Протесты в Белоруссии 
11.08.2020

«В Беларуси идет холодная гражданская война»

Лукашенко прозевал момент, когда изменилось самосознание белорусов, и привел ситуацию в стране к «Украине номер два»

В Беларуси не революция и не майдан, а стихийное восстание масс. Но возможны серьезные перестрелки и провокации, страна разваливается и исчезает. Так считает замдекана факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал о том, откуда столько ненависти к Александру Лукашенко, какой удар режиму Батьки наносят протесты, чем закончится скандал с вагнеровцами и что ожидает самого президента.

Андрей Суздальцев: «Я 30 лет занимаюсь Белоруссией и первый раз вижу, что люди начинают охоту на ОМОН» Андрей Суздальцев: «Я 30 лет занимаюсь Беларусью и первый раз вижу, что люди начинают охоту на ОМОН» Фото: © Владимир Трефилов, РИА «Новости»

«УМУДРИЛСЯ НАСТРОИТЬ ПРОТИВ СЕБЯ ВСЕХ»

— Андрей Иванович, массовые протесты по всей Беларуси, столкновения граждан с ОМОНом, тысячи задержанных, много раненых. Как оцените ситуацию?

— В Беларуси сегодня даже не революция, а стихийное восстание народных масс. Оно не закончилось 9 августа и будет продолжаться. Оппоненты режима говорили, что 10 августа — решительный день. В понедельник забастовал Белорусский металлургический завод. Правда, сначала один цех, но критически важный. Вчера вечером проходили новые протесты. К ним готовились и оппозиционеры, и власть. В Минске уже шел бой, начались обстрелы. По слухам, пока не подтвержденным, спалили троллейбус. В Бресте тоже состоялся бой.

Ситуация в Беларуси очень сложная. В стране тяжелый политический кризис. Десятки городов были фактически захвачены протестующими, где-то они обратили в бегство омоновцев, которые побросали щиты. Их догоняли, избивали. Я 30 лет занимаюсь Беларусью и первый раз вижу, что люди начинают охоту на ОМОН. Поражает, как мужчины с голыми руками кидались на сотрудников отряда. Это все равно что бросаться на амбразуру, как Матросов. Можно представить, какая у людей ненависть и ярость.

Но понимает ли меру такого гнева Лукашенко? Сам он пытается демонстрировать, что все нормально и очень рад, что его победу признал Владимир Путин. Хотя это неприятно, потому что Кремль поддержал человека, который держит в заложниках 33 россиян. Есть общее недовольство признанием выборов.

— Значит, можно сказать, что обстановка в Беларуси накалена до предела?

— В белорусском обществе очень сильный раскол и протестные настроения. Причем возмущение объединяет и правых, и левых, и пророссийских, и прозападных. Лукашенко умудрился настроить против себя всех. Поэтому реакция на итог голосования очень жесткая. Белорусский народ не принимает решения ЦИКа. Люди ориентируются на другие цифры, данные экзитполов, движения «Голос», а президент рассылает угрозы. Власть очень боится того, что происходит.

«Конфликт в обществе назревал давно. Лукашенко прозевал момент, когда изменилось самосознание белоруссов. Считал, что он народный президент и ему все сойдет с рук, как это было раньше» «Конфликт в обществе назревал давно. Лукашенко прозевал момент, когда изменилось самосознание белорусов. Считал, что он народный президент и ему все сойдет с рук, как это было раньше» Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

«ЭТО НЕ ЦВЕТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И НЕ МАЙДАН»

— Протесты после выборов в Беларуси ожидались, но насколько было прогнозируемо то, что происходит сегодня? В том числе использование светошумовых гранат, резиновых пуль, водометов?

— Это ожидаемо. Конфликт в обществе назревал давно. Лукашенко прозевал момент, когда изменилось самосознание белорусов. Считал, что он народный президент и ему все сойдет с рук, как это было раньше. Не ожидал, что события станут развиваться так жестко. До последнего думал, что его обманывают, а рейтинг у него на самом деле выше. Видно, что сегодня президент очень болезненно воспринимает выступления людей, у него не получается легитимизировать свой шестой срок.

Он ведь считал, что никто никуда не денется. Ему «нарисовали» 81 процент, и этот результат стали оспаривать оппоненты. А белорусское население, которое формально за него голосовало, никак себя не проявило. Из тех, кто, по официальным данным, проголосовал за Лукашенко, никто не вышел поддержать своего президента. В Беларуси не нашли ни одного человека. Протесты наносят тяжелый удар режиму лидера, они подрывают его основы.

— По официальным данным, главный соперник Лукашенко Светлана Тихановская получила около 10 процентов, но обжаловала результаты. Каков масштаб фальсификаций, о котором говорит оппозиция?

— Масштаб фальсификаций сумасшедший. Не менее 50–60 процентов.

— На чьей стороне сейчас перевес?

— Пока непонятно. Ночью с воскресенья на понедельник вышли 100 тысяч человек, но сами разошлись, их не смогли разогнать. То, что происходит, — это не цветная революция, потому что протестующие не требовали пересчета голосов, новых туров выборов, не майдан. Люди, можно сказать, захватывают целые города, но не власть. Пока. Но возмущенные жители дестабилизируют работу властей, которая их боится.

«Протесты могут привести к кардинальным изменениям в стране. Насколько известно, Тихановская хочет отойти от дел — боится за детей» «Протесты могут привести к кардинальным изменениям в стране. Насколько известно, Тихановская хочет отойти от дел — боится за детей» Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

«ВСЕ ПРЕКРАСНО ПОНИМАЮТ, ЧТО ТИХАНОВСКАЯ РЕАЛЬНЫЙ ПРЕЗИДЕНТ»

— Как будут развиваться события в дальнейшем?

— Протесты могут привести к кардинальным изменениям в стране, даже несмотря на то, что объеденный оппозиционный штаб почти прекратил работу: насколько известно, их лидер хочет отойти от дел — боится за детей. То есть оппозиция остается без главы, и для нее это серьезный удар. Хотя все прекрасно понимают, что Тихановская реальный президент, если считать по экзитполам и независимым исследованиям. Но оппоненты Лукашенко сейчас переорганизовываются. Ненависть к нему невероятная.

А президент не скрывает, как будет реагировать. Он всех пугает, собирается разогнать по норам, чтобы сидели и не выступали. Как сказала Лидия Ермошина (председатель ЦИК Беларуси — прим. ред.), смиритесь и поздравьте победителя. Надменно так, как холопам.

— Пойдет ли оппозиция на обострение ситуации, даже если у нее не будет лидера?

— Сегодня первую скрипку играет не оппозиция, старая развалилась: лидеры арестованы или за границей. Сейчас выступают просто оппоненты режима, у которых нет структуры, штабов и денег тоже. Думаю, появится параллельная власть, которая может блокировать работу правительства, но пока люди выходят на улицы сами.

— Можно ли сравнить протесты в Беларуси с тем, что происходит сегодня в Хабаровске?

— И с Хабаровском, и с «арабской весной» в Египте. Это стихийный протест XXI века. Люди не успокоятся. К старой жизни Беларусь уже не вернется.

«Миллионы людей полны ненависти к действующему режиму. Возможны серьезные перестрелки и провокации. Их могут трактовать как терроризм» «Миллионы людей полны ненависти к действующему режиму. Возможны серьезные перестрелки и провокации. Их могут трактовать как терроризм» Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

«ВОЗМОЖНЫ СЕРЬЕЗНЫЕ ПЕРЕСТРЕЛКИ И ПРОВОКАЦИИ»

— В телеграм-каналах, несмотря на то, что в Беларуси глушат интернет, идут призывы вооружаться. К чему это может привести? Решатся ли противники Лукашенко на силовые методы?

— Ситуация может привести к гражданской войне. А холодная гражданская война в Беларуси уже идет. Миллионы людей полны ненависти к действующему режиму. Возможны серьезные перестрелки и провокации. Их могут трактовать как терроризм, а тот всегда работает в пользу властей, против которых направлен. Белорусское правительство активно выискивает конспирологию, заговоры, чтобы оправдать себя. В Минске уже привлекают военных. Все очень серьезно. Поэтому гражданской войны исключать нельзя.

— Информация о погибших подтверждается?

— Это вопрос очень серьезный. О погибших совершенно разная информация, как всегда в Беларуси. Оппоненты режима говорят, что погибли от трех до пяти человек. Власти от подобного категорически открещиваются и уверяют, что жертв нет. Но, учитывая, что в Минске отключен интернет, такое пока недоказуемо. Кроме того, власть боится, что у протестующих появятся новые лидеры, которыми могут стать павшие герои.

— Возможна ли большая кровь?

— Все может быть. Лукашенко готов пойти на все, он борется за власть, которую боится потерять.

— То есть мирно ситуация не разрешится?

— Нет, мирно не будет. Это гарантированно.

— Как долго могут продолжаться протесты?

— Будущие выходные протесты точно захватят. Даже если людей станут загонять в подполье и стрелять по ним, чтобы не выходили на улицу, сопротивление продолжится. Оно может вылиться в саботаж или приобретать другие формы. Озлобленный народ не успокоится и не признает результаты выборов. Лукашенко это знает и использует силовой вариант, запугивая людей.

«Беглецов из ближайшего окружения Лукашенко нет. Они все связаны. Преступлениями, коррупцией, деньгами. Вырваться из этого круга и соскочить очень тяжело» «Беглецов из ближайшего окружения Лукашенко нет. Они все связаны. Преступлениями, коррупцией, деньгами. Вырваться из этого круга и соскочить очень тяжело» Фото: kremlin.ru

«ЛУКАШЕНКО ОБРЕЧЕН. В ТАКОЙ СИТУАЦИИ ОН НЕ СМОЖЕТ ДОЛГО ПРАВИТЬ»

Для Лукашенко нынешняя ситуация — это уже начало конца или ее еще можно отыграть назад?

— Конечно, он обречен и в таких обстоятельствах не сможет долго править. Только на штыках, а это уже будет хунта.

— Возможно ли, что президента сдадут его же приближенные?

— Беглецов из его ближайшего окружения нет. Они все связаны. Преступлениями, коррупцией, деньгами. Вырваться из этого круга и соскочить очень тяжело. Пока такого не было, но состояние внутри власти очень нервное.

— А насколько Лукашенко преданна силовая вертикаль?

— Специальные подразделения преданны. Именно они избивают людей на протестах. Армия — вряд ли, особенно рядовые и простые офицеры. У них и их семей тяжелая жизнь, так что не так все просто.

— Может ли Лукашенко повторить судьбу Януковича, несмотря на то, что он сам заявил, что готов и смерть принять, но страну не покинет в любой ситуации?

— Все эти заявления — только слова. В том числе и о том, что он не отдаст власть. Его угрозы, квадратные злобные глаза и позы — это только позы. В реальности Лукашенко зависит от ОМОНа. А если тот побросает щиты, как уже местами происходит, то еще не известно, где тогда окажется президент.

— Арест?

— Все что угодно. Неслучайно его семья вылетела в Турцию. Младший сын Лукашенко Коля, семьи старших сыновей — всех их 9 августа отправили в турецкий Бодрум вместе с ценностями из президентского Дворца.

«Минск не дает. Любой человек, который выходит на уровень Москвы, мгновенно уничтожается. Это тупиковая ситуация для России. Сейчас Москва признала победу Лукашенко» «Минск не дает. Любой человек, который выходит на уровень Москвы, мгновенно уничтожается. Это тупиковая ситуация для России. Сейчас Москва признала победу Лукашенко» Фото: kremlin.ru

«ЛУКАШЕНКО ПРОДОЛЖИТ ШАНТАЖИРОВАТЬ МОСКВУ»

— Какой будет реакция Запада и России на протесты?

— Россия очень озабочена тем, чтобы сохранить близкое себе государство. Кремль вряд ли будет вмешиваться. Украина недвусмысленно намекает, что Лукашенко ее вполне устраивает. Она против того, чтобы он уходил, потому что президент Беларуси сегодня реально воюет против Москвы, которая еще и оплачивает нынешний белорусский режим. Либеральная часть Запада говорит о политзаключенных, нарушении прав человека, реальном подсчете голосов. С другой стороны, для Евросоюза и НАТО Лукашенко удобен как инструмент, который мотает нервы России и ведет против нее свою маленькую войну, хоть и живет за ее счет. То есть он нужен Западу.

— Будет ли Запад вводить против Беларуси новые санкции?

— Пока, не думаю. Но даже введение санкций в отношении Лукашенко не будет означать того, что у него исчезнут отношения с Западом. Предыдущие санкции были почти декоративными: они в основном касались людей и в экономическом плане не играли фактически никакой роли.

— То есть и Запад, и Путин заинтересованы в том, чтобы остался Лукашенко?

— У президента России нет выбора, потому что неизвестно, кто будет после Лукашенко. Работать с кем-то на политическом поле Минск не дает. Любой человек, который выходит на уровень Москвы, мгновенно уничтожается. Это тупиковая ситуация для России. Сейчас она признала победу Лукашенко. Пока это не сказывается на размахе митингов, признание не разогнало сопротивление. Напротив, оно еще больше обозлило людей. Протестующие поняли, что помощи им не будет. Антироссийских настроений на улицах нет, однако этот фактор может появиться. Яростное неприятие народом Беларуси своего президента переключится на Москву. Протесты станут проходить с антироссийской начинкой, потому что Путин в шестой раз признал Лукашенко. Москва взяла на себя всю ответственность за белорусский режим. Любого человека изобьют, покалечат, а виновата будет Россия. Лидер Беларуси все перекладывает на плечи Москвы, садится ей на шею и продолжает говорить: «Дайте мне денег, дайте еще». 

— И Путин поможет?

— Да, потому что он рассчитывает на интеграцию. А Лукашенко продолжит шантажировать Москву, которая будет поддаваться. Потому что для России выдача арестованных российских граждан Украине станет катастрофой. И я подозреваю, что Лукашенко еще не раз воспользуется этой ситуацией и выжмет из нее максимум возможных для себя плюсов.

«Яростное неприятие Лукашенко народом Белоруссии будет переключатся на Москву. Протесты будут проходить с антироссийской начинкой» «Яростное неприятие Лукашенко народом Беларуси переключится на Москву. Протесты станут проходить с антироссийской начинкой» Фото: Алексей Белкин

«ЛУКАШЕНКО МОЖЕТ ДАЖЕ РАССТРЕЛЯТЬ АРЕСТОВАННЫХ РОССИЯН. У НЕГО АБСОЛЮТНАЯ УВЕРЕННОСТЬ, ЧТО ЗА ЭТО НИЧЕГО НЕ БУДЕТ»

— И чем может закончиться скандал с 33 вагнеровцами?

— Их могут возвратить в Россию. Но что тогда мешало это сделать до выборов? Их же не вернули и продолжают допрашивать. В ближайшее время вагнеровцев не отпустят. Лукашенко может даже расстрелять арестованных россиян. У него абсолютно твердая уверенность, что за это ничего не будет. Он делает все, что хочет, и ему еще деньги дают.

— Вы не допускаете, что это все-таки был спектакль с использованием имперских амбиций Москвы для повышения рейтинга Лукашенко? Или что-то другое, включая провокацию Украины?

— Я уверен, что это была совместная операция КГБ Беларуси и службы безопасности Украины.

— То есть СБУ мутила воду?

— Воду мутило окружение Лукашенко. Главную роль здесь играл КГБ Беларуси. Если бы в этом участвовала только СБУ, то Минск отдал бы Киеву россиян, но он этого не сделал. А президент Беларуси сам говорил, что у него есть контакты с СБУ и его информируют украинские силовики.

— То есть Россия в этом спектакле не участвовала?

— Если бы она участвовала, то не допустила бы ареста своих людей.

— Но цель была поднять рейтинг Лукашенко на антироссийской риторике?

— Да. И выставить Россию виноватой, натравить на нее Запад и подставить под очередные санкции по американскому формату 2016 года, когда Москву обвинили во вмешательстве в выборы президента США. Украина хотела иметь полную победу, получив ветеранов боев в Донецке и Луганске. Но если бы все организовывала только СБУ, как было описано в некоторых СМИ, то Украина получила бы этих россиян, однако этого не случилось. Лукашенко будет удерживать их в заложниках столько, сколько необходимо. Он уже добился от Москвы признания своей победы и надеется, что Россия никуда не денется и продолжит по-прежнему его обеспечивать ресурсами, дотациями и тому подобным.

— Лукашенко еще говорил, что якобы Путин прислал ему объяснительную по поводу вагнеровцев на нескольких листах. Что там могло быть?

— Поймите, Лукашенко ведет себя как глобальный лидер — дескать, ему письма присылают, перед ним отчитываются.

— И Путина при этом называет старшим братом…

— Лукашенко так издевается.

«У Белоруссии есть президент, который публично вытирает ноги о Россию. Годами. И ему за это ничего не бывает. Кто себе такое может позволить? Дональд Трамп не позволяет» «У Беларуси есть президент, который публично вытирает ноги о Россию. Годами. И ему за это ничего не бывает. Кто себе такое может позволить? Дональд Трамп не позволяет» Фото: kremlin.ru

«ВЫ ПОЖИВИТЕ С ЛУКАШЕНКО НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ ЛЕТ…»

— А изменит ли Лукашенко свою риторику в отношении России?

— Зачем? Он так и будет продолжать свои выходки, ведет себя совершенно рационально. У Беларуси есть президент, который публично вытирает ноги о Россию. Годами. И ему за это ничего не бывает. Кто себе такое позволяет? Дональд Трамп не может. Ни один президент на планете не вытирает ноги о Россию так, как Лукашенко. И потому он для белорусов предмет национальной гордости.

— Как дальше будут действовать оба президента?

— Как два лидера двух независимых государств. Союзных. Лукашенко предъявит нам очередной счет на несколько миллиардов долларов. Но я бы не сравнивал Путина с ним. Не считаю, что в России диктатура. Я не нахваливаю российскую политическую систему, но вы не представляете, что такое жить в Беларуси при Лукашенко. Там диктатура на уровне Северной Кореи: все сидят молча, даже дома шепотом разговаривают. А если демонстративно идти против власти, то и с работы выгонят, и из вузов, могут детей забрать или обвинить, что вы изнасиловали целую улицу, и все будут смеяться, включая судью, а потом отправят на смертную казнь. Поэтому, когда мне говорят про двух диктаторов, я отвечаю: «Ребята, вы поживите с Лукашенко несколько десятков лет, как мне довелось, а потом рассуждайте про диктатуру».

— И как же в такой ситуации люди сейчас не боятся выходить на улицы?

— Потому что ситуация в Беларуси всех безумно достала. Молодежь более-менее продвинутая уехала, рабочие квалифицированные — тоже. Страна разваливается и исчезает. И закончится все очень плохо — «Украиной номер два».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (88) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
11.08.2020 08:35

Лукашенко 26 лет у власти и ему все мало. Он пошел против своего народа и обязательно проиграет рано или поздно. Время Лукашенко закончилось

  • тупо подросла молодежь, которая не помнит голодный ссср с пустыми прилавками и ботинками на 3 размера больше...
    и которая думает, что продукты на прилавках были всегда

    • Анонимно
      11.08.2020 09:35

      Я никогда не голодал: ни в 70-х, ни в 80-х...

    • Анонимно
      11.08.2020 09:46

      А знаете почему продуктов не было в 90х? Потому что в партбюро пожизненно сидели, уже не работали, а тупо сидели. Не нужно тут стращать, все мы помним и прилавки и талоны. И почему это все было. Именно поэтому и не хочется снова окунаться, сменяемость должна быть сверху, чтобы не снесли снизу.

    • Анонимно
      11.08.2020 10:25

      Чего хотят то? Что хотят те кто выходит на улицы? Какой план действий? Ни слова об этом. Ну убрать Лукашенко, разгромить все действующее и поменять. Провозгласить свободы и перемены...И что? Что дальше? где план действий? чего добиваются? Создать еще одну темную территорию против России? Развалить собственную экономику как сделали укрососеди и прибалтийцы? Мозгов бы в голову оппозиции еще...

      • Анонимно
        11.08.2020 10:54

        Мозги нужны прежде всего Лукашенко, но поезд уже ушел.

        • Анонимно
          11.08.2020 12:16

          Я за батьку!.

        • Анонимно
          11.08.2020 13:27

          10.54 Надеюсь Лукашенко подавит со всей жестокостью эту шваль ночную, кидающую коктейли Молотова в полицию, давящую их машинами, всех этих провокаторов и прочую погань. И пока действует достаточно решительно.. А потом только пусть включает мозги и понимает, что бывает когда эта либеральная прозападная нечисть получает свободы в стране. От страны ничего не остается

      • Анонимно
        31.08.2020 21:54

        хотят чтобы ты сюда приехал

    • Анонимно
      11.08.2020 13:28

      Домохозяйка и по совместительству жена блогера слилась немедленно. Думала игрушки. Бедняжка. Ну пусть будет умнее в следующий раз и не выходит за пределы того чем может руководить - за пределы собственной кухни

      • Анонимно
        11.08.2020 21:15

        /Ну пусть будет умнее в следующий раз и не выходит за пределы того чем может руководить - за пределы собственной кухни/
        Феминистки не согласны, а то чего Лукашенко говорил, что нужен президент которому скажут СВД, а он не подумает - танк.

    • Анонимно
      11.08.2020 17:48

      нас то ближайшей осенью надеюсь не станут показывать проценты такие "народной" поддержки? Или примеры ничему не учат?

  • Анонимно
    11.08.2020 08:35

    Лукашенко 26 лет у власти и ему все мало. Он пошел против своего народа и обязательно проиграет рано или поздно. Время Лукашенко закончилось

    • Анонимно
      11.08.2020 09:36

      А у нас как? По сколько лет сидят даже в регионах у власти? Шаймиев 40 лет правил. Так что 26 лет вообще ни о чем

      • Анонимно
        11.08.2020 10:47

        09:36 "Шаймиев 40 лет правил"- у вас явные проблемы с математикой. МШШ стал первым секретарем в 1990-91, ушел с поста в 2010.
        ТщательнЕй надо, а то люди и поверить могут.

        • Анонимно
          11.08.2020 12:26

          А до 90 года он кем был? Комбайнером?

          • Анонимно
            11.08.2020 12:31

            Я за Лукашенко, а майдан ему спровоцировал. Дураки, единственную страну, где сохранился социализм, госсобственность на заводы, бесплатная медицина и образование, гробят.

            • Анонимно
              11.08.2020 13:43

              Это страна сохранилась за счет нас с вами, поскольку экономическая модель - экономически несостоятельна.

              • Анонимно
                13.08.2020 17:38

                За нас счет Чечня процветает, это да. Выживает Осетия, Абхазия, Сирия, Живет Крым! Белорусия живет за свой счёт и борятся во главе с Лукашенко с иностранными олигархами всех мастей, особенно с российскими мошенниками.

                • Анонимно
                  13.08.2020 23:01

                  ты просто не в теме, они нефть покупают по халявной цене , а потом бензин продают в европу. стопни это дело и все приплыли.

            • Анонимно
              11.08.2020 14:04

              Лукашенко молодец,Беларуссию всегда с завистью воспринимаем ,что хоть есть одна республика где нормально можно жить,уверенный в завтрашнем дне,где все функционирует как должно быть в нормальной стране.А подкупленная кем то молодежь просто с жиру бесится.Пожили бы без работы ,без денег запели бы подругому.

              • Анонимно
                11.08.2020 18:47

                >что хоть есть одна республика где нормально можно жить,уверенный в завтрашнем дне,где все функционирует как должно быть в нормальной стране.

                Все нормально функционирует и деноминация в 1992-1994, 2000 и 2016 году вкупе с девальвацией в 2009, 2011, 2014 и 2015 прямо таки говорит об уверенности в завтрашнем дне в этой нормальной стране. Главное что бы был только молодец Лукашенко, в идеале пожизненно, и не было майдана, а то опять молодежь бесится, верно?

              • Анонимно
                12.08.2020 19:11

                Вот большинство молодежи, которая выходит не может найти работу,потому что нет ее...

              • Анонимно
                14.08.2020 17:23

                можно быть уверенным, что в завтрашнем дне любого из нас могут арестовать за неосторожно сказанное слово или зато, что 'попали под раздачу'. Мы устали от лжи, пренебрежения и страха. А без работы у нас масса людей на периферии и их за это наказывают.

            • Анонимно
              12.08.2020 19:09

              И где это у нас бесплатная медицина? Куда не приди везде принесите перчатки маски,а в больницу нужно со своим лекарством. Так лучше пускай она будет платная,но на достойном уровне,а не такая как сейчас(никакая). Образование бесплатное только для избранных, в ВУЗах стоимость обучения такая,что не все без кредитов могут потянуть,а в школах и садиках одни поборы. А про заводы... Большая часть крупных заводов продана России. Он торгует страной для личных целей и нужд...

            • Анонимно
              16.09.2020 20:21

              Я тоже за Лукашенко. Он серьезный, конкретный и мировой политик. Что не хватает белорусам? Они должны поддержать сегодняшний власть, иначе запад и подлые американцы уничтожят Белорусию и превратят на Украину 2. Из этого только хуже станет белорусам. И все, американцы добьются своего - уничтожив
              последний след СССР.

      • Анонимно
        13.08.2020 17:34

        В 1969—1983 гг. — Министр мелиорации и водного хозяйства Татарской АССР. В 1983 г. — Первый заместитель Председателя Совета Министров ТАССР. В 1983—1985 гг. — секретарь Татарского обкома КПСС; 1985—1989 — Председатель Совета Министров ТАССР. В 1989 г. избран первым секретарём Татарского обкома КПСС; 1990—1991 — Председатель Верховного Совета Республики Татарстан. В 1990—1991 гг. — член ЦК КПСС.
        12 июня 1991 года на безальтернативной основе избран Президентом Республики Татарстан.

    • Анонимно
      11.08.2020 09:36

      Мне кажется, просто скромнее надо результат показывать: процентов 55, например. Всего скорее, в реальности так и есть. Не думаю, что 80% за Тихановскую или кого там. Батьку, по любому, больше половины поддерживают, наверное.

      • Анонимно
        11.08.2020 10:30

        Ну не может бывший колхозник/мент/чекист/человек с квадратногнездовым мышлением играть тонко. А в текушей ситуации можно только пожелать удачи белорусам, надеюсь у них все получится.

        • Анонимно
          11.08.2020 12:23

          Получится так как в Украине. Все, что есть начнут продавать, а люди уезжать на заработки в Европу. Тот кто пишет и призывает к майдану, как запахнет жареным, улетят вместе с семьей куда подальше. А здесь расхлебывать и жить останемся мы- простые смертные и наши дети, у которых не будет будущего. В Белорусии после батки не известно что ждать

          • Анонимно
            11.08.2020 13:29

            Ога, как там говорится если не Путин то к̶о̶т кто? Вот только как раз при стабильном батьке ихний рубль и без майдана и оттяпования территории как в случае с Украиной пережил за 10 лет 4 девальвации и 1 деноминацию. А так все зашибись в Белорусии, а все протестующие агенты госдепа/ГБУ/НАТО и вообще вы все вретии.

      • Анонимно
        11.08.2020 10:55

        Вы не представляете, насколько он там всех достал. До печенок.
        80% было не за Тихановскую, а против него. Это просто рациональная стратегия - голосовать за ближайшего конкурента власти.

  • mad big
    11.08.2020 08:36

    Кухарка априори не может быть президентом. Эта женщина просто жертва обстоятельств. Не более того.
    Ну а все остальное результат лавирования престарелого Колиного папы между Россией и Европой. Доигрался.

    • Анонимно
      11.08.2020 09:08

      Кухарка не может! А тракторист? Смог? Где вы найдёте в нашей стране лордов и пэров?

      • mad big
        11.08.2020 09:59

        Лодов и пэров воинствующее быдло истребило. Теперь отгребаем по полной.

        • Анонимно
          11.08.2020 11:17

          Вы же, МадБиг, именно этой власти "воинствующего быдла", то есть "пролетарии всех стран, соеденяйтесь" и присягали, долго-долго служили, не так ли?

          • Анонимно
            11.08.2020 17:19

            Он уже забыл, что когда учился в военном училище и работал офицером в Армии, то харчевался за счёт этого быдло. Да и сейчас это быдло оплачивает ему повышенную пенсию из своих налогов.

  • Анонимно
    11.08.2020 08:39

    Не будет никакого Украины 2. Лукашенко просто раздавит любой протест, если начнет выходить за рамки. Не знаю, хорошо это или плохо. Но отчуждение между Лукашенко и собственным населением будет теперь огромное.
    Уйди вовремя, оставь после себя своего человека как Назарбаев и никаких проблем не было бы.

    • Анонимно
      11.08.2020 09:05

      8.39 так можно было бы сказать, но не про белорусов, если начали протест против лживых выборов, то будут идти до конца.

    • Анонимно
      11.08.2020 09:08

      8:39 Мне сложно представить как надо было доводить спокойных, даже флегматичных белорусов, чтобы такое количество вышло на улицы всех городов. Надо ставить коэффициент 1 к 100, что на одного уличного протестующего, дома не менее сотни поддерживающих на кухне.

      Лукашенко потерял страну. Это была пиррова победа на выборах.

      Уходить надо красиво, как Ден Сяопин, имея наработанный авторитет для теневого советника новых правителей.

    • Анонимно
      11.08.2020 11:22

      ... В реальности Лукашенко зависит от ОМОНа. А если тот побросает щиты, как уже местами происходит, то еще не известно, где тогда окажется президент.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/477453

      пора батенька, пора.

  • Анонимно
    11.08.2020 08:49

    Почему холодная, там помоему уже во всю от горячая.

  • Анонимно
    11.08.2020 08:50

    БО, напишите как дела в штатах? что там с BLM? все ли спокойно на улицах?

  • Анонимно
    11.08.2020 08:51

    Ну нет там трех признаков революции, нет. Нет самого главного-Силы которая возглавит протест. Без этого эту толпу рано или поздно разгонят, и инициатива будет потеряна, а второго шанса им не дадут в ближайшее время. Тихановская это не тот лидер который может повести массы за собой как Ленин , как Троцкий, она уже боится и спряталась. Все сойдет на нет....

    • Анонимно
      11.08.2020 09:58

      Кому нужны ваши признаки))?
      Бойцов нанимают за деньги. Достаточно назвать цену. У каждой страны своя цена.

    • Анонимно
      13.08.2020 17:09

      Ну как же нет то? Классика: низы не хотят до отвращения, верхи еще пытаются но уже видно что не могут. А голова у протеста появится через пару дней, я уверен. Она зреет, но пока не высовывается.

  • Анонимно
    11.08.2020 09:03

    Лукашенко мог стать национальным героем, а выбрал судьбу Кромвеля.

  • C'v
    11.08.2020 09:04

    Не сторонник Лукашенко, но полиция действует правильно.

  • Анонимно
    11.08.2020 09:04

    Человек погиб. Теперь обратного пути ни у Луки, ни у силовиков нет. Удержать власть, может, и сможет, но сидеть на штыках нельзя. Очень глупо. Мог войти в историю положительным героем, а теперь некролог сам себе испортил.

  • Анонимно
    11.08.2020 09:08

    Домохозяйка - реальный президент?
    Даже не смешно. Она - ширма. А то девушка раньше не знала, что у неё дети, а теперь вспомнила, испугалась за их безопасность и передумала? Так не бывает.
    Вспомните, во что обошёлся Грудинину поход в кандидаты в президенты: распад семьи, суды, рейдерство в отношении совхоза им. Ленина.
    Жаль, что у них так. И объективной информации о том, что реально происходит в Беларуси, как они живут, откуда такое недовольство, - тоже нет. Мы видим картинку и судим по ней, что у них вроде как всё хорошо: есть с/х, пр-во, бизнес - продукцию к нам качественную поставляют. И всё.

    • Анонимно
      11.08.2020 09:37

      Живут неплохо. Как и у нас, только зарплаты ниже, коммуналка и цены ниже, продукты натуральнее.

    • Анонимно
      11.08.2020 09:46

      В ситуации с Грудининым был один признак- был лидер, но двух других признаков революции не было и ничего у него не получилось, вот в Белоруссии в данное время он бы выиграл, но в России в то время ничего не получилось, рано он выступил. Вообще вся теория революции изложена Лениным в его трудах, читайте, не надо изобретать велосипед...

      • Анонимно
        11.08.2020 11:42

        Какие революции? В Южной Корее или Сингапуре революции были? Диктаторов мирным путём поменяли. Или Индия избавилась от колониального гнёта философией Ганди - непротивлением злу всей страной, когда они перестали слушать и подчиняться англичанам... Напомнили страны третьего мира которые кричали Советскому Союзу - у нас соц.революция, подкиньте денег. И где эти соц.страны? Не всё решается революциями.

  • Анонимно
    11.08.2020 09:16

    Автор забывает что хотя беларусы спокойный и мирный народ, самое сильное партизанское движение было именно в Беларуси, это сильный народ! Процветания и сил Вам Беларусы!
    Татар

    • Анонимно
      11.08.2020 09:49

      Лукашенко сохранил промышленность и социальную сферу РБ, газифицировал страну, победил престпность, сделал РБ космической страной. При нем в стране не закрылось ни одного крупного промышленного предприятия. Без него республику, по примеру РФ, ждет резкое урезание социальных расходов, перевод различных сфер жизни на платные для населения услуги и резкое социальное расслоение, ведущее к концентрации власти и богатств в руках крупных чиновников и близких к ним бизнесменов, "осваивающих" государственные и муниципальные бюджеты через так называемое частно-государственное партнерство.
      А.В.

      • Анонимно
        11.08.2020 10:18

        Вполне возможно, вы правы.
        Новые чиновники будут создавать других чиновников. А это накладные расходы на бюджет. Другого они не умеют.

      • Анонимно
        11.08.2020 10:34

        Угу, белорусский рубль за 10 лет почти 4 раза девольвацию прошел и один раз деноминацию. Стабильность.

      • Анонимно
        11.08.2020 10:51

        Надо договаривать - И все это за счет нефти РФ.

      • mad big
        11.08.2020 10:58

        11.08.2020 09:49
        Белорусского осетра урезайте ровно вполовину.
        Такая же оптимизация больниц и школ с детскими садами. Да и платных услуг там навалом. В общем чистенько но бедненько.
        Резать не дожидаясь перитонита надо было еще лет 15 назад. Сейчас только ампутация. И Колин папа в этом виновен в первую очередь. Но он совершенно искренне не понимает этого и до сих пор пытается понравится всем.

    • Анонимно
      11.08.2020 11:42

      Белорусы спокойный народ, соседи с востока беспокойные

  • Анонимно
    11.08.2020 09:52

    Кто сказал?
    "Государства, если только они благоустроены, никогда не позволят какому бы то ни было своему гражданину или подданному заниматься войной как ремеслом, и ни один достойный человек никогда ремеслом своим войну не сделает. Никогда не сочтут достойным человека, выбравшего себе занятие, которое может приносить ему выгоду, если он превратится в хищника, обманщика и насильника и разовьет в себе качества, которые необходимо должны сделать его дурным"

    • Анонимно
      11.08.2020 10:38

      В этой толпе масса хищников и насильников. Толпа-деструктивное явление.

      • Анонимно
        11.08.2020 11:08

        нет другого выхода, только уличные протесты

        • Анонимно
          11.08.2020 11:58

          Принимать решерие в пользу возможных убийств/жертв - преступление.

  • Анонимно
    11.08.2020 10:11

    Если честно, довольно давно жду от Лукашенко совсем других действий.
    В прошлый раз разгонял т. н. оппозицию, нынче.
    Радоваться надо, что избрали, праздновать, салютовать.
    Народ у него хороший, работящий. По предкам знаю.

  • Анонимно
    11.08.2020 10:15

    Белорусы сильные духом.

  • Анонимно
    11.08.2020 10:21

    Всякая революция пожирает своих детей. Пока бьются эти двое, выиграет кто-то третий, практика жизни такова...

    • Анонимно
      11.08.2020 10:50

      Уточню, не кто то третий, а конкретные лавочники и лобазники. Хитрожопая буржуазия, другими словами.

  • Анонимно
    11.08.2020 10:26

    Лукашенко много сделал для страны, пусть досидит и проводите достойно.

  • Анонимно
    11.08.2020 10:35

    Лукашенко не сумел примирить стороны, и это минус.
    То, что он диктатор и тиран- это нормально. В стране живет гораздо больше, чем 9 человек))и к каждому не найдешь индивидуальный подход.
    Не умение примирить сороны- явная слабость, или жадность.

  • Анонимно
    11.08.2020 10:48

    - Александр Григорьевич, сколько вам ставим процентов на выборах?
    - Давайте 70.
    - Круто! Как у Путина!
    - Как у Путина… не, давайте тогда 80.

  • Анонимно
    11.08.2020 10:51

    Умный политик использует два рычага, кнут и пряник.

    Кнут вижу. Пряника не наблюдаю вовсе.

    • Анонимно
      11.08.2020 11:29

      Акча бетте у него на пряники. С главным спонсором поссорился, Европа уже лет 20 в его сторону и не смотрит. На одной бульбе много пряников не заработаешь...

  • Анонимно
    11.08.2020 11:30

    Получиться у Лукашенко задавить протест ? Нет. Запад и Путин его не поддержат в силовом решении . Пойдет Лукашенко на компромисс с оппозицией ? Тоже нет. В результате остается один выход для Лукашенко - в никуда, по состоянию здоровья. Инсульт уже был.

  • Анонимно
    11.08.2020 12:32

    Ничего другого от преподавателя ВШЭ ожидать не возможно. Известное осиное гнездо российских прозападников. И статья в таком же стиле.

  • Анонимно
    11.08.2020 14:52

    Просто люди устали ! Вот и все . Чтобы было спокойно нужно просто разнообразие , сравнение нужно

  • Анонимно
    11.08.2020 16:53

    Чтобы сохранить государство в условиях постсоветского и веселых 90-х явно были противоправные но действенные и эффективные методы , в настоящее время отдать власть , значит попасть под расследования новых властей получивших на блюдечке чистенькое государство !!! Диллема однако !

  • Анонимно
    11.08.2020 21:19

    Беларуссам повезло с Лукашенко, ответственный человек, зрелый политик, а люди не понимают, что дальше- хуже с новыми политиками.

  • Анонимно
    12.08.2020 16:24

    Статья заказная... Беларусь одна из стран где нет глобалистов . Беларусь страна белорусов а не колония корпараций..как Украина..

  • Анонимно
    13.08.2020 15:50

    Неужели мало сравнения

  • Анонимно
    14.08.2020 01:44

    Ребят, вы не понимаете просто до чего он нас всех тутдостал. Все люди на улицах - это небольшой, самый смелый процент тех, кто очень не любит Лукашенко. Вот в статье выше - он мол ноги о Россию вытирает. Так как вот - о нас, белорусов, он их вытирает не меньше. Сейчас действительно нас не сильно волнует, что будет дальше в отношениях с Россией, Украиной, Западом,не волнует камбэк 90-х, кризис.... Что-то будет, как-то передоговоримся. После последних событий люди его просто видеть не хотят. Все в основном. Ну кроме силовиков и чиновников высшего звена.

  • Анонимно
    19.08.2020 19:57

    Согласна с автором. ХОРОШО ЛЮБИТЬ НА РАССТОЯНИИ, а мне вот Путин нравиться, да и всем белорусам.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль