Энергетика 
17.07.2019

Forbes: «Дикие» русские варвары все никак не поймут, что им нужно срочно строить ветряки…»

Экономист Станислав Безгин отвечает Forbes: даже просто выживание Запада зависит от России, которая поставляет туда нефть и газ

«Источники возобновляемой энергии являются бесплатными и не ограниченными только в зеленых мечтах, — пишет Безгин. — В реальности это все крайне низкоэффективные источники энергии, способные существовать лишь за счет эксплуатации ископаемых источников энергии». Вся «зеленая» энергетика «работает» только потому, что где-то в Китае «зеленые» источники были произведены с использованием нефти, газа и угля. Так что все эти модные технологии лишь смещают потребление нефти и газа в Юго-Восточную Азию.

«Мечты о том, что к 2035 году возобновляемое электричество значительно вырастет от уровней настоящего, не являются обоснованными» «Мечты о том, что к 2035 году возобновляемое электричество значительно вырастет от уровней настоящего, не являются обоснованными» Фото: ©Михаил Воскресенский, РИА «Новости»

ЗЕЛЕНЫЕ МЕЧТЫ

С интересом прочитал очередную статью Forbes («Will Russia Survive The Coming Energy Transition?» — Ariel Cohen), наполненную болью и сопереживанием за судьбы «диких» русских варваров, которые все никак не поймут, что им нужно срочно строит ветряки…

Дал свои комментарии, к тексту неполживого [ныне] американского журналиста…

  • «Начинается эра новой глобальной энергетической реальности. Эра углеводородов, которая продвинула человечество через второй этап промышленной революции, подходит к концу. Каменный век закончился не потому, что у нас кончились камни. То же самое будет с нефтью и газом».

Зелёные очень любят эту фразу мудрого арабского погонщика верблюдов. Правда, с логикой у них, как всегда, нелады… Даже если первая часть фразы (про камни) истинна — из этого совсем не вытекает истинность второй части (про нефть). На сегодня не существует адекватной замены ископаемому топливу и альтернативой ископаемой энергии является только резкое сокращение потребления энергии, со всеми вытекающими из этого прелестями жизни.

  • «Сейчас мы вступили в эру возобновляемой энергии, когда электричество с нулевым выбросом СО2 генерируется с помощью практически неограниченных ресурсов (солнца, ветра, приливов, водорода и, в конечном итоге, дейтерия). Ультрасовременные, интеллектуальные электрические сети, промышленные аккумуляторы и транспортные средства с питанием от литий-ионных аккумуляторных батарей и водородных топливных элементов являются важнейшими элементами этого исторического перехода к новой энергии».

Перечисленные источники возобновляемой энергии являются бесплатными и неограниченными только в зеленых мечтах. В реальности, это все крайне низкоффективные (или отрицательно эффективные) источники энергии, которые способны существовать только за счет эксплуатации ископаемых источников энергии. Даже если калифорнийскому радужному креаклу кажется, что его солнечная панель волшебным образом бесплатно генерирует электричество, на самом деле это стало возможно только благодаря тому, что где-то в далёком Китае, используя китайский уголь и арабскую нефть, эта панель была произведена.

  • «Каждая из этих технологических тенденций будет уменьшать спрос на основной источник доходов бюджета России: ископаемое топливо».

Поэтому всё не совсем так, как кажется американоцентричным авторам. Все эти модные технологии не столько уменьшают спрос на ископаемое топливо, сколько смещают его потребление в Юго-Восточную Азию. Странам золотого миллиарда остаются зеленые вершки и безработица, замаскированная под пост-индустриальную «занятость». А Китаю достаётся промышленность и неизбежно связанные с этим выбросы парниковых, «вредных» газов. Ну и далее обвинение в «загрязнении» атмосферы и требование выплаты штрафов в пользу «чистых» стран.

  • «Переход будет иметь серьёзные последствия для лидеров статус-кво эпохи углеводородов: от Москвы до Каракаса и от Тегерана до Эр-Рияда. Российская Федерация, которая сегодня является крупнейшим в мире экспортёром газа и вторым по величине производителем нефти, является одним из таких игроков, который должен „адаптироваться или умереть“ в течение следующих 15–20 лет. Действительно, Россия получает 40% своего дохода от продажи нефти и газа, что делает ее фактически нефтедобывающим государством. Она и другие страны, зависимые от доходов от углеводородов, должны принять новую реальность и действовать решительно, если они надеются выжить в эпоху возобновляемых источников энергии».

Если Россия надеется выжить в эпоху, когда дешёвые углеводороды заканчиваются, она должна научиться перестать продавать свои ресурсы задёшево и хвастаться количеством труб, которые она протянула до чужих берегов.

  • «Это означает, что нынешняя стратегия Кремля по повороту на Восток на энергозатратные азиатские рынки — как мы видим из их газопровода „Сила Сибири“ в Китай и трубопровод „Восточная Сибирь — Тихий океан“ (ВСТО) в Азиатско-Тихоокеанский регион — в лучшем случае близорукая. Поскольку Китай присоединяется к развитым странам и пытается сократить выбросы, он ограничит импорт российских углеводородов».

Зеленые мечты… они такие зеленые…. Поскольку Китай прошёл пик добычи своего дешёвого угля, то он будет вынужден увеличивать импорт российских углеводородов (так же, как и арабских и австралийских) для замещения выпадающего (колоссального) объёма энергии. И хотя меня этот факт скорее огорчает, но я вынужден констатировать, что американский автор совершенно не понимает, что он пишет…

  • «Даже Германия, которая является принимающей стороной противоречивого российского мегапроекта „Северный поток II“, уже заявила, что закупки российского газа через 10 лет начнут сокращаться в соответствии с национальной программой трансформации энергии. Так называемая политика Energiewende направлена на сокращение выбросов парниковых газов примерно на 40% к 2020 году, на 55% к 2030 году и до 95% в 2050 году по сравнению с уровнями 1990 года. Это точно не приведёт к увеличению импорта российского ископаемого топлива».

Разумеется, политики обязаны заявлять, что когда-нибудь потом, лет через десять (наверно, может быть) они обязательно сократят зависимость от поставок российского тоталитарного газа. Но так наивно приводить это как аргументацию в статье…

Energiewende может быть направлена на что угодно, но грубая реальность состоит в том, что:

  • снижение на 40% к 2020 году не состоится, от слова совсем. На сегодня их достижение — это минус примерно 30%. За четыре года до 2018 года снижения не было совсем. В 2018 году снижение произошло на 4,2% и, по словам министра (окружающей среды), оно было вызвано… в основном более тёплой погодой чем обычно;
  • снижение от уровня 1990 года в основном произошло за счёт разрушения промышленности Восточной Германии и за счет переноса наиболее энергоемких производств в ЮВА;
  • рост возобновляемой генерации происходил за счет огромных субсидий и возможности сбрасывать на соседей проблемы балансировки сети. Каждый следующий процент прибавки чистого электричества в энергобалансе будет стоит намного, иногда в разы больше, чем первые «достижения» на этом фронте.


  • «По лучшим экспертным оценкам, пик мирового спроса на углеводороды придётся на период с 2030 по 2040 год, после чего мы будем свидетелями резкого снижения потребностей в нефти и газе. В Европе, основном российском экспортном рынке углеводородов, пиковый спрос на ископаемое топливо уже позади».

Почему-то лучшие эксперты всегда стараются предсказать что-нибудь, что произойдёт к 2050 году, ну в крайнем случае к 2030 году. Мудрость такого подхода подробно изучил в своё время достопочтенный Ходжа Насреддин. Видимо, поэтому эти эксперты до сих пор и считаются «лучшими».

Если же мы посмотрим на предоставленный график и отвлечёмся от мечтаний, тянущихся к 2050 году, то мы видим, что не столько произошло замещение потребления углеводородов, сколько в целом упало потребление энергии в Европе. Как я говорил, отчасти это связано с бегством промышленности в Китай, отчасти с растущим явлением «энергетической бедности», заставляющем бюргеров экономить энергию в ущерб комфорту, здоровью и правилам санитарии.

ВРЕДОНОСНЫЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛИ

  • «Как мы уже видели в Европе, спрос на углеводороды будет зависеть от снижения стоимости возобновляемой энергии, политики правительства, новых технологий и изменений в стратегиях компаний при подготовке к наступлению новой энергетической эры. Соответственно будут происходить структурные изменения в предложении, спросе, структуре потребления энергии и ценах на ископаемое топливо. Автомобили внутреннего сгорания, на которые приходится более 50% мирового спроса на нефть, ежегодно уступают долю рынка электромобилям. В 2017 году на электромобили приходилось 1,3% мирового автомобильного рынка — по сравнению с 0,8% в 2016 году. В прошлом году было впервые продано более 1 миллиона единиц электромобилей»

Я по-прежнему думаю, что истерия, вокруг бурного роста рынка электроавтомобилей и крайне экологической полезности электроавтомобилей пройдёт по уже натоптанному маршруту дизельгейта. Спустя несколько лет после отмены правительственных субсидий, окажется, что «научные» расчёты, доказывающие экологичность электротраснспорта, были фальсифицированы и не учитывали массу побочных явлений и факторов. Но в любом случае очень интересно в очередной раз читать высказывание в духе того, что электроавтомобили заменят автомобили, потребление нефти упадёт, а электричество мы возьмём из розетки….

Я, например, считаю, что единственно разумным является подход компании Тойота, которая сделала основную ставку на гибридные автомобили. Использование технологий гибридных автомобилей позволяет с минимальными и адекватными затратами сократить количество автомобильных выбросов (безусловно являющихся вредными) в местах скоплений автомобилей.

  • «Снижение затрат на технологии производства аккумуляторов, в сочетании с развитием возобновляемой генерации энергии, такими как солнечная и ветровая энергия, привело к конкурентоспособной по стоимости (LCOE) выработке электроэнергии в диапазоне от 20 до 40 долларов за кВт/ч. Это позволяет работать на равных в сравнении с парогазовыми установками с комбинированным циклом и даже побеждать большую часть ядерной энергетики».

Да, да, да… как обычно, расходы на балансировку сети, дополнительные линии передач и прочее мы оставим за кадром…

  • «Согласно исследованию Вуда Маккензи, к 2035 году около 20% мировых потребностей в энергии будет удовлетворяться за счет солнечной или ветровой энергии, что убирает примерно 100 миллиардов кубических футов в день потребности в газе. К 2040 году спрос на нефть уменьшится за счет внедрения электромобилей почти на 6 миллионов баррелей в день. Стоит отметить, что с 2010 года стоимость солнечные фотоэлектрических панелей снизилась на 80%, а в таких технологиях, как ветроэнергетика (onshore), затраты снизились примерно на 30%. Вуд Маккензи также прогнозирует, что после 2035 года растущее распространение возобновляемой генерации и электрифицированного транспорта сделает их предпочтительным выбором во многих энергосистемах по всему миру. Действительно, половина всех новых электростанций, построенных по всему миру, будет либо солнечными, либо ветряными, либо гибридными станциями с системами хранения энергии. Кроме того, 50% всего роста количества пройденных миль на дорогах будет приходиться на электромобили. А добавление других технологий, таких как автономное вождение и каршеринг, ускорит этот рост».

Учитывая, что Германия, локомотив движения к светлому эльфийскому электричеству, очень серьёзно буксует на своём переходе к зелёному электричеству, мечты о том, что к 2035 году возобновляемое электричество значительно вырастет от уровней настоящего, не являются обоснованными. В мире очень мало стран, достаточно богатых гидроресурсами, в которых развитие энергетики солнца и ветра имеет хоть какой-то смысл, и очень мало «богатых» стран, имеющих возможность тратить большие деньги на эту религию.

В большинстве стран развитие прерывистой энергетики может происходить только при параллельном росте «прерывистой», пиковой газогенерации. К сожалению, потребление российского газа в Европе (да и в Азии тоже) будет только расти.

СТОИМОСТЬ НЕФТИ ИСКУССТВЕННО ЗАНИЖЕНА

  • «Даже без учёта надвигающегося энергетического перехода, Россия страдает от ряда серьёзных угроз, вызванных новыми глобальными тенденциями в производстве энергии. Увеличение мировых запасов углеводородов, нефтяной и газовый бум, вызванный американской сланцевой революцией, и снижение спроса на энергоносители в ОЭСР оказывают сильное давление на экономику России».

Да нет же… на экономику России оказывает сильное давление неспособность Запада платить адекватную цену за энергоносители и связанная с этим необходимость занижать цену нефти и газа. Неспособность компрадорских политиков трансформировать экономику страны никак не связана с мифическим падением спроса на углеводороды.

  • «Необузданная коррупция, экономические санкции из-за войны 2014 года с Украиной, сокращение населения, относительно низкая продолжительность жизни, недостаточные инвестиции в исследования и разработки (R& D) и рост внутренних цен на основные товары являются серьёзными проблемами для экономической устойчивости России».

  • «Для решения этих проблем может потребоваться серьёзная правительственная реформа, которая будет включать улучшение инвестиционного климата за счёт укрепления верховенства закона; обуздание коррумпированных и властных правоохранительных органов; благоприятная среда для малого и среднего бизнеса; развитие туризма; процветание инноваций и венчурного капитализма; и дальнейшее развитие сельского хозяйства».

Для решения этих проблем нужна комплексная программа, направленная в первую очередь на сокращение поставок своей энергии за рубеж по бросовым ценам, на рост цены продажи ресурсов и адекватная ориентация на максимальную переработку энергии внутри страны.

  • «Но поскольку администрация Путина не проявляет интереса к таким реформам, то этим придётся заняться следующему поколению российского руководства, ну или наблюдать дальнейший упадок своей страны».

Ну вот с этим спорить сложно, так как очевидно, что сырьевое крыло правительства вполне устраивает позиция России как источника энергии для Запада и их личное место «на трубе», позволяющее получать хорошие бонусы и прочую икру на бутерброд.

  • «Говорят, что Россия никогда не бывает такой сильной, как выглядит, или такой слабой, как кажется. Конец эпохи углеводородов приведёт к очередному грандиозному испытанию России на прочность».

Точнее сказать, что конец эпохи дешёвых углеводородов приведёт к испытанию России, так как выживание и уровень процветания Запада будет напрямую зависеть от способности заставить Кремль в очередной раз обесценить рубль, и в очередной раз увеличить поставки энергии на Запад.

В любом случае меня радует искренняя и бескорыстная забота Ариеля Коэна о судьбе России… Вот только почему-то хочется поступить согласно старой пословице — «Выслушай и сделай наоборот».

Станислав Безгин, 16.07.2019

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (79) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
17.07.2019 10:23

Господину Безгину надо было жить в Лондоне в 1900 году.
И проповедовать строительство печей для отопления конским кизяком.
Так как его товарищи экономисты в то время тоже говорили, что Лондон скоро похоронится под конским навозом.

  • ПанАлекс
    17.07.2019 10:23

    Пока ветряки в Украинском Крыму дотировались как и в Европе - произошел резкий рост их установки. Как только Крым стал российским и дотации перестали идти и рынок решил явно не в пользу слишком дорогой и нестабильной ветровой энергии. И теперь стоят десятки "памятников".
    Но уже "чистоэнергетическое" зомби и в правительстве РФ все больше проталкивают эти мифические "бесплатные энергоустановки" перекладывая на бюджет и добросовестных потребителей удорожание "в среднем"!

    • Азат Д
      17.07.2019 10:50


      У Газпрома снижаются поставки газа на Запад. Если только демпинговать будет.



      • Анонимно
        17.07.2019 11:38

        ЧЕКА

        Азат, тебе пора начинать мне платить за твое просвещение)

        Экспорт газа Газпромом по годам в млрд.куб.:

        1990 - 110,
        2000 -130,
        2010 -138,
        2015 -158,
        2018 - 200 .

        Как видно из цифр, экспорт газа растет и тенденция имеет место к ускорению в связи сокращением добычи в Европе и ростом потребления.

        • Азат Д
          17.07.2019 11:51


          А 2019?

          • Анонимно
            17.07.2019 12:43

            ЧЕКА

            В 2019 году планируется около 215 млрд.

          • Анонимно
            17.07.2019 13:15

            Год ещё не закончился. В этом году зима была тёплая в Европе. Посмотрим, какая будет следующая зима в Европе.
            При тёплой зиме потребление газа в Европе снижается для ВСЕХ газопроизводителей, а не только для Газпрома. Доля Газпрома на газовом рынке Европы неизменно растёт с каждым годом.

        • Анонимно
          17.07.2019 16:36

          Экспорт Российской Федерации природного газа за 2000–2015 годы
          http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.aspx?file=gas.htm

      • Анонимно
        17.07.2019 13:01

        //У Газпрома снижаются поставки газа на Запад//

        А можно подтвердить ваши предположение конкретными цифрами по ГОДАМ?

        Просто все имеющиеся цифры и российские и европейские - говорят о росте экспорта российского газа.
        Бывает лишь сезонное снижение поставок газа, например из-за тёплой зимы в Европе. Например, конкретно в этом году, в первом полугодии экспорт газа чуть меньше, чем в прошлогоднем.
        Но тенденция роста объёмов российского газа в Европу - неизменна.

      • Анонимно
        17.07.2019 15:58

        Не верь либеральной прессе) Газпром в шоколаде)))

    • Анонимно
      17.07.2019 10:54

      хищные буржуины всегда разводили лохов на деньги начиная от индульгенций и тюльпановыми луковицами и заканчивая солнечными панялми с мышиным КПД и конским ценником....... теперь вот очередной развод лохов и очевидно что кто то получает за это нехилые чаевые ...... но слава Всевышнему специалисты в ТЭК всё ещё есть во всём мире , которые понимают что всё растущие потребности человека в генерации электроэнергии и тепла смогут обеспечить только ТЭЦ ТЭС АЭС и ГРЭС..... либо открыть совершенно иные , подчёркиваю ИНЫЕ источники энергии ........ ну а со сказочными дебилами, которые искренне верят в то что электричество живёт в розетках а горячая вода в ванне и душе нагревает сама себя надо просто работать .....

      • Анонимно
        17.07.2019 11:43

        А китайцы ветроэнергетику развивают дикими темпами, солнечные панели вагонами отгружают, закрывают угольные ТЭЦ. Глупые - нет у них настоящих специалистов ТЭК с дипломами экономистов - менеджеров,

      • ПанАлекс
        17.07.2019 11:57

        Уже фактически работает технология холодного термоядерного синтеза. Дело за внедрением в промышленное массовое производство. Правда это ОЧЕНЬ не в интересах владельцев ТЭК. Потому прогресс топчется на месте. Но будь в действии фактор СССР и конкурируя с ним буржуины вынуждены будут вкладываться в НТП, а не тормозить его.

        • Булгарин
          17.07.2019 12:16

          И где это вы прознали про работающую технологию холодного термоядерного синтеза, экономист вы наш, точнее сказочник? Да, иногда появляются сенсационные сообщения о таком открытии, но потом не находят подтверждения у других исследователей, которые ставят аналогичные эксперименты. Да, и теоретически это возможно, например, используя мюонный катализ, но вот сама фабрика производства достаточного для этого частиц будет довольно дорогой. Тут тоже есть соответствующие вычисления и эксперименты. Так на сегодня с использованием мюонного катализа было получено на один мюон 1,4 Гэв энергии, а для производство самого мюона на ускорителях нужно затратить 5-10 Гэв. Процесс явно энергетически невыгоден. Других теоретических способов понизить температуру термоядерного синтеза не известно в физике, потому все эти истории про холодный термояд из области фантастики или из той области физики, о которой человечество не знает.

        • Анонимно
          17.07.2019 17:05

          60 лет уже делают все запустить немогут.. и не смогут

      • Анонимно
        17.07.2019 16:13

        "хищные буржуины" более 10 лет дотировали из госбюджетов производителей зеленой энергетики
        Зачем?
        А затем что рост объемов производства ведет к снижению себестоимости И наконец с прошлого года стали снимать дотации, потому что зеленые энергетики вышли на безубыточность

        Электромобили пока дотируются, но прозвучал первый звоночек В конце прошлого года Тесла наконец вышла на прибыль Не за горами тот день когда снимут дотации

        • Анонимно
          17.07.2019 17:02

          а можно ссылку на прибыльность производства Тесла? Ни разу такого не читал, при этом полно информации что они ещё больше вошли в убытки..

          • Анонимно
            17.07.2019 18:11

            Википедия статья Тесла
            Сообщений было много где, это была сенсация 4 квартала 2018. так что остается только удивляться что вы не слышали)))

      • Анонимно
        17.07.2019 16:28

        И ещё про "хищных буржуинах"
        В Калифорнии было приняли закон по которому обязали строить дома менее 3 этажей с солнечными панелями на крыше
        А потом подумали и отозвали этот закон
        почему? Потому что массово обанкротятся ТЭЦ
        Массового банкротства кого то ни было "хищные буржуинам" не нравится ибо порождает кучу проблем
        А так будут медленно и безболезненно сокращатся
        Газовые ТЭЦ в Америке продолжают строить и сегодня, но ещё больше выводят из строя старые (там старое оборудование и высокая себестоимость, легче порезать на металлолом чем переоборудовать

        Такой же вопрос стоит перед татарстанскими ТЭ

    • Азат Д
      17.07.2019 11:16


      Без аккумуляторов, солнечные панели окупаются лет за 10, а при росте тарифов, и снижении цен на панели ещё раньше, при их ресурсе 25 лет.
      Поэтому в России и не делают "зеленый тариф". Или хотя бы возможность сбрасывать днем энергию с панелей, а вечером и ночью этот объем бесплатно брать.
      Тем более днем энергия больше нужна, пиковые нагрузки, поэтому и тариф дороже.

      • mad big
        17.07.2019 16:34

        Кому они без АКБ нужны. А нужны там АКБ дорогие. Не стартерные. Их цена от 10 тыров и выше. ВОт и считайте выгоду.

        • Анонимно
          17.07.2019 17:17

          Азат Д

          Идите пожалуйста, маршируйте, так от вас больше пользы.

          • mad big
            17.07.2019 17:28

            Ну вы опять все в стиле слесаря интеллигента Полесова. Опять до уровня "самдурак" опускаетесь. Уровень вашего образования очевиден. Не вас ли Ильф с Петровым прообразом выбрали? Вы хорошо сохранились. Вот только мысли...

    • Анонимно
      17.07.2019 14:59

      Конечно нам нужно строить больше ветряков, закупая их на западе (у себя нет технологий) с целью высвободить больше нефти и газа для экспорта на запад, чтобы они переработали их в новые ветряки для нас ...

  • Анонимно
    17.07.2019 10:23

    Господину Безгину надо было жить в Лондоне в 1900 году.
    И проповедовать строительство печей для отопления конским кизяком.
    Так как его товарищи экономисты в то время тоже говорили, что Лондон скоро похоронится под конским навозом.

    • Анонимно
      17.07.2019 14:06

      Ты мне объясни только без лишних брызгов - где взять столько батареек 18650 на весь автомобильный парк? Где накопать столько лития?
      Ответь, для меня это ключевое препятствие в понимании перспектив электроавтомобилей в нынешнем виде.

      • Анонимно
        17.07.2019 15:20

        Поговорите с опытными инженерами про электромобили, удивительные вещи можно увидеть. Нынешние электромобили просто красивые и дорогие игрушки, окупающиеся только за счёт субсидий, как в той же Норвегии (модно и экология) или Китае (защита от смога в перенаселённых мегаполисах).
        Плюсы электромобилей в том - что в городах будет чище, но за городом фабрики по производству батарей и электростанции будут коптить всё сильнее. Только если изобретут батареи нового типа, недорогие и реально эффективные, но тут вопрос сразу с редкоземельными металлами для батарей. Гики с лапшой на ушах даже теоретически не могут себе представить, что запасы этих металлов (для батарей) вовсе не безграничны, а их КПД намного хуже ДВС-ного.
        Электромобилизация это не прогресс, а просто шаг в сторону, пока маркетологи не состригут капусту с "инстаграмщиков"

        • Анонимно
          17.07.2019 16:49

          Сегодня производство автомобилей дотируются бюджетами стран производителей. потому что рост объемов производства ведет к снижению себестоимости Несмотря на дотации Тесла вплоть до прошлого года была убыточной, и только сейчас стала получать прибыль
          придет день когда и дотации станут не нужны
          Все автогиганты мира налаживают производства собственных моделей, ибо уверенны, что в конце концов получат прибыль

          На протяжении последних 8 лет компания показывает чистый годовой убыток[66]. Наибольшие убытки имели место в 2017 году, составив 2,24 миллиардов долларов США[67]. Несмотря на это рыночная капитализация компании продолжала расти и 18 сентября 2017 года достигла максимума в 64,25 миллиардов долларов США[68], тем самым превысив капитализацию General Motors и Ford Motor.

          В первом квартале 2018 года компания обновила рекорд по убыточности. Убыток составил 710 млн долларов[69]. В 3 квартале 2018 компания, неожиданно для финансовых аналитиков, показала прибыль в 311 млн долларов, что связано прежде всего с успехами в производстве и продажах Model 3, которая «стала самым продаваемым автомобилем в США по объему выручки и пятым по количеству»[70]. 4 квартал 2018 года компания также закончила с чистой прибылью в размере $139,5 млн.[71]

          Суммарно за 2018 год убытки составили около 976 миллионов долларов.[72]

          • Анонимно
            17.07.2019 17:20

            Азат Д

            Тесла была убыточной, потому что вкдадывалась в заводы, не успевая за объемаи продаж.

            • Анонимно
              17.07.2019 18:17

              Не поэтому
              Потому что объемы производства были недостаточны
              Объемы продаж растут и впредь будут расти
              конкуренты только могут притормозить или и вовсе остановить Но это не скоро. пока у всех только растет

        • Анонимно
          17.07.2019 17:19

          Азат Д

          На счет экологии, посмотрите сто для бензинок надо - добыть нефть, транспортировать на НПЗ, переработать, доставить на АЗС. Это тглько стобы в бак залить. И сам бензоаатомобиль сложнее чем электричка. Сравните троллейбус и автобус.

      • Анонимно
        17.07.2019 17:05

        а ещё большая проблема утилизировать старые батарейки, на сегодня нет адекватного решения

        • Анонимно
          17.07.2019 17:21

          Азат Д

          Вы о чем? Откуда инфа?
          Расскажите про уоилизацию моторного масла и т.д.

          • mad big
            17.07.2019 17:31

            Из моторного масла после очистки получается, вы не поверите, такое же моторное масло. Или печное топливо.

            • Анонимно
              17.07.2019 17:39

              Азат Д

              Печное топливо, так романтично.
              Это которое потом в дизельных коптилках общественного транспорта потом сжигают в городе?

  • Анонимно
    17.07.2019 10:34

    Прочитал статейку - это видение человека зависшего в настоящем на фундаменте прошлого, который не видит будущего. Когда-то говорили что и персональный компьютер дома никогда не понадобится - на нем просто нечего делать дома. Поэтому, пока углеводородное лобби проталкивает свои интересы - процесс к переходу к "чистой" энергии будет тормозиться.

    • Анонимно
      17.07.2019 12:22

      Я терпеть не могу зажравшихся нефтяников, но увы, никто ничего не тормозит. Есть объективные законы физики, в частности закон сохранения энергии. Сколько ветряк вам надул, столько вы и получили, и даже меньше, т.к. КПД никто не отменял. Сколько вам солнце насветило столько вы и получили, тоже с учетом КПД. Не конкуренты они сжиганию углеводородов. Да и про персональный компьютер сказано было правильно. Для расчетов он не используется, вернее пользуются этим единицы. А в основном это используется как игрушка, музыкальный центр и средство связи

  • Азат Д
    17.07.2019 10:47


    Россия как всегда в хвосте, и пафосно оправдывая это.
    Тесла все больше и больше наращивает производство. В Китае автобусы электрические, литий титанат во всю внедрят, а наши с умным видом рассуждая, сидя в ...


    • Анонимно
      19.07.2019 03:33

      Литий титанат давно уже внедрили все кому ни лень. У нас тоже катаются электробусы по стране. Но это вовсе не значит, что вот завтра все машины вдруг станут электрическими. Простой подсчет мощностей электрогенерации позволяет понять, что для того, чтобы запитать хотя бы половину парка машин в мире, нужно увеличить ВСЮ генерацию в 10, а то и в 15 раз. Про сети я уже и не говорю. Проводами будем опутаны все в трехкратном виде.

      • Азат Д
        19.07.2019 16:46


        Не надо ля ля, если не разбираетесь. Машины в основном будут заряжаться ночью, когда люди спят, равномерно нагружая электростанции. С существующими мощностями, можно покрыть большой объем электромобилей.

  • Азат Д
    17.07.2019 10:48


    Солнце дает энергию 1кВт ч на кв метр, и умные люди это используют.

    • Анонимно
      17.07.2019 11:44

      На югах и при чистом солнечном небе. А так имеем: на южной ветке трубопровода отТенгиз кого месторождения стоят отсекатели на солнечных панелях, а на северную проведены ЛЭП.

  • Азат Д
    17.07.2019 10:49


    Да, камни закончились не потому что камни закончились - хотя в Африке и джунглях где то используют - так и нефтегазовая эра закончится, не потому что нефть кончится.

  • Азат Д
    17.07.2019 10:51


    В Украине "зеленый" тариф действует, для солнечных электростанций, а в Россиюшке, для МСЗ.
    Почувствуйте разницу.



    • Анонимно
      17.07.2019 11:13

      В Украине электромобили тысячами уже. От БМВ и Вольво до Ниссан Лиф. А в "продвинутом" Татарстане 3 Лифчика бегают и 5 зарядных станций за заборами стоят...

    • Анонимно
      17.07.2019 12:03

      На Украине регулируемое ценообразование на электроэнергию. Для Крымских ВЭС скорее всего был установлен специальный "зеленый" тариф, обеспечивающий возврат инвестиций с учетом стоимости капитала. Учитывая мизерные объемы выработки ВЭС, а также с учетом того что объем выработки "размазывался" на весь объем потребления, этот тариф в принципе мог быть сколь угодно высоким. У нас прошедшие конкурентный отбор проекты ВИЭ, включая ВЭС, получают исчисленную установленным образом цену ДПМ ВИЭ, которая также обеспечивает возврат инвестиций на вложенный капитал. Разница с Украиной только в том, что у нас проекты ДПМ ВИЭ отбираются на конкурсе, где разные проекты конкурируют по величине удельных капитальных затрат, у кого меньше. То есть разница конечно есть, но явно не в пользу Украины, как по объемам, так и по принципам. В пользу Украины говорит только то, что они немного раньше начали. Но поскольку стоимость 1 МВт мощности как солнечных, так и ветряных электростанций постоянно снижается, существуют веские основания не спешить развитием возобновляловки, т. к. раньше начнешь - больше дотации.

      • Анонимно
        17.07.2019 13:17

        Азат Д

        Вы не в теме. Там каждый у себя может поставить солнечные панели, ветряк,поставить грид инвертор, подключится к сетям, и продавать по тарифу эл энергию.

        • Анонимно
          17.07.2019 17:17

          Да, Вы правы, действительно, каждый. Есть единый покупатель - "Энергорынок", и он покупает энергию у производителей по "зеленому" тарифу, который примерно в 6-7 раз выше, чем у традиционной генерации, а для мелких розничных производителей - еще в 1,2 раза выше. Но это означает только то, что ситуация у соседей еще более запущенная, потому что нет вообще никаких пределов для роста розничных тарифов, потому что "Энергрынок" очевидно перевыставит потребителям все свои затраты на покупку "зеленой" энергии (или он разорится, или начнет генерировать неплатежи). Источник: https://ria.ru/20190522/1553923752.html
          Здесь, правда, написано, что в любом случае планируется переход к аукционам для новых объектов ВИЭ, также как и у нас.
          В общем, коллеги ускоренно спешат пробежаться по тем же граблям, что и мы

          • Анонимно
            17.07.2019 17:42

            Азат Д

            Пишите в натуральных цифрах, а не относительных. Так как эл энергия в Украине дешевле чем в России.

            • Анонимно
              17.07.2019 18:45

              А там есть цифры, "зеленый" тариф покупки у производителей 0,15 евроцентов или около 10 рублей за квтч., тариф покупки у "Энергоатома" около 1,5 руб./ квтч., что приблизительно соответствует регулируемому тарифу покупки у наших генераторов (без учета ДПМ и прочих инвестиционно нагруженных составляющих). Сетевая составляющая там, конечно, ниже, так как они не могут себе позволить инвестиционных хотелок наших сетевых компаний, да и эксплуатационных в общем-то тоже.

              • Анонимно
                18.07.2019 11:23

                Азат Д

                А в России , в Татарстане для комерсов какой тариф? 7 р? Сильно он отличается от Зеленого украинского? Зато природа чище, люди дышат чистым воздухом.

                • Анонимно
                  18.07.2019 11:49

                  За март 2019 5,6 руб./ квтч. на низком напряжении (более свежее не смог достать, сайт "Энергосбыта" - это что то запредельное по неудобству). Но в любом случае это цена с учетом услуг по передаче. Собственное генерация из них 2,5 руб./ квтч., это со всеми ДПМ и прочими. Так что всё-таки сильно. А природа - да, конечно чище, если рядом нет угольной элктростанции :) заменить которую никакое ВИЭ пока не в состоянии

                • Анонимно
                  18.07.2019 23:02

                  даже от китайского по 60 копеек

          • Анонимно
            18.07.2019 23:01

            Грабли Аукционов Вам не доступны со времен Ильфа... ну и Петрова

        • Man_16rus
          17.07.2019 17:28

          Один такой гений живёт на оренбургском проезде, Можете заехать посмотреть, 90% времени у него вентилятор стоит не крутится!

  • Анонимно
    17.07.2019 11:43

    ЧЕКА

    Россию ждут золотые времена. В ближайшие 20-50 лет Россия будет основным поставщиком в Европу и ЮВА энергоносителей, а через 50 лет Россия будет монополистом в поставке электричества от АЭС, в строительстве и эксплуатации которых Россия является мировым лидером.

    • Анонимно
      17.07.2019 14:34

      Мы уже 40 лет основной поставщик в Европу. И золотые времена по-моему уже прошли.

  • Булгарин
    17.07.2019 11:47

    Мнение еще одного неизвестного эксперта вытащили. Думаю, это реакция на ту пургу, которую понес Путин на конференции. Если кто не помнит, напомню о том, что он там нес. «Ветряки трясутся – червяки из земли выползают» и т.д. Это он о вреде «зеленой» энергетики. Так понимаю, что человек не в курсе как добывают ту же нефть, которую хотят заменить на другие источники энергии. Не знает, какой вред наносит природе вся эта добыча нефти, газа. Судьбами червяков там на Западе обеспокоился.

    Вообще-то, вся эта статья перечеркивается одним показателем, так называемым, коэффициентом энергетической рентабельности, который определяется отношением полученной единицы энергоносителя к затраченной в процессе его производства. Известно, что этот коэффициент был очень высоким в начале прошлого века для добычи нефти и газа. Так для 1930 года он составлял более 100. Затем уже в начале 70-х годов упал до 30. В начале 2000 он уже составил 11-18. Но это усредненный показатель по всему миру. Но уже ближе к 2018 году для российской нефтяной промышленности этот показатель снизился до 5-10. Природный газ – 10. Так для добычи нефти из битуминозных песков она составила – 2-4. Для сланцевой нефти этот показатель составил – 5. Для сланцевой нефти этот показатель еще будет увеличиваться, а для традиционных способов добычи будет только падать. Для сравнения приведу тот же коэффициент для ветряков 18 (2007 год). Для солнечных батарей – 6-8 (2004), теперь поднимается до 11-12. Правда, для этанола из сахарного тростника в Бразилии (2009) – 8-10, биодизель в Европе – от 2 до 9.

    Как мы видим, есть четкая тенденция, когда легко добываемые месторождения нефти и газа уходят в прошлое и их добыча по энергетической рентабельности уже сравнима, а по некоторым видам даже хуже, чем у возобновляемой энергетики. Все расчеты на битумную нефть, на Арктику все это уже не имеет большого смысла. И тут нет речи о том, чтобы насолить России. Только вот вопрос, а что она будет делать, когда на две тонны добытой нефти будут тратить тонну. Или будут уповать на то, что «зеленые» там по просьбе Путина озаботятся судьбой червяков у себя там и запретят использование ветряков, солнечных панелей.

    В Германии 16 процентов всей электроэнергии вырабатывается на ветряных установках, в Дании - почти 40 процентов. К 2020 году Китай планирует удвоить выработку на ветряках - сегодня они производят 4 процента всей электроэнергии страны, довести до 7-8 процентов. И будут, надеюсь, строить там, где нет червячков.

    Солнце постепенно становится самым дешевым источником энергии. Цены на солнечные батареи за последние пять лет упали почти на 80 процентов. В Германии стоимость энергии, полученной в результате применения фотовольтаики, составляет уже 7 центов за киловатт-час, то есть столько же, сколько нам приходит по счету за электричество, а в странах с большим количеством солнечных дней - меньше 5 центов. Многие домохозяйства давно уже установили на крышах солнечные панели и практически вся энергия у них от этих панелей, плюс еще хватает у многих и для зарядки электромобиля.

  • Анонимно
    17.07.2019 11:47

    факты - упрямая вещь. а факты говорят, что КПД ВИЭ растёт, а себестоимость "зеленого" кВт-ч падает. В один прекрасный момент количество таки перейдёт в качество и неудачники, вроде автора этой статьи, останутся около углеводородного "корыта".
    С таким же успехом можно агитировать за использование дров и лошадиных упряжек, эволюцию технологий не остановить, ведь за ней экономика.
    Автору же не мешало бы сопоставить удельные затраты энергии на создание одного энергоблока ПГУ и ВИЭ, можно узнать много интересного.

    • Анонимно
      17.07.2019 12:44

      ФАКТЫ говорят что потребление нефти и газа ежегодно растет.

      • Анонимно
        17.07.2019 15:09

        Потому што растет во всем мире растет экономика
        (Особенно в Индии)
        но зеленая энергетика растет в разы быстрей
        вопрос, когда в физических объемах догонит рост экономики?
        через 20 лет, раньше?

  • Анонимно
    17.07.2019 12:11

    11.38 в цифрах рост а по факту в цене обвал.Газпром регулярно делает перерасчёт не в свою пользу и пользу бюджета России.

    Сам наблюдаю обвал оптовых цен на газ сжиженный внутри России и просто не верю что это происходит.
    Каждый год в это время цены оптовые задирали выше некуда и Газпром нам газовикам говорил "Европа покупает по таким ценам и Вы купите и хамство в придачу..."

    • Анонимно
      17.07.2019 12:40

      ЧЕКА

      В 2000 году Газпром поставлял газ в Европу по 60 долларов, в 2018 по 250 долларов.

      Рост 4-х кратный..

      • Анонимно
        17.07.2019 13:27

        Ага.
        Согласен.
        Только инфляция за это время 20-кратная уже.

        • Анонимно
          17.07.2019 14:14

          ЧЕКА

          13.27.
          Вы утверждаете что с 2000 по 2018 год доллар упал в 20 раз?
          А мужики-то (американцы) - не знают)..

          • Анонимно
            17.07.2019 17:25

            На 1 марта 2014 года доллар обесценился в России, с 2000 года в 10 раз.
            Рубль - в 20 раз.

  • Анонимно
    17.07.2019 13:23

    Производство энергии ветра в нашей стране в данное время не выгодно. Дешевле для этого сжигать газ.
    Очень много раз разные регионы пытались развивать у нас ветровую электроэнергию - но с нынешними невысокими ценами на электроэнергию производить электричество ветряками невыгодно.

    Например, когда Абрамович стал губернатором Чукотки, он за свой счёт построил в столице Чукотки 10 гигантских ветряков из Голландии. Сейчас все 10 ветряков стоят без дела.

    Проблема не только в цене. У ветряков лишь относительная экологическая польза. У неё имеется и много минусов. Например, ветряки производят вредные для человека и для электроники звуковые волны, а также гибнут птицы. Поэтому на Западе ветряки строятся в основном далеко в море, а не рядом с населёнными пунктами.

  • Анонимно
    17.07.2019 14:49

    Дикие американские скотопасы никак не поймут, что что вся эта "зеленая" энергетика подходит для их ранчо только как аварийный источник питания, не более.

    • Анонимно
      17.07.2019 15:22

      Азат Д

      Как считаете, электромобиль можно сделать и массово его производить, продавать по цене люксового авто, и ещё очереди будут?

  • Анонимно
    17.07.2019 15:29

    Практически одновременно в научных журналах были опубликованы две работы, в которых оценивается потенциал материковой ветроэнергетики в Европе.

    Первая статья «Будущее европейского ветроэнергетического потенциала на суше: детальное распределение и моделирование современных конструкций турбин» опубликована журнале Energy.

    Авторы приходят к выводу, что технический потенциал наземной ветроэнергетики на европейском континенте составляет 13400 ГВт, которые способны вырабатывать 34,3 петаватт-часов в год. Это примерно в десять раз больше, чем нынешнее потребление электроэнергии в Европе. Напомню, по итогам 2018 года установленная мощность материковой ветроэнергетики Европы составила 171 ГВт.
    http://renen.ru/wind-energy-growth-potential-and-spatial-constraints/

  • Анонимно
    17.07.2019 17:08

    уважаемые комментаторы, прежде чем ругать Россию за малое количество электромобилей, вы сами для себя решите - КАК вы будете ездить зимой..
    Электромобили - это глобальный лохотрон. Кажется в Голландии на них отменили субсилии и их продажи устремились к О.

  • Man_16rus
    17.07.2019 17:27

    В Верхнем Услоне на месте заброшенных гипсовых шахт (Печищи) сделать озеро - гидроаккумулятор !
    Для этого сейчас уже можно разрабатывать гипс открытым способом!
    А уже потом сделать там природный резервуар воды!
    От энергии ветра и солнечных батарей, а также от избытка энергии от классической энергетики наливать в этот резервуар воду из Куйбышевского водохранилища!
    В часы, когда электричество будет нужно, спускать воду обратно с горы через турбины и получать электричество!
    Вот такая аккумуляторная батарейка!
    Всё равно эти места из-за карста не пригодны для строительства!
    И штольни будут еще Тысячи лет обращаться!

    • Man_16rus
      17.07.2019 17:32

      Тысячи лет ОБРУШАТЬСЯ

    • Анонимно
      17.07.2019 17:44

      Этот проект был, по-моему в журнале "Наука и жизнь" в конце 80-х 20-го века. ЭнГЭС назывались что ли? Можно поднять подшивку, посмотреть. Там несколько штук предлагалось на Куйбышевском водохранилище. А так, для Москвы гидроаккумулирующие ЭС есть, на канале "Наука 2.0" был репортаж. Самара думается не даст нам сливки от Куйбышевского водохранилища снимать, для РТ и Ульяновской области, увы, одни корешки.

  • Анонимно
    18.07.2019 08:01

    Не раскачивайте галеру, а то червяков после ветровиков мутит)

  • Анонимно
    18.07.2019 17:15

    Можно представить какой электромагнитный фон в автомобилях Tesla.

  • Анонимно
    2.08.2019 05:03

    Столько слов написано, но мало кто обратил внимание. В курсе ли читатели, как устроена электроэнергетическая система? А устроена она на балансе выработки и потребления. Все генераторы страны вращаются синхронно, находясь в одной общей сети, поддерживая частоту электрического тока 50 Гц, плюс/минус немножко.. Как правильно заметил автор, но мало кто обратил внимание, возобновляемая энергетика=прерывистая энергетика. В системе с большим % такого оборудования (ветро- и фото-) для поддержания частоты нужны маневренные быстрые мощности. Рост установленной мощности возобновляемой энергетики неизбежно приводит к росту установленной мощности маневренной энергетики. Из существующих технологий наиболее маневренной являются ПГУ-ТЭС. Недавно энергосистема получила своеобразный стресс-тест, когда из-за неправильной работы защит из системы одномоментно вылетело 3,8 ГВт на Калининской АЭС. Частота в системе снизилась. Диспетчеры энергосистемы вспотели поднимать на ГРЭС страны резервные мощности, ситуация ликвидировалась часы..
    А теперь представьте, что эта (выход такой мощности из системы) обыденная ситуация, просто где то стих ветер...Для управления энергосистемой потребуются колоссальные усилия чтобы не допустить развала при резких набросках или сбросах мощностей от возобновляемой энергетики.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль