Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Коллектив Казанского научного центра РАН (далее - Центр), ознакомившись и обсудив проект федерального закона "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – законопроект), выражает свое возмущение крайней поспешностью рассмотрения и внесения данного законопроекта Правительством России в Государственную Думу Федерального Собрания РФ без предварительного обсуждения со всеми заинтересованными сторонами научно-образовательного сообщества России.

Российская академия наук, созданная почти 300 лет назад и являющаяся общепризнанной научной организацией, имеет колоссальный авторитет во всем мировом научном сообществе. Государственные академии наук, и, в первую очередь, Российская академия наук, фактически являются основными научными структурами, формирующими пути развития фундаментальной и прикладной науки и осуществляющими основной объем фундаментальных исследований в России. Наука, также как и образование, является элементом культуры и становым хребтом любой высокоразвитой страны, определяющим не только уровень развития экономики, но и национальное самосознание общества. Проведение реформ в этой сфере, к тому же напрямую влияющих на судьбы десятков тысяч людей – граждан России, необходимо осуществлять очень продуманно и взвешено. И важно, чтобы процесс реформирования исходил от научного сообщества России, а не из чиновничьих недр. И этот процесс уже начался с момента выборов нового Президента РАН, который в своей программе сформулировал основные принципы развития академической науки.

Предлагаемый законопроект является не реформой, а детальным планом полной ликвидации государственных академий наук. В нем налицо нежелание чиновников решить проблемы, стоящие перед российской наукой, а очередная попытка осуществить "рейдерский" захват земельно-имущественного комплекса РАН. Принятие данного законопроекта создаст благоприятную среду для манипулирования с земельно-имущественным комплексом академических институтов, в настоящий момент являющимся крайне привлекательным для реализации "инвестиционных проектов" нечистоплотными на руку чиновниками, ведущих не к повышению эффективности использования федерального имущества, а как показала "чрезвычайная ситуация" с имущественным комплексом Минобороны РФ, к наглому растаскиванию средств государственной казны.

Внесенный законопроект подготовлен Министерством образования и науки РФ с нарушением пункта 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов и их общественного обсуждения с предоставлением не менее 60 дней для проведения публичных консультаций.

Кроме того, имеет место желание министра Д.В.Ливанова ввести в заблуждение научное сообщество в части того, что принятие законопроекта повлечет за собой внесение изменения только в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (отражено в Перечне федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Авторами законопроекта замалчивается факт существования Федерального закона от 23.08.1996г. №127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и Федерального закона от 06.11.2011г. N 291-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся деятельности государственных академий наук и подведомственных им организаций". Предложенный законопроект прямо противоречит данным федеральным законам в части имущественного комплекса, финансовых средств и системы управления, не говоря уже о статусе государственных академий наук. Если это незнание законов, то это свидетельство полной некомпетентности профильного министра. Или же это желание "продавить" свое, удобное для ряда лиц решение, как это было с проектом государственной программы "Развитие науки и технологий Российской Федерации на 2013-2020 годы". Такой подход исключает формирование в России гражданского общества.

Помимо разрушения, а не реформирования в научной сфере, печальными последствиями принятия непроработанного и крайне "сырого" законопроекта будет срыв и целого ряда мероприятий, направленных на развитие социальной сферы академических учреждений и закрепление в науке молодых исследователей, реализуемых в настоящее время в соответствии с Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Среди них "замораживание" на период проведения реформы строительства служебного жилья для молодых ученых. В ближайшей перспективе возможны задержки с выплатами заработных плат сотрудникам академических учреждений, т.к. с вступлением в силу с 1 сентября с.г. федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" надбавки за степени отменяются, и данные выплаты должны быть включены в должностные оклады. Кто будет принимать в период летних месяцев необходимые правовые акты? Явно не чиновники Минобрнауки РФ. Помимо естественных многотысячных исков в суд за задержку зарплаты, все это может вызвать социальной взрыв и массовый отток наиболее квалифицированных специалистов из научного сектора. Возникает резонный вопрос – на кого и на чьи разработки в таком случае должно опираться Правительство России, перед которым в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 гг. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" стоят задачи создания и модернизации к 2020 году 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, а также увеличения доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза.

С учетом мнений, прозвучавших при обсуждении проекта федерального закона "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (протокол от 1 июля 2013г. № 1), считаем, что:

представленный в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае его принятия приведет к развалу российской науки, а также к технологическому "банкротству" экономики России и потери ее статуса как современной мировой державы, базирующейся на инновационной экономике знаний;

данный законопроект дискредитирует Правительство Российской Федерации в целом в силу профессиональной несостоятельности и некомпетентности отдельных его членов, которые должны уйти в отставку;

с учетом явного несовершенства предложенного законопроекта, а также нарушения процедуры его общественного обсуждения, Правительству Российской Федерации необходимо отозвать данный законопроект из Государственной Думы Федерального Собрания РФ и рассмотреть реформу государственных академий наук с широким обсуждением и учетом мнения научно-образовательного сообщества России.

По поручению Общего собрания Казанского научного центра РАН (присутствовало на заседании 70 членов Общего собрания КазНЦ РАН и 95 научных сотрудников институтов КазНЦ РАН).

Председатель Казанского научного центра Российской академии наук

академик О.Г.Синяшин