Строительство и недвижимость 
24.06.2019

«В страну пришла огромная беда!»: строители продолжают проклинать эскроу

Участники отрасли со всей России резали в Казани правду-матку о том, что будет после 1 июля. Страх, что банки не дадут денег, оправдывается

«В министерстве пока остерегаются говорить правду о том, что нацпроект проваливается», — говорили на совещании в минстрое РТ представители строительных ассоциаций. Они призвали четко регламентировать стандарт проектного финансирования, чтобы обуздать «хотелки» банков, а главное — ввести уже мораторий на изменение законодательства в сфере жилищного строительства, которое с 2007 года менялось 25 раз. О том, каков прогноз по Татарстану, — в материале «БИЗНЕС Online».

Самые острые вопросы и вызовы, стоящие перед стройотраслью обсуждали на круглом столе в минстрое РТ Самые острые вопросы и вызовы, стоящие перед стройотраслью, обсуждали на круглом столе в минстрое РТ Фото: minstroy.tatarstan.ru

«КОГДА МЫ СИЛЬНО РАСТЕМ ВВЕРХ, ТО ДОЛЖНЫ ДУМАТЬ О ТОМ, КАК СПАСАТЬ ЛЮДЕЙ В СЛУЧАЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ»

Самые острые вопросы и вызовы, стоящие перед стройотраслью, обсуждали в конце минувшей недели на круглом столе в минстрое РТ. На совещании было по-настоящему жарко — в Казань, помимо глав различных строительных ассоциаций, съехались и представители регионов, обеспокоенные грядущим переходом на проектное финансирование, а о проблемах говорили не стесняясь в выражениях. С вводным словом выступил президент российского союза строителей Владимир Яковлев — он предложил обсудить стратегию развития стройотрасли до 2030 года и проблемы, стоящие перед долевым строительством. Сославшись на выступление министра строительства Владимира Якушева, Яковлев сообщил, что государством прорабатывается вопрос смягчения перехода на эскроу-счета. 

Президент «Национального объединения строителей» (НОСТРОЙ) Антон Глушков напомнил, что последний подобный строительной стратегии документ разрабатывался 13 лет назад и за эти годы на рынке произошло множество изменений. В состав авторов новой стратегии, которая будет определять развитие отрасли на 10 лет, вошли представители минстроя, российской академии народного хозяйства при президенте РФ, аналитического центра при президенте РФ, национального объединения строителей, проектировщиков и Главгосэкспертизы. «Документ серьезный, требует спокойного обдумывания. Те результаты, которые уже есть, дают надежду, что стратегия даст хороший результат для всех участников рынка, которые в нее вовлечены», — поделился президент НОСТРОЙ. По его словам, основной текст стратегии должен быть закончен к началу августа. 

Подробнее о работе над стратегией рассказал вице-президент Российского союза строителей, в прошлом председатель Госстроя РФ Анвар Шамузафаров. Он затронул сразу несколько болезненных точек, среди которых и стремительный рост высотности строящегося жилья. Эксперт напомнил, что по итогам 2018 года она составила 16,3 этажа, и назвал цифру катастрофической — особенно в сравнении с мировым опытом. «Это начинает приводить к тому, что строящееся жилье тяжело реализуется, во многом из-за этого появляются обманутые дольщики. Начали строить жилье и не могут дособрать деньги до конца, потому что не хватает финансирования», — объяснил он. Проблема, конечно, наиболее характерна для маленьких городов — в Москве и городах-миллионниках спрос живее.

Шамузафаров привел итоги опроса ВЦИОМа, согласно которому 66% населения страны хотело бы проживать в малоэтажном жилье. А среди жителей многоэтажек таких еще больше — 77%. 

Владимир Яковлев (слева) сообщил, что государством прорабатывается вопрос смягчения перехода на эскроу-счета Владимир Яковлев (слева) сообщил, что государством прорабатывается вопрос смягчения перехода на эскроу-счета Фото: minstroy.tatarstan.ru

«В МИНИСТЕРСТВЕ ПОКА ОСТЕРЕГАЮТСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВДУ О ТОМ, ЧТО ПРОЕКТ В ЭТОМ ГОДУ ПРОВАЛИВАЕТСЯ»

Отдельно вице-президент союза строителей предложил обсудить реализацию национального проекта «Жилье и городская среда». Ни в 2019, ни в 2020 году выйти на цифры, предусмотренные нацпроектом, невозможно (в том числе по причинам, связанным с переходом на проектное финансирование), и в этом нужно честно признаться, считает он. «Об этом и Владимир Анатольевич [Яковлев] говорил, что в этом году мы построили на 3 процента жилья меньше, чем в прошлом году. И в этом году будет около 75 миллионов квадратных метров жилья. Мы не сможем построить 88 миллионов, которых от нас требует нацпроект, и об этом надо честно сказать, — призвал Шамузафаров. — В министерстве пока остерегаются говорить правду о том, что проект в этом году пока что проваливается».

В заключение он сказал о необходимости пересмотреть все существующие схемы территориального планирования, в том числе и в Татарстане. Территорию поселений нужно будет увеличивать с 19,5 млн га до 24 млн га, территорию застройки — с 3,47 млн га до 6,5 млн га (то есть фактически в два раза). Только в таком случае удастся достигнуть показателей, предусмотренных национальным проектом, считает он. Напомним, президентом РФ Владимиром Путиным была поставлена задача по увеличению объемов строящегося жилья с нынешних 80 млн кв. метров в год до 120 млн кв метров жилья к 2024 году. Шамузафаров же считает, что нацпроект «Жилье и городская среда» необходимо совместить с проектом строительства автодорог, при этом должен учитываться агломерационный принцип — поселения должны развиваться вдоль строящихся дорог. На этом фоне особенно показательной выглядит ситуация с казанскими Дербышками, жители которых протестуют против строительства в поселке каких бы то ни было магистралей. Как в таких условиях увеличивать объемы ввода — большой вопрос.

«Как видите, если мы пойдем по консервативному пути — это 75–90 миллионов квадратных метров (в год прим. ред.), и больше не выжать. В первую очередь должны помочь банки», — констатировал Яковлев, комментируя доклад коллеги.

Анвар Шамузафаров затронул сразу несколько болезненных точек, среди которых и стремительный рост высотности строящегося жилья Анвар Шамузафаров затронул сразу несколько болезненных точек, среди которых и стремительный рост высотности строящегося жилья Фото: minstroy.tatarstan.ru

«ЕСЛИ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ ХОЧЕТ УСТАНОВИТЬ ЭТУ ДАТУ, ПУСТЬ ЭТО БУДЕТ 1 ЯНВАРЯ 2020 ГОДА»

Обсуждение плавно перешло ко второму вопросу — долевому строительству. Слово снова взял Глушков, отметивший, что постоянные поправки и изменения в №214-ФЗ совсем не радуют строителей и регулирующие органы. Спикер обратился к статистике. В России находятся в работе 10 тыс. проектов жилых домов, из них в банки с заявлением о переходе на проектное финансирование обратилось 1300, то есть лишь тринадцатая часть. Из них положительное заключение получили порядка 300 — четверть обратившихся. На сегодня застройщиками от банков в рамках проектного финансирования получено 10 млрд рублей — это сумма, позволяющая построить 10 жилых домов, и это 0,1% от общего объема жилищного строительства на территории России, озвучил неутешительную арифметику президент НОСТРОЙ.

«Понятно, что такая цифра не устраивает застройщиков, и мы попытались разобраться в причинах, которые мешают им начать эффективно работать в рамках действующего законодательства», — заметил он. Глушков напомнил, что на прошлой неделе в СМИ прокатилась волна сообщений о том, что минстрой готов пойти на уступки застройщикам и отложить введение схемы с использованием эскроу-счетов. «Большинство девелоперов смогут продолжать получать деньги напрямую от дольщиков до 1 октября 2019 года, прежний срок был 1 июля», — писал «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники. Однако, по словам спикера, это не совсем правильная информация: после 1 июля деньги дольщиков привлекаться не будут, и главный вопрос на сегодня — когда будет отсекающая дата, которая установит 30% срок готовности объектов (по достижения которого дом можно будет достраивать по старым правилам).

По словам Глушкова, НОСТРОЙ настаивает на том, чтобы компаниям дали спокойно достроить дома и с 1 июля застройщикам не пришлось единым скопом переходить на проектное финансирование (тем более что этот процесс сегодня занимает около четырех месяцев, так как система не отлажена), а срок доведения дома до 30% готовности оставили открытым. Если же такой возможности нет, то срок надо отложить не на три месяца, а хотя бы на полгода, считают в ассоциации. Тем более что 30% — это значительная часть работ, фактически это полностью вся коробка дома.

«По нашему мнению, это неверная дата. Если правительство РФ хочет установить эту дату, пусть это будет 1 января 2020 года», — предложил он. По его словам, письмо с соответствующим содержанием члены ассоциации уже направили в адрес зампредседателя правительства РФ по вопросам строительства и регионального развития Виталия Мутко

Антон Глушков, отмети, что постоянные поправки и изменения в 214 ФЗ совсем не радуют строителей и регулирующие органы Антон Глушков, отмети, что постоянные поправки и изменения в 214 ФЗ совсем не радуют строителей и регулирующие органы Фото: minstroy.tatarstan.ru

«СРОК ПЕРЕХОДА СТАЛ ФАТАЛЬНЫМ. ЗАСТРОЙЩИКИ НЕ СПРАВЛЯЮТСЯ»

Глушков вернулся к статистике, подтверждая тезисы Шамузафарова о том, что достичь показателей, заложенных в нацпроекте «Жилье», вряд ли удастся. С декабря 2018 года идет снижение числа выданных ипотек (особенно это заметно в последние четыре месяца), а рост ставок негативно сказывается на объемах продаж. Самая низкая ставка на сегодня составляет 10,23% — в то время, как по паспорту нацпроекта она должна находиться на уровне 8,9%. Отставание составляет 1,5%, а это очень много, констатировал он.

Куда более впечатляющими выглядят другие цифры. В июле прошлого года было выдано 27 тыс. разрешений на строительство — фактически застройщики подстраховались на три года вперед (в надежде, что еще несколько лет смогут строить по старым требованиям). А вот дальнейшая динамика, по словам президента НОСТРОЯ, выглядит пугающей — фактически объем выданных разрешений с июля прошлого года равен нулю. Это штучные разрешения, они измеряются не сотнями и не тысячами. «Новые проекты на сегодняшний день не проектируют, разрешения не получают», — констатировал он, назвав это результатом проведенной реформы.

Изменились и сроки строительства: если в 2016 году средний срок строительства в субъекте РФ составлял 29,5 месяца, то сейчас он увеличился до 36,7 месяца — фактически в 1,5 раза. «Это очень негативный показатель. Технологии есть, мощности есть, и параллельно не очень хорошая динамика», — заметил Глушков. Соответственно, затягиваются и сроки передачи объекта инвестору. Если несколько лет назад эта цифра в среднем составляла два месяца, то в 2018 году она выросла до 6,8, а прогнозный срок задержек в 2019 году — уже 7,4 месяца. «Срок перехода стал фатальным. Застройщики не справляются с тем, чтобы обеспечить своевременную передачу законченного объекта инвестору», — добавил он.

На основе опроса застройщиков ассоциация выделила несколько пунктов, мешающих развитию. На первом месте, по словам эксперта, оказались проблемы часто меняющегося законодательства. Начиная с 2007 года изменения в №214-ФЗ вносились 25 раз. «Раз в полгода застройщик должен перестраивать всю модель бизнеса, неся дополнительные издержки, обретая дополнительные компетенции», — констатировал Глушков. Если компания хочет оставаться на плаву, она должна держать у себя грамотных финансовых директоров — иначе не выжить. Среди других проблем — высокие ставки по кредиту, сложности с переходом на эскроу, высокая стоимость присоединения к инженерным сетям. «Я знаю, что для Татарстана это не так актуально, но тем не менее», — добавил он. 

Аккумулируя мнения застройщиков, НОСТРОЙ разработал несколько предложений, которые поддержал Мутко (по крайней мере, на словах). Первым пунктом идет разработка стандарта проектного финансирования, призванная упростить работу с банками. Недавно подобный стандарт был принят Центробанком для ипотечного кредитования, и выдача ипотек стала проще, уверен спикер. Второе предложение — мораторий на изменения законодательства в области долевого строительства, хотя бы на один год. Еще один вопрос касался субсидирования. Правительством разработана схема, по которой региональные фонды «Дом.РФ» будут достраивать проблемные объекты обманутых дольщиков, не дожидаясь банкротства застройщиков, — за счет средств федерального и регионального бюджета. При этом правительство склоняется к тому, чтобы свалить проблемный долгострой на местные власти, если просматривается вина их контролирующих органов.

Олег Бритов рассказал, как обстоит ситуация в Санкт-Петербурге. А заодно озвучил и будто снятый у всех с языка вопрос — зачем, воюя с 5% недобросовестных застройщиков, кошмарить всех остальных? Олег Бритов рассказал, как обстоит ситуация в Санкт-Петербурге, а заодно озвучил и будто снятый у всех с языка вопрос — зачем, воюя с 5% недобросовестных застройщиков, кошмарить всех остальных? Фото: minstroy.tatarstan.ru

«ВВЕСТИ МОРАТОРИЙ НЕ НА ГОД, НО ХОТЯ БЫ НА 3-4»

Пользуясь случаем, на злобу дня высказались и представители регионов. Вице-президент Российского союза строителей по работе в Северо-Западном федеральном округе Олег Бритов рассказал, как обстоит ситуация в Санкт-Петербурге, а заодно озвучил и будто снятый у всех с языка вопрос — зачем, воюя с 5% недобросовестных застройщиков (по официальным оценкам, доля проблемных долгостроев составляет 5–6% от общего объема жилья — прим. ред.), кошмарить всех остальных? «Пугает ранее озвученная цифра, о том, что 30 процентов застройщиков уйдут с рынка (не добившись финансирования в банках — прим. ред.). Они-то уйдут, только останутся их проекты, и это может повлечь за собой новых обманутых дольщиков», — спрогнозировал он. 

По оценкам Бритова, в Санкт-Петербурге 72% проектов будут соответствовать критериям 10+30 (10% от общего числа ДДУ, 30% — степень готовности объекта), а 28% проектов должны перейти на проектное финансирование. При этом по 32 проектам у правительства Петербурга и органов надзора есть опасения, признался он, добавив, что на обработку заявок банками уходит от 4 до 6 месяцев, и это тоже может вылиться в определенные проблемы.

«Санкт-Петербург, Москва, Татарстан переживут этот процесс, может быть с минимальными потерями. Но отзывы от регионов вызывают опасения, — подчеркнул Бритов. — Вопрос диалога банков и застройщиков я считаю краеугольным камнем — 4,3 триллиона, которые задействованы в стройке, при банковском финансировании откуда-то надо будет брать…» Подытоживая все вышесказанное, эксперт предложил поддержать предложение Глушкова по принятию моратория на изменения в законодательстве и установить куда более долгие сроки. «Не на год, а хотя бы на 3-4», — попросил он.

По словам Евгения Воскобойникова, маржинальность строительства в Карелии в среднем составляет 6-8%, и большая часть застройщиков просто не готова работать с банками на таких условиях По словам Евгения Воскобойникова, маржинальность строительства в Карелии в среднем составляет 6-8%, и большая часть застройщиков просто не готова работать с банками на таких условиях Фото: minstroy.tatarstan.ru

Гендиректор компании «Век» Евгений Воскобойников признался, что приехал на встречу прямо со стройплощадок Карелии, где виделся с крупнейшими застройщиками республики. «Какой-то театр абсурда. Я не знаю, как родить ребенка с 3-летним опытом строительства», — метафорично высказался он, комментируя требования, предусмотренные законодательством (1 объект — 1 фирма, но с опытом). Спикер рассказал, что одна из карельских компаний обратилась в Сбербанк с просьбой предоставить им проектное финансирование. «Прикинули, что за 350 миллионов продадут. Но банк говорит: нет, нам нужна маржинальность 25 процентов и вы должны продать за 400 миллионов. И мы будем за этим следить», — на показательном примере проиллюстрировал он условия, на которых банки готовы финансировать застройщиков. 

По словам Воскобойникова, маржинальность строительства в Карелии в среднем составляет 6–8%, и большая часть застройщиков просто не готова работать с банками на таких условиях. «В страну пришла огромная беда», — констатировал он, предложив присутствующим объединиться и вместе разработать предложения, позволяющие исправить ситуацию. «Пусть будет банковское финансирование. Но пусть оно будет не 12 процентов. У меня бухгалтеров уже просто трясет», — эмоционально высказался Воскобойников. 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (94) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
24.06.2019 08:22

РТ проваливает нацпроекты по всем фронтам. Не надо было убивать местных бизнесменов, многие из которых умные , честные , талантливые , знающие своё дело люди.

  • Анонимно
    24.06.2019 08:22

    РТ проваливает нацпроекты по всем фронтам. Не надо было убивать местных бизнесменов, многие из которых умные , честные , талантливые , знающие своё дело люди.

    • Анонимно
      24.06.2019 10:08

      Зачем сделали это эксроу
      Банки качают прибыль а безопасности никакой
      Глупость по-моему
      И удорожания жилья на 20-30 %

      • Оптимист
        24.06.2019 10:33

        Банки пролобировали экскроу
        На ровном месте будут получать 25-30 % с каждой квартиры
        Абсолютно ничем не рискуя и ничего не делая
        А для тех кто покупает квартиру это удорожания покупки на треть
        Очередной раз залезли в карман населению

        • Анонимно
          24.06.2019 11:07

          Азат Д

          Так есть страховка этих счетов на 10 млн.
          Если сомневается, может в Ак барс банке эскроу открывать.
          А так, сейчас обманутые дольщики, и СРО не как не помогает.

          • Анонимно
            25.06.2019 07:57

            И раньше застройщик долевого был обязан страховать + все застройщики были членами СРО, куда отчисляли немаленькие суммы.
            Когда застройщики стали банкротиться, что то на достройку домов ни копейки не выделили ни страховые, ни СРО. Почти все долгострои в Казани достраиваются за счёт дольщиков.

        • Анонимно
          24.06.2019 11:24

          А у нас в стране мощнейшее банковское лобби. Во всех сферах жизнедеятельности. Идея эскроу заключается не в исчезновении обманутых дольщиков, а в надувании банковских пузырей

      • Анонимно
        24.06.2019 15:48

        Пусть тогда банки берут на себя уплату неустоек за задержку сдачи. Все по-справедливости. А так просто администрировать деньги перекладывая риски, что-то не очень. Хватает там всяких уже госнадзоров, госэкспертиз и прочего

        • Анонимно
          25.06.2019 09:21

          15:48 Извиняюсь за глупый вопрос: а банки будут платить проценты дольщикам за внесённые им деньги до сдачи дома под заселение?

    • Анонимно
      24.06.2019 11:05

      Да бросьте вы... Никто из здравомыслящих никогда не верил и не верит в эту наципроектную пургу. Льют в уши пацриотам, они и летают в галлюцинациях о будущем величии державы.

    • Анонимно
      24.06.2019 13:58

      08:22 Согласен с вами, "РТ проваливает нацпроекты по всем фронтам". В других регионах все просветает. Надо к ним ехать учиться.

    • Анонимно
      24.06.2019 23:29

      Зато президент анонсировал о многолетней проработке этих нац.проектов прежним правительством, это аргумент был оставить его почти полностью в прежнем составе.

  • Анонимно
    24.06.2019 08:23

    Конечно проваливают, столько фирм строительных закрыли и обонкротили.

    • Анонимно
      24.06.2019 10:22

      Если собрался строить строй на свои. а потом продавай. И БАНКИ НЕ НУЖНЫ И НИКАКИЕ СЧЕТА ТАМ. И никаких обманутых дольщиков. И НИКАКИХ посадок честных бизнесменов. А пока есть как есть. есть деньги строй нет иди на завод их зарабатывать или к своему конкуренту таскать окна на 16 этаж и двери. как заработаешь так и будешь строить.

    • Анонимно
      24.06.2019 10:45

      Столько фирм закрылось из-за кидков ген подрядчиков

  • Анонимно
    24.06.2019 08:24

    Любая монополия ведёт к краху.

    • Анонимно
      24.06.2019 12:02

      Без монополии вертикаль невозможна. Вертикаль банков дело благое. Пора уж привыкать к высоте.

  • Анонимно
    24.06.2019 08:24

    Уважаемые строители! Нет денег-не стройте. В любом бизнесе есть собственные средства, а есть заемные. Удобно очень брать в займы у дольщиков, навешав им лапшу на уши. У банков просто так не взять: вывернут наизнанку.
    Зато не будет обманутых дольщиков.

    • Анонимно
      24.06.2019 10:23

      Золотые слова.НАДО БЫЛО ЛЕТ 20 назад так сделать. Спасибо тому кто додумался.

    • Анонимно
      24.06.2019 10:31

      А дальше не пробовали заглянуть?! Это просто передел рынка в пользу банков, время покажет, насколько будут довольны дольщики дальше.
      С точки зрения экономики, деньги дольщиков будут морозиться в банках, что увеличит сроки получения денежных средств поставщиками продукции на стройку. Что приведёт к увеличению сроков строительства, упадут объёмы ввода жилья, появится дефицит, стоимость жилья будет расти не только за счёт увеличения стоимости денежных средств, т. к. появился ещё 1 участник рынка (банк), услуги банка будут заложены в общую стоимость жилья.
      Пока итог стоимость вырастит за счёт кармана приобретателя.

    • Оптимист
      24.06.2019 10:37

      Обманутых дольщиков сейчас может быть в сотни и тысячи раз больше
      Где гарантия что не рухнет банк?
      Если рухнет Сбер или ВТБ сколько будет обманутых дольщиков?
      Миллион?
      Пять?
      А если рухнет банк дольщики в какой очереди кредиторов будут?

      • ravrr
        24.06.2019 11:05

        >Обманутых дольщиков сейчас может быть в сотни и тысячи раз больше

        Если сейчас (при переходе на эскроу) все эти недостроители что уже взяли деньги с дольщиков - сдуются, то это конечно плохо, и будет много обманутых дольщиков. Но смысл в том, чтобы через какое-то время исчезло само понятие обманутый дольщик.

        >Если рухнет Сбер или ВТБ сколько будет обманутых дольщиков?

        Если они рухнут, то будут проблемы поважнее дольщиков.

        • Анонимно
          24.06.2019 13:26

          Если будут важнее, то что, задача обманутых дольщиков решена? Результат то нулевой

      • Анонимно
        24.06.2019 11:05

        Азат Д

        Если рухнет Сбер, значит страна рухнула.

      • Анонимно
        24.06.2019 11:07

        Азат Д

        Может быть, а может не быть, а то что они нсть это факт.

    • Анонимно
      24.06.2019 10:52

      Давно пора начинать приглашать застройщиков из других регионов, а не только своих прикормленных. Будет конкуренция, будут нормальные цены.

    • ravrr
      24.06.2019 11:01

      >Зато не будет обманутых дольщиков.

      Собственно ключевое.

    • Анонимно
      24.06.2019 12:11

      Верно. Тем более это выгодно банкам, а банки наша опора и главная скрепа на особом пути.

    • Анонимно
      25.06.2019 15:47

      Строители говорят про маржинальность 6-8%. А какие это суммы в абсолютных величинах? Сколько стоит один 20-ти этажный дом?
      И если бы весь малый бизнес закупал товары на деньги предварительно полученные от покупателей, как бы он хорошо жил.

  • Анонимно
    24.06.2019 08:27

    Спасибо скажите жуликам-застоойщикам.
    Из СРО ни копейки не компенсировано. Тоже все украли.
    Экономика ориентированная на обман и обогащение кучки
    Коррупция....убьет Россию.
    Сибирь до Урала будет Китае японской.
    А европейская часть распадётся на мелкие феодальные государства под протекторатом ....кто чего оторвать успеет

    • Анонимно
      24.06.2019 12:19

      Да хватает жилья в Казани, ищут повод подороже строить и продавать. А нам какая разница, все равно на иномарках ездим. Для богатого и так нет границ. Ну, сменим марку, на ВАЗы перейдем, зато патриот, лучше жить станем, но сумлеваюсь что то.

      • Анонимно
        25.06.2019 09:46

        12:19 В Кзн полно незаселенных квартир. Никакой платежеспособной потребности в дополнительных стройках нет.
        Ипотека (на нынешних действующих условиях, "уникальных" в мире) - это, вообще, опасная для семьи финансово-эконмическая ловушка. Учитывая "традиционно-специфические" методы участников юридических процедур со стороны государства и защиты гражданина.

  • Анонимно
    24.06.2019 08:40

    За 6-8% никто бы работать не стал, пусть не чешут. Официально вообще прибыль ноль конечно, но меньше 25-30% никто даже возиться не будет. По гособл нациям доход 7.5

    • Анонимно
      25.06.2019 09:48

      08:40 Все профи же понимают, для чего эта "рентабельность".

  • Анонимно
    24.06.2019 08:48

    Никому здесь не нужно это жильё по таким ценам в нищем регионе.

    • Анонимно
      24.06.2019 10:25

      Значит будут покупать вторичку.Не проблема.

    • Анонимно
      24.06.2019 10:25

      Татарстан нищий?

    • Анонимно
      24.06.2019 10:39

      Жильё будет нужно всегда
      Сколько новых семей?
      И всем им нужно жильё
      Все бегут в крупные города, на селе работы нет, в малых городах нет, жизнь в России осталась только в Мегаполисах

  • Анонимно
    24.06.2019 08:54

    Застройщикам по кайфу,когда приносишь им ипотечные деньги, взятые под 12-15 процентов,никаких напрягов). Можно перенести сроки сдачи,не заплатив неустойку, можно строить убогое жильё, не обеспеченное никакой инфраструктурой. Не жалко вас, совсем.

    • Анонимно
      24.06.2019 09:38

      Точно! Если застройщики плачут - значит все правильно Государство делает. Нет денег строить на свои - нечего и лезть в этот бизнес. А то привыкли работать в серую: им дольщик деньги принес, они построили из экскрементов соответсвующую халтуру с опозданием годик-другой, деньги через обнал вывели, субчиков кинули (в РТ особенно популярно. Даже подрядчик ГЖФ не брезговал в М14 вызывать миграционную службу и выпроваживать узбеков домой чтоб им не платить) и государству шиш показали в виде налогов (типа построили и вышли в ноль только).

    • Анонимно
      24.06.2019 12:23

      Ну не хотят застройщики заначку доставать. А пора. Песок и глина что ли дорожают.

      • Анонимно
        24.06.2019 13:28

        Представьте, но да, дорожают, скакнули на 10% в этом году

        • Анонимно
          24.06.2019 13:57

          Цемент,да, привозной, дорожает. Так свой цемзавод давно надо было построить.

          • Анонимно
            25.06.2019 09:53

            13:57 Прежде, чем строить, надо считать, какова будет себестоимость и цена его продукции. Про экологию и энергоппотребление - вообще, отдельный разговор.

  • Анонимно
    24.06.2019 09:05

    все законы принимаются с одной целью, это монополизировать отрась, любую не только строительную. Прикрываются только одним - якобы это будет полезно для потребителей и покупателей, а фактически идет монополизация.

    • Анонимно
      24.06.2019 11:33

      В итоге вернут стройбанки и будем все на поклон в москву ездить с чемоданами откатными

  • Анонимно
    24.06.2019 09:06

    Пилите Шуррчка, пилите!

  • Анонимно
    24.06.2019 09:08

    Непродумана вся эта система проектного финансирования была изначально . В нашей стране всё будет вывернуто наизнанку . И застройщики больше не будут застройщиками , они будут подрядчиками у банков , то есть делать то, что им скажут и как им скажут . И подрядчиков поставщиков подтаскивать банковских. Цены завышать на жильё. А люди не в состоянии это купить . В итоге что ? Разорение . Строительная отрасль тихо-тихо вымрет. Но ведь она вытягивает во многих странах экономику в принципе. Так что думаю не иначе враги народа все это выдумывают

    • Анонимно
      24.06.2019 11:09

      Азат Д

      Идите в строительство частных домов, но там конкуренция есть .

    • Анонимно
      24.06.2019 11:35

      Совершенно правильно написано. Банки в итоге станут застройщиками. И будут командовать. И будут принуждать строить из самого дешевого мусорного материала. А ценник очень сильно подскочит

    • Анонимно
      25.06.2019 10:04

      09:08 Строительная отрасль тихо-тихо вымрет. Но ведь она вытягивает во многих странах экономику в

      Неправильно рассуждаете. В макроэкономике, или в системе балансов народного хозяйства, как раньше говорили, жилищное строительство - это роскошь использования вновь созданной "добавленной стоимости". То есть это расход "национальногоо дохода " на потребление, непроизводственное, т. е. для крыши над головой. Эту роскошь в основном себе могут позволить только развитые страны с производящей экономикой, многотраслевой. В РФ такая экономика уничтожена давно, лет 20-25 тому.
      При этом строе, режиме - просвета нет.

  • Анонимно
    24.06.2019 09:11

    Вы и так принесёте ипотечные деньги, плюс к ним проценты за нашу ипотеку, которая войдёт в стоимость жилья .А сроки и так могут перенестись , 1000 причин для этого при такой экономике.

  • Анонимно
    24.06.2019 09:20

    это истерика предварительная заявка чтобы получить помощь от государства на субсидии и помощь? понятно же получат только ротенберги

  • Анонимно
    24.06.2019 09:26

    Завыли. Сейчас не получится драть с покупателя три шкуры и не отвечать за свои действия. Надо учиться работать как в цивилизованного мире. Халявных денег вам больше не будет.

    • Анонимно
      24.06.2019 10:50

      Так халявные деньги, как вы выразились, будут у банков. Вам от этого легче?

    • Анонимно
      24.06.2019 12:24

      В Китай их на обучение как строить.

  • Анонимно
    24.06.2019 09:33

    рынку не нужны ни столько жилья, ни столько застройщиков

  • Анонимно
    24.06.2019 09:47

    Азат Д

    ...а обманутые дольщики строителей.

  • Анонимно
    24.06.2019 10:05

    Люди, вложившие деньги, заработанные деньги, в строительство собственного жилья имели надежду получить его. А недобросовестные подрядчики только думают о своём корыстно интересе. Наверное, фирмы, которые строят, уже имеют разумный капитал, а алчность должна отступить перед ответственностью. Да, СРО не нужны вообще, как простые собиратели денег, помощь нужна от них. А нововведения всех пугают в нестабильной ситуации.

  • Анонимно
    24.06.2019 10:12

    Значит квадратные метры станут ещё дороже а метраж меньше.

    Летом всегда жильё тяжело продаётся но в сентябре начинается оживление и до 31 декабря сплошное новоселье.

    • Анонимно
      25.06.2019 10:10

      10:12 Вы не учитываете в своем рассуждении нынешнюю особенность: внешнеполитическую и финансово-экономическую изоляцию. Всю её тяжесть правительство перекладывает на граждан. Не смотря на то, что является автором провалов во внутренней и внешней политике.

  • Анонимно
    24.06.2019 10:38

    Монополист может устанавливать любые цены, качество всегда падает.

  • Анонимно
    24.06.2019 10:38

    Естественным путем получится, что строители начнут строить качественное во всех смыслах комфортное жилье до 3 иногда 5 этажей, причём на свои деньги. Тут ещё и ИЖС подтягивается и цена зачастую сопоставима с квартирой, но чаще за стоимость квартиры можно купить дом по площади превосходящий в два, а иногда в три раза площадь квартиры!

    • Анонимно
      24.06.2019 10:48

      Площадок для ИЖС рядом с городом нет, 25-30км и через наши въезды в город это потерянные 2 часа в день всегда и расходы на машину, надо очень хорошо зарабатывать, а если хорошо зарабатывать, тотнаф г корячится, купи квартиру большую в городе

      • Анонимно
        25.06.2019 10:21

        10:48 У нас неправильная политика Мск и регионов на развите агломераций. Это эффективно для стан с маленькой территорией и мягким климатом. У нас все другое. Климат суровый. Много земли. Мало (и те исчезают) населенных пунктов. А ведь раньше они существовали и были включены в систему разделения труда в народном хозяйстве страны. Тогда было грамотное территориально-отраслевое планирование производства и демографии. Сейчас временщики не думают об этом. Набивают свои карманы.

  • Оптимист
    24.06.2019 10:49

    Банки залезли лишним последним
    Теперь зарабатывает на ипотеке, на кредите строителям, на деньгам дольщиков лежащих на экскрой счетах
    Скоро лопнут от денег
    А покупатель платит за все

  • Анонимно
    24.06.2019 10:50

    С чего это начнется оживление? Где Доходы у населения, при унечтоженом малом и среднем классе?

    • Анонимно
      25.06.2019 10:25

      10:50 Нет и не было никогда никакого малого и среднего класса. Есть только "работодатель" (собственник средств производства) и наёмные работники (включая всю "интеллигенцию").

  • Анонимно
    24.06.2019 10:52

    Не покупайте недвижимость хотя бы год, цены начнут падать, застройщику нечем будет возвращать кредит, квартиры отойдут банкам.

  • Анонимно
    24.06.2019 11:29

    Монополизация строительного бизнеса , равно как и другого, как результат рост цен для населения. Кучка оллигархов ещё богаче, население ещё беднее.

  • Анонимно
    24.06.2019 11:29

    Ну ладно, собрались ребята, поговорили "о своём" - мы просто "подслушали", не более...

  • Анонимно
    24.06.2019 11:30

    Монополия это всегда застой, потом крах . Монополия ведёт к Революции.

    • Анонимно
      25.06.2019 10:27

      11:30 Смотря какая. Госалкомонополия и табачная -- только на пользу обществу.
      Есть и другие сферы.

  • Анонимно
    24.06.2019 11:31

    Господа Сильные Мира Сего умерьте аппетиты! Только при рыночной экономике возможно развитие и нормальный уровень жизни населения!

    • Анонимно
      25.06.2019 10:28

      11:31 Какой вам "рынок", если государство приватизировано.

  • Анонимно
    24.06.2019 11:44

    Посчитайте - 10-12% ипотека, в доход банка ежегодно, в среднем - 2-3 стоимости жилья. 25% маржа на эскроу, тоже в доход банка, при ИТ среднем сроке строительства 3года - более 8 процентов в год. Плюс рост на те же 25% объемов платежей по ипотеке, итого 12,5-16 % в год. Добавим гос программы по субсидированию ипотеки от государства, где все тем же банкам компенсируют разницу в процентах по ипотеке, от 3 до 6 %.
    Итого от 23,5 до 34% маржи, при крайне низких рисках, т.к. в случае невыплаты жилье переходит на баланс банка.
    Выводы
    1. В этих условиях цены никогда не понизятся, т.к. банки при этом потеряют ликвидный залог.
    2. В банковской системе не хватает денег, для их пополнения и вводят и эскроу счета и программы поддержки ипотеки.

    • Анонимно
      24.06.2019 13:33

      Все правильно, большой объем ликвидности заморожен на строительстве, мимо этого объёма банки пройти не смогли, вот и изобрели велосипед

      • Анонимно
        25.06.2019 10:40

        11:44, 13:33 Национализацию банков надо делать. А то они хотят сидеть на шее "реального сектора", как сидит "финансовый сектор" большой семерки, спекулируя деривативами, ничего не создавая для общества кроме проблем. Причем на это заточена вся страновая и международная юридическая система во главе с USA.
        Пусть сидят как бумажные крысы в своих офисах на скромной зарплате, как сидели при СССР в Госбанке..

  • Анонимно
    24.06.2019 13:33

    Всё дорожает начиная от бензина заканчивая лекарством... сомневаюсь что жильё будет дешеветь

  • Анонимно
    24.06.2019 13:49

    Ещё один плюс популярности ИЖС это какая никакая, но личная парковка у входа в дом. В ближайшем будущем, все парковки в городе будут платными не зависимо у многоквартирного дома или на детской площадке, или обочине дороги. На кварталах уже многие бесплатные места стоянок, стали платными и это только начало. Город для людей !

  • Анонимно
    24.06.2019 14:07

    Уважаемые господа строители стройте побольше парковок и сажайте больше деревьев ! Велодорожки ещё очень нужны по всему городу )

  • Анонимно
    24.06.2019 14:30

    Это не беда, это централизация.

  • Анонимно
    24.06.2019 15:06

    весь бизнес функционирует за счет кредитных средств (когда своих не хватает), но строители не хочут! Пусть покупатели берут жилье в ипотеку, но строители не хочут !!! снижать свою доходность.

    • Анонимно
      25.06.2019 10:44

      15:06 Ваша дорога - по пути торговли, ритейла, который уже "огребает" в полной мере от обнищания населения.

  • Анонимно
    24.06.2019 15:24

    воровать стало труднее

  • Анонимно
    24.06.2019 17:01

    Всё это крокодиловы слёзы.Не надо пилить деньги начиная с проекта вот и подешевеет жильё а банки не дадут людей грабить.Любая отсрочка сейчас это ещё тысячи обманутых людей.

  • Анонимно
    24.06.2019 19:40

    Перманентная шоковая терапия, однако. Что с ЭСКРОУ, что с запретом на определенные направления - все лучше перманентной революции, индустриализации и коллективизации. Но передела собственности не остановить.

    • Анонимно
      25.06.2019 10:47

      19:40 ... все лучше перманентной революции, индустриализации и коллективизации ...
      Вы, если не разбираетесь в истории проблем, не давайте оценок.

  • Анонимно
    24.06.2019 23:28

    Надо нам нацпроект "Сельская жизнь", а не нацпроект Городская среда.
    Сейчас самое главное - надо спасать село!

  • Анонимно
    25.06.2019 11:27

    Вместо того что бы отладить существующую схему, включили в неё банки, которые просто так на ровном месте будут получать прибыль. А как правило где банки там любое дело встаёт.
    А себестоимость квартир подорожает уже даже по тому, что появился ещё один участник строительства, который за естественно бесплатно работать не будет.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль