Общество 
14.12.2019

«Спроси любого про пятерку татарских героев, ответы поразят невразумительностью»

Руслан Айсин уверен, что 100-летие ТАССР мы встречаем в эпоху, у которой вместо своего лица только бессодержательные селфи

На следующей неделе будет дан старт празднованию 100-летия ТАССР. Кроме того, в 2020-м воедино сливаются две знаменательные даты, еще и 30-летие декларации о суверенитете Татарстана, когда одна историческая и государственная субъектность органично вплелась в другую. Но с чем мы приходим к такому важному, но непростому году? Политолог Руслан Айсин напоминает, что нация скрепляется героями, историей, общей судьбой, но сегодня это лишь гангренизирующие раны, требующие целительного бальзама.

Награждение ТАССР в честь 50-летия орденом Октябрьской революции. 1 июня 1970 года (на фото: секретарь ЦК КПСС А.П. Кириленко (в центре), первый секретарь Татарского обкома партии Фикрят Табеев (слева), председатель президиума Верховного Совета ТАССР С.Г. Батыев (справа) Награждение ТАССР в честь 50-летия орденом Октябрьской революции. 1 июня 1970 года (на фото: секретарь ЦК КПСС Андрей Кириленко (в центре), первый секретарь Татарского обкома партии Фикрят Табеев (слева), председатель президиума Верховного Совета ТАССР Салих Батыев (справа) Фото: Мясников Борис/Фотохроника ТАСС

НАМ ОБЕЩАЮТ ПРАЗДНИК, НО НЕ БУДЕТ ЛИ ОН СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ?!

На следующей неделе президент Республики Татарстан Рустам Минниханов должен дать старт празднованию году 100-летия ТАССР. В концертном зале им. Шакирова на «Казань Экспо» состоятся торжественные мероприятия. Как сообщают официальные лица, праздничные действа запланированы в Москве, Санкт-Петербурге и других субъектах страны, а также за рубежом, в регионах проживания наших соотечественников. Нам обещают праздник, но не будет ли он со слезами на глазах?!

Вековой юбилей — срок немалый, бесспорно. В 2020 году воедино сливаются две знаменательные даты — 100-летие ТАССР и 30-летие декларации о государственном суверенитете Татарстана. Одна историческая и государственная субъектность органично вплелась в другую. По сути, образование ТАССР — это восстановление потерянной государственности татарского народа в далеком XVI веке. Когда мы говорим о подобном, многие критики тут же начинают кричать о сепаратизме, здесь же речь идет о государственности как форме объединения на основе некоей общей инфраструктуры. Само слово «федерация» с латинского означает «объединение». Части становятся целым объединением, ибо без них она не может быть полноценной, полнокровной. Это придает любому большому проекту устойчивость и гибкость одновременно. Россия долгое время не была страной стран. Таковой стал ранний СССР, до того же это было столкновение протостран, пространств, вольно (а где-то невольно) дрейфующих по евразийской территории.

Что есть страна? Она единый организм, в котором соприкасаются два полюса — общество и государство, но система «излишней власти» вторглась в этот идиллический тандем и «поглотила» данные основания, став моноцентром. Холодным и обреченным на быстрое старение. Хорошо сказал некогда историк Михаил Гефтер, учитель ни много ни мало Глеба Павловского, одного из политических архитекторов структуры «раннего Путина»: «А „единая и неделимая“ сегодня псевдорусская идея, ее адепт — политический русофоб!» Великая степь одарила страну соблазном большой географии, ни в малой степени Золотая Орда раскинула по бескрайним просторам семена могучего проекта. Какой же здесь сепаратизм, помилуйте! Это надо разобраться, кто от чего сепарируется и откалывается в надменность агрессии к иному.

Хоть большинство нынешних руководителей страны не любят Владимира Ленина и носятся с культом товарища Иосифа Сталина, нельзя не признать факт колоссального гения первого, который смог разорванную на лоскуты страны собрать под началом проекта социалистического союза народов. Он хорошо осознал, что имперское начало губительно, только республиканский принцип «общего дела» способен вдохнуть увядшей стране новый живительный импульс. В первые годы СССР и стал той самой интеграционной моделью суверенных территорий. Но новой власти надо было еще переварить не менее важное: множественное наследие протостран.

Сталин, который в 1920 году состоял в должности наркома по делам национальностей РСФСР, видел решение проблемы исторического наследия протостран по-своему. Он был стихийный империалист, национальный вопрос дался ему непросто. С Лениным уже тогда обозначились смысловые противоречия, линии разлома проходили по самым чувствительным политическим и цивилизационным аспектам. Вождя мирового пролетариата Коба преодолевал, замазывал все его основные идейные позиции, он заполировал первого в бронзовую немощность.

МЫ ВСТУПИЛИ В ДРУГУЮ ЭПОХУ, НО СЧИТАЕМ, ЧТО СТАРАЯ АРБА БУДЕТ КАТИТЬ ПО ШОССЕ НЕ ХУЖЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ КАРОВ

Сталину нужен был своей проект, свой народ, который подходит под его видение будущего. Он называл коллективизацию «революцией сверху». Прекрасный манипулятор, бывший нарком сделал все, чтобы советское пространство стало соподчиненным, унифицированным, сломав общинную связь, выломав все возможные потенциальные связи. При нарезке автономий в 1920 году Казанскую губернию он сильно покромсал. Отторг от матричной татарской земли значительные территории компактного проживания татар и присоединил их к соседним областям и республикам. Теперь по периметру Татарстана плотное кольцо татарского мира, которому Казань не всегда может помочь в удовлетворении духовно-культурных потребностей в силу административных преград. Тяжело открыть татарскую школу, мечеть, насытить территорию национальной инфраструктурой. Вождь народов делал это сознательно, закладывал противоречия там, где могла вырасти кооперация, как между Татарстаном и Башкортостаном. Отголоски ударов сталинского молота мы отчетливо слышим сегодня, и они сильнее отзовутся в 2020 году во время всероссийской переписи населения.

Как-то я уже на страницах «БИЗНЕС Online» писал, что один из идеологов консервативной революции Меллер ван ден Брук разработал концепцию «Третьего царства», видевшуюся ему как консервативно-революционный проект, который должен создаваться не как «левый» или «правый» конструкт. «Консерватор признает только надвременное», — писал он. То есть консерватор находится внутри времени, вместе с тем являясь его эпицентром. В аналогичном обновлении нуждается и Татарстан. «Третья республика», ступающая в свое второе 100-летие, должна выглядеть надвременной, передовой, динамичной, центральной. Но что мешает?

Способны ли мы складки гетерогенности наших проблем сгладить в гомогенность общего дела? Не теряем ли мы главного — человеческого пространства? Все эти проблемы требуют обязательного проговора, обсуждения. Мы давно вступили в другую эпоху, дышим иной атмосферой, но считаем, что старая арба будет катить по шоссе не хуже современных концептуальных каров. В этом вся беда, призрачность мнимого. Без хорошего чертежа, плана в будущее уверенно хозяином положения не попадешь.

С каким катехизисом вы входим в юбилейный, но в то же время крайне напряженный год, понять сложно. Столпы грандиозных событий — это еще и люди, которые их создают, вычленяют из потока времени и образуют историческое значение, утверждают символ. Но неясно, где пантеон героев-татар. Спроси любого встречного молодого человека про пятерку татарских героев, ответы поразят невразумительностью в лучшем случае. Не закладывается на этом уровне такое понимание. И даже наша литература пока что слабо и приземисто работает в данном направлении, она не создает портретов, исполинов, которым охота подражать, повторять их подвиги и свершения. Нация скрепляется героями, историей, традицией, языком, общей судьбой. Все это сегодня лишь гангренизирующие раны, требующие целительного бальзама.

В странное время, однако, мы живем: нет собственного героического лица у эпохи. Только бессодержательные селфи как жалкий симулякр, как бессознательное вопрошание о собственном месте в этом сложном мире.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (98) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
14.12.2019 13:00

Никто не мешает Татарстану создать несколько профильных корпораций, работающих по всей России, использующих опыт и возможности татар в регионах...
Чем и решить вопросы культурно-образовательно-духовных проблем...
Но не делает РТ этого...
Почему?...
Ответ один: Республика Татарстан как была, так и осталась в региональном "Коконе"...
Даже не пытаясь оттуда выбраться...
К сожалению руководство РТ так и не смогло идентифицировать себя Татарами Всей России...
Оставаясь на своём, районном уровне, самоидентификации...
И призму продвижения бизнеса финансово-промышленных групп вне РТ рассматривая только как бюджетную основу своего Угла...

Практик.

  • Анонимно
    14.12.2019 09:02

    "Отголоски ударов сталинского молота мы отчетливо слышим сегодня, и они сильнее отзовутся в 2020 году во время всероссийской переписи населения." Почему Айсин уже сейчас боится переписи населения?

    • Анонимно
      14.12.2019 13:00

      Никто не мешает Татарстану создать несколько профильных корпораций, работающих по всей России, использующих опыт и возможности татар в регионах...
      Чем и решить вопросы культурно-образовательно-духовных проблем...
      Но не делает РТ этого...
      Почему?...
      Ответ один: Республика Татарстан как была, так и осталась в региональном "Коконе"...
      Даже не пытаясь оттуда выбраться...
      К сожалению руководство РТ так и не смогло идентифицировать себя Татарами Всей России...
      Оставаясь на своём, районном уровне, самоидентификации...
      И призму продвижения бизнеса финансово-промышленных групп вне РТ рассматривая только как бюджетную основу своего Угла...

      Практик.

      • Фидарис
        14.12.2019 23:51

        Фикерегез бик дорес. Эммэ лэкин аны гамалгэ ашырыр очен безгэ бераз жэбрэйлэрнен уз миллэтенэ карашын урнэк итеп алырга кирэк. Идея правильная, но для её системной реализации, по-моему, у нас нет в достаточной степени развитой этнической комплиментарности. Видимо, страх потери идентичности не стал еще актуальной составляющей сознания для решающей части татарского общества.

      • Анонимно
        15.12.2019 11:31

        Никаких образований на нац принципе в России не должно быть. Следующий руководитель России просто обязан убрать нац образования и превратить их в рядовые области России. Только культурная автономия. Если конечно она кому-то понадобится. Да и при нынешнем руководстве унитаризация уже началась. Язык чужой добровольно и президента местного уже не будет в след году

      • Анонимно
        16.12.2019 00:06

        У татар нет такой программы как у евреев,... "катехизис иудеев в СССР»:

        «Евреи! Любите, друг друга, помогайте друг другу. Помогайте друг другу, даже если ненавидите друг друга! Наша сила - в единстве, в нём залог наших успехов, наше спасение и процветание. Многие народы погибли в рассеяние, потому что у них не было чёткой программы действия и чувства локтя. Мы же, благодаря чувству коллективизма, прошли через века...

      • Анонимно
        19.12.2019 10:21


        Какая радость! – светило культурологии и политологии Руслан Айсин одарил нас очередным «гениальным» эссе! Сколько в нем грустных тезисов и аргументов о недостаточности оснований для празднования 100-летия Татарской АССР и 30-летия Декларации о суверенитете Республики Татарстан! Какие высокоинтеллек- туальные рассуждения! – но…только на первый взгляд. А вчитаешься внимательно – и видишь лишь невразумительные псевдополитологические, псевдоисторические и псевдофилософские размышления с последующим выводом, что Республика Татарстан - это нединамичное, непередовое, нецентральное образование, а татарская нация не имеет героев, истории, языка, общей судьбы, поскольку «все это сегодня лишь гангренизирующие раны, требующие целительного бальзама» (потря-сающий словесный шедевр автора!). Удивительно! Человек, который менее двух месяцев назад на страницах «Бизнес-онлайн» выражал недоумение в связи с (цитата): «регулярной идеологической свистопляской вокруг праздника Хэллоуин» в России, который поддерживал проведение на Кремлевской набережной не только этого (цитата): «шоу нечистой силы», но и предложенного безмозглым татарским ресторатором «Бала сатаны» - этот «культуролог» вдруг озаботился отсутствием духовных, исторических и героических скреп у современной татарской нации! Сударь, так вы уж разберитесь, за что радеете – за безоговорочное принятие татарами иноземных обрядов и обычаев, совершенно чуждых для всех народов и конфессий в России, или за нашу твердую приверженность своим национальным и культурным традициям? И еще умиляют ваши вычурно-невнятные претензии, неизвестно кому предъявленные в нынешней статье: «Способны ли мы складки гетерогенности наших проблем сгладить в гомогенность общего дела? …С каким катехизисом входим в юбилейный год .., неясно, где пантеон героев-татар …»- ну, и тому подобная демагогия. Чем упрекать всех вокруг, не лучше ли обратиться к самому себе с вопросом – а что я сделал для культурно-исторического просвещения своих соплеменников-соотечественников? Молодые люди не могут назвать пятерку татарских героев… Так напишите статью о пятерых героях-татарах. А, впрочем, кого вы подразумеваете под словом герой? Человека, совершившего героический поступок? Или выдающегося исторического деятеля, полководца? Или великого поэта, писателя, композитора? Вы-то сам знаете татарских героев? Так пишите о них, рассказывайте о героической истории татарского народа, знакомьте читателей «Бизнес-онлайн» с биографиями и деятельностью знаменитых представителей дореволюционной творческой татарской интеллигенции, а не брюзжите на всех и вся! Вот вам имена героев –татар ( кого не назвали в комментариях): Кул Гали - булгаро-татарский поэт 13 века, автор «Сказания о Юсуфе»; Саиф Сараи (золотоордынский тюрко-татарский поэт), хан Улуг-Мухаммад – основатель Казанского ханства, Мухаммад Амин – казанский хан и поэт, поэт Мухаммедьяр, ханша Сююмбике, поэт 17 в. Мавля Кулый, богословы-реформаторы 18-19вв. Утыз-Имяни и А.Курсави, 19 в. Ш.Марджани, Х.Фаизханов, К.Насыри, Г.Баязитов, просветители-джадидисты И.Гаспринский и его жена З.Акчурина-Гаспринская,, Г.Баруди, Р.Фахретдин, Г.Апанаев, Х.Габяши, Г.Гумари, Мухлиса и Габдулла Буби (сестра и брат), журналисты А.Максуди и Ф.Карими, историки Х.Атласи и Д.Валиди, политические деятели Ю.Акчура и С.Максуди, писатели Г.Исхаки и Ф.Амирхан, выпускница Сорбонны и Московского университета - математик и педагог С.Шакулова и мн.,мн. другие выдающиеся представители, герои татарского народа… А теперь что касается вашего призыва о том, что наша республика «должна выглядеть (почему «выглядеть», а не «быть»?) передовой, динамичной, центральной» - так Республика Татарстан таковой и является - именно динамичной, передовой и центральной для всех татар! Если вы этого не видите или не понимаете – это ваша проблема… И заключительные замечания – уже по поводу нескольких комментариев к статье. Первое – относительно комментария некоего «практика». Что за чушь ты несешь! Только слепой, глухой и тупой может утверждать, что « Республика Татарстан осталась в региональном коконе». Руководство Татарстана регулярно встречается с руководителями других республик и областей РФ, выезжает в ближнее и дальнее зарубежье – и все это для установления деловых контактов, развития экономических хозяйственных, парламентских и культурных связей, торговли и сотрудничества в сфере промышленности. И всегда в таких поездках и Р.Минниханов, и Ф.Мухаметшин встречаются с представителями татарских общин и диаспор. Казань активно содействует удовлетворению культурных запросов татар, живущих за пределами Татарстана. И если ты, «практик», об этом ничего не знаешь – значит, ты-то сам и сидишь в коконе! Второе мое замечание – по поводу комментария «Об образованиях по нац.признаку в России» и о желании их ликвидировать. Ты, шовинист, думаешь, что нерусские народы позволят это сделать?! Ты хочешь межнациональных конфликтов по всей России?! Ты не понимаешь, что это взорвет страну и приведет к ее распаду? Если не понимаешь – ты дурак. А если понимаешь, но призываешь к этому, значит, ты сволочь и враг России, и это тебя не должно быть на этом свете… Третье замечание - авторам комментариев с клеветой на Джалиля: запомните, Муса Джалиль – Герой Советского Союза, и никаких разночтений на этот счет нет и быть не может! А сомневаться в этом могут только подонки с мелкими черными душонками… И последнее замечание – по поводу татар-кряшен. Как свидетельствуют результаты последней переписи населения РФ, большинство крещенных татар, так же как и мишаре, и астраханские, и сибирские и, конечно, казанские татары считают себя составной частью единого татарского народа. Есть, правда, часть казанских татар, которые дистанцируются от вышеперечисленных субэтнических групп – и это неправильно. Есть часть кряшен, которые считают себя отдельным народом, потому что они православные христиане. Но надо ли на этом основании отделяться от татар-мусульман? Посмотрите на осетин: у них тоже есть и христиане, и мусульмане, но они не считают себя разными народами, они однозначно причисляют себя к единому этносу – осетинам-аланам! Я призываю вас, дорогие соотечественники-татары, давайте же тоже останемся единым этносом!
        Венера Алтынбаева

    • Анонимно
      14.12.2019 20:04

      потому что сегодня перепись не фальсифицируешь. а последняя перепись выдала чудесные результаты в татарстане. придется населению как то объяснять не соответствие. вот и подготавливают различные "теории"

    • Анонимно
      15.12.2019 21:19

      «Спроси любого про пятерку татарских героев, ответы поразят»

      А ещё есть в Татарстане экипаж, который тоже достоин звания «героя России», но который не заслужено забыли , из за прикрытия чей то безалаберности, покрытия «флага» предприятия и т. д. ( а ведь это было совсем недавно). :

      26 октября 2008 г экипаж испытателей Вертолетов «Казанского вертолетного завода» выполнял очередной «будничный» полет по испытанию вертолета Ми-8.
      На 15-й минуте полёта летальный аппарат вышел из под контроля (по причине не правильной установки болта в сборочном цехе завода - это установили и подтвердили многочисленные суды РФ).
      Машины , на высоте 300м вошла в неуправляемый полет, и экипаж чудом , пролетая над деревней ст. Тура, «уронил» вертолёт на улочке - не задев ни одного жилого дома.
      Почему завод, коллектив предприятия не хочет представлять данный экипаж к званию « героев России» тоже остаётся только загадкой.
      Ведь экипаж своей кровью показал:
      1) опаснейшие недочеты в работе завода ( и тем самым предотвратил ещё 1000 смертей);
      2) спас посёлок от множественной трагедии;
      3) что испытательные полёты - это очень серьёзная работа , которые как никакие другие характеризуются высоким риском и сложностью (тем самым показывающие, что при исполнении служебного долга - этот экипаж достоин высокой награды).
      Этот экипаж испытателей Вертолетов :
      Командир - Чумаков П. И.
      Второй пилот - Галимов Р. Г.
      Борт инженер - Хуснимарданов Ф. Ф.
      Штурман - Макаренко Б. М.
      Ведущий инженер - Иванков М. П.
      Хотелось бы , что бы этот экипаж тоже, когда нибудь, оценили по достоинству. И земля нашла своих ГЕРОЕВ!

  • Анонимно
    14.12.2019 09:07

    - Муса Джалиль,
    - Исхак Ахмеров,
    - Марат Ахметшин,
    - Маргуба Сыртлагова,
    - Радик Бариев,
    - Ряфагать Хабибуллин
    Таких Геров предостаточно.

    • Анонимно
      14.12.2019 09:25

      Двоих знаю. Из СССР.
      Тогда смогли сделать так, чтобы и через десятки лет помнили.
      Остальных не знаю.

      • Анонимно
        14.12.2019 09:40

        Ну и очень печально, что не знаете.

        • Анонимно
          14.12.2019 10:49

          Еще для татарской молодежи нужны и такие имена как Камиль Валеев и Башир Рамеев эти люди имеющие непросредственное отношение к созданию отрасли промышленной электроники и к созданию компьютерной техники (ЭВМ-электрон хисаплау машинасы) в СССР.Также много татарских фамилий в химии.

      • Анонимно
        15.12.2019 13:31

        09.07 Джалиль сомнительный. Ахметшин и Сыртланова бесспорные. Остальных даже не слышал.

    • Анонимно
      14.12.2019 09:41

      Генерал Карбышев - кряшен. Учился в школе его имени.

      • Анонимно
        14.12.2019 10:15

        Гаврилов П. М. Генерал - полковник Гордов из Мензенлинского района. Дважды Герой Советского Союза лётчик Столяров, Генерал Армии Антонов, летчица Сафронова. О. Все из Кряшен!

      • Анонимно
        14.12.2019 10:55

        Карбышев,Гаврилов,Сыртланова и другие должны в списке героев должны быть первыми,а потом уже Джалиль.

        • Анонимно
          16.12.2019 16:11

          ..., Газинур Гафиятуллин, Гани Сафиуллин, из современных: Дамир Юсупов, та же Алина Загитова...

      • Анонимно
        14.12.2019 11:49

        ну и что

    • Анонимно
      14.12.2019 10:28

      Атилла, Чингисхан

    • Анонимно
      14.12.2019 10:33

      Можно добавить, Кряшены:
      Генерал-лейтенант Карбышев,
      Майор Гаврилов,
      Генерал армии Антонов,
      Генерал-полковник Гордов,
      Майор Москвин

    • Анонимно
      14.12.2019 10:39

      А куда Махмуда Гареева дели? Гани Сафиуллина?

    • Анонимно
      14.12.2019 18:41

      Батырша
      Бигиев
      Марджани
      Дэрдменд
      Тукай
      Рим Дашкин

      • Анонимно
        14.12.2019 20:10

        А Рим дашкин то тут с какого перепугу в героях?

      • Анонимно
        14.12.2019 20:50

        Батырша, не подозревавший о существовании татарского народа и ни разу не упомянувший их в своих записях - герой татарского народа?

    • Анонимно
      19.12.2019 18:03

      А дважды герой советского союза военный летчик Муса Гареев из Башурдистана, Александр Матросов ?

  • Анонимно
    14.12.2019 09:09

    Противоречия Ленина и Сталина? Ну ну... А как им не быть, раз Ленин будучи ставленником от британских финансовых кругов сотворил революцию преследуя цель (для мирового правительства) ослабить в очередной раз страну, а тут вдруг Сталин всех переиграл и создал независимое государство, заставив преживать англо-саксов много-много лет, что с Лениным и даже Троцким у них не прокатило.

    • Анонимно
      14.12.2019 14:32

      А Сталин сей был ставленник;криминала...Грабил банки ,убивали госслужащих—бандит одним словом

      • Анонимно
        14.12.2019 14:56

        То ли дело сейчас у власти благородные банкиры и госслужащие, все за народ как один ))

        • Анонимно
          14.12.2019 19:16

          А как вся клановая родня с друзьями в Форб попала, от Троцкого что ли?

      • Анонимно
        14.12.2019 15:28

        Молодой Сталин грабил банки по указанию Ленина и Троцкого, чтобы последние хорошо жили в Швейцарии, США или другой "цивилизованной" стране.

        Профессиональные марксисты от Мркса и Ленина до Троцкого и Сталина все были профессиональными бездельниками - нигде не работали, жили на членские взносы марксистской партии или на ворованные деньги.

  • Анонимно
    14.12.2019 09:47

    Интересно, но спорно.
    Очень спорно.
    Уж очень вольно обращается автор с историческими фактами..

    "Хоть большинство нынешних руководителей страны не любят Владимира Ленина и носятся с культом товарища Иосифа Сталина, нельзя не признать факт колоссального гения первого, который смог разорванную на лоскуты страны собрать под началом проекта социалистического союза народов. Он хорошо осознал, что имперское начало губительно...".
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/450043

    Ленин был империалистом из империалистов.
    Заветная мечта Ленина построить одно, единое Государство - Мировой Союз Социалистических государств.
    Для этого был создан Коминтерн - основной целью, которого была Мировая марксистская (коммунистическая) революция и установление диктатуры "пролетариата" на всей планете Земля.

    Россия рассматривалась марксистом Лениным и его ближайшим сподвижником Троцким только лишь как "запал" для Мировой марксистской революции.

    Захватив вооруженным путем власть в Демократической Российской Республике в октябре 1917 года и превратив 1-ю Мировую войну в Гражданскую войну международные марксисты-террористы Ленин и Троцкий надеялись, что им удастся захватить власть и в Западной Европе.
    Но не удалось (были попытки и в Венгрии, и в Германии и в других странах) - западно-европейские рабочие, увидев сколько крови пролили Ленин и Троцкий в России, не поддержали международных марксистов-террористов.

    Более того Ленин и Троцкий почувствовали, что теряют власть и в России - и тогда эти два профессиональных интригана и провокатора решили разыграть в 1919 году "национальную карту" - расчленить Россию по национальному признаку.
    Хотя их кумир Маркс и позиционировал себя "интернационалистом".

    Ленин и Троцкий, чтобы привлечь себе больше сторонников, объявили о строительстве "национальных социализмов" - создали национальные социалистические территориальные образования.
    Так Лениным и Троцким было объявлено об образовании татаро-башкирской АССР, нов результате были созданы Башкирская АССР, Татарская АССР и др.

    И народы соблазнились посулами прожженных мошенников и террористов Ленина и Троцкого...

    Естественно, международные марксисты-террористы Ленин и Троцкий не собирались делиться властью с национальными социалистами (и даже с мусульманскими коммунистами) и, как только укрепились во власти, марксисты тут же вырезали всех националистов-социалистов (и мусульманских коммунистов во главе с Султан-Галиевым) во всех национальных образованиях.

    Лучший ученик Ленина и Троцкого марксист Сталин лишь продолжил дело своих кровавых учителей...

    Но национальные Республики, Края и Области продолжали выживать и в условиях сперва марксистской диктатуры, которая после смерти Сталина сменилась на коммунистическую диктатуру (из СМИ исчезло слово "марксизм", которое заменило слово "коммунизм" - затем исчез и СССР...).

    Несмотря на противоречивость Истории создания международными марксистами-террористами Лениным и Троцким национальных территориальных образований в многонациональной России надо с достоинством отметить дату 100-летия создания ТАССР.

    Республика прошла трудный, часто кровавый, но героический и трудовой путь.

    • Фидарис
      15.12.2019 00:12

      На самом деле правы и вы и Руслан афанде . Думаю, эти ребята ко времени первых шагов образования Союза уже отчетливо понимали утопичность идеи мировой революции. И Ленин первым среди них осознал, что реальный союз возможен только при условии отвержения имперского, колониального подхода и предложил утвердить наднациональные, не имперские доминанты в обществе.

  • Анонимно
    14.12.2019 09:54

    "Сталину нужен был своей проект, свой народ, который подходит под его видение будущего. Он называл коллективизацию «революцией сверху». Прекрасный манипулятор, бывший нарком сделал все, чтобы советское пространство стало соподчиненным, унифицированным, сломав общинную связь, выломав все возможные потенциальные связи. При нарезке автономий в 1920 году Казанскую губернию он сильно покромсал. Отторг от матричной татарской земли значительные территории компактного проживания татар и присоединил их к соседним областям и республикам".
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/450043

    "Нарезал" автономии не Сталин, а Ленин и Троцкий.

    В 1919 - 1920 гг., когда Ленин и Троцкий "резали" Россию на национальные территориальные образования, Сталин был, если не "мелким клерком" при Ленине и Троцком, то точно простым партийным чиновником, который должен был беспрекословно выполнять волю своих вождей - Ленина и Троцкого.

    • Анонимно
      14.12.2019 12:11

      Из дальнейшей истории :кто же отрезал в 1936 году у Казахстана Оренбургскою облась-улус.Почему то образовали на далеком Дальнем востоке Еврейскую автономную область?А может там жили буряты или эвены.И куда же подевались Бурятско Агинские автономные округи и еще один Бурятские автономные округа названия второго не помню?

      • Анонимно
        14.12.2019 12:32

        Ну так кто же заложил основу "национальной раздробленности"? Явно не Сталин. Он хотя бы порядок в этой сфере навёл.

        • Анонимно
          14.12.2019 12:59

          Только 2 примера этого "порядка": 1. Один из первых поборников автономии Татарстана, Са́хиб-Га́рей Са́ид-Га́лиев (в 1920 председатель Ревкома Татарской АССР. В 1920—1921 — председатель СНК Татарской АССР) расстрелян в возрасте 44 лет 29 октября 1938. 2. Присоединив в 1940 году к СССР 3 прибалтийских государства, Сталин и заложил под него мину замедленного действия, которая взорвала СССР в 1991 году.

          • Анонимно
            14.12.2019 14:47

            Да, Саид-Галиев принадлежал к организованной группировке международных марксистов во главе с Лениным и Троцким, ратовавших за немедленную Мировую марксистскую (коммунистическую) революцию на всей планете Земля.

            А Султан-Галиев принадлежал к организованной группировке исламских (мусульманских) марксистов, ратовавших за Марксистскую революцию среди Исламских стран.

            Но победила организованная группировка "местечковых" марксистов во главе со Сталиным, ратовавших за построение социализма-коммунизма сперва в СССР, а затем, создав ВПК и перевооружив Красную Армию, начать Мировую марксистскую революцию и в буржуазных странах, и в мусульманских странах, и в странах с первобытно-общинным строем.

            Последняя организованная марксистская группировка вырезала все другие организованные марксистские группировки, расстреляв и умертвив в конц.лагерях своих "коллег"-марксистов.
            В том числе и обоих Галиевых, и Саид, и Султан...
            "Заодно" марксисты убили ещё и несколько десятков миллионов ни в чём не повинных людей.

            Все марксисты очень завистливые и злобные, постоянно требуют всё новой и новой крови...

      • Анонимно
        14.12.2019 23:57

        14.12.2019 12:11
        Усть-Ордынский!
        А вы НЕдавнюю историю СВОЕЙ страны изучите! Тогда НЕ будете ТАКИЕ вопросы задавать!

  • Анонимно
    14.12.2019 10:01

    Когда же все таки с Джалилем разберутся?

    • Анонимно
      14.12.2019 10:39

      Зачем ?

      • Анонимно
        14.12.2019 10:57

        Зачем?Для правды.

      • Анонимно
        14.12.2019 10:57

        У татар достаточно настоящих героев и без Джалиля.

        • Анонимно
          14.12.2019 16:04

          Если у татар достаточно героев, зачем кряшен героев к татарам причисляете?

          • Анонимно
            14.12.2019 17:09

            Если генерал Новиков прилюдно говорил, что он татарин, если Гаврилов в мемуарах писал, что он "простой татарский паренек", если Гаврилов писал, что он общался с Карбышевым "на родном татарском языке", то почему это мы не должны причислять их к татарам?

            • Анонимно
              14.12.2019 18:36

              Уважаемый, немножко историю надо знать. После принятия линии на слияние кряшен с татарами, любой человек идущий против линии партии знаете где оказывался? Поэтому не надо тут, мол они сами себя называли татарами, куда им было деваться? А вы и сегодня пытаетесь эту линию партии проводить, направленную на татаризацию кряшен. Один институт истории чего стоит. Если автор книги вынужден оправдываться, что "«Хотелось бы обратить внимание, что название монографии утверждал Учёный Совет Института истории имени Ш.Марджани, в связи с чем на обложке в наименовании стоит термин «татары-кряшены». В самом тексте монографии мне пошли навстречу и посчитали оставить слово «кряшены» без приставки татары», - сообщает Лилия Мухамадеева." Очень трогательное объяснение, из которого следует сделать вывод, что автор вынужден был согласиться на название книги, которое утвердил ученый совет института истории, иначе бы книга не вышла. И после этого кряшены должны записываться татарами?

            • Анонимно
              14.12.2019 18:41

              А как они должны были сказать ? Если в 1926 году кряшен стали причислять к татарам. Тогда закрыли все газеты, школы, Учительский Техникум для кряшен. И в 1970 году мне тоже сказали, нет такой нации. Вы татары. А тем более и Новиков и Гаврилов в то время как должны были сказать, если кряшен записали в татары. То же самое и с мишэрэми и типтэрэми. А про,, родной татарский язык '' приписываемый Гаврилову, это вранье.

    • Анонимно
      14.12.2019 11:40

      С Мусой Джалилем давно разобрались.
      А вот как праздновать и что праздновать в 2020 году вопрос: то ли это похороны СУВЕРЕНИТЕТА Татарстана, лукаво организованные Путиным, то ли празднование давно похороненной автономии

      • Анонимно
        14.12.2019 11:54

        Какого суверенитета? Его в 2000 КС убрал. Не может быть суверенитета, как каждого района в республике, так и региона в стране.

  • Анонимно
    14.12.2019 10:15

    габдулла челбир - организовал оборону волжской булгарии от монгольского нашествия, построил мощные линии обороны, благодаря которым 14 лет удавалось отражать монгольские атаки

    ильгам хан - заманил в засаду и разгромил непобедимого субедея

    бачман - долго и успешно вёл партизанскую войну против батыя, надолго сковал крупные монгольские силы, чем оттянул вторжение в европу. погиб смертью храбрых, с гордо поднятой головой

    улуг мухаммад - основатель казанского ханства. малыми силами бился против превосходящих сил противника и побеждал. брал в плен василия темного

    кул шариф - погиб при обороне казани.

    • Анонимно
      14.12.2019 10:31

      Кул Шариф это мечеть.

      • Анонимно
        14.12.2019 10:40

        Воссозданная мечеть названа в честь последнего имама сеида Кул Шарифа, одного из предводителей обороны Казани.

        • Анонимно
          14.12.2019 10:58

          К огромному сожалению "оборонял" Казань от законного Казанского хана, потомка Великого монгола Чингизхана, чингизида Шах-Али.

          И "оборонял" вместе с ханом Едигером, который за два года до этого штурмовал Казань в составе войск Московского царя Ивана 1У и который потом (в 1555 г.) добровольно крестился в Москве с именем Симеон.

          Правда Едигер-Симеон участвовал под предводительством чингизида Шах-Али в Московско-Ливонской войне 1555 года, в которой успешно громил ливонских рыцарей.

          • Анонимно
            14.12.2019 11:11

            а почему ‘оборонял’ в кавычках?

            • Анонимно
              14.12.2019 15:30

              Потомку Великого Монгола Чингизхана, чингизиду Шах-Али право владения Казанью принадлежало по рождению.

              Он имел все права на Казанский престол.

            • Анонимно
              14.12.2019 15:56

              Потому что из-за Кул Шарифа войну и затеяли. До того казанских ханов обычно меняли на промосковских, но само ханство не ликвидировали.

        • Анонимно
          14.12.2019 12:04

          Кул Шариф не оборонял Казань. Был убит как и все рядовые защитники города. И о его заслугах при обороне Казани нигде не написано. Кроме произведений современных выдумщиков писателей.

  • Анонимно
    14.12.2019 11:19

    Саит Батыр, Батырша

    • Анонимно
      14.12.2019 18:16

      Батырша не герой, а трус, сбежавший от восставших башкир

      • Анонимно
        14.12.2019 21:04

        Вы не правы. Батырша призывал мусульманские народы поддержать башкир. Но безуспешо. В Саитовской слободе ему ответили, что будут за тех кто сильнее, "будут сильнее башкиры - будем за башкир." Изловили его свои же мишаре из команды Сулеймана Диваева.

      • Анонимно
        15.12.2019 13:19

        Абдулла Алиев, конечно же батыр. Хотя и не был воином. Не зря башкиры его прозвали Батырша. Он осознанно выбрал свою судьбу. Мог бы поступить так же как Сеитовские татары, сидеть где нибудь тихонько в углу. И после поимки не побоялся отстаивать свои взгляды.

    • Анонимно
      14.12.2019 20:58

      Саит батыр - башкир. Старшина. Один из предводителей Башкирского восстания 1681-1684, вызванного нарушением земельного права башкир, ростом налогов, произволом уфимского воеводы.

  • Анонимно
    14.12.2019 12:25

    Муса Джалиль,
    Абдулла Алиш,
    Измаил Зайдуллин
    Исхак Ахмеров
    Маргуба Сыртланова
    ЭТО ГЕРОИ-ТАТАРЫ ВОВ

    • Анонимно
      14.12.2019 16:55

      Гражданин германии Муса Джалиль,как и другие предатели СССР,даже теоретически не может быть героем.

  • Анонимно
    14.12.2019 12:27

    Ничего Сталин не кромсал, найдите карты губерний Волго-Уральского региона с уездами, поднимите данные переписи 1897 по родному языку (шло вместо национальности) - увидите что в ТАССР механически слили все соседствующие уезды где самопровозглашённых татароязычных на 1897 г. было 50% и более, немного их подкорректировали и всё. Просто для татар, как для дисперсно живущего народа, реально работающая культурная автономия была бы лучше чем территориальная, но интеллектуальной честности не хватает сказать. Задача Айсина - обслуживать татарстанскую буржуазию унд номенклатуру, которая зависима от текущего статуса Татарстана как субъекта РФ, и всё, что ставит под сомнение правильность решения 1920-го об образовании ТАССР ставит под сомнение и их текущую легитимность.

    • Анонимно
      14.12.2019 16:57

      На те годы татароязычных была только четверть,а не половина.

    • Анонимно
      14.12.2019 17:21

      Хорошо сказано. В точку.

    • Анонимно
      15.12.2019 22:46

      12.27 Да. Вы правы. Довольно мощный интеллект Айсина, похоже, служит интересам этнократии. Ведь нам, простым татарам, все эти разговоры об автономии, суверенитете, сепаратизме даром не нужны, нам терять нечего. Нам только мир и дружба нужны со всеми народами. А вот форбсоликим это жизненно важно - боятся, чтобы не отобрали все нажитое "непосильным трудом".

  • Анонимно
    14.12.2019 12:30

    Рафаэль Мухаметдинов:
    1. Кул Шариф
    2. Мурат
    3. Батырша
    4. Ш. Марджани.
    5. Гаяз Исхаки.

    • Анонимно
      14.12.2019 13:50

      Мухаммад Атласи .

      • Анонимно
        14.12.2019 19:13

        Кто такой Мухаммад Атласи, может быть Хади Атласи.
        Рим Дашкин

    • Анонимно
      14.12.2019 14:38

      Хан Кодраг,Хан Кубрат,Хан Алмуш—это наши основатели Государства Волжской Булгарии....нынешнего (Татарстана)

  • Анонимно
    14.12.2019 12:35

    Татары в годы Великой Отечественной войны

    Отечественная война 1941-1945 годов стала величайшим испытанием для каждого народа и коснулась каждую семью. Сотни и тысячи погибших и пропавших без вести на полях сражений, миллионы погубленных судеб. Это была великая беда, великая катастрофа. Все народы Советского Союза в одном порыве объединились против общего врага, ради свободы своей родины. В этой борьбе против агрессоров принял участие и татарский народ.
    Как писал маршал Советского Союза Г. Я. Малиновский: « Я как старый солдат много видел на фронте бойцов и командиров татар и всегда восхищался их непреклонным упорством и железной волей в бою».
    А другой маршал Л.А. Говоров писал следующие слова про воинов - татар: « Воины – татары на полях сражений проявляли лучшие качества народа – великую любовь к родине, ненависть к врагу, презрение к смерти во имя победы, мужество и храбрость, выносливость и умение переносить любые трудности и лишения».
    Среди советских военнослужащих разных национальностей, удостоенных звания Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, татарский народ занимает четвертое место. Более 200 воинов – татар стали Героями Советского Союза.
    Около 70 тыс. татар были отмечены боевыми наградами. Среди крупных военноначальников Великой Отечественной войны были генералы А. О. Ахманов, Ф. Г. Булатов, З. Ю. Кутлин, Г. Б. Сафиуллин и др. Почти половина членов Союза писателей республики Татарстан вместе с председателем Мусой Джалилем ушли на фронт. На полях сражений и в плену героически погибли такие великолепные татарские писатели и поэты, как Фатих Карим, Мифтах Вадуд, Мансур Гаяз, Нур Баян, Гадель Кутуй и многие другие.
    Все мы помним бессмертный подвиг великого татарского поэта - классика Мусы Джалиля, который в 1942 г. попал в немецкий плен. В плену им была организована агитационная работа среди военнопленных. Выпускались листовки с сообщениями об успехах советских войск. Муса Джалиль со своими товарищами начали подготовку ко всеобщему восстанию военнопленных. Но все это привело к аресту и расстрелу заговорщиков. Муса Джалиль и 11 членов его группы были казнены в августе 1944, в их числе был и известный татарский поэт Абдулла Алиш. Находясь в плену в ожидании приговора , Муса Джалиль написал цикл стихотворений - «Моабитские тетради» (моабит дяфтярляре), которые чудом удалось сохранить. Муса Джалиль посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.
    Отвагу и героизм проявил Герой Советского Союза Халиль Хайруллин. Убежав из немецкого плена он стал партизаном в Белоруссии. Множество героев- татар командовали партизанскими отрядами, например А.Ш. Усманов под Ленинградом, майор Даян Мурзин командовал партизанским отрядом в Чехословакии.
    Великий подвиг Александра Матросова, он же Шакирьян Мухаметьянову уроженец Башкирии. Его подвиг повторили еще с десяток героев сынов татарского и башкирского народов ( Газиннур Гафиятуллин, Барый Шавалеев, Абдулла Салимов,Ахмет Мухамметов, Мансур Валиуллин и др.).
    Сколько же было их таких отважных героев, сынов своего народа и родной земли?!
    В боях у озера Баталон погиб Зариф Алимов, его последними словами были: « Я отдал все, чтобы моя Родина, мой народ жили свободно и счастливо».
    Героически воевали летчики татары, такие как Мисбах Халиуллин, Гали Борхан, Габдельхай Галиуллин. Более 780 боевых вылетов на ночном бомбардировщике совершила Маргуба Сыртланова. Дважды Героями Советского Союза стали летчики Муса Гареев и Талгат Бигильдинов.
    Во время Великой Отечественной войны звание Героя Советского Союза также заслужили танкист Гали Шамсутдинов, разведчик Миннулла Гиззатуллин, пулеметчик Гайфутдин Гильмутдинов и др.
    Герой из Башкирии Газий Загитов был одним из первых, кто водрузил знамя победы над рейхстагом.
    Такого рода акты героизма, как и в целом феномен массового патриотизма татар, объясняется, в первую очередь, мотивом сохранения своей этнокультурной и этноконфессиональной, цивилизационной самоидентичности. Подсчитано, что в годы Великой Отечественной войны татар погибло около 8% от общих военных потерь, а с учетом военнослужащих из других мусульманских регионов их погибло более 580 тыс. человек, т.е около 10 % всех погибших на фронтах войны граждан СССР. Применение коэффициентов пропорциональности потерь по национальному признаку убеждает нас в том, что мусульманский мир и татары, в частности, понесли самые большие людские потери, что сказалось на коллективном и качественном воспроизводстве нации.
    Трагические события Великой Отечественной войны, это история, о которой следует помнить, как страшной и грубой ошибке человечества. Необходимо помнить и знать о миллионах погубленных жизней и исковерканных судеб. Для того чтобы человечество больше никогда не окунулось в подобный хаос, со всеми вытекающими из него обстоятельствами. Чтобы из земли росли цветы и плодоносные деревья, а не обелиски с именами погибших на той или иной войне. Мир это то, к чему должно стремиться человечество. Мир является главной целью жизни на земле. Давайте же будем помнить о героях той войны в своих молитвах и пожелаем друг другу мира!

    • Анонимно
      14.12.2019 13:28

      Написано много, но и не правды много. Талгат Бегельдинов - казах, Муса Гареев - башкорт,Ахманов О точно не татарин, то ли Чуваш, то ли русский Сыртланова М и Загитов Г МИШАРЕ из Башкортостана. Даян Мурзин башкорт,тоже оттуда. Нехорошо не своих себе присваивать.

      • Анонимно
        14.12.2019 15:30

        Я и естественно мои родители родом из Илишевского района Башкортстана. В районах Илишевский ,Дюртюлинский ,Чекмагушевский ,Туймазы ,Октябрьский никогда больше 1% башкир не было.Муса Гареев татарин --мой земляк. На бумаге может и приписанный башкорт ,таких много.Во время переписи даже удмуртов ,марийцев с чувашами проживающих на территории республики приписали Башкирами !!!

        • Анонимно
          14.12.2019 15:57

          15 - 30 Вот это вас устраивает? ///7Муса Гареев родился 9 июля 1922 года в деревне Илякшиде Белебеевского уезда Башкирской АССР (ныне Илишевский район Башкортостана) в крестьянской семье. По национальности башкир[2]. Отец Гайса Ахмедгареев родом из д. Илякшиде, мать Гульнафиса родом из д. Имянликулево — башкиры из рода ельдяк[3]. /// И что ещё вам надо?

        • Анонимно
          14.12.2019 17:25

          Ну в Татарстане кряшен приписывают к татарам, что героев, что артистов и поэтов.

        • Анонимно
          15.12.2019 07:01

          Все названные вами районы башкирские, также башкирские корни у большинства населения восточных районов РТ. И язык башкирский. Западный диалект.
          Казанские татары это перешедшие на наш язык чуваши и черемисы.
          Именно наши предки первыми из башкир пришли к Ивану Грозному и представились башкирами.
          То что мы башкиры говорят все исторические документы.

        • Анонимно
          15.12.2019 09:56

          Примерно треть моих знакомых из Илишевского района называют себя башкирами.
          Так что про 1% - это просто смешно ...
          Язык ближе к татарскому, но самосознание башкирское. А в советское время записывали по языку.

      • Анонимно
        15.12.2019 10:07

        Когда Ленин наделял автономией Башкирию, для увеличения численности башкир, татарским селям присвоивали национальность - башкиры.

        • Анонимно
          15.12.2019 13:07

          А с какой стати Ленину и Сталину нужно было увеличить число башкир? Вы хоть думайте о чем говорите.

    • Анонимно
      14.12.2019 13:33

      Алексей Осипович Ахманов (25 февраля (9 марта) 1897 года, село Алат, ныне Высокогорский район.генерал - лейтенант танковых войск.

    • Анонимно
      14.12.2019 15:30

      12 37!!! Вы так разошлись. Заодно и Лакца по отцу, крымского татарина по матери Амет Хан Султана тоже в татары запишите. И героя танкиста чувашина Коновалова тоже берите.

    • Анонимно
      15.12.2019 10:46

      Бик дөрес сүзлəр. Афəрин!Многие командиры, вплоть до маршалов, отмечали самоотверженность татар на войне.

  • Анонимно
    14.12.2019 13:02

    Что Татарстан получил за 100 лет- в первую очередь заводы Казаньоргсинтез, Нтжнекамскнефтехим, Нижнекамскшина, Менделеевский химзавод и КАМАЗ с городом спутником Набережные Челны.

    И всему этому начало положил великий сын татарского народа Фикрэт Табеев, вот это и есть человек эпоха 100-летия ТАССР.

    • Анонимно
      14.12.2019 13:42

      если бы в 90-е годы не было бы Договора

      тогда бы все бы уехало в другие страны

    • Анонимно
      26.12.2019 18:32

      Табеева сильно спрашивали, где строить?

  • Анонимно
    14.12.2019 16:14

    Да, вся химия России в Татарстане и Башкортостане, кому сказать спасибо за здоровье нации ?

  • Анонимно
    14.12.2019 19:19

    Руслан, бик яхшы яздыгыз. Афарин!
    Рим Дашкин

  • Анонимно
    14.12.2019 22:53

    Евгений Завойский

  • Анонимно
    16.12.2019 06:51

    Ну вот - празднование 100-летия ТАССР, а героев нужно выделить только татарских. Как будто русских, чувашских марийских... тут не проживало.

  • Анонимно
    17.12.2019 10:48

    Юбилей Татарстана-это и праздник всех наций в республике,так как и они вносили вклад в развития республики.Если это не так -приведите
    конкретные аргументы...

  • Анонимно
    20.12.2019 20:24

    Из нескольких миллионов очень сложно выделить пятерых.

  • Анонимно
    21.12.2019 10:32

    К сожалению для всех татар, у нас нет Героя масштаба Салавата Юлаева.

  • Анонимно
    28.12.2019 12:36

    Никто не вспомнил Карима Габдрауфовича Хакимова- первого дипломата СССР на Ближнем Востоке,которого расстрелял Сталин,за якобы шпионскую деятельность. Потом,правда, его реабилитировали. Весь Ближний Восток мог быть самым надёжным и верным союзником великой страны. Но англичане сделали свое подлое дело ,и переманили в свою сторону. Теперь представьте какого масштаба был человек ! Дипломатические отношения с Советским Союзом были прерваны на 30 лет, из-за казни К.Хакимова.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль