Культура 
7.11.2019

«Великая октябрьская хореографическая революция» в театре им. Джалиля

Фотоистория «БИЗНЕС Online»: танцующий Штирлиц и мысли о татарском эпосе — гала-концерт фестиваля #StagePlatforma в 22 снимках

В канун 7 ноября в театре оперы и балеты произошло беспрецедентное событие — вечер современного танца от артистов Большого театра, Мариинки и ТАГТОиБ им. Джалиля. На сцену оперного, куда обычно пускают лишь классический балет, сумел прорваться художественный руководитель фестиваля #StagePlatforma, киношный Рудольф Нуриев и солист казанской труппы Олег Ивенко. Как полагает «БИЗНЕС Online», после гала-концерта сомнения в том, что современная хореография необходима нашему театру, отпали.

  1. Целый вечер современного танца в стенах казанского театра оперы и балета: когда такое было? Так что ощущение исторического события буквально витало вчера в стенах театра им. Джалиля, где проходил гала-концерт III фестиваля современной хореографии #StagePlatforma. Полный зал разрушал первый стереотип, согласно которому в Казани публика будет ходить строго на «Лебединое озеро» и «Жизель».

  2. Программа концерта разрушала второй стереотип, согласно ему балетная труппа театра им. Джалиля в силу своей выучки не готова танцевать contemporary dance. Скажите это многочисленным солистам казанского балета, которые, за редким исключением, выступали, и с успехом, на вчерашнем гала-представлении!

  3. «Хочу дать новый толчок в Казани развитию современной хореографии. Здесь это пока не развито. И подобного еще никто не попробовал. Я решил быть основателем», — сказал журналистам основатель и худрук фестиваля, заслуженный артист РТ и премьер театра им. Джалиля Олег Ивенко. С недавнего времени имя танцовщика известно не только балетоманам, именно он сыграл Рудольфа Нуриева в фильме «Белый ворон» знаменитого британского актера и режиссера Рэйфа Файнса.

  4. А лауреата «Золотой маски» (в качестве артиста балета) и хореографа Мариинского театра Владимира Варнаву мы спросили: что бы он предложил театру им. Джалиля, если бы его сюда пригласили поставить спектакль? «Я бы предложил какой-то эпос, татарский или славянский. Может, это и не очень оригинально, но, мне кажется, очень важно находить национальную аутентичность и новое ее прочтение», — признался Варнава. «Я слежу за тенденциями. Акрам Хан, Сиди Ларби Шеркауи — один индус, другой марокканец — успешные хореографы, занимаются contemporary dance, ставят на лучших площадках мира, но они работают с корнями», — добавил наш собеседник.

  5. Ведущий вечера — профессор Сергей Коробков — также говорил о нем как об историческом событии. А также о диалоге, который ведет современный танец с классическим балетом, «прописавшимся в сказочных дворцах» и часто неспособным говорить об актуальных вещах. Кстати, казанский зритель настолько привык к огромным ярким картонным декорациям на оперно-балетных спектаклях, что пустая сцена театра им. Джалиля временами казалась творением выдающегося сценографа. При этом технические возможности серьезного театрального учреждения, безусловно, дали организатором #StagePlatforma этим гала выйти на совершенно новый уровень развития фестиваля.

  6. В прологе гала-концерта под музыку Петра Ильича Чайковского квартет солистов балета театра им. Джалиля представил мировую премьеру «Создатель. Созидание» в постановке англичанина с итальянскими корнями Алессандро Каггеджи. Сам хореограф и исполнил роль Микеланджело, художника, который входит порой в самые непростые отношения с собственными творениями (Александра Елагина, Таис Диоженес, Антон Полодюк).

  7. А уже второй номер вечера — The Journey (на музыку современного композитора-постминималиста Макса Рихтера) от танцовщика и хореографа Мариинского театра Ильи Живого — сорвал овацию. В этой пьесе, исполненной автором, сочетались мастерство артиста и прекрасная работа со светом. «Всегда очень легко показывать мировую классику — „Жизель“ и „Лебединое озеро“ — это всегда и всем понятно. Экспериментировать сложнее. Вот в чем дело. Но постепенно, адаптируя публику… Как это делают в Мариинском театре, где есть школа молодых хореографов, которые потом могут показать результаты своей работы на большой сцене. Как это делают в Екатеринбурге, как это теперь делают здесь. И спасибо Олегу Ивенко — это очень круто!» — сказал журналистам Живой.

  8. Очень тепло столица Татарстана принимала и своих недавних любимцев — японцы Мидори Терада и Коя Окава (их первый номер «Путь Харона» был под знаменитую арию Альмирены из «Ринальдо» Генделя) несколько лет работали в Казани, регулярно пополняя копилку балетных наград театра им. Джалиля. Год назад они уехали в Новосибирск, кстати, не удостоившись ни новости на сайте казанской оперы, ни благодарностей в официальных аккаунтах театрального учреждения.

  9. Затем порадовала зрителей нынешняя звезда казанского балета бразильянка Аманда Гомес в компании с многолетним премьером труппы Михаилом Тимаевым. «Все ветер», остроумный номер на музыку Массне, — безусловная удача хореографа Александра Могилева, с которой знакомы и зрители телепрограммы «Большой балет».

  10. Антон Полодюк удивил всех своим танцем под не самую простую для восприятия музыку malsimusic Ислама Валеева. Это была история о том, как обычный урок в балетном классе превращается в пространство творческой свободы, о том, как традиционное реалистическое искусство трансформируется в современное…

  11. …Хотя чему удивляться, ведь постановщиком пьесы выступил Нурбек Батулла, дебютировавший как хореограф в некогда родном театре.

  12. Следом некогда артисты казанского театра оперы и балета, ныне работающие во французской Тулузе, Александра Суродеева и Руслан Савденов исполнили «Ноктюрн» на музыку Леонида Десятникова в постановке шефа балета пермской оперы Алексея Мирошниченко.

  13. В антракте идеи хореографических композиций рождались уже у самих зрителей.

  14. Здесь же обращало на себя внимание, что в фойе вместо привычной для театра им. Джалиля ресторанщины в виде «Чардаша» и «На голубом Дунае», а также походов скрипача «в зал» струнный квартет без всяких глупых заигрываний с публикой играл подходящую моменту классику.

  15. Открывали второе отделение известные казанские подвижники contemporary dance, творческий и семейный дуэт Мария и Марсель Нуриевы со своим номером «Мы еще здесь» на музыку исландских пост-рокеров Sigur Ros. Кстати, оба сольных номера худрука #StagePlatforma Ивенко, показанных накануне, поставил именно Нуриев.

  16. Еще один номер, который наверняка запомнится зрителям надолго. Танцующий Штирлиц — когда еще такое увидишь. Под «Мгновения» Таривердиева историю советского разведчика в логове врага рассказал премьер Большого театра Михаил Лобухин. Перед гала-концертом Лобухин признался журналистам, что долго вынашивал идею этой композиции, а пару лет назад встретился на Нуриевском фестивале с Алессандро Каггеджи, и они сразу поняли друг друга. В итоге англичанин из Казани выступил и здесь в качестве хореографа.

  17. Единственный вокально-хореографический номер вечера. Компанию Ивенко на сцене составил фронтмен питерского ВИА «Пролетарское танго» Дмитрий Караневский, засветившийся как-то и в «Голосе», пьеса называлась «В поисках утраченного».

  18. Солисты Словацкого национального театра Ольга Челпанова и Константин Коротков исполнили пьесу «Воск и огонь» на музыку Дебюсси в постановке уже упомянутого хореографа Могилева.

  19. А Варнава из Мариинки, сочинивший и исполнивший «Сон, вызванный полетом» на музыку все того же Дебюсси, порадовал зрителей еще и классическими трениками, которые выглядели на академической казанской сцене настоящим и прекрасным хулиганством. В общем, современный танец способен вести диалог с классическим балетом и с «позиции силы». «Есть балеты понятные, очевидные в своей красоте, в своей эстетике. А есть такие, которые призывают копаться в себе. И не каждый постановщик или зритель готов к такой работе. Это и неплохо, и нехорошо. Просто каждое сознание устроено индивидуально», — говорит сам хореограф.

  20. Последний номер вечера — «Мастер-класс» под живые барабаны — пусть и не таил в себе хореографических изысков, но был той самой «зажигалочкой» в исполнении мужского квартета солистов (Ивенко, Каггеджи, Полодюк, Тимаев), которая окончательно покорила зал.

  21. В общем, из реакции зрителей никак не следовало, что современному танцу нет места в репертуаре театра им. Джалиля.

  22. Больше всех аплодисментов и цветов досталось художественному руководителю #StagePlatforma Ивенко. Возможно, его сольные номера и не были главными в этом вечер, а кто-то из коллег ярче себя показал в прыжках и фуэте, но именно «белый ворон» из фильма Файнса стал настоящим и бесспорным героем вечера. Неравнодушие и упорство, с каким артист старается развивать современную хореографию в Казани, просто подкупает. И кажется, что гала-концерт в театре им. Джалиля уже на третьем фесте Ивенко — это только начало. Во всяком случае в это искренне хочется верить.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (14) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
7.11.2019 11:02

Концерт очень понравился, это был настоящий праздник танца! Столько приятных эмоций получили, спасибо!

  • Анонимно
    7.11.2019 09:25

    Не многовато ли берёте на себя, Айрат Нигматуллин, называя "На прекрасном голубом Дунае" ресторанщиной? На всякий случай это произведение Штрауса является неофициальным гимном Австрии! Мягко говоря жители Вены на ежегодном новогоднем концерте, где этот вальс, кстати, одно из самых известных классический произведений, исполняется на бис, вас бы не поняли! А что касаемо "Чардаша", так это вообще из области "сами мы не местные". По-вашему, если скрипка, то значит кабак, цыгане, "ковры, пальмы и атмосфера полного взаимопонимания из ресторана "Метрополь". Дэвид Гаррэтт с вами бы не согласился! Хотя, нет, он бы просто не обратил внимания.

    • Речь о контексте. Если бы Венский филармонический исполнял "На голубом Дунае"... Но традиционно в казанском оперном театре, об этом писали и приглашенные нами критики, в фойе царит вот эта атмосфера русского эмигрантского ресторана, где товарищ на скрипочке пиликает "Очи черные" и "Чардаш" и ходит между восторженными дамами. Ты еще переживаешь за Калафа, Тимура и Лиу, а тут тебе эмигрантский ресторан. Так вся магия оперного искусства и исчезает, а остается "обслуживание зрителя" в довольно пошлом смысле этого слова.

      А вчера было именно так, как должно быть.

      Да, и "Чардаш" в исполнении ансамбля Горана Бреговича - это одно, а в исполнении товарища Штейнберга в ТАГТОиБ - совсем другое.

      • Анонимно
        7.11.2019 11:25

        10:21
        Лично мне очень нравились музыкальные паузы в фойе оперного театра в исполнении Захара Штейнберга и его коллег-музыкантов - это было профессиональное исполнение популярных, классических произведений с мировой известностью. Не надо, пожалуйста, вешать на них нелицеприятные ярлыки. Давайте уважать вкусы и мнения ВСЕХ.

      • Анонимно
        13.11.2019 09:47

        всё верно,но слова цыганщина,ресторанщина в любом случае носят злобно иронический,нелицеприятный оттенок.Просто надо подбирать слова.

  • Анонимно
    7.11.2019 10:28

    Была вчера на этом концерте, больше похоже на капустник в ДК

  • Анонимно
    7.11.2019 11:02

    Концерт очень понравился, это был настоящий праздник танца! Столько приятных эмоций получили, спасибо!

  • Анонимно
    7.11.2019 13:13

    Были вчера с семьей, очень понравилось, молодцы! Более четкая организация самого процесса придет, но давно пора разбавить классический репертуар нашего театра вот такими современными балетными танцами! Надо своем видение искусства немного расширять господа! Молодец Олег Ивенко, здорово, что минкульт поддержали. Лично меня очень зацепил танец Ильи Живого, эмоции до слез. Еще раз всем спасибо!!!

  • Анонимно
    7.11.2019 13:43

    Я тоже была вчера на концерте. Концерт был не для уровня Театра оперы и балета им.М.Джалиля, а уровня Дворца культуры. Мы все знаем, во всяком случае те, кто следит за статьями о культурных событиях города, как относится уважаемый Айрат Нигматуллин к руководству театра. Поэтому, я уже вчера, сидя на концерте, предполагала текст его статьи:)). Но очень бы хотелось почитать рецензию на сие действо какого-нибудь заслуженного хореографа.
    Современный балет, безусловно, нужен и интересен! Зрители видели очень много шикарных постановок современных хореографов как на подмостках нашего театра, так и в театрах других стран. Но они другого уровня исполнения - вот в чём кардинальное отличие! И в этой ситуации я рассуждаю так: если бы концерт проходил на сцене Дворца культуры, то это один уровень. Зрители, я думаю, так же были бы покорены и довольны, ведь в их рядах была масса родных и друзей выступающих. Но концерт шёл на сцене нашего Театра оперы и балеты!! Это предполагает уровень. А очень многие номера были плохо подготовлены и отрепетированы, прям "наживую" я бы сказала, не интересная примитивная хореография, неважная хореографическая подготовка у некоторых артистов. Спектакли современного балета высокого уровня доставляют эстетическое наслаждение. Но тут то этого, к сожалению, не произошло. Как театр допустил выпуск такого концерта на свою сцену - не понятно, должны же быть выпускающие режиссёры какие-то.

    • "Неважная хореографическая подготовка у некоторых артистов"? "Зрители, я думаю, так же были бы покорены и довольны, ведь в их рядах была масса родных и друзей выступающих"?

      Если верить вашим словам, то руководство театра им. Джалиля тем более надо гнать в шею, учитывая, что абсолютное большинство выступавших - это почти все ведущие солисты балетной труппы театра - нынешние или бывшие. А оставшиеся - это Большой и Мариинка.

      Или вы просто воспользовались принципом современного танца: сначала танцуешь, а потом думаешь? Но с комментариями так не проходит, тут все-таки нужно непременно сначала подумать, а потом написать.


  • Анонимно
    7.11.2019 15:06

    Вывод: 1.Айрат Нигматуллин всегда прав! 2.Айрат Нигматуллин всегда прав, даже когда он неправ! 3. Айрат Нигматуллин прав, даже когда он прав!

  • Анонимно
    7.11.2019 17:03

    Уважаемый автор! Теряете аудиторию. Неужели вы всерьёз думаете, что ваши непростые, а проще говоря, никакие отношения с дирекцией театра оперы и балета интересны читателям?

  • Анонимно
    7.11.2019 22:25

    Какие шансы на то, чтобы нечто похожее случилось в театре Джалиля с оперой?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль