Общество 
19.05.2019

«Под видом «Игры престолов» нам демонстрируют версию будущего: «Вперед в Средневековье!»

Историк Андрей Фурсов о скрытых смыслах фэнтези и о том, почему воля к власти — единственная безоговорочная ценность персонажей Мартина

Когда на место научной фантастики пришло фэнтези, будущее подменили прошлым, считает историк и социальный философ Андрей Фурсов. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал, как «Игра престолов» размывает понятия о добре и зле у своих зрителей, почему из фэнтезийного Средневековья вынули христианство, кому мешал научно-технический прогресс 1960-х годов и зачем мечты о других планетах и звездолетах променяли на мир разврата и средневековых пыток.

Андрей Фурсов рассказал, как «Игра престолов» размывает понятия о добре и зле у своих зрителей Андрей Фурсов рассказал, как «Игра престолов» размывает понятия о добре и зле у своих зрителей Фото: «БИЗНЕС Online»

«МИР «ИГРЫ ПРЕСТОЛОВ» — ЭТО МИР УБИЙСТВ, ПОДЛОСТИ, РАЗВРАТА И ЖЕСТОКИХ ПЫТОК»

— Андрей Ильич, на мировые экраны выходит последняя серия монументального американского сериала «Игра престолов». Кинолента бьет миллионные рекорды по просмотрам и при этом вызывает очень неоднозначные отзывы критиков. С вашей точки зрения как историка и ученого, что такое «Игра престолов»?

— Прежде всего по конструкции мир «Игры престолов» — это комбинация трех разных эпох. С одной стороны, там угадывается Античность, с другой — темные века, «Темновековье», то есть хронораздел между концом Античности и началом Средневековья. С третьей — там мерцает Высокое Средневековье; в частности один из вольных городов, Браавос, очень напоминает Венецию. В Браавосе есть каналы, плавучие дома и даже часть города, ушедшая под воду. И имеется хищный Железный Банк.

Все это вместе взятое можно охарактеризовать как докапиталистический и доиндустриальный мир, сложенный из Античности, Средневековья и некоторых элементов культуры Востока (кочевники, рабовладельческие города, напоминающие центры Восточного Средиземноморья и севера Африки, — нечто вроде Карфагена). Впрочем, все это выглядит довольно органично. Другое дело, что люди, населяющие сложный придуманный мир, вовсе не кажутся обитателями Темновековья — их психология вполне современна.

Если мы сравним «Игру престолов» с другой масштабной фэнтезийной эпопеей — «Властелином колец», то бросается в глаза одно существенное отличие. И в книге у Джона Толкина, и в фильме у режиссера Питера Джексона очень четко проводится грань между добром и злом. Более того, силы зла даже внешне выглядят ужасно и отталкивающе: это гоблины, орки или сам величайший враг свободных народов Средиземья Саурон. А эльфы, напротив, прекрасны и воздушны, да и люди неплохи. В «Игре престолов» эта четкость утрачена, причем, вероятно, сознательно. Внешне люди из мира «Песни Льда и Пламени» могут выглядеть абсолютно нормально и привлекательно, но при этом быть уродами в душе. Абсолютного зла здесь практически нет, за исключением разве что Рамси Болтона и короля Джефри. Даже Мизинец (лорд Петир Бейлиш) — персонаж отрицательный — совершает добрые дела, разумеется, в своих корыстных интересах: зло, творящее добро. Он, например, спасает Сансу Старк, которая ему небезразлична, но, самое главное, с ее помощью собирается стать владыкой Севера. Впоследствии Санса разгадывает игру Бейлиша, а ее сестра Арья убивает Мизинца как одного из виновников смерти отца. Но все-таки в какой-то момент Бейлиш совершает хороший поступок, меняющий ход игры и истории мира «Престолов».

Еще одна красноречивая черта эпопеи — и кинематографической, и книжной: на всем ее протяжении зло то и дело торжествует над добром. Относительно положительные персонажи гибнут от рук отрицательных (впрочем, и последним достается). Таким образом, и в фильме «Игра престолов», и у Джорджа Мартина в книжной саге постоянно проводится мысль о том, что добро и зло перемешаны и отличить одно от другого очень сложно. Вообще-то в жизни так оно есть: реальный мир не черно-белый, он включает в себя различные оттенки серого. На одном полюсе, белом, есть святые, на другом, черном, — мерзавцы и чудовища вроде Рамси Болтона, а пространство между этими двумя полюсами серое. Но серая жизнь идет, а вот принципы должны четко отличать белое от черного. В фильме у его героев такие принципы просматриваются плохо.

Мир «Игры престолов» — мир убийств, интриг, подлости, разврата, инцеста и жестоких пыток. Если мы вспомним Средневековье или особенно позднюю Римскую империю, то все это там найдем. И в эпоху Ренессанса, чья теневая сторона была замечательно описана русским философом Алексеем Лосевым, кипели демонические страсти и торжествовал порок, но в эпопее Мартина тьма сгущена до предела: читателям и зрителям навязывается мысль, что в мире добра не очень много, а зла предостаточно, оно побеждает и в принципе является нормой.

«Мир «Игры престолов» — это мир убийств, интриг, подлости, разврата, инцеста и жестоких пыток» «Мир «Игры престолов» — это мир убийств, интриг, подлости, разврата, инцеста и жестоких пыток» Фото: Zuma\TASS

«ГЛАВНОЙ ЦЕННОСТЬЮ ЭТИХ МИРОВ БУДЕТ ВЛАСТЬ КАК СПОСОБНОСТЬ КОНТРОЛИРОВАТЬ РЕСУРСЫ И ПОВЕДЕНИЕ МАСС»

— Вообще-то реальное Средневековье при всей его жестокости смягчено христианством, благодаря чему не было таким уж темным. Философ Бердяев даже называл Средние века величайшей эпохой в истории человечества, поскольку это первая попытка построить на земле Царство Божие. А из «Игры престолов» христианство вынуто. Как видно из самого названия, это просто игра честолюбий и борьба за власть.

— Я бы не стал преувеличивать смягчающую роль христианства. Достаточно вспомнить альбигойские войны, костры инквизиции и многое другое. В «Игре престолов» мы видим Темные и Средние века, но христианства как такового там нет. Кстати, его нет и во «Властелине колец». В мире «Песни Льда и Пламени» имеются свои религии, самой крупной из которых является Культ Семерых. Есть и те, кто верит в огонь, — сторонники культа Р’глора, напоминающего зороастризм (но это не более чем внешнее сходство). Отчасти с христианством можно найти перекличку разве что у движения Воробьев: там есть аскеза, Его Воробейшество. И все же этому движению далеко до последователей Христа, поэтому мы вынуждены констатировать: христианства в мире «Песни Льда и Пламени» нет. Если учесть, что современный Запад тоже лишен христианства, а под видом далекого прошлого «Игры престолов» нам демонстрируют одну из версий мира будущего, то это далеко не случайно. В посткапиталистическом мире ниша христианства будет весьма узкой, если вообще будет.

— То есть нам предлагают сценарий будущего под условным названием «Вперед в Средневековье!», но это Средневековье, очищенное от христианства и полностью отданное звериным страстям.

— Не просто «Вперед в Средневековье!», это рывок сразу в несколько вариантов «будущего как прошлого». Капитализм как система дышит на ладан, его уже почти нет. Начинается переходная эпоха к чему-то принципиально иному и не обязательно лучшему, скорее наоборот. И если не случится глобальной катастрофы, то будущее, которое нас ожидает, не будет однородным и гомогенным, пока полностью не установится новая система. С одной стороны, это будет футуроархаика Африки, с другой — оно будет напоминать докапиталистический арабский Восток. Третий вариант — Китай, где традиционный китайский уклад возьмет на вооружение компьютерные технологии и установит систему социальных рейтингов. Она уже опробуется в КНР (предусматривает специальную систему ранжирования, которая станет отслеживать поведение населения и выставлять оценки жителям на основе их «социального кредита»; нарушителям могут быть воспрещены полеты на самолете и поездки на поезде, выгодное трудоустройство, обучение детей в элитных школах и вузах и пр. — прим. ред.). Старший брат, выведенный Оруэллом в романе «1984», здесь просто отдыхает — это окажется такая система тотальной слежки за всеми и каждым, которая и не снилась оруэлловскому герою Уинстону Смиту (на заметку тем, кто любит поговорить о светлом социалистическом Китае как альтернативе «темному и злому миру капитала»).

Будущее — это мир нескольких будущих, причем некоторые из них весьма футуроархаичны. Внешней аналогией здесь могут быть «темные века» по отношению к пусть уже не светлой, но все же еще не такой уж темной Античности IV века нашей эры. И похоже, главной ценностью данных миров будет власть как способность контролировать ресурсы и поведение масс. Собственно, «Игра престолов» нам это и показывает. Единственная безоговорочная ценность, которая сохраняется у большинства мартиновских персонажей, — власть. Даже если мы возьмем Арью Старк, для которой важны человеческие чувства, то увидим, что многими ее поступками руководит жажда мести. И мстит она, ощущая месть как власть и пользуясь навыками, которым ее научила группа наемных убийц, очень специфических, напоминающих средневековых ассасинов. Среди персонажей, в душе которых добро и зло постоянно борются друг с другом, можно также вспомнить Джона Сноу и Дейенерис Таргариен. И оба они в разной степени (но особенно Дейнерис) стремятся к власти.

— Если взять Средневековье как оригинал, то мы увидим, что практически все — от крестовых походов и поисков чаши Грааля до творчества Кретьена де Труа и миннезингеров — имело религиозную оболочку. Получается, что внехристианский мир «Игры престолов» — это даже не пародия на medium aevum, это антисредневековье.

— Я бы не стал преувеличивать религиозную составляющую тех же крестовых походов. Да, религия оформила крестовые походы, но при этом они решали две проблемы: из Европы выбрасывалась избыточная демографическая масса, одновременно удовлетворялась жажда пограбить и поубивать. Не забудем, что Европа XIXIII веков по сравнению с утонченным арабским Востоком выглядела как варварский мир. Собственно, арабы, когда они впервые столкнулись с крестоносцами, так их и воспринимали — как дикую орду, которая пришла грабить развитую цивилизацию. И они были недалеки от истины. Так что я не стал бы называть «Игру престолов» антисредневековьем на основании того, что оттуда многое выброшено. С другой стороны, в мир «Песни Льда и Пламени» вставлено многое из того, чего не было в средневековом мире, — это уже упомянутый мною античный пласт.

«Отчасти с христианством можно найти перекличку разве что у движения Воробьев: там есть аскеза, есть «Его Воробейшество». И все же этому движению далеко до последователей Христа» «Отчасти с христианством можно найти перекличку разве что у движения Воробьев: там есть аскеза, Его Воробейшество. И все же этому движению далеко до последователей Христа» Фото: Zuma\TASS

«В ФЭНТЕЗИЙНОМ ЖАНРЕ НЕТ НИ ДЕМОКРАТИИ, НИ ПРОГРЕССА — ЭТО БУДУЩЕЕ КАК ПРОШЛОЕ»

— Почему, на ваш взгляд, жанр фэнтези стал так популярен в последние десятилетия? Ведь еще на излете советского времени ценилась научная фантастика, читателей больше привлекали звездолеты и неизведанные миры, далекие планеты и некое неясное, но лучезарное общегалактическое будущее, а теперь вместо всего этого — темные века с убийствами и инцестом.

— Совершенно верно, причем пик научной фантастики (и советской, и западной) пришелся на 1960–1970-е годы. Однако в 1970-х годах этот жанр начал постепенно затухать и сходить на нет, уже в 1980-х на Западе начинает набирать силу жанр фэнтези. Конечно же, это неслучайно. Именно 1960-е годы стали пиком научно-технического прогресса в ХХ веке. К тому времени закончилась первая половина ХХ столетия, за эти полсотни лет было изобретено столько, что все казалось возможным, верилось, что прогресс будет нарастать по экспоненте. 1960-е — это мир безудержного социального и культурно-технического оптимизма. Человек полетел в космос, запустил искусственные спутники и задумался об освоении других планет. Но этот порыв человечества в будущее создавал определенную угрозу для власть имущих как на Западе, так и в Советском Союзе. И уже в 1960-е годы перед сотрудниками Тавистокского института изучения человека в Великобритании (причем по иронии судьбы он располагается в графстве Девоншир, рядом с дартмурскими болотами, где разыгрывалась мрачная драма «Собаки Баскервилей» Конан Дойля) была поставлена задача притормозить научно-технический прогресс путем внедрения определенных информационно-психологических и организационных моделей. В частности, стартовала работа по созданию молодежных и женских субкультур и движений (именно в это время как по заказу появились The Beatles, The Rolling Stones, стал развиваться экологизм, резко активизировалось феминистское движение).

Одна из главных задач, поставленных перед Тавистоком, звучала так: to stamp out the cultural optimism of the 1960s (искоренить, вырубить, вытравить культурный оптимизм 1960-х годов). А научная фантастика, особенно советская, безусловно, была оптимистической по своему настрою. Некоторые менее оптимистические ноты (не могу их назвать пессимистическими, но они выглядели более сложными, чем просто оптимизм) прослеживались у ряда писателей в соцлагере, в частности в книгах Станислава Лема (достаточно почитать его «Астронавтов» и «Магелланово облако»). Однако общий настрой советской фантастики до середины 1960-х годов был преимущественно оптимистичным — это видно и по творчеству братьев Стругацких, и по романам Ивана Ефремова. Но к концу 1960-х годов происходит перелом, причем на очень простом основании: номенклатура по корыстным групповым причинам отказалась от рывка в будущее и предпочла начать интегрироваться в капсистему. Наиболее проницательные наши фантасты интуитивно уловили этот поворот. Иван Ефремов пишет роман «Час Быка» (опубликован в 1968–1969 годах, отдельной книгой вышел в 1970 году), который по инициативе Юрия Андропова начинают изымать из книжных магазинов и библиотек — уж очень руководство планеты Торманс вышло похожим на советское Политбюро. На смену «Полдню…» Стругацких приходит «Улитка на склоне».  Даже по знаменитому советскому журналу «Техника молодежи» это было хорошо видно: тональность публикаций меняется со второй половины 1960-х и в 1970-е.

На Западе перелом происходит по схожим причинам: технический прогресс, бурно развивавшийся со второй половины XIX века, позволял пользоваться своими плодами среднему слою и верхушке рабочего класса — это заключало в себе угрозу для власть имущих, потому правящий класс начал реагировать. Можно сказать, что советская номенклатура и западная верхушка сработали здесь синхронно. Результатом стало торможение научно-технического прогресса во второй половине ХХ и начале ХХI века. Что изобретено за это время? Мобильный телефон, компьютер, интернет? Но это не идет ни в какое сравнение с космическими достижениями первой половины ХХ столетия.

Одним из следствий негативного эволюционного перелома 1970-х годов стало вытеснение или оттеснение научной фантастики жанром фэнтези. В фэнтезийном жанре нет ни демократии, ни прогресса — это будущее как прошлое. И подобное очень хорошо коррелирует с известным докладом 1975 года «Кризис демократии», который по заказу Трехсторонней комиссии написали Хантингтон, Крозье и Ватануки. Это очень интересный документ, я уже не раз о нем говорил. Если коротко, основная мысль доклада сводится к тому, что Западу в большей степени угрожает не Советский Союз, а избыточная демократия на самом Западе, которой могут воспользоваться «безответственные социальные группы». «Демократическая политическая система оказывается особенно уязвимой напряжениями от промышленных и региональных групп», — декларируют авторы доклада. Поэтому, как говорилось в документе, необходимо разъяснять населению, что демократия — это не только ценность, но и инструмент, что кроме демократии существуют и другие ценности: старшинства (seniority), знания, авторитет. Буквально это было выражено следующим образом: «Во многих случаях необходимость в экспертном знании, превосходстве в положении и ранге (seniority), опыте и особых способностях могут перевешивать притязания демократии как способа конституирования власти». В заключение доклад предлагал внести некоторую политическую апатию в массы, это полностью коррелировало с входившим в моду миром фэнтези. Ведь в фэнтези, повторюсь, нет никакой демократии — там есть только неожречество, неокороли и неорыцари.

Внутреннее пространство «Властелина колец», «Игры престолов», «Колеса Времени» Роберта Джордана, «Гарри Поттера» и других — это, во-первых, мир иерархий, а вовсе не ефремовский мир «Туманности Андромеды», где будущее носит название Эры Встретившихся Рук. Во-вторых, мир фэнтэзи — это доиндустриальный или в лучшем случае разрушенно-индустриальный футуроархаический мир. И это тоже соответствует курсу на торможение научно-технического и промышленного прогресса в интересах верхушки капиталистического общества. Идейным обоснованием торможения стал экологизм, превратившийся в квазиидеологию. Первый доклад Римскому клубу (он создан в 1968 году) назывался «Пределы роста». В нем утверждалось, что человечество в своем индустриальном развитии достигло пределов, избыточно давит на природную среду, надо тормозить промышленно-экономическое развитие, перейдя к «нулевому росту». То есть 50 процентов всех средств должно идти на нейтрализацию негатива, который несет индустриальное развитие. Несмотря на то что доклад был разоблачен как наукообразная фальшивка, сторонники экологизма и деиндустриализации размахивали им как знаменем — так же, как сегодня используется другая фальшивка, а именно схема «глобальное потепление в результате деятельности человека».

Таким образом, поворот от научной фантастики к фэнтези с ее доиндустриально-иерархическим, далеким от рациональности (еще одна черта антимодерна) миром магов и колдунов имеет четкую классовую основу. Выражаясь марксистским языком, это отражение загнивания капиталистического общества и того факта, что капиталистическая верхушка взяла курс на торможение научно-технического прогресса. То же самое сделала в своих интересах и советская номенклатура, когда в середине 1960-х годов заблокировала программу ОГАС Виктора Глушкова (разработчика первой в СССР персональной ЭВМ «МИР-1»), а также программу развития холодного термоядерного синтеза Ивана Филимоненко и еще целый ряд военных достижений КБ Челомея. Дело в том, что реализация проектов Глушкова и Филимоненко несколько отодвигала номенклатуру в сторону, на первый план выходили люди, которых называли технократами. Кстати, я очень хорошо помню, как в конце 1960-х годов в МГУ наш преподаватель научного коммунизма критиковал ученого и фантаста Игоря Забелина за его точку зрения, согласно которой научно-техническая интеллигенция становится ударной силой прогресса. Ну что же, техническую интеллигенцию и задвинули вместе с научно-техническим прогрессом. В этом смысле можно сказать, что мир финансиализированного и обращенного в прошлое капитализма первых 15–20 лет ХХI века — это результат параллельных, а с середины 1970-х годов совместных действий западной элиты и части советской номенклатуры. Правда, советская номенклатура этот мир не планировала, она просто реализовывала свои шкурные интересы, а вот западная верхушка именно такой мир запланировала. И мир «Игры престолов» — это одна из версий того мира, который эта верхушка предлагает нам как проект будущего, приучая к возможности такого будущего.

— Однако, если мы вспомним европейскую фантастику вроде Герберта Уэллса, то обнаружим там пессимистический запал задолго до сворачивания научно-технического прогресса. «Машина времени» была написана еще в 1895 году, но картина будущего, в котором низший класс, морлоки, питается мясом высшего класса, изнеженных элоев, выглядит не слишком оптимистично.

— Да, совершенно верно. Я часто предлагаю своим студентам сравнить четыре самых известных романа Жюля Верна, которые написаны в 1870-е годы, но отражают настроения «эпохи оптимизма» (а это 1840–1860-е годы), и четыре самых известных романа Герберта Уэллса, написанных в середине 1890-х годов.  Напомню, что кроме «Машины времени» это «Война миров», «Человек-невидимка» и «Остров доктора Моро». Дело в том, что 1870–1890 годы в Англии оказались годами экономического спада и рецессии (1873–1896), которые в значительной степени ослабили поздневикторианскую Англию и поколебали фундамент ее гегемонии. Это стало серьезным потрясением, но затем ситуация отчасти стабилизировалась. Если посмотреть на фантастику первой половины ХХ века — американскую, европейскую, то она окажется вполне оптимистичной.

Показательно, что в нынешнем мире единственной страной, где бурно развивается своя фантастика и одновременно активно переводится советская, является Китайская Народная Республика. Хотя в последние 5–6 лет даже в китайской научной фантастике возникли тревожные ноты (например, роман Хао Цзинфана «Складной Пекин», получивший престижную международную премию «Хуго»). Таким образом, китайские фантасты тоже начинают улавливать вектор развития общества в направлении, которое продемонстрировала нам «Игра престолов».

— Получается, что упомянутого мною Уэллса не сильно вдохновил проект будущего, предложенный СССР? Ведь известно, что писатель трижды был в Советской России, беседовал с Лениным и Сталиным.

— Герберт Уэллс был тесно связан с обществом Милнера — одной из серьезнейших закулисных структур, где писатель очень активно работал. И нужно помнить, что именно Уэллс в 1920–1930-е годы написал две примечательные работы: «Открытый заговор» (The open conspiracy) и «Новый мировой порядок». Описанные им схемы будущего превосходят по своим мрачным краскам даже сценарии, которые рисовала себе нацистская Германия (Адольф Гитлер здесь просто отдыхает). Однако победа СССР над Третьим рейхом, над этим мрачным немецким проектом задала человечеству оптимистический потенциал лет на 40 вперед. Это была именно победа советской системы и вообще победа левых сил над фашизмом. Вот этот триумф позитивной, устремленной «в будущее со знаком плюс» фантастики 1950–1960-х годов стал прямым следствием победы Советского Союза и левых движений над темными силами фашизма, а вот «Игра престолов» демонстрирует нам возвращение темных сил на историческую арену.

«У Джорджа Мартина в книжной саге постоянно проводится мысль о том, что добро и зло перемешаны, и отличить одно от другого очень сложно. Вообще-то в жизни так оно есть» «У Джорджа Мартина в книжной саге постоянно проводится мысль о том, что добро и зло перемешаны и отличить одно от другого очень сложно. Вообще-то в жизни так оно есть» Фото: ©Алексей Даничев, РИА «Новости»

«НАИБОЛЬШИЕ ШАНСЫ ИМЕЕТ НЕ ТОТ, У КОГО ЕСТЬ АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПРОЕКТ, А ТОТ, КТО УПАДЕТ ПОСЛЕДНИМ»

— Так вот почему эстетически города Вестероса очень напоминают мне гитлеровскую Германию.

— Я бы не судил так категорично — это вольная аналогия. Вестерос и Эссос все-таки больше напоминают Европу Темных веков. Это еще не Средневековье, но уже не Античность. С другой стороны, вы уловили сходство, поскольку идеалом Третьего рейха было именно Темновековье и раннее Средневековье, дохристианский мир, язычество. Дух здесь абсолютно соответствует тому представлению о воинственной и безжалостной воле к власти, которая господствовала в среде нацистской верхушки. Однако в «Игре престолов» ничего не говорится о некоей высшей расе, которая должна править миром.

— Но есть Иные — они живут за Стеной…

— Конечно, но Иные скорее напоминают периферию капиталистического мира, которую не пускают в ядро. Это те самые мигранты, которые хотят прорваться через стену — иногда через буквальную стену, которую Дональд Трамп строит на границе с Мексикой.

— На карте Эссоса есть и Mossovy, которую иногда отождествляют с Московией.

— Я не думаю, что это сознательное созвучие, точно так же, как орки у Толкина (хотя они и приходят с Востока) вовсе не обязательно ассоциируются с Россией. Кстати, сам Толкин подобную аналогию отвергал.

— Получается, что в вымышленном мире «Игры престолов» России нет в принципе.

— Ее там нет совершенно, Мартин нарисовал абсолютно другой мир. Кстати, там нет ни США, ни Китая. Впрочем, если говорить в целом, то для части западной культуры, западного кинематографа России как бы и нет. РФ вообще неприятный субъект для значительной части западных политиков и интеллектуалов. Скажем, Латинская Америка приемлема, поскольку это слабая и зависимая версия Запада. В отношении России, даже нынешней, то же самое сказать трудно. Наша страна для западной цивилизации является проблемой по очень простой причине: ее тоже населяют белые люди и тоже христиане (правда, православные), но они абсолютно другие. Кроме того, Россия — это единственная европейская, но при этом не западная цивилизация, которая не позволила Западу установить над нею полный контроль. Это верно даже в отношении последних 30 лет, когда (особенно в правление Ельцина) страной правила полуколониальная администрация, о чем ярко свидетельствуют рассекреченные американцами телефонные разговоры первого президента РФ с Биллом Клинтоном (Борис Николаевич в этих «беседах» ни дать ни взять, просто местный туземный царек, который отчитывается перед метрополией — вот что нужно выставлять в плодящихся, словно поганки, «ельцин-центрах»). Тем не менее даже в эти 30 лет никакой победы нокаутом не было, хотя в перспективе при сохранении нынешних тенденций ситуация безрадостная. А если мы посмотрим на последние 400 лет, то окажется, что российский северо-восточный вариант европейской цивилизации — единственный, который так и не лег под Запад — ни технологически, ни научно, ни культурно. Россия в XVIII–XIX веках создала свою культуру модерна и свою науку. Про советское время я вообще не говорю. Только один пример: в 1960-е годы в такой сфере, как компьютерная техника, СССР довольно долго опережал США, только волевым решением Политбюро в 1968 и 1973 годах работы были остановлены. Формальное объяснение было типа: денег не хватает, а все, что нам надо, мы и без того добудем. Трудно сказать, сработала ли здесь агентура влияния или это решение объяснялось простой глупостью сытой тупеющей верхушки, однако в дальнейшем в развитии компьютерной техники мы оказались зависимы от Запада, хотя первоначально обгоняли его в том числе и по этой линии.

Вообще нужно заметить, что именно 1970-е годы стали тем временем, когда были «брошены кости», определившие судьбы мира аж на полстолетия, а может, и больше. Чтобы понять мир последних 50 лет, нужно углубиться в то время. При всей внешней благостности, впечатление которой производит брежневский «застой», в стране подспудно зрела катастрофа. Уже к середине 1980-х годов теневики как орган определенной части номенклатуры (аналогия времен НЭПа: комначальник — руководитель треста — нэпман в функции барыги), пользуясь «застоем», этим крестным отцом (во всех смыслах) перестройки, накопили средства, сопоставимые с бюджетом страны. Логично, что эти группы поставили задачу легализации данных средств, превращения их в собственность и интеграции в капсистему.

В 1970-е годы мы проедали свое будущее. Мы предали забвению колоссальный рывок человечества. Какие прогнозы делались писателем Артуром Кларком и крупнейшими американскими корпорациями! Наступающий век виделся миром техноутопий. Но вышло все совершенно по-другому, а дирижировали этим определенные группы, которые и верховодят теперь в мире, пытаясь превратить его в совокупность мегакорпораций. Они лепят мир в своих интересах. Однако еще Гегель любил говорить о коварстве истории. Тот мир, который создали «хозяева истории» (Дизраэли), подходит к концу — вместе с их историей. Подорвав научно-технический прогресс, данные группы подарили себе 50–60 лет жизни, не больше. Так же, как российское самодержавие, проведя в 1861 году реформу по отмене крепостного права, ударившую и по крестьянству, и по помещикам, выкроило для себя еще полвека жизни. Оно предотвратило революцию по западноевропейскому образцу, но само заложило социальный динамит для революции по русскому образцу. Сдается мне, что то же самое случится с нынешними хозяевами мировой игры. Полвека они наслаждались своим триумфом, даже подарили себе полтора десятка «тучных лет», когда грабили территорию бывшего соцлагеря, а теперь пришла пора расплачиваться, все проедено. И сегодняшние хозяева на грани жуткого кризиса, который может обернуться миром футуроархаики в стиле «Игры престолов» или даже чего-то похожего: зима близко, а Иные уже пришли.

— Если нас, России, нет в данной футуристической модели, которую предлагает «Игра престолов», означает ли это, что мы способны предложить свою модель?

— Нет, не означает. Что мы можем предложить на данный момент? Олигархический строй, но только более бедный, чем западный; тот же капитализм, только менее развитый, демонстрирующий запредельное социальное неравенство? Что мы предложим миру? Снизьте число больниц с 11 тыс. до 5,4 тыс., как мы это сделали за последние 15 лет, то есть закрывая 350 больниц в год — по одной каждый день. СССР предлагал альтернативную капитализму социальную систему, построенную на основе социальной справедливости. РФ может предложить капиталистическому миру тот же капитализм, только, повторю, менее развитый, с сырьевой внешней ориентацией и низкотехнологичными отраслями внутри страны. Не думаю, что на сегодняшний день мы способны предложить что-то внятное. Другое дело, что может реализоваться иной вариант: когда рушится система в целом и вокруг летят обломки, наибольшие шансы имеет не тот, у кого есть альтернативный проект, а тот, кто упадет последним. Как говорил Конфуций, тот, кто отпрыгнул дальше всех, может прыгать еще раз.

Ведь что такое Советский Союз? Это был антикапитализм, которому советская номенклатура не позволила превратиться в посткапитализм. Таким образом, этот вариант уже отработан. Судя по всему, ни христианство, ни другие авраамические религии тоже не могут предложить своего проекта. Да и вообще, новые успешные идеологические проекты рождаются не в кабинетах, а в острейших кризисах вместе с кровью. И скорее всего, что-то кардинально новое появится, когда кризис шарахнет очень серьезно. Но, чтобы это новое реализовалось, нужен субъект, который упал последним, но затем отжался и встал. Думаю, что сейчас главная задача обществ, особенно бедных, — не упасть первыми, а пропустить мимо себя тех, кто почище-с (как говорил Гоголь).

«Вестерос и Эссос все-таки больше напоминают Европу Темных веков. Это еще не Средневековье, но уже не Античность» «Вестерос и Эссос все-таки больше напоминают Европу Темных веков. Это еще не Средневековье, но уже не Античность» Фото: Zuma\TASS

«РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК ЧЕРНОЕ, АБСОЛЮТНОЕ ЗЛО ВОСПРИНИМАЕТ КАК НЕЧТО СМЕШНОЕ»

— Если мы вспомним модели будущего, которые господствовали, начиная с античности, то найдем там очень мало оптимистичных сценариев. Сам античный мир представлял историю в качестве регресса — от золотого века к глиняному. Это заметил еще Гесиод, а затем повторил Платон.

— Более того, историческая схема Платона являлась консервативной. Это была попытка законсервировать развитие общества посредством его кастеизации. Собственно говоря, Римская империя после кризиса III века — это квазикастовое общество, а никакое не раннефеодальное. Да, у Античности не было своего позитивного проекта — таковой появился только с христианством, а реализовался после того, как схлынула кровь Темновековья. Христианский проект был негативным слепком с Античности и ее же отрицанием. Отсюда, кстати, вырастают еретические движения Средневековья и в конечном счете социализм.

— Однако позитивный проект христианства заканчивался апокалипсисом, а потом уже новой землей и новым небом.

— Бердяев как-то сказал, что католицизм чреват протестантизмом, а протестантизм чреват атеизмом и социализмом. Я думаю, что социализм, безусловно, находится в христианском ареале, но это максимально очищенная от всех религиозных элементов версия. Никакого апокалипсиса она не предполагала.

— Разве что для капитализма.

— Капитализм должен был отмереть, а пролетариат — выступить его могильщиком. Но если уж мы заговорили о христианстве, то не могу не отметить, что в нем, точнее, в католицизме сейчас происходят очень интересные вещи. Год назад, в марте, Папа Римский Франциск в одном из интервью заявил, что на самом деле никакого ада нет и что души грешников просто распадаются и рассыпаются, «ничтоизируются». Вот рай есть, а ада нет. Но это совершенно меняет всю доктрину. А как же проблема дьявола? А чем вообще церковь тогда занимается? Мне трудно судить изнутри, я атеист, но, на мой взгляд ученого, сейчас с католицизмом происходит нечто, что удаляет из него очень многие христианские элементы. Он находится внутри нехристианской Европы — и это сказывается.

Между прочим, прошло незамеченным, что папа Иоанн-Павел II признал в качестве христианской конфессии африканский культ Ифа (в упрощенной, гаитянской, версии — вуду). У нигерийского культа Ифа довольно сложная космогония, которую при желании можно пристегнуть к христианству, что и сработал Иоанн-Павел II. Понятно: это делается для того, чтобы каким-то образом повернуться лицом к мигрантам. Проблема лишь в том, что в Европе мигранты — преимущественно мусульмане, а не вудуисты.

Мигранты для Европы — это, как я уже сказал, нашествие Иных, подобное создает очень «интересную» в кавычках ситуацию. С одной стороны, сытые пожилые не способные сопротивляться, как показали, к примеру, события в Кельне на Рождество несколько лет назад, европейцы. А с другой — молодые, агрессивные мужчины, иные в этническом и расовом отношении, в религиозном плане, и их там становится все больше. Для примера: в шведском городе Сёдертелье проживают наибольшее количество иракцев за пределами самого Ирака. Уже сам факт наличия такой массы ментально чуждых местному населению людей меняет социальный код поведения всех остальных, даже если язык страны продолжает оставаться прежним. Иные уже пришли в Европу, а стены нет и быть не может, как нет и рыцарей Вестероса, способных ее защитить.

— Между прочим, Вестеросом называют один из городов Швеции.

—  Да, жизнь периодически подкидывает очень интересные совпадения, своеобразные метки.

— Сознание российского зрителя может быть отформатировано сериалом «Игра престолов»? Известно, что на Западе эта киноэпопея завладела умами.

— Думаю, в РФ ничего подобного не произойдет. Лет 10 назад в США у меня случился разговор с одним непростым человеком, который рассуждал о том, что американские «стрелялки» действуют на американцев, западноевропейцев успешно в плане переформатирования сознания, а вот на славянских и особенно на русских детей — совсем не так, как им бы хотелось. Он спросил: «Как вы думаете, почему так?» И я ответил на этот вопрос.

— И почему же?

— Я сказал ему, что в России принципиально иная смеховая культура, чем на Западе. У нас может быть и очень смешно, и очень страшно одновременно. Кроме того, природа зла в русской культуре не носит абсолютного характера. Зло абсолютно лишь в западной культуре: это может быть Саурон, это может быть Люцифер, это может быть кашалот в «Моби Дике». Это такое черное, беспримесное зло. А в русской традиции даже Баба-яга — отчасти комический (смеховая культура!) персонаж, она не абсолютное зло. Когда Иван попадает к ней и она обещает его зажарить и съесть, он отвечает: «Нет, ты меня сначала в баньке попарь, накорми и напои». Где ж это видано на Западе, чтобы абсолютное зло тебя кормило и поило? Даже с Кощеем Бессмертным в русских сказках можно договариваться. Русский человек самое черное зло не воспринимает как абсолютное, и этот зазор нередко заполняется комичным. Отсюда и реакции.

Я убежден, что даже на нынешнего очень сильно видоизмененного русского, российского человека чернуха не подействует так, как на западных людей, потому что попытки запугать предпринимаются, а нам не страшно. У нас порой реальная жизнь страшнее «стрелялок» и киношек с абсолютным злом. Уверен, американское общество едва ли пережило бы то, через что мы прошли в 1990-е годы. Это не лучший повод для сдержанного оптимизма, но тем не менее. Как говорилось в фильме «Чапаев»: «Психическая? Ну хрен с ней, давай психическую». Ключевое слово здесь — «хрен».

Андрей Фурсов родился в семье военнослужащего. В 1973 году окончил историко-филологический факультет Института стран Азии и Африки при МГУ им. Ломоносова. В 1986-м защитил кандидатскую диссертацию «Критический анализ немарксистской историографии 1970–1980-х годов по проблемам крестьянства в Азии».

В 1997–2006 годах руководил работой организованного им Института русской истории Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), возглавлял «Русский исторический журнал», вел семинар-клуб «Универсум». В 2002–2006 годах был содиректором центра глобалистики и компаративистики Института филологии и истории РГГУ.

Директор центра русских исследований Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета с мая 2007 года, заведующий отделом Азии и Африки ИНИОН РАН с 1990-го, главный редактор научного журнала «Востоковедение и африканистика (зарубежная литература)», руководитель центра методологии и информации Института динамического консерватизма с 2009-го.

Член русского интеллектуального клуба, экспертного совета «Политического журнала».

В 2009 году избран действительным членом (академиком) Международной академии наук (International Academy of Science), Австрия.

С 2009-го — член экспертного совета международного аналитического журнала «Геополитика».

В 2010-м принят в союз писателей России.

В 2012-м стал членом «Изборского клуба».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (77) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
19.05.2019 10:18

«РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК ЧЕРНОЕ, АБСОЛЮТНОЕ ЗЛО ВОСПРИНИМАЕТ КАК НЕЧТО СМЕШНОЕ» -чудесная фраза, настоящая истина!

  • Анонимно
    19.05.2019 09:43

    Страшновато, но в тоже время и смешно...

    Миром правят те, кто создал Библию, а на её основе Евангелие и Коран.
    Пока правят.
    Китай, Индия и Африка уже "проснулись" и тоже хотят "творить" будущее.

    А будущее - "игра престолов" - уже за стенами наших домов, в офисах, цехах, кабинетов министров и президентов, школах и униыерситетах.
    А у кого-то уже и в доме идет "игра престолов"...

    Так что писатель "фэнтезийщик" описал не будущее, а наше настоящее..

    • Анонимно
      19.05.2019 10:31

      Точно

      • Анонимно
        19.05.2019 12:53

        ИП - унылый такой сериальчик, с посредственной обывательской философией, низкой интеллектуальной загрузкой и каким-то незамысловатым, но рандомным сюжетом. Думаете это сценаристы испортили? Как бы не так, книги ещё хуже.
        Что хорошо, так это визуальные эффекты. Свет, костюмы, операторская работа, спецэффекты...

        Искать какой-то скрытый смысл во всем этом бредовой, все равно что от наркомана ждать откровения.

        • Анонимно
          19.05.2019 13:25

          Если бы он был унылым, рейтинги бы не зашкаливали все мыслимые и немыслимые пределы. Этот сериал разве что сериал властелин колец перебьешь. Но вот властелин колец мне ещё больше был непонятен столько телодвижений из-за одного колечка.

          • Анонимно
            19.05.2019 14:28

            Ну, ладно, это мое личное мнение. Возможно, только мне одному это произведение кажется бездарной тягомотиной.

            Хотя, могу предположить, что смотрят всё исключительно из-за того, что сериал очень приятен именно глазу. Хорошая графика затмила бессмысленность. Это как красивая, но глупая девушка.

            • Анонимно
              19.05.2019 16:10

              Приведите тогда пример не книги (как книга игра престолов не зашла), а именно экранизации которая была бы сопоставима по масштабу и неунылости вашему рейтингу.
              Последние пять сезонов были просто " на уровне" и игра актеров и графика и повороты сюжетов. Как любитель сериалов среднивековья (взять те же самые "Тюдоры") или древнего мира (сериал гладиатор), могу сказать, ИП затмили все.

              • Анонимно
                19.05.2019 21:37

                Рекомендую Викингов, тут нет пафосной болтовни ни о чем, все диалоги хорошо вписаны в сюжет. "Последнее королевство" - очень динамичный, скучать не заставит, не умеете как на ИП. "Детективное агентство Дирка Джентли" (1сезон) - хорошо закрученный и продуманный сюжет, чего явно нет в ИП. "Мир дикого запада" с которым ИП рядом не стоял. "Видоизмененный углерод" сюжет особо не вертится но атмосфера сериала хорошо проработана, классический киберпанк!

                Можно ещё продолжить. Но это мое мнение. ИП мне кажется очень глупым сериалом эксплуатирующий мерзкое и жестокое. Конечно, человек будет впечатлён, но это не добавит поэзии.

                Такие дела...

                • Анонимно
                  21.05.2019 09:24

                  Поставить рядом игры престолов и мир дикого запада просто смешно. Игры престолов на порядок выше, о чем и свидельсивуют рейтинги. Викинги и то получше. И последнее королевство тоже ничего. Но если ты закроешь глаза то именно игры престолов затмевают все. Дело даже не в графике и ни в картинке. Грань между добром и злом, безумием и милосердием настолько хрупка. Здесь так четко прописаны и мотивированы поступки героев.

            • Анонимно
              19.05.2019 21:01

              мне тоже он представляется тягомотным с кучей болтовни и пафоса. Честно пытался посмотреть пару серий, не получилось, не захватывает.

          • Конспиролог-тайновед
            Не нести не может бред.
            Это всё законы жанра,
            Что придумала Кассандра.

            Компостируя мозги:-
            Кругом заговор, враги,
            Он вниманье отвлекает
            И сознаньем управляет.

            Его фэнтези должно
            Тайной быть окружено.
            Люди склонны всегда верить
            В то, что им нельзя проверить.

            И поэтому обман
            Облекается в туман
            Многословных рассуждений
            И нелепых объяснений…

        • Анонимно
          19.05.2019 22:55

          Так и есть, не один нормальный человек как я, не будет это смотреть, там нечего смотреть )))

  • Анонимно
    19.05.2019 10:16

    Вот "Игра престолов" и демонстрирует настоящее мракобесие...

    • Анонимно
      20.05.2019 09:19

      абсолютно верное замечание!
      ИГ, это один из культурных примеров новейшего, подменяющего настоящего образования и развлекающего мракобесия
      одно из современных средств промывки мозгов - вроде бы заставляющее думать, но на самом деле дающее великолепную замену для настоящей работы мозга

  • Анонимно
    19.05.2019 10:18

    «РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК ЧЕРНОЕ, АБСОЛЮТНОЕ ЗЛО ВОСПРИНИМАЕТ КАК НЕЧТО СМЕШНОЕ» -чудесная фраза, настоящая истина!

    • Анонимно
      19.05.2019 13:55

      смешное, потому как как нечто узнаваемо-родное

    • Анонимно
      21.05.2019 17:50

      Ну может не смешное, но забавное точно! По мне так вакханалия, которая творится в ИП, присутствует и в современной жизни молодого поколения...без крови, но зато с многочисленным и разнообразным сексом) Да и всегда присутствовала во все времена, человек от животного недалеко ушел...

  • Анонимно
    19.05.2019 10:20

    Интересное интервью

  • Анонимно
    19.05.2019 10:35

    если во всем мире будет плохо-то это хорошо, ведь мы победим?

  • Анонимно
    19.05.2019 11:11

    Этот человек ОЧЕНЬ плохо знает и сериал и книгу. Пару серий пострел и вперёд - мнение высказываю.

    • Анонимно
      20.05.2019 09:54

      поинтересуйтесь на досуге - он это произведение знает хорошо, только оценивает с учетом собственного багажа знаний

    • Анонимно
      21.05.2019 13:48

      А сколько серий надо посмотреть? Мне достаточно 30 минут чтобы решить стоит дальше смотреть или нет.

  • Анонимно
    19.05.2019 11:21

    Как много букв ни о чем. Что этот историк хотел сказать то? Непонятно

    • Анонимно
      19.05.2019 12:10

      В этом и суть историков. Нести пургу под видом "науки".

      • Анонимно
        19.05.2019 21:39

        История это не наука. Скорее область деятельности направленная на сбор данных о давно минувших днях.

    • Анонимно
      19.05.2019 13:55

      Судя по названиям его публикаций, все очевидно: англосаксонская культура ай-ай-ай, американские сериалы ай-ай-ай, иностранная поп-культура ай-ай-ай.

    • Анонимно
      20.05.2019 11:51

      Значит вам еще не дано понять, может у вас и высшего образования то нет

  • Анонимно
    19.05.2019 11:42

    Хороший разбор.

  • Анонимно
    19.05.2019 11:45

    "Вкусное" интервью. Побольше бы таких.

  • Анонимно
    19.05.2019 12:05

    Христианство там ещё как есть. Именно такое, каким оно и было в средние века - простые верующие, септоны на прикорме у элиты, "еретики"-воробьи, отрицающие земные блага.

    Этот человек точно историк?

    • Анонимно
      20.05.2019 09:55

      точно историк. не специалист по средневековью, но профессионал в своем деле. а вы?)

  • Анонимно
    19.05.2019 12:05

    Бред человека который ничего не знает о вселенной гениального Джорджа Мартина
    Притягивание за уши, а равно попытка пропиариться и похайпировать
    Время потрачено зря

  • Анонимно
    19.05.2019 12:22

    Игра Престолов - это один из самых НАИЛУЧШИХ СЕРИАЛОВ нашего времени.Прекрасная пищщща для Фантазии и отдушина для Ума.
    Просто смотришь,наслаждаешься и отдыхаешь.
    Огромное спасибо создателям сериала,актёрам,спонсорам и всем тем,кто помогал в этом.

    • Анонимно
      19.05.2019 12:31

      Именно
      А то что выше попытка злословить и напомнить о себе за счёт наговаривания на шедевр

    • Анонимно
      19.05.2019 14:30

      Секса все равно там мало. Любви ещё меньше.

    • Анонимно
      19.05.2019 21:44

      Низкий поклон кормильцам нищих духом. Иначе б что смотрели?

  • Анонимно
    19.05.2019 12:28

    Средневековье никуда и не уходило! Стиль правления многими лидерами государств до сих пор такой же!

  • Анонимно
    19.05.2019 12:33

    в 1960-е годы в такой сфере, как компьютерная техника, СССР довольно долго опережали США, и только волевым решением Политбюро в 1968 и 1973 годах работы были остановлены.

    Долго смеялся. Они опережали США!!! Товарищ просто не знает о чем говорит, это называется так - слышал звон, но не знает, где он. Почитал бы хоть немного об истории создания компьютеров, вычислительной техники. Кто и что нес в это дело. Также и во всем остальном. Копните историю авиастроения, ракетостроения, автомобилестроения, которыми так гордились. Там же одни заимствования, копии чужих изобретений. Причем крали беззастенчиво, кто же накажет СССР?

    • Анонимно
      19.05.2019 14:01

      как-же, как-же помним русский бейсик с ПЭВМ - удивительно смешной язык, на котором не работал не одна программа, к армянскому "наири" хоть прилагались в комплекте резиновые молотки, чтобы постучать по платам, когда она затыкается, и что удивительно - поомогало))

    • Анонимно
      19.05.2019 14:24

      Это в технологиях.

      В науке были отечественные гении - ну хотя бы академик Н.Н.Семёнов, единственный советский и российский Нобелевский лауреат по химии.

    • Анонимно
      20.05.2019 07:26

      Еще в 70 -х читала , что в Новосибирске собираются выращивать зубы новым методом , что эта революционная методика уже отработана , но , увы . не дождались . В прошлом году прочитала , что какой -то японец "открыл новую методику по выращиванию зубов ... ".

    • Анонимно
      20.05.2019 09:14

      Хочется спросить: откуда дровишки? С чего Вы решили, что те материалы, на основе которых Вы делаете выводы, верны, а Фурсов не прав? Заимствования, о которых Вы говорите, были нужны для выживания страны. Они были творчески переосмыслены и на выходе дали то, что другим и не снилось!

      • Анонимно
        20.05.2019 10:58

        Так будьте добры, подскажите, что там другим и не снилось. Заимствования они и есть заимствования.

    • Анонимно
      20.05.2019 17:40

      12:33 Перспективные разработки в отраслях были, только они гасились и позже уходили они в известные страны. А в СССР - выставлялись всякие недоделки. Что ж Вы про это молчите?

  • Анонимно
    19.05.2019 12:39

    Когда взрослые люди всерьез начинают обсуждать сказки у меня возникает вопрос - они в своём детстве сказок не начитались что-ли?

    • Анонимно
      19.05.2019 12:49

      В наше время не было таких сказок для взрослых.
      И компьютерных игр,как нынешние,тоже не было.
      Именно по-этому,большая часть аудитории этого сериала - это взрослые,а в "Ворлд оф Танкс","Варфэйс" и прочие компьютерные стрелялки рубятся взрослые мужики.

      • Анонимно
        19.05.2019 14:33

        То, что не было ТАКИХ - не повод, чтобы впадать в детство ) А уж про "рубак-мужиков"...
        Взрослые мужики на настоящих танках. И ни один из настоящих танкистов в эту фигню не играет.

      • Анонимно
        20.05.2019 11:56

        фигня ваши мир танков, вы в противостояние поиграйте, вот где мозгам работа!

  • Анонимно
    19.05.2019 13:27

    На данный момент один из лучших сериалов в стиле фэнтэзи.

  • Анонимно
    19.05.2019 13:36

    Правильно всё описал. Эта очевидность чувствуется и просматривается во всём.
    Всё Кино голивудское -это пропаганда, подготовка, инструкция к применению и подготовка, чтобы темнота средневековья стала нормой жизни.

  • Анонимно
    19.05.2019 15:46

    Я единственный кто не смотрел этот сериал?

    • Анонимно
      19.05.2019 16:14

      Я вам завидую. У вас есть возможность посмотреть все и сразу а не ждать очередной сезон со слюнявчиком

    • Анонимно
      19.05.2019 16:25

      15:46 Тогда я вам завидую. У вас есть возможность скачать сразу все серии и насладиться "Игрой Престолов". Оно того стоит.

    • Анонимно
      20.05.2019 07:45

      Уф... а я уже думал что это я единственный, кому до этого кино фиолетово.. оказалось не единственный))

    • Анонимно
      20.05.2019 08:00

      я тоже не смотрел ни одной серии , и не планирую смотреть дальше

    • Анонимно
      20.05.2019 09:56

      Лучше посмотрите Гоморру или Наркос. Ближе к реальности, как-то..Наркос, в какой-то мере, исторический. История о наркокартелях.

  • Анонимно
    19.05.2019 15:50

    Зависть чувство плохое
    Сам ничего толкового после себя не оставил, а часики то тикают
    Вот и замахнулся на мировой шедевр ушат помоев вылить от бессилия

    • Анонимно
      1.06.2019 01:35

      Вы хоть статью то прочитали? Где там зависть???
      ИП хороший продукт, но на «шедевр» никак не тянет, уж простите...

  • Анонимно
    19.05.2019 16:39

    Молодец Фурсов, все верно описал, фантастика ныне тоже не совсем "та", оптимизма в ней почти не осталось, например "черное зеркало" или книги Пелевина. Похоже скоро будет битва новых темных веков с какой то непонятной еще альтернативой.

  • BURE1
    19.05.2019 17:02

    Как я понял из статьи в России с демографией все в порядке в отличии от того же Запада .

  • Анонимно
    19.05.2019 18:49

    Фурсов крупный социальный мыслитель, историк, он рассмотрел сериал в контексте социальных трансформаций нового времени понимание таких вещей требует определенной эрудиции и образования. Судя по комментариям большинство это школота пускающая слюни по ярким эпическим историям без особого смысла и глубины. Суди , дружок, не выше сапога, говорят в таких случаях

    • BURE1
      19.05.2019 19:55

      На каждого мудреца довольно простоты . Если отбросить всю эту словесную шелуху в сухом остатке остается тупик в котором оказался "русский мир " и выхода из него практически нет . Что касается других цивилизаций то это их головная боль учить кого то не имея классического" кнута и пряника"- утопия. дружок )))

      • Анонимно
        20.05.2019 13:06

        Техногенная цивилизация зашла в тупик. Россия сейчас просто догоняет тех, кто ушел вперёд и ближе к тупику. Зато мы ближе к выходу.

  • Анонимно
    19.05.2019 19:13

    Мощная статья, лучшее, что было в БО за последнее время

  • Анонимно
    19.05.2019 20:44

    Согласен с автором полностью. Только хочу сделать контур проблемы более чётким. Многим не известно, что идеология это производная от религии (более точного, математического определения идеологии вы нигде не найдёте; на графике ось Х это религия, ось Y это идеология). Какой она будет, зависит от того, кто продвигает данную идеологию.
    Вот, если идеолог продвигает идеологию, основанную на положениях христианства, ислама (т.е. на основе общемировых, признанных, нравственных ценностях: веры в добро, в справедливость, чтя память предков), то такая идеология будет со знаком плюс.
    А если идеолог продвигает идеологию противоположную вышеуказанным ценностям, то такая идеология будет со знаком минус. Другими словами это идеология диавола, шайтана. Чтобы быть математически точным, отмечаю, что график имеет прерывание в зоне «0». Это множество отсутствующих точек есть идеология атеизма. Эта идеология с двумя знаками минус, как более изощрённая и проповедуемая Западной Мафией (сокращённо – ЗМ; ЗМ это почти тоже самое, что у Катасонова в книге про капитализм). Это потому, что ЗМ играет на самом греховном чувстве человека – это Гордыня.
    Борьба идеологии славянского мира с идеологией ЗМ идёт несколько сотен лет.
    Со стороны ЗМ, её цель, это завладение умами человечества и подчинение их себе.
    В таких действиях ЗМ огромную роль играет такой инструмент, как наркотическое воздействие на ум человека.
    «Голливудская чишуя» это и есть тот самый инструмент идеологии, с помощью которого ЗМ получает «положительный» опыт в управлении сознанием человека.
    Общество видит, что алкоголь, героин и т.п., вещества опасные для человека. И наоборот, общество такой наркотик, как привязанность смотреть сериалы, не считает опасным, да и за наркотик не принимает.
    На западе уже пошла волна психоза по поводу просмотра «Игр престолов».
    Если ты не посмотрел «Игра престолов», то ты уже не normal. Крайняя необходимость просмотра «Игра престолов» («Голливудская чишуя») – это уже зависимость в скрытой форме.
    В отношении «Сознание российского зрителя …» не был бы столь категоричен.

    Гавран Серый

  • Анонимно
    19.05.2019 21:06

    Для Росси тёмное будущее уже реализуется - ситуация с храмом в Екатеринбурге это показатель. Ни и каком техническом прогрессе правительство, губернаторы, чиновники и олигархи не думают. И что бы там не хотел Путин и какие бы указы не издавал, его свита думает и делает по другому.

  • Анонимно
    20.05.2019 08:19

    Похоже, этот сериал - один из этапов Окна Овертона по дебилизации населения.

    • Анонимно
      20.05.2019 17:47

      08:19. - серии как окна Овертона - где есть Сценарии (Миры) - для разных категорий людей. Одним Средневековье и Мрако-Бесие, другим Цифровой Коцлагерь, а третьим Манна Небесная.

  • Анонимно
    20.05.2019 13:07

    Техногенная цивилизация зашла в тупик. Россия сейчас просто догоняет тех, кто ушел вперёд и ближе к тупику. Зато мы ближе к выходу.

  • Анонимно
    20.05.2019 18:17

    Обалдеть, куда я попал, какие тут умные люди, читаю и сердце замирает, в развлекухе ищут великий смысл, ну тогда я тоже скажу этот сериал - это гимн предательству, в нём предают все и вся, прямо с первых кадров, особенно Старк-старший.

  • Анонимно
    20.05.2019 22:44

    /ее тоже населяют белые люди и тоже христиане (правда, православные), но они абсолютно другие./
    Человек везде одинаков в главном и различен во второстепенном.

  • Анонимно
    21.05.2019 13:45

    Если не найдёшь выход сам, его тебе найдёт другой, но обязательно худший.

    • Анонимно
      21.05.2019 15:34

      Хорошо сказано, кратко. Но в политике кратко невозможно выразить своё отношение к проблеме

      Гавран Серый

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль