Общество 
24.03.2019

«Ночной мэр» Казани: «Наша страна – подросток, живучий и смышленый, просто дикий немного»

Артур Хосровян о том, кто убил клубную жизнь в столице Татарстана, почему «Вкусная Казань» успешнее «КышДаКар феста», как прогорел BioPort

Шеф «ночной мэрии Казани» Артур Хосровян теперь редко использует свой творческий псевдоним DJ Art, под которым он стал известен еще в лихие 90-е в качестве одного из самых активных участников рейв-движения в городе. О том, что у «мэра» нет своего кабинета и бюджета, почему Берлин должен стать образцом качества ночной жизни для Казани и чем наполнить городские парки после 9 вечера, Хосровян рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».

Артур Хосровян: «За все время «ночным мэром» сам себя я еще ни разу не назвал, так как это не роль и не титул для меня, а возможность сделать что-то для того сообщества и индустрии, которые очень хорошо знаю» Фото: Ирина Ерохина

«ПОКА МЫ РАССУЖДАЕМ ОБ ЭТОМ, КАЖДЫЕ 24 ЧАСА НАСТУПАЕТ ВЕЧЕР И ЛЮДИ ВЫХОДЯТ ЗА СКОБКИ СВОИХ ПОВСЕДНЕВНЫХ РОЛЕЙ»

— Артур, в мае будет два года, как вы являетесь «ночным мэром» Казани. Часто приходится слышать, что за данное время в ночной жизни города мало что изменилось. Как относитесь к подобному мнению? И чем именно вы занимаетесь на этой общественной должности?

— Во-первых, если заметить, за все время «ночным мэром» сам себя я еще ни разу не назвал, так как это не роль и не титул для меня, а возможность сделать что-то для того сообщества и индустрии, которые очень хорошо знаю. Я вообще и не предположил бы еще лет 10 назад, что подобная миссия появится в моей жизни, так как находился немного в стороне от данных процессов. Но в аналогичных проектах необходим тот, кто, с одной стороны, хорошо знает индустрию и сообщество и при этом не является конкурентом, с другой — имеет за плечами реальные проекты и обладает некоторым кредитом доверия со стороны власти.

— А зачем вообще нужно развивать ночную городскую жизнь?

— Потому что вечер и ночь давно стали активным временем жизни городов, неотделимым от понятия современного мегаполиса, его лицом и одним из главных показателей развития. Согласно статистике, больше половины жителей проводят время вне своих домов вечером и ночью, а около 40 процентов туристов делают выбор в пользу посещения города, изучая спектр и уровень предложений, именно в вечерне-ночное время. И для тех, и для других это важный индикатор привлекательности жизни в городе, а для власти и индустрии — отрасль с очень серьезным экономическим потенциалом.

В наши дни уже стало аксиомой то, что развитие города в первую очередь зависит от уровня самореализации и запросов его жителей, формирования их социальной идентичности. Это время, когда люди объединяются по другим социальным признакам. Если днем большинство из нас мыслят работой и собственной функцией в обществе, то в нерабочий период людям важно почувствовать себя в другой социальной среде и атмосфере, стать причастными к чему-то иному, со смыслом использовать свое свободное время. В контексте жизнь города вечером и ночью кардинально влияет на общество. Если этим не заниматься, не создавать условия для креативных и созидательных инициатив и не развивать индустрию, данная потребность найдет выход в примитивных и сомнительных развлечениях, а как следствие, приведет к деградации потребностей общества и экономическим потерям в первую очередь туристской и развлекательных отраслей, которые, между прочим, составляют львинную долю доходов крупнейших городов мира. И если обратить внимание, то именно тех субъектов, где развита вечерне-ночная жизнь.

Под ночной жизнью часто ошибочно понимается только индустрия развлечений, хотя это не так. Вечер и ночь — другое отражение обычной жизни общества. Здесь также существует необходимость самореализации, альтернативного образования и познания мира, людям тоже нужны места коммуникации, большинство отраслей креативных индустрий находит свои аудитории именно в данном поле, таланты приезжают жить в город, а не покидают его. Именно это и есть образ современного мегаполиса — привлекательной территории для жизни и посещения, в экосистеме которой вечерне-ночная жизнь играет важную экономическую и идеологическую роль.

И у этих процессов есть испытанные на практике других городов мира модели управления. Они базируются на определенных принципах взаимодействия индустрии, городской инфраструктуры, общественных и креативных пространств и сообществ. Яркий пример тому — Берлин, где благодаря смело и правильно выстроенному сотрудничеству власти с креативными индустриями и сообществами удалось достичь рекордных результатов, хотя в Берлине и до этого все было относительно неплохо. В 2003 году, когда в столице Германии создавалась вторая после Амстердама «Ночная мэрия» в мире, многие думали, что город уже достиг своего предела развития в области привлекательности местной среды. Но результатом работы организации стало значительное увеличение притока туристов и постоянных жителей, что в разы увеличило доход городской казны и снискало городу славу творческой столицы мира. У меня есть возможность изучать этот опыт, мы находимся в дружных отношениях со многими организациями, исполняющими функции «ночных мэрий», получаем важную информацию от них и всегда имеем доступ к международной практике.

«Вечер и ночь давно стали активным временем жизни городов, неотделимым от понятия современного мегаполиса, его лицом и одним из главных показателей развития» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Эти модели приживутся у нас?

— В развитии больших городов есть много общих тенденций независимо от континента. Запросы общества в мире во многом схожи. Казани необходимо развиваться как современному городу, иначе она начнет увядать. Это важная задача, и в любом случае ее надо реализовывать совместно с сообществом, индустрией и администрацией города. Разумеется, я не питаю иллюзий по поводу Казани, когда говорю о Берлине, но даже меньший результат созидателен и полезен для нашего города. Везде своя специфика, но опыт «ночных мэрий» не распространялся бы в странах так быстро, если бы не был масштабируемым. Эти организации, существующие в ряде городов мира немного под разными названиями, являются очень интересным инструментом эффективного взаимодействия власти с индустрией и неформальными сообществами. Это своего рода новая форма городского управления, помогающая официальной власти взаимодействовать с нестандартной и важной сферой — вечерне-ночными индустриями, социумом и сообществами, объединяющими людей совсем по другим, в отличие от рабочих дней, признакам.

Так получилось, что международная концепция была в свое время презентована президенту Татарстана, который поддержал идею создания «Ночной мэрии Казани», но это, вопреки мнению многих, не означает, что мне дали кабинет, бюджет и наделили должностными функциями и обязанностями. Просто республика оказала поддержку, открылись многие двери, но это не подразумевало, что за ними нас встретят понимающие суть вопроса и план действий чиновники, многие из которых не могут мыслить вне протоколов и собственных рисков. Там, как и предполагалось, нас встречают обычные люди, для которых тема развития общества вечером и ночью оказалась очень непонятной и даже пугающей. Это нормально. Так происходило и в Германии, и в Англии, и в других странах: были потрачены годы, прежде чем появились реальные механизмы взаимодействия власти с индустрией и сообществами. И это в социуме, где давно готовы к подобным проектам, а чиновникам не нужно объяснять ценность неформальных и креативных течений. В общем, в нашем случае путь только начался и он не предполагает мгновенных результатов.

— Но власть и общество готовы к реальному взаимодействию на этом поле?

— «Ночная мэрия» — эффективная, но для России экспериментальная концепция. Я бы сравнил ее с рекой, которая ищет себе пути-дороги, рискуя превратиться в болото. Конечно, за данный срок было сделано немало, но чего-то принципиально влияющего на повестку пока не произошло. Одно очевидно: пока мы рассуждаем об этом, каждые 24 часа наступает вечер и люди выходят за скобки своих повседневных ролей, объединяются вокруг идей, городского и социального контента и предложений, формируют сообщества, иногда хаотичные, порой сознательные, исходя из возможностей и предложений субъекта своим жителям. 

В первую очередь власти надо осознать важность этой сферы и то, что бездействие несет вполне реальные риски для развития общества и городской среды. Для результата, как я уже сказал, нужно время и понимание на всех уровнях власти, а не диалог в контексте «просите, а мы решим», это уж точно несозидательно. Зато теперь есть как бы официальная организация, на которую можно официально вешать ответственность за непроисходящее в ночной жизни, это уже хорошо, потому что как-то легитимизирует ночную жизнь в принципе. Ради того, чтобы это стало нормой в обществе, мы готовы быть «крайними».

 «Теперь есть как бы официальная организация, на которую можно официально вешать ответственность за непроисходящее в ночной жизни, это уже хорошо, потому что как-то легитимизирует ночную жизнь в принципе» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТАКОЙ РАЗОБЩЕННОСТИ НЕТ ДАЖЕ В ОГРОМНОЙ МОСКВЕ»

— Но общественность требует результатов работы «Ночной мэрии», а их действительно пока не видно…

— Общественность вообще любит так делать. На самом деле результатов много, но это скорее решенные задачи, чем достигнутая цель, а такого недостаточно, чтобы говорить о кардинальном изменении ситуации. У нас в «Ночной мэрии» около 60 волонтеров. Они хорошо отработали летний сезон, помогали городской администрации мониторить предприятия питания и развлекательной индустрии, туристам — сориентироваться в ночном городе, работали в туристско-информационных центрах, распространяли путеводители, которые, кстати, мы сами и выпустили достаточно большим тиражом. После чемпионата мира по футболу мы взаимодействовали с организаторами фестивалей и концертов, которые также обслуживали наши волонтеры.  

Летом 2018-го мы разработали совместно с ведущими экскурсионными агентствами Казани несколько вечерних и ночных экскурсий, одна из них даже заняла второе место в российском конкурсе туристических маршрутов. Это иммерсивная экскурсия «От трактиров до баров» с элементами бар-хоппинга, но акцент больше сделан на истории города, с привлечением актеров. Нам не хватило немного времени летом, чтобы раскачать ее как следует. Надеюсь, в 2019-м этот маршрут будет позаметнее. Кроме того, мы даже провели два городских события — в парке «Горкинско-Ометьевский лес» и на «Фабрике Алафузова», — которые объединили промокоманды и артистов. Несмотря на то что «Ночная мэрия» не занимается ивентами, это было важно сделать прошлым летом, чтобы создать прецедент объединения команд и протестировать шоу-кейсы.

Также, думаю, нам удалось некоторым образом повлиять на критическую ситуацию в клубах и молодежных общественных пространствах, связанную с антинаркотическими рейдами полиции. Весной 2018 года состоялся круглый стол МВД и представителей индустрии и сообществ, в результате которого хотя бы появилось понимание того, что топорные методы воздействия стоит оставить в прошлом. Кроме того, мы взаимодействуем с европейским содружеством «ночных мэрий», а также собираем статистические данные, проводим опросы, формируем понимание того, что хочет молодежь, какие потребности у индустрии.

— А так непонятно?

— Нет. Это невозможно объективно понять, когда ты находишься в другом возрасте и социальном поле, каким бы молодым ты в душе ни был и как близко бы к этому ни находился. Все очень быстро меняется. Мы можем понимать одно, а тенденции уже совсем другие. Недавно, например, провели опрос на тему того, какими субкультурами интересуется молодежь и что вообще сейчас с этим происходит, особенно с учетом стирания социальных границ среди нее. Так вот, картина совсем не похожа на бытующее мнение. Например, рейв-культура и экстремальные виды спорта в меньшей степени интересны молодежи, чем граффити и каллиграфутуризм. У нас одна из самых больших проблем в управлении обществом — отсутствие адекватных статистических данных, особенно по молодежи. Данные — это та самая рука на пульсе. Хотелось бы только успевать использовать их быстрее, чем они становятся неактуальными.

— Почему такая разобщенность среди участников индустрии развлечений и представителей субкультур? Боязнь потерять клиентов и часть дохода?

— Версий много, но, наверное, это тема отдельного интервью. Действительно, такое для Казани свойственно. И если с индустрией еще все не так критично, поскольку ей правят экономические и конкурентные законы, то для более неформальных течений и культуры разобщение равносильно коматозу. Я не знаю, с чем такое связано, но от этого страдает в первую очередь потенциальная аудитория, которая перестает воспринимать происходящее в городе как нечто целое. Может быть, менталитет, может, желание стать «царем горы», не знаю, но такой разобщенности нет даже в огромной Москве.

Эту особенность мы проходили еще во времена проведения премии Dancing People Awards — крупнейшей клубной премии в Поволжье, которая объединяла клубы и лейблы Казани настолько, что в ночь церемонии некоторые локации даже объявляли выходной. Казалось бы, месяц голосований и продвижения деятелей клубной индустрии и одна ночь шоу в году, но все это сильно влияло на мотивацию участников сообщества, владельцев и управляющих клубов, давая возможность ощутить общую идею и дружную конкуренцию. Но даже в то время, когда в индустрии было гораздо больше энтузиастов, нам стоило колоссальных усилий убедить людей объединиться. Мы были тогда, пожалуй, самой влиятельной организацией в клубной индустрии, но, вопреки логике, это мешало городским клубам и командам поверить в смысл наших действий. А он очень простой и вечный: если выиграет сообщество — в конце концов побеждает каждый из его участников, и в этом случае лавров хватит на всех, кто готов работать. Но люди, может быть, слишком часто ищут подвох там, где его нет.

«Запуск клуба BioPort я считаю неудачным. Многие из взрослой тусовки просили клуб, но оказались способными ходить в него максимум раз в месяц» «Запуск клуба BioPort я считаю неудачным. Многие из взрослой тусовки просили клуб, но оказались способными ходить в него максимум раз в месяц» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЕННАЯ СТЕРЕОТИПНОСТЬ, И Я НЕ ОЧЕНЬ В ЭТОМ ПЛАНЕ БЛАГОНАДЕЖНЫЙ ДЛЯ СИСТЕМЫ»

— Вы сравнивали ночную жизнь других российских городов-миллионников с Казанью?

— Да, и мы далеко не в лидерах, хотя туристический и инфраструктурный потенциалы огромные. Ночная жизнь в России в принципе до недавнего времени находилась в стагнации. Мало того что демографический кризис разорвал последовательность происходящего — эту сферу жизни города еще и банально запустили. Долгое время расценивая то, что происходит в клубах и на концертных площадках вечерами и ночью, как проблему, власть не только не способствовала развитию, но и повлияла негативно своим бездействием на формирование культуры и неформальные точки роста общества. Но этому не происходить вечно. Государственная машина начинает работать эффективнее, индустрия поднимает голову, молодежи стало в разы больше, и она, что бы ни говорили, очень смелая и талантливая. Так что сравнивать лучше не сейчас, а лет через пять.

— Вы как-то заявляли, что ОБНОН (отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД — прим. ред.) фактически убил клубную жизнь в Казани…

— Я бы сказал, что он сделал ее инвалидом. Мы убеждены и говорили об этом с представителями ОБНОН, что проблему наркотизации молодежи нужно решать и она действительно острая. Но решать ее надо, не разрушая сообщества, не загоняя людей в недоступные миры. Мы предложили множество программ, еще до образования «ночной мэрии», которые помогли бы выстроить диалог и воспринять всю информацию об антинаркотической пропаганде, предлагали взаимодействовать с частными охраннными предприятиями, чтобы в клубах работали более мягко и без агрессии, доносить честную и объективную информацию через лидеров мнения, а не врачей и психологов наркологии. Но представители МВД выбрали более понятный для них способ — приходить в клубы и перекрывать вход, собирая анализы мочи. Это не потому, что они какие-то звери, просто машина работает по своим принципам, пока совсем не предполагающим учет интересов городской молодежной среды.

Когда совершенно обычный трезвый человек приходит, а может, даже приезжает из другого города на концерт иностранной звезды или электронный перформанс, на который потрачено много сил и таланта организаторов, но видит перекрытый вход и ОМОН в масках на танцполе, у него закрепляется в голове, что клубы — это некое место с сомнительной репутацией, где к тебе в любом случае относятся как к потенциальному преступнику. В таком случае, скорее всего, человек не вернется. Статистика периода активных рейдов была такова, что из 100 протестированных находили в среднем 10 употребивших вещества молодых людей. В результате это не больше нескольких сотен поставленных на учет человек, но, кроме того, на концерты и интересные музыкальные активности перестали ходить тысячи людей, многие талантливые организаторы и артисты перебрались в Москву, а уровень продакшна в клубах еще больше скатился до «выпить и познакомиться». Стоило ли это того? Не думаю. Так вместе с сорняками вырывают и пшеницу, так рушатся пространства и инициативы, именно из-за таких топорных действий общество перестает чувствовать себя одним целым. 

— Когда подобная вечеринка была сорвана в последний раз?

— Такое и сейчас в принципе происходит. Но у власти вроде появляется понимание, что такими топорными методами действовать нельзя и все, к чему это приведет, — агрессия и закрытость молодежи. Люди не будут ходить в клубы, но не перестанут употреблять наркотики из-за того, что их где-то там ловят. Они скорее станут это делать в тех местах, где до них не достучаться, что уже более сложно решаемая проблема.

— То есть пусть употребляют, но на людях, так?

— Не совсем так. Это зло невозможно искоренить агрессией и жесткими методами. Конечно, загнав страну в концлагерь, можно добиться значительных результатов. Но мы же движемся путем создания демократического общества. Так или иначе, во всех сферах, которые связаны с культурой или субкультурой, преобладает молодежь. А где молодежь — там много разных проблем. Основной тезис в решении этих проблем — нельзя разгонять людей, чтобы они не собирались и не делали то, что мы не хотим. Нужно пользоваться тем, что они вместе, и пытаться донести до них правильные тезисы устами тех людей, которым они доверяют.

— Было еще и запрещение концерта группы IC3PEAK

— Да, это стремная история.

— Всегда казалось, что татарстанские власти более цивилизованны и толерантны в этих вещах, чем в целом по стране…

— Наша страна, несмотря на серьезный бэкграунд, напоминает мне подростка, который методом проб и ошибок все равно встает на те же грабли, но рано или поздно он сделает вывод, ну или грабли сломаются и убьют его. Но подросток вроде живучий и смышленый, просто дикий немного.

Власть имеет право на ошибку, но не может не исправлять ее или не видеть те риски, которые из этого выходят. Потому ситуация с запретом концерта — полбеды. Но из-за этого молодежь становится агрессивно настроена к власти, и героями становятся те, кого государство запрещает. Мне тоже страшно за своих детей, когда слышу некоторые окружающие их песни, но я лучше потрачу время на то, чтобы научить их существовать в этом разном мире и не поддаваться деструктивным влияниям. Еще надо понимать, что бунт и поиск справедливости — неотделимая природа молодежи и она всегда будет порождать непонятные другим явления. Куда больше станет проблем, если сейчас не сделать выводов и не понять, как со всем этим взаимодействовать. Я смотрю, о чем говорят в кабинетах, министерстве по делам молодежи Татарстана, — урок извлечен. Я думаю, следующий концерт не будет закрыт такими методами. По крайней мере, хотелось бы на это надеяться.

— Кстати, что думаете о появлении нового министерства во главе с Дамиром Фаттаховым?

— Это очень радует, особенно их стремление найти новые, эффективные пути. Понятно, что пока там очень много разговоров и времени тратится на то, чтобы просто определить общие этапы развития. Тем не менее, как я вижу, эта работа нужна. Я, кстати, вхожу в общественный совет, созданный недавно при министерстве, поэтому имею возможность почувствовать подходы нового ведомства. Уже начали проявляться контуры того, как надо взаимодействовать с молодежью.

— Сами бы не хотели стать профильным татарстанским министром?

— Я не человек кабинетов. Моя биография, творчество и бизнес — все проходит через индустрию субкультуры, к которой всегда было очень скептическое отношение. Есть определенная стереотипность, и я не очень в этом плане благонадежный для системы. Я не прирожденный чиновник, и все это понимают. Сейчас в министерстве у руля системные профессионалы, надеюсь, буду более полезен своими проектными навыками, другим ракурсом зрения и связью с сообществами. Каждый должен заниматься своим делом.

Фестиваль «Вкусная Казань» признан лучшим событием в области гастрономического туризма в рамках национальной премии Russian Event Awards 2018 Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВОЗЬМЕМ, К ПРИМЕРУ, МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ПАРКИ ИЛИ КРЕМЛЕВСКУЮ НАБЕРЕЖНУЮ — ПОСЛЕ 9 ВЕЧЕРА ТАМ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО»

— Какие проекты стоят перед «ночной мэрией» на ближайшее время?

— Выйти на такой по-настоящему созидательный диалог с городом, чтобы местная власть увидела ценность развития этого сегмента, поняла, что с помощью подобной организации, которая не является частью системной административной структуры, можно решать задачи, требующие нелинейного и нестандартного подхода.

Мне бы хотелось добиться создания ночных мест, где инфраструктура и спектр культурных предложений позволяют людям приезжать в наш город, а его жителям — проводить время в разнообразной и созидательной атмосфере. Для этого необходимо лишь дать инструменты тем, кто и так уже что-то делает, и поддерживать городские пространства. Возьмем, к примеру, многочисленные парки или Кремлевскую набережную — после 9 вечера там делать нечего. Или улицу Профсоюзную, на которой уже открылось более 30 мест, работающих ночью, но она развивается хаотично и с кучей неудобств. Самый лучший способ вдохнуть жизнь в эти места — создать инфраструктурные условия, поддерживать индустрию и некоммерческие инициативы, которые сами по себе не смогут достигнуть эффективных масштабов.

Сейчас мы сильно зависим от грантовых поддержек — это главный способ финансирования нашего проекта. У нас нет денежных потоков, нас никто не субсидирует, мы вкладываем собственные средства, заработанные на других проектах, либо получаем гранты. Если удастся обрести поддержку в летнем сезоне, то в городе появятся дополнительные события, например большой фестиваль Kazan Night Week. Все это пока только в проектах, и многое зависит от реакции и участия городской и республиканской властей. Есть еще кое-что, к чему мы стремимся, но пока лучше об этом не говорить. Вообще, наши планы сильно изменчивы, поскольку зависят от многих факторов: экономической ситуации, политической воли, задач города и многого другого. Мы скорее действуем исходя из появляющихся возможностей и не можем планировать все точно и надолго.

Для «ночной мэрии» важно работать над тем, чтобы формировались новые предложения. И тогда в течение нескольких лет данное предложение будет формировать спрос, как это было с ресторанами в 1990–2000-е. Сначала люди ходили туда по выходным и праздникам, и для них это было развлечением. Чем больше ресторанов становилось, тем они оказывались более доступны. Многие ходят теперь туда просто пообедать. С лофтами, необычными пространствами, альтернативными проектами и интересными культурными инициативами так и происходит. 

— Проведение казанской «Велоночи» в середине октября 2018-го как нельзя лучше характеризует отношение к неформальному сообществу и ночной жизни в целом. Понятно, что из-за чемпионата мира по футболу летом были определенные ограничения, но отдавать город для велосипедистов глубокой осенью…

— Со стороны часто кажется все именно так, но государство действует в рамках собственных протоколов и реалий. Нельзя требовать от экскаватора маневренности. Один из главных выводов, который я сделал в последнее время о работе государственной машины, состоит в том, что кажущаяся нелогичность действий системы и ее порой абсурдные, разрушительные решения — на самом деле законы самосохранения этой самой системы. К сожалению, часто только так она и может функционировать в любой стране. Без протоколов и регламентов, какими бы несовершенными они ни были, никуда.

Вот, например, с «Велоночью»: вам кажется, что это попытка отвязаться, но на самом деле лето 2018 года и ограничения ЧМ не позволили пройти данному мероприятию в нужное время. Для того чтобы провести событие, городу надо пройти много процедур и выдержать установленное законом время. Из-за его нехватки в конце концов встал вопрос — или не проводить вообще, или в октябре. Я думаю, было принято правильное решение. «Вкусная Казань», кстати, тоже попала в подобную ситуацию, и было очень много сомнений насчет проведения фестиваля в ноябре, но в результате и посетителей не меньше, и участники довольны. Мы теперь знаем, как это может происходить в данное время года.

— А с дирекцией парков и скверов Казани удается выстроить диалог?

— Как и с большинством подобных, относительно неповоротливых структур, сложно получается выстраивать отношения. С прошлого года, например, у них лежит предложение провести «Ночь в парках», для этого собраны участники и идеи. Мероприятие недорогостоящее, полностью разработанное и способное стать одной из визитных карточек культурной жизни Казани, но из-за смены руководства дирекции у них куча хозяйственных задач и других влияющих факторов. Однако в какой-то момент, наверное, появится понимание, что, только сотрудничая с организациями, подобными «ночной мэрии», они смогут эффективно и постоянно создавать уникальный контент. Только в таких взаимодействиях, а не попытках сделать все самим по чужому плану найдется командный, партнерский и концептуальный ресурс.

— Действительно, в принципе дирекция, основываясь на представленной вами концепции мероприятия, сама может его провести. Вы им зачем?

— В любом проекте главное — команда, партнеры, с которыми это возможно сделать, и концепция, которую нужно суметь реализовать. Всегда можно сделать самим, вопрос — как и какими усилиями. Да, они могут сделать прототип, но многие проекты замерзают из-за недостатка компетентных людей, которые смогут это выполнить, вложив знания и душу в дело. Я не знаю, как у нас сложится с дирекцией парков и скверов, буду надеяться, что новое руководство, которое пришло туда, еще не успело закостенеть.

«Проведение «Велоночи» — это не попытка отвязаться, на самом деле лето 2018 года и ограничения ЧМ не позволили пройти данному мероприятию в нужное время» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НИ ДЛЯ КОГО НЕ СЕКРЕТ, ЧТО СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В НАШЕМ ГОРОДЕ ДОВОЛЬНО НА НИЗКОМ УРОВНЕ»

— Вы успели себя проявить в различных ипостасях: журналист, музыкант, продюсер, владелец клубов и так далее. Кем вы мыслите себя сейчас?

— Несмотря на кажущееся разнообразие и широкий спектр деятельности — от андеграунд культуры и альтернативной журналистики до создания коммерческих клубов и событий, по большому счету я всегда занимался одним и тем же — организацией и развитием проектов в области культуры и событийной индустрии. Это продюсерская деятельность, которая в каком-то смысле почти всегда служила интересам людей, имеющих потребность в альтернативных предложениях. Всегда было интересно создавать что-то новое на стыке культур и концепций, что называется, другие миры общества.

Сейчас мы организуем разные крупные события, несколько лет проводим «Вкусную Казань», различные конференции, йога-события, маркеты, концерты. Это мой основной бизнес. Также под лейблом Ozone pro организуем вечеринки и фестивали, но это уже перманентная деятельность, которая не так активна и скорее является миссионерской в области электронной музыки. Кроме того, реализую проекты, связанные с креативными индустриями, в числе которых — «Битва креативных менеджеров», лекции в резиденции «Штаб» и многое другое.

— Фестиваль «Вкусная Казань» признан лучшим событием в области гастрономического туризма в рамках национальной премии Russian Event Awards 2018. Как вы попали в данную историю?

— Мэрия Казани решила подключить нас к этому проекту. Изнутри я вижу, что фестивалю еще надо развиваться. Мы находимся в правильном диалоге с городом на эту тему. Но, для того чтобы создать действительно лучшее гастрономическое событие России, еще нужно работать.

Смысл таких событий не только в возможности собраться всем городом и гостями, вкусно поесть и увидеть многие рестораны в одном месте — подобные мероприятия формируют здоровую конкурентную среду и взаимодействие профессиональных сообществ. Побеждает тот, кто работает с посетителями, у кого интересная концепция, вкусная еда. Некоторые рестораны за два дня проведения мероприятия делают выручку ту же, что за неделю в своих залах. Данным фестивалем мы создаем возможности, комуникативную среду, в которой потом взаимодействуют представители индустрии, зачастую не имеющие возможности, в силу личных задач, развернуться и почувствовать, что же реально происходит в их сфере. Фестивалем это не ограничивается. К примеру, в одном из мессенджеров активна группа, где люди обмениваются информацией об оборудовании, работниках, событиях и даже идеях.

Ни для кого не секрет, что сфера общественного питания в нашем городе довольно на низком уровне: и спектр предложений, и качество еды, и сервис. Мне хочется верить, что «Вкусная Казань» позволит представителям индустрии адекватнее оценивать происходящее, видеть слабые стороны, формировать уникальное торговое предложение.

К тому же известное утверждение «Дайте народу хлеба и зрелищ, чтобы он был спокоен» на самом деле не такое уж негативное. Для жителей это очередная возможность, что называется, почувствовать свой город, ощутить его как единое целое, чего очень не хватает казанцам, несильно объединенным общей идеей.

— Однако тот же самый «КышДаКар фест», который вы устраивали на новогодние праздники, получил множество нареканий. Дескать, места было мало, ассортимент тоже оставлял желать лучшего. 

— Этот фестиваль был скорее тестовой попыткой создать новогоднюю ярмарку довольно распространенного по миру формата. Получился с небольшими недоработками, что нормально для первого раза, но, на мой взгляд, довольно вкусно, а главное — теперь понятно, как сделать его лучше. Изначально  мы предлагали организовать фестиваль в нескольких местах города под уже существующие пешеходные потоки: выходы из метро, площадки перед торговыми центрами, главная пешеходная улица. Но, в силу городских регламентов и сложностей в согласовании, пришлось остановиться на одном месте.

В процессе появились сложности, которые мы не смогли предусмотреть. Во-первых, это ассортимент местных производителей. У нас стояла очередь из участников, мы старались отслеживать товары, которые они будут продавать, но уже во время проведения фестиваля выяснилось, что продукции мало, ассортимент сильно отличается от того, что продается за границей. Мы не могли этого узнать, если бы не провели подобное мероприятие. Во-вторых, точек проведения феста должно быть несколько, и они должны работать с 20 по 31 декабря, но мы были зажаты во временные рамки. Это вообще особенность реализации городских проектов. Ты должен маневрировать между идеей, концепцией, возможностью и регламентами. Учитывая те сложности, которые возникли во время проведения ярмарки, мы сейчас инициируем создание ассоциации фермеров и ремесленников.

— Подобные структуры же существует?

— Они номинальные и не выполняют главную функцию таких организаций — быть эффективной точкой взаимодействия между потребительской средой и производителями. Нет моделирующей и влияющей на повестку дня организации, которая будет помогать участникам сообщества. 

«КышДаКар фест» был скорее тестовой попыткой создать новогоднюю ярмарку довольно распространенного по миру формата» Фото: kzn.ru

«Я НЕ ГОВОРЮ, ЧТО НАСТОЯЩИЕ ДИДЖЕИ ИСЧЕЗЛИ, ИХ ПРОСТО ПОГЛОТИЛА ВОЛНА ФЕЙКА»

— Что из себя представляет сегодня Арт — и как DJ, и как музыкант?

— Музыка — для меня неотделимая часть жизни. Несмотря на то что как музыкант, саунд-продюсер и уж тем более диджей я считаю, что достиг достаточно много, музыка никогда не была для меня карьерой, способом постоянного заработка или стремлением к признанию. Мне просто, что называется, прописано этим заниматься для того, чтобы быть в гармонии с собой. Музыка — моя терапия, связь с космосом, надежный генератор и хранитель идей. В прошлом году на московском Mystic Sound Records вышел мой новый альбом. Это электроника, но с большим количеством экспериментов с живым звуком. В записи альбома приняли участие Государственный камерный хор РТ, различные этнические музыканты и даже использованы архивные записи средневековых песен древней Тартарии. Ну а как диджея я себя не мыслю достаточно давно, хотя периодически играю, но в основном либо на вечеринках Ozone pro, либо на фестивалях далеко за пределами Казани.  

Миссия диджеев, их особенность и ценность сильно мутировали с появлением интернета и музыкальных технологий. В нашем городе их можно по пальцам пересчитать, да и в мире явное меньшинство. Общая масса  — это рисование за пультом. Знаете, как в детстве кто-то бегал с расческой, представляя, что поет в микрофон, вот типа того. Любой может накачать себе музыки, не озадачиваясь особо ее качеством, просто выбрав, нравится или нет, пройти двухдневный курс, научиться плавно переходить от одной композиции к другой. И вот он уже стоит перед танцполом, крутит одну лишь ручку громкости баса и играет в звезду, а люди психологически воспринимают это так, что человек творит в моменте. Данную особенность производства звезд-диджеев даже из дилетантов подхватил массовый шоу-бизнес, и все окончательно превратилось в абсурд и профанацию. Конечно, профи и творцы в диджеинге есть, но они там, где развитая среда и люди, способные отличить подделку от уникального музыкального продукта. Это пока не про наш город, в котором в принципе отсутствует индустрия музыкального продакшна и вытекающая из этого невостребованность качественного контента. Это как с фешен-индустрией. Почему у нас нет модных дизайнеров? Потому что у нас нет легкой промышленности. То же самое и в этой сфере. У нас нет профессиональной инфраструктуры, большого количества клубов, созданных возможностей и лояльности.

Я не говорю, что настоящие диджеи исчезли, их просто поглотила волна фейка и шоу-индустрии, но эти люди по-прежнему существуют и в большинстве своем до сих пор в андеграунде, и, чтобы знать их, надо искать. Это вообще парадокс нашего времени: чем больше информации вокруг, тем труднее находить настоящее. Сейчас как никогда важно помнить, что музыка появляется благодаря музыкантам, а приставка ди- скорее синоним того, что подразумевалось раньше. Наверное, еще и поэтому на сегодняшний день мое имя чаще всего без этой приставки.

— А когда она отвалилась? 

— Да не то чтобы отвалилась, просто потеряла свою сакральность, что ли. Наверное, я прекратил придавать ей значение, когда рэйв перестал совершать революции. И молодежи не хватает сейчас именно культурных и идеологических революций. Оглянитесь на последние 10–15 лет. Что произошло такого нового, чего не было в обществе до этого? Принципиально другие музыкальные стили или что-то еще в искусстве и течениях. Ничего. Почти все варится в своем соку.

— Рэп…

— Те, кто слушает рэп, родились уже при нем, как и при техно. Они не знают мира без этой музыки. Моему поколению в данном смысле во многом повезло. Для нас это был в том числе рейв и электронная музыка, которые послужили мощными переносчиками огромного количества новых идей и форм искусства. Это произошло очень быстро: к нам, рожденным в СССР, в какой-то момент прорвалась совершенно новая форма музыки, культуры, идеологии, не существовавшая до того. Тогда на танцполе были люди с высоким IQ, богема, все те, кто был в авангарде и способен открыться абсолютно новому. Это формировало уникальную среду и сообщество и произвело определенную революцию.

Именно поэтому я пришел в рейв-культуру — самый прогрессивный на тот момент сегмент творческого, идеологического и социального роста молодежи. Это как раз тот самый случай, когда ты себя осознаешь по-новому, когда ты являешься альтернативой обыденности, впитываешь идеологию, отношение к окружающему миру и имеешь желание самовыражаться и экспериментировать. Это была та самая первая любовь. Но все в какой-то момент меняется, и так должно, наверное, происходить — как это в свое время случилось с хиппи: то, что было достоянием избранных, стало мейнстримом, изначальная идея мутировала, но дала миру множество прекрасных идей и процессов. Неизбежно это должно было произойти и с рейв-культурой.


— Все коммерциализировалось и рассосалось?

— Если сравнивать с тем, как начиналось, да, но я предпочитаю называть данный процесс словом «изменилось». Это просто другая фаза. Тем, кто сейчас говорит о рейве 90-х, я бы посоветовал просто об этом забыть, если, конечно, это не модная сейчас эксплуатация легенды. Те люди, которые сейчас формируют данную культуру, воспринимают ее как революцию. На танцполе в большинстве своем давно не богема и не интеллектуалы, просто нужно это принять.

— Но ведь существует ностальгия. Концерт The Prodigy в прошлом году в Казани собрал полный «Баскет-холл».

— Развитие культуры определяют не такие разовые мероприятия, в России и на бардов порой собираются тысячи человек. Но это не значит, что кипит жизнь. Культура живет только в постоянных проявлениях и крепком сообществе, а не в разовых акциях. На данный концерт пришли в основном те, кто вырос на этой музыке, а не те, кто слушает ее сейчас. Таких людей очень много в нашем городе, но они вряд ли составят активное сообщество, готовое ходить на такие концерты хотя бы раз в две недели. Мы прошли этот урок во время запуска клуба BioPort, который я считаю неудачным. Многие из взрослой тусовки просили клуб, но оказались способными ходить в него максимум раз в месяц. В результате все пошло не так, как мы думали.

— Почему?

— Ошибкой было то, что мы прогнулись под пожелание заказчиков — крупной московской компании, выкупившей здание и заключившей с нами контракт на запуск проекта. Я жалею, что мы тогда не отстояли до конца свою концепцию. Они очень хотели иметь все в одном флаконе: и ресторан, и бар, и клуб — и это в подвальном помещении на Баумана, сложной для развлекательных и музыкальных проектов улице. В результате, идя на компромисс с заказчиком, мы создали не совсем гармоничный проект. Также на эти годы пришлось максимальное количество рейдов Госнаркоконтроля, и публику просто выжили из клубов люди в масках. А поскольку в BioPort звучала электронная музыка, то приезжали к нам чуть ли не каждый день. Но, несмотря на то что многое пошло не так, мы неплохо повеселились целый год: в стенах отлично оснащенного клуба состоялось много интересных концертов и ярких вечеринок.

«Тем, кто сейчас говорит о рейве 90-х, я бы посоветовал просто об этом забыть, если, конечно, это не модная сейчас эксплуатация легенды» Фото: Ирина Ерохина

«ДУХОВНОСТЬ НЕ ГДЕ-ТО НА ПЛАНЕТЕ, А ВНУТРИ НАС»

— Лет 10 назад на Гоа встретил группу местных русских «аборигенов», которые просили передать вам привет. Там вас хорошо знают, а что именно тянет в Индию?

— Гоа и Индия не совсем одно и то же. У меня много друзей на Гоа, там близкое мне сообщество музыкантов и творческих людей, наверное, это главное, почему я туда все еще езжу. Гоа уже нет того, каким я увидел штат впервые 15 лет назад, и именно это место научило меня не сопротивляться изменениям и ценить то, что есть сейчас. Даже с открытием туристических траффиков и строительством гостиниц, превращением Гоа в своего рода посольство России в Индии с кучей случайных людей, это место уникально и открывается каждому по-своему, да и вообще Индия. Есть что-то особенное в данной стране. Я объездил достаточно много стран, но почему-то вернуться хочется именно туда.

Поеду опять, уже не помню в какой раз. В течение месяца мне предстоит преодолеть почти 10 тысяч километров и побывать во множестве новых мест. Это вдохновляет, позволяет переключиться и взглянуть на процессы здесь, в родном городе, по-другому. Многие, кто слышит про мое путешествие, почему-то думают, что я еду туда за каким-то духовным просветлением. Видимо, репутация страны срабатывает. Но ведь духовность не в географической точке, а где-то глубоко внутри нас. Вне зависимости от того, где мы находимся, в поисках духовности лучше отправляться внутрь себя.

— А есть место, про которое вы могли бы сказать: вот это мое, несомненно?

— Да, в моей студии на балконе, а еще любые горы, особенно Гималаи. Во мне армянская кровь, поэтому, наверное, я чувствую горы.

— И что еще в вас есть армянского?

— Образно выражаясь, способность идти в те самые горы и быть готовым постоянно к смене пейзажа и погодным условиям. У меня мама — татарка, а отец — армянин. Та еще смесь.

Артур Хосровян

  • Родился в 1977 году в Казани. 
  • Выпускник лицея иностранных языков, факультета журналистики КГУ и президентской программы подготовки руководящих кадров по специальности «маркетинг».
  • Автор 6 радиопроектов об электронной музыке, журнала «Танцующие люди», ТВ-программы о молодежном искусстве NA и ряда других проектов телекомпании «Эфир».
  • Музыкант и саунд-продюсер, участник фестивалей «Сотворение мира», Kazantip, Creamfields Russia, FortDance и ряда других крупных международных событий.
  • С 1999 по 2008 год управляющий партнер дискоклуба «Арена», совладелец бар-клуба «Штат 51» и автор ряда крупных клубных проектов. Совладелец предприятий ресторанной индустрии.
  • 2001–2010 — организатор ежегодной премии Dancing People Awards, фестивалей RenaissDance, Solaris и многих других.
  • Продюсер событий резиденции «Штаб», организатор проекта «Битва креативных менеджеров».
  • Основная деятельность сегодня — организация крупных городских событий и продюсирование проектов в области креативных индустрий и музыки.
  • С 2017 года руководитель проекта «Ночная мэрия Казани».
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (184) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
24.03.2019 09:03

Ночную жизнь убил кризис, обнищание и деревенский менталитет, учитывая сколько и кто понаехал в Казань. Какая им ночная жизнь...
Лет 10-15 назад безусловно Казань была более ярче, интереснее, более продвинутая, был андеграунд мысли и течений, в т.ч. в музыке
Сейчас серая бедная обыденность в китайских кроссах с Алика- вот в двух словах реальность нынешнего времени.

  • Анонимно
    24.03.2019 09:03

    Ночную жизнь убил кризис, обнищание и деревенский менталитет, учитывая сколько и кто понаехал в Казань. Какая им ночная жизнь...
    Лет 10-15 назад безусловно Казань была более ярче, интереснее, более продвинутая, был андеграунд мысли и течений, в т.ч. в музыке
    Сейчас серая бедная обыденность в китайских кроссах с Алика- вот в двух словах реальность нынешнего времени.

    • Анонимно
      24.03.2019 09:28

      У меня немного другое мнение. Сейчас мне кажется просто время такое, клубы вышли из моды. Раньше если ты молодой, то обязательно должен ходить в клуб, танцевать под руки вверх. Сейчас молодёжи это не так интересно и дело не в деньгах, условно в 95-м или 2000-м году молодёжь была не богаче. Я не знаю почему так получилось, может быть дело в интернете, он как-то повлиял на интересы молодёжи и нынешняя молодёжь тоже по своему хорошая

      • Анонимно
        24.03.2019 10:04

        Сейчас молодежь с ограниченными интересами. Дешевый рэп, китайский телефон, интернет барахолка китая, и поиск где нахаляву и бесплатно.

        • Анонимно
          24.03.2019 10:40

          Я прошу прощения, но Руки Вверх или Иванушек Интернешнл причислить к интеллектуальной музыке я тоже ну никак не могу. Что тогда, что сейчас есть разные песенки: Для подумать и для развлечься и для потанцевать и песни нужны на все случаи жизни. В конце 80-х был Цой и Ласковый май. Сейчас Оксимирон и Элджей.
          Слушал интервью Цоя и ему задали вопрос о том как он относится к группе Ласковый Май. Он ответил что нормально, что это как кино - нельзя же всегда смотреть серьёзные фильмы, бывают и комедии и другие жанры, так и в музыке.

          • Анонимно
            24.03.2019 11:49

            Руки Вверх и Иванушки? Есть у них очень хорошие лирические работы, - это вам не современная попса.

            • Анонимно
              25.03.2019 13:20

              Минусуют лирику стихов песен Иванушек те, кто пускает слезу по Стасу Михайлову. Видимо считают его пустые песни эталоном.

          • Анонимно
            24.03.2019 12:09

            В каком клубе вы слушали руки вверх и Иванушки?

        • Анонимно
          24.03.2019 11:45

          Причем здесь китайский телефон, барахолка китая, и дешевый рэп? Объясни по каждому пункту

          • Анонимно
            25.03.2019 11:13

            Это просто человек хотел похвастаться айфоном, который кстати тоже их Китая

        • Анонимно
          24.03.2019 11:47

          дада "Сейчас молодежь с ограниченными интересами" вот в вашей молодости были интересы так интересы у молодежи: в какую группировку вступить, кого избить, кого ограбить.

        • Анонимно
          24.03.2019 12:06

          Еда тоже в россии ненастоящая,химическая

        • Анонимно
          24.03.2019 14:52

          Любитель дорогих шмоток? А где гарантия, что они тоже не из Китая?)

        • Анонимно
          24.03.2019 15:50

          Спортзалы, активный отдых

      • ЛДПР
        24.03.2019 10:05

        Конечно, мир изменился..теперь мне это тоже уже не нужно.. хотя у меня и в доме свой есть рэйв)))

        • Анонимно
          24.03.2019 10:24

          не мир изменился, а Россия. В других странах нормальных всё норм, все цветет. И клубы и развлечения.

      • Анонимно
        26.03.2019 11:35

        В комментарии выше речь не о тех, кто под «Руки ваерх» танцевал, а об авангарде молодежи.

    • Анонимно
      24.03.2019 09:33

      Вы явно не в курсе, что в 90-2000, расцвет ночной клубной культуры, у молодежи было сильно меньше денег чем сейчас, несмотря на это клубная жизнь кипела. Просто народ потерял интерес, старшее поколение обленилось, молодежь на своей волне и это не их. Очень жаль между прочим когда посещаешь вечеринки в Берлине, Лондоне, Амстердаме, видишь микс всех возрастов вместе весело проводящих время, отличную атмосферу и великолепную музыку.

      • Анонимно
        24.03.2019 11:31

        Блин, у меня уже седина есть. Раньше приходилось «подзрывать курятники», а сейчас в 11 уже в сон клонит.

        • Анонимно
          24.03.2019 21:40

          Мне лично и моим знакомым ночная жизнь по барабану.
          Вредно для здоровья и организма.

          Всё лучшее днем и вечером.
          Тоже мне проблема высосанная из пальца.
          Просто у таких дельцов деньги текут не как раньше, а мы тут причем?

      • Анонимно
        25.03.2019 08:14

        Все дело в спонсорах с запретом рекламы табачных продуктов в клубах, спонсоры перестали башлять деньги на проекты и привозы крупных мировых лидеров музыкальной индустрии.
        Вот в этом вся проблема, нет денег, нет праздника и разнообразия.
        Клубы по большей части убыточны, а эта спонсорская поддержка позволяла хоть на время зажечь!

      • Анонимно
        25.03.2019 13:22

        Чушь! Раньше в нулевых в клубах оставляли по 5-10 тыс. Сейчас за 500руб долго жмутся! Отсюда и всевозможные тру косты, в которые в нулевых стыдно было бы ходить

    • Анонимно
      24.03.2019 10:18

      Совершенно верно! Общество сильно расслоилось. Те, у кого остался запрос и возможности на качественную ночную тусовку _проводят время в Европе.

    • Анонимно
      24.03.2019 12:05

      Ты парень просто повзрослел и живёшь ещё прошлым

    • Анонимно
      24.03.2019 12:41

      У меня такая идея:
      в каждом торговом центре есть фуд корт. Так вот вечером там нужно делать что то типа культурной программы с музыкой и танцами.

      • Анонимно
        25.03.2019 11:25

        аххаха, школьное чаепитие с дискотекой вспомнилось)

      • Анонимно
        25.03.2019 22:18

        Обычно в ТЦ и так проводят миниконцерты и всякие мероприятия.

    • Анонимно
      24.03.2019 12:53

      Куда все уехали?

    • Анонимно
      24.03.2019 14:07

      У китайцев есть такое проклятье - пожелать недругу жить во времена перемен. Видимо они не знали тогда о России, иначе бы тогда звучало проклятье.

    • Анонимно
      24.03.2019 15:26

      Лет 10-15 назад - было больше свободы, духа творчества, силы мысли и идей, надежды на светлое будущее - поэтому и в отдыхе были другие нравы, а не топка дыма по углам в кальянных как сейчас

    • Анонимно
      24.03.2019 22:16

      "Согласно статистике, больше половины жителей проводят время вне своих домов вечером и ночью..." _ ну что это за бред????? Откуда он это взял? Из какой статистики? Статистики семей работников и владельцев ночных клубов?

    • Азат Д
      25.03.2019 07:01


      Нет, соцсети внесли свой вклад. А в 90 беднее было
      Да и какая сейчас ночная жизнь, арена закрыта, а по вечерам и в выходные центр пустой.

      • Анонимно
        25.03.2019 13:24

        Вы из деревни? Где был клуб Клуб? Причём здесь Арена? Уже 15 лет, как она не играет никакой роли

    • Анонимно
      25.03.2019 19:00

      Ночную жизнь убило время. Сейчас многое поменялось. У нас не было такого количества кальянных, всяческих лаунжей, интернета, да даже кинотеатры только начали открываться - тусили в клубах.

  • Анонимно
    24.03.2019 09:05

    Реклама понятно, для мажоров

    • Анонимно
      24.03.2019 09:26

      да нет сейчас мажоров. Для них нет даже клубешников уже. Ни 51 штата ни Ферзя ни че го. Все реальные мажоры уж давно уехали из страны.

      • Анонимно
        24.03.2019 12:50

        Все на месте, у многих дети, сейчас люди отдыхают в ресторанах, спокойно, и мир посмотреть катаются.

      • Анонимно
        24.03.2019 15:29

        Зато есть Сноб, Бурбон и Экстра Лаундж

  • Анонимно
    24.03.2019 09:14

    Ой, как Артурик поседел... Эх Артур, помню золотые наши годы... Хорошее было время. Сейчас действительно время унылое, скучное, примитивное и бедное. Весь развитый мир вперёд, Россия назад. Клубная культура она даже в Мск и Спб то уже сереет, не говоря про колхозную Казань.
    Была в Нидерландах- вот там да, просто писк и класс клубной культуры, даже мне в моем возрасте было интересно.

    • Анонимно
      24.03.2019 09:58

      Это Казань колхозная или Вы? Если Вы так думаете, Вам явно нужно поменять свой круг общения. Она далеко не колхозная, уверяю Вас.

      • Анонимно
        24.03.2019 10:36

        09:58 это Казань колхозная правильно же сказано. Побывайте в других странах Европы или США.

      • Анонимно
        24.03.2019 11:32

        казань по очень многим параметрам именно колхозная. но вы кроме казани нигде не бывали, откуда вам знать, как живут люди например в москве, питере, ростове на дону, нижнем, даже перьми. там все кипит. а у нас тут ... авыл.

      • Анонимно
        24.03.2019 12:11

        Да она мажорку только корчит,типа городская.

        • Анонимно
          24.03.2019 21:15

          Да наверное она сделала тату на одном месте. Раньше это делали папуасы, а сейчас делают очень продвинутые, прогресс на лицо!

      • Анонимно
        24.03.2019 21:10

        Сейчас модно в стране всё смешать грязью.

    • ЛДПР
      24.03.2019 10:06

      Да мы скоро поедем в Бельгию на раскрутку)))

    • Анонимно
      24.03.2019 10:27

      Чего ты делаешь в колхозной Казани?Клубы все были сомнительными,наркота,разврат.Казань и вся Республика должна быть спортивной,трезвой,калёным железом выжигать наркоту,разврат.Слава Аллаху,много молодежи сейчас занимаются спортом,ведут праведный образ жизни..

    • Булгарин
      24.03.2019 11:09

      Да, там жисть. И марихуану можно по случаю употребить. Читаю про то, что в Казани должна быть какая-то ночная жизнь, и думаю, что среди дураков живу. Разговариваю с таксистами, постоянные жалобы, после полуночи начинаются у них проблемы с клиентами. Пьяная в дупель молодежь возвращается домой после "ночной жизни". Во-первых, у многих уже и денег нет. Чего только не предлагают в замен. Особенно пьяные молодые "бабы". Во-вторых, пытаются не расплатиться, когда выполнишь заказ. Дело может дойти и до драки со всеми последствиями. И в третьих, угар еще не прошел, пытаются уже в машине продолжить свои игры.

      И это есть стремление властей еще больше напоить, пристрастить молодежь к наркотикам, к открытой проституции, называя все это скромненько "ночной жизнью"? Да, молодежь должна как-то проводить вечера, но простите, не в вусмерть же напиваться или принимать наркоту. И кстати, это явление под названием "ночная жизнь" использовали в Древней Греции под названием "вакханалия", а перед концом, перед распадом Римской империи это захватило уже весь Рим. Ведь все просто. Это распад нравственности в первую очередь, это разгул первичных инстинктов,

      Так что вы можете с полным правом называть разные разнузданные пьянки и празднества вакханалиями и оргиями или "ночной жизнью", а также решить для себя, нужны ли они Вам.

      • Анонимно
        24.03.2019 11:25

        Таксисты это такая группа людей, которые постоянно жалуются на жизнь и мало денег, но знающие как управлять страной и экономикой. Нашли , кого слушать. Таксисты -это конкуренты бабушек на лавочках возле подъездов.

      • Анонимно
        24.03.2019 15:08

        Вот, именно поэтому Казань - колхоз, альтернативы для молодежи нет, кроме как напиться в сомнительных заведениях. О том и статья...

        • Анонимно
          25.03.2019 22:21

          в Казани есть и культурный досуг. Каждый выбирает по своему вкусу

      • Анонимно
        24.03.2019 16:16

        Пускай на завод идут. Нашел тут авторитетных знатоков

      • Анонимно
        25.03.2019 13:28

        То есть из вашей писанины становится понятно, что молодежь и в Древнем Риме напивалась.

        Вот помню был комсомол, столько сил на мораль тратили, никакой ночной жизни у трёх поколений. Но все равно, даже в райкомах такие гульбища комсомольцы устраивали, пили ведрами!!! Ухххх!!!

    • Анонимно
      24.03.2019 12:10

      Не забывай милочка что твои корни тоже из села,99 процентов россиян имеют сельский менталитет.

  • Анонимно
    24.03.2019 09:20

    Сафаров большой молодец! Выполнил все указания Шаймиева! Нечего по ночам шататься! Ночью надо спать, а днём трудиться! Труд облагораживает!

    • Анонимно
      24.03.2019 09:42

      Таким образом превысил полномочия разрушая экономику и нарушив права граждан.

  • Анонимно
    24.03.2019 09:29

    Ночная жизнь была, когда существовал Старый Эрмитаж, Доктор Клуб и Арена. У клубов короткий жизненный цикл, они поднадоели клайберам. А новые заведения гнались за массовостью, поэтому качество фейс-контроля снизилось. Теперь достойные клайберы просто чувствуют в этой толпе колхозников-не в своей тарелке, нет былой атмосферы «Праздника».

    • Анонимно
      24.03.2019 11:03

      Старый Эрмитаж был прорывом в то время. Лучшая площадка. Танцпол, боулинг, лаундж. А эти девочки, танцующие на барной стойке. Потом его потеснил 51 Штат.

    • Анонимно
      24.03.2019 11:26

      Мне ещё нравилась Дискотека Мальборо, на Казанской ярмарке. Помните такое мероприятие?

    • Анонимно
      24.03.2019 12:13

      Ты же сам колхозник

      • Анонимно
        24.03.2019 13:36

        Не просто колхозник,а колхозник с традициями и нравом.

    • Анонимно
      24.03.2019 13:07

      Мне ещё нравилась Дискотека Мальборо на Казанской ярмарке. Проходила летом. Кто помнит?

    • Анонимно
      24.03.2019 17:00

      Это уже закат ночной жизни

  • Анонимно
    24.03.2019 09:34

    Мне кажется клубную жизнь в Казани убили гопники, вспомним ночной клуб «Эйфория». Только открылся, интересная площадка, новые люди и расстрел... Был и нету! А как нас оттуда вывозили на грузовиках по отделам, вдоль стены ставили...

    • Анонимно
      24.03.2019 10:12

      Нашим, выходит, больше повезло. На автобусе, всё-таки. Но из "Арены". Мы сами приехали туда, хотели как-то помочь, да ничего не вышло)) Тоже к стене, только на корточки с коленом после аварии и руки за голову. Ну это и отдел не простой был. Кино)) Год 95ый, наверное

      • Анонимно
        24.03.2019 13:37

        А почему ты дома не сидел и искал приключения на задницу?

  • Анонимно
    24.03.2019 09:35

    Верните оркестры в парки! Хотя бы самодеятельные...

  • Анонимно
    24.03.2019 09:36

    пустая трата времени. поймете, может быть.

  • Анонимно
    24.03.2019 09:39

    Многие талантливые организаторы и артисты перебрались в Москву. Ахахаха. Живу здесь и вижу, что в Москве полный тухляк. Тут ночная жизнь на уровне 80-х . Где они талантливые? Покажите мне. Такой же нищий и безкультурный город как и вся Россия. Только люди еще более озлобленные

    • Анонимно
      24.03.2019 12:14

      В России не может быть нормальной музыки,здесь только гимны и маршы.

    • Анонимно
      24.03.2019 19:33

      Масква - была большая деревня, а сейчас еще большее... УГ... с падением железного занавеса, активные уехали в штаты, канаду, остался - балласт

  • Анонимно
    24.03.2019 09:43

    Для молодежи -дискотеки, а что для среднего и старшего поколения? Их в городе 80 процентов.

  • Анонимно
    24.03.2019 09:44

    Артур не назвал главную причину упадка отрасли, отсутствие денег у молодежи. 10 лет назад просадить в клубе 10-20 тысяч за вечер могли позволить многие, сегодня единицы. Плюс поколение мажориков выросло, а их дети ещё не подросли.

  • Анонимно
    24.03.2019 09:45

    Хорошие были времена, Рейв Пати ,ноги/руки/тело были счастливы в движении этих ритмов ,сразу колбасило от той музыки , хотя её появление было практически после ресторанов с совершенно другим репертуаром . Сейчас действительно потанцевать сходить некуда , про контингент вообще молчу . Энергия исходившая от той музыки вдохновляла энергией жизни ! Удачи Dj Art !

  • Анонимно
    24.03.2019 09:46

    Берлин, Амстердам.. Вы серьёзно?))
    Но пытаться хоть что-то сделать это всё равно более правильно.
    Хотя сейчас дело не в идеологах и лидерах. Сейчас всё зависит от хозяина и менеджмента заведения. Какая концепция, сколько вложат, как выстроят бизнес-процессы, цены, взаимодействие с МВД и проч.
    Но, всё равно, больше молодец, чем не молодец.
    А былого не вернуть. Всё. То поколение выросло. Это и правда были особенные люди. Таких больше не будет.
    Это было реально круто.
    Успехов всем и хорошего выходного.

  • Анонимно
    24.03.2019 09:48

    Знает ли уважаемый господин Хосровян протакой клуб Рабица в Москве? Где полиция рейдами все уничтожила и он был вынужден закрыться? Вы думаете в Москве замечательная ситуация? Она в сто раз хуже, чем в Казани.

  • Анонимно
    24.03.2019 09:48

    Арена, Люксор, Эрмитаж, 51 штат, Ферзь, Легенда, ЦКЖ, Доктор клуб, 4 комнаты.... Всё это уже история, и от этого немного грустно...

    • Анонимно
      24.03.2019 11:35

      Вы просто стар

    • Анонимно
      24.03.2019 12:58

      Мне нравился клуб Гагарин на булаке

    • Анонимно
      24.03.2019 14:49

      Дискотеки Bald`N`Max, Helicopter, Doctor Club (еще на старом месте), Эйфория, Станция, Субстанция, Арена, попозже ЦКЖ, Идель (некоторые вечеринки) - вот что было в 90-тые. А Люксоры и Эрмитажи появились позже. И это не весь перечень клубов и вечеринок из 90-тых. Это, действительно, было обычным явлением - пойти на рейв или техно-вечеринку, дискотеку. И столько интересных людей, с которыми до сих пор общаешься. Дело даже не в ностальгии, не в прошлом, а понимаешь, что тебе повезло оказаться и жить в эпоху музыкальных перемен

  • Анонимно
    24.03.2019 09:57

    Успехов!

  • Анонимно
    24.03.2019 10:03

    Ох, такой пласт воспоминаний. Первый "Доктор" на Маяковского для меня лучший на всю жизнь (скоро 35 как его открыли). Ну, правда, до него был "Диско-Бар" в МЦ. Но это совсем уж не массовое место было. Кое-кто (попозже по времени) любил этот.. напротив "Бегемота", забыл как называется. Там ещё танцпол тоже с подсветкой снизу был. Ну, а для меня, всё ж, первый "Доктор". Да и маски-шоу в то время ещё не было, работали несколько иначе. А маски во всей красе в "Арене" помню)) и 6-ой отдел. Романтика! Шучу. (но с долей правды) Спасибо. Настроение подняли с утра. Артур, Андрей успехов.

  • Анонимно
    24.03.2019 10:03

    Ходите в мечети и церковь , ничего шайтана радовать.

    • Анонимно
      24.03.2019 10:26

      Ходи к психиатру. Иногда. Для разнообразия)

      • Анонимно
        24.03.2019 13:42

        вы все герои пока есть здоровье и молодость. а они пройдут, не переживайте. я ржу от вас и вашего уровня интеллектуального дна. успехов.

        • Анонимно
          24.03.2019 14:53

          Сейчас бы интеллект и религию в один котёл кидать... Ты еще наукой это "сдобрить" попробуй, посмеши людей)
          Кроме шуток говорю, сходи на прием! По признакам, может биполярка, может обсессивно-компульсивное расстройство... Давай, здоровья! Не обижайся по привычке)

          • Анонимно
            24.03.2019 19:09

            вы в глубокой ...яме
            товарищь. и вы оттуда вряд-ли вылезете. без знаний, без желания это невозможно. попробуйте - учитесь.
            хотя... какая учеба у вас? и все же пусть Всевышний раскроет вам сердце.

            • Анонимно
              24.03.2019 20:06

              Мда, читая вас, понимаю, средневековье не за горами, уровень грамотности зашкаливает. Интересно, высшее образование вы получили, судя по письму и оборотам, незаконченное среднее?

              • Анонимно
                25.03.2019 10:24

                Вы зря так насмехаетесь на комментатором. И я не уверен, что у вас самого достаточно знаний хоть в религии, хоть в науке. Так как религия и наука не отделими, просто у вас пока нет знаний в религии или достаточно глубоких знаний в науке чтобы видеть взаимосвязь.
                Для начала просто задумайтесь над двумя вопросами:
                1. Как действует наука? Она же описывает процессы , но не объясняет причину их возникновения, воспроизводимости, цикличности...
                2. "Бог не осязаем", "его не видели" и т.д... Математика тоже не осязаема, но мы же верим в математику. Узнайте больше хотя бы про число ПИ и поймёте почему наука и религия не отделими.

  • Анонимно
    24.03.2019 10:08

    В городе Казань очень продвинутые,интелегентные и образованные люди,но приехали из деревень,и всё! Ни клубной жизни тебе,Не вежливости в дорогах, да да это эти из деревень понаехали. Да ещё смеют руководяще должности занимать и в вузах преподавать, С завтрашнего дня предлагаю всем городским заняться собой- диета, спорт, языки! А то эти деревенщины и вовсе оставят нас городских в задворках. Мнение- Тимур молодец,мыслящий, умный парень. Таких бы больше, жили бы по другому, ведь как мыслим,так и живём. С уважением Илдус Курбиев

    • Анонимно
      24.03.2019 11:07

      10:08. Весьма неоднозначный комментарий от уроженца села Карабаш! Грамматические ошибки в комментарии наводят на определённые мысли

      • Анонимно
        24.03.2019 12:14

        Физкультурное образование даёт о себе знать! Живет как мыслит!

      • Анонимно
        24.03.2019 12:16

        Э син нэсрсэ,город малае мени?

        • Анонимно
          25.03.2019 00:21

          Кайгырма Кубрэк безнекелэр булсын Безнен менталитетны алар деревня дилэр Шулай булсын Казан татар шэhэре булсын Алар урыс шэhэре ясамакчылар

    • Анонимно
      24.03.2019 11:24

      10:08. Вам бы следовало самому заняться языками, уважаемый! Начните хотя бы с русского. Других поучать горазды, а пишете ошибка на ошибке!

  • Анонимно
    24.03.2019 10:25

    У молодёжи нет запроса на большие клубы, и обнон тут непричем. Сейчас знакомятся не на дискотеках, а в интернете.

  • Анонимно
    24.03.2019 10:30

    Там, где появляется государство _все умирает! Нет никаких проблем в ночной жизни города, она полностью соответствует состоянию общества и его возможностям.

  • Анонимно
    24.03.2019 10:33

    Как только вопросы безопасной ночной жизни сравняется с дневным ее уровнем (личная безопасность, транспорт, доступность ко всем благам цивилизации), жизнь закипит и не надо будет ее искусственно кочегарить!

  • Анонимно
    24.03.2019 10:44

    Единственное объединяющее движение которое могло объединить молодежь Кааани в 80-90гг называлось ОПГ. Не дай бог конечно... Но паству наша экономика в очередной раз подготовила. Как и тогда - молодежь малообеспеченная на фоне примера родителей работяг на разваливающихся предприятиях. Вспоминаю клубы Азия, доктора, арены, дк всякие как страшный сон. И смешных неформальных фриков типа Колоколова, Махмуда ( да и всю банду бима со словесным поносом в эфире)" Камрада и иже с ними. Арт - продукт Фаттахова, вытащенный из шкафа как нечто, объединяющее молодежь. Этакий "актив" с идеями. Но как и тогда вокруг только тепличная молодежь и мажоры. А их идеи не несут созидающей и объединяющей силы. Но для отчётности и распила бюджета -самое то.

    • Анонимно
      24.03.2019 11:02

      Вы уже сходили в Пятерочку за курочкой по акции?

      • Анонимно
        24.03.2019 11:48

        Да. Спасибо. Только завтра я пойду на работу. Запускать оборудование. А не в штаб к Муравьеву за декалитром кофе и безцел ными мозговыми штурмами с исполнителями, ничего не ждущими кроме денег.

  • Анонимно
    24.03.2019 10:56

    ЧЕКА

    Немного предистории.

    Почему столицей ночной жизни является именно Амстердам?
    Несколько моментов:

    - в Голландии бесплатно раздают наркотики, в определенных местах и в определенное время.
    - свободно можно купить и покурить марихуану в кофешопах..
    - давно существует улица "красных фонарей"..
    - Амстердам находится в центре Европы и в радиусе 500 км. находятся города -Брюссель,Париж,Дортмунд,Бонн,Франфуркт,Люксембург и т.д.

    И еще очень важный момент -до 2010 года в Голландии студенты могли получать бесплатно неограниченное количество высших образований. В результате в Голландии образовался целый пласт вечных студентов, некоторым из которых было за 50 лет.

    Теперь бесплатно можно получить только 2 высших образования.

    Все выше перечисленное создавало основу ночной жизни Амстердама состоящее из - молодежи, вечных студентов и туристов.

  • Анонимно
    24.03.2019 11:19

    Незнаю !По мне, смотря на молодеж,они действительно изменились и очень сильно.Сидят сутками за интернетом,ха и попробуй их отдуда вытащить.И все эти дискатеки,клубы и т.д. им безразличны,как и сама жизнь вокруг- с одной стороны это страшно,так как нет общения,жизнь протекает в виртуальном русле,будим посматреть еще ,как они будут адаптироваться к реалиям жизни!А с другой стороны радует так как они не пропадают на улице целый день,не курят и не пьют,не перенимают зоновскую рамантику,не вербуются в банды как в 90годах!

  • Анонимно
    24.03.2019 11:38

    Клубная культура идёт волнами. Сейчас понятный спад. Но, думаю, году в 2025-м все вернётся на старые рельсы. И наверное даже будет работать арена в своём вечном формате.

  • Анонимно
    24.03.2019 12:08

    Извините, отступая от темы, а когда в России можно будет получить два бесплатных высших образования, как вы думаете, люди?

  • Анонимно
    24.03.2019 12:18

    Непревычно видеть Артура без бородки как в 90х.

  • Анонимно
    24.03.2019 12:27

    Сейчас в России идёт обесчеловечивание,убивают попсой тягу к творчеству,к прекрасному.

  • Анонимно
    24.03.2019 12:28

    Слушайте ребята панк рок и будет вам счастье.

  • Анонимно
    24.03.2019 12:30

    Этот режим уничтожает всё живое и это нужно понимать.

  • Анонимно
    24.03.2019 12:45

    Люблю электронику, но не люблю клубы, пусть закрываются, 10% найденных наркоманов мало? Новых стилей музыки нет давно, это тоже причина спада интереса к клубам.

  • Анонимно
    24.03.2019 12:46

    Все идеи предлагаемые альтернативной мерией крутятся вокруг развлечений. Клубная жизнь, пьяный автобус , кышдакар. Да и цель которая преследуется всей этой суетой - рейтинг министерства и бабло . Как ни крути. Но если глобальнее рассуждать- сейчас нет ни ориентиров ни примеров для молодежи. И это при отсутствии национальной идей в стране целом, поплывшей стратегии Татарстан 2030, погоне за рейтингом и политике деревенского хайпа со стороны Татарстана - как на ярмарке. Быть самым ярким, самым громким и шумным. Если появится реальный лидер ( а молодежь может вследствие особенностей объединить только оппозиция или борьба за справедливость) - его моментально " оприходуют" органы или купят что ещё хуже. А сейчас - это те же комсомольцы но с капиталистическим лицом. Карманные, но без роли партии в качестве направляющей руки.
    Потому что старший товарищ сакм запутался ..

  • Анонимно
    24.03.2019 13:06

    Таких людей как Артур сейчас очень не хватает нашему обществу - третейских спикеров, людей имеющих некоторый кредит доверия власти и авторитет в своём сообществе. Изначально амбудсмены и должны были стать такими людьми но эту идею извратили особенно в Татарстане

  • Анонимно
    24.03.2019 13:09

    Ничего не понял, результаты есть этой работы или не ?

  • Анонимно
    24.03.2019 13:10

    Одно бла-бла-бла. О какой ночной жизни города вообще может идти речь, когда нет в Казани ни одного ночного клуба в полноценном понимании этого слова (не считая разве что базара, но там аудитория достаточно специфическая)

  • Анонимно
    24.03.2019 13:19

    В Казани никогда не было клубной тусовки. Единственный клуб, который хоть как-то старался удержать на плаву новые течения в музыке - был, безусловно, Арена. Арт, Шамиль - большие молодцы. В остальные клубы ходили исключительно употреблять алкоголь. Настоящий клубный город по всем направлениям электронной музыки был Набережные Челны.

  • Анонимно
    24.03.2019 13:21

    Станция 4 измерения навсегда!

  • Анонимно
    24.03.2019 13:23

    Верните май повер, солярис обратно в Казань!

  • Анонимно
    24.03.2019 13:33

    Даже нормальный рок в Казани послушать негде,вот и приходится слушать The Doors и Pink Floyd на кухне,нет на улицах как прежде не хиппи ни панков,полное дно короче у нас в городе.

    • Анонимно
      24.03.2019 14:55

      А куда подевались кстати ниферы?

      • Анонимно
        24.03.2019 16:59

        Тоже не понимаю куда подевались неформалы, заканчивал школу в 2006 г., кого только не было, и готы, и панки, и другие неформальные движения, сам пару раз - в 2004 и 2005 г. ходил на Король и Шут в цирк. Вот я понимаю драйв был, когда весь концерт от начала и до конца на ногах, когда все песни пели вместе с Князем и Горшком. А сейчас тишина... В центре даже никого не видно, ни то что в других районах.

  • Анонимно
    24.03.2019 13:38

    СТАНЦЫЯ 4 ИЗМЕРЕНИЯ ОТКРОЙТЕ!

  • Анонимно
    24.03.2019 13:42

    Правильно делали, что в ОП увозили автобусами. Неужели кто-то действительно считает, что студент отучится целый день, а ночью в клубе и до 4 утра протанцует и к 8 опять на пары пойдёт. И все это без запрещённого допинга?

    • Анонимно
      24.03.2019 17:41

      именно так и было))) в пятницу шли в клуб, тусили до 6 утра, кушали в якитории или шоколаднице(или в татмаке), а в 8 на пару!!!

    • Анонимно
      25.03.2019 00:32

      У нас одногруппницы на паре после клуба вдоль студенческой скамьи лежали )))

  • Анонимно
    24.03.2019 13:51

    СТАНЦЫЯ 4 измерения вот это был клуб

  • Анонимно
    24.03.2019 14:00

    После 22.30 спать надо, днем работать, учиться, вечер посвящать близким, театр, кино, занятия спортом. А клубная жизнь алкоголь и наркотики, разврат, от электронной музыки состояние транса это от лукавого, не нужны и туристы ориентированы на это пусть едут в Амстердам, но не к нам.

  • Анонимно
    24.03.2019 14:03

    Почему ночной мэр? По-моему, Вечерний Мэр был бы актуальней! Речь не про Артура, а про другое понятие. И время его юрисдикции брать где-то с 20.00. Для примера, сейчас открывается много парков и вечерняя программа (и диджеи и файер шоу и цирк - все было бы интересно) была бы в них очень востребованной не только для молодежи, но и для семей с детьми разных возрастов.

  • Анонимно
    24.03.2019 14:11

    Просто эта субкультура, как и многие, родилась на волне протеста и свободы, и согласно традициям жанра, исчезает. Это нормально.У людей больше нет рамок, которые им необходимо раздвигать по вечерам в клубах, просто другое время.

  • Анонимно
    24.03.2019 14:25

    просто люди стали более разобщенными. часто соседи по квартирной площадке даже не знают друг друга (и знать не хотят).

  • Анонимно
    24.03.2019 15:58

    В плане душевности конечно тогда было отлично! И кроме душевности тех клубных лет вспоминать позитивно вообщем не о чем. Ареновские тусы (ренессанс и т.п.), так называемые фестивали - тупо амфетаминовые ярмарки, ну прям как ярмарка меда в дк химиков)), а уж когда в JollyRodger в марте 2003го в разгар студенческой(гоповской) пати посреди танцпола при всех ножом в сердце убили артдиректора Михона - представьте уровень "безопасности" который обеспечивали эти самые клубные "промоутеры"....

  • Анонимно
    24.03.2019 16:35

    Клубы формирует спрос. На Профсоюзной есть некая клубная активность

  • Анонимно
    24.03.2019 16:35

    Все логично, в северной корее нет и в помине никаких дискотек, туда и идем

  • Анонимно
    24.03.2019 17:30

    Спасибо за интервью. Вспомнила годы молодые, и ох как захотелось на танцпол. Удачи в работе, Артур!

  • Анонимно
    24.03.2019 18:22

    Артуру: посадите на входе штатных ментов с экспресс анализами при входе в клуб и при выходе.

  • Анонимно
    24.03.2019 18:36

    ЗОЖ сделал Казань тухлой.

  • Анонимно
    24.03.2019 20:03

    Общество конечно стало очень примитивным, и молодые и тем более старшее поколение. Катимся куда-то в яму, низину и топь, где нищета, серость и безликость.

  • Анонимно
    24.03.2019 21:07

    Первый раз пришёл на Солярис в Арену в 2005м, учился в 11м классе. Тогда это была новая музыка.
    Сегодня 2019й, столько всего поменялось, но до сих пор хожу на озоновские вечеринки. Спасибо, Артур и Фарида, что за столько лет не забили на всё это. Если бы не было озоновских мероприятий, наверно я бы вырос немного другим. Движение продолжается, успехов ^_^

  • Анонимно
    24.03.2019 21:57

    ночью человек должен спать...

    • Анонимно
      24.03.2019 22:38

      правильно,ночью хозяйничает на улицах шайтан и несёт людям беды.

  • Анонимно
    25.03.2019 00:28

    Ни одного достойного татарина не нашли чтоли В Ереване сколько татар поставили на должности руководящие Не хочу сказать ничего плохого про армян но про армянскую кладку все знают и недавно нам положили асфальт около дома частного и попросил положить и во дворе Заплатил космические цены а асфальт некачественный положил а поёт как соловей обещает горы а в итоге обманул

  • Анонимно
    25.03.2019 00:37

    На Арене в данный момент вывеска центра Бубновского. У меня все. Субъективно, мне всегда нравилась рок-музыка, в клубную музыку не мог врубиться при всем желании. Но, скажем, от закрытия казантипа и я испытываю неудовольствие.

  • Анонимно
    25.03.2019 03:55

    Почему говоря о ночной жизни - речь обязательно клубы? Ночная Москва для меня это в первую очередь круглосуточные Азбуки, прачечная, аптеки, кофемании, чайхона, зебра-фитнес, каток есть ночной на дубровке итп. Нужна полноценная ночная жизнь, а не только клубешники.

    • Анонимно
      25.03.2019 13:39

      Точно, давайте встречаться в ночных прачечных! Выпускать пар, обмениваясь грязными носками!

      • Анонимно
        25.03.2019 16:50

        Так удобно же! Без пробок просто взял заскочил на две минуты. Но вообще прачка не для носков же, а для тех вещей, которые гладить надо

  • Анонимно
    25.03.2019 10:37

    Артур,как называется ваш новый альбом и под каким именем он вышел? и где его можно послушать?

  • Анонимно
    25.03.2019 10:52

    Артур Иванович, ты большой молодец, порядочный и надёжный человек. Уверен, что у тебя всё получится!

  • Анонимно
    25.03.2019 13:08

    10.03 Грод бар это был . Там самое первое Казино в Казани было.
    Да Гагарин мне тоже нравился,часто там был!!!

  • Анонимно
    25.03.2019 14:53

    Есть заведения , где собираются люди в возрасте 20-45 лет. Клубы по-интересам. Типа: английский клуб , где встречаются и чтобы пообщаться на английском. Еще есть любители интеллектуальных игр . Это превратилось в очень массовые мероприятия с иерархией - делением на лиги и т.д. Посетители специально готовятся к этому.... Когда проводятся такие игры в ночных заведениях просто АНШЛАГ , а алкоголя , наркоты и прочего и в помине нет... Как тут некоторые пишут. А еще ночью играют хоккей..
    Думаю что тут нужно поискать разницу 90-х и сегодняшней Казани

  • Анонимно
    25.03.2019 17:39

    Знаю Артура! Честный, порядочный, талантлевый организатор и человек! Ночная серия Казани Вперёд!

  • Анонимно
    25.03.2019 18:02

    Я соглашусь что индустрию, той которой занималась Озон Про погубила всяческие проверки наркоконтроля. Так же сильно негативно повлиял интернет, ну и поколение Озон Про просто повзрослело, семья, дети и т.д. Но я очень рад что родился в 1982, много чего интересного было на вечеринках, привозы, артисты и музыка, мы ходили именно за ней.

  • Анонимно
    26.03.2019 07:39

    Ночная жизнь пока будет связана только с "тусэ" будет пребывать днищенском состоянии в Татарстане. Интеллектуальнее нужно работать, хоть даже и для ночи придумываете раскрутку. Успехов )

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль