Общество 
6.05.2013

Ребрендинг «Рубина». Версия 2.0

33560.jpg
Новым президентом клуба «Рубин» стал глава «Связьинвестнефтехима» Валерий Сорокин (справа от Курбана Бердыева - главного тренера казанской команды)

В НОВОМ СЕЗОНЕ – НОВЫЙ «РУБИН»

Как известно, «Рубин» менее года назад уже попытался провести ребрендинг и даже представил новую эмблему. Процесс был запущен еще в период, когда президентом клуба был Дмитрий Самаренкин – совладелец группы «Нэфис Косметикс». Дело заглохло после первых шагов, и понятно почему. В клубе с тех пор произошли тектонические изменения, приведшие к формированию новой управленческой команды. В частности, новым президентом, гендиректором «Связьинвестнефтехима» Валерием Сорокиным была приглашена Мария Климова (ранее директор по маркетингу донецкого «Шахтера»), пока что только на должность советника президента клуба Сорокина, но с перспективой, что она станет главой маркетинговой группы казанцев.

И вот – новая попытка осовременить лицо «Рубина». Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», ребрендингом «Рубина» занимается итальянское представительство американского агентства Interbrand. Известно оно тем, что занимает топовые позиции в ведущем рейтинге Business Week среди маркетинговых компаний. Как объясняют в клубе, итальянское подразделение было выбрано потому, что оно ориентированно на развитие спортивного направления и брендов высшего класса, к примеру, BMW. Цена вопроса не разглашается. Но очевидно, что и само агентство ставит стоимость собственных услуг из расчета цены своего бренда. Таким образом, можно быть уверенным, что «Рубин» не поскупился, пригласив столь солидных партнеров.

16873.jpg
«Рубин» менее года назад уже попытался провести ребрендинг и даже представил новую эмблему клуба

Эксперт нашей газеты Игорь Козлов – руководитель группы «Бренд-ателье» (Набережные Челны), считает, что «говорить о стоимости заказа несколько некорректно, попросту неизвестны объемы, но можно предположить. «Думаю, что в случае с «Рубином» стоимость проекта может достигать миллиона и более долларов. Такие крупные фирмы, наподобие той, что выбрал «Рубин», за мелкие объемы в несколько десятков тысяч долларов браться не станут». Климова сообщила в интервью газете «БИЗНЕС Online», что гонорар итальянцев будет намного меньше указанной суммы, но вдаваться в подробности не стала. Кроме того, госпожа Климова рассказала нам о поставленной задаче перед Interbrand и некоторых целях работы по обновлению бренда:

Что такое бренд и как я это понимаю? Сейчас пришел «Рубин» к УЕФА и сказал: «Ребята, можно мы перенесем матч в Казань?» В УЕФА ответили, что по каким-то объективным причинам это невозможно. А вот если бы «Барселона» попросила, как вы думаете, какое решение было бы принято? Ей бы не отказали. Вот это и есть бренд и его сила. А какая-то красивая картинка, эмблема, фирменный стиль – это более узко, хотя тоже важно. Самое главное – как люди понимают слово «Рубин», какие ассоциации у них возникают, как они его мысленно называют, насколько уважают и ценят, насколько «Рубин» для них важен. Чтобы нарисовать эмблему, которая воодушевляет людей, вызывает у них эмоции, нужно вычислить именно это. Такое понимание – основа всего остального: стратегического видения, постановки целей, краткосрочного и долгосрочного планирования. Этот процесс очень важен, потому что нужно изначально не ошибиться. Нужно знать, что у людей в головах, как и что они воспринимают, чего ждут. Что мы можем дать дополнительно? Вопросов масса.

Как раз компания Interbrand этим и занимается. Мы пытаемся сформировать бренд-платформу. Пытаемся понять, какие ценности разделяют наши болельщики.

Например, наличие своих воспитанников в своей команде это очень важно для людей, или все-таки будет приятным дополнением?

Насколько важно, чтобы Зилант был на эмблеме? В России очень многие даже не подозревают, что вот эти черточки на эмблемах – старой и новой – это Зилант. Я и сама раньше не знала, честно, до того, как в «Рубин» приехала. И это неправильно – люди должны понимать, что содержится в лого. Прежде всего наши, а потом уже необходимо представить это всем остальным так, как мы бы хотели, чтобы люди это воспринимали. Ну а потом уже – стать, как «Барселона», чтобы была повсеместная узнаваемость бренда.

PUMA ВМЕСТО UMBRO

О некоторых первых шагах имиджевых изменений «Рубина» уже известно широкой общественности, хотя и не все инициативы находят отклик в сердцах аудитории. «Эпическая реклама», как сама называет ее Климова, уже пошла в массы. Газета «БИЗНЕС Online» подробно рассказывала о том, что планируют сделать в клубе на этот счет. Суть идеи заключается в том, что футболисты команды выступают в роли хранителей рубина – магического камня. В стилизации непременно присутствует Зилант – символ города и основной герой эмблемы «Рубина». Именно образ тысячелетнего змея из народного эпоса должен стать центральной фигурой в новой эмблеме клуба и центральной темой всей рекламной кампании, считает советник президента двукратного чемпиона России.

Вторым и более существенным шагом в ребрендинге клуба станет то, что с будущего сезона казанцы сменят технического спонсора (последние несколько лет им является американо-британская марка UMBRO). В самом клубе корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online» не стали раскрывать имя нового партнера, ссылаясь на этические моменты по отношению к старому партнеру. Однако наши источники на футбольном рынке не сомневаются, что в «Рубин» приходит PUMA. Казанцы будут играть в форме, произведенной одной из ведущих фирм мира, что должно привлечь внимание аудитории и несомненно добавит авторитета клубу. К тому же форму обещают изготовить по уникальным эскизам, причем их будет три комплекта, как у всех европейских команд, а не два: только домашний и выездной, без альтернативного комплекта, как сейчас.

РЫНОК РАЗДЕЛИЛИ НА ТРОИХ

Несколько слов – о будущем техспонсоре «Рубина» и о том, как устроен этот рынок.

PUMA – немецкая группа, образованная в 1948 году. История появления этого бренда, пожалуй, одна из самых знаменитых и популярных в мире спортивной экипировки. Два брата Даcслеры Рудольф и Адольф, не сумев поделить наследие отца – фирму Dassler, основали две новые компании. Так появились на свет марки PUMA (изначально фирма называлась RuDa по имени своего директора) и Adidas (до сих пор носит имя от производных имени руководителя Ади Дасслер). Так небольшой баварский городок с труднопроизносимым названием Херцогенаурах с населением в 20 тыс. жителей стал одним из мировых центров разработки и некогда производства (сейчас основное производство компаний находится в Китае) спортивной экипировки.

В футбольной части рынка спортивной одежды, помимо немецких братьев, еще один большой игрок – американский Nike. На долю «трех китов» приходится до 80% всего рынка. В нынешнем розыгрыше футбольной Лиги чемпионов лишь 22 команды из 74 играли не в форме от Puma, Adidas или Nike. Бренд из американского штата Орегон по различным оценкам является самым дорогим в спортивной индустрии. Справедливости ради стоить отметить, что в футболе на первом месте стоит все же Adidas со своими шестидесятилетними традициями, а американцы достигли таких высот во многом за счет диверсифицированного производства. К примеру играть в баскетбол в США не в Nike – чуть ли не дурной тон.

460-климова.jpg
Мария Климова сообщила, что гонорар итальянцев будет намного меньше указанной суммы, но вдаваться в подробности не стала

К слову, марка Umbro, с которой сейчас у «Рубина» еще действующий контракт, в 2008 году на 100% отошла за 290,5 млн. фунтов стерлингов североамериканскому концерну. Однако сей факт не должен вводить в заблуждение. Разница между Nike и Umbro такая же, как и у казанцев с «Барселоной» на футбольном поле. Кстати, каталонцы как раз играют в Nike, так же как и английские «Арсенал» и «Манчестер Юнайтед», итальянский «Ювентус», российские «Спартак» и «Зенит», как еще целый ряд ведущих сборных мира. «Рубин» три года назад отказался именно от американцев в пользу британцев и фактически сменил иномарку, пусть и подержанную (для татарстанского клуба Nike не производит эксклюзива), на отечественный автомобиль.

PUMA в этой табели о рангах стоит на третьем месте. Что, с одной стороны, минус с точки зрения статусности партнера, а с другой – напротив, может быть плюсом. Есть надежда, что «Рубин» будет играть не в форме по образу и подобию прошлых разработок фирмы, а получит эксклюзивный проект с соответствующим качеством. Нужно понимать, что уход от Umbro не только следствие общего тренда (за последние годы от компании ушли практически все крупные клиенты). Нарекания были не только по внешнему виду формы, но и по ее качеству, на которое жаловались футболисты и обслуживающий персонал клуба.

PUMA занимает прочное место на своем рынке, но при этом звезд с неба немцы не хватают. Ведущие проекты компании: сборная Италии и дортмунская «Боруссия» – главное открытие нынешнего футбольного сезона в Европе, клуб смог пробиться в финал Лиги чемпионов. В России в форме от Puma играют три клуба – «Локомотив», «Амкар» и «Волга» – не самые представительные отечественные команды. Вообще, PUMA долгое время развивала африканский рынок, многие сборные черного континента играют в «кошачьей» форме.

«РУБИН» ДОЛЖЕН БЫЛ ИГРАТЬ В ADIDAS

Некоторое время назад команда прежнего президента «Рубина» Самаренкина, как рассказал нам источник, близкий к клубу, активно разрабатывала проект договора с Adidas. Есть несколько типовых форм сотрудничества с техническим спонсором, как правило, различаются лишь детали. Все ведущие мировые клубы получают деньги за право одевать свою главную команду, весь персонал и детскую школу в экипировку от спонсора. Суммы контрактов не разглашаются, но те данные, которые попадают в открытый доступ, говорят о том, что технические спонсоры платят до десятков миллионов евро в год и еще отдают часть прибыли с продажи одежды с маркой клуба. Вторая схема – когда клуб самостоятельно оплачивает всю экипировку и фактически просто подписывает контракт с поставщиком одежды и не более того, нечто подобное сейчас у «Рубина» с Umbro. Также существуют варианты, когда спонсор одевает бесплатно лишь главную команду. Самаренкину и Ко Adidas предложил первую схему – когда немецкий концерн не только предоставляет собственную экипировку, но еще и платит деньги. Клубная символика участвует в рекламных акциях компании и распространяется в одной из самых больших сетей розничных продаж спортивной одежды в России – фирменных магазинах Adidas. Получись проект, это была бы сказка. Однако этому не суждено было сбыться. Контракт, который был предложен «Рубину», подписал московский клуб «Динамо».

460.jpg
«Рубин» представил своих игроков в новом образе - хранителей магического камня

На каких условиях подписан контракт с PUMA, неизвестно, ясно одно, что казанский клуб сам выходил на немецкий концерн, а не наоборот, как было в случае с Adidas, соответственно, условия ставил не клуб, а спонсор. Если не углубляться в исключительно технологическую плоскость, а остаться на уровне маркетинга, контракт с компанией Адольфа Дасслера был бы намного более привлекателен, чем контракт с фирмой его брата Рудольфа, даже при прочих равных. Сколько в Казани фирменных магазинов Puma? Всего один. А сколько Adidas? Пять фирменных супермакетов. Такой технический спонсор мог бы серьезно увеличить продажу продукции с атрибутикой клуба, причем не только в республике, но и по всей стране. PUMA подобными возможностями похвастаться не может. Вот и получается, что сейчас в Казани форму питерского «Зенита» (магазин Nike) или московского «Динамо» (Adidas) купить проще, нежели футболку игрока казанского «Рубина».

Однако как бы то ни было, PUMA для «Рубина» – это, безусловно, шаг вперед.

ЖИЗНЬ ПО СРЕДСТВАМ

Перемены в «Рубине» следует рассматривать в контексте изменений, которые сейчас происходят в мировом футболе. Расточительность в современном европейском футболе вне закона. Напомним, президент УЕФА Мишель Платини в 2009 году стал идейным вдохновителем и главным лоббистом системы финансового фейр-плей. Таким образом, времена, когда клубы тратили огромные деньги на покупку футболистов и разгоняли гонку бюджетов, должны подойти к концу.

Основной постулат идеи Платини – сделать финансовую политику клубов более дисциплинированной и рациональной. Что означает: клубы должны жить по средствам и больше самостоятельно зарабатывать. Во многом именно позиция УЕФА и строгие меры, которые уже ассоциация применила к некоторым европейским командам, стали причиной того, что «Рубин» всерьез задумался о том, что необходимо не только тратить, но и зарабатывать. На Западе большую часть прибыли дают две составляющие: телевидение и болельщики, причем болельщики со всего мира, недаром «Барселона» и «Манчестер Юнайтед» стабильно ездят в турне по Китаю и другим азиатским странам.

Телевидение в России пока что не способно приносить в казну клубов больших денег, остаются лишь болельщики. Причем рынок в большинстве футбольных городов страны практически не развит. Нет необходимости что-либо выдумывать, мало что сделано даже из того, что написано в учебниках. Бренд «Рубина» в такой системе малопривлекателен именно с точки зрения продаваемости. Казанцы заработали себе имя на футбольном поле, но клуб при этом стал снарядом для упражнений в остроумии столичных журналистов и любителей футбола по всей стране и, может, даже и всему миру.

Но кроме Платини подстегивает «Рубин» еще и скорое открытие нового стадиона. И если ничего не делать сейчас, то первое время на футбол будут ходить как в музей, дабы посмотреть на новую арену. А потом посещаемость вернется к своим прежним неутешительным показателям, которые в нынешнем году и вовсе стали худшими за последние пять лет.

ВОТ И НУЖНО ЭТУ УНИКАЛЬНОСТЬ РАЗВИВАТЬ

Ситуацию прокомментировали эксперты газеты «БИЗНЕС Online».

Сергей Насекин – владелец студии дизайна «Айбат», преподаватель факультета дизайна Казанского государственного архитектурно-строительного университета:

– Странно все это. Сменили эмблему год назад, теперь вот снова будут изменения. Мне непонятно, почему была приглашена иностранная фирма. Я понимаю, когда к нам приезжают с Запада, чтобы дать нам новейшие технологии в области, положим, науки и техники, где у нас нет технологий и людей. Но совершенно неясно, зачем звать иностранцев на большие деньги в ту область, где и своих специалистов хватает, причем даже не в России, а в самом Татарстане. Деньги просто уходят на сторону. Что могут нам дать итальянцы? Откуда им знакома региональная специфика и местный менталитет? Казань – самый восточный после Перми город страны, представленный в премьер-лиге. Вот и нужно эту уникальность развивать, так что европейский подход может быть на нашей земле и неприменим. Не уверен, что итальянские специалисты смогут привнести что-то реально новое, все уже давно известно. И мне кажется, что приглашение иностранцев для ребрендинга – это не самое лучшее решение. Можно же было выбрать местных на конкурсной основе. Посмотреть, что люди предлагают. Причем ребрендинг при грамотном подходе возможно сделать в короткие сроки и с реальным эффектом.

Игорь Козлов – руководитель группы «Бренд-ателье»:

– «Рубин» планирует провести именно ребрендинг – это внутренние изменения – и включить в него рестайлинг, а это только изменение внешнего вида. При ребрендинге корректируется суть многих процессов, политика и ценности, да и сам подход к делу как с точки зрения экономики, так и с точки зрения футбола. Клуб становится другим. Причем изменения происходят вплоть до кадровой и трансферной политики, сменяется вектор. А уже после добавляется новый стиль. Так вот только рестайлинг – разработка нового внешнего вида – обошелся к примеру «Татнефти» несколько лет назад в 3 миллиона рублей. В проектах по ребрендингу крайне редко оглашается стоимость работ. Говорить о стоимости заказа несколько некорректно, попросту неизвестны объемы, но можно предположить. Думаю, что в случае с «Рубином» стоимость проекта может достигать миллиона и более долларов. Такие крупные фирмы, наподобие той, что выбрал «Рубин», за мелкие объемы в несколько десятков тысяч долларов браться не станут. Так что, очевидно, речь идет о серьезных деньгах, но точную цифру можно назвать, узнав детали, а ими вряд ли клуб будет делиться.

Любой бренд должен меняться, использовать современные черты и следовать тренду. И «Рубину» пришла пора меняться. На мой взгляд, форма и лого – это совсем не важно. Главное – футбол, это самое главное. Цветом формы чемпионат не выиграешь. Итальянские и даже немецкие клубы с историей и деньгами имеют простые и даже посредственные фирменные знаки и лого.

Приведу еще один пример. Почта России тоже делала ребрендинг, приглашали британскую фирму, а на деле вышло то же, что и было, но только вид сбоку. Повторюсь, важно меняться внутренне, а не внешне.

460-2.jpg
Казанцы заработали себе имя на футбольном поле, но клуб при этом стал снарядом для упражнений в остроумии столичных журналистов и любителей футбола по всей стране

Сергей Акулинин – начальник тематического отдела дирекции спортивных телеканалов «НТВ-Плюс», футбольный обозреватель:

– Если говорить о бренде в широком смысле этого понятия, то для меня, как представителя средства массовой информации, футбольный клуб «Рубин» ассоциируется с табу, закрытостью, неприступностью. Часто невозможно получить какую-либо информацию о клубе, о команде. Поэтому если клуб намерен изменить такой имидж, переориентироваться, то прежде всего нужно менять эту составляющую. Если затеян ребрендинг, то, надеюсь, с новым «Рубином» будет легче работать, игроки будут давать больше интервью, о клубе будут снимать больше передач, программ, сюжетов, и меньше будет уделяться внимания каким-то невиданным приметам. Поэтому, я думаю, ребрендинг пойдет на пользу клубу. Пока же для меня «Рубин» – самый закрытый из всех 16 клубов российской премьер-лиги.

Что касается высказывания моего коллеги Василия Уткина относительно того, что «Рубин» не нужен российскому футболу, то я, честно говоря, не помню, что конкретно Василий вкладывал в эту фразу. Но лично я, например, не нахожу аргументов в пользу этого утверждения.

«РУБИН» НАЧАЛ РАСКРЫВАТЬСЯ

Джаудат Абдуллин – журналист газеты «БИЗНЕС Online», участник фокус-группы, проводимой компанией Interbrand:

– Некоторое время назад итальянцы проводили фокус-группу для формирования нового бренда. Я оказался в числе опрашиваемых. Меня спрашивали, например, о том, что я думаю о новом объединенном чемпионате России и Украины. Я ответил, что люди, которые до этого затеяли переход чемпионата на осень-весну, уже себя дискредитировали. Как я могу доверять тем, из-за кого «Рубин» шарахается из стадиона на стадион в начале чемпионата.

Был вопрос о «Рубине» нынешнем, что он из себя представляет. Команда раньше на 100 процентов была закрыта, но на тот момент, когда проводили опрос, он начал раскрываться. Надеюсь, эта тенденция не прекратится. Еще один вопрос, который задавали итальянцы: «Что для вас символ Казани?» Естественно, это дракон Зилант. Спрашивали, что такое ребрендинг. Я честно ответил, что не знаю. Естественно, футбол ради футбола не нужен. Он для болельщиков. Даже если футболисты выйдут голыми, они запомнятся. А если выйдут в красивой форме и ничего не покажут, это никому не будет нужно.

Жан-Марк Гойран – президент французского спортивного агентства JessGroup Monaco:

– «Рубин» – известный российский клуб. В Европе его узнают. В этом сезоне у них был очень хороший сезон в Лиге Европы. В России я симпатизирую «Рубину». На это есть как минимум две причины. Во-первых, там играет французский футболист Янн М’Вила. Во-вторых, Татарстан – родина моей жены. С каким французским клубом сравнить? Очень сложный вопрос. Может быть, «Бордо». Если я не ошибаюсь, оба клуба были чемпионами в 2009 году, но сейчас дела во внутренних чемпионатах у тех и у других идут не лучшим образом. Но «Бордо» очень старый клуб, и в этом плане больше подходит молодой клуб «ПСЖ».

Алексей Сафонов – футбольный агент:

– Посмотрите на результаты «Рубина»: за последние пять лет команда дважды стала чемпионом России, выиграла кубок страны, стабильно играет в еврокубках. Если раньше сильные европейские футболисты, рассматривая предложения поиграть в России, ставили условия, что поедут только в московский клуб или в Санкт-Петербург, то сейчас в этом ряду называется и Казань. Немаловажно и то, что «Рубин» имеет за плечами 55-летнюю историю, прошел последовательно вторую и первую лиги, а не появился не на пустом месте только за счет вкачивания больших денег.

Нужен ли «Рубину» новый бренд? (06.05.13-07.05.13)
4%Ничего менять не надо, все хорошо
8%Всему свое время. «Рубин» созрел для ребрендинга
27%«Рубину» надо думать об игре, а не форме и эмблемах
20%Нужен не ребрендинг, а коренная перестройка работы клуба
29%Ребрендинг нужен, хотелось бы получить лицо европейского клуба, уважающего своего болельщика
12%Ребрендинг – это зачастую способ освоить бюджет для управленцев
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (47) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    6.05.2013 08:33

    позабавил комментарий козлова о стоимости работ в млн.$ и больше, для примера стоимость ребрендинга ржд от BBDO стоило около 150-200 тыс.$, а вот в 1 млн$ уже может быть включено полная замена инструментов марк.коммуникаций.БО проснитесь, что у вас за эксперт козлов в комментариях? среди маркетингового сообщества его знать никто не знает, так еще и комментарии пространные.

    • Анонимно
      6.05.2013 12:57

      BBDO кроме логотипа за эти деньги еще что-нибудь сделало?

      • Анонимно
        6.05.2013 13:46

        в гугле посмотри, а что интербренд что-то еще сделает)? так-то и платформа бренда и бренд-стори по-умолчанию включены в блок.

  • Анонимно
    6.05.2013 09:15

    Хотите сделать посещаемость матчей такой же как в Германии?-сделайте уровень жизни простых россиян как в Германии.

  • Анонимно
    6.05.2013 09:28

    Пустая трата денег. Все равно Сорокин ничего не сделает

    • Анонимно
      6.05.2013 12:38

      Надо же откуда то кушать новым ген.директору и руководителю отдела маркетинга.

  • Анонимно
    6.05.2013 09:48

    главное,чтобы это было на деле,а не на словах.

  • Анонимно
    6.05.2013 10:02

    Новые майки, футболки, наклейки. Без них в финал Лиги Чемпионов никак нельзя?

  • Анонимно
    6.05.2013 10:06

    В баскетбол можно играть не только в Nike. Все клубы NBA играют в майках adidas! Такой контракт у лиги и все клубы подчиняются

  • Анонимно
    6.05.2013 10:10

    Бренд клуба создается не формой,а игрой на поле и результатами.Играть надо как Барселона и Бавария,тогда и уважать будут.А то,что затеяла Климова,это деньги на ветер.Надо с игроков начинать,качественных футболистов отбирать и чтобы они бились на поле,а не ходили пешком.

    • Анонимно
      6.05.2013 10:15

      Мне кажется инертный и явно далекий от какого-либо вида спорта Сорокин в Рубине занимается не своим делом

  • Анонимно
    6.05.2013 10:21

    Игорь Козлов, видимо совсем не в курсе спортивных новостей, либо просто не интересуется футболом.Ведь всем посвященным болельщикам российского футбола прекрасно известны причины переноса матча ЛЕ против лондонского Челси на Лужники. Кто бы это ни был, пресловутая "Барселона", либо легендарный "Реал", просить о проведении футбольного матча на таком стадионе, с таким газоном, который был на "центральном стадионе" г. Казани, в любом случаи не разумно и глупо. Ведь следующий проведенный матч на стадионе в Чемпионате России по футболу показал правильность решения делегатов УЕФА о переносе матча в Москву.Так что подпихивать под данный факт силу бренда, в высшей степени не разумно и не профессионально, что говорит качестве работ провинциальной компании «Бренд-ателье».

    • Анонимно
      6.05.2013 10:53

      ну вообще как минимум клуб должен был изначально внести наш стадион в заявку, а внесен был лужники и краснодар

  • Анонимно
    6.05.2013 10:27

    Поддерживаю Рубин в новом начинании. Культура болельщиков начинается с качественной атрибутики. Puma меня очень устраивает, надеюсь только что дизайнеры постараются.

  • Анонимно
    6.05.2013 10:29

    Пир во время чумы. Игры нет, результатов нет. Посещаемость падает. Футбол в Казани становится не нужен. А они затеяли ребрендинг, рейстайлинг. Лучше мозги себе поменяйте начиная от попечительского совета и заканчивая тренерами

    • Анонимно
      6.05.2013 10:52

      Это отнюдь не взаимоисключающие прцессы, скорее даже наоборот, взаимодополняющие... "Рубину" нужен качественный скачок в развитии, поэтому без современных коммуникаций не обойтись никак. Но и игру ими тоже полностью заменитть нельзя, а значит процессы должны идти параллельно, если конечно ставить в виде конечной цели построение настоящей соременной клубной инфаструктуры

    • Анонимно
      6.05.2013 11:53

      В точку

  • Анонимно
    6.05.2013 11:24

    На самом первом снимке 2 лица Рубина,какое из них будут менять? Наверное болельщикам было бы приятно увидеть на этом фото Хузина и Ахметгалеева.Вот вам ребрендинг и рейстайлинг.Недавно в советском спорте была статья как поднимался немецкий футбол,вот поэтому же пути надо идти,не надо ничего придумывать.Прочитайте уважаемые люди,от кого зависит развитие футбола в РТ,эту статью.А ведь они начали со своих футбольных школ.И тренерами в этих школах работали только свои,местные.А где наши местные-Хузин,Ахметгалеев,Зайнутдинов,Харламов,Гайнуллин,Мартынов,Савельев,Акбаров и т.д.Случай с Адидас вообще ужас,как можно было такое допустить.Много статей было о Рубине,много откликов,но ничего не меняется.Значит или не могут или не хотят.

  • Анонимно
    6.05.2013 11:41

    Ничего другого от Рубина ждать не приходится, только красивую форму. Разве это заслуга Рубина будет?

  • Анонимно
    6.05.2013 12:07

    Чувствую, с такой маркетинговой политикой посещаемость клуба будет и дальше падать...

  • Анонимно
    6.05.2013 12:21

    Надо смело сформулировать задачу - сделать клуб привлекательным. Футбол какой никакой есть, нет работы с болельщиками, нет позитивного имиджа, нет понимания как этого добиться. Иностранная фирма мозги руководству клуба не поменяет.Учиться надо и с себя требовать, а не склочничать в СМИ и обливать друг друга грязью, а работать. Дать деньги кому-то под обещания - это не работа.

    • Анонимно
      6.05.2013 13:10

      Пусть сначала заплатят долги за предыдущий ребрендинг. Скоро будет год, как Громов занимается затягиванием процесса выплаты подрядчикам положенных им денег. Вот и заказывают теперь все эти услуги, то в Питере , то в Италии.... У нас город небольшой, все все знают уже про манеру ведения бизнеса Громова.

  • Анонимно
    6.05.2013 12:36

    На днях увидел баннер с рекламой предстоящего матча Рубин-Мордовия.Какие-то рыцари и типа будет битва... Стыдоба : Рубин ,наверное,с бюджетом в 10раз больше и полунищая Мордовия.Для нормальной команды в этом случае должно быть сравнение -Аргентина -Ямайка 5-0,а не битва ,тем более на своем поле.

    • Анонимно
      6.05.2013 12:49

      вообще-то эта полунищая команда в последнем туре вынесла "народный " спартак. Это оченьсерьёзно!

  • Анонимно
    6.05.2013 13:23

    что касается содержания игры,то она весной радует-Рубин играет в хороший,умный футбол,а по поводу раскрутки бренда,то думаю надо смотреть на восток,позиционировать как клуб из мусульманского региона,эта ниша не занята,там только турецкие клубы,ведь за Рубином следят многие в исламском мире.Обезательно ли символом клуба должно быть животное???

    • Анонимно
      6.05.2013 13:47

      Во-первых, востоку свойственен не только ислам: и буддизм, и индуизм, и конфуцианство, и, представьте себе, иудаизм. Во вторых, дополнительно подчеркивать лишний раз религиозные моменты в спорте вряд ли приемлемо, т.к. спорт должен быть вне всякой политики. В-третьих, говорить о том, что Татарстан - это мусульманский регион, нельзя, т.к. большинство его населения не исповедают ислам. Наоборот надо гордиться тем, что клуб представляет республику, где мирно живут представители разных религий, не противопоставляя одних другим

  • Анонимно
    6.05.2013 13:47

    Лучше пиво на стадионе продавайте.. Это РЕАЛЬНО привлечёт зрителя...Футбол для зрителя- это отдых и общение, а не армейские построения..

    • Анонимно
      6.05.2013 13:58

      Это легко, а вы готовы по паспорту билеты покупать и по паспорту на стадион проходить?

    • Анонимно
      6.05.2013 13:59

      и двери в туалет сделайте пошире...издевательство же какое-то...

    • Анонимно
      6.05.2013 14:45

      Пиво на стадионе будет стоить вдвое дороже, чем в магазине. Этим зрителей не привлечешь. Да и нужны ли пьющие зрители?

      • Анонимно
        6.05.2013 16:23

        В Германии и Англии разрешено пиво и это приносит огромные прибыли клубам и плюс высокая посещаемость. В России это запрещено заклном

  • Анонимно
    6.05.2013 14:53

    А лучше - водку. И вместо мужиков - варьете с девочками топлесс. Посещаемость вырастет гарантировано!

    • Анонимно
      6.05.2013 22:19

      А болельщики всё-равно водку пьют.. только за пол-часа до начала матча.. вот и вся разница..

  • Анонимно
    6.05.2013 16:15

    Сорокин еще не то сделает! уважаю его подход к делу!

  • Анонимно
    6.05.2013 16:25

    Пока главный тренер Бердыев ничего не изменится в комманде кординально, т.к. для футбола главное стиль игры и результат, а не надписи на футболках игроков и цвет их буц. Нужен новый тренер с Европейским мышлением и современым стилем игры.

    • Анонимно
      6.05.2013 16:40

      Да, пока президент клуба Сорокин команда Рубин будет скатываться вниз и очень быстро

    • Анонимно
      6.05.2013 17:42

      Вообще-то стиль Рубина сейчас узнаваем везде, даже в Европе. Результат Бердыев тоже дает - это самый успешный тренер клуба за всю его более чем 50-летнюю историю, который в этом еврокубковом сезоне добился больше, чем все остальные тренера других российских клубов, в т.ч. те их них, которые являются европейцами

  • Анонимно
    6.05.2013 16:33

    Чего только стоит Закон запрещающий продажу спиртных напитков на стадионах и т.д. Супер! Бюджет не опустеет, в 2014 году планируется поднять налог на акциз с 10-30%.Экономика!

  • Анонимно
    6.05.2013 18:18

    Реально уже бесят статьи где пишется, что Рубин радикально изменится, да ничто никогда не изменится при Бердыеве.

    • Анонимно
      7.05.2013 09:23

      При чем тут Бердыев. Все в Рубине зависит от Сорокина,Громова и Климовой.Они разрушают Рубин.

      • Анонимно
        7.05.2013 11:43

        Бердыев мешает закупать тех игроков которые нужны, а сам продвигает только тех с кем знаком лично или его друзья знают их, что бы потом можно было услугу за услугу получить.

        • Анонимно
          7.05.2013 23:28

          Откуда информация? А вы хотели бы,чтобы по игрокам все решал Громов? И откуда кому знать,какие именно игроки нужны Рубину? А за "получить за услуги" можете и срок схлопотать за клевету...Следите за языком...

  • Анонимно
    6.05.2013 20:39

    Желаю удачи!

  • Анонимно
    12.05.2013 09:42

    Самое главное что бы у Марии вхождение в работу не затянулось. Болельщики ждут перемен, а пока есть только ощущение начинающегося застоя в плане маркетинга. Могу дать несколько подсказок по поводу направления работы: 1. Рубин можно асоциировать как клуб защищающий цвета столицы всех Татар России. (Это дает увелечение аудитории за пределы региона).2. Противостояние Москвы и Казани ( на Московские команды всегда приходят больше болельщиков).3. Создание образа модности боления в футбол в Казани ( пока такая мода или тренд есть только у Ак Барса, существует образ состоятельного болельщика который приезжает на дорогой машине в новую арену поболеть за более дорогой хоккей).4. Работа с иногородними студентами. ( Потенциал студенчества в Казани большой, около 100 тыс. чел. Но у иногородних студентов, особенно из сельской местности существует опасения оказаться отторженым в болельщицкой среде от городской молодежи).5. Работа с соседними регионами. (Особенно с республиками Мари Эл, Чувашия и Кировской областью, где не развит спорт топ уровня и они охотно болеют за Казанские клубы).6. Создание модной брендовой одежды для молодежи. ( Не много будут ходить в футболках, но многих заинтересуют например толстовки с символиками Рубина и Казани сделанные в модной тематике).7. Создания ассоциации ФК Рубина как современного клуба прогрессирующего паралельно развитию современной Казани (маркетинговый клуб пытается акцентировать на клубную историю но это реально не цыпляет так как у Рубина в далеком прошлом громких достижений не было).8. Казань третья столица России. ( Создания ассоциативного ряда для Рубина как сильнейшего регионального (не Московского) клуба в России).

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль