Машиностроение 
11.04.2013

Елабуга пытается стать автоградом: попытка номер девять

Сегодня в Елабуге президент Татарстана Рустам Минниханов принял участие в торжественном открытии производства автомобилей Ford Explorer по технологии полного цикла. Ранее на предприятии осуществлялась лишь крупноузловая сборка машин. Новая сборка предполагает сварку кузова, окраску, сборку. Во второй половине года здесь также планируют начать и выпуск кроссовера Kuga нового поколения и Ford Torneo.

В подготовку производства было вложено более $100 млн., сообщил на открытии Адиль Ширинов, первый вице-президент - исполнительный директор СП Ford-Sollers. В настоящее время на предприятии работают 1,5 тыс. человек, до конца года планируется принять на работу еще около 500 сотрудников, сообщил корреспондент «БИЗНЕС Online» с места событий. А президент компании Ford-Sollers Тед Каннис заверил собравшихся, что россияне умеют качественно собирать автомобили. Он убедился в этом благодаря 9 годам работы во Всеволжске.

«Компания Ford привнесла на производство много нового - контроль качества, технику безопасности. Это новый уровень, и мы, безусловно, гордимся этим, - сказал Минниханов. – Сегодня мы имеем честь открыть новое производство. Хочу пожелать, чтобы таких событий было больше».

После чего президент республики вместе с президентом компании Sollers, председателем совета директоров СП Ford-Sollers Вадимом Швецовым отправились на тест-драйв Ford Explorer Sport.

Айрат Хайруллин - помощник президента РТ по экономическим вопросам, даже сфотографировал первый Ford Explorer и выложил в своем Twitter. «Базовая цена - 1,7 миллиона рублей. Три варианта комплектации», - сообщил он.

Напомним, сборка автомобилей Ford на заводе Ford-Sollers в Елабуге началась в 2012 году. Кроме Ford Explorer, предприятие производит новый Ford Kuga, Ford S-MAX, Ford Galaxy и Ford Transit. Вместе с Focus и Mondeo, выпускаемыми на заводе во Всеволожске под Санкт-Петербургом, общее количество моделей, производимых совместным предприятием Ford-Sollers в России, достигло 7.

Доля сторон в проекте по созданию СП Ford-Sollers составляет 50 на 50, сообщает РБК. При этом имущественный взнос обеих сторон составляет 18 млрд. рублей. Общий бюджет проекта оценивается в 75 млрд. рублей.

Мощность обеих площадок Sollers в Закамье составляет 200 тыс. автомобилей в год, из которых, по словам Канниса, новое производство – 65 тысяч. В целом уровень локализации здесь составляет 35%, но в основном за счет бюджетной и популярной модели Focus. Тем временем объемы производства Explorer будут зависеть от рынка, честно признаются в компании.

1.jpg

Однако перспективы продаж новой машины пока не ясны. Участники авторынка отметили газете «БИЗНЕС Online», что новые модели американского концерна пока не пользуются большой популярностью у покупателей.

«До настоящего момента автомобилей Ford Explorer и Ford Kuga продавалось относительно немного, поскольку поставки данных моделей были ограничены, - рассказывает газете «БИЗНЕС Online» Михаил Котляров, заместитель директора группы компаний АКОС (является дилером Ford). - Но с запуском полного производства Ford Explorer и выходом на рынок Ford Kuga нового поколения данный сегмент автомобильной линейки Ford, думаю, будет пользоваться уверенным спросом покупателей и займет прочные позиции на автомобильном рынке».

ЕЛАБУГА, НАЧАЛО: ОТ СОВЕТСКИХ ТРАКТОРОВ ДО «БРАЗИЛЬСКИХ» CHEVROLET BLAZER

Запуск сегодня производства полного цикла Ford Explorer Sport - это очередная попытка создать из Елабуги автомобильный центр.

Началось все в далеком 1985 году, когда в Елабуге стартовало строительство завода по производству пропашных тракторов (в дальнейшем ЕлАЗ). Однако правительство Советского Союза быстро свернуло проект нового промышленного гиганта и в 1988 году решило перепрофилировать строящийся комплекс на производство легковых автомобилей малого класса. Была создана инженерная и энергетическая инфраструктура, однако в 1991 году финансирование проекта прекратилось. Надо было что-то делать с мощностями.

Сначала в 1993 году шли переговоры с Daewoo о размещении на ЕлАЗе сборки автомобиля Racer. Однако проект заглох на стадии подготовки учредительных документов СП – стороны так и не договорились о финансировании.

Зато удалось найти понимание с General Motors. В 1996 году концерн на СП ЕлАЗ-General Motors в Елабуге начал собирать свою первую модель в России - Chevrolet Blazer. Проект был очень громким, достаточно сказать, что первый внедорожник принимали лично Виктор Черномырдин и Анатолий Чубайс.

Предполагалось, что ежегодно в России будут продаваться 50 тыс. внедорожников ценой $24 тысячи. Однако дефолт 1998 года спутал планы – спрос на автомобили резко упал. За четыре года - к 1999 году, на момент принятия решения о прекращении производства - было выпущено 3,7 тыс. внедорожников, в основном заднеприводных, по «бразильской» модели. Именно это и вызывало рекламации у покупателей – машина была не приспособлена к российским дорогам. Не помогло даже снижение цены с $24 тыс. до $16 тыс., и производство было свернуто.

ЭЛИТНЫЙ OPEL VECTRA: АМЕРИКАНЦЫ ПЕРЕОЦЕНИЛИ РОССИЙСКИЙ РЫНОК

После сворачивания производства «внедорожников» было решено сделать ставку на популярную тогда Opel Vectra. На ЕлАЗ были поставлены машины в максимальной комплектации: с двухлитровым двигателем, полным электропакетом, компьютером и кондиционером. Свой выбор руководство ЕлАЗ-General Motors объясняло тем, что российский рынок недорогих иномарок, конкурирующих с простыми Vectra с двигателями 1,6 и 1,8 л, уже насыщен. Но и этот проект GM не оправдал надежд. Было собрано всего 98 машин. Не все из них удалось продать.

После чего американцы поняли, что вновь переоценили рынок, решили собирать в Елабуге более простые Vectra с двигателем 1,6 литра. Однако в 2001 году General Motors вышел из проекта, и Елабуге вновь потребовался новый партнер.

КИТАЙЦАМ НЕ УДАЛОСЬ ПОСТРОИТЬ В ЕЛАБУГЕ «ВЕЛИКУЮ СТЕНУ»

В 2006 году под Елабугой, но в ОЭЗ «Алабуга» попыталась разместить свое производство китайская компания Great Wall, подписав с правительством Татарстана протокол о намерениях. Проект оценивался стоимостью $100 млн. и мощностью 50 - 75 тыс. автомобилей в год. Автоконцерн из Поднебесной планировал выпускать внедорожник Hover, два седана класса B (Peri и Florid) и седан представительского класса Cowry. Однако правительство России не санкционировало создание сборочного предприятия в «Алабуге».

Отметим, что затем китайцы попытались неудачно закрепиться в Подмосковье, а в 2010 году стало известно об их попытках основать производство уже в болгарском Ловече, где в Советском Союзе выпускали «Москвич».

КРАТКОЕ ЗНАКОМСТВО С ЯПОНСКОЙ ISUSU

Странным получилось знакомство Елабуги и с японской корпорацией Isuzu. В 2006 году СП Sollers-Isuzu начало сборку среднетоннажников в Ульяновске, но в 2008-м ее перенесли на территорию ОЭЗ «Алабуга». Правда, в начале 2011 года приостановили на неопределенный срок - площадку отдали под производство LCV Ford - стратегического партнера Sollers. Самая большая партия среднетоннажников Isuzu на УАЗе была выпущена в 2007 году - около 1 тыс. машин, а в Татарстане максимальный объем сборки пришелся на 2010 год - 2 тыс. грузовиков. В итоге среднетоннажники в Елабуге больше собирать не стали, отдав в 2012 году производство вновь… УАЗу.

Первоначально в Елабуге планировалось также собирать тяжелые грузовики Isuzu, но до них дело и вовсе не дошло. Из-за кризиса 2008 года японцы сократили инвестиции в проект.

Отметим, что в 2009 году компания «Мила Моторс», которую возглавлял бывший директор совместного предприятия «GM-АвтоВАЗ» Джон Милонас, заявила, что готова инвестировать $40 млн. в создание автозавода в промышленной зоне в "Алабуге". Милонас планировал собирать Chevrolet Lanos. Однако дело так и не пошло.

SOLLERS В ЕЛАБУГЕ – ОТ ИТАЛЬЯНЦЕВ ДО АМЕРИКАНЦЕВ

Но самым долгоиграющим партнером для Елабуги стала компания Швецова. В 2008 году в РТ стартовал совместный проект Sollers с Fiat. Предполагалось, что на заводах в Елабуге и Набережных Челнах будет ежегодно собираться до 500 тыс. машин. Поддержку проекту Швецова оказал лично Владимир Путин, соглашение о создании СП с итальянцами было подписано в его присутствии в Набережных Челнах.

Компания «Sollers-Елабуга» в ОЭЗ «Алабуга» собирала машины, которые активно закупали различные госструктуры в России и в Татарстане. Fiat приобретались для полиции, минздрава и других ведомств. О количестве новых машин, которые нашли своих покупателей, можно судить по тому, сколько их было поставлено на учет в ГИБДД: Аlbea – 8966 штук, Linea – 1466 штук и Doblo – 4466.

Планировалось, что под этот проект ВЭБ выделит кредит в размере 2,1 млрд. евро. Но по каким-то причинам под СП с Fiat денег не дали. Sollers решил расстаться с итальянцами и начал сотрудничество с Ford. В 2011 году Внешэкономбанк согласился поддержать новый проект, сумма которого составляла 39 млрд. рублей при общей стоимости проекта 74,5 млрд. рублей.

Под это производство Sollers модернизировал ранее действовавший на территории ОЭЗ завод ООО «Sollers-Елабуга» по сборке автомобилей Fiat Ducato. Производство автомобилей Ford на заводе Ford-Sollers в Елабуге началось в январе 2012 года. Cоздав совместное предприятие с Sollers, американцы практически утроили свои производственные мощности в России. Мощность заводов в Татарстане – 200 тыс. автомобилей в год (в том числе в Елабуге – 105 - 110 тыс.), существовавшие ранее мощности в Санкт-Петербурге – 125 тыс. машин.

Главной гордостью для елабужского предприятия стал успех с Ford Transit – более 11 тыс. проданных автомобилей за прошлый год. Об этом заявил Каннис. Главным же событием в 2013 году и станет запуск сегодня в Елабуге полного цикла производства моделей Explorer и Kuga.

Параллельно свертывание мегапроекта с итальянцами закрывается с громким шумом и судебными скандалами. Так, польский поставщик комплектующих «Ауторобот Стрефа» в лондонском суде и татарстанском арбитраже попытался взыскать с бывшего партнера 1,7 млн. евро.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (39) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    11.04.2013 17:50

    Несколько неудавшихся провальных проекта. А что за деньги с нашей стороны вкладывались в эти безумия? Чьи были деньги? и кто будет расплачиваться за следующую проваленную авантюру? Это деньги частника или татарстанский бюджет?

  • Анонимно
    11.04.2013 18:24

    Ещё стоит перед глазами - господа Черномырдин и Шаймиев гоняли на шевроле Блейзер. Форсу было. А воз и ныне там

  • Анонимно
    11.04.2013 18:28

    По виду совсем плохой проект.Недавно смотрел парижский марафон, так вот в городе Париже автомобили все маленькие 2-х местные, занимают очень мало места. Надо следить за автомобильными тенденциями!!!!!Предыдущий проект -Шевроле вместо ежегодных 50 тыс. внедорожников продали всего -3.7 тыс. автомобилей.Ребята, кто этим проектом в РТ занимается (я честно никого не знаю, кто за это отвечает и ответит лично) перестаньте смешить людей, если хотите стать автомобильным центром, первым делом организуйте подготовку соответствующих специалистов мирового уровня, а они вам скажут, что надо делать дальше, нельзя же так.Посмотрите, что происходит в спорте.Зарплаты высокие, тренера и игроки мирового уровня, стадионы такие и игра идет. А здесь, что.Не позорьте республику.

  • Анонимно
    11.04.2013 18:42

    перед лендровера, зад лексус

  • Анонимно
    11.04.2013 18:45

    Нужно было бюджетную модель начать собирать, тогда дело бы пошло. Даешь форд фокус первого поколения за 300 рублей!!!

    • Анонимно
      11.04.2013 19:09

      Будут раздовать главам районов по доверенности муниципалитетов как когда то было с Рекстонами, кто то опять навариться из пр...ва, а нас ждет очередное повышение налогов. Поздравляю честной народ с новостью.

  • Анонимно
    11.04.2013 19:04

    Кому выгодны невыгодные контракты? Только чиновникам!

  • Анонимно
    11.04.2013 19:08

    лучше бы прокладки с памперсами собирали... спрос был бы лучше..

    • Анонимно
      11.04.2013 21:34

      про прокладки не знаю, а памперсы скоро будут в Алабуге делать.

  • Анонимно
    11.04.2013 19:09

    В добровольно-принудительном порядке будут закупать министерства и ведомства республики.

  • Анонимно
    11.04.2013 19:17

    Да вы что! для народа же стараются))))..

  • Анонимно
    11.04.2013 19:34

    Заголовок "Попытка номер девять" -точный, уместный и отражает самую суть. Браво, БО!

  • Анонимно
    11.04.2013 20:11

    проект строительства гиганта в елабуге был в свое время отвегнут государственной экологической экспертизой как и поворот северных рек.От народа это скрыли, от елабужан тоже. мнения едабужан тоже не спросили. на угробленные деньги можно было построить полноценный завод в другом месте, а не гробить шишкинские места. надеюсь, неудачи так и будут преследовать этих инициаторов.

  • Анонимно
    11.04.2013 20:20

    Удачи в развитии автомобилестроения РТ!

  • Анонимно
    11.04.2013 20:26

    Уважаемый Рустам Нургалиевич!У нас нет технических топ кадров и современных проектных центров для реализации крупных производственных проектов.Срочно необходимо вернутся к проекту создания МИСИР в соответствии с Постановлением КМ РТ № 213 от 13 03 2012 г.

  • Анонимно
    11.04.2013 21:13

    За цену в 1.7млн рублей можно купить полноценный джип.

    • Анонимно
      12.04.2013 00:01

      Чтоб купить полноценный "джип" нужно гораздо меньше. Полноценным остался только УАЗ. А если вы имеете в виду Jeep, то он давно уже неполноценный, а стоит гораздо дороже Форда Эксплорера, который, кстати, по габаритам больше, чем Лэнд Крузер!

  • Анонимно
    11.04.2013 21:51

    Такое ощущение, что кроме заголовка никто из комментаторов ничего не читал) Форд выбрал стартовую модель - это Эксплорер. Если он не пойдет, то убытки несет только Форд с Соллерсом. Впрочем и это не проблема, там производится целая гамма и главная ставка делается уж конечно не на Эксплорер. Увы, ясности не добавляет и статья. Если в начале мы узнаем, что стартовало производство Эксплорер Спорт, мощностью 65000, то к концу производство вырастает до 105 - 110 тысяч, а производство стартовало Эксплорера и Куги, но "локализация здесь" уже достигла 35%, но за счет ... Фокуса!) вы уж разберитесь

  • Анонимно
    11.04.2013 21:53

    до сих пор перед глазами - как РМ после драйв теста блейзера в Елабуге бросает ключи со словами - "-----" - это, а не машина.

  • Анонимно
    11.04.2013 22:04

    1.7млн за русский автомобиль? это анекдот штоли?

    • Анонимно
      11.04.2013 22:32

      Вы видимо не в курсе, что в РФ и БМВ собирают и Фольксвагены...

  • Анонимно
    11.04.2013 22:13

    Основная ставка скорее всего делается на Форд Куга. Вроде и дизайн хороший, и цена на уровне и реклама идет. Но у нас привыкли покупать японские кроссоверы toyota, honda, subaru, mitsubishi и nissan. Поэтому Куга может не пойти. Да и наддувные моторы малого объема экобуст смущают.

    • Анонимно
      12.04.2013 00:29

      А у VW не смущают? Даунсайзинг это общий трэнд и все идут в том же направлении только позже. А покупать у нас предпочитают, ИМХО, не японские, а хорошие и недорогие. Так вот, на сегодня, Куга по многим параметрам (например по такому важному как проходимость на бездорожье) является лучшим в классе, при том, что цена, вы правы, "на уровне" и даже заметно ниже

  • Анонимно
    11.04.2013 22:25

    Авантюра

  • Анонимно
    11.04.2013 23:54

    Эксплорер нравится, хорошее соотношение цена/качество.

  • Анонимно
    12.04.2013 00:32

    Да машина Форд Куга хорошая, но без уменьшения цены минимум на 10 % и отработки специального маркетингового продвижения и рекламной компании навроде "автомобиль для российского бездорожья" более 20 тыс. машин в год не продать.

  • Анонимно
    12.04.2013 07:04

    Полный цикл сборки кривыми руками, с использованием российских кривых комплектующих? Ужас! И за эту поделку платить 2 млн, мда.

    • Анонимно
      12.04.2013 12:38

      А "кривые руки" выходцев из Африки и Ближнего Востока, которые собирают автомобили в Европе (в том числе и многие японские автомобили, которые идут в Россию), или негров, которые собирают в Америке, они вас устраивают больше?)

  • Анонимно
    12.04.2013 07:38

    если экономически проект не складывется зачем он вообще?! у некоторых мнение что если Эксплорер не пойдёт то убытки лягут на иностранных инвесторов, вопрос они похожи на идиотов? По моему нет. И тут либо проект экономически выгоден, либо... ну вы сами понимаете.SIR

  • Анонимно
    12.04.2013 08:00

    мдаа--если и решусь покупать первый вопрос где маде ин? два варианта -америка и татарстан, куплю американскую сборку..как то вот так,даже не знаю почему..действительно как кто то написал- нужны попутно маркеинговые исследования ,разработки,нии всякие по непрерывному совершенствованию технологии. а так..уже через два месяца технологии просто устаревают..

    • Анонимно
      12.04.2013 12:34

      Можно уточнить, какие именно технологии устаревают за 2 месяца? Цикл обновления автомобиля обычно составляет минимум 4 - 6 лет. О каких технологиях говорите вы?

  • Анонимно
    12.04.2013 08:07

    Любой новый бизнес должен начинаться с маркетинговых исследований. Чем качественнее вы проведёте исследование рынка на старте, тем быстрее окупятся инвестиции. Руководство "Sollers" видимо проигнорировало этот момент. В результате вложили инвестиции в производство заведомо провальных моделей легковых автомобилей.

    • Анонимно
      12.04.2013 13:11

      вы такой умный, непонятно только почему не живете в Сочи...

  • Анонимно
    12.04.2013 13:03

    Распальцовка у все разная.Первый ничего не показал, видно не в доле. Следующие двое показали "все окей". Четвертый показал, что "все окей" но платить за это будете вы. А последний одной рукой показал, что "все окей", а другой уже поглаживает свой животик... чтобы это все значило?

  • Анонимно
    12.04.2013 13:11

    По сути в Елабуге и регионе более четверти века проводится масштабная экономическая и экологическая диверсия против страны, народа и природы. Авторы и исполнители известны. Елабужане не раз протестовали против этого "счастья" не голосовали за суверенитет, были против шаймиева на выборах, проводили митинги. Но силы были не равны. До сих пор стоит ЕлАЗ с эмблемой, похожей на развесистую клюкву лжи, не выпустивший ни одного "народного" автомобиля Ни стыда,ни совести. Неужели без "Сталина" никак.

  • Анонимно
    12.04.2013 14:01

    Этих Эксплореров в Едабуге уже собрано больше чем надо и еще смелости хватает говорить что только 1 вышел их уже больше сотни выпустили, это не завод а большой театр в котором играют очень дорогои спектакль и нечего хорошего из этого не получится

  • Анонимно
    12.04.2013 18:54

    Ох ребята зато сколько "профессиональных" менеджеров и управленцев после этих "проджектов"уехало из Елабуги и Челнов в Казань и Москву.И все у них хорошо.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль