Культура 
19.02.2019

«Все, кто читал роман, знают, что героиня мечтала попасть в Казань. Бойтесь своих желаний»

Съемки «Зулейхи…» в 22 фото: Казанский кремль в сугробах, верблюды и Чулпан Хаматова

«Здесь вот снимают рынок, видно, что мало татар», — говорит директор музея «Татар авылы». Его вместе со 150 актерами пригласили сняться в самой массовой сцене фильма «Зулейха открывает глаза». На один день территория рядом с Казанским кремлем превратилась в сцену приезда обоза в Казань. Съемки картины по роману Гузель Яхиной близятся к завершению — остались технические моменты, а впереди — долгие дни монтажа. Как выяснил «БИЗНЕС Online», премьера фильма состоится на «Аксенов-фесте».

  1. Накануне рядом с Казанским кремлем прошли очередные съемки многосерийного фильма «Зулейха открывает глаза» по мотивам одноименного романа Гузель Яхиной. С раннего утра и до конца светового дня сердце Казани на один день превратилось в большую съемочную площадку, своим антуражем переносящую горожан в 30-е годы прошлого века.

  2. Целая неделя ушла на строительство декораций. Основная их часть — импровизированный рынок с различными лавками, в которых «продавали» молоко, рыбу, хлеб и даже гробы. Вдобавок к рынку пристроили небольшую сцену, на которой разыгрывали для всех приезжающих в Казань небольшой спектакль: били куклы попа и капиталиста, а также пели «Интернационал».

  3. Снимается эпизод въезда обоза с переселенцами в Казань. Специально для этого привезли 20 повозок и порядка 30 специальных кинолошадей. 150 актеров массовки — это вместе с потоплением парома самые массовые и сложные сцены фильма. Съемки начались еще в Кукморе. Затем два дня потратили на сцены в подвале пересыльной (снимали в ремонтируемом здании Кремля). И вот теперь самый сложный, почти батальный эпизод — въезд обоза.

  4. Верблюдов, как пояснили художники картины, легко можно было встретить в 30-е годы на улицах Казани. От двугорбых просили держаться подальше — они легко могли плюнуть неуклюжему журналисту в лицо или еще чего хуже...

  5. Чтобы прокормить такой табун, к съемочной площадке специально подвезли груженые фуры с сеном, запах которого, гонимый сильным ветром, на многие метры раздавался вокруг.

  6. Отснять нужно было только проходку этого обоза по Кремлевской на территорию Казанского кремля. На экране, как пояснил исполнительный продюсер картины «Зулейха открывает глаза» Илья Папернов, эта сцена займет не более 2–3 минут. На ее съемку потребовался целый день.

  7. Отдельная роль в этом действии была отведена Чулпан Хаматовой, исполняющей роль героини романа Зулейхи.

  8. «Все, кто читал роман, знают, что героиня мечтала попасть в Казань. Бойтесь своих желаний», — отметил продюсер картины.

  9. Для того чтобы обоз мог пройти по асфальтированной и заботливо убираемой казанской мэрией улице, киношникам пришлось специально привезти около 300 «кубов» снега на нескольких десятках «КАМАЗах». Именно из-за недостатка снега пришлось вводить ограничение движения аж с 14 февраля! Вручную потребовалось покрывать снегом и крыши близлежащих домов и строений. Убрать все эти снежные нагромождения обещали оперативно, чтобы как можно скорее открыть движение по Кремлевской.

  10. Как пояснил Папернов, к съемкам готовились практически с начала февраля. Собирать основу будущего рынка, через который проезжал обоз, начали на территории Кремля. Ближе ко дню съемок все лавки перенесли за стены, расположив прямо у подножия Спасской башни.

  11. «Все должно жить! Все гробы и люди…» — на повышенных тонах руководила процессом второй режиссер фильма Лилия Пысларь. Актеры только бросали: «А как?» На что ответ был: «Придумывайте!» Вот и крутилась массовка как могла.

  12. Кто-то из женщин общался с подругами.

  13. Кто-то разгребал уголь.

  14. Кто-то делал селфи и фотографировался на память. «Телефоны у актеров массовых сцен заберите!» — возмущался режиссер.

  15. Вот, кстати, и сама Пысларь, которая то и дело о чем-то переговаривалась по рации с режиссером-постановщиком Егором Анашкиным.

  16. Многочисленные ребятишки из массовки бегали по рынку, то скатываясь на санках со снежной горы, то запрыгивая на припаркованный рядом снегоход. Кадры с последним, разумеется, в фильм не войдут.

  17. Кстати, в фильм много чего не войдет. По словам Папернова, все, что на фоне выбивалось из контекста времени, потом с помощью компьютерной графики аккуратно замажут. Так, например, из кадра пропадут таблички всемирного наследия ЮНЕСКО на стенах Казанского кремля, замажут минареты Кул-Шарифа, пост охраны полиции и многое другое. Отдельно потом нарисуют на Спасской башне вместо часов огромный плакат с Ильичом — и это вдобавок к уже имеющемуся плакату «10 лет ТАССР», которым прикрыли привычный вход на территорию Кремля.

  18. «Меня немного удивило, что татар иначе представляют. Они снимали татарский дом, а у нас татары обычно жили в таком светлом доме, приятном. А они сделали дом темнее, покрасили морилкой. Сделали все мрачным. Татары, мне кажется, все-таки по-другому жили даже в 30-е годы. Уж очень мрачновато сделали. Здесь вот снимают рынок, и видно, что мало татар. Многие в русском стиле одеты. Татары все-таки немного отличались по одежде», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» директор этнографического музея под открытым небом «Татар авалы» Минедамир Камальтдинов. В начале февраля съемки фильма проходили у него в музее, что по пути в Свияжск. «Я как раз раскулачивал Зулейху», — вспоминал Камальтдинов, которому дали даже сняться в кино. Вот и сегодня он пришел для съемок, но чуть опоздал — все роли уже разобрали.

  19. Вместе с обозом необходимо было отснять главных героев фильма — Зулейху и Игнатова, чью роль исполнил актер Евгений Морозов. Он вместе с другими всадниками сопровождал обоз по пути в Казань. Для него осталось всего три дня съемок. Для других же они уже закончились — например, для Сергея Маковецкого в роли Лейбе.

  20. Как пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Морозов, самые любимые его сцены в фильме — это драка с волком, перестрелка на баррикадах и, конечно, нежные сцены с Хаматовой.

  21. «Это последняя массовая сцена. Правда, у нас, киношников, говорят не последняя, а крайняя», — заметил художник по реквизиту Андрей Миняев.

  22. По словам Папернова, еще предстоит отснять две сцены с землянкой в лаишевском лагере Семрук, также ожидается техническая съемка паровозов в Перми, когда пересыльные едут по железной дороге. Съемки завершатся предварительно 26 февраля. Все остальное время потребуется для монтажа. Картину ждут на телеканале «Россия 1» к осени. «Предварительно мы договорились, что премьера будет в Казани. Скорее всего, в рамках „Аксенов-феста“. Там будет показана какая-то версия», — рассказал Папернов «БИЗНЕС Online».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (208) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
19.02.2019 10:01

«Здесь вот снимают рынок, видно, что мало татар»

В это время татар в Казани действительно мало жило. На момент революции, например, в Казани жило только 12% татар. Да и жили они достаточно изолированно в татарских слободах.
На рынок, конечно, сельские жители на подводах тоже приезжали, но и сельское окружение Казани было в основным русским. Татарское население, особенно востока республики, тогда больше тяготело к Уфе. А до Казани от восточных регионов ТАССР было далековато.

  • Анонимно
    19.02.2019 08:19

    Зулейха стала классикой....... Яхина прославила себя навсегда......успехов Ей!!

    • Анонимно
      19.02.2019 08:37

      Казанская писательница

      Это трагедия не меньше Зулейхи
      И будут сняты множество фильмов про это, как народы лишают их родного языка, отрывают от корней

      • Анонимно
        19.02.2019 09:28

        Согласен
        Это трагедия посильнее Зулейхи
        Ждёт своего описания

      • Анонимно
        20.02.2019 05:59

        Снимите лучше про то, как вы 25 лет учили-учили, а никого и ничему не научили. И про национальную надбавку учителям татарского языка в 15 % не забудьте вставить. Про министра аульника, который который в министерстве кричал, Эй Тамара, или как там тебя
        Снимите

    • Анонимно
      19.02.2019 10:58

      Как интересно! В Казани фильм снимают о прошлом ! Здорово ведь! Молодец Гузель Яхина , и не себя она прославляет, а Татарстан. Спасибо БО за фотографии. Всматривалась с интересом. У меня дед-мулла бежал от репрессий в 1928 году, его на такой же телеге под сеном привезла в Казань бабушка. Потом всем многочисленным семейством уехали в Дмитров, там родилась моя мама. Видите, сколько вспомнилось, глядя на фото. С нетерпением жду фильма.

      • Булгарин
        19.02.2019 11:34

        А вам не приходило в голову, что это произведение как раз и оправдывает те самые репрессии от которых и бежал ваш дед? Ведь тут смысл как раз и в том, что ваш дед был реакционером, которого должны были отправить куда подальше, чтобы Зулейха открыла глаза. Неужели не доходит?

        • Анонимно
          19.02.2019 12:32

          //оправдывает те самые репрессии//

          По-моему, не "оправдывает", а просто рассказывает о существовавшим историческом периоде того времени.

          • Булгарин
            19.02.2019 12:47

            Вся фабула произведения этому и посвящена. Это не просто рассказ о том времени. Вот Шаламов описывает тот период времени. Или произведения Платонова. А тут высосанный из пальца сюжет. Не думаю, что нормальная женщина, попав в ссылку, встретив там убийцу своего мужа воспылает к нему любовью. Если, конечно, не просто телка, которой все равно, кто ее там кормит и доит. Было в реальности все наоборот. Вертухаи за лишний кусок хлеба для ссыльных и заключенных женщин получали от них любовь в постели.

            • Анонимно
              19.02.2019 13:09

              //Не думаю, что нормальная женщина, попав в ссылку, встретив там убийцу своего мужа воспылает к нему любовью//

              Женщины в местах ссылки выживали как могли. Перспективнее было найти надёжного статусного "долговременного" мужчину, чем разовые отношения с низшими конвоирами.
              Так что Зулейхе скорее очень повезло, что она сумела найти отношения с начальником лагеря, что позволило ей уцелеть от голода, болезней и тяжелого труда. Здесь не до любви - здесь цель выжить, через отношения с наиболее авторитетным мужчиной.
              Какой у Зулейхи был альтернативный способ выжить? Только умереть.

              • Булгарин
                19.02.2019 13:38

                так ведь и я о том же. Но при чем тут то, что она открывает глаза. Она просто выживает, продавая свое тело. И виной всему та система, которая проводила насильственную коллективизацию, уничтожала крестьян.

                • Анонимно
                  19.02.2019 14:11

                  Никто в романе систему коллективизации и не воспевает.
                  Книга рассказывает об этих тяжёлых временах в стране и о том, как выживала эта женщина.

                  Собственно говоря даже о татарах в книге не так уж и много рассказывается - лишь в начале книги - о начале её "татарской истории" - а после того, как героиня попала в Казань и дальше - книга подробно описывает тяготы ВСЕХ переселенцев-"кулаков", и русских, и чувашей и марийцев - и всех их до конца книге. Лично я упор ничего негативного по отношения к татарам не увидел в книге , кроме личных отношений Зулейхи с её свекровью. Даже к своему неоднозначному мужу героиня относится скорее с большим уважением и даже восхищением - "какой он сильный", "какой он хозяйственный" и т.д.

                  • Булгарин
                    19.02.2019 14:35

                    Для вас непонятна фабула произведения? Тут ведь все просто. Забитая женщина, живущая в татарской деревне, где над ней издевается ее свекровь, в результате коллективизации и раскулачивания попадает в ссылку на поселение, где охранником оказался как раз тот самый вертухай, как удачно то, который их и раскулачивал. И тут вот любовь между ними, и у нее наконец раскрываются глаза на ее прошлую и униженную жизнь. И она вот уже чувствует себя человеком. Оказывается и так можно жить. И как вам фабула?

                    • Анонимно
                      19.02.2019 17:45

                      Дус! Ты не дочитал книгу до конца. Весь смысл в том, что всё на этом свете Зулейха делает ради своего такого выстраданного сына. И она с кровью отрывает его от себя и отпускает в большой мир, когда понимает, что он вырос. Главное, это же понимает и Игнатов - с нарушением всех правил и инструкций он выписывает документы сыну Зулейхи. Причем в документах записывает его СВОИМ сыном. Они оба отправляют сына Зулейхи туда, откуда жестокая судьба выкинула и его, и её - отправляют в большую жизнь. Отправляют с добрым сердцем и добрыми надеждами.

                    • Анонимно
                      19.02.2019 21:46

                      Муж её бил, издевался над ней. Убийца мужа для неё освободитель.

                  • Анонимно
                    19.02.2019 17:17

                    Если следовать логике противников романа Яхиной , то и А.Н Островского, запечатлевшего на века зверюгу-свекровь Кабаниху в драме"Гроза", тоже можно обвинить в наветах на русский народ и его патриархальные устои. Катерину до самоубийства ведь свекровь довела, и что теперь. исключить Островского из классиков за очернение ? Спорить, что в русских семьях не бывает таких свекровей, как это делают националы, нападая на Яхину, как будто в татарском семейном укладе отношения между свекровью и невестка исключительно идиллические? Все это смешно, ипташлар. Талант выше национальных и политических дрязг, он сильнее времени и установок партии. А то, что перед нами талант, доказывают споры вокруг романа на этом форуме. Значит, произведение никого не оставило равнодушным, а это именно то, что отличает настоящую литературу от посредственности.

                    • Булгарин
                      19.02.2019 17:24

                      А вы немного продолжите свое описание про то, кто ей открывает глаза на новую жизнь. Если бы все было так просто и сводилось все к каким-то страстям вокруг свекрови-зверюги. Тут все немного по другому.

                    • М.К.
                      19.02.2019 23:27

                      Самоубийство Катерины было следствием ее распутства, вообще-то.
                      Вы, наверное, невнимательно читали Островского.

                      • Анонимно
                        20.02.2019 12:38

                        23.27 У Добролюбова была другая точка зрения

                        • М.К.
                          21.02.2019 17:59

                          Добролюбов ангажированный автор.
                          Ему надо было показать, как плохо в России жить, вот он и изобразил шлюшку мученицей.

                          Да Вы перечтите пьесу-то, не надо фантазировать.

                      • Анонимно
                        20.02.2019 13:10

                        23:27
                        А Каренина - какая бесстыдница! Очень надо было про неё книги писать! УЖСС!

                  • М.К.
                    19.02.2019 23:25

                    Раскулачивали преимущественно татар.
                    Русских, чуыашейчто, удмуртов, как народы революционные, репрессиям подвергали не в такой степени.
                    Татар раскулачиваои иногда подчистую, все село целиком, как некоторые татарские селаблюда Астраханской, Саратовской , Рязанской области. В Челябинской, Тамбовской, Свердловской области от «коллективизации» и последовавшего после этого голода опустели целые районы

                    • Анонимно
                      20.02.2019 06:58

                      //Раскулачивали преимущественно татар//

                      Вам постоянно кажется, что весь мир вокруг татар крутится.

                      На самом деле были нормативы для раскулачивания. В каждом селе должны были "раскулачить" определённый процент крестьян. И этот процент "раскулаченных" был одинаковый, что в татарском селе, что в русском, что в чувашском.

                      Интересно, что раскулаченные, после жизни в Сибири, когда им спустя десятилетия разрешили вернуться - уже не возвращались в свои бывшие сёла. Они держали очень большую обиду на своих бывших односельчан, которые своим голосованием выбрали для выселения именно их семью.

                • Анонимно
                  19.02.2019 14:29

                  Всё же здесь она "выживает", а не "продаёт своё тело". Мотивация у этих двух явлений разная.

                • Анонимно
                  20.02.2019 08:04

                  А Вы произведение читали?

    • И всё-таки , верю , что , когда-нибудь мы и сами будем о себе снимать достойные мирового проката фильмы .

      • Анонимно
        19.02.2019 12:48

        Индия тоже в это поверила однажды. И добилась своего. Теперь их фильмы регулярно встречаются в мировом прокате. И снимают их сразу по 100 штук в день :)))

    • Анонимно
      19.02.2019 12:57

      Да, произведение станет классикой, если в нем образ жизни татар преподнесется с отрицательной стороной. Я не читала про Зулейху, но я знаю о жизни татар-преселенцев в Казань в 30-годы. Большими семьями они жили в одной полуподвальной комнате и работали на самых тяжелых грязных работах по улучшению жизни других жителей города

  • Псевдоним
    19.02.2019 08:40

    Художнику по реквизиту Миняеву - неуд. Столько потратиться на воссоздание исторических деталей и при этом так знатно накосячить, начиная с грамматических ошибок на транспарантах и заканчивая неправильным представлением татарского уклада жизни того периода - это надо было постараться.

    • Булгарин
      19.02.2019 10:26

      Так ведь и книга, и этот фильм для этого и создают, чтобы так представить татарский уклад жизни. Татарам или точнее татаркам вертухаи открыли ведь глаза. В этом и смысл всего этого.

      • Псевдоним
        19.02.2019 11:12

        Да, на это деньги нашлись, согласен. Но найдутся ли деньги на съемки фильма о Батырше, или по мотивам произведений Гаяза Исхаки, или о жизни Хади Атласи, Карима Тинчурина? Ответ, кажется, очевиден.

      • Анонимно
        19.02.2019 11:23

        Смысл состоит в том, что Яхиной удалось написать два романа, которыми зачитываются во всей России, что не смог сделать за многие годы ни один из членов СП Татарстана. Вот это и не нравится многим её завистникам...

        • Булгарин
          19.02.2019 12:00

          Не надо тра-ля-ля. Если кинуть на раскрутку побольше денег, то можно и не раскрутить. Если из каждого утюга будут раздаваться хвалебные отзывы о книге, то многие просто так возьмут и почитают. И не думаю, что этой книгой зачитываются в России. Тут уже и читателей то не осталось, благодаря таким произведениям.

          • Анонимно
            19.02.2019 16:01

            Ну тогда раскрутите Тукая или Джалиля или любого из ныне живущих татарских "классиков"! Времена "Возрождения" и "Малой Земли" прошли. Татарам гордиться надо, что у них, наконец, появилась писательница, чьи книги лидируют в списках продаж крупнейших московских книжных магазинов, а деятели типа БУЛГАРИНа лишь исходят желчью и завистью.

            • Булгарин
              19.02.2019 16:46

              Вы, видимо, все и мериете теми мерками, которыми сами привыкли пользоваться, желчью и завистью. Тут уже дано отметили, что она сама себя позиционирует не как татарская писательница, а как казанская. С таким же успехом мы можем гордиться и Тургеньевым и тем же Достоевским.

              Предком Данилы Ивановича Ртищева, предком Достоевского, являлся упоминаемый в исторических источниках татарин Аслан-Челеби-мурза, который ещё в 1389 году покинул Золотую Орду и был крещён в православие московским князем Дмитрием Донским. Сына этого татарина прозвали Широким Ртом, а его потомки стали Ртищевыми. Герб Ртищевых, на котором были изображены полумесяц, шестиугольная звезда и пара вооружённых татар, указывает на неправославное происхождение рода Достоевских. А фамилию получил от имения Достоев, которыми наградили его предка. Это так для вашей информации, так что татарам есть чем гордится. Но они такие же татары как и казанская писательница по крови через своих предков, но не по духу.

              • Анонимно
                19.02.2019 16:52

                В отличие от Вас, мне фиолетово, какой национальности писатель. Главное, чтобы у него был талант!

                • Булгарин
                  19.02.2019 17:20

                  Мне тоже фиолетово. Но я знаю, что каждый писатель несет в себе свое национальное, тем он и интересен. Почему тот же Достоевский интересен западному читателю? Для них он как раз тот писатель, который раскрывает непонятную для них душу русского человека. Мы же читаем французских писателей, чтобы проникнуться атмосферой жизни французов, или англичан, или японцев. Понятно? Тут не идет о каких то национальных пристрастиях. Тут всего лишь о том, что национальный писатель, тот же татарский писатель лучше передаст тот дух, ту идею, с которой живет его народ. Русские передают свой дух, свое видение жизни. А вот есть еще те, кто пытается не будучи, например, французом, строчить романы про жизнь во Франции времен оккупации Парижа теми же немцами. И например, описывать, как одна забитая мужем француженка влюбляется в немецкого офицера и проводит с ними дни и ночи. Да, роман будет про любовь. Тут можно вообще развернуться.

          • Анонимно
            20.02.2019 08:08

            Прочитала и влюбилась в книгу и всем порекомендовала, когда про нее еще мало говорили. Не путайте. Много здесь таких: "Не читал, но считаю так..."

        • Анонимно
          19.02.2019 12:52

          Это называется хайп.
          Книга, честно говоря, не дотягивает до татарских классиков. И если уж хочется прочитать правду про "те времена", то нужно читать Тукая, Амирхана, Исхаки, Ибрагимова, а не эту бульварную выдумку.

          • Анонимно
            19.02.2019 14:13

            //Книга, честно говоря, не дотягивает до татарских классиков//

            А критерий качества у вас какой? Читатели тоже раскупают книги "Амирхана и Исхаки"?

            • Анонимно
              20.02.2019 10:43

              В свое время раскупали Амирхана и Исхаки. Сейчас тоже никто не раскупает Достоевского и Пушкина.
              Интересуются новыми произведениями.
              Рим Дашкин

              • Анонимно
                20.02.2019 10:58

                Достоевского покупают во всём мире, Пушкина в России. Амирхана и Исхаки, по всей вероятности, Вы правы, ныне - нигде.

          • Анонимно
            19.02.2019 16:22

            12^52 Согласен с вами, более того, в ней у Яхиной всртечаются штампы-куски, в частности образ матроса балтийца калька с героя романа Шолохова "Поднятая целина" Семен Давыдов слесарь, в бытность матрос приехал проводить коллективизацию в хуторе Гремячем. Про другие писать не буду, их достаточно, отмечу, что это чтиво для женщин, о чем говорят охи и ахи, (см.коммент 11:23). Но он несет в себе оскорбление в адрес моего народа, его традиций и культуры, и Яхина это знает, поэтому и называет себя казанской писательницей, и такое позиционирование самой себя подчеркивает, что сделано это автором сознательно и преднамеренно.

            • Анонимно
              19.02.2019 16:35

              Автор 11:23: я далеко не женщина, просто cумел отличить хорошую литературу от подражательной и плагиаторской. Другим писателям-татарам, даже в долгие времена ТАССР, не удалось создать ничего о своём народе, хотя бы отчасти похожего по своим художественным достоинствам, на Тихий Дон или Поднятую Целину.

              • Анонимно
                19.02.2019 20:32

                16:35. Нет , Вы не умеете отличить настоящую литературу от туфты.
                Общеизвестно, что "Тихий Дон" -это вершина литературы. Но вершинами литературы являются также произведения Чингиза Айтматова. А он татарин.
                Если Вы прочитали "Тихий Дон", то должны почувствовать, что донские казаки во многом схожи с татарами, т.е. происхождение у них татарское. Станица Татарская, хутор Татарский. И так далее.
                Русскую литературу создали люди татарского происхождения, когда из-за геноцида стало невозможно творить на татарском языке.
                Вот есть великолепный драматург, поэт Зульфат Хаким. Вы о нем не знаете. Сердце поет и плачет, когда читаешь или слушаешь его.
                По сравнению с ним Гузель Яхина в подметки не годится по всем канонам литературы.

                • Анонимно
                  19.02.2019 20:44

                  Если бы З. Хаким был столь великолепен, его бы знали все! Айтматов-то сам ведал, что он - татарин? А название хутора Татарского - дань военным победам донских казаков над крымскими татарами, точно так же, как многочисленные французские имена уральских казацких поселений в честь победы в войне с Наполеоном.

                  • Анонимно
                    19.02.2019 21:42

                    Айтматов ведал,что он татарин. У него мать татарка. В интервью он сказал, что всем лучшим он обязан матери.
                    У Вас мимикрия на превосходном уровне. Мгновенно приспосабливаетесь.
                    Но есть объективная реальность. Время все расставит по местам.
                    А Вы останетесь на обочине, уцепившись за "Зулейху, окрывшую..." родной Вам Яхиной.

                    • Анонимно
                      19.02.2019 21:54

                      Может, Айтматов и писал на языке матери? Время, конечно, расставит всех по своим местам - поэтому книги любого из писателей времён ТАССР сейчас никто не купит, даже если их кто-то издаст. Кто мог лет 40 назад подумать, что Высоцкого и Бродского в 21 веке слушать и читать будут, а Евтушенко и Вознесенского почти забудут?!

                      • Анонимно
                        20.02.2019 00:25

                        21:64. Уже лучше. Спесь спадает.
                        Есть татарский писатель Аяз Гилязев (1928-2002) , который написал много повестей , рассказов, пьес.
                        Говорят, что его повесть "Три аршина земли" - мировой шедевр. Мы (многие татары) не смогли прочитать эту великолепную книгу , потому что татарские книги в пору СССР мало издавались, о них не было слышно, никто их не мог пропагандировать; мы были зомбированы, закончили русские школы, не умели читать по татарски, выросли на книгах про гражданскую и отечественную войны, на Корчагине и Павке Морозове.
                        Недавно эта книга переведена на турецкий язык и издана там в Турции. Там книга очень понравилась, Гилязева стали называть татарским Стендалем.
                        Есть также величайшая Белла Ахмадуллина, которая ничем не уступает Бродскому. В 2007 году , будучи в Казани, она отвечала на вопросы ее почитателей. Вот отрывки.
                        "Белла Ахатовна, насколько Вы ощущаете себя татаркой?
                        Ответ: "Я-Ахмадуллина и это не может ничего не значить. И то что я Ахатовна, для меня очень важно. Татарские гены, наверное, сказались на моем характере, способе моей жизни, на способе моего сочинительства и на отношениях в семье. При всех своих недостатках, непослушании все-таки я как татарская женщина привыкла уважать своего мужа, мужчину, от которого зависит моя жизнь". Там же она говорит:" И еще я очень огорчалась, что не говорю по-татарски. И казанцы тогда не говорили по татарски. Но ощущение родства осталось".

                        • Анонимно
                          20.02.2019 08:25

                          Вы почитайте дневники одного из мужей Ахмадуллиной - Юрия Нагибина, а также Таинственную Страсть Василия Аксёнова. Узнаете много нового о высокой нравственности этой той татарской женщины. Впрочем, и поэт, и человек - она замечательный!

                        • Анонимно
                          20.02.2019 08:26

                          Аяз Гилязов, как и героиня Яхиной, от сталинских репрессий пострадал немало. Как раз он, скорее всего, роман бы одобрил.

                        • Анонимно
                          20.02.2019 09:06

                          //Говорят, что его повесть "Три аршина земли" - мировой шедевр//

                          Кто говорит?

                        • Анонимно
                          20.02.2019 12:43

                          00.25 Так сейчас националы обозвали бы Ахмадуллину манкуртом. Она ведь, как и Яхина, писала на русском языке. Но зато как талантливо!

                          • Анонимно
                            20.02.2019 13:03

                            100%! Только вот был я на том выступлении в оперном театре в 2007 году и помню, как она на сцене забывала свои же строки и ей подсказывали их преданные зрители из зала. Бурная жизнь этой праведной татарской женщины не пошла бесследно...

                            • Анонимно
                              20.02.2019 13:23

                              Она за свою жизнь написала столько строк, что не грех и забыть некоторые из них )))

                      • Анонимно
                        21.02.2019 10:55

                        Он не писал на татарском, но его ментальность была татарской.
                        Рим Дашкин

                    • Анонимно
                      20.02.2019 00:17

                      19.02.2019 21:42
                      И у киргизов, и у татар национальность определяется по отцу.

                    • Анонимно
                      21.02.2019 10:54

                      Айтматов с малолетства воспитывался матерью, вряд ли он помнил отца.
                      Рим Дашкин

                  • Анонимно
                    19.02.2019 23:03

                    "А название хутора Татарского - дань военным победам донских казаков над крымскими татарами, точно так же, как многочисленные французские имена уральских казацких поселений в честь победы в войне с Наполеоном."

                    Интернет Вашу версию не подтверждает, все- таки жили там казаки -татары, немного их было , но они были, даже мечеть небольшая у них была.
                    Кроме того, у казаков Дона в девятнадцатом веке считалось особым шиком уметь разговаривать на татарском
                    ( опять же по данным Интернета).

                    • Анонимно
                      19.02.2019 23:12

                      Жду с нетерпением появления татарских казаков на улицах Казани в папахах с зелёными мусульманскими лентами! Смею предположить, однако, что донские казаки всё же говорили на турецком. Перечтите страницы Тихого Дона, в кого был Гришка Мелехов такой чернявый и красивый и получите дополнительную порцию гордости.

                      • Анонимно
                        20.02.2019 01:13

                        19.02.2019 23:12
                        В начале романа описывается как казаки убили бабушку Григория - турчанку. Ее считали ведьмой, а особое негодование вызвало ее появление на улице в шароварах мужа! дед Григория - Прокопий Мелехов был блондином! Это от бабки Мелеховы унаследовали турецкую внешность! бабку Григория крестили - иначе дед Григория не смог бы жениться на ней!

                        • Анонимно
                          20.02.2019 08:19

                          Зато какой красивой и лихой внук получился! Влияние тюркской крови

                      • Анонимно
                        20.02.2019 15:09

                        На территории Татарстана казачьих войск не было, могло быть только на территории бывшего бугульминского уезда, во время нахождения в составе Оренбургского казачьего войска, но позже этот уезд был передан в состав Самарской губернии.
                        Поэтому казакам не место в Казани. Только как гости.
                        Рим Дашкин

                        • Анонимно
                          20.02.2019 17:44

                          Вот у вас казаки спрашивать точно не будут.

                          • Анонимно
                            21.02.2019 11:00

                            Это дело властей, я согласен, а мое обратить на это безобразие внимание.
                            Отделение Оренбургского казачьего войска в юго-восточных районах республики, возможно, если оно там когда-то существовало.
                            Может быть и сам подключусь к его деятельности, т.к. мои предки состояли в нем на определенных этапах на командных должностях.
                            Рим Дашкин

                    • Анонимно
                      20.02.2019 07:02

                      //у казаков Дона в девятнадцатом веке считалось особым шиком уметь разговаривать на татарском//

                      Не выдумывайте. Дайте ссылку тогда.

                • Анонимно
                  19.02.2019 22:56

                  Все уже давно поняли, что всё вокруг создано татарами, вся русская литература, вся культура, наука, кухня, войско, да и в целом государство Российское. Одно непонятно, кто же тогда геноцидил татар?! Ответьте, кто мешал сделать государственным татарский, если так всё удачно складывалось?! А то это уже начинает напоминать страдания хорошо известных соседей, которые обвиняют русских, что они на самом деле татары, но украли у хохлов название - Русь))

                • Анонимно
                  20.02.2019 00:13

                  19.02.2019 20:32
                  В романе Шолохова -хутор Татарский, а станица - Вешенская (в марте будет 100 лет Вешенскму восстанию). Татарской станицы не существует.

                • Анонимно
                  20.02.2019 00:15

                  19.02.2019 20:32
                  А Айтматов - киргиз (по-русски пишется через "и" )

                • Анонимно
                  21.02.2019 12:45

                  Вот казаки-то удивятся!

        • Анонимно
          19.02.2019 20:28

          11:23 Так, члены Союза писателей Татарстана пишут на татарском, и являются татарскими писателями, а не казанским писателем, как Яхина, и пишут они про мой народ, а не для российского читателя. Так,что вы ошибаетесь, никакой зависти, более того я не поклонник женского романа.

          • Анонимно
            19.02.2019 20:36

            Понял! Вы - поклонник романов, написанных на татарском языке. Насколько они талантливы и интересны людям других национальностей, Вас совершенно не интересует.

        • Анонимно
          19.02.2019 20:37

          Мне не понравился второй роман.

    • Анонимно
      19.02.2019 13:30

      С грамотностью вполне объяснимо. В октябре 18 года была крупная реформа орфографии русского языка, в 30-е годы еще многие писали по-старинке. К тому же еще было сильно влияние футуристов и их экспериментов со словами, рифмами.
      Примерно то же и с татарским языком, до 1920 года применялась иске имлә, в период с 20 по 27 годы применялась яңа имлә, с 27 года официальной письменностью татарского языка был объявлен яналиф (латиница). Это привело к тому, что ранее обучившиеся грамоте при смене алфавита стали писать неграмотно.

  • Анонимно
    19.02.2019 08:47

    Лучше бы эти деньги пенсионерам раздали.

    • Анонимно
      19.02.2019 10:10

      Давайте все пенсионерам раздадим... Работайте товарищи!

  • Анонимно
    19.02.2019 08:52

    А почему снегоход не зарегистрирован и не имеет госномера?

    • Анонимно
      19.02.2019 09:35

      Потому что снегоход кого надо снегоход.

      • Анонимно
        19.02.2019 09:56

        Вот Вам уклонение от уплаты транспортного налога, причем прямо на центральной площади г.Казани.

    • Анонимно
      20.02.2019 00:21

      19.02.2019 08:52
      Потому, что гости из будущего имеют право разъезжать по Казани 30-х годов на снегоходе без госномера!

  • Анонимно
    19.02.2019 08:54

    Кино снимут отвратительное. Вот увидите. Книга классная!

  • Анонимно
    19.02.2019 08:58

    Кто ещё не читал, советую к прочтению! На одном дыхании!

    • Анонимно
      19.02.2019 09:47

      Прочитай лучше Зулейху Гаяза Исхаки

    • Анонимно
      21.02.2019 10:48

      Вы лучше литературного кртика почитайте. Он Вам откроет глаза. Бездарная кон'юнктурщина, а нероман.

      • Анонимно
        21.02.2019 12:48

        Конъюктурщина- да, насчет бездарной -спорно.
        Рим Дашкин

  • Анонимно
    19.02.2019 09:53

    Бросаются в глаза обшитые тонкими деревяшками деревья. Неужели так было в Казани в 30-е годы?

  • Анонимно
    19.02.2019 09:54

    Возможно это будет самый фундаментальный фильм об этом периоде истории ТАССР.

  • Анонимно
    19.02.2019 10:01

    эти жирные упитанные актеры,не похожи на исторические оригиналы.

  • Анонимно
    19.02.2019 10:01

    «Здесь вот снимают рынок, видно, что мало татар»

    В это время татар в Казани действительно мало жило. На момент революции, например, в Казани жило только 12% татар. Да и жили они достаточно изолированно в татарских слободах.
    На рынок, конечно, сельские жители на подводах тоже приезжали, но и сельское окружение Казани было в основным русским. Татарское население, особенно востока республики, тогда больше тяготело к Уфе. А до Казани от восточных регионов ТАССР было далековато.

    • Анонимно
      19.02.2019 12:55

      Не забывайте, что "татарская слобода" находилась за Булаком. Именно поэтому встретить татарина возле Кремля было редкостью - ему там нечего было делать попросту.

      • Анонимно
        19.02.2019 13:14

        В крайности тоже не впадайте. Слобода за Булаком в данный исторический момент уже давно входила в состав города - и татары свободно перемещались по тогдашнему небольшому городу. И у Кремля татарин мог совершенно свободно оказаться.
        Казань в те годы был НЕБОЛЬШИМ городом - всего 120-150 тыс. жителей - т.е. в 10 раз меньше, чем сейчас.

        • Анонимно
          19.02.2019 14:22

          Население Казани в 1931 году составляло 200 900 чел., события в романе в Казани происходят в 1930 году.
          Рим Дашкин

          • Анонимно
            19.02.2019 14:33

            Ну по вашим же цифрам (там где вы не предполагаете, а показываете реальные цифры того времени) получается, что в Казани 1930г. на 80% жили русские.

            • Анонимно
              20.02.2019 12:07

              По переписи населения 1926 года в Казани проживали 179028 чел, русских 126050, т.е. 70,4%, понятно, что к 1930 году доля русских стала еще меньше, т.к. сельское население перебиралось в город, а среди сельского населения татар было больше. Так, что вот так.
              Рим Дашкин

              • Анонимно
                20.02.2019 12:28

                //а среди сельского населения татар было больше//

                Не додумывайте от себя, тем более это у вас плохо получается. В то время в город преимущественно переезжали русские. Татары, вплоть до конца существования СССР, из деревень уезжали значительно меньше.

                Кроме того, Если в Казани русских в 1926г. жило 70,4%, то это совершенно не значит, что остальные 29,6% составляли татары. Казань всегда была многонациональным городом.

                • Анонимно
                  20.02.2019 13:17

                  12:28.
                  В своем втором абзаце вы совершенно правы, что кроме татар в Казани жили еще евреи, немцы, чуваши и другие. А вот доказательств того, что в город переезжали преимущественно русские это всего лишь ваше предположение. Раскрестьянивание и голод всех погнало в город. К сожалению, не смотрел итогов переписи 1937 года, но если получится, то не сомневаюсь, что они подтвердят мою правоту.
                  Рим Дашкин

                • Анонимно
                  20.02.2019 13:30

                  12.28. Врете как обычно. Татары начали возвращаться в свою столицу - Казань- сразу после революции. Просто вам не хочется видеть очевидного. Кстати, после войны много неместных русских -фронтовиков осело в Казани. В свои деревни им возвращаться не захотелось и им разрешили селиться в городах.

              • Анонимно
                20.02.2019 13:13

                Не было такого, чтобы в 1926-1930 годы сельское население массово перебиралось из деревень в города, если только НЕ по своей воле! Тем более татары. Напомните, у нас паспорта для сельских жителей когда стали вводить?

                • Анонимно
                  20.02.2019 14:13

                  Население Казани с 1926 года по 1931 выросло на 12,2%, т.е. по 2% в года. А сейчас? В два раза меньше.
                  Рим Дашкин

      • Анонимно
        19.02.2019 13:35

        В 1930 году татар в Казани можно было встретить везде, не путайте конец 19 века.
        Рим Дашкин

        • Анонимно
          19.02.2019 21:02

          "В 1930 году татар в Казани можно было встретить везде, не путайте конец 19 века.
          Рим Дашкин"

          В Казанском Кремле до 1935 года в здании бывшего Юнкерского училища располагалась ОБЪЕДИНЕННАЯ ТАТАРО-БАШКИРСКАЯ ВОЕННАЯ ШКОЛА, которую закончили сотни красных командиров из татар.

      • Анонимно
        19.02.2019 20:58

        " 19.02.2019 12:55
        Не забывайте, что "татарская слобода" находилась за Булаком.
        Именно поэтому встретить татарина возле Кремля было редкостью - ему там нечего было делать попросту."

        Лучше давайте не будем забывать, уважаемый, что существуют исторические документы, сейчас очень легко доступные в Интернете, которые полностью опровергают Вашу ни на чем не обоснованную точку зрения.))

        Во-первых, именно в эти годы( до 1935 года) в Казанском Кремле ( в здании бывшего Юнкерского училища)находилась Объединенная ТАТАРО-башкирская военная школа, которую закончили сотни красных командиров-татар. И они не просто могли быть около Кремля , они ГОДАМИ в нем учились.


        Во-вторых, напротив Университета в здании бывшей Ксенинской женской гимназии( конец современной улицы Кремлевской) в это же время располагался ТАТ рабфак, где училось до сотни татар,в том числе Муса Джалиль.
        Могли они находиться на улице Кремлевской и доходить до Кремля, который от ТАТ рабфака был в двух шагах, конечно могли.

        В - третьих, в самом Кремле были советские учреждения , где работали, в том числе , и татары, и куда , в том числе, и трудящиеся- татары приходили решать свои вопросы.
        Потому напрасно и совершенно необоснованно Вы считаете, что" встретить татарина возле Кремля было редкостью - ему там нечего было делать попросту."

    • Анонимно
      19.02.2019 13:26

      В 1910 году по данным губернских чиновников в Казани проживало 16,4% магометан, в 1915 году около 18%. В 1930 когда происходили события в романе Яхиной в Казани могло проживать около 25-30% татар. С учетом приезжих из республики где доля татар была еще выше, а также чувашей на рынке доля одетых не по-русски должна была быть около 40%.
      Рим Дашкин

    • Анонимно
      19.02.2019 13:35

      В 1920 году в Казани проживало 19,43% татар.
      Рим Дашкин

    • Анонимно
      19.02.2019 14:27

      10:01. Слабенький демографический анализ 1930 года для Казани, отдает полной неосведомленностью. Но больше вопросов к тем, кто вас вытянул в топ с этой чушью.
      Рим Дашкин

      • Анонимно
        19.02.2019 21:08

        10:01. Слабенький демографический анализ 1930 года для Казани, отдает полной неосведомленностью. Но больше вопросов к тем, кто вас вытянул в топ с этой чушью.
        Рим Дашкин


        Вы совершенно правы, Рим Дашкин!
        На этой улице, где шли съемки(современная улица Кремлевская) в те годы располагались знаменитые учебные заведения для татар- в Кремле была Объединенная татаро-башкирская военная школа, на другом конце улицы знаменитый Татрабфак, который окончил Муса Джалиль.

  • Анонимно
    19.02.2019 11:05

    На колхозном базаре в основной татарин был Асгат Галимзянов, возивший на конной повозке мешки с урюком и семечками узбекам.

  • Анонимно
    19.02.2019 11:09

    Здорово! В Казани снимают настоящее кино.

  • Анонимно
    19.02.2019 11:59

    Жаль КГУ не попало в кадр со старым наименованием.А почти все здания на улице Ленина сняли.

  • Анонимно
    19.02.2019 12:07

    Читаю её роман "Дети мои". Очень нравится.

  • Анонимно
    19.02.2019 13:03

    Одежда персонажей не очень соответствует 30-годам 20 века.Курток с замочками не было, были бишмэты, шали, валенки и самая распространенная одежда - телогрейки

    • Анонимно
      19.02.2019 14:23

      Вы правы, это видно на фото и кинохронике тех лет.
      Рим Дашкин

    • Анонимно
      19.02.2019 14:53

      Куртку актриса просто накинула, потому что ей холодно. В кадре она, конечно же, будет в исторической одежде.

  • Анонимно
    19.02.2019 13:13

    Большое дело делают! Молодцы!

  • Анонимно
    19.02.2019 13:28

    Уклад жизни того времени не соответствует. Позор !

  • Анонимно
    19.02.2019 13:49

    Чулпан молодец! Даже когда не снимается - в образе... Родила же татарская земля такую актрису!

  • Анонимно
    19.02.2019 14:52

    Возмущающийся товарищ может найти фотографии Феттера Франка Уиллиса 1930 года и посмотреть, как одевались в Казани в то время, а также сколько было татар. На мой взгляд, реконструкция, сделанная в этом фильме, вполне историческая, насколько это возможно в художественной картине. Единственное, что бросается в глаза, все вывески и лозунги в то время обязательно были на двух языках, а здесь многие только на русском.

    • Анонимно
      19.02.2019 18:04

      Фильма ещё нет, а вы делаете заключение о фильме.
      Рим Дашкин

  • Анонимно
    19.02.2019 15:04

    очередная дешевская "михалковщина" , даже по фото со съемок видно...
    "российский, а тощнее татарский кинематограф" дно...
    сразу видно на бюджетные деньги осваивают, т.е. снимают ...

  • Анонимно
    19.02.2019 16:06

    Представить народ с тысячелетней письменной, литературной, земледельческой, градостроительной, государственной культурной традицией как отмороженных язычников может только злономеренный автор. Зулеха Кол Гали из Кысса-и Йосыф (1233г.) и Зулейха Гаяза Исхаки проходят проверку на прочность. Буклы премия - примета времени, а может быть бог шельму метит.

  • Анонимно
    19.02.2019 16:09

    Гоголь в «Тарас Бульба» противопоставляет две системы воспитания детей. Для казаков главное- война (работа) и идея, родственные чувства на втором плане. У евреев - вся жизнь подчинена сохранению семьи и жизни детей. А что правильнее?? Для чего мы растим своих детей-для войны или для мира?! Получается, Гузель Яхина тоже об этом пишет? Об отношении к детям в условиях революции и репрессий в СССР. Зулейха не могла сохранить жизни своих дочерей в родном доме, но жизнь в невыносимых условиях настолько ее закалила, что она и сама выжила и сына сохранила.

  • Анонимно
    19.02.2019 16:27

    "Зулейха открывает глаза"- вымышленное, художественное произведение, придуманное её автором...

    • Анонимно
      19.02.2019 16:37

      Наверное, я Вас разочарую, но и Анна Каренина, и доктор Живаго, и братья Карамазовы придуманы их гениальными авторами и в реальной жизни не существовали.

      • Анонимно
        19.02.2019 18:33

        И только "Эммануэль" написана на основе реальных событий.

    • Анонимно
      19.02.2019 20:41

      16:27 Вы правильно написали, стиль письма Яхиной слишком перегружен искусственной красотой слога, а тот доступ к "рекламе и маркетингу" ее произведений на ведущих телеканалах и прессе закладывает в душе, что все это делается не с проста, уж больно все легло в тему с языком и проблемами сохранения самосознания моего народа.

  • Анонимно
    19.02.2019 16:27

    Есть "Зулейха" Гаяза Исхаки, которая основана на реальных событиях...

  • Анонимно
    19.02.2019 17:01

    Хорошо что есть. Постараюсь тоже прочесть.

  • Анонимно
    19.02.2019 17:17

    В СССР строили « единую общность людей- советский народ». Даже в Казани в 60-70-е по-татарски уже не говорили, а на поселении на Ангаре остаться татаркой у Зулейхи шансов не было.

    • Анонимно
      20.02.2019 13:43

      17.17. Ошибаетесь. В 60-70 годы в Казани еще говорили на татарском. Потому что в Казани еще жили бабушки , которые родились до революции и вообще не знали русский. А вот школьники , уже предпочитали рус. язык. Что очень печально.

  • Анонимно
    19.02.2019 17:22

    Ничего не имею против Гаяза Исхаки, но существование у него произведения "Зулейха" ничуть не умаляет литературные достоинства романа Яхиной

  • Анонимно
    19.02.2019 17:27

    Великолепное творения Яхиной,только Хакимов пишет круче...

  • Анонимно
    19.02.2019 17:42

    Хакимов, Амирхан ? Вот только из комментов и узнаешь имена, о которых читающая публика понятия не имеет. А Яхину читали многие. Причем с удовольствием. Вот и весь сказ.

  • Анонимно
    19.02.2019 18:00

    Татарская интеллигенция очень прохладно встретила это современный "роман" про "Зулейху"... Множество противоречий и недостоверности.

    • Анонимно
      19.02.2019 18:15

      Вы не слишком оригинальны: когда-то КПСС и советская общественность очень прохладно встретили роман Бориса Пастернака, за который ему присудили Нобелевскую премию.

      • Анонимно
        19.02.2019 20:53

        Яхина и Пастернак?! Даже разъяснять свою позицию не хочу, выражусь молодежным сленгом: не смешите мои тапочки!

        • Анонимно
          19.02.2019 21:40

          А я и не сравниваю Яхину с Пастернаком, тем более, что Доктор Живаго - далеко не шедевр, а просто хороший роман, как и Зулейха. Но вот реакция татарской интеллигенции в 2019 г. абсолютно идентична реакции советской общественности в конце 50-х гг. прошлого века: Пастернаку сов. писатели просто тупо завидовали.

    • Анонимно
      19.02.2019 20:51

      18:00 Это вы про себя любимую написали, а для меня это женский роман, который к общественной жизни никакого отношения не имеет, более того он направлен против моего народа.

    • Анонимно
      19.02.2019 21:57

      18.00 Я (закончила университет с отличием) и моя подруга-учитель , тоже выпускница КГУ, вполне можем отнести себя к татарской интеллигенции, тем более что по образованию мы с ней филологи и обе - татарки.. Роман нами прочитан на одном дыхании. Мы в восторге. Испытываем гордость, что татарка написала такой замечательный роман. Молодец, Гузель, так держать!

  • Анонимно
    19.02.2019 18:08

    Г.Яхина пусть напишет не о 30-40-вых годах прошлого века, а попробует затронуть другой период нашей истории. Посмотрим, сколько она тогда наград и премий соберёт. С 90-ых годов ушлые писатели и режиссеры паразитируют на чёрных страницах этого времени; вот и получается, что выгодно и доходно об этом писать (премии дают, кино снимают, Оскара получают и пиарятся на этом).

    • Анонимно
      19.02.2019 18:16

      Какой период нашей истории прикажете Яхиной затронуть?

      У нас ведь, главное, приказ издать, про какое время писателям писать! Сами понимаете, как хорошо пишется в приказном порядке...

      • Анонимно
        20.02.2019 13:45

        18.16. Пусть напишет роман о постсоветском периоде после захвата власти либералами.

  • Анонимно
    19.02.2019 19:08

    Сами же татары, в большинстве, встретили роман про "Зулейху", мягко говоря, очень прохладно...

    • Анонимно
      19.02.2019 19:21

      К моему великому удивлению, и к Чулпан Хаматовой многие татары тоже относятся очень прохладно. Моё объяснение - это местечковая зависть обывателей, которым становится нестерпимо больно, если кто-то из их соплеменников приобретает всероссийскую и, тем паче, международную известность.

      • Анонимно
        19.02.2019 19:29

        Загитовой же прохладно не относятся.

        • Анонимно
          19.02.2019 19:38

          Если она проиграет чемпионат мира, заклюют и Загитову! Кроме того, до сих пор ей как раз помогало, что она была не совсем "своя", ибо давно живёт вне Татарстана.

          • Анонимно
            20.02.2019 07:11

            Верно. И пока здесь не распиарили её слова, что она татарский язык не знает, и переезжать в Казань не собирается.

            А уж если Загитова через несколько лет выйдет замуж в Москве за русского - то она сразу разделит "популярность" Чулпан Хаматовой, Гузель Яхиной и других выдающихся успешных татарок. Местечковые не простят им успех и известность.

            • Анонимно
              21.02.2019 11:21

              Вы здесь совершенно зря ставите в один ряд Хамматову и Яхину.
              Рим Дашкин

              • Анонимно
                21.02.2019 13:15

                Уточните, У КОГО надо спрашивать разрешение, кого можно ставить в один ряд, а кого - низ-з-з-я!

      • Анонимно
        19.02.2019 19:59

        Вот Виктор Суворов более талантливо написал Ледокол, но почему-то многих воротит. Почему? Многие это воспринимают как предательство своего народа. А ведь написано талантливо и главное достоверно. Вот и от Зулейхи возникает двойственное чувство. Про Хамматову говорить не хочется, артисты это в большинстве пустое сословие, которое угождает власти во все времена.
        Рим Дашкин

        • Анонимно
          19.02.2019 20:13

          В случае с Суворовым следует отделять личность автора, нарушившего воинскую присягу, и достоверность его исторических произведений с очень интересными идеями. Ни Яхина, ни Хаматова свою Родину не только не предали, но и прославили. Именно по ним многие в РФ судят, насколько талантливы могут быть татары. А Ваши высказывания об артистах пусть останутся на Вашей совести: актёры вроде С. Юрского никаким властям никогда не угождали.

          • Анонимно
            20.02.2019 11:06

            Прочтите мой комментарий еще раз, там не говорится обо всех, а о большинстве. Касательно Хамматовой. Её трудно простить за ее интервью, в котором она высокомерно отзывается о татарском языке, своем учителе татарского языка, которую сравнивает с фашистом, смене веры и ее вертлявость в отношении с властями. А предательство своего народа гораздо худшее преступление, чем предательство родины. Последнее аксиома.
            А уж, о нарушении воинской присяги, даже не смешно.
            Рим Дашкин


            • Анонимно
              20.02.2019 11:17

              Вы, вероятно, человек штатский и потому к присяге так легко относитесь. А людям военным это понятие священно. Джалиль, кстати, согласившись работать на легион Идель-Урал, присягу нарушил?

              • Анонимно
                20.02.2019 13:38

                Я служил срочную в советское время. А офицеров нарушивших присягу была вся армия, но я их за это не осуждаю. В приоритете ценностей верность своему народу является выше воинской присяги. Тем более, что отказ от принятия воинской присяги приводил, не знаю как сейчас, а раньше автоматически к уголовному наказанию. А если учесть, что не всегда принимающий разделяет ценности власти, то, принимая присягу, многие были вынуждены идти против своей совести, против своей веры или народа.
                Элементарное знание истории и вопросов о присяге не должно быть.
                Рим Дашкин

                • Анонимно
                  20.02.2019 14:07

                  Резун сбежал в Великобританию задолго до перестройки, и до сих пор его расстрельный приговор в силе. Люди, шедшие на сговор с Идель-Уралом, спасали свои жизни в то время, как их сверстники погибали за них на фронтах Отечественной. Поэтому Ваши взгляды весьма мутны, субъективны и лживы.

                  • Анонимно
                    20.02.2019 14:31

                    Джалиль и еще 10 человек из его группы погибли в тылу врагу. Кто-то, действительно, шел в Идель-Урал по идейным соображениям т.к. ненавидел советскую власть.
                    Рим Дашкин

              • Анонимно
                20.02.2019 13:43

                Джалиль работал не на легион Идель-Урал, а в легионе Идель-Урал против тех, которые хотели его использовать в своих целях. И ему во многом это удалось, иначе он не был бы казнен фашистами.
                Рим Дашкин

                • Анонимно
                  20.02.2019 14:12

                  Джалиль просто не захотел остаться в концлагере и потом жил практически на воле в Берлине. Его казнили лишь после покушения немецких офицеров на Гитлера. За подобные прегрешения предшественников Джалиля и его товарищей лишь отправили на каторгу. Но несколько лет после войны, когда о судьбе Джалиля ничего не было известно, он был в списке особо разыскиваемых государственных преступников МГБ ТАССР. И если он не был казнён, послевоенная судьба его была бы печальной.

                • Анонимно
                  20.02.2019 14:21

                  Если бы Джалилю удалось спастись после войны, его бы наши надолго посадили в лагерь, либо, скорее всего, расстреляли.

            • Анонимно
              20.02.2019 11:23

              Вкусу и взглядам Чулпан доверяю больше, чем Вашим. А за то, что делает ее фонд для больных детей, прощаю ей любые контакты с властью, если они спасут хотя бы одну жизнь.

    • Анонимно
      19.02.2019 20:41

      мне очень понравился роман, прочитала на одном дыхании.
      Правда, в конце мне показалось слишком хорошая жизнь в ссылке показана - как в сказке.

    • Анонимно
      21.02.2019 11:11

      Татарам не понравилось то, что происшедшее с Зулейхой преподносится как открывание глаз. То есть ее якобы из дикости привели к светлому будущему. При этом, увлекательно навыдумывав того чего не могло быть.
      Исходя из этого и происходит такая противоречивая оценка романа. Для кого-то это здорово, а для кого-то с оттенком неприятного.
      Рим Дашкин

  • Анонимно
    19.02.2019 19:47

    Многим вообще даже все равно, участвует ли она в ЧМ,ее любят и все.

  • Анонимно
    19.02.2019 20:31

    Какая-то во всем этом неправда - фото дают ощущение бутафории происходящего. Чулпан всегда для меня - актриса из "химии", так что вполне вписывается в эту бутафорию съемок. Кто читал роман Яхиной, скажите, только честно, он такой же бутафорский?

  • Анонимно
    19.02.2019 20:37

    Татары будьте едины! Гордиться нужно, что есть такой писатель, как Гузель Яхина и такая актриса, как Чулпан Хаматова. Добиться успеха на российском уровне , это дорогого стоит. Это очень непросто. Как же вы этого не понимаете? Вы же наносите вред своей же нации. Не замыкайтесь на своем национализме, смотрите на все шире и относитесь критичнее к себе.

  • Анонимно
    19.02.2019 21:26

    10:57 Вы не дописали; Родина мать за Яхину иХаматову!
    Увольте, татарам с манкуртами, так описывал Чингиз Айтматов, таких как Чулпан и Яхина, не по пути. Их "успех" дорогого стоит для них, а нам, народу он не нужен, и поверьте, никакого национализма в этом нет. А на счет вреда, так это не обращение не по адресу, это к вашим кумирам.

  • Анонимно
    19.02.2019 22:03

    10.57 Мне, татарке, Вас жаль: заскорузли в своем местечковом национализме и не способны испытывать радость за более удачливых и талантливых представителей ( в данном случае -представительниц) татарской нации, покоривших Олимп

    • Анонимно
      20.02.2019 13:48

      22.03.У вас фамилия не Бухарова случайно? Лексика её. Кстати, а для чего вы так стремитесь в глобализм, понося "местечковый национализм"? Хотите быстрее раствориться и русифицироваться?

      • Анонимно
        20.02.2019 14:17

        Любое национальное меньшинство может сохраниться внутри доминирующего этноса только благодаря национализму. Другого не дано.
        Рим Дашкин

      • Анонимно
        20.02.2019 21:38

        13.48 Случайно нет. Даже представления не имею о Бухаровой. Но после Вашего злобного коммента не против с ней познакомиться . Неглупая, видать, женщина.

  • Анонимно
    19.02.2019 22:08

    Никчемный роман без особого смысла.

  • Анонимно
    19.02.2019 22:42

    Ещё а Древнем Риме люди профессий актеров и гладиаторов- считались неподобающими...

  • Анонимно
    19.02.2019 22:47

    В Казани в 1935 году был рабфак Горьковского института водного транспорта, где училась 2 или 3 года молодежь из районов( глубинки) и русские и
    татары из национальных школ . А после могли поступить при хорошей учебе в ГИИВТ без конкурса. А отдыхали на острове Маркиз. Университет зря не засняли даже без вывески. Да вряд ли на этой улице было столько лошадей.

    • Анонимно
      19.02.2019 22:57

      Узбагойтесь! В начале октября университет уже снимали, перекрыв весь конец Кремлёвской ул. до УНИКСа на несколько дней. https://www.business-gazeta.ru/article/398109

  • Анонимно
    19.02.2019 22:49

    Скорее бы посмотреть.

  • Анонимно
    19.02.2019 22:51

    Этот скандальный "роман", рождённый "в муках" или сотворенный богатой фантазией уважаемого автора, не имеет ничего общего с бытом, культурой, духовными ценностями татар того времени...

    • Анонимно
      19.02.2019 23:05

      "Духовные ценности татар того времени" были безжалостно растоптаны сталинским режимом, а лучшие представители татарского народа были или расстреляны, или сосланы в Сибирь, о чём роман Яхиной и рассказывает. Можете ещё прочесть Крутой Маршрут Евгении Гинзбург.

  • Анонимно
    19.02.2019 22:53

    Ещё сохранились фотографии 60-х гг. прошлого века, века когда татарские бабушки (эбилэр) никогда не снимали платки и длинные платья до ичигов...

    • Анонимно
      19.02.2019 23:34

      Есть в семейных архивах старые фотографии, где татарские бабушки одеты в длинные скромные платья, покрыты сверху платками и с татарскими серьгами на мочках ушей...

  • Анонимно
    19.02.2019 23:04

    Ещё в 50-60-х. гг. прошлого века татарские бабушки не то, чтобы выйти замуж за русского, даже по-русски толком не знали! Выходили замуж, преимущественно, за татар, берегли свою веру (Иман), культуру, язык и традиции...

  • Анонимно
    19.02.2019 23:17

    23.04 Договорились - бабушек в ичигах вспомнили. Ладно, хоть так приобщились к высокому искусству. Все лучше, чем заявление- роман не читал, но осуждаю. А вы почитайте все-таки, уверяю, понравится.

  • Анонимно
    19.02.2019 23:29

    Вот наша бабушка- Хэдичэ эби, всю жизнь трудилась и работала в колхозе, даже когда погиб муж- Кыям бабай, на фронте, одна воспитывала и поднимала детей, и так ни за кого больше замуж не вышла до самой смерти...

    • Анонимно
      20.02.2019 12:51

      23.29 Видите, и на Вас нахлынули воспоминания. Такова сила высокого искусства

  • Анонимно
    20.02.2019 01:03

    Сняли бы исторический фильм про Казань 1918 г., когда она в течение месяца (07.08 – 10.09) была под белой властью.
    Как раз и золотой запас тогда в Казани был!

  • Анонимно
    20.02.2019 07:22

    Мне кажется, что Яхина очень сильно пожалела свою героиню Зулейху.
    Вряд ли начальник лагеря выбрал бы себе в жёны (а сначала в любовницы) женщину, которая к тому времени уже родила 5 детей.

    Много вы знаете случаев, когда женщина, после рождения пятерых детей, сохранила бы физическую привлекательность?

    Реальный "Игнатьев" выбрал бы себе в жёны более привлекательный вариант, чем многодетная мать.

    • Анонимно
      21.02.2019 00:04

      Мой прадед татарин женился на русской вдове из самарской области, у которой было 11 дочерей. Всех дочерей выдал замуж. Прабабушка дожила до 110 лет. А бабушка стала 18-м ребенком своей матери. Такие были времена. 5 детей по тем временам - молодуха.

      • Анонимно
        21.02.2019 10:54

        Кстати, бабушка, несмотря на то, что получила мусульманское образование, что позволяло ей работать учительницей и читать Коран по-арабски до преклонных лет, в 20-30-х годах отдыхала в Евпатории, в легком платье и сандаликах с белыми носочками, есть фото с датой. Жила в Татарии в деревне, но не куталась, как тут пишут некоторые. Все было в рамках дозволенного и только. Поэтому нападки на "открытое лицо" Зулейхи неуместны, мне кажется.

  • Анонимно
    20.02.2019 08:50

    Когда в начале романа я прочитал, что татары во время голода вырывали могилы и ели трупы детей....мерзко, получить хайп за эту мерзость в стиле "Легенды о Нарайяме",плевок в сторону моих бабушек и дедушек, "вы же ничего не понимаете, это же художественное произведение.." Возвысили человека, который до написания этих "романов", занималась рекламой - то есть искала способы привлечения внимания потребителей товаров и услуг.

    • Анонимно
      20.02.2019 09:03

      А чему Вы удивляетесь? И тогда, и в ленинградскую блокаду это было нередким явлением. Просто об этом при коммунистах упоминать было запрещено.

    • Анонимно
      21.02.2019 00:11

      Бабушка говорила, будут говорить, что во время войны мы ели картофельные очистки, не верь, кто не хотел, тот не ел. Хотя, говорила, были и случаи людоедства, но это зависит от человека, от тяжести времени не зависит.

  • Анонимно
    20.02.2019 11:35

    Прошу прощения, конечно, но, лично, кажется, что Хаматова, не совсем подходит к этой роли. Всё-таки, у неё типичное интеллигентное современное лицо, больше присущее поколениям 80-90-х гг.

    Жду возражений "современников" того временного периода, которые растолкуют, что в татарских деревнях той эпохи, все девушки и женщины являлись высокоинтеллектуальными личностями.

    • Анонимно
      20.02.2019 12:15

      Думаю, как бы вам фото деревенских женщин показать, чуть более ранней эпохи, хотя в 30-е годы интеллигентности на лицах у людей осталось меньше.
      Рим Дашкин

    • Анонимно
      20.02.2019 13:00

      11.35 Чулпан как раз создана для роли Зулейхи, которая была белой вороной в своей среде. По крайней мере, так считала Упыриха, не зря же поедом ела невестку за то, что что Зулейха худая, а значит, больная и все ее дети умирают. Зулейха и сама считала себя во всем виноватой и верила, что она заслужила такое отношение от близких.Свекровь, конечно, хотела другую жену для сына - деревенскую молодку, не заморачивающуюся излишними переживаниями. Так что хрупкость, ранимость и печальные глаза Хамматовой идеально совпадают с образом Зулейхи.

    • Анонимно
      20.02.2019 13:26

      У Чулпан чистое, простое, выразительное лицо с правильными чертами. Лучше не подобрать! Только Чулпан!

      • Анонимно
        20.02.2019 15:20

        У всех артистов выразительные лица с правильными чертами, а уж простоту и чистоту они вам легко изобразят. Ни одно из интервью этой актрисы не впечатлило, у человека нет своих мыслей. Поначалу я тоже восхищался этой красивой женщиной. А ее благотворительность всего лишь пиар. Наивные люди.
        Рим Дашкин

        • Анонимно
          20.02.2019 15:50

          Да у неё не было цели впечатлять именно вас. Не понравилась - есть много других актрис.

          Для того и держим много актрис, чтобы каждый нашел актрису по своему вкусу.

          Лично я не люблю бокс. Зато уважаю балет. Андестенд?

          • Анонимно
            20.02.2019 16:16

            Да, конечно, андестенд. Я с вами согласен, просто вы тоже согласитесь, что выразительное лицо с правильными чертами лица это не аргумент для поклонения, когда некоторые другие вещи в личности человека перевешивают.
            Рим Дашкин

            • Анонимно
              20.02.2019 16:26

              ВЫ-ТО сами жизнь хотя бы одного ребёнка помогли спасти или только способны обличать мнимые нравственные пороки других?

  • Анонимно
    20.02.2019 13:54

    Есть фотографии родственников примерно 1895 года, на лицах больше ощущения достоинства и интеллигентности, чем на фото 30-х, на которых у людей совершенно другое выражение лиц.
    Рим Дашкин

  • Анонимно
    20.02.2019 19:26

    Спасти жизнь детей через фонды это не удел актрисы Хаматовой и модели Водяновой. Я бы понимала их, если бы они достойно закончили школу, чтобы поступить в мединститут, затем отучиться там 6-7 лет, дальше коротать жизнь в круглосуточном режиме работы под маской и шапкой. Обе эти Феи - многодетные матери в компании отцов своих детей вы считаете являются образцом для подражания ? Чулпан давно уже не татарка, и детей рожала не от татар. Если фильм "Мулла" испортил своим присутствием Башаров, "Зулейхи" планку врядь ли поднимет Хаматова.

  • Анонимно
    20.02.2019 19:32

    Роман Яхиной представляет собой калейдоскоп, вырезанный отовсюду. Для этого достаточно прочитать кусок, где доктор принимает роды у Зулейхи. После этого я потерял интерес к книге, дальше просто пробежался. Мне уже было всё равно чем заполнит автор свою историю.

  • Анонимно
    20.02.2019 19:37

    Если и искать схожие черты между героиней и исполнительницей этой роли, то это сногсшибательная приспособляемость к жизни в каждом отрезке времени.

  • Анонимно
    20.02.2019 21:43

    Надеюсь, что после выхода фильма Вы поймете свою ошибку. Жаль таких как Вы - не умеете радоваться достижениям других, а надо бы, ведь две эти женщины - Яхина и Хамматова- прославили татарских женщин и Татарстан в целом.

    • Анонимно
      20.02.2019 23:46

      Зря надеешься. Яхина и Хамматова уже опозорили себя.

  • Анонимно
    21.02.2019 17:59

    был на съемках в лаишево... хамство...наглость режиссера была безграничной. пробыли на площадке на 4 часа дольше,все замерзли,дети,пожилые.. и ради чего?

  • Анонимно
    21.02.2019 21:29

    А башкирские лошади на улицах Казани соответствуют исторической дествительности? В кинохронике и фото тех лет иожно их увидеть?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль