Общество 
24.09.2012

«Триколор» замахнулся на треть татарстанского рынка «тарелок»

460-три.jpg
В России по итогам 2011 года абонентская база спутникового ТV оценивается в 9,2 млн. домохозяйств, а к концу 2012 года 
приблизится к 10 миллионам

ТРЕТЬ ПЛАТНОГО ТВ - «СПУТНИК»

Платное телевидение в России переживает один из периодов активного развития. По данным аналитической компании Telecom Daily, за первую половину текущего года число его абонентов выросло на 21% по сравнению с первой половиной прошлого года и, согласно различным оценкам, достигло 27 - 28 млн. домохозяйств. В денежном выражении, по данным аналитической компании iKS-Сonsulting, объем рынка платного ТV сейчас составляет порядка 40 млрд. рублей, что на 20% больше, чем год назад.

Консультант в области платного телевидения и новых медиа J’son&Partners Consulting Кристина Петрянина оценивает абонентскую базу спутникового ТV в России по итогам 2011 года в 9,2 млн. домохозяйств, а к концу 2012 года значение приблизится к 10 млн. домохозяйств. Основные игроки рынка спутникового телевидения - "Триколор ТВ", "НТВ-ПЛЮС" и "Орион Экспресс". 82% приходится на оператора «Триколор ТВ». При этом надо отметить, что в соответствии с методологией J'son&Partners Consulting, неплатящие абоненты (подписчики «базового», т.е. бесплатного пакета) оператора «Триколор ТВ» не включаются в абонентскую базу платного телевидения и спутникового соответственно.

«Рынок будет продолжать развиваться устойчивыми темпами. CAGR (совокупный среднегодовой темп роста - ред.) на ближайшие 4 года составит около 7,1 процента, по оценкам экспертов J'son&Partners Consulting. Однако доля сегмента в общей абонентской базе платного телевидения будет снижаться в связи с бурным развитием цифрового кабельного телевидения и IPTV», - говорит Петрянина.

Однако столь бурный рост будет недолгим, поскольку проникновение платного телевидения в России уже близко к максимально возможным показателям. В крупных российских городах оно уже соизмеримо с развитыми странами. Например, в Москве проникновение платного ТV составляет около 90% домохозяйств, что выше средних показателей США (платные телеканалы там есть в 87% домохозяйств).

ЦЕНОВЫЕ ВОЙНЫ

Как пишет «Эксперт», традиционно рынок развивался на фоне противостояния двух основных видов платного ТV - спутникового и проводного (кабельного). Изначально доминировало спутниковое. Однако по мере развития инфраструктуры на первый план вышло проводное, в настоящее время оно занимает 63% рынка. Крупнейшие операторы проводного платного телевидения - «Ростелеком» (6,1 млн. абонентов), МТС (3,1 млн.), «ЭР-телеком» (1,8 млн.). Доля спутникового ТV вдвое меньше - 32% от всего рынка (основные игроки - «Триколор», «НТВ-ПЛЮС», «Орион Экспресс»). Однако по итогам первого полугодия оно показало ощутимый прирост абонентской базы, причем больший, чем средний по рынку, - 35% по сравнению с первой половиной 2011 года.

Эксперты отмечают, что крупные города России сейчас близки к потолку проникновения услуг платного ТV, поэтому спутниковое телевидение активно проникает в малонаселенные регионы, где «тарелки» являются, возможно, единственным способом подключения к платному телевидению. Второй причиной роста «спутника» указывается агрессивная маркетинговая политика основного российского спутникового оператора - компании «Триколор».

460-триколор-2.jpg

Аналитики называют «Триколор» даже дискаунтером. Его агрессивная рекламная кампания по федеральному ТV сопровождается существенным снижением цен на услуги подключения. Пакет из популярных западных и российских телеканалов в высоком качестве всего за 900 рублей в год или 75 рублей в месяц. Не случайно в ассоциации кабельного телевидения России заговорили о демпинге со стороны игрока. В АКТР считают, что по себестоимости лицензионных отчислений такой пакет не может стоить меньше 200 – 250 рублей в месяц. В ответ на эти претензии «Триколор» говорит, что, поскольку у него очень большая аудитория, владельцы контента идут на существенный дисконт, поэтому конечная цена и получается низкой.

«НАША НИША - СЕЛО И МАЛЫЕ ГОРОДА… ПОКА»

Коммерческий директор «Триколор ТВ» Сергей Ставропольцев рассказал корреспондентам «БИЗНЕС Online» о планах компании в Татарстане. По его словам, сейчас у оператора в РТ более 150 авторизованных дилеров, а с момента начала тестового вещания прошло уже более 6 лет.

«Если говорить о доле в Татарстане на текущей момент, то мы оцениваем проникновение «Триколор ТВ» в 19 процентов от числа всех домохозяйств. В основном это пригород, небольшие города, сельская местность. Мы планируем к 2013 году занять здесь 25 - 30 процентов рынка платного телевидения, - говорит Ставропольцев. - Рынок интересный, но в то же время очень сложный. Особенно в Казани, где сильны позиции кабельных операторов. С началом вещания каналов в HD-формате, ситуация стала значительно меняться в лучшую сторону. Не секрет, что у нас есть рейтинг регионов по количеству абонентов, по темпам роста, по активности текущей абонентской базы. За последние полгода вся республика в целом и Казань в частности стали резко прибавлять по всем этим показателям». По словам Ставропольцева, по показателю «темп роста» Татарстан из третьего десятка вплотную приблизился к Топ-10. 

Говоря о планах в Казани, Ставропольцев отметил, что в скором времени в РТ у компании появятся региональные представители. «Это сотрудники компании, которые живут и работают в регионе. Они лучше знают специфику региона, оперативно воспринимают ситуацию и эффективней взаимодействуют с нашими партнерами, - объяснил он корреспонденту «БИЗНЕС Online». - Мы запустили пилотный проект в нескольких регионах. В скором времени, после окончания режима тестирования проекта, такой представитель появится и в РТ. Он будет взаимодействовать не только с дилерским сообществом, но и со строительными компаниями, розничными сетями, местными органами власти».

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ «ЧЕТВЕРКА»

По словам Фаниса Залямова - представителя компании «Планета Антенн» (дилер «Триколор» в Татарстане), люди все больше начинают понимать, насколько качественнее и доступнее становится спутниковое оборудование. «Кроме этого, ежегодно появляется все больше каналов с лучшим качеством и контентом. В том числе начало увеличиваться число каналов в full-HD качестве. В России этот рынок пока очень маленький, и большую часть занимают каналы в HD-качестве. Если сравнивать с зарубежными странами, например, США, то там вещается около 300 каналов в full-HD. У нас пока – не более 35, - размышляет представитель дилера. - Наверное, в какой-то мере можно говорить о конкуренции кабельного и спутникового телевидения. Цена, предложенная «Триколором» - очень невысокая, и на рынке это единственное предложение на сегодняшний день с такой низкой ценой. Это играет роль при выборе абонента в приобретении какого-либо комплекта. Хотя сегодня, когда абоненты начинают изучать контент, содержимое телеканалов, то предпочтение отдается другим операторам. Плата может быть больше, но и контент интереснее».

По оценкам Залямова, лидером на казанском рынке «тарелок» является «Триколор», за ним идет бюджетный оператор «Телекарта». На третьем месте, скорее всего, «Актив ТВ» (бюджетный комплект), а на четвертом – «НТВ Плюс».

ТРИ БОГАТЫРЯ ПЛАТНОГО ТV

Свою оценку ситуации на рынке кабельного и спутникового ТV корреспондентам «БИЗНЕС Online» дали его участники и эксперты.

Фарид Хабибуллин - генеральный директор ООО «Радиотелеком»:

- Я считаю, что кабельное, эфирное, спутниковое телевидение – это все разные сферы услуг. На спутниковом телевидении вы никогда не увидите местных каналов или, например, местных вставок на канале ГТРК. Если говорить о недостатках спутника, то он неудобен тем, что кто-то не сможет повесить тарелку из-за отсутствия свободного пространства в направлении юга. Все спутники летают на юге. Если у вас окна выходят на северную сторону, вы не сможете принимать сигнал, если только не поставите "тарелку" на крышу дома.

В Татарстане достаточно много операторов спутникового телевидения. В общей массе населения Казани спутниковое телевидение смотрит не такая уж большая часть. В девятиэтажках в основном кабельные операторы. В пятиэтажных домах и ниже больше присутствуют эфирники. Что касается частного сектора, то там распространены эфирники и спутник. Рынок Казани я примерно делю так: 60 - 65 процентов - кабельное телевидение, 12 - 15 процентов - спутниковое, 1,5 - 3 процента - IP-телевидение (через интернет), оставшаяся часть – это эфирники.

В Казани помимо «Триколора», «НТВ-ПЛЮС» присутствует, например, «Телекарта», которая не сильно рекламируется. У этой компании меньше каналов, чем у того же «Триколора». На мой взгляд, сегодня не те времена, когда количество каналов является основным аргументом. В любом случае человек смотрит не более 12 - 15 каналов, как показывает статистика. Цена, конечно, тоже важна.

По спутникам есть и чисто технические вещи. Например, их тяжело ставить на срубы. Поставишь на сруб, настроишь, а сруб расширяется, меняется, и в результате уходит качество. Весной и осенью есть такие нюансы.

Я не думаю, что в будущем спутниковое телевидение отберет долю у кабельного. Кабельным телевидением пользуется население в многоквартирных домах, и там нет смысла ставить спутник. Все, что есть на «Триколоре», есть и у кабельщиков. Спутник в первую очередь пригоден для частного сектора, гостиниц, возможно, для каких-то диаспор, которые хотят смотреть собственное телевидение.

Я бы не сказал, что «Триколор» берет своей дешевизной, потому что помимо платы в 900 рублей за год необходимо приобрести еще и оборудование. Приставка стоит около 8 тысяч плюс установка за 2 тысячи рублей. «НТВ-ПЛЮС» - дороже за счет высокой абонентской платы. Есть спутники, которые вообще можно смотреть бесплатно, правда, русскоязычных каналов всего 8 - 10. Таких бесплатных спутников очень много, просто у «Триколора» хорошая реклама, хорошее качество сигнала, а также достаточно агрессивное поведение на рынке.

Денис Кусков - руководитель ИАА Telecom Daily:

- Рынок спутникового ТV является одним из разновидностей рынка цифрового ТV, который насчитывает уже более 12 миллионов платных абонентов. На рынок только спутникового ТV приходится 9,4 миллионов. Лидером является «Триколор ТВ» с 8,7 миллионами, далее с большим разрывом идет «Орион Экспресс» с 800 тысячами, замыкает тройку «НТВ-ПЛЮС» - 650 тысяч. Объем рынка спутникового ТV в России более 6 миллиардов рублей в год, на Татарстан приходится порядка 350 миллионов рублей. Рынок будет расти как минимум до 2015 вместе с рынком всего платного ТV.

«Триколор» изначально выбрал стратегию дискаунтера и придерживается ее и в услуге высокой четкости. Это их право, если что-то было бы не так, то уже многие подали бы в суд.

Кристина Петрянина - консультант в области платного телевидения и новых медиа J’son&Partners Consulting:

- Слово "демпинг" подразумевает, что участник рынка действует себе в убыток, чтобы завоевать долю рынка или ослабить позиции конкурентов. Платящая абонентская база "Триколор ТВ" составляет около 8 миллионов абонентов, соответственно, компания может позволить себе не брать огромные деньги за хороший пакет программ и при этом оставаться в прибыли. То есть говорить о том, что "Триколор ТВ" действует себе в убыток нельзя. Помимо этого "Триколор ТВ" имеет более 10 миллионов уже подключенных абонентов, а в год к нему подключается около 2 - 2,5 миллионов новых абонентов. То есть введение HD-пакета касается в первую очередь 10 миллионов существующих абонентов - это основная группа. Раньше для них "Триколор ТВ" стоило 600 рублей, теперь - 900 рублей. То есть для основной массы абонентов цены даже выросли.

Спутниковое и кабельное ТV действуют в разных сегментах. Кабельное - в крупных городах, спутниковое - в малых городах и сельской местности. Для подключения к спутниковому ТV требуется дополнительное оборудование и установка спутниковой тарелки, для кабельного же достаточно обычного телевизора со встроенным тюнером (сейчас это практически все модели, представленные на рынке). Если же человек решит установить спутниковую антенну, то он может вообще выйти за рамки только российского телевидения, принимать, например, открытые европейские каналы. То есть это вопрос не о конкуренции конкретных операторов, а о технической грамотности пользователя и его желании разбираться в особенностях спутникового ТV. И вопрос о популяризации спутника в городах - это вопрос в первую очередь технического характера (сложности с установкой тарелки, необходимость покупки отдельного приемника), а не коммерческого.

Ярослав Хотеев - менеджер по маркетингу по работе с абонентской базой казанского филиала ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг»:

- Сейчас на телекоммуникационном рынке Казани кабельное телевидение занимает ведущие позиции. Говоря о доле поставщиков кабельного телевидения, отметим, что 35 процентов казанского рынка кабельного ТV на данный момент принадлежит телеком-оператору «Дом.ru».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (23) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    24.09.2012 09:14

    Являюсь абонентом Триколор.Все ок, единственное - не могу смотреть местные программы и новости. Что конечно же неудобно... Подумываю о переходе на кабельное ТВ.

  • Анонимно
    24.09.2012 09:29

    Смотрю Триколор в деревне за 0 рублей (бесплатный пакет). Платить 600 рублей и уж тем более 900 не собираюсь, просто не нужно. Да и набор каналов у них непривлекательный, у той же Телекарты куда лучше.

  • Анонимно
    24.09.2012 09:38

    Во-первых, никакой реальной конкуренции между аналоговым кабельным тв и трикооором в пргинципе не будет, ввиду разных сегментов в городах триколор это более высокий сегмент, нежели массовое кабельное тв. У триколора серьезных входной порог - цена подключения, у ктв и цифрового тв этот порог фактически нивелирован. Во-вторых, IPTV - это телевидение не только через Интернет, а телевидение по протоколу IP (через внутреннюю сеть оператора, доступ в Интернет-необязателен. И самое главное в-третьих, в крупных российских городах, потолок наблюдается в сегменте доступа в Интернет, но никак не в сегменте платного тв. Проникновение платного тв гораздо ниже ШПД, а это значит, что именно рынок тв может стать новым драйвером роста, но это вопрос контента, вопрос решения проблемы с достаточностью для части горожан -эфирного тв и т.п.

    • Анонимно
      24.09.2012 10:20

      Да-да, "расширить и углУбить" проникновение - это последняя иллюзия операторов традиционного телевидения, т.к. с контентом действительно сложновато (кроме спортивных каналов "плюса" никаких прорывов за 10-15 лет), да и горизонты получаются неблизкие. Так что, на оставшиеся 3-5-7 лет до полного и окончательного превращения эфирного телевещания в единую с интернетом инфокоммуникационную площадку (для абонентов уж точно, например, через возможности тех же smart-телевизоров), операторская бизнес модель будет претворяться в жизнь не иначе как под нафталиновым лозунгом окончательного "стирания грани между городом и деревней"/:-(

      • Анонимно
        24.09.2012 12:14

        ахаха, да-да, давайте послушаем очередной мегатезис про превращение операторов в трубу и т.п.! Где примеры?Что касается контента: посмотрите на рынок США, Европы и т.п. - вопрос контента решаемый, именно поэтому в Россию выходят HBO и т.п. именно поэтому всё большей популярностью пользуется VOD и HD.Что касается пристрастия к нафталину - это не операторский принцип, операторы еще долго смогут сегментировать "город"/"деревня", но это принцип минсвязи и фаса, так что всё к этому придет, хотя с точки зрения ТВ это дробления уже нет, например, Триколор.

        • Анонимно
          24.09.2012 12:40

          Да, соглашусь, что разговоры про "операторскую трубу" или "транспорт" слегка поддостали и превратились в своеобразное заклинание и прогрессистскую мантру. Да, аргументы типа "в Россию выходит HBO" звучат более чем убедительно, т.к., например, почти всё качественное художественное кино в Америке уходит "в кабель" (привет HBO!) в форме сериалов, но всё это не отменяет изменения пользовательского поведения и постепенного перехода от потребления "программной сетки" к "отложенному режиму", что невозможно без интеграции с сетью...

  • Анонимно
    24.09.2012 09:57

    Не знаю о какой трети говорит дом ру. Неужели казанцы готовы терпеть их хамское отношение к клиентам? Я ушел год назад от них. Задолбали смс-ками: "ваш долг 3 рубля 20 копеек! Срочно оплатите!" Перешел на не столь скоростной Таттелеком, они ведут себя гораздо приличнее.

  • Анонимно
    24.09.2012 10:29

    если "триколор" подключить местные и национальные контенты , всем проводным операторам можно будет на пенсию .

    • Анонимно
      24.09.2012 11:30

      Далеко не у всех есть возможность поставить тарелку. Даже большого дерева под окнами достаточно, что бы прием был невозможен. К тому же с кабелем приходит интернет.

  • Анонимно
    24.09.2012 11:20

    Некоторые операторы проводной связи просто опоздали в своем развитии. Тот же «таттелеком» года четыре или пять назад анонсировал развитие IPTV и кабельные сети. Это особенно районогв касается. Даже посадил часть абонентов на стационарные телефоны, дескать, без них прием IPTV будет невозможным. Люди ждали – ждали, и накупили все Триколоров. Ибо дешево и сердито. И теперь, когда «Таттелеком» стучится со своей «новой и современной» услугой, она просто уже никому не нужна.Плюс «Триколора» как уже сказано выше – это развитие HD каналов. С лета они запустили целую россыпь HD. Телекарта из-за постоянного зависания вообще ни о чем. НТВ-Плюс гораздо лучше по контенту, но гораздо дороже. А вообще есть масса пиратских возможностей смотреть большинство российских и не только операторов за сущие копейки в месяц. Вместе с HD пакетами.

  • Анонимно
    24.09.2012 11:38

    Как в анекдоте - раньше по двум каналам было нечего смотреть, теперь по 120-и. А вообще странное это занятие - просто тупо сидеть перед теликом и что то там смотреть. Как фончик разве что. А если сериал - в одно и то же время, каждый день. Вообще жуть. А фильмы - торренты, диски и т.д.раз в недельку - совершенно достаточно.P.S. Euronews ладно появился недавно на триколоре.

    • Анонимно
      24.09.2012 12:23

      +10500! Поддерживаю всё кроме торрентов, т.к. люблю кино и оч хорошо знаю, что его очень недёшево делать, особенно хорошее. А телек конечно же не "торшер", чтобы он постоянно светился, хотя абсолютное большинство эфирной телеаудитории (к сожалению!) по-прежнему смотрит телевизор именно в фоновом режиме, вместо т.н. отложенного. "Live" нынче можно смотреть только спорт или прямоэфирные новости, особенно «breaking news»...

    • Анонимно
      24.09.2012 14:24

      Не соглашусь. Очень много сейчас познавательных передач по дискавери HD, на дожде интересные интервью/передачи. При этом, все нормальные приставки позволяют записывать трансляции. Настраивать периодичность и повторяемость записей. Допустим, я вчера не ждал прямую трансляцию Формулы 1 в Сингапуре, которая началась в 1 час ночи, а просто поставил запись. Приду сегодня с работы и посмотрю за ужином.Всю рекламу можно перематывать вперед.Это очень удобно. Экономится куча времени. По сути, это и есть индивидуальное ТВ - каждый конкретный человек смотрит только то, что интересно ему.

  • Анонимно
    24.09.2012 12:31

    Мурату Сиразину!Для того,что бы смотреть "ЭФИР" в Шеланге (если дом не в яме)достаточно эфирной антенны.Аналоговый сигнал туда должен пробиться, если же его (сигнала)все же нет , то "ЭФИР" покажет цифровой от Радиотелекома-100% (проверено)

    • Анонимно
      24.09.2012 12:39

      НТВ плюс и держится только за счет Совершенно секретно и если триколор запустит этот канал,то никто бешенные деньги им платить в виде абонентской платы конечно не будет!

      • Анонимно
        24.09.2012 14:03

        Ялгыш фикер дип уйлыйм. НТВда спорт каналлары хэм рекламасыз фильм каналлары (Премьера, Кинохит...) бихисап. Мина масалан алар кирак, сов секретно тугел. НТВ кыйммат, лакин ул уз баясен аклый

  • Анонимно
    24.09.2012 13:39

    Покупать ничего не нужно, "эфир" показывает в открытом режиме.

  • Анонимно
    24.09.2012 14:14

    Летом была в гостях в Башкортостане. Почти вся деревня является абонентом Триколор.Все довольны, смотрят местные программы и новости.

  • Анонимно
    24.09.2012 14:15

    На триколоре радио хрошо ловит,если ресивер подключить к хорошей акустике то реально качает,из каналов тоже много интересных,comedy,автоплюс,музыкальные,по бойцу м1 смотрим,для деревни самое то

  • Анонимно
    24.09.2012 20:17

    Лет пять не смотрю тв и даже нет потребности.

    • Анонимно
      24.09.2012 21:02

      А я не смотрю и не одной книги в жизни не прочитал. За то каждый день литр пива с воблой пью!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль