройт представляет? Город-призрак...

— По сути, мы по грани прошли с КАМАЗом?

— По грани прошли. Тогда на вторичном рынке жилья однокомнатная квартира в Челнах стала стоить 1 тысячу долларов. У людей не было денег.

Наша задача была в том, чтобы сделать очевидные вещи. Мы провели маржинальный анализ себестоимости «КАМАЗов» и увидели, что 36 процентов маржи теряется в различных околозоводских структурах, которые поставляют металл и комплектующие на сборку. Еще 15 процентов теряется на реализации. То есть более половины стоимости грузовика уходит на сторону. Чтобы отбить этих прилипал, на КАМАЗ пришли правоохранительные органы, служба госбезопасности.

Коррупция была очень серьезная. Мы очищали КАМАЗ как авгиевы конюшни. Задачи были такие — убрать фирмы-прилипалы, очистить завод от влияния ОПГ, освободиться от кабального кредитного соглашения с ККР. Мы все это сделали. Конвертация кредитной задолженности в акции затянулась, но она тоже была нами сделана.

— Какой к тому времени был долг завода перед ЕБРР?

— В совокупности мы задолжали банку 1,3 миллиарда долларов.

«КАМАЗ через пару лет попал в классические «ножницы» — надо отдавать кредиты, а поступления от продаж грузовиков резко упали...»Фото: Владимир Зотов

«ЕСЛИ ТЫ ВИДИШЬ, СЛЫШИШЬ, ЗНАЕШЬ, НО МОЛЧИШЬ И НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕШЬ, КОМУ ТЫ НУЖЕН?»

— В 2002 году на заседании горсовета Челнов вы заявили, что на КАМАЗе надо сократить 15 тысяч человек.

— Да, и меня за это стали здорово пинать.

— Чем это было продиктовано?

— А потому, что без этого КАМАЗу невозможно было стать конкурентоспособным при том объеме производства грузовиков.

Есть в экономике вещи, на которые просто нельзя закрывать глаза. Не нужно думать, что ты уснул и проснулся утром в совершенно другом мире. Надо прикладывать усилия, всегда должны быть четкие понимания тех вопросов и проблем, которые надо решать. Если умалчивать о них, тогда надо самому уходить. Не надо работать председателем при совете директоров или в другом месте быть. Если ты видишь, слышишь, знаешь, но молчишь и ничего не делаешь, кому ты нужен?

Когда я был председателем совета директоров КАМАЗа, вместе с внешними производствами на автозаводе работали около 80 тысяч человек. В результате суммарная составляющая фонда оплаты труда у нас была в разы больше, чем у других мировых автомобильных компаний. Кстати, руководство завода в конечном счете сократило более чем 15 тысяч.

— Что было самым сложным?

— Дело в том, что КАМАЗ был первым проектом Советского Союза, где на одной площадке сконцентрировались все производства, которые были заточены на создание грузовика: производство рам, кабины, двигателя, другого, третьего. Да, в годы Советского Союза, когда был Госплан и Госснаб, эта схема была оправданна, потому что снижала себестоимость. «КАМАЗы» пользовались большим спросом, и нужно было очень постараться, чтобы выбить дополнительные квоты на камские грузовики.

«КАМАЗ был первым проектом Советского Союза, где на одной площадке сконцентрировались все производства, которые были заточены на создание грузовика: производство рам, кабины, двигателя, другого, третьего» «КАМАЗ был первым проектом Советского Союза, где на одной площадке сконцентрировались все производства, которые были заточены на создание грузовика: производство рам, кабины, двигателя, другого, третьего» Фото: Владимир Зотов

Но в условиях рыночной экономики схема, которая предусматривает самостоятельное производство всех комплектующих для собственных нужд, привела к потери конкурентоспособности.

В качестве иллюстрации я приведу такой пример. В КИП «Мастер», который был создан на свободных площадях КАМАЗа, один мелкий предприниматель арендовал помещение площадью 120 квадратных метров, поставил там несколько станков и начал производить распредвал для грузовиков «КАМАЗ». Сергей Анатольевич Когогин поручил провести испытания этих распредвалов, и автозавод стал закупать их. А раньше, по-моему, эти распедвалы делались на двух крупных предприятиях — в Саратове и Волгограде. Но когда у данных предприятий в условиях падения производства стали останавливаться линии, то на себестоимость этого распредвала стали ложиться затраты по содержанию помещения, электроэнергии, всего другого. Понятно, что стоимость изделия выросла до небес.

А здесь что: предприниматель купил в кредит станок, арендует 120 квадратных метров. Арендная плата в КИП «Мастер» низкая. У предпринимателя нет огромной бухгалтерии, планового отдела, дирекции, директора, замдиректора — естественно, он конкурентен.

Это показывает, что не обязательно тебе на площадке все своим заводом производить. Когда ты все делаешь внутри себя, то начинаешь перераспределять ресурсы. Вот у этого вроде бы жирку многовато, давай-ка за счет него вот это поддержим. А что значит поддержим? Это значит, что будет продолжаться выпуск неконкурентоспособной продукции.

«КАМАЗ СТАЛ КОНКУРЕНТНЫМ И НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ»

— Как вы сейчас оцениваете деятельность КАМАЗа?

— Очень позитивно.

— В будущем камского автозавода не сомневаетесь?

— Нет. Сейчас на заводе выпускается 40 тысяч машин. Потом грузовики, которые сегодня выпускаются, — это совсем другие машины. По стоимости другие, по эффективности, по качеству другие. КАМАЗ стал конкурентным и на внешнем рынке. Конечно, пока его сложно сравнивать с Volvo, Scania или MAN. Крупные мировые производители имеют достаточно свободных средств, они имеют доступ к дешевым кредитным ресурсам. И для них ничего не стоит создать определенные цены для захвата тех региональных рынках, которые наиболее интересны. В этом плане они более конкурентные. Второй вопрос, сколько ты вкладываешься в НИОКР и как идешь дальше в развитии двигателей. К сожалению, в таких объемах КАМАЗ еще не обладает финансовыми ресурсами, но государство помогает. Поэтому я считаю, что перспективы у КАМАЗа хорошие.

«В условиях рыночной экономики схема, которая предусматривает самостоятельное производство всех комплектующих для собственных нужд, привела к потери конкурентоспособности»Фото: Владимир Зотов

— Это мы про КАМАЗ. А вот если про Челны говорить? Что должно быть драйвером его развития? Потому что там и жизнь победнее, чем в Казани, и молодежь уезжает. Что сделать, чтобы Челны расцвели?

— Миграция молодежи всегда есть — из Казани в Москву уезжают, из Москвы в Европу. Чтобы это изменить, нужно создать, во-первых, высокооплачиваемые рабочие места, а во-вторых, комфортную среду обитания: хорошие дворы, театры, чтобы было куда сходить, чтобы у людей была возможность в отпуск слетать, посмотреть хоккей, сходить на футбол, жить в драйве в жизненно хорошем пространстве. В Набережных Челнах этого немного не хватает, надо добавлять, вопросы есть.

— И последний вопрос: вы гордитесь своей работой на КАМАЗе?

— Я считаю, этот проект был мной нормально закончен. Задачи по антикризисному управлению КАМАЗом, которые тогда стояли, мы реализовали.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (72) Обновить комментарииОбновить комментарии
ПанАлекс
20.04.2018 09:06

Вот когда он честно расскажет про историю превращения ТатУкрнафты в УкрТатнафту, когда 51% акций Татнефти и Минземимущества РТ "превратились" в 39% плюс кипрские офшоры, что позволило "женщине с косой", в дальнейшем, заявить, что эти "кипрские офшоры украдены у Украины", когда расскажет про "Форос" и про то как он и его шеф, президент РТ (соучредитель будущей Единой России) стали то ли вольными, то ли невольными главными соспонсорами президентской компании Ющенко (из 20 млн. евро избирательного фонда 18,5 млн. пришло от "дочек" Укртатнафты, что без согласия учредителей невозможно!), - вот тогда и можно поверить в истории...

  • ПанАлекс
    20.04.2018 09:06

    Вот когда он честно расскажет про историю превращения ТатУкрнафты в УкрТатнафту, когда 51% акций Татнефти и Минземимущества РТ "превратились" в 39% плюс кипрские офшоры, что позволило "женщине с косой", в дальнейшем, заявить, что эти "кипрские офшоры украдены у Украины", когда расскажет про "Форос" и про то как он и его шеф, президент РТ (соучредитель будущей Единой России) стали то ли вольными, то ли невольными главными соспонсорами президентской компании Ющенко (из 20 млн. евро избирательного фонда 18,5 млн. пришло от "дочек" Укртатнафты, что без согласия учредителей невозможно!), - вот тогда и можно поверить в истории...

    • Анонимно
      21.04.2018 10:36

      Наоборот вроде, не Ющенко, а Януковича

    • Анонимно
      21.04.2018 10:41

      Причем тут это. Статья не про Муратова, а про КАМАЗ. Вы что читать не умеете? Бизнес онлайн печатает цикл статей и интервью, посвященных КАМАЗу. И, естественно, берет интервью у людей, руководивших КАМАЗом в разные годы. И у Беха, и у Алтынбаева, и у Гольдфайна, и у Муратова. И, разумеется, в интервью, посвященном КАМАЗу журналист спрашивает Муратова про КАМАЗ, а не про УкрТатНафту. Что не так-то? Если Вы не согласны с тем что Муратов сказал именно о КАМАЗе-пишите, все с интересом прочитают. Если нет вопросов по поводу КАМАЗа-не засоряйте форум.

      • Анонимно
        22.04.2018 08:37

        Гольдфайн, к счастью, КАМАЗом не руководил. Ему не до этого было. Он церковь Саентологии в Челнах организовывал.

  • Галеев Зуфар
    20.04.2018 09:22

    И кто же выполнил роль Геракла.Или его не было. Или он скрывается под анонимным мы

  • Анонимно
    20.04.2018 09:22

    Об этом амбициозном пенсионере было столько негатива, последний его осетровый фейк, что он решил рассказть , что и пользу когда то приносил и читается с интересом.И тут появился несносный правдоруб пан, с неприятными , но вполне корректными вопросами,о провалах муратовской политики.Сомневаюс, что он расскажет об этом правду.

    • ПанАлекс
      20.04.2018 15:24

      Ни фига се "провалы" - Татарстан потерял сотни миллиардов плюс активы. Вот вопросом как доля тогда государственной Татнефти и Минземимущества РТ превратились в "кипрские офшоры" разве не СК с ФСБ должны были разбирать?

    • Анонимно
      21.04.2018 10:42

      Статья о КАМАЗе а пан о политике Муратова. В огороде бузина, а в Киеве дядька.

  • Анонимно
    20.04.2018 09:31

    Талантливый человек, талантлив во всем)))

    • Анонимно
      20.04.2018 10:36

      Хватит себя утешать. Адекватным людям давно известно что во всем профессионалом не будешь.

    • Анонимно
      3.05.2018 19:26

      зачЭм минусуют? Не имеют понятия про сарказм?!

  • А Камаз и есть Детройт. Я вообще не понимаю к чему это статья - показатель провальной политики?
    г. Набержные Челны - это сейчас совсем "другая история".
    Камаз-то, насколько я понял, Татарстану вообще не принадлежит? То есть, "отжали" грубо говоря. Хотя вложения из бюджета республики были колоссальными.
    Недавно Чемезов заявлял, мол, Татарстану надо хоть 10% акций Камаза вернуть.

    • Анонимно
      1.07.2018 22:11

      КАМАЗ никто не отжимал, с него уходят хорошие налоги в республику, но обратной связи нет, все развитие завода идет за счет развития общей экономики России и при ее тесной поддержке. ВВП два раза в кризисы привозил с собой министров РФ и подписывали договора на закупку машин за счет федерального бюджета. Когда у КАМАЗа не было денег на проведение общественных работ для сохранения работников в период кризисов, то Казань их не давала, опять же дал только федеральный центр 1 млрд руб.

  • Анонимно
    20.04.2018 10:05

    У Семина много подробностей.

  • Анонимно
    20.04.2018 10:16

    Поковка распредвала всегда делали на Кузне. Только обработка была в Саратове.

  • Анонимно
    20.04.2018 10:18

    Вложения в Камаз были союзные, на него работал весь СССР, министры и члены Политбюро летели в Челны, минуя Казань, иторию над знать.А вложения Казани мизер по сравнению с союзными.Был знаком с Р.К.Беляевым,еще когда, по выражению поэта все творили или пеи намаз- Камазу, его уже беспокоило,то, что моногород, лет через 25 столкнется с проблемами переориентации и создания новых производств.

    • Анонимно
      20.04.2018 12:35

      Камаз и десятки мега строек СССР были построены за счет нефти Татарстана.
      А в Татарстане все было по талонам.

      • Анонимно
        20.04.2018 15:19

        когда КАМАЗ строился, никаких талонов не было. Талоны появились ПОСЛЕ пуска второй очереди.

      • Анонимно
        20.04.2018 16:16

        С начала эту нефть СССР подарил ТАССР!!! При СССР Татарстана не было!!!

        • 16.16. Так ведь и России не было при СССР, а не только Татарстана, как Вы говорите, вот в чём парадокс.

        • Анонимно
          20.04.2018 17:56

          В СССР была Татарская автономная советская социалистическая республика.
          Почти как сейчас Татарстан.

          • Анонимно
            21.04.2018 10:44

            А когда было Казанское ханство, СССР не было. Представляете себе?

            • Анонимно
              21.04.2018 12:17

              Не старайтесь слишком сильно. Некоторые и сейчас считают, что живут в Казанском ханстве.

            • Анонимно
              23.04.2018 06:09

              Сначала было слово... Только потом появилось все остальное

  • Анонимно
    20.04.2018 10:37

    Скажите спасибо федералам и Когогину, если бы управляли дальше эти люди, то КАМАЗа уже не было бы. Подтверждение тому сотни
    обанкроченных предприятий Татарстана.

    • Анонимно
      20.04.2018 12:37

      Федералам отдельное "спасибо" за непомерные налоги которые душат КАМАЗ, за офшорные схемы которые выводят прибыль с КАМАЗа за рубеж, за незащищенный рынок грузовых автомобилей и преференции иностранцам.
      Кланяемся в ножки.

      • Анонимно
        21.04.2018 11:54

        Назовите хоть одну оффшорную схему выводящую прибыль КАМАЗа за рубеж.

    • Анонимно
      21.04.2018 10:50

      Это с каких пор Когогин стал федералом? Разве его федералы на КАМАЗ привели? Почитайте в Инете биографию Когогина-он коренной татарстанец, зеленодолец, учился в КГУ, карьерный татарстанский руководитель. Сначала руководил заводом в Зеленодольске, потом был главой администрации Зеленодольского района, потом министром экономики и промышленности Республики Татарстан, потом Шаймиев предложил его кандидатуру на пост директора КАМАЗа. Это было в начале 2000-х то ли в 2002 то ли в 2003 году, в то время федералы еще не имели такой силы, Путин только-только стал Президентом России. Сами подумайте, инаугурация Путина была в мае 2000, в 2002 года он всего полтора (!!!!) года был у власти и мало что успел поменять после Ельцина. А губернаторы были еще сильны. Что касается Когонина, то он никогда не жил и не работал за пределами Татарстана.

  • Анонимно
    20.04.2018 10:39

    -Предлагает сократить 15 тысяч человек.
    -говорит что задачи по антикризисному управлению решены.

    Он понимает о чем говорит ?

  • 10.37. Федералам-то понятно "спасибо" за госзаказы, прежде всего для Армии.
    А Когогину за что, не уточните? Менеджмент-то провальный. Кроме зарплаты топовым менеджерам, ну и себе любимому, конечно.

    • Анонимно
      20.04.2018 15:40

      А Вы бы не могли назвать долю госзаказа в объеме реализации если конечно знаете? Я в этом сильно сомневаюсь. Что касается зарплаты, то справедливости ради необходимо отметить, что зарплата топ менеджеров КАМАЗа не самая высокая даже в городе, я молчу уж о Республике и тем более о Москве

  • Анонимно
    20.04.2018 11:25

    А вы, господа диванные эксперты, какой-нить серьезный проект, помимо собственного кое-какого жизнеустройства, пробовали реализовать? Что касается команды Минтемира Шариповича Шаймиева, то она делала и делает все, чтоб Татарстан не только на плаву держался, но и в пример другим регионам - был в числе локомотивов, двигателей экономики России.

    • Анонимно
      20.04.2018 11:39

      а что такое Татарстан, по вашему мнению? это отдельно взятые семьи с частным бизнесом, который инвестируется бюджетными средствами или трехмиллионное население республики, пытающееся "держаться на плаву" собственными усилиями?

      • Анонимно
        2.07.2018 16:13

        на 11.59. очень правильное определение Татарстана, плюс еще многочисленные "инвестиционные" предприятия с иностранными хозяевами, от которых налоги в местный бюджет идут по минимуму, остальное- владельцам за рубеж и с маржой еще для определенной группы чиновников.

    • Анонимно
      20.04.2018 12:57

      Благодарю за оказанное доверие и присуждение титула - Диванный эксперт!
      А можно ли осторожно поинтересоваться Вашими успехами, которыми вы можете гордиться и по праву смотреть на нас поверх наших вжатых в плечи глупеньких головушек.

  • Анонимно
    20.04.2018 12:45

    Все заводы кроме местной промышленности строили всем миром в том числе с помощью Москвы. Многие обрабатывающие заводы ликвидировали, но КАМАЗ был слишком большой и всех рабочих девать было некуда. Оставшиеся предприятия в Республике отжали в основном свои. Будут строить ради льгот с численностью менее 20 или даже 10 работников (в ТОСЭР). А где работать молодежи.

  • А КАКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОТЖАЛИ СВОИ? Кроме Казанского Оргсинтеза и НКХ не припомню? Может Вертолётный, Судостроительный, Авиационный, Эликон, Комз? Какие, что-то на ум не приходит? В Республике собственность республиканская только около 17%. Остальное- либо Федералов, либо москвичей.
    Где брать налоги для пополнения бюджета?

    • Анонимно
      20.04.2018 15:43

      Я Вам для информации сообщаю, что если предприятие территориально находится на территории субъекта федерации, то и налоги оно платит там где работает персонал и расположено производство в пропорциях установленных законодательством и не важно чья эта собственность

      • Вы не путайте налоги с персонала, с налогами на прибыль Это разные и существенные суммы. Кроме того, Татарстан 70% собираемых налогов отчисляет в Федеральный Центр.

        • Анонимно
          21.04.2018 05:07

          В отличии от Вас я ничего не путаю. Принципиально не то где находится собственник, а то где зарегистрировано предприятие и где его производственные площади. А по поводу 70%, внесите предложения в изменении налогового законодательства.

          • 05.07.
            Ну-ка, ну-ка. Покажите-ка мне эту статью в налоговом в законодательстве, прежде чем говорить о внесении предложений?

            • Анонимно
              21.04.2018 12:00

              Возможно я недостаточно конкретно для Вас высказался. Налоговый кодекс регулирует ставку налоговых отчислений. Закон о бюджете регулирует процент доли в бюджеты различного уровня. Поэтому можете поучаствовать в законотворчестве и дать свои предложения.

  • Анонимно
    20.04.2018 15:05

    Команда у Равиля Фатовича тогда была на самом деле сильная. Производство и закупки тащил на себе Беляев В.Н., работу с ККР и реструктуризацию долгов Хазиев Ильшат Галиахметович и Халиков Ильдар Шафкатович. Были сильные директора заводов Емельянов, Фабер, Каюмов, Федулов, Каримуллин

    • Анонимно
      2.07.2018 16:17

      Очень "сильная" команда к 2000 году подвела КАМАЗ к нулю и только когда с приходом ВВП Россия стала идти вперед и потащила за собой КАМАЗ, пошли заказы и реализация, а с уходом Муратова завод как тяжкий хомут с себя сбросил.

  • Анонимно
    20.04.2018 15:05

    Вовремя убрали Муратова.
    Он уже начал прорабатывать варианты банкротства КамАЗа.
    Даже обсуждался вариант о превращении всего КамАЗа в "Музей социалистической индустрии".
    И не Муратов остановил КамАЗ в 1998 году якобы для ликвидации серого рынка. Завод остановило отсутствие живых денег и поставщики полностью прекратили поставки.

  • ПанАлекс
    20.04.2018 15:50

    Еще раз перечитал - что он там наплел, типа он "антикризисный управляющий". Типа РТ там сильно помогало, ха... Накуролесили так, что еще хуже наделали! Пока не пришла РФ и не взяла на себя все иностранные кредиты и не провела реструктуризацию. Ведь достаточно понять - если РФ стало главным акционером КАМАЗа то это не из за рейдерства - просто огромные долги по кредитам и в бюджет РФ поменяли на акции. Да и обязательства по зарубежным кредитам... А руководители РТ только надували губы и делали вид, что помогают КАМАЗу - но реальной помощи не было! КАМАЗ и его работники сами себя, как Мюнхаузен, тянули из болота. Причем, если энергозатраты достигали до 35% себестоимости КАМАЗа, то программа Альтернативных теплои энергоисточников позволяла снизить ее в 2 раза! Но именно Муратов с Шаймиевым настояли на ее свертывании - потому что Татэнерго Фардеева от нее "терпела убытки". Если вспомнить, то в то время разница в тарифах на тепло промпредприятиям к населению достигала 10 кратно. Поэтому, когда запустили котельную на ТГК, то она окупилась... еще до ввода в эксплуатацию, при пуско-наладке! Но Муратова и КазКремль интересы КАМАЗа и челнинцев котировались гораздо ниже, чем "семьи". Вспомните, кто поставил Когогина и чем его первые шаги запомнились? Первым делом заплатил 300 млн. в фонд ветхого жилья. Но разве, как утверждает Муратов, КАМАЗ, был в критическом финансовом состоянии - но откуда взялись деньги на ненужные траты? Вторым шагом тот "подарил" недострой 19/01, с реальной стоимостью (после достройки) 160 млн...
    ну и затем Когогин отказался от "альтернативного теплоснабжения" и начал возвращаться в Татэнерго, что обошлось КАМАЗу гораздо дороже...

    • Анонимно
      20.04.2018 17:45

      Муратов ушел из КАМАЗа в 1999 году.
      Фардиев пришел в Татэнерго в 2000 году.
      Не бьется.
      Никакой принятой и разработанной программы перехода КАМАЗа на "альтернативку" не было.
      Была программа энергосбережения, неплохая и реализованная, за нее получали премии.
      Исламов с Титовым хотели закупать электроэнергию на Форэме - им дали по рукам. Это было.
      Да и 35% в структуре затрат энергетика никогда не была. Максимум 10%. Да и то за нее толком не платили, стали платить после прихода Фардиева.

      • Анонимно
        20.04.2018 20:38

        Все правильно, Пан приврал.
        А когда ТЭЦ Камаза отошел от Камаз?

        • Анонимно
          2.07.2018 16:19

          ПанАлекс все правильно сказал, а не приврал, хотя есть некоторые неточности.

      • ПанАлекс
        21.04.2018 00:14

        Вот поражаюсь - не знают, а вот развешивают оскорбления влегкую, пользуясь тем, что можно анонимно гадить!
        Вы даже не прочитали коммент! Там про ТЕПЛОснабжение говорится, а не про электро... Ну а кто ноу-хау СамГТУ запускал на ПРЗ, Кузнице и прочих объектах.
        Просто трудно спорить с настолько некомпетентными...
        Кто знает, имеет представление, как раньше отопление на заводы подавали - заполнялась система горячей водой и, независимо от того, работал завод или стоял, отопление гнали, чтобы не заморозить заводы. А еще потребности в технологической перегретой воде в несколько раз больше отопления. И это логично при 2-3 сменной работе и производстве до 120 тыс. авто в год. Но те же расходы на отопление и технологическую горячую воду при 20 тыс. в год... Вот вам и 35% себестоимости! Особенно если вы забыли про огромный расход эл/энергии на литейке...

        • Анонимно
          24.06.2018 20:24

          Чушь. 10 % максимум.
          Не было этого. И где же эти твои СамГТУ?
          Любой мелкий чиновник на Камазе думает, что его должность самая главная и от него именно все и зависит.

  • Анонимно
    20.04.2018 16:23

    У пана нередко бывают, скажам так, не фейки, а фантазии , но он тамошний и камазовскую ситуацию описывает точно, без муратовского вранья.

    • ПанАлекс
      21.04.2018 00:29

      Так сначала на самом КАМАЗе, а потом все околоКАМАЗовские дела и делишки - все полностью вхож в дела Комиссии по восстановлению Завода Двигателей и вопросы строительства энергообъектов на КАМАЗе (пару лет непосредственно с бывшим главным энергетиком КАМАЗа работал, который и описал немало деталей пожара ЗД, которые нигде не фигурировали), да и в "коленвальных" делах был на острие... Краем, но тоже видел как ОПГ, типа 48 к-с, 30 к-с и прочие тесно переплетались и выходили на руководство КАМАЗа и даже РТ.
      С Муратовым же запомнился один эпизод - в один из самых тяжелых периодов от руководства РТ пообещали кредит для КАМАЗа. Через полтора года обещаний наконец дали кредит. И в течении 9 мес. его заставили выплатить продукцией. И в течении всех 3 лет со всех СМИ РТ лилось какую огромную помощь руководство РТ оказывает...

  • У ПАНАЛЕКСА все взбросы прежде всего носят татарофобскую направленность, то есть откровенная ЧЕРНУХА, а может ЗАКАЗУХА, не знаю. Везде видит только козни татар и татарские кланов. Хотя я вот не вижу в чём разница, между Шаймиевым, допустим и Николаем Колесовым, который тоже не хило "прихватизировал": завод КОМЗ, Эликон, в прошлом жемчужины научно-производственного потенциала Татарстана. Или "клан" Шевцова - тоже ведь далеко не бедный. Да есть ещё много русскоязычных семей, которые не последнюю скрипку играли всегда в Татарстане. Богачёв, например. Или небезизвестный Геллер и Сёмин, которые также активно поучаствовали в разделе татарстанского пирога. Особенно последний. А уж какой ущерб, по сути, причинён.
    Вот ПАНАЛЕКС этого в упор видеть не хочет. Поэтому и занимается. зачастую откровенной ЧЕРНУХОЙ, граничащей с экстремизмом.
    Татар так не любит, мне кажется, что просто кушать не может, как говорил один из героев к/ф Мимино.
    И детей у него насилуют в школе татарским языком, и самого заставляют признаться татарином. Хотя такой типаж татарам даром не нужен. Как говорил Путин, наш Президент: визгу много, а шерсти мало.


    • Анонимно
      20.04.2018 20:41

      Да, Габдель скажет так скажет - в точку.

    • Азат Д
      21.04.2018 06:52


      Так расскажите про клан Швецова и Колесова со всеми подробностями? Вроде они тут на БО не хвастаются своими достижениями.

      • Анонимно
        21.04.2018 15:07

        Да хватит уже засорять эфир. Давайте уже про КАМАЗ поговорим

    • Анонимно
      21.04.2018 07:59

      При чем тут национальный вопрос? Вроде бы разговор о КАМАЗе.

    • Анонимно
      2.07.2018 16:31

      Юссон, ты не прав!! У вас слишком зашкаливает национальная тематика и нет тут никакого экстремизма, суверенизация с национальным оттенком имела тогда большое значение, она за 10 лет 90х годов привела экономику Татарстана к крайне низкому уровню и когда Россия пошла вперед, то все поняли, что "прихватизированные" предприятия никакой прибьли не дают и не развиваются без экономики РФ, тогда и побежали следом, " ВВП, мы с тобой, не бросай нас" и это было правильно, потому что экономика Татарстана без экономики России существовать не может!! Одним из примеров служит мощная в прошлом Украина после разрыва связей с Москвой, Россия перешагнула через "незалежную" и пошла развиваться дальше, а уж про нашу республику и говорить нечего.

  • Анонимно
    20.04.2018 18:40

    Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь, что Бога нет.

  • Анонимно
    20.04.2018 19:45

    Юссон, пан пишет правду и не надо калевеветать, в отличчие от тебя, по старой привычке стараюшегося исказить правду, за, что , кстати и был выдворен со слудбы.

    • Анонимно
      20.04.2018 22:01

      Вот это да!!!В этой стране можно вылететь со службы за правду, но почти никогда ее искажение!

    • 19/45/
      Я заслуженный пенсионер, ветеран. Какая служба? Татарофобы кроме как ЧЕРНУХОЙ заниматься ничем не могут. Лишний раз убеждаешься. Вы уважаемый, как всегда, опять не в ту замочную скважину подглядываете.

  • Анонимно
    20.04.2018 21:28

    Вот умора то!!!!!!Федералы спасли.)))))).!!!Ржу не могу.Напомню вам ,что федералы в ответе за страну в которой 80 регионов депрессивны,в которую уже гвозди завозят из Китая!!!!Что они могут сделать полезного?Ну кроме карательных вбросов в интересах уже за сотню переваливших количественно миллиардеров?Заказы они нам делают? Так они и делают эти заказы в Республику по причине того,что знают о том,что здесь делают все,что летает,едет,плавает!Что здесь не подведут и не разворуют.А еще по причине того,что в стране практически не сохранилось ничего,что может что то произвести.
    Раскажите мне легенду о ФЕДЕРАЛАХ.Спой мне песню о черных плащах на крыльях ночи.Чип и Дейл спешат на помощь.Я подстолом)))))!.

    • Анонимно
      2.07.2018 19:39

      На 21.28. Умора в том, что именно заказы и выделяемые под них федеральные деньги поднимают предприятия с колен, без заказов татарстанские предприятия в годы суверенитета стояли на плинтусе, хотя Татарстан в это время уже не платит налоги в РФ, но получал из РФ свою долю как регион России, так как числился так официально. Все эти предприятия были созданы советским народом и для советской общей экономики. Умора еще в том, что в России уже давно промышленность стоит на уровне и выше чем в РТ, а вы все еще живете сказками. Особенно шагнули по сельскому хозяйству, которое мы у себя проваливаем по факту. Побольше смотрите российские новости, хотя очевидно что вы их игнорируете. Особенно просмотрите социальные вопросы в других регионах, которые выше чем у нас, в нефтяной республике, а это важнейший фактор для сравнения.

  • Анонимно
    20.04.2018 23:37

    Желаю здоровья работникам КАМАЗа , процветания предприятия, много новых технических разработок и усовершенствования моделей автомобилей КАМАЗ , чтобы наши КАМАЗЫ были на уровне мировых стандартов , или на порядок выше , УДАЧИ ВАМ И БЛАГОПОЛУЧИЯ !!!

  • Анонимно
    21.04.2018 07:11

    Посмотрите выдержки из фильма, что увидел швед приглашенный спасать умирающий автозавод, и спасший его, когда приехал в Тольяти.В Челнах было намного лече, чем там. Очень уж любят прикидыватся у нас сиротами казанскими, а точнее челнинскими, а вся республика работала на спасение Камаза, конечно Муратов много и везде накосячил, но в Челнах, действовал в основном правильно. И конечно самый важный фактор,челнинцы в отличие от тольятинцев были крепко связаны с оборонкой.

  • Анонимно
    22.04.2018 06:37

    муратов ,говорит неправду, никогда квартира в челнах не стоила 1000 долларов.приватизировать квартиры,большинство которых в городе были камазовские разрешили в 1994году,стоили они тогда в среднем14000 долларов.

  • Анонимно
    22.04.2018 12:45

    Всё направлено на собственное обогащение и не надо нам сказки рассказывать! Не нравится мне этот гусь!

  • Анонимно
    22.04.2018 13:33

    .....расскажите про Когонина побольше....он к нам в город приехал,много чего обещал....

  • Анонимно
    21.07.2018 17:12

    молодцы очистили камаз под чистую))

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль