Машиностроение 
14.06.2019

Им сверху видно: влиятельные, богатые и уважаемые пилоты Татарстана

Перед Red Bull Air Race «БИЗНЕС Online» провел «перепись» летчиков: от любителей Минниханова и Хайруллина до профи, испытывавших Ту-160

Завтра в Казани стартуют очередные авиационные гонки Red Bull Air Race. Возможно, кто-то из мальчишек, посмотрев полеты, захочет стать только авиатором. В Татарстане больных небом хватает. Это подтверждает немалое количество людей (как профессионалов, так и любителей), летающих на самолетах и вертолетах. «БИЗНЕС Online» рассказывает о знаковых фигурах авиационного мира РТ — тех, кто непосредственно сидит за штурвалом.

В череде рейтингов влиятельных фигур в той или иной отрасли, которые регулярно составляет «БИЗНЕС Online», этот особенный. Мы не стали ранжировать наших героев, ибо какая может быть «влиятельность» в небе? В череде рейтингов влиятельных фигур в той или иной отрасли, которые регулярно составляет «БИЗНЕС Online», этот особенный. Мы не стали ранжировать наших героев, ибо какая может быть «влиятельность» в небе? Фото: «БИЗНЕС Online»

ТАК КТО ЖЕ ЛЕТАЕТ В ТАТАРСТАНЕ?

В череде рейтингов влиятельных фигур в той или иной отрасли, которые регулярно составляет «БИЗНЕС Online», этот особенный. На сей раз мы не стали ранжировать наших героев, ибо какая может быть «влиятельность» в небе? Там все равны и подчиняются суровым законам аэродинамики и летной дисциплины. Президент РТ в небе не более чем берущий уроки новичок, вместе с тем у каждого любителя есть шанс вырасти, к примеру, до пилота бизнес-джета.

Но мы все же разделили наших героев на группы (сразу подчеркнем, градация в ряде случаев достаточно условна). В первой — известные люди, которые летают, не будучи профессиональными пилотами. Они во многом подают пример, формируют моду на авиацию. Во второй — действующие профессионалы: пилоты, имеющие летный опыт, руководители авиапредприятий. В третьей — так скажем, любители в степени фанатов неба и инструкторы, приобщающие людей к авиации. Наконец, в четвертой — наши уважаемые ветераны отрасли, бывшие гражданские и военные пилоты, а также экс-испытатели. Общее условие для персоналий — все они должны быть в какой-то мере знаковыми для отрасли. Блюдя небесную демократию, мы расположили наших героев в алфавитном порядке.

По нашим данным, Альберт Каримов с детства мечтал о небеФото: «БИЗНЕС Online»

ПРЕЗИДЕНТЫ, МИНИСТРЫ, БИЗНЕСМЕНЫ…

Как говорится, неплохо устроился начальник НГДУ «Азнакаевнефть» Марат Залятов: утверждают, что на работу он летает из дома в Альметьевске на собственном самолете — «Аэропракте». Залятов сделал большое дело — стал одним из учредителей аэроклуба в нефтяной столице РТ.

Вице-премьер РТ — министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов вообще любитель экстрима, например яхтинга. По нашим данным, он с детства мечтал о небе. Необходимые часы практики начал наматывать в Татарстане, а в конце 2018 года в одной из московских летных школ получил пилотское удостоверение и теперь в плотном рабочем графике старается найти возможность летать на легких вертолетах.

По нашим сведениям, пилотских «прав» у Минниханова нет, но он не раз брал практические уроки у профессионалов, в том числе у Тима Такера По нашим сведениям, пилотских «прав» у Минниханова нет, но он не раз брал практические уроки у профессионалов, в том числе у Тима Такера Фото: «БИЗНЕС Online»

Президент РТ Рустам Минниханов известен своим неравнодушием к технике. По нашим сведениям, пилотских «прав» у него нет, но он не раз брал практические уроки у профессионалов, в том числе у шеф-пилота Robinson Helicopter Company, пилота-испытателя федеральной авиационной администрации США Тима Такера.

Генеральный директор московского АО «Девелоперская корпорация „Антей“» Владимир Осташко затеял создать в Татарстане авиадеревню по западному образцу и думает перебраться в республику на ПМЖ. В детстве он хотел стать военным летчиком, но из-за хоккейной травмы путь в летное училище оказался закрыт. Однако мечта не умерла: в 59 лет (сейчас ему 64) освоил пилотирование одно- и двухдвигательных самолетов, а в 60 — вертолета. В собственности бизнесмена — самолеты Tecnam P2002 Sierra, Tecnam P2006T, вертолеты Robinson R-44 и Ми-2.

Легкими самолетами управляет генеральный директор АО «Казанская ярмарка» Лев Семенов Легкими самолетами управляет генеральный директор АО «Казанская ярмарка» Лев Семенов Фото: «БИЗНЕС Online»

Легкими самолетами управляет генеральный директор АО «Казанская ярмарка» Лев Семенов. По образованию он инженер-механик, окончил КАИ.

Бывший заместитель полномочного представителя РТ в РФ, экс-советник премьер-министра РТ, экс-директор департамента управления делами и имущественным комплексом «Росатома», генеральный директор работающего на космос ростеховского ОНПП «Технология» Андрей Силкин летает на Ми-2, Robinson R-22  и R-44.

Андрей Силкин летает на Ми-2, Robinson R-22 и R-44 Андрей Силкин летает на Ми-2, Robinson R-22 и R-44 Фото: tatarstan.ru

Казанец Константин Тимофеев — пример того, как банкир может стать летчиком настоящей пилотажной группы. В 1994 году он окончил КФЭИ и возглавил аналитическое управление Волжско-Камского акционерного банка, потом его пригласили на пост председателя правления ИнтехБанка, в 2011-м был назначен председателем комитета по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства мэрии Москвы. Но в минувшем декабре подал в отставку ради авиапромовской должности: сегодня Тимофеев — старший вице-президент по операционной деятельности АО «Гражданские самолеты Сухого». Работая в коммерческих компаниях, он параллельно окончил Вяземский учебно-авиационный центр, Ульяновский институт гражданской авиации и Московский авиационный институт. Освоил самолеты L-39, PA 46, EMB 550, причем настолько успешно, что его приняли в пилотажную группу «Русь» (летает на реактивных L-39, постоянный участник воздушных шоу в России и Европе), которую, по всей видимости, еще и частично спонсирует. В составе группы экономист в 2018 году летал и в Казани на недавнем празднике «Я выбираю небо».

Министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин — еще один VIP-экстремальщик. Известна его страсть к мотоциклам. Но этого ему мало. Ирек Энваровач владеет легким самолетом А-20 PAO171G украинской разработки и производства. Правда, говорят, в последнее время он не летает — на ремонте.

Нужды бизнеса подтолкнули экс-гендиректора «Красного Востока» Айрата Хайруллина купить несколько вертолетов — надо посещать сельхозугодья Нужды бизнеса подтолкнули экс-гендиректора «Красного Востока» Айрата Хайруллина купить несколько вертолетов — надо посещать сельхозугодья Фото: «БИЗНЕС Online»

Нужды бизнеса подтолкнули экс-гендиректора «Красного Востока» Айрата Хайруллина купить несколько вертолетов — надо посещать сельхозугодья, но депутат Госдумы РФ и сам управляет вертолетом. Летать научился в 2004 году и сегодня садится в пилотское кресло не только популярного у любителей Robinson R44, но и «серьезного» Bell 407.

И такой занятный момент: на очень пижонской двухмоторной Cessna 421 летал в Куркачах предприниматель Григорий Шапиро (Водно-промышленная компания). Правда, сейчас он в бегах, а машина продана в Краснодарский край.

Генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев (слева) начал свой путь в небо в махачкалинском аэроклубе Генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев (слева) начал свой путь в небо в махачкалинском аэроклубе Фото: tatarstan.ru

ПРОФЕССИОНАЛЫ НАДЕВАЮТ БОТИНКИ С ОПРЕДЕЛЕННОЙ НОГИ

Фаиль Загидуллин возглавляет авиацию МВД по РТ. Он и его подопечные летают на вертолетах Ка-226, «Ансат-К» и Ми-8АМТ.

Генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев начал свой путь в небо в махачкалинском аэроклубе. Школьный выпускной вечер совпал с первым самостоятельным полетом. В конце 90-х за $25 тыс. купил в Молдавии Як-12 1957 года выпуска — такой же, на котором учился летать. Сегодня это самый раритетный олдскульный самолет в РТ.


Мегапрофессионалом называют пилота бизнес-джетов авиакомпании «Тулпар» Эдуарда Калимуллина. Если какой-то сложный полет за границу, то это к нему.

Весьма известен в авиационных кругах, в том числе виртуозностью управления вертолетом, экс-начальник авиации МВД по РТ и до недавнего времени начальник аэроклуба ДОСААФ РТ Фларит Мавлеткулов. Его любимая машина — Ка-226.

Весьма известен в авиационных кругах, в том числе, виртуозностью управления вертолетом экс-начальник авиации МВД по РТ и до недавнего времени начальник аэроклуба ДОСААФ РТ Фларит Мавлеткулов Весьма известен в авиационных кругах, в том числе виртуозностью управления вертолетом, экс-начальник авиации МВД по РТ и до недавнего времени начальник аэроклуба ДОСААФ РТ Фларит Мавлеткулов Фото: «БИЗНЕС Online»

Должность Василия Мирошникова лучше всего говорит о его профессиональных навыках — он командир экипажа президента Татарстана. До него на этом месте работал Валерий Портнов. Последний — один из самых авторитетных авиаторов Татарстана. Окончив в 1980 году Краснокутское летное училище гражданской авиации, Портнов прошел в Казани все ступени авиационной карьерной лестницы, начиная со второго пилота Ан-2 и до генерального директора авиакомпании «Татарстан» (декабрь 2009-го — декабрь 2010-го). Сегодня он командир эскадрильи, занимающейся перевозками высших должностных лиц РТ, компании «Авиасервис».

Валерий Портнов прошел в Казани все ступени авиационной карьерной лестницы, начиная со второго пилота Ан-2 и до генерального директора авиакомпании «Татарстан» Валерий Портнов прошел в Казани все ступени авиационной карьерной лестницы, начиная со второго пилота Ан-2 и до генерального директора авиакомпании «Татарстан» Фото: tatarstan.ru

Восходящей звездой называют испытателя Казанского вертолетного завода (КВЗ) Сергея Прияткина.

Петр Трубаев — аксакал отрасли и генеральный директор авиакомпании «ЮВТ Аэро». Трудовую деятельность он начал по окончании Бугурусланского летного училища гражданской авиации в Бугульминском авиапредприятии в 1979 году. В пилотские суеверия не верит, но все-таки перед полетом обувь предпочитает надевать с определенной ноги, с какой — не говорит.

Аксакал отрасли и генеральный директор авиакомпании «ЮВТ Аэро» Петр Трубаев. В пилотские суеверия не верит, но все-таки перед полетом обувь предпочитает надевать с определенной ноги, с какой — не говорит Петр Трубаев — аксакал отрасли и генеральный директор авиакомпании «ЮВТ Аэро». В пилотские суеверия не верит, но все-таки перед полетом обувь предпочитает надевать с определенной ноги, с какой — не говорит Фото: «БИЗНЕС Online»

Еще один патриарх — председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп» (ТАГ) Азат Хаким. Его с полным правом можно назвать одним из первых российских авиабизнесменов. Начинал с Як-40, арендованного у ОКБ «Сокол», где трудился испытателем, а сегодня — глава группы компаний. На одном из недавних авиапромышленных мероприятий Минниханов рекомендовал Азата Муртазовича как успешного предпринимателя, типа «где Хаким — там верный успех». Отметим, что ТАГ спонсирует авиационное образование ребят в казанском лицее №83, несколько тамошних подростков уже окончили планерную школу. «Если два-три летчика вырастут — уже результат», — говорит Хаким.

Перечень профессионалов отрасли был бы неполным без Василя Ханафиева, который воспитал немало местных летчиков. Он выпускник Калужского летного училища и Ульяновского высшего авиационного училища, в 2007–2012 годах возглавлял авиационный учебный центр «Авиатор», что в Куркачах. Сегодня Ханафиев трудится вторым пилотом бизнес-джета Challenger 350 в «Тулпар Эйр», а также представляет Татарстан в Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов (АОПА-Россия).

Азата Хакима с полным правом можно назвать одним из первых российских авиабизнесменов Азата Хакима с полным правом можно назвать одним из первых российских авиабизнесменов Фото: «БИЗНЕС Online»

ЛЕТАТЬ КАК ДЫШАТЬ

Летчик-инструктор и общественник казанского аэроклуба Сергей Борзенков — обладатель редкостного для наших краев самолета, пилотажного биплана Skybolt. Но главное не это, а то, что Сергей Юрьевич возглавляет центральный детский дом творчества им. Чкалова и по собственным программам 30 лет ведет кружок «Пилот-конструктор».

Виктора Ермоленко, одного из основателей (вместе с Михаилом Невельским) фирмы «МВЕН», проектирующей и строящей легкие самолеты, а также парашютные системы их спасения, кажется, можно отнести ко всем категориям татарстанских пилотов: он и конструктор, и практикующий пилот (придерживается принципа «конструктор обязательно должен уметь летать»), и ветеран отрасли, и ее пропагандист. Высшего уважения достойно то, что человек занимался любимым делом в самые сложные времена и добился своего: сегодня сельхозсамолет Т-500 пошел в серию, а парашютные системы от МВЕНа регулярно спасают жизни пилотов.

Сергей Борзенков  (справа) возглавляет центральный детский дом творчества им. Чкалова и по собственным программам 30 лет ведет кружок «Пилот-конструктор» Сергей Борзенков  (справа) возглавляет центральный детский дом творчества им. Чкалова и по собственным программам 30 лет ведет кружок «Пилот-конструктор» Фото: «БИЗНЕС Online»

Валерий Карташев известен прежде всего как бывший замгендиректора КВЗ и идеолог создания вертолета «Ансат». Но, как выясняется, Валерий Борисович на седьмом десятке лет пошел в АУЦ «Авиатор» и выучился на пилота вертолета. Раскроем небольшую тайну: сегодня на мощностях МВЕНа он строит собственный сверхлегкий вертолет.

Есть люди, чьими, казалось бы, незаметными усилиями снизу и живет авиация. Один из таких подвижников — Иван Лямин. Он автор и двигатель татарстанской программы «Страна Авиация» — ведет в школах РТ профориентационную программу по привлечению детей в авиацию. Школьники проходят настоящую подготовку на самолетах, планерах и прыгают с парашютом. Каково это для мальчишки!.. Естественно, Лямин и сам пилот, например освоил пилотирование Як-52, спортсмен-планерист и летчик-инструктор.

Директору АУЦ «Авиатор» Юрию Мищенко предстоит непростая борьба за то, чтобы центру вновь разрешили готовить пилотов-любителей. Напомним, после катастрофы Boeing 737 авиакомпании «Татарстан» подавляющему большинству таких учебных заведений запретили готовить пилотов.

Еще один фанат летного дела — Радик Туйкин. Он представляет в нашем списке сверхлегкую авиацию: дельталетчик и дельтапланерист Туйкин руководит в Казани профильным клубом «Икар».

Директор авиакомпании «Вектор» Марат Фазлеев — хозяин стратегически значимого для татарстанской малой авиации места — самого ближнего к Казани аэродрома. Называется он Вишневка и давно стал домом для казанских любителей авиации. Это в районе Советского района столицы РТ, в 500 м от поселка Привольного, в 2 км от Богородского и в 1 км от трассы Казань – Мамадыш. «Вектор», в отличие от АУЦ «Авиатор», специализируется на сверхмалых воздушных судах.

Один из известных любителей неба — бывший гендиректор Казанского авиазавода Наиль Хайруллин Один из известных любителей неба — бывший гендиректор Казанского авиазавода Наиль Хайруллин (справа) Фото: shaimiev.tatarstan.ru

Один из известных любителей неба — бывший гендиректор Казанского авиазавода Наиль Хайруллин. Как-то его попросили раскрыть секрет хорошей формы, он ответил: «Садишься в самолет и крутишь фигуры высшего пилота­жа: то ноги к ушам, то уши в ноги». Шеф-пилот завода Михаил Ковбасенко (увы, ныне покойный) обучил Наиля Гумеровича управлению Як-18 и L-29. Также Хайруллин летает на планере.

Единственная женщина в нашем перечне — президент федерации планерного спорта РТ, двукратная чемпионка России Лариса Хамитова. Она говорит, что небо было ее мечтой с детства. Летает с 1987 года. Лариса отмечает, что сегодня спорт требует немалых денег и она благодарна Советскому Союзу за то, что бесплатно обучил и открыл дорогу в небо. Могут ли так сказать сегодняшние мальчишки и девчонки?

За то же переживает и председатель федерации спорта сверхлегкой авиации РТ, руководитель Альметьевского аэроклуба Владимир Чупарков.

С ТУ-160 НА ЛЕГКИЙ САМОЛЕТИК

Наконец, скажем о наших уважаемых ветеранах. До недавнего времени работал начальником управления режима и контроля департамента безопасности Ак Барс Банка полковник в отставке Марсель Бигеев, в прошлом — пилот Ми-24, во время войны в Афганистане — командир 181-го отдельного вертолетного полка.

С особой теплотой казанские авиаторы отзываются о бывшем старшем летчике-испытателе Казанского авиазавода Алексее Буряченко. В свое время он был в Куркачах инструктором у многих начинающих пилотов. «Несмотря на то что был занят в большой авиации (Ту-22М3, Ту-160), он никогда не забывал малую авиацию и всегда, когда его просили, помогал. Говоришь ему: „Алексей Алексеевич, надо самолет облетать“. „Буду в выходные“, — отвечает. И дело совершенно не в деньгах — все было, так скажем, на дружественных началах, — говорит один из местных авиаторов. — Легендарная личность! И как человек — человек, и специалист высшего класса».

Нельзя не упомянуть и его коллегу по заводу — летчика-испытателя 1-го класса Виктора Короткова, летавшего на таких машинах, как Ту-22М3, Ту-160, Ил-62. Что интересно, летал до последнего, когда был уже в солидном возрасте. Сегодня Виктор Алексеевич — военпред на КАЗе.

Вряд ли надо представлять Газинура Хайруллина — второго пилота того самого кандагарского экипажа и экс-гендиректора авиакомпании «Татарстан» Вряд ли надо представлять Газинура Хайруллина — второго пилота того самого кандагарского экипажа и экс-гендиректора авиакомпании «Татарстан» Фото: tatarstan.ru

Вспомним также поднявшего в небо «Ансат» летчика-испытателя КВЗ Виктора Русецкого: сегодняшнее, можно сказать, триумфальное шествие данного вертолета — это во многом его заслуга.

В КАИ работает ведущим инженером отдела технических средств обучения Сергей Степанов — пилот 1-го класса, замкомандира вертолетного полка в Афганистане, ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС. Он и его товарищи забрасывали с неба аварийный реактор в первые дни катастрофы.

Вряд ли надо представлять Газинура Хайруллина — второго пилота того самого кандагарского экипажа и экс-гендиректора авиакомпании «Татарстан».

Экс-главу Татарского управления Росавиации Шавката Умарова небезосновательно называют крестным отцом всей малой авиации РТ Экс-главу татарского управления Росавиации Шавката Умарова небезосновательно называют крестным отцом всей малой авиации РТ Фото: «БИЗНЕС Online»

Бывшего главу татарского управления Росавиации Шавката Умарова небезосновательно называют крестным отцом всей малой авиации РТ. За счет деятельности Шавката Абдулхаевича управление считалось очень прогрессивным, именно благодаря ему здесь буквально расцвела малая авиация. Умаров, к примеру, организовал АУЦ «Авиатор», который дал путевку в небо более чем 200 пилотам.

***

Что симптоматично, почти все эксперты, с которыми корреспонденты «БИЗНЕС Online» общались в ходе подготовки этой статьи, говорили: «Обязательно скажите о Владимире Николаевиче». Речь идет о патриархе местных авиаторов Владимире Николаевиче Хусаинове (увы, ныне покойном) — бывшем руководителе Казанского объединенного авиаотряда, шеф-пилоте экипажа Хо Ши Мина «и прочая и прочая».

Понятно, что мы не можем рассказать обо всех авиаторах Татарстана — действующих и былых, поэтому будем благодарны нашим читателям за уточнения, которые обязательно учтем при подготовке материалов на авиационные темы.

А вы бы хотели, чтобы ваш ребенок стал летчиком?
36%Да, благородная профессия
30%Нет, слишком опасно
16%Было бы здорово, хорошо платят
1%Уже учится на летчика
11%Не подходит по характеру или здоровью
5%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (43) Обновить комментарииОбновить комментарии

Богатых увидел
Уважаемых не вижу в статье
Влиятельные тоже спорный момент
они в старне ни на что не влияют
ну могут конечно на гаишников болт класть или прессануть работягу ( за то что подрезал )
На этом вся влиятельность заканчивается

  • Анонимно
    14.06.2019 08:21

    А что же вы не рассказали про Ишкаева?

    • Анонимно
      14.06.2019 14:05

      А ещё есть в Татарстане экипаж, который тоже достоин звания «героя России», но который не заслужено забыли , из за прикрытия чей то безалаберности, покрытия «флага» предприятия и т. д. ( а ведь это было совсем недавно). :

      26 октября 2008 г экипаж испытателей Вертолетов «Казанского вертолетного завода» выполнял очередной «будничный» полет по испытанию вертолета Ми-8.
      На 15-й минуте полёта летальный аппарат вышел из под контроля (по причине не правильной установки болта в сборочном цехе завода - это установили и подтвердили многочисленные суды РФ).
      Машины , на высоте 300м вошла в неуправляемый полет, и экипаж чудом , пролетая над деревней ст. Тура, «уронил» вертолёт на улочке - не задев ни одного жилого дома.
      Почему завод, коллектив предприятия не хочет представлять данный экипаж к званию « героев России» тоже остаётся только загадкой.
      Ведь экипаж своей кровью показал:
      1) опаснейшие недочеты в работе завода ( и тем самым предотвратил ещё 1000 смертей);
      2) спас посёлок от множественной трагедии;
      3) что испытательные полёты - это очень серьёзная работа , которые как никакие другие характеризуются высоким риском и сложностью (тем самым показывающие, что при исполнении служебного долга - этот экипаж достоин высокой награды).
      Этот экипаж испытателей Вертолетов :
      Командир - Чумаков П. И.
      Второй пилот - Галимов Р. Г.
      Борт инженер - Хуснимарданов Ф. Ф.
      Штурман - Макаренко Б. М.
      Ведущий инженер - Иванков М. П.
      Хотелось бы , что бы этот экипаж тоже, когда нибудь, оценили по достоинству. И земля нашла своих ГЕРОЕВ!

      • Анонимно
        15.06.2019 05:32

        Если они подали в суд на завод то никогда ничего не получат. Еще и виноваты в аварии. Они персоны нон грата для завода и республики.

  • Анонимно
    14.06.2019 08:40

    как обычно все летают на зарубежной технике, когда как вся авиационная техника представлена в Казани. надо пересаживаться на отечественную авиационную технику

    • Анонимно
      14.06.2019 08:59

      Теперь давайте топ лучших стоматологов, автомоек, парикмахерских и и.д....

      • Анонимно
        14.06.2019 09:34

        По поводу стоматологов. В это воскресенье день Медика. И будут награждать. Вся стоматология теперь в частных руках. Грамоты получат те, кто больше всех сдает выручку. А редкие грамоты от минздрава только свои карманные исполнители, потому как дает возможность стать Ветераном Труда, и кое какие льготы с этим

    • они что ? самоубийцы?

  • Богатых увидел
    Уважаемых не вижу в статье
    Влиятельные тоже спорный момент
    они в старне ни на что не влияют
    ну могут конечно на гаишников болт класть или прессануть работягу ( за то что подрезал )
    На этом вся влиятельность заканчивается

    • Анонимно
      14.06.2019 15:23

      А кто ты такой, чтобы оценивать людей, посвятивших себя авиации, и говорить про уважение к ним. Мнение диванного комментатора столь высоко? Басню про слона и моську слышал?

    • Анонимно
      14.06.2019 20:49

      09:09

      Я вот, многих людей упомянутых в статье знаю лично.
      Знаю как глубоко порядочных и честных людей.

      А кто ты?

  • Анонимно
    14.06.2019 09:49

    Наиль Хайруллин - это не тот, который не знал, где "бензобак" у ТУ160? Этот не тот, кто чуть не сдал в металлолом участок сварки крупногабаритных титановых деталей - основы для строительства ТУ160?

  • Анонимно
    14.06.2019 10:27

    Наиль Хайруллин - это 1974-1976 - старший инженер, ведущий конструктор специального конструкторского бюро "АСУ-проект" Таттрансуправления; 1976-1981 - начальник центральной заводской лаборатории, председатель профкома Казанского медико-инструментального завода; 1981-1983 - главный инженер управления "Татснаб" Татарского главного территориального управления Госснаба СССР; 1983-1987 - главный инженер, директор Казанского валяльно-войлочного комбината; 1987-1988 - второй секретарь Приволжского райкома КПСС г. Казани; 1988-1989 - председатель исполкома Приволжского районного Совета народных депутатов г. Казани; 1989-1991 - первый заместитель председателя исполкома Казанского городского Совета народных депутатов; 1991-1996 - первый заместитель главы администрации г. Казани. В общем крупный специалист в авиапромышленности!

    • Анонимно
      14.06.2019 22:48

      Это в его честь на КАПО рисовали самолёт с валенками вместо шасси

  • Анонимно
    14.06.2019 10:46

    БО, Спасибо!
    В планах обучиться лётному делу и Алга!

  • Анонимно
    14.06.2019 10:47

    Не летайте слишком низко над солнечным городом. Нам ваши полёты за водкой не обязательно каждый раз слышать.

  • Анонимно
    14.06.2019 11:41

    Спиридонов Иван Петрович, Камалеев Наиль Галимзянович, Тёплых Владимир Клавдиевич, Холодилов Владимир Викторович, Насыров Гали Равгатович, Захаров Виктор Иванович..это ещё минимальный список «работяг» работавших в 2КАПе..В «новом порту», на «больших»..много «уважаемых бабаев»..
    Недавно..ушёл на пенсию.. «молодой и симпатичный» и очень уважаемый :))).. Мустафин Дамир Деллюсович..
    Этот «товарищь» вообще..профессор «планирования и организации лётной работы»..
    С Уважением.,ко всем работникам ГА.. «молодой специалист» :)

  • Анонимно
    14.06.2019 11:41

    Относительно Григория Шапиро Абрамовича : его до сих пор с теплом вспоминает Умаров Ш.( упомянутый в статье, не на камеру правда) и все бывшие и нынешние работники АУЦ «Авиатор», который он финансово поддерживал, а некоторым ныне летающим пилотам безплатно давал свой двухдвигательный самолёт Cessna 402 B (восстановленный до лётной годности профессионалами 22 завода, естественно за деньги Григория Шапиро) для налёта часов, чтобы получили свидетельства коммерческого пилота на двухдвигательные самолеты. К современной авиации категория»пижонский» не приемлема. Пижонов и пижонских самолетов в Небе нет. Пижоны либо быстро разбиваются либо просто не летают, как и пижонские самолеты. К сожалению этот самолёт, находившийся в лётной годности и отличном состоянии, был продан за копейки одному бывшему военному летчику, и «своим ходом» улетел в Ставропольский Край РФ. Где этим горе хозяином, без надлежащего ухода за самолетом, в 2018 г. под Ставрополем был жёстко посажён на поле с одним отказавшим двигателем. К счастью хозяин находившийся за штурвалом выжил, никто больше не пострадал. Этот Cessna 402B восстановлению не подлежит, очень жаль, хороший был самолёт. А Григорий Шапиро просто не приезжает в Россию, где ему обрезали крылья, к сожалению он востребован в другой стране, и летает за штурвалом в небе другой страны на самолетах как одно-двигательных, так и двух-двигательных. Конечно каждый не без греха. Работая и летая с ним, могу сказать таких людей очень мало на свете. И больше пользы принёс бы России и малой авиации Татарстана.

  • Анонимно
    14.06.2019 12:13

    А Трубаева зачем упомянули, он если не ошибаюсь ЮВТ Аэро в пике уронил

  • Анонимно
    14.06.2019 13:32

    над Лаишево какой то вертолетчик на черном вертолете Робинсон частенько закладывает виражи и долго и низко крутит петли над крышами домов, на глаз явно ниже 70-100 метров над землей, рискуя жизнями жителей, тоже любит полетать. Интересно, Росавиация такие случаи отслеживает ?

  • Анонимно
    14.06.2019 15:49

    Позитивная статья, спасибо БО!

  • Анонимно
    14.06.2019 15:52

    Отдельной строкой хочу выделить из перечисленных Борзенкова С.Ю. вот именно он посвятил себя небу и молодежи. Предлагаю БО посвятить отдельную статью ему . Уверен ему и его коллегам есть что сказать и о проблематике как в малой авиации так и в детском техническом творчестве. С точки зрения практика

  • Анонимно
    14.06.2019 16:13

    Ещё про авиатехников статью надо.

    • mad big
      14.06.2019 18:10

      Это отдельная каста. Неуважаемая пижонами от авиации и глубоко уважаемая настоящими профессионалами.

  • Анонимно
    14.06.2019 19:30

    Мне например мнение так называемого " враг не придет " - вообще прозрачно.

  • Анонимно
    14.06.2019 20:08

    У богатого Петрушки - свои и погремушки...
    Статья про профессионалов или про тех, кто пресытился ходить по грешной земле и получил права на Робинсон?

  • Анонимно
    14.06.2019 20:12

    Да, Сергей Юрьевич -- личность!
    Ещё учась в КАИ он построил своими руками и летал на своём дельтаплане. Дипломный проект -- сверхлёгкий самолёт. Сразу после КАИ году в 1984 пришёл работать в Дом юных техников, где и поныне. С детьми вместе построил с десяток самолётов. А летом они вместе летают. Он освоил один из лучших пилотажных самолётов, на котором крутит петли/бочки/штопора.
    Талантливый человек талантлив во всём: Сергей автор-исполнитель, играет и поёт свои песни, львиная доля которых про авиацию, найдите их в инете, послушайте.

  • Анонимно
    14.06.2019 20:27

    Да, авиатехники -- основа авиации.
    А ещё -- самолётостроители.
    У казанцев -- уникальная возможность стать и тем, и другим, и пилотом. Это -- учёба в КАИ. Многие мои друзья после КАИ (КНИТУ) умеют сами изготовить своё воздушное судно, или восстановить старое, или собрать из набора (есть варианты). Затем его регистрируют, сертифицируют и летают в своё удовольствие. Кстати, летать для них -- это не самое сложное, это скорее праздник, вершина всего процесса.
    Причём, это удовольствие -- не такое уж и дорогое, как принято считать. Стоимость покупки/обслуживания/эксплуатации лёгкого или сверхлёгкого воздушного судна сравнимо с автомобилем.

    Насчёт авиатехников. Один из моих друзей -- по образованию авиатехник. Не богач, машину до крайнего времени имел одну на двоих с другом. Зато у него три самолёта. Сейчас он летает на одном из них, обрабатывает поля (обидно, что не в Татарстане). Да настолько удачно, что позволил себе выкупить тот автомобиль и взять для семьи квартиру в ипотеку. И всё потому -- что он авиатехник. Он сам и обслуживает свои самолёты. Тут он и техник, и механик, и приборист, и радиоинженер, и электрик, и заправщик, и т. д. Как не крутите -- технические навыки и знания в авиации первичны.
    Ну а освоить полёты -- сильно зависит от желания, и, не обижайтесь старики -- от возраста. Лучше осваивать полёты помоложе.

    • Анонимно
      18.06.2019 23:42

      Товарищь-авиатехник летает законно? И как от желания обучаться появятся 600 тыс руб? Поясните?

  • Анонимно
    14.06.2019 20:54

    А летают все равно на иномарках, патриоты... Что же тогда они создали? За что почет?

  • Анонимно
    14.06.2019 21:35

    Ну тут много печальных объяснений.
    И главное -- законодательство этой страны.
    В 80-е годы прошлого века был всплеск самодеятельного конструирования.
    В 90-е годы самые талантливые конструктора лёгкой и сверхлёгкой авиатехники стали выпускать свои ВС мелкими сериями. Например, в Казани дельталёты производились в 4 фирмах, было продано порядка более 300 аппаратов.
    Им в помощь усилиями энтузиастов была узаконена система регистрации и сертификации "самоделок" -- "Единичных экземпляров воздушных судов".
    К сожалению "усилиями" Росавиации и других контролирующих органов (их я как-то насчитал 12) ситуация с каждым годом ухудшается.
    Например, сегодня коммерческое производство ЕЭВС и их комплектующих практически под запретом. Возможность сертификации самолёта, построенного своими руками, тоже практически сведена к нулю. Налоги и штрафы и за нарушения неоправданно завышены.

    В результате в РФ аэродромов в несколько раз меньше, чем в США (300 против 5000), зарегистрированных в РФ ЕЭВС всего 3000, что в сотни раз меньше. Пилотов-любителей тоже на два порядка меньше. Ну и так далее...

    Так что те, кто ещё летает -- летают вопреки...

  • Анонимно
    14.06.2019 21:41

    Все красиво конечно. Человек 20 перечислили. Собственников, популяризаторов, летунов, асов и даже балаболов (про всех почти знаю изнутри). Но главную проблему за этим списком-солчнкой не видно. Скоро некому будет молодежь летать учить, реальные кружки с практикой истребили как класс а псевдороботы , смешные нейроуправляемые игрушки и коптеры из Китая никогда не заменят понятие наставник - ученик. Во взаимоотношениях по типу "делай как я". Так учили нас. Технике и жизни. В авиации это особенно важно. Специалисты это понимают. Не манипуляторы программные а практики.

  • Анонимно
    15.06.2019 05:56

    А где Матросов Сергей?

  • Анонимно
    15.06.2019 08:19

    На фото американский робинсон!!!
    А где наш или не наш ансат?!
    Патриоты,показушники!!!

  • Анонимно
    18.06.2019 23:39

    На примере К.Тимофеева наглядно видно, что лучший путь в авиацию-через финансовые структуры. :) А ежели пойти в КНИТУ-КАИ, а после на КАЗ или КВЗ, то собственный самолёт и возможность обучаться появится лишь после выхода на пенсию с высокой руководящей должности, как в случае В. Карташова. Обычным авиаинженерам остаётся довольствоваться пара и дельтпланеризмом и авиамоделизмом конечно.

  • Анонимно
    19.06.2019 11:53

    Не за горами собственники космических кораблей и владельцы собственных планет.

  • Анонимно
    20.06.2019 22:02

    Я обычный авиаинженер (по образованию). Всю взрослую жизнь летаю на дельтапланах, дельталётах и парапланах. И нисколько не жалею.
    Также знаком с авиамоделистами, которые с упоением "летают" свои авиамодели, а теперь и беспилотки.
    Думаю, недальновидно презрительно отзываться о лёгких и сверхлёгких воздушных судах. Полёт на них (а ещё и их конструирование, и изготовление своими руками или сборка их из набора, и обслуживание, и облёт/регулировка, и модернизация) не менее увлекателен. По себе говорю.
    Кстати, один из моих друзей-коллег серьёзно занимался дельталётами (Чемпион РФ, конструктор, серийный производитель), теперь по-крупному занимается беспилотками (производство). На прибыль содержит свой самолёт и свой аэродром.
    Другие, начиная с дельталётов, пересели на самолёты и тоже "нехило" нашли свою нишу.
    Причём, самые талантливые летают не на своих воздушных судах, а на арендованных, например. Выгодно и им и хозяевам самолётов.
    Вобщем, почти все мои друзья, с кем начинали в молодости -- нашли себя, и нередко в сфере авиации.
    Так что, кто ещё молод -- дерзайте! Всё возможно!
    Для особо-умных авиаинженеров бесплатно подсказываю неосвоенные ныне в РФ ниши в этой сфере. Пользуйтесь подсказкой, делайте свой бизнес.
    1. Изготовление исторических ретро-экземпляров (тут три варианта: летающая копия, чуть уменьшенная реплика, стендовый нелетающий экземпляр -- памятник). Покупатели: иностранные музеи, иностранцы-коллекционеры, киноиндустрия. Поверьте: платят за это "любые" деньги.
    2. Электролёты. Очень перспективное направление в любительских полётах. Ну и как подраздел -- с гибридной силовой установкой.

    В освоенных нишах тоже много работы. Правда нужны рукастые/головастые/трудолюбивые. Их есть?

    • Анонимно
      11.07.2019 14:28

      Р.Н. ,любой шаг в авиастроении требует денег. Причём из своего кармана (так правильно). При зарплате авиаинженера на производстве в 30-40 т.р.. 1/3 которых уходит на ипотеку и т.п., и наличии семьи и детей, свободных средств на авиастроение не останется. На параплан или дельтаплан-возможно. И появятся они лишь к пенсии. Чтобы заниматься авиастроением и полётах на самолётах-вертолётах, надо быть бизнесменом или большим руководителем. Что убедительно показывает данная статья.

    • Анонимно
      12.07.2019 01:11

      Если не заниматься полётами профессионально (в качестве пилота ВВС или ГА), то нужно идти в бизнес, научиться зарабатывать деньги, и с ними уже путь в небо будет открыт! А если пойти в КАИ а потом горбатиться назаводах и в КБ на Мантурова с Сердюковым, то они будут просаживать заработанные вами деньги в номерах по 1,5 млн р/сут. , и рассказывать как наши ребята за вдесятеро меньшую зарплату, чем В США, сделали очередное гиперзвуковое "вундерваффе", а вы будете видеть самолёты лишь на картинках и в ТВ.

  • Анонимно
    20.06.2019 22:19

    Мой товарищ-авиатехник летает иногда законно. Иногда нет. Такова ситуация в этой стране. К сожалению. Главное -- летает. "Так вам шашечки или ехать?"
    Насчёт 600 тысяч рублей. Не всё сразу, конечно. Ошибка в том, что многие считают, что заплатив определённую сумму, можно стать лётчиком. Лётчик -- это гораздо серьёзнее. Тут надо настроиться, что придётся отказаться от некоторых "радостей жизни". Всё же непростое это дело. "Как доктор говорю".
    У меня есть другой товарищ, кстати, в этой статье про него написано. Так вот, он освоил десятка три самолётов. И в любое время может полетать на любом из них. Хотя у него нет своего самолёта. Все самолёты -- его друзей. Он их доводит до ума, обслуживает, облётывает и т. д. Друзья стоят в очереди за его услугами.
    И ещё. Лётчик АОН (авиации общего назначения, частной, любительской) просто обречён быть "рукастым". То есть конструировать/проектировать/изготовить/обслуживать/модернизировать своё лёгкое или сверхлёгкое воздушное судно. Дело в том, что у нас в стране пока не создана инфраструктура, как в автотранспорте. Именно поэтому и летает мой друг-авиатехник. Ему для этого никто не нужен: он засучивает рукава и всё делает сам.
    Вот тут-то и выходят на первый план глубокие технические знания, не меньше КАИ-КНИТУ. И ещё, как обязательное условие -- умение работать руками.
    Приходите на аэродромы, там помогут, подскажут, научат. Правда, на блюдечке ничего не преподнесут. Остальное зависит от вас...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль