Интервью экспертов по COVID-19 
31.03.2020

Анатолий Альтштейн: «В темпе развития эпидемии мы отстаем от Италии примерно на четыре недели»

Профессор вирусологии о природе коронавирусов и о том, когда прекратится пандемия COVID-19

«Думаю, что у нас количество зараженных, конечно, гораздо больше, чем положительных тестов», — считает главный научный сотрудник Института биологии гена РАН Анатолий Альтштейн, находящийся на карантине после возвращения из США. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал о том, почему коронавирус SARS-CoV-2 вызывает более тяжелую болезнь, чем грипп и ОРВИ, как работают карантинные меры, а также предположил, что в Италии и Испании может распространяться другой, не китайский вариант вируса.

Анатолий Альтштейн: «Вариант, который передается от человека к человеку, способен вызывать у людей довольно тяжелое заболевание» Анатолий Альтштейн: «Вариант, который передается от человека к человеку, способен вызывать у людей довольно тяжелое заболевание» Фото: Елена Колебакина-Усманова

«НА КОРОНАВИРУСЫ ВИРУСОЛОГИ ОБРАЩАЛИ МАЛО ВНИМАНИЯ»

— Анатолий Давидович, расскажите, что представляют собой коронавирусы, каковы их разновидности?

— Вирусы бывают РНК-содержащие и ДНК-содержащие, в зависимости от их генетического материала (генома). ДНК-содержащие в качестве генома имеют дезоксирибонуклеиновую кислоту, а РНК-содержащие — рибонуклеиновую кислоту. ДНК и РНК — полимерные молекулы, построенные из дезоксирибонуклеотидов (ДНК) или рибонуклеотидов (РНК). Химическая разница между ДНК и РНК небольшая, но их свойства и функции значительно различаются.

Коронавирусы впервые были открыты в 1965 году. Они относятся к РНК-содержащим вирусам и характеризуются самым длинным РНК-геномом — порядка 30 тыс. нуклеотидов, тогда как другие РНК-содержащие вирусы имеют геномы значительно меньшей длины. РНК-геномы отличаются большей изменчивостью, чем ДНК-геномы. Поэтому коронавирусы достаточно изменчивы, легко могут возникать различные их варианты. В семейство входят порядка 40 разных коронавирусов, заражающих человека и различные виды домашних и диких животных (свиней, крупный рогатый скот, кроликов, верблюдов, различные виды птиц, летучих мышей и многих других). Коронавирусы разных видов животных характеризуются видоспецифичностью, то есть в природе заражают только свой вид животных. Обычно те коронавирусы, которые заражают человека, вызывали легкую инфекцию. Коронавирусные инфекции составляли несколько процентов от острых респираторных заболеваний, вызываемых другими вирусами, такими, как вирусы гриппа, риновирусы, аденовирусы, парамиксовирусы и другие. На коронавирусы вирусологи обращали мало внимания. Поэтому данная группа вирусов на человека, видимо, «обиделась» за невнимание.

В 2003 году было обнаружено, что коронавирус летучих мышей в результате природной изменчивости (мутации) перешел на человека.  Этот вариант вируса начал заражать людей и передаваться от человека к человеку. Это привело к сильной вспышке коронавирусной инфекции в Китае.

 Это SARS?

— Совершенно верно. Заболевание SARS — это тяжелый острый респираторный синдром, вызванный мутантным коронавирусом летучих мышей. Тогда было порядка 8 тысяч заболевших в Китае и довольно высокая смертность (на уровне 10–12 процентов). Эту вспышку удалось локализовать, подавить. Вирус не исчез, конечно, он продолжал в человеческой популяции существовать, но не приносил столь большого количества смертей.

В 2012 году возникла подобная ситуация в Саудовской Аравии. Заболевание получило название MERS (ближневосточный респираторный синдром). Там было меньше заболевших, но коронавирус, происходивший от коронавируса верблюдов, вызывал тяжелую болезнь, в результате чего умерли порядка 30 процентов зараженных. И SARS-, и MERS-вирусы никуда не делись, они остались в человеческой популяции. По какой-то причине они больше не вызывают таких эпидемий. Мы не знаем, что их сдерживает и контролирует, кроме эволюционных преимуществ, которые они приобретают в результате ослабленной патогенности.

И вот в ноябре – декабре 2019 года появился вирус, похожий на коронавирус SARS и на коронавирус летучих мышей. Эпидемиологические исследования показывают, что это, скорее всего, вирус, который пошел от летучих мышей. Вариант, который передается от человека к человеку, способен вызывать у людей довольно тяжелое заболевание.

Этот вирус, конечно, естественного происхождения. Дело в том, что каких-то научных основ, чтобы сделать коронавирус, который будет заражать и убивать людей, нет. Значит, никакой злой воли быть не могло «Этот вирус, конечно, естественного происхождения. Дело в том, что каких-то научных основ, чтобы сделать коронавирус, который будет заражать и убивать людей, нет. Значит, никакой злой воли быть не могло» Фото: kzn.ru

«ЭТО НЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ, А ПЕЧАЛЬНАЯ ЕСТЕСТВЕННАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ»

— Почему он раньше не передавался к человеку?

— Появление такого рода вируса — это случайное явление, которое мы не можем точно предсказать и контролировать. Мы не знаем, что же должно случиться в этом вирусе, чтобы он перешел на человека. Это происходит довольно редко, это так называемые эволюционные события, в результате которых возникают новые вирусы. Здесь много случайного. Поэтому, когда говорят, что кто-то точно предсказал эпидемию нового коронавирусного заболевания, то это тоже случайность. 31 декабря китайцы объявили о существовании новой болезни, которую ВОЗ назвал COVID-19, и нового вируса SARS-CoV-2.

— Есть много слухов и домыслов, что у китайских ученых якобы просто что-то вышло из-под контроля. На ваш взгляд, этот вирус естественного или искусственного происхождения?

— Этот вирус, конечно, естественного происхождения. Дело в том, что каких-то научных основ, чтобы сделать коронавирус, который будет заражать и убивать людей, нет. Значит, никакой злой воли быть не могло. Этот вирус возник естественным путем. Когда говорят о том, что это китайцы или американцы создали вирус, прицеливаясь, чтобы он был этновирусом (способным больше заражать, например, китайцев, чем европейцев и американцев, или наоборот), это домыслы, ложные слухи. По тому, как пошла эпидемия, мы видим, что она не щадит ни китайцев, ни американцев, ни европейцев. Конечно, это не биологическое оружие, а печальная естественная случайность, которая иногда (возможно, не так уж и редко) встречается в природе.

Та же история была когда-то и с вирусом гриппа в 1918–1919 годах, когда страшная «испанка» погубила десятки миллионов людей, заразила более миллиарда человек. А потом этот вирус не исчез, но уже таких свойств не проявлял. Идея об искусственном происхождении возбудителя «испанки» никому в голову не приходила. В 1980-e был открыт вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), принесший столько вреда человечеству. Он, скорее всего, произошел от похожего вируса обезьян, который в результате изменчивости приобрел способность размножаться в организме человека. К этому времени уже существовала способная на «чудеса» генетическая инженерия. Поэтому пошли разговоры об искусственном происхождении ВИЧ. Но в то время не было научной основы для генно-инженерного создания этого вируса так же, как до 2020 года не существовало научной основы для создания коронавируса SARS-CoV2, потрясающего сейчас человечество. Еще один пример — недавняя эпидемия геморрагической лихорадки Эбола в Западной Африке, вызванная филовирусом Эбола, обычно мирно обитающим среди животных африканских джунглей.

Вообще говоря, вирусу не выгодно быть свирепым и убивать людей. Когда человек тяжело болеет, его забирают в больницу, изолируют. Теряется весь запас вируса, который в нем накопился, и потомства у этого вируса не будет. Поэтому, как правило, вирусы в своей эволюции приспосабливаются к организму животного или человека и смягчают свой нрав. Легко больной человек ходит и распространяет вирус. Вирусу это выгодно.

— То есть дальше спокойно живут и распространяются?

— Им выгодно распространяться, заражать, им не выгодно убивать. В ситуации с коронавирусом, я думаю, постепенно в течение какого-то времени ему «понравится» не убивать людей, а вызывать легкие формы заболеваний верхних дыхательных путей. Произойдет отбор таких эволюционно выгодных для вируса вариантов. А сейчас он в значительном числе случаев спускается в нижние дыхательные пути, в легкие, вызывая их воспаление (пневмонию), нередко приводящую к смерти.

— Я правильно понимаю, следуя этой логике, что этот коронавирус станет подобным многочисленным возбудителям ОРВИ, гриппа, и простуд, которыми мы болеем за сезон несколько раз?

— Очень возможно, что станет, например, как вирус гриппа. Но вирус гриппа опасен. Он заражает очень большое число людей. Общее число смертей, которые он вызывает, гораздо больше, чем при новой коронавирусной инфекции COVID-19. Хотя само заболевание «грипп» более легкое. А вирус SARS-CoV-2, возбудитель COVID-19, обладает гораздо более выраженными патогенными свойствами, вызывает более тяжелую патологию у человека. Насколько и когда он снизит свою способность вызывать пневмонию, пока не ясно. Не исключено, что мы получим очень неприятную добавку к большой коллекции вирусов, вызывающих острые респираторные заболевания.

Как пошла эпидемия, мы видим, что она не щадит ни китайцев, ни американцев, ни европейцев. Конечно, это не биологическое оружие, а печальная естественная случайность, которая иногда (возможно, не так уж и редко) встречается в природе «Как пошла эпидемия, мы видим, что она не щадит ни китайцев, ни американцев, ни европейцев. Конечно, это не биологическое оружие, а печальная естественная случайность, которая иногда (возможно, не так уж и редко) встречается в природе» Фото: Сергей Бобылев / Фотохроника ТАСС

«ВИРУС ГРИППА И КОРОНАВИРУС ДОВОЛЬНО СИЛЬНО ОТЛИЧАЮТСЯ, ПРИМЕРНО КАК ЛЯГУШКА И ЧЕЛОВЕК»

— Каковы особенности нынешнего коронавируса? Его внешний вид, размеры? Что его отличает от других коронавирусов?

— Все коронавирусы (их около 40 видов) похожи друг на друга по морфологии и химии своих вирионов (вирусных частиц) и по молекулярным механизмам размножения в клетке. Диаметр коронавирусного вириона — порядка 100–120 нанометров (нанометр в миллион раз меньше миллиметра). Вирион построен из жировой оболочки, четырех белков и одной молекулы биологического полимера — рибонуклеиновой кислоты (РНК). Один из белков связан с жировой оболочкой, в нее погружены построенные из этого белка выросты, которые делают вирион похожим на корону (отсюда название «коронавирус»). Другой белок связан с вирусной РНК, и этот комплекс находится внутри вириона в спирализованной форме. Выросты отвечают за специфическое прикрепление вирионов к клетке человека. Вирион прикрепляется к определенному клеточному белку (рецептору). Только после этого его РНК проникает в клетку, направляет образование новых вирусных белков и РНК, из которых собираются новые вирионы. Разные коронавирусы различаются некоторыми особенностями своих РНК и белков. От этих особенностей зависит способность данного коронавируса заражать разные виды животных, включая человека. Коронавирус летучей мыши в результате изменчивости смог приобрести способность размножаться в организме человека и вызывать заболевание.

— Если мы сравним вирус, который вызывает грипп, и этот коронавирус, в чем отличия?

— Это разные отряды и семейства вирусов. В результате вирус гриппа и коронавирус довольно сильно отличаются, примерно как лягушка и человек. Однако у них есть и сходство. Вирус гриппа также имеет жировую белоксодержащую оболочку и содержит внутри вириона покрытую белком спирализованную РНК. В отличие от коронавируса, в вирионе которого одна молекула РНК длиной примерно 30 тысяч нуклеотидов, генетический материал вируса гриппа состоит из 8 сегментов (общая их длина около 14 тысяч нуклеотидов). Каждый сегмент — спирализованная рибонуклеиновая кислота, связанная с одним и тем же белком. Все эти сегменты кодируют разные белки вируса. Таких белков 11, а в случае коронавируса кодируемых белков намного больше. Но в состав коронавирусного вириона входят четыре белка, а в состав вирионов вируса гриппа — 8 белков. Белки и РНК-вирусов гриппа и коронавирусов совершенно различны.

— Получается, что коронавирус сложнее вируса гриппа?

— Да, коронавирус сложнее хотя бы потому, что у него генетический материал гораздо более длинный. Значит, его код сложнее. Хотя и вирус гриппа очень непростой — его геном сегментирован, и это повышает возможность появления новых вариантов этого вируса. При попадании двух вариантов вируса гриппа к одному животному их сегментированные геномы легко могут смешиваться, в результате возникают новые варианты вируса, опасные для человека

— Но ведь едва ли не каждый год появляется новая разновидность вируса гриппа.

— Хотя варианты вируса, значительно отличающиеся по поверхностным белкам вириона, стабильны, внутри этих вариантов появляется небольшая изменчивость, которая ведет к тому, что к каждому субварианту надо сделать свою вакцину. Каждый год специальная служба следит за этими субвариантами вируса в мире и на основании изучения выделенных вирусов предсказывает, какой субвариант будет преобладать в следующем эпидемическом сезоне, и тогда готовят против него вакцину. Иногда промахиваются, и тогда вакцина неэффективна.

— И тогда все болеют?

— Если вакцина подобрана неправильно, она не защищает или защищает слабо. Сама вакцина не представляет опасности. Так что надо не болеть и вакцинироваться от гриппа. Жаль, что не могу дать тот же совет относительно коронавируса, так как вакцины пока нет.

Коронавирусы различаются особенностями своих РНК и белков.  Коронавирус летучей мыши в результате изменчивости смог приобрести способность размножаться в организме человека и вызывать заболевание «Коронавирусы различаются особенностями своих РНК и белков.  Коронавирус летучей мыши в результате изменчивости смог приобрести способность размножаться в организме человека и вызывать заболевание» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРОТИВ КОРОНАВИРУСА, ДУМАЮ, ВАКЦИНУ СОЗДАТЬ МОЖНО»

— Как долго будут создавать вакцину? Насколько я понимаю, ее не стоит ждать раньше 2021 года.

— Это очень лакомый кусок для вирусологов и молекулярных биотехнологов. Сейчас за разработку этой вакцины схватились во многих местах. Думаю, что два десятка проектов по ее приготовлению уже могут существовать. Некоторые коллективы разрабатывают сразу несколько разных подходов к созданию новой антикоронавирусной вакцины.

В мире существует много инфекций, против некоторых из них есть хорошие вакцины, которые регулярно применяются. Эти вакцины были созданы давно, по большей части до 1980-х годов. Были старые способы приготовления этих вакцин. Вообще, есть два типа вакцин. Первый: можно возбудителя постепенно в лаборатории культивировать, отбирать варианты, которые отличаются низкой вирулентностью, и получить в итоге авирулентную живую вакцину. Такая вакцина будет человека заражать и иммунизировать, не вызывая патологий. Такого рода вакцины есть, скажем, против полиомиелита, кори, желтой лихорадки и некоторых других инфекций. Они очень эффективны. Другой тип вакцины получается, когда вирус выращивается в подходящих живых клетках, концентрируется, очищается и инактивируется, например, формалином. Такой препарат с определенными добавками используется как инактивированная вакцина. Такие инактивированные вакцины намного дороже, но зато практически безопасны. Эффективность таких вакцин может быть высокой. Живые вакцины более эффективны и дешевы, но изредка дают осложнения. Инактивированные вакцины, как правило, серьезных осложнений не дают.

Первые вакцины возникли еще в XIX веке. Тогда была разработана вакцина от оспы. Вообще само слово «вакцина» идет от латинского vасса («корова»). Как раз в первой вакцине английский врач Эдвард Дженнер использовал вирус коровьей оспы для вакцинации людей против черной оспы. Отсюда возникло название этого метода защиты людей от инфекции — «вакцинация». Спустя много лет великий французский ученый Луи Пастер создал научную основу вакцинации и в честь Дженнера назвал препараты для вакцинации вакцинами. Он создал вакцины против сибирской язвы и бешенства. Затем появились против тифа, дифтерии, холеры, вирусных инфекций. Первая удачная живая антивирусная вакцина появилась в 1930-е годы —  против желтой лихорадки, она до сих пор применяется и дает хорошие результаты. В 1950-е годы были изобретены вакцины против полиомиелита — инактивированная и живая. В России впервые внедрили живую вакцину, американцы у себя такую боялись применять и использовали инактивированную, которая давала неплохие результаты, но была дорогой и трудной в производстве. Затем в СССР доказали, что живая вакцина безопасна, начали широко применять ее, и сейчас речь идет о ликвидации полиомиелита. Возможно, нам удастся справиться с вирусом полиомиелита и полностью его ликвидировать, как благодаря вакцине была ликвидирована натуральная оспа в 1977 году.

В 1970-е годы появилась генетическая инженерия и разные возможности, чтобы делать ослабленные вирусы или брать какие-то гены вирусного или невирусного характера, вставлять их в вирусные геномы и получать варианты вируса с новыми свойствами. Сейчас эти методы позволяют приготовить варианты вакцин достаточно быстро. По всем старым инфекциям можно было бы сделать новые вакцины, но это трудно, потому что старые вакцины апробированы и вытеснить их с помощью новых очень трудно.

С коронавирусами мы получаем карт-бланш. Вряд ли сейчас кто-то будет делать вакцину по-старому подходу. Хотя, честно говоря, я бы попробовал. Если этот вирус хорошо накапливается в клеточных культурах, можно очистить его и инактивировать формалином и сразу получить препарат, который мог бы быть вакцинирующим. Но производство такого препарата будет дорогим, получить его для массовых вакцинаций было бы непросто.

Поэтому сейчас делают по-другому. Берут непатогенные вирусы, например аденовирус, вирус кори и т. д. и внутрь его вставляют гены вируса, против которого хотят иммунизировать. Такие рекомбинантные вирусы могут быть пригодны для вакцинации. Есть и другие генно-инженерные подходы, с помощью которых можно приготовить иммунизирующий материал. Поэтому сейчас за это взялись все. Этим занимаются и научно-исследовательские центры, и частные компании по всему миру. Предполагается большой бизнес.

Поэтому я думаю, что варианты вакцины будут созданы, но не очень быстро. Нужны так называемые предклинические испытания вакцины, которые покажут, не опасна ли она. Затем будет ограниченный перенос на людей, затем все пойдет в более широком масштабе. Все это занимает большие промежутки времени. Между первой и второй вакцинацией должно пройти 3–4 недели. Через какое-то время человек приобретет иммунитет, и надо проверить антитела. Или другой способ: прививается много людей, и они оставляются в естественных условиях, где идет эпидемия. Только через какое-то время можно будет понять, меньше ли болели иммунизированные люди или никакого эффекта нет. Кроме того, нужно организовать большое производство вакцины. Поэтому ожидать, что скоро появится вакцина, не приходится.

— И все же когда она может появиться? В 2021 году, как говорят некоторые эпидемиологи?

— Я надеюсь, что раз вокруг этого вопроса такое напряжение, то сделают быстрее. Может быть, даже осенью уже будут подходящие препараты. Сейчас биотехнологические подходы такие, что можно процесс ускорить. Но, конечно, надо предварительно убедиться, что вакцина безопасна, эффективна и что ее можно производить в достаточных количествах.

Но нам выгодно, чтобы эпидемия закончилась вне зависимости от наших усилий по созданию вакцины. В любом случае, если можно создать вакцину от коронавируса, она будет создана. При этом стоит помнить, что есть инфекции, против которых вакцины не получаются. Например, лет 30 пытаются побороть вирусы иммунодефицита или гепатита С, создать вакцину, но не получается. Это хронические инфекции, особый случай. Против коронавируса, думаю, вакцину создать можно. Другой вопрос, не будет ли такой же изменчивости, как с вирусом гриппа, когда новые варианты вакцины придется создавать буквально каждый год.

 По вашим оценкам, насколько коронавирус подвержен мутациям? Не получится ли так, что все снова сядут на карантин из-за его новой разновидности?

— Я думаю, что в следующем году будет еще этот же вирус. Что ожидать от коронавируса в дальнейшем, сказать трудно.

Если этот вирус хорошо накапливается в клеточных культурах, можно очистить его и инактивировать формалином и сразу получить препарат, который мог бы быть вакцинирующим «Если этот вирус хорошо накапливается в клеточных культурах, можно очистить его и инактивировать формалином и сразу получить препарат, который мог бы быть вакцинирующим» Фото: pixabay.com

«ЭТО НЕ ГРИПП И НЕ ОРВИ, А БОЛЕЕ ТЯЖЕЛОЕ И НОВОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ»

— Чем он так страшен? Я за всю свою жизнь не помню случаев, когда бы страны закрывали границы, никто бы не работал. Почему COVID-19 вызвал такую реакцию?

— Это новый вирус, мы не знаем, чего от него ожидать. Скорее всего, не будет ничего сверхстрашного, но болезнь, которую вызывает коронавирус, — это все же не грипп, а более страшная и дает больше осложнений. Возможно, это прекратится, вирус смягчит свой нрав и будет как еще один вирус гриппа. Но сейчас, когда он появился, тревога людей вполне обоснована. То, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и госорганы разных стран за это взялись, правильно, потому что это что-то новое и неожиданное.

— Почему такого не происходило, когда были SARS и MERS?

— Тогда удалось подавить эпидемии в зародыше, в результате болезни не вышли за предел Китая или Саудовской Аравии. В результате испуга у человечества не было.

— То есть вы не согласны с теми, кто считает, что COVID-19 — это тот же грипп или ОРВИ, переболеть которыми не страшно?

— Нет, это не грипп и не ОРВИ, а более тяжелое и новое заболевание. Смертность около 4 процентов, в некоторых странах (Италия, Испания, Франция) — до 8–10. Поэтому надо принимать меры против этого вируса, и карантинные мероприятия имеют значение.

Это новый вирус, мы не знаем, чего от него ожидать. Скорее всего, не будет ничего сверхстрашного, но болезнь, которую вызывает коронавирус, это все же не грипп, а более страшная и дает больше осложнений «Это новый вирус, мы не знаем, чего от него ожидать. Скорее всего, не будет ничего сверхстрашного, но болезнь, которую вызывает коронавирус, — это все же не грипп, а более страшная и дает больше осложнений» Фото: Роман Баландин / Фотохроника ТАСС

«МЫ ВСЕ РАВНО НЕ НА 100 ПРОЦЕНТОВ ИНФОРМИРОВАНЫ, СКОЛЬКО НА САМОМ ДЕЛЕ БОЛЕЮТ, СКОЛЬКО СМЕРТЕЙ»

— Давайте поговорим о том, как распространяется вирус, каков механизм заражения. Возьмем для примера общественный транспорт, который не закрыт. Допустим, я сейчас спущусь в метро и окажусь с одном вагоне с больным человеком. Какова вероятность заражения?

— Конечно, какой-то шанс заразиться, когда вы оказываетесь рядом с больным человеком, есть, но он небольшой. Вы должны быть близко друг к другу, расстояние не более одного метра, и вы должны с ним общаться довольно долго. Так что шанс заразиться есть, но он маленький. Если же будете ездить в часы пик, когда давка, тогда да, заразиться можно, поскольку вирус передается воздушно-капельным путем при кашле, дыхании. Кроме того, важен контактный путь: вирус, попавший на поверхности, вы можете руками занести на лицо, в рот, нос, глаза, и это может привести к заражению. Также выяснили, что вирус может распространяться через кишечник, то есть фекально-оральным путем: следы фекалий попадают на руки, и человек может заразиться. Поэтому как профилактическая мера рекомендуется мытье рук и дезинфекция поверхностей, с которыми вы соприкасаетесь.

— Все равно, пока я еду до дома, несколько раз потрогаю свою лицо руками.

— Это понятно. Один мой коллега из Красноярска предлагает на локоть надевать бутылку с отрезанными концами, в результате чего руки не смогут согнуться. Вообще то, что мы можем сейчас работать онлайн, это тоже хорошая противоэпидемическая мера. Все, что ведет к разобщению контактов между людьми, — это хорошие меры. Поэтому хотя бы старайтесь ездить не в часы пик. Если человек хотя бы частично выполняет эти меры, он уже благоприятно влияет на развитие эпидемии. Поэтому нужно тщательно мыть руки, а в метро стараться не приближаться к другим людям.

Но при этом возникает другая неприятная вещь — страх и паника. С этим человек должен бороться, верить, что с ним все будет хорошо, но предпринимать необходимые меры.

— А стоит ли носить маски? Говорят, что обычные маски, которые продаются в аптеках, вовсе не защищают, поскольку частицы коронавируса настолько малы, что могут проникать сквозь нее.

— Маски какое-то положительное влияние оказывают, потому что значительная часть вируса летит с капельками слюны. Капельки большие и маской задерживаются. Но если какая-то часть частиц передвигается вне этой слюны, то, конечно, они сквозь маску пройдут, потому что вирусы очень мелкие. Маска не защищает глаза. Вообще, маска не является панацеей и не может полностью защитить человека, хотя и полезна. Лучше, если маской будет пользоваться человек, который чувствует себя нездоровым, чтобы на других людей не дышал, не кашлял, его выбросы из дыхательных путей будут маской ограничиваться.  

— То есть здоровому человеку не обязательно носить маску?

— Мне кажется, что не обязательно. Сам я тоже не ношу.

— Не обязательно можно заразиться, если ты контактировал с больным человеком?

— Конечно, не обязательно. Считается, что один больной заражает примерно двух здоровых, хотя он контактирует с десятками и сотнями людей. Это значит, что в подавляющем большинстве случаев вы не заразитесь. Хотя шанс есть.

— Сколько процентов?

— Трудно выразить.

Маска не является панацеей и не может полностью защитить человека, хотя и полезна. Лучше, если маской будет пользоваться человек, который чувствует себя нездоровым, чтобы на других людей не дышал, не кашлял «Маска не является панацеей и не может полностью защитить человека, хотя и полезна. Лучше, если маской будет пользоваться человек, который чувствует себя нездоровым, чтобы на других людей не дышал, не кашлял» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВАЖНО ВСЕХ ЛЮДЕЙ С ДИАГНОЗОМ «ВОСПАЛЕНИЕ ЛЕГКИХ» ПРОВЕРЯТЬ НА НАЛИЧИЕ КОРОНАВИРУСА»

— Как протекает заболевание? Сколько длится бессимптомная стадия?

— Инкубационный период длится в среднем 5–6 дней. Считается, что он длится до 14 дней, но могут быть и более затяжные случаи, когда болезнь возникает через 3–4 недели. Но для карантина выбраны 14 дней. Потом появляются симптомы поражения дыхательных путей (насморк, кашель, боль в горле, затруднение дыхания). Возможно повышение температуры. На этом фоне при средней или тяжелой форме заболевания возникает воспаление легких. Поэтому очень важно всех людей с диагнозом «воспаление легких» проверять на наличие коронавируса. Это позволит наиболее точно следить за развитием эпидемии и ее тяжестью.

— Правильно я понимаю, что весь инкубационный период человек заражает всех?

— В конце инкубационного периода, когда вирус размножился, человек может быть заразным. Этого исключить нельзя.

 Какие могут быть симптомы у больного коронавирусом? Они отличаются от других респираторных заболеваний?

— Они могут отличаться или нет — разные бывают ситуации. Иногда у человека появляются боли в грудной клетке. А так это может быть и насморк, и ангина, и кашель (обычно сухой при коронавирусной инфекции). Больших отличий нет. Но когда у человека появляется пневмония, происходят тяжелые нарушения дыхания, тогда становится явно, что он болен этой инфекцией. Хотя и другие вирусные пневмонии не подарок, конечно.

Летом респираторные заболевания все-таки менее распространены, и это облегчает борьбу с эпидемией «Летом респираторные заболевания все-таки менее распространены, и это облегчает борьбу с эпидемией» Фото: Дмитрий Феоктистов / Фотохроника ТАСС

«Я НАДЕЮСЬ, ЧТО ВИРУС ОТСТУПИТ В ТЕЧЕНИЕ ДВУХ МЕСЯЦЕВ ПРИМЕРНО»

 На ваш взгляд, пройден ли пик заболеваемости?

— Ответить на этот вопрос с абсолютной точностью сложно. Я думаю, что повлияет сезон. Летом респираторные заболевания все-таки менее распространены, и это облегчает борьбу с эпидемией. Те меры, которые принимаются, тоже должны повлиять. Я надеюсь, что вирус отступит в течение двух месяцев примерно. В России эпидемия на начальной стадии.

— То есть к лету?

— К началу лета. Но это предположение. Никто не может ответить вам на этот вопрос точно. Это же новый вирус. Мы недостаточно знаем его свойства.

— Согласны ли вы с теми экспертами, которые утверждают, что коронавирусом переболеют 70–80 процентов населения Земли?

— Это гадание на кофейной гуще. Я не верю, что этот вирус обладает таким потенциалом и сможет заразить 70 процентов  населения Земли. Даже в период «испанки» — вируса гриппа, который очень заразен, — и то заразилось 20 процентов населения.

— Но ведь каждый хоть раз болел гриппом.

— Мы же говорим не про эпидемию, а берем всю жизнь. Если этот коронавирус приживется, то, конечно, могут и 100 процентов людей им заразиться постепенно, причем совсем не обязательно, что он даст какие-то тяжелые последствия. Вирус будет адаптироваться к человеку. А если он будет вести себя таким безобразным способом, как сейчас, то меры, которые будут приниматься, не дадут ему нормально существовать. Против него будут созданы вакцины, появятся лекарства, но это все в будущем и к этой эпидемии не имеет отношения.

— В России заразились чуть более полутора тысяч человек. При этом у нас с Китаем большая сухопутная граница, в Италию и Испанию наши сограждане тоже летают. В таком случае почему такое небольшое количество выявленных больных? Тем более тест на коронавирус делают не всем, а тем, кто вернулся или контактировал с теми, кто там был. Может, кто-то уже болеет, но не знает, что болен?

— Думаю, что у нас количество зараженных, конечно, гораздо больше, чем положительных тестов. Не все люди, имеющие какие-то катаральные явления, идут и проверяются. Ситуацию знаем только приблизительно. Но что должно быть определенным, так это количество летальных исходов. Смерть человека пропустить нельзя. Все люди, которые умрут от коронавируса, будут диагностированы. Умерший человек — объект особого внимания. Я думаю, что всех людей с пневмонией надо проверять на коронавирусную инфекцию, потому что это главный синдром, ведущий к смерти. Вот тогда мы будем иметь объективную картину, как этот коронавирус с нами сосуществует. Людей, у которых нет пневмонии, но которые заражены, тоже надо выявлять, но это очень сложная задача.

Ситуация в Италии, Испании, Франции выглядит странной, учитывая их развитую медицину. У меня, как у вирусолога, возникает впечатление, что там, возможно, отличающийся вариант вируса преобладает «Ситуация в Италии, Испании, Франции выглядит странной, учитывая их развитую медицину. У меня, как у вирусолога, возникает впечатление, что там, возможно, отличающийся вариант вируса преобладает» Фото: Zuma / Фотохроника TASS

«СИТУАЦИЯ В ИТАЛИИ, ИСПАНИИ, ФРАНЦИИ ВЫГЛЯДИТ СТРАННОЙ, УЧИТЫВАЯ ИХ РАЗВИТУЮ МЕДИЦИНУ»

— Чем же объясняется ситуация в Италии, где быстро растет количество заболевших и умерших?

— Ситуация в Италии, Испании, Франции выглядит странной, учитывая их развитую медицину. У меня, как у вирусолога, возникает впечатление, что там, возможно, отличающийся вариант вируса преобладает. С другой стороны, есть такая группа стран, как Германия, Швейцария, Австрия, Израиль, где смертность низкая. Поэтому можно предположить, что появились и распространяются не совсем одинаковые варианты этого вируса. В дальнейшем данный вопрос будет детально исследован.

 Как думаете, почему вирус сразу не переехал к нам, учитывая нашу протяженную границу с Китаем?

— Китайцы закрыли район Уханя, в результате даже по Китаю было затруднено распространение вируса. У нас тоже были приняты превентивные меры с самого начала. Видимо, удалось сдержать, и большого потока людей оттуда могло не быть.

— Главврач больницы в Коммунарке Денис Проценко сказал Владимиру Путину, что в России ситуация с коронавирусом может развиваться по азиатскому или итальянскому сценарию. Каково ваше мнение?

— Сказать это очень сложно, но я надеюсь, что мы пойдем по германо-австрийскому пути, но никаких строгих научных оснований, чтобы выбрать сценарий, у меня нет. Если дело в варианте вируса, то, может быть, у нас лучше распространяется вирус китайского типа. Мои коллеги утверждают, что к нам из Италии вернулось много людей и они должны были привезти тот вирус, но это вопрос, где можно только строить предположения. В ближайшее время будет ясно.

— Что нам сделать, чтобы не повторить итальянский сценарий? И почему они допустили такое развитие событий, даже если это отличающийся вирус?

— Наша эпидемия находится на более раннем этапе, и мы сейчас предпринимаем активные меры: разворачиваются новые стационары, закупаются аппараты ИВЛ. Я надеюсь, что мы не допустим такой ситуации, как в Италии. Пока мы отстаем в темпе развития эпидемии от Италии примерно на 4 недели.

 Может, от нас скрывают правду?

— У меня есть знакомые в инфекционных больницах, и я пытался этот вопрос зондировать. Вроде нет такого, чтобы трупы шли и шли, а частота пневмоний резко выросла.

— Вы сами на карантине. Откуда вы вернулись?

— Из США.

— Раз уж вы вернулись из Штатов, расскажите, как там борются с коронавирусом. Считаете ли вы их меры эффективными?

— Там делают примерно то же самое, что и здесь. Людей стараются перевести на работу в удаленном доступе, сокращают количество сотрудников, которые должны посещать рабочее место, хотя во многих случаях это невозможно, так как будет отрицательно влиять на экономику. Но такое отрицательное влияние и так неизбежно.

— Зато Дональд Трамп уже призвал всех выходить на работу.

— Есть ВОЗ, есть конгресс США, различные медицинские органы. Думаю, что в США президент не может сказать: «Давайте сделаем так, как я хочу». В любом случае это будет согласованное решение.

Анатолий Давидович Альтштейн  (родился в 1935 году), доктор медицинских наук, профессор вирусологии, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи и Института биологии гена РАН.

Возглавлял вирусологические лаборатории и группы государственного контрольного института им. Тарасевича, Института вирусологии им. Ивановского, Института общей генетики им. Вавилова, Института биологии гена.

Читал курсы лекций по вирусологии на кафедре вирусологии МГУ им. .Ломоносова, кафедре инфектологии и вирусологии MГМУ им.Сеченова, курс лекций по молекулярной биотехнологии в МГУ прикладной биотехнологии. Был консультантом Европейского бюро ВОЗ по полиомиелиту.

Автор более 250 публикаций в российских и международных журналах, книгах и сборниках, научный руководитель 20 кандидатских диссертаций по вирусологии.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (73) Обновить комментарииОбновить комментарии
Оптимист
31.03.2020 08:19

Из статьи понял чем позже заболеешь тем лучще
Вывод-стараться не заразиться именно сейчас, когда вирус агрессивный и заболевание приводит к тяжелым последствиям

  • Оптимист
    31.03.2020 08:19

    Из статьи понял чем позже заболеешь тем лучще
    Вывод-стараться не заразиться именно сейчас, когда вирус агрессивный и заболевание приводит к тяжелым последствиям

    • Анонимно
      31.03.2020 10:55

      Да просто дома сидеть надо и все будет нормально!

      • Анонимно
        31.03.2020 11:19

        сидеть дома, мыть руки, больше спать - и никакой вирус вас не сможет одолеть.

      • Анонимно
        31.03.2020 11:33

        Дома безопаснее всего! Позаботимся о себе и здоровье своих близких)

        • ПанАлекс
          31.03.2020 14:13

          В Китае много заразилось не выходя из своего дома!!! Канализация, вентиляция, вынос мусора и т.д.!

          • Анонимно
            31.03.2020 14:32

            Алекс, а зачем под каждой новость горить против? Это же когнитивный диссонанс.

            Когда пишет белое, а ты пишешь черное.

            Пишут черное, а ты пишешь белое.

            Обрати внимание, пока не поздно.

      • Булгарин
        31.03.2020 12:21

        И до каких пор? Вирус уже вошел в нашу жизнь. И также как и сезонные вспышки гриппа они будут также преследовать человека. И то, что тут обнадежили, что его мутация приведет к распространению того штамма, который уже не будет вызывать такие сложности, радуют, но это не точно. Этот вирус уже с нами надолго. И будет косить людей, пока не выведет тех, кто не приобретен естественный иммунитет или пока не будет проведена всеобщая ваццинация, если только это будет возможно по разным причинам.

        • Анонимно
          31.03.2020 14:28

          Булгарин, я вас не узнаю, вы что, немецких газет вообще не читаете? Ясно что он многих коснется -- задача максимально замедлить этот процесс, чтобы в больницах не было хаоса.

    • Анонимно
      31.03.2020 12:30

      Вывод правильный. Нужно замедлить его распространение. К тому времени может и вакцина появится, и не будет переполненных больниц Алла теләсә.

      • Анонимно
        1.04.2020 08:57

        Шесть российских вакцин проходят испытания уже две недели, седьмую российскую вакцину начали испытывать в конце прошлой недели.
        Два российских лекарства проходят клинические испытания, одно из них российский аналог наиболее эффективного лекарства от короновируса производства Японии, которое полностью уничтожает короновирус у больного человека в течении четырех дней. И еще одно российское лекарство от короновируса разработанное ранее и так же ранее прошедшее клинические испытания, в данный момент проходит регистрационные процедуры, после этого возможно его использование при лечение больных короновирусом в любой больнице нашей страны.
        Врачи и ученые нашей страны работают над решение проблем вызванных короновирусом. Пожелаем им успехов, и скорого достижения хороших результатов!

  • Анонимно
    31.03.2020 08:32

    «— Ситуация в Италии, Испании, Франции выглядит странной».

    Это преимущественно католические страны с религиозными предрассудками против вакцинации с одновременным чипированием от Билла Гейтса.
    А Россия - отдельная цивилизация.

    • Анонимно
      31.03.2020 11:33

      Просто у нас по моему сразу были приняты какие-то меры безопасности.

      • Анонимно
        31.03.2020 15:04

        У нас с самого начала была какая то тактика, и мы ее придерживались...

      • Анонимно
        31.03.2020 15:04

        У нас с самого начала была какая то тактика, и мы ее придерживались...

      • Анонимно
        1.04.2020 08:51

        Просто тем, кто НЕ выезжал за границу, даже если у них пневмания, тесты НЕ делают.
        А тем кто выезжал, тесты делают только тем, у кого пневмания, а нет признаков заболевания, то тест НЕ делают.
        Поэтому и статистика такая.

    • Анонимно
      31.03.2020 13:38

      Ну тут дело не в католицизме, конечно, но в той же Италии проблемы с соблюдением санитарных норм, да и к прививкам у них отношение действительно странное.

      • Анонимно
        31.03.2020 14:10

        В Италии самый высокий процент престарелого населения в Европе и старики поголовно живут с молодыми
        Там и предыдущие годы смертность от гриппа в 2 раза превышала общеевропейскую

      • Булгарин
        31.03.2020 14:15

        Да. Итальянцы отличаются от тех же немцев. Вот примерно как. Тут показали такой фильм. Выходит на балкон итальянец и начинает играть на гитаре и петь. Входят на соседние балконы другие итальянцы и начинают ему дружно оподпевать. В итоге все поют, хлопают в ладоши. Тот же вариант у немцев. Выходит на балкон и начинает петь под гитару. Открываются двери соседних домов и оттуда крики. Типа "Заткнись!!!", " С ума сошел петь тут!!!" и т.д.

        Вот примерно так отличаются эти два народа. Немцы в добровольной самоизоляции как и приказали власти, а итальянцы готовы организовать совместное застолье, попеть и поплясать, даже несмотря на карантин.

        • Анонимно
          31.03.2020 15:05

          Итальянцы миңа кого то напоминают...

          • Анонимно
            1.04.2020 12:24

            Мне почему то всегда кажется, что итальянцы те же рома-цигане, только более продвинутые. К тем римлянам имеют такое же отношение, как современные египтяне к тем египтянам. Пирамиды и дворцы только остались с тех времён.

  • Анонимно
    31.03.2020 09:00

    Укрепляйте иммунитет и силу духа

    • Анонимно
      31.03.2020 09:41

      В советские времена был и такой слоган: если хочешь сил моральных и физичесаих сберечь,пейте соков натуральнвх, укрепляет грудь и плечь.Его постоянно поповторя мой приятель Лева Фурер,фронтовик, умерший от воспаления легких,но обыкновенного ,получив его под кондиционером.

    • Анонимно
      31.03.2020 11:19

      Йога и здорове питание!

  • Анонимно
    31.03.2020 09:08

    Вирусолог-футуролог прав,в том,что пути Господни, то бишь прекрашение этой чумы 21 века неисповедима.Кто ожидал,что она рванет в Америке,более 3000 трпуов,нехватает средств защаиты.По слезной просьбе Донльда Фредович Китайи и Россия самолетами привезли туда средста биозащиты.

    • Анонимно
      31.03.2020 09:23

      Не называйте чумой! При чуме смертность ранее была 100% и даже при нынешней медицине 40%
      Этот коровирус это семечки по сравнению с чумой

      • Анонимно
        31.03.2020 10:27

        При чуме никогда не было 100% смертности. А сейчас в эру антибактериальных препаратов, она вообще семечки. Сейчас основная проблема вирусы, т.к. они настолько просты, что для их уничтожения очень мало эффективных средств.

        • Анонимно
          31.03.2020 11:08

          Читайте научную литературу или хотя бы найдите в Инете определение чумы и сами узнаете что даже на Мадагаскаре во время вспышки чумы в 2013-14-15 годах умерло 40% заболевших
          В Средние века 100% смертность среди заблолевших
          В Европе умерло до 20 млн чел

          • Анонимно
            31.03.2020 14:38

            Коротко курс ликбеза: смертность при инфекционных заболеваниях установить практически невозможно, т.к. невозможно оценить количество больных. Если только поголовно всех не обследовать, чего естественно в не то что в средние века, но и сейчас не делают. У вас условно 100 больных, но бессимптомные или легкие формы 50%. Как вы будете считать смертность, когда не знаете сколько вообще перенесли инфекцию. Кстати аналогичные трудности по оценке летальности и COVID-19, поэтому и все цифры пляшут в разы. Так что сами читайте чудо-литературу про 100% смертность чумы в средние века. Во вторых, на Мадагаскаре заболело 1801 человек, умерло 127. Это данные ВОЗ. Где тут 40%? Ох уж эти неучи-фейконосцы(((

            • Анонимно
              31.03.2020 22:07

              В декабре 2013 года на Мадагаскаре вспыхнула эпидемия чумы. Она распространилась в пяти районах из 112. На 13 декабря заболели 89 человек. Из них 39 скончались[29].

              В конце августа 2014 года на Мадагаскаре вновь произошла вспышка чумы, которая к концу ноября 2014 года унесла 40 жизней из 119 заболевших[30]. В том же году карантин был объявлен в части китайской провинции Ганьсу: изоляции подверглось более 150 человек, по меньшей мере один из которых скончался.[31]

              Вам калькулятор выслать?

              • Анонимно
                31.03.2020 23:55

                В январе 2016 года на Мадагаскаре вспыхнула очередная эпидемия чумы. Заболело 115 млн человек, из которых скончалось 5 пациентов. [32]
                У вас калькулятор есть?

        • Анонимно
          31.03.2020 11:35

          Давайте не будем сравнивать болезни, точно могу сказать одно что все это очень неприятно для людей. Поэтому давайте сидеть дома и все будет хорошо!

      • Анонимно
        31.03.2020 18:18

        Эти "семечки",по мнению типа вбросившего стеб, учитывая современные средства коммуникаций,как физичесие,так и виртуальные,намного опаснее чумы и других пандемий прошлого. Очевидно предстоят необратимые, негативные последствия этих "семечек",в экономике и даже политическом устройстве ряда стран,не говоря уж о психологической травме их населения. Посмотрите,на то,что происходит в Италии, Испании и других странах Европы,а в США,паника намного большая, чем даже после взрыва в 2001 г..башен-близнецов.Там впервые в своей истории ,почувствовали,что океан не спасает и как сказал знаменитый классик: "колокол звонит для всех".

        • Анонимно
          31.03.2020 23:53

          И что там необратимого в Европе и США? Ну умрет в худшем случае 5% населения, причем в основном пожилые и уже больные. От этого мир перевернется? И как мир пережил испанку в начале 20 века...

    • Оптимист
      31.03.2020 09:23

      России не о США надо думать а о своих гражданах

      • Анонимно
        31.03.2020 10:04

        Оптимист вот вы вроде здравый человек, вы не подскажите мне, как я через неделю смогу вернуться из командировки в Альметьевске в Казань ? Машины у меня нет, а межмуниципальные пассажирские перевозки запретили.

        • Оптимист
          31.03.2020 10:22

          Тот же вопрос волнует
          Собираюсь сегодня в Альметьевск на машине, смогу ли вернутся обратно в Казань?
          Может у БО есть информация?

          • Анонимно
            31.03.2020 18:36

            Пофигзм,этого типа которому плевать на других, а важно как он скатает куда то, напоминат персонаж старого произведеия по фамилии оптимистенко.Есть афоризм,что пессимист,это просто хорош информированный оптимимт, чего и не хватает типу, с таким ником.

            • Оптимист
              31.03.2020 23:09

              Сьездил, вернулся
              Чем дальше от Казани тем тем больше людей в масках, причем явно самодельных
              В машинах каждый второй в масках

          • Анонимно
            31.03.2020 18:41

            Все оптимисты топ или не топ, пока судьба не врежет,тогда начинают пессимистический визг.

        • Анонимно
          31.03.2020 10:25

          Такси.

        • Анонимно
          31.03.2020 10:27

          Никак. Сидите в Альметьевске или в Казани

      • Анонимно
        31.03.2020 10:26

        В США очень много родственников некоторых богатых граждан России. Эта помощь для них.

        • Анонимно
          31.03.2020 11:18

          В первую очередь это в угоду здоровья всех граждан планеты, чтобы предотвратить распространение болезни в самых незащищенных местах

          • Анонимно
            1.04.2020 12:35

            11:18 Есть ещё у нас адекватные комментаторы !!! А то некоторые дальше своего носа не видят-зачем помогать кому то.

    • Анонимно
      31.03.2020 10:02

      Много друзей живут в NY и в различных штатах, то что показывают у нас, сильно преувеличенно.

      • mad big
        31.03.2020 10:50

        Очередная дочь офицера? Трампушка врет тоже?

        • Анонимно
          31.03.2020 11:17

          Коронавирус, тот же грипп, просто о нём раньше не говорили, потому он на хайпе. А все хайповые новости обрастают слухами и небылицами.

        • Анонимно
          31.03.2020 11:34

          У меня брат родной живет в Портленде. Все так как говорят наши СМИ. Полупустые магазины, отсутствие масок и антисептиков. Но им перечислили по 1000 $ на взрослого члена семьи, и по 500 $ на ребенка. Так же он присылал фотографии продуктовых наборов которые бесплатно можно заказать на дом, они заказывали молоко, йогурт, шоколад, фрукты, овощи, крупы.
          Все это абсолютно бесплатно доставляют на дом.

          • Анонимно
            31.03.2020 21:07

            И сколько под это они напечатают долларов?

            • Анонимно
              31.03.2020 23:56

              Много. А вы их купите, потому что США производят не только нефть и вы тоже захотите приобрести выпускаемые ими товары.

              • Анонимно
                1.04.2020 09:13

                По мнению американцев в США около 70% товаров китайского производства, поэтому американцы ратовали за возвращение американского производства в США и поэтому победил Дональд Трамп, чем он и занимался эти годы своего правления.

      • Фенимора
        31.03.2020 11:19

        Вовсе не преувеличено. В разных штатах тоже есть разные города, где ситуация существенно разнится. У меня тоже живут друзья в Америке, и ситуация там сложная, и люди напуганы не меньше нашего.

      • Анонимно
        1.04.2020 15:43

        Зайдите в рускоязычные сайты этих стран, там безо всякого преувеличения можно составить картину. Вполне реально и без предвзятости похоже у нас пишут. Там есть и паникёры вроде наших, есть и спокойные отзывы.

    • Анонимно
      1.04.2020 09:03

      "Даже в период «испанки» — вируса гриппа, который очень заразен, — и то заразилось 20 процентов населения." - сказал главный научный сотрудник Института биологии гена РАН Анатолий Альтштейн"
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/463254?utm_source=readable-box
      Это все в этой вышеприведенной статье.
      О какой чуме Вы пишете? Чума давно ликвидирована. Есть действенные и эффективные лечебные средства против чумы.

  • Анонимно
    31.03.2020 10:56

    Спасибо БО!

    Наконец-то про вирусы говорит вирусолог)

    • Анонимно
      31.03.2020 11:16

      К слову, многие с ним солидарны, в том, что вирус к началу лета иссякнет, поскольку их живучесть чаще всего ограничивается периодом декабрь-май.

      • Анонимно
        31.03.2020 14:09

        Посмотрим еще. Некоторые так же специалисты вирусологи говорят что повторная вспышка будет еще осенью, проводя аналогии с испанкой.

    • Анонимно
      31.03.2020 12:14

      Да,какой-то прогресс,хотя топовые вирусологи еще молчат,как в танке

      • Анонимно
        31.03.2020 14:11

        просто вы не там информацию ищете. Посмотрите комментарии представителей ВОЗ или даже отечественных специалистов в области вирусологии. Они уже давно и полно высказались о многих аспектах вируса.

  • Анонимно
    31.03.2020 11:40

    очень много материала, который можно просто почерпнуть из медэнциклопедии!...из статьи ясно, что covid-19 мутант от ранее заразивших человека вируса летучих мышей в Китае и ближневосточного вируса...но какая связь между этими двумя? ощущение, что все же он искусственен, хотя его распространение совпадает со сроком вирулентности обычных сезонных вирусов простуды...





  • Анонимно
    31.03.2020 13:24

    Все рассказал как есть. Работал во многих институтах связанны с с вирусологией.При СССР наука была сильнее. И быстрее реагировала на вызовы как у государства.

  • Анонимно
    31.03.2020 14:08

    Довольно приятный дедушка.

    • Анонимно
      31.03.2020 18:57

      Да, кстати..:) Симпатичный такой..Эдакий, Дедушка Мороз - борода из ваты:)

  • Анонимно
    31.03.2020 15:08

    Самоизоляция,способ сдержать Население,чтобы не побежали в Банки,снимать деньги.Идёт Ревизия,Накоплений Банков,Сбережений.Короновирус,Инструмент,где Решаются множество Задач.Трамп,выделил 2 триллиона долларов Банкам,НАЛИЧНЫМИ.Ещё 4 триллиона долларов по безналичному.В Государствах,где приостановили Производство,наступит Банкротство,работников по увольняют.Вот тут,США будет скупать их по дешёвке.Короновирус,тогда закончится,когда будут решены поставленные Задачи.

    • Анонимно
      1.04.2020 09:17

      "Уголовный кодекс РФ может дополнить статья 207.1, устанавливающая ответственность за «публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств».
      Согласно опубликованной поправке, такие действия будут наказываться штрафом в размере от 300 тыс. до 700 тыс. рублей. За распространение фейка, повлекшего по неосторожности причинение вреда здоровью человека, будет грозить штраф от 700 тыс. до 1,5 млн рублей либо лишение свободы на срок до 3 лет.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/463258

  • Анонимно
    31.03.2020 22:56

    Трамп одним из первых понял,что колокол звонит по всем. Поблагодарил Путина за посылку самолета с дезинфекционным оборудованем.Впрочем и он,недавно выразил признательность за информацю, помогшую предотвратить теракт в Питере. В США "рвануло" сильнее чем в Китае, более 100 т.заболело,масок и многого другого не хватает,но смертность пониже чем была там.

  • Анонимно
    31.03.2020 23:39

    Все таки Наука - этот великое дело! Очень уважаю ученых и экспертов.

  • Анонимно
    1.04.2020 06:13

    ВОЗ как и до этого специально объявляет о пандемии, чтобы опять как и в прошлых годах получить в бюджеты медицины сотни миллионов долларов. А если посмотрите статимстику по смертям как в Италии, Франции или Германии как за 2019 год так и за этот, то увидите естественную убыль что все в рамках обычного. А нам просто промывают мозги.

  • Анонимно
    1.04.2020 07:44

    И когда власти решат, что вирус "ослаб" настолько, что можно отменить карантин? Если мы на 4 недели отстаем по развитию вируса от Италии, то, очевидно, через 4 недели после прекращения карантина в Италии? Когда морозы начнутся. при которых вирус, похоже, не передается (поэтому и эпидемия в России началась позднее Европы)?
    Даже в жарких и сухих странах вирус действует достаточно активно, хотя гораздо менее распространяется, чем в просто теплых. Видимо, сухая жара как-то препятствует распространению. Поэтому в Тибете, Монголии, странах Центральной Азии заболеваемость ниже. Но Иран? Или только в больших городах?

    • Анонимно
      1.04.2020 09:55

      О какой жаре Вы говорите в Иране сейчас 11-16 градусов Цельсия, а в Италии 4-5 градусов Цельсия. В ЮАР 16-18 градусов Цельсия. На Майорке 13, на Ибице 14 градусов Цельсия.
      Жара, выше 30 градусов Цельсия только в Индонезии, Индии, на севере Австралии и в Центральной Африке.

  • Анонимно
    1.04.2020 10:22

    Не надо преуменьшать опасность коронавируса, но и поддаваться панике тоже не надо.
    Многие вещи не совсем понятные из интервью разных специалистов и в разных СМИ в этой статье более менее понятно объяснены, и стали мне понятны.
    Не всегда специалисты так умеют хорошо объяснять научные вещи в доступной для среднего человека форме.
    Всем здоровья, счастья, благополучия и разумности!
    В это непростое и трудное время.

  • Анонимно
    1.04.2020 16:50

    отличная статья много полезной информации которая усмиряет панику

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль