Бизнес 
18.05.2020

Есть ли средний класс в России и в молочной отрасли?

Как «оцифровать» молоко и не уменьшить рентабельность производства

Импортозамещение в сфере программного обеспечения в молочной промышленности свершилось, уверяют специалисты. Большая часть участников эксперимента по маркировке товаров выбирают именно российские решения. Однако есть как минимум четыре тормоза на пути к цифровой трансформации. О том, во сколько действительно обойдется маркировка молочки, рассказали специалисты холдинга Original Group.

Несмотря на стереотипы, среднегодовые темпы роста использования «цифры» в молоке на удивление высокие (22% по данным Mckinsey& Co) Несмотря на стереотипы, среднегодовые темпы роста использования «цифры» в молоке на удивление высокие (22%, по данным Mckinsey & Co)

«ЦИФРОВОЕ» МОЛОКО

Некоторые эксперты считают, что если в России введут маркировку молочной продукции, то мелкие и средние предприятия по производству молочки обанкротятся. Другие, напротив, уверены, что отказ от цифровизации или ее отсрочка могут привести к угрозе потери конкурентоспособности и отставанию для МСП.

Несмотря на стереотипы, среднегодовые темпы роста использования «цифры» в молоке на удивление высокие (22%, по данным Mckinsey & Co). Для сравнения: традиционные цифровые категории «Умный дом» и «Умный город» прирастают на 30% и 17% соответственно. Тем не менее объектами цифровизации являются только крупные молочные комплексы, которые составляют около 4,3% от общего числа ферм и производят более 30% всего российского молока, утверждает портал «Агроинвестор».

Малые и средние предприятия, доля которых более 50% половины предприятий отрасли в целом по России, по-прежнему сталкиваются с асимметрией информации и непрозрачностью бизнес-процессов.


ЕСТЬ ЛИ В РОССИИ СРЕДНИЙ КЛАСС

Наличие среднего класса в структуре населения России и молочной отрасли — вопрос дискуссионный. Разрыв между бедными и богатыми, большими и маленькими все еще слишком велик. Однако шансы на создание крепкого среднего класса в молоке определенно есть. И в значительной степени это зависит от состояния репутации производителей. К слову, основными составляющими репутации являются прозрачность, гарантии потребителю и умение создавать добавленную стоимость.

У нас в стране глобальных исследований вклада цифровизации в укрепление малого и среднего бизнеса не было, но, например, в Китае есть конкретные цифры на этот счет. Цифровая трансформация официально признана одним из факторов, способствующих стремительному развитию бизнеса в КНР, где вклад МСП в ВВП превышает 70%, а в налоговые поступления — 50%.

Фактически цифровизация привела рынок к переходу от доминирования крупных компаний к росту влияния мелких фирм, а значительную часть небольших организаций перенесла в сегмент среднего класса.

Приятно, что наши клиенты понимают, что цифровая трансформация молочной отрасли — это история про повышение эффективности всех процессов, сокращение затрат, экономию времени, ресурсов, прозрачность операций и, конечно же, маркетинг «Приятно, что наши клиенты понимают, что цифровая трансформация молочной отрасли — это история про повышение эффективности всех процессов, сокращение затрат, экономию времени, ресурсов, прозрачность операций и, конечно же, маркетинг»

ЧЕТЫРЕ ТОРМОЗА ЦИФРОВИЗАЦИИ

1. Идеологические искажения цифровизации

Многие компании воспринимают цифровую трансформацию как синоним внедрения новых технологий и считают, что достаточно инвестировать в IT без перестраивания рабочих процессов. Разумеется, такой подход опасен высокими издержками и низкой эффективностью. Ведь цифровая трансформация — это в первую очередь миграция бизнеса из физической формы в цифровую и перестройка бизнес-процессов.

«Бизнес-сообществу не всегда очевидно, что на вершине цифровой трансформации стоит вовсе не государство, а современный клиент, который с каждым днем становится все более требовательным к сквозной системе качества продукта, — говорит Юлия Соловьева, финансовый директор Original Group. — Именно поэтому движущей силой для цифровой трансформации является рынок B2C. Приятно, что наши клиенты понимают, что цифровая трансформация молочной отрасли — это в первую очередь история про повышение эффективности всех процессов, сокращение затрат, экономию времени, ресурсов, прозрачность операций и, конечно же, маркетинг».

2. Дефицит кадров, способных эффективно работать с инновационными цифровыми технологиями

Основное ограничение в данный момент — это отсутствие понимания принципов трансформации у топ-менеджеров коммерческих компаний. Никто не отрицает, что цифровая экономика — признанный мировой тренд, но многие руководители считают «цифру» инструментом для повышения эффективности существующих процессов без их изменения. «Замечаю, что многие на молочном рынке говорят об автоматизации ради автоматизации, дорогом и бессмысленном занятии, — говорит Равиль Гимадиев, генеральный директор инвестиционно-технологического холдинга Original Group, развивающего проект по маркировке TraceWay. — Они правы в одном: цифровизация не приводит к росту эффективности автоматически. В то же время понимание того, как именно извлечь выгоды из цифровой трансформации, сегодня есть у очень немногих молочных предприятий. Поэтому роль образовательных центров, которые помогают управленцам расширить и модернизировать свои представления, выработать новые навыки и компетенции, сегодня принципиально важна».

3. Отсутствие мотивации у бизнеса идти в «цифру»

Регуляторная оболочка портит имидж цифровизации. Бизнесу явно не хватает мотивации, то есть систем поощрения производителей продукции с гарантированными потребительскими качествами. В условиях отсутствия национальных и международных информационных систем, обеспечивающих прослеживаемость продукции на всем пути — от сельскохозяйственных товаропроизводителей до прилавка магазина, такие инструменты приобретают принципиальное значение.

Второй кит успешной мотивации — трансфер знаний и обучение. Сейчас эту функцию берут на себя негосударственные образовательные сессии и ассоциации.

«Мы давно инвестируем в отраслевое образование. Но в 2020 году команда учебного центра решила не фокусироваться исключительно на руководителях и лицах, принимающих решения. Ведь диффузию инноваций чаще всего обеспечивают люди, которые занимаются продажами. Поэтому уже в мае сообществу будет доступен образовательный курс „Эффективные продажи систем Track & Trace“ для людей, которые хотят стать амбассадорами цифровизации, научиться профессионально оценивать цифровую зрелость предприятий и предлагать им наилучшие информационные решения», — рассказывает Марат Салихов, один из руководителей Original Group.

4. Отсутствие понимания бизнесом нормативно-правовой базы и практики применения

Практика всех отраслей показывает, что люди, которые изначально не вникали в процесс, не пытались разобраться, не читали нормативных актов, надеясь на отсрочку, считают маркировку очень сложной историей. Когда начинаешь заниматься этой темой, то понимаешь, что есть некие проблемы, но катастрофы нет. Однако дьявол кроется в деталях, потому сегодня очень важен весь объем практики применения. Это и популяризация знаний, и обмен информацией между вендорами и интеграторами, и нарастающий объем свободных площадок для обсуждения, образовательных платформ, отраслевых ассоциаций.

Можно уверенно говорить, что ипортозамещение в сфере программного обеспечения в молочной промышленности свершилось Можно уверенно говорить, что ипортозамещение в сфере программного обеспечения в молочной промышленности свершилось

СТОИТ ЛИ ИГРА СВЕЧ?

Есть и хорошие новости. Высокая цена импортных разработок, зависимость от курсовых колебаний мировых валют и решений мировых лидеров о принятии санкций или иных торговых ограничений давно уже не влияют на уровень цифровизации российского бизнеса. Ведь тренд на импортозамещение не только не сбавляет обороты, но и наращивает их. Можно уверенно говорить, что ипортозамещение в сфере программного обеспечения в молочной промышленности свершилось. Большая часть участников эксперимента по маркировке выбирают именно российские решения.

«Корректный проектный подход расчета стоимости маркировки молочных предприятий в рамках эксперимента построен на нескольких параметрах: объем выпускаемой предприятием продукции, объемы продукции в видах упаковки, способ нанесения маркировки на каждый из видов упаковки, количество производственных линий и участков, типы агрегации, складские и логистические операции в рамках цепи поставок готовой продукции, — рассказывает Соловьева. — В рамках эксперимента команда вендора TraceWay поставила себе задачу обобщить и проанализировать решения для каждого из сегментов участников оборота товаров и в итоге выйти с пакетами типовых, или универсальных, предложений в рамках каждого из сегментов. Были найдены принципиально новые подходы к маркировке в части оборудования для снижения стоимости владения».

По данным экспертов, оснащение одной из линий производства молока крупного предприятия с объемом продукции 12 т молока в день (1 млн упаковок в месяц) при упаковке в картонные пакеты, прямой печати на упаковку посредством интегрированного в оборудование термоструйного маркиратора, агрегации в гофрокороба и отгрузке на дистрибьютора составляет от 1,5 млн до 2,2 млн рублей.

Если рассматривать небольшое предприятие по выпуску молочной продукции (одна линия с объемом выпуска 2 т молока в день, 120 тыс. упаковок в месяц), которое использует пакеты-подушки, печатает код на пленке-этикетке посредством интегрированного термотрансферного маркиратора в вертикальный автомат розлива и упаковки, агрегирует в оборотную тару вручную и доставляет продукт напрямую в магазины, стоимость решения составит от 0,6 млн до 1,1 млн рублей.

Что касается программного обеспечения для маркировки, для небольших предприятий есть SаaS решение TraceWay по подписке, трехгодовая аренда которого окупает полную стоимость. При этом нужно просто скачать приложение на ТСД, подключиться к «облаку» и работать.

ДОБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ

Очевидно, что экономия средств от цифровизации может быть значительной. Но вопрос не столько в экономии, сколько в создаваемой этим решением добавленной стоимости для бизнеса. Портал Milknews отмечает популярность продуктов с добавочной стоимостью, ссылаясь на данные от специалистов Danone и Lactalis СНГ. Разница в цене может составлять от 15–20% до 100%. NZMP, один из крупнейших производителей молочных ингредиентов в мире, говорит, что 30% потребителей готовы платить за повышенную ответственность производителя, который использует современные технологии.

Понятно, что рентабельность молочников очень сильно зависит от затрат и объемов производства, поэтому вопрос о том, как добавлять стоимость, не увеличивая затраты, стоит особенно остро. Тем не менее тотальная идентификация — базис, от которого отталкиваются все производственные процессы в молочной отрасли. Поэтому цифровизация не только оптимизирует все этапы создания нового продукта, но и позволяет работать с доверием, качать репутацию и общаться с потребителем в интерактивном режиме.

Р. S. Если вас заинтересовала информация по маркировке, вы можете скачать книгу Гимадиева «Track & Trace. Будущее цепей поставок» по этой ссылке traceway.ru.

На правах рекламы

  • Сайт: traceway.ru
  • Телефон: 880–05–55–93–44
  • Эл. адрес: info@original-group.ru
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (2) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    15.05.2020 08:46

    А как не то? По 17 тыщ уж получают.

  • Анонимно
    15.05.2020 09:02

    Главная проблема в внедрении это бюрократический барьер.
    Пока у глав требуют отчёт по рогам и копытам никакая цифрозизация не пройдет.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль