Общество 
23.08.2019

Две дороги лучше, чем одна: Путин помирил автобан Москва – Казань и «Меридиан»?

Предправления «Автодора» объяснил «БИЗНЕС Online» логику решения: трасса до Татарстана — вовсе не для китайцев

Платная трасса Москва – Казань и проект «Меридиан» больше не исключают друг друга. В федеральные СМИ просочилась информация о том, что оба проекта как части транспортного коридора Европа — Западный Китай могут развиваться параллельно. Якобы сам Владимир Путин поручил проработать этот вопрос. Глава «Автодора» Вячеслав Петушенко сообщил «БИЗНЕС Online», что решение будет озвучено очень скоро.

Платная трасса «Москва-Казань» и проект «Меридиан» больше не исключают друг друга Платная трасса Москва — Казань и проект «Меридиан» больше не исключают друг друга Фото: «БИЗНЕС Online»

ТРАССЫ РАЗНЫЕ НУЖНЫ, ТРАССЫ РАЗНЫЕ ВАЖНЫ?

Президент Владимир Путин поручил правительству проработать сразу две трассы в Китай — как проект «Автодора», который пролегает через Казань, так и частной дороги «Меридиан», так называемый южный путь. Глава страны поручил правительству проанализировать трассировку международного транспортного коридора Европа — Западный Китай, чтобы оптимизировать ее, сообщают сегодня «Ведомости». Заявляя это, издание ссылается на протокол совещания в правительстве от 10 июля и собственные анонимные источники.

Обе трассы имеют право на существование и должны обсуждаться отдельно. Решение можно назвать историческим. Оба проекта нужны, но они очень разные с точки зрения социально-экономических эффектов: скоростная трасса Москва — Казань пройдет через населенные пункты, а «Меридиан» распланирован вдалеке от агломераций, это транзитный проект.

Напомним, что международный транспортный коридор проходит от границы с Евросоюзом через Санкт-Петербург и Казань до границы с Казахстаном. Президент РФ ранее поручал достроить весь маршрут к 2024 году. Платная магистраль Москва — Казань стоимостью 539 млрд рублей должна стать частью этого коридора, она включена в комплексный план модернизации и развития инфраструктуры.

Однако уже долгое время правительство РФ никак не может определиться, какие именно дороги и к какому сроку будут строить. Минэкономразвития предлагает до конца 2024 года протянуть трассу только до Владимира вместе с обходами Владимира, Гороховца, Нижнего Новгорода и Чебоксар. Параллельно — реконструировать трассу М7, расширив ее там, где необходимо до трех полос. По мнению министра Максима Орешкина, эта оптимизация сократит расходы с 539 млрд до 279 млрд рублей. А новую дорогу через Казань до Екатеринбурга в минэкономразвития предлагают начать строить уже в более отдаленной перспективе — вплоть до 2030 года. У минфина еще более экономичный вариант — за 120 млрд рублей реконструировать М7 и забыть про строительство платного автобана. Минтранс поддерживает идею капремонта М7, чтобы повысить ее безопасность, но и от новой трассы из Москвы в Казань отказываться не собирается. В общем, палитра взаимоисключающих мнений.

Вячеслав Петушенко: «Меридиан»— транзитная трасса, а у нас связь центров экономического роста регионов России. У нас всего лишь 5% приходится на международный трафик, все остальное — это перевозки внутри страны» Вячеслав Петушенко: «Меридиан»— транзитная трасса, а у нас связь центров экономического роста регионов России. У нас всего лишь 5% приходится на международный трафик, все остальное — это перевозки внутри страны» Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

«в стране так мало дорог, что любая построенная дорога найдет своего потребителя»

Председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко, с которым сегодня утром побеседовал корреспондент «БИЗНЕС Online», уверен, что трасса Москва — Казань обязательно будет построена. «На последнем совещании в правительстве, которое проходило три недели назад, проговаривалось, что трасса обязательно пройдет через Казань, южный обход Казани», — заявил Петушено.

По его словам, объект (то есть разработка проекта планировки участка, который включает в себя территорию Татарстана, — прим. авт.), действительно проторгован, но контракт пока не заключен, так как в «Автодоре» ждут решения правительства РФ. «Думаю, что решение будет принято в самое ближайшее время. Когда именно, не могу сказать — нет у меня прямого телефона председателя правительства РФ», — добавляет Петушенко.

По его словам, два проекта никак не противоречат друг другу, так как они имеют разные назначения. «„Меридиан“ — транзитная трасса, а у нас связь центров экономического роста регионов России. У нас всего лишь 5 процентов приходится на международный трафик, все остальное — это перевозки внутри страны, — поясняет глава „Автодора“ и добавляет. — У нас в стране так мало дорог, что любая построенная дорога найдет своего потребителя и безусловно будет востребована».

Предложение Орешкина по поводу того, что на строительстве платного автобана можно сэкономить, Петушенко называет половинчатым решением. «Мы в любом случае придем к строительству новой трассы. Капитально ремонтировать дороги необходимо, и приводить существующую дорогу в нормативное состояние надо. Но новая трасса нужна. Буквально вчера проводили совещание со всеми субъектами — Владимирская, Нижегородская, Чувашия… Мы видим крайнюю заинтересованность в этой трассе. Дорога весьма необходима, и в первую очередь Татарстану, потому что эти 700 километров можно будет проехать за пять часов. А скорость и комфорт передвижения — это развитие экономики», — заявляет Петушенко.

Фоат Комаров: «Всем возможность надо предоставить, чтобы параллельно велась работа, кто хочет работать, пусть работает» Фоат Комаров: «Всем возможность надо предоставить, чтобы параллельно велась работа: кто хочет работать, пусть работает» Фото: «БИЗНЕС Online»

«когда кто-то пытается ревизировать действия Путина, это вообще не корректно»

На эту тему во вторник высказывался и президент РТ Рустам Минниханов. «Сегодня обсуждают: или делать новую магистраль Москва — Нижний — Казань, или расширять. Даже министр экономического развития РФ Максим Орешкин проехал на автомобиле. Я не знаю, какое будет решение, — говорил он на встрече с главными редакторами ведущих СМИ. — Вся беда в чем? Мы рассуждаем сегодняшним днем. Это наша самая большая ошибка. Сегодня надо вот столько-то — а через 10 лет? Дорогу минимум пять лет надо строить. А что будет через 10 лет? Поэтому дорогу надо прокладывать. Я думаю, что автомобильную дорогу надо делать пораньше. Вот у нас один мост через Волгу. Ну что это такое? Поэтому мост через Волгу — новая М7 нужна». 

«Нужны обе дороги, я согласен. Мы же никогда против „Меридиана“ не выступали. Я за. Правительство правильно делает. Нельзя запрещать (строительство платной дороги Москва — Казань — прим. авт.), когда пытаются запретить и сделать другое за счет кого-то… Всем возможность надо предоставить, чтобы параллельно велась работа: кто хочет работать, пусть работает», — поддерживает решение президента страны генеральный директор АО «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров. Все действия должны происходить одновременно — и строительство проекта «Меридиан», и ремонт дороги М7, и новой дороги Москва — Казань, уверен строитель.

«Постановление правительства принято, в бюджете заложено, в программе существует, Путин это контролирует. И когда кто-то пытается ревизировать действия президента, это вообще не корректно», — считает глава «СМП-Нефтегаз».

Что касается высказываний Орешкина и представителей минфина РФ по поводу отмены строительства платной магистрали, Комаров считает, что они высказываются в интересах своего сектора, но это не значит, что к их словам в конечном случае прислушается председатель правительства РФ и президент страны. «Но нужно уже начинать строить, полностью согласен!» — заключает Комаров.

Напомним, что на прошлой неделе замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Артем Чукин сообщил «БИЗНЕС Online», что Татарстан не намерен отказываться от проекта платной дороги. «Что бы ни говорили, в плане закупок у госкомпании „Автодор“ заключен госконтракт, объект проторгован — это разработка проекта планировки участка, включая 7-й и 8-й этапы на территории Татарстана. Работа должна быть сдана в декабре. Раз контракт заключают и в плане деятельности госкомпании он есть, никто пока ничего не останавливает», — заявил Чукин.

Необходимость трассы он объясняет сильной загруженностью М7, также он согласен с правительством РФ в той части, что нужно реконструировать эту федеральную трассу. Уже сегодня интенсивность движения там составляет за 30–40 тысяч автомашин (в сутки), так что по действующим СНиПам там должна быть «шестиполоска». Участок дороги М7 — мост через Волгу в районе Займища, по которому движение идет всего по двум полосам в каждую сторону, — также необходимо расширять.

«Строительство таких значимых автомагистралей это драйвер развития экономики страны, драйвер развития регионов, по которым она проходит» «Строительство таких значимых автомагистралей — это драйвер развития экономики страны, драйвер развития регионов, по которым она проходит» Фото: «БИЗНЕС Online»

«во всем мире дороги строят, чтобы ездить, а в России еще и для воровства»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов высказать свое мнение.

Сергей Асланян — автоэксперт:

— Наша экономика обе эти стройки, конечно же, без проблем осилит. Потому что тут же будет осуществлено концессионное соглашение и на наши с вами деньги, по секретному проценту и на секретный срок, который будет коммерческой тайной, специальные люди типа Ротенберга из любого банка возьмут любое количество денег, как это и происходит у нас при любых строительствах. После чего нам расскажут, что это был частный инвестор, который на свои деньги построил нам дорогу. Поэтому она теперь безальтернативно платная, поскольку должны этому инвестору. Все-таки Салтыков-Щедрин был абсолютно прав, когда говорил, что во всем мире дороги строят, чтобы ездить, а в России — еще и для воровства. При этом сама по себе идея давняя, потому что Китай не хочет иметь никаких транзитных потоков через нашу страну и железнодорожный Великий шелковый путь нас уже обошел. Он в основном проложен по Казахстану, потому что скорость перемещения одного условного вагона по Транссибу составляет порядка 100 километров в сутки, а у китайцев почему-то 1100 километров в сутки. Поэтому с нами связываться бесполезно. А что касается автодороги, то она все-таки строится не столько под транзит, сколько именно под воровство, но это оценочное суждение.

Китай ни в коем случае не позволит себе никаких транзитов через нашу страну, где количество грабителей на дорогах (в прямом и переносном смысле) только увеличивается. Несколько лет тому назад возникла дорога Москва — Владивосток, причем на участке Чита — Хабаровск ее не было никогда, но потом ее построили. И тогда еще Медведев призывал развивать транзит и использовать преимущества нашего геополитического положения — все-таки мы ближайший сосед для Китая. Так вот тогда выяснилось, что нам и возить-то по этой дороге нечего. Потому что Дальний Восток живет сам по себе, оторванный от страны и даже не хочет к ней как-то возвращаться. Тем более и иностранцы не рискуют — потому что могут банально остаться без штанов: проезд по нашей стране неуправляемо платный по тарифам.

Но в любом случае дорога — во благо. Потому что политическая конъюнктура меняется, власть тоже иногда меняется, а у дороги есть шанс остаться.

Владислав Абрамов — председатель правления объединения перевозчиков города Казани:

— Этот вопрос неоднозначный. Строительство таких важных автомагистралей — это драйвер развития экономики страны, драйвер развития регионов, по которым она проходит. И тут вроде бы все хорошо. Но мы знаем наши российские реалии, что это все делается только для распила денег. Заработают на этом все, кроме государства: строители, подрядчики, любимые нашей Родиной частно-государственные партнерства. Кроме того, есть такое мнение, что это делается в интересах Китая. Чтобы их экспансия дошла прямо до Урала. Дорога выйдет на Оренбург, после чего китайцы оттяпают у нас всю Сибирь.

А вообще идея насчет дороги очень хорошая. Я читал, что строительство дороги через Казань будет вести «Автодор», а то, что южнее, — «Меридиан». И у «Меридиана» стоимость строительства дороги в три раза дешевле, чем в Казани. Но я так думаю, что опять склонятся к тому, что какие-то Ротенберги будут строить. Так что заработают на этой дороге все, кроме государства и регионов.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (53) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
23.08.2019 12:57

В итоге не построят ни одну.

  • Моисей
    23.08.2019 12:40

    Проработать а не построить

  • Анонимно
    23.08.2019 12:41

    китайская дорога из Казахстана давно вышла на Оренбург - а вот потом ... болтают на Руси два десятилетия... но грузов для этой дороги нету... а китайцам не больно уже и надо... и Оршешкин с Силуановым против ... и деревни все повымерли

  • Анонимно
    23.08.2019 12:43

    Ну неужели трудно проект трассы опубликовать. Слова слова, где проект???

  • Делайте уже давайте быстрее !
    Любые новые дороги в нашей заснеженной Африке это благо.
    А то одни разговоры пока...

    • Моисей
      23.08.2019 12:47

      Глядя на структуру российского экспорта, у многих россиян может сложиться впечатление о примитивности нашей экономики. Её основу составляют сырьё и продукты первичного передела (удобрения, металлы, нефтехимия). Однако в сырьевом экспорте нет ничего стыдного. Примерно такую же структуру, как в России, имеет экспорт Австралии, Новой Зеландии, Канады, Норвегии и Исландии. Это все -развитые страны Первого мира. С устоявшейся демократией, с высоким (в 3-4 раза выше, чем в России) подушевым доходом. Почти все – с экстремальным климатом, как в России, и низкой плотностью населения, большими расстояниями (особенно Канада и Австралия).

      Сырьевую экономику иметь не стыдно, стыдно – плохо перераспределять. Упрощённо перераспределение в России выглядит так: деньги пускаются на сверхпотребление 100 тысяч семей, на содержание армии (ВПК) и вохры, на вывод капиталов за границу. К примеру, Россия каждый год имеет огромный профицит внешней торговли, в прошлом году он составил $194 млрд. Это почти величина российского бюджета (12 трлн. и 16 трлн. соответственно). Где эти деньги? Один из ответов – только официально из России в прошлом году выведено за границу $67,5 млрд. Эти деньги могли бы работать внутри страны, например, на них можно было бы строить жильё, инфраструктурные проекты (стоимость скоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань составляет $15 млрд., менее 25% уведённого в 2018 году за рубеж). Но эти деньги кормят Запад или элитариев, а не Россию («глубинный народ», как сейчас модно говорить).
      И, повторюсь, эта ситуация – хроническая, повторяющаяся каждый год. И без изменения этой основы нашей Системы никакие другие реформы в стране невозможны.

      • Анонимно
        23.08.2019 14:54

        Уровень жизни в этих странах не в 3-4, а в десятки раз выше чем у нас.

        • Анонимно
          23.08.2019 16:35

          14.54 Только не надо свои розовые сопли переводить в такие вот сомнительные комментарии. Понятно Ваше неуемное желание обкакать все российское (видимо из либералов) Но и врать не очень хорошо вот так нагло. В каике десятки раз? Даже в какие в три-четыре? Откуда Вы это понабрали в свою голову. Сравнивали средние зарплаты даже с Вашим светочем (с США) так по реальной покупательской способности зарплаты в США выше чем средние российские (не говоря уже о Москве) всего то в полтора раза. Потому что расходы не любят у нас учитывать, а сравнивают только абсолютные цифры. А то что они там все в долг живут, кредиты всю жизнь выплачивают, страховки и тп. - не учитывают либералье наше. не любят такие сравнения... А если сравнивать уровень среднего москвича со средним американцем, то он уже сейчас может выше быть.. или таким же..

          • Анонимно
            23.08.2019 17:11

            А ваши (те, что не либералье), видимо, завидуют американским властям, что вы не можете, как они, всех подряд на кредиты посадить. Мы вам не американцы))))

            • Анонимно
              23.08.2019 17:47

              для простых людей устроили якобы два лагеря, патриоты и либералы. А по сути это одна либеральная шайка. Методы и цели те же. Иногда дерутся между собой, а нам внушают что это какая то борьба ради страны.
              Страна превратилась в колонию. Все остальное имитация деятельности

          • Анонимно
            23.08.2019 17:42

            ваш комментарий из разряда в огороде бузина в киеве дядька..
            ваш набор клише настолько несуразен что вам стоит задуматься, над своим здоровьем.
            Никто тут не собирается сравнивать Россию и америку.
            любому экономисту понятно что сравнение не нашу пользу.
            Только один момент вас должен успокоить. На всем протяжении истории америкосов, из кризиса они всегда выходят за счет других стран. В России из кризиса выходят за счет простых граждан.. И кстати последние тридцать в России правят либералы. Хоть вы и пытаетесь перевести стрелки на неких силовиков

          • Анонимно
            24.08.2019 08:35

            Не надо сравнивать американцев с москвичами, Москва и замкадье в разных категориях.

      • Анонимно
        23.08.2019 18:57

        Обратите внимание на то, что исторически в Россия всегда была сырьевая экономика. Ну за небольшим исключением периода СССР. Может не стоит пыжится пытаясь догнать технологические страны, они далеко ушли вперед. А вот что ещё у нас хорошо получалось, так это двигать фундаментальную науку. Мы можем прекрасно генерировать идеи. Реализовать ее во что то практическое как правило не получается, но и в таком виде наш интеллектуальный продукт вполне востребован. Поэтому пусть будет сырье в основе, но вторым другим нашим преимуществом может быть образование и наука. Мы как народ уникальны, многообразны, стоим на стыке Европы и Азии, у нас огромный потенциал, просто тратим энергию не туда.

    • Анонимно
      23.08.2019 13:03

      То есть лишь бы строили, а сколько вбухают и целесообразность на втором плане?
      Может пора научится мыслить прагматично?
      Например изучить грузопоотоки, пассажиропотоки, понять наиболее востребованные направления и уж на основе полученых данных начинать строить, с учетом новых технологий.

      • Анонимно
        23.08.2019 14:18

        так речь о том что только и делают что "изучают" и пытаются понять, вместо того чтоб строить и не одну дорогу, а в каждом регионе сеть дорог, чтоб была развитая сеть дорог по которым можно доехать куда хочешь как внутри страны так и за ее пределы.

  • Анонимно
    23.08.2019 12:49

    Уважаемая редакция «Бизнес-Онлайн»!

    Коридор трассы, который вы опубликовали ранее, проходит по коттеджным посёлкам. В точке пересечения Р239.

    Задайте вопросы министру, почему нарисовали, не изучив Лаишевский район.

    В будущем территория Зимней Горки, Каипы и Тургай может стать горящей как зона 430, Вознесенский тракт.

    На ровном месте проблему создают.
    Спасибо!

    • Анонимно
      23.08.2019 13:30

      Согласен, такое ощущение, что открыли яндекс Карты и по этим данным начертили маршрут.

      • Анонимно
        23.08.2019 18:32

        Мудрый народ Никогда бы не построил дома там, где будет проходить Шоссе.
        Просто не надо строить там, где нельзя.

        • Анонимно
          23.08.2019 23:51

          Дома люди построили в 2013-2015 годах, проект дороги появился в 2018 году. Земля ИЖС, проектировщики рисовали коридор, не изучая район.

  • Анонимно
    23.08.2019 12:57

    В итоге не построят ни одну.

    • Анонимно
      23.08.2019 13:25

      И не надо. Не то время в стране.

    • Antares
      23.08.2019 22:07

      За то время, которое они потратят на обсуждения и согласование, китайцы четыре дороги построят. Причем в четыре раза дешевле.

  • Анонимно
    23.08.2019 13:04

    А можно полную схему, где пройдёт дорога в Лаишевском районе?
    Чтобы до 500 метров было видно мимо каких сел и КП.

  • Анонимно
    23.08.2019 13:22

    Бла-бла-бла.

  • Анонимно
    23.08.2019 13:23

    Если учесть кто в советчиках у самого, чему удивлятся.

  • Анонимно
    23.08.2019 13:31

    Тропинки платные. От деревней и поселков до города. Вот вам еще один сбор налогов. Чиполино отдыхает!

  • Анонимно
    23.08.2019 13:50

    Однозначно надо строить новую дорогу и дать возможность задышать экономике России новой жизнью, построить новый мост через Волгу, дать рабочие места людям.
    Это лучше, чем миллиарды рублей от нефти и газа будут оседать на счетах на Западе и сгнивать там.

    • Анонимно
      23.08.2019 14:04

      Как только успевать будут строить при четырехдневке?

    • Анонимно
      23.08.2019 15:31

      Мост прямо в Кремль - для туристов... и Профсоюзную сделать пешеходной - вот китайцы и остановятся

    • Анонимно
      23.08.2019 16:03

      Во прикол будет: Комаров всё строит и строит свою платную дорогу (написано же, что часть уже построил на свои деньги), а тут, раз и отберут для нужд государства для спецопераций по безопасности страны))))
      В соседней ветке есть такая инфа....

  • Анонимно
    23.08.2019 13:51

    Это, как с программой спасения Волги 2018г. (265 млрд.р.) шума было много, и...... тишина!

    • Анонимно
      23.08.2019 13:57

      Почему тишина? Пила работает на пределе, вам просто не слышно.

  • Анонимно
    23.08.2019 14:01

    Помнится хотели ещё два новых моста через Волгу строить, это даст мощное развитие Верхнеуслонскому району, и Иннополису соответственно )

  • Анонимно
    23.08.2019 14:01

    Мост нужен, один Мост это очень рискованно ...

  • Анонимно
    23.08.2019 14:04

    Татарстану срочно нужен второй Мост через Волгу

    • Анонимно
      23.08.2019 14:57

      14:04
      ПАчему не канатная дорога? Только канатная дорога! Только канатная дорога!

      • Анонимно
        23.08.2019 15:33

        канатная дорога конечно возит автомобили, как в Сочи, но через Волгу 3 миллиона туристов с восторгом проедут в Иннополис... и пять миллионов тоже... а в Услоне надо велодорожку по лесам до Иннополиса... и чтобы лыжи по этой же дорожке зимой

      • Анонимно
        23.08.2019 20:23

        А я бы сказал - беспилотники это наше всё)))

    • Анонимно
      24.08.2019 08:15

      Конечно нужен второй мост возле Казани, объездная дорога в Набережных Челнах, расширение М7 до двух полос от Челнов в сторону Уфы, до Екатеринбурга прямой трассы нет. Это понятно любому человеку за рулем. Вот только желания простых людей никогда не совпадают с теми, кто распределяет деньги, так было в России и так будет всегда.

  • Анонимно
    23.08.2019 14:05

    Какая дискуссия то открылась,есть еще денежки в казне. А как пилить это уж нас не спросят. Абрамов близок к истине.

  • Анонимно
    23.08.2019 14:32

    Если посмотреть кто едет по трассам - так там одни фуры с грузом. Если их убрать - трассы будут пыстыми. Почему никто не предлагает развивать грузоперевозки по РЖД? По воде - у нас же полгода судоходные?

  • Анонимно
    23.08.2019 15:18

    Платная трасса Москва – Казань и проект «Меридиан» больше не исключают друг друга.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/436077

    По сути все верно, но вопрос в том что в какую дорогу будут вкладывать деньги? Есть две дороги, одна по прямой - "Меридиан", вторая длиннее - через Казань. С точки зрения здравого смысла логичнее выглядит правительству вкладываться в "Меридиан". Ее скорее всего и построят, смысл делать крюк если можно проехать короче и быстрее.
    Ну а Казани придется довольствоваться пока тем что есть или как-то заинтересовать федеральный центр и инвесторов.

    • Анонимно
      23.08.2019 17:14

      Это вы мечтаете, как бы Казань обделить?))))
      И не мечтайте!!

      • Анонимно
        23.08.2019 22:31

        Это вы мечтаете, как бы Казань обделить?))))
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/436077

        Чем обделить? Если вам нужно попасть с квартала к компрессорному заводу, вы каждый день через какую дамбу ездить будете через третью или кировскую? Вы думаете в правительстве думают по другому...

  • Анонимно
    23.08.2019 16:55

    Из Москвы в Питер две трассы .М-10 и М-11.Одна платная а другая нет.Догадайтесь с одного раза по которой едет большинство.И это между богатыми городами.А кто у нас по платной будет ездить.Второй мост.Так он есть через ГЭС и когда сейчас у нас на мосту ремонт то дальнобои спокойно едут там.И про какие тут драйверы развития мечтают если страна стремительно переселяется в московскую область.Поэтому расширить М-7 и не мечтать иначе допрыгаемся и М-7 нам платной сделают.

    • Анонимно
      23.08.2019 17:14

      Согласен, лучше нормальную бесплатную М7 сделать, чем платная Москва-Казань.

      Итак бензин 50 рублей почти.

    • Анонимно
      24.08.2019 10:03

      Догадался - по платной. По бесплатной фуры.

  • Анонимно
    23.08.2019 17:21

    Лучше ВСМ Москва - Казань - Екатеринбург - Новосибирск.

    Вот это вклад в развитие страны.

    • Анонимно
      23.08.2019 18:59

      17:21
      Это будет очень большой вклад, просто огромный - чтобы из Новосибирска доехать до Москвы часа на 3-4 быстрее...

  • Анонимно
    23.08.2019 17:35

    Предвыборные поручения.
    Опять и снова лишь слова. Реально ничего строить не будут.
    Ни к 2024 году, ни к 2030...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль