Если 20 лет назад из автограда уезжали 15–20% выпускников, то сейчас столько остаются в родном городе. Таков главный итог исследования, проведенного КАМАЗом перед празднованием 50-летия предприятия. Эксперты «БИЗНЕС Online» говорят, что главная причина оттока связана с тем, что поступать в Челнах некуда, а город скоро могут заполонить гастарбайтеры из среднеазиатских республик.
Если 20 лет назад из автограда уезжали 15–20% выпускников, то сейчас столько остаются в родном городе
ЛИШЬ 5% ШКОЛЬНИКОВ СЧИТАЮТ ЧЕЛНЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМИ ДЛЯ ЖИЗНИ
Удручающие итоги исследования среди старшеклассников челнинских школ стали известны «БИЗНЕС Online». Проводилось оно департаментом развития персонала КАМАЗа еще в конце прошлого года, перед совещанием с участием полномочного представителя президента РФ в ПФО Игоря Комарова и президента Татарстана Рустама Минниханова, на котором была затронута проблема нехватки рабочих кадров для заводов республики.
Как пояснил руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев, это было репрезентативное исследование, в котором принял участие 2021 человек — ученики 8–11-х классов школ города. «В рамках подготовки к 50-летию КАМАЗа мы искали проекты, которые бы могли помочь городу и предприятию в том числе удержать выпускников в Челнах. Именно после этого исследования мы и начали бить тревогу, искать пути решения проблемы. Затем у нас и родилась идея создания технического университета. Чтобы люди не ехали в Бауманку в Москву, а чтобы федеральный университет технической направленности был бы у нас и хорошо функционировал. Именно из-за таких ужасающих цифр в исследовании на КАМАЗе предложили праздновать 50-летие не как узкое мероприятие, а вывести его на федеральный уровень с привлечением вице-премьера Дмитрия Козака, чтобы ключевые проблемы города — с больницами, кампусом, техническим университетом — решались с привлечением федеральных денег», — рассказал он.
Итак, чем же так шокировали руководство КАМАЗа полученные цифры? Среди опрошенных 85% определились с планами на свою дальнейшую жизнь после выхода из школьных стен. Из данной части респондентов планируют уехать из Челнов 67%. Отметим, что в это число входят ученики 8–11-х классов. 30% планируют остаться в автограде, еще 3%намерены пойти в армию либо рассматривают какие-то другие варианты своего дальнейшего бытия. Однако, чем старше становятся челнинцы, тем меньше в них патриотизма. Главная новость состоит в том, что 83% опрошенных учащихся 10–11-х классов намерены уехать из города. Среди тех, кто «встал на лыжи», 32% учатся на отлично, 62% являются ударниками, а 6% имеют в дневниках тройки. Потоки потенциально мигрирующих челнинцев по городам и весям распределились следующим образом: 27% собираются остаться там, где продолжат получать высшее образование, 23% планируют переехать в другой регион, 18% хотят за границу и только 5% решили, что вернутся в Челны. Есть и неопределившиеся с дальнейшими планами — таковых 28%.
Выделены в исследовании и факторы привлекательности других городов для челнинцев. Так, Санкт-Петербург оказался самым привлекательным — 40% опрошенных отметили его большие возможности для развития, культуру и красоту, качество и количество образовательных учреждений, развитую инфраструктуру, высокий уровень жизни и оплаты труда и даже наличие достопримечательностей. Исходя из результатов, Москва по последнему критерию уступает Питеру — столицу считают привлекательной 31% респондентов. Казань рассматривают в качестве будущего места учебы 23% учеников. И только 5% школьников видят Челны как привлекательный для жизни город.
Как отмечается в исследовании, 23% учащихся приняли решение о своем будущем сами, на 46% повлияли родители, 18% послушали мнение друзей и знакомых, на 14% опрошенных оказали воздействие статьи в интернете, увещевания представителей учебных заведений побудили 10% респондентов, соцсети и учителя — 9 и 7% соответственно. Наименьшее влияние оказали члены предприятий (4%), телевидение, газеты и журналы (2–3%).
Выбирая свою альма-матер, челнинские выпускники руководствуются в первую очередь наличием интересующих специальностей (45%), бюджетных мест (41%) и престижностью учебного заведения (30%). Также в пятерке критериев выбора — возможность быстро найти высокооплачиваемую работу по специальности (29%), а для 28% важно, что вуз находится в городе с большими возможностями. Перспектива вырваться из-под опеки окрыляет 19% респондентов, 14% связывают свой выбор с легкостью поступления, приемлемая стоимость платного обучения прельщает 9% выпускников, и только 6% указали, что учебное заведение располагается в их родном городе (при этом не указано, какой они считают таковым).
Отдельный блок посвящен зарплатным ожиданиям учащихся. Исследователи выявили медианные показатели по классам. Так, среди 8-классников желаемая зарплата сошлась на показателе в 45 тыс. рублей в месяц, 9-е классы рассматривают возможность получать 47,5 тыс., а старшеклассники — 50 тысяч. При этом среди тех, кто планирует остаться в Челнах, желаемая зарплата составляет 40 тыс., среди тех, кто уедет, — 50 тыс. рублей. В процентном соотношении только за зарплату в полсотни и выше согласны работать 47% респондентов. 14% устроят ежемесячные 39–49 тыс. рублей. 11% определили для себя планку в 28–32 тыс., по 6% приходится на тех, кто выбрал зарплатный интервал 33–38 тыс. и 22–27 тыс. рублей. 3% учеников будут довольствоваться 12–16 тыс. рублей.
В рамках анализа выяснили на КАМАЗе и оценку качества городской среды. Наилучшей оценки — 3,6 балла — удостоились объекты общепита и магазины в шаговой доступности. Двойки поставили парковочным местам, освещению улиц, архитектуре и внешнему виду зданий, велосипедной инфраструктуре и безопасности. Хуже всего в Челнах, по мнению школьников, с точками для бесплатной подзарядки гаджетов. Те, кто планирует уезжать, в большей степени считают, что в развитии прежде всего нуждаются креативные пространства, места культурного отдыха и достопримечательности. К слову, в число знаковых объектов города на первое место школьники поставили сам КАМАЗ (20%), на второе — мемориал «Родина-мать» (13%), на третье — бизнес-центр «2.18», известный также как «Тюбетейка» (11%). Городские набережные отметили 5%, парк Победы — 3%, бульвар Энтузиастов — 2%. В число достопримечательностей попал и торговый центр Sunrise City — за него проголосовали 4%.
ЕЩЕ МИНУС 12%
Отметим, что всего в Челнах на данный момент, по данным управления образования, насчитывается около 14,7 тыс. учащихся 8–11-х классов, из которых старшеклассников (10–11-е классы) — чуть больше 4 тысяч. Так что, получается, в опрос попали около 14% школьников города. Если же подсчитывать поток собравшихся в столичные вузы в количественном выражении, переведя проценты в реальные цифры и перенося их на всех старшеклассников, то уехать должны около 3,3 тыс. человек — те самые 83%.
Как отмечает Афанасьев, после итогов исследования автогигант организовывал круглые столы с привлечением молодежи на КАМАЗе, в ходе которых выясняли, что их притягивает на предприятие и что нужно изменить в городской инфраструктуре, чтобы отток молодых людей из Челнов уменьшался. В рамках исследования также была выработана «дорожная карта», в которую вошли предложения городу и республике, включенные в план мероприятий к 50-летию КАМАЗа. Правда, что это за предложения, руководитель пресс-службы автогиганта озвучивать более детально не стал.
В число знаковых объектов города на первое место школьники поставили сам КАМАЗ (20%), на второе — мемориал «Родина-мать» (13%), на третье — бизнес-центр «2.18», известный также как «Тюбетейка» (11%)
Напомним, что проблема миграции молодежи громко прозвучала еще в феврале прошлого года на встрече в ТПП руководителей предприятий с представителями учебных заведений. Тогда из уст замруководителя исполкома Рамиля Халимова прозвучало, что автоград покидают 71% выпускников, то есть за год к ним могут приплюсоваться еще 12%.
Год спустя, в феврале 2019-го, во время встречи с участниками образовательной программы «Локомотивы роста» мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев дал задание молодежи решить наболевшую задачу с ее оттоком из города. По его словам, ежегодно в Челнах выходят из школы около 2 тыс. выпускников 11-х классов, из них 26% остаются в городе, 74% ребят поступают в вузы Татарстана и за его пределы. Тогда же были приведены данные неких социологических исследований, согласно которым причинами оттока молодежи из автограда являются отсутствие возможности получения качественного высшего образования, приобретения доступного жилья, недостаточное количество молодежной инфраструктуры. За последние четыре года отток увеличивался. Так, в 2015-м после 11-го класса в городе остались 38% выпускников, в 2016-м — 33%, в 2017-м — 29%, а в 2018-м — всего 26%.
ГОРОД СТАРИКОВ И «ПРОСТО ПРОШЛЫЙ ВЕК»?
Экспертов «БИЗНЕС Online» такие цифры уже не удивляют, но сильно огорчают. По мнению спикеров, необходимо пересматривать образовательную систему в городе и создавать программу по закреплению молодежи на местах.
Елена Машкова: «Я лично множество людей знаю, которые работают на 18–20 тысяч рублей. Это выживание! Это те, кто не смог отсюда слинять. Расслоение в обществе колоссальное по доходам»
Елена Машкова — директор центра маркетинговых исследований:
— Подобное не должно шокировать или удивлять. Это фактология. Если там репрезентативное исследование и оно выполнено по всем правилам исследовательского подхода, то это так и есть. А факт, конечно, печальный. При выборе вуза сохраняется два основных аспекта: люди просто смотрят, кем и где дальше работать и каков уровень заработной платы. И третье — это качество образования, которое будут получать. Оно задает будущую траекторию. Хотя все переживают, что только треть выпускников работают по полученной специальности, но мы понимаем: они по крайней мере ищут эти места, чтобы они были достаточно оплачиваемыми. Однако у нас низкий уровень заработной платы — мы ее по пирамиде доходности много лет смотрели. Несмотря на всю отчетность по средней зарплате, которая в Челнах все равно ниже, чем в Казани, Альметьевске, Нижнекамске и даже Елабуге, люди ведь утверждают, что реальная заработная плата еще ниже. Несмотря на то что затратно учиться в Питере, Москве, Казани, выпускники ориентируются на качество образования. Понятно, что эти декларируемые желания с реальностью немного разойдутся. Но совершенно очевидно, что серьезная проблема сохраняется. Да, высшее образование в Челнах получать негде — все несовременно, неперспективно.
Я наблюдают сколько происходит в Татарстане реконструкций, ремонтов. Я недавно пол-России проехала на машине и видела, в каком запущенном состоянии находятся другие города, в тысячный раз убедилась, что в республике положение намного лучше, чем в иных регионах. Их нужно развивать, но не с таким уровнем зарплат. Я лично множество людей знаю, которые работают на 18–20 тысяч рублей. Это выживание! Это те, кто не смог отсюда слинять. Расслоение в обществе колоссальное по доходам.
Во время разработки стратегии развития Челнов мы проводили круглые столы по уровню образования, кампусу, университетскому городку — как раз там рассказывали о концепциях, которые есть в мире. А после всех совещаний по техническому университету…. Я сама там не была, мне звонили, рассказывали. Но подобное даже близко не то, что мы в 2015 году обсуждали. Это просто прошлый век! Такие технологии в образовании уже не используются нигде! Это тупиковый ход, застой. Как будто не было прорывных обсуждений, критики. На круглых столах присутствовали представители нашего стандартного образования — они так кидались на эти инновации. И идей много, и в мире создаются такие университеты. За рубежом в данных образовательных структурах есть программы по выделению кода уникальности, там люди «доращиваются», а потом возвращаются в свои регионы и создают кампусы, продвигают современное образование — в Латвии, Литве так. А у нас столько барьеров… КАМАЗу нужно послать обучаться несколько людей хотя бы, которые бы поняли саму систему построения этого нового образования. А создавать еще одну мертворожденную структуру… Даже Бауманку. Кто носителем знаний будет? Или все на дистанционке? Пока больше вопросов, чем ответов. Горько это. Подобное вложений требует колоссальных.
Раушан Валиуллин: «Это означает, что через 10–20 лет Челны будут городом стариков. А что с этим делать — тут я рецептов дать не могу. Наверное, над таким должны задумываться чиновники»
Раушан Валиуллин — учитель истории школы №24 (Челны):
— Да, ощущение, что все уезжают, есть. Я со старшеклассниками общаюсь, и большинство действительно планируют после окончания перебраться. Но у нас специфика школы химико-биологическая. По понятным причинам детишки уезжают в Ижевск и Казань, потому что там медвузы. В целом и те, кто не связывает свое будущее с медициной, тоже как минимум мечтают переехать в столицу РТ. Меня, естественно, не может не беспокоить, что подрастающее поколение стремится отсюда перебраться. Это означает, что через 10–20 лет Челны будут городом стариков. А что с этим делать — тут я рецептов дать не могу. Наверное, над таким должны задумываться чиновники, люди в высоких кабинетах.
В КАЗАНИ 120 СТУДЕНТОВ НА ТЫСЯЧУ НАСЕЛЕНИЯ, В ТОМСКЕ — 200, В ЧЕЛНАХ — 30
Виктор Суворов — директор Набережночелнинского торгово-технологического техникума:
— Уже 83 процента? А мы с чем в городе останемся? Сюда же никто не возвращается. Но для меня это не новость, к сожалению. Мы превратили Челны в город филиалов. Раньше в нем было 20 вузов, сейчас у нас один самостоятельный университет — это НГПУ. И четыре филиала. Все остальное убрали или присоединили. Нас лишили статуса вуза, тоже прессовали, пытались нашу самостоятельность отнять, сделать нас чуть ли не факультетом. Слава богу, я отстоял звание техникума.
В городах, где 30–40 тысяч населения, филиалы нужны. Но, чтобы в полумиллионном городе не было 7–10 различных высших учебных заведений, это совсем негоже. Ссузов — 6–7. Хотя в том же Альметьевске, у которого населения в три раза меньше, 8 или 9 ссузов. А мы все уничтожаем, убираем.
Челны по численности населения занимают среди 1096 городов страны 32-е место. Наш автоград крупнее 47 областных и республиканских центов. Сегодня в Челнах 17 тысяч студентов, то есть у нас на сегодняшний день 30 студентов на тысячу населения, в Казани — 120, в Томске — 200. В первую тридцатку российских городов по этому показателю мы никак не входим.
Виктор Суворов: «Нам нужно продолжать укреплять городские традиции в первую очередь на «своих», а не на приезжающих или уезжающих»
Следующий важный показатель — это количество докторов и кандидатов наук в городе. У нас докторов наук несколько лет назад было примерно 90–100 человек. Сегодня их, судя по мною собранной информации через городское управление образования, осталось не более 35–40 человек. Для сравнения: при численности населения Саранска в 330 тысяч человек только в трех ведущих вузах этого города обучаются 36 тысяч студентов ВПО, в расчете на тысячу жителей это более чем вдвое превышает показатель Челнов. Существенно обгоняет Саранск и по количеству докторов и кандидатов наук. Только в трех ведущих вузах города работают 397 докторов наук и более 1700 кандидатов наук. У них функционирует более 20 диссертационных советов. Это при том, что валовый территориальный продукт Мордовии вдвое меньше ВТП Челнов!
Городу очень нужен сильный во всех отношениях полк педагогических кадров НГПУ, сформированных и обученных на гуманной философии. Но Челнам необходим и политехнический университет, свой, самостоятельный, объединяющий в себе несколько институтов, куда пойдет поток выпускников школ города, чтобы в дальнейшем закрепиться на КАМАЗе, в структурах ТОСЭРов, в различных социально-экономических секторах.
Медленно, но необратимо мы приближаемся к очень большой проблеме — «заниматься» социально-экономическим развитием города через несколько лет будут приезжающие вахтовым методом выходцы южно-азиатских республик. 20 лет назад количество уезжающих выпускников школ Набережных Челнов составляло 15–20 процентов. Взамен им (и даже с лихвой) к нам прибывали, а потом закреплялись выпускники школ сельскохозяйственных районов. Это вполне соответствовало уровню естественной миграции.
Сегодня 83 процента выпускников уезжают в столичные города, а прибывающих из сел (судя по абитуриентам) стало меньше в 1,5–2 раза, чем было десяток лет назад. Это и понятно: сел и деревень тоже становится все меньше и меньше. Потому лозунг, который мы иногда слышим («…наши уезжают, к нам другие приезжают…»), неправомерен. Он лишь соответствует недостаточному экономическому потенциалу, сравнительные показатели которого нам всем известны. Но ведь когда-то все должно заработать на полную мощность, что потребует высококвалифицированного и умного работника, имеющего городские корни, знающего его традиции, любящего свою малую родину. Простите, у вахтовиков ничего этого нет, так как подобное формируется десятилетиями.
Поэтому необходимо создать городскую программу по закреплению молодежи, которая после завершения школьного образования, средне-специального и высшего имела бы мотивацию. Например, если бы было два разнопрофильных, многоуровневых университета, значительная часть выпускников школ захотели бы остаться в более экономичных и привычных для них условиях. Отслужившим в армии, в соответствии с экономическими потребностями города, можно предложить распределение по ссузам и вузам на льготное обучение, выпускнику-специалисту определить льготный процент ипотеки, гарантировать получение места в детском саду, выдавать подъемные и т. д. Если не будет стимулирующей программы и соответствующей рекламы в СМИ, то никогда тысячи вакантных рабочих профессий не будут заполнены, сколько их ни готовь! Нам нужно продолжать укреплять городские традиции в первую очередь на «своих», а не на приезжающих или уезжающих. Из мировой практики давно известно, что вложенные деньги в кадровый потенциал возвращаются с прибылью в 3,5 раза больше, чем вложенные в производство!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 323