Бизнес 

«Покрышкам крышка!»: как можно эффективно и выгодно избавляться от отработанных шин»

Изношенные автомобильные шины тысячами штук ежегодно отправляются на полигоны, где могут стать причиной пожара или превратиться в приют для грызунов. При этом каучуковые покрышки — ценный вторресурс, на переработке которого можно зарабатывать, одновременно сокращая площадь свалок. О том, как это происходит у соседей, в своем блоге раскрывает на примере пермского переработчика, компании «Буматика», депутат Госсовета РТ Николай Атласов.

Очищенные резиновые чипсы служат сырьем для производства резиновых изделий,  используются в качестве наполнителей, либо переработанные в резиновую крошку, применяются в искусственном покрытии «Очищенные резиновые чипсы служат сырьем для производства резиновых изделий, используются в качестве наполнителей либо переработанные в резиновую крошку применяются в искусственном покрытии»

ВСЕ КОМПОНЕНТЫ ШИН НАХОДЯТ СБЫТ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ

Одно из направлений, с которым работает пермская компания «Буматика», — это переработка шин. Изначально применялась механическая переработка, т. е. их разделение на составные фракции и измельчение. Для измельчения камазовских шин, в которых используется мощный металлокорд, требуется их пропустить через два шредера — первый разрывает покрышку, второй измельчает ее, превращая в резиновые чипсы фракции 20×20. Очищенные резиновые чипсы служат сырьем для производства резиновых изделий, гидро- и звукоизоляционных материалов, используются в качестве наполнителей либо переработанные в мелкую резиновую крошку применяются в искусственном покрытии.     

Но позже было принято решение перейти на переработку шин методом пиролиза, т. е. контролируемого термического разложения исходного сырья на продукты с меньшей молекулярной массой — жидкое пиролизное топливо, технический углерод и металлокорд. Основатель «Буматики» Сергей Чудинов отрабатывал технологию пиролиза на различных видах сырья — органике, пластиковых отходах и пр. В итоге оказалось, что наиболее оптимальным сырьем являются покрышки, т. к. вырабатываемой ими энергии хватало и на поддержание технологического процесса пиролиза, и на выработку жидкого печного топлива. При достижении в пиролизном реакторе температуры 350 градусов начинает выделяться газ, часть которого идет на поддержание должного температурного режима, другая часть охлаждается, образуя печное топливо, близкое по составу к дизелю. Другие образуемые компоненты — это технический углерод, используемый как краситель, и черный металл. Все это находит сбыт в других компаниях для использования в последующих технологических операциях. Жидкое печное топливо продается по 10 рублей за литр, технический углерод — по 5 рублей за килограмм, черный металл — по 8 рублей за килограмм.

Впрочем, есть одно направление в переработке, которое Чудинов считает проблемным. Это переработка стекла. Если бы данное направление было задействовано, то оно позволило бы повысить уровень переработки отходов на 20%. Стекло несложно отсортировать, но дальнейшая его переработка слишком затратна и в рыночных условиях нерентабельна. Требуется ввести расширенную ответственность производителя (РОП), чтобы сделать переработку стекла экономически выгодной. Как, собственно, это и происходит с утилизацией шин, которая стала возможной при введении в отношении них РОП. В прежние годы компания «Буматика» принимала шины на переработку только за деньги (примерно 3,8 тыс. рублей за тонну), но теперь ей компенсируют расходы за счет РОП. В результате объемы переработки шин значительно возросли и на мусорках их стало гораздо меньше.

Есть одно направление в переработке, которое Чудинов считает проблемным. Это переработка стекла. Если бы это направление было бы задействовано, то оно позволило бы повысить уровень переработки отходов на 20 процентов «Есть одно направление в переработке, которое Чудинов считает проблемным. Это переработка стекла. Если бы данное направление было задействовано, то оно позволило бы повысить уровень переработки отходов на 20 процентов»

СОТРУДНИКИ И РАБОТАЮТ ХОРОШО, И ВЫПИВАЮТ —  В СВОБОДНОЕ ОТ РАБОТЫ ВРЕМЯ

Теперь о кадрах. В компании «Буматика» работают 110 сотрудников. Это все местные кадры, гастарбайтеры здесь не работают. Естественно, если речь идет о наших работниках, возникает вопрос по поводу их пьянства.

Чудинов не скрывает, что его сотрудники и работают хорошо, и выпивают — в свободное от работы время. При этом злоупотребление алкоголем тоже бывает. Но система работы построена таким образом, что сами сотрудники избавляются от сильно пьющих коллег. В компании «Буматика» на производстве практикуется бригадный метод, когда зарплата выплачивается сдельно на всю бригаду. При таком подходе сами члены бригады не заинтересованы держать в своем трудовом коллективе человека, тянущего показатели вниз. В советское время, с начала 1970-х годов, на производстве стал практиковаться метод бригадного подряда, сочетавший в себе сдельную оплату труда с коллективной организацией трудового процесса и совместной ответственностью. Это был не только способ повысить общую производительность труда, но и метод коллективного воспитания членов бригады. Нечто похожее применяет и Чудинов.

Интересный вопрос: почему руководство «Буматики» не берет на работу гастарбайтеров? Хотя, казалось бы, выходцы, к примеру, из Средней Азии в силу своих культурных стереотипов более склонны к коллективизму и бригадному подряду, например на тех же стройках. Но Чудинов, опираясь на собственный опыт, считает, что у гастарбайтеров низкий уровень технических знаний и привлечение их к работе на сложном оборудовании приводит к частым поломкам. Наверное, эта точка зрения имеет право на существование, но думаю, что многие сочтут ее достаточно спорной.

В любом случае это взгляд человека из Уральского региона (Пермский край), который исторически является одним из центров российского машиностроения. И здесь сохранилась высокая производственно-техническая культура, даже несмотря на все невзгоды 1990-х – начала 2000-х годов. Это, по мнению Чудинова, дает возможность рассчитывать на местные квалифицированные кадры, избегая привлечения иностранной рабочей силы.

Российское оборудование бывает не всегда кондиционным, но его преимущество в другом — в возможности адаптировать к повышенным производственным задачам «Российское оборудование бывает не всегда кондиционным, но его преимущество в другом — в возможности адаптировать к повышенным производственным задачам»

В СВОЕЙ КОМПАНИИ РУКОВОДИТЕЛЮ НУЖНО УМЕТЬ РАБОТАТЬ И БУХГАЛТЕРОМ, И МЕХАНИКОМ

Впрочем, есть один аспект, который объясняет предпочтение, отдаваемое местным кадрам, а не гастарбайтерам. Российская производственная культура отличается своей спецификой. Например, произведенное в той же Германии оборудование очень эффективное, но работает строго в заданных параметрах и при обязательном соблюдении всех требований, в том числе регламентных работ. Российское оборудование бывает не всегда кондиционным, но его преимущество в другом — в возможности адаптировать к повышенным производственным задачам. Но для этого нужны Кулибины, которые на месте способны усовершенствовать отдельные агрегаты или технологический процесс, повысив тем самым производственную отдачу. В таких регионах, как Пермь, где много крупных машиностроительных предприятий и технических учебных заведений, можно найти достойные профессиональные кадры из числа местных жителей. Гастарбайтеры в данном случае не особо котируются, в том числе потому, что не обладают должным творческим потенциалом в сложных технических вопросах. Работать по заданному производственному алгоритму их научить можно, но при необходимости устранения сложной неисправности или усовершенствования механизма возникает проблема.

Конечно, многое зависит и от руководителя. В своей компании, считает Чудинов, ты должен уметь работать на любом месте — и финансовым директором, и бухгалтером, и механиком. Но особенно важно детально разбираться во всех технологических процессах на своем производстве. Только тогда у тебя будет возможность осуществлять полноценный контроль над всей компанией и эффективно направлять ее развитие. Тем более когда свою деятельность ты рассматриваешь как миссию. А свою миссию Чудинов видит в том, чтобы добиться переработки всех отходов, образуемых в Пермском крае.

Депутат Государственного Совета РТ

Николай Атласов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (8) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    17.09.2020 08:41

    Хоть кто-то делом занимается, а не болтает языком о светлом будущем.

  • Анонимно
    17.09.2020 09:12

    Как с экологией этого производства?
    Посмотреть бы фотографии снаружи и внутри - и стало бы всё ясно.

  • Анонимно
    17.09.2020 09:17

    При правильной организации процесса и при грамотной поддержке государства (через РОП) переработка отходов очень рентабельна. И самое главное - это полезное направление, наша земля станет чище

    • Анонимно
      17.09.2020 11:04

      При пеработке отходов очень часто возникают ещё более токсичные отходы.
      И в бОльших количествах.

  • Анонимно
    17.09.2020 12:24

    по переработке шин это очень хорошо допустим в Москве и в мос области все детские площадки в таком прорезиненом настиле из отработанных покрышек итд

    • Анонимно
      17.09.2020 13:00

      А как же с токсичностью резиновой крошки?

  • Анонимно
    17.09.2020 12:47

    Переработка отходов низкорентабельна, если выполнять все требования контролирующих организаций. Любое заявление -это в плоть до закрытия. Ни правительство, ни местная власть не доплачивает, как в Германии , за зелёный киловатт.

    • Анонимно
      17.09.2020 20:16

      Ты об это Ростеху скажи, который МСЗ строит...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль