Маркетинг, СМИ и реклама 
6.08.2013

Медиарынок Татарстана: «федералы» сдают последние бастионы

27034.jpg

ДАННЫЕ «СО СТАНКА»

Каждое полугодие «БИЗНЕС Online» подводит итоги подписной кампании на периодические СМИ в Татарстане. Наш интерес носит не только социологический характер (что народ читает и кто определяет повестку дня), но и практический. Большинство читателей нашей газеты принимают решения, где и как рекламироваться их компаниям. Поэтому публикация реальных тиражей способствует более осознанному выбору: ведь порой рекламщики и директора компаний руководствуются громкостью бренда издания, а его в миллионной Казани читают меньше 10 тыс. человек… Как говорится, деньги на ветер.

Напомним, что мы внимательно отслеживаем данные об изменении тиражей печатных изданий еще с кризисного 2009 года. Так что нынешнее исследование уже восьмое.

Практически каждый наш обзор подтверждает общий тренд: в республике, как и во всей России, идет неуклонное сползание вниз тиражей платных изданий. Вопрос лишь в том, какова скорость этого процесса у различных изданий. Отдельные всплески общей картины не меняют.

Анализ тиражей и итогов полугодовых подписных кампаний мы основываем на данных о подписке ФГУП УПС «Татарстан почтасы». Кроме этого необходимые сведения нам предоставило министерство информатизации и связи РТ. Отметим, что приведенные в них цифры вызывают массу вопросов: так, в них по каким-то причинам не попадает целый ряд популярных изданий. Например, мы не обнаружили в них сведений о коммерчески успешных татарских газетах, которые распространяются преимущественно по подписке. В частности, «Ирек мэйданы», у которой подписка составляет 30 749 экземпляров при общем тираже 31 523 экземпляров, «Акчарлак» (соответственно 27,9 тыс. и 33 886), «Юлдаш» (24 550 подписчиков), «Безнен гэжит» подписка (20,1 тыс. и 23 тысячи).

Третьим источником информации для наших исследований стали данные по показателям отпечатанных тиражей газет и журналов республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям ОАО «Татмедиа». Эти данные «со станка» можно считать наиболее полными, ими мы и оперируем в основной таблице. Отметим, что итоговые данные прошедшей подписной кампании – на второе полугодие 2013 года – сравниваются «Татмедиа» и почтой с результатами кампании годичной давности. Среди издателей периодических изданий и почтовиков с начала 90-х годов существует убеждение, что на подписные кампании в первом и втором полугодии отличаются друг от друга ввиду сезонных факторов. Однако, на наш взгляд, сейчас это перестает иметь сколько-либо существенное значение и поэтому мы сравниваем данные двух последних подписных кампаний, а также для полноты картины приводим данные по тиражам с 2010 года.

Итоговые данные о подписной кампании на 2-е п/г 2013 г. по УФПС «Татарстан почтасы По данным татарстан почтасы
п/п Наименование издания Тиражи (экз.) 2 п/г 2012 Тиражи (экз.) 2 п/г 2013 % выполнения
Республиканская печать
1 Ватаным Татарстан 17795 18327 103
2 Казанские ведомости 22164 22549 101.7
3 Республика Татарстан 26928 26955 100.1
4 Сборник постановлений КМ РТ 1394 1375 98.6
5 Шахри Казан 5377 5271 98
6 Звезда Поволжья 717 700 97.6
7 Татарстан 2724 2527 92.8
8 Вечерняя Казань 20553 18391 89.5
9 Татарстан яшьляре 26330 22875 86.9
10 МК в Татарстане 125 101 80.8
11 Молодежь Татарстана 2170 594 27.4
Центральная печать
1 Известия 332 374 112.7
2 Советский спорт 354 394 111.3
3 Российская газета 1274 1242 97.5
4 Аргументы и факты 8179 7714 94.3
5 Комсомольская правда 4585 3905 85.2
6 Труд 380 279 73.4
Общее освоение тиражей: 1651888 1651985 100
по центральным изданиям: 307108 296345 96.5
по республиканским изданиям: 1083323 1095253 101.1
по районной печати: 261457 260387 99.6

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Кроме традиционного анализа печатных СМИ, распространяемых по подписке, мы в нашем нынешнем обзоре впервые провели анализ бесплатных печатных СМИ в ключевых городах РТ. Кроме того, был проведен анализ состояния рынка электронных СМИ Татарстана, учитывая их значительное и постоянное растущее влияние на информационное поле республики, в первую очередь это касается среднего класса (и верхней его части, куда входят лидеры бизнеса и многие чиновники) и молодежи.

ЧЕМПИОНЫ И АУТСАЙДЕРЫ

Для начала обратим внимание на тиражи ведущих республиканских печатных СМИ. Согласно данным по подписке на центральную, республиканскую и районную печать с учетом альтернативной подписки по состоянию на 1 июля 2013 года, предоставленным минсвязи РТ, чемпионом продолжает оставаться газета «Республика Татарстан». У ее «толстушки» 26 955 подписчиков. Общий же тираж, согласно данным «со станка», составляет более 36 тыс. – он, по сравнению с предыдущей подписной кампанией, уменьшился на 2 тысячи. Разница между этими цифрами говорит о том, что порядка 10 тысяч экз. редакция реализует в розницу и по альтернативной подписке. Понятно, что «РТ» читается в основном в районах республики, но нельзя не признать, что это очень серьезная цифра для печатного СМИ, и она предполагает неплохо отлаженную редакционную службу распространения. Ну и не будет большим секретом, если вспомнить здесь административный ресурс.

Отчасти похожая картина и у других СМИ. Например, «Казанские ведомости» (речь о «толстушке») печатают 27 150 экземпляров (падение за полгода на 1150), по подписке через почту уходит 22 549, то есть почти 5 тыс. – тоже розница и альтернативная подписка.

Тиражи бесплатных газет Бесплатные СМИ
Название издания Город распространения Тираж (тыс. экз)
«Ва-Банкъ» Казань 310
«ПроГород» Казань 290
Metro Казань 280
Единство Набережные Челны 133
Полезнея газета Набережные Челны 115
Капитал-Закамье Набережные Челны 100
Российская газета (толстушка)* Татарстан 85
Мы – нижнекамцы Нижнекамск 82
Единство Нижнекамск 80
Нижнекамская газета Нижнекамск 70
Кошелек Закамья Нижнекамск 64
Автоcity Набережные Челны 55
Business Republic Доброхот Набережные Челны 50
Волжские страницы Зеленодольск, Волжск 30
Город А Альметьевск 25
Акцент Поволжье Зеленодольск 25
Народная TV газета Зеленодольск 15
Кошелек Елабуга 15
Зур базар Елабуга 15
Деловой Зеленодольск Зеленодольск 11
Хорошая газета Елабуга 10

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Если говорить о Казани, то приходится констатировать, что продолжается падение тиража «Вечерней Казани»: на этот раз на 12%, до 19 411 экземпляров. Можно сказать, что это знаковое событие не только для самой «Вечерки», но и для рынка печатных СМИ в Татарстане в целом. Дело в том, что тираж газеты, долгое время являвшейся наиболее влиятельным общественно-политическим изданием в Татарстане, впервые упал ниже отметки в 20 тыс. экземпляров – это для нее своего рода очередной психологический рубеж. Напомним, что еще три года назад тираж «Вечерки» превышал 30 тыс. экземпляров, а в 90-е ее выписывали еще более значительное количество читателей (ряд авторов нашей газеты помнит тираж «ВК» в 60 - 80 тыс. и более).

«ФЕДЕРАЛЫ» В УПАДКЕ: ОТ «КОМСОМОЛКИ» ДО «ИЗВЕСТИЙ»

Обратимся к данным по федеральной печати. Практически все федеральные издания показывают падение тиражей. Ежедневная «Российская газета» потеряла почти 8% (тираж – 2 494 экземпляра), ежедневный выпуск «Комсомольской правды» – минус 20% (тираж – 8 тыс. экземпляров) и «толстушка» этого же издания – минус 15% (24 тыс. экз.). «Коммерсантъ» немного улучшил позиции – плюс 7%, в Татарстане печатается 1 666 экземпляров этой влиятельной в олигархических кругах страны газеты.

Интересно, что в полученных нами данных не было сведений о тираже другой федеральной деловой газеты – «Ведомостей». Тираж второй в стране любимой олигархами газеты, по словам директора казанского офиса Ирэн Голосовой, на Татарстан составляет 1000 экземпляров. Из них 460 распространяется по подписке, 180 в розницу, а оставшиеся 360 - представительское распространение (авиакомпании, отели, рестораны и т.д.).

Продолжила нести потери «народная» газета «Аргументы и факты», которая снизила тираж на 15%, до 21 675 экземпляров. Правда, почтовики сообщают, что подписка на эту газету составила 7,7 тыс. экземпляров. Остается лишь догадываться, каких усилий редакции АиФ строит распространение остальных 14 тыс. экземпляров газеты.

Данные о среднесуточной посещаемости интернет-СМИ Татарстана (22 по 28 июля 2013 г.) Интернет СМИ
Интернет-СМИ За 5 рабочих дней (с 22 по 26 июля) за 2 выходных дня (27-28 июля) За 7 дней (с 22 по 28 июля) Источник информации
«БИЗНЕС Online» 31,924 18,508 28,091 LiveInternet
ProKazan.ru 23,439 14,113 20,774 LiveInternet
РБК Татарстан 19,000 8,838 16,096 LiveInternet
Kazan.kp.ru 14,857 9,462 13,315 LiveInternet
«Татар-информ» 14,026 7,483 12,156 LiveInternet
116.ru 8,214 5,960 7,569 LiveInternet
Вечерняя Казань 6,007 2,254 4,934 LiveInternet
Tatcenter.ru 5,994 3,035 5,149 SpyLog
kazan.aif.ru 4,932 2,369 4,199 LiveInternet
Деловой квартал - Казань 2,977 1,540 2,566 LiveInternet

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Не превышают 400 экземпляров в Татарстане тиражи таких газет, как «Известия» и «Советский спорт». Напомним, что не так давно в Казани закрылась местная редакция «Советского спорта», газета, как известно, входит в ИД «Комсомольская правда».

Учитывая, что и КП с АиФ, и «Известия» с Ъ – это игроки, на которых десятилетиями держался медиарынок страны, то нынешнее их состояние тиражей говорит о том, что они сдают свои последние бастионы. По крайней мере в регионах. С чем это связано, наверняка сказать трудно, так как проблема многозначна, но факт есть факт.

МНОГО И БЕСПЛАТНО: КУДА УШЛО ВНИМАНИЕ МАСС

В этот обзор подписной кампании мы впервые решили включить еще один, самый крупный на сегодня сегмент рынка печатных СМИ Татарстана – массовые бесплатные газеты. Они играют существенную роль как на рынке информации (в меньшей степени), так и на рынке рекламы (в большей). Тиражи этих газет, как правило, стабильны, так как зависят только от финансовых возможностей издателей, а не от читательского спроса. В принципе, именно они являются в определенной мере (вместе с ТV, конечно) могильщиками массовой прессы эпохи «Комсомолки», АИФа и «Вечерки».

В Казани лидерами рынка среди бесплатных газет на сегодня являются «ПроГород», Metro, «Ва-Банкъ». Как сообщил газете «БИЗНЕС Online» Юрий Зубарев – руководитель отдела распространения газеты «ПроГород», еженедельный тираж его издания составляет 290 тыс. экземпляров. «Газета распространяется по почтовым ящикам, во всех районах города за исключением Дербышек», – уточнил он.

В отделе маркетинга газеты Metro (Москва) рассказали, что еженедельный тираж издания в столице Татарстана составляет 280 тыс. экземпляров. Газета «Ва-Банкъ» в Казани также издается еженедельно, заявленный тираж составляет 310 тыс. экземпляров.

Интересная деталь – две из трех наиболее тиражных бесплатных газет имеют не местное происхождение. «ПроГород-Казань» входит в группу из полутора десятков одноименных изданий, которая принадлежит кировской RNTI Group. Metro издается предпринимателем Рамилем Галеевым, основной издательский бизнес которого базируется в Набережных Челнах (газеты «Единство», «Вечерние Челны», «Из рук в руки» и др.).

Помимо Казани рынок бесплатной прессы неплохо развит и в Набережных Челнах, Нижнекамске, Елабуге, Зеленодольске. Так, например, в Набережных Челнах бесплатно распространяются газеты: «Единство» (тираж – 133 тыс. экземпляров), «Полезная газета» (115 тыс. экземпляров), «Капитал-Закамье» (100 тыс. экземпляров), «Автоcity» (55 тыс. экземпляров), Business Republic Доброхот (50 тыс. экземпляров).

В Нижнекамске тиражи бесплатных изданий поменьше: это газеты «Мы – нижнекамцы» (82 тыс. экземпляров), «Единство» (80 тыс. экземпляров), «Нижнекамская газета» (70 тыс. экземпляров), «Кошелек Закамья» (64 тыс. экземпляров).

В Зеленодольске распространяются издания «Волжские страницы» (тираж – 30 тыс. экземпляров), «Акцент Поволжье» (25 тыс. экземпляров), «Народная TV газета» (15 тыс. экземпляров), «Деловой Зеленодольск» (11 тыс. экземпляров). «Волжские страницы» издаются также в Волжске.

В Альметьевске одна бесплатная газета – «Город А» с тиражом 25 тыс. экземпляров. В Елабуге таких изданий три: «Кошелек» (15 тыс. экземпляров), «Зур базар» (15 тыс. экземпляров) и «Хорошая газета» (10 тыс. экземпляров).

КОМУ – ЭКЗЕМПЛЯРЫ, КОМУ - ПРОСМОТРЫ

Мы решили также обратить внимание и на наиболее популярные и читаемые интернет-СМИ Татарстана и Казани, поскольку часть аудитории (в первую очередь – средний класс и молодежь), которая не желает довольствоваться бесплатными газетами, ТV и традиционными газетами, впавшими в кризис жанра, выбирает интернет-ресурсы. К сожалению, мы столкнулись с тем, что не у всех интернет-СМИ открыты счетчики для просмотра.

Для изучения были взяты те интернет-СМИ, что на слуху у читательской аудитории, которые ведут активную промо-работу и имеют наибольшее количество читателей. Анализ посещаемости проводился в период с 22 по 28 июля 2013 года.

В нише деловых СМИ (и не только деловых) прочное лидерство сохраняет «БИЗНЕС Online». За рассматриваемый период по данным LiveInternet среднесуточное посещение уникальными посетителями (выходные не берем) составило почти 32 тыс. читателей.

Далее идет, если брать открытые данные LiveInternet в период с 22 по 28 июля, «РБК-Татарстан» (его с нынешнего года в республике развивает госструктура в виде ОАО «Татмедиа»). Ресурс среднем посещали 19 тыс. уникальных пользователей (уточним, что эти читатели заходят, конечно же, на привычный сайт московского агентства РБК, но статистика их «прописала» в РТ).

Сайт информагентства «Татар-информ» за рассматриваемый период (по данным LiveInternet) посещали в среднем 14 тыс. человек. У делового портала Tatcenter.ru (по данным SpyLog) – почти 6 тыс. человек.

Портал ProKazan (по данным LiveInternet) является безусловным лидером среди массового сегмента читателей Казани, его в среднем читали 23 тыс. человек. Далее следует «Комсомольская правда Казань» (по данным LiveInternet) – 14, 8 тыс., то есть больше, чем бумажную ежедневную газету!

Электронная версия газеты «Вечерняя Казань» (по данным LiveInternet) имела в указанный период в среднем 6 тыс. уникальных посетителей в сутки. «АиФ-Казань» (по данным LiveInternet): 4,9 тыс. уникальных посетителей. Портал 116.ru за рассматриваемый период посещали в среднем (по данным LiveInternet) 8,2 тыс. уникальных пользователей.

В последующих обзорах мы проследим динамику изменений посещаемости татарстанских интернет-СМИ.

IMG_4031.jpg
Газета «Молодежь Татарстана» прекрасно знает свои минусы. Такой формат издания для молодежи устарел уже много лет назад

«В ТАТАРСТАНЕ ЖУРНАЛИСТИКА СПИТ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов прокомментировать итоги подписной кампании второго полугодия 2013 года и в целом как-то оценить медиаполе.

Фарит Шагиахметов – первый заместитель руководителя республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа»:

- Я бы не стал возлагать причины падения тиражей на то, что проходит Универсиада и люди разъехались из городов. Все колебания, которые происходят, – это тренд последнего времени: печатные СМИ уходят в интернет, и в этом нет ничего удивительного, это реальность сегодняшнего дня. У многих печатных изданий есть интернет-версия, и иногда количество посещений сайта даже больше, чем тираж. В целом ситуация не настораживает и не пугает, все идет в норме.

Падение тиражей федеральных изданий зависит от смены руководства в них, смены редакционной политики. Читатель, привыкший к определенной подаче материала, увидев какие-то изменения, переходит на другие издания.

Что касается заявлений некоторых редакторов об искусственной подписке в сельской местности, то нужно разобраться, что это значит. Например, глава района принимает решение поддержать определенное издание, подписать на него ветеранов, соцработников. В этом нет ничего плохого. Кроме этого, это обязанность любой власти – информировать население о том, что происходит.

Конкуренция между печатными СМИ зависит от региона. Понятно, что в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске помимо традиционных, есть другие издания, конкурирующие на рынке. А в районах сельских, где присутствуют только местные газеты, конкуренции нет, и получается, что есть право быть неинтересными, слабыми. Те издания, которые входят в холдинг «Татмедиа», безусловно, много работают, повышают свое качество. Там, где нет конкуренции, подключается административный ресурс.

По интернет-СМИ есть информационная лента «Татар-информ», есть газета «БИЗНЕС Online». Понятно, что бизнес-структуры и люди из власти считают одним из самых востребованных ресурсов «БИЗНЕС Online», и здорово, что есть такое издание. Есть «Интертат», который рассчитан на сельского потребителя. Интернет – это мобильность, оперативность, и без таких изданий в Татарстане невозможно представить жизнь современного человека. Качество интернет-изданий подтверждают рейтинги «Медиалогии», других компаний в целом по России.

Ильфат Файзрахманов – главный редактор общественно-политической газеты «Безнен гэжит» («Наша газета»):

- Из татароязычного сегмента в этом полугодии увеличился тираж лишь у нашей газеты и у газеты «Ирек мэйданы». В целом тиражи продолжают падать, и это удивляет. Наверное, аудитория переходит в интернет. Сегодня и русскоязычные, и татароязычные печатные и интернет-издания теряют свою аудиторию по определенной причине. Это нехватка скорости, оперативности, профессионализма в современной журналистике. Мало полностью независимых материалов, почти нет журналистских расследований. В Татарстане журналистика спит.

Конкуренция среди местных игроков, конечно, присутствует. Тиражи падают, потребитель очень разборчив, и если ему что-то не нравится, переходит к другому изданию. До сих пор есть «обязаловка»: особенно в сельской местности, учителей, интеллигенцию заставляют подписываться на то или иное издание. Редактора действуют через глав администраций районов. Я же изначально против искусственного тиража.

В этом году я сам уменьшил тираж нашей газеты, распространяемый через газетные киоски – с 3,5 тысяч до 2,5 тысяч экземпляров. Дело в неплатежах, мне пришлось поднять оптовые цены в киосках. Кроме этого, мы ведь не знаем, сколько там на самом деле продается экземпляров, и возврат списывается за наш счет. С киосками работать невыгодно, пока выгодно работать только с «Почтой России».

Показатели тиражей газет и журналов по состоянию на июль 2013г. (по данным типографий) Подписка 2 полугодие 2013
Наименование издания I п/г 2013 II п/г 2013 I п/г 2013 к II п/г 2013 (%)
Республиканские СМИ
Республика Татарстан, "толстушка" 38713 36275 93.7
Казанские ведомости, "толстушка" 28300 27150 96
Татарстан яшьлэре 27500 23429 85
Вечерняя Казань 22124 19411 88
Ватаным Татарстан, "толстушка" 19017 18753 98.6
Республика Татарстан, ежед. выпуск 10004 10003 100
Ватаным Татарстан, ежед. выпуск 10005 10001 99.9
Журнал "Салават Купере" 11300 9200 81.4
Журнал "Сююмбике" 9393 9133 97
Журнал "Магариф" 9128 8022 88
Шахри Казан, "толстушка" 8078 7410 92
Журнал "Татарстан" рус.яз./ тат.яз. 5500 5748 104.5
Сабантуй 5933 5439 91.6
Мэгърифэт 6100 5200 85
Журнал "Чаян" рус.яз./ тат.яз. 5076 4910 96.7
Журнал "Идель" тат.яз./ рус.яз. 4161 4312 103.6
Сувар 4392 4155 95
Журнал "Казан утлары" 4049 4008 99
Звезда Поволжья 2800 3700 132
Молодежь Татарстана 3300 3500 106
Журнал "Казань" 3193 3222 101
Шахри Казан, ежед. 3404 3125 92
Мэдэни жомга 3058 3089 101
Журнал "Майдан" 2900 2600 89.6
Ялкын 3046 2487 81.6
Казанские ведомости, ежед. 2477 2400 97
Журнал "ЧынМирас" н/д 2000 н/д
Журнал "Сахна" 1806 1571 87
Районные и городские газеты ОАО "ТАТМЕДИА" (подписка УФПС "Татарстан почтасы"+альтернативная подписка) 243972 226139 92.6
Федеральные СМИ
Комсомольская правда, "толстушка" 28000 24000 85.7
Аргументы и факты 25331 21675 85.5
Аргументы недели (Татарстан) н/д 12861 н/д
Комсомольская правда, ежед. выпуск 10000 8000 80
Российская газета, ежед. 2698 2494 92.4
Коммерсант 1558 1666 107
Известия 1000 900 90

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Юлия Данилова – генеральный директор ООО «ИнтерМедиаГруп Казань» (газеты «Ва-Банкъ», «Телесемь»):

- У бесплатных печатных изданий, как правило, стандартный тираж, который может оставаться неизменным на протяжении нескольких лет. Тираж формируется исходя из численности населения города, концепции издания, желаемого охвата аудитории, системы распространения.

Основные игроки на рынке бесплатных печатных СМИ Казани – это три издания: «Ва-Банкъ», «ПроГород» и Metro (по убыванию тиража). На настоящий момент у нас нет никакой информации по выходу новых игроков на казанский рынок, но, на мой взгляд, Казань в плане «бесплатников» уже достаточно насыщенный город. Три больших игрока с большими тиражами для столицы Татарстана – это уже достаточно.

Артем Тюрин – главный редактор журнала «Татарстан»:

- Если у печатных СМИ падают тиражи, это означает падение интереса со стороны читателей. У нашего журнала, например, тиражи только растут, и я могу это объяснить только увеличением интереса читателей.

Федеральные СМИ менее интересны местному читателю, у которого востребован местный контент. На этом в свое время хорошо сыграл журнал «Деловой квартал»: хоть это и федеральное издание, но 98 процентов в нем – местный контент, то, что хотят читать местные жители. Все закономерно: тиражи падают, выживут сильнейшие. Что говорить о газете «Известия», которая попала сейчас в руки Габрелянова, и который хочет сделать из нее вторую газету «Жизнь»? Ничего хорошего я не предвижу.

Газета «Молодежь Татарстана» прекрасно знает свои минусы. Такой формат издания для молодежи устарел уже много лет назад. Среди местных печатных СМИ есть только нишевая конкуренция. Самая большая конкуренция, наверное, в рекламной сфере, в глянцевых изданиях, коих в последнее время выходит достаточно много. Появилось много сильных федеральных глянцевых изданий, например, «Собака», которая конкурирует с «Куражом» и «Я покупаю». Я бы не сказал, что среди газет есть конкуренция, потому что это очень смешные объемы рынка.

Среди интернет-изданий в Татарстане нет конкуренции. «БИЗНЕС Online» в лидерах, остальные отстают. У нового «РБК-Татарстан» пока мне, к сожалению, непонятен формат.

Александр Латышев – главный редактор газеты «Республика Татарстан»:

- Ситуация понятна: падение тиражей печатных изданий – явление объективное. С одной стороны, читатель уходит в сеть, но вообще на проблему надо смотреть комплексно. У каждого серьезного печатного издания есть электронная версия, и если есть падение тиража печатной версии, но растет посещаемость сайта, то где-то это сопоставимо, и баланс есть. Если же падение по обоим направлениям, то это уже говорит о качестве издания, и, соответственно, снижении интереса читателей.

Нам – одним из немногих – удается сохранять и печатный тираж, и развивать электронную версию. Подписной тираж сохраняется благодаря огромным усилиям со стороны редакции: мы выработали некий механизм и стараемся ему следовать. Мы создали рабочую группу, которая на протяжении нескольких лет регулярно ездит по районам Татарстана. В каждом номере стараемся представить как минимум десять районов: это и новостные блоки, и горячая линия.

Среди местных печатных СМИ конкуренция, конечно, присутствует. Наши конкуренты, например, – «Вечерняя Казань». Я не слышал, чтобы за последние полгода появились новые печатные СМИ

То, что федеральная пресса теряет тиражи сильнее, чем местная, можно объяснить в какой-то мере и Универсиадой. Мы более конкретно ее освещали, и у читателя больше интереса к местным изданиям. И вообще у читателей есть больше интереса к местным новостям. Кстати, у читателей пропадает интерес к желтизне, а в федеральных изданиях этого хватает.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (42) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    6.08.2013 08:38

    "Правды" - нет, "Республику Татарстан"- распродали, "Известия" - не поступают, остался "Труд" за три рубля.

  • Анонимно
    6.08.2013 09:35

    Здание издательства скоро будет не востребовано, под прямой профиль, еще максимум 3 (три года).

  • Анонимно
    6.08.2013 09:41

    Похоже у БО не все хорошо если еженедельно хвалебные статьи про себя пишут.

  • Анонимно
    6.08.2013 10:10

    Хотелось бы Тв рейтингов Казани

  • Анонимно
    6.08.2013 10:46

    Я думаю развал медиасистемы потихоньку начался,остановить можно только с помощью хороших профессионалов,а у нас что!!!???

  • Анонимно
    6.08.2013 10:48

    Для полноценной аналитики нужно сравнить не только тиражи, но и процент их возврата. А есть еще понятие "размер аудитории". Но такие понятия БО, кажется, незнакомы?

  • Анонимно
    6.08.2013 11:14

    Лично перестал выписывать Вечернюю Казань по причине плохой работы почты. Газету приносили раз в неделю сразу за всю неделю, т.е. в пятницу носили номера за вторник,среду, пятницу. На почте 54 сказали что у них нет почтальона, никто не идет работать за мизерную зп

  • Анонимно
    6.08.2013 11:14

    Отличная аналитика! Что БО-лидер - настолько очевидный факт...

  • Анонимно
    6.08.2013 11:20

    Качество - результат конкуренции. Отсутствие конкуренции - результат отсутствия рынка. А рынок в республике полностью заменен административным ресурсом. Так что не журналисты плохи, а политики. Никому не нужны сильные СМИ. Когда Интернет подавит административный напор (что уже произошло с ТВ)кого будут обвинять в отсутствии журналистики?

    • Анонимно
      6.08.2013 12:05

      В Татарстане журналистику ввели в кому-исскуственную!Иначе журналисты порядочные начнут кричать во весь голос-что творится!Прав Шагиахметов,власть заинтересован в информировании населения,но далекие от журналистики продажные чиновники обязывают врать!А кому нужны газеты,с первой по последней странице со сплошной ложью?А мы хотим понять почему в больницах творится такое,почему жуликам закон не писан,почему районным жуликам все позволено?Подумать бы покровителям!Продажным журналистам-грамоты,недогрызенные кости с байского стола?друг

  • Анонимно
    6.08.2013 11:57

    Интересно, какими счетчика пользовался БО?)) что за чудные циферки?))

  • Анонимно
    6.08.2013 12:06

    Б.О. откуда эти цифры?

  • Анонимно
    6.08.2013 12:17

    Материал оставляет ложное впечатление, якобы снижение печатного тиража – это снижение влиятельности газеты. На самом деле, вместе с печатным тиражом указывать надо и посещаемость сайта. Латышев прав, что "У каждого серьезного печатного издания есть электронная версия, и если есть падение тиража печатной версии, но растет посещаемость сайта"Возьмите ВК: тираж у них стал меньше. Но посещаемость сайта то прибавилась. Сейчас у них четыре тысячи посетителей в сутки. Плюс 20 тысяч семей! По влиятельности эта газета, возможно, самая влиятельная среди всех СМИ. Тем более самые активные подписчики – пенсионеры, которые более активны и на выборах.Все–таки несмотря на все тенденции, у газет больше возможностей, они гибче, т.к. у них есть и бумажная, и электронная версия. P.S. Согласен с комментатором: отвратительная работа почты портит все старания газеты

    • Анонимно
      6.08.2013 12:29

      С Латышевым не согласен,с вами-да!Растет ли посещаемость сайта-это БОЛЬШОЙ вопрос!друг

    • Анонимно
      6.08.2013 14:02

      Почта России скоро сама будет выпускать газеты и журналы, свои будут вовремя доставляться

    • Анонимно
      12.08.2013 15:37

      Верно, нужно анализировать посещаемость сайтов печатных СМИ.

  • Анонимно
    6.08.2013 12:20

    Вот любят у нас негатив писать некоторые комментаторы. Я - пенсионерка, от жизни не отстаю, иду, так сказать, в ногу со временем: с утра читаю газету БО, все новости и федеральные, и республиканские узнаю. Недавно заглянула к знакомой, очень удивилась (мы живём далеко от Казани), увидев в компьютере на главной закладке газету "Бизнес-онлайн"!!! Вот такие времена, такие нравы! Читаем и любим вашу газету, и журналистов знаем пофамильно! Молодцы, молодёжь!!!

  • Анонимно
    6.08.2013 12:40

    средний возврат газетно-журнальных изданий колеблется от 30 до 50 %.. с полок магазинов и киосков

  • Анонимно
    6.08.2013 12:43

    У меня теперь полное впечатление о рынке. Тиражи официальных газет смехотворны (особено на фоне ВАБАНКА и Прогорода), еще более смешно и горько становится, когда знаешь что творчество официальных газет оплачено дважды. В тексте забыли сказать, что структры Татмедиа получают в год миллиард рублей из бюджета, на эти деньги и весь кураж госСМИ. Минниханову пора закрыть все это безобразие и сотрудничать нужно с теми, кто по настоящему востребован на рынке и читателями. Ладнг Бабай старенький был, но РН должен же все понимать, что его просто госсистема СМИ и ряд чиновников дурит.Наличие госСМИ ломает рынок, ломает конкуренцию, ломает рынок труда. В этом одна из бед рынка, о кторой мало кто говорит, уважаемая редакция БО. Понимаю, чт газета частная и ей до фонаря госсектор, но нужно смотреть в корень. А посмотрите на татарсикй сегмент. Там лидеры опять же частные СМИ, их тиражи зашкаливают. Им бы помочь, а н содержать никому не нужные Шахри да и Ватаным. Поэтому нужна следующая статья под названием Конда разрушится бастион "ГосСМИ в Татариии". Неравнодушный казанец

    • Анонимно
      6.08.2013 12:47

      Да,нет куража,попробуй пропусти материал про бизнес на человеческих органах!

      • Анонимно
        6.08.2013 14:21

        Частные татарские газеты пишут довольно остро. В этом их плюс. Потому они и довольно популярны

  • Анонимно
    6.08.2013 12:51

    Модератор БО лукавит немного. Если Сиразин заходит к вам 1000 раз на дню, это не говорит о том, что это 1000 читателей. А в бумажную газету так не зайдешь, поэтому их тиражи более реальны. Да еще и почитать в семье берут газету минимум человека 3, не говоря про библиотеки.

  • Анонимно
    6.08.2013 12:59

    Пусть не лукавит Латышев! Такая группа была и у нас в районе. Они делают страницу о районе, а деньги за стоимость этой страницы идут в счет подписки. Выжимают из нас деньги, заставляют. И все это прекрасно знают. Не будет давления со стороны администрации - рухнет подписка у "Республики Татарстан"

  • Анонимно
    6.08.2013 14:06

    производство бумажных газет и журналов сейчас должно быть чувствуют себя как производители пейджеров

    • Анонимно
      6.08.2013 14:34

      Все так категорично.У человека должен быть выбор в каком виде получать информацию.У бумажных газет он есть.Почти у всех есть сайты.Что написано пером -не вырубишь топором.Влияние печатных СМИ больше.Не надо гнаться за тиражами,а надо просто хорошо работать.

    • Анонимно
      6.08.2013 14:46

      Не соглашусь. Газеты печатные тоже востребованы,вот только народ голосует рублем. А такие как Республика Татарстан или Ватаным Татарстан - ТОЛЬКО через административный ресурс. Вы хотите сказать, что в правительственной газете есть что читать, сухая, скучная газета.Мелкий щрифт, на кого рассчитана уж и не знаю.Люди жалуются, что заствялют на нее подписываться а кто что сделает? Главы везде заставляют насильно предприятия выписывать ее. Вот вам реальная картина. Как работник почты мы вроде заинтересованы в числе подписки, а вот люди жалуются именно нам, все орехи нам достаются.

  • Анонимно
    6.08.2013 15:25

    Интересно, а почему столь активен в комментах модератор БО? Да, понятно, что были прямые вопросы, но всё-таки???P.S. Прошу не считать мой вопрос упрёком, т.к. лично я совсем даже не против подобной активности. Скорее даже наоборот, считаю, что прямой и непосредственный online-обмен мнениями между читателями и представителем редакции очень ценен и позитивен сам по себе...

  • Анонимно
    6.08.2013 15:57

    Да многие издания (с большими тиражами) специально завышают цифры тиражей. А уж "скорректировать" тираж с типографией - не проблема, тем более в нашем государстве...

  • Анонимно
    6.08.2013 16:25

    "У меня такое ощущение, что наш интернет губит рейтингомания. Газеты и журналы она уже убила, телевидение убивает, про экономику и говорить нечего, потому что главный должник - США - в рейтинге на первом месте. То же самое и в сети: рейтингование приводит к уничтожению контента в интернете, потому что любое производство информации требует затрат временных, человеческих, финансовых, а топы формируются за счет рирайтерства".Александр Николаевич Юртаев - скоропостижно скончался 5 августа 2013 года. Выражаю искренние соболезнования родственникам и близким этого Человека

  • Анонимно
    6.08.2013 17:05

    Да я за один номер "Вечерки" в печатном виде десять дней просмотра БО отдам.. Как-то так.. И я не пенсионер, скорее наоборот, в активной жизненной фазе ближе к 40 нахожусь..

  • Анонимно
    6.08.2013 17:18

    Много ли людей читает бесплатные газеты? Pulse и METRO вяло в метро просматривают пока едут и все.

    • Анонимно
      6.08.2013 21:03

      Да,назовите мне хоть одного журналиста РТимеющего свою принципиальную позицию КРОМЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГАЗЕТ!!!И не врите опять -не читают они ложь и показуху!Вы очень далеки от народа!!!Я бы постыдился писать всякие опусы!друг

      • Анонимно
        7.08.2013 21:08

        Друг! Почему анонимно? не хочешь ставить свою фамилию под "правдой"?

  • Анонимно
    6.08.2013 20:55

    Я бы сказала, что федералы не сдают "бастионы", а обслуживают разные сегменты читателей. Кому-то близка газета? Пожалуйста. Кому-то сайт? Нате вам. К сожалению, почта работает плохо, по подписке газета может прийти с опозданием в два-три дня, люди предпочитают покупать в киоске, а куда-то вообще не доносят (например, в Высокой горе). Вторая проблема - растущие затраты на печать, постоянно дорожающие услуги почты - и, как следствие, удорожание газеты. Многие читатели уходят в интернет, но не перестают читать то издание, которое им близко. Анализируя ситуацию первого полугодия: на рынке распространения РТ разорился крупный контрагент, газеты потеряли не одну тысячу экземпляров, исчезли из "Магнита". Сейчас ситуация выправляется и тиражи растут. Размер аудитории изданий можно посмотреть у Гэллопа, процент возврата также не тайна, покрытая мраком, есть специальные сайты. Так что рано пока, господа, списывать со счетов бумажные издания )))

  • Анонимно
    7.08.2013 08:43

    Говорят, что в Европе стало модно читать бумажные газеты и книги,а мы как всегда отстаем.

  • Анонимно
    7.08.2013 09:27

    очень многое зависит и от главного редактора. А пенсионеру выгодно сидеть на "теплом месте" и получать деньги. Посмотрите, в татарских центральных изданиях у руля - одни старики.Неужели нет достой замены? Идеяле кешелэр?

  • Анонимно
    7.08.2013 13:51

    В последней таблице данные не корректные. Надо было сравнивать подписные тиражи не с первой половиной года, а с аналогичным периодом прошлого года. Все знают, что летняя подписка - самая трудная. Лето, дачи-огороды, Универсиада... Поэтому, и сравнивать надо с летом прошлого года, а не создавать негативное впечатление о закате Татмедиа...

    • Анонимно
      7.08.2013 13:54

      ну-ну видать же какой рассвет у татмедиа?На некоторые газеты не то что читать смотреть противно

  • Анонимно
    11.08.2013 16:51

    В списке нет не только газет, но и популярных интернет-ресурсов Казани. Я знаю парочку инет_СМИ, которые по открытым счетчикам на их сайтах обходят сайт Вечерки, как минимум. "Не важно как проголосовали, важно как посчитали" И.В.Сталин. :)

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль