Перепись населения, сохранение института президентства в РТ, дописание Стратегии развития татарского народа, создание полилингвальных гимназий, лицензирование учебников на родных языках, празднование 30-летия суверенитета Татарстана и возвращение столице национального культурного центра — главное, что должна сделать республика в текущем году. Все это важно, особенно в условиях внесения изменений в Конституцию РФ, считает автор «БИЗНЕС Online», историк Айрат Файзрахманов.
ЗАЛОЖИТЬ ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
Исторически мобилизационные рывки в России (неудачные и удачные, зачастую необходимые объективно для развития страны) вели к усилению централизации и к унификации государственного пространства. Нередко это совпадало с давлением на национальную интеллигенцию, языки и культуру, что моментами мы и видим сейчас. Несмотря на конституционные пертурбации, (пока) неоднозначно воспринимаемые народами России, осложнившуюся международную обстановку, кризисы и экономическую турбулентность, есть задачи национального характера, которые требуют своего решения в 2020 году. Их решение может заложить долгосрочную перспективу для национального развития татар.
1. Число нации определяет политический вес и авторитет
В первую очередь это перепись населения. Число татарской нации определяет во многом политический вес и авторитет Татарстана. К сожалению, почти невыполнимой задачей становится сохранение прежней численности. Естественные демографические потери татар в регионах своего компактного проживания, активное конструирование северо-западного диалекта башкирского языка соседями, предполагаемый административный нажим в определении этнической идентичности, сложность ее определения в смешанных семьях способны на порядок сократить число татар. К сожалению, остается очень мало времени, но только сейчас пошла реакция на сомнения вокруг татарской идентичности и татарского языка в Башкортостане. А до положения в Астраханской области, которое сулит потерей юртовских татар, мы еще и вовсе не добрались, хотя для этого есть мощная научная основа, большие труды, медийный и переговорческий ресурс.
Да, официальный Татарстан, как правило, не любит конфликтовать, он решает вопросы путем обсуждений и переговоров. Так не настало ли время еще раз сверить часы с башкирской стороной, сесть за стол переговоров ученым, конгрессу татар и курултаю башкир, историкам и краеведам? Да, возможно, для того чтобы братским народам объединиться, по-настоящему стать братскими, надо сначала разъединиться (по Ленину), провести «этническую демаркацию» и только потом говорить об объединении ресурсов, усилий, более тесной этнокультурной интеграции. Но для этого нужен в первую очередь объективный научный взгляд, общий методологический знаменатель, междисциплинарный подход, а не пропагандистский инструментарий. Конечно, ситуация пошла по пути конфронтации национальных интеллигенций, но сесть за круглый стол никогда не поздно.
Почему нельзя понять примерные цифры демографических «потерь» уже сейчас? К сожалению, в Татарстане этническая демография практически исчезла как дисциплина. Перестала существовать система этнического мониторинга при конгрессе татар, которая могла бы своевременно сигнализировать о проблемах в конкретном выражении. Отсюда и наши многие проблемы в написании стратегии.
2. Стратегию татар довести до конца
Дописание Стратегии развития татарского народа — это вторая задача 2020 года. В силу необъясненных причин деятельность по ее разработке приостановлена уже более чем 7 месяцев назад, но контуры известны: требования по развитию татарских школ, национального университета, введения реального двуязычия в Татарстане, формирования конкурентоспособной городской культуры, теле- и кинопродукции звучат десятилетиями — по ним принимались неплохие планы, есть и их сегодняшние переосмысление, писалась нынешняя стратегия. У татарской общественности, экспертов имеется большое количество наработок, которые позволили бы самостоятельно закончить процесс ее формирования и выдвижения в СМИ для широкого обсуждения. Трудно поверить, что Татарстану с его управленческим опытом, умением договариваться с федеральным центром даже в условиях укрепления централизации не под силу систематизировать наработки и решить данные задачи.
3. Полилингвальные гимназии — лучшее современное образование
Следующая задача стратегического характера — создание полилингвальных гимназий, первая из которых должна открыться уже в текущем году. Здесь татарский должен стать языком лучшего современного образования, только в этом случае можно говорить о том, что данные гимназии смогут решить самую важную национальную задачу. Конечно, сразу ждать масштабного результата не стоит, его можно будет увидеть лишь к концу десятилетия, но фундамент закладывается именно сейчас. Здесь как никогда нужна поддержка общественности, огромная объяснительная работа среди родительского сообщества, внимание лучших ученых умов. Когда-то татарские гимназии и татаро-турецкие лицеи гордились тем, что их постоянно посещали известные профессора, писатели, депутаты, телеведущие, артисты, это становилось их визитной карточкой и влияло на престиж заведения.
4. Лицензирование учебников на родных языках
В сфере национального образования в 2020 году нужно решать вопрос с лицензированием учебников на родных языках, форсировать процесс дописания полной линейки новых учебников татарского языка (в том числе для взрослых), усилить решение момента с преподаванием родного татарского за пределами Татарстана и одновременно добить тему преподавания государственного татарского языка. Похоже, что решение всего этого будет происходить параллельно с новой волной прокурорских проверок в школах.
5. Татарстану нужен свой президент
Важнейшая «национальная» задача этого года — сохранение института президентства в Татарстане. Кроме умения договариваться с федеральным центром, республика может иметь опору в этом вопросе у народа РТ, всего татарского мира. Как нельзя кстати подходят слова петиционной кампании, организованной единомышленниками 6 лет назад: «Президент — исторически сложившееся наименование высшей должности Республики Татарстан, и нет никаких оснований полагать, что исторические условия для ее существования и имеющегося названия изменились. Только граждане РТ вправе решать, как должна называться высшая должность республики. Мы расцениваем требование переименовать высшую должность Татарстана как наступление на наше гражданское достоинство и наши гражданские права». Замечу, всемирный форум татарской молодежи без какой-либо указки сверху громко заявлял об этом на каждом из своих представительных форумов. Я думаю, что новое поколение не преминет заявить о подобном на своем съезде и в 2020 году.
Кроме татарской молодежи, Казань ожидает принять еще несколько традиционных представительных татарских форумов, и это уже ответственность старшего поколения — не побояться сказать о необходимости сохранения института президентства в РТ, потому как это не только престиж и конституционная норма, но и весьма прагматичная необходимость для многонационального народа республики. Тем более в условиях гипертрофированной исполнительной власти по всей стране институт президентства (включающий в себя и аппарат президента) обеспечивает баланс интересов разных национальных, общественных, ведомственных и политических групп. Кроме того, президентская должность в Татарстане играет важную роль и во внешней политике Российской Федерации — это приток инвестиций, исламская и тюркская дипломатия, татарские диаспоры, образцовая «витринность» республики для внешнего наблюдателя, не говоря уже о том, какую роль президент РТ имеет для татарского мира.
6. Не забыть о 30-летии события, которое запустило нынешнюю «модель Татарстана»
Кстати, в рамках 100-летия ТАССР мы не имеем права забывать о 30-летии принятия Декларации о суверенитета Татарстана и, соответственно, 30-летии института президентства. Именно данные события заложили нынешнюю матрицу современной РТ (успешного субъекта и одного из ведущих регионов России, ее драйверов развития, что, безусловно, взаимообусловлено).
Никто не сомневается, что 100-летие пройдет на достойном уровне, однако праздник начинает терять свою концептуальность — в пылу цифр, имен, успехов теряется осознание ценности государственности Татарстана, его истоков. Успехи советских пятилеток затмили многие трагические страницы, национальный фактор и перипетии борьбы за статус республики. В целом политика исторической памяти татар и Татарстана нередко вызывает вопросы — это и процессы установки памятников, наименования улиц, площадей, парков, увековечение памятных мест, имен и дат, освещение их в государственных СМИ, и реакция на инициативы, подобные установке памятников Ивану Грозному, и сама стратегия памяти, и преподавание татарстанской истории, и вопросы сохранения историко-культурного наследия татарского народа (в том числе за пределами Татарстана).
Имея сильную историческую науку, РТ вынуждена «отбиваться» постфактум, когда появляется шум от общественности. Сейчас в формировании публичной политики памяти участвуют в большей степени чиновники (порой сами того не осознавая), нежели авторитетные ученые, специалисты и институты, пишущие историю. Коммуникационной площадки наподобие Российского военно-исторического общества, которая бы объединила в этих вопросах и академический, и университетский институт истории, краеведов и архивистов, экскурсоводов и музеологов, и Дамира Исхакова, и Рафаэля Хакимова, и Рамиля Хайрутдинова, и Альфрида Бустанова, не видно. Через два года — 1100-летие принятия ислама булгарами. Что можем здесь мы предложить исламскому миру, Российской Федерации, татарскому миру? Набор традиционных мероприятий?
7. Возвращение Казани национально-культурного центра
Ну и крайняя задача, важная прежде всего для татар Казани. Последние творческие собрания татарской интеллигенции в музее Тукая, где яблоку негде было упасть, ярко показали — татары остро нуждаются в возвращении столице РТ собственного национально-культурного центра. Молодежь своими многотысячными фестивалями, концертами альтернативной музыки, яркими постановками, кавээновской площадкой, существованием многочисленных сообществ и проектов давно продемонстрировала наличие аудитории, а старшее поколение подтвердило эту необходимость.
Наверное, татары в центре своей столицы заслуживают не только присутствия театров и организации эстрадных концертов, но и нового национально-культурного пространства (вслед за созданием центра им. Пушкина)? Пока же, к примеру, прибывающая в Казань татарская молодежь не знает, где она может удовлетворить собственный этнокультурный запрос: трудно представить, что юноши и девушки побегут сразу в театр или мечеть. Не реализовав этнокультурную потребность, они могут охладеть к родному языку и культуре, уйти в другие ниши. Вопрос стоит в списке задач татарстанской власти, но далек от своего правильного решения. И как бы не сложилась ситуация, аналогичная истории с национальным университетом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 240