Банки 
21.04.2019

Олег Сысуев: «А за что нас любить? Мы у них людей убиваем, самолеты сбиваем. А потом врем»

Топ-менеджер «Альфа групп» об уходе Галицкого из «Тандера», аресте Абызова и взаимоотношениях России с Западом

«Наша власть рассчитывает, что, запустив огромные, полуторатриллионные национальные проекты, мы перезапустим экономику. Я в это верю плохо», — говорит первый заместитель председателя совета директоров Альфа-Банка, в прошлом вице-премьер правительства РФ Олег Сысуев. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассуждает о причинах и итогах банковских чисток, мышлении спецслужб и «золотых 90-х».

Олег Сысуев: «В среднем кредитная задолженность россиянина составляет 176% по отношению к месячной зарплате. Это значит, что люди берут кредиты для того, чтобы просто жить, что доходов по основному месту работы или своему бизнесу населению не хватает» Олег Сысуев: «В среднем кредитная задолженность россиянина составляет 176 процентов по отношению к месячной зарплате. Это значит, что люди берут кредиты для того, чтобы просто жить» Фото: Сергей Елагин

«период большой «чистки» российской банковской системы в основном закончен»

— В 2018 году тренд сбережений, который демонстрировали частные вкладчики банков, сменился на потребительский. Банки охотнее кредитуют физлиц, чем юрлиц, хотя реальные доходы населения уже пять лет снижаются. Олег Николаевич, почему банки уверены, что население способно вернуть деньги? Нет ли здесь опасности массовых банкротств?

— Вы правы, реальные доходы населения не растут, и закредитованность населения увеличивается. В среднем кредитная задолженность россиянина составляет 176 процентов по отношению к месячной зарплате. Это значит, что люди берут кредиты для того, чтобы просто жить, что доходов по основному месту работы или своему бизнесу населению не хватает.

Мы очень внимательно следим за этой ситуацией. У Альфа-Банка одни из самых лучших специалистов на рынке, которые анализируют и оценивают риски в этом сегменте. Могу сказать, что больших просрочек у наших клиентов и угрожающих тенденций пока мы не видим. Хотя, повторяю, вы правы — ситуация заставляет следить за этим очень внимательно.

Наиболее безопасный для банков сектор кредитования — это люди, которые получают постоянную зарплату. Если она начисляется на банковскую карту, то этот банк знает, где и сколько человек получает. В этом смысле так называемые «зарплатные проекты», с которыми так борется ЦБ РФ, для банков являются очень привлекательными.

— Для них это способ узнать реальный доход и надежность заемщика?

— Да. Это возможность оценить реальную кредитоспособность человека и возможность возврата кредита.

— Как вы оцениваете устойчивость всей банковской системы России от внешних и внутренних шоков? «Чистка» Набиуллиной пошла на пользу?

— Да, безусловно! Банк России проделал большую работу. Мы давно говорили, что российская банковская система из 1300 банков (на максимуме) нерелевантна нашей экономике. Рынок видел, что есть банки, которые занимаются обналичкой, являются квазиказначействами в своих частных или государственных компаниях. Когда банки кредитуют проекты своих акционеров, это всегда очень опасно. Отношение к этим проектам всегда не совсем рыночное. В общем, из-за этого были основные проблемы.

Мне кажется, что сейчас период большой «чистки» российской банковской системы в основном закончен. Будут появляться новые кейсы, но они не будут носить массового характера.

«Наиболее безопасный для банков сектор кредитования — это люди, которые получают постоянную зарплату. Если она начисляется на банковскую карту, то этот банк знает, где и сколько человек получает» «Наиболее безопасный для банков сектор кредитования — это люди, которые получают постоянную зарплату. Если она начисляется на банковскую карту, то этот банк знает, где и сколько человек получает» Фото: Алексей Белкин

— В результате этой чистки 70 процентов банковского рынка стали занимать банки с госучастием…

— Мне кажется, даже больше.

— На этом фоне Альфа-Банк выглядит как один из последних оплотов частного бизнеса. За счет чего держится банк?

— За счет ряда объективных и субъективных факторов. Среди объективных факторов — история нашей организации, которая говорит, что Альфа-Банк всегда выходил из кризисов еще более сильным. Это и история взаимоотношения с нашими акционерами, когда в кризис 1998 года они предоставили Альфа-Банку огромный объем своих личных средств и сбережений для того, чтобы банк был устойчив. Это и абсолютно рыночные принципы ведения бизнеса. Наша рекламная кампания, которая проходила под лозунгом «Честным быть выгодно», — это, в общем, проявление нашей философии. Честность по отношению к тем, кто доверяет нам свои деньги, и честность по отношению к заемщикам.

У наших акционеров есть крупные компании — Х5 Retail, «Билайн», которые мы кредитуем на рыночных условиях. Их не обойдешь с точки зрения занимаемой ими рыночной доли. К тому же для Х5 Retail Альфа-Банк не является крупнейшим кредитором. Или, скажем, зарплатный проект Х5 Retail долгое время был в Райффайзенбанке, а не в Альфа-Банке.

Также отмечу, что наш банк всегда был одним из лидеров в области внедрения современных технологий, за счет чего нам удавалось выигрывать конкуренцию.

Ну и субъективный фактор: в последние 20 лет в правительстве России финансово-экономический блок возглавляли люди, которые последовательно выступали за рынок и за развитие конкурентной среды, приветствовали частную собственность. Мы всегда ощущали эту поддержку. Не случайно наряду с госбанками Альфа-Банк входит в список системообразующих банков ЦБ РФ. И наравне с крупнейшими госбанками мы пользовались госсубсидиями во время кризиса 2009 года.

— Вы верите в будущее Альфа-Банка как независимого частного финансового учреждения?

— Да. Я верю в это ровно так, как в то, что Россия не закроется железным занавесом.

«Цена на нефть опять показывает рост. Уровень $70 за баррель вполне себе ничего, позволяет накапливать средства» «Цена на нефть опять показывает рост. Уровень 70 долларов за баррель вполне себе ничего, позволяет накапливать средства» Фото: pixabay.com

«ОНИ САМИ НАЕХАЛИ НА СЕБЯ»

— Но ведь история последних лет показывает, что крупные банки могут подвергаться атакам со стороны государства и даже банкротиться…

— Атаки в большинстве случаев были порождены действиями самих акционеров этих банков. Их жалобы на давление со стороны государства рассчитаны лишь на пиар-эффект. Помните, была история с сотрудником УК «Альфа-капитал» с теперь известной на весь мир фамилией Гаврилов (речь идет об аналитике Сергее Гаврилове, который в августе 2017 года отправил своим клиентам письма, спрогнозировав серьезные проблемы в крупнейших частных банках страны: «ФК Открытие», Бинбанке, Московском кредитном банке и Промсвязьбанка. Письма вызвали большой скандал, но впоследствии три из перечисленных банков — «ФК Открытие», Бинбанк и Промсвязьбанк — были санированы с использованием средств ЦБ — прим. ред.). Он честно поступил, предупредив своих клиентов, что у него есть такое мнение. Написал им письма, не подумав, правда, о том, какой эффект это может вызвать. Никакого тайного смысла эти письма совершенно не имели. Рынок о проблемах в этих банках знал давно. Знал, что происходит в «Открытии» и Промсвязьбанке, что акционеры вытаскивают деньги из банков для финансирования своих проектов по совершенно нерыночным условиям. Рынок знал, что происходит в «Трасте». А потом вдруг акционеры банков начинают говорить, что это была спланированная акция, наезд. Они сами наехали на себя.

Об этом откровенно (что не может не вызвать уважения) рассказал в своем интервью акционер и руководитель Бинбанка Микаил Шишханов. Он честно написал, что акционеры делали и что они не ожидали, что Банк России будет действовать прямо и без обиняков. Они думали, что могут договориться с регулятором, что ЦБ РФ не даст упасть такому крупному банку.

Хорошо, что благодаря одному из ярчайших представителей финансово-экономических руководителей Российской Федерации на протяжении последних 20 лет — экс-министру финансов РФ Алексею Кудрину — у нас есть бюджетное правило, есть цена отсечения, выше которой доходы от продажи нефтепродуктов и сырья поступают в фонд национального благосостояния и резервный фонд. За счет этих денег можно было санировать эти огромные банки и оздоравливать всю финансовую систему России.

— Зато сейчас в этих фондах практически ничего не осталось…

— Да нет. Цена на нефть опять показывает рост. Уровень 70 долларов за баррель вполне себе ничего, позволяет накапливать средства.

«ОСТАЛЬНЫЕ СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ТАТАРСТАНА ЯВЛЯЮТСЯ ОБЪЕКТАМИ НАШЕГО ВНИМАНИЯ И ВОЖДЕЛЕНИЯ»

— Расскажите о бизнесе Альфа-Банка в Татарстане. Какие объемы кредитования, кто ваша целевая аудитория? Планы банка на Татарстан?

— Мы универсальный банк, и наши интересы тоже универсальны: как говорится, «от Баха до Оффенбаха». Мы можем все, и у нас есть желание делать все: от работы с бюжетниками, которые хотят взять кредит, до финансирования крупнейших «китов» не только экономики Татарстана, но и российской в целом, таких как «Татнефть», НКНХ, ТАИФ, КАМАЗ и т. д. Единственное, приходится делать оговорку, что в связи с известными санкционными ограничениями мы, как и другие банки, не можем продолжать взаимодействие с предприятиями оборонной промышленности. Как вы знаете, для финансирования таких клиентов был наделен полномочиями Промсвязьбанк, а мы из этого сектора ушли. Остальные сектора экономики Татарстана являются объектами нашего внимания и вожделения.

— Не могли бы вы рассказать о некоторых крупных контрактах в Татарстане?

— Один из последних — это кредитование второй очереди строительства ТАИФ-НК. Первоначально речь шла о 600 миллионах долларов. Сейчас мы частично вошли и в проект НКНХ по строительству нового олефинового комплекса ЭП-600, и в целом наш объем кредитования вырос до 1,2–1,3 миллиарда долларов. Понятно, что сильно нарастить кредитные портфели таких крупных компаний достаточно тяжело, но по среднему бизнесу в Татарстане у нас ежегодный прирост кредитования порядка 40 процентов. Сейчас у нас кредитный портфель по юрлицам на уровне 96 миллиардов рублей.

«7 июня в Казани должен открыться наш ипотечный центр — мы опять пошли в ипотеку. За последний год, как мы ипотекой вновь стали активно заниматься, наш ипотечный портфель утроился» «7 июня в Казани должен открыться наш ипотечный центр — мы опять пошли в ипотеку. За последний год, как мы ипотекой вновь стали активно заниматься, наш ипотечный портфель утроился» Фото: pixabay.com

«КАНИКУЛЫ ВСЕ ЛЮБЯТ, И Я ТОЖЕ ЛЮБЛЮ. НО Я ОБЫЧНО НА СВОИ ОТПУСКНЫЕ ОТДЫХАЮ»

— А по физлицам?

— Поскромнее. Около 7,8 миллиарда рублей. 7 июня в Казани должен открыться наш ипотечный центр — мы опять пошли в ипотеку. За последний год, как мы ипотекой вновь стали активно заниматься, наш ипотечный портфель утроился.

— Не смущают вас полугодовые ипотечные каникулы для тех, кто попал в сложные жизненные ситуации, закон о которых принят Госдумой?

— Непонятно, что это будет. Ясно одно — Альфа-Банк, безусловно, социально-ориентированный банк, но не до такой степени, чтобы своими деньгами помогать нашим клиентам. Понятно, что каникулы все любят, и я тоже люблю. Но я обычно на свои отпускные отдыхаю. Мне кажется, пока это декларация. Хотя… Возможно, какие-то льготные категории государство и возьмется финансировать.

— К каким последствиям для рынка приведет внедрение системы быстрых банковских платежей? Откроет ли это дорогу малым и цифровым банкам? На днях стало известно, что ЦБ РФ выдал первую за последние пять лет новую банковскую лицензию «Банку 131», владельцем которого является успешный IT-бизнесмен из Татарстана Дмитрий Еремеев. Как вы оцениваете перспективы роста цифрового банкинга в России?

— Система быстрых платежей активно продвигается ЦБ РФ в качестве антимонопольной меры. Дело в том, что этой системой на 80 процентов владел Сбербанк и он предлагал другим банкам к себе подключаться, чего Банк России не хотел и пролоббировал закон, который урегулировал процесс подключения всех банков к системе быстрых платежей. Сбербанк до последнего сопротивлялся этому, не желая разрушать свою монополию, но тем не менее с 1 сентября 2019 года закон вступит в силу.

Я считаю, что внедрение системы быстрых платежей приведет к росту конкуренции на этом рынке, даст шанс новым игрокам.

«Ретейл – это одна из немногих отраслей, где мы достигли значительных успехов. Если сравнить российские магазины крупных сетей с иностранными, то они фактически ничем сейчас не отличаются»Фото: Алексей Белкин

«НАВЕРНОЕ, КТО-ТО ПОСТРАДАЕТ. НО НАДО ПОНИМАТЬ, ЧТО ЭТА ЖЕРТВА ПРИНЕСЕНА НА АЛТАРЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОЛЬЗЫ»

— В последние годы частные торговцы жалуются на федеральные торговые сети, которые вышибают их из последнего пристанища — небольших городов и даже поселков. Происходит массовое банкротство несетевой торговли. По вашему мнению, возможно ли достижение компромисса, саморегулирования отрасли, чтобы и волки были сыты, и овцы целы? Или стоит присмотреться к европейскому опыту в части ограничения времени работы сетевых магазинов в выходные и праздничные дни, чтобы создать дополнительные возможности для несетевых магазинов шаговой доступности?

— Хороший вопрос. Мне кажется, если государство преследует цель построить рыночную экономику, оно должно исходить из интересов потребителя. А мы, потребители, хотим, чтобы нам было удобно, дешево и красиво. И при этом надо выдерживать строгие санитарно-эпидемиологические нормы, соблюдать которые совсем не дешево. Все это, конечно же, могут обеспечить торговые сети со значительным ресурсом, у которых своя логистика, есть свой автотранспорт, возможность быстрой доставки свежих продуктов и т. д. Понятно, что в этих условиях небольшие торговые сети или предприниматели, которые владеют одним-двумя киосками, испытывают серьезнейшее давление. Но это нормальная рыночная ситуация.

На мой взгляд, ретейл — это одна из немногих отраслей, где мы достигли значительных успехов. Если сравнить российские магазины крупных сетей с иностранными, то они фактически ничем сейчас не отличаются. Эта отрасль потребляет много инноваций, в том числе и тех, которые производятся в Российской Федерации. У нас в X5 Retail закуплено огромное количество «КАМАЗов» для логистики. Развивается строительная отрасль, создаются новые рабочие места.

Идеально, чтобы эта отрасль была саморегулируемой. Но это очень тяжелый путь, по которому еще придется много пройти. Мы видим, что ФАС и минпромторг РФ очень заинтересованы в том, чтобы мы пришли к саморегулированию. Их руководство понимает, что регулировать торговлю, регулировать деятельность хозяйствующих субъектов государственными мерами — это неправильно. Тогда мы опять придем к дефициту.

Что касается судьбы мелких предпринимателей… Есть инициатива, за которую выступает минпромторг РФ — вернуть в города точки мелкой торговли. Но против этого выступают мэры городов, которые с большим трудом только недавно избавились от таких торговых точек. Так что это дилемма. Я бы исходил из интересов потребителей. Наверное, кто-то пострадает. Но надо понимать, что эта жертва принесена на алтарь общественной пользы.

— Для небольших торговцев это слабое утешение. Может быть, вы дадите им какой-нибудь совет: возможно, есть ниши, в которых они могут сосуществовать с крупными торговыми сетями?

— Знаете, в странах, где частное предпринимательство насчитывает тысячелетнюю историю, очень развита система семейных франчайзингов. Магазин «Пятерочка» может быть передан по франчайзинговому договору семье, которая обязуется соблюдать в нем нормы, порядок и правила, которые установлены сетью для этого формата. Что-то выплачивать флагману, а остальную прибыль забирать себе. При этом они будут обеспечены регулярной доставкой качественных продуктов и хорошим помещением. Мне кажется, это путь, по которому можно идти.

«СЕТЕВАЯ ТОРГОВЛЯ — ЭТО ТУПОЙ БИЗНЕС: ПРОСТО ОТКРЫВАЙ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ НОВЫХ МАГАЗИНОВ»

— Что вы почувствовали, когда Сергей Галицкий объявил о продаже «Магнита» группе ВТБ? Верите ли вы в то, что он просто «устал от ручного управления компанией» и ужесточения госрегулирования?

— Получилось так, что перед тем, как все это произошло, я встречался с Сергеем Галицким у него, в Краснодаре. Я видел его в офисе «Магнита» и в детской футбольной школе. И отметил, что глаза у него ярче горели в школе. Тем более что это тогда совпало с периодом, когда «Магнит» уступил лидерство в рейтинге торговых сетей.

— У него пропал драйв?

— В тот период — да. Тогда, напомню, усилилось давление на сетевую торговлю со стороны государства. И Галицкий сильно переживал, когда выходили какие-то критические материалы по телевидению. Помните, был такой сезон — не знаю, под влиянием чего, но торговля вдруг превратилась в главного врага общества. Постоянно крутились сюжеты про просроченные продукты, про то, как охрана покупателей за волосы таскала и т. д.

Надо понимать, что сетевая торговля — это, грубо скажем, такой тупой бизнес: просто открывай как можно больше новых магазинов. Сейчас, конечно, появились направления, которые требуют творческого подхода — интернет-торговля, приготовление готовой еды, доставка на дом и т. п. Но Галицкий не нашел в себе силы дальше это продолжать.

И конечно же, не было в отношении него никакого давления, отжима бизнеса. Галицкий правильно в своем недавнем интервью сказал, что люди просто не понимают, что отжать у него сейчас чего-то просто невозможно. Поэтому я его понимаю, уважаю. Жалко то, что это один из немногих успешных примеров частного бизнеса в России, не основанного на ископаемых и продуктах их переработки. Человек из провинции сумел сделать бизнес европейского масштаба. В нашей стране это очень трудно.

— Теперь одна из крупнейших частных торговых сетей стала государственной… Нет ли в этом иронии?

— Теперь эта государственная сеть борется еще за одного частного участника рынка — за «Ленту». Это в очередной раз подтверждает тренд на огосударствление российской экономики во всех ее сферах. В нефтеперерабатывающем секторе ушли ТНК-BP и «Юкос». В 2009 году обанкротились многие промышленные предприятия, и «Ростех» подобрал себе все, что можно. В банковском секторе — Бинбанк, «Открытие», «Траст».

Да, периодически нам говорят, что существуют планы повторной приватизации этих активов. Но кто их купит? Как уходили деньги из России, так и уходят: в прошлом году поставлен очередной рекорд — 75 миллиардов долларов.

— Много ходило слухов, что и Альфа-Банк продается…

— Но у кого сейчас найдутся такие деньги, чтобы купить банк масштаба Альфы, даже если бы акционеры захотели?

— Может, арабские инвесторы?

— Про арабские инвестиции много разговоров слышал в последнее время, но что-то реальных сделок с арабскими фондами пока не видно.

«Что касается Абызова, его компания является одним из крупнейших наших проблемных должников. И мы вели работу с этим должником ровно такую, которую мы ведем с любым недобросовестным должником»Фото: Алексей Белкин

«Я ВООБЩЕ НЕ УВЕРЕН, ЧТО НАМ ВЫГОДЕН АРЕСТ АБЫЗОВА»

— В одном из интервью вы говорили, что арест Абызова — это обычный бизнес-конфликт: его компания задолжала структурам Альфа-Банка. Однако общественность воспринимает эту историю как удар по Медведеву и что следующим арестуют Чубайса. Есть ли под этими суждениями какие-то основания?

— Во-первых, это абсолютно не спланированная акция с далеко идущими последствиями. Я не верю в теорию серьезного, поэтапного, хорошо спланированного и срежиссированного заговора. Спецслужбы действуют спонтанно и интуитивно.

А что касается Абызова, его компания является одним из крупнейших наших проблемных должников. И мы вели работу с этим должником ровно такую, которую мы ведем с любым недобросовестным должником. Этим отличается, кстати, Альфа-Банк: мы очень ревностно относимся к деньгам, потому что мы оперируем чужими средствами. Мы у людей деньги берем, они нам доверяют. И мы людям деньги отдаем. В этом отношении была абсолютно стандартная процедура. Да, она жесткая, если мы видим, что с той стороны нет ответной реакции.

Но сам факт ареста Абызова, по моему мнению, никак не связан с нашим делом. Все основываются на высказывании Медведева, который сказал, что у Абызова были проблемы с банками. Но следствие говорит о сделке с активом, к которому банки не имели никакого отношения. Это была сделка с бюджетом, насколько мы понимаем. Я вообще не думаю, что нам выгоден арест Абызова. Будь он на свободе, мне кажется, он был более привлекателен как проблемный должник. Посмотрим, как будут развиваться события.

«Для Запада дела российские на десятом месте. Это просто нам из телевизора говорят, что на Западе только про нас и думают. Я часто бываю на Западе и умею читать на английском языке. Если в СМИ появится колонка про Россию, то это хорошо» «Для появления новых точек роста нужно создать режим доверия и благоприятный инвестиционный климат. Требуется национальный проект по улучшению инвестиционного климата» Фото: Сергей Елагин

«ДЕНЬГИ УХОДЯТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ «МАЙСКИХ УКАЗОВ»

— Всемирный банк понизил прогноз по росту ВВП России в 2019 году до 1,4 процента с 1,5 в январском прогнозе. Хотя вроде бы цены на нефть растут, курс рубля устойчив, инфляционный эффект от роста НДС выдыхается, индекс Мосбиржи торгуется вблизи исторических максимумов. Как бы вы объяснили ухудшение прогноза со стороны Всемирного банка?

— Вероятно, Всемирный банк не видит в России новых точек роста. Эффект от роста цен на нефть практически съедается сразу же бюджетными обязательствами. Деньги уходят на выполнение «майских указов». Наша власть рассчитывает, что, запустив огромные, полуторатриллионные национальные проекты, мы перезапустим экономику. Я в это верю плохо, как, собственно, и Алексей Леонидович Кудрин. А он лучше знает, что наша инфраструктура не приспособлена к тому, чтобы эффективно использовать государственные деньги. Эти деньги будут потрачены, мы увидим, наверное, какой-нибудь новый стадион и еще что-нибудь новое. Как это было уже с национальными проектами во время президентства Дмитрия Медведева, как это было во время подготовки зимней Олимпиады – 2014.

В Казани тоже построено много спортивных сооружений. Теперь они требуют дополнительных денег на поддержание работоспособности инфраструктуры.

Для появления новых точек роста нужно создать режим доверия и благоприятный инвестиционный климат. Требуется национальный проект по улучшению инвестиционного климата.

— Есть ли, по вашему мнению, конкурентные преимущества у России и какие? Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы запустить экономику в России на 3–4 процента роста в год?

— Может показаться, что наше конкурентное преимущество — это большая территория, наличие большого количества полезных ископаемых, безусловно, талантливый народ. Но пока мы не добьемся успехов в желании человека жить у нас в стране, рожать детей, учиться, делать бизнес, сделать так, чтобы ему здесь было комфортно, все вышеперечисленные конкурентные преимущества будут сведены к нулю.

Мы постоянно говорим о конкурентоспособности государства. А по мне, так надо говорить о конкурентоспособности места, привлекательного для жизни и деятельности человека.

«Для Запада дела российские на десятом месте. Это просто нам из телевизора говорят, что на Западе только про нас и думают. Я часто бываю на Западе и умею читать на английском языке. Если в СМИ появится колонка про Россию, то это хорошо»Фото: pixabay.com

«НАШИ СПЕЦСЛУЖБЫ СЧИТАЮТ, ЧТО У НАС КРУГОМ ВРАГИ, ВСЕ НАС НЕ ЛЮБЯТ И ГОТОВЫ ЗАХВАТИТЬ МАТУШКУ-РОССИЮ»

— Давайте немного поговорим о политике. Каково ваше отношение к эпохе 90-х годов? Для вас это «лихие» годы или же «святые»?

— Лично для меня 90-е — это золотое время. Я горжусь тем, что я оказался в то время в политике. Я думаю, что это было лучшее время, несмотря на то, что сравнить мое благосостояние того времени и сегодняшнее просто невозможно.

Понятно, что у меня взгляд исключительно заинтересованного человека, но я считаю, что, несмотря на все вывихи, которые тогда были, страна развивалась, становилась более открытой, во всех отраслях старалась быть цивилизованной. Мне кажется, что сейчас мы, в силу не буду говорить каких причин, откатываемся назад. И цементируем этот откат. Меня это сильно пугает.

— В 90-е годы Россия пыталась вписаться в западную цивилизацию. А сейчас мы уже не хотим…

— Да, не хотим вписываться и считаем, что мы можем жить обособленно, стоим в обиженной позе. Хотя правильнее надо сказать, что в обиженной позе в телевизоре стоит Володя Соловьев, у которого вилла на озере Комо в Италии. Другие наши пропагандисты учат своих детей за границей, лечат там своих родителей, сами там живут большую часть времени. Нам они рассказывают про плохой Запад, а сами лично его очень любят. Вот как это?

Но все равно это временные процессы. Молодежь сейчас информацию потребляет не из первого и второго телеканалов, а из интернета. Она видит и понимает, что происходит. Печально только, что многие талантливые люди уезжают из России. Сейчас конкуренция идет не за ресурсы и не за Арктику, а за умы, за интеллект. А в этом Россия сильно проигрывает.

К сожалению, у наших спецслужб так устроены мозги: они считают, что у нас кругом враги, все нас не любят и готовы захватить матушку-Россию. 

— А это не так?

— Я считаю, что это абсолютно не так. Что с ней делать потом? Мы, вон, захватили Крым, и сколько туда денег пришлось вбухивать…

— Коллективный Запад обвиняет Россию в том, что она подрывает установленный миропорядок. Согласны ли вы с этим?

— Для Запада дела российские на десятом месте. Это просто нам из телевизора говорят, что на Западе только про нас и думают. Ничего подобного. Я часто бываю на Западе и умею читать на английском языке. Если в СМИ появится маленькая колонка про Россию, то это хорошо.

— А как же расследование прокурора Мюллера о вмешательстве России в выборы президента США, постоянные слушания по противодействию российской угрозе в конгрессе?

— Ну это же проявление внутриполитической борьбы в США. Но надо признать, что мы даем повод для обвинений. Никто же не опроверг того, что российские специалисты через интернет пытались влиять на американские выборы.

— Какое место, по вашему мнению, могла бы занять Россия в современной мировой экономической системе? Да и допустят ли ее туда? Ведь это не выдумка пропагандиста, что, когда банкротилась компания Opel, Запад отказал Сбербанку в возможности купить ее. А ведь это было задолго до событий в Крыму.

— Ну почему же. Акционеры Альфа-Банка являются российскими гражданами, которые заработали деньги на продаже ТНК-BP. Они спокойно покупают на Западе любые активы. Например, не так давно совместно с крупнейшим нефтехимическим концерном BASF они создают объединенную нефтегазовую компанию Wintershall DEA.

Если вести себя правильно, цивилизовано и по-рыночному, то Запад готов к сотрудничеству. Да, безусловно, сейчас есть некий негативный налет, рожденный активной пропагандистской войной, я думаю, что в большей степени с нашей стороны. Ну а что мы хотим? Мы у них там людей убиваем, самолеты сбиваем. А потом нагло врем и не признаемся. За что нас любить?

«Я думаю, что пока рано сравнивать мощь экономик Китая и США. Хотя разрыв, безусловно, сокращается. Я бы не придавал этому такого апокалиптического значения. Идет жесткая конкурентная борьба, но я не думаю, что она выйдет за рамки торгово-экономического аспекта» «Я думаю, что пока рано сравнивать мощь экономик Китая и США. Хотя разрыв, безусловно, сокращается. Я бы не придавал этому такого апокалиптического значения. Идет жесткая конкурентная борьба, но я не думаю, что она выйдет за рамки торгово-экономического аспекта» Фото: Сергей Елагин

«МЕНЯ ТРЕВОЖИТ РОСТ КИТАЯ. НО ЭТО МОЙ НЕДОСТАТОК»

— По вашему мнению, смогут ли Китай и США договориться на длительную перспективу, или экономическое соревнование двух держав неизбежно перерастет в горячую эскалацию? Может ли вообще США существовать как страна номер два?

— Я думаю, что пока рано сравнивать мощь экономик Китая и США. Хотя разрыв, безусловно, сокращается. Я бы не придавал этому такого апокалиптического значения. Идет жесткая конкурентная борьба, но я не думаю, что она выйдет за рамки торгово-экономического аспекта.

— Вы можете представить мир, где Китай — лидер? Каким он будет?

— Честно говоря, эволюция так быстро происходит, что я не скажу уверенно, что не могу представить этого. Я везде вижу присутствие представителей Поднебесной, их активность нарастает, как снежный ком.

— Вас это скорее тревожит?

— Да, тревожит. Потому что они не похожи на нас, они не похожи на европейцев (я считаю себя европейцем). Они ведут себя по-другому, они выглядят по-другому, у них другая ментальность, культура. Я испытываю некий дискомфорт. Но это скорее мой недостаток, чем их. Мне надо меняться.

Сысуев Олег Николаевич родился 23 марта 1953 года в городе Куйбышеве (ныне Самара).

В 1976 году окончил Куйбышевский авиационный институт.

До 1991 года работал в Куйбышевском объединенном авиаотряде мастером, начальником технического отдела, был секретарем парткома Куйбышевского объединенного авиаотряда.

31 декабря 1991 года указом президента РФ Бориса Ельцина был назначен главой администрации города Самары.

5 июня 1994 года победил в первом туре выборов главы города Самары, набрав 72,89% голосов.

1 сентября 1996 года был переизбран мэром Самары, получив 73,2% голосов избирателей.

1997–1998 — вице-премьер правительства РФ, министр труда и социального развития РФ.

1998–1999 — первый заместитель руководителя администрации президента РФ.

С 1999 года занимает пост первого заместителя председателя совета директоров Альфа-Банка. Курирует вопросы развития региональной сети и организации бизнеса банка в регионах России.

Член совета директоров компании ОАО «АльфаСтрахование», УК «Альфа-Капитал». Входит в состав совета директоров ООО УК «Росводоканал», является первым вице-президентом ООО Х5 Retail Group.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (53) Обновить комментарииОбновить комментарии
ПанАлекс
21.04.2019 09:48

Как кинутый совладелец чековых акций Альфа-Капитала в приватизации, разве я могу доверять этим людям? Когда в результате чековых аукционов и приватизации в руки этих господ перешли лакомые куски собственности СССР, а тем, кто вложил приватизационные чеки в их акции, достался неликвид.
С тех пор цели обманут, объегорить и запутать, вряд ли изменились!
Правда с мыслью, что полуторатриллионные нацпроекты будут безрезультатны, частично согласен. Просто все эти "новые майские" и нацпроекты это фейки - нет таких денег у этой верхушки власти и уже не появятся до самого ее конца! Гигантская же работа по подготовке того как они эти полторатриллионные будут тратиться, отвлекают большую часть правящей элиты от мысли, что именно сейчас наступил момент "вовремя смыться" на родину своих вывезенных капиталов! Через полгода будет поздно.
Надеюсь Сысуев вместе с хозяином попадут в трамповский список "друзей Путина"...

  • Анонимно
    21.04.2019 09:11

    Москва всегда подбирает Кадры из Провинции.Результат на Лицо.

  • Анонимно
    21.04.2019 09:16

    Все Проценты по Кредитам,перекладывают на оплату за ЖКХ,садики,на цену за бензин,производство оружия,войну в Сирии.

    • Анонимно
      21.04.2019 14:28

      ик= кто же вам об этом поведал? или сам догадался? на основании того что жрать нечего и денег у населения нет?

  • Вот какой товарищ—когда ипотечные каникулы, то банк не хочет помогать клиентам, а когда помощь государственными деньгами, что тождественно деньгам населения, то пожалуйста. Вот и вся сущность либерала.

    • Анонимно
      23.04.2019 14:16

      Помню, был такой Сережа, кричал: "У кого нет миллиарда, пусть идут в ж....!" А потом плакал, чтобы ему помогли.... Этот тоже в 2009-м не на свои отдыхал, а все туда же.

    • Анонимно
      24.04.2019 16:41

      Вы несколько странные люди) Ни один банк не организует такие каникулы.

      Человек дал на мой взгляд интересное интервью, а здесь открыли книгу жалоб.

  • ПанАлекс
    21.04.2019 09:48

    Как кинутый совладелец чековых акций Альфа-Капитала в приватизации, разве я могу доверять этим людям? Когда в результате чековых аукционов и приватизации в руки этих господ перешли лакомые куски собственности СССР, а тем, кто вложил приватизационные чеки в их акции, достался неликвид.
    С тех пор цели обманут, объегорить и запутать, вряд ли изменились!
    Правда с мыслью, что полуторатриллионные нацпроекты будут безрезультатны, частично согласен. Просто все эти "новые майские" и нацпроекты это фейки - нет таких денег у этой верхушки власти и уже не появятся до самого ее конца! Гигантская же работа по подготовке того как они эти полторатриллионные будут тратиться, отвлекают большую часть правящей элиты от мысли, что именно сейчас наступил момент "вовремя смыться" на родину своих вывезенных капиталов! Через полгода будет поздно.
    Надеюсь Сысуев вместе с хозяином попадут в трамповский список "друзей Путина"...

    • Анонимно
      21.04.2019 11:57

      А надо было ваучеры в Татнефть вкладывать, чего сейчас-то умничать, при этом чековый фонд альфа-капитал к альфа банку никакого отношения не имеет, отметьте, пожалуйста это на полях методички.

      • Анонимно
        21.04.2019 14:15

        К сожалению, чековые магазины появились в Казани позже российских ваучеров.И на тот момент, альтернативы ЧИФам не было у тех , кто не трудился в соответствующих организациях. Уже позже, можно было , я к примеру, на татарстанские ваучеры, купить Татнефть, Оргсинтез и другие акции предприятий!

      • Анонимно
        21.04.2019 20:53

        Для вашей "методички".. ТНК, была образована 9 августа 1995 года путём выделения из состава «Роснефти» нефтедобывающих активов («Нижневартовскнефтегаз», «Тюменнефтегаз») и Рязанского НПЗ.
        В 1997 компания была "приватизирована"... на наши "фантики".

  • Анонимно
    21.04.2019 10:10

    Видимо скоро его вызовут на предметный разговор

  • Анонимно
    21.04.2019 10:14

    у нас есть бюджетное правило, есть цена отсечения, выше которой доходы от продажи нефтепродуктов и сырья поступают в фонд национального благосостояния и резервный фонд. За счет этих денег можно было санировать эти огромные банки и оздоравливать всю финансовую систему России.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/421691

    Это просто прекрасно. За счет фонда национального благосостояния зактыкаем дыры от мошенников, на которых сквозь пальцы смотрел ЦБ и Правительство и Президент. Почему бы их не привлечь к солидарной ответственности как физических лиц?

    • ПанАлекс
      21.04.2019 11:06

      Вот как челу промыли мозги, что он не понимает, что его "бюджетное правило" - колониальное ограбление страны!
      Деньги, полученные от продажи нефти направляются не на развитие страны (а тупо направить эти деньги на бюджетников и пенсионеров, то внутренний спрос резко ускорит развитие внутренних отраслей, платящих НДС), а выводятся в никем не контролируемые "резервы", откуда их легко украсть, поскольку ЦБ РФ никем не контролируется и по факту деньги "резервов" - его, а не бюджета РФ!!! Вот до мая 2018 большая часть резервов находилась в "трешерс", о чем были подтверждения международных регуляторов. Но после мая 2018 из трешерс вывели 96 млрд. долл. в неизвестном направлении!

      • Анонимно
        21.04.2019 11:59

        Не надо ничего раздавать. Инфляция в 20% гарантирована. И не нужно строить непонятных заводов как многие предлагают, эту продукцию все равно никто не купит.

        • ПанАлекс
          21.04.2019 15:32

          Двойка вам за экономику и за промытые мозги! США, ЕС и даже Китай (про Норвегию и не говорю!) раздают бюджетные деньги населению напрямую (пенсии, пособия, талоны на еду) на огромные суммы и это никак не сказывается на инфляции!
          Зачем тиражировать свои пещерные представления об экономике?

          • Анонимно
            21.04.2019 18:28

            Для экономики США это копейки, там где развита сфера услуг, а доля бюджетного сектора низкая. У нас где гос сектор больше 60% все это будет иметь плачевные последствия.

            • ПанАлекс
              21.04.2019 21:00

              Пособия по безработице в США составляют 25% бюджета. В РФ в тысячи (!!!) раз меньше. На пособие в 800 руб. невозможно физически выжить!

              • Анонимно
                22.04.2019 06:58

                Неправду говорите опять. В бюджете США пособия по безработице, талоны на питание, помощь малоимущим, пенсии федеральным служащим и т. д. все вместе взятое называется Income Security и составляет примерно 13-14% от расходов бюджета. Опять вы лепите отсебятину, неоднократно такое ранее было и вот опять вы.

                • Анонимно
                  23.04.2019 14:54

                  такие "грамотеи" как ПА только забивают обывателям своей информацией по "верхам".
                  сидит пенсионер, свою то жизнь наверное не смог устроить, а учит как государство должно функционировать.
                  при этом не зная и не понимая основ экономики

    • Анонимно
      21.04.2019 13:01

      Так и Татфондбанк пытаются заткнуть за счет продажи Госземель. Кто то ворует, а его грехи покрываются за счет бюджета. Красота. Так давайте и по всем другимипреступлениям ушерб из бюджета покрывать.

      • Анонимно
        21.04.2019 19:25

        На деньги Татфондбанка затыкались дыры Госжилфонда, ПСО Казань, замуровавшей Казань в бетон, и многие другие государственные нужды и объекты, фактически за счет вкладчиков! Поэтому Татарстан полностью должен вернуть деньги вкладчикам, тем более этот банк был с госучастием.

  • Фидарис
    21.04.2019 10:36

    Судя по всему, Альфа-банк находится в членстве или в составе какой-то очень серьезной "системы", если господин Сысуев, как лицо фактически ответственное за функционирование банка, позволяет себе довольно вольную и смелую по нынешним временам политическую критику власти. Это с одной стороны, и в то же время, с другой стороны, даже мне, полному дилетанту, очевидны чересчур теплые отношения Альфы и представителей власти (Сысуев и не скрывает этот субъективный фактор в успешности банка)
    Оставим в стороне, как спорные, политические причины уничтожения ТФБ. Однако, по тому кто занимает место ТФБ в банковской системе РТ, можно уже судить кому отдается предпочтение и в пользу каких структур раздербанили банк, спасение которого стоило совсем небольших денег нашему государству.

    • ПанАлекс
      21.04.2019 11:09

      Главная ваша ошибка в финальной фразе - "нашему государству"! Оно давно не наше и среди тех, кто считает себя его владельцами, группа Альфа не последняя...

  • Анонимно
    21.04.2019 11:40

    Понятно, что каникулы все любят, и я тоже люблю. Но я обычно на свои отпускные отдыхаю
    Как противно читать такое: сравнивать запланированный отпуск и трудную жизненную ситуацию, связанную с потерей работы, потерей трудоспособности или даже смертью кого-то из членов семьи заемщика.

    • Анонимно
      21.04.2019 12:57

      И что вообще значит "своими деньгами банк будет помогать"?? Ипотечные каникулы всего лишь вариант реструктуризации долга, общая сумма никак при этом не сокращается, это в первую очередь в интересах банка и делается, чтобы у должника было больше шансов встать на ноги и выплатить весь долг.

  • Анонимно
    21.04.2019 12:31

    Однажды брал кредит короткий кредит в Альфа-банке.
    В памяти остались агрессивные и назойливые смс банка перед закрытием кредита.
    С тех пор в Альфа- банк ни ногой.

  • Анонимно
    21.04.2019 12:46

    Несколько раз слушал его на Эхо Москвы и ничего против действующей власти не говорит. Он как статист просто озвучивает известную информацию из публичных источников. Он человек из системы, бывший крупный чиновник, тактично поддерживающих связь между работодателем и действующей властью.
    Его работадатели и основной акционер банка не стремятся "целоваться в дёсна" с действующей властью но постоянно в контакте.

    Сысуева приятно слушать как лекция в ВУЗе от хорошего лектора но о5 человек из системы и в ней он и находится, живёт и демагогии разводит.

  • Анонимно
    21.04.2019 14:49

    Не беру кредиты вообще. И спокойно живу ,никому не должен. А если вдруг деньги нужны,то у родных и близких без процентов можно взять.
    Вся процентная система банков это рак на теле любого государства.

    • ПанАлекс
      21.04.2019 15:34

      Вы очень опасный человек для нынешней мировой системы, где правят банкстеры!

    • Анонимно
      21.04.2019 16:11

      Браво, Аноним! Меня тоже бабушка учила: Зарабатываешь две копейки - живи на копейку!

    • Анонимно
      22.04.2019 08:47

      Подскажите, как без кредита купить квартиру?

      • Анонимно
        22.04.2019 11:20

        Знакомой девушке первый взнос собрали вскладчину испанские коллеги. Оставшуюся сумму дал родственник знакомого - без процентов.
        И такое чудо бывает.

      • Анонимно
        23.04.2019 14:56

        если вы не можете купить квартиру без кредита, то как вы сможете купить квартиру+проценты за уплату кредита?

  • ПанАлекс
    21.04.2019 16:33

    А теперь в банковскую тему вопрос читателям:
    Вы поддержите восстановление органов власти СССР, если в Постановлении "О возобновлении советской политической системы,государственности,конституционного строя СССР" в пункте 7к прописано:
    к) в связи с отсутствием банков в Российской Федерации государственной лицензией и соглашения с Правительством СССР на кредитование граждан СССР, все требования банков по возмещению кредитов и ипотеки недействительны и незаконны, а все взносы и платежи подлежат учету и переучету во вклады гражданина в полевые учреждения Госбанка СССР и Банка России.

    Необходимо подтверждение гражданства по паспорту СССР или факту рождения в СССР - по Свидетельству рождения в СССР. (для чего пару лет назад "УК РФ" пытались выманить у наивных пенсионеров через ПФР).
    Понятно, что при таком исходе событий и Сысуев и Авен станут никем. Как и вся "правящая элита". Конечно они направят огромные средства на недопущения восстановления СССР самим народом. Но вот у защитников СССР, пытающихся восстановить его, нашлись огромные ресурсы. В лице учрежденного Сталиным в 1943г. Церковного Фонда "Союз суверенных славянских родов"...

  • Анонимно
    21.04.2019 16:49

    Судя по статье деньги лучше переложить.

  • Анонимно
    21.04.2019 17:04

    Ваучеры при акционировании в Татнефти не принимали, даже от работников.

    • Анонимно
      21.04.2019 18:10

      Вы о чем? менял выучеры на акции Татнефти в какой-то специализированной конторе, щас не помню, там и других организаций акции были, не работник Татнефти.

  • А что, он неправду сказал ?

  • Анонимно
    22.04.2019 06:03

    Владельцем 99,9% пакета акций Альфа-Банка выступает АО «АБ Холдинг». Этой компанией владеет кипрская ABH Financial Limited. Но на этом цепочка не заканчивается, т. к. саму кипрскую структуру контролирует люксембургский ABH Holdings S. A -т.е. это больше иностранный банк ведущий свой бизнес в России.

  • Анонимно
    22.04.2019 12:31

    После фразы о золотых 90-х можно не читать и так все с ним понятно.

    • Анонимно
      24.04.2019 11:12

      22.04.2019 12:31
      А чего Вы хотите? Человек ЧЕСТНО сказал ЛИЧНО о себе!

  • Анонимно
    23.04.2019 10:46

    Вот ведь дурь то!!! С чего он решил, что Запад будет строить в России калифорнию, а не Ирак, ну или хотя бы Украину. Кстати, а можно услышать инвестпрограмму Запада на Украине?

    • Анонимно
      23.04.2019 14:58

      я думаю, если вы хотели бы то поинтересовались и в три минуту нашли бы инвестпрограмму про Украину и Запад

  • Анонимно
    23.04.2019 11:05

    Куда смотрит ФСБ и полиция? Отъявленный русофоб, вот она росиянская элита

  • Анонимно
    23.04.2019 11:29

    Какие занимательные пассажи у гражданина. Во истину, дай либералу открыть рот, он сам все расскажет и про себя и про свои идеи, на воплощение которых руками сысуевых предлагается всем опять скинуться.

  • Анонимно
    23.04.2019 14:04

    "Мы сбиваем самолёты и убиваем людей" (с)

    Кто это..."мы"? "Альфа-Банк"? Или лично Сысуев?

    Публичное заявление такого рода - это либо клевета, либо явка с повинной.

  • Анонимно
    23.04.2019 14:29

    Зачем Олег убивает западных людей и сбивает их самолеты?

    • Анонимно
      23.04.2019 15:04

      а вы даже не понимаете о ком и о чем он говорит?

      • Анонимно
        23.04.2019 19:08

        А мне думается, что чел даже не понял как спалился. И позиция "Мы" очень выгодная - как хочешь поворачивай и ни чего не предъявишь, ведь он не уточняет кто "Мы". Но судя по тому как они действовали с УВЗ его "Мы" к России не относится. А вот как раз злотому мыльярду подходит и даже очень - и всё становится на свои места...

        • Анонимно
          24.04.2019 06:52

          "Мы" - это он лично и кто-то ещё.
          Возможно - организованная группа.
          Вызвать на допрос и оформить признательные показания.
          Либо обязать публично дезавуировать голословное заявление.

          Пора учиться отвечать за базар.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль