Общество 

«Призыв к жизни – вот что являет собой смысл чалмы»

Рустам Батыр
2020-09-05 08:10

Известный мусульманский и общественный деятель, автор «БИЗНЕС Online» Рустам Батыр сегодня пишет о том, что в небытие может уйти один из важнейших кусочков пазла национального и духовного самосознания татарского народа — традиция носить чалму. Хотя участие в сохранении этой древнейшей традиции татар может принять любой без исключения. И для подобного абсолютно не нужно быть муллой.

Крайне важно, в том числе и на визуальном уровне, подчеркнуть, что Россия страна многонациональная и многоконфессиональная, ибо утрата этих ориентиров в конечном итоге ударит по всем нам, по будущему наших народов «Крайне важно, в том числе и на визуальном уровне, подчеркнуть, что Россия — страна многонациональная и многоконфессиональная, ибо утрата этих ориентиров в конечном итоге ударит по всем нам, по будущему наших народов»

В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ УКРЕПЛЕНИЯ ФЕДЕРАТИВНЫХ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ РОССИИ

Как должен выглядеть современный религиозный деятель? Вопрос этот, конечно же, не уровня Стратегии татарского народа, но из той же серии. Вместе с тем он до сих пор не имеет однозначного решения. Так, часть наших деятелей ислама одеваются на публичные мероприятия в чапан и чалму, а часть надевает в лучшем случае тюбетейку, а то и просто приходит в обычном деловом костюме и галстуке.

Почему этот вопрос так значим?

Когда на параде 9 Мая, или ежегодном послании президента Федеральному Собранию, или на каком-то ином общественно значимом собрании присутствуют религиозные деятели в подчеркнуто мусульманских одеждах, то тем самым обозначается наличие мусульман в стране. Это достаточно важная декларация в контексте задач укрепления федеративных принципов построения России. Неспроста же региональные лидеры национальных республик (Рустам Минниханов, Рамзан Кадыров, Радий Хабиров) прибегают, по сути, к тому же приему и время от времени появляются на публике в одежде, выполненной в национальных традициях своих народов. Крайне важно, в том числе и на визуальном уровне, подчеркнуть, что Россия — страна многонациональная и многоконфессиональная, ибо утрата этих ориентиров в конечном итоге ударит по всем нам, по будущему наших народов.

С другой стороны, религиозным деятелям необходимо быть ближе к своей пастве. А искусственность их облачения, ряженность отталкивает многих людей. Чалма и чапан, надетые как маскарадный костюм по случаю, исключают исламских духовников из естественности жизни, воздвигают дополнительную преграду между ними и теми, к кому обращено их духовное слово. Вот почему многие имамы избегают быть чалмоносцами и даже на пятничные службы приходят без чалмы. Многим прихожанам на самом деле это нравится. Мулла таким образом становится ближе к народу.

Как видим, у обеих позиций есть своя логика и аргументация. И определить, какая из двух точек зрения более выгодна нашему народу в стратегической перспективе, непросто. Вместе с тем правильный выбор можно сделать, только опираясь на глубокое понимание того, между чем мы выбираем. Апологетикой галстука сегодня заниматься незачем. Он и так неплохо себя чувствует. А вот объяснить, в чем состоит глубинный смысл чалмы, пожалуй, стоит, ибо подавляющее большинство татар о нем, увы, уже и не подозревают.

В ЧЕМ СОСТОИТ ГЛУБИННЫЙ СМЫСЛ ЧАЛМЫ

Обычай носить чалму имеет древние корни. Мусульманская традиция возводит его к самому Пророку. Еще на заре ислама, когда молодая община верующих стремилась вырваться из гнета враждебного языческого окружения, Пророк, как повествует предание, обращаясь к своим ученикам, гласил: «Разница между нами и многобожниками — чалма, повязанная поверх тюбетейки». Известный ханафитский ученый Мулла аль-Кари в своем трактате, посвященном данной теме, насчитывает 121 хадис, побуждающий надевать чалму. А некоторые мусульманские экзегеты, в частности Ибн-Касир, усматривают указание на нее и в Св. Коране (3:125). Другими словами, этот головной убор имеет для мусульман глубокое каноническое обоснование.

Поэтому неслучайно, что практика его ношения была распространена и бережно передавалась из поколения в поколение у многих мусульманских народов мира, в том числе и у татар. Мотив значимости чалмы, кстати, отражен и в знаменитой народной легенде про трех сподвижников Пророка, которым он среди трех важных вещей вручил и ее, отправляя их с миссией ислама на земли древних булгар. Сегодня это старинное предание увековечено на булгарской земле в памятном скульптурном монументе, включающем в себя среди прочего образ чалмы, и обыграно в логотипах некоторых мусульманских организаций (Болгарской исламской академии, духовного собрания мусульман России).

Раньше наш народ был более религиозен и чувствовать свою причастность к традиции Пророка хотели многие, поэтому чалму носили представители совершенно разных слоев мусульманского сообщества, а не только те, кого нынче принято называть религиозными деятелями. Связано это было и с глубоким пониманием транслируемых ею смыслов. В наши же дни люди, далекие от религиозных истоков культуры своего народа, уже давно не понимают их. Они полагают, что чалма — лишь экзотический наряд мусульманских священнослужителей. А между тем чалма — не просто повязка на голове. Чалма — олицетворение особой жизненной философии, предполагающей максимальную полноту проживания жизни. Именно поэтому этот головной убор де-факто всегда был внешним сопровождением ценностей традиционного ислама, проистекающих в том числе и из суфийской традиции, в которой семантика чалмы осознавалась с предельной ясностью. Кстати, сказанное отчасти объясняет, почему в странах Персидского залива, где преобладает идеология салафизма, ненавидящего суфизм, местные шейхи уклоняются носить чалму, подменяя ее платком (куфией) с обручем (эгалем).

«НЕ СПРАШИВАЙ, ПО КОМ ЗВУЧИТ АЗАН: ОН ЗВУЧИТ ПО ТЕБЕ!»

Смысловой шлейф чалмы проистекает из ее изначального предназначения. Она была задумана не как декоративный, а как вполне утилитарный головной убор. Если называть вещи своими именами, то это похоронный саван, намотанный вокруг головы. В древности, к слову, именно в нем, снятом с головы умершего, и хоронили человека, особенно тех, кого смерть застигла в дальнем странствии. Со временем же чалма все меньше использовалась в таком практическом отношении и все больше обретала символическое значение. Ежедневное ношение чалмы было призвано напомнить ее обладателю о конечности нашего бытия, о скоротечности человеческой жизни. В этом и заключается ее секрет.

Семантика чалмы смысловым ансамблем коррелирует с мусульманским обрядом имянаречения (исем кушу), во время которого над новорожденным провозглашается азан и икамат, т. е. формулы призыва на обязательную (фард) молитву мусульман. Возникает вопрос: какая же молитва имеется в виду, ведь во время обряда никакого намаза не читают? Ответ кого-то поначалу может даже шокировать: речь идет о похоронной (джаназа) молитве. Казалось бы, какое отношение она имеет к новорожденному? И вот тут мы подходим к глубинной сути понимания этого обряда, а вместе с ним и раскрытию семантики чалмы.

Согласно исламским канонам, между икаматом (т. е. призывом на обязательный намаз) и самой молитвой (напомню, что джаназа намаз по статусу — фард, т. е. обязательный) не должно быть никакого временного зазора. А поскольку между похоронной молитвой и призывом на нее, который звучит во время обряда имянаречения, успевает втиснуться вся человеческая жизнь, смысл этого заключается в том, чтобы помочь людям с предельной ясностью осознать: отведенный нам на этой земле отрезок времени — всего лишь крохотное мгновение, мельком вспыхнувшее перед уходом в небытие, тотальную неизвестность. А значит, нужно торопиться жить. Второго шанса не будет. Уже прозвучал азан, призыв на нашу похоронную молитву, и потому мой саван, свернутый в чалму, всегда со мной. В любой момент ангел Азраил готов прийти по мою душу, и, стало быть, очередной понедельник может для меня и не наступить, а потому уже сейчас не стоит растрачивать себя на никчемное времяпрепровождение, пустую и мелочную суету. Перефразируя Эрнеста Хемингуэя, здесь можно было бы сказать: «Не спрашивай, по ком звучит азан: он звучит по тебе!»

«Почаще вспоминайте обрушителя [беспечных] наслаждений», — говорил Пророк про пробуждающий феномен смерти. Эту же идею парадоксальной природы человеческого бытия кто-то из современных философов экзистенциализма выразил другими словами: «Смерть — начало жизни». И действительно, именно осознание человеком неотвратимости могильного финала в конечном итоге заставляет жить. Именно смерть своим холодным дыханием тонизирует нас, торопит совершить в жизни что-то значимое, побуждает возвыситься над трясиной повседневности. Отрезвляющий посыл смерти очень хорошо знаком тем, в непосредственной близости от которых прошлось ее бескомпромиссное, не знающее пощады леденящее лезвие. Одно лишь легчайшее прикосновение к нему перетряхивает человека до основания, пробуждает в нем жажду к осознанной жизни и заставляет ценить все то главное и важное, что в ней заключено, но что порой теряется в тумане бесцельного и бессмысленного существования. Призыв к жизни — вот что являет собой смысл чалмы.

ЗА БОЛГАРСКУЮ АКАДЕМИЮ СТАНОВИТСЯ СТРАШНО И ГРУСТНО

Утрата таких смысловых ориентиров во многом обуславливает те многочисленные духовные пороки, которыми болеют многие индивидуумы современного потребительского общества, впавшие в настоящий экзистенциальный сомнамбулизм. В конечном итоге это близорукое забытье порождает ненасытный гедонизм и саморазрушение человека через вседозволенность, которые в своем крайнем выражении кристаллизуются в изувеченные судьбы наркоманов, распавшиеся семьи алкоголиков и растоптанные личности проституток.

Мусульманские религиозные деятели носят чалму не потому, что она является отличительным признаком некой особой касты избранных жрецов. Просто они поневоле остались во многом последними хранителями религиозных традиций татарского народа, которые в эпоху воинствующего атеизма кровавыми клещами жестоких репрессий выдирались из тела нации. Наши имамы, в том числе и таким способом, актуализируют ее величайшую гуманистическую, жизнеутверждающую философию. И при этом никому из них и в голову не придет говорить, что чалма — это какая-то религиозная обязанность ислама или верный признак богобоязненности и благочестия. Подобный бред придумывают и инкриминируют им светские татары, совершенно не знающие религии собственного народа. Любой из нас без исключения может принять участие в сохранении этой древнейшей традиции татар. И для подобного абсолютно не нужно быть муллой.

Но, конечно же, никто, кроме религиозных деятелей (и единичных представителей тарикатов), носить чалму из современных татар не станет. А значит, в небытие может уйти один из важнейших кусочков пазла национального и духовного самосознания нашего народа.

Да, ислам нужно осовременивать (хотя, к слову, для этого не надо ничего придумывать нового, достаточно лишь вернуться к истоку нашей духовной традиции). Но это осовременивание должно быть вдумчивым. Как бы вместе с водой не выплеснуть и ребенка. Особенно это актуально на фоне угроз, исходящих от глобализированного мира, который штампует человечество по единым безликим шаблонам. Важно понимать, что народ сохраняет не только язык, но и многие другие элементы культурного кода. И среди них национальная одежда играет не последнюю роль. Вспомним Махатму Ганди, который всегда принципиально одевался в национальное, что среди прочего помогло ему изменить настроения масс, придать им нужный мобилизационный импульс, который в итоге и позволил индийцам сбросить со своей шеи британскую колониальную удавку.

Мы вряд ли сможем сохраниться как народ, если станем игнорировать разные грани родной традиции, будь то национальные блюда, праздники или одежда. Поэтому когда видишь фотографии с торжественной линейки по случаю начала нового учебного года в Болгарской исламской академии, где из татар, кроме муфтия Татарстана, чалму не надел больше никто, то становится немного грустно. Грустно и страшно за будущее татарского народа. Если традицию чалмы не берегут даже на святой болгарской земле, то о каких религиозных традициях мы вообще говорим?

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (58) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
5.09.2020 12:23

Паранджа тоже практична,чтоб песок в волосах не застревал и лицо не царапал

  • Анонимно
    5.09.2020 08:43

    Муфтий разрешил только себе, остальные в калфаках

    • Анонимно
      5.09.2020 12:40

      Муфтий знает, что говорит. Он родился в Марийской АССР. Марий Эл это сила природы. Интересно, его заставляли учить марийский язык в школе, как он хочет всех заставить учить свой татарский?

      • Анонимно
        5.09.2020 19:10

        Надо поинтересоваться у него, знает ли он марийский язык. Все таки вырос в Марий Эл. Или он не уважительно относится к марийцам. Ведь так в Татарстане ставят этот вопрос - должны уважать, изучать татарский.

        • Анонимно
          5.09.2020 19:53

          Самопиарщик

        • Анонимно
          5.09.2020 19:57

          19.10 Знает, не сомневайтесь

        • Анонимно
          8.09.2020 21:30

          Если он жил среди марийцевв Марий эль, то он, скорее всего, знал марийский. Если же не быдо марийцев и не было преподавания марийского языка в его деревне, то научиться ему он не мог.
          Рим Дашкин

  • Анонимно
    5.09.2020 08:45

    Спасибо Рустам, очень интересно! Дум рт даже про это не рассказывает, видимо они сами впервые узнают об этом.

  • Анонимно
    5.09.2020 08:45

    Авторитет дум рт чалмой не поднимешь

  • Анонимно
    5.09.2020 08:46

    Муфтий татарстана одевает только турецкую чалму, не татарскую

  • Анонимно
    5.09.2020 08:52

    Рустам, считаете ли Вы пророка Мухаммада последним пророком и как Вы относитесь к общине Ахмадия (то есть последователям Мирзы Гулама Ахмада )?

    • Анонимно
      5.09.2020 09:09

      Не смешите - ахмадийцы это секта. Созданная опять же Англией. Кем же ещё.

      • Анонимно
        5.09.2020 15:18

        А ислам это не секта? Или христианство? Почему кого-то называют сектой, а этих нет?

  • Анонимно
    5.09.2020 09:15

    В странах Персидского залива чалму не носят не потому, как думает Рустам Батров-Андерсен. Куфаль практичнее для того климата. Нормальные люди не зацикливаются на символах и атрибутике))) Это их национальная одежда. Всё историки
    знают, что национальные одежды народов связаны с климатом проживания! Куфаль не жарит голову и главное закрывает шею от палящего солнца и от солнечного удара. Ну, а значение эгаля проще простого.

    • Анонимно
      5.09.2020 11:00

      Спрашивается, так зачем же тогда, когда Батров был заммуфтия РТ, он сам ходил в чалме и в чапане (прямо, как звездочет)? Что за "звезды" он считал тогда? Или это у него была такая "звездная болезнь"? Или у него был такой специфичный дресс-код? Честно говоря, эти муллократы-"чалмоносцы-чапаноносцы" в нашей повседневности напоминают неких странных артистов камаловского театра, по забывчивости вышедших после спектакля на улицу (или же идущих домой после спектакля) в своей актерской одежде. Батров также в свое время был одним из этих странных ("забывчивых") театрально-маскарадных персонажей. Жаль, что он забыл про это время и про свою чалму.

    • Анонимно
      5.09.2020 12:23

      Паранджа тоже практична,чтоб песок в волосах не застревал и лицо не царапал

      • Анонимно
        5.09.2020 12:31

        12.23 И чтоб кожа не обгорела и оставалась светлой у женщин.

        • Анонимно
          5.09.2020 15:19

          Так выходит ислам арабская религия и через неё арабы проталкивают по миру свою культуру?

          • Анонимно
            5.09.2020 17:31

            15.19 А что, христианство и русская культура - это одно и то же? Неужели вы разницы не видите?!

  • Анонимно
    5.09.2020 09:17

    При чем здесь саван??? Чалму носили и евреи и христиане! Жёлтую и синюю соответственно. Разве христиане хоронят в саване и могут обходиться без гроба?

  • Анонимно
    5.09.2020 09:26

    Батров такой многогранный))) , то продвигает светскость в ряды мусульман под соусом "в ногу со временем", то вдарился в пропаганду аж всеобщего ношения чалмы. Что с ним происходит, всё ли хорошо у него?

  • Анонимно
    5.09.2020 09:27

    У автора всё смешалось в голове, то он с негативом говорит что они чалмоносцы, теперь уже чалма это хорошо.
    Обычная логика чиновника и конъюктурщика, представить тему в выгодном ему ключе.

    • Анонимно
      5.09.2020 09:56

      Быть на волне пытается. Не хочу его оскорбить и обидеть, но жалок и смешон. Чисто по-человечески посоветовал бы бросить эту должность. Не глупый ведь человек, вероятно. Мог бы пользу народу приносить.

  • Анонимно
    5.09.2020 10:12

    Чалма разве не саван?

  • Анонимно
    5.09.2020 10:50

    Авторы многих смс, читайте и вникайте обсуждайте тему в статье а не личность автора.

  • Анонимно
    5.09.2020 11:25

    Мы же не разводим костер на улице, что бы готовить. Готовим дома на варочной панели У кого то газовая плита, у кого электро. Смысл носить в 21 веке на голове пласмассовую чалму имитацию как делают некоторые муллы, или марллю некоторые имамы накручивают. Или полотенца там. Зачем мои дорогие? Это все лишь головной убор 7 века. Который служил и саваном и подушкой и много других функций имел наверное в жаркой пустыне, в каравпнных переходах. Но в 21 век, миллионные города другая эпоха жизнь. Бейсболка рулит. Удобно, практично. По факту та же юбетейка, но с удобным козырьком от солнца. Век технологий, космических кораблей, скорая настанет эра электромашин. А мы до сих на отшибе жизни будем спорить какая должна быть длинна у чалмы)? Рустам хазрата, брат ну вам самому не смешно? У вас ведь иногда очень интересные темы бывают. Но в этот раз, как то мимо)

    • Анонимно
      5.09.2020 12:20

      Мы живём в одинаковых квартирах,передвигаемся на одинаковых машинах,едим одинаковую пищу,носим одинаковую одежду,все одинаково говорим на русском.Какие же мы татары,башкиры,узбеки ?Мы же русские?по вашему

      • Анонимно
        5.09.2020 12:34

        12.20 Извините, но не в тему.

      • Анонимно
        5.09.2020 17:03

        Ну говорите на татарском), носите бейсболку с орнаментом в чем проблема. Не ешьте одинаковую пищу кушайте халяль. Важно кем ты себя считаешь, кем себя идентифицируешь. И раньше на одинаковых лошадях с четыремя ногами передвигались, это вообще слабый оргумент) в чем проблема. Если хотите не уподобляться не воруйте, не изменяйте, будь гостеприимен. Внешне если хочешь, носи бороду и ухаживай за ней.

    • Рашид
      5.09.2020 16:09

      11:25 Твою философию можно развить и дальше. Зачем искать себе жену нежели можно сделать себе подобого из пробирки. Так и отношения промеж муж и жен станут атавизмом. Подумай в плоскости традиционных ценностей разных народов. По моему это радует глаза когда не всё в одних тонах как у дальтоника в образном понимании. Люди ездят в отпуск развеяться с большим удовольствием в другие страны...

      • Анонимно
        5.09.2020 17:04

        Вы передергиваете, подменяя понятия.

      • Анонимно
        5.09.2020 17:53

        Традиции, хорошая традиция не воровать, не сплетничать, не торопиться, быть мастером в чем то, очпочмаки печь хорошая традиция. Но ходить с Чалмой на голове так себе традиция, воспринимаю её только как униформу у мулл. Да они и сами её так воспринимают. Нет конечно можно для туристов ходить в ичигах, в халате. Традиция же.

        • Анонимно
          5.09.2020 19:09

          17.53 Воспринимайте как вам хочется и душе вашей угодно. Но обсуждать, кому как одеваться - это и есть мракобесие. Пусть хоть все в чалмах. Пусть хоть в треуголках. Я бы не обращал внимание на это. Молодёжь же красит волосы в разные цвета радуги и считается самовыражением и ИМ ТАК НРАВИТСЯ. Вот и чалму пусть носят, кому нравится. Например, моё мнение - нет ничего приятнее глазу татарской тюбетейки!

          • Анонимно
            5.09.2020 19:40

            В принципе соглашусь, аргументировано. С этим мнением спорить не хочется. Но и навязывать, чалму, тюбетейку не нужно. Я отстаивал своё мнение исходя с этой позиции)

          • Рашид
            5.09.2020 20:15

            19:09 А как бы радовал Тюбетей Тауер с макдональдзом на верху...

  • Анонимно
    5.09.2020 11:43

    Смысл чалмы как и любой шапки - чтобы в голову не напекло

  • Анонимно
    5.09.2020 12:07

    Бейсболка не будет напоминать о конечности бытия...."memento mori"

  • Рашид
    5.09.2020 12:27

    Вся проблема к жизни какой ценой...

  • Анонимно
    5.09.2020 14:46

    Во времена изобретения религий не было ещё швейных машин вот и заворачивались люди в простыни.Ну а зачем сейчас то людей смешить.Человека завёрнутого в простыню идущего по улице могут неправильно понять.

  • Анонимно
    5.09.2020 15:57

    Рустам исчерпал себя, пошло мелкотемье.

  • Анонимно
    5.09.2020 15:58

    Чалма появилась до ислама как одежда, людей живущих в песчаных пустынях.

  • Анонимно
    5.09.2020 16:00

    Смотрите классические картины по сюжетам Старого завета Библии (иудаизма) - почти все мужчины изображены в чалмах.

  • Анонимно
    5.09.2020 16:01

    Чалма - нац одежда народов Ближ Востока, в основном арабов.
    Только так она и воспринимается татарами.

  • Анонимно
    5.09.2020 16:02

    Татарский мулла в чалме - миссионер, пропагандирующий арабск нац одежду.

  • Анонимно
    5.09.2020 16:03

    Чалма - спецодежда татарск мулл. Пусть останется таковой.

    • Анонимно
      6.09.2020 12:24

      В исламе нет всяких спецодежд и всяких дресс кодов - люди одеваются в соответствии с климатом и жизненными условиями. Есть просто некоторые ограничения: не оголять срамные места (женщины должны одевать хиджаб), не уподобляться людям другой веры, не использовать атрибуты неверующих. А чалма, камис, чапан, тюбетейка, тюрбан, изар - вовсе не обязательны для мусульман. Зачем нужна искусственная театральщина или мода, или же дрсесс код в стиле "а ля ислам"?

  • Анонимно
    5.09.2020 17:09

    Кажется, этот "знаток" перепутал азан с ясином. С чего он взял что азан- это призыв к похоронной молитве??? С очевидной целью- чтобы в очередной раз плюнуть в мусульман.

    • Анонимно
      5.09.2020 17:36

      17.09 Чтоб плюнуть не дорос он. А вот с толку сбить постоянно пытается. Уже ассоциация с ним, как смутьян в Исламе. А мы знаем, что от таких надо держаться подальше. Зря он старается и энергию тратить на заранее гиблое дело.

  • Анонимно
    6.09.2020 06:56

    Человек носящий чалму- есть верующий в ислам, который шесть часов в сутки читает намаз на арабском не понимая смысла. Он исполнит любое желание того, кто больше заплатит деньгами.

  • Анонимно
    7.09.2020 09:31

    я правильно понял, что уважаемый автор теперь будет носить чалму, тем самым подавая пример.

    • Анонимно
      7.09.2020 11:24

      Точно - Батров вновь примеряет себе чалму. Менять шапки - его кредо и жизненная позиция.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль