«Русские сбоку, сверху, снизу», — бесхитростно констатировал историк Дамир Исхаков результаты работы конгресса. Другие участники назвали его слова фейком и привели цифры: русскими занимаются лишь 10% отечественных ученых. При этом ученым-аборигенам не хватает самокритики, а их постколониальное мышление должно уступить чему-то более адекватному, считает именитый этнолог Валерий Тишков и предлагает считать этносом вообще любое сообщество людей, например татаро-башкир.
XIII конгресс антропологов и этнологов России завершился в минувшую пятницу в Казани лекцией мэтра отечественной этнологии Валерия Тишкова
«Приветствуя развитие этнологических исследований в республиках, я не вижу существенного прорыва»
XIII конгресс антропологов и этнологов России завершился в минувшую пятницу в Казани лекцией мэтра отечественной этнологии Валерия Тишкова. Научный руководитель Института этнологии и антропологии имени Миклухо-Маклая РАН говорил в основном о преодолении кризиса в дисциплине и борьбе различных научных школ, перечисление которых мало что скажет профану. Но были в его лекции и моменты, небезразличные татарстанскому обывателю. Тишков критически отозвался о так называемых аборигенных этнологах, как он «без всякого принижения» называет тех, кто сам принадлежит тому этносу, который изучает. Справедливости ради следует отметить, что к их числу Тишков относит и русских ученых, изучающих свой народ без всякой самокритики: «Русские только открывали и осваивали, другие только нападали и захватывали». «Точно также можно сказать о трудах татарских этнографов о татарах или якутских о якутах и так далее. Другими словами, приветствуя развитие этнолого-антропологических исследований в российских республиках, я не вижу в этом какого-либо существенного прорыва с точки зрения обогащения теоретико-методологического арсенала нашей науки», — посетовал Тишков.
«Представители этого направления не смогли анализировать собственное общество столь же глубоко, как это делали „профессиональные чужаки“. Они не смогли отстраниться, занять критическую позицию, которая является условием научного проникновения, — вещал научный руководитель института этнологии. — Вот эта симпатизирующая этнография, о которой я писал 30 лет назад как о характерной черте западных симпатизантов в борьбе угнетенных меньшинств, в последние пару десятилетий превратилась в доминирующий дискурс среди постсоветских национальных школ с их исключительным вниманием только к собственной культуре». По мнению Тишкова, это «почти наверняка» приводит к невозможности установить истину. «Когда исчерпается тема антиколониализма с ее отторжением общего, пусть временами и неравного, прошлого, среди наших коллег из стран бывшего СССР, сказать трудно, но, думаю, рано или поздно постколониальная парадигма уступит чему-то другому, более… адекватному», — подобрал нужное слово бывший министр по делам национальностей.
Он также отметил, что претензия на уникальность и самобытность зачастую конвертируется в политическое требование «больше прав для коренных», что может привести к серьезным конфликтам и напряжению.
В заключение Тишков дал образчик собственного понимания этноса: «За исключением иностранных ученых, в конгрессе участвует один народ — это этнос российских антропологов. Фактически этнос — это любое сообщество, и именно здесь место этому термину», — заключил ученый муж.
Дамир Исхаков: «У меня сложилось ощущение, что готовится не очень правильный ход. Это касается введения сложных идентичностей, скажем, татаро-башкир или башкиро-татар»
«80 процентов китайских этнологов занимаются изучением китайцев, а нас во всем Институте этнологии занимаются русскими порядка 10-15 процентов»
Правом на объявленный после лекции свободный микрофон воспользовался татарский историк, изучающий татар, Дамир Исхаков. Выйдя к трибуне в тюбетейке, он олицетворял всю «аборигенную этнологию» и словно дразнил сидящего в президиуме Тишкова. Исхаков сразу взял быка за рога и отметил две проблемы: предстоящую перепись и «языковой вопрос».
«У меня сложилось ощущение, что готовится не очень правильный ход. Это касается введения сложных идентичностей, скажем, татаро-башкир или башкиро-татар. С одной стороны, это хорошо, потому что мы можем зафиксировать некоторые реалии, но это вызывает проблемы. И как раз те проблемы, которые могут возникнуть, обсуждены не были», — заметил Исхаков, говоря об итогах конгресса, и привел пример: на каком языке обучать этих «кентавров»? Поскольку они преимущественно живут в Башкортостане, там будет использован административный ресурс, и в этой во многом татароязычной группе будет насильственным способом внедрен башкирский язык. «Я думаю, что стремление зафиксировать эту группу в таком виде не до конца продумано», — произнес Исхаков и предложил подумать еще раз.
Он также отметил, что присутствовал на всех 13 конгрессах российских этнологов и на этот раз у него сложилось впечатление, что текущий форум слишком много обсуждал проблемы государствообразующего этноса. «Русские сбоку, сверху, снизу», — бесхитростно констатировал Исхаков. В то же время не было достойного анализа той ситуации, которая возникла в языковом пространстве «после известных решений», хотя данный вопрос вызывает в республике сильную напряженность. «Я думаю, что этот вопрос еще отзовется», — в свойственной ему пророческой манере заключил ученый и сошел с трибуны.
Не смогла остаться равнодушной к выступлению господина Исхакова Марина Жигунова из сибирского отделения Института археологии и этнологии РАН. Она назвала фейком утверждение Исхакова о том, что на конгрессе не уделялось внимания межэтническим отношениям, и привела в пример секцию, которой сама руководила — «Идентичность и межэтнические отношения». Также Жигунова категорически не согласилась с тем, что большинство докладов было посвящено русским. По ее словам, на прошлом конгрессе даже специально поднимался вопрос о том, что основному населению посвящено очень мало докладов, да и в целом количество этнологов, занимающихся изучением русского народа, невелико. «80 процентов китайских этнологов занимаются изучением китайцев, а у нас во всем Институте этнологии занимаются русскими порядка 10–15 процентов», — констатировала Жигунова.
Также оратор категорически не согласилась с пунктом резолюции конгресса о положительной динамике в оценке состояния межнациональных отношений. «Все участники нашей секции отражают заметную негативную тенденцию ухудшения межнациональных отношений, — сообщила Жигунова. — Более того, установка на позитивное межэтническое общение присуща лишь населению среднего и старшего возраста».
Александр Терентьев: «Нужно эти вопросы обсуждать, чтобы подобное не вело к недопониманию»
«Ученые проталкивают двойную идентичность, но власти ее не приняли»
После того как высказались все желающие и были обсуждены все организационные вопросы, модератор пленарного заседания, директор Кунсткамеры Андрей Головнев передал слово Александру Терентьеву, руководителю департамента президента РТ по вопросам внутренней политики. После традиционных благодарностей отвечающий за межнациональный мир в республике чиновник вновь обратился к теме, поднятой Исхаковым, – очевидно, что она беспокоит и казанский Кремль.
«Есть такое понимание в республике, что обсуждаемая сдвоенная этническая идентичность в целом повлечет некое размывание тех сложившихся идентичностей, которые на сегодняшний день есть. Так это будет или не так, сложно сказать, но такая озабоченность есть, и, как мне кажется, она происходит оттого, что недостаточно этот вопрос обсуждается. Нужно эти вопросы обсуждать, чтобы подобное не вело к недопониманию», — призвал Терентьев. Таким образом радушный хозяин как бы намекнул благодарному гостю Тишкову на то, что он все-таки должен внести большую ясность в один из ключевых для региональной политики вопрос переписи.
«Научное сообщество оказывает воздействие, но не решает вопросов проведения переписи, — уклончиво ответил Тишков. — В конечном итоге это правительство. Буквально вчера я получил опросник, который утвержден для переписи 2020 года, он полностью, один к одному, повторяет опросник 2010-го, за исключением некоторых вопросов по линии экономических и социальных показателей». Тем не менее ученый признал, что разъяснения необходимы, и припомнил, что 20 лет назад республика также очень остро отреагировала на выделение в переписи кряшен — вплоть до жалобы Минтимера Шаймиева Владимиру Путину лично на Тишкова. «Но вот мы видели при открытии, как великолепно кряшены присутствуют не только в переписи, но и в общественно-политической и культурной жизни. Ничего не раскололось и ничего не исчезло», — заметил ученый муж.
После закрытия конгресса Исхаков прокомментировал корреспонденту «БИЗНЕС Online» слова руководителя института об отсутствии изменений в грядущей переписи. «Сегодня Тишков сказал так, хотя у него было опубликовано интервью, в котором он выразился двойственно. Потом я разговаривал с правой рукой Тишкова Валерием Степановым, тот сказал, что будет двойная идентичность. Похоже, что в данном случае власти понимают лучше, чем ученые. Ученые проталкивают двойную идентичность, но власти ее не приняли», — считает профессор Исхаков.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 479