Рейтинги 
21.10.2019

Хозяева большой дороги: who is who в дорожном строительстве Татарстана

Куда уходят миллиарды, кто борется с «асфальтобетонной мафией» и почему большие мосты в РТ строят варяги

Послесловием к отпразднованному вчера Дню работников дорожного хозяйства мы публикуем первую табель о рангах дорожно-строительной отрасли РТ. На это направление выделяются гигантские деньги. Кто и под чьим контролем их осваивает? Действительно ли незыблемы позиции признанных корифеев или уже нарождаются те, кто готов их потеснить? С кого, в конце концов, спрашивать за ямы и ухабы? Об этом — в новом рейтинге «БИЗНЕС Online».

Кто главные фигуры в дорожном строительстве  республики? Публикуем первую табель о рангах в этой отрасли Кто главные фигуры в дорожном строительстве республики? Публикуем первую табель о рангах в этой отрасли Фото: «БИЗНЕС Online»

О ЧЕМ ЭТОТ РЕЙТИНГ

В череде отраслевых рейтингов «БИЗНЕС Online» добрался до дорожно-строительной отрасли Татарстана. Казалось бы, говорить о ней довольно просто — все на виду. Но одновременно это весьма закрытая сфера — большие (и очень большие) деньги, как известно, требуют тишины. Да еще, будто нарочно пытаясь запутать наблюдателя, подрядчики-строители то и дело меняют названия, бесконечно тасуя все эти «тат», «строй» и «доры». По сайтам компаний зачастую невозможно понять элементарного — кто ими руководит.

Впрочем, информация о крупных организациях, как бы они этого ни избегали, все равно просачивается, а вот что представляют собой их коллеги поменьше, зачастую загадка…

Действительно ли Татарстан так силен в дорожном строительстве, как об этом говорят? Реально ли дорожники конкурируют друг с другом или конкурсы проводятся только для галочки и все давно поделено? Кто главные фигуры отрасли в республике? С этими вопросами мы обратились к участникам процесса, ветеранам дорстроя и сторонним наблюдателям, которые стали нашими экспертами, традиционно участвующими в составлении рейтинга на условиях анонимности.

Первое место наши эксперты единодушно отдали министру транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленару Сафину, занимающему свой пост почти 10 летФото: «БИЗНЕС Online»

«И ЧТО ЖЕ, ЧТО ОН ЮРИСТ?»

Первое место наши эксперты единодушно отдали министру транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленару Сафину. Отметим, что он занимает этот пост почти 10 лет (юбилей будет в апреле 2020-го). Солидный опыт уже заставил забыть о его «происхождении» (по образованию министр — юрист и финансист). «Поначалу, конечно, Сафина не считали своим, — рассказал „БИЗНЕС Online“ один из ветеранов отрасли, — но потом он показал, что нормальный финансист, наладил отношения с Москвой. И хотя Татарстан с самого начала, то есть еще до Сафина, был лидером по дорогам, при нем мы стали масштабно применять передовые технологии: полимеры, новую химию, продвинутое дробление щебня, улучшение свойств битума».

«И что же, что он юрист? — отмечает другой эксперт. — Стало хуже с дорогами? Нет. Человек получил одну профессию, потом стал разбираться в другой, да въехал так, что становится все лучше и лучше. Плохо, когда ты учился на кого-то, работаешь, а не получается. Он достойно разбирается во всем и составит конкуренцию любому коренному дорожнику». Тут, конечно, вспоминается знаменитое выражение «стерлось просто», сказанное министром о причинах образования колеи на казанских дорогах, но зато как искренне…

Что Сафину ставят в плюс? Качество дорог, которое отмечают все, кто приезжает в Татарстан. Умелое позиционирование республики на федеральном уровне («Смог выстроить отношения с федеральным министерством, поэтому к нам уважительно относятся», — говорит один из экспертов.) Поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ («Редко какое дорожное министерство в регионах может похвастаться наличием хотя бы небольших НИОКР, а у нас ежегодно на 10–15 участках внедряются современные разработки»). К примеру, Татарстан первым перешел на упрощенные конструкции сельских дорог — «щебеночные». «Только после этого появился федеральный нормативный документ на переходные типы покрытий, — указывает другой наш собеседник. — То есть мы придумали, как сделать качественные дороги для сел, не привлекая при этом большие бюджетные средства». Ликвидацию недоремонта («Он был у нас долгое время»). Но главное — способность заводить в РТ большие федеральные программы («Мы получаем большой объем федерального финансирования на наши дороги»). К примеру, один из экспертов указал, что по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» многие субъекты оказались просто неспособными на масштабные дела — нет нормальных проектировщиков и строителей, а Татарстан только в 2019 году взялся освоить 2,7 млрд рублей.

Среди главных заказчиков дорожных работ — ГКУ «Главтатдортранс» под руководством  Эдуарда Данилова (справа) Среди главных заказчиков дорожных работ — ГКУ «Главтатдортранс» под руководством  Эдуарда Данилова (справа) Фото: «БИЗНЕС Online»

Как освоить 221 млрд рублей и насколько прозрачны тендеры

Продолжая чиновничью тему, отметим главных заказчиков дорожных работ — директора ГКУ «Главтатдортранс» Эдуарда Данилова (7) и начальника ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Илдара Мингазова (9).

Здесь два основных вопроса. Первый: кто из них главнее? С одной стороны, многое зависит от представителя федерального центра Мингазова, к тому же, как отметили эксперты, федералы больше занимаются именно строительством, а Татарстан — содержанием дорог. С другой стороны, региональный заказчик ближе к жизни республики. «„Волго-Вятке“ все же проще, — утверждает один из экспертов, — у нее конкретный план, и она по нему идет, а вот чтобы в регион затащить деньги, надо хорошо сделать предыдущие работы, за качество же спросят как раз с „Главтатдортранса“. К тому же федеральных трасс в Татарстане 1 тысяча километров, а региональных — 10 тысяч плюс 20 тысяч — муниципальных дорог. Так что своя рубашка ближе к телу».

Чтобы представлять объемы: по данным сервиса «Контур.Фокус», за все время существования системы госзакупок «Главтатдортранс» заказал работ на 221 млрд рублей.

Илдар Мингазов представляет федеральный центр в сфере заказов для дорожников — ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Илдар Мингазов представляет федеральный центр в сфере заказов для дорожников — ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Фото: «БИЗНЕС Online»

Здесь надо подчеркнуть, что с «Главтатдортрансом» в тесной связке работает комитет внешнего благоустройства мэрии Казани, который возглавляет Игорь Куляжев (8). Сразу отметим, что по тому же нацпроекту на дороги Казанской агломерации в 2019 году выделено 1,35 млрд рублей из федерального бюджета и 1 млрд — из республиканского.

Второй вопрос — о прозрачности конкурсных процедур, то есть могут ли главы трех вышеупомянутых ведомств влиять на результаты тендеров. Ведь, как не раз отмечалось, на главных направлениях дорожно-строительных работ РТ сложились своего рода тандемы, члены которых постоянно участвуют в торгах напарников, обеспечивая формальную конкуренцию. Да и объемы работ распределяются в более-менее заданных пропорциях.

С «Главтатдортрансом» в тесной связке работает Комитет внешнего благоустройства мэрии Казани, который возглавляет Игорь Куляжев В тесной связке с «Главтатдортрансом» работает комитет внешнего благоустройства мэрии Казани, который возглавляет Игорь Куляжев Фото: «БИЗНЕС Online»

«Как что-то может зависеть от предпочтений заказчика, если в торгах волен участвовать любой? — развеивает наши сомнения один из экспертов. — Наверное, надо говорить о том, что не любой способен выполнить заказ. А с 1 июля вступили в силу изменения в 44-ФЗ, диктующие жесткие требования к квалификации участника. Условно, пока у него не будет опыта в установке 10 окон, он не сможет выиграть подряд на один этаж; пока не сделает 10 этажей, не сможет получить подряд на дом — и далее по возрастающей». Другой специалист, соглашаясь с тем, что к прозрачности конкурсов есть вопросы, указывает, что многие из них предопределены естественным образом: «К примеру, проводят конкурс на содержание, а в этом главный спец — „Татавтодор“: реально с ним никто сравниться не может. К тому же выставляют большие участки, за которые мелкая компания просто не возьмется. Очень важна логистика — не всякий способен пойти в конкретные районы: даже элементарно отбуксировать укладчик или фрезу — сумасшедшие деньги. А вот у того же „Татавтодора“ кругом базы. Словом, влиять заказчики не имеют права, но внутренние пожелания у них, конечно, есть».

Гендиректор «Татавтодора» Айрат Шаймиев, занявший второе место в нашем рейтинге, «действует глобально» — тут и серьезный подход к созданию баз, и запуск асфальто-бетонных заводов, и общий технический уровень предприятия Гендиректор «Татавтодора» Айрат Шаймиев, занявший второе место в нашем рейтинге, «действует глобально» — тут и серьезный подход к созданию баз, и запуск асфальтобетонных заводов, и общий технический уровень предприятия Фото: president.tatarstan.ru

КОРИФЕИ АСФАЛЬТА

«Он просто директор и работает на основе государственного заказа», — утверждают эксперты, говоря о генеральном директоре АО «Татавтодор» (контролируется МЗИО РТ), сыне экс-президента РТ, совладельце ТАИФа и учредителе нескольких малых нефтяных компаний Айрате Шаймиеве (второй номер в нашем рейтинге). Соглашаясь, что фамилия тут, конечно, имеет значение, наши собеседники указывают, что сотрудники шаймиевской компании «и так молодцы», к примеру, первыми пошли на техническое перевооружение. Отмечают, что гендиректор «Татавтодора» «действует глобально» — тут и серьезный подход к созданию баз, и запуск асфальтобетонных заводов, и общий технический уровень предприятия. «Они не просто работают, но создают структуру», — подчеркивают эксперты, которые предлагают обратить особое внимание на то, что «Татавтодор» активнее всех трудится по региональным дорогам (имеется в виду ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020-го»). Также в плюс Шаймиеву ставят серьезный подход к подготовке кадров: «У них договор с КГАСУ — и это не формальность. Причем инициатором была сама компания, у которой скопилось много претензий к качеству подготовки выпускников вуза, лет 7 назад буквально пришли и сказали: „Вы кого выпускаете? Нам в отрасли такие не нужны“». Отметим, что этой темой в компании заведует бывший глава минтранса РТ Ильдус Фасхутдинов. За свою историю «Татавтодор» «намолотил» заказов на 82 млрд рублей.

Выламывающейся из любых рейтингов называют фигуру главы СМП «Нефтегаз» и, соответственно, его дорожного подразделения — АО «Автострада» (генеральный директор — Александр Ванюшев) — Фоата Комарова (3). Если подавляющее большинство подрядчиков верно воспринимать как осваивателей государственных денег, Комаров видится иначе: в отрасли говорят, что ему свойствен «глобализм в части некоей виртуальной идеи», которую упорно отстаивает. «Он ведь свои деньги вкладывает, уже чуть ли не к 30 миллиардам подходит — уникальный случай, — констатирует один из экспертов. — Дороги не дают быстрого возврата денег, и вкладывать в них почти невероятно для России».

Выламывающейся из любых рейтингов называют фигуру главы СМП «Нефтегаз» и, соответственно, его дорожного подразделения — АО «Автострада» Фоата Комарова, замыкающего тройку лидеров Выламывающейся из любых рейтингов называют фигуру главы СМП «Нефтегаз» и, соответственно, его дорожного подразделения — АО «Автострада» — Фоата Комарова, замыкающего тройку лидеров Фото: «БИЗНЕС Online»

Речь идет о строительстве части коридора между Западной Европой и Китаем — 300-километровом участке дороги Шали — Бавлы (перемычка между федеральными трассами М7 и М5), который «Автострада» делает в инициативном порядке. Комаров вложил в дело 23 млрд рублей, еще 1,3 млрд выделил Татарстан. На завершение дороги требуется примерно 50 млрд рублей. «Работаем исходя из своих возможностей: есть рубль — вкладываем, есть три — вкладываем», — философски относится к процессу бизнесмен. Отметим, что, в отличие от подавляющего большинства своих коллег-дорожников, Комаров не избегает журналистов и регулярно комментирует те или иные дорожно-строительные новости.

Делами ОАО «Алексеевскдорстрой» (генеральный директор — Марат Саттаров), по нашим данным, заправляет председатель совета директоров компании и депутат Госсовета РТ Фоат Валиев (4). Организация регулярно получает солидные подряды типа ремонта Оренбургского тракта и улицы Павлюхина, 16-километрового участка автомобильной дороги Р239 Казань — Оренбург — Акбулак — граница с Казахстаном. Говорят, что Валиев открыт новым веяниям и побуждает к тому же своих сотрудников, например, чуть ли не заставляет их идти в аспирантуру — чтобы не были простыми исполнителями. «Алексеевскдорстрой» получил подрядов на 40 млрд рублей.

Делами ОАО «Алексеевскдорстрой»заправляет председатель совета директоров компании Фоат Валиев (слева) — 4 место. Продолжает династию дорожников генеральный директор ООО «Мостовик» Рустем Валиев (справа), занявший 25 место. Делами ОАО «Алексеевскдорстрой» заправляет председатель совета директоров компании Фоат Валиев (слева) — 4-е место. Продолжает династию дорожников гендиректор ООО «Мостовик» Рустем Валиев (справа), занявший 25-ю строчку
Фото: mindortrans.tatarstan.ru

ОАО «Каздорстрой» (гендиректор — Ильдар Яруллин, 5-е место) известно прежде всего как главный строитель и ремонтник татарстанского участка трассы М7. Вот и сейчас часть данной дороги (в сторону Чувашии) будет реконструировать эта фирма. Подписанный в минувшем июне контракт на реконструкцию участка в 17,2 км от Чебоксар принесет ей до 2022 года 4,853 млрд рублей. Общий объем подрядов компании — 36 миллиардов.

Из недавнего стоит отметить контракты в преддверии Кубка конфедераций: тогда «Каздорстрой» получил больше, чем кто-либо другой, — 870 млн рублей. В частности, он отвечал за обновление казанских улиц Вишневского, Карла Маркса, Право-Булачной, Лево-Булачной, проспекта Ямашева — всего более 31 км дорог. Кроме того, «Каздорстрой» — один из главных борцов с колеей, к примеру, в 2017 году компания получила на ее ликвидацию на Большом казанском кольце (БКК), проспекте Победы, Ямашева и улице Академика Арбузова 390 млн рублей. 

ОАО «Каздорстрой» (гендиректор — Ильдар Яруллин — 5 место) известен, прежде всего, как главный строитель и ремонтник татарстанского участка трассы М7 ОАО «Каздорстрой» (гендиректор — Ильдар Яруллин, 5-е место) известно прежде всего как главный строитель и ремонтник татарстанского участка трассы М7 Фото: mindortrans.tatarstan.ru

Еще одним автодорожным монстром — ООО «Татнефтедор» (подряды на 30,5 млрд рублей) — рулит гендиректор Рустем Гарифуллин (6), за спиной которого стоит «ТаграС-Холдинг», контролируемый экс-гендиректором «Татнефти» Шафагатом Тахаутдиновым. «Оборот у них большой, и, если посмотреть госзакупки, они много выигрывают. По сути, „Татнефтедор“ — это то же самое, что „Татдорстрой“, но только на юго-востоке республики», — констатируют наши источники.

Естественно, ничто строительное не может пройти мимо ПСО «Казань» во главе с Равилем Зиганшиным (11) Дорожно-строительные аппетиты ПСО расцвели во время подготовки к Универсиаде-2013. Тогда компания стала генподрядчиком при возведении транспортных развязок Амирхана — Ямашева, Амирхана — Чистопольская, Аметьевская магистраль — Даурская, Эсперанто — Тихомирнова, Танковое кольцо и Оренбургский тракт — Фермское шоссе. Но с  тех пор дорожные усилия Зиганшина, кажется, сконцентрировались вокруг его «вотчины» на Свияжских холмах. Так, в 2014 году он стал строителем 2-километровой дороги до Иннополиса стоимостью 993 млн рублей, а в 2018-м ПСО приступило к реконструкции за 4 млрд 10-километрового участка автодороги М7 там же.

Ничто строительное не может пройти мимо ПСО «Казань» во главе с Равилем Зиганшиным (справа). В 2018-м ПСО приступило к реконструкции за 4 млрд 10-километрового участка автодороги М7 Ничто строительное не может пройти мимо ПСО «Казань» во главе с Равилем Зиганшиным (справа). В 2018-м ПСО приступило к реконструкции за 4 млрд 10-километрового участка автодороги М7 Фото: «БИЗНЕС Online»

Еще один мастодонт — ООО «Волгадорстрой», которым руководит и владеет (совместно с Олегом Ивановым) Айрат Минуллин (13). Причем один «Волгадорстрой» с указанными владельцами зарегистрирован в селе Большие Метески, второй — с ними же — в Казани. Последний специализируется на заказах в столице РТ. Так, накануне Кубка конфедераций компания получила 540 млн рублей на ремонт участков Горьковского шоссе, улиц Декабристов, Восстания, а также БКК. А перед водным мундиалем «Волгадорстрой» за 500 млн рублей подрядился отремонтировать 435 тыс. кв. м казанских дорог. Обе инкарнации «Волгадора» замечены в столь горячо любимом казанцами ямочном ремонте.

Поговаривают, что компания пользуется негласной поддержкой минтранса РТ, но и сами совладельцы — парни не промах. «За последнее время они накачали мускулы, — констатирует один из экспертов. — Буквально за три-четыре года поднялись, очень хорошо оснастились и стали создавать конкуренцию „Каздорстрою“ и „Алексеевскдорстрою“, причем отлично пригревают грамотные кадры, перетекающие из других компаний». Объем подрядов «Волгадорстроя» — 8,3 млрд рублей.

КУМИРЫ БЫЛЫХ ВРЕМЕН И ВОСХОДЯЩИЕ ЗВЕЗДЫ

Восходящей отраслевой звездой называют СК «Волга-Автодор» (подрядов на 2,6 млрд рублей). Гендиректор компании — Василий Фирсов (17), но утверждают, что политику там вершат Иван и Станислав Шевыревы. «Не так давно начали, но очень мощно идут вперед, — говорит эксперт. — Они по всей Казани занимаются капремонтом, к примеру, большой объем был перед WorldSkills. Насколько можно понять, их поддерживает мэрия, которая, впрочем, сразу жестко поставила условие: нужно качество. Поэтому компания не пожалела денег, хорошо вложилась в производственную базу и работает на современном уровне».

АО «Трест «Камдорстрой», пожалуй, может считаться главным дорожным подрядчиком из РТ, вышедшим на федеральный уровень, хотя, в основном, благодаря своей аэродромной составляющей АО «Трест Камдорстрой», пожалуй, может считаться главным дорожным подрядчиком из РТ, вышедшим на федеральный уровень, хотя в основном благодаря своей аэродромной составляющей Фото: mindortrans.tatarstan.ru

Главный дорожный строитель Закамья АО «Трест „Камдорстрой“» (управляющий директор — Александр Коровин) некогда считался вотчиной экс-министра транспорта РТ Владимира Швецова (34), но, как утверждают наши источники, сегодня в организации заправляет ее бывший генеральный директор и сподвижник Швецова Евгений Шишканов (18). Компания, пожалуй, может считаться главным дорожным подрядчиком из РТ, вышедшим на федеральный уровень, хотя в основном и благодаря своей аэродромной составляющей. Большой масштаб носят и скандалы, сопровождающие деятельность фирмы. Так, в 2018 году ее называли одной из участниц картельного сговора при получении госконтрактов на 25 млрд рублей на реконструкцию или строительство крупных аэропортов, а прежнего директора обвиняли в махинациях с налогами на 82,5 млн рублей и хищении 206 млн на возведении аэропорта «Казань». «Челнинцы несколько сдали свои позиции — скандалы и все такое, — говорит источник, — да и роль личности важна, а Шишканов в последнее время не проявляет былой активности». Считается, что трест — главный в республике специалист по дорогам с цементобетонным покрытием, такой специализированной техники здесь нет больше ни у кого. Объем подрядов «Камдорстроя» — 28,7 млрд рублей.

Отдельно надо сказать о Швецове — знаковой фигуре для строительной отрасли РТ, которая благодаря заделам прошлого, по всей видимости, сохраняет влияние и сегодня. В «Камдорстрое» он прошел путь от мастера (1977) до генерального директора (1993). В 1995 году энергичного руководителя пригласили на должность вице-премьера и председателя госкомитета РТ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В 2001-м его назначили главой минтранса. После отставки в 2007–2011 годах Швецов был главой межрегиональной дирекции по дорожному строительству в Дальневосточном федеральном округе. Потом руководитель департамента городского строительства Москвы Марат Хуснуллин предложил ему должность заместителя, на которой тот проработал до мая 2015 года. Следующая должность — первый заместитель гендиректора холдинга «Волгомост». Там он курировал строительные объекты Крыма, когда в марте 2016-го Владимиру Путину доложили, что «Волгомост» срывает срок строительства трассы Керчь — Симферополь. Впрочем, к тому времени это была лишь одна из больших проблем компании.

Владимир Швецов — знаковая фигура для строительной отрасли РТ, которая, благодаря заделам прошлого, по всей видимости, сохраняет влияние и сегодня Владимир Швецов — знаковая фигура для строительной отрасли РТ, которая благодаря заделам прошлого сохраняет влияние и сегодня Фото: «БИЗНЕС Online»

Потом неприятности добрались и непосредственно до Швецова. Его подозревали в причастности к мошенничеству на 60 млн рублей с залоговым имуществом ПАО «ПАК». В начале 2018 года дошло до задержания, но в декабре следком по РТ постановил прекратить преследование предпринимателя.

В Закамье также выделим МУП «Предприятие автомобильных дорог» (подрядов на 4,5 млрд рублей), которым руководит Фарид Салахов (24).

Час славы ООО «Волга-Автодор», которым руководит Ильдар Фахрутдинов (30), пришелся на это лето, когда в СМИ развернулась дискуссия о необходимости установки оград вдоль казанских дорог. Именно «Волга-Автодор» получил знаковый заказ ценой 620 млн рублей на ремонт 3,5 км самой убитой улицы столицы РТ — Магистральной. Всего на 746 мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в местах концентрации ДТП в Казани (установка дорожных знаков и ограждений, устройство лежачих полицейских) компании в 2018 году было выделено 57 млн рублей. Учредителем организации, получившей в целом дорожных подрядов на 1,6 млрд рублей, с 22 января 2018-го выступает Андрей Черкасин.

И завершим наш обзор дорожников-строителей буинским ЗАО «Вираж» с объемом подрядов на 2,7 миллиарда. Некогда эта компания — выходец из советского еще «Татавтодора» — славилась незаурядной для провинциального предприятия дорожно-строительной активностью и множеством разнопрофильных дочерних фирм. Ныне она сбавила обороты, но, что интересно, судя по открытым базам данных, сегодня ее гендиректором вновь значится Рашит Шайхутдинов (31) — он возглавлял это предприятие в 1991–1996 годах, а потом, до 2010-го, был гендиректором «Татспиртпрома». 

«Хотя сейчас больших заказов нет, у нас больше тысячи мостов и занимающиеся ими середнячки очень квалифицированы», - отмечают эксперты «Хотя сейчас больших заказов нет, у нас больше тысячи мостов и занимающиеся ими середнячки очень квалифицированы», — отмечают эксперты Фото: mindortrans.tatarstan.ru

С МОСТАМИ ВСЁ?

Эксперты говорят, что на нет свело свою деятельность в Татарстане ООО «Мостоотряд №3», которым руководит Антон Гурьянов (33). И дело не только в том, что компания оказалась в сложном финансовом положении и отдана новым собственникам. Организация с подачи НУР-1 Маннафа Сагдиева, у которого являлась субподрядчиком, пришла в Казань из Саратова; она была включена в группу «СОК» Юрия Качмазова, которую связывали с криминальными войнами вокруг АвтоВАЗа. «Здесь они строили мосты через Волгу, Казанку, Вятку, а потом масштабных заказов не стало — и все свернулось», — объясняет один из наших собеседников. Да, именно «Мостоотряд №3» возводил «Миллениум», мостовой переход в Сорочьих Горах, развязки на Эсперанто — Тихомирнова, проспекте Победы — Академика Сахарова, сооружения для интермодальных перевозок, реконструировал мост на Ленинской дамбе. «Это были самые мощные местные мостовики, а сейчас только ряд небольших контор, которые не занимаются крупными проектами, — с долей ностальгии отмечают эксперты. — Однако, хотя больших заказов нет, у нас больше тысячи мостов и занимающиеся ими середнячки очень квалифицированы».

ООО «Мосты РТ», которым руководит генеральный директор Ринат Мухьянов (19), возводило большие путепроводы в Зеленодольске и Заинске, а сегодня компания — генподрядчик по строительству БКК. Учитывая, что в первой части это в основном возведение транспортной развязки и собственно дороги там очень мало, роль «Мостов РТ» в деле весьма велика. «Там очень сильные ребята», — утверждают эксперты. Подряды компании — 5,1 млрд рублей.

Генеральный директор ООО «Мостовик» (подрядов на 1,9 млрд) — Рустем Валиев (25), сын босса «Алексеевскдорстроя». Большими проектами компания пока не отметилась. В ее активе реконструкция моста через Актай на автодороге Алексеевское — Высокий Колок, капремонт моста через Бездну в Никольском Спасского района РТ. Также предприятие занимается подъездными дорогами к фермам и нанесением дорожной разметки.

Содержанием и ремонтом искусственных сооружений занимается казанское МУП «Городские мосты» под руководством Станислава Сорокина (26). Предприятие получило подрядов на 3,1 млрд рублей.

Серьезно заявляет себя ООО «А.Элит-групп» (подряды — 1 млрд), которым руководит генеральный директор и один из владельцев Дамир Газизов (28). Оно специализируется на работах по строительству, ремонту и содержанию искусственных сооружений на автомобильных дорогах. «Почти все мосты на наших федеральных дорогах они реконструируют», — отметил один из наших собеседников.

Большими же делами вновь, как когда-то, займутся варяги. К примеру, минувшим летом стало известно, что новый мост через Свиягу построит «Мостотрест» Аркадия Ротенберга, возводивший Крымский мост. Соответствующий контракт стоит 4,7 млрд рублей.

Если говорить о тех, кто сам не строит, но проектирует и готовит кадры, то КГАСУ остается главным поставщиком специалистов во все дорожные компании и основным вузом Поволжья по дорожной науке Если говорить о тех, кто сам не строит, но проектирует и готовит кадры, то КГАСУ остается главным поставщиком специалистов во все дорожные компании и основным вузом Поволжья по дорожной науке Фото: minstroy.tatarstan.ru

АРИСТОКРАТЫ ДОРОГ

Теперь о тех, кто сам не строит, но думает, проектирует, готовит кадры. Отметим директора Института транспортных сооружений КГАСУ Алексея Фомина, а также завкафедрой «Автомобильные дороги, мосты и тоннели» Евгения Вдовина. Его как одного из главных создателей института, руководившего им до 2018 года, а ныне проректора вуза, мы и помещаем в наш топ на высокое 12-е место, ведь университет под руководством ректора Рашита Низамова не только поставляет кадры во все дорожные компании Татарстана, но и остается основным вузом Поволжья по дорожной науке. «Дорожники КГАСУ точно на голову выше коллег из соседних регионов», — утверждают эксперты.

И еще о КГАСУ. Мы включили в наш рейтинг завкафедрой «Технологии строительных материалов, изделий и конструкций» Вадима Хозина (29). Он известен, во-первых, как грамотный внедренец (например, модификация дорожных битумов каучуками и смесевыми термоэластопластами, применение полимеркомпозитной арматуры). Во-вторых, как пропагандист цементобетонных дорог, заявленный эксперимент по которым в Татарстане почему-то так и не состоялся. В-третьих, Вадим Григорьевич не боится прямо высказывать свое мнение. Чего стоят, к примеру, его обличения «асфальтобетонной мафии», которой невыгодно появление особо прочных материалов для строительства дорог.

14-е место — за генеральным директором ГУП «Татинвестгражданпроект» Аделем Хуснутдиновым, хотя часть экспертов резонно усомнились, стоит ли вообще включать руководителя ТИГП в специализированный дорожный топ, ведь в текущих профильных проектах он не занят. Но другие наши собеседники не менее обоснованно указали, что, во-первых, институт занимается генпланами, а это автоматически означает создание дорожной сети. Во-вторых, ТИГП проектировал ряд ключевых казанских развязок, таких как Танковое кольцо, Ленинская дамба, Эсперанто и Аметьево. А в-третьих, как указали наши источники, по сути, доминионом ТИГП можно считать одного из двух главных дорожных проектировщиков — АО «Институт „Татдорпроект“», которое возглавляет Елена Пановская (15).

14-е место — за генеральным директором ГУП «Татинвестгражданпроект» Аделем Хуснутдиновым, хотя часть экспертов резонно усомнились, стоит ли вообще включать руководителя ТИГП в специализированный дорожный топФото: «БИЗНЕС Online»

Среди достижений «Татдорпроекта» — разработка проектной документации для ряда транспортных объектов Универсиады, проектирование участков автомагистрали Алексеевское — Альметьевск, М7, дорог музея-заповедника «Остров-град Свияжск» и т. д. На сегодня самый громкий проект института — первая очередь БКК, вторую будет проектировать тоже он.

У главного конкурента «Татдорпроекта» — АО «Транспроект», которым руководит генеральный директор Андрей Григорьев (16), — больше работ федерального уровня, к примеру, последняя компания проектировала участки М5, М7, А360 «Лена». Она же разрабатывает многоуровневую развязку в Набережных Челнах, в районе Сармановского тракта. За этим коллективом и дорога Шали — Сорочьи горы. И надо отметить, что институт в свое время отпочковался от еще одного проектировочного мастодонта РТ — АО «Казанский Гипронииавиапром» Бориса Тихомирова (23), который значится владельцем 51% акций «Транспроекта», и еще 14% — у КазГАПа. «У Бориса Ивановича некогда были очень сильные спецы по дорогам, а сейчас из транспортного остались в основном аэропорты и аэродромы, — напоминает один из экспертов, — но там все же есть серьезные специалисты, которые, если что, почти любую дорогу могут элементарно запроектировать».

Также эксперты отметили своеобразное родство двух главных татарстанских дорожных проектировщиков: «В принципе, „Татдорпроект“ и „Транспроект“ — это одна команда. До Пановской был Максим Миронов, у него своя команда. Когда стала руководить Елена Сергеевна, команда ушла в „Транспроект“».

Также отметим генерального директора ООО «Институт АгроТрансПроект» Рашита Хабибуллина (20) и гендиректора ООО «Спецдорпроект» Елену Тарасову (21). В ведении обоих в основном региональные дороги.

Да, сложилось так, что у проектировщиков как подчиненная роль по отношению к осваивающим огромные деньги строителям — проектно-изыскательные работы в смете возведения дороги занимают 10–15%. С другой стороны, все начинается именно с проектировщика.

Крупнейшая в РТ компания по разметке дорог и установке дорожных элементов — ООО «Гром» под руководством Вазиха Мухамадуллина (32 место) Крупнейшая в РТ компания по разметке дорог и установке дорожных элементов — ООО «Гром» под руководством Вазиха Мухамадуллина (32-е место) Фото: «БИЗНЕС Online»

КТО В ОТВЕТЕ ЗА ДОРОЖНЫЙ «МАКИЯЖ»

Освещением дорог (в основном общего пользования в районах РТ) занимается гендиректор и владелец СО «Тозелеш» Артур Гимадиев (27). «Они уже к федеральному уровню подошли», — говорит один из экспертов. Кроме того, компания ответственна за горизонтальную разметку как минимум на 618 пешеходных казанских переходах. Общий объем подрядов — 3,7 млрд рублей.

Крупнейшая в РТ компания по разметке дорог и установке дорожных элементов — ООО «Гром» (расшифровывается как «горизонтальная разметка, оборудование и материалы»), владеет ею гендиректор Вазих Мухамадуллин (32). Он бывший директор ГУП «Казаньгостранссигнал» — наследника филиала ГОСМЭП «Татгостранссигнал», который под крылом ГАИ занимался разметкой и светофорами в республике еще с 1970-х годов. Подрядов у компании на 471 млн рублей.

Отметился на дорожно-строительном поприще и депутат Госсовета РТ, председатель татарстанского регионального отделения общероссийской организации «Деловая Россия» Артур Абдулазянов (35). Он владеет производственным объединением «Зарница» (гендиректор — Оксана Пятинина). Известность в федеральном масштабе получил казанский перекресток Декабристов — Хакима, где установлена светящаяся разметка от «Зарницы». Точнее, это только видимая часть наворотов. Вообще же там расположен целый комплекс: напольный светофор, светодиодные дорожные индикаторы, табло измерения скорости, дублирующая светофор светодиодной RGB лента, звуковое оповещение пешеходов, лазерная стоп-линия. В 2008 году президент РТ Рустам Минниханов наградил Абдулазянова медалью РТ «За доблестный труд», в том числе за большой вклад в обеспечение безопасности дорожного движения.

Деятельность по «обстановке» дорог плотно связана с работой ГБУ «Безопасность дорожного движения», которым руководит директор Рифкат Минниханов, замыкающий первую десятку рейтинга Деятельность по «обстановке» дорог плотно связана с работой ГБУ «Безопасность дорожного движения», которым руководит директор Рифкат Минниханов, замыкающий первую десятку рейтинга Фото: «БИЗНЕС Online»

Вся эта деятельность по «обстановке» дорог плотно связана с работой ГБУ «Безопасность дорожного движения», которым руководит директор Рифкат Минниханов (10). Среди целей деятельности ГБУ — «обеспечение надлежащего эксплуатационного состояния автомобильных дорог».

И, конечно, нельзя не отметить УГИБДД МВД по РТ — в любом дорожном проекте заложены вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Непосредственно дорогами в татарстанской ГАИ занимается начальник отдела дорожной инспекции и организации движения Эльнар Садриев (22). «Раньше проектировщики в беспрекословном порядке согласовывали проекты в ГАИ, — указывают наши собеседники, — сейчас эту функцию убрали, но без них все равно ничего не делается».

***

Как вы заметили, мы упомянули только основные фигуры отрасли. Кого еще, по вашему мнению, необходимо включить в рейтинг? Мы будем благодарны читателям за уточнения и дополнения, которые обязательно учтем при обновлении дорожно-строительного рейтинга.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (150) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
21.10.2019 08:07

Клуб любителей средств из бюджета.

  • Анонимно
    21.10.2019 08:07

    Клуб любителей средств из бюджета.

    • Анонимно
      21.10.2019 08:19

      Дороги Татарстана одни из лучших в России

      • Анонимно
        21.10.2019 08:33

        Люди уже не сравнивают Казань с Россией, а сравнивают с Европой
        Отсюда и неудовольствие

        • Анонимно
          21.10.2019 08:45

          Правильно, сравниваю с Европой, если мне всё время обещают то Сингапур,то Барселону, Вену... образование как в Финляндии и т.п. если бы честно сказали сразу, мол не ждите как в Европе..., радуйтесь что не как в Кирове или Полевском, тогда бы не сравнивал)

          • Анонимно
            21.10.2019 09:00

            Стремится всегда нужно к лучшему, однако это не значит что все в один миг будет достигнуто. Глупо так рассуждать.

            • Анонимно
              21.10.2019 09:31

              30 лет ждем...полжизни....в никуда. Обидно...

              • Анонимно
                21.10.2019 11:00

                Ну вы глаза то откройте пошире, может дальше своего носа увидите развитие и процветание в Республике. У нас одна из лучших инфраструктур в стране, не даром же 3 столица говорят. Цены на транспорт оптимальные, сама транспортная система отлично функционирует. Парки, скверы на каждом шагу, две крутейшие набережные. И ведь на этом не останавливаемся, продолжается развитие.

                • Анонимно
                  21.10.2019 14:04

                  сколько не говори халва халва, во рту слаще не станет. так и процветание республики пока не почувствую на себе, мне фиолетово кто что считает. Ну какой смысл мне знать что у нас сотни ресторанов, если я не могу в них сходить?

                • Анонимно
                  21.10.2019 14:10

                  В этом году во многих проблемных местах переложили асфальт, на аметьевской магистрали, дубравной, на квартале! В центре во многих местах уже дорога была испорчена с колеей, тоже все переложили!

                • Анонимно
                  21.10.2019 15:40

                  Какая Европа? К половине аулов РТ дорог вообще нет.
                  Не надо сравнивать не сравниваемые вещи.

              • Анонимно
                21.10.2019 22:23

                Вот не знаю как тебя назвать, город с головы на ноги перевернулся давно. С 2005 мы уже изменились так то, выходи из пещеры.

            • Анонимно
              21.10.2019 09:36

              20 лет вам мало да?

      • Анонимно
        21.10.2019 12:24

        В пгт Васильево лучшие дороги.

        • Анонимно
          21.10.2019 14:04

          Пушкина вот только что новый асфальт проложили. Да везде у нас хорошие дороги

      • Анонимно
        21.10.2019 14:04

        По Амирхана, Дубравная, Ямашева, Чистопольская да много отличный дорог

      • Анонимно
        21.10.2019 14:17

        Соглашусь. В последние года за дороги плотно взялись. В Челнах практически отремонтировали ул Усманова, которая была в ужасном состоянии, Старосармановскую улицу, где постоянно потопы под мостом были.

      • Анонимно
        21.10.2019 14:19

        Правда. Проспект Победы, Проспект Универсиады, Амирхана, Ямашева, Декабристов - хороший ремонт сделали.

      • Анонимно
        21.10.2019 14:24

        Круто, что в РТ что-то путёвое делается, в отличие от большей части нашей необъятной родины.

        • Анонимно
          21.10.2019 15:02

          М7, подъездные дороги к Нижнекамску, Челнам, Сабам тоже отремонтировали

      • Анонимно
        21.10.2019 15:31

        8.19. На лучших региональных дорогах РТ и Казани постоянно разбиваем колеса на ямах.

      • Анонимно
        21.10.2019 15:34

        На дороге водитель должен следить только за знаками и ситуацией движения.
        А в РТ и Казани приходится ещё следить за ямами. Такие дороги не могут называться лучшими.

      • Анонимно
        21.10.2019 15:35

        С ямами на дорогах должно быть покончено как с явлением.

    • Оптимист
      21.10.2019 08:20

      Пора делать трассу Алексеевское-Альметьевск четырехполосной

    • Моисей
      21.10.2019 09:20

      Бизнесмены с большой дороги)

    • Анонимно
      21.10.2019 09:40

      У Алексеевскдорстроя качества нет.Четыре месяца делали дорогу вдоль 78 дома по проспекту Победы,нагнали столько техники как будто федеральную трассу строят,а в результате дорога некачественная,как только технодзор принял.

      • Анонимно
        22.10.2019 18:55

        У нас хоть на голове стоять будешь!! Ни когда не угодишь! «Столько техники нагнали» как будто другие дороги метлой и катком только делают!! Я тут живу, отлична дорога!

    • Анонимно
      21.10.2019 09:46

      вы обижаете и недооцениваете.
      НЕ любители, а ВЫСОКОКЛАССНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ!!!!!

    • Анонимно
      21.10.2019 11:41

      У нас к дорогам в Республике точно не должно быть вопросов. Поэтому не понимаю сути негативных комментариев. Дороги отличнейшие, Башкирии только во снах снились такие!

    • Анонимно
      21.10.2019 16:17

      Любопытно-плачевно, кто по списку стоит наверху. ни у одного нет профильного образования. Вот результат и их назначение...

    • Анонимно
      21.10.2019 18:45

      Они не любители, они профессионалы с большой дороги. Все по взрослому у них... и призовые тоже.

      • Анонимно
        22.10.2019 10:40

        В рыночной экономике решение вопросов сводится к лоббизму, решению финансирования проектов. Инженеры-дорожники нужны во втором эшелоне, особенно среди ИТР.

  • Анонимно
    21.10.2019 08:08

    Срезали асфальтное покрытие. Трасса а/д Алексеевское - В.Колок на 10 - 13 км. страдают водители и автотранспорт, а/м получают удар на ходовой части. Далее как пройти технический осмотр. Установлены соответствующие дорожные знаки, думаю достаточно.
    На данном участке в сторону н.п. Алексеевска имеется 21 дорожных знаков, предупреждающие ремонта дорог, т.о. срез асфальта, чтобы сломать технику? Кто мог придумать и инициатором кто является (рационализатор) по всей ширине дороги срезали на 6 местах дороги, нет такого дорожного знака в ПДД….
    Для безопасности на данном участке, особенно в темное время суток установить освещение, чтобы избежать ДТП.
    Просьба принять меры, виновных лиц привлечь к ответственности.

    • Анонимно
      21.10.2019 13:21

      возможно стоить ездить на этом участке со скорость указанной на временных знаках.

  • Анонимно
    21.10.2019 08:09

    В дорожной сфере необходимо провести РЕВИЗИЮ....

    • Анонимно
      21.10.2019 09:02

      Для чего? Если бы они плохо работали тогда может быть и стоило, а так только навредят им ещё.

      • Анонимно
        21.10.2019 11:06

        Согласен, к дорожникам уж точно вопросов быть не должно.

    • Анонимно
      21.10.2019 11:42

      Никакая ревизия НЕ нужна. У нас в РТ отличные дороги, отличного качества. Попробуйте съездить в Башкирию сразу все поймете.

  • Анонимно
    21.10.2019 08:17

    Разве в Татарстане хорошие дороги?
    По мне так средние. Есть участки достойные, а бывает что нет дорог.
    Дворы все убитые.

    • Анонимно
      21.10.2019 08:32

      Вы посмотрите ТЗ там прописано качество дорог. Если Вас интересуют объемы и постоянные участники то смотрите решения ФАС там 50/50 понятно,что и кто.
      По факту за такие ежегодные деньги и с такими нарушениями даже уголовные дела тают.

      • Анонимно
        21.10.2019 11:48

        Не просто хорошие, а ЛУЧШИЕ. В этом году у нас ремонт сделали на дубравной, значит дальше доберутся и до остальных убитых дворов. Не все же сразу.

        • Анонимно
          21.10.2019 13:58

          )))
          Роса в глаза...
          Дорожный ремонт и благоустройство - единственные круглогодичные бюджетные расходы...
          Которые можно осуществлять хоть каждый месяц на одном и том же участке...
          Поэтому вашу ул. Дубравную будут делать каждый год...
          Укладывая в основание расползающийся через месяц известковый щебень...
          И зарабатывая на этом...
          А вы будете радоваться...

        • Анонимно
          21.10.2019 14:24

          Дубоавную действительно хорошо сделали. Видят же где необходимо, там и ремонтируют. Правильно?

        • Анонимно
          21.10.2019 15:36

          На Дубравной и в том году делали!

    • Анонимно
      21.10.2019 08:33

      На Четаева во дворах только на КрАЗе кататься.

      • Анонимно
        21.10.2019 09:21

        Что ваша УК говорит?
        Неужели не интересно куда уходят ваши деньги?

        • Анонимно
          21.10.2019 10:19

          Я не живу на Четаева. Но заехал в магазин Би-би и обалдел.

      • Малай №1
        21.10.2019 10:18

        Заезжал недавно в ТК Стройка, на Мусина, реально на КРАЗе только проедешь. Заезд направо с Адоратского (где Уютный дом) - яма на яме. Причем ямы огромные. Дороги Квартала в ужасном состоянии, даже в Авике не так

    • Анонимно
      21.10.2019 08:53

      Сразу видно человека, который дальше своего двора в жизни никуда не выезжал.

      • Анонимно
        21.10.2019 09:44

        Выезжал. Трасс такого уровня, как за Силикатным в Марий-Эл, в Татарстане я не наблюдал. Вблизи Богатых Сабов и Лесхоза только изваяли по понятной причине. В Чувашии на трассе каждый километр есть полосы для опережения, на обгон выходить не надо. У нас полосы для опережения редкость.

        • Анонимно
          21.10.2019 12:46

          поддерживаю. такие участки для обгона очень помогают в пути.

        • Анонимно
          21.10.2019 13:09

          Сейчас во многих регионах строятся дороги и причем дороги лучше чем в Татарстане.Татарстан и здесь уже не первый.

          • Анонимно
            22.10.2019 18:57

            Ой не болтайте!!! Съездите в Самару, тут недалеко совсем!! Прокатитесь по дорогам хотя бы 60 ем/ч

      • Анонимно
        21.10.2019 10:32

        Сразу видно человека кроме Татарстана ничего не видевшего.

    • Анонимно
      21.10.2019 13:17

      В течение года бесконечные ямочные ремонты - хороший способ осваивать бюджетные деньги. Дорожная организация - самая денежная организация (даже в провинциях).

    • Анонимно
      21.10.2019 14:03

      Дворами сейчас заниматься как раз таки будут. Под проект Наш двор огромные деньги выделили

    • Анонимно
      21.10.2019 15:46

      8.17. Комменты про хорошие дороги пишут сами дорожники.

    • Анонимно
      21.10.2019 17:51

      Разве в Татарстане хорошие дороги?

      В Ульяновске и Кирове хорошие дороги, вам там и надо жить.

    • Анонимно
      21.10.2019 20:18

      Если сравнивать по России, то в Татарстане одни из лучших дорог.
      Различие сразу же бросается в глаза, когда выезжаешь из республики...

      • Анонимно
        21.10.2019 21:56

        Так потому, что Татарстан граничит с практически самыми нищими регионами РФ (ну кроме Башкирии)

        • Анонимно
          22.10.2019 10:45

          География РТ в составе РФ определяет состояние дорог. Это не заслуга регионального начальства и дорожного бизнеса.

      • Анонимно
        22.10.2019 10:43

        20.18. Россия большая. Можно любые примеры найти: лучших и худших. Это не показатель, а просто оборот речи.

  • Анонимно
    21.10.2019 08:20

    Так вот кто создал самые дорогие дороги в мире.

    • Анонимно
      21.10.2019 10:27

      О,Всевышний, какой же закят они должны заплатить, что бы счастье поселилось в их души мечующиеся?

      • Анонимно
        21.10.2019 11:26

        Вон в Челябинске тоже хорошие дороги строили. Теперь губера ищут за воровство....

  • Анонимно
    21.10.2019 08:26

    08.17 причем тут дворы и дороги. а ты выезжай за города, а не езди тоько во дворе. в ТАТАРстане все трассы супер. ездить одно удовольствие. и освещение, и разметки , итд все есть. Езжайв Самару Пензу Ульяновск машины разваляться.

    • Анонимно
      21.10.2019 08:45

      ну ездил, и что? в ульяновской области дороги строят вовсю, не хуже наших, да и почти везде по России тоже. зато такого бахвальства больше нет нигде. то, что везде считается нормой, в татарстане выдается за величайшее достижение мудрого руководства республики, про афилированность строителей вообще молчу...

    • Анонимно
      21.10.2019 08:47

      Что за привычка сразу в пример ставить что хуже. Ставьте что лучше и стремитесь к этому. И за городлм есть проблемы. То что отличные трассы это федеральные и за их деньги делаются. А где дороги с деревни в другую деревню, как пример бавлинский район.

    • Анонимно
      21.10.2019 11:54

      прокатись хотя бы от Нурлата до Кузайкино
      по наслаждайся...

    • Анонимно
      21.10.2019 15:55

      После Москвы в РТ и Казани авто разваливается от ям.

  • Анонимно
    21.10.2019 08:27

    Везде дороги, мосты строят, однако наши умеют похвастаться больше всех.

    • Анонимно
      21.10.2019 15:58

      Татарстанлылар артык мактанчык. Мактанчыкларны яратмыйлар.

  • Анонимно
    21.10.2019 08:28

    При сдаче дорог и мосты обещают, что долго будет служить, однако через пару лет на дорогах образуется колея....
    Просто умеют хвастаться....

    • Анонимно
      21.10.2019 08:54

      Она всегда образуется, это обычный износ дороги, в этом нет ничего удивительного.

      • Анонимно
        21.10.2019 12:08

        к 08:54. Обычный износ... А нельзя ли эту ленту на асфальте залить жидкой пластической мастикой из Вторпласмасс? Ибо пластиковый бытовой и промышленный мусор уже бич мегаполисов..
        Так что, алхимики из Таифа и Татнефти, алга!..
        Нечего ждать опять питерцев, как в случае навозопереработки....

        • Анонимно
          21.10.2019 16:03

          Надо добавлять в дорожную смесь комплексный модификатор асфальта (КМА) на базе резиновой крошки, выпускаемый в Кам. Полянах.

        • Анонимно
          21.10.2019 16:05

          Применение добавок на базе резиновой крошки в дор. строительстве решает и вопрос утилизации авторезины в РТ.

        • Анонимно
          21.10.2019 16:07

          Комплексный модификатор асфальта (КМА) на базе резиновой крошки включён в список инновационных материалов Минтранса РТ.

    • Анонимно
      21.10.2019 09:42

      Качество дорог у нас ниже среднего.За такие деньги дороги должны золотыми.

      • Анонимно
        22.10.2019 19:00

        А вы откуда знаете какие деньги??? Поделитесь информацией, или вам мао перепадает???!!! Обычный житель даже понятия не имеет сколько это стоит. Пишите мы тоже хотим знать

    • Анонимно
      21.10.2019 09:53

      даже в городе, на Фучика, который является каким-то кольцом. Даже год покрытие не держится. А гарантия 4 года.
      Интересно, хоть кто-нибудь из этих дорожных олигархов, хоть раз в истории по гарантии отремонтировал свой брак?

    • Анонимно
      22.10.2019 18:59

      У дороги гарантия 4))) а вы после 5 пишете)))

  • Анонимно
    21.10.2019 08:30

    В Верхнеуслонском районе за текущий год произошло несколько ДТП со смертельным исходом, что конкретно сделано дорожниками для предотвращения ДТП на аварийно-опасных участках, да и сотрудниками собирающими дань по ходу движения транспортных средств?

    • Анонимно
      21.10.2019 08:56

      Ха, а причем тут дорожники? Люди сами гибнут потому что ПДД нарушают.

  • Анонимно
    21.10.2019 08:31

    Цифровой перекрёсток Абдульзянова весь развалился уже... после зимы остатки отлетят...

  • Анонимно
    21.10.2019 08:36

    перекладывают одни и те же участки, мосты строят годами растягивая и смакуя миллиарды выделенных средств, бардак

  • Анонимно
    21.10.2019 08:37

    Не совсем понятно : хозяева большой дороги,или С большой дороги, имея ввиду методы работы некоторых. Конечно это шутка,но одноврменно информация к размышлению,о явной необходимости постоянного мониторинга,а возможно серьезноого аудита, деятельности этих структур.

    • Анонимно
      21.10.2019 09:54

      всем все дааавно понятно? А вы не очень серьезные вопросы задаете?

  • Анонимно
    21.10.2019 08:38

    Ноу-хау Дорожников Республики Татарстан - самообразующиеся за полгода колеи, которые ремонтируют каждый год. Этим ноу-хау РТ нужно срочно поделиться с федералами и лично Президентом РФ.

    • RX300
      21.10.2019 09:01

      "Эту корову" можно доить вечно)))))!!!!

    • Анонимно
      21.10.2019 09:45

      Южная трасса это не дорога,а лыжня Татарстана.Отправить по ней нужно хваленного Сафина и Данилова на лыжах,пусть прокатятся.

    • Анонимно
      21.10.2019 11:50

      даже название придумали.....слои износа.
      так в елабужском районе написали.......ремонт слоев износа

  • Анонимно
    21.10.2019 08:39

    «при нем мы стали масштабно применять передовые технологии: полимеры, новую химию, продвинутое дробление щебня, улучшение свойств битума»

    А как же инновационная колея?

    • Анонимно
      21.10.2019 16:10

      8.39. Новая химия на базе резиновой крошки пока очень мало применяется.

    • Анонимно
      21.10.2019 20:39

      А это новейшая технология из Татарстана. Можно кирпич на педаль газа кинуть и спать на заднем сиденьи. Машина из колеи не выйдет))

  • Анонимно
    21.10.2019 08:41

    Бюджет пилят, щепки летят

  • RX300
    21.10.2019 08:55

    "Цыплят по осени считают"....после 2020 года большинство фамилий из этого рейтинга может оказаться в местах не столь отдаленных. Но несомненно отдаленных от бюджетной кормушки. Подождем чуток, а там уж и новый рейтинг выстроится...сам собой

  • Анонимно
    21.10.2019 08:59

    Уж где-где, а в Татарстане дороги явно не дураками сделаны. Остаётся лишь поприветствовать их за тот уровень качества дорог, который они делают.

  • Анонимно
    21.10.2019 09:09

    Самые лучшие дороги строит Комаров, поэтому он фигура 1.

  • Анонимно
    21.10.2019 09:11

    Данилову бы порядок навести в организации

  • Анонимно
    21.10.2019 09:23

    Когда сделают 4 х полосную дорогу сокуры - сорочьи горы? Данная дорога забита с раннего утра до поздней ночи.

  • Анонимно
    21.10.2019 09:28

    Колея это от шипованных шин!!!
    Нужно запретить шипованную резину,и большой штраф!!!
    А то привыкли портить нежную дорогу в суверенной татарии!!!

  • Анонимно
    21.10.2019 09:32

    БО, одно не могу понять, откуда у вас такое раболепское преклонение -ХОЗЯЕВА. Какие они хозяева, они - эксплуатационники, обслуга дорог. Другой вопрос, почему одни и те же люди и фирмы выигрывают тендера, почему не проверяют соответствующие органы расход д/средств и соответствие качества дорог и выделенных и израсходованных средств на это. А потом вдруг эти люди оказываются каким то волшебным образом в forbes. Прям как в детской песенке про бременских музыкантов " .... с большой дороги."

    • Анонимно
      21.10.2019 10:33

      А кто нибудь кроме них может по закону участвовать. Даже если срезать до минимума требования ни один ИПшник, ни одно ООО с численным составом 10 чел и 2 ед техники не сможет участвовать. При том многие тендеры без аванса. Строишь на свои, а потом деньги. Назовите хоть одну организацию кроме вышеописанных, которая сможет участвовать в таких тендерах

  • Анонимно
    21.10.2019 09:34

    Федералов ждём и ждём,а они пока только наблюдают.

    • Анонимно
      21.10.2019 10:08

      Дороги в Тамбовской области,Мордовии,в Краснодарском крае и даже в Пензенской области лучше чем в Татарстане.Там тоже воруют,но не вагонами как у нас и откаты мизерные.

      • Анонимно
        21.10.2019 11:45

        Завидуйте молча.
        Зато у нас главный дорожник в списке Форбс. (ирония).

        • Анонимно
          21.10.2019 15:37

          Значит Сафин в Татавтодоре, а Татавтодор в Таифе, Таиф в Форбсе.

  • Анонимно
    21.10.2019 09:36

    Очень шумные нынче дороги в жилых зонах, еще одна тема для освоения шумопоглощающие экраны

  • Анонимно
    21.10.2019 09:39

    да ладно вам!) и так нас круглый год ругают- хотя бы раз за сезон, на профессиональный праздник можно и похвалить!!!
    Труд Дорожника- благородный, но не благодарный!
    А то что стоимость дорог в Татарстане высокая - это не наша вина!)- ругайте нефтяников и химиков за битум по 20 тысяч за тонну и диз.топливо по 46, ругайте железнодорожников и речников - за перевозки щебня которые дают его удорожание в 2-3 раза от цены карьеров, производителям техники и АБЗ- тоже замечание сделайте- что дешевле 40 млн хорошее звено асфальтоукладочной техники не купить)

    Так что, друзья- ругать будете позже, а сегодня должны быть только поздравления и слова благодарности- за то что смертность на дорогах заметно сокращается, качество дорог неуклонно растёт, и все "НАШи ДВОРы" - во исполнение поручения Президента- за три ближайших года в соответствие приведём!)

    • Анонимно
      21.10.2019 13:03

      09.39 Благородный труд врача и учителя, а труд дорожника просто тяжелый, в первую очередь чисто физически, снова вы «перегнули» с похвалами в свой адрес.

  • Анонимно
    21.10.2019 09:46

    На пляж на локомотив только на вертолёте можно долететь .

  • Анонимно
    21.10.2019 09:47

    Надо сравнивать себестоимость дорожных работ с зарубежными,тогда истина раскроется

    • Анонимно
      21.10.2019 20:44

      Да, очень интересно. Сколько стоит 1 км их дорог? Немецкий автобан наверное дешевле выходит

      • Анонимно
        22.10.2019 18:31

        Если все дорожные деньги направить на строительство дорог, то на какие шиши они будут покупать дворцы на Западе, они все имеют двойное гражданство, это уже не наши люди, это временщики.

  • Анонимно
    21.10.2019 09:55

    Дорога Алексеевское - Билярск. Асфальтовой она стала в первой половине 1990-х годов. И с тех пор она НИКОГДА не была разбита. Это говорит о многом.

  • Анонимно
    21.10.2019 10:14

    Ключевое слово в статье ОСВАИВАЮТ деньги. На прошлой неделе на развязки М7 (выезд из Дербышек) ночью в дождь ложили асфальт. Я понимаю это наше российское НОУ ХАУ. Но больше бесит даже не то что они набирают заказов и потом проводят работы поздней осенью и зимой, а раздражает то что ремонтируют один и тот же участок на протяжение многих лет. А в самих Дербышках и Киндерях ездить не возможно. То же самое в наших селях.

  • Анонимно
    21.10.2019 10:45

    Вадим Григорьевич ничего не боится - Эвересты слабакам не поддаются) Да и в целом КГАСУшники ничего не боятся - экспериментируют, создавая новьё, умея сотрудничать с состоявшимися выпускниками. Здесь есть то, чего так не хватает другим универам Казани, особенно национальным. Строители и архитекторы нужны и востребованы. Это только дурак не оценит.

  • Анонимно
    21.10.2019 11:43

    Нельзя через 1-2 года переделывать дороги! Работайте как в Европе. БРАК ПУСТЬ ИСПРАВЛЯЮТ ЗА СВОЙ СЧЕТ !

  • Анонимно
    21.10.2019 11:47

    Это конечно напоминает том для уголовного дела о расхищении гос средств, особенно учитывая колейность наших дорог, но это лирика и понятно что никто никогда их не посадит, они все уже купили. У меня вопрос к тем кто разметку наносит на дороги, вы ее специально максимально скользкой делаете? На машине абс трещит на ней постоянно, на мотоцикле так вообще жуть, ни в поворот не войти ни затормозить. Сделайте состав более адекватный!!!

  • Анонимно
    21.10.2019 12:17

    Живу в Вахитовском районе,ездить приходилось в основном по нормальным дорогах с освещением, ремонт по ним наблюдала каждое лето,было впечатление ,что о дорогах в Казане заботятся, каждый год что-то подлатывают .Но однажды послушалась навигатор и проехала по Фермскому шоссе,Тульской,Тихорецкая. .Какое то темное царство .В особенно темном месте на повороте на Тихорецкую заметила едва уловимые следы краски пешеходного перехода.Думаю ночью там пойдут только самоубийцы.

  • Анонимно
    21.10.2019 12:36

    По поводу дороги, или отсутствия таковой.
    Прошу корреспондентов БО выяснить принадлежность участка дороги и конкретное ответственное лицо за содержание 10 километрового участка между с. Слободой Архангельской и с. Новошешминском, в Новошешминском районе РТ.
    На участке с координатами 55.097035 51.300122 (google) отсутствует асфальтовое покрытие дороги.
    Компетентные товарищи могут поинтересоваться, куда подевались средства выделенные на ремонт, зачтется в карму или звезду на погоны.
    Три года 10 километровый участок характеризуется словами аллес и капут. Дорога не удовлетворяет требованиям нормативных актов.

    • Анонимно
      21.10.2019 14:43

      ..поддерживаю!..там полный аллес и капут!...покрытие дорожники сняли, и....фсЁ..(((...а новое полотно не положили!...вся подвеска убилась на этом участке в 10км!

    • Анонимно
      21.10.2019 16:07

      Подтверждаю! И компетентным органам на заметку.

  • Анонимно
    21.10.2019 12:50

    БО лучше бы провели расследование для чего понадобилось улицу Гагарина, которую в прошлом году делали (в т.ч. поребрики) перекладывать. ну для чего, в этом году новые бордюры класть. старые выковыривали, они даже на вид новые. и так каждый год.

  • Анонимно
    21.10.2019 15:32

    А где Русремстрой?

  • Анонимно
    21.10.2019 15:43

    А кто достоверно знает - Почему дорожник так обожают бордюры?
    Переделывают новые и исправные. Там что маржа больше? Или бетон можно отправить на дачу?

  • Анонимно
    21.10.2019 18:27

    Юдино и НовоЮдино блестят свежим асфальтом на улицах и во дворах. Спасибо за работу!

    • Анонимно
      21.10.2019 19:58

      За ваши деньги - любые ваши хотелки.
      Каждый год будут укладывать вам асфальт.
      Убирая слои износа - колею.
      Вас дешёвый асфальт, себе домики в испании.

  • Анонимно
    21.10.2019 20:51

    В Зеленодольске улицу Комарова уже 4-ый год не могут сделать ремонт протяженности 500 метров.

  • Анонимно
    21.10.2019 22:27

    Отдайте мост варягам через Волгу с Камского Устя в Лаишево- быстрее построят.

  • Анонимно
    22.10.2019 10:58

    В воскресенье ездили в Мамадыш.
    Есть вопросы к ХОЗЯВАМ с большой дороги:
    - Почему такое БОЛЬШОЕ отличие?

  • Анонимно
    22.10.2019 14:28

    Большие трассы должны освещаться...

  • Анонимно
    22.10.2019 20:56

    а в деревнях ведь тоже граждане рф живут, а дорог как не было ,так и нет.Общая температура больных по больнице?

  • Анонимно
    24.10.2019 13:55

    Не нашел в статье информации о конторе, которая ежегодно проводит ремонтные работы на мосту через Волгу и прилегающей дамбе. Какая светлая головушка придумала это издевательство с апреля по ноябрь с обязательным сужением или просто перекрытием неработающей техникой полос по пятницам и воскресеньям?
    Из-за какой скотины я трачу по полтора-два часа жизни и нервов на пару месяцев вперед, проезжая 7-километровый отрезок дороги?
    Кто кормит бессовестных владельцев камер, устанавливающих их сразу за ограничением в 50 км/ч, а не в 500 метрах ранее на участке без ограничений?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль