Афиша 
18.05.2020

Кого Хрущев назвал шлюхой, кто плюнул в Феллини, как фон Триер «понял Гитлера»

Топ-10 скандалов Канн от Адили Хайбуллиной: как на главном кинофестивале мира «хейтили» Тарантино, награждали ЛГБТ-шедевр и спасались бегством

На днях стало известно, что организаторы Каннского фестиваля окончательно отказались от планов его проведения в 2020 году в связи с пандемией коронавируса. Пока кинодеятели и критики грустят в соцсетях по этому поводу и вспоминают о своих впечатлениях от поездок на Лазурный Берег, автор «БИЗНЕС Online» Адиля Хайбуллина рассказывает о фильмах, премьера которых в Каннах обернулась громкими скандалами. Большинство этих картин уже стали классикой мирового кинематографа.

1. «Сладкая жизнь» (реж. Федерико Феллини, 1959)

Шедевр маэстро Федерико Феллини и один из самых важных и влиятельных фильмов кинематографа. Эта трехчасовая панорама жизни Рима — не только общепризнанная вершина творчества режиссера, но и веха в истории всего мирового искусства. «Сладкая жизнь» оставляет удивительное горько-сладкое послевкусие, заставляющее снова и снова возвращаться к фильму и разгадывать его смыслы.

В 1960 году картина стала абсолютным триумфатором Каннского кинофестиваля. Более того, премьера внесла коррективы в безупречную на тот момент репутацию Феллини. Режиссер в своей работе препарировал послевоенные изменения в итальянском и европейском обществе, сочетая атмосферу моральной апатии и сексуальную откровенность, горькую иронию и сюрреалистические образы.

В свое время «Сладкая жизнь» вызвала в Италии небывалый скандал и гонения со стороны церкви и какое-то время вообще была запрещена к показу, что только подогрело интерес публики и сделало картину одной из самых кассовых в карьере Феллини. Кто-то даже предлагал сжечь ее, а самого режиссера лишить итальянского гражданства. Ватикан счел сцену, открывающую фильм, пародией на пророчество о втором пришествии Христа и осудил картину. Ленту запретили даже в Испании. Особое негодование также вызвала сцена со стриптизом. Газета L’Osservatore Romano переименовала фильм в «Омерзительную жизнь» и помещала одну за другой разгромные статьи, требуя его запретить, а всякого, кто его посмотрит, отлучать от церкви.

5 февраля 1960 года на премьере в Капитоль де Милан один из зрителей плюнул режиссеру в лицо. Утверждают, что в тот вечер он и исполнитель главной роли Марчелло Мастроянни едва избежали линчевания. Однако успех «Сладкой жизни» у демократических слоев Италии и за рубежом заставил оппонентов замолчать. Очень скоро картину назвали символом великой эпохи в итальянском кино, а позже и в мировом.

16+


2. «Летят журавли» (реж. Михаил Калатозов, 1957)

Гениальный фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» остался единственной советской полнометражной кинолентой, которая получила главный приз Каннского кинофестиваля в 1958 году. В основе картины — пьеса Виктора Розова «Вечно живые».

У картины есть несколько особенностей, которые удивляли современников в СССР. В первую очередь этот нюанс, конечно, касается главной героини, которую сыграла Татьяна Самойлова. Впервые за долгое время в центре сюжета оказывался человек, далекий от идеала нравственности, совершивший грехопадение, но зато близкий к настоящим, живым людям. Перед зрителем появлялся не одномерный, а сложный персонаж, которому, несмотря на его противоречивость, нельзя было не сопереживать. Вторая особенность картины — жанровая. Формально «Летят журавли» — военное кино, но без целого ряда характерных признаков жанра. Но наиболее новаторский элемент советской ленты, конечно, — операторская работа Сергея Урусевского.

Несмотря на триумф фильма на Каннском кинофестивале, в СССР об этом сообщали сдержанно. В скудной заметке без названия и фотографий в «Известиях» не были упомянуты ни режиссер, ни автор сценария фильма. А Никита Хрущев после просмотра фильма гневно его раскритиковал, назвав главную героиню шлюхой.

12+


3. «Виридиана» (реж. Луис Бунюэль, 1961)

В начале 60-х легендарный Луис Бунюэль после долгого отсутствия получил возможность снять фильм в Испании. Это была «Виридиана» — притча о тщетности усилий благотворительности и милосердия в мире жестокости, порока и нетерпимости. Картина была воспринята католической церковью как дерзкий вызов религиозным канонам.

Это, возможно, главный и лучший фильм Бунюэля, в котором прослеживается центральная тема его картин — презрение к религиозной закостенелости испанцев. Здесь также традиционно видна его склонность к сюрреализму в кино. В ленте фигурируют инцест, пародия на Тайную вечерю, складной нож в форме распятия и попытка изнасилования.

На премьере в Каннах консервативно настроенная часть зрителей была жутко возмущена. «Виридиана» разделила главный приз с картиной Анри Кольпи «Столь долгое отсутствие», но была запрещена к показу во франкистской Испании. Что неудивительно, ведь в этой работе Бунюэль подверг сомнению и развенчал множество мифов и догм, которые владеют сознанием испанцев и определяют их менталитет на протяжении веков. И он сделал это безупречно художественно.

16+


4. «Криминальное чтиво» (реж. Квентин Тарантино, 1994)

Первое, о чем вспоминают, когда говорят о революционном значении «Криминального чтива», — затейливая драматургическая конструкция. Как часто говорит сам Квентин Тарантино: «Что мне больше всего нравится, так это забавляться со структурой». Нелинейное и многоярусное повествование о криминальной жизни Лос-Анджелеса было вдохновлено опытами Стэнли Кубрика, Жан-Люка Годара, Франсуа Трюффо, Роберта Олтмена и Марио Бавы, но в ходе работы над сценарием приобрело свежую и оригинальную трактовку. Сегодня «Криминальное чтиво» Тарантино — признанный шедевр, который изучают во всех киношколах мира. Но в 1994 году мнение зрителей разделились — фирменное тарантиновское насилие многих шокировало. К тому же, как верно было отмечено одним критиком, «Криминальное чтиво» — это «шведский стол брани». Во многом именно благодаря Тарантино в 90-е годы Голливуд захлестнула волна сквернословия, распространившись позднее на весь киномир. В фильме использовано 429 непечатных выражений, что на момент выхода фильма было рекордом.

В Каннах режиссер вел себя вызывающе и, казалось, старался все сильнее раззадорить своих оппонентов. На премьеру он пришел в джинсах и футболке, игнорируя строгий фестивальный дресс-код, а получая «Золотую пальмовую ветвь», показал средний палец особенно возмущенной зрительнице, крикнувшей из зала: «Какая ерунда!»

18+


5. «Автокатастрофа» (реж. Дэвид Кроненберг, 1996)

«Автокатастрофа» — это отстраненный взгляд на сексуальный фетишизм. Дэвид Кроненберг не пытается быть моралистом, он как бы просто фиксирует события. Он не скупится на визуальные метафоры, а сцены секса в фильме сняты с фантазией. Сам режиссер назвал «Автокатастрофу» опасным фильмом. Это мрачная картина о темных сторонах человеческой натуры и о том, как далеко может зайти человек в своем стремлении получать удовольствие.

От Кроненберга, режиссера психоделических хорроров «Муха» и «Обед нагишом», никто не ждал спокойного и «ровного» кино, однако показ «Автокатастрофы» (экранизация одноименного романа Джеймса Балларда) в рамках фестиваля все равно вызвал скандал. Зрители были шокированы историей людей, получающих сексуальное удовольствие от ДТП, и, несмотря на специальный приз жюри с формулировкой «За мужество, смелость и оригинальность», во многих странах картину либо запретили, либо выпустили в ограниченный прокат. Тематика фильма вызвала серьезное беспокойство у поборников морали. В Великобритании некоторые СМИ призывали бойкотировать картину, в США против нее ополчился миллиардер и медиамагнат Тед Тернер.

18+


6. «Забавные игры» (реж. Михаэль Ханеке, 1997)

«Забавные игры» — произведение, которое закрепило за Михаэлем Ханеке славу беспощадного и циничного режиссера и воздвигло его в ранг одних из самых влиятельных и обсуждаемых творцов киноискусства.

В этом фильме он покусился на все человеческое сразу: режиссер обратился как к физическим, так и психологическим пыткам, тем самым вызвал дискуссию о насилии в кино. Когда фильм был показан в Каннах в 1997 году, он достаточно сильно потряс аудиторию, и многие зрители, в том числе некоторые кинокритики, вышли из зала. Во время премьеры на Каннском фестивале на билетах были сделаны специальные красные наклейки, предупреждающие, что публику ждет что-то по-настоящему жуткое, а также, что беременным и слабонервным следует воздержаться от просмотра.

Кинематографист защищал свое творчество, говоря, что его идея состояла в том, чтобы снять фильм с моралистическим комментарием о влиянии насилия в СМИ на общество — тема, к которой часто обращается режиссер. В «Забавных играх» австриец устраивает неравный бой с самого начала, таким образом отменяя возможность хеппи-энда. Жанр здесь сдается реальности без боя, логика пасует перед иррациональной природой зла (вслед за Ханеке эту идею развил в «Антихристе» Ларс фон Триер), а зло не различает ни регалий, ни званий, в нем нет сострадания. Этот фильм — не пощечина, а очень сильный удар, который не каждый, даже профессиональный, зритель может выдержать.

18+


7. «Фарентгейт 9/11» (реж. Майкл Мур, 2004)

Скандальный фильм Майкла Мура стал второй документальной картиной в истории Каннского кинофестиваля, получившей «Золотую пальмовую ветвь». Премьера совпала с отказом студии Disney выпускать ленту в прокат на территории США, и режиссер заявил, что готов показывать ее подпольно. Пока в Америке разгорался серьезный скандал, на главном кинофоруме мира «Фаренгейт 9/11» был удостоен одних из самых долгих оваций за все время проведения фестиваля — зал рукоплескал картине около 15 минут. Многие кинокритики увидели в триумфе ленты исключительно политический акт, но ее разоблачительный пафос и злая ирония были нацелены именно на обывателя. Критики же все как один заявляли, что на них такие дешевые пропагандистские штучки, какими пестрит фильм, давно не действуют.

16+


8. «Меланхолия» (реж. Ларс фон Триер, 2011)

Красота фильма «Меланхолия» наглядна и очевидна. Здесь трудно не наслаждаться упоительными рапидами, картинным пейзажем, совершенством загадочно голубой планеты-убийцы. Вдохновленный пышной музыкой Вагнера и одержимый картинами эпической гибели Ларс фон Триер черпает силы в этой черной меланхолии. Он напоминает зрителю, что боль и страдания одного конкретного человека — гигантское горе, а смерть миллионов — всего лишь статистика. И, как истинный пессимист, он уверен, что это все когда-нибудь действительно закончится и подобное должно быть как минимум красиво. И как максимум навсегда.

«Меланхолия» оказалась первым фильмом фон Триера, который понравился практически всем на фестивале. Он был фаворитом Канн и мог бы отнять «Золотую пальмовую ветвь» у самого Терренса Малика, если бы не провокационный спич режиссера. Речь фон Триера во время пресс-конференции фильма «Меланхолия» навсегда вошла в историю. Режиссер заявил, что «в чем-то понимает Гитлера», и назвал себя нацистом. Скандал был столь велик, что руководство фестиваля объявило фон Триера персоной нон-грата. Впрочем, без награды в Каннах его фильм не остался: исполнительница главной роли Кирстен Данст увезла домой приз за лучшую женскую роль.

16+


9. «Жизнь Адель» (реж. Абделатиф Кешиш, 2013)

Казалось бы, что толерантных европейцев уже давно не шокировать темой однополой любви, но у Абделатифа Кешиша получилось. Настолько откровенными оказались сексуальные сцены в картине. Даже противники фильма разделились на две группы: пока защитники традиционных ценностей называли «Жизнь Адель» порнографией, либеральная часть общества осуждала картину за неправдоподобно показанный секс, по их мнению. На решение жюри Каннского фестиваля эти споры никак не повлияли: впервые «Золотая пальмовая ветвь» была вручена сразу двум актрисам и режиссеру. И абсолютно заслуженно. Очевидно, что чрезмерно откровенные любовные сцены нужны были Кешишу, потому что он постепенно, словно по слогам, изучает язык нежности, который немыслим без физического контакта. Почти все художественные кинокартины обычно ставят перед стремящимися друг к другу людьми труднопреодолимые препятствия, но в реальности все оказывается иначе: гораздо прозаичнее и поэтому сложнее и безысходнее. Такова и жизнь Адель. И то, как точно режиссер Кешиш сумел рассказать об этом в своем кино, безусловно, заслуживает наград и лестных отзывов кинокритиков.

18+


10. «Необратимость» (реж. Гаспар Ноэ, 2002)

Каждый из немногочисленных фильмов Гаспара Ноэ апеллирует прежде всего к подсознанию, которое фильтрует исключительно эмоции. Потому его кино  живет в памяти гораздо дольше, а «Необратимость», скорее всего, останется с вами на всю жизнь.

Ноэ ставит в «Необратимости» эксперимент сразу в нескольких плоскостях. Во-первых, он снимает фильм с реверсивной фабулой (то есть отматывая эпизоды картины в обратном порядке). Во-вторых, режиссер является также оператором картины, и все эпизоды фильма он снимает одним дублем.

Каннские зрители фильма «Необратимость» еще не знали, что их ждет на просмотре. Поэтому на 9-минутной сцене анального изнасилования героини Моники Беллуччи публике в прямом смысле пришлось спасаться бегством — зал покинули около 250 человек. К тому же в ряде сцен режиссер добавил в качестве фона к изображению низкочастотные шумы, какие бывают при землетрясениях, которые вызывали тошноту и головокружение. Шокированная публика обсуждала картину еще долго, однако жюри фестиваля оставило «Необратимость» без наград. Что ж, Ноэ следует сказать спасибо за данный фильм вне зависимости от того, сколько народу ушло с премьеры. Потому что это прекрасный киноэксперимент, напоминающий ту эпоху в мировом кино, когда люди думали, что их самовыражение интересно кому-то еще, и умудрялись открывать для кино новые горизонты. Хотя, безусловно, это очень спорные опыты.

18+

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (19) Обновить комментарииОбновить комментарии

"Фильмы евразийского содержания" - это как? По Льву Гумилеву? Или сценарист обязательно должен быть членом Изборского клуба?

Кстати, кино из Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Восточной Европы и даже Африки становится известным, по сути, только благодаря западным фестивалям, другого инструмента просто нет. Иначе мы бы об их существовании просто не знали.

  • Анонимно
    18.05.2020 08:39

    Хрущев может был и прав. А теперь нам показывают фильмы, где главная героиня мечется между мужем в России и любовником в Турции. И все смотрят и сочувствуют ей. Особенно женщины.

  • Анонимно
    18.05.2020 09:38

    Автор статьи, видимо, учёл справедливую критику её предыдущих публикаций читателями. Подборка фильмов получилась заметно лучше чем раньше. Но всё же привкус западнического "эстетизма" в суждениях присутствует. И, увы, опять - Тарантино, столь любимый критиком. И опять - горячее желание автора привлечь к скандальным темам, ломающим рамки приличий и нравственности. И опять только один фильм из сокровищницы отечественного кино. Что это, желание напомнить о времени его полузабытых зрителем побед или просто некая дань вежливости былой советской культуре? Есть и более поздние шедевры отечественного кино, которые наш и зарубежный зритель воспринимал с восторгом.
    Но всё же тенденция сдвига к лучшему в этой публикация вроде бы наметилась. Посмотрим, что будет дальше. Хотелось бы побольше узнавать о новых фильмах евразийского содержания. И не только о творениях фестивального уровня. Зритель по большей части любит добротные фильмы без налёта элитарщины. Любит и хочет получать о них информацию из первых рук.

    • Анонимно
      18.05.2020 10:37

      Хотелось бы побольше узнавать о новых фильмах евразийского содержания.// И, желательно, на тюркских языках, да? К примеру, больше, о фильмах родного Татарстана?

    • "Фильмы евразийского содержания" - это как? По Льву Гумилеву? Или сценарист обязательно должен быть членом Изборского клуба?

      Кстати, кино из Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Восточной Европы и даже Африки становится известным, по сути, только благодаря западным фестивалям, другого инструмента просто нет. Иначе мы бы об их существовании просто не знали.

      • Анонимно
        18.05.2020 12:33

        Не передёргивайте, коллега. Можно и по Георгию Вернадскому, если вас Гумилёв чем-то не устраивает. Евразийцы - это сильное явление мировой культуры и философии.
        А сильных фестивалей хватает и в Азии. В Индии, Японии и Китае, например. Евразийство и западничество сосуществуют долгие годы. В кино это тоже нередко проявляется. А кинофильмы Куросавы и Такеши Китано смотрит весь мир. Да и в советском, российском кино нередко появлялись фильмы евразийского духа и содержания.

      • Анонимно
        18.05.2020 12:40

        Слушайте, госпожа критик. Вы порекомендуйте читателю и более зрелищные, очень содержательные фильмы вроде "Кутерьмы" режиссёра Майкла Ли, "Дорога на Велвилл" Алана Паркера. Там ох как много интересного, содержательного, весёлого и грустного одновременно. Там режиссёры не самовыражаются любой ценой, а просто отражают дух или иной эпохи. Викторианской или же эдвардианской, например. И делают это просто великолепно.
        Такие фильмы не разочаровывают интеллектуалов и обычно приходятся по душе и массовому зрителю. И после просмотра таких фильмов зрители становятся чуточку умнее и счастливее на миг-другой.

  • Анонимно
    18.05.2020 09:53

    Поймал себя на мысли, что многие современные "ниспровергатели морали" долго не выдерживают соответствия данному имиджу. Тот же Кроненберг. Позже снял откровенный трэш - Порок на экспорт.. Фон Триер снял отличный, но, всё же, мейнстримовый "Дом, который построил Джек". "Антихрист" - вообще, невнятное повествование о разрубленных членах.. Единственный, кто держится достойно, это - Тарантино. Каждый фильм - событие.

    • Анонимно
      18.05.2020 10:46

      Можно и возразить насчёт Тарантино. Его "Бесславные ублюдки" - очень посредственный фильм. А "Омерзительная восьмёрка" по ходу фильма то и дело вызывает чувство стойкого отвращения к происходящему. Ну их к лешему, такие художественные выверты. Мастер, он, конечно, мастер, но и иногда может и мастерски лажануться по полной...

      • Анонимно
        18.05.2020 13:13

        И - "Бесславные ублюдки" ( недавно, пересматривал, а заодно, и "Убить Билла") и "Омерзительная восьмёрка" - блестящие ( на мой взгляд) фильмы! А уж, "Однажды в Голливуде" - вершина мастерства!:)

    • Анонимно
      18.05.2020 10:52

      Все фильмы Леонида Гайдая, кроме самых поздних, можно назвать замечательными произведениями без всяких оговорок. И они выдержали проверку временем на все сто процентов. В Каннах и на Берлинариях их никто не награждал.
      И великая Мерилин Монро не получила Оскара в основном из-за её перипетий в личной жизни. Но неиссякаемая народная любовь доказала незаурядность этой удивительной женщины и актрисы. Так что критики и члены фестивальных жюри могут ошибаться прямо-таки позорно и грубо!.. Голосуйте сердцем за хорошее кино!

      • Анонимно
        18.05.2020 13:09

        Фильмы Леонида Гайдая, бесспорно, являются, весьма, заметным явлением в отечественной киноиндустрии. Но, в Каннах и Берлине, просто, не поймут шутки, типа, такой: "Лёлик, но, это же - неэстетично..Зато, дёшево, надёжно и практично!" Его фильмы - это сатира на определённые недостатки советской системы. Поэтому, они были популярны, именно, у нас.

  • Анонимно
    18.05.2020 12:06

    Отличная подборка отличных фильмов. Большинство, если не все - нетленная классика, однозначно!

    • Анонимно
      18.05.2020 13:05

      Одной классикой сыт не будешь. Нужна и другая духовная пища, и фильмы для семейного просмотра.

  • Анонимно
    18.05.2020 13:46

    Автору надо вести рубрику"Клуб любителей кино для избранных". А основной массе зрителей требуется всё-таки более зрелищное, смотрибельное кино. Или более трогательное, более душевное что ли...
    Ну, не мелодрамы, а что-то в духе "Осеннего марафона" , "Игрушки" с Пьером Ришаром" или даже "Там, где течёт река", "Легенда Баггера Ванса" Роберта Редфорда.
    А кстати, почему молчим про стоящие сериалы?.. В них сейчас зрелищного кино гораздо больше чем в полнометражных фильма для большого экрана.

  • Анонимно
    18.05.2020 17:02

    Спасибо за подборку. Сейчас как раз много времени свободного. Хотя почти все фильмы смотрел раньше, но давно.

  • Анонимно
    18.05.2020 22:33

    Давайте поможем уважаемой молодой критикессе расширить свой и наш кругозор в мире кино. И не будем зацикливаться на подобных списочках. Пусть дело замечательного знатока отечественного
    и мирового кинематографа Роберта Копосова живёт и нашими усилиями. Расширим горизонты зрителю далеко за пределы избитых тем и сущих банальностей, к которым можно отнести и этот список.

  • Анонимно
    19.05.2020 12:30

    Слушайте, а нормальное, добротное кино без аморальщины, эстетских выпендрёжей и откровенной чернухи может кто-то порекомендовать?.. Лирические комедии, например. Или романтично-героическое что-то? А то создаётся впечатление, что этот список составлен для каких-то человекоподобных представителей вконец пресыщенной развлечениями, золотой молодёжи или её повзрослевших продолжателей.

  • Анонимно
    20.05.2020 15:42

    1. жоржик. дорогого Никиту Сергеевича э нашего надо было бы спросить"А кто ты сам?" 2. да, когда я первый раз посмотрел этот фильм, то естественно был недоволен предательством этой женщины, не устоявшей перед напором хамоватого самца, которому ПРОСТО (биология) была нужна очередная дырка. Прожив после этого 62 года я не смог найти оправдания её предательству, в котором её вина вторична, так как основная вина на женщине, именно на женщине а не матери, которая родила и ВОСПИТАЛА этого ё..., на шею других женщин; 4. собственно всё, кроме того, когда ЖЕ и кто покажет нам фильм про нашу жизнь, то есть про то, как мы выживаем на собственной родине, с нацальниками, как этот самец (наше дело не рожать и далее по тексту..), как нам все обещают по техпроцессу "обещать, не значит жениться"? 5. а мы, как бабушка Ненила с её крышей ждём от калифов на час, занятых чёрт знает чем (если спросить любого из них, то вряд ли ответит без хамства) чуда, вместо того, чтобы взять дело ремонта крыши в свои руки..

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль