Общество 
4.10.2019

«День директора»: как сделать из дворовой школы конфетку, а из хулигана – отличника

В преддверии Дня учителя пять директоров обычных казанских школ рассказали, как смогли поднять их на уровень элитных

«Сейчас ребенка менее опасно выпустить на улицу, чем оставить дома с интернетом», — считают директора нескольких казанских школ, прошедшие огонь и воду. В разговоре с «БИЗНЕС Online» они рассказали, как работать с хулиганами, можно ли пользоваться телефоном на уроке, как мотивировать детей и почему школьные программы ориентированы на несуществующего ребенка.

пять директоров

Ко Дню учителя обычно принято гордиться образцово-показательными школами (они же — элитные), в которые стремятся отдать своих чад обеспеченные родители. «БИЗНЕС Online» пошел другим путем — дал слово руководителям самых простых, «дворовых» школ, порой из неблагополучных районов, в свое время остро нуждавшихся в переменах как в учебно-воспитательной работе, так и по материальной части. Эти руководители силой воли и ограниченного бюджета создали образовательные центры, заметные на городском уровне.

Мы задали каждому директору одинаковые вопросы: в каком состоянии они приняли школу, каких успехов и благодаря чему достигли и какие педагогические принципы они исповедуют в эпоху интернета. 

милицейские классы в Азино

Савия Загидуллина в 1990-е годы возглавила новую школу в глухом селе Мемдель (Высокогорский район): его население — 900 человек, меньше, чем сейчас учится в ее казанском лицее. Тогда мебели практически было не купить, но в колхозе имелся стройматериал, и муж Загидуллиной своими руками выпилил и собрал столы и лавки. Школу обустроили так, что, когда в Мемдель на выездную сессию приехали представители республиканского министерства образования, они так впечатлились, что позвали директора возглавить строящуюся школу в Казани — в социально неблагополучном Азино в 1995 году. За территорией будущего образовательного учреждения был пустырь, где, как по расписанию, каждый вечер проводились криминальные разборки, а с утра милиция, бывало, находила и трупы. Плюс будущие ученики — из семей, расселенных из трущоб по программе ликвидации ветхого жилья. Было принято решение, что школа должна в этом непростом социуме стать идеологической опорой, поэтому нужны милицейские классы. Сегодня же в лицее №159 все гораздо спокойнее — милицейских (точнее, теперь уже полицейских) классов нет в помине, стеклянные двери, видеокамеры в кабинетах, множество клумб на территории. Старинные самовары в столовой, раритетная консоль красного дерева в коридоре, деревянные композиции и рамки, картины, красивейшие резные скамейки в атриумах — все сделано руками мужа Загидуллиной… 

В столовой расставлены старинные самовары, в коридоре раритетная консоль красного дерева, а в атриумах деревянные композиции и рамки, картины, красивейшие резные скамейки — все сделано руками мужа Загидуллиной… Старинные самовары в столовой, раритетная консоль красного дерева в коридоре, деревянные композиции и рамки, картины, красивейшие резные скамейки в атриумах — все сделано руками мужа Загидуллиной… Фото: Василий Иванов

О помощи Бориса Грызлова: Образцов милицейских классов в Татарстане не было, я поехала в Москву, на Петровку. Обратилась к дежурному и сказала, дескать, нас пригласил Борис Вячеславович (до этого в РТ приезжал Борис Грызлов, в то время глава МВД,прим. ред.), выпишите, пожалуйста, пропуск. Меня провели в соответствующий отдел, где я рассказала, что в Казани задуман лицей с милицейскими классами и нужно посмотреть, что есть в Москве. И нас повезли в колледж с 12-летним обучением. Когда я все это увидела, вернулась в столицу РТ и сказала, что директором должен быть кто-то другой, кто-то в погонах. Но мне ответили, что это будет общеобразовательная школа, которую надо совместить с милицейскими классами. И процесс пошел.

О внешнем виде учителей: Появились молодые педагоги, абсолютно без опыта, но с горящими глазами. И мы поняли, что только через образ педагога, который несет культуру предмета, мы сможем подключить и нравственную составляющую. Важно и то, как они выглядят. В новых школах (не знаю, по каким причинам) учителя все в единой форме стоят: в темно-синих юбках, белых рубашках и жилетах. И я думаю: как учитель русского языка в этой юбочке будет рассказывать про «Войну и мир» Толстого? Ребенку должно быть интересно рассматривать своего учителя.

«Дети уважают форму, берегут ее, она им нравится, им идет» «Дети уважают форму, берегут ее, она им нравится, им идет» Фото: Василий Иванов

О форме учеников: Для учеников родители сами шьют форму, она недешевая, но проблем с этим мы никогда не испытывали. Дети уважают форму, берегут ее, она им нравится, им идет. Но мы стараемся, чтобы на ОГЭ/ЕГЭ дети в форме не ходили. Был случай, когда к нашим ребятам начали предвзято относиться: члены комиссии позволили себе некорректные выражения, зашли за одним из учеников в туалет, попытались вывернуть ему карманы. Ребенок воспротивился, ответил, что это его гражданская позиция, и привел соответствующую статью Гражданского кодекса. После этого мне позвонила очень большая начальница: «Хамов воспитываете, Савия Хафизовна!» Я ответила, что в карманы к нему залезать никто не имеет права!

О дисциплине и доверии: Через вопрос дисциплины мы вышли на качество образования. Дети стали нам доверять, понимать, что ритуалы вроде выноса знамени действительно имеют ценность. Много времени нужно уделять разговорам с учениками — это не оценивается никакими рейтингами. И мы пытаемся сказать: «Дети, мы вам доверяем». Как мотивировать учащихся? Все наши педагоги с утра с детьми здороваются. Ученик понимает, что именно с ним поздоровались. Большое значение имеют и кабинет, место ребенка, сосед по парте. Важно, чтобы ученику было комфортно, чтобы его не обижали. Также значим интерес к предмету. По химии, например, у нас такое количество лабораторий, что даже тот, кто не учил и не слушал преподавателя, видя, что все занимаются в лаборатории, хочет тоже в этом участвовать.

«Классные руководители должны стать ребенку опорой, а для этого им нужно каждый день работать с каждым педагогом» «Классные руководители должны стать ребенку опорой, а для этого им нужно каждый день работать с каждым педагогом» Фото: Василий Иванов

О травле: Дружить против кого-то будут всегда — это принято в любом коллективе, не только в детском. Важно вовремя увидеть, кто способен организовать травлю, и с ним работать. Такому ребенку надо найти социальную роль. Сегодня назидательные моменты не работают, их категорически нельзя применять. Классные руководители должны стать ребенку опорой, а для этого им нужно каждый день работать с каждым педагогом.

Об уравниловке: Школьные программы ориентированы на абсолютно здорового ребенка из полной семьи, который не болеет и не пропускает занятия, — фактически несуществующего. А на практике в классе сидят более 25 детей, у каждого есть свои особенности: кто-то медленный, кто-то быстрый, кто-то интроверт.

«Школьные программы ориентированы на абсолютно здорового ребенка из полной семьи, который не болеет и не пропускает школу — фактически несуществующего» «Школьные программы ориентированы на абсолютно здорового ребенка из полной семьи, который не болеет и не пропускает школу, — фактически несуществующего» Фото: Василий Иванов

Об экспериментах в образовании: Сама система образования у нас адекватная, она действительно развивающая и практикоориентированная, но система учебников не структурирована. В отдельно взятом учебнике все понятно, но сама структура не подразумевает перехода из класса в класс. И я считаю, что пока такая система не выработана, все образовательные эксперименты, связанные с новыми стандартами обучения, надо хотя бы на пять лет прекратить.

О страхе перед техникумом: Наша проблема в том, что профтехобразование организовано кое-как. Родители боятся: техникумы далеко, атмосфера пугает, она совершенно другая, чем в школе, плохое техническое оснащение, о подобных образовательных учреждениях не рассказывают, их не популяризируют. Мы очень спокойно разговариваем с родителями, объясняем, почему их ребенку, может быть, и не нужен 10-й класс. Некоторые соглашаются, некоторые возмущаются: «Вы так специально говорите, чтобы мы вам показатели не испортили». Тогда мы отвечаем: «Хорошо, определитесь, куда вы пойдете после школы, потому что вам нужно выбрать класс, где углубленные предметы, мы вам должны будем предложить множество элективов». А папа утверждает, что сначала его сын окончит 11-й класс, а потом будет определяться. Тут уже отец не созрел, это он социально не адаптирован. Другая проблема, когда в техникумы уходят очень талантливые дети: в этом году — четыре девочки, олимпиадницы, отличницы. Они выбрали медицинский техникум, потому что считают, что в медуниверситет по ЕГЭ поступить невозможно.

Фото предоставлено гимназией №11

Центр воспитания национальной элиты в Дербышках

Аида Ибрагимова начинала карьеру учителем музыки, работала замдиректора в казанской гимназии №90 на Комарова. Была специалистом по воспитательной работе в управлении образования Казани и минобразе РТ, затем, в 2016 году, возглавила гимназию №11 в поселке Дербышки. Специалисты отмечают, что с ее приходом в школе сделан хороший ремонт, усилена воспитательная работа, развита система дополнительного образования, в том числе театральная деятельность. Сегодня гимназия сотрудничает с Казанским институтом культуры, имеет свой вокально-хореографический ансамбль, в партнерстве с народной артисткой Венерой Ганеевой проводит конференции имени поэта Махмута Хусаина, на которые приезжают дети из разных регионов страны. Кроме того, в школе открыта лаборатория геоурбанистики, а для родителей работает интеллектуальный клуб Bel Quiz. В 2017 году гимназия поднялась с нижних позиций рейтингов и вошла в топ-25 лучших школ по национальному образованию и топ-25 по результатам республиканских олимпиад. И это отражается не только на успеваемости, но и на постоянном приросте учеников: в 2005 году здесь учились 368 человек, сейчас — 432.

Об особых Дербышках: Когда я поняла, что имею достаточно управленческого опыта, мне захотелось увидеть плоды своего труда воочию. Так и согласилась стать директором татарской гимназии, хотя сама училась в русской школе. В первые месяцы я увидела, что Дербышки — особый мир. Здесь сплоченный народ, люди добрые, они любят перемены. Мы стали осуществлять быстрый план развития, коллектив даже шутит, что у меня любимое слово — «тиз-тиз» (в переводе с татарского — «быстро-быстро»). Я считаю, что развитие школы во многом зависит от энергии и харизмы руководителя. Если ты не горишь сам, вряд ли кого-то зажжешь.

«Мы позиционируем себя как центр воспитания национальной элиты. У нас созданы все условия для детей, чтобы они могли стать учеными, поэтами, драматургами, музыкантами, художниками» «Мы позиционируем себя как центр воспитания национальной элиты. У нас созданы все условия для детей, чтобы они могли стать учеными, поэтами, драматургами, музыкантами, художниками» Фото предоставлено гимназией №11

О песнях и танцах: Мы позиционируем себя как центр воспитания национальной элиты. У нас созданы все условия для детей, чтобы они могли стать учеными, поэтами,  драматургами, музыкантами, художниками. У меня с детства была голубая мечта: если я когда-нибудь стану директором школы, у меня обязательно будет свой вокально-хореографический ансамбль. Сейчас в нем 60 детей, мы исполняем татарские песни, ставим танцы народов Поволжья,  шьем национальные костюмы. Я знаю, что ребенок, который занимается музыкой, никогда не совершит плохих дел.

О школьном огороде: В 2016 году наш выпускник подарил гимназии теплицу. Мы запустили проект «Зеленая школа»: разбили грядки с табличками каждого класса и уже третий год собираем урожай, а дальше реализация — устраиваем осеннюю ярмарку, в этом году ведрами овощи продавали! Это не трудовая практика, а реализация проекта, и дети с удовольствием в подобном участвуют.

О мобильниках: Дети ориентируются в цифровом образовании лучше, чем мы, но есть много учителей, которые умеют с этим работать: на уроке английского гаджеты используются в учебном процессе, ведь мы не хотим отставать от XXI века. Хотя это скорее исключение из правил: мы рекомендовали первоклассникам отказаться от сотовых телефонов вообще, а детям постарше — минимизировать их использование.

«Учитель — это профессия, когда можно научить многому на личном примере, он должен быть образцом» «Учитель — это профессия, когда можно научить многому на личном примере, он должен быть образцом» Фото предоставлено гимназией №11

О хулиганах: Специфический контингент есть везде. Мы работаем в тесном контакте с комиссией по делам несовершеннолетних (хотя наши дети на учете не состоят), с психологами, а девиантных детей стараемся вовлечь в ролевые игры, где они играют роль главных. Если такого ребенка назначить помощником, он будет счастлив. Если ему поставить задачу собрать ребят и, допустим, вскопать тот же огород, он сделает это лучше, чем отличники-хорошисты.

О молодых и красивых: Учитель — это профессия, когда можно научить многому на личном примере, он должен быть образцом. И с теми педагогами, которые не хотят меняться, идти в ногу со временем и продолжают преподавать по старым правилам, работаем индивидуально. Мы направляем их на курсы повышения квалификации, готовим к педагогической аттестации, назначаем наставников, проводим обучающие тренинги и семинары. Задача руководителя — вовремя обнаружить и ликвидировать, но не человека, а устаревшие подходы. И заместители директора в моей команде молодые и энергичные. Родители на собрании задают вопросы: «Аида Марселевна, вы нам молодого специалиста даете, чему он научит наших детей?» На это я всегда говорю: «Ваши дети любят молодых, красивых, креативных учителей. Чтобы он смог заинтересовать и, если нужно, поиграть с ними в первом классе».

О честных детях: Дети расскажут все. Если мне надо что-то узнать, я спрашиваю у них. Конечно, могу и сама прийти на урок, но тогда учитель сделает все как надо, поэтому действуем разными методами: например, запускаем опрос в «Инстаграме», спрашиваем, уроки какого учителя школьников заинтересовали больше всего. Затем делаем наглядную выборку и на педсовете показываем: «Посмотрите, коллеги: это не рейтинг, но есть над чем задуматься».

«из любого ребенка можно сделать отличника, если родители и учителя будут сотрудничать»

Илхания Вахитова (педагогический стаж — 29 лет) выросла в чувашском селе Шыгырдан. В 1984 году она переехала в Казань и, отучившись в педагогическом университете, стала учителем русского языка и литературы. В 2002-м возглавила татарскую гимназию №4 в Кировском районе и спустя пять лет столкнулась с непростой задачей — объединить два совершенно разных учебных заведения: саму гимназию и непрофильную школу №73, да еще на площадке новой для себя школы. Организации пришлось переезжать в здание 1973 года постройки, не знавшее ремонта со дня основания, ремонтировать его, объединять педагогические коллективы. Вахитова считает, что, объединившись, школы стали сильнее. Это подтверждают и ежегодные результаты ЕГЭ, которые стабильно растут по предметам гуманитарного профиля: английский язык выпускники сдают на 80–90 баллов, русский — в среднем на 70 баллов, а по химии третий год подряд фиксируются стобалльные результаты. В гимназии появилось четыре музея, проводятся совместные уроки с поэтом Ренатом Харисом и Альфией Айдарской — дочерью Сары Садыковой. В позапрошлом году гимназисты посетили все матчи «Рубина», за что мэр Казани Ильсур Метшин в бытность президентом клуба подарил образовательному учреждению спортзал.

О спонсорах: Раньше территория этой школы была районным парком: люди устраивали здесь пикники, жгли костры. Так что мы начали с ремонта и создания имиджа гимназии. Стало понятно, что бюджетных денег на все не хватит, поэтому пошли по пути сотрудничества с деятелями культуры и искусства, депутатами, бывшими выпускниками. Хоть и тяжело просить, но, зная, что рядом с нашей гимназией растут новые школы с бассейнами, стараемся, чтобы наши дети тоже чувствовали себя комфортно.

В гимназии появилось четыре музея, проводятся совместные уроки с поэтом Ренатом Харисом и Альфией Айдарской — дочерью Сары Садыковой В гимназии появилось четыре музея, проводятся совместные уроки с поэтом Ренатом Харисом и Альфией Айдарской — дочерью Сары Садыковой Фото: Сергей Елагин

Об эстетике: Театр начинается с вешалки, а гимназия — с забора. Известный педагог Марк Поташник говорил, что все, что окружает ребенка (и стены, и потолок, и рекреация, и туалет), должно быть педагогически осмысленно. Я тоже придерживаюсь этой позиции и стараюсь, чтобы учеников окружала эстетическая атмосфера. Она воспитывает сама по себе, а воспитанного ребенка обучать уже легче.

Об экзаменах: ЕГЭ и ОГЭ — это не совсем правильный показатель уровня образования в школе. Одно дело, когда в 10-й класс приходят избранные дети, а другое — когда все ребята. Я считаю, что средний результат по математике — на уровне 60 баллов — уже неплохой. Отдельные звезды могут быть математиками, но всем невозможно быть одаренными. Дать детям одинаковые знания априори нельзя из-за их психофизических особенностей, способностей, темперамента, но одинаковые условия мы обязаны предоставить всем.

О профессионализме и комфорте: Сегодня другие дети, они более восприимчивы к новшествам. Им нужны другие учителя, которые могут их воспринимать, быть компетентными. Для этого педагогов нужно отправлять на обучение, конференции, делать так, чтобы они изучали опыт других регионов и стран — занимались образовательным туризмом. Мы ездили в Москву, Ульяновск, Йошкар-Олу, Китай. Когда возвращаешься оттуда, начинаешь работать по-новому, и детям тоже становится интереснее. Потом, изучив опыт коллег из других регионов и стран, приходишь к мысли, что на качество образования не влияют ни зарплата, ни уровень жизни, но только профессионализм учителя и комфортные, безопасные условия.

В позапрошлом году гимназисты посетили все матчи «Рубина», за что мэр Казани Ильсур Метшин, в бытность президентом клуба, подарил школе спортзал В позапрошлом году гимназисты посетили все матчи «Рубина», за что мэр Казани Ильсур Метшин в бытность президентом клуба подарил школе спортзал Фото: Сергей Елагин

О нелюбви к чтению: Главная проблема детей — не любят читать. Зачем читать четыре тома «Войны и мира», если есть сокращение на одном листе, которое можно легко пересказать, и учитель за это уже тройку поставит? И то сокращения не все читают! В результате у них бедный язык, мало образов, но много сленга. Есть дети, которые только сленг и понимают.

О связке учителя – родители: Секрет успешного обучения — работа с родителями. Я уверена, что из любого ребенка можно сделать отличника, если родители и учителя будут сотрудничать, найдут консенсус. Какой-то талант у всех есть, надо только его открыть!

«бежать со скоростью света, чтобы остаться на месте»

В школе №10, которую в прошлом году возглавила Алсу Желтякова, бесконечно менялись директора. Соответственно, учебный процесс был не отработан, в 2017–2018 году три выпускника даже не получили аттестат, покинув школу со справками, но за последний год показатели выросли: в холле появился полный стеллаж новых кубков и наград, выпускники не получили ни одной двойки по ЕГЭ и поступили туда, куда хотели. Появилась спортплощадка, родители отмечают, что учреждение стало более открытым, а учителя поражаются, что их школу впервые похвалили на августовской педконференции республиканского минобра. Причем Желтякова до этого опыта самостоятельного руководства образовательным учреждением не имела — она работала в школе №18 заместителем директора.

О директорах: Одна большая трудность — быть директором. Это не «О, здорово, я начальник!», а рост ответственности. В целом есть три направления: работа с учениками по принципу «прежде всего не навреди», работа с коллективом по принципу «плох тот генерал, который забыл, что такое быть солдатом» и работа с родителями по принципу «будь открыт и доступен».

Об открытых уроках: Важно помнить, что родители не наши враги. Я прошу их не уходить по другую сторону баррикад — для этого нужно все время беседовать и все объяснять. Сегодня новости на сайт и в «Инстаграме» выкладываю лично я. Родители за подобным следят. И мы уже второй год будем проводить дни открытых дверей, приглашать на уроки к учителям, к которым много претензий. Это всегда очень трудно, гораздо тяжелее, чем открытые уроки перед экспертами. Родители ведь смотрят не только на учителя, но и на своего ребенка: оказывается, он не может ответить, грубит, а другие работают. Как правило, те родители, которые больше всего возмущаются, пишут жалобы, не ходят ни на собрания, ни на открытые уроки. Тут мы уже бессильны.

За последний год показатели выросли: в холле появился полный стеллаж новых кубков и наград, выпускники не получили ни одной двойки по ЕГЭ и поступили туда, куда хотели За последний год показатели выросли: в холле появился полный стеллаж новых кубков и наград, выпускники не получили ни одной двойки по ЕГЭ и поступили туда, куда хотели Фото: Ксения Соколова

О любви: Ты можешь быть классным экспертом, но если не любишь детей... Ведь одно дело — знать, а другое — передать. И не все дети бывают талантливы, не всем все дается, сдержать раздражение поможет только любовь.

О маленьких школах: Маленькие школы атмосферны. Бывает театр имени Галиаскара Камала, а есть театр на Булаке. И у нас так же. Школа, где немного детей, проще, потому что директор знает всех. Я ежедневно с учителями дежурю и с каждым ребенком общаюсь. И со всеми детьми обязательно на «вы».  

О коробке для телефонов: Уровень дохода родителей разный, у некоторых детей кнопочные телефоны, у части вообще по тем или иным причинам сотового нет. И мы сразу исключаем использование мобильных устройств на уроке только потому, что кто-то сможет какое-то мобильное приложение скачать, а кто-то — нет. И я в этом году издала приказ, что в основной школе дети сдают телефоны в коробку. Родители меня поддержали: говорят, что дома нет возможности ограничивать телефоны, хоть в школе такое будет. Я понимаю, что уроки должны проходить так интересно, чтобы дети не захотели лезть в сотовые, но давайте будем реалистами: как урок интереснее той игры, которая в кармане пикает?

О добрых делах: Конфликтные ситуации я беру на контроль. Каждый день после уроков самые выдающиеся хулиганы рассказывают мне не как провели день, а что доброго сделали. Они сначала приходят: вот бумажку подняли. И все? Те возмущаются, мол, невозможно, Алсу Равиловна, ничего доброго сделать. Я настаиваю: вот сколько плохого совершили, столько и доброго делайте. На следующий день подходят: доску протерли... пять раз! А через день учителя приходят: «Скажите им, пожалуйста, чтобы больше цветы не поливали, а то их трое, причем все должны отчитаться».

«Конфликтные ситуации я беру на контроль. Каждый день после уроков самые выдающиеся хулиганы рассказывают мне не то, как они провели день, а что доброго они сделали» «Конфликтные ситуации я беру на контроль. Каждый день после уроков самые выдающиеся хулиганы рассказывают мне не как они провели день, а что доброго сделали» Фото: Ксения Соколова

О платных услугах: Мы зарабатываем немножко на кружках. Вот в сентябре был сбор макулатуры, на полученные деньги купили четыре микрофона, а раньше пользовались теми, что есть в музыкальной школе. Иногда родители сами выступают с инициативой, предлагают помощь. Школа сейчас оборудована всем необходимым, есть проекторы, доски, спортзал, столовая очень хорошая. Имеются и другие задумки, но на них надо еще поднакопить.

О домашнем задании: Когда ученики говорят, что не сделали домашнее задание, я всегда интересуюсь причинами. Если они отвечают, что не поняли тему, я говорю: «Стоп! Меня вообще не интересует, что ты это не понял. Мне важно, что ты сделал, чтобы понять». Это ключевое. «Я не понял и делать не буду» — самая простая позиция по жизни.

О времени: Нельзя говорить о том, что дети меняются. Они ровно такие же, какие и были. Я себя вспоминаю. Ничего не поменялось. И учителя всегда разные были. Просто время летит стремительно, надо все успевать делать очень быстро. Нужно бежать со скоростью света, чтобы просто остаться на месте, а чтобы сделать шаг вперед, необходимо двигаться в два раза быстрее.

О желании уволиться: В конце сентября и в мае всегда хочется уволиться. Думаешь: все, уйду из профессии. Потому что в сентябре ставишь на рельсы школу, расписание на весь год, а в мае — итоговая аттестация, но в итоге выживаешь и идешь дальше. У нас уникальная профессия. У кого еще всей страной отмечают начало работы? Речь идет не о цветах и подарках, а об обмене энергиями. Это хорошая и благодарная профессия, несмотря на все трудности.

Сингапурские методики и сотрудничество с посольством Франции

Школа №33 в Авиастроительном районе Казани — одна из первых, работающих по сингапурской системе образования, а сейчас ее учителя обучают российских педагогов — по 500–600 человек ежегодно. Ученики регулярно занимают призовые места на олимпиадах всероссийского уровня, кроме того, образовательное учреждение сотрудничает с посольством Франции в России и готовится пополнить ряды билингвальных школ. Их в России 24, в Татарстане еще таких нет. Ее директор и создатель Нелля Шаяхметова в свое время поступила в педагогический институт Казани со второго раза, через год работы на заводе — на инфаке тогда был слишком большой конкурс. Окончив вуз, поехала по распределению в Сибирь, где ей почти сразу предложили поработать заместителем директора. Вернувшись в Казань, Шаяхметова оказалась в 122-й гимназии и стала заместителем директора Жанетты Зайцевой. Ожидалось, что эту гимназию она впоследствии и возглавит, однако администрация Авиастроительного района в 2008 году предложила ей стать директором строившейся тогда школы №33. 

О продленке: Образовательное учреждение было рассчитано на 550 человек, сейчас в нем учатся 1 262 ребенка. Так что концепции школы полного дня, учебного заведения, где я буду хорошо знать каждого ученика, не получилось. Мы провели опрос на тему того, что важно родителям, и определились две равнозначные позиции: качество образования и безопасность ребенка, поэтому группы продленного дня в начальной школе у нас есть до сих пор и действуют до 7 вечера.

Об инязе и IT: В начальной школе невозможно определить, кем будет ребенок: дети кардинально меняют профиль даже в 10-м классе, поэтому мы углубленно изучаем два предмета — иностранный язык и информатику. Это средство успешности в любой профессии.

Школа № 33 в Авиастроительном районе Казани — одна из первых школ, работающих по Сингапурской системе образования, а сейчас ее учителя обучают российских педагогов — по 500-600 человек ежегодно Школа №33 в Авиастроительном районе Казани — одна из первых, работающих по сингапурской системе образования, а сейчас ее учителя обучают российских педагогов — по 500–600 человек ежегодно Фото: Сергей Елагин

О сингапурской системе: Мы отметили для себя три секрета успеха сингапурской системы обучения. Первый — ценность профессии учителя. Это вторая из самых высокооплачиваемых профессий в данной стране. Если у нас раньше в педагогические институты шли в основном те, кто никуда больше не поступил, а из тех, кто закончил, в школу приходили те, кто больше никуда не мог устроиться, то в этой системе все наоборот. Нет педагогического института, все учатся по своей специальности. 30 процентов лучших выпускников получают право сдать экзамены на специальность «учитель». Из них выбирают еще 30 процентов, которых направляют помощниками учителей в школы. Через пять недель такой работы директор образовательного учреждения оценивает, сможет ли этот человек быть учителем и, если да, последнего направляют на годовое обучение педагогике и психологии. Второй секрет — программы и учебники. Третий — методики: для их освоения республика даже приглашала председателя профсоюзов Сингапура.

О родном языке: У нас в качестве родного языка татарский в прошлом году выбрали 89 процентов детей. Имеются две новые методики преподавания (в начальной школе практически нет грамматики), есть наши учителя, которые пишут новый учебник, русскоязычные дети ставят мюзиклы на татарском. Так что качество преподавания очень высокое. Ну а потом, русского языка достаточно в учебных планах, выбирать его еще раз в качестве родного тоже не все хотят — программы по нему до конца не разработаны, учебников на всех не хватает, да и ведут его те же учителя татарского языка, прошедшие переквалификацию. Может быть, потом это будет интересный предмет.

Об индивидуальном учебном плане: В этом году мы хотели перейти на индивидуальные учебные планы, чтобы ребенок сам выбирал тот набор предметов, который ему нужен, с учетом нормативов, конечно (физкультуру и ОБЖ, например, нельзя не выбрать, равно как русский язык и математику). В итоге мы получили от 74 старшеклассников 74 индивидуальных учебных плана — ни один не совпал! В текущем году мы не смогли это встроить в расписание — получалось много окон. Наверное, со временем будем делить классы на подгруппы — станет уже 6 направлений. Возможно, в будущем научимся выходить и на индивидуальный план, проблемы с ним чисто технические.

«Сейчас ребенка менее опасно выпустить на улицу, чем оставить дома с интернетом» «Сейчас ребенка менее опасно выпустить на улицу, чем оставить дома с интернетом» Фото: Сергей Елагин

О цифровизации: DG-технологиям (Digital Generation) мы учились в Эстонии. Пока дети пользуются своими телефоном и интернетом — на порталы наша внутренняя сеть выходить не дает. Ученики работают с QR-кодами, обучающими программами, делают проекты — возможностей очень много. Это требует огромной подготовительной работы учителя, но интенсивность урока увеличивается в разы. Да и мотивацию никто не отменял — современных детей, избалованных контентом, сложно чем-то увлечь. Но я, конечно, против того, чтобы они подобное делали на мобильном устройстве — очень мелко, зрение напрягается. Хотим закупить планшеты — внебюджетно, мы хорошо зарабатываем.

О колумбайнерстве: Сейчас ребенка менее опасно выпустить на улицу, чем оставить дома с интернетом. Мы раньше боялись плохих мальчиков на улице, а сегодня проблема — неуравновешенная психика, когда любой случай может стать последней каплей. Я как директор очень боюсь суицидов и «колумбайнерства». Если раньше мы могли проводить работу с неблагополучными, так как их было видно, сейчас ты не всегда поймешь, что у ребенка проблемы. Их трудно выявить. Это необязательно дети, которые фонтанируют эмоциями, выплеснули — и все. Бывают тихие: о них даже подумать не можешь, что они способны такое сделать. Подобному надо что-то противопоставлять.

О заблуждениях родителей: Я очень люблю слушать, какие вопросы задают детям родители, забирая их из школы. Чаще всего это: «Ты кушал сегодня?» На втором месте: «Какие оценки получил?» Ребят не спрашивают, что нового они узнали или интересно ли было. Я уж не говорю о том, когда задают вопрос об учительнице: «Опять она к тебе придиралась?» Как так можно беседовать с маленьким ребенком? Родители почему-то абсолютно уверены, что все, что говорит их ребенок, абсолютная правда. Даже одноклассникам не верят.

Об одиночестве: Парадокс: процентов 20 родителей не разрешают с их детьми проводить работу психологам. Чего боятся? Наверное, обмануться. Я на собраниях спрашиваю: «У кого есть время, когда вы всей семьей каждый день собираетесь и общаетесь?» Поднимают руки несколько человек, процентов 30 пришедших говорят, что собираются всей семьей за обедом по воскресеньям, в реальности же еще меньше. С цифровизацией уходит что-то важное из семей. Родители, к сожалению, сами зависимы и иногда не слышат своего ребенка, который идет рядом, потому что уткнулись в телефон и не замечают ничего вокруг.

***

Наша первая подборка монологов директоров школ о наболевшем касается исключительно Казани. В следующий раз мы обязательно дадим слово руководителям школ из районов республики, поднявшим свои учебные заведения на уровень не ниже столичного. 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (161) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
4.10.2019 08:19

Ушли в бизнес, как завещал Медведев.

  • Анонимно
    4.10.2019 08:05

    где мужчины?

    • Анонимно
      4.10.2019 08:15

      На зарплату учителя мужчине семью не прокормить.

      • Анонимно
        4.10.2019 08:34

        директора точно себя не обижают, зп относительно хорошие нынче (электорат же), есть еще "фонд школы" где можно поубавить одному но написать побольше себе. вот обычным учителям сложно. теперь чтобы иметь нормальную зп и учить то не надо. главное отправить звездочку на олимпиаду, поднять свой визабилити, написать хороший отчет в 500 стр

      • Моисей
        4.10.2019 08:38

        В нашей школе директор и классный руководитель мужчины

      • Прокормить? Легко, если квартира есть (хоть соципотечная). А вот возить в турции каждый год, это уже вряд ли.

    • Анонимно
      4.10.2019 08:19

      Ушли в бизнес, как завещал Медведев.

      • Анонимно
        4.10.2019 09:27

        аха, ни разу не Сингапур. Отрицательная селекция в стране. Можешь пилить - красавчег, не можешь мутить - значит не умеешь жить.

      • Анонимно
        6.10.2019 20:21

        ОАО фонд"Образование" - первый массовый и пока единственный, неудавшийся вклад учителей в бизнес, чем он сейчас занимается?
        Раньше он был полугосударственный, ничего не давший своим акционерам, но все таки как-то поддерживающий какие то отношения с акционерами.
        Сегодня, это уже чей то частный ОАО" фонд"Образование" - "свечной заводик" с теми же обманутыми акционерами. По своим отчетам, несколько десятилетий не занимается никакой операционной деятельностью, акции фонда на рынке неликвидны. Сколько можно этому фонду свою, сегодня уже частную деятельность безнаказанно прикрывать системой образования в лице своих обманутых акционеров?

    • Анонимно
      4.10.2019 08:56

      Зарабатывают мужчины. Преподавание крайне неблагодарное в России дело, миллион бумажек, каждый год новые федеральные стандарты, а зп как у продавца трусов

      • Анонимно
        5.10.2019 06:51

        Ну не скажите. Я московский репетитор по математике. Пятерка в день капает чистыми. 1000 руб/час

        • Анонимно
          7.10.2019 13:16

          Добьются успехов в учебе только те, у кого состоятельные родители или вундеркинды от рождения...

    • Анонимно
      4.10.2019 09:01

      где Шмаков?

    • Анонимно
      4.10.2019 09:50

      где русские?

      • Анонимно
        4.10.2019 16:05

        А что?! Странный вопрос..

      • Анонимно
        4.10.2019 16:31

        Удаща стороной обходит

        • Анонимно
          5.10.2019 06:43

          Да заметил тоже... Против ничего не имею, но в глаза бросается.. Видимо самые умные..

      • Анонимно
        4.10.2019 17:35

        Так не только в министерствах, но и директорами школ и главврачами и т.д. только татар ставят(((

        • Анонимно
          4.10.2019 17:53

          Несмотря на это татарский как не хотели учить, так и не хотят. Из-под палки то

      • Анонимно
        4.10.2019 23:47

        Я вот также этим вопросом задаюсь.
        В деревнях наверное.

    • Анонимно
      4.10.2019 12:11

      Все расписано в книге-"Почему отличники работают на бывших троечников"

      • Анонимно
        7.10.2019 13:17

        Потому что бывшие троечники всего добивались сами, а не с помощью родителей и репетиторов.

  • Анонимно
    4.10.2019 08:06

    А как же илитная школа солнце на 140 учеников. Почему про неё нет информации?

    • Анонимно
      4.10.2019 08:17

      Они же только на угнетении татарского языка пиарятся, а показать нечего.

    • Анонимно
      4.10.2019 08:19

      Там илита за счёт денег. А эти школы - самые обычные, где элитарность растёт за счёт вкалывания. Знаю одну из этих директоров. Испытываю к ней искреннее уважение.

    • Анонимно
      4.10.2019 08:28

      Статью читайте прежде чем чушь писать
      В ней речь про обычные школы

      • Анонимно
        4.10.2019 09:17

        Разве 33 школа обычная?

        • Анонимно
          4.10.2019 15:07

          Разве в авиастрое могут быть необычные школы?

          • Анонимно
            4.10.2019 15:23

            а чем авиастрой хуже?

            • Анонимно
              4.10.2019 15:42

              Может и не хуже, но контингент семей проживающих там значительно отличается от тех, кто живет, например, в Ново-Савиновском или Вахитовском. Надеюсь вы не будете отрицать простые истины?

              • Анонимно
                4.10.2019 23:23

                а если родной брат (причем весьма успешный) живет в Авиастроительном а я в Ново-Савиновском, мы теперь разного "контингента" хоть и выросли в одной семье? Спасибо, буду знать)

              • Азат Д
                6.10.2019 15:45


                Ново савиновском? Аристократы прям)))

      • Анонимно
        4.10.2019 15:23

        лицей, три гимназии и школа с углубленном изучением отдельных предметов - обычные?

  • Анонимно
    4.10.2019 08:11

    Учащиеся, пользуясь беззащитностью и бессилием преподавателей, руководства школы в новых «демократических» условиях, победы полной «толерантности» и гуманности», ругаются матом, издеваются над взрослыми и более слабыми учениками.

  • Анонимно
    4.10.2019 08:16

    Из-за роста насилия в обществе школы уже напоминают тюрьмы. Заборы, камеры, охрана и пропускной режим. Но толку от этого мало. Только напоминание о резком падении качества жизни и безопасности в России по сравнению с советской цивилизацией.

    • Анонимно
      4.10.2019 10:35

      Заборы, камеры, вертушки не из-за насилия. Это простая бюрократическая фигня - сказали усилить безопасность, вот и втыкают заборы "для галочки", отчитываются о "мероприятиях". А про школьное насилие мне, простому деревенскому парнишке, выросшему на территории называемой "пентагоном", можете ничего не рассказывать )))

  • Анонимно
    4.10.2019 08:17

    формула простая - ежемесячные взносы родителей

  • Анонимно
    4.10.2019 08:19

    Старшие дети избивают младших, ругаются матом, посылают учителей «идти лесом». С учётом общей деградации общества в школах всё больше психически больных детей. А управы на них нет. Эффективной юридической защиты от «трудных подростков» нет. Полиция до 14 лет (чаще всего до 16) вообще ничего не может сделать. Психиатры признают их вменяемыми и отправят обратно в школу. Учителя закрывают глаза. Руководство школ не может отчислить «паршивую овцу» из школы. Родители сваливают на школу, мол, им за это платят, пусть воспитывают.

  • Анонимно
    4.10.2019 08:28

    из хулигана – отличника МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ТОЛЬКО УЧИТЕЛЬ, а не преподаватель!!!!!
    Знаю историю про свой класс и своего УЧИТЕЛЯ математики, у которого закоренелые второгодники решали задачи повышенной трудности и получали отличные оценки

    • Моисей
      4.10.2019 08:40

      Согласен
      Сам этот путь прошел)
      От хулигана , стоящего на учете до победителя республиканских олимпиад по физике
      Благодаря своему Учителю

    • Анонимно
      4.10.2019 12:11

      Мы с вами случайно не в одной школе учились? У нас тоже была такая учитель математики

      • Анонимно
        4.10.2019 15:18

        к большой радости, у нас БЫЛ Учитель

        • Анонимно
          5.10.2019 05:53

          Слова "учитель" , "врач" и др.профессии, когда они относятся к женщине, вполне допустимо употреблять со словами женского рода ("молодая врач", "врач пришла"). Норма об употреблении с муж.родом осталась в начале прошлого века, когда в этих профессиях не было женщин. Уже в 80-90 гг. учили писать "была учитель".

  • Анонимно
    4.10.2019 08:34

    Школы деградируют. Не все конечно. Есть такие, которые "убогие" изначально и деградировать им некуда ))) Но те, которые были "спецшколами" в советской терминологии, деградируют. Медленно, но верно. Просто это политика государства, навязывающая "стандарты образования" - сплошная бюрократия и уравниловка. В советские времена средние школы как и сейчас - дичь и мрак, но, поскольку за границей учиться было невозможно, "элита" создавала школы для своих тут. Теперь так не принято. Остались считанные единицы.

    • Анонимно
      4.10.2019 11:31

      Например, гимназия 122 при Зайцевой была лучше. ЖА могла себе позволить многое. Нынешний директор никакая, зато пишет жалобы на "Бургеркинг" )))

      • Анонимно
        4.10.2019 18:10

        И что? Из-за этого никудышний директор? Таких как вы надо разыскиваться и привлекать за клевету

        • Анонимно
          4.10.2019 18:24

          Читать умеете? Я написал "никакая". Это совсем другое.

  • Анонимно
    4.10.2019 08:36

    Про организацию честных выборов упомянули?

    • Анонимно
      4.10.2019 10:09

      Мошенники могут только преподавать материал. Быть менторами они не способны. Так что не надо ахов вздохов в наше время про эту профессию. Неуместно.

  • Анонимно
    4.10.2019 08:40

    Эх, моих преподавателей не хватает... Уверена, достойных - гораздо больше. Искренняя благодарность всем педагогам, преподавателям, учителям и воспитателям!

  • ЛДПР
    4.10.2019 09:14

    Опять женское воспитание, России нужны Мужчины!!!!

    • Анонимно
      4.10.2019 09:48

      Мужчин лдпр отправляет на все мировые войны, сапоги мыть в индийском океане

    • Анонимно
      5.10.2019 18:35

      Ну так в чем дело? Идите, трудоустраивайтесь за копейки учителем.

  • Анонимно
    4.10.2019 09:26

    Прекрасный материал, спасибо.

  • Анонимно
    4.10.2019 09:30

    Не знаю как моя классная учительница добилась того, что все мы, ученики, уважали её безмерно, до сих пор её помню. В современной школе чаще встретишь взаимную неприязнь всех участников процесса от этого становится страшно за наше общество.

    • Анонимно
      4.10.2019 10:00

      Да все по прежнему просто сми любят жаренное последнее время и Украину.

    • Анонимно
      4.10.2019 12:51

      Чтобы уважали, нужно быть цельной личностью, которую не в чем упрекнуть. Нынешние все срываются на детях, ведут себя неподобающе и т.д. Дети это чувствуют.

      • Анонимно
        4.10.2019 15:02

        Сначала убедитесь в том, что знаете значение выражения "цельная личность"! Цельная личность – это человек с собственными мыслями, жизненными смыслами и принципами, которые могут изменяться только в процессе собственной, личной переоценки, а не под давлением других. Такие люди вне толпы, они по-настоящему самостоятельны. Зачастую цельный человек внутренне глубоко одинок, поскольку осмеливается быть самим собой.
        Например, Иосиф Сталин подходит под определение цельной личности, потому что не менял своих убеждений, а менял убеждения своего окружения. Хотели бы, чтобы ваших детей обучал Иосиф Виссарионович?

        • Анонимно
          4.10.2019 16:47

          Вы идеального учителя описали, думаю если Иосиф Виссарионович был бы гуманистом, был бы настоящий учитель.

        • Анонимно
          5.10.2019 08:44

          Вот про это и говорю. Цельная личность - без пограничных расстройств, а не как сейчас в большинстве случаев учителя, типа приличные, одеты, улыбаются родителям, а орут на детей и гадости говорят.

      • Анонимно
        4.10.2019 21:02

        В школе на 90% от учителя зависит, полюбит или нет этот предмет ученик.
        Можно влюбить ребенка в свой предмет, а можно оттолкнуть. Можно сделать свой предмет неинтересным и скучным.
        Учителя! Где вы, настоящие учителя?

  • Анонимно
    4.10.2019 09:32

    Хорошая статья, спасибо! Побольше таких интервью!

  • Псевдоним
    4.10.2019 09:32

    Самое отвратительное явление в школе сегодня - это уголки с портретами вождей.

    • Анонимно
      7.10.2019 13:21

      Причем портреты лидеров власти висят лишь до тех пор, пока их наверху не сменят..

  • Анонимно
    4.10.2019 09:34

    Много сегодня современных европейских приёмов работы с детьми, почему бы не позаимствовать самые передовые и успешные?!

  • Анонимно
    4.10.2019 09:38

    Судя по фамилии нащальников создаётся ощущение что русских в Татарстане 10%

    • Анонимно
      4.10.2019 12:50

      9.38. Судя по вашему интеллекту, вы даже начальную школу не закончили. Потому что не можете найти в интернете список казанских школ и сосчитать в нем столбиком количество нетарских ФИО директоров . Нетатар там больше половины.

      • Анонимно
        4.10.2019 19:20

        Было написано начальников, а не директоров. Разницу улавливаете?

        • Анонимно
          5.10.2019 14:11

          19.20. А директор школы у вас уже к "нащальникам" не относится? Изворачиваться начинаете? Но нет- хитростью ум не заменишь.

  • Анонимно
    4.10.2019 09:38

    хорошие директора. И не только они, их довольно много. И мужчины есть среди них. Успехов всем и здоровья!!

  • Анонимно
    4.10.2019 09:46

    В современной школе, на мой взгляд, самое страшное- это несогласованность родителей и учителей. Им надо быть всегда на одном мнении, на одной стороне, тогда и воспитание будет лучше у детей. А получается, что Родители хают учителей, стоят на стороне детей. Авторитетах уходит, с рис уходят и знания. Виноваты конечно и учителя и Родители. А детки этим пользуются. Проигрывают все.

  • Элитная школа????????? в КАЗАНИ?????
    Напишите мне номер хотя бы одной ылытной школы))
    Мне чисто поржать

    • Анонимно
      4.10.2019 10:46

      131 лицей

      • Анонимно
        4.10.2019 11:28

        131 уже давно не является элитной по образованию и по деньгам тоже

    • Анонимно
      4.10.2019 11:50

      Элитная школа, это не там, где отборные учителя и отборные дети. Это просто школа, в которую ходят (возят) дети с повышенным социальным статусом, родители у них богатые. Поэтому они, родители, могут себе позволить нанимать репетиторов по всем предметам.Они больше успевают, и показатели в таких школах выше.

      • Анонимно
        4.10.2019 12:46

        Как раз такие показатели, совсем не показатели.
        Рисуют "правильным", "илитным щенкам", нужные оценки.

      • Анонимно
        4.10.2019 15:26

        Если родители по всем предметам нанимают репетиторов, то это - ОТСТОЙНАЯ школа.
        А должно быть все наоборот!
        Учащиеся "ЭЛИТНОЙ" школы НЕ ДОЛЖНЫ ВООБЩЕ нуждаться в репетиторах, т.к. так обучение на "элитном" уровне

        • Анонимно
          4.10.2019 19:12

          Ну вот вы и поняли все про "элитные" школы Казани.

        • Анонимно
          4.10.2019 21:06

          15.26 Так раньше и было в 131 школе. Не было нужды в репетиторах.
          А сейчас не так? Если да, то печально.

        • Анонимно
          6.10.2019 20:35

          Родители за счет дорогостоящих репетиторов учат свое чадо, а элитные школы надувают щеки от присутствия таких способных учеников...

  • Анонимно
    4.10.2019 09:52

    цитата из Директора: А папа говорит, что сначала его сын закончит 11-й класс, а потом будет определяться. Тут уже папа не созрел, это он социально не адаптирован

    Папа совершенно верно говорит, директор не прав

    • Анонимно
      4.10.2019 10:25

      Западные стандарты. Многие американские миллионеры не закончили школу.

      • Анонимно
        4.10.2019 12:10

        А какой процент миллионеров и преступников среди не закончивших?) Не надо судить по единицам

        • Анонимно
          4.10.2019 13:33

          Не судите конкретных детей и их родителей в %. Это вам не отчеты к выборам рисовать.

      • Анонимно
        4.10.2019 15:28

        и Билл Гейтс тоже без оконченного курса школы

  • Анонимно
    4.10.2019 09:53

    Спасибо за позитив, читала с удовольствием. Бизнес онлайн, оказывается у вас отлично получается писать и хорошем. Не по-пионерски позитивно, а жизненно и легко. Возвращайте в журналистику "человека". С днем учителя!

  • Анонимно
    4.10.2019 09:58

    предлагаю продолжить серию и с другими школами. очень интересно узнать немного внутреннего мира школ и их директоров. у многих стоит задача выбора школы и это бы помогло лучше сориентироваться.

    • Анонимно
      4.10.2019 15:23

      Если вы идете в первый класс, то выберать нужно не столько школу, сколько педагога начальной школы. А он может быть хорошим и в средненькой школе, а уж сколько их посредственных в "элитных" школах - думаю и говорить не стоит...

      • Азат Д
        4.10.2019 15:41


        И то не факт что распиаренный педагог лучше.
        Я учился в "пролетарской" школе, 65, все учителя хорошими были, и сама школа.

        • Анонимно
          4.10.2019 19:15

          И у моей сестренки был "прославленный" педагог, которую настиг видимо старческий маразм - швыряла тетради первоклашкам на пол. Пришлось срочно переводить к молодой и доброй.

      • Анонимно
        4.10.2019 23:57

        А как понять, где хороший педагог? Кому-то может он хороший, но тебе может не подойдет!

        • Анонимно
          5.10.2019 06:02

          Вы что. У яжматерей на супермамках есть свой рейтинг педагогов, они там днем и ночью выясняют всю подноготную про каждого. Хотя лучше бы купили учебник русского языка и учились вместе с чадом у любого учителя, чем выбЕрать учителей.

  • Анонимно
    4.10.2019 09:59

    спасибо всем моим учителям из 131 школы!

  • Ауууу 56%
    Вы где в казани увидели элитную школу??
    Казанцы милые мои
    Элитная школа это не значит -школа которую посещают богатые.
    Если в школу привозят детей на лексусах и Мерседесах это не значит что там хорошие учителя и образование . Это говорить о том что чисто тактильно школа комфортная и все!
    Что бы не быть голословным приведу пример:
    последние лет 10 я слежу за конкурсом учитель года в России, там много номинаций .
    Так вот периодически в этом конкурсе побеждают казанские учителя .И ни один из этих учителей не рабоатет в как бы элитных школах.
    Все они работают в обычных школах
    Почему?????
    Ответ прост. Дело не в школе .
    Но у нас по колхозному принято считать -куда Бай кешеляр баланы отдают- там знащит и Ылытный

    • Анонимно
      4.10.2019 10:31

      Элитной называть школу - глупо. Бывают просто школы, бывают школы с плохой репутацией и школы с хорошей репутацией.

      В школу с хорошей репутацией попасть не просто и делается это не за деньги (иначе школа быстро скатится в школу с плохой репутацией).

      И запомните, слова "элита", "элитный" присутствуют только в лексиконе недалеких и завистливых людей.

      • в госудасртвеные школы с любой репутацией попадают по прописке!
        все остальные ограничения незаконны
        ограничения вправе выставлять частные школы .но в казани их нет
        Пример международной школы -скорее лежит в области уголовного права
        Почему школа построенная на деньги налогоплатильщиков и существующая за деньги налогоплатильщиков-Платная??
        Это конечно местный байский беспредел.
        Но этому явлению не долго осталось жить

        • Анонимно
          4.10.2019 11:23

          Прописка - бред. Где родился, там и пригодился? Смешно.

        • Анонимно
          4.10.2019 11:38

          Интересен опыт США в этом плане. Там в школы берут всех бесплатно. Хоть кого. Но школы есть плохие, есть хорошие - все как везде. Так вот, в районах с ХОРОШИМИ школами стоимость недвижимости гораздо ВЫШЕ. Так что если вы живете в США и вашем районе отличная школа, вы автоматически становитесь богаче )))
          У нас такое не сработает, поскольку районы в городе еще не сформированы по уровням населения. Лет через 20-30 может что и изменится.

          • Анонимно
            4.10.2019 13:37

            Причину и следствие путаете. В районе США с высокими ценами на жилье, высокие доходы, высокие налоги - больше денег на школы у муниципалитета. А так как в России муниципальные налоги - это ничто, то не надейтесь.

        • Анонимно
          4.10.2019 11:44

          Почему вы считаете, что у людей не должно быть выбора? Почему всё должна определять прописка? У меня, например, дети прописаны вообще по разным районам города месте. И что? Почему это должно кого-то интересовать?

        • Анонимно
          4.10.2019 11:53

          Школы строят на деньги налогоплательщиков, да. Я, вы, они. Хорошо. Я, например, плачу налогов (это только НДФЛ и налог на имущество) в год примерно на 280-290 т.р. Мой сосед, условно, слесарь "дядя Вася", платит налогов, тысяч на 50. Так? Так. Вопрос - я заработал на школу для своих детей получше, чем "дядя Вася"?

          Правильный ответ я знаю. А вы? Вот прям интересно!

    • Анонимно
      4.10.2019 10:39

      Ездить на Лексусе это не показатель. Тем более марка не презентабельная ни разу. Ездить на 2 х литровом переднем приводе это уже убожество. Вот немецкий или английский премиум не в кредит еще куда ни шло.

      • А если Английский премимум куплен на гос учреждение на деньги налогоплатильщиков а потом списан в личное пользование удащливому??
        Это убожество??

    • Анонимно
      4.10.2019 12:29

      В России нет и не было ничего элитного и элиты.В стране крестьян в принципе не может быть элиты.

  • Анонимно
    4.10.2019 10:14

    "Непрофильная" школа № 73 учила детей почти 40 лет, её здание забрали, про школу, её историю забыли...

    • Анонимно
      4.10.2019 12:57

      10.14.Так ведь и старинную татарскую школу №12 , построенную для татар в Старо-Татарской слободе в 1936 году, тоже забрали с визгами , скандалами, да с привлечением израильского посла и объявили её еврейской, даже не вспоминая об её истории. И не посмотрели , что она находится рядом со старейшей мечетью в сердце татарской слободы.

  • Анонимно
    4.10.2019 10:16

    Школы держатся на измученных пенсионерах: пожилые учителя вытягивают на себе непосильный груз, работают на две-три ставки, поэтому болеют, умирают...
    Молодые бегут в середине учебного года, потому что руководство потакает капризам детей и родителей. Какие уж там элитные! Так, смех один...

  • Анонимно
    4.10.2019 10:24

    В Казани есть пара-тройка всего настоящих элитных школ, находящиеся в центре. Остальное это не элитные.

  • Анонимно
    4.10.2019 10:34

    а русские директора школ вообще есть? статистика какая?

    • Анонимно
      4.10.2019 11:14

      да, БО, сделайте срез директоров с этой точки зрения.

    • Анонимно
      4.10.2019 12:39

      Правда? Вас только этот вопрос очень волнует в теме этой статьи?

      • Анонимно
        4.10.2019 14:53

        не только, но в том числе, во всех 5 школах директора татары

        • Анонимно
          4.10.2019 15:38

          а почему вы только фамилиями интересуетесь, как печально известный радиожурналист?
          Тогда уже надо вам исследовать и антропологические данные.
          Вдруг у кого-нибудь данные метрики не соответствуют портрету

    • Анонимно
      4.10.2019 12:58

      10.34. Берете список школ Казани и считаете русских, еврейских директоров школ. Их будет больше половины.

  • Анонимно
    4.10.2019 10:55

    что сегодня в школах старшеклассники обижают маленьких слабых, учителям грубять, виноваты неадекватные яжемать. они своих детей не воспитывают. этим мамам дороже интернет и ночные каьаки. таких школьников которые грубять учителям, сверстникам итд 5адо сразу исключить из школы . просто выгнать и все.. таким летям в настарбайтеры на стройку и дворники.

  • Анонимно
    4.10.2019 11:08

    Одна из основных проблем в школьном образовании и общества в целом - это смещение приоритетов и авторитета учителя. К сожалению в сегодняшней модели прав у учителей не осталось, любое родительское собрание превращается в унизительный отчетный процесс с оправданием на критику родителей о том что учитель не так учит их детей и неправильно оценивает знания т.е. родители, большинство из которых не имеют представления об образовании критикуют и дают оценку специалистам, которых готовили 5 лет и имеют практический опыт деятельности при этом весь процесс сопровождается съемкой на камеру телефона. И как после этого специалист может работать и развиваться. Работа учителя в наше время это человеческий героизм, но как вы знаете героев много не бывает...

    • Анонимно
      4.10.2019 11:31

      Все правильно написали. Героев много не бывает....
      Да и те, учител, кто героически трудятся, расплачиваются за свой героизм здоровьем.
      У моей дочери-десятиклассницы оба классных руководителя, то есть и в начальном и в среднем блоках, действительно УЧИТЕЛЯ ПО ПРИЗВАНИЮ!!! Они всю душу, все свои знания, опыт вложили в наших детей!
      НО..... И у обеих - онкология щитовидки. А это следствие стрессов, бесконечного пресссинга со всех сторон, включая как родителей, так и вышестоящего руководства.
      Дай бог им крепкого здоровья!

    • Анонимно
      4.10.2019 11:56

      Справедливости ради, не могу не заметить, что качество учителей (можно так?) сильно снизилось. Вот прям вообще есть никакие - это как в поговорке "стыда нет - иди в мед, ума нет - иди в пед".

  • Анонимно
    4.10.2019 11:17

    А говорят национальных проблем и вопросов в Татарстане нет. Ни одной русской фамилии. Впрочем, как везде.

    • Анонимно
      4.10.2019 11:33

      Ага, русских все всегда притесняют. Что это за народ то такой? )))
      P.S. Шутка.

    • Анонимно
      4.10.2019 11:35

      Зачем так говорить, наберите в поисковике "Директора школ Казани" выйдет рейтинг директоров, там как раз видно что есть и русские, татарские и др. учителя.

    • Анонимно
      4.10.2019 13:01

      11.17. Как вы могли определить национальный состав директоров более 200 казанских школ, если в статье говорится только о 5 директорах?

    • Анонимно
      4.10.2019 15:13

      из лучших пяти школ - три татарские гимназии

      • Анонимно
        4.10.2019 18:58

        К лучшим школам эти отношения не имеют, ну разве что 159 лицей пользуется спросом в своем районе.

        Но теперь хотя бы понятно, почему о них тут вещают - чтоб подумали, что лучшие...
        И фамилии подобрали и уклон..

        • Анонимно
          5.10.2019 14:14

          18.58. А может специально их выбрали, чтобы таких как вы возбудить и настроить против татар.

  • Анонимно
    4.10.2019 12:41

    В Финляндии вообще образовательные учреждения не делятся на элитные или нет. Что за слово-то такое? Уровень образования и профессиональная подготовка учителей, вот главная цель. А у нас, где побогаче контингент, там и элита. Тошнит уже

  • Анонимно
    4.10.2019 12:42

    Очень хочется знать, какие школы и какое образование получили наши татарстанские миллиардеры из списка ФОРБС. Знания и опыт их учителей и наставиков надо изучать и пропагандировать!

  • Анонимно
    4.10.2019 12:44

    Из каких средств мэр целый спортзал школе подарил ,интересно знать

  • Анонимно
    4.10.2019 13:03

    Как выпускник гимназии 4 очень рад и горд увидеть в рейтинге свою родную гимназию. Учился ещё в старом здании, директор преподовала ещё помимо основных обязанностей по руководству учебного заведения. Прошли годы, а знания полученные в гимназии сильно помогли мне.

  • Анонимно
    4.10.2019 13:03

    Своих учителей человек априори помнит Всю свою жизнь, учителя большое значение имеют в жизни

  • Анонимно
    4.10.2019 13:06

    Азат Д

    Нищий учитель - позор России.

  • Анонимно
    4.10.2019 13:15

    Азат Д

    Чеченские меценаты работающие в Москве, строят в своем селе школу и мечеть, а татарстанские...

  • Анонимно
    4.10.2019 13:19

    Азат Д

    Если в школе хорошая обстановка, климат, ребенок с удовольствием в нее ходит, найдя общий язык с учениками и учителем, вливаетсявсоциум, а родители им в этом помогают, это и есть элитная школа. А знания, +- везде одинаковые.

  • Анонимно
    4.10.2019 14:31

    Алсу Равиловна Желтякова –огромное вам спасибо! Вы замечательный педагог, классный и грамотный учитель английского языка, очень правильный, целеустремленный и порядочный человек, искренно болеющий за учеников. Как же мы надеялись, что директором шк. № 18 после ухода Надии Масгутовны станете вы. Но увы. Желаем вам на новом месте успехов и процветания. И дай Бог, чтобы все у вас получилось. С праздником – Днем Учителя!

    • Анонимно
      4.10.2019 21:31

      Действительно, увы!
      Жаль, что Надия Масгутовна ушла на пенсию, но что тут поделаешь? Очень достойная была директор школы, заслуживающая уважения!
      PS. 18 уже не 18, жаль

  • Анонимно
    4.10.2019 14:43

    Азат Д

    15 школа хорошая, небольшая уютная - в тихом месте, сквер - а не "муравейник".

  • Анонимно
    4.10.2019 15:25

    У нас в качестве родного языка татарский в прошлом году выбрали 89 процентов детей...Так что качество преподавания очень высокое. Ну а потом русского языка достаточно в учебных планах, выбирать его еще раз в качестве родного тоже не все хотят — программы по нему до конца не разработаны, учебников на всех не хватает, да и ведут его те же учителя татарского языка, прошедшие переквалификацию.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/441277

    по заветам Бурганова продолжаете ставить родителей на колени?

    • Анонимно
      4.10.2019 23:38

      Конечно! Выбор-то такой: татарский, как государственный или татарский, как родной!) Вот и выбирай, в любом случае без татарского не останешься)

  • Анонимно
    4.10.2019 19:27

    Большая проблема переполненность школ. Наш 177 лицей переполнен более чем в два раза. Школа расчёта на 850 детей, а учится 2000! Большой вопрос к нашему директору когда он уже успокоится и перестанет брать всех кто так сказать "делает благотворительный взнос". Школа технически современная, больше ничего хорошего, в принципе и нет. Из-за такого перегруза школы страдает учебный процесс. Учителя в основной массе перегружены и не заинтересованы в детях. Просто конвейер. Расписание не могли месяц составить! Первые две недели по три урока было в 4 классе. Мы к школе относимся по прописке, но, честно говоря, очень разочаровывает школа. Задумываемся о переходе в другую школу.

    • Анонимно
      4.10.2019 22:45

      То есть вашего ребенка надо взять, а остальные пусть в сторонке постоят? А насчет "взносов", если не докажете, можете стать ответчиком по соответствующей статье.

      • Анонимно
        5.10.2019 08:10

        Надо брать по прописке и только если остались свободные места (то есть максимум должно быть 850 усеников) можно взять со стороны. Вы думаете такая дикая переполненность школы от чего?

    • Анонимно
      5.10.2019 02:44

      Согласен

    • Анонимно
      5.10.2019 07:25

      Наша 132 школа совершенно обычная средняя школа, есть проблемы как у всех обычных школ, там подлатать, здесь подкрасить. Но никакой переполненности нет, класс 30 чел. Педсостав устраивает. Кто хочет учится, учится. Но всем же надо элитную, чем круче, тем лучше!…вот и переполняют директора школы в угоду амбициям родителей!…выход есть вегда, не нравится,переводите ребенка.

    • Анонимно
      5.10.2019 07:31

      В 6 гимназии аналогично. Берут всех подряд, а учителей и кабинетов не хватает.

    • Анонимно
      5.10.2019 14:36

      Тут проблема переполненности микрорайона, а не только школы.
      И у меня дочь закончила 177 школу, плохого ничего именно качества обучения сказать не могу - в классе 2 стобалльника, у нее самой очень высокие результаты, поступила куда хотела.
      И куда же детям, рядом живущим, идти учиться?? 179 тоже новая неплохая и недалеко, но также переполнена.
      Остается из вариантов 155, но это татарская школа, учеба слабая, ну и сам колорит многим не подходит.
      Есть еще 165, она была как бы английская, но больше за счет репетиторов, а остальные предметы слабо преподавались... Да тут еще недавно интервью с директором было, "полилингвальная" будет школа, но из интервью понятно, что "поли" - лишь для привлечения учеников, а у него похоже только татарский в голове)

      Так что, если попали в 177, радуйтесь и терпите, что много детей, учиться как-то всем нужно... Там реально есть ОЧЕНЬ много дающие учителя, кстати в том числе и мужчины далеко не пожилого возраста (химик, физик, историк, обществовед, учитель начальных классов даже), заинтересованные в знаниях детей, плюс школьная жизнь насыщенная.
      Вряд ли что-то в ближайшее время в районе что-то более путное построят.

  • Анонимно
    5.10.2019 02:11

    Если честно, то лично у меня к сегодняшней школе и учителям нет ни малейшего уважения. Уважение? чтобы к учителю было уважение, необходимо очень много условий. (Это только любовь безусловна).
    Кто такие современные учителя? Это те, кто принимает участие в подтасовке на выборах всех уровней. Это те, кто ненавидит детей (особенно тех детей, кто имеет своё мнение и может его отстаивать). Это те, кто без "подарка" даже не обратит внимания на вашего ребёнка. Это те, кого не волнуют реальные знания учеников, а волнует только рейтинг.
    п.с. на днях учительница "выдала" на уроке "окружающий мир" в 4 классе, что все люди на земля братья и сёстры, так как все произошли от Адама и Евы. И что неделя у нас состоит из 7 дней, потому что Бог создал Землю за 6 дней, а в 7-й день он создал человека.

    • Анонимно
      5.10.2019 09:45

      может быть они проходили происхождение мира в контексте религии? Что, конечно, тоже бред для 4 класса. У нас учитель начальной школы все 4 класса писала "пожайлуста", другая -"одисия" ("космическая одисия").

    • Анонимно
      5.10.2019 11:10

      02:11, учительница начальных классов постоянно говорила "одеть" - одеть пальто, одеть ребёнка и тд. В её лексиконе вообще не было слова "надеть"!

      • Анонимно
        5.10.2019 12:48

        Вроде бы ребенка как раз Одевают.

        • Анонимно
          5.10.2019 13:43

          12:48, Да, ребёнка ОДЕВАЮТ, но, вот, пальто НАДЕВАЮТ! Учитель вообще не знает слово "надевать-надеть"!

  • Анонимно
    5.10.2019 08:16

    Педагогика в России остается тоталитарной и подгоняется под общие стандарты примерно так же, как это происходит в экономике, где идет монополизация всего и где уничтожается мелкая предпринимательская деятельность. В 80-е и 90-е шло бурное развитие вариативного образования. Это было то время, когда государству не было никакого дела ни до чего, когда шла борьба за власть-развивались, как ни странно, в нашей стране (в это короткое время свободного передыха) различные течения в образовании: методики, школы, учения.
    До образования не было никакого дела до тех пор, пока «на верху» не решили уничтожить всякое инакомыслие, подогнав всех под единый стандарт, где все в «свободной» стране должны были мыслить одинаково, а значит не мыслить никак. Это являло собой черту характерную для диктаторских государств, в которую превращалась «новая Россия».
    Внедряемая повсеместно система ЕГЭ, которую отвергли 80% учителей уничтожает в учениках способность к самостоятельному мышлению: метода, которой заключается в «натаскивании» ученика и тотальной зубрежке, что в свое время отвергали ведущие прогрессивные педагоги еще в начале 20-го века в том числе Ушинский.
    Дети пришедшие в сегодняшнюю школу испытывают сильнейший стресс-чему способствуют и сами учителя имеющие авторитарное мышление: заточенные подавлять и подчинять. Поэтому дети инстинктивно сопротивляются педагогам и это «противостояние» проходит на протяжении всех 11 лет обучения. А кроме того: ученики физически не развиваются в силу преобладания в школах сидения «на пятой точке» … поэтому и здоровых учеников к выпускному году остается крайне мало.
    11лет учебы -это большой «срок» и стандартизация и унифицированный подход превращают эти 11 лет в пустую трату времени.
    Ведь были школы, где было продумано все, где ученики обучались самостоятельности и готовились к реальной жизни например в Краснодарском крае(Школа Михаила Петровича Щетинина — экспериментальная общеобразовательная школа в посёлке Текос Краснодарского края, созданная под руководством педагога-новатора, академика Российской академии образования М. П. Щетинина. В её нынешнем виде школа существует с 1994 года. Является ассоциированной школой ЮНЕСКО)
    К сожалению, таких школ остается единицы-сегодня все формализуется, где учителя делают вид, что учат, а ученики, что учатся…
    Дети придя в школу должны получать не стресс, а реально обучение-учиться жить. Придя в школу у ребенка в первую очередь должен появиться интерес, а не страх. И где бы он должен бы не прятаться, а наоборот развивать свои заложенные возможности, свое Я и стать личностью.
    Сами же учителя невольно становятся проводниками идей режима...Но учитель может быть и выразителем своих идей (таких как правило-система выдавливает из своих рядов-яркий пример с Фарбером), а это трудно-это значит быть белой вороной: а образовательная система у нас надзорно-полицейская: все делается по инструкциям «свыше», которыми, кстати, учителя у нас завалены выше крыши и заниматься с детьми у них не остается времени: по словам некоторых преподавателей" дети в школах мешают нам проводить отчеты"
    ...А по сути учителя у нас давно уже "служанки" местных администраций превращены в "мунгосов"(муниципальные гослужащие-низшего звена опущенные ниже плинтуса)их не уважают ни ученики...ни родители...
    У самих учителей нет никаких прав и рычагов для воздействия...нет НИКАКОЙ организации (даже своих независимых профсоюзов)где они бы могли защитить свои права...хотя в нормальных странах демократии-десятки организаций,где можно решать любые возникшие проблемы и не держать их "в избе из которого нельзя выносить мусор";

    А в школах что творится: там, к сведению, за директорами школ тоже негласный контроль: если учителей набирает директор, то вот завучей чиновники от РУО И ГУО-назначают и утверждают "своих", которые как правило "стучат" на "неправильных директоров"...которые тоже не самостоятельны и которых по законам могут снять, без каких либо предъявления причин и назначить «нового», но покладистого и угодного властям (у нас до сих пор не принято выбирать руководителей)

    Так называемый, принцип «бухгалтерского учета»: экономия за счет сужения финансирования образования и перехода на платное обучение (которое уже стало де фактом) означает, что охват образования в стране сужается в геометрической прогрессии (с учетом уничтожения и массовой гибели сельских школ).
    А те, кто не тратятся на обучение-будут тратиться на тюрьмы-что намного дороже:
    Подсчитано, что на одного первоклассника в Москве тратится в среднем в год-50 тыс.
    А на заключенного -350 тыс. (данные на 2009)
    И заключенных в нашей стране становиться с каждым годом все больше…
    Наша система образования на прямую завязана с политической системой страны и если ее не сменить сегодня, то это будет означать крах государства завтра.
    Просвещение, образование, культура-это опора для развития всего общества и государства в целом. Но нынешний режим размывает и уничтожает эту опору.«Наши» сейчас добивают то, что создавалось десятилетиями. Раньше была конкретная цель: воспитать морально нравственную и культурную личность, борца за идею. А теперь вообще никаких идей нет. Нет целей. Все пущено на самотек.
    Это рождает законный вопрос: кто те люди, которые сегодня управляют страной? Почему они не хотят видеть в стране образованных граждан? Почему им нужна огромная безликая масса рабов? Может, они хотят построить гигантскую пирамиду или новую Вавилонскую башню и оставить о себе память потомкам?
    Неужели нашим правителям приятно быть посредниками в своей стране (в своей ли?) и как вахтовику открывать или закрывать арматуру на нефтепроводе? И ради всего этого превращать свой народ в дикарей, а страну в большую выгребную яму?
    Так с каким праздником можно сегодня поздравить учителей,что им пожелать?Наверное с тем ,чтобы выжить в этих нечеловеческих условиях...и надеется на свои силы и адекватных людей,которые смогут ПОНЯТЬ, поддержать их в трудную минуту в трудной стране в это очень не простое и сложное время.

  • Анонимно
    5.10.2019 12:34

    33 Гимназия сплошная показуха. Ушли бы , да не куда.Да и по прописке мы к ней относимся. Плюс только что школа новая. Их сингапурская система обучения - для показа начальству- расставят парты попарно по две штуке ,парта к парте- все мы работает по группам как в Сингапуре. Все платное . ЕГЭ школа сдает плохо - нет ее в лучших 100 по среднему баллу по Казани.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль