Бизнес 
22.04.2013

АКИБАНК на осколках «Сапсана» строит свою автоимперию

DSCN5789.jpg
 Три челнинских автосалона – Audi, Volkswagen и Škoda были проданы структурам, близких к АКИБАНКу

АДЕКВАТНАЯ ОПЛАТА

О крупной сделке газете «БИЗНЕС Online» стало известно от ряда участников рынка. В беседе с корреспондентами нашего издания Ильдар Зиннуров – собственник группы «Сапсан», к которому мы сразу обратились, признался, что действительно продал три челнинских автосалона – Audi, Volkswagen и Škoda, но покупателя раскрывать не стал. «Были договоренности, что подробности сделки раскрывать не будем. Я получил адекватную оплату, и у меня нет оснований быть недовольным», - заявил Зиннуров.  

3899.jpg
У Ильдара Зиннурова остались два автосалона в Казани – Honda и Škoda

Он намерен теперь сосредоточиться на оставшихся под его контролем автоцентрах Škoda и Honda на ул. Космонавтов в Казани. В АКИБАНКе (а именно туда ведут следы сделки, по мнению наших инсайдеров) отказались как-либо комментировать информацию о покупке. Но, судя по всему, эта сделка – обдуманный и целенаправленный шаг в сторону развития автодилерского направления. Напомним, что недавно стало известно, что предправления АКИБАНКа Ильдар Галяутдинов выступил участником проекта по открытию автодилерского центра Mercedes. Об этом газета «БИЗНЕС Online» писала еще в конце марта. 

Как рассказали нашему изданию источники внутри самой компании, предпосылки к смене собственников трех автосалонов группы "Сапсан" – Audi, Škoda и Volkswagen, расположенные на проспекте Хасана Туфана, появились еще в феврале. Тогда на несколько дней автоцентры были опечатаны, и сотрудники не могли попасть на свои рабочие места. Затем в Челны приехал Зиннуров – основной бенефициар группы, подписал бумаги о передаче прав собственности на автосалоны и уехал. И только после этого автосалоны были открыты вновь.  

Азамата Джантаева – бывшего генерального директора челнинского дивизиона компании «Таттранском Холдинг», новые акционеры видят во главе группы. Он подтвердил смену владельцев, но, взяв некоторую паузу, в итоге отказался называть новых собственников. Джантаев пообещал дать комментарии во втором квартале этого года. Он также озвучил задачи по продажам выше обозначенных марок автомобилей. "Мы планируем в этом году продать 750 автомобилей Škoda, более тысячи машин марки Volkswagen и около 200 Audi", - заявил Джантаев.

КЛУБОК СВЯЗЕЙ

Управляющей компанией трех автосалонов является на данный момент ООО «Соккер стандарт». На днях на интернет-сайтах по трудоустройству появились объявления, что «Соккер стандарт» ведет набор специалистов в компанию, в том числе вакантна должность руководителя отдела маркетинга. Корреспондент "БИЗНЕС Online" под видом соискателя на данную должность позвонил в компанию. Здесь подтвердили, что идет поиск сотрудников в три автосалона. «Речь идет о трех автосалонах – Škoda, Volkswagen и Audi, расположенных на проспекте Хасана Туфана», – сообщили в отделе кадров. На вопрос о том, входят ли данные автосалоны в группу "Сапсан", рассказали, что произошел ребрендинг, и теперь компания позиционирует себя как самостоятельная. 

Согласно данным СПАРК, ООО «Соккер стандарт» в 2012 году принадлежало Зайтуне Зиннуровой, но на 27 марта 2013 года ее уже не было в числе учредителей. Теперь 70% компании числится за челнинским ООО «ТРАСТ», 20% «Соккер стандарт» владеет Джантаев, а 10% – некто по имени Дмитрий Питерский.  

DSCN5790.jpg
Управляющей компанией трех автосалонов в Челнах является на данный момент ООО «Соккер стандарт» 

Далее вырисовывается довольно интересная цепочка. Одним из совладельцев ООО «ТРАСТ» является Рустем Галимов (4%) – член правления АКИБАНКа (согласно последнему списку аффилированных лиц владеет 0,03% долей в данном банке) и некогда 100-процентный собственник челнинского производителя майонеза ООО «ТД «Счастливые времена». Но основным собственником ООО «ТРАСТ» (96%) является кипрский оффшор ECONTRUST LIMITED. Данная кипрская компания входит в официальный список лиц, оказывающих существенное влияние на решения, принимаемые органами управления АКИБАНКа, и принадлежит киприоту Константиносу Цангарису.  

Цангарису принадлежит 96% вышеупомянутого ООО «ТРАСТ», которому, в свою очередь, принадлежит 32% в ООО «СВЯЗЬИНВЕСТ» (45,79% доли этой компании – у Галяутдинова). А «СВЯЗЬИНВЕСТ» владеет 5,76% ООО «СГ «АСКО». Последней, как известно, принадлежит 2,45% АКИБАНКа.   

Отметим, что по адресу расположения автосалонов на проспекте Хасана Туфана зарегистрировано несколько юрлиц, в частности ООО «Гранд авто+». Последняя числится автодилером Volkswagen в Набережных Челнах. Им владел также Зиннуров, но с 12 марта собственником автосалона на 100% стал вышеупомянутый Галимов.

Добавим, что в московском офисе "Volkswagen групп" отказались комментировать как-либо изменения  собственников, отослав обратно к дилерам.  

ШАГ К ИМПЕРИИ? 

Возможно, что столь сложная схема владения автосалонами – мера временная. Во всяком случае, Джантаев, подтвердив, что является одним из соучредителей ООО «Соккер стандарт», заявил, что юрлицо может измениться. Но суть, на наш взгляд, в другом. Так или иначе, видно, что три салона теперь контролируются структурами, близкими к АКИБАНКу. Судя по всему, это вкупе с недавним запуском проекта с дилерством Mercedes серьезная заявка на расширение бизнеса АКИБАНКом и его бессменным шефом Галяутдиновым. Банк долгое время являлся классической кредитно-финансовой структурой – именно такой ее тщательно выстраивал долгое время Галяутдинов. На сегодняшний день АКИБАНК из местных банков по величине своего бизнеса третий после «АК БАРС» Банка и Татфондбанка. Естественно, такой масштаб диктует логику дальнейшего развития. До сих пор банк с большой долей осторожности подходил к развитию других бизнесов. Известно, что долгое время он делал ставку на проекты в аграрной сфере – в частности, в республике широко известен «Камский бекон». Правда, как рассказывал Галяутдинов в интервью нашей газете, проект был в какой-то степени вынужденным, так как банку достался залог обанкротившейся компании «Сосновоборская», которая была крупнейшим производителем свинины в РТ. Но, так или иначе, в различные аграрные бизнесы АКИБАНК инвестировал большие средства – порядка 10 млрд. рублей.

12181.jpg

 Учитывая опыт и влиятельность команды Ильдара Галяутдинова, можно предположить, что формируется крупная финансово-промышленная группа с ядром в лице АКИБАНКа

Как говорил предправления АКИБАНКа в своем интервью газете "БИЗНЕС Online" в конце минувшего года, сегодня банки в целом сталкиваются с проблемой, возникшей еще в 2008 году, в разгар кризиса.

«Сегодня банкам некого кредитовать, – говорил Галяутдинов. – Эта тенденция, начавшаяся в 2008 году, к сожалению, не переломилась. Снизилась очень резко активность предпринимателей. Промышленные предприятия тоже не в лучшем состоянии. «Ручное управление» коснулось в основном крупного бизнеса, государственных монополий, олигархических структур. Но выделяемые им денежные средства, заказы до малого бизнеса так и не дошли. Государство часто меняет правила игры, совершает ряд непоследовательных шагов. Налоговое и административное давление на бизнес не снижается».

Видимо, в таких условиях банк выбирает новую линию – если нет бизнесов, которые можно кредитовать, то надо создавать их самим. Учитывая опыт и влиятельность команды Галяутдинова, нельзя исключать, что в конечном счете такая стратегия вполне может привести к созданию крупной финансово-промышленной группы с ядром в лице АКИБАНКа.  

КРИЗИС-РАЗОРИТЕЛЬ 

Несколько слов стоит сказать о судьбе прежнего владельца салонов. Отметим, что в самый расцвет бизнеса в состав автодилерской группы Зиннурова входило 22 автоцентра в Татарстане. Крах империи (она на тот момент была вторым по величине игроком на авторынке РТ после "ТрансТехСервиса") начался в кризисном 2008 году. Тогда предприятие активно занимало средства у банков для строительства новых автосалонов, но обвал авторынка привел к появлению гигантских долгов, расплатиться по которым стало крайне проблематично. К началу кризиса весь кредитный портфель составлял 4,3 млрд. рублей. На первых порах Зиннуров пытался продать часть пакета компании-инвестору, но ему не удалось найти покупателя.

DSCN5794.jpg
В самый расцвет бизнеса в состав автодилерской группы Зиннурова входило 22 автоцентра в Татарстане 

К концу 2009 года компания была должна 10 банкам в общей сложности 2,3 млрд. рублей. Кредиторы вели себя по-разному: одни не шли на уступки, требуя немедленной выплаты долга, другие, такие как, например, Сбербанк, предлагали схемы, позволявшие сохранить бизнес. В частности, «Таттранском» был вынужден передать пять своих автосалонов в городах Набережные Челны, Казань и Киров банковскому долговому центру Казани, чтобы погасить долги по кредиту в размере 1 млрд. 370 млн. рублей. Жесткое противостояние было со Сбербанком, которому достались автосалоны на Спартаковской.  

ЖЕМЧУЖИНА В НЕМЕЦКОЙ ОПРАВЕ 

Что касается проданных активов, то одним из самых эффективных из них, судя по всему, является автоцентр Volkswagen, поскольку именной этой марке принадлежит 6% челнинского автомобильного рынка или почти 1 тыс. машин в год (данные "АВТОСТАТа").

Напомним, что дилерский центр Volkswagen "Таттранскома" в Набережных Челнах открылся в конце 2011 года. Он расположился на базе бывшего салона Mazda (теперь в автограде эту японскую марку представляет челнинская компания «Арман»). Общая площадь центра – 3 240 кв. м, из которых шоу-рум занимает 643 кв. м, сервисный центр – 616 кв. метров. В 2012 году «Сапсан Гранд» планировал продать 950 автомобилей. Тогда представитель группы «Сапсан» заявлял, что в модернизацию салона было вложено порядка 25 млн. рублей.

Автоцентры Audi и Škoda по сравнению с Volkswagen невелики по своей площади. Так, «Сапсан» является официальным дилером Audi в Набережных Челнах и обслуживает своих клиентов с октября 2006 года. Его площадь – 731,5 кв. метров. «У Audi в Челнах салон эконом-варианта, мини-формат», - говорит Наиль Галявиев, генеральный директор «Автолайф Премиум».  

Автосалон Škoda достаточно долгое время имел статус объекта незавершенного строительства. Его площадь застройки – 1128,10 кв. метров. Интересно, что челнинские автосалоны Škoda и Audi были предметом залога банка ВТБ и даже в рамках судебного производства в 2010 году едва не пошли с молотка, когда автодилера атаковали банки-кредиторы.  

Ответчиками по иску ВТБ выступали казанское ООО "ПРЕМИУМ АВТО", челнинское ООО "Соккер инвест" и нижнекамское ООО "ПРЕМИУМ сервис". Банк требовал с автодилерской группы возврата 190 млн. рублей суммы кредита, 42 млн. рублей процентов за пользование кредитом, 34,5 млн. рублей неустойки за просрочку возврата основного долга, а также различные суммы неустоек. В иске содержалось также требование обращения взыскания на здания автоцентра Аudi с земельным участком. Их предлагали выставить на торги за 24,5 млн. рублей. Центр Škoda с участком оценили почти в 50 млн. рублей. Но тогда дело до торгов не дошло, и стороны смогли договориться.  

Сколько могут стоить данные активы сейчас? «Стоимость автосалонов зависит от их состояния, ремонта, оборудования, есть много факторов. В среднем по Челнам, возможно, цена составляет 20 тысяч рублей за квадратный метр», – говорит один из участников рынка. То есть если сложить все площади автосалонов, то получится чуть более 100 млн. рублей.

«С ОПЫТНОЙ КОМАНДОЙ БАНК ВОЙДЕТ В ЭТОТ БИЗНЕС» 

Газета "БИЗНЕС Online" предложила экспертам высказать мнение о произошедшей сделке.  

Наиль Галявиев – генеральный директор «Автолайф Премиум»: 

- Вероятно, АКИБАНК нашел какого-то управляющего для автомобильного бизнеса, который убедил, что этот бизнес для них будет выгоден. Вероятно, есть команда с опытом управления в этом бизнесе. АКИБАНК имеет достаточно немногочисленную структуру учредителей, поэтому оперативен в принятии таких решений.  

У Набережных Челнов достаточно сильные показатели по продаже автомобилей. И эти три марки перспективны в Челнах. У жителей автограда хороший выбор – и Škoda, и Mercedes, и Volkswagen. У Audi в Челнах салон эконом-варианта, мини-формат. Думаю, что если у салонов будет профессиональная команда, то банк нормально войдет в этот бизнес. Все будет зависеть от управленцев. Причиной заката автодилерской империи Ильдара Зиннурова считаю излишнюю закредитованность. Я считаю, что нельзя строить бизнес только на кредитных ресурсах. Должен быть определенный коэффициент собственных и заемных средств. Возможно, причина и в отсутствии сильной команды.  

Михаил Котляров – коммерческий директор ООО «Акос»: 

- Скорее всего, АКИБАНК не купил автосалоны, а забрал их в счет кредитов, и Зиннуров будет их арендовать. Эти автосалоны стоят столько, сколько за них готов заплатить покупатель. То есть цена может быть и 15 миллионов, и 300 миллионов. Банки не вкладываются в такое дело.  

Судя по продажам, у этих трех марок не очень сильные позиции в Набережных Челнах. Audi конкурирует с BMW и Mercedes, Volkswagen – с основными японскими марками, Škoda – также с японскими и корейскими марками. Крупные игроки на сегодня в автограде – это ТТС, «Акос», три вышеупомянутых центра, есть также «Центр Кама».

Причин для сегодняшнего состояния дел у Зиннурова много, и основная – непродуманная финансовая политика.  

Азат Тимерханов – ведущий аналитик агентства «АВТОСТАТ»: 

- По итогам 2012 года объем продаж (на основе регистраций ГИБДД) новых легковых автомобилей в Набережных Челнах вырос примерно на 6 процентов до 16,6 тысячи единиц. Из этого количества на долю марки Audi приходится около 1 процента, что соответствует 120 автомобилям – на 90 процентов больше, чем годом ранее. Доля Škoda составляет немногим более 2 процентов (390 штук; +69 процентов), а Volkswagen принадлежит 6 процентов от челнинского автомобильного рынка или почти 1 тысяча машин (+164%) в количественном выражении.

В Республике Татарстан всего155 дилерских автосалонов различных марок, в том числе два дилерских салона Audi, четыре – Skoda и три – Volkswagen (по данным на ноябрь 2012 года).

В Набережных Челнах – 40 дилерских  автосалонов, 2012 году в среднем один дилерский салон города продал 339 новых легковых автомобилей.  

Справка

АКИБАНК

«Таттранском холдинг» – татарстанская дилерская группа, работает с 1991 года. Торговал автомобилями Ford, Mazda, Citroen, Fiat, Škoda, KIA, Honda и SsangYong. Всего по Татарстану было 22 салона, 8 – в Казани. В 2008 году у холдинга начались финансовые трудности, в марте 2010 года в отношении «Таттранском холдинга» была введена процедура наблюдения. Сегодня в управлении собственника группы Ильдара Зиннурова находятся два автосалона в Казани – Honda и Škoda. 

Есть ли на автомобильном рынке РТ место для новых игроков? (22.04.13-23.04.13)
61%Место всегда есть, но надо найти путь к клиенту
14%Автосалонов уже слишком много, рынок поделен
8%На фоне присутствия крупных игроков можно и рискнуть, но шансы невелики
17%Все зависит от того, удастся ли получить дилерство
Ваш голос учтен
Предприятия: Татсоцбанк
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (5) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    22.04.2013 10:05

    Азамат молодец,давно уже забрал себе все челниннские объекты Сапсана и работал с Галяутдиновым а Зиннуров тихо сидит в тени

  • Анонимно
    22.04.2013 10:37

    Правильно сказал М.Котляров - причина необдуманная финансовая политика Зиннурова, также как и у В. Мингазова (ВАМИН).Разница только в том, что первый не является сенатором и работает в автомобильном секторе. Об этом я в страницах БО три года тому назад сказал.

  • Анонимно
    22.04.2013 18:23

    у Зиннурова нет вокруг грамотной команды...соответственно результат

  • Анонимно
    22.04.2013 21:08

    Зиннуров верни людям кровную зарплату может тогда дела пойдут

  • Анонимно
    3.10.2013 12:51

    Зиннуров сам все испортил...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль