Культура 
12.04.2019

Альбина Шагимуратова: «Мы не монстры!»

«Страшно и ответственно»: в Казани открылся 26-й конкурс имени Глинки, жюри которого возглавила певица — «национальное достояние Татарстана»

Сутки напролет будет работать в этот уик-энд жюри международного конкурса вокалистов им. Глинки — за три дня именитые певцы и педагоги должны прослушать 234 (!) претендента на выход во второй этап. О том, станет ли Казань традиционным местом проведения конкурса, как Валерий Гергиев «открылся с новой стороны» и кому придется совмещать вокальное состязание с выходом на сцену в опере «Сююмбике», — в материале «БИЗНЕС Online».

Сутки напролет будет работать в этот уик-энд жюри Международного конкурса вокалистов им. Глинки — за три дня именитые певцы и педагоги должны прослушать 234 (!) претендента на выход во второй этап Сутки напролет будет работать в этот уик-энд жюри международного конкурса вокалистов им. Глинки — за три дня именитые певцы и педагоги должны прослушать 234 (!) претендента на выход во второй этап

«НЕТ ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ, ЧТО Я МОГУ СКАЗАТЬ»

Вчера днем пространство перед театром им. Джалиля было оккупировано десятками молодых людей, так что кто-то из прохожих мог решить, что публика собралась в надежде купить билет на какой-то дефицитный концерт или спектакль. Кстати, в эти выходные казанская опера как раз наконец-то спустя полгода после премьеры вновь покажет «Сююмбике» Резеды Ахияровой.

Но нет, все это были участники международного конкурса вокалистов им. Глинки — главного культурного события столицы Татарстана на ближайшее время, и они пришли сюда на жеребьевку первого тура. Перед жюри стоит, конечно, неимоверно сложная задача на первом этапе: дело в том, что во второй тур (а потом будет и третий) необходимо отобрать порядка 40 претендентов из 234 участников, представляющих 14 стран мира, включая США, Китай, Монголию и Израиль. На выступление каждого из них отведено всего 5 минут. Именитое жюри будет работать в пятницу с 12 до 22 часов, а в субботу и воскресенье и вовсе с 11 до 22 с двумя часовыми перерывами. «Я не знаю, как вы это сделаете, это очень страшно и очень ответственно», — искренне переживала за именитых артистов и педагогов уже вечером на церемонии открытия вокального состязания министр культуры РТ Ирада Аюпова.


Кстати, некоторые из конкурсантов все-таки связаны с «Сююмбике». «БИЗНЕС Online» обнаружил сразу четверых казанских певцов — это Артур Исламов, Сервер Кадиров, Ярамир Низамутдинов и Ирек Фаттахов, — которым в этот уик-энд придется и поучаствовать в конкурсе им. Глинки, и выступить в национальной опере на сцене театра им. Джалиля. Хорошо еще, что время, которое им выпало для прослушивания, если верить графику, не совпадает с вечерними спектаклями.

Обилие участников из Татарстана, а их порядка трех десятков, заставило нас ненадолго забыть о международном статусе конкурса и вновь вспомнить о проблеме оттока вокальных талантов из Казани, которые почему-то оказываются не нужны на малой родине, но делают успешную оперную карьеру за ее пределами. Благо выпускник Казанской консерватории, тенор Рузиль Гатин, рассказывавший «БИЗНЕС Online» о своих неудачных попытках пробиться в театр им. Джалиля, как раз выложил очередное фото из Большого театра, где он поет сейчас графа Альмавиву в «Севильском цирюльнике». Об этой проблеме мы и спросили на пресс-подходе саму Альбину Шагимуратову, которая в свое время также сначала уехала в Москву, а потом оказалась большой звездой в Казани. «Нет пророка в своем Отечестве, что я могу сказать. У каждого певца своя судьба, кто-то уезжает на Запад и строит карьеру там, а потом его признают в России. Я не единственная, к сожалению, такое встречается», — дипломатично ответила оперная прима и председатель жюри 26-го конкурса им. Глинки.

Альбина Шагимуратова, это было видно, очень переживает за то, как пройдет конкурс, она даже отказалась от запланированного концертного выступления на церемонии открытия Альбина Шагимуратова, это было видно, очень переживает за то, как пройдет конкурс, она даже отказалась от запланированного концертного выступления на церемонии открытия

«ШАГИМУРАТОВА — ЭТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНО, ПОТОМУ ЧТО ОНА ЛИЧНОСТЬ, КОТОРАЯ ПРОДОЛЖИТ ЖИЗНЬ ЭТОГО КОНКУРСА»

Вообще, Шагимуратова, это было видно, очень переживает за то, как пройдет конкурс, она даже отказалась от запланированного концертного выступления на церемонии открытия. А до того певица вышла к журналистам с глазами, которые блестели от волнения и возбуждения: «Я очень рада, что спустя пять лет — этот конкурс не проходил в течение пяти лет — наш любимый, мой любимый президент РТ Рустам Нургалиевич Минниханов так активно откликнулся на мою просьбу возродить конкурс имени Глинки. Помимо того, что это старейший конкурс в России, это конкурс с огромными традициями, и я сама являюсь лауреатом первой премии этого конкурса еще при Ирине Константиновне Архиповой в 2005 году. Я видела, как трепетно она относится к своему детищу. Конечно, для меня решение быть председателем жюри и художественным руководителем конкурса было тяжелым. Я гастролирующая артистка, и создавать этот конкурс мне было тяжело физически».

Она поблагодарила министра культуры РТ Аюпову и председателя оргкомитета Валерия Гергиева, которые помогли ей привезти конкурс в Казань. «Для меня Валерий Абисалович вообще открылся с другой стороны, — сказала Шагимуратова. — Он очень тепло поддержал меня и в разговоре с министром культуры России, Владимиром Ростиславовичем Мединским». Пока певица не может сказать, закрепится ли конкурс в Казани: «Все зависит от того, каким будет уровень соревнования, как оно пройдет. Но сейчас он заложился, и мне хочется верить, что этот конкурс действительно не забыт. Когда мы закрыли прием заявок, а поступило 246 письма, я поняла, что данный конкурс необходимо возродить в нашей стране, потому что это такой же великий государственный конкурс… Конечно, масштабы конкурса Чайковского другие, но и в советское время, и в постсоветское, и сейчас существуют два знаменитых конкурса — Чайковского и Глинки».

Также с прессой пообщались и другие члены жюри. Например, народная артистка СССР, солистка Кировского и Мариинского театров и завкафедрой Санкт-Петербургской консерватории Ирина Богачева упомянула важность артистизма у конкурсантов: «Если у человека с самым замечательным голосом нет актерского дарования, он неинтересен. А нам нужны такие голоса, которые были бы интересны на долгие-долгие годы». Заслуженная артистка России, солистка Большого театра России Марина Мещерякова считает главным в конкурсе им. Глинки то, что он демонстрирует уровень вокалистов и двигает конкурсанта, дает ему новый посыл. А народный артист РФ, профессор московской консерватории Анатолий Лошак, 40 лет назад побеждавший в этом конкурсе, просто порадовался, что теперь участвует в нем как член жюри, и сделал реверанс в сторону Шагимуратовой: «Большое спасибо Альбине, студентке нашей консерватории. Я уже преподавал, когда она оканчивала, и с тех пор сделала блестящую карьеру. То, что ей доверили возглавить этот конкурс, замечательно, потому что она личность, которая продолжит жизнь этого конкурса».

Потом был концерт в Казанской ратуше, который открывала увертюра к «Руслану Людмиле» Глинки в исполнении ГСО РТ и маэстро Александра Сладковского, лучезарно улыбавшегося весь вечер Потом был концерт в Казанской ратуше, который открывала увертюра к «Руслану и Людмиле» Глинки в исполнении ГСО РТ и маэстро Александра Сладковского, лучезарно улыбавшегося весь вечер

«ДЕТОЧКА, ТЫ БУДЕШЬ ПЕТЬ ПО ВСЕМУ МИРУ, НО ВСЕГДА ВОЗВРАЩАЙСЯ В КАЗАНЬ»

Потом был концерт в Казанской ратуше, который открывала увертюра к «Руслану и Людмиле» Глинки в исполнении ГСО РТ и маэстро Александра Сладковского, лучезарно улыбавшегося весь вечер. Интересно, что больше музыка композитора, чьим именем назван конкурс, на церемонии открытия не звучала.

Между тем именно это название — «Руслан и Людмила» — сыграло большую роль в карьере Шагимуратовой. В 2011 году она исполнила заглавную женскую партию в знаменитом спектакле Дмитрия Чернякова — первой премьере на исторической сцене Большого театра, открывшегося после масштабной реконструкции — и стала настоящей мегазвездой. Хотя по поводу той постановки спорят до сих пор: кто-то считает ее чуть ли не лучшим российским оперным спектаклем последнего десятилетия, а кто-то уже привычным «гнусным надругательством над прекрасным». «Еще 150 раз спела бы в этом спектакле, — призналась вчера „БИЗНЕС Online“ Шагимуратова. — Я вообще люблю Диму Чернякова, он знает, что делает. Да, он рискует во многом, но делает это оправданно. Я бы с удовольствием приняла участие в каких-то других операх вместе с ним. Он эпатажный, неожиданный, все его решения всегда вызывают вопросы. Но у него есть свой почерк, свой язык, непохожий на других, этим он и уникален. Я знаю, что на Западе  Диму очень любят и директора театров, и многие певцы, потому что он заставляет актера думать. Многие режиссеры даже не ставят таких задач, а Дима Черняков заставляет певицу быть настоящей драматической или комической актрисой, и ты даже забываешь о вокале. Ты забываешь даже о том, что ты Альбина — так погружаешься в свою героиню, что проживаешь эту роль по-настоящему, без всякой фальши».

Ирада Аюпова: «Извините, если что не так. В любом случае мы очень старались, как можно оперативнее решать все вопросы» Ирада Аюпова: «Извините, если что не так. В любом случае мы очень старались как можно оперативнее решать все вопросы»

«Когда я с ней работал, мне было жутко интересно, потому что внутри огромной певицы-звезды сидит застенчивая маленькая девочка, которую мне хотелось из нее вытащить. И я поначалу даже не верил, что это получится, что она сможет это сыграть, вот именно как актриса. А потом оказалось, что она так эмоционально возбудима — стоит дотронуться, и ее психика реагирует. Я вижу много моментов в спектакле, где она сама себя практически доводит до транса на сцене, что редко для оперной певицы. И она всегда очень погружена. Я обожаю ее за эту погруженность. К сожалению, мы только один раз работали с ней, — вспоминал сам Черняков в интервью „БИЗНЕС Online“ два с половиной года назад. — Но я хочу сказать не про „Руслана“, а про то, что в ее голосе есть что-то такое, даже если я не смотрю на нее, а просто слышу, меня это гипнотизирует! Я не могу сказать, что это такое, это какой-то дар». Интересно, что буквально в эти дни знаменитый режиссер выпускает в Берлинской государственной опере «Обручение в монастыре» Прокофьева — в главной женской партии другая певица из Татарстана, Аида Гарифуллина.

Овации сорвали прекрасно знакомый казанской публике тенор Алексей Татаринцев за арию Ромео и блестящий Фигаро монгольского баритона Ариунбаатара Ганбаатара

Если возвращаться к церемонии открытия, то на ней звучали трогательные речи. Министр Аюпова заранее просила прощения за то, что конкурс готовился в условиях временного цейтнота: «Извините, если что не так. В любом случае мы очень старались, как можно оперативнее решать все вопросы». Но, кажется, все были довольны. А еще глава культурного ведомства РТ назвала Шагимуратову, причем совершенно справедливо, «национальным достоянием республики». Та, в свою очередь, вспомнила Архипову, которая 40 с лишним лет возглавляла жюри конкурса Глинки: «Когда она в 2005 году вручала мне I премию, сказала: «Деточка, ты, конечно, будешь петь по всему миру, но никогда не забывай своих корней и всегда возвращайся в город Казань». После чего председатель жюри обратилась к конкурсантам, расположившимся на балконе Казанской ратуши. «Вам, участники, я хочу пожелать удачи! Пойте с удовольствием! Мы не монстры! И оставайтесь настоящими артистами!» — сказала Шагимуратова.

Концерт по такому случаю собрал действительно немало прекрасных вокалистов. С ГСО РТ Сладковского выступили Аскар Абдразаков, Оксана Волкова, Венера Протасова. Овации сорвали прекрасно знакомый казанской публике тенор Алексей Татаринцев за арию Ромео и блестящий Фигаро монгольского баритона Ариунбаатара Ганбаатара.

80-летняя Богачева аж трижды выходила к публике, вызвав настоящий фурор у зрителей 80-летняя Богачева аж трижды выходила к публике, вызвав настоящий фурор у зрителей

Но особняком стояли выходы членов жюри. Выдающаяся меццо-сопрано, обладательница «Грэмми» Ольга Бородина, выбрала для оперного-гала не, скажем, арии Любаши или Далилы, а Малера и Свиридова. А 80-летняя Богачева аж трижды выходила к публике, вызвав настоящий фурор у зрителей. Ну а еще в какой-то момент недалеко от первого ряда, на котором сидело жюри конкурса, с балкона с грохотом упала бутылка воды. Слава богу, никто не пострадал в результате этого случайного происшествия, но оно было лишним подтверждением того, как непросто судить подобные конкурсы.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (24) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
12.04.2019 12:17

Вы были просто на плохом исполнении. Послушайте оперу дома в записи с выдающимися певцами и почувствуйте разницу. Если и после этого вам будет смешно, то вам это не дано. Настоящий оперный голос свободен и мощен с япной дикцией благодаря правильной выучке

  • Анонимно
    12.04.2019 10:50

    Сори, День Сурка, только костюмы и декорации подновили.

  • Анонимно
    12.04.2019 11:11

    Пять минут на выступление в первом туре? То есть развёрнутую арию не спеть! По одной арии на приличных конкурсах не судят. Нужно делать видео отбор и приглашать на живые прослушивания не больше 100 участников и чтоб они пели программы соответствующей сложности.

  • Анонимно
    12.04.2019 11:15

    Чисто внешне не скажешь

  • Анонимно
    12.04.2019 11:21

    Пошли мы как-то с женой в оперу. Меня там уже через пять минут смех одолел. Ну что они там поют не своими, какими-то на туженно-искусственными голосами и слов не разобрать. Смеюсь в ладони, не могу остановиться. Пришлось уйти.

    • Анонимно
      12.04.2019 12:10

      Ине ходите больше! Вам путь открыт только на концерты лепсов, басков и других поповых "певцов". Там и не о чем думать не нужно. Жуешь поп-корн и стараешься не оглохнуть. А еще интересно: микрофон они проглотят или просто оближут. Короче говоря, намного интереснее чем в опере!

    • Анонимно
      12.04.2019 12:17

      Вы были просто на плохом исполнении. Послушайте оперу дома в записи с выдающимися певцами и почувствуйте разницу. Если и после этого вам будет смешно, то вам это не дано. Настоящий оперный голос свободен и мощен с япной дикцией благодаря правильной выучке

  • Анонимно
    12.04.2019 14:48

    Фурор вызвала, не только Ирина Богачева, а весь концерт уровнем исполнителей, прошедший на одном дыхании, благодаря отличному коферансу Юлиана Макарова

  • Анонимно
    12.04.2019 16:24

    Талант Ирины Богачевой настолько огромен, что когда она пела арию графини из Пиковой дамы, воспринималось это как настоящий спектакль: восприятие сцены с декорациями , ее костюма, ожидание появления Германа и т.д. было полностью осязаемым, не случайно мы устроили овацию, будучи в ошеломлении и потрясении. Остальные певцы были также хороши и оркестр был им под стать. Только ради такого открытия нужно было устраивать этот конкурс, хотя есть надежда, что какую-нибудь звезду он откроет и останется в истории.

  • Анонимно
    13.04.2019 07:26

    Давно хотелось высказаться по поводу современной оперной режиссуры и конкретно Дмитрия Чернякова, которого неизвестно за что любят? Вопрос: что такое опера? Опера - это музыкально-сценическое произведение, которое имеет автора-композитора. У оперы есть сюжет, своя историческая линия, соответствующие костюмы, декорации и т.д. - все то, что воплощает замысел композитора. Что же делает Д.Черняков? Он меняет историческую правду произведения, погружает героев оперы в другое время (например, Снегурочка в лагере скаутов..) и таких "погружений" масса у него и многих других современных оперных "режиссеров". Кто дал им право искажать оперу, осквернять композиторский замысел? И самое обидное, что это одобряют многие талантливые оперные артисты. Видимо, они зависят от них, ведь петь-то где-то надо.
    Прослушала первый день, кажется, есть звездочка - Мамедова Айшан - удачи в дальнейших выступлениях!
    Большое спасибо Альбине Шагимуратовой - настоящей жемчужине Татарстана за возрождение такого замечательного события!

    • Анонимно
      13.04.2019 13:45

      При чем тут вообще Черняков? Режиссеры правят бал, нравится это вам или нет. Артист раб в современной оперной индустрии. Дирижеры тоже ничего не решают. На конкурсе никто не смотрит на то, может ли вокалист играть, вживаться в образ. И конкретно в жюри на этом конкурсе нет режиссеров. В первый день все пели очень скучно, у всех проблемы с интонированием и пониманием текста. Страшно представить в каком кризисе вокальная педагогика.

    • Анонимно
      17.04.2019 00:45

      там плохо то что в отличие от замысла композитора в замысле
      режиссёра ни один персонаж не вызывает симпатий.Вот сейчас мода пошла на негатив во всём и на выискивание пошлостей- так извольте это получить. В театры уже всё равно
      не ходят ценители Высокого Искусства.

  • Анонимно
    15.04.2019 12:09

    В жюри не монстры, просто очень непорядочные люди.
    Вчера объявили результаты 1 тура, и во 2 тур неожиданно прошла участница, которая не пела в первом. Интересно, что ее порядковый номер менялся трижды - объявили один, в списке другой, а теперь и вовсе сменили на очередной третий. В соцсетях официально разъяснили, что она лауреат другого международного конкурса и, мол, так можно. Но раз можно, почему не сказать об этом заранее, на жеребьевке? И самый интересный вопрос - почему этой участницы нет в буклете?

    • Анонимно
      15.04.2019 13:19

      Это не просто участница, а аспирантка Шагимуратовой, которая будет претендовать на премию в финале и скорее всего первую. По-хорошему, ученики членов жюри не должны участвовать в конкурсах своих педагогов. А тут ещё и явное протаскивание своих у всего мира на виду! Тогда бы уж лучше не транслировали первый тур в Интернете, чтоб не позорить конкурс.

      • Анонимно
        15.04.2019 15:46

        Скорее всего гран-при как в 1999 это было в Казани - история повторяется

    • Анонимно
      15.04.2019 15:50

      Это грубое нарушение правил. Скандал. Все правила прописаны в условиях конкурса. Других правил быть не должно. Нужна ли такая репутация республике? Министерство культуры и правительство должно обратить внимание на подобную дискредитацию. Где заявления самой Шагимуратовой о желании прозрачности и честности конкурса. Прекрасное начинание подмочено и уже дурно пахнет.

    • Анонимно
      15.04.2019 16:09

      Нет в буклете, потому что она и не планировала принимать участие. После первого тура с такими сильными приезжими участниками стало понятно, что казанская консерватория не успела воспитать к этому конкурсу лауреатов конкурса, который проходит в Казани и бюджетные деньги потрачены за зря. Ну нет своих лауреатов, не беда, позориться-то зачем дальше? Зачем протаскивать своих учеников, зачем приглашать в спешном порядке Айгуль Хисматуллину, кстати угодят и Мариинке и республике, молодцы, хорошо придумали. Следуя такой логике, после второго тура на финал пригласят сразу Аиду Гарифуллину.

  • Анонимно
    15.04.2019 16:22

    Айгуль Хисматуллина 13 апреля пела в Мариинке-3 «Пеллеас и Мелизанда». А номер её выступления передвинули, чтобы успела подготовиться и отдохнуть с дороги. Умеют ведь, когда хотят подстроить. Интересно, как чувствует себя сама Айгуль в такой роли?

  • Анонимно
    15.04.2019 16:23

    Не стоит закреплять за Казанью этот престижный вокальный конкурс. Не хочу больше краснеть ни за организацию, ни за предвзятое решение жюри, ни за 240 участников, ни за сокращение программы, ни за подставленную Айгуль Хисматуллину, ни за, как оказалось, марианетку Шагимуратову.

    • Анонимно
      15.04.2019 16:57

      Кто платит, тот и заказывает музыку. Понятно, что Хисматуллину будут тянуть на первую премию. Кумовство, прожектерство, необъективность, нарушение правил... Не зря же выкинули с первого тура столько приличных певцов. Такой ли славы хотел минкульт РТ планируя конкурс в Казани?

  • Анонимно
    15.04.2019 16:46

    Среди мужчин особняком выделяется прекрасный исполнитель Дашноров Эрдэнэ-Очир из Монголии. Вероятно, он заслуженно получит 1 пермию. Одно НО... Он родился 23 января 1987. А по условиям конкурса участник не должен быть старше 32 лет на момент начала конкурса. Артист бесспорно звучит как бог. Вопрос в том, кто взял на себя ответственность пренебрегать условиями конкурса? Почему не соблюдаются права остальных участников в угоду "избранным"?

  • Анонимно
    16.04.2019 18:45

    У меня 2 вопроса после второго тура:
    Что среди финалистов конкурса Глинки делают эти певцы? (ответ в скобках):
    1. Маслова Ольга (солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра)
    2. Савинкова Екатерина
    3. Кадиров Сервер (ученик З. Сунгатуллиной)
    4. Ли Станислав (ученик А. Лошака)
    5. Перязев Глеб (приглашённый солист Мариинского театра)

    И второй вопрос – как посмели не пропустить таких прекрасных артистов:
    1. Авзалова Эльвира
    2. Сквирский Илья

    Не вспоминая уже тех, кого незаслуженно исключили после первого тура...

    • Анонимно
      16.04.2019 18:55

      Жюри видимо читают соцсети и Бизнес-онлайн, прислушались к возмущениям народа по поводу нарушений с возрастными рамками и участием Хисматуллиной. Одно только не смогли учесть, что конкурс этот не только для учеников членов и председателя жюри, а для лучших исполнителей здесь и сейчас, которые должны были победить в равной борьбе, а не в протеже.

    • Анонимно
      16.04.2019 21:48

      Ли нормально пел, получше многих. По остальным позициям я с вами соглашусь. И Авзалова как представительница Казани не испортила бы финал, пела поинтереснее некоторых бесцветных сопран, была в образе.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль