Бизнес 
17.07.2020

Обнуление надежд: почему маркировка стартует без переноса сроков?

Для работы по новым правилам нужно выбирать не «подручные средства» и «сборную солянку»

С 1 июля в России становится обязательной маркировка лекарств и запрещена продажа немаркированных табачных изделий и обуви. Нововведения беспокоят участников рынка, но, по мнению экспертов, уже скоро дадут новые возможности для бизнеса — более того, этим отраслям предстоит пережить настоящую трансформацию.

Виктор Евтухов: «Перенос сроков введения маркировки товаров несет риски девальвации уже проведенной работы по формированию механизма обеспечения прозрачности и легальности рынков и защиты потребителей от незаконной продукции» Виктор Евтухов: «Перенос сроков введения маркировки товаров несет риски девальвации уже проведенной работы по формированию механизма обеспечения прозрачности и легальности рынков и защиты потребителей от незаконной продукции»

Послабления оказались несущественными

Вопреки предложениям большинства отраслевых профессиональных ассоциаций о переносе сроков, 1 июля 2020 года правительство дало старт маркировке в фармацевтической отрасли и запретило оборот немаркированной табачной продукции и обуви. По словам заместителя министра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова, перенос сроков введения маркировки товаров несет риски девальвации уже проведенной работы по формированию механизма обеспечения прозрачности и легальности рынков и защиты потребителей от незаконной продукции, а также инвестиций добросовестных участников оборота в своевременную подготовку к введению таких требований и настройку собственных учетных систем, технических и бизнес-процессов.

Поэтому маркировка стартовала лишь с очень несущественными послаблениями. Так, рознице разрешили самостоятельно маркировать остатки сигарет, которые она не успела распродать, а участникам фармрынка — временно реализовывать препараты без средств идентификации на основании решения комиссии на базе Росздравнадзора.

По мнению экспертов, такая же ситуация произойдет и с молочной, и с остальными отраслями. Слухи слухами, а старт будет дан в срок, и до 2024 года через маркировку пройдут абсолютно все отрасли. При этом рассуждения на тему того, заработает ли система, готова ли отрасль, уже не будут являться аргументами для регулятора. В реальности, какой срок ни назначай, кто-то из участников рынка всегда будет готов, а кто-то вынужден догонять уходящий поезд.

Почему переносы сроков вредны не только для регуляторов, но и для рынка?

Эксперты уверены, что очередной перенос не вскрыл бы никаких затруднений. Глобальные проблемы появляются только в результате систематической обработки значительных объемов, а регулярный оборот может быть создан, только если у всех игроков будет обязательство выполнять регистрацию всех действий с товаром. Если маркировку не запустили бы в боевой контур, то в январе 2021-го многие опять говорили бы о неготовности.

В методических рекомендациях, на которые опирается рынок, по-прежнему нет информации о тех бонусах, которые дает маркировка самому бизнесу, и о том, что получить эти бонусы возможно лишь при внедрении Track & Trace*. Было бы очень полезно, если бы регуляторы сегодня направили свое внимание на дополнение и популяризацию данных рекомендаций.

При этом бизнесу однозначно стоит брать инструменты цифровизации в свои руки. Все преимущества, которых предприятия отрасли ожидают от маркировки, реализуются в системах Track & Trace. Это и маркетинговая информация о товаропроводящей цепи, и глубокая аналитика, и прозрачность географии распространения, и отслеживание происхождения субстанций для препаратов, и возможность борьбы с фальсификатом.

В чем суть маркировки?

Вы удивитесь, но концепция системы маркировки и прослеживаемости товаров, утвержденная распоряжением правительства №2592-р, называет ключевыми целями создания системы обеспечение развития высокотехнологичных решений по обработке обязательных данных для создания новых сервисов и бизнес-моделей, основанных на использовании данных.

Получается, система маркировки и прослеживаемости товаров нужна не только для сокращения объемов незаконного оборота промышленной продукции, что в свою очередь важно для безопасности, защиты жизни и здоровья людей.

Как же в реальности участникам рынка воспользоваться Big Data** для пользы бизнеса и развития новых сервисов, если доступ к данным из системы до сих пор закрыт? Практики признают, что в настоящий момент система стартует исключительно как фискальный сервис, а ценность маркировки предстоит создавать сторонним IT-вендорам и экспертам по системам Track & Trace.

И оператор, и профильные федеральные органы исполнительной власти, и технические эксперты, и участники рынка в настоящий момент заинтересованы в том, чтобы найти решение в пользу бизнеса.

Маркировка, реализованная с помощью Track & Trace, не только делает складские и логистические операции более эффективными, прозрачными и динамичными, но и позволяет повышать продажи Маркировка, реализованная с помощью Track & Trace, не только делает складские и логистические операции более эффективными, прозрачными и динамичными, но и позволяет повышать продажи

Кто виноват — понятно, а что делать?

Если спасение утопающих — дело рук самих утопающих, то доступ к Big Data полностью в руках участников рынка. Стоит только выбрать для внедрения маркировки не «подручные средства» и «сборную солянку» из комплектующих от разных поставщиков, а промышленную информационную систему нового класса, Track & Trace.

Стоит отметить, что и законодательство в области маркировки постоянно дополняется и двигается в сторону бизнеса. Однако лишь крупные вендоры, в числе которых TraceWay***, компания, входящая в инвестиционно-технологический холдинг Original Group, имеют возможность оперативно отслеживать эти процессы, вносить корректировки в работу системы и внедрять их у пользователей.

Эксперимент по маркировке молочной продукции в России стартовал в 2019 году и проводится в настоящее время. Сейчас уже накоплен определенный опыт в этой области, отработаны важнейшие бизнес-процессы, созданы необходимые технологические решения, но до сих пор не все участники рынка рассматривают внедрение маркировки в качестве инструмента для оптимизации бизнес-процессов и улучшения экономики бизнеса.

А очень зря, ведь маркировка, реализованная с помощью Track & Trace, не только делает складские и логистические операции более эффективными, прозрачными и динамичными, но и позволяет повышать продажи, предоставляя маркетинговые данные по товародвижению в самых разных направлениях и не запрашивая доступ к данным у государства.

«Но самое главное — Track & Trace система TraceWay, взаимодействуя с государственными информационными системами, дает возможность минимизировать количество нелегальной и контрафактной продукции на рынке, защитить потребителя — собственно, именно эту стратегическую цель и преследует введение обязательной маркировки, — комментирует Курмет Исмаилов, менеджер продукта компании Original Group, поддерживающей разработку решений для маркировки. — В нашем портфеле проекты в фармацевтике, агрохимии, парфюмерии, шинной продукции, но созданием технологического решения для молочных производственных компаний мы занялись только в январе 2020-го. Соглашение о сотрудничестве с ЦРПТ было подписано в феврале, и уже в марте мы начали обсуждать первые пилотные проекты с производителями. В настоящее время ведем несколько промышленных пилотов и внедряем аппаратные решения для типографий, задействованных в маркировке».

Внедряя маркировку, государство создает реальные возможности для цифровой трансформации отрасли, считает Исмаилов. А благодаря тому, что маркировка в России проводится по мировым стандартам, есть возможность интеграции с большим классом международного программного обеспечения (в области маркетинга, логистики, управления качеством). Естественно, все будет зависеть от того, поверит ли бизнес в Track & Trace.

Равиль Гимадиев: «90% наших клиентов полностью готовы к старту обязательной маркировки» Равиль Гимадиев: «90 процентов наших клиентов полностью готовы к старту обязательной маркировки»

Чему учит молочку опыт фармы?

«Мы детально проработали циклы с иностранными производителями, 3PL-операторами, российскими производителями, контрактными производствами, дистрибьюторами и аптечными сетями и уже завершили более 35 внедрений в фарме, — рассказывает Равиль Гимадиев, генеральный директор инвестиционно-технологического холдинга Original Group. — 90 процентов наших клиентов полностью готовы к старту обязательной маркировки. Да, их по-прежнему беспокоит смена протоколов, зависание системы МДЛП, стыковка МДЛП и государственных реестров, но последнее решение Госдумы показало, что эти вопросы будут решены в ближайшее время».

В процессе работы над маркировкой лекарственных средств стало понятно, что за рубежом создано немало аппаратных и программных решений для обеспечения процесса маркировки, однако выяснилось, что все они не складываются в единую экосистему, поскольку у зарубежных производителей просто нет программного обеспечения, созданного с учетом реалий российского рынка.

Если же они пытаются создать подобные решения, то сталкиваются с нехваткой ресурсов в российских филиалах или представительствах. К сожалению, далеко не все иностранные компании разрабатывают софт с открытым интерфейсом. Именно поэтому потребовалось создать аппаратное и программное обеспечение, которое будет функционировать на предприятии как единая экосистема и учитывать специфику работы в нашей стране.

Данной задачей занялись технические эксперты вендора TraceWay. Получился продукт, состоящий из двух частей: собственно оборудование и программное обеспечение для него. И если аппаратная часть уже давно используется в России, то софт до внедрения обязательной маркировки в стране не был широко распространен.

«Мы говорим о программах, которые позволяют отследить полный цикл жизни продукта на всем пути товаропроводящей цепочки: от сырья до выбытия на кассе — „от коровы до прилавка“», — отмечает Гимадиев. «В этом плане наше программное обеспечение является уникальным: оно позволяет создать единую экосистему, все элементы которой находятся в тесном взаимодействии между собой и с системой „Честный знак“, — рассказывает Исмаилов. — А особенность данного модульного решения — в его высокой гибкости. Открытый интерфейс позволяет взаимодействовать с любым оборудованием российских или иностранных производителей и любыми информационными системами, установленными на предприятии. Так, если производитель хочет интегрировать предлагаемое решение с 1С или любой другой ERP-системой (Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия, прим. ред.), у него есть такая возможность: помимо набора стандартных коннекторов к ERP-системам, у нас есть постоянно дорабатываемый API, позволяющий интегрироваться с любыми системами (Application Programming Interface, интерфейс программирования приложений, программный интерфейс приложения, прим. ред.)».

Важно отметить, что некоторые производители (особенно небольшие) склоняются к тому, чтобы установить модуль обмена с государственными информационными системами прямо как расширение к используемой ERP-системе, однако это не очень эффективный подход. Установленные на большинстве предприятий ERP-системы в большей мере отвечают за обеспечение бизнес-процессов, взаимодействие с контрагентами, но необходимость обработки большого количества производственной информации, хранения данных по каждой индивидуальной упаковке произведенных товаров, хранение статусов и истории действий с каждой из упаковок делает ERP-систему «неповоротливой» и перегруженной.

Производители в фармацевтической отрасли прошли по аналогичному пути и в итоге согласились с необходимостью выделения этого функционала в отдельную систему — решение класса Track & Trace, позволяющее контролировать статусную модель каждой единицы, отслеживать целостность данных: в какой момент какой пользователь изъял ее на контроль, поменял упаковку, отгрузил и т. д.

У фармы не было возможности учиться на чужих ошибках, поэтому она потратила огромное количество ресурсов, времени и средств и на финишной прямой все равно оказалась не готова. Для тех, кто обратился к вендору TraceWay незадолго до 1 июля, чтобы все наконец «взлетело», сейчас в экстренном порядке разворачиваются системы Track & Trace, а ведь это внедрение, которое можно и нужно было заложить в бизнес-процесс с самого начала, сэкономив таким образом много сил и ресурсов.

На правах рекламы

Сайт: traceway.ru

Телефон: 880–05–55–93–44

Эл. адрес: info@original-group.ru


* Track & Trace (Трек энд Трейс)

** Big Data (Биг Дата)

*** TraceWay (ТрейсВэй)

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (0) Обновить комментарииОбновить комментарии
    Оставить комментарий
    Анонимно
    Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
    [ x ]

    Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

    Это даст возможность:

    Регистрация

    Помогите мне вспомнить пароль