Ретейл 
28.11.2019

«Офлайн даже не рассматриваю»: 5 историй о том, как раскрутиться в эпоху маркетплейсов

Казанские производители мебели, сувениров, одежды и фруктовых чипсов о том, как делают миллионы в интернете

«Цена создания интернет-магазина очень разная: кто-то за 50 тысяч рублей сделает, кто-то — за 150, кто-то — за 500», — говорит один из пяти татарстанских предпринимателей, рассказавших «БИЗНЕС Online» о нюансах бизнеса в сети. О том, когда онлайн-ретейл вытеснит офлайновый, чем хороши маркетплейсы и почему каждая пятая покупка скоро будет совершаться в онлайне, — в нашем материале.

Темпы роста e-commerce в Татарстане в два раза выше, чем в среднем по стране. Еще в апреле правительство РТ выбрало Ozon партнером для разработки стратегической программы по развитию рынка электронной коммерции Правительство РТ выбрало Ozon партнером для разработки стратегической программы по развитию рынка электронной коммерции. Темпы роста e-commerce в Татарстане в 2 раза выше, чем в среднем по стране Фото: «БИЗНЕС Online»

«Онлайн займет 20 ПРОЦЕНТОВ рынка через 7–8 лет»

Еще в апреле правительство Татарстана выбрало Ozon партнером для разработки стратегической программы по развитию рынка электронной коммерции в республике. Пока она не презентована общественности, но это не мешает развитию. Темпы роста e-commerce в республике, по оценкам «Яндекс.Маркета», в 2 раза выше, чем в среднем по стране. После того как свои логоцентры в Зеленодольске достроят Wildberries и Ozon, а сам «Яндекс.Маркет» определится с форматом присутствия в республике, есть все основания полагать, что цифровая трансформация рынка пойдет стремительными темпами.

«Бизнесы не перетекают из офлайна в онлайн, предприниматели скорее дополняют свой бизнес отдельным каналом в интернете. А уже этот канал по своим математическим законам начинает что-то отъедать у офлайн-бизнеса, где-то требует особый товар. Уже сейчас в офлайн-магазинах крупных сетей можно наблюдать продавцов-консультантов, которые ходят с планшетами и помогают оформлять заказ, используя магазин как шоурум. Мы по всем „приборам“ видим, что интернет-канал продаж растет гораздо быстрее прочих», — рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель службы аналитики группы компаний «Яндекс.Маркет» Владислав Исмагилов.

Линар Хуснуллин, основатель KazanExpress: «В 2018–2019 годах произошел взрыв e-commerce в России. Экономика в целом не растет так быстро, а онлайн растет за счет того, что офлайн падает» Линар Хуснуллин, основатель KazanExpress: «В 2018–2019 годах произошел взрыв e-commerce в России. Экономика в целом не растет так быстро, а онлайн увеличивается за счет того, что офлайн падает» Фото: «БИЗНЕС Online»

В Казани самый известный местный маркетплейс — это KazanExpress. Его основатель Линар Хуснуллин рассказал, что за два года существования площадки объемы продаж выросли до 100 тыс. заказов в месяц. «В 2018–2019 годах произошел взрыв e-commerce в России. Это было предсказуемо: по миру доля онлайн-ретейла — 14–20 процентов, а в России — 2 процента, — говорит Хуснуллин. — Онлайн займет 20 процентов рынка примерно через 7–8 лет, а в перспективе 30 лет показатель может дойти до 45 процентов. Экономика в целом не растет так быстро, а онлайн увеличивается за счет того, что офлайн падает. Это случилось потому, что до сих пор в России не было достойных доставки и цен. Сейчас наконец местные компании проснулись, и 2018–2019-е стали первыми годами, когда Alibaba перестала увеличивать долю рынка в России. И я думаю, что в РФ, как и в США, китайские компании будут снижать присутствие». При этом конкуренция в интернет-ретейле очень жесткая: 96% онлайн-магазинов закрывается в первый год.

По данным KazanExpress, Татарстан в целом следует общероссийской статистике онлайн-продаж: 33% реализации в сети — это одежда, 33% — бытовая электроника, оставшаяся треть — все прочие категории, в том числе продукты питания. По отдельным товарам картина несколько иная. Например, по данным Wildberries, в топ-10 самых продаваемой продукции в Татарстане на этой площадке вошли тушь для ресниц, капсулы для стирки, скотч, детские подгузники, средства для педикюра и влажные салфетки.  

Как сесть на эту волну? Мы пообщались с пятью татарстанскими предпринимателями, у которых большая часть продаж осуществляется через интернет. Они рассказали о самых популярных каналах торговли, преимуществах и недостатках маркетплейсов по сравнению с обычными интернет-магазинами, экономике торговли и будущем рынка. 

«Сделки заключаются в WhatsApp, споры решаются принтскринами»

Елизавета Ершова три года занимается производством фруктовых и овощных чипсов Simple в Казани: все началось с декретного хобби и выросло в полноценный бизнес. Сейчас объем производства ежемесячно составляет порядка 2 тыс. упаковок чипсов стоимостью 150–180 рублей каждая. Цех в 60 кв. м находится на Подлужной, там же расположен небольшой склад, на котором практически ничего не хранится — работники стараются максимально быстро отгрузить товар. Подавляющая часть продукции продается в другие регионы. На Чукотку, например, доставка идет почти месяц, а срок годности товара — полгода.

— Я в продажах уже более 15 лет, но только в последние годы столкнулась с тем, что в интернете все гораздо легче реализуется, потому что люди не любят разговаривать. Новое поколение вообще не готово беседовать по телефону, а просит все выслать на почту или в мессенджер. Сделки заключаются в WhatsApp, споры решаются принтскринами. Люди сейчас даже еду покупают через интернет. Я думаю, что все идет к тому, что ретейлеры сами запустят доставку, как «Ашан», либо возникнут коллаборации с маркетплейсами, но так или иначе все будут продавать онлайн.

С гигантами типа Х5 работать крайне сложно: они просят на нашу категорию товаров до 100 дней отсрочки оплаты. Это значит, что если даже 50 магазинов загрузить средним объемом товара, то на три месяца оборотный капитал просто заморозится: для МСБ это очень долго. Мелкие  оптовики, наоборот, дают предоплату и рискуют сами.

«Мы сначала вышли на ярмарки Open Food Market, сразу продали огромные запасы. Продолжили на разных ярмарках, люди стали о нас узнавать, начали поступать запросы от ЗОЖ-магазинов» «Мы сначала вышли на ярмарки Open Food Market, сразу продали огромные запасы. Продолжили на разных ярмарках — люди стали о нас узнавать, начали поступать запросы от ЗОЖ-магазинов» Фото предоставлено Елизаветой Ершовой

Мы сначала вышли на ярмарки Open Food Market (фестиваль еды; проводится в Казани примерно раз в квартал), сразу продали огромные запасы. Продолжили на разных ярмарках — люди стали о нас узнавать, начали поступать запросы от ЗОЖ-магазинов. Мы, недолго думая, озадачились цехом, документацией и начали сотрудничать. Параллельно развивали «Инстаграм» и сделали сайт, попробовали продвигать розничные продажи через интернет. В итоге поняли, что на Open Space Market (ярмарка дизайнерских товаров и фермерских продуктов; в Казани — раз в квартал) можно сделать большие продажи, но редко, а по мелким ярмаркам гастролировать затратно, да и на крупных наступает момент пресыщения, сбыт перестает расти. Поэтому мы сфокусировались на оптовых продажах: начали с эколавок, реализуем продукцию также в сети «Йола», которую я воспринимаю не столько как мясной магазин, сколько как точку натуральных товаров.

Кроме того, у нас собралась база заказчиков из других регионов — инстаграм-группы, локальные совместные закупки и интернет-магазины. И сейчас 75 процентов продаж у нас происходят именно через интернет-площадки за пределами Татарстана — от Кавказа до Дальнего Востока. Мы обнаружили очень большой спрос из Сибири. На мой взгляд, это условный интернет-бизнес, потому что с данными компаниями мы договариваемся сначала по телефону, а вот они уже продают в онлайне. Делают довольно высокую наценку, но люди покупают достаточно активно. Еще 5 процентов продаж — через соцсети, остальные 20 процентов — через сетевые магазины. Сайт практически не продает, но мы им и не занимаемся, не продвигаем, он работает просто как визитка — я сознательно сделала ставку на опт.

Работать производителем и быть дистрибьютером продукции одновременно очень тяжело: нужны большие ресурсы, люди, компетенции. Лучше остаться производителем и сохранить качество, а для реализации достаточно договориться с несколькими площадками сбыта. В интернете проще, потому что у всех офлайн-компаний жесткие требования к бухотчетности, а в малом бизнесе бухгалтер не всегда подразумевается, плюс не все компетентны в ведении бухучета.

Мы выступили трендсеттерами в свое время, но вечно задавать тренды в одной узкой нише невозможно, и сейчас принимаю решение, делать ли level up  и серьезно развиваться или оставить все на прежнем уровне. ЗОЖ-тренд сейчас имеет две стороны: с одной — индустрия активно развивается, а с другой — крупные ретейлеры тоже понимают эту тенденцию. И я убеждена, что через год в них появятся целые отделы правильного питания и собственные торговые марки (СТМ), а мелкие эколавки просто загнутся. Даже в прошлом году позакрывались многие ЗОЖ-магазины, с которыми мы сотрудничали. С крупными ретейлерами очень сложно соревноваться.

По данным KazanExpress, Татарстан в целом следует общероссийской статистике: 33% продаж в сети — это одежда, 33% — бытовая электроника, оставшаяся треть — все остальные категории, в том числе продукты питания По данным KazanExpress, Татарстан в целом следует общероссийской статистике: 33% реализации в сети — одежда, 33% — бытовая электроника, оставшаяся треть — прочие категории, в том числе продукты питания Фото предоставлено KazanExpress

Когда мы начинали, на Ozon и Wildberries было сложно попасть, сейчас они пришли в Татарстан, наверное, в этом направлении тоже будем двигаться. Мы пытаемся работать с KazanExpress, но они показали низкие продажи. В категории экопродуктов у них не очень просто дела идут, я думаю, все-таки площадка заточена под дешевые китайские товары, экопродукцию там сложно воспринимают. Зато продуктивно сотрудничаем с компанией «Станцией „Плантация“» — она заняла нишу доставки качественных продуктов питания, у нее это получается отлично.

Прайсы для интернет-магазинов и торговых сетей у нас разные. Ретейлеры всегда хотят, чтобы поставщик подвинулся в цене, чтобы их розничная цена была самая привлекательная. Например, у нас пачка самых дешевых яблочных чипсов стоит 110 рублей, а они продают за 109. Для этого нам пришлось подвинуться на 40 процентов от нашего розничного прайса, а для интернет-дистрибьюторов в других городах мы смогли удержать прейскурант на минус 30 процентов. Кстати, у последних еще есть расходы на доставку, которые они сами покрывают, и дистрибьюторы ставят выше наценку (если ретейлеры — примерно 40 процентов, то интернет-магазины — до 70 процентов). А за доставку до торговой сети мы платим сами, но тут, конечно, и совсем другие объемы. Эколавки не могут себе позволить такие масштабы и делают бешеные наценки. Подобное очень недальновидно: мы апельсины продаем по 110 рублей за пачку, а они ставят за 150–180 — кто будет такое приобретать? Это же не ананасы. Вот потому я и уверена, что крупные ретейлеры возьмут свое.

«организовывать свои шоурумы нет смысла»

Учредитель ООО «Зима» Юлия Романова занимается производством женской верхней одежды для беременных под брендом Didiliya. Торговая марка зарегистрирована в 2012 году, тогда швейная лаборатория «СОшьем» была только в Казани, сегодня работает еще два небольших цеха — в Москве и Рыбинске. Сначала продажи шли через оптовиков по регионам России, профильные сетевые магазины Mammysize, интернет-магазины «Лучшее детям», «Мамский магазин» и другие, а также в Беларусь. В 2014 году на компанию вышел маркетплейс Wildberries — и постепенно этот канал сбыта вытеснил остальные. 

— Сначала страшно было, как на Wildberries будет продаваться товар, так как он по агентскому договору берется на реализацию, но за четыре года совместной работы результаты оказались положительными. В кризис 2016-го многие некрупные оптовики просто перестали существовать, а маркетплейсы как раз начали составлять им значительную конкуренцию. В таких условиях, при подобном многообразии ассортимента и производств если кто и выживает, то это крупные сетевые компании, а почти все значительные игроки рано или поздно начинают производить свою продукцию и отказываются от работы с поставщиками: такой опыт у нас тоже был. Только на мелких оптовиков тоже рассчитывать сложно: у них рынок сбыта совсем другой. 

Так что сейчас главный канал сбыта нашей продукции — Wildberries. Совсем небольшая доля продаж идет через «Инстаграм», думаем о продвижении своего интернет-магазина, хочется развивать марку. Продвигать свой сайт тоже хочется, но сейчас очень сложно конкурировать с маркетплейсами. 

У Wildberries есть точки приема продукции, так что организовывать свои шоурумы нет смысла — во всяком случае для верхней одежды. У нас несколько специфическая продукция — для беременных, и самостоятельно передвигать ее, например, в Москве, где у нас сегодня основной рынок сбыта, не очень удобно. Гораздо проще прийти в пункт выдачи заказов Wildberries, которые есть чуть ли не в каждом дворе, заказать, примерить и купить. Именно поэтому мы не открыли собственный магазин — одно из производств у нас находится в Рыбинске, иногда доехать из столицы до этого города бывает быстрее, чем в пределах Москвы с севера на юг. В Казани ситуация попроще, но тоже онлайн-торговля развивается.

««Организовать свои шоурумы нет смысла — во всяком случае для верхней одежды. Гораздо проще прийти в пункт выдачи заказов WildBerries, которые есть чуть ли не в каждом дворе, заказать, примерить и купить» «Организовать свои шоурумы нет смысла — во всяком случае для верхней одежды. Гораздо проще прийти в пункт выдачи заказов Wildberries, которые есть чуть ли не в каждом дворе, заказать, примерить и купить» Фото: wikipedia.org

С точки зрения экономики все одинаково — что в случае с Wildberries, что с оптовиками, мы поставляем им товар по одинаковым оптовым ценам. Условия работы с Wildberries могут быть разными в зависимости от договора. Сейчас данная компания уменьшила основной коэффициент, но добавила сумму за логистику и хранение. В общем и целом цены такие же: я ничего не потеряла.

Поставки мы организуем один раз в месяц — отправляем машину, маркетплейс принимает товар, сам его хранит на своем складе и доставляет покупателям. Затраты на склады и логистику у нас, конечно, есть, но они в основном касаются отгрузки продукции. У нас есть свой небольшой склад при производстве, и нам его хватает. Логистика платная, но если бы мы сами отправляли курьером, то это минимум 300 рублей. А человек, как правило, заказывает и примерку, то есть еще и возврат будет. А у Wildberries вся логистика в районе 30 рублей — в 10 раз меньше.

Предложения от других маркетплейсов постоянно поступают, но пока объемы, реализуемые через Wildberries, меня устраивают. Это еще и специфика одежды: каждый год есть определенное количество беременных, так что резко увеличивать объемы производства не имеет смысла. На данный момент мы производим 3–5 тысяч изделий за осенне-зимний сезон. Кроме того, Wildberries позволяет продавать изделия в Беларусь и Казахстан. Если это делать самостоятельно, нужно заполнять кучу бумаг, всякие таможенные декларации, а маркетплейс делает это сам.

«Будь то диваны, брусчатка, сувениры — всем нужен канал онлайн-продаж»

Казанский бизнесмен Артур Мустаев запустил интернет-магазин «ТатарМастер» в 2012 году не столько для прибыли, сколько для удобства мастеров народно-художественного промысла: чтобы они могли регистрироваться на ярмарках (например, на Каравоне и Сабантуе), размещать информацию о товарах, продавать их, не выходя из мастерской. Только потом компания открыла магазины офлайн — в комплексе «Туган Авылым» и на улице Шигабутдина Марджани. У Мустаева есть и производство плетеной мебели. С 1961 года в селе Ципья Балтасинского района на площади в 1 тыс. кв. м работает фабрика «Карадуган», работники которой плетут мебель из ивовой лозы и экоротанга. При этом ее нельзя купить ни в одном реальном магазине: Мустаев сознательно ведет продажи только онлайн. По базе данных «Контур.Фокус», обороты компании составляют несколько миллионов рублей в год.

— Специфика в том, что изделия народно-художественного промысла хочется потрогать. Человек мимо прошел, увидел, глаза загорелись, купил. Поэтому 90 процентов сувениров продаются на ярмарках — такие вещи тяжело реализовывать через интернет. Тем не менее онлайн-направление развивать нужно, за этим будущее. Сейчас у нас обновляется сайт и концепция, до Нового года будет новый интернет-магазин, соответствующий современным реалиям. Он ориентирован в первую очередь на местных жителей, которые ищут варианты подарков и не хотят сломя голову носиться по мастерским или ждать очередной ярмарки. Помимо того, наша целевая аудитория — большие татарские диаспоры в Челябинске, Оренбурге, ведь частичка татарской культуры как раз передается через такие товары.

«В чем специфика: изделия народно-художественного промысла хочется потрогать. Человек мимо прошел, увидел, глаза загорелись, купил» «Специфика в том, что изделия народно-художественного промысла хочется потрогать. Человек мимо прошел, увидел, глаза загорелись, купил» Фото: «БИЗНЕС Online»

У нас планируется своя курьерская служба — сами станем доставлять продукцию до двери, принимать все виды оплаты. Учитывая, что есть уже сформированный ассортимент, не будем демпинговать и поставим ту же цену, которая и в магазине. А в последнем наценка условная, потому что это для меня не столько коммерческий, сколько социальный проект — мой вклад в развитие отрасли. У нас нет ни одного изделия из Китая, местные производители за такое нас уважают и дают нормальную закупочную цену.

Есть еще одно направление — плетеная мебель. Когда мы только начинали ее продавать, был вариант открыть шоурум в одном из торговых центров Казани, но понимали, что, производя уникальную продукцию, не можем ограничиваться одной столицей РТ — хотим работать в регионах России, поэтому от идеи открытия своих офлайн-магазинов мы отказались: если человек хочет увидеть мебель вживую, потрогать ее, у нас есть большой собственный склад на Гаврилова с шоурумом. При этом мы не несем затраты на аренду торговых помещений, зарплаты продавцов.

«Когда мы только начинали продавать плетеную мебель, был вариант открыть шоурум в одном из ТЦ Казани, но понимали, что, производя уникальную продукцию, не можем ограничиваться одной столицей РТ — хотим работать в регионах России»Фото предоставлено Артуром Мустаевым

На старте продаж можно разработать сайт самому (с помощью программных конструкторов) или нанять программиста тысяч за 20, но надо понимать: для того чтобы система работала, надо в нее вкладываться. Каждый клик, любой запрос, каждый лайк в «Инстаграме» нужно фиксировать по CRM (система для работы с клиентами — прим. ред.), должна быть интеграция с 1С — все это стоит денег. Необходим склад, рассчитывать, что поставщик при первом звонке привезет товар, не стоит, иначе у вас, во-первых, стоимость доставки увеличится, во-вторых, есть риски. Выйти на какие-то объемы без вложений не получится, нужно минимум 100 тысяч рублей. Мы, конечно, вкладываем больше.

Большая статья затрат — контент. Мы продаем порядка 700 разных изделий, и каждое нужно сфотографировать как минимум с трех ракурсов, а услуги фотографа стоят 1,5–2 тысячи в час, плюс некоторые дополнительно берут за аренду оборудования. Необходимы описания. Но, какие бы затраты ни были, никуда не денешься — за интернетом будущее. Никто не говорит о том, что офлайновые магазины надо закрывать, но в то же время концентрироваться на быстро развивающейся онлайн-торговле приходится многим. У нас ежегодный прирост онлайн-продаж — 10–15 процентов. Дополнительно стоит работать с соцсетями, тот же самый «Инстаграм» — довольно эффективный канал продаж самых разных товаров.

Будь то диваны, брусчатка, сувениры — всем нужен канал онлайн-продаж. Это безграничное расширение географии продаж. Сделай крутой продукт, хороший контент, крутые фотки — и даже в Европе будут брать твой товар.

«Люди до сих пор боятся покупать дорогую электронику онлайн»

Основатель казанского онлайн-магазина электроники «iБарс» Рамиль Гильмутдинов стал продавать гаджеты в интернете в 2006 году, когда только начали появляться первые сенсорные телефоны. Сначала компания ориентировалась на корпоративных клиентов, а в 2015 году сформировалась концепция «iБарс» с целью охватить и розничный сегмент. По данным за 2018 год, обороты компании составили 105 млн рублей. 

— И сейчас у меня бывает мысль, не открыть ли офлайн-магазин, но с онлайном как-то проще. Тем более что технику, которую мы продаем, — Apple, Samsung — даже рекламировать не надо, люди сами знают что хотят и приходят за конкретным товаром. 

Онлайн-торговля растет очень бурно. В Казани еще не так заметно, а в Москве только по нашему профилю магазинов раз в 100 больше, там просто до офлайн-точки не всегда доедешь. А так, сидя в офисе, три клика сделаешь — и товар у тебя дома. За интернетом будущее: в Первопрестольной есть «Горбушкин двор», лет 7 назад люди с семьями там гуляли, искали технику, вечером отмечали покупку, был некий ритуал приобретения дорогостоящего товара. Сегодня там нет никого ни в будни, ни в выходные. В Казани похожая ситуация: люди начинают экономить время и определяются с тем, что они хотят купить, в интернете. Там же фильтруют по цене, читают отзывы и выбирают продавцов.

Цена создания интернет-магазина очень разная: кто-то за 50 тысяч рублей сделает, кто-то — за 150, кто-то — за 500… Мы лет 6–7 назад потратили на свой сайт 30–40 тысяч рублей, но с тех пор постоянно его дорабатываем, так как эволюция интернет-магазинов неизбежна и всегда надо быть в тренде. Вообще, в онлайн-торговле создать интернет-магазин не главное, сложнее вывести его на первые строчки поисковиков, поэтому всегда идет работа с SEO-оптимизацией и рекламой, тут каждый для себя ищет золотую середину, потому что вложенные средства в рекламу не прямо пропорциональны конверсии продаж.

«Чтобы конкурировать с крупными сетевыми магазинами, которые продают такую же технику, мы делаем минимальную наценку: 3-4%. В офлайне она гораздо больше — на точно таких же товарах сетевые магазины зарабатывают 10-15%» «Чтобы конкурировать с крупными сетевыми магазинами, которые продают такую же технику, мы делаем минимальную наценку — 3–4 процента. В офлайне она гораздо больше — на точно таких же товарах сетевые магазины зарабатывают 10–15 процентов» Фото: Геодакян Артем, ITAR-TASS

Для того чтобы конкурировать с крупными сетевыми магазинами, которые продают такую же технику, мы делаем минимальную наценку — 3–4 процента. В офлайне она гораздо больше — на точно таких же товарах сетевые магазины зарабатывают 10–15 процентов. При этом поставщики могут быть одни и те же: мы сознательно срезаем маржинальность, экономим на аренде и продавцах. Некоторые приходят, говорят: «Сделайте нам 15 процентов скидки», — а мы зарабатываем только 3 процента! Несмотря на то что мы онлайн-магазин, у нас есть офис продаж с витринами, собственные склады, все товары всегда держим в наличии. Это тоже один из факторов конкурентоспособности: люди не готовы ждать несколько дней, пока смартфон приедет из Москвы, им нужно все здесь и сейчас. У нас каждый год 31 декабря очередь стоит — уже пора за праздничным столом сидеть, а люди все покупают. Мы можем доставить понравившийся товар, но самовывоз в этом плане, считаю, лучше.

В обществе до сих пор боятся покупать дорогую электронику онлайн, переживают, не поддельная ли она, не восстановленный ли товар. В этом смысле мы рекомендуем читать отзывы покупателей и проверять рейтинг продавца на маркетплейсах: «Яндекс.Маркет», например, выделяет компании, с которыми работает более пяти лет, специальным значком. Второй способ — проверять серийный номер устройства на официальном сайте Apple/Samsung: компании фиксируют все авторизации, поэтому понять, новое перед вами устройство или с историей, очень просто.

«Яндекс.Маркет» — это хорошая площадка как один из каналов продаж. Для нас она основная, но сбыт также идет через сайт, куда людей привлекают контекстная реклама и сарафанное радио. Я очень рад, что все больше людей доверяют этому сервису, потому что было время, когда многие покупатели приходили с Avito и даже не знали про другие способы покупки смартфонов по более низким ценам, чем в федеральных сетях.

«Маркетплейсы закрывают 60–70 ПРОЦЕНТОВ задач продавцов»

Марат Байрамгулов в статусе ИП занимается производством кожаных изделий под брендом Bilbau с 2016 года. Идею он перенял у бывших клиентов, которым делал красивую упаковку для товара. На производстве работают четыре человека, в день выполняется по два-три заказа, причем средний чек каждого — около 3,5–4 тыс. рублей. Таким образом, годовые обороты компании составляют около 250–300 тыс. рублей в месяц с поправкой на сезонность. 

— Я сразу начал с онлайна и офлайн даже не рассматриваю, потому что в условиях маркетплейсов, интернета, развитой логистики понятие географии размывается. Когда-то подумывали открыть «островок» в одном из торговых центров, но изучили проходимость и поняли, что это не то.

Рассматривали и вариант создания собственного сайта, но в итоге от него отказались. Сейчас мы есть во всех соцсетях, но больше всего работает «Инстаграм», главный упор делаем на него. 80 процентов продаж приходится на «Инстаграм», 20 процентов — на KazanExpress. Это развивающаяся площадка, там есть своя аудитория, и мы готовим для них другие, более ходовые товары. Чаще всего там берут повседневные вещи, расходный материал для своего творчества, разные браслеты, украшения, брелки.

«80% доставляем через логистические компании, включая «Почту России» (она неожиданно стала конкурентоспособной и во многие населенные пункты доставляет дешевле и даже быстрее)» «80 процентов доставляем через логистические компании, включая «Почту России» (она неожиданно стала конкурентоспособной и во многие населенные пункты доставляет дешевле и даже быстрее)» Фото: «БИЗНЕС Online»

Маркетплейс — удобный канал продаж: он закрывает процентов 60–70 задач продавца: логистику, маркетинг, складирование. Не надо думать ни о поддержке сайта, ни о продвижении, ни о рекламе — производителю остается только изготовить товар и отгрузить его. Я думаю, что они займут очень ощутимую долю рынка. Не зря же гендиректор Amazon Джефф Безос занимает то первое, то второе место в списке богатейших людей мира.

Примерно 20 процентов товаров, купленных через «Инстаграм», люди забирают самостоятельно, самовывозом из нашего офиса. В основном это те, кто хочет пощупать продукцию, увидеть ее. Смартфоны же у всех разные, цветопередача — тоже. Остальные 80 процентов доставляем через логистические компании, включая «Почту России» (она неожиданно стала конкурентоспособной и во многие населенные пункты доставляет дешевле и даже быстрее) — у нас заключены договоры сразу с несколькими операторами, выбор зависит от региона. Затраты на перевозки делятся с покупателями в пропорции 50/50. Сроки очень сжатые: в Челны можем привезти в течение 5 часов, в Альметьевск — за 12 часов. Участвуем в ярмарках: предложений поступает немало, но не на все соглашаемся, потому что далеко не все приносят прибыль. Шансы окупить хотя бы стоимость участия примерно 50/50: аудитории разные.

Есть печальный опыт сотрудничества с сувенирными магазинами: нужен контроль, не всегда тот человек, который продает, заинтересован в продвижении твоего товара, и реализация шла не очень хорошо. Поэтому от данной идеи мы отказались, хотя наценка у офлайн-магазинов и маркетплейсов примерно одинакова.

«На мировом рынке российские маркетплейсы конкурировать, конечно, пока не смогут, но в пределах нашей страны они могут занять половину рынка. Хотя «Яндекс» и так захватил кучу сфер: доставка, еда, каршеринг, такси» «На мировом рынке российские маркетплейсы конкурировать, конечно, пока не смогут, но в пределах нашей страны они способны занять половину рынка. Хотя «Яндекс» и так захватил кучу сфер: доставка, еда, каршеринг, такси» Фото: «БИЗНЕС Online»

E-commerce активно растет. Если раньше была одна целевая аудитория, то сейчас разные категории населения активно покупают товары в интернете. На мировом рынке российские маркетплейсы конкурировать, конечно, пока не смогут, но в пределах нашей страны они способны занять половину рынка. Хотя «Яндекс» и так захватил кучу сфер: доставка, еда, каршеринг, такси. Производителям можно посоветовать сделать коллаборацию с другими брендами: мы планировали такое запустить с производителями рубашек, но они особо не развились.

Кроме того, у меня есть далеко идущие социальные планы: я родом из Челябинской области, а там есть села, в которых очень сложно найти работу. И имеется идея со временем часть производства перенести туда — специально для того, чтобы обеспечить работой местных жителей, дать им возможность заработать деньги.

А вы совершаете покупки в интернете?
48%Да, очень часто
36%Крайне редко
4%Еще ни разу, но хочу
11%Нет, это не для меня
1%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (102) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
28.11.2019 09:21

хорошая попытка Раиль, но нет

  • Анонимно
    28.11.2019 08:11

    Самая крупная в Казани и по РТ в целом интернет площадка - это супермамки. Они себя позиционируют немного иначе, но это сути не меняет.

    • Анонимно
      28.11.2019 08:20

      Это же не площадка по продажам

      • Анонимно
        28.11.2019 08:39

        А что это? Именно площадка по продажам. В чистом виде. Единственная особенность, 99% покупок по предзаказам.

      • Анонимно
        28.11.2019 08:45

        Почему вы так считаете? Через них очень удобно продавать и аудитория там сотни тысяч активных пользователей.

      • Анонимно
        28.11.2019 08:54

        Маркетплейс в чистом виде. Продаю через них свою продукцию, объемы выросли в несколько раз. Но сложно

        • Моисей
          28.11.2019 09:55

          Рыночная капитализация компании Amazon составила более 796 миллиардов долларов.
          Для сравнения — доходы консолидированного бюджета России в 2018 составили 532 миллиарда 550 миллионов долларов США.
          Со всеми нефтью газом алмазами

          • Анонимно
            28.11.2019 12:04

            какие ещё интернет-новости можете пересказать, "мистер очевидность"?))

          • Анонимно
            28.11.2019 14:22

            Ну конечно, смотря кто считает? В моём рейтинге бабушкины эчпочмаки составили капитализацию в 3 триллиона долларов, больше, чем Амазон.

    • Анонимно
      28.11.2019 08:55

      У ас на работе через одного сидят там целыми днями

      • Анонимно
        28.11.2019 09:27

        на месте вашего начальника, я бы давно доступ перекрыл

        • Анонимно
          28.11.2019 10:54

          Все бы вам перекрыть, запретить! Развиваться надо-сотрудников за Людей считать-катаясь на лыжах в Куршавелях...

      • Анонимно
        28.11.2019 09:37

        на работе нужно работать, а не сидеть на супермамках.

        • Анонимно
          28.11.2019 10:56

          А вы платите такую зарплату, чтобы они в обычных магазинах пришли и купили, а не на ценники смотрели, не будут тогда в супермамках сидеть и товары по ценам подбирать!

    • Анонимно
      28.11.2019 10:23

      На мамках не все выгодно, с их наценкой получается дороже чем в магазине.

      • Анонимно
        28.11.2019 10:37

        Конечно не все. Но их 15% часто сильно меньше "магазинной наценки"

        • Анонимно
          28.11.2019 16:49

          Чаще дороже чем в магазине, ждать от 2 недель и нет возврата. Лет 5 назад было актуально.

      • Анонимно
        3.12.2019 10:45

        Я там косметику покупаю одной фирмы, процентов на 30 дешевле, Пастилушки ваще в 2 раза дешевле выходят.

    • Анонимно
      28.11.2019 10:53

      Коллективные закупки (Супермамки) это зло в чистом виде, мешают развитию онлайн и оффлайн торговле + орги не платят налогов. Если их легализовать, они сразу сольют эту площадку. А легализовать надо, налоговая, где ты???

      • Анонимно
        28.11.2019 11:24

        Супермамки давно не коллективные закупки. Это давно не толпа оргов с форума, которые собирают нал и раздают потом товары у парка победы. Обычная цивилизованная интернет торговля, а орги просто нанятые менеджеры в статусе ИП.

    • Анонимно
      28.11.2019 16:01

      Нет, вайлдберис и яндекс

  • Анонимно
    28.11.2019 08:17

    Интересная статья. С удовольствием прочитал! Есть люди старательные, молодцы.

  • Анонимно
    28.11.2019 08:20

    Онлайн - все правильно. Чёрная выручка, с которой не нужно платить налоги. Как только откроешься налоговикам - проблем не оберёшься.

    • Анонимно
      28.11.2019 08:40

      Наоборот, в онлайне оплата через эквайринг и все платежи с маркетплейсами через расчётные счета. Надо платить все налоги, в отличии от серых офлайн магазинов, которые выручку не показывают

    • Анонимно
      28.11.2019 08:41

      Вы про 54-ФЗ не слышали, видимо?

      • Анонимно
        28.11.2019 09:18

        при зачислении денег на лицевой счет покупателя чек приходит сразу на почту, так что закон про ККТ исполняется.

  • NIYAZ
    28.11.2019 08:25

    Странно, что в статье не упомянули про Раиля Биктагирова и его ВМ-кухни и другие проекты.
    https://instagram.com/rail_biktagirov?igshid=11ot4gep8c73v

    • Анонимно
      28.11.2019 09:20

      У Раиля и подписчиков, и охват, и оборотов больше: ждал его в этой статье.

    • Анонимно
      28.11.2019 10:50

      Никогда не понимал этих заморочек с кухнями и трэша с ценами. В чем проблема самому посчитать каркас, фасады, фурнитуру, заказать распил, кормление, присадку в столярке? Если уж есть цель потратить на кухню 300 тысяч, когда её реальная цена 200, то потрать эту сотку на эргономику и фурнитуру, а не услуги менеджера по продажам. А то порой смотришь, вроде кухня дорого бохато выглядит, а по сути набор бестолковых ящиков, фурнитура Китай и т. Д.

  • Анонимно
    28.11.2019 08:35

    маркетплейс - это отличный помощник в век, когда нам всем не хватает времени. там можно заказать от макарон до светодиодных светильников. На погрузчик заказывали фары светодиодные гелиомастер через казаньэкспресс - очень удобно. на вайлдберис периодически всей семьёй заказываем одежду - тоже удобно очень.

  • Анонимно
    28.11.2019 08:43

    Тренд на самом деле очевидный, мы ещё в 13-м году полностью от оффлайна ушли в свои интернет-магазины, а год назад вообще только через маркетплейсы продаём

  • Анонимно
    28.11.2019 08:45

    Сейчас благодаря опросу приблизительно узнаем раскладку по возрастам читательской аудитории БО :)

  • Анонимно
    28.11.2019 08:47

    магазины потихоньку умирают, покупатели ходят туда, что бы посмотреть товар вживую, оценить, выбрать, а затем идут и покупают в инете. даже с учетом доставки выходит дешевле.

    • Анонимно
      28.11.2019 14:59

      Я ни разу так не делал. Пришел, увидел, купил

      • Анонимно
        28.11.2019 16:03

        Значит. вы отстали от жизни или лишних денег у вас много. В офлайн все дороже и выбор маленький

  • Анонимно
    28.11.2019 08:48

    "в интернете все гораздо легче продается, потому что люди не любят разговаривать. Новое поколение вообще не готово говорить по телефону, а просят все выслать на почту или в мессенджер" - совершенно верно! Наблюдаю за детьми-подростками, они даже сидя рядом общаются через мессенджеры! Поэтому онлайн-продажи будут только расти, это действительно очень удобно. А вот общаться глаза в глаза, увы, мы будем всё меньше и меньше.

    • Анонимно
      28.11.2019 09:48

      Просто общаться нормально - вежливо и без вызова - наши продавцы не умеют и учиться не хотят, да что продавцы, этим и бариста с кондитерами страдают. В мессенджерах проще, но и там наши деятели торговли нахамить ухитряются.

  • Анонимно
    28.11.2019 08:51

    Раиля Биктагирова надо было включить в статью, у них интересная модель продаж кухонь в онлайне

    • Анонимно
      28.11.2019 09:21

      хорошая попытка Раиль, но нет

    • Анонимно
      28.11.2019 10:02

      Продать одну кухню за 700 тыс и говорить, что у него в два раза выросли продажи по отношению к одной кухне в прошлом месяце за 350 тыс не совсем верно. Если он в следующем месяце продаст кузню только за 500 тыс - он не будет в истерике биться о 40-ка процентном падении продаж, а будет чесать, что его продажи выросли на 1000% к прошлому году, когда продал кухню за 50 тыс. знаем мы таких - ставит цели, организует воронку продаж, коучи, фигоучи... БМ уже не в тренде. Скорее в антитренде.

      • Анонимно
        28.11.2019 10:41

        Кухня за 700? Вы серьёзно? Там что такого особенного?

        • Анонимно
          28.11.2019 11:02

          Мраморная столешница, позолоченные ручки, панели из секвойи)

          • Анонимно
            28.11.2019 11:55

            Проще кухню в леруа купить и повариху нанять

            • Анонимно
              30.11.2019 21:22

              лучше 4000 добавил и купил норм кухню в Мегга мебель корпусную. Качество лучше

      • Анонимно
        28.11.2019 18:45

        Ахах. Да помню одну историю о награждении на НГ одного директора за повышение показателей прибыли на 300 процентов!!! Правда тактично умолчали, что в прошлом году прибыл была 20тыс руб. При том, что это инжиниринговая компания с дотациями, которая по подсчетам вложения в нее должна зарабатывать от 100 млн для безубытка.

  • Анонимно
    28.11.2019 08:58

    На KazanExpress, кстати, какие-то очереди на пунктах выдачи в последнее время. Больше точек надо открывать ребятам

  • Анонимно
    28.11.2019 09:18

    Не впечатлили примеры местных магазинов, федералы и Али круче.

  • Анонимно
    28.11.2019 09:29

    Кустарщина и купи-продай. Вот оно - цифровое лицо нашего бизнеса. Шить-сушить. Самые простые направления. Ну можно добавить корпусную мебель - там тоже, распилил, фурнитуру врезал. Продал. Автоматизация. Никаких нюансов, оригинальности, массовости и уникальности. Зачем? Не осуждаю, конечно, каждый крутится как может в пределах той свободы бизнеса, которые гарантируются государством. Но уникальности во всех этих "бизнесах" 0,1%. Им даже интернет-магазины не нужны, достаточно инстаграм-страничку. И алга.

    • Анонимно
      28.11.2019 09:46

      Сегодня уникальность только на "час" возможна.

    • Анонимно
      28.11.2019 09:56

      Так на уникальном и сложном денег быстро не заработаешь. А у нас, ведь, любят чтобы быстро и побольше)

    • Анонимно
      28.11.2019 10:04

      Ну так это и есть основные продажи у нас в стране. Раньше было все оффлайн, теперь уходит онлайн. А новаторство - это на модные какие-то паблики.

  • Анонимно
    28.11.2019 09:38

    iBars это вообще кто? оборот более 100 млн? ип на этом магазине, вначале торговля в палатках на рынке по огрнип, потом розница.
    с 2006 года? был учредителем какой то мертвой фирмы и это не значит что айбарс работает с 2006.
    3-4%, оптовики, видимо налоговая еще не сильно интересовалась, 100% закуп идет кешем у москвоских посредников, дистрибъютер в жизни не даст торговать с такой маржой. значит в ход идут восстановленные, китайские и серые телефоны с московского опта, а кеш отправляется туда.

    • Анонимно
      28.11.2019 14:12

      Согласен. 3-4% это 300тыс. дохода в месяц. Зарплата, аренда, налоги - и что останется? Если будет ноль - это праздник.

  • Анонимно
    28.11.2019 09:47

    Решил стать онлайн покупателем и начать с кофе. Посмотрел цену,оказалось что в Магните по скидке дешевле купить и не надо заморачиваться..

    • Анонимно
      28.11.2019 10:18

      Про кофе, не реклама. Кофе в супермаркетах нет нормального. Дело в том, что кофе продукт скоропртящийся, месяц, максимум два после обжарки и можно нести на помойку. Берите у TastyCofee, свежий и недорого.
      P.S. Есть и на супермамках, если так удобнее

      • Анонимно
        28.11.2019 11:09

        не надо врать. тасти кофе?? НЕ берите, навоз там а не кофе

        есть в супермаркетах хорошеекофе..есть ток анемагнитах и пяторках там действительно не кофе но и ваш тасти отстой

      • Анонимно
        28.11.2019 11:09

        кофе продукт НЕ СКОРОПОРТЯЩИЙСЯ ну хватит врать то...

      • kazancity
        29.11.2019 19:47

        отличный кофе в инстаграме Cafesa, продавец из Самары, рекомендую!

    • Анонимно
      28.11.2019 16:05

      В магните не кофе, а "кофе"

  • Анонимно
    28.11.2019 10:11

    Кому нужны овощные и фруктовые чипсы?Хочешь витаминов-ешь свежее,или сушеные фрукты продаются у Узбеков...А телефон,например,я покупаю раз в 4 года.И куплю я его лучше в фирменном магазине через сайт.Пусть будет и переплата небольшая,но я предпочитаю работать с условным мегафоном чем с условным с
    Айбарсом.Хотя каждому своё.

    • Анонимно
      28.11.2019 14:38

      С таким скептицизмом можно в лесу остаться жить с медведями) Каждому свое)

    • Анонимно
      3.12.2019 10:51

      Согласна, за эти же деньги можно свежие фрукты купить, за 110 руб чипсы 200 грамм, это чуть больше килограмма свежих яблок. Я понимаю в сибирь наверно выгоднее везти такое, высушенное

  • Ищу в свою группу классных толковых архитекторов-креативщиков.
    Основная задача - придумывать интересные классные фасады.
    Из ПО можно знать только один СкетчАп
    Нужно хорошо знать рынок фасадных материалов (иначе у вас просто не получится решать свои задачи).
    Зарплата (отвечаю! железно!) 60 000 руб. НА РУКИ.
    Телефон +7-9377784300. Мой личный. Пишите в вацап и телеграм.
    Вот вам он-лайн и интернет-реклама в одном флаконе.
    Не, а что не так ?)

    • Анонимно
      28.11.2019 12:32

      Лучше керамического кирпича фасадов еще не придумали

      • Открою Вам страшную тайну: придумали.
        Но только Вы не переживайте по этому поводу))
        Мне тоже очень нравится керамический кирпич ручной формовки по цене 500 руб. за штуку на фасаде моей виллы в пригороде Ниццы...
        И автомобиль Майбах мне ещё очень нравится...
        И яхта как у Абрамовича...
        И красивый реактивный суперджет.

        • Анонимно
          28.11.2019 13:34

          Ну расскажите, что там нового в фасадной теме? Какие новые материалы появились?

    • Анонимно
      28.11.2019 13:08

      Так это 3 разных человека: Толковых, Архитекторов, Креативщиков!)

  • Анонимно
    28.11.2019 12:28

    А я за онлайн.
    Правда, в онлайне продавцы из-за отсутствия покупателей становятся очень озлобленные. На каждого мимо проходящего смотрят с надеждой и ненавистью, если посмотрел и не купил.

  • Анонимно
    28.11.2019 13:05

    не совсем понятно, о чем статья?

  • Анонимно
    28.11.2019 13:14

    Азат Д

    А я витамины в американском магазине беру.

    • Анонимно
      28.11.2019 13:46

      Азат Д

      Купил в Казани нейромультивит, типа немецкий, с хорошей дозой витаминов Б, так не какого эффекта. А возьмеш с американского, даже восмиринку от таблетки откусишь Б100, сразу моча желтая,и волосы гуще.

      • Анонимно
        28.11.2019 14:39

        азат вы смешны.

        купите евит сразу моча желтая будет )))

        это непоказатель..
        нейромультивит предназанчен для людей страдающих нервным истощением.Здоровый человек не заметит ну а волосы ну чистый бред

        даааа богата наша земля....такими вот

        вы про электробусы забыли?

  • Анонимно
    28.11.2019 13:15

    покупаю на ке эко продукцию, и из офиса все наши берут, для перекусов самое то, и цены адекват. у Симпл чипсов цена бешеная в сравнении, нечего жаловаться на продажи)

  • Анонимно
    28.11.2019 13:41

    На заре онлайн торговли говорили о кастомизации - самому выбрать комплектацию, цвет, материал, какие-то детали оформления и т.п. Но массово внедрять такое не выгодно. Производство осталось тем же - сшить-сделать подешевле, продать подороже. На дворе 21 век, купила сумку в ближайшем оффлайн магазине, т.к. на 100% уверена, что она подошла мне по дизайну, размерам, и цена в 2 раза ниже, чем в интернет-магазинах.

  • Анонимно
    28.11.2019 14:06

    Выбрал себе холодильник ,в онлайне цена ниже практически на 5 т р ) съездил посмотрел визуально и заказал в инет магазине )

    • Анонимно
      28.11.2019 16:04

      Сколько потратил на бензин и доставку?

      • Анонимно
        28.11.2019 17:38

        про выше не знаю а мне вот холодильник на дачу ( 10 км от города) привезли бесплатнооссс.

      • Анонимно
        28.11.2019 19:08

        Привезли бесплатно ,оплатил только подъем на этаж свой ,но это у всех так

  • Анонимно
    28.11.2019 14:35

    В любом случае, мы не можем отрицать факт роста онлайн-продаж, это эволюция. Нужно улучшать качество и работать над сервисом всем площадкам. А покупатель проголосует рублем.

    • Анонимно
      28.11.2019 14:51

      в любом случае мы не верить в ростпродаж онлайн

      али экспресс может быть.
      и все в ы верите всему?

      • Анонимно
        28.11.2019 23:48

        АлиЭкспресс это просто помойка. Дешевле на 10% а рисков больше нннада такого

  • Анонимно
    28.11.2019 15:17

    Дорогостоящий и крупногабаритный товар через маркетплейсы не продашь...

    • Анонимно
      28.11.2019 16:02

      У Рено онлайн шоурум появился.Но спросом пока не пользуется.

  • Анонимно
    28.11.2019 15:31

    Насчет остальных не знаю, но Артур врядли...

  • Анонимно
    28.11.2019 16:03

    Покупал в интернете тепловой экран шруса для машины, который нереально было найти ни у оф.дилера, ни на авторынке, ни на разборе. На велик резину Maxxis через starbike купил, оказалась чересчур зауженная, но это уже сам недосмотрел. Иногда по wildberries шампунь или одеколон заказываю. Aliexpress - не моя тема.

    • Анонимно
      28.11.2019 23:51

      Али экспресс совсем сдулся. Они готовы уже мошенников регистрировать лишь бы продавали. Я больше туда нинагой после 11.11

      • Азат Д
        29.11.2019 07:01


        Они мне термометр Галилео прислали, разбитый, всё вытекло. Есть акт что в Москву уже пришел поврежденный, на почте составил акт(там такие хамоватая глупая клуша, причем в возрасте всю жизнь похоже на почте) фото сдела, всё Али отправил, термометр на почте оставил, типа обратно отправил, только обратного адреса нет кроме Сингапур. Но Али отказал в возврате денег, написали давай ещё фото. Но где я их возьму , если разбитый термометр на почте оставил.

  • Анонимно
    28.11.2019 18:13

    Какая речь об интернет-магазине, если у того же татармастера нет его как такового? Сайт содержит одну страницу с телефоном и ссылкой на инстаграмм - не у всех есть инста, чтобы посмотреть продукцию.
    Пытался купить сумки и тапочки с национальным узором, но не получилось.

  • Анонимно
    28.11.2019 20:20

    Как проверить, развивает ли интернет-торговля в Татарстане? Вводим фразу "Руководитель интернет-магазина" в Хэдхантере. Много вакансий? Зарплата сильно выше среднерыночной? То-то и оно!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль