«В Альметьевском районе снижение электропотребления в мае самое сильное, и оно до сих пор не отыграно», — говорит Андрей Большаков, директор регионального диспетчерского управления Татарстана. Причина не только локдаун, но и сделка ОПЕК+. В интервью «БИЗНЕС Online» Большаков рассказал, почему республика — «как хорошо удобренная грядка», насколько ему комфортно работается среди местных генералов энергетики и зачем РТ закупает энергию извне, хотя может производить вдвое выше потребности.
Андрей Большаков: «Мы разрабатываем и контролируем выполнение суточных графиков работы электростанций и сетей, а также выдаем техтребования при присоединении субъектов электроэнергетики к электрической сети»
«Мы планируем режим энергосистемы по математической модели»
— Андрей Викторович, расскажите, пожалуйста, что такое «Системный оператор»? Чем занимается?
— АО «Системный оператор единой энергетической системы» — специализированная организация (со 100-процентным госучастием), которая единолично управляет электроэнергетическими режимами на территории России. В начале 2000-х, когда происходило реформирование энергетики, выделялись отдельно генерация, электросетевой комплекс, сбыт, ремонт и так далее, было важно сохранить независимое, объективное и прозрачное оперативно-диспетчерское управление всеми данными секторами. Для этого и была выделена отдельная структура. На сегодняшний день «Системный оператор» состоит из главного диспетчерского центра, расположенного в Москве, 7 объединенных диспетчерских управлений в разных федеральных округах, 49 РДУ — филиалов регионального уровня, а также 16 представительств. Границы деятельности РДУ Татарстана совпадают с территорией республики, но так не везде, например, в операционную зону Нижегородского РДУ входят энергосистемы Республики Марий Эл и Чувашии.
Что это значит в прикладном выражении? Мы ежесекундно контролируем соблюдение основных параметров режима (это частота, напряжение, токовые нагрузки по элементам сети, перетоки мощности в контролируемых сечениях) в области допустимых значений в любом состоянии энергосистемы. А когда требуется, оперативно регулируем эти параметры. Прогнозируем объемы генерации и потребления, проводя расчеты на математических моделях, формируем резерв необходимых мощностей на станциях, который нужен на случай плановых и неплановых изменений в энергосистеме.
Кроме того, мы согласовываем вывод объектов в ремонт и из эксплуатации, с постоянной готовностью к самому тяжелому развитию событий, чтобы, например, аварийное отключение генератора или вывод из строя важной ЛЭП не сказались на надежности электроснабжения. Мы разрабатываем и контролируем выполнение суточных графиков работы электростанций и сетей, а также выдаем техтребования при присоединении субъектов электроэнергетики к электрической сети.
— То есть вы в том числе ставите задачу по выработке генкомпаниям? ТГК-16, «Татэнерго»?
— Не совсем так. Все крупные станции работают на оптовом рынке, и величина их генерации зависит от складывающейся там цены. При этом учитывается множество экономических и технических факторов, включая фактическое состояние электросети (с учетом крупных ремонтов). Оптимальный график генерации на каждый час для каждой станции рассчитывает суперкомпьютер, а наши диспетчеры контролируют выполнение этого графика и при необходимости регулируют нагрузку станций.
С генкомпаниями у нас заключены договоры возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению, с сетевыми организациями и потребителями — безвозмездные соглашения. Основными объектами генерации территории является пять крупных электростанций АО «Татэнерго» (Заинская ГРЭС, Нижнекамская ГЭС, Казанская ТЭЦ-1, Казанская ТЭЦ-2, Набережночелнинская ТЭЦ), две электроцентрали АО «ТГК-16» (Казанская ТЭЦ-3, Нижнекамская ТЭЦ-1) и принадлежащая ПАО «Татнефть» Нижнекамская ТЭЦ-2. Суммарно это чуть более 8 ГВт. Кроме того, в Татарстане работает еще 15 электростанций сегмента распределенной генерации (мощностью до 25 МВт) — так называемых объектов компактной генерации, расположенной в непосредственной близости от потребителей. Их суммарная установленная мощность — 264 МВт.
Сетевая инфраструктура энергосистемы представлена в основном АО «Сетевая компания». Это энергоподстанции и связывающие их и генерацию линии электропередачи 0.4 — 500кВ. Нашими объектами диспетчеризации являются те элементы энергосистемы, которые оказывают влияние на параметры ее режима, поэтому ЛЭП и оборудование подстанций напряжением ниже 110кВ или теплосеть в них не входят. Всего в ведении РДУ Татарстана 204 ЛЭП 110кВ и выше, а также оборудование и устройства на 303 энергообъектах.
— Получается, теплоснабжение вы не курируете? Есть же еще комбинированная выработка, и одно от другого напрямую зависит…
— Раньше диспетчеры энергосистем занимались вопросами теплоснабжения, но структура отрасли поменялась и этот функционал был передан предприятиям тепловых сетей и оперативному персоналу источников теплоснабжения потребителей. Это правильно — поддержание параметров теплосети учитывается при формировании плановых графиков генерации станций.
— А сколько человек работают в вашем диспетчерском центре?
— В РДУ Татарстана работают 116 человек, из них 27 — это сменный персонал: диспетчеры, дежурные по IT и другие дежурные работники.
— Как вы пережили пандемию? Была возможность всех перевести на «удаленку»?
— В снижении потребления для нас не было ничего необычного, такое происходит регулярно, например на Новый год. Разница в том, что в праздники этот процесс краткосрочный и прогнозируемый и все, что нам нужно, — своевременно принять меры по разгрузке или отключению генерирующего оборудования. Здесь же потребление оставалось на низком уровне довольно долго, и у нас не было статистики, необходимой для качественного прогнозирования параметров работы энергосистемы в таких условиях. Но и в этих беспрецедентных обстоятельствах нашим специалистам удалось довольно точно спрогнозировать ситуацию.
«Дистанционка» для сотрудников РДУ стала более неожиданной, чем реакция энергосистемы, — на нее перешли более 80 процентов сотрудников. В здании остались только те специалисты, чье присутствие было обязательно для непосредственного управления энергосистемой, — диспетчерские смены, дежурные специалисты по IT и ряд других сотрудников.
Одной из главных задач было сохранить в строю диспетчеров. Это «штучные» профессионалы с уникальной квалификацией, которые обучаются годами. Они работают сменами, так что если заразился один, то на карантин должна уйти не только его смена, но и сдающая, и принимающая. Мы впервые в истории рассадили сменный персонал в разные кабинеты. Передача смены — лишь «заочная», по телефону. Добираться до работы — только личным транспортом или на служебной машине. Также на случай крайних обстоятельств провели ротацию смен и графиков дежурств, создали резервные смены, которые в течение двух недель вообще не работали на щите (работали дома с документацией, играли противоаварийные тренировки). Все эти меры полностью себя оправдали, потому что в данный период возникала реальная необходимость вывода сменного персонала на домашний карантин — тогда нам и пригодилась резервная смена.
«По нашим прогнозам, на уровень потребления прошлого года мы выйдем только в следующем. Вопрос восстановления показателей напрямую зависит от возвращения промышленности на прежний уровень»
«Такого падения потребления не было давно»
— А как «коронакризис» сказался на энергосистеме? Изменилось ли потребление?
— Уровень потребления ощутимо снизился. Если в начале года мы шли даже с некоторым увеличением потребления относительно 2019-го, то в апреле был спад по отношению к прошлому году на целых 7 процентов. Мы думали, это провал, но май с его праздниками и соглашением ОПЕК+ дал минус 13,3 процента, июнь — минус 9,1 процента, в июле — минус 4,6 процента, в августе — минус 8,3 процента. На конец сентября фиксируем снижение потребления энергосистемы за прошедшие 9 месяцев на 5,3 процента по отношению к аналогичному периоду 2019 года.
— А цифра потребления июля показывает, что что-то наладилось?
— Это не показатель. Сравниваем же с аналогичным месяцем прошлого года, а КАМАЗ в июле 2019-го