Общество 
26.05.2019

«Начинают обвинять: «Ух ты, бизнес устроил, не мулла». А что в этом плохого?»

Шеф мечети Аль-Марджани, открывший первый в России шатер Рамадана и первое в Казани халяль-кафе, уверен, что имам не может быть бедным

Каждый вечер в священный для мусульман месяц Рамадан верующие спешат на разговение и молитву. Ифтары проводят во многих мечетях столицы РТ, но одно из главных мест — это, безусловно, Аль-Марджани, имам-хатыбом которой долгие годы является Мансур Джалялетдин. «БИЗНЕС Online» поговорил с одним из самых авторитетных казанских имамов об ифтарах 20-летней давности, личных разговорах с VIP’ами, внедрении системы вакф, богобоязненных татарах и первом джипе хазрата.

Мансур Джалялетдин: «Если имам себя не может обеспечить, как он свой приход будет обеспечивать? Что он нам может говорить, с какими нравоучениями выступать, если сам ничего в жизни не достиг» Мансур Джалялетдин: «Если имам себя не может обеспечить, как он свой приход будет обеспечивать? Что он нам может говорить, с какими нравоучениями выступать, если сам ничего в жизни не достиг» Фото: Андрей Титов

«НАМ ЗВОНИЛИ ПО ТЕЛЕФОНУ И РУГАЛИ, МОЛ, СОЛНЦЕ УЖЕ ЗАШЛО, А ВЫ ВСЕ НЕ ЗАЖИГАЕТЕ ЛАМПОЧКИ!»

— Мансур хазрат, священный месяц Рамадан перевалил за свой экватор. Есть ли какие-то отличия того, как проходит время мусульманского поста в 2019 году в сравнении с предыдущими?

— Наверное, каждая ураза идет по-своему. В 2019-м, на это обращают внимание и другие имамы, в мечети приходят все больше и больше людей. Из года в год их число увеличивается. Кроме того, по моим наблюдениям, все больше тех, кто держит мусульманский пост. Перед тем как прийти к вам на интервью, я разговаривал с одним человеком, большим начальником. Так вот, он говорит, что в прошлые годы мог продержаться только несколько дней, а в 2019-м, не прерывая, держит уразу, и, оказывается, тут нет ничего сложного.

Если взять нашу мечеть Аль-Марджани, то это место, которое ни на день не закрывалось. Я туда пришел первый раз после армии в 1982-м, два года спустя поступил на работу. Разговения и тогда проходили, но все было несколько иначе. Мечеть единственная на весь город, тогда Рамадан ждали как праздника, люди были, по-моему, немного другие, во всяком случае, отношения между собой — точно. Те, кто не постился, с трепетом относились к постящимся, хотя и сейчас к тем, кто соблюдает уразу, отношение особое.

«Мечеть Аль-Марджани — то это место, которое ни на день не закрывалось» «Мечеть Аль-Марджани — то место, которое ни на день не закрывалось» Фото: «БИЗНЕС Online»

— И как проходили ифтары в Аль-Марджани в 1980-е – начале 1990-х?

— Тогда люди на ифтар приносили еду сами: кто-то пирог испечет, кто-то хлеб из магазина принесет, кто-то — сахар, чай и так далее. Приносили очень много изюма и работники мечети из бумажек, как правило, листов старых отрывных календарей, делали маленькие кулечки, чтобы заполнить их изюмом. Фиников тогда не было, поэтому изюм в кулечках являлся главным продуктом для разговения. Люди читали закатный намаз, после чего оставались на ночной, чтобы совершить таравих. Город наш большой, а мечеть была единственной, поэтому если ты дома разговлялся, то попросту не успевал доехать на таравих из Борисково, Жилплощадки, Сухой реки или пригородов. 

На минарете мы ставили гирлянды из ламп и, когда муэдзин поднимался, чтобы сказать азан на закатную молитву-ахшам, включали лампочки. Так все знали время разговения. За минаретом наблюдали бабушки, сидящие дома, которые, увидев огоньки, знали, что время ифтара наступило. Даже были курьезные случаи, когда нам звонили по телефону и ругали, мол, солнце уже зашло, а вы все не зажигаете лампочки!

Тогда существовала такая особенность, что автобусы развозили людей после намаза по домам, понятно, что транспортная система в Казани еще не была так развита, как сейчас. Я сам занимался выбиванием транспорта, писал письма в исполком. Все те, кто приходил в мечеть, друг друга знали на лица, одинокие люди предупреждали: «Если я не приду в следующий раз, то позвоните мне, может, что-то случилось». Тогда было трепетное отношение к уразе и друг другу…

«Авыз ачу на 15 тысяч человек выполняет функцию объединения людей и, я думаю, что он, как и Сабантуй, скоро станет узнаваемым, а пример Казани и Татарстана будут перенимать и другие регионы» «Авыз ачу на 15 тысяч человек выполняет функцию объединения людей. Я думаю, что он, как и Сабантуй, скоро станет узнаваемым, а пример Казани и Татарстана будут перенимать и другие регионы» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Насколько важным вы считаете проведение такого мероприятия, как ежегодный массовый республиканский ифтар?

— Как и сабантуи во Франции, Финляндии, Канаде с каждым годом становятся все более популярными, так и республиканский ифтар. Раньше про Сабантуй никто не слышал, а сейчас не то что в России, во всем мире знают. Авыз ачу на 15 тысяч человек выполняет функцию объединения людей. Я думаю, что он, как и Сабантуй, скоро станет узнаваемым, а пример Казани и Татарстана будут перенимать и другие регионы.

Что касается ифтаров как таковых, то в нашей мечети их сначала проводили в подвале, потом в 90-е годы мы из него вышли, решили организовывать на первом этаже, в 2001-м поставили первый в России шатер Рамадана, причем было еще холодно, брали обогреватели… Тогда мне говорили: «Хазрат, зачем тебе это нужно?» Но я верил, что со временем все будет распространяться, даже в своих проповедях говорил: «Придет время — и наш пример станут везде перенимать». Однако и сейчас в Аль-Марджани есть свои изюминки, например, на входе стоит ящик, куда можно отправлять вопросы, на которые после разговения мы даем ответы. Ведь не все решаются спрашивать на людях про тонкости уразы…

«Сейчас в Аль-Марджани есть свои изюминки, например, на входе стоит ящик, куда можно отправлять вопросы, на которые после разговения мы даем ответы. Ведь не все решаются спрашивать на людях про тонкости уразы…»Фото: «БИЗНЕС Online»

— Что, например, хотят узнать?

— Существует ряд вопросов, которые и мужчины, и женщины стесняются задать лично, но так у них есть возможность узнать то, что хотели. Отвечаем на русском языке, потому что к нам приходят люди разных национальностей, надо, чтобы все понимали, а вот пятничные проповеди идут строго по-татарски. Мы читаем Коран, возносим мольбы Всевышнему, чтобы он простил наши грехи, принял наши деяния. После ифтара снова возвращаемся к Корану — один джуз в день, то есть 1/13 Священной книги, которую к окончанию Рамадана должны полностью прочесть.

«Цены возросли. Например, еще недавно мы в шатре мечети Марджани готовили ифтары на 400 человек и обходилось это в 30 тысяч рублей, а сейчас у нас столы на 250 человек, а стоит это 45 тысяч рублей» «Цены возросли. Например, еще недавно мы в шатре мечети Марджани готовили ифтары на 400 человек и обходилось все в 30 тысяч рублей, а сейчас у нас столы на 250 человек, но стоит это 45 тысяч рублей» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ИФТАР ОБЪЕДИНЯЕТ, И, КАКОЕ БЫ МЕСТО ЧЕЛОВЕК Ни ЗАНИМАЛ В ОБЩЕСТВЕ, ОН НАЧИНАЕТ ПОНИМАТЬ, ЧТО У ВСЕХ КОНЕЦ ОДИН»

— Но все же кажется, что сегодня Рамадан и ураза перестали восприниматься так трепетно, став обычной частью нашей повседневной жизни.

— Скорее всего, да, хотя раньше, как нам рассказывали дедушки и бабушки, например, до революции, если в деревне один человек не держал уразу, то все на него тыкали пальцами, дескать, вот он не постится. В 80-е годы уже наоборот: тыкали на тех, кто держал уразу. Сейчас же много людей выполняют предписание Аллаха, даже те, кто занят тяжелым физическим трудом…

— Однако, хоть людей в мечетях все больше, некоторые имамы жалуются, что в этом году меньше желающих проводить ифтары, потратившись на приличные суммы. Дело в непростой экономической ситуации в стране?

— Во-первых, цены возросли. Например, еще недавно мы в шатре мечети Марджани готовили ифтары на 400 человек и обходилось все в 30 тысяч рублей, а сейчас у нас столы на 250 человек, но стоит это 45 тысяч рублей. Хотя небогатый стол. Во-вторых, у среднего класса действительно уменьшились доходы, а ведь в основном они и проводят авыз ачу. Супербогатые, кстати, особо и не стремятся провести разговение. 

Кроме того, в этом году Рамадан начался в майские праздники, люди были в отпусках, за городом, в деревнях. Звонишь кому-нибудь, а тебе говорят: «Я не в Казани, давай после праздников встретимся». А сейчас в последнюю декаду священного месяца опять выстроилась очередь из желающих провести обряд. 

— Как вы относитесь к той показной религиозности, которую сейчас часто демонстрируют большие начальники или просто известные и состоятельные люди?

— Однозначно сказать об этом невозможно. Каждый человек для себя сам решает, мы не можем предполагать, искренне он делает или нет. И это не зависит от того, насколько человек богат. Каждый сам за себя отвечает, и к вере люди по-разному приходят.

— Вам приходилось расспрашивать сильных мира сего о том, как в их жизни появлялась религия?

— Таких бесед было очень много, они говорят: «Хазрат, все-таки Аллах есть, я убедился в этом». В том числе тот человек, из-за которого я припозднился к вам на интервью, об этом говорил. Его поразило, что на ифтаре вместе сидят люди из разных слоев общества: министры, депутаты и обычные горожане. Ифтар объединяет, и, какое бы место человек ни занимал в обществе, он начинает понимать, что у всех конец один. Вот этот большой начальник сейчас и стал совершать намаз, держать уразу.

А кого-то, может, жена подтолкнула, раньше пришедшая к исламу. Начинается с малого. Муж приходит с работы, а супруга говорит: «Перед тем как есть, скажи „бисмилля“ („с именем Аллаха“)». Потом просит помолиться за пищу и так далее. Это большое дело, ведь если мужчина — голова, то женщина — шея. Даже в советские времена в мечетях женщин было больше…

«На ифтаре вместе сидят люди из разных слоев общества: министры, депутаты и обычные горожане. Ифтар объединяет и, какое бы место человек не занимал в обществе, он начинает понимать, что у всех конец один» «На ифтаре вместе сидят люди из разных слоев общества: министры, депутаты и обычные горожане. Ифтар объединяет, и, какое бы место человек ни занимал в обществе, он начинает понимать, что у всех конец один» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Но, кажется, это больше свойственно именно татаркам, мусульманки других национальностей обычно в мечеть не ходят…

— Да, именно татарки. Но даже у православных это наблюдается, зайдите сейчас в церковь, там большинство — это бабушки, в любом случае женщин больше, чем мужчин.

— Есть у вас этому объяснение?

— Женщины терпеливее и более ревностно относятся ко всему. Даже на работе, если поручить что-то женщине, то она выполнит с большим трепетом, а мужчина может отложить, сходить перекурить и так далее. Вот еще вам пример. Около нашей мечети проходил трамвай, так после пятничного намаза люди ехали и разговаривали между собой. Когда у мужчин спрашивали, что говорил в проповеди мулла, те в ответ могут назвать лишь тему или вообще ничего не помнят, а женщина запоминает, да еще и со всеми нюансами. Если мужчина скажет, что ураза — это запрет на еду, питье и половую близость, то женщина непременно добавит: на сквернословие, сплетни и так далее.

«В мечети приходит всё больше и больше людей. Из года в год их число увеличивается» «В мечети приходят все больше и больше людей. Из года в год их число увеличивается» Фото: Сергей Елагин

«СЕЙЧАС И У НАС МНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ-МУСУЛЬМАН, КОТОРЫЕ ЗАРАБАТЫВАЮТ ДЕНЬГИ РАЗРЕШЕННЫМ СПОСОБОМ»

— Проведение таких ифтаров в мечети Аль-Марджани возможно и потому, что у вас есть соответствующие финансовые возможности. Вы сами зарабатываете деньги, причем именно ваша мечеть стала первой площадкой в стране, где была внедрена система вакфа. И вам иногда это предъявляют как претензию, дескать, Мансур Джалялетдин — имам-бизнесмен…

— Я учился в Бухаре — совершенно другой город, потом уехал в Турцию. Муфтий Талгат Таджуддин в 1990 году меня туда отправил, это была такая радость. В Стамбуле, где мы обучались, финансировал нас вакф, я тогда даже не представлял, как такая система работает. На углу возле учебного заведения стоял магазин, где продавалась колбаса, — все халяльное. Для нас такое было дико: как это — колбаса и халяль? В городе существовало множество медресе, все они финансировались вакфом, там даже есть министерство вакуфов. 

Да и не только в Турции, везде вакф есть, в том числе и в Европе. Учась чтению Корана, в свободное время я стал изучать и другой вопрос: есть вакфы семейные, государственные, районные… Налогом не облагаются, прибыль идет на осуществление религиозной деятельности. У нас в стране, согласно Конституции, религия отделена от государства, мы сами должны находить деньги, сами себя содержать. Так вот вакфы и занимаются содержанием. Это бизнес, хотя для нас часто все еще ругательное слово. Но наш пророк вполне одобрял бизнес, основатель ханафитского мазхаба Абу Ханифа, которого мы придерживаемся, зарабатывал деньги, обучал студентов, содержал мечети.

Сейчас и у нас много предпринимателей-мусульман, которые зарабатывают деньги разрешенным способом, возьмем, например, КФХ «Рамаевское». Много предприятий, которыми руководят богобоязненные люди, они все тщательно перепроверяют, даже сырье с нехаляльным компонентом не используют. И раньше были такие меценаты, содержали учебные заведения, открывали медресе. Организовать его несложно, но как содержать, где брать деньги? Ходить просить? Когда просишь у кого-нибудь, то это никому не нравится, да и авторитет имама падает. Так вот, я в Турции очень внимательно изучил вопрос вакфа, там много способов зарабатывания денег. Сравнивал, думал, что у нас можно применить из их опыта.

— Можете на этот счет какие-то интересные примеры привести?

— На территории Турции очень много мечетей, они, естественно, с минаретами. С началом развития сотовой связи на них решили устанавливать усилители, сотовый оператор платит за аренду. Всем хорошо от этого. Почему бы у нас не сделать подобное? В Татарстане 1,5 тысячи мечетей — значит, вся республика может быть окутана сетью вышек. Если в Турции собираются возводить мечеть, предприниматели объединяются, создают вакф и после этого приступают к строительству ее или медресе.

— Почему у нас не используют весь потенциал вакфа?

— Не знаю, нет должного взаимодействия. Потом имама, который предлагает нечто подобное, начинают обвинять в чем-то: «Ух ты, бизнес устроил, не мулла». А что в этом плохого? У мечети Марджани до революции было очень много доходных домов. Меценат Ибрагим Юнусов, Галеевы, Бурнаевы, Азимовы содержали мечети, имам получал зарплату. Юнусов так привел Шигабутдина Марджани, сказал: «Вот мечеть — здесь ты начнешь обучать нас, вот медресе — станешь обучать наших детей, а в этом здании будешь жить сам». Ибрагим бай содержал все это, потом потихоньку Шигабутдин хазрат и сам научился зарабатывать деньги, открыл доходные дома, они находились на нынешней улице Тукая. В медресе учеба платная, там учились дети богатых родителей, а рядом в здании обучение для детей из малообеспеченных семей было бесплатным, все это содержалось вакфом.

«Это и есть вакф: имам в деревне, зарплаты нет. Что ему делать? Но у него есть скотина. Режь ее, привози к нам, мы продаем, ты получаешь деньги»Фото: «БИЗНЕС Online»

«В КОМПЛЕКСЕ ПРИ МЕЧЕТИ МАРДЖАНИ ТРУДЯТСЯ И ПОЛУЧАЮТ ЗАРПЛАТУ 126 ЧЕЛОВЕК»

— Поэтому когда вы решили это внедрять в Казани, то поначалу на вас, наверное, смотрели круглыми глазами?

— Пионерам, наверное, всегда тяжело приходится. В 1998 году я открыл первый халяльный магазин, до этого — халяль-кафе. Была такая потребность: мусульмане, приезжающие в Казань, не могли где-то поесть и обращались в духовенство с просьбой о появлении халяль-пищи. И вот спрос родил предложение. У нас напротив мечети была домовая кухня, там кыстыбый, творожный пирог или что-то такое могли поесть. Я в этом здании открыл первое халяль-кафе «Узбечка».

Там продавалось мясо, и я сказал районным имамам, чтобы они привозили свою говядину, конину, баранину. Это и есть вакф: имам в деревне, зарплаты нет. Что ему делать? Но у него есть скотина. Режь ее, привози к нам, мы продаем, ты получаешь деньги. Мулла, кроме садаки (сущих грошей), начал зарабатывать реальные деньги.

В 90-е годы стало очень много мечетей открываться, чуть ли не каждый день, а кадров не было. Мы отремонтировали одно здание, открыли там медресе, назвали Казанским исламским колледжем, набрали студентов, начали обучать. Опять-таки встал вопрос финансирования: где взять деньги, ходить просить? Не все дают. А у нас есть халяль-магазин, ООО «Халяль ризык», которое занималось мясом, колбасами, имелось кафе «Казан мусульман ашлары», открыли и магазин по продаже религиозной атрибутики, шамаилей. И тогда распределили обязанности: за питание студентов отвечает «Казан мусульман ашлары», за зарплату преподавателей — «Халяль ризык», а магазин религиозной атрибутики — за коммунальные услуги. Я заходил в медресе, проверял пищу, сыты ли студенты, тепло ли, довольны ли шакирды… Будучи директором Казанского исламского колледжа, уже не искал денег, все было поставлено.

Со временем мы закупили пчел, у нас есть пасека на 150 ульев, этот мед мы дарим, продаем, студенты кушают, чак-чак делаем. Теперь если нам нужно, например, сделать ремонт фасада, заменить лампочки, покрыть коммунальные услуги, то те предприятия, которые созданы при мечети, переводят деньги в фонд на содержание ее и медресе для оплаты хозяйственных нужд, коммунальных платежей, налогов и прочее.

«Объекты возникают по велению времени: открыли фитнес для женщин, ведь мусульманки не могут ходить в общие залы, проводили тренинги для прекрасной половины» «Объекты возникают по велению времени: открыли фитнес для женщин, ведь мусульманки не могут ходить в общие залы, проводили тренинги для прекрасной половины» Фото: «БИЗНЕС Online»

— В вашем комплексе с тех пор появились и другие объекты.

— Да, кроме того, у нас теперь есть курсы по основам ислама, обучению татарскому языку, чтению Корана. Все это бесплатно для людей, преподавателям же мы платим зарплату. Опять-таки объекты возникают по велению времени: открыли фитнес для женщин, ведь мусульманки не могут ходить в общие залы, проводили тренинги для прекрасной половины, есть отель, банкетный зал, где проводят никахи, обряды имянаречения и еще много чего. Все это мы объединили в Исламский культурный центр имени Марджани.


У нас даже детский центр есть, 80 детей — по 40 в двух помещениях, больше, к сожалению, нет мест, не позволяют помещения. Он возник также по требованию времени, у меня преподаватели и имамы жаловались, что детей некуда пристроить, тогда ведь проблемы с садиками были. Сами предложили обустроить помещение в мечети, а воспитателями стали бы их жены, питание тоже в складчину. И так мы для преподавателей и имамов сделали центр, начали с пяти детей. Никому не отказывали, решили расширить помещение, потом стали нанимать нянечек, воспитательниц. На сегодняшний день у нас в целом в комплексе при мечети Марджани трудятся и получают зарплату 126 человек. Мы платим налоги.

«Доходы идут на содержание мечети и медресе»Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕСЛИ У ИМАМА ЕСТЬ МЕЧЕТЬ, ТЕРРИТОРИЯ, ТО ОН ДОЛЖЕН ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕЕ ПОЛНОСТЬЮ»

— Вы возглавляли и республиканский фонд «Вакф». За это время не получилось выстроить систему на всю республику?

— Нет законодательной базы для ведения вакфа. В этом основная проблема. Он является просто фондом, а к таким структурам свои требования, отличные от требований к вакфу. Для того чтобы собрать урожай, нужно что-то посеять, для этого необходимо зерно, его надо купить… В масштабах республики требовались вложения…

По вакфу, если вернуться, вот у нас имамы жалуются, что нет зарплаты, нужно платить коммуналку… Пожалуйста, у нас вместе с фермерами есть проекты, пусть это птицефабрика, пчеловоды, МРС — барашков выращивают. Есть предприятие «Рамаевское», где говорят: «Я вам даю 10 тысяч уток совершенно бесплатно, плюс 90 тонн кормов, выращивайте». Через 40 дней выкупаю по 100 рублей, то есть 1 миллион можно заработать за 40 дней. Это халяльный бизнес. А что, ходить и просить подаяние лучше?

Или дают 12 ягнят, троих из них человек оставляет себе, 9 отдает откормленными за полгода. Или возьмем улей — выходит молодой человек из стен медресе, направляем его имамом в деревню и даем ему, допустим, 5 ульев, за это он сколько-то килограммов меда должен будет нам обеспечить. А у него пчеломатка увеличится — из 5 станет 10 ульев, через год — 20, потом — 40 и так далее. Бери и работай! Только не ленись.

— Кто-то из татарстанских имамов пошел по вашим стопам в части вакфа?

— Есть такие имамы, которые вокруг прихода внедрили вакуфную систему, где получаемый доход идет на содержание мечети и дальнейшее развитие этой системы. У них есть и магазины, и маленькое производство. На вырученные средства издают книги и проводят благотворительные мероприятия, летние лагеря, конкурсы…

— Но всегда есть опасение, что имам, занявшись вплотную хозяйством, забросит свою основную работу.

— Если приход станет самодостаточным, находиться на самообеспечении, тогда имам будет заниматься реализацией своих планов, обучением, просвещением своего прихода, населения.

— Идеальный вариант, видимо, все-таки был с Марджани, когда бай его полностью обеспечивал…

— Да, в те времена меценаты брали на себя все расходы мечети. Если была необходимость, то Марджани обращался к ним. Но сейчас такого нет, да и баи не те, поэтому имам должен создать инфраструктуру вокруг мечети. Пусть считают, что я занимаюсь бизнесом, но это как раз и есть вакуфная система — доходы от получаемых предприятий идут на содержание мечети и медресе. Студенты после окончания учебного заведения, став где-то имамами, мухтасибами, муфтиями, знают, как достаются деньги. Такой человек уже не будет иждивенцем, он не станет ходить с протянутой рукой, а, наоборот, знает, как поставить вакуфную систему на финансирование.

Если у имама есть мечеть, территория, то он должен использовать ее полностью. Это все равно что, когда человек живет в частном доме и у него есть огромный огород, который полностью зарос сорняком. Почему ты не можешь весной выкопать его, посадить картошку, морковь, чеснок, лук? У тебя бы все было, но тут-то работать надо. 

Есть такая история, когда пророк Мухаммед шел в мечеть, а там всегда стоял нищий и просил подаяние. Посланник Аллаха взял и дал ему топор. Нищий удивился: «Ну зачем мне топор?» Наш пророк ответил: «Иди в лес, набери хворост, продашь его, тебе будут деньги». Человек так и сделал, потом пошел и понял: если он купит арбу на вырученные деньги, то его доход еще больше будет. Он начал ходить за хворостом с арбой, потом на полученные средства купил ишака, затем — лошадь, далее — новую повозку, нанял людей. Одни в лесу рубили дрова, другие возили сюда, третьи продавали, получилась целая корпорация. Если бы на сегодняшний день мы все пошли по пути, который показал Мухаммед, то все было бы хорошо.

«Ислам и экстремизм — эти две темы друг с другом несовместимы. Ислам — это религия, идеология мира и добра. Экстремизм — это не относящееся к исламу крайнее проявление убеждений, никак не связанных с религиозными» «Ислам и экстремизм — эти две темы друг с другом несовместимы. Ислам — религия, идеология мира и добра. Экстремизм — это не относящееся к исламу крайнее проявление убеждений, никак не связанных с религиозными» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ИСЛАМ И ЭКСТРЕМИЗМ — ЭТИ ДВЕ ТЕМЫ ДРУГ С ДРУГОМ НЕСОВМЕСТИМЫ»

— Вы говорите, что к вам в мечеть приходят люди различных национальностей. Существует мнение, что татар там становится все меньше и меньше, а большинство теперь составляют выходцы из среднеазиатских республик. И это происходит в Казани.

— Так и есть, но данная проблема больше для других регионов, не для нас. Возьмем европейскую часть России — там все мечети татарские…

— Были.

— Да, точнее... Их везде татары строили, теперь, когда пошла свобода, стали приезжать гости из других регионов. В Омске, например, из-за близости с Казахстаном много казахов, а также дагестанцев или таджиков. Естественно, когда их большинство, они стараются ставить своего человека, да и татары не особо ходят там в мечеть. У нас в республике такой проблемы нет, да и мечетей много.

— Татары в своей основной массе, кажется, и вовсе не особо религиозны.

— Я бы так не говорил, татары — очень богобоязненный народ, но с каждым годом нас становится все меньше и меньше. Причина в том, что многие наши ребята, татары, женятся на представительницах других национальностей. Сейчас очень распространены межнациональные браки. По идее дети должны быть татарами, ведь в исламе все по отцу считается. Но воспитанием кто занимается? Мать. Значит, и язык у него будет ее. Мужчина целый день занят на работе, с ребенком проводит время мама. Вот так.

— Как боретесь с экстремизмом в мечети? Без данного вопроса, пожалуй, не обойтись.

— Ислам и экстремизм — эти две темы друг с другом несовместимы. Ислам — религия, идеология мира и добра. Экстремизм — это не относящееся к исламу крайнее проявление убеждений, никак не связанных с религиозными. Как в истории мечети Аль-Марджани, так и в ее будущем вопрос экстремизма исключен. В мечети регулярно проводятся занятия с прихожанами по пропаганде традиционного ислама. Для этого там работают имамы с большим опытом по работе с населением и преподавания. 

— Но попадаются прихожане, скажем так, с сомнительными взглядами?

— У нас уже нет. Раньше, когда такие начинали спорить на какую-нибудь тему, спрашивали их: «В каком ты медресе учился?» Он отвечает: «А я не учился». Раз ты не учился, то зачем с имамом споришь? Имам в мечети — обученный человек, получил диплом, его назначили, он проходит аттестацию. Так вот этот прихожанин, который нигде не учился, а нахватался знаний где-то в интернете, начинает спорить с имамом. Ты же мусульманин, почему тогда не придерживаешься 4-й суры 59-го аята из Корана: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас». Ты же должен повиноваться Аллаху, пророку и тем, кто выбран из числа вас. Вот ты встаешь на намаз и про себя говоришь: «Намерен совершить намаз, направляю лицо в сторону Каабы и читаю за этим имамом». То есть ты должен делать то, что совершает имам. Он будет за тебя отвечать на судном дне. Мы все пастухи, как сказано в хадисе пророка, и отвечаем за свою паству. Я, являясь имамом, отвечаю за свою махаллю, а если он не подчиняется имаму и считает его невеждой... Он просто начитался книг, которые его ввели в заблуждение.

«Сегодня мне очень обидно, наверное, всевышний Аллах испытывает нас, что дом имама Марджани не принадлежит мечети. Такая обида есть... Почему здание не возвращают верующим?»Фото: president.tatarstan.ru

Например, после революции были миссионеры, которые проводили подрывную работу по борьбе с религией. Тогда имамов высылали в Сибирь, сажали, но люди все равно не переставали ходить в мечеть. Как их отучить? Тогда начали использовать миссионеров. Как они делали? Брали и выдергивали из контекста. Например, написано: «Женщине запрещается ходить в мечеть». Далее уточняется, в каких случаях: когда у нее критические дни и так далее. А они до двоеточия только показывали людям. И сейчас то же самое — специальные люди ходят и делают подобные вещи.


И это вместо того, чтобы объединить силы на обучение. У нас имамов не хватает, половина тех, кто есть, — пожилого возраста, без образования, а сколько зданий, принадлежащих до революции мусульманам, нужно вернуть, так займитесь этим! Сегодня мне очень обидно, наверное, всевышний Аллах испытывает нас, что дом имама Марджани не принадлежит мечети. Такая обида есть... Почему здание не возвращают верующим? Я несколько раз обращался по этому вопросу. Разве дом когда-нибудь принадлежал государству.

— На чьем балансе он сейчас?

— Префектуры. Но разве у нее есть средства его содержать? Мы готовы были сделать там дом-музей нашего татарского богослова. 2018-й объявили Годом Марджани, столько мероприятий прошло, установили даже памятник просветителю, но именно в прошлом году дом отдали префектуре. Это просто какой-то нонсенс.

«Я купил первый джип в 90-е годы. Люди начали осуждать, мол, что это такое, хазрат на джипе ездит. Если имам себя не может обеспечить, как он свой приход будет обеспечивать?» «Я купил первый джип в 90-е годы. Люди начали осуждать, мол, что это такое, хазрат на джипе ездит. Если имам себя не может обеспечить, как он свой приход будет обеспечивать?» Фото: Андрей Титов

«КОГДА Я ШЕЛ В МЕЧЕТЬ — ЗНАЛ, КУДА ИДУ»

— Можно ли проблему кадрового голода в татарстанских мечетях решить в ближайшее время?

— Решить можно, но все опять-таки упирается в финансы. Объясню: мы учились в Бухаре, нас финансировало духовное управление, которое туда посылало. Я, будучи студентом, получал там стипендию, плюс ДУМЕС оплачивало транспортные расходы, съемную квартиру… Я получал около 200 рублей. В 80-е у инженеров было 120 рублей, кроме того, нам народ тогда давал закяты свои. Мы только учились, жил там с семьей, у меня двое детей были, старшая дочь пошла там в школу. Если бы занимался тем, что ломал голову, как прокормить семью, то не мог бы толком учиться.

Когда я шел в мечеть — знал, куда иду. В 80-х годах религия была максимально отделена от государства и священнослужитель никакими льготами не обладал, платил подоходный налог, трудовой стаж не учитывался, на пенсию ты выйти не мог. Но я отправился в эту сферу, после армии пришел убежденным верующим, потому что там были такие случаи, когда я был на волосок от смерти, с того света, можно сказать, вернулся… Часто задавал самому себе вопрос: почему Аллах меня сохранил? Открыл здесь медресе, начал подготовку кадров — продолжил работу наших устазов.

Возвращаясь к кадрам, отмечу: когда государство обучает экономистов, врачей, инженеров, оно отправляет их в районы, дает специалисту субсидии, квартиру, обеспечивает всем необходимым. Окончив медресе, разве юноша пойдет в деревню, даже если он сам оттуда родом? Вряд ли, вкусив городской жизни, он согласится уехать в глубинку. Кто ему там будет платить зарплату, как семью содержать? Поэтому сейчас поступающих в мусульманские учебные заведения очень мало. 

— И что делать?

— Пусть они преподают, в каждой мечети, медресе нужны педагоги, пусть ребята приходят. У меня в мечети Марджани большой дефицит инженерно-технических работников, директоров, руководителей предприятий нет. Да, сейчас 126 людей состоят в штате, но, чтобы запустить все на полный ход, кадров не хватает. У меня была возможность открыть свой телеканал, выпустить газету, но не было людей. Вообще, имам не должен нуждаться…

— Для вас, очевидно, это очень важная вещь. Бедность не означает духовного богатства.

— Вот вам пример. Я купил первый джип в 90-е годы, тогда это было большое событие, я его приобрел у Рашида Самигуллина — известный борец, бизнесмен. Машина была такая крутая, вся тюнингованная, с крутыми номерами. Люди начали осуждать, мол, что это такое, хазрат на джипе ездит. Ко мне тогда в мечеть часто предприниматели заходили. Один говорит: «Ну продашь ты джип. На чем будешь ездить? Пешком, что ли, ходить?» Скажут: «Продай джип». Купишь ты «Волгу», продашь ее, пересядешь на велосипед. Но я, видя нищего имама, в такой ислам не пойду, с ним не пойду. Если имам себя не может обеспечить, как он свой приход будет обеспечивать? Что он нам может говорить, с какими нравоучениями выступать, если сам ничего в жизни не достиг?

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (297) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
26.05.2019 09:24

имам не может быть бедным. а прихожане?

  • Анонимно
    26.05.2019 09:04

    Его пророк тоже был из рода торговцев. Так что н чего плохого, но и ничего хорошего.

    • Анонимно
      27.05.2019 11:35

      Это большой авторитет для Татарстана, много сделано для духовного мира.
      Успехов Хазрату.

  • Анонимно
    26.05.2019 09:07

    Спасибо Вам, Мансур хазрат, за службу на благо Ислама. Хвала Аллаһу - мусульмане должны быть богатыми и щедрыми на пути Аллаһа.

  • Пурхан
    26.05.2019 09:07

    Все так и должно быть .

    • Анонимно
      27.05.2019 09:54

      Что имамы должны быть и не являются бедными было известно уже давно. Просто он озвучил эту истину. Другое дело, насколько это этично и правильно (кушать слаще и жить лучше раскошнее чем прихожане) со стороны ислама. И не надо приводить тексты из Корана с "правильной" трактацией. Я думаю что Ислам призывает проповедников быть ближе к народу, а не красиво говорить, смотря из окон крузака или элитного коттеджа. Надо относится к народу, как людям нуждающимся в совете, и в наполнении души религией, а не живота халяльным лагманом.

      • Анонимно
        27.05.2019 11:18

        А если бы он смотрел из окна жигулей, вы сказали бы :" надо смотреть со спины ишака" и.т.д. К счастью здоровая мораль и морализаторство абсолютно противоположные явления..

        • Пурхан
          27.05.2019 13:31

          11:18 Про Ишака это перл .Надо запомнить .

        • Анонимно
          27.05.2019 17:28

          Разве лада веста или хендай крета не могут выполнить роль средства передвижения? И я к счастью не кого не учу жить, в отличии от. Ни людей, ни ишаков

  • Анонимно
    26.05.2019 09:17

    Пророк был из рода торговцев. Поэтому такая нелюбовь в арабской религии к банкам (ростовщикам).

    • Анонимно
      26.05.2019 15:59

      Это не арабская религия, а мировая. На ее основе возникла великая цивилизация Ислама, объединяющая 1,5 миллиарда человек, в том числе, и татар!

      • Анонимно
        26.05.2019 16:06

        Что конкретно дала миру великая цивилизация Ислама? Конкретно? По пунктам?

        • Анонимно
          26.05.2019 16:18

          На первом этапе, исторически ислам был очень чист,вспомните вклад арабов в математику и астрономию, медицину и торговлю, музыку и искусство в целом.

          • Анонимно
            26.05.2019 16:32

            Ислам отбросил арабскую цивилизацию на века назад.
            Это случилось, когда религиозные деятели поставили под запрет книгопечатание.

            • Анонимно
              26.05.2019 17:21

              Ислам - это религия Китаба (книги). В Коране первая установка "читай!". Никогда мусульманские религиозные деятели не ставили под запрет книгопечатание. Наоборот, переписывание книг всегда было богоугодным делом в Исламе. Как только возникло книгопечатание, мусульмане быстро освоили это дело. "Не мудрено, что, благодаря своимъ многочисленнымъ школам и печати, татарское населеше въ настоящее время почти сплошь все грамотное и съ презрениемъ смотритъ на русскихъ крестьянъ, страдающихъ безграмотностью, да кстати уже и на всю русскую образованность вообще. Между татарами существуетъ крепкое убеждение, что мусульманскимъ книгамъ нетъ конца, а русскимъ книгамъ есть конецъ, и что когда pyccкиe дочитаются до этого конца, то обратятся уже къ мусульманскимъ книгамъ и сами сделаются мусульманами. По своей привычке къ книге, татаринъ довольно легко выучивается и русской грамоте, какъ это замечено въ полкахъ: солдаты изъ татаръ скорее делаются грамотными, чемъ pyccsie. Любопытно, что въ университетской типографии татары считались всегда одними изъ лучшихъ работников для местныхъ ученыхъ журналовъ университета и духовной академии".
              П. Знаменский. Казанские татары. Казань, 1910

              • Анонимно
                26.05.2019 18:26

                Суждение, указанное выше, не имеет ничего общего с действительностью.... Уровень образования в принципе не может зависеть ни от веры, ни от национальности...
                А автор данного суждения не отличается от средневекового «знающего» человека, который не имеет знаний и умений, кроме как глагольствовать на далекие для него темы.

                • Анонимно
                  26.05.2019 22:46

                  Ты не сравнивай нынешнюю действительность со всеобщим отуплением и действительность того времени.

          • Анонимно
            26.05.2019 16:35

            Вы правы. Мы именно помним вклад АРАБОВ в математику и астрономию, медицину и торговлю, музыку и искусство в целом.
            Как только ислам вошёл в силу на этих территориях, кончилась там и астрономия и исскуство.

            • Анонимно
              26.05.2019 17:06

              абсолютно верно,там куда приходит ислам начинается застой науки.

            • Анонимно
              26.05.2019 23:48

              До ислама арабы погрязли в разврате и невежестве. Именно ислам вывел их нравственность на совершенно другой уровень. За 23 года образовался огромный халифат. Завоевать такие территории невозможно в такой короткий срок. Люди сами принимали ислам, потому что они видели его результаты.

            • Анонимно
              27.05.2019 08:20

              Я поражаюсь безграмотности некоторых!До ислама арабы это отдельные племена бедуинов. Эти племена даже разговаривали на разных диалектах. С приходом ислама появилось мощное государство ,которое покорило пол мира. От Андалусии до Индии.Завоевало на тот момент такие супердержавы как Сасанидский Иран и Византию . Именно благодаря исламу разбросанные племена создали огромную империю , наследником которой является Османская империя. ПОСЛЕ ПРИХОДА ИСЛАМА НАЧАЛСЯ ЗОЛОТОЙ ВЕК ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ. "МУДА +СИНА"( МЕДИЦИНА) - УЧЕНИЕ СИНЫ. "АЛЬ ЖАБРЭ" (СЧЕТ)(АЛГЕБРА). "АЛЬ -ХИМИЯ" (ХИМИЯ). ТЕРМИНЫ АЛКОГОЛЬ,
              ПОТАШ,СЕЛИТРА,СОЛА АРАБСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.АСТРОНОМИЯ - АРАБСКИЕ КАРТЫ БЫЛИ САМЫМИ ТОЧНЫМИ, арабские цифры .О чем вы. Не надо ограничивать себя , получайте знания.

          • Анонимно
            26.05.2019 17:09

            Вклад арабов в науку был до исламской эпохи и на её рубеже. Когда ещё оставались деятели доисламской эпохи. Так что это не заслуга ислама.

            • Анонимно
              26.05.2019 22:50

              Какой вклад в математику? Все математические достижения, которые принято называть арабскими, на самом деле из Индии.

          • Анонимно
            27.05.2019 11:51

            не смешивайте национальность и вероисповедание

        • Анонимно
          26.05.2019 19:23

          Ваш вопрос похож на утверждение? В мировой истории было много цивилизаций. Цивилизация - это то что создано людьми, которые находятся в данной культурной среде. Человечество это и есть цивилизация. Своим вопросом вы противоречите прежде всего логике. Нелогичные суждения могут возникать только при определенных заболеваниях, либо от небольших расстройств связанных с атмосферными явлениями или с расстройством желудка например.

      • Анонимно
        26.05.2019 18:33

        Ислам сформирован на основах нескольких древних религий, в том числе на основе более древнего Христианства.

        • Анонимно
          26.05.2019 23:35

          а минусуют те, кто не знает историю возникновения религий и вообще историю? Хорошо хоть, что вас неучей, не так много. Еще раз Ислам содержит заповеди более древних религий и писался он частично с них.

        • Анонимно
          26.05.2019 23:55

          В Коране так и сказано. Что миссия Пророка Мухаммада - подтвердить учения единобожия, ранее ниспосланные и Ною, и Аврааму, и Соломону, и Моисею, и Исе (Христу) и прочим пророкам. И, соотвественно, исправить те искажения, которые были внесены впоследствии людьми в учения пророков. Сам Коран защищён от искажений, так как имеет математическую симметрию своей структуры на уровне глав ( сур), отдельных строк (аятов) и слов. Кому интересно, сейчас об этом много литературы и информации в интернете.

          • Анонимно
            27.05.2019 15:33

            математическая симметрия текста, каким образом спасает его от смыслового искажения? хочется услышать научное обоснование этого набора букв

            • Анонимно
              27.05.2019 21:05

              Коран написан в виде белого стиха,слово выбросишь будет искажение

            • Анонимно
              27.05.2019 22:28

              Текст Корана изложен стихотворным размером, основанным на числе 19, это отнюдь не белый стих. Если вставить отсебятину или другой апокриф, размерность стиха сразу меняется. Это своеобразный математический код, предохраняющий его от искажений. Потому Коран и сохраняется неизменным вот уже 14 столетий.

  • Анонимно
    26.05.2019 09:24

    куда не копни, везде бизнес. Меняется оболочка, а внутри все те же люди, со своими пороками и недостатками

    • Анонимно
      26.05.2019 10:28

      Сейчас и сфера высшего образования стала бизнесом, вуз продаёт свои услуги.
      Это не вина имамов в мечетях, преподавателей в вузах. Это истерическое время такое.

  • Анонимно
    26.05.2019 09:24

    имам не может быть бедным. а прихожане?

    • Анонимно
      26.05.2019 10:18

      если они слушают имама

      то тоже будут "не бедными"

    • Анонимно
      26.05.2019 10:27

      Тоже не должны быть. Но тут вопросы не к имаму, а к тем кто налоги повышает и друзей олигархов субсидирует на эти деньги

    • Анонимно
      26.05.2019 12:05

      Просто обязаны

    • Анонимно
      26.05.2019 12:05

      А прихожане могут. Имам не может, потому что как же тогда он будет учить людей праведно вести бизнес. Ему любой скажет:" ты сначала сам попробуй, потом учить будешь" А то некоторые призывают иметь больше детей, учат, как строить отношения в семье, а сами не жены, не детей не имеют.

    • Анонимно
      26.05.2019 12:07

      Мансур хазрат является самым уважаемым имамом, именно такие люди должны быть во главе уммы.

    • Анонимно
      26.05.2019 19:03

      а прихожане будут богаты духовно.

    • Анонимно
      26.05.2019 20:30

      «Если имам себя не может обеспечить, как он свой приход будет обеспечивать? Что он нам может говорить, с какими нравоучениями выступать, если сам ничего в жизни не достиг»
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/425710

      По его словам, все чего нужно добиться, это материальное благосостояние! И с этих позиций считают, что достойны кого то учить. Вот и вся философия. Если ты богат, то априори можешь всех "поучать".

      • Анонимно
        26.05.2019 21:09

        Вы нарочно извращаете смысл его слов. Зачем? На чью мельницу воду льете? Люди ведь подлость чувствуют..

      • Анонимно
        26.05.2019 21:28

        Да, в Исламе это так, кстати, как и в протестантизме.

        • Анонимно
          26.05.2019 22:17

          Он не говорил, что все, чего нужно добиться, это материальное благосостояние. Он говорил о том, что материальная независимость важна. В Исламе не поощряется попрошайничество. Что толку, если человек говорит только о духовном, а сам смотрит как тебе в карман залезть? Монахи в монастырях тоже что-то кушают, что-то одевают. И это имеет стоимостное выражение. Мансур-хазрат не проповедует с лоснящимся лицом нестяжание. У мусульманина все должно быть ровно, и духовное, но и о честном пропитании для семьи забывать не должен. Он имам, а не монах..

    • Анонимно
      26.05.2019 22:12

      Судя по фото на стадионе, они тоже разного достатка, видно же кто чуть ближе к богу

  • Анонимно
    26.05.2019 09:30

    министр, депутат, гражданин - это разные слои общества? не знал

    • Анонимно
      26.05.2019 12:09

      Вы из Единой России, чтоли? Хотите всех убедить, что министр и депутат такие же граждане своей страны? Да они давно уже граждане Альбиона и Израиля.. А про "социальные" вообще молчу..

  • Анонимно
    26.05.2019 09:36

    Ладно говорит бабай. Правильно

  • Анонимно
    26.05.2019 09:41

    У всех конец один

  • Анонимно
    26.05.2019 09:43

    Хазрат молодец, трудится. Со многими доводами согласен.И ещё Шаймиев похожие вещи говорил. Про дома глав админинстраций районов. Пусть, говорил, строят и люди видят, себе смог построить, значит и район такой же красивый и богатый должен быть. Но это " уже совсем другая история.."

    • Анонимно
      26.05.2019 11:50

      С уважением, отношусь к Госсоветнику и его словам. Но в данном случае он явно ошибся. Мягко скажем,что далеко не всегда, дом главы администрации, отражает и уровень развития района .Иногда, то и другое: две боольшие разницы.

      • Анонимно
        26.05.2019 20:07

        Вот если все дома одинаково добротный и красивы вот тогда хвала главе

    • Анонимно
      26.05.2019 12:08

      Единственнная мечеть который сам себя обеспечивает и хорошо что есть Имамы такие как Мансур хазрат.

  • Анонимно
    26.05.2019 09:47

    Не только имам не может быть бедным, а любой работающий человек.

    • Анонимно
      26.05.2019 12:35

      09.47 Это в идеале. А на деле кто работает, тот и беден. А кто руко-водит или на пожертвованиях верующих сидит, тот и богат

      • Анонимно
        26.05.2019 21:27

        У Ислама и, отпочковавшегося от католичества, протестантизма много общего именно в отношении к труду и богатству. Обе религии поощряют честный труд и материальный достаток. Татарские муллы и до революции занимались полезным трудом, учили детей, писали труды богословские, вели свое хозяйство. Все это богоугодные дела. Чем богаче члены общины, тем успешнее и сильна сама община. В Исламе зависть - тяжкий грех, а многие здешние злобные каменты именно этим и продиктованы, читать противно. А Мансуру хазрату желаю успехов на его благородном поприще, он - пример имама новой современной формации. Такими сильна наша татарская нация.

        • Анонимно
          26.05.2019 23:36

          Так Ислаам и писался на базисе Христианства, поэтому много общего

  • Анонимно
    26.05.2019 10:02

    Cлучай в Екб по строительству храма с участием РПЦ, основательно подорвал мою веру в благочастие религиозных формирований в России. Прислужники власти, без своего мнения и это печально.

  • Анонимно
    26.05.2019 10:12

    В Москве давно уже шатёр рамадана ставят

    • Анонимно
      26.05.2019 12:08

      ну не стоит просто что то писать , ради того что бы написать
      Просвещайтесь

    • Анонимно
      26.05.2019 13:15

      А в Казани ещё раньше поставили

  • Анонимно
    26.05.2019 10:18

    Совсем сума сошли, одни деньги и успехи в голове... Печально... И без денег можно быть в авторитете, главное быть честным, человечным! Я хожу пешком и у меня по всей России друзья, в Татарстане на руках носят ! Просто мое слово и мудрость это авторитет а не деньги и успехи...

    • Анонимно
      26.05.2019 10:45

      Ужас какой!!!Вы откуда вещаете?С планеты названной в Вашу честь?Пешком он ходит....Ну и ходите дальше.Вас за это на руках носить?

    • Анонимно
      26.05.2019 10:46

      А ещё Вы очень скромный

  • Анонимно
    26.05.2019 10:23

    Правильно говорит мулла.
    Эшлэргэ кирэк.

  • Анонимно
    26.05.2019 10:30

    предприимчивых людей нада холит и лелеят, они все мероприятий устраивают, во-оот...

  • Анонимно
    26.05.2019 10:38

    Каков поп, таков и приход

  • Анонимно
    26.05.2019 10:39

    Имам должен быть богат благими делами ... А результатом его деятельности богоугодной должно быть очередь из желающих поучаствовать финансово , трудом своим , кто чем может в благих делах направленных на мир в стране и в семьях , воспитании , образовании детей и молодежи ...

    • Анонимно
      26.05.2019 11:13

      Благие дела без денег тяжело сделать.

      • Анонимно
        26.05.2019 11:59

        В том и работа имама достучавшись до душ и сердец других людей ,в том числе и состоятельных и не очень ,пробудив богоугодные чувства доброты и сострадания , совместно с народом делать богоугодные дела направленные на благо в обществе .

      • Анонимно
        27.05.2019 11:28

        Порой слово может заменить всё материальное

  • Анонимно
    26.05.2019 10:48

    Почему-то так принято считать, что если человек занимается духовным ростом, значит его не должны волновать материальные блага. А если он религиозный деятель, то тем более!
    А для чего наша душа пришла в этот материальный мир?? Разве не для того, чтобы получить этот опыт.
    Мы должны заботиться о процветании своём и своих близких, от духовного до материального и обратно.

  • Анонимно
    26.05.2019 10:50

    Когда Дум рт начнет работать? Зарабатывать не хорошо!

  • Анонимно
    26.05.2019 10:51

    Об отношении Пророка к торговле и предпринимательству, Хадисы его почитайте. Там четко сказано об этиике и даже нормах прибыли и правилах конкуренции. Впечатление, что создавая документ об учреждени ФАС ,авторы изучали и Хадисы.

  • Анонимно
    26.05.2019 10:54

    Мне мало вериться, что кафе, гостиница, садик, пасека и т.д. при Марджани даёт хороший доход, туда никто не ходит, какие-то деньги есть но, чтобы покрывать расходы на содержание зданий, оплату коммунальных услуг, зарплату 126 работникам, уплату налогов и др., я оооочень сомневаюсь что там есть рентабельность. Прихожу к мнению, что есть какое то государственное донорство в плане содержания зданий, территорий и коммунальных услуг комплекса Марджани, а хазрат просто использует эти бесплатные площади для извлечения финансовой прибыли. Можно ли так делать, он же сам и отвечает, да, используй то, чем дают тебе бесплатно пользоваться. Не бизнес это, использование бесплатной муниципальной собственности без вложений какого либо риска!

    • Анонимно
      26.05.2019 12:46

      А на что он тогда содержит весь комплекс?
      Вы сами себе противоречите. То говорите, что прибыли нет такой, то говорите, что использует здания для прибыли.
      Определитесь уже

    • Анонимно
      26.05.2019 13:18

      Сами надумали. Озвучили. Ответили. Сделали выводы.
      Вот так распускают слухи народ.
      Изучите вопрос- поменяете мнение.

    • Анонимно
      26.05.2019 13:40

      Даже смешно просто читать такое) сразу видно-человек далекий от ведения бизнеса и абсолютно не понимает какие деньги можно делать на отельном и ресторанном бизнесе

    • Анонимно
      26.05.2019 16:08

      Государство мусульманам не возвращает имущество и недвижимость даже выдающихся религиозных деятелей Ислама, например, таких, как Марджани. Какая там поддержка, хазрат жалуется на препятствия для мусульман в законодательстве страны.

      • Анонимно
        27.05.2019 00:36

        надо обратится к Минниханову , он наверняка не знает об этом, вообще то все считают, что дом Марджани принадлежит мечети

        • Анонимно
          27.05.2019 13:38

          Мансур хазрат напрямую общается и с Миннихановым, и с другими сильными мира сего, в этом у него нет проблем.

  • Анонимно
    26.05.2019 11:00

    Мне всегда было интересно зачем покупать ледкрузер, когда можно купить машину дешевле, а остаток потратить на Богоугодные дела.

    • Анонимно
      26.05.2019 12:51

      Легко считать чужие деньги. Вы посчитайте свои деньги и свои достижения, свои действия.

    • Анонимно
      26.05.2019 13:25

      Есть такая молитва: "О Аллах дай мне возможность платить большой закат".
      Закят 1/40 часть дохода за год. Чем больше доход, тем больше закят.
      Я например только за,если человек будет хорошо зарабатывать и хорошо жить,, значит больше отдаст.

      • Анонимно
        26.05.2019 15:41

        я выпускник казанского исламского колледжа, спасибо вам аноним 13:25 за напоминание, хочу поделиться с читателями как раз об этом, как Мансур хазрат нас об этом и учил, он говорил; люди часто в своих молитвах просят денег побольше, авто хорошее и тд и тп, а вы просите Всевышнего чтоб он дал вам возможность больше расходовать на его пути, во благо людей, своего народа, своей религии. А что это, это закэт! это удивительно, но это так, чем больше ты платишь из своего дохода, тем больше у тебя доход! вы все еще не верите, а вы попробуйте, это фарз это от Всевышнего

    • Анонимно
      26.05.2019 13:53

      А вы и не поймете,до тех пор,пока сами не начнете зарабатывать столько, что сможете позволить себе и лэнд крузер и благоугодные дела. А судя по тому, как вы пишете марку автомобиля, это будет не скоро

      • Анонимно
        26.05.2019 14:30

        То есть по вашему пониманию есть предел Богоугодных дел?

        • Анонимно
          26.05.2019 15:05

          "До тех пор"-означает до какого-то времени вы не поймете, а вот после - возможно. И там уже нет предела. С каждым годом будете понимать что можете больше отдавать на благотворительность, учитывая что и себе не мало остается. Уж если приходится объяснять вам значения слов в тексте,как можно говорить с вами о деньгах

    • Анонимно
      26.05.2019 14:19

      А зачем жить в новостройке когда можно жить в общаге, а деньги потратить на Богоугодные дела?)

    • Анонимно
      26.05.2019 14:59

      То что вам интересно, не интересно мулле

    • Анонимно
      26.05.2019 15:09

      Зачем вообще покупать машину,квартиру,детям хорошее образование давать??? Сиди живи на зарплату,каждый день ходи на работу по графику, езди на трамвае,живи в общаге,дети пусть сами там как нибудь. За то все деньги давай на благоугодные дела. Что за бред уж. 21 век на дворе. Что бы чего то добиться надо пахать. А не сидеть и осуждать успешных людей

    • Анонимно
      26.05.2019 17:28

      Это если покупать. На деле обычно хороший автомобиль- это подарок паствы. И продать его, а потом купить новый и пристроить остаток денег- совсем уж за гранью.

    • Анонимно
      26.05.2019 22:50

      Странное суждение. Хочет человек и покупает. И уж тем более крузак не бог весть какая крутая машина.

  • Анонимно
    26.05.2019 11:10

    Самый главный бизнес-это то, что устанавливают расценки на пожертвование. ( фитир садакасы) особенно в святой месяц.

    • Анонимно
      26.05.2019 12:08

      Фитр садакасы не идет имаму, и даже не идет мечети. Изучите тему для начала.

      • Анонимно
        26.05.2019 15:51

        а Закят вообще ни мечети не идет, ни имаму, а либо на обучение шакирдов либо малоимущим

        • Анонимно
          28.05.2019 06:40

          И скольким малоимущим помогли?! Их всего-то 20 миллионов в России, что-то они не уменьшаются, а их количество только растёт

      • Анонимно
        28.05.2019 06:38

        А куда идёт? Если вы его официально собрали, то сначала оприходовать должны ж. А то что?! сразу в карман?!

    • Анонимно
      26.05.2019 13:39

      Да, устанавливают, но деньги в ящик вы кладёте сколько можете. Не так ли?

    • Анонимно
      27.05.2019 00:47

      Фитра садака установлена Кораном.
      Так Пророк (мир ему) обязал раздавать в день разговения садаку в размере одного саа фиников или ячменя рабу и свободному человеку, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом людей на (праздничную) молитву. (Имам аль- Бухари)
      Половина саа пшеницы соответствует 2 - 2,25 кг. Ученые ханафитского мазхаба считают, что вместо пшеницы как таковой бедным можно выплачивать ее стоимость деньгами. Они обосновывают свою точку зрения тем, что раздача садаки разговения была вменена в обязанность для того, чтобы избавить бедняков от нужды в день праздника разговения, однако человек может нуждаться не только в еде. Вот почему факихи говорили, что в благополучное время выплачивать садаку разговения дирхемами даже лучше, чем едой, так как Пророк (мир ему )сказал: «Избавьте их от необходимости обходить (людей со своими просьбами) в этот день» (ад-Дара Кутни; Ибн Ади; аль-Хаким).

    • Анонимно
      27.05.2019 08:16

      в татарии не растут финики!
      всевышний и мухамед не знали об этом?

  • Анонимно
    26.05.2019 11:11

    Мусульмане не могут быть бедными, берите с них пример. И то же становитесь мусульманами.

    • Анонимно
      26.05.2019 11:38

      спасибо. мы как нибудь без всего вот этого вот проживем.

    • Анонимно
      26.05.2019 13:25

      Мусульманские страны обычно бедные и отсталые, если на их территории нет нефти.

      Впрочем даже богатые нефтью мусульманские страны нефть они не сами добывают, а европейские инженеры и пакистанские рабочие.

      Чтобы построить самолёт или автомобиль нужно учиться не в исламских университетах, а изучать науки. И даже если весь день проводить в молитвах - богатым от этого не станешь.

    • Анонимно
      26.05.2019 13:53

      совершенно с вами согласен, взять к примеру страны персидского залива Эмираты и прочие

      • Анонимно
        26.05.2019 14:46

        К нашему стыду это так, а ведь Ислам призывает к получению знаний от рождения и до смертного одра. И работу любую выполнять наилучшим образом. Есть о чем задуматься.

    • Анонимно
      26.05.2019 15:00

      Эфиопия, Сомали - мусульманские государства. Там лети от голода умирают

      • Анонимно
        26.05.2019 16:12

        Эфиопия - христианское государство, причем, древнейшее.

        • Анонимно
          3.06.2019 18:53

          26.05.2019 16:12
          Эфиопы - монофиситы. Единоверцы армян. как и они, приняли христианство в начале 4 века. да алфавиты у них похожие.
          При этом, в некоторых провинциях Эфиопии преобладают мусульмане (сомалийцы - в провинции Огаден).

  • Анонимно
    26.05.2019 11:11

    Все хорошо написано, но вот про джип зря, лишнее это.

    • Анонимно
      26.05.2019 13:08

      Разве это грех?

      • Анонимно
        26.05.2019 14:28

        Звучит очень хвастливо! Скромнее надо быть

        • Анонимно
          27.05.2019 00:24

          Наверное потомучто он честный и ему нечего скрывать. Для многих не секрет на чем он ездит.

    • Анонимно
      26.05.2019 14:45

      «Марджани носил дорогие одежды, держал хороших лошадей и хороший экипаж»
      «Марджани: если толпа запрягает лошадей за 200 рублей, то лошади алимов должны стоить 500 рублей. Просто необходимо таким образом поднимать авторитет ученых»
      Это в книге, посвящённой Шигабутдин хазрату написано. По-моему все доступно и понятно, разве нет?
      Поэтому про джип не зря.

  • Анонимно
    26.05.2019 11:23

    Это скорее обрядовость,чем вера.

    • Анонимно
      26.05.2019 12:43

      А где вера по вашему? Я не слышал о Мансуре ничего плохого, а слышал о нем много. В наши дни вера так и проявляется.. Самое главное- он не сплетник..

    • Анонимно
      26.05.2019 16:17

      Вера она в душе, а обряды лишь сплачивают мусульманскую умму, без них нельзя систему вероучения выстроить и свою особую идентичность обозначить. Мне придает уверенность сознание того, что я - мусульманин и принадлежу цивилизации Ислама.

  • Анонимно
    26.05.2019 11:25

    И ни слова о политической ситуации в республике,ведь Ислам это единственная политическая религия.

    • Анонимно
      26.05.2019 12:28

      Не зря же выработали концепцию традиционного Ислама в Татарстане,без политики.Молитесь в мечетях,ездите в хадж,но не лезьте в политику.А во всём мире Ислам это политика.

    • Анонимно
      26.05.2019 14:26

      А причём здесь политика?
      Ислам закону Всевышнего учит. А политика это мысли людские.

    • Анонимно
      26.05.2019 15:02

      я считаю, что он правильно поступил, то что про политику ни слова, он также и про людей не любит гайбэт говорить и интриги не создает, и подстрекательством не занимается, за это его и уважают имамы города

    • Анонимно
      26.05.2019 15:03

      и правду в лицо любому может сказать и свое мнение не боится высказать

  • Анонимно
    26.05.2019 11:30

    Я туда пришел первый раз после армии в 1982-м, два года спустя поступил на работу. Так и хочется спросить, другой работы большое не было?

    • Анонимно
      26.05.2019 12:44

      Спросите, не держите в себе...

    • Анонимно
      26.05.2019 12:47

      А что вас это так задело?

    • Анонимно
      26.05.2019 12:50

      В пограничных войсках служил?

      • Анонимно
        26.05.2019 16:19

        Нет, был комсоргом мотострелковой дивизии.

        • Анонимно
          27.05.2019 09:55

          Почему-то меня это не удивляет, бывшие комсорги, номенклатур, партийные, они не идейные, они конъюнктурщики, идейные это те горбатится на них за плошку, и я сейчас не только о религии говорю

        • Анонимно
          27.05.2019 14:11

          в священный месяц Рамазан такую лож пишешь и не боишься ведь, что Аллах может наказать,

          • Анонимно
            27.05.2019 14:59

            Аллах не накажет. А вот люди могут что нибудь сделать, прикрываясь Аллахом.

          • Анонимно
            27.05.2019 15:25

            Эта шутка-кергуду, но один из известных имамов Казани, действительно, был комсоргом мотострелковой дивизии.

    • Анонимно
      26.05.2019 13:36

      Два года где то работал ведь.

      • Анонимно
        27.05.2019 00:23

        Да какая разница где и кем работал?? Важно ведь что сейчас он взращивает это как своё детище, во благо народа! Он попадёт в Рай, ИншаАллах! И в историю! Не каждый возьмёт на себя такую ношу. Это ведь каждодневный труд, сколько сил времени и нервов на это потрачено! Возьмите любого хазрата - сможет ли , захочет ли кто другой так же впахивать во благо народа??? Есть ли у нас в Татарстане такие хазраты которые из одной старой мечети сделают целый комплекс???

  • Анонимно
    26.05.2019 11:47

    А налоги он платит?

    • Анонимно
      26.05.2019 13:07

      У нас все платят. Почитайте законы, если так интересно.

    • Анонимно
      26.05.2019 13:48

      Перечитайте статью.Там есть ответ на ваш вопрос о налогах.

  • Анонимно
    26.05.2019 11:47

    Вот,вот у них бесплатный бизнес ,а народу коммунальные расходы от их бизнеса!!!!!!!!!!!!!!!!

    • Анонимно
      26.05.2019 12:49

      Они и есть народ. Стараются как можно меньше на шее у общества сидеть. Не то что некоторые. Хотя, если ваша задача непременно внести негатив..

    • Анонимно
      26.05.2019 13:13

      Вы так говорите как будто в мечети, церкви у вас деньги вымогают. Давно подношения делали? И сколько? Не мне, себе ответьте.
      Религия отделена от государства. Любой приход сам себе деньги находит. Просто ради интереса спросите у любого ислама.

  • Анонимно
    26.05.2019 11:50

    Молодец Хазрат! Уважаю!

  • Анонимно
    26.05.2019 12:05

    Удачи Вам Мансур хазрат, побольше бы таких имамов.

  • Анонимно
    26.05.2019 12:07

    Казань пожертвование должно быть добровольным кто сколько может

  • Анонимно
    26.05.2019 12:16

    Почитал - зауважал, нормальный оказываетсяя мужик- со знаниями и принципами.

  • Анонимно
    26.05.2019 12:27

    В Исламском колледже уже давно нет татарских шакирдов, там одни узбеки и т.п.Вот скажи хазрат почему это так?

    • Анонимно
      26.05.2019 12:48

      Вы плохо информированы. Пишите лишь то, что точно знаете!!!

    • Анонимно
      26.05.2019 13:15

      Отправьте своего сына- татарина для начала

    • Анонимно
      26.05.2019 13:16

      Отправьте своего сына- татарина для начала

    • Анонимно
      26.05.2019 13:16

      Почему вы так у нам относитесь? Между прочим вот мы граждане РФ, и чем мы хуже вас? Почему мы не можем учиться где хотим?

    • Анонимно
      26.05.2019 15:57

      ой как вы не правы, ну хотя бы заглянули разок в колледж и увидели бы сами, а не сеяли слухи, стыдно должно быть

    • Анонимно
      26.05.2019 15:59

      а придите на ифтар, пока Рамадан не закончился, я туда каждый день хожу и увидете этих ребят

  • Анонимно
    26.05.2019 12:42

    В любом другом деле нужен опыт , труд и старания! Что скажут потомки про всех нас когда нас не будет , известно только богу ! Пока мы живы надо трудится и получать дозволенные блага ! Но история повторяется ! Ш.Марджани тоже подвергался гонениям за реформы которые на тот момент для простых обывателей «казались не правильными» но сейчас его знают во всем мире ! Мансур Хазрат сделал не мало для сохранения именно сохранения !!!! Старо-Татарской слободы ! За это ему огромная благодарность ! Что касается бизнеса у всех есть желание хорошо жить так старайтесь люди добрые и пусть всевышний вам поможет !!!

  • Анонимно
    26.05.2019 12:52

    Мансур хазрат на уровне России узнаваемый имам который не занимается демогогией и наравоучением а делает конкретное дело.

    • Анонимно
      26.05.2019 16:06

      кстати он еще входит в состав Совета по исламскому образованию РФ

  • Анонимно
    26.05.2019 12:54

    Спасибо за интервью, очень интересно.

  • Анонимно
    26.05.2019 13:01

    Яратмыйм мин бу муллаларны,власть белэн берлектэ алар.

    • Анонимно
      26.05.2019 23:49

      13:01 син властька каршы булсан КОРЪЭНГЭДЭ каршы буласын тугелмесен?
      китабыбызда язылган бит: итагэтъ итегез Аллахка, анын Расуленэ хэм арагыздан сайлап куелган кешелэргэ

  • Анонимно
    26.05.2019 13:02

    Хазрат не бизнесмен, он хороший хозяйственник!!!!

    • Анонимно
      26.05.2019 16:10

      ой как красиво сказал, я бы еще добавил
      ХОРОШИЙ УПРАВЛЕНЕЦ И ОРГАНИЗАТОР

    • Анонимно
      26.05.2019 16:22

      А если бы и бизнесмен? Ислам только приветствует предпринимательство.

  • Анонимно
    26.05.2019 13:05

    Мечеть Марджани и комплекс вокруг - одно из красивых мест в Казани. Приятно прогуляться и гостям показать. Спасибо большое за это. Сделать, сохранить и содержать стоит больших трудов и средств.

  • Анонимно
    26.05.2019 13:11

    Хазрат вы лучший!!! УВАЖАЮ ТАКИХ ХАЗРАТОВ КАК ВЫ !!!

  • Анонимно
    26.05.2019 13:19

    Достойный имам знаковой мечети нашей столицы!

    • Анонимно
      26.05.2019 16:20

      как то раз Шейх Равиль Гайнутдин во время своего визита в комплекс мечети Марджани, увидев эти замечательные здания комплекса, медресе, студентов сказал: Ах как повезло этой мечети, после некоторой паузы добавил, то что мы тебя сюда назначили

  • Анонимно
    26.05.2019 13:45

    Спасибо хазрат, за пример и наставления. Можно ходить жаловаться на жизнь, просить, а можно как вы просто работать. Каждый выбирает для себя, что ему лучше.
    А как известно, не ругают только того, кто ничего не делает. Пусть Всевышний поможет вам в ваших благих делах.

  • Анонимно
    26.05.2019 13:47

    Все хорошо, вот только ничего татарского в мечетях столицы Татарстана не осталось. Все женщины в хиджабах, да и у мужчин бороды как у басмачей из старых советских фильмов. Потеряли свою идентичность. Очень жаль!

    • Анонимно
      26.05.2019 15:04

      Татары вы где? Где наш язык,традиции? Где наше гостеприимство? Где наши лучшие качества, трудолюбие, отзывчивость. К сожалению осталась только зависть: буген бяйрям, куршедя сыер улгян.

    • Анонимно
      26.05.2019 16:44

      А это уж от вас зависит - полностью! Ходите на намаз и говорите в мечети на татарском, одевайтесь как одевались ваши ак əбилəр или бабайлар.
      Будете? Вряд ли. Отдых, авто, развлекуха, вкусно пожрать и шмотье для многих казанских татар намного важнее чем намаз, миллəт и Ислам!
      Үзем татар, шуңа əйтəм.

    • Анонимно
      3.06.2019 03:25

      Почитайте историю, татарки издревле закрывали и голову, ходили в длинных платьях, даже лицо закрывали от посторонних мужчин. И у мужчин всегда были бороды. Это сейчас женщины голыми ходят и ничего татарского от них не осталось.

  • Анонимно
    26.05.2019 14:04

    Короче! Кто бы что не говорил, сам факт того что Мансур отстроил такой комплекс и сделал улицу пешеходной и туристической, говорит о многом. Сколько бы он не зарабатывал для себя, большую часть он тратит на развитие комплекса. Просто посмотрите на старо-татарскую слободу сейчас и в 90ые

    • Анонимно
      26.05.2019 16:28

      Татарская слобода - это не только здания и сооружения, разместившиеся там. Татарскую слободу делали татарской люди, жившие там. Сейчас там прежних татар практически не осталось, всех переселили на окраины. А нынешние жильцы, к сожалению, не делают слободу татарской, чужие и чуждые они для нее.

    • Анонимно
      26.05.2019 21:24

      Так это он Отстроил там всё..!-Молодец!

  • Анонимно
    26.05.2019 14:09

    Мансур хазрат яркий пример для подражания. Если б он не был достаточно религиозным,он бы не был у истоков развития ислама в 90ые и не был бы у управления до сих пор. И так же не было бы у него всего этого будь он не хорошим человеком. Зная наше правительство,просто напросто не дали бы

  • Анонимно
    26.05.2019 14:09

    Коврики на стадионе у всех одинаковые, похоже поставка этих ковриков тоже чей то бизнес

    • Анонимно
      26.05.2019 16:25

      ну что тебе мешает, сделай свой бизнес, принеси на стадион в будущем воду для разговения или хотя бы одноразовые стаканчики

    • Анонимно
      26.05.2019 16:47

      Разочарую вас, коврики на стадионе были только у первых рядов. У остальных - пластмассовые штуки для колен. А делать сəждə на траву, скажу я вам - особое удовольствие. Сразу ощущаешь связь с далекими предками.

  • Анонимно
    26.05.2019 14:12

    Мансур хазрат - особенный хазрат! Он учился в Бухаре, получил классическое религиозное образование, долгие годы работает в мечети Марджани. Он имеет колоссальный опыт, работал с многими муфтиями. У него есть глубокое понимание ислама, опыт работы, крепкие связи и твёрдый характер! Сейчас он настоящий Руководитель мусульманской уммы, аксакал! Молодец! Все у него получается! Ставит цель и добивается! И бизнес есть, и Вакф развивается и сам всегда на хороших машинах ездит! Все достойно у хазрата! Уважение и почёт!

  • Анонимно
    26.05.2019 14:12

    В Рамазан месяц все стремятся делать благородные дела. Ну, почему мы такие злые? Когда человек состоятельный делает тоже ифтар мы говорим что это показуха или он же обязан, он же богатый. Нет чтобы помолиться за него. В мечети, иногда те кто ифтар проводит, даже просят имена их не называть, интересно это кто нибудь замечает?
    Рамазан месяц добра. Давайте будем добрее.

    • Анонимно
      26.05.2019 23:14

      Добрым надо быть не только в месяц Рамазан, а круглый год 24ч в сутки

  • Анонимно
    26.05.2019 14:13

    Недавно гуляли на улице рядом с мечетью Марджани,зашли и в саму мечеть,масштабы просто не вообразимы,как можно управлять и контролировать все это?! Если этим всем он занимается и уже столько лет,то он не только на джипе должен ездить, а на лимузине с личным водителем!!! Никто из нас не смог сделать столько для народа. Так пусть не обвиняют его в том что он делает для себя

    • Анонимно
      26.05.2019 16:31

      Теперь это не просто мечеть, а Исламский культурный центр. Все мечети должны следовать этому примеру и превратиться в Культурные центры, по всей стране.

    • Анонимно
      26.05.2019 19:08

      Ты за всех не отвечай!для народа вся партия единой россии трудится!

    • Анонимно
      27.05.2019 00:11

      Жаль здесь нет фото какая была Мечеть до того как Мансур-хазрат начал руководить и какая Мечеть и её прилегающая территория стала сейчас. Есть с чем сравнить. Даже внешне. Мимо мечети ходил трамвай «2», штукатурка осыпалась с мечети и близлежащих домов. И во многом благодаря Мансур-хазрату сделали улицу пешеходной, красивой прогулочной. Старо-татарская слобода очень красивая и презентабельная сейчас! А сколько туристов и семей с детьми там сейчас прогуливаются! Благодать! И нет ни одной такой улицы у нас в городе где нет пьяных лиц и драк, в отличии от Баумана , а На кремлёвской набережной сплошные дорогие рестораны с барами и клубами. А возле мечети нет такого, тишина и умиротворение, и звуки Азана, это круто! Эдакий уголок спокойствия, где каждый может расслабиться от серых будней , прогуляться всей семьёй И насладиться кусочком истории.

      • Анонимно
        27.05.2019 23:07

        Трамвай 2 маршрута ходил с ул Волкова на Вокзал. А мимо мечети "Марджани" ходили трамваи 3 маршрута "Тукаевская - Борисково".

    • Анонимно
      27.05.2019 00:44

      "Марджани желал, чтобы все необходимое было у него самого, не любил идти к людям с просьбой. Когда однажды он хотел поехать в деревню, ему понадобился большой экипаж. Так как такие экипажи бывают нужны редко, их держали лишь богачи. Хотя жена Марджани и посоветовала ему попросить у одного богача, с которым у него были хорошие отношения, он не сделал этого, а вышел на базар и купил новый экипаж. На нем и поехал в гости."

  • Анонимно
    26.05.2019 14:16

    Я не понимаю, почему он не должен работать. Семью должен на садака содержать чтоли?
    Религия религией, а работа работой! Тем более рабочие места для мусульман предоставляет. Молодец, знаю лично очень умный и порядочный мужик!

  • Анонимно
    26.05.2019 14:21

    Работаю не по далеку, обедаю уже несколько лет в кафе за мечетью,которая раньше была "узбечкой". С каждым годом что то новое,то терраса,то ремонт,то новый филиал. На месте не стоят,развиваются,молодцы

    • Анонимно
      26.05.2019 19:10

      Неужели бесплатно кормят в Вали-бае?(ваше "узбечка"сейчас так называется). В центре везде красиво сейчас и терраса, и ремонт!

  • Анонимно
    26.05.2019 14:31

    Ассаляму алейкум! мечеть "Марджани" во главе с ее руководителем Мансур- хазратом,на сегодняшний день является самым уникальным и самым передовым,образцовым исламским центром России.
    Дай Аллах здоровья и дальнейших успехов, в продвижении истинного ислама вам Мансур-хазрат, и всем тем, кто с вами!
    Для меня всегда было странным, почему Мансур-хазрат до сих пор не муфтий! с его опытом, с его самоотдачей, с его авторитетом!

    • Анонимно
      26.05.2019 16:42

      а это ему надо? если бы он захотел стать муфтием, то сразу после Гусман хазрата бы стал, но я могу и ошибаться

      • Анонимно
        26.05.2019 17:27

        Нет, муфтием не становятся по чьему-то хотению. Кому быть муфтием РТ, решают в Кремле, этим занимается Аппарат Президента Татарстана.

        • Анонимно
          26.05.2019 23:57

          Религия отделена от государства. Причём здесь Аппарат президента? Не они назначают муфтиев. Насколько я знаю народ и духовное управление решает такие вопросы.

          • Анонимно
            27.05.2019 13:43

            Так с православием еще круче, сам тов Путин стоит со свечкой в церкви, рядом с патриархом. А министр обороны при всем народе крестится. Вот тебе и "церковь отделена от государства".

  • Анонимно
    26.05.2019 14:33

    Очень образованный, честный и грамотный человек, лично с ним знаком! Обеспечивает работу многим людям, не нарушает закон и религиозные каноны. Побольше бы таких людей!

  • Анонимно
    26.05.2019 14:42

    21 век на дворе товарищи!

    • Анонимно
      26.05.2019 16:34

      У мусульман только 15 век идет, сейчас по Хиджре (мусульманскому календарю) только 1440 год.

  • Анонимно
    26.05.2019 14:47

    Поражаюсь многим. А что сделали вы для народа?
    Нет чтобы сказать СПАСИБО!

  • Анонимно
    26.05.2019 14:53

    Предложение предприятия "Рамаевское" очень даже заманчивое. Аллах даёт возможность.

  • Анонимно
    26.05.2019 14:56

    Ничего плохого нет в бизнесе. Если ты не мулла. Не поп. Не чиновник.

    • Анонимно
      26.05.2019 15:13

      Тогда возьмите на себя содержание мечети

      • Анонимно
        26.05.2019 15:54

        В честь чего?

        • Анонимно
          26.05.2019 16:41

          В честь обретения позитивного опыта, тогда, может, и твои мозги просветлеют.

          • Анонимно
            26.05.2019 20:24

            Н да.... Ваши мозги смотрю совсем просветлели, раз предлагаете взять на содержание Мечеть

    • Анонимно
      26.05.2019 15:53

      У муллы семья, дети. Кто их содержать должен? Кто деньги ему даст на содержание семьи, как у всех, тысяч тридцать в месяц, ну и отдых раз в год. И на обучение детей, а их в мусульманских семьях 3-5. Ау, кто согласиться?

  • Анонимно
    26.05.2019 14:57

    Один ученый тюрколог как то сказал : для татарских мулл, не умеющих ничего, кроме разнесения сплетен о том, что их не касалось вовсе, Марджани стал тем, кого можно было обсуждать не переставая. Похоже, такова участь тех, кто делает что то во благо народа

  • Анонимно
    26.05.2019 15:02

    Бедный имам- ленивый имам.

  • Анонимно
    26.05.2019 15:03

    Достойный. Лучший. Всем муфтиям в пример!

  • Анонимно
    26.05.2019 15:09

    Молодец что возрождаете и сохраняете традиции наших дедов и прадедов . Дай Аллах вам здоровья Мансур -хазрат

  • Анонимно
    26.05.2019 15:11

    У меня небольшая организация на 50 рабочих мест. Здание меньше мечети, экономим на коммуналке, свет после шести не горит. И то я оплачиваю огромные коммунальные платежи, особенно в период отопления! А в Мечеть люди ходят до поздна, молятся. Ковры везде, светло, чисто, тепло. Это все содержится на средства прихожан думаете? Какие счета оплачивает Мечеть только? Не говоря о всём комплексе!
    Люди посчитайте!!!
    Пользоваться вы этим пользуетесь (вход в Мечеть и музей бесплатный), а посчитать расход сложно. Поддержать человека сложно.

    • Анонимно
      26.05.2019 15:48

      Да, почему-то не были озвучены цифры в статье, интересен расход

    • Анонимно
      26.05.2019 15:48

      А судака?

      • Анонимно
        26.05.2019 15:59

        Садака в месяц 100-150 тысяч. Это даже на коммуналку не хватает. А ещё имам платить надо, сотрудникам. Ремонт здания. Оно же старинное!
        Если не думать о том, как заработать, Мечеть развалится и опять начнут обвинять Хазрата!!!

        • Анонимно
          26.05.2019 16:11

          1,5 млн.не хотите? Это среднее садака в мечетях казани. В деревнях согласен не хватает.

          • Анонимно
            26.05.2019 16:40

            Можно узнать откуда вы цифры эти взяли, вы работаете в мечети?

            • Анонимно
              26.05.2019 17:31

              Да, работаю. Знаю все изнутри.

              • Анонимно
                26.05.2019 18:40

                То есть садака в Марджани в месяц миллион рублей? Или это годовая цифра?

                • Анонимно
                  26.05.2019 19:12

                  В казанских центральных мечетях 1-1,5 млн. в месяц.

                  • Анонимно
                    26.05.2019 20:45

                    Это 50 000 в день. Значит каждую минуту кто-то должен класть в ящик 100 рублей. Каждую минуту! Обманываете, любезный. Для чего? Чтобы о мусульманах негатив распространять?

                    • Анонимно
                      26.05.2019 21:32

                      Там и по 5 тыс.кладут. В деревнях конечно намного меньше.

                    • Анонимно
                      26.05.2019 21:36

                      В центральных мечетях не один ящик, там их несколько. Помните был случай, что в мечети в мирном украли с одного ящика пожертвование суточное. Так там сумма была более 30 тыс.руб. А это в пригородной мечети, не в центральной.

                      • Анонимно
                        26.05.2019 22:23

                        Ага, и к этим ящикам сразу очередь с 5000-ными купюрами.

                      • Анонимно
                        26.05.2019 22:27

                        Толи в Мирном было, толи на Сухой Реке, толи 30тыс, толи 300 рублей, толи за день, толи за месяц.. В людских устах все быстро нолями обрастает..

                  • Анонимно
                    27.05.2019 01:24

                    Интересно , откуда такая осведомленность???
                    Если б были такие ежемесячные суммы, представьте какие были б ухоженные эти мечети? И не пришлось бы имамам ходить побираться и искать деньги на содержание и оплату коммунальных платежей.

    • Анонимно
      26.05.2019 16:07

      Грамотно построенная работа, действительно все гениальное- просто. Создаются микропредприятия, даёшь возможность работать, но и в мечеть не забывайте отдать. Взаимопомошь. Молодец хазрат.

    • Анонимно
      26.05.2019 16:47

      да наверняка из госбюджета содержание оплачивается, не может быть, чтоб столько зданий он сам содержал и еще студентов содержал

  • Анонимно
    26.05.2019 16:23

    Молодец! Полностью согласен! Отличный пример всем

  • Анонимно
    26.05.2019 16:29

    Просто человек живёт на прибыль от бизнеса, который функционирует за счёт лояльности власти, проще говоря за безпроцентный и безвозвратный займ из бюджета по различным статьям. Это норма в нашем государстве, в каком-то смысле предмет гордости, не украл, а дали, и успешно вложил. Уровень духовенства такой, везде.

  • Анонимно
    26.05.2019 16:40

    Работала в колледже. Если бы вы знали, в каких комфортных условиях шакирды живут. Они ведь и в школах продолжают учиться, вечерняя форма. Медосмотры проходят, спортом занимаются. Все условия созданы. Получают хорошее исламское образование

    • Анонимно
      26.05.2019 18:50

      Учился там!хазрат хороший человек.но условия не очень

      • Анонимно
        27.05.2019 00:07

        да не учился он там , это фейк, назови хотя бы пару устазов, например по корану и по татарскому?

      • Анонимно
        27.05.2019 00:09

        Условия не очень?
        Проживание, питание, обучение и доп преимущества. Вот это да!

    • Анонимно
      27.05.2019 00:12

      Я свами согласен, я там учился. Хазрат всех обеспечиает и колледж в достатке

  • Анонимно
    26.05.2019 16:46

    Ислам не запрещает имаму заниматься бизнесом. Запрещено из Религии делать бизнесс!

  • Анонимно
    26.05.2019 17:14

    Арабские страны были когда то сравни западной цивилизации по уровню развития, но после исламизации отбросились назад в средневековье

    ну и уровень счастья на востоке зашкаливает...

    • Анонимно
      26.05.2019 18:50

      Хвалу и клевету приемли равнодушно,
      ‎И не оспоривай глупца.
      А.С.Пушкин.

    • Анонимно
      26.05.2019 19:42

      Чушь несёте. Рассвет науки там произошёл именно в период Ислама.

  • Анонимно
    26.05.2019 18:35

    Мансур Хазрат очень уважаемый человек, он внёс большой вклад в развитие мечети и нашей Уммы! Продолжайте в том же духе, Хазрат!

  • Анонимно
    26.05.2019 19:41

    Я лично знаю Мансур Хазерата и ничего плохого в его адрес сказать не могу, так как человек, действительно, очень достойный!
    Сколько он сделал добра, скольким помог, скольких поднял, сколько организовал строительств!!! Нет слов... Каков он замечателен и почитаем!

  • Анонимно
    26.05.2019 20:02

    А сам Марджани в годы своей праведной жизни-был богат..?

  • Анонимно
    26.05.2019 20:45

    Это же самая старинная Мечеть Казани!
    Мы никах здесь читали. И сына хотим в мусульманский садик отдать.
    Только очень жаль, что колледж закрывают, нехорошо это...

    • Анонимно
      26.05.2019 22:55

      Ассалемагалейкум, в мухаммадию отдайте брат, там тоже братья мусульмане, очень хорошее медресе

  • Анонимно
    26.05.2019 22:28

    Вобщем мне все понятно...вы вообще

  • Анонимно
    26.05.2019 22:44

    Посчастливилось лично пообщаться с Мансур хазратом, был впечатлён тем какой он отзывчивый человек.
    Неоднократно слышал о том, что он очень многое сделал для мусульман и татарской культуры в целом

  • Анонимно
    26.05.2019 23:37

    Шаймиев сказал: "Без булдырабыз!"
    Что стало неофициальным девизом последних лет Татарстана, которого придерживается Мансур хазрат.

  • Анонимно
    26.05.2019 23:48

    Мансур хазрат грамотный руководитель, хороший человек и пример многим руководителям! Сколько добра и много хорошего делает для людей, отзывчивый, порядочный, умный и мудрый. Те хазраты, которые работали под его руководством научились многому и теперь руководят в других мечетях. И они благодарны ему за те учения и наставления которые он давал и продолжает давать им. Берите с него пример, молодёжь! И не только молодежь, но и руководители других конфессий!
    Искреннее уважение и почтение Мансур хазрату, мира и всех благ вашей семье, счастья в обоих мирах!

  • Анонимно
    27.05.2019 00:33

    Откуда столько негатива в некоторых комментаторах ??? Рамадан месяц - священный месяц! Добрее надо быть, благие дела делать! Попробуйте сказать спасибо и помолиться за мусульман, вместо того чтобы изливать желчь. Чем сосуд наполнен, то из него и изливается. Спасибо Мансур-хазрату за открытость и за то что он делает для мусульман!

  • Анонимно
    27.05.2019 00:49

    "У Марджани были золотые часы. Когда шакирды спросили разрешается ли ношение золотых часов, он сказал: "Почему вы не читаете книг? Найдите ответ в книгах сами. Не читаете, лишь собираете, а если не понимаете написанного с первого раза, вовсе откладываете книгу в сторону. Книга сама рассказывает о себе, если сложно понять в одном месте, это можно понять в другом" Так и не дав ответа по поводу разрешения на ношение золотых часов"

  • Анонимно
    27.05.2019 01:36

    Кстати, мусульманский детский сад при мечети Аль-Марджани - один из первых в Казани. В летний период он работает в режиме детского лагеря. Деткам которые туда ходят очень нравится, они изучают там не только основы Ислама , но и получают общее образование, творческое развитие , культуру и правила поведения. Достойное питание, прогулки, дневной сон, игры и образование способствуют их правильному развитию. Насколько я знаю, водят туда деток не только из мусульманских семей. Моя знакомая (татарка, муж русский) водит туда своих деток и их семья очень довольна этим садиком.

  • Анонимно
    27.05.2019 02:00

    Ассаламу алейкум, Мансур хәзрәт очень хороший человек, я сам учился в казанском Исламском Колледже, там совершенно всё бесплатно(жилье, пропитание, учёба, спортивный зал) и это все добился Мансур хәзрәт, чем ему очень благодарен, этот колледж никто не обеспечивает ни какая организация, Мансур хазрат свои деньги тратит для того чтобы процветал Ислам, чтоб люди знали об Исламе.
    Сколько всего сделал Мансур хазрат в Казани, сколько принес благ в Ислам.
    Ин ша Аллах, Аллах примет его деяния)

  • Анонимно
    27.05.2019 05:04

    Мансур Хазрят. Это личность которая уже вписана в историю н. Казани. Человек, мужчина, мусульманин!!! Именно таким должен быть мусульманин.! Именно такой пример должен он показывать людям. Слушай что говорит Имам, но не смотри, что он делает. В случае с Мансурович, как раз наоборот!!! Посмотрите на его дела!!!горжусь!!!Я его знаю много лет и нетепловой нем»пятен». Спасибо ему!!!!

  • Галеев Зуфар
    27.05.2019 08:00

    И богатым он не должен быть.

    • Анонимно
      27.05.2019 11:23

      Он не должен быть завистником. В чужом кармане деньги считать не должен. Он не должен желчно умничать в интернете. А богатым быть должен. Он не пьет, не курит, по ресторанам с девками не зависает. Почему бы ему не быть богатым?

    • Почему так считаете?

  • Анонимно
    27.05.2019 08:41

    Только через Созидание и Доброту приходит Осознание!
    А борода ли у тебя или лысина..Значения-Не имеет..!!

  • maximteregul
    27.05.2019 08:54

    Муллу, имама, муэдзина знаю, шефа нет. Как по арабски называли шефа мечети во времена пророка?

  • Анонимно
    27.05.2019 08:57

    пускай занимаются чем хотят - бизнесом, деньгами и т.д. лишь не проповедовали радикализм и экстремизм. А дальше Аллах рассудит.

  • Анонимно
    27.05.2019 12:41

    Любая религия - это бизнес. Католическая религия стала по сути огромной корпорацией во главе с римским папой, имеющая активы по всему миру. Можно вспомнить индульгенции, которые раздавала церковь в Средние века, за деньги отпуская грехи. РПЦ, в 2010 г. получившая от государства свыше 10 000 объектов культурного наследия, ныне стала крупнейшим землевладельцем в РФ. Банк Пересвет, частично контролируемый РПЦ, был спасен правительством РФ от банкротства, в отличие от примерно равного по размерам ТФБ. Ислам ныне превратился в мощную корпорацию со своим бизнесом (халяль-продукты и т.д.), который претендует на главенствующую роль в судьбе целых государств и народов. Вспомните, как много внимания Исламу ныне уделяет БО, а совсем недавно уважаемые эксперты настаивали на включение Ислама в стратегию развития татарского народа. А это - огромные деньги от государства на развитие мечетей и т.д. Уважаемый интервьюер за эти почти 40 лет стал по сути весьма удачливым бизнесменом, ведущим свой бизнес под эгидой Ислама. И он этого не скрывает. Мораль проста: чтобы указывать людям успешный путь в жизни, надо быть успешным самому. Жаль, что это вряд ли поймут и оценят десятки миллионов бедняков, а также десятки миллионов людей в РФ, получающих низкие зарплаты и пенсии - в стране существует такое интересное явление, как "работающие бедные". Те, кто работает, но едва сводит концы с концами. Вот здесь-то Власти и может пригодится идеология Ислама с его покорностью и принятием мира в его существующем виде, без попыток его революционного преобразования. Само слово Ислам переводится как "Покорность".

  • Анонимно
    27.05.2019 15:10

    Исерек- айнымасын...
    Хэерче-баемасын....

  • Анонимно
    27.05.2019 21:39

    Конечно имам не должен быть бедным, не должен быть сирым и убогим как думают люди сформированные русской культурой. Имам должен быть широко образованным, знать языки, быть психологом, быть просто интересным человеком для окружающих и плодить мусульман в прямом и переносном смысле.

  • Анонимно
    27.05.2019 22:34

    Идеальный прихожанин мечети согласно всем учениям - это пышущий здоровьем радующийся жизни бизнесмен-торговец. Всё норм. Этим сильно отличается от христианства где идеальный прихожанин должен быть мучеником и страдальцем.

  • Анонимно
    27.05.2019 22:44

    Если материальное благополучие зависило бы от объема выполненного труда , то самыми богатыми людьми должны были бы быть грузчики....

    • Анонимно
      27.05.2019 23:16

      Труд бывает не только физический, работа головой приносит бОльшие доходы. Билл Гейтс, Стив Джобс, Мухаммад Юнус (Бангладеш, нобелевский лауреат) и другие - тому убедительное доказательство.

    • Анонимно
      28.05.2019 22:09

      Грузчики и шахматисты!

  • Анонимно
    28.05.2019 00:12

    Каждый должен быть профессионалом своего дела!

  • Анонимно
    28.05.2019 00:17

    Кто бизнесом занимается, тому молиться некогда. Надо выбирать одно из двух

  • Анонимно
    28.05.2019 00:21

    При чем тут деньги? Люди идут в храмы за духовным обогащением...неужели чтобы наставления на совершение благих дел были действенными они должны быть подкреплены финансовым благополучием повествователя?

    • Анонимно
      28.05.2019 19:41

      Мечети - не храмы, в Исламе нет храмов. Это клубы мусульман.

      • Анонимно
        28.05.2019 22:02

        Тут общая важна мысль нежели тонкости той или иной религии

        • Анонимно
          28.05.2019 23:39

          Ну так, в храмы идут за одним, а в клубы - совсем за другим. Духовное обогащение у мусульман идет за счет взаимного общения, в том числе.

  • Анонимно
    28.05.2019 00:29

    Стоит также напомнить и то что 1)Пророк не оставил после себя в наследство ни динара ни дирхама
    2) Имам Абу Ханифе «руководя» продажами тканей указал своему помощнику что один рулон бракованный и его нужно продать дешевле остальных. Помощник забыл и продал по обычной цене . На что Имам вырученную сумму до динара раздал как милостыню

    Каждый находит из жизни тех кому можно подражать то что ему ближе!

  • Анонимно
    28.05.2019 11:06

    Кстати, Сталин тоже не оставил после себя в наследство "ни динара, ни дирхема". Он оставил после себя десятки тысяч построенных заводов, фабрик, школ и больниц. Бытие определяет сознание. Наверное, трудно призывать людей к смирению в стране, где велика пропасть между богатыми и бедными, коррупция и социальная несправедливость.

    • Анонимно
      28.05.2019 19:43

      Сталин оставил после себя не только десятки тысяч(?) заводов и фабрик, но и миллионы могил ни в чем неповинных людей.

      • Анонимно
        28.05.2019 22:08

        Если разделить количество угнетенных на период правления то получается .... 1 человек за 17 минут!
        Хоть 100 тысяч заводов. Тирания никогда не вспоминается достигнутым результатом.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль