Голосование по поправкам в Конституцию 
29.06.2020

Мидхат Фарукшин: «Людям предлагают голосовать за «винегрет», за все скопом»

Профессор КФУ о том, с каким скрипом в 1993 году в Татарстане принимали «ельцинскую» Конституцию и как относится к «путинской»

Назначенное на 1 июля всенародное голосование за поправки в Конституцию РФ заставило обратить взоры на то, как Основной Закон России принимался в 1993 году. В Татарстане тогда голосование за него практически сорвали, явка составила 15%. Профессор кафедры политологии КФУ Мидхат Фарукшин в интервью «БИЗНЕС Online» вспоминает, как это было, и оценивает нынешнее всенародное голосование по поправкам.

Мидхат Фарукшин: «Большинство людей не читает текст Конституции» Мидхат Фарукшин: «Большинство людей не читают текст Конституции» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРЕЗИДЕНТ БЫЛ ПОСТАВЛЕН НАД ТРЕМЯ ВЕТВЯМИ ВЛАСТИ»

— Мидхат Хабибович, 6 ноября 1992-го была принята Конституция Татарстана и только через год, 12 декабря 1993-го, Конституция России. Почему в Татарстане так спешили с принятием Основного Закона?

— Затрудняюсь ответить точно. Но предполагаю, что спешка связана с тремя обстоятельствами. Первое — было неизвестно, когда окажется принята Конституция Российской Федерации. А Конституция Республики Татарстан принята в 1992-м, то есть еще до трагических событий октября 1993 года, которые и ускорили темп принятия Конституции РФ 12 декабря 1993-го. Второе обстоятельство — возможно, хотели поставить перед фактом тогдашнее руководство России с желанием, чтобы основополагающие положения татарстанской Конституции (например, о суверенитете республики) были в последующем отражены в Основном Законе страны. И третье — не исключено, что более раннее принятие своей Конституции в нашей республике рассматривалось как серьезный повод не менять ее даже после принятия российской.

— Сегодня не все помнят, а многие просто не знают, что власти Татарстана 24 июня 1993 года отозвали свою делегацию из конституционного совещания из-за «игнорирования им законодательной инициативы Республики Татарстан о новом видении федерализма в России». Что именно «игнорировали» федеральные власти? Чего добивался Татарстан?

— Более широких полномочий, чем это было прописано в проекте Конституции РФ, и более весомой роли Татарстана и всех республик в определении федеральной государственной политики.

— Указ президента России о проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ вышел 15 октября 1993 года, после расстрела Белого дома. Как этот расстрел повлиял на содержание Основного Закона?

— Очень сильно. Вообще, любая Конституция, как и поправки в нее, отражает сложившееся на момент принятия соотношение политических сил. Победа Бориса Ельцина и его окружения после расстрела Белого дома явилась причиной закрепления в Конституции РФ широчайших полномочий президента России, таких, которых, как говорят, не имеют даже современные монархи. Вопреки заявленному в Конституции демократическому принципу разделения властей президент был поставлен над тремя известными ветвями власти. И это положение сохраняется и в настоящее время. Словом, благодаря «ельцинской» Конституции народ получил суперпрезидентское государство.  

«Победа Бориса Ельцина и его окружения после расстрела Белого дома явилась причиной закрепления в Конституции РФ широчайших полномочий президента России» «Победа Бориса Ельцина и его окружения после расстрела Белого дома явилась причиной закрепления в Конституции РФ широчайших полномочий президента России» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПОЛУЧАЕТСЯ КАК БЫ принцип «НЕ ЧИТАЛ, НО ПРОГОЛОСУЮ»

— Всенародное голосование было назначено на 12 декабря 1993 года. Вопрос в бюллетене звучал так: «Принимаете ли Вы Конституцию Российской Федерации?» Да или нет. С вашей точки зрения, нормальная формулировка?

— У меня вообще большие сомнения относительно целесообразности вынесения проекта Конституции на всенародное голосование. Дело в том, что большинство людей не читают текст Конституции. Ведь, как оказалось, даже члены образованной Владимиром Путиным рабочей группы по подготовке поправок в действующую Конституцию не читали самого ее текста. А тут спрашивают все взрослое население страны. Но, допустим, многие читали текст проекта Основного Закона, а вот разобрались ли они в главном юридическом документе, соотношении норм, смысле каждой нормы, последствиях ее реализации? Это вопрос! Получается как бы принцип «не читал, но проголосую». Подобное нужно обществу? А сама формулировка вопроса, вынесенного на референдум, была правильной. Он поставлен, как обычно и делается на референдумах, альтернативно: принимаете Конституцию или нет. Ну можно было бы спросить: «Одобряете или нет?» Но что это в принципе меняет?

— В конце ноября 1993-го сессия Верховного совета Татарстана приняла постановление о несогласии с проектом российской Конституции. Ко всенародному голосованию за нее и выборам федеральных депутатов, которые были назначены тоже на 12 декабря, по всей республике распространяли газету «Суверенитет», вышедшую тиражом аж 500 тысяч экземпляров! В ней писали, что участие в этих выборах — «измена государственным интересам Татарстана». Со стороны можно подумать, что националисты тогда имели большую силу в Татарстане. Но так ли это было на самом деле?

— Сейчас трудно вспоминать о деталях той ситуации. Да и кто измерял соотношение сил националистов и ненационалистов? Для этого нужно было провести достаточно глубокое социологическое и политологическое изучение. Кроме того, я категорически против зачисления в националисты всех, кто выступал за суверенитет республики. Ведь под ним понималось предоставление Татарстану широкого круга предметов ведения и полномочий, которые он мог бы реализовывать без вмешательства и указаний администрации президента РФ. Так строятся демократические федерации. А в Конституции России предметы ведения и полномочия субъектов Федерации определены по остаточному принципу.

«В московском Кремле чуть ли не панически боялись испортить отношения с Республикой Татарстан. Пугала угроза повторения ситуации с Чечней, хотя менталитет обоих народов резко отличается» «В московском Кремле чуть ли не панически боялись испортить отношения с Республикой Татарстан. Пугала угроза повторения ситуации с Чечней, хотя менталитет обоих народов резко отличается» Фото: «БИЗНЕС Online»

«КЛУБ — ОБЫЧНОЕ МЕСТО ГОЛОСОВАНИЯ — БЫЛ ЗАКРЫТ НА АМБАРНЫЙ ЗАМОК»

— Перед всенародным голосованием за Конституцию России президент Татарстана Минтимер Шаймиев заявил, что в республике созданы все условия для свободного волеизъявления, поскольку граждане РТ по новой Конституции РТ 1992 года обладают гражданством России. Но власти и националистические организации все сделали, чтобы выборы были бойкотированы. Вы помните какие-то подробности этого бойкота?

— По Конституции Республики Татарстан, как и по любой другой Конституции, население может иметь любые права. Проблема в их актуальной реализации, иначе они превращаются в декларируемую пустышку. Что касается бойкота выборов и предпринятых с той целью мер, сам я такого бойкота не испытывал. Правда, от одного сельчанина слышал, что люди в своем селе не голосовали, потому что клуб — обычное там место голосования — был закрыт на амбарный замок. Насколько это соответствует истине, не могу судить.

— Итог — 12 декабря 1993 года в Татарстане была рекордно низкая, меньше 15 процентов, явка избирателей. Например, в Актанышском районе на избирательные участки пришли только три мужественных человека. Ну а выборы депутатов Совета Федерации в республике вовсе не организовали, выборы депутатов в Госдуму признали несостоявшимися. То есть в парламенте России отстаивать интересы Татарстана было некому. Это в нашем Кремле понимали? Специально пошли на такое ради будущего договора с Москвой? Сработало?

— Вы, мне кажется, наивно полагаете, что, будь в федеральных органах власти представители Татарстана, они защитили бы интересы республики. Сильно защищают нынешние депутаты Госдумы и члены Совета Федерации интересы Татарстана, когда федеральными органами власти принимаются законы и другие нормативные акты, противоречащие этим интересам? Не надо смешить людей! Им депутатство в Думе или членство в Совете Федерации и связанные с ними блага, личные интересы дороже всех иных, в том числе Татарстана. Рекордно низкая, как вы говорите, явка избирателей на выборы, по какой бы причине это ни произошло, по факту показала, что с Татарстаном надо считаться. Возможно, существовала логическая связь между двумя событиями: низкой явкой на выборы и последующим заключением договора 1994 года. Насколько я знаю из разговоров с московскими коллегами, в то время в московском Кремле чуть ли не панически боялись испортить отношения с Республикой Татарстан. Пугала угроза повторения ситуации с Чечней, хотя менталитет обоих народов резко отличается.

«Конституция, как и любой закон, принимается большинством голосов. А принятая Конституция действует на всей территории государства, даже если кто-то где-то голосовал против» «Конституция, как и любой закон, принимается большинством голосов. А принятая Конституция действует на всей территории государства, даже если кто-то где-то голосовал против» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ОЧЕНЬ ЧАСТО ИГРАЮТ ГОРАЗДО БОЛЕЕ ВАЖНУЮ РОЛЬ, ЧЕМ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ»

— Из-за низкой явки на всенародное голосование в Татарстане легитимна ли Конституция России на территории республики?

— Конечно, легитимна. Конституция, как и любой закон, принимается большинством голосов. А принятая Конституция действует на всей территории государства, даже если кто-то где-то голосовал против.

— 5 февраля 1994 года Татарстан, не подписавший федеральный договор, подписал отдельный договор с Москвой о разграничении полномочий. Там в преамбуле говорится: «Полномочные представители органов государственной власти РФ и РТ, руководствуясь Конституцией РФ и Конституцией РТ...» То есть Конституция России тоже легализована в этом договоре. Но его не продлили летом 2017 года. Означает ли это, что Конституция РФ на территории республики в правовом смысле подвисла? Или в нашей стране отнюдь не подписанные бумаги — главное, а неформальные, «закулисные» отношения?

— Вы правы в том, что неформальные отношения очень часто (а в некоторых ситуациях всегда) играют гораздо более важную роль, чем институциональные механизмы, в том числе и заключенные договоры. Что касается вашего вопроса, то после референдума 12 декабря 1993 года Конституция РФ не нуждалась ни в какой дополнительной легитимации. Действовавший до 2017 года договор имел поверхностный, сугубо имиджевый характер. Корни его принципиального отличия от договора 1994-го в противоположности политических условий в 1990-х и 2000-х годах. 

— В начале нулевых Конституцию Татарстана привели в соответствие с Конституцией России. Но разве это вообще уже не другая Конституция, судя по содержанию?

— Абстрактный вопрос. Для вас подобное имеет какое-то значение? Для меня нет. Конечно, нынешний текст Конституции РТ отличается от первоначального. В него вносились поправки, они во многом изменили содержание Конституции. Так же будет и с Конституцией РФ: после внесения теперешних поправок ее текст, причем не только он, станет отличаться от первоначального варианта.

«Что касается результатов голосования, то можно предсказать, что все поправки будут приняты подавляющим большинством голосов россиян. Так устроена наша система» «Что касается результатов голосования, то можно предсказать, что все поправки будут приняты подавляющим большинством голосов россиян. Так устроена наша система» Фото: Алексей Белкин

«НУЖНО ЛИ, РИСКУЯ ЗДОРОВЬЕМ ЛЮДЕЙ, ПРОВОДИТЬ ГОЛОСОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ продолжающейся эПИДЕМИИ КОРОНАВИРУСА?»

— А как вы относитесь к правкам в Конституцию России, вынесенным на голосование сейчас?

— Вообще, они требуют специального обсуждения. Но, если кратко, отношусь к ним дифференцированно. Разумеется, неплохо, что включаются в текст Основного Закона положения, относящиеся к социальной сфере: обязательная ежегодная компенсация пенсий, недопустимость, чтобы минимальная заработная плата была ниже прожиточного минимума… Но все это закреплено или может быть закреплено в федеральном законодательстве. А так подобное выглядит как приманка, чтобы люди приходили голосовать и массовым большинством поддержали, например, желание Путина оставаться у руля верховной власти бесконечно долго, несмотря на состояние «раба на галерах». Предложенные поправки имеют разное смысловое и политическое значение. А людям предлагают голосовать за «винегрет», то есть за поправки скопом. Непонятно, почему президент так торопится внести их в Конституцию. Вызывает сомнение процедура голосования. Почему оно назначено на рабочий день, который объявлен выходным? Чтобы увеличить массу голосующих, радующихся этому дополнительному выходному? А главное — нужно ли, рискуя здоровьем людей, проводить такое голосование в условиях продолжающейся эпидемии коронавируса? Вопросов больше, чем ответов! Что касается результатов голосования, то можно предсказать, что все поправки будут приняты подавляющим большинством голосов россиян. Так устроена наша система.

— Спасибо, Мидхат Хабибович!

Фарукшин Мидхат Хабибович родился в 1939 году. 

Член-корреспондент АН РТ (1998), доктор философских наук, профессор. Заслуженный деятель науки ТАССР и РФ. Профессор кафедры политологии Казанского федерального университета.

Окончил с отличием юридический факультет Казанского государственного университета, аспирантуру при кафедре теории государства и права Московского государственного университета им. Ломоносова. 

Область научных исследований — теоретические проблемы политологии. Большое внимание уделял теории политических партий и партийных систем (опубликовал монографию и ряд статей). Исследовал противоречия демократизации в условиях реформирования общества; противоречия становления многопартийности в России; проблемы политического элитизма; политические регионалистики. Особое внимание уделяет сравнительному изучению федерализма в российском и зарубежном контексте. 

Монография «Федерализм: теоретические и прикладные аспекты», изданная в Москве в 2004 году, была оценена в ведущем академическом юридическом журнале России как одна из «наиболее солидных научных работ по вопросам федерализма в современной мировой литературе» («Государство и право», 2006, №1, с.124). 

Автор свыше 240 научных работ, в том числе 14 монографий, учебников и учебных пособий по политологии и праву. 

Имел 6 международных грантов и трехлетний грант РГНФ на исследовательскую работу. 

Монографии автора неоднократно завоевывали первые и другие призовые места в различных конкурсах научных работ. 

Подготовил 43 кандидата наук, по 7 докторским диссертациям выступал в качестве научного консультанта. 

Выступил с научными докладами на многих всероссийских и международных конференциях, в том числе на всемирных конгрессах международной ассоциации политических наук в Москве, Берлине, Сеуле, Фукуока (Япония). 

В роли консультанта и эксперта привлекался в состав рабочих групп по подготовке государственных документов, в частности, проекта Декларации о государственном суверенитете РТ и проекта новой редакции Конституции Республики Татарстан. 

Академик Российской академии политических наук, Российской академии гуманитарных наук. Член международной ассоциации политических наук, член российской ассоциации политических наук, член научно-методического совета по политологии министерства образования и науки РФ, председатель научного совета по политологии АН РТ. 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (26) Обновить комментарииОбновить комментарии

Всё ближе, ближе Судный день,
Пусть осрамится злопыхатель.
Скрижалью станет бюллетень,
А Божьим оком - наблюдатель.

В твоих руках судьба страны,
Не подведи её неявкой.
И зная козни сатаны,
Ставь галочку свою с оглядкой.

Не нужен нам Армагеддон,
Хотим в раю жить, без вопросов.
Где всё друзьям, врагам – закон,
А власть лишь у единороссов.

Терпенья если нету ждать,
Отдай заранее свой голос.
Тому, кто сможет оправдать
Твой поседевший с горя волос...

  • Всё ближе, ближе Судный день,
    Пусть осрамится злопыхатель.
    Скрижалью станет бюллетень,
    А Божьим оком - наблюдатель.

    В твоих руках судьба страны,
    Не подведи её неявкой.
    И зная козни сатаны,
    Ставь галочку свою с оглядкой.

    Не нужен нам Армагеддон,
    Хотим в раю жить, без вопросов.
    Где всё друзьям, врагам – закон,
    А власть лишь у единороссов.

    Терпенья если нету ждать,
    Отдай заранее свой голос.
    Тому, кто сможет оправдать
    Твой поседевший с горя волос...

  • Пурхан
    29.06.2020 09:08

    Кто заблуждается настолько,
    Что мнит себя незаменимым,
    Тот остальным отводит рольки
    В немом театре пантомимы.
    Записав себя наивно,
    В главные герои пьесы,
    Голосуем мы активно
    За чужие интересы.

  • Анонимно
    29.06.2020 09:26

    Федерализма в России нет и не будет, как не было и не будет никакой демократии. Уровень правосознания народа для крайне низок. Народ озлоблен на друг друга. В федерализме видит сепаратизм, а не желание отстоять законные национальные права и законные права областей, краев.

    • Анонимно
      29.06.2020 10:12

      Так да не так! Федерализма нет, вы правы, демократия зачаточна. Уровень правосознания очень высок в целом, выше, чем в США скажем, где люди тупо живут и плевать хотели на все эти усн-ндс-енвд. Даже коронавирус показывает, как россияне подтянулись в знании прав и законов, а юрлица уж тем более все четко по закону живет, даже если это выглядит глупо, как например с метражом в леруа, где толпятся на пятачке, а залы пустые.

  • Анонимно
    29.06.2020 10:03

    Фарукшин М.Х. был и остается честным и объективным политологом у которого мы учились. Краткий и исчерпывающий анализ ситуации с голосованием по поправкам. Что не смогут себе позволить другие университетские "политологи", которые прилипли к кормушке. Спасибо, М.Х.!






  • Анонимно
    29.06.2020 10:05

    Народ, подскажите, пожалуйста, где можно ознакомиться с Конституцией РФ 1993 года и где опубликованы все поправки в Конституции? Я имею ввиду копию оригинала Конституции РФ, копию поправок в Конституции РФ, закона о внесении поправок в Конституцию РФ, закона о голосовании внесения поправок в Конституцию. Нигде не могу найти, даже на официальных правительственных сайтах. Везде есть только "копия текста".

    • Анонимно
      29.06.2020 10:44

      Консультант, Гарант смотри редакции

      • Анонимно
        29.06.2020 19:09

        10:44, консультант и гарант не дают копию оригинала, а выдают всего лишь копию текста!

  • Анонимно
    29.06.2020 11:03

    Им депутатство в Думе или членство в Совете Федерации и связанные с ними блага, личные интересы дороже всех иных, в том числе Татарстана.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/473183

    Вот она ИСТИНА!!

    • Булгарин
      29.06.2020 12:59

      А для вас это стало открытием? Поздравляю! Чувствую, у вас много еще впереди открытий чудных.

      • Анонимно
        30.06.2020 06:48

        Чудность поддакивающих компрадорам, причем самыми изворотливыми способами - основа на которой зиждется мелиоративное достояние

  • Анонимно
    29.06.2020 11:10

    Не даю оценку всему сказанному Фарукшиным, одним из немногих, адекватных научных коммунистов-политологов не потерявшим орииентиры в смутные годы ельцинщины.Голосуя за поправки,поддерживаю,кроме социального блока, устранение умаления интересов России в ряде статей ,следствие позиции Ельцина и лиц выполнявших его заказ.Касаемо истоков этих аномалий,достаточно вспомнить вербальные перлы Козырева и особенно выступление Ельцина в Конгрессе США и 2 ключевые фразы, встреченные там аплодисментами.

  • Анонимно
    29.06.2020 11:54

    Старая профессура Казанского университета - жаль, что таких уже не делают.

  • Анонимно
    29.06.2020 12:18

    Путин, после вынужденно-добровольного ухода политического банкрота, принял страну с разрушенной экономикой, постоянной невыплатой з.п., пенсий , чеченской войной , терроризмом добиравшимся до центра государства и другими "прелестями алко-прихватократии". И постепенно устраняет последствия геопополитической катастрофы 1991 г. ,метастазы которой и до сих пор дают о себе знать.Только придурок или платный провокатор, мог вбросить злобный фейк 11:41.

    • Анонимно
      29.06.2020 13:51

      Не истерике и не навязывание свои бредни другим, а постарайтесь понять, где вы не правы.

  • Анонимно
    29.06.2020 13:23

    За конст-ю 1993 года без поправок - за главенство международного права над российским.
    За кон-ю с поправками - то же самое, только без главенства.

    Правильный, по закону (Кон-ии) порядок внесения поправок в К-ю:
    Обсуждение - Референдум - Дума - подпись Президента - вступление в действие К. с поправками.

    Фактический:
    На фоне беспрестанной пропаганды - Дума- Подпись - вступление в действие - имитация референдума.

    Если мнение народа ДО ТОГО КАК власть не интересует, зачем власть интересуется мнением народа ПОСЛЕ ДРАКИ/ПОЖАРА (нужное подчеркнуть)?

    • Анонимно
      29.06.2020 13:39

      Зачем? Это мы узнаем после 1 июля.

      • Анонимно
        30.06.2020 18:39

        Как бы поздно не оказалось только. Хотя, обязательно окажется. Как после выборов 2018 года.

  • Булгарин
    29.06.2020 13:31

    // Непонятно, почему президент так торопится внести их в Конституцию.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/473183

    Политологу вообще-то это должно быть ясно, почему. Если вспомнить осень прошлого года, то можно было заметить, что среди кремлевских башен начался разброд и шатания. Путину еще вроде как править и править, а разговоры пошли о его приемнике, кто будет во власти, что может Путин сделать, чтобы остаться на новый срок. Все было бы просто как в США, если Президент исчерпал свой лимит правления, его считают уже хромой уткой и начинается поиск того кандидата, кто может встать на его место. Многие его инициативы проваливаются уже, никто с ним почти не считается. И он тоже это понимает и уже пакует чемоданы, чтобы освободить место новому человеку. Но у нас все не так. Уход Ельцина был обставлен как целая операция по неприкосновенности его и его семьи. Приемника долго искали и нашли. Потом провели операция по замене Ельцина на Путина. Сегодня такое уже не сработает. И Путин это понимает. Но разброд уже начался. И надо было срочно все остановить, показать всем, что он остается и никуда уходить не собирается. Тем более началось нарастание и экономических проблем, опросы показывают, что его рейтинг начал падать, долго бы он не смог протянуть это неопределенное состояние. Тем более пока у него есть очень сильное влияние и в ГосДуме и Совете Федерации, почему не воспользоваться всем этим сейчас, а через год то уже выборы в Госдуму, а там тоже не известно, как все пройдет. Да и главы всех этих ручных партий тоже стали на сторону поглядывать.

    И еще один очень мощный импульс поступил из США, чтобы ускоренно начать всю эту процедуру по изменению Конституции. Многие как-то не обратили внимание, но в декабре 2019 года Конгресс подавляющим большинством принял закон о санкциях по отношению уже к самому Путину и близких ему людей, к верхушке госвласти в стране. Правда. этот закон пока не одобрил Трамп. Но в его принятии участвовали и республиканцы. Потому он пока не знает, отклонить этот закон или подписать. Думаю, что у его приемника сомнений не будет. А закон интересен тем, что он уже касается очень многих людей во власти в России и их родственников, близким к ним людям, связанных по бизнесу или еще какими связями. Им закроют счета, все средства и активы в США будут аннулированы, до судебного разбирательства о законности их получения, все визы в США будут аннулированы, все долларовые банковские операции с российскими банками будут прекращены, санкциям могут подвергнуться и те зарубежные банки, которые будут такие операции с долларами проводить в пользу этих лиц, все американские долговые обязательства, находящиеся в собственности России будут заморожены. Это означает, что США практически прекращает любые финансовые и экономические связи с Россией, причисляя ее странам спонсорам терроризма. Другими словами, объявляет ее врагом США с очень большими последствиями для многих, кто содержит своих домочадцев за бугром, а сам деньги пилит в России, для тех, кто имеет, например, виллы за бугром. Особенно за бугром - это в США. Это сделано с тем, чтобы те, кто рядом с Путиным могли подумать, что им выгодней - поддерживать Путина или быстро его слить, чтобы не потерять " с таким трудом нажитое и спрятанное там". Да и детишки там, и вряд ли так уж им хочется вернуться в Россию. А придется, если что. Вот и это тоже стало мощным стимулом для принятия поправок. Пока еще многие думают, да и Трамп не вечен там, этой осенью может уйти.

  • Анонимно
    29.06.2020 13:55

    Самая краткая Конституция нашей страны от 5 декабря 1936 года на 43 страницах размером 9 на 12 сантиметров. Выпущена в в виде карманной книги вместе с докладом тов. Сталина И. В. на 8 съезде Советов 25.11.36 года.

  • Анонимно
    29.06.2020 18:45

    Голосуем за "винегрет"?!

  • Анонимно
    29.06.2020 20:30

    Новые поправки закладывают мины под будущее России. Но так и должно быть.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль