Нефть и нефтехимия 
21.10.2019

Прощание с лидерством: Татарстан признал поражение в химической гонке?

На Совбезе у Минниханова обсуждали, есть ли жизнь после «ЗапСибНефтехима» и почему в республике произошла «разбалансировка» поставок сырья

Новую «пятилетку» для нефтехимиков Татарстана в кабмине заложили Рустам Минниханов и Рафинат Яруллин вместе с элитой отрасли. Республика уже в следующем году потеряет статус лидера по объемам производства химической продукции России, передав флаг Тюменской области, где запускается «ЗапСибНефтехим» СИБУРа. «Ориентация на пластмассы в условиях роста конкуренции может стать ошибкой», — предупредил ТАИФ Яруллин, напомнив, что пластиковую упаковку планируют запретить даже в России.

На совбезе Рустам Минниханов и Рафинат Яруллин вместе с элитой отрасли заложили новую «пятилетку» для нефтехимиков Татарстана На совбезе Рустам Минниханов и Рафинат Яруллин вместе с элитой отрасли заложили новую «пятилетку» для нефтехимиков Татарстана Фото: president.tatar.ru

Отстаем по резине и пластмассе

В минувшую пятницу правительство Татарстана в широком представительском составе на очередном совете безопасности обсудило очередную, пятую программу развития нефтегазохимического комплекса РТ на 2020–2024 годы и перспективу до 2035-го. Как сообщает пресс-служба президента, в заседании участвовали президент РТ Рустам Минниханов, его госсоветник Минтимер Шаймиев, премьер-министр РТ Алексей Песошин и россыпь членов правительства. А кроме того, элита нефтехимиков — гендиректор «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин, главы «Татнефти» Наиль Маганов и ТАИФа — Руслан Шигабутдинов, бенефициар нескольких МНК Шафагат Тахаутдинов. Пресс-служба президента опубликовала лишь часть выступлений Минниханова и Яруллина, доклады Маганова и Шигабутдинова остались за кадром.

Проблемный тон задал Яруллин. «В Татарстане темпы роста химического производства в последнюю пятилетку несколько замедлились. Остановлено создание комплекса по производству метилхлорсиланов (речь о проекте „КЗСК-Силикон“ Евгении Даутовой — прим. ред.), на несколько лет сдвинулось строительство пиролизного комплекса „Нижнекамскнефтехима“, а после выхода „ЗапСибНефтехима“ на производственную мощность Татарстан утратит 1-е место по объему выпуска химической продукции среди регионов России», — сказал главный татарстанский нефтехимик.

Участникам совещания подробно рассказали о том, куда движется татарстанский рынок нефти и нефтехимии на фоне общероссийских и мировых тенденций Участникам совещания подробно рассказали о том, куда движется татарстанский рынок нефти и нефтехимии на фоне общероссийских и мировых тенденций Фото: president.tatar.ru

Напомним, что нефтехимический комплекс СИБУРа «ЗапСибНефтехим» в Тобольске, крупнейший нефтехимический проект России с 1991-го, должен производить 1,5 млн т этилена, около 500 тыс. т пропилена и 240 тыс. т высокомаржинальных побочных продуктов (бутадиен, бутен-1, МТБЭ, пиробензин) в год. Объем инвестиций — порядка $9,5 миллиарда (608 млрд рублей по текущему курсу). В мае 2019 года завершилась стройка и стартовали пусконаладочные работы, а с лета комплекс потихоньку берет первые пробы продукции. На днях, например, получили первые гранулы полиэтилена на собственном сырье. Ожидается, что объект запустится до конца года.

Тем не менее и татарстанские нефтехимики стараются по мере сил и возможностей. Но на общероссийском фоне темпы роста не так впечатляющи. «К сожалению, не все отрасли за последнюю пятилетку показали динамику выше российского уровня», — подчеркнул Минниханов. Так, за последние пять лет нефтедобыча в Татарстане выросла на 10%, нефтепереработка — на 3,2%, в России эти цифры — соответственно 5,8% и 0,6%. А вот темпы роста в нефтехимии, в производстве резиновых и пластмассовых изделий ниже среднероссийских. А это — именно те отрасли, которые должны стать драйверами роста татарстанской экономики. Выглядело это замечание, конечно, как камень в огород ТАИФа, в руках которого сосредоточены основные нефтехимические активы. 

«По большому счету хорошего роста мы можем достичь только в этой отрасли. У нас есть малый и средний бизнес, машиностроительный комплекс и проекты, связанные с нефтепереработкой», — отметил точки роста президент. По его словам, на снижение темпов роста нефтепереработки в РТ оказали влияние и внешние факторы — обострение глобальной конкуренции, санкционное давление, снижение внутреннего потребительского спроса в смежных отраслях, высокая капиталоемкость нефтехимической продукции, слабая логистика, неопределенность налоговой и таможенной политики.

Рафинат Яруллин: «Чтобы наша республика сохранила позиции в числе сильнейших регионов страны, необходимы новые решения и новые направления» Рафинат Яруллин: «Чтобы наша республика сохранила позиции в числе сильнейших регионов страны, необходимы новые решения и направления» Фото: president.tatar.ru

«В этих условиях нужно работать на опережение»

«Основным приоритетом в нефтегазохимическом комплексе Татарстана за прошедшие 20 лет было увеличение глубины переработки углеводородного сырья, — сказал Минниханов. — Этот приоритет сохраняется и в новой, пятой программе.  Ее мы начинаем с хорошей сырьевой базой и перспективными планами. Четвертая программа показала, что нужны новые инструменты стратегического развития комплекса.  Многие отрасли начали работать в новых, непривычных и отчасти дискомфортных для них условиях.  Есть тенденции рынков, под которые мы должны подстраиваться, предлагать свои решения». 

«Наши конкуренты тоже работают быстро — планируют крупные проекты по базовым полимерам в разных регионах, — припомнил „ЗапСибНефтехим“ и Минниханов. — Идет освоение малотоннажной химии, за пределами страны тоже строятся газохимические комплексы. В этих условиях нужно работать на опережение».

Президент напомнил все крупные проекты «Татнефти», ТАИФа и других игроков, реализуемые в последнее время. Это и «этиленник», и завод биопластиков ТАИФа, и газохимический комплекс с малеиновым ангидридом «Татнефти», и завод «Данафлекса» в Чехии, и многое другое.

«К числу негативных внутренних факторов можно также отнести разбалансировку внутриреспубликанского механизма поставок сырья», — среди прочего отметил президент. Как тут не вспомнить бесконечные жалобы на цены ТАИФа не только со стороны малых и средних производителей полиэтиленовой продукции, но даже и богатой «Татнефти», которая, вконец рассердившись из-за цен на каучуки для шин, даже выкупила завод каучуков у «Сибура».  

Но сила — прежде всего в кооперации, напомнил Минниханов. «Сегодня мировые химические компании-чемпионы объединяются в альянсы для проведения общих исследований, разработки новых технологий и решений глобальных экологических проблем.  Этот опыт показывает, что без усиления внутриреспубликанской кооперации производителей, ученых и органов власти мы не сможем сохранить свои высокие позиции в стране и стать регионом-лидером среди государств Евразийского экономического союза в области химического производства», — вновь уже почти прямым текстом призвал он жить дружно «Татнефть» и ТАИФ.

Необходимо строительство нового пиролизного комплекса

«Чтобы наша республика сохранила позиции в числе сильнейших регионов страны, необходимы новые решения и новые направления», — заявил Яруллин. Такие директивы и прописаны в пятой программе развития нефтехимии Татарстана.

Яруллин, как и обычно, блеснул знанием мировых тенденций развития нефтехимического рынка. «В мире усиливается стремление государства к защите внутренних рынков от иностранных товаров и энергонезависимости, продолжается замещение нефтепродуктов на природный газ, переход на альтернативные технологии. Развивается водородная энергетика. Нефтяные компании развивают собственные переработку и переработку химической продукции, инвестируют в генерацию и хранение энергии, системы зарядки авто, — описал общие явления Яруллин. — Российские компании также развивают глубокую переработку сырья. „Лукойл“ определил нефтегазохимию новой точкой роста. „СИБУР“ превращается в одну из крупнейших химических компаний».

По словам Яруллина, следствием сланцевой революции стал рост экспорта полиэтилена из США, что привело к снижению цены на пластики в Европе. Усиливается специализация на конкретных направлениях: компании переориентируются на выпуск спецхимии, инженерных пластиков, функциональных материалов. Эти продукты обеспечили рост выручки мировых производителей за последние годы.

«Усиливаются нормы по защите охраны окружающей среды. Вводятся ограничения на потребление отдельных видов пластмассы в результате развития концепции циркулярной экономики может снизиться потребление полимеров. В первую очередь это касается сектора упаковки, — отметил он. — Буквально вчера появилось предложение от Роспотребнадзора о том, чтобы убрать полиэтиленовую упаковку на различные товары».

Говоря о новых мировых угрозах, Яруллин напомнил об инциденте — атаке дронов на нефтяные объекты в Саудовской Аравии, что привело к временному сокращению добычи нефти в стране более чем вдвое.

«Учитывая тенденции развития химической промышленности в Татарстане, целесообразно развивать отрасли функциональных материалов, средней и малотоннажной химии. Стратегической целью развития нефтегазохимического комплекса республики является трансформация в лидеры среди Евразийского экономического сообщества в указанных областях. Для создания новых отраслей нужно расширять объемы и ассортимент производства крупнотоннажной химической продукции», — считает гендиректор «Татнефтехиминвест-холдинга».

«Необходимо строительство нового пиролизного комплекса — во-первых, чтобы обеспечить сырьевую стабильность „Казаньоргсинтеза“, во-вторых, без расширения мощностей по производству мономеров нельзя говорить о развитии новых направлений химии», — сказал нефтехимик, очевидно, имея в виду как «этиленник» ТАИФа на «Нижнекамскнефтехиме», так, вероятно, и пока что мифический проект ГПЗ «Газпрома» и «СИБУРа» под Казанью, который обсуждается уже без малого полтора десятка лет.

«В следующие пять лет мощности по выпуску олефинов в республике должны увеличиться в 1,7 раза», — вновь отметил Яруллин мегапроект ТАИФа. «Пока предприятие планирует направить дополнительные объемы на получение полиэтилена и полипропилена, однако ориентация на пластмассы в условиях роста конкуренции может стать ошибкой», — предупредил компанию глава «Татнефтехиминвест-холдинга», однако свою мысль не раскрыл.

Через пятилетку — в лидеры ЕврАзЭС

Более подробная аналитика мировых тенденций содержится в материалах «Татнефтехиминвест-холдинга», размещенных на сайте холдинга. Так, описание новой «пятилетки» подписано Яруллиным и датируется еще мартом 2019-го. Применив научный подход, Рафинат Саматович собрал в цветную презентацию всесторонние факторы. Например, помимо угрозы исчерпания природных ресурсов и внешних национальных угроз, он не забыл отметить и необходимость осваивать Арктику и Антарктику, космическое пространство и мировой океан.

По каждому виду нефтехимической продукции отмечены новинки использования. Так, с нефтепродуктов машины постепенно переходят на природный газ и водородные топливные элементы, скоро будут введены государственные ограничения на двигатели внутреннего сгорания. В сфере пластиков нарастает роль биополимеров. Цены на синтетические каучуки падают, так что им ищут новые сферы применения. Азотные и калийные удобрения становятся менее привлекательными из-за дикой конкуренции и снижения цен, а вот фосфатные удобрения куда рентабельнее. Шинникам же советуют обратить внимание на развитие каршеринга и беспилотники.

Нельзя игнорировать и меры по сокращению объема вырабатываемого пластика в странах ЕС. Ужесточение правил ждет рынки производства пищевых контейнеров, стаканчиков, ватных палочек, тарелок и соломинок, влажных салфеток и женских гигиенических средств, а также рыболовных снастей.

«В Татарстане необходимо сформировать новую парадигму развития, которая позволит региону вернуть лидирующие позиции в отечественной химической промышленности. Учитывая сырьевую направленность развития комплекса в других регионах, стратегическим преимуществом республики может стать ориентация на производство конструкционных пластмасс, композиционных материалов и малотоннажной химии», — четко сказано в материалах. Нынешняя, пятая программа республики на 2020–2024 годы должна сформировать в РТ сырьевую и научную базу для развития производств функциональных материалов, средне- и малотоннажной химии. Уже в следующую пятилетку, в 2024–2029 годы, Татарстан должен стать лидером среди стран ЕврАзЭС по объемам производства и качеству функциональных материалов, средне- и малотоннажной химии для автомобилестроения и электроники. А в 2030–2034 годы Татарстан уже должен экспортировать технологии и компетенции в страны дальнего зарубежья.

Проекты ТАИФа и «Татнефти» входят в 11 крупнейших нефтехимических проектов России, реализуемых в ближайшие годы. В материалах ТНИХ-Х они расписаны подробнейшим образом. В том числе прописаны и перспективнейшие материалы, которые можно освоить нефтехимикам: умные полимеры, углепластики и многое другое.

Один из вопросов, который Яруллин предложил к обсуждению по программе, звучит так: «Какие решения для условий Арктики готовы предложить или создать предприятия и научные организации Татарстана?» Похоже, республика действительно готова замахнуться на самый широкий ряд задач. Вот только будет ли для этого «внутриреспубликанская кооперация», о которой говорил Минниханов?

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (156) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
21.10.2019 08:26

А зачем нм все эти их дела? Элита чиновников, элита нефтяников, элита нефтехимии, элитные генералы, элитные главы. У нас в республике одна большая элита?! Сколько можно их возносить до небес? Они что, боги Олимпа? Нет, наверное они бессмертные и вечные, как состав президиума.

  • RX300
    21.10.2019 08:23

    Только выходцы из одного клана в руководстве могут обеспечить «внутриреспубликанскую кооперацию». Результатом разнокланового соперничества и является к примеру конфликт "ТАИФ" и "Татнефти"

    • Анонимно
      21.10.2019 10:34

      Мы будем свидетелями великого падения и отпадания за ненадобностью многих персонажей нашего времени .

      • Анонимно
        21.10.2019 10:39

        Это вы про себя надеюсь говорите? Потому что вы как раз таки и относитесь к таким персонажам, ваши комментарии бесполезны и ненадобны

        • Анонимно
          21.10.2019 12:37


          Азат Д

          Но вы же на них реагируете?

        • Анонимно
          25.10.2019 21:24

          1. жоржик. это он, ну это на мой взгляд, такого тупого и серого, говорит о Вас, всех тех кто совершит великое падение в результате великого отпадения в следствии своей ненужности в управлении финансами в нужном, для Татарстана, следовательно ТАИФа направлении...
          2. дилемма то элементарная ТАИФ есть спасение Татарстана через увеличение доходов ВСЕГО населения Татарстана, или Татарстан есть спасение ТАИФА и его доходов...

      • Анонимно
        23.10.2019 18:54

        А было ли лидерство?

        • Анонимно
          25.10.2019 22:24

          1. жоржик. лидерство было. Когда один человек проявил волю, приняв решение пойти на переработку при стоимости нефти в 8 долларов. Один.. а не эти...э.
          2. но как сказано у Цвейга о Франциско Бальбоа "Редко, когда боги даруют простому смертному более одного деяния"..
          3. так что если бог, в которого я не верю, посчитает возможным, то нам, Татарстану повезёт стать первыми по темпам роста доходов простых смертных, а не илиты? элиты? или как она там? элита в словаре: (англ. фр. élite от лат. eligo «избранный; лучший»[1]) в социологии и политологии — совокупность людей, занимающих высокие руководящие должности в управлении государством, союзом государств.
          Элита представляет собой устойчивую общность с глубокими связями входящих в неё людей, имеющих общие интересы и доступ к рычагам реальной власти и экономике[2]. Всякая элита осуществляет функции управления социумом, а также регламентирует выработку новых моделей (стереотипов) поведения в условиях смены парадигм общественной жизни, чтобы адаптироваться к неожиданным изменениям в окружающей среде либо в этническом ландшафте. При этом структурно элита может быть открытой для влияния извне («власть демократии») или же оказаться полностью закрытой от постороннего вмешательства («авторитарное общество»)[3].

      • Анонимно
        23.10.2019 18:54

        Столько денег на ветер выбросили.

    • Анонимно
      21.10.2019 10:37

      тут смысл даже не в том, что "люди с одного клана", поскольку куда важнее идейная составляющая, которая движет профессионалов в одном направлении. будь ты хоть самым крупнейшим кланом в мире, без профессиональной команды ты ничего не добьешься

    • Анонимно
      21.10.2019 12:28

      У сибура конечно, совершенно, другая поддержка и совершенно другие лобисты. Штаб квартира, расположенная в Москве, дает серьезные преимущества.

      • Анонимно
        21.10.2019 12:46

        Объем инвестиций — порядка $9,5 млрд (608 млрд рублей по текущему курсу).
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/443248
        Вот и ответ. Гигантские суммы, конечно.

      • Анонимно
        21.10.2019 12:47

        Сибур если просто по телефону не будет хамить покупателям полиэтилена, уже автоматом выиграет конкурентную борьбу с Оргсинтезом.

      • Анонимно
        21.10.2019 13:20

        Не в "лоббизме" дело. Платит-то Сибур из своего кармана. И масштабы бизнеса у Сибура мощнее, чем у ТАИФа. ТАИФ может существовать лишь в тепличных условиях республики - где у него нет конкуренции - и даже напротив - ему бесплатно валятся в руки нефтехимические гиганты республики.

        За пределами республики нужно работать в условиях серьёзной конкуренции, больших денег и очень серьёзных компетенций. ТАИФ же сам ничего делать не способен. Все производства для ТАИФа разрабатывают и производят то австрийские компании, то немецкие, то турецкие.

        • Анонимно
          21.10.2019 14:25

          Эээ, вы уверены, что из своего? А вы в курсе про субсидии под тобольский комбинат. А если сейчас еще по акцизам на СУГи решат вопрос, так Сибур вообще в шоколаде будет

        • Анонимно
          21.10.2019 14:26

          Сибур - это ТАИФ, но федерального масштаба

        • Анонимно
          21.10.2019 14:28

          Своих потребителей не растили , а выводили все за бугор, еще лет пять назад ни за что не купишь продукцию без десяти прокладок, удащливых щенков. Люди где могли искали пол-ю крошку и другую химию.

        • Анонимно
          21.10.2019 14:58

          До наших только сейчас дошло, что когда-нибудь придется работать в условиях конкуренции!

          • Азат Д
            21.10.2019 19:51


            Вместо того чтобы выходить на другие рынки, как та же Татнефть с заправками, маслами, шинами, ТАИФ дождался что к ним придут и подвинут.

        • Анонимно
          22.10.2019 00:08

          Вот именно ТАИФ работает на жесткой конкуренции, а сибур сидит под крылом Москвы. Если таким себе умным считаешь, знаешь же наверно, ТАИФу даже сырье перекрыли свое время.

      • Анонимно
        22.10.2019 11:34

        У руля Сибура зять Путина. Поэтому и субсидии там и льготные кредиты. И вообще зелёный свет во всем.

    • Анонимно
      21.10.2019 12:37


      Азат Д

      Вот выходцы из питерского клана и обеспечат "внутриреспубликанскую кооперацию"

    • Анонимно
      21.10.2019 12:52

      Есть все возможности для развития промышленности. И дело не в элите как таковой, а в единой стратегии, которая позволила бы слаженно работать профессионалам, нашему и федеральному руководству. Здесь ведь речь и о внешних факторах — обострение глобальной конкуренции, санкционное давление, снижение внутреннего потребительского спроса в смежных отраслях, высокая капиталоемкость нефтехимической продукции, слабая логистика, неопределенность налоговой и таможенной политики.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/443248
      Налоговую и таможенную политику не наши определяют, в сложившихся условиях вынуждены действовать.

      • Анонимно
        21.10.2019 14:54

        Наши разве умеют с кем-то слаженно работать? У нас только - Мы можем, остальные - так, погулять вышли!

      • Анонимно
        22.10.2019 12:01

        2-ое место в РФ тоже хорошо.
        Не надо гнаться за валом. Надо работать на спрос, качество, экологию, социалку.

    • Анонимно
      23.10.2019 14:08

      Клан называется наш наРод.

  • Анонимно
    21.10.2019 08:26

    Необходимо обратить внимание на другие отрасли химии, что на нефтехимии клин света сошёлся, есть ещё много чего и на много более перспективное чем нефтехимия. Не надо ложить все яйца в одну корзину.

    • Анонимно
      21.10.2019 10:32

      Возможности для развития промышленности у нас в Республики есть, просто необходима какая-то общая стратегия развития.

    • Анонимно
      21.10.2019 10:39

      согласен, есть смысл и в освоении других направлений, равно как и не стоит отрекаться от наиболее ходового. если нефтехимия приносит доход, зачем от нее отказываться?

    • Анонимно
      21.10.2019 12:29

      Собственно, это наверно и имелось в виду
      «В Татарстане необходимо сформировать новую парадигму развития, которая позволит региону вернуть лидирующие позиции в отечественной химической промышленности.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/443248

    • Анонимно
      21.10.2019 12:31

      Да, они об этом как раз упомянули. О необходимости развивать производство конструкционных пластмасс, композиционных материалов и малотоннажной химии.
      Но и про нефтехимию забывать не стоит.

    • Анонимно
      21.10.2019 12:32

      нефтехимия тоже прибыльная отрасль. но нужно отказываться от нее, лишь только появился серьезный конкурент. Пусть наоборот нарабатывают мощности и возвращают позиции

      • Анонимно
        22.10.2019 12:03

        Яруллину пора на пенсию.

        • Анонимно
          25.10.2019 20:56

          1. жоржик. Вы невыносимо жестоки по отношению к власть придержащим из этого кагала- Яруллин сказочник, а ВЫ, отправив его на пенсию, ЛИШИТЕ этих 3,5 летних малышей из "песочницы", проваливших с его участием то, что даже ТЕХНИЧЕСКИ провалить было нельзя, сказки об исключительности данного "квартета" в произнесении халва-халва...
          2. догонять хуже всего. И кто из данной публики исполнит роль Сталина -догнать и перегнать за 10 лет в том, что Штаты имели в 1959 году? так что не надо трогать Яруллина он хоть что то технически грамотно говорит
          3. с 95-96 года прошло 23 года, ЖИЗНЬ целого поколения, а мы не только не у показателей Штатов 1959 года... но даже с начальствующим язык управления технологическими процессами до сих пор возимся нарушая всё и вся в данном вопросе из-за хотелок..

    • Анонимно
      21.10.2019 12:38


      Азат Д

      Так обратили внимание, смотрите что получилось - Иннополис и технополис Новая Тура.

  • Анонимно
    21.10.2019 08:26

    А зачем нм все эти их дела? Элита чиновников, элита нефтяников, элита нефтехимии, элитные генералы, элитные главы. У нас в республике одна большая элита?! Сколько можно их возносить до небес? Они что, боги Олимпа? Нет, наверное они бессмертные и вечные, как состав президиума.

    • Анонимно
      21.10.2019 10:23

      Не говорите ерунду, они такие же обычные люди как и мы, только вот у них огромный груз ответственности не только за себя, но и за всю Республику. Да, есть элита, но она есть в любом государстве и обществе. Об элите нужно судить по ее достижениям, а достижения у нас в Республике есть!

    • Анонимно
      21.10.2019 10:42

      в чем Ваша претензия? в том, что они добились успеха? или может в том, что их предприятия являются крупнейшими налогоплательщиками? может вам не нравится, что они обеспечивают людей рабочими местами, а также параллельно поддерживают социальные проектами? давайте объективно критиковать, а не так, как Вы

      • Анонимно
        21.10.2019 11:27

        претензия в том, что журналисты к месту и не месту вставляют что у нас есть элита. Вы сами можете определить что такое элита? Те у кого много денег? Тогда полковник Захарченко элита.
        ВЫ сначала критерии определите, а потом восхваляйте. Иначе скоро по цвету штанов элиту будем определять

        • Анонимно
          21.10.2019 11:45

          Не вижу в слове элита ничего плохого, если эта так называемая элита выполняет свою роль. В данном случае все необходимое есть. Производство развивается, рабочие места есть. Все претензий быть вообще не должно быть. А то как уж ее называют это вообще не важно.

        • Анонимно
          21.10.2019 11:47

          Претензия в том, что из слова элита сделали что-то страшное, хотя оно таковым не является! Мы вообще живем в век капитализма, конкуренция - естественная среда. А те кто просто не могут приспособиться вот и кудахчут.

          • Анонимно
            21.10.2019 17:44

            это кто там капиталист? с купленными дипломами, с рисованными записями в трудовых книжках.
            люди, которые залезли наверх благодаря обрушению ссср, хотя их там быть вообще не должно. где-то там по торговали кусковым сахаром или тройным одеколоном. капиталистами вдруг оказались?

            пусть увольняются, и работают по той специальности, что они в пту получили во времена СССР! глядишь и страна начнёт процветать. всё крайних ищите - то дети чьи-то не то хотят, то мировая конъюнктура повернулась к вам задом)

        • Анонимно
          21.10.2019 12:36

          Элита может быть разной. экономическая, военная, политическая (по типологии миллза). одной сферой она не ограничивается.

      • Анонимно
        21.10.2019 11:55

        Какого они успеха добились? Там только один человек добился успеха, перебираясь по головам людей. А потом уже эта "Ылита" присосалась через этого человека, почетного нашего вождя.

    • Анонимно
      22.10.2019 12:04

      8.26. БО - газета элиты.

  • Анонимно
    21.10.2019 08:33

    Получается, что основной упор предлагают на развитие "функциональных" полимеров. Быстро реализовать можно только в кооперации с западными фирмами, которые их уже производят! Неясно, кто и как собирается этим заниматься.

    • Анонимно
      21.10.2019 09:26

      А как же АН РТ и многочисленные доктора наук и профессора зимии?
      Чем тогда они занимается?

      • Анонимно
        21.10.2019 14:56

        Они получают зарплату, вот этим успешно и занимаются! А также звания, должности, поездки...

    • Анонимно
      21.10.2019 12:37

      Проще у нас развивать, чем бесконечно импортировать. Может у них эта цель? Те же налоги, рабочие места и пр.

  • Анонимно
    21.10.2019 08:33

    Качать с советских установок много усилий не нужно, строить новые выводить деньги из офшоров.

    • Анонимно
      21.10.2019 08:45

      Хайп...
      РТ уготована роль отстающего...
      Те заделы, которые были в 90-х и 2000-х, при наличии советского наследия, и самое главное - время - безвозвратно ушли...
      Никакой диверсификации в экономике РТ не произошло...
      Почивали и почуют на лаврах "передового" нефтехимического региона...
      Заливают проблемы реактивными решениями и нефтяными деньгами...
      Признавая потом, что содержать свои хотелки в виде новомодных, скверо-общественных проектов, просто неподъёмно...
      За 30 лет, имея 4 млн. татар ВНЕ Татарстана, РТ так и не создала базу для развития экономических отношений татарского народа в РФ...

      • Анонимно
        21.10.2019 09:00

        Потомущта власть имущие думали только о пополнении своих карманов!

        • Анонимно
          21.10.2019 10:35

          Что за бред. У нас большая часть доходов уходит в Москву, а оставшееся уже идет в Республику. Иначе, не имея такого уровня развития, нам бы не дали возможность принимать столь масштабные мероприятия.

          • Анонимно
            21.10.2019 11:50

            Да эти "советские установки" уже сове отпахали. Модернизация была уже проведена миллион раз. У нас в РТ наилучшие условия для развития производства и экономическая база приличная, в отличие от других регионов

          • Анонимно
            21.10.2019 12:45


            Азат Д

            Доходы, налог на прибыль и НДФЛ остаются здесь. Вы не в теме.

          • Анонимно
            21.10.2019 23:24

            Очнитесь, вы живете в России, а не на острове Татария! Не может регион страны оставлять у себя бОльшую часть доходов. Армия, образование, здравоохранение, инфраструктура ключевая, правоохранительные органы, госорганы - это все общее и содержать это общее должны все регионы! Все!
            Как достала уже эта мантра про основную часть доходов...

        • Анонимно
          21.10.2019 10:56

          явно не в нашем с вами регионе. ваши слова были бы правдой, если Татарстан не был привлекательным регионом для проживания. как никак 4 место по стране по уровню жизни.

          • Анонимно
            22.10.2019 12:11

            10.56. РТ 40-ым местом по ЗП-те 4-ое - по ур. жизни. Это как?
            Птицы лучше поют, ветер дует вовремя?

      • Анонимно
        21.10.2019 09:04

        Зачем напрягаться когда всё работает и конкурентов нет

        • Анонимно
          21.10.2019 10:59

          монополизация создает стагнацию рынка, как следствие уменьшение денег. что-то не похоже, что наш регион живет бедно. или вы в по настоящему бедных регионах не были? прокатитесь в республики по соседству, гарантирую, ваше мнение поменяется

          • Анонимно
            21.10.2019 12:39

            Конкурент появился увесистый) в лице сибура. возможно, эта хорошо их встряхнет. Не хотелось бы уступать позиции в такой прибыльной отрасли.

            • Анонимно
              21.10.2019 13:22

              Да, ТАИФу не хватает конкуренции. В условиях конкуренции он существовать не способен. Поэтому ТАИФ работает только в пределах республики, где можно работать не по рыночным принципам, а по принципам родства и кумовства.

      • Анонимно
        21.10.2019 10:54

        будет вам теребить прошлое. СССР был, его уже нет. то призрачное наследие, которое постоянно мерещится приверженцам социализма, в нынешних реалиях и гроша не стоит. надо жить настоящим. сейчас Татарстан является локомотивом экономики страны, он находится в самом расцвете своих сил. Объем промышленного производства в Республике Татарстан за январь-июнь 2019 года составил 1 401,7 млрд рублей. покажите ка мне регион, который может похвастаться такими же результатами?

        • Анонимно
          21.10.2019 11:21

          Люди из Форбса вам объяснили бы, какие "гроши" стоит наследие социализма... Они с вами совсем не согласны...))

        • Анонимно
          21.10.2019 11:26

          " жить настоящим"- это, когда Госсоветник главнее Премьер Министра?))

          • Анонимно
            22.10.2019 12:15

            11.26. Функции Премьер-министра остались у Президента РТ. Премьер у нас технический: по совещаниям, конференциям, президиумам ...

        • Анонимно
          21.10.2019 23:29

          Хахаха! Все, что было построено после СССР - вялая возня нерадивых потомков, по недоразумерию пришедших к власти. По сей день все ключевые предприятия РТ используют советскую инфраструктуру и значительную часть оборудования, оставшуюся от СССР!

  • Анонимно
    21.10.2019 08:33

    нужны гибкие перенастраиваемые малотоннажные производства.

    • Анонимно
      21.10.2019 12:46


      Азат Д

      Это как в сельхозе РТ, в отчетах чемпионы, а не сгущенки местной , не мясных изделий на прилавках нет.

  • Анонимно
    21.10.2019 08:53

    Бэз Булдырабызь Штансыз Калдырабызь.

  • Анонимно
    21.10.2019 08:54

    Смотрю на фото, читаю - прощание с лидером... Аж плохо стало! Не шутите так больше :)

  • Анонимно
    21.10.2019 08:56

    Когда ты внешне городской а мозги образно говоря деревенские то так бывает и часто.Девушку можно вывезти из деревни а деревню из девушки нет.

  • Анонимно
    21.10.2019 09:06

    Верните Абдуллина И. Ш. только... Химическая отрасль потихоньку пойдет в верх.

  • Анонимно
    21.10.2019 09:06

    Газпром решил забрать себе рынок урала, сибири и китая. Оргсинтезу придется снижать рентабельность чтобы продержаться на рынке. Тяжеловато будет, да еще и с учетом того что упаковочную пленку хотят запретить. Придется искать новые ниши на рынке пластиката.

    • Анонимно
      21.10.2019 11:54

      //Газпром решил забрать себе рынок урала, сибири и китая//

      У "Газпрома" другое направление, даже в сфере переработке.
      Для ТАИФа и Татнефти - основные "конкуренты" это "Сибур" и "Лукойл". Правда, все они все равно продают свою продукцию за рубеж.

      • Анонимно
        21.10.2019 12:15

        У Газпрома уже договор подряда с китайской конторой заключён на строительства завода полимеров в Усть-Луге на 3 млн. тонн (!!!) в год.

        • Анонимно
          21.10.2019 12:53

          Вы и правы - и не правы.

          У "Газпрома" ДРУГАЯ специализация в производстве - он перерабатывает сам природный газ. С месторождений идёт смесь газов, т.н. "жирный" газ, а по стандартам на экспорт должен идти чистый природный газ - т.е. метан без посторонних примесей (хотя ни одна страна-импортёр не откажется от "жирного" газа).

          Т.е. "Газпрому" нужно подготовить свой газ для экспорта, т.е "переработать" его. Для этого "Газпром" сейчас на приграничных территориях своих экспортных газопроводов создаёт ГПЗ (газоперерабатывающие заводы), которые из смеси газов выделяют для экспорта чистый метан.

          Появляется вопрос - а что делать с ОСТАЛЬНЫМИ, очень нужными, газами выделяемые из "жирного" газа? Эти газы посторонние газы "Газпром" продаёт на соседние предприятия компаниям соответствующего профиля - на "Силе Сибири" посторонние газы (кроме гелия) будут передаваться "Сибуру", а в Усть-Луге - посторонние газы будут передаваться "РусГазДобыче". Газпром пубет первично перерабатывать и сжижать природный газ -а "РусГазДобыча" будет перерабатывать остальные газы. А мощность предприятия в Усть-Луге, да близкая к вашей в "3 млн. тонн". Если точнее - 2,8 млн т/год этилена и 2,88 млн т/год полиэтилена.

          Правда пока эти проекты и в Усть-Луге и в г. Свободном - пока являются лишь планами (кроме переработки чистого газа).

          • Анонимно
            21.10.2019 14:29

            Учитывая как развиваются события, я думаю, что вероятность реализации этих проектов высока. Тем более вы знаете о новых льготах о возврате акциза на этан и СУГи - 100% это делается под них.

            • Анонимно
              21.10.2019 14:57

              //вероятность реализации этих проектов высока//

              Согласен с вами. Вероятность этих проектов даже 100%-ная. Если даже не "Сибур" и "РусГазДобыча" будет перерабатывать эту смесь углеводородных газов, то неизбежно будут перерабатывать другие компании.
              Но как правильно здесь отметили (видимо вы), проекты эти очень продвинуты. По Усть-Луге заключён контракт с китайцами, а по Свободному до конца года должен прийти "Сибур". Сибур как раз до конца года вводит в действие все свои производства на «ЗапСибНефтехим» - и руки (и деньги) у него будут развязаны для строительства своего нового гиганта в г. Свободный. Рядом с ныне активно строящимся гигантом "Газпрома" - Амурским ГПЗ. С 1 декабря "Сила Сибири" начинает экспорт газа в Китай. Первые пару лет, пока не достроят Амурский ГПЗ, в Китай пойдёт "жирный" газ.

          • Анонимно
            21.10.2019 23:34

            Людей на работу уже берут и заниматься они будут именно пластиками. Это факт!

  • Анонимно
    21.10.2019 09:09

    Последствия недальновидной политики, дают свои результаты. А ведь конкуренция будет усиливаться не только внутрироссийская, но и глобальная(за рубежом тоже заводы строят). Вот и сядут в лужу.
    Про диверсификацию говорят, но ничего не делают, даже в рамках химической промышленности. Вовремя нужно подхватывать революционные идеи, которые им предлагали, а теперь пусть локти кусают.

    • Анонимно
      21.10.2019 12:48


      Азат Д

      Так упор сделали на миллионы туристов, правда в отчетах друг перед другом.)))

  • Анонимно
    21.10.2019 09:10

    Читать про междусобойчик форбса всё равно что читать в музее меню царского приёма за 1900 год.По усам текло а в рот не попало.

  • Анонимно
    21.10.2019 09:21

    Надо развивать добычу битумных нефтей и извлечение из нее таких редкоземельных металлов как ванадий , вольфрам. Эти металлы сегодня за огромные деньги закупаются в Китае. Но в Татарстане никто этими вопросами сегодня не занимается.

    • Анонимно
      21.10.2019 10:20

      Согласен. Была статья в журнале Наука и Жизнь про ванадий в нефти. Мы пока не умеет его извлекать, а вот немцы умею.

      • Анонимно
        21.10.2019 11:08

        Надо поручить химикам КХТИ заняться методами извлечения ванадия и вольфрама из битумной нефти. Чего мы ждем- не понятно?

      • Анонимно
        21.10.2019 12:17

        10:20 А еще была статья в Науке и жизнь про извлечение золота из морской воды, и лаже успешного. Один только минус, то золото в много раз было дороже золота.

        • Анонимно
          21.10.2019 12:27

          Почитайте статью, а потом уж ёрничайте, ,, умнейший,, вы наш!

        • Анонимно
          21.10.2019 13:14

          а еще был такой роман гиперболоид инженера гарина где некий выдающийся русский инженер по фамилии гарин изобрел гиперболоид который смог просверлить дыру в земле до слоя золота в мантии и черпать оттуда золото вот бы на заседание этой комиссии пригласить подобного инженера

        • Анонимно
          21.10.2019 13:21

          Жаль моря в Казани нет! Из речной воды надо попробовать его добывать!

          • Анонимно
            22.10.2019 05:06

            Верно, в реках протекающих мимо Казани вся таблица Менделеева, что хочешь можно извлечь.

    • Анонимно
      21.10.2019 11:55

      А эта технология добычи редкоземельных элементов будет конкурентна? Или вы просто рекомендуете другим людям потерять их деньги?

      • Анонимно
        21.10.2019 13:17

        Вот сначала надо разработать эту технологию, а уже потом оценить ее конкурентность. Но никто в Татарстане этим не занимается.

        • Анонимно
          21.10.2019 14:54

          А почему бы не купить эту технологию в Германии, хотя мы под санкциями, тогда у наших лучших друзей из Китая, мы ведь помогли им и бомбу ядерную сделать и систему раннего предупреждения о запуске ракет помогаем разрабатывать, вот и нам пусть помогут. Но сомневаюсь, что кто-то поделиться этой технологией, даже Япония ввела квоты для Самсунга на поставки редкоземельных элементов. Наши учёные доказали, что Казани тысячи лет, теперь дело за малым, разработать новые современные технологии.

        • Анонимно
          21.10.2019 22:53

          пОЧЕМУ ЖЕ, занимаются. Только до технологии довести деньги нужны. А нашим удащливым это не нужно. Потом когда нибудь сообразят, но придется уже точно в ниметчине покупать технологию.

          • Анонимно
            22.10.2019 09:15

            Наши удащливые живут одним днем. На их век нефти в Татарстане хватит.

  • Анонимно
    21.10.2019 09:27

    Тут и сказочки конец, кто в списке Форбс тот молодец!

  • Анонимно
    21.10.2019 09:31

    Европа начинает вводить ограничения на Двигатели внутреннего сгорания. Меркель запретила ДВС начиная с 2030 года. Остальные евро страны сделают также. Рынок бензинов и дизеля схлопнется в Европе к 29 году. Китай тоже идёт ту да же, но позже. Куда млн т наших НПЗ пойдут?

    Доктор

    • Анонимно
      21.10.2019 10:34

      Доктор, только по секрету. Двс потребляет бензин. Этого бензина в Европе своего девать некуда. А дизель живее всех живых.

      • Анонимно
        21.10.2019 13:50

        поэтому татнефть не купила НПЗ в Европе за 3 млн, а построила свой за 12?

    • Анонимно
      21.10.2019 10:35

      В Грузию инде. Там автотранспорт на евро-1.

    • Анонимно
      21.10.2019 10:41

      Про Китай неверно по срокам, они уже установили с 2021 почти 70 % транспорта должно быть электро

    • Анонимно
      21.10.2019 23:39

      Пойдет на рынок Китая, Индии, Бразилии и т.д. Где нет таких "умеых" бабушек, как Меркель. Электрокарам нужно электричество! Большая часть электроэнергии вырабатывается сжиганием топлива. Когда экошиза схлынет, все будет по прежнему. Ну а морские и речные суда, спецтехнику, грузовики и прочее на электротягу не переведут скорее всего никогда.

  • Анонимно
    21.10.2019 09:33

    Самый большой провал Татарстана будет виден если посмотреть кто работает в сибуре, роснефти, газпроме на средних управленческих должностях, те кто тащат и реализуют. На 30% это будут выходцы из Татарстана, молодые, образованные, с опытом и не нашедшие себя на малой Родине среди авылдашей и которых никто и не пытался удержать, потому что "мы самые самые", а "за забором таких много"

    • Анонимно
      21.10.2019 10:48

      Работаем в Сибуре на стройке Запсиба. Так вот,у нас в отделе 6 человек бывшие работники НКНХ.

    • Анонимно
      21.10.2019 23:42

      На вышеупомянутый комплекс ГАЗПРОМа уже уходят наши земляки, на Ямале тоже их много, и в Тобольске тоже и т. д. и т. п. Соверленно верно

    • Анонимно
      22.10.2019 10:06

      Согласен полностью.
      С 2011 года работаю в СИБУРЕ, принимал участие в реализации 3-х Проектов Компании - Тобольск-Полимер, РусВинил, ЗапСибНефтехим.
      Условия, возможности, отношение к людям и др составляющие намного более конкурентные чем в Татарстане (до СИБУРА, работал на проектах Татнефти 3 года). Не злорадствую, но по факту компании Татарстана не принимали правильных, взвешенных решений и в части персонала и в целом по стратегии развития.

    • Анонимно
      22.10.2019 12:21

      Татарлар - акыллы җитәкчеләр.

      • Анонимно
        22.10.2019 14:29

        12.21. Мәскәү Кремлендә шулай уйлыйлар.

        • Анонимно
          23.10.2019 15:12

          14.29. Мәскәү Кремлендә Бабайга Путин Алтын Урда картасын бүләк итте, ә ул аңламаганга сабышты.

  • Анонимно
    21.10.2019 09:47

    Роспотребнадзор опроверг предложение об отказе или ограничении пленки. Это фейк

    • Анонимно
      21.10.2019 23:44

      Это модный глупый тренд. Как можно что-то отменить и запретить, если взамен ничего не предложить? Во что паковать то? В бумагу и фольгу?) Или в стекло? Люди взвоют от роста цен только за счет цены материалов, не говоря уже о логистике, условиях хранения и прочем.

  • Анонимно
    21.10.2019 10:11

    Все эти старания если не отразится на жизни народа, ограничится экологической нагрузкой и набиванием карманом выше указанных,нет интереса к этой элите.Это идет паралельно увяданием татарского народа под девизом ,,Без булдырабыз",а в конечном счете потерей Республики.

  • Анонимно
    21.10.2019 10:17

    Пока в стране нужна такая элита, пока цена нефть большая, как цена на нефть упадет, на первые полосы выйдет интеллектуальный труд, такие компании как сбер тех, яндекс. Сейчас самые крупные фирмы в мире это майкрософт, эпл, Гугл. Высокие технологии стали мощнее остальных отраслей. Уже сегодня калифорния превышает по ВВП Нью Йорк. Вскоре,
    лет через 10, самыми мощными будут яндекс, а не газпром и роснефть. Эти фирмы захватят все рынки, еда, такси, приложения и так далее.
    В этом случае нужда советских чиновников отпадет, так как главной целью будет не удержание нефтянки от рук Москвы, а развитие собственной экономики путем благоприятного климата для бизнеса. И мы будем вспоминать о нынешней элите, как сейчас вспоминаем что когда то в 90-е правили какие то люди, типа дааа, были и такие времена

  • ПанАлекс
    21.10.2019 10:26

    Наиль Маганов и Руслан Шигабутдинов посещают эти мероприятия видимо только из вежливости! Вот кто это остальное собрание? Только госчиновники и руководители "прокладок", ничего не решающих (даже большинство МНК ничего сами не добывают, а сдают свои скважины в аренду Татнефти). Единственный пакет нефтянки, оставшийся у государства, бюджета РТ - это 29-34% Татнефти. То есть основные владельцы Татнефти и ТАИФа, кто на самом деле решают как развиваться нефтянке в РТ здесь не видно!

  • Анонимно
    21.10.2019 10:40

    да ладно, ваши заводы не отпускают местным экспортерам продукцию которую готовы покупать и европа и азия... от химии до курей... у них и так всё хорошо нахер им вообще напрягаться

  • Анонимно
    21.10.2019 10:43

    пиар закончился настало время работать... падение по всем фронтам... наступило время профессионалов

  • Анонимно
    21.10.2019 11:11

    Строить то можно всё, а кто работать то будет? Где кадры? Кстати, БО, интересны перестановки на НКНХ-ТАИФ. Говорят, постАхметовский ставленник хорош)

  • Анонимно
    21.10.2019 11:59

    Всё равно, в области нефтехимии РТ со временем будет происходить то же самое, что и в других отраслях. Сначала повышении конкурентности на этом рынке приведёт к снижению рентабельности производства - и нынешние владельцы татарстанской нефтехимии будут вынуждены продать свои производства - мощным федеральным игрокам.

    • Анонимно
      22.10.2019 11:41

      Продать... мощным федеральным игрокам, а они в свою очередь мощным транснациональным корпорациям и перестройка на территории постсоветского пространства этим завершится! Успехов всем.

  • Анонимно
    21.10.2019 12:16

    Так, за последние пять лет нефтедобыча в Татарстане выросла на 10%, нефтепереработка — на 3,2%, в России эти цифры — соответственно 5,8% и 0,6%.
    _____________________________
    Вот по подсчётам наблюдается рост-а доходы населения наоборот падают:такое разве возможно?Или на территории РФ законы экономики не действуют?....не является ли сие наблюдение-прямым доказательством того,что метрополии грабят регионы-колонии...

    • Анонимно
      21.10.2019 13:03

      Скажу больше.
      Грабят олигархи простых людей.
      Олигархи это и местные элиты.
      Во многих регионах своих элит нет.
      Нам простым людям без разницы кто нас грабит, московские или свои олигархи.
      Вон дивиденты татнефть и другие в сотнях млрд своим олигархам раздала.
      Так что нам простым людям крошки уже даже не достаются с барского стола.
      Поэтому народ и нищает.
      И экономика хиреет.
      И это все быстрее вниз идет и все быстрее.
      Олигархи это уже понимают и свои деньги выводят из страны.
      Что то грядет.

  • Анонимно
    21.10.2019 13:00

    Благодаря Сибуру в Прикамье может улучшиться экология. По другому никак.

    • Анонимно
      21.10.2019 14:31

      насмешил. сибуру плевать на твою экологию с высокой колокольни

    • Анонимно
      21.10.2019 14:34

      Да, факелы повсеместно гореть не будут.

      • Анонимно
        21.10.2019 19:20

        В Тобольске горят

        • Анонимно
          21.10.2019 20:04

          Сейчас в Тобольске запускают новые производства. Посмотрим, останутся ли в Тобольске факелы после Нового года.

          • Анонимно
            22.10.2019 18:43

            Там этан-пропановая смесь горит, их трудно разделить

          • Анонимно
            23.10.2019 15:12

            ))) технология изменится после запуска? факелы горят всегда, и везде на подобных предприятиях. можете восхвалять сибур сколько угодно, но там те же технологии, что в нижнекамске, казани, сша, китае. пока ничего другого не придумали, факелы будут гореть

  • Анонимно
    21.10.2019 13:34

    5, 6 программы уже сейчас вызывают улыбку, в свете того как строятся новые мощности (все тупо закупается из-за рубежа), а 7 программа-это вообще фантастика, вернее разыгравшееся воображение некоторых "аналитиков". Вы бы как то слово с делом согласовывали что-ли. Удащи!!!

  • Анонимно
    21.10.2019 16:08

    "Удар" из Сибири ожидался. Конкурировать с такими тяжеловесами Таифу да и без своего сырья не знаю как? Проще продать его активы пока есть цена. Но хозяева вряд ли на это пойдут, значит будут резать, экономить, оптимизировать. Дадут ли банки кредиты на новые производства, под какой процент, залог?
    А есть ли смысл у Таифа на новые производства? Технологии открытые, только плати лицензиату. Любой крупный сырьевик переиграет наших на этом поле. Светлых перспектив не вижу.
    У Татнефти же все хорошо.
    Новые технологии, например, получение бактериального корма из метана в Скандинавии нам не грозят. Почему? Потому что, горизонт планирования маленький и простирается на жизнь одного поколения. Новые технологии это затраты в сотни миллионов евро и десятилетия работы высококвалифицированных специалистов, которых надо вырастить и удержать. Наши гиганты этого не потянут, акционеры не позволят, Республика тоже не вытянет.
    Могли бы помочь светлые головы, но им пробиться в топ менеджмент наших компаний маловероятно.
    Значит нужно растить других, маленьких и перспективных. Выйдет один из ста хорошо.

    • Анонимно
      21.10.2019 16:35

      Именно, своего сырья мало - это приговор. По уму надо бы объединять с Татнефтью, тогда появится хоть какая то перспектива.

  • Анонимно
    21.10.2019 16:37

    Яруллин вас всех "доведет" до последних мест в России по нефтехимии.

    Ни одна его программа не была реализована - была же статья где он "сетовал" - то не выполнено это не выполнено.

    Сколько химических заводов закрылось или загнулось при нем - Тасма, Искож, Полимерфото, Хитон, КЗСК, Силикон, Аммоний.....и т.д.

    Смешно его просто даже слушать - сдирает все данные из журналов и информационных агентств - у самого нет ни аналитики ни способности для нормального планирования.


    Полный Отстой и Застой - оценка "работы".....

  • Анонимно
    21.10.2019 19:00

    Шеф все попало, гипс снимают, клиент уезжает

  • Анонимно
    21.10.2019 20:08

    Развивать кооперации и вклиниться в гражданское самолетостроение МС-21. ЗАКАЗАНЫ 500 шт

  • Анонимно
    21.10.2019 21:11

    Татары узко мыслите Давно пора было выйти за пределы республики а именно в сибирь Сибур это опередил татаров а зря Остаетьсч одно , выкупить активы сибура

    • Анонимно
      22.10.2019 07:50

      Некогда было нам: показывали шоу Рубина и Ак Барса! А самое интересное: баи сами верили, что так надо, давно бы на эти деньги выкупили всю Чувашию и всё до Уфы.

  • Анонимно
    21.10.2019 21:54

    Суверенитет кончился, лишнего высовываться нельзя иначе все отберут и увезут в Москву.

  • Анонимно
    21.10.2019 22:54

    Молодые Зяббаровы, Нугмановы, Шигабутдиновы, Шаяхметовы и прочие не смогут удержать Республику, закваска не та, тепличный да и от народа страшно далеки ментально стью другая, если Республику не удержат народу придётся Оч несладко причём как татарам так и не татарам.

    • Анонимно
      22.10.2019 00:05

      Ключевое заблуждение в том, что ее надо держать.
      Нужно честно трудиться на благо своей земли.
      И так уже долго держат, скоро держалку оторвут уже вовсе.

      • Анонимно
        22.10.2019 13:54

        Если не держать будет Киров, Кострома, Саратов, Ульяновск
        Несеянные поля брошенные деревни, убитые дороги, закрытые больницы. Школы без ремонта. Экологию добьют. Грабить Республику бывшую и переделом имущества заниматься будут лихо. Это надо понимать. Всегда будет какая то власть, и думать что назначены из неместных в долгосрочной перспективе будут лучше глубокое заблуждение. Это надо понимать не поддаваться эмоциям.

        • Анонимно
          23.10.2019 15:15

          13.54. Куркытмагыз һәм үзегез дә курыкмагыз.
          Җитәкчелектә кем булса да югалмасбыз.

  • Анонимно
    22.10.2019 10:55

    С 2018 года на данных которого базируется доклад утекло уже много воды, и все кардинально изменилось на мировых рынках. Так что отставание нужно прямо сказать гигантское. Я уже писал в БО, что мир медленно но уверенно переходит от ископаемого минерального сырья на органическое. Даже в плане производства пластмасс, и непосредственно при производстве большинства химической продукции. Так что Рафинат Саматович посылает правильные сигналы, но услышат ли?

    • Анонимно
      23.10.2019 15:15

      до рафината саматыча все это потнимают. ьвон таиф стал строить завод биоплстика. не сибур, не газпром, а таиф. тот самый таиф, который тут ив хвост и в гриву за то, что мол неперспективвный, застарелый. а это единственная компания, которая не останавливается на нефти и газе, а ищет новые решения.

  • Анонимно
    23.10.2019 14:16

    Михаил Полтаранин на днях заявил, что 95 процентов экономики РФ принадлежит не нашей стране? Для кого развиваться,если вся прибыль вывозиться 100 % за рубеж бенфициарам. Зачем для них свою землю, воду и воздух травить?

  • Анонимно
    23.10.2019 18:08

    На заводах ТАИФа развели сумасшедшую бюрократию. Например что бы подписать какой нибудь документ на ПАО "Казаньоргсинтез" человек должен пройти несколько этажей согласований и на каждом этаже могут развернуть любую инициативу. Заводом управляют не технологи а служба экономической безопасности. Если так дальше пойдет, завод сильно деградирует и обанкротиться.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль