Решение о радикальной модернизации КАЗа приняли в районе 2015 года Решение о радикальной модернизации КАЗа приняли примерно в 2015 году Фото: tatarstan.ru

Капкан для Гипронииавиапрома

То, с какими проблемами столкнулась модернизация Казанского авиазавода – филиала ПАО «Туполев» (КАЗ), до поры до времени находилось под завесой тайны. Было известно только о срыве срока: все обещали закончить в 2020 году, а на дворе уже 2022-й, и заявлений о скором завершении проекта не слышно. Однако сегодня появилась возможность взглянуть на дело еще с одной стороны.

Как выяснил «БИЗНЕС Online», через арбитраж прошло и проходит 27 исков в отношении субподрядчиков модернизации КАЗа, еще 21 заявление в отношении строителей подано в МВД по Татарстану, по 6 из них возбуждены уголовные дела, еще столько же находится на стадии доследственной проверки. Т. е. даже с учетом того, что в полицию и арбитраж в ряде случаев подавали заявления на одни и те же компании, получается, что претензии предъявлены к большей части работавших на реконструкции КАЗа (предположительно, всего там действовало порядка 50 фирм). Речь идет об ущербе на сотни миллионов рублей. Такое количество разбирательств по одному проекту, пусть и большому, уже вызывает изумление, а учитывая то, какие задачи возложены на Казанский авиазавод, на ум сразу приходит слово «саботаж».

Напомним, решение о радикальной модернизации КАЗа приняли примерно в 2015 году — тогда же, когда окончательно сформировалась мысль о восстановлении производства Ту-160. Генеральным подрядчиком назначили проверенный десятилетиями труда на отрасль Казанский Гипронииавиапром (КазГАП). Институт взялся за дело и как проектировщик, и как генподрядчик. На кону стояли большие деньги — примерно 27 млрд рублей на 10 объектов. Проекты прошли экспертизу в 2016 году, началась работа. Но в середине 2019-го стало известно, что КазГАП, по существу, недееспособен — он находится на грани финансового краха, и его владелец, генеральный директор Борис Тихомиров, продает институт. Одни полагают, что компанию подвело стремление все делать самой, другие уверены, что институт специально заманили в долговую ловушку.

Прощание с матерым: Борис Тихомиров продает КазГАП?

В итоге новым владельцем КазГАПа стал холдинг «Технодинамика» (принадлежит промышленному магнату Виктору Григорьеву и входит в «Ростех»), к которому, по официальной версии, Тихомиров обратился за помощью. Проблемы института там объясняют рядом причин, а решающими стали два фактора. Первый. В 2019 году субподрядчики, которых нанял КазГАП, отказались работать по ценам, утвержденным в 2016-м. Т. е. заказчиком («Туполев») не учитывались инфляция, изменение курсовой разницы, повышение рыночных цен на работы и оборудование и прочие факторы удорожания строительства. Чтобы хоть как-то двигать дело, Тихомиров взял кредит в 1,2 млрд, который и лег на институт непосильным бременем.

Второй фактор. «Туполев» отказался принимать этапы строительства из-за расхождения между проектной и рабочей документацией. От себя поясним, что такое расхождение — обычная для строительной отрасли ситуация, и, как правило, она решается заказчиком и подрядчиком полюбовно: по ходу дела рабочие изменения принимаются, вносятся в проект, который далее проходит повторную госэкспертизу. Это своего рода норма профессиональной этики. В данном случае подобного не произошло.

«Проскальзывает, что мы рейдеры…»: гендиректор «Технодинамики» об интересах в оборонке Татарстана

В итоге «Туполев» подготовил к вскрытию банковские гарантии института на несколько миллиардов рублей. КазГАП оказался на краю банкротства, и Тихомирову пришлось искать покупателя, который бы спас компанию. В итоге институт был продан, а Тихомиров скончался.

«КазГАП использует сильнейший административный ресурс. Давление такое, что никто не осмеливается делать резких движений» «КазГАП использует сильнейший административный ресурс. Давление такое, что никто не осмеливается делать резких движений» Фото: «БИЗНЕС Online»

Модернизация приостановлена, полицию вводят в заблуждение: о чем строители написали Минниханову

Как следует из арбитражных разбирательств с субподрядчиками, они не просто отказались работать по старым расценкам. Речь идет о неисполнении ими договорных обязательств, а что касается дел, находящихся в полиции, то это, по данным нашего издания, статьи «Мошенничество» и «Злоупотребление полномочиями». В «Технодинамике» уклонились от ответа на вопросы «БИЗНЕС Online» о ситуации, нет пока ответа и от «Ростеха». Некоторую ясность внес наш близкий к холдингу источник. «К строителям много претензий, — говорит он. — Все, кто взял бюджетные деньги и не закрыл их строительными объемами или купленными материалами, будут отвечать. Ладно бы средства на счете остались, а их просто нет. Куда делись — правоохранители должны заниматься».

У строителей свое видение. Год назад руководители 9 компаний-субподрядчиков направили в адрес президента Татарстана Рустама Минниханова обращение (имеется в распоряжении «БИЗНЕС Online») о противоправной деятельности КазГАПа. Авторы письма сообщали, что в ходе работ их организации оказались на грани банкротства. Причина в том, что институт передавал им некачественную проектную документацию, ошибки исправлял несвоевременно, что вело к простою, увеличению стоимости и сроков работ. Самостоятельно проводившееся подрядчиками исправление ошибок КазГАП не оплачивал. Затем институт просто расторг договоры, мотивируя свое решение тем, что строители не справляются со взятыми на себя обязательствами, и направил заявления в МВД по РТ и арбитраж. Все это привело к приостановке выполнения программы модернизации авиазавода. Подчеркивается, что правоохранительные органы вводятся в заблуждение относительно причин срыва проекта. Судьба обращения неизвестна.

Мы побеседовали с руководителями ряда субподрядчиков. «КазГАП ведет себя некорректно и непрофессионально, — заверил „БИЗНЕС Online“ руководитель одной из компаний. — Мы аванс отработали, что не освоили — на казначейском счете. Но КазГАП отказался принимать у нас работу, потому что „Туполев“ в свою очередь не стал принимать сделанное из-за некорректно исполненного проекта. А мы заложники ситуации. В отношении нас попытались возбудить дело, якобы деньги присвоили, но мы предъявили все документы, и экспертиза МВД подтвердила — работы выполнены».

Также он объяснил и то, почему никто из субподрядчиков не подает встречных исков: «Потому что формально нет оснований, ведь акты о выполнении работ не подписаны». Впрочем, на этот счет есть еще одно мнение. «КазГАП использует сильнейший административный ресурс, — говорит руководитель одной из компаний. — Давление такое, что никто не осмеливается делать резких движений. Из-за этого, кстати, часть направивших обращение к президенту отозвали свои подписи. К тому же, чтобы бороться в арбитраже, нужны деньги, а нас пустили по миру».

У ООО «Поликров» КазГАП требовал вернуть 43 млн рублей, арбитраж снизил сумму до 2,1 миллиона. «Мы получили аванс, работу сделали, а выполнение не смогли утвердить из-за того, что имелись изменения в проекте, — рассказал „БИЗНЕС Online“ гендиректор Геннадий Останин. — Он был сырым, поэтому корректировок оказалось много, потребовалась бы повторная госэкспертиза. Чтобы не ждать и не простаивать, мы эти изменения реализовывали, генпроектировщик их согласовывал, аккумулировал соответствующую информацию. Формы выполнения при этом не закрывались (акты подписывались только на то, что прошло первоначальную экспертизу), потому что работы идут последовательно, и нельзя начать следующую, не утвердив предыдущую. Повторная экспертиза состоялась только в ноябре 2020 года, но еще в 2019-м договор с нами расторгли. Потом еще подали заявление в УБЭП, но экспертиза подтвердила, что работа выполнена качественно и на соответствующую сумму. Затем пошло через арбитраж».

«Строить-то надо, тем более что сроки были серьезно сорваны едва ли не с самого начала. Строителей начали призывать: помогайте друг другу, все нестыковки мы решим, только делайте» «Строить-то надо, тем более что сроки были серьезно сорваны едва ли не с самого начала. Строителей начали призывать: помогайте друг другу, все нестыковки мы решим, только делайте» Фото: kzn.ru

Ищут козлов отпущения?

Среди тех, кто подписал письмо Минниханову, исполнительный директор ООО «Дик-Строй» Дмитрий Северов, дело которого рассматривает Вахитовский районный суд Казани. Компании вменяют хищение 49,2 миллиона. По версии обвинения, она отработала только 4 млн из 50-миллионного аванса и вообще не собиралась исполнять обязательства по договору, а деньги вывела под видом закупки строительных материалов. Сам Северов после судебного заседания рассказал «БИЗНЕС Online», что работы выполнены на все выданные КазГАПом деньги. «Есть исполнительная документация, все подписано, — заверил он. — Экспертиза показала, что работы выполнены качественно. Гипронииавиапром заявляет, что мы ничего не сделали, но это бред. Нас просто кинули».

Почему выполненных работ насчитали всего на 4 млн рублей? «Это их арифметика, — говорит Северов. — Кому-то надо было подсчитать именно так». По всей видимости, это те работы, которые соответствовали изначальному проекту, а остальное не приняли из-за вышеупомянутого расхождения проектной и рабочей документации. Представитель КазГАПа на суде Ленар Сафин, по сути, это признал: «„Дик-Строй“ не мог сдать выполненные работы, так как по требованию законодательства рабочая документация должна соответствовать проекту». При этом он указал, что многое было сделано некачественно, но ответа на вопрос о том, почему экспертиза МВД подтвердила соответствие сделанного всем нормам, не дал.

И такой любопытный момент с судебного заседания. Там сообщили, что «Дик-Строй» начал работы за два месяца до подписания контракта по устной просьбе руководства института. «Подписание договора занимает дополнительное время, а к выполнению работ необходимо было приступить немедленно», — объяснил Сафин. Отметим, что в беседах с «БИЗНЕС Online» многие субподрядчики указали на то, что по таким незадокументированным договоренностям делалось немало, а потом КазГАП сделал вид, что их не существовало. «Когда проектная и рабочая документация разнятся, почти все делается на устных договоренностях, и на КАЗе так было, — рассказал один из них. — Строить-то надо, тем более сроки оказались серьезно сорваны едва ли не с самого начала. Строителей начали призывать: помогайте друг другу, все нестыковки мы решим, только делайте».

С мнениями субподрядчиков солидарен близкий к КазГАПу источник «БИЗНЕС Online», его слова объясняют многое: «В ходе работ появляется, скажем, 10 небольших отклонений. КазГАП говорит „Туполеву“: „Поскольку они неконструктивные, вы по решению института принимаете это проектное решение, ставим точку и объект закрываем“. В конце концов, заказчик ведь должен что-то на себя брать, хоть гвоздь забить, да и многие отклонения появились, в том числе по его вине. Вот по заводу идет железная дорога, а в этом районе техногенная вода — трубы дырявые, пути в воде. Подняли их на 20 сантиметров, стало лучше, но нет — не принимают. Так уберите свою воду, она же мешает стройке. Не убирают. Или рельсы попали на старые сети завода. Нашли решение, как обойти, давайте оформим. Не хотят, а делать это через экспертизу — полгода, а то и год. Еще пример. Готов материал по участку сварки или по агрегатной сборке, надо сдавать в экспертизу, а „Туполев“ не сдает. По сварке — полгода, по „агрегатке“ — два года! А тем временем что-то меняется, дорожает, опять надо дорабатывать… Впрочем, хорош и КазГАП. Заключил договоры с подрядчиками, дал аванс. Они построили, хотят отчитаться, сдать формы о выполненных работах. Но эти документы у них не принимают в том числе в надежде пройти экспертизу с уже новыми, изменившимися за прошедшее время расценками. И как строить дальше? Если фундаменты не приняты, как можно делать металлоконструкции? И получается, что подрядчики сидят в авансе, за работу не отчитались, сроки сорваны. Если встать на точку зрения КазГАПа, выходит, вообще ни копейки не закрыто. То есть на всех можно подавать в суд, полицию».

Но каков смысл топить строителей? Ведь приходится искать новых, а время идет. В среде субподрядчиков есть два мнения на этот счет. Первое. Деньги на модернизацию кончились, вот и хотят натрясти. «Когда стройка гиблая (деньги освоены, а результата нет), это обычное дело», — говорит один из них. Второе мнение: «Не хотят признавать, что модернизацию сразу начали вести неправильно, и сейчас просто пытаются кого-то сделать крайним. Получается, мы трудились за копейки и даже себе в убыток, сделали всю основную и грязную работу, при этом остались виноватыми».

Даже принятые «Туполевым» работы оплачены только на 90%, а цены на контракты по модернизации КАЗа до сих пор не скорректированы Даже принятые «Туполевым» работы оплачены только на 90%, а цены на контракты по модернизации КАЗа до сих пор не скорректированы Фото: tatarstan.ru

Куда исчез «навар»

Наш близкий к «Технодинамике» источник дал понять, что некоторые субподрядчики действительно пострадали не без участия КазГАПа. «Есть те, кто не смог продолжать строительство, потому что подписал договор и сделал работу на, условно, 100 рублей, а фактически потратил 110 и при этом еще объект не завершил», — констатирует он и утверждает, что на такие компании заявлений не подавали. Но это исключения. В среде подрядчиков объясняют, что исключения — это как раз недобросовестные компании, которые взяли деньги и ничего не сделали. Говорят, это буквально 1–2 никому не известные конторы, которые вообще непонятно как попали на эту стройку.

Но вопрос можно поставить шире: почему на столь серьезное дело не наняли крупные фирмы? «Когда все начиналось, в 2016 году, обращались к большим компаниям, — рассказал близкий к КазГАПу источник. — Но они посмотрели и говорят: „Без навара не будем“. А мелким подрядчикам ведь надо как-то выживать, вот в надежде на что-то и берутся за любые заказы. То есть КазГАП не мог привлекать крупные субподрядные организации из-за низкой стоимости работ. И, кстати, все субподрядчики были согласованы „Туполевым“ и ОАК».

Но почему «навара» не было изначально, еще до всей этой истории с затягиванием сроков и ростом цен? Финансирование оказалось настолько жестко лимитированным, рассказывает источник, что КазГАП даже был вынужден исключить часть достаточно важных работ, причем по согласованию с заказчиком. «Вот по техзаданию сделали проект, получился, условно говоря, 1 миллиард рублей, — описывает ситуацию наш собеседник. — А в задании написано, что надо построить за 800 миллионов. То есть минпромторг, ОАК, „Туполев“ изначально дали неправильную финансовую оценку. КазГАП и так сделал проект экономно, но нет, давайте еще удешевим, что-то исключим. В общем, чтобы пройти экспертизу, уменьшили смету на 200 миллионов. А у экспертизы — свой план пощипать. Остается 700 миллионов. Когда заключали контракт, „Туполев“ настоятельно попросил: „Дайте скидку“. Осталось 670 миллионов. Потом заключаются договоры с субподрядчиками, и КазГАП забирает свои генподрядные 10–15 процентов. Остается 500 миллионов, и за эти полцены кто-то должен построить. Кто возьмется?! Все так устроено: вынь копеечку — и рассыпается. А материалы, транспорт, работы ведь не дешевеют».

Источник указал на в целом странное поведение заказчика: он сжал сроки проектирования, что необычно для объектов такого рода сложности; авансы выдавал минимальные; затягивал передачу площадок и рабочей документации. «Контракты заключали с московским „Туполевым“, а завод — в Казани, — дополняет наш собеседник. — И постоянно выходило, что тут работу принимают, там — нет. Не было одного центра ответственности. На заводе строительство сопровождала куча непонятного народа, и такое ощущение, что никто не заинтересован в сдаче в срок. Если заказчик тянет к сроку, получается совместная работа, а если он палки в колеса вставляет… И такую же позицию заняла ОАК. Все эти люди не работали на авиазаводе (и вообще на каких-либо производствах), пришли со стороны, не болеют за него». Также он подчеркнул, что на КАЗе никакие решения не принимаются совсем, на «Туполеве» — тоже, хотя де-юре полномочия есть (добавим, что, наверное, с намерением исправить эту ситуацию связано решение Минниханова возглавить совет директоров «Туполева» — президент РТ был избран год назад). Все вопросы модернизации решаются только в ОАК.

Второй авианалет татар: Минниханов идет поднимать «Туполев»?

По словам одного из источников, сейчас между КазГАПом и ОАК весьма напряженные отношения. Даже принятые «Туполевым» работы не оплачены полностью, а цены на контракты по модернизации КАЗа до сих пор не скорректированы. Именно поэтому «Технодинамика» не оформляет документы на по факту завершенные 7 строек: сделать это — значит признать изначальные цены и тем самым повесить на КазГАП порядка 10 млрд рублей убытка, что потопит институт и подкосит холдинг. Наш собеседник подчеркивает, что институт продолжает жить и модернизировать КАЗ только благодаря поддержке «Технодинамики» и Татарстана.

Еще до продажи КазГАПа Тихомиров в поисках выхода подготовил письмо в адрес руководства минпромторга РФ. В нем говорится, что практика проектирования и строительства объектов на предприятиях ОПК выявила ряд неразрешимых на данный момент вопросов, которые могут привести к срыву заданий, а, следовательно, гособоронзаказа Еще до продажи КазГАПа Тихомиров в поисках выхода подготовил письмо в адрес руководства минпромторга РФ. В нем говорится, что практика проектирования и строительства объектов на предприятиях ОПК выявила ряд неразрешимых на данный момент вопросов, которые могут привести к срыву заданий, а следовательно, и гособоронзаказа Фото: «БИЗНЕС Online»

Парадоксы государевых денег

Еще один наш источник предложил пристальнее взглянуть на вопрос о том, почему в модернизации КАЗа не захотел участвовать ни один крупный подрядчик. По его словам, дело не только в сомнительной прибыльности контракта, но и в репутации ОАК среди строителей. «Стройки и перевооружение ОАК — наиболее крупная инвестиционная программа „Ростеха“, — говорит он. — Такие проекты делаются крупными подрядчиками — сама деловая логика такова: у компании, которая из года в год ведет большие инвестиционные проекты, должно быть несколько фундаментальных проверенных подрядчиков, которые всем известны и которые гарантируют безусловное и своевременное исполнение обязательств. Есть такие у ОАК? Нет». Почему? По словам нашего собеседника, за каждой подконтрольной корпорации стройкой тянется шлейф из банкротств подрядчиков. Так было на «Иркуте», «Бериеве», «Ильюшине», МиГе, в ОКБ им. Яковлева, ЛИИ им. Громова. Жертвами на алтарь «Туполева» на сегодня стало 8 компаний, в том числе хорошо известный в Татарстане гигант «Камгэсэнергострой». Как говорит наш собеседник, хотя «Ту» как кредитор в деле данной компании не фигурирует, но именно взаимоотношения с ним при прошлой модернизации КАЗа и понесенные при этом потери привели «Камгэсэнергострой» к краху.

Как отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, в строительстве вообще проблема корректного формирования смет: из-за слабой методики их составления в обозначенные деньги невозможно уложиться. С такой ситуацией постоянно сталкиваются компании, занимающиеся по госконтрактам аэродромной инфраструктурой. «На конкурсы выносятся ценовые параметры, не позволяющие выполнить задания рентабельно и с сохранением должного уровня качества, — отмечает эксперт. — И банкротства подрядчиков здесь далеко не редкое явление». Разумнее обстоит дело на частных стройках, например аэропортовых терминалов: заказчик идет на повышение расходов, потому что понимает, откуда берутся дополнительные потребности и что без их удовлетворения ничего не сделаешь. «А когда распоряжаешься государевыми деньгами, потратишь больше — получишь нецелевое использование, не потратишь — получишь срыв сроков или некачественное строительство, — констатирует глава „АвиаПорта“. — Вешать все на подрядчиков — правильный подход с точки зрения бухгалтерии, но последствия окажутся очевидными: на очередном ОАК- или „Ростех“-строе столкнутся с теми же проблемами, однако будут ли под рукой те, на кого их удастся переложить?»

По информации «БИЗНЕС Online», еще до продажи КазГАПа Тихомиров в поисках выхода подготовил письмо в адрес руководства минпромторга РФ. В нем говорится, что практика проектирования и строительства объектов на предприятиях ОПК выявила ряд неразрешимых на данный момент вопросов, которые могут привести к срыву заданий, а следовательно, гособоронзаказа. Тихомиров предлагал пути решения проблемы.

По словам главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Виктора Мураховского, крупные стройкомпании не идут в ОПК, поскольку там большие проблемы с выплатой средств, а мелкие подписывают контракты от безысходности. Но при этом срывы возникают не везде: есть и госпрограммы строительства оборонки, которые выполняются, указал он в беседе с «БИЗНЕС Online». Приглашение на стройки всех подряд, как в случае с КАЗом, эксперт назвал глупостью несусветной и дал понять, что в идеале такие объекты должны возводить организации типа Военно-строительного комплекса минобороны: «Там, где ВСК, всегда идет интенсивная работа, но, увы, нет таких гражданских компаний, которые бы трудились на ОПК». О проблемах с модернизацией КАЗа Мураховский знает. «Когда занимаются не конкретной работой, а только отчетами, жди провала, — оценил он ситуацию. — Подозреваю, что связываться с Казанским авиазаводом — гиблое дело».

По словам наших собеседников в авиапроме, модернизацию КАЗа теперь планируют завершить в конце 2023 года По словам наших собеседников в авиапроме, модернизацию КАЗа теперь планируют завершить в конце 2023 года Фото: tatarstan.ru

Останин уверен, что проблемы на КАЗе связаны, во-первых, с несовершенством схем подписания актов выполненных работ и внесения изменений в проект. Во-вторых, с тем, что КазГАП недостаточно хорошо выполнил работу проектировщика. В-третьих, и это главное, со спецификой заказчика. «Наша компания на рынке 20 лет, — говорит наш собеседник. — Выполняли сложные работы на КАМАЗе — никаких претензий, на заводе имени Горького — то же самое, только на КАЗе споткнулись. Интересно, что на судостроительном заводе генпроектировщиком был тот же КазГАП, а проект — таким же сырым, вносилось множество изменений. Но заказчик был адекватным, и в итоге все построено. А на авиазаводе постоянные палки в колеса».

По словам наших собеседников в авиапроме, модернизацию КАЗа теперь планируют завершить в конце 2023 года.

С учетом всего вышесказанного возникает вопрос: если мы видим такое отношение к проекту, от которого зависит выпуск стратегических ракетоносцев Ту-160М, дальних Ту-22М3М и одной из надежд гражданской авиации, Ту-214, то что вообще происходит в авиапроме?