Общество 
11.02.2014

Вадим Хоменко: «В технологическом партнерстве Татарстан должен стать ведущим, а не ведомым»

.
Вадим Хоменко

АКЦЕНТЫ СМЕЩАЮТСЯ В СТОРОНУ ИМИДЖЕВЫХ ПРОЕКТОВ...

— В 90-е годы существовало понятие «модель Татарстана», описывающее особый путь республики. Имеет ли оно право на жизнь сейчас? Как бы вы описали ключевые отличительные особенности республики в общероссийском и мировом контексте?

— В 90-е годы страна стояла перед выбором государственного устройства и пути развития. Это касалось и федерального центра, и регионов. Отдельные сильные регионы сделали попытку решить накопленные проблемы за счет опоры на собственный потенциал и решения, отражающие их специфику. Соответственно, появились «региональные модели развития», имевшие свои зачастую весьма интересные черты. Их разрабатывали достаточно квалифицированные и увлеченные коллективы интеллектуалов во главе с весьма харизматичными руководителями. Я думаю, всех их помнят, фамилии до сих пор на слуху.

Исходный ориентир — принцип «я беру на себя... и я за это отвечаю» — всегда эффективен. И по отношению к региональному сообществу, и к отдельному трудовому коллективу, и к каждому отдельному человеку. К сожалению, есть и противоположная модель: много частных и коллективных субъектов, которые лишены инициативы, но склонны выдвигать требования к остальным. При этом федеральный центр зачастую предпринимает популистские шаги, связанные с централизованным перераспределением региональных доходов. Это, однако, не ведет ни к выравниванию в развитии отдельных регионов, ни к ускорению развития страны в целом.

Думаю, что потребность в инициативе регионов возрастает в период кризиса. Полезна любая модель, обеспечивающая развитие внутригосударственной кооперации, повышение международной конкуренции региона и снижение внутренних социальных напряжений. Это освобождает федеральный центр от необходимости «ручного» управления огромной территорией страны и дает ему возможность сконцентрироваться на стратегических вопросах.

Татарстан, безусловно, способен быть региональным лидером в силу накопленных потенций — как экономических, так и политических. Однако, хотя республика максимально использует свои возможности в рамках сложившейся системы, на существенное расширение своих прав она публично не претендует, впрочем, как и многие другие российские регионы.

В этих условиях у нас все же есть возможность внедрять экспериментальные, пионерные новации в управлении территорией, которые трудно оспорить. К примеру, совершенствование межбюджетных отношений, управление наукой и образованием, решение ряда инфраструктурных социальных проблем. Жаль, что вместо этого акценты зачастую смещаются в сторону имиджевых проектов (типа «спортивной столицы России»). Но этого явно недостаточно...

РЕЗУЛЬТАТИВНЫ ЛИ ЗАТРАТЫ НА ИННОВАЦИИ?

— В чем сильные стороны республики в глобальной конкуренции, а что тормозит? Где возможности и где «узкие горлышки»?

— Татарстан может позиционироваться как инновационный регион, опираясь на потенциал научных школ, накопленных элементов общей инновационной инфраструктуры. Однако сдерживает отсутствие должной системности и комплексности в развитии инновационной структуры. Нет четких производственных приоритетов, опирающихся на видение как российской, так и мировой конъюнктуры.

Республика, безусловно, поддерживает науку, однако пока не выработала института государственного научного заказа, не сформировала фонды развития науки и т.д. Инновационный цикл — от проведения фундаментальных исследований до самого инновационного производства — пока не имеет четкой сквозной линии управления. Хотя отдельные этапы этого процесса, безусловно, обеспечены поддержкой, причем ее уровень выше, чем в других регионах России.

Цифры заставляют задуматься над результативностью использования средств, идущих на инновационное развитие, как государственных, так и корпоративных. Так, в 2011 году Татарстан был безусловным лидером в ПФО по объему затрат на технологические (продуктовые, процессные и т.д.) инновации. У нас этот показатель составил 44,1 миллиарда рублей, в то время как в Нижегородской области — 30,3 миллиарда рублей, Самарской области — 17,3 миллиарда рублей. С существенным положительным отрывом Татарстан идет и по количеству выданных патентов на изобретения, которое составило 540, в Нижегородской области — 286, Самарской области — 387. Однако с точки зрения выдачи патентов на промышленные образцы, максимально приближенные к коммерциализации, ситуация иная. В Татарстане их было выдано 49, в то время как в Нижегородской области — 42, а в Самарской области — 115.

Не выдерживается и экспортно-импортный технологический баланс. Так, в 2011 году объем коммерческих сделок по экспорту республиканских технологий составил 33,5 миллиона долларов, в то время как по импорту — 416 миллионов долларов. То есть разрыв — более чем в 10 раз!

Республика не может быть удовлетворена и существующим удельным весом инновационной продукции. В 2011 году он составил 15,6 процента в общем объеме отгруженной продукции, в то время как в Нижегородской области — 16,5 процента, Ульяновской области — 21,7 процента, Самарской области — 23,2 процента и т.д.

Долгое время нет коренных сдвигов в структуре экспорта и импорта. В первом случае преобладают сырье и первичные продукты переработки, во втором случае — машинотехническая продукция. При этом спектр внешнеэкономических связей республики уходит «в узкое горлышко» отдельных европейских стран. Хотя есть молодые растущие альтернативные рынки, где республика могла бы наращивать свою конкурентоспособность по линии высокотехнологической продукции.

ОБЪЕМЫ «СВЯЗАННЫХ» КРЕДИТОВ НАДО МИНИМИЗИРОВАТЬ

— Каким образом Татарстан может лучше всего использовать свои сильные стороны в меняющемся мире? На что нужно сделать ставку? На какие мегапроекты нацелиться после Универсиады?

— Республике нужна стратегическая система управления инновационными приоритетами развития с опорой на сильную финансово-банковскую систему. В первую очередь необходимо минимизировать объемы так называемых «связанных» кредитов, когда иностранные займы приходят вместе с иностранными же технологиями. Это формирует систему технологической и экономической зависимости.

В идеале республика должна обладать избыточным банковским капиталом, способным не только обеспечивать внутренние потребности в инвестировании, но и активно вливать финансовые средства в проекты, выгодные для республики за ее пределами. Надо не только привлекать инвестиции, но и экспортировать свои технологии, вести экспансию вовне.

Конечно, может, это звучит чрезмерно амбициозно, но в России, где количество отечественных ТНК ограничено, Татарстан мог бы в перспективе заявить о себе в качестве не только отечественного, но и мирового лидера по отдельным производствам. Здесь не стоит ограничиваться ставкой только на «Татнефть» — компании, безусловно, достойной членства во втором эшелоне российских ТНК. Речь идет и о предприятиях обрабатывающей сферы. Думаю, что здесь резервы есть.

Наконец, нужно очень осторожно подходить к широко пропагандируемой идее о необходимости постоянного заимствования технологий, замещения ими своих, якобы неконкурентоспособных. В направлении заимствования шли многие страны на начальных этапах своего развития, но лидерские позиции так обеспечить нельзя. Промышленные компании продают те технологии, которые уже прошли пик своей конкурентоспособности. Иное — нелогично. Сила крупнейших международных ТНК как раз и состоит в том, что они концентрируют до 80 процентов новейших передовых технологий в форме собственных объектов интеллектуальной собственности.

По этой причине Татарстан должен обеспечить еще и широкое развитие собственной сети инжиниринговых центров, а также рынка интеллектуальной собственности. Вкупе с академической и университетской наукой, сетью центров разработок и исследований они должны составить основу технологического рывка. А банковский рынок и рынок ценных бумаг должны обеспечить этот рывок финансово.

Каковы же технологические направления, в которых Татарстан может заявить о себе на лидерском уровне? Однозначно, спектр их должен быть ограничен. Пытаться быть первым во всем — задача нереальная. Необходимо добиваться максимальных преимуществ, сосредоточиваться зачастую даже не на всем современном высокотехнологичном продукте, а на его отдельных составных частях или даже технологиях. Думаю, что республика может найти свое место как в химическом, так и машиностроительном производстве, возможно, в ряде других. Уверен, что, находясь на перекрестке трех транспортных коридоров, мы можем успешно позиционироваться в системе международной транспортной логистики. Последнее слово тут — за профильными маркетологами, специалистами инжиниринговых компаний и профессиональными участниками рынка интеллектуальной собственности.

«В СФЕРЕ СЫРЬЯ И ЭНЕРГЕТИКИ КАРТЫ МОГУТ ПЕРЕКРАИВАТЬСЯ ДОВОЛЬНО БЫСТРО»

— С какими вызовами и угрозами столкнется республика в ближайшие 5 - 10 лет? Как снизить их негативный эффект?

— Внешние угрозы и вызовы для Татарстана аналогичны угрозам и вызовам для всей России и связаны с возрастающей цикличностью развития мировой экономики и низкой адаптивностью отечественного производства, которое по-прежнему не может занять достойное место в международном разделении труда.

Сырьевой экономике в условиях кратных колебаний цен все тяжелее накапливать нужный запас прочности. Отсутствие необходимой динамики в технологическом развитии снижает эффект от международной экономической интеграции. Вступление России в ВТО как раз и продемонстрировало подобный ход событий.

Стратегический, долгосрочный взгляд на технологическое развитие нужен и возможен. В этой сфере сила инерции еще сильнее, чем в сфере сырья и энергетики, где карты на самом деле могут перекраиваться довольно быстро. Инновационный же цикл, цикл развития высокотехнологичных производств длителен и требует больших ресурсов. Поэтому, еще раз подчеркну, нужны четкие отраслевые приоритеты и, главное, понимание зон технологического партнерства. Оно выгодно только тогда, когда предполагает постепенное и планомерное накопление собственного инновационного и интеллектуального капитала. Татарстан должен быть в таком партнерстве не ведомым, а ведущим.

Впрочем, разговоры о необходимости самим на уровне республики определять научные приоритеты отчасти упираются в особенности межбюджетных отношений. Сегодня они устроены так, что лишают республику маневра. Приведу лишь отдельные цифры. Из общего объема внутренних затрат по приоритетным направлениям науки, технологий и техники, которые составили в 2011 году 3,7 миллиарда рублей, на долю бюджетов всех уровней пришлось 1,6 миллиарда рублей, в том числе федерального — 1,56 миллиарда. Из общего объема затрат на технологические инновации в 2011 году на собственные средства предприятий и организаций пришлось 12,6 миллиарда рублей, бюджета РТ — 240,8 миллиона рублей, федерального бюджета — 687,5 миллиона рублей, прочие средства — 30,6 миллиарда рублей. Цифры говорят сами за себя — участие регионального бюджета в инновационном процессе крайне ограничено.

Это часть общей проблемы. Нам приходится решать проблемы развития территориальной экономики с постоянной привязкой к федеральным программам или под видом проведения имиджевых российских проектов, в том числе спортивных, культурных и т.д. Но это все варианты ущемленной самостоятельности, постепенного снижения потенций или перевода их в неформальную плоскость. Со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

НУЖНО ИЗБАВЛЯТЬСЯ ОТ КЛАНОВОСТИ

— В какую сторону должна эволюционировать элита и система управления республики? Какие факторы будут влиять на это в ближайшие 5 - 10 лет?

— Каким должен быть облик управленческой элиты и самой системы управления? Несомненно, нужно культивировать склонность к инновациям и демократическим принципам, нужно избавляться от узурпации полномочий, клановости и т.д. Свободная траектория карьерных лифтов для способных управленцев и специалистов должна стать частью имиджа республики, визитной карточкой.

Должно измениться отношение к местным кадрам в принципе. Учащаются высказывания о том, что мы «привезем», «купим» специалистов. Но все это лишь признание слабого уровня подготовки их здесь, отсутствия среды для развития.

Мощные кадровые резервы, паспорта карьеры для одаренных, соцветие по-настоящему харизматичных, свободно мыслящих личностей — вот к чему мы должны прийти. При этом стандарты профессиональной этики должны служить преградой для семейственности, афиллированности, переходящие в откровенную коррупцию.

Создав систему федеральных и национальных университетов, Татарстан вполне способен на своей территории готовить подобную управленческую элиту для себя, других регионов России и зарубежных стран. Партнер, которого готовишь ты сам,— твой самый надежный партнер. Твои собственные технологии — основа для экономического лидерства. Чистота твоих помыслов — основа для доверия и инвестиций. Давайте будем исходить из этого.

Подготовила Елена Чернобровкина

P.S. Проект «Татарстан-2020» рассчитан не на один день. Приглашаем всех желающих присоединиться! Свои ответы на вопросы редакции, предложения можете присылать на электронную почту elena-gur@business-online.ru. Наиболее интересные отклики будут опубликованы в «БИЗНЕС Online».

Читайте также:

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (34) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Timur
    11.02.2014 09:15

    Вадиму Хоменко хочется задать вопрос.Почему Украина имея больший научный потенциал,имея более зрелый народ, оказалась на грани развала? Исторически наши страны были связаны шёлковой путью.Не кажется ли Вам что прервана связь времен и в этом огромную роль приложили "инородцы" засевшие в Московском кремле,которых в Украине называют не иначе как Москали?

    • Анонимно
      11.02.2014 10:20

      Уважаемый Timur я хорошо знаю технологический уровень украинской промышленности и технологий, науки и образования, да они были несколько выше, чем в других регионах СССР, но эти технологии были первого (или 3, смотря как считать, для мира 3 для нас 1) индустриального уклада, а сейчас формируется уже третий уклад (или 6, кому как нравится). Поэтому все украинские технологии это уже просто морально и физически устаревшие железки, на них конкурентоспособную продукцию не сделаешь, пока спасает только профессионализм.

      • Timur
        11.02.2014 11:16

        Уважаемый Timur я хорошо знаю технологический уровень украинской промышленности и технологий, науки и образования, да они были несколько выше, чем в других регионах СССР, но эти технологии были первого (или 3, смотря как считать, для мира 3 для нас 1) индустриального уклада, а сейчас формируется уже третий уклад (или 6, кому как нравится). Поэтому все украинские технологии это уже просто морально и физически устаревшие железки, на них конкурентоспособную продукцию не сделаешь, пока спасает только профессионализм. Спасибо,конечно,за ответ,так сказать заболтали проблему.Почему Вам не быть честным перед собой и сказать правду,почему за Вас,Украинцев должен отдуваться татарин? Может Вы и дошли до такого состояния,разучились думать?Может Вы стали душевными рабами и теперь втиснуты в тиски пресловутой геополитики? Про Украину говорят,ткни палку,вырастет дерево.Нет,с Вашим ответом не согласен,жду другого ответа,без вранья и хохляцкой хитрости.

  • Анонимно
    11.02.2014 09:24

    Способным и талантливым путь наверх нужно открыть, а не пилить бюджеты, выделяемые на инновации. Тогда может и ведущими станем!

    • Анонимно
      11.02.2014 09:35

      неспособные и неталантливые очень завистливы и если способных и талантливых начнут продвигать то неспособные и неталантливые устроят революцию вы представляете надо будет менять всю элиту снизу до верху

    • Анонимно
      11.02.2014 12:11

      Способные и талантливые рождаются только в кланах. Как их называется - генофонд-ы, эволюсия, и сильная макака бьет слабую макаку. Феодолизм или как там федерализм. Скажи спасибо, что не бьют тебя за твою неспособность и неталантливость. На лифте он прокатиться захотел.

  • Анонимно
    11.02.2014 09:54

    Приятно, когда такие люди у нас есть.

  • N.
    11.02.2014 10:06

    Статья основательная и любопытная. Вы прекрасно оперируете цифрами. Хотелось бы услышать Ваше мнение насчёт следующего.Считается, что во Франции и в некоторых других европейских странах считается неприличным, если разрыв заработной платы рядовых сотрудников с руководством больше чем 7-8 раз. Сколько аналогичный показатель составляет в Татарстане?

    • Анонимно
      11.02.2014 10:52

      Я конечно не такой умный как Хоменко но как проживший во франции не один год докладываю - во это вот"Считается, что во Франции и в некоторых других европейских странах считается неприличным, если разрыв заработной платы рядовых сотрудников с руководством больше чем 7-8 раз." полный бред.ЛюдИИИ!! хватит валить свои невзгоды и проблемы на "иноплянетян ( чиновников, массон и прочих жидов подставить по вкусу и интеллекту)Работать надо и бороться за свое.

      • N.
        11.02.2014 12:18

        какие-то домыслы у Вас попёрли, спросила просто... кстати,никто пока не ответил... действительно, интересна прикидка. и что там во Франции? Вы француз, что ли, или тоже сравнительный менеджмент изучали?

    • Анонимно
      11.02.2014 11:25

      В Непале считается неприличным, если разрыв заработной платы рядовых сотрудников с руководством больше чем 2-3 раза. Не верите - съездите проверьте!

      • Задумчивый
        11.02.2014 11:48

        Непал!! Ну Вы и сказали..не наш уровень!!Нам как-то ближе.. Сингапур, Каталония, Колумбия.. плането Сатурно!!Даже в стремлениях мы должны быть.. амбициозными ))

        • Анонимно
          11.02.2014 14:06

          Не надо про Колумбию - доходы главы наркокартеля и обычного крестьянина отличаются не в 5-6, а в миллионы раз! Наш идеал - Непал: пастух - старший пастух - хозяин фермы. Разница в доходах минимальна!

  • Анонимно
    11.02.2014 10:23

    Уважаемый Вадим Хоменко может скажет нам как мы выглядим со своими инновациями на международном уровне.

  • Анонимно
    11.02.2014 10:51

    Да так бы и сказали сразу. Надо больше самостоятельности для республики от Москвы. А цифры они тут от лукавого. А то все вокруг да около. Да, надо иметь свою систему образования, свою программу развития науки, надо требовать, чтобы регионы сами формировали свою налоговую базу, хотя бы в части отчисления для федерального центра, а не просили у царя-батюшки, и т.д. Упс

    • Анонимно
      11.02.2014 11:40

      Надо иметь не свою, а международного уровня образование, науку и технологии, а для этого надо встраиваться в международные глобальные организации как все страны в мире.

      • Анонимно
        11.02.2014 11:56

        Сначала надо иметь свою систему, которую потом можно во что-то встраивать. Не так ли? Все земли в Германии имеют свои требования по образованию, свою систему, которую сами и корректируют по мере необходимости, а не ждут указания из Берлина. Упс.

        • Анонимно
          11.02.2014 12:25

          Нет не так, свою доморощенную систему вы уже никуда не встроите, а надо будет ломать и заново строить по международнвм стандартам. Например, у вас есть завод, который выпускает жигули, и как вы его будите встраивать в мерседес. А нвасчет германского образования вы глубоко ошибаетесь, все они работают по международным стандартам, а не под административным надзором. Так же как заводы Даймлера и Форда. Вы путаете международные стандарты с административным контролем.

          • Анонимно
            11.02.2014 13:04

            Это вы глубоко ошибаетесь про Германию. Именно под надзором администрации земель и работают. А что для вас международные стандарты в школьном образовании? ЕГЭ, так все там организовано по другому, и критерии и сами экзамены отданы на усмотрение земель. Точнее земли не отдали все это центру. Это они определяют и часы и предметы, которые учат школьники. И система подготовки в вузы, и раздельное обучение в реаль шуле и гимназиях. Да и сами гимназии работают именно под административным надзором и по требованиям самих земель. И ничего, справляются. А требования идут только от того, на что ставят сами земли. Вы, видимо, тут смешали высшее и среднее образование в России, которая усиленно пытается внедрить международные стандарты, только пользы то ноль. Хотели бы, чтобы специалист, получивший образование в России мог спокойно работать и вто

            • Анонимно
              11.02.2014 13:15

              "Точнее земли не отдали все это центру. Это они определяют и часы и предметы, которые учат школьники". Бред, бред и еще раз бред. Вы слышали что -нибудь о программах STEM для одаренных детей и школьников и других аналогичных, а о частных детских садах и школах по частным программам. Откуда такое невежество.

              • Анонимно
                11.02.2014 15:57

                Вы, видимо, и с обычной школой то не дружите. Вам про Фому, а вы про Ерему. С какого кондачка заговорили про школу для одаренных детей. Или мысли уползают во разные стороны?

                • Анонимно
                  11.02.2014 17:00

                  Читайте, что вы пишете умники:"Точнее земли не отдали все это центру. Это они определяют и часы и предметы, которые учат школьники". Кто определяет часы и предметы, и сколько процентов частных школ в Германии?

              • Анонимно
                11.02.2014 16:07

                Образова?ние в Герма?нии — это прерогатива правительств Земель. Как правило, образование находится в ведении земельных министров культуры.

  • Анонимно
    11.02.2014 12:17

    У нас на нефтехиме средняя зарплата около 34 т.руб с руководством вместе. У рабочих около 15 т.руб. У директоров заводов более 1,5 млн.руб в месяц . Получается в 100 раз разница.

    • Анонимно
      11.02.2014 14:09

      Надо к 15 т.р. на руки прибавить НДФЛ (13%), отпускные, премии, сверхурочные. Эти получившиеся 25 т.р. - Ваша средняя зарплата.

  • Анонимно
    11.02.2014 13:17

    По большему счету нет развития Российской Федерации потому что нет никакой Федерации, а есть малоконтролируемое из центра унитарное государство Россия.Однозначно, если бы было бы больше суверинитета и финансов у субъектов, развитие России происходило бы в лучшем виде.Но унас выбран Стабильный вариант развития, так что ждите пока Путин не сляжет, а пока Стабильность.

    • Анонимно
      11.02.2014 13:44

      Насчет Федерации согласен, ее нет, а вот насчет унитарного государства Россия не согласен, его тоже нет. Есть большой осколок Российской или советской империи и никто не знает что с ней делать, толе дальше разваливать, толе пытаться развивать.

    • Анонимно
      11.02.2014 15:05

      У Вас что, пластинку заело? "... вот если бы было больше суверенитету...? Тогда скажите мне, где у остальных 14-ти бывших республик СССР успешно развиваются инновации, резко увеличилось число получаемых патентов и изобретений? Таким вот образом и забалтываются проблемы! После ухода компании "Дженерал Моторс" в Тольятти, где и был построен сборочный завод, порядка 50-ти специалистов (челнинцы и елабужане) были приглашены на работу в Тольятти. Они то и составили ядро спецов на новом заводе и, как говорят, работали получше иностранных менеджеров, показывая более высокий уровень знаний. Основная причина отставания, как я полагаю - в отсутствии среднего класса собственников, граждан имеющих доходы, соответствующие их зарубежным коллегам.

      • Анонимно
        11.02.2014 17:54

        Откуда у челнинцев и елабужан знания по иностранным технологиям и производству, вы начитались советских книжек.

  • Анонимно
    11.02.2014 14:11

    Унитарность это значит крайняя неэффективность. ТАкая низкая, что это сродни инвалидности. Представьте себе человека, который унитарно в ручном режиме управляет функциями хотя основных органов своих! Он не сможет выжить и день! Тем более не имея сигналов (обратной связи) от нервных окончаний. Он вынужден кажый раз давать распоряжения по перавариванию пищи, составу крови, кислотности желудочного сока, температуре тела, частоте пульса. А если копнуть глубже, то есть пытаться контролировать унитарным мозгом (условным кремлем) каждую клетку (граждан) то человек не сможет выжить даже под капельницей (сырьевые доходы) и умрет очень быстро, за сутки, скажем (для страны это может быть 10-50 лет в зависимости от множества факторов). СССРу хватило чтобы разложиться 70 лет и она стал терять периферию (начали отмирать-отпадать члены - республики), но пока сохранилось тело (Россия), которая в момент отключения мозга (90-е) смог оживится и восстановится немного благодаря тому, что клетки стали работать автономно, и органы выполнять свои функции без кривого управления из мозга. Когда тело окрепло, мозг-деспот-идиот снова включился и снова взял все управление в ручной режим, снова стало тело хиреть, стали появляться пролежни (застой-стагнация) и сепсис (коррупция-разложение судов и прочего). Вот так наглядно.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль